Что такое легенда в истории. Легенда

28.02.2019

Название этого жанра происходит от латинского «легенда» -- «то, что следует прочитать». Оно возникло в те далекие времена, когда легенды еще не записывались, а рассказывались, передаваясь из уст в уста подобно сказкам.В основе легенды -- рассказ о событии, якобы имевшем место. Чаще всего легенды возникали на основе «свидетельств очевидцев» о чудесах, видениях, связанных с именами святых или с определенной местностью.

В отличие от преданий, рассказывавших об исторических лицах и реальных событиях, легенда нередко рассказывает о том, чего не было на самом деле, но что могло произойти.

Вот почему так много легенд рассказывают о находках сокровищ, чудесных избавлениях от недугов или победах над многочисленными врагами.

Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях в т.ч. рассказы из святого Писания, деяний святых апостолов, жития святых. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т.д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос. Легенда -- приблизительный синоним понятия миф; эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа -- обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях. Легенды делят на религиозные и социальные. Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано. Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, слово приобрело дополнительный смысл: так называют события и деятелей (например, «Легенда рока»), получивших признание и почёт. Легенда - Википедия ЛЕГЕНДА (от церковно-латинского «legenda», формы множеств. числа сущ. среднего рода «legendum» -- «отрывок, подлежащий чтению», -- осмысленной позднее как форма единственного числа женского рода). -- 1. В первоначальном значении слова Л. -- отрывки «житий» и «страстей» святых, зачитывавшихся во время церковной службы или монастырской трапезы в дни, посвященные этим святым. 2. Отсюда -- в более широком, внеритуальном значении -- небольшое религиозно-дидактическое повествование, разрабатывающее в форме связной фабулы или отдельных эпизодов фантастическую биографию лиц, животных, растений, вещей, ставших по каким-либо причинам предметами христианского культа: легенда о кресте, Л. об осине -- иудином дереве и т. п. 3. При еще более широком словоупотреблении термин Л. применяется также для обозначения: а) произведений неповествовательного характера, разрабатывающих «легендарные» темы -- напр. драматических мираклей; б) религиозно-дидактических повествований, связанных с нехристианскими культами -- буддийским, мусульманским, иудейским: Л. о Будде, Л. о потомках Мухаммеда, хасидские Л. о цадиках; в) не подтверждаемых историческими документами и часто фантастических рассказов о каком-либо историческом деятеле или событии, совершенно не связанном с религиозными культами; например Л. об Александре Македонском и т. п. Легенда.

Сознание людей не делает серьезного различия между преданиями и легендами. Кроме того, современная наука также не всегда может с уверенностью отличить их друг от друга. Так же как и предание, легенда представляет собой жанр устного творчества. Слово «предание» достаточно точно отражает суть этого произведения. Это рассказ исторического содержания, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Легенда же представляет собой повествование религиозного характера, которое неразрывно связано с историческими событиями.

Вплоть до XIX столетия читать книги и, тем более, получить образование могли далеко не все. Но знать о своих корнях, культуре и религии хотел каждый человек. Предания и легенды заменяли простому люду историческую литературу, рассказывая о прошедших событиях. Но – это не историческая , а только запечатленные яркие моменты отдельных событий.

На латыни слово «легенда» «то, что следует читать». Изначально легенда представляла собой историю о благочестивой жизни святых. Затем она изменилась до религиозно-дидактических, поучительных, а иногда и фантастических биографий исторических и вымышленных , жизнь и дела которых носили обобщенные черты характера народности, проживающей в данной местности. Самое интересное, что все эти чудесные истории воспринимались людьми как произошедшие в прошлом в реальной действительности, несмотря на их сказочность и фантастичность.

Некоторые легенды действительно очень похожи на сказки. Отличие их состоит в том, что сказки большей частью имеют придуманный , а в основе легенды лежит реальное событие, пусть и описанное в сказочной форме. Они воспринимаются гораздо серьезней, как действительный случай, из которого необходимо сделать вывод с пользой для себя.

Например, в Средние века имели место легенды, персонажами которых были проклятые люди. «Легенда о Летучем Голландце», пожалуй, самая того времени. Вариантов ее повествования много, но суть одна. Наказанный Богом «Летучий Голландец» вынужден вечно скитаться по морям, т.к. его капитан проклял Создателя и связался с Дьяволом. Находясь под впечатлением от этой легенды, мореплаватели того времени уверяли, что действительно видели этот проклятый корабль. Кто знает, что там было на самом деле… Тем не менее, эта легенда «живет» в памяти людей и по сей день.

Все события, имеющие место в легендах, описываются и оцениваются с точки зрения понимания народной традицией христианских норм жизни. Наряду с людьми и животными, ангелами и бесами, Бог и святые часто спускаются на землю, принимая разные обличья. Неузнанные, они ходят по ней, награждают праведников и грешников.

Легенды слагались, благодаря не только устному народному творчеству, но и письменным артефактам, например, апокрифам. Также среди письменных источников - некоторые библейские тексты.

Сюжеты, описанные в легендах, нашли свое отражение не только в литературных жанрах, но и в иконописи. Самым ярким примером служит икона «Чудо Георгия о змие», которая впоследствии явилась основой для создания Московской Руси, а позднее и столицы России.

Легенды и предания – жанр, который живет и развивается. Вполне вероятно, что современное понимание текущих событий обыкновенными людьми рождает и собирает выводы и истории, слухи и рассказы, которые дойдут до потомков яркими и поучительными легендами и преданиями.


Термин «легенда» - книжного происхождения. В средневековой письменности этот вид произведений был весьма популярным (от лат.- то, что должно быть прочитано). Впоследствии термин стал применяться и к произведениям фольклора. Легенда - прозаический эпический жанр, рассказ о событиях и лицах, повествование о прошлом. Она нередко начинается словами «Давно было...», «Когда-то...», «Дело было в старину». Легенды по 126 своей структуре представляют собой вид «небольших повестей» с неустойчивым текстом и свободной формой. Неустойчивость текста обусловливает значительную импровизацию, которая, в свою очередь, ведет к неустойчивости текста: эти явления взаимозависимы. С этим связана и возможность контаминации эпизодов и мотивов различных легенд. Свободная форма легенд характеризуется тем, что эпизоды и мотивы, в отличие, например, от сказочного твердого порядка чередования, могут более свободно следовать друг за другом. Кроме того, легенды не имеют постоянных начальных и конечных формул, какими отличаются сказки. Легенды -сюжетный жанр. Но их сюжеты обычно не развернуты в сложное повествование, а малоэпизодны, часто одноэпизодны. В первом случае связь эпизодов образует развитие действия, во втором -в центре рассказа один эпизод. Сюжетность подчеркивается развязкой, в которой отмечается перелом в ходе событий: «Ан вышло не так...», неожиданность: «Мужик не знал, куды и собирать-то!» . Как вывод нередко приводится нравоучение: «Грех великий обижать матушку Пятницу...» или результат событий. Событиям, о которых повествуется в легендах, приписывается достоверность. Рассказчик и слушатель обычно верили в действительность того, о чем рассказывалось. Однако события и действия персонажей легенд явно вымышлены. Более того, в них немало фантастического. Важный элемент сюжетов в легендах - чудесное или даже чудо, совершаемое лицами, обладающими способностью волшебства. Состав сюжетов и персонажей легенд своеобразен. Сюжеты нередко взяты из Библии: сотворение мира, конец мира, Адам и Ева, чудесные явления как результат действий Христа, апостолов и святых, эпизоды из житий святых. Персонажами часто выступают Христос или святые. Все это давало основу для определения легенд как рассказов с христианским религиозным содержанием. В. Я. Пропп определяет их следующим образом: «...рассказы, содержание которых прямо или косвенно связано с христианской религией» . А. Н. Афанасьев связывает легенды с «христианскими представлениями», но указывает, что «языческая старина служила обильным материалом для народной поэзии» . Он даже отмечает, что в легендах содержатся явные следы дохристианских представлений: то, что заимствуется в легенде, например, из библейской истории, «подчиняется произволу народной фантазии, видоизменяется сообразно ее требованиям и даже связывается с теми преданиями и поверьями, которые уцелели от эпохи доисторической и которые, по-видимому, так противоположны началам христианского учения» . А. Н. Афанасьев высказал также мысль о том, что в русских легендах отразилось двоеверие, т. е. соединение языческих и христианских элементов. Определение легенд как жанра предполагает отграничение их от других близких жанров. К ним относятся и жанры письменности, и жанры устного творчества. С жанрами письменности, например с житиями святых и апокрифами, легенды связывают сходные мотивы; к фольклорным жанрам легенды близки по структуре. Значительной части легенд, как и житиям святых, свойственны религиозно-христианский характер, образ святого, тема творимого им чуда. С апокрифами, в которых отвергается каноническое толкование библейских событий и персонажей и утверждается народное их понимание, легенды роднят тема борьбы бога и дьявола и тема сотворения человека, созданного, по апокрифическим сказаниям, и богом и дьяволом: дьявол сотворил его тело, а бог вдохнул в него душу. Особенно важно то, что и в апокрифах, и в легендах утверждается: власти земные не от бога, а от дьявола, поэтому они и враждебны простому народу. Наконец, и в апокрифах, и в легендах рисуется образ «доброго бога», милостивого к людям, к беднякам. Все это шло вразрез с каноническо-церковными догмами. Бог христианской религии суров и строг, он беспощадно и неумолимо наказывает грешников, не разбираясь в причинах содеянного ими. Бог апокрифов и легенд понимает жизненные причины, в силу которых люди допускают так называемые «грехи». Таковы Христос, богородица, некоторые святые. Ряд легенд близок по сюжетам и идейной сущности известному апокрифу «Хождение богоматери по мукам». И в легендах по аду ходят святые, сочувствуют мучающимся грешникам, например в легенде «Христов братец» . К житиям святых и апокрифам близки в легендах мотивы искушения человека бесом, образы благодарных животных, которые помогают человеку. Легенды имеют сходные моменты и с так называемыми духовными стихами, которые возникли в народном творчестве под влиянием религиозной литературы. Их распевали обычно нищие-слепцы - «калики перехожие». Бытовали духовные стихи главным образом среди старообрядцев и сектантов. А. Н. Афанасьев в свой сборник легенд вводит и духовный стих «Егорий храбрый» - о христианском святом Георгии-победоносце. В. Я. Пропп сопоставляет духовные стихи и легенды, в которых есть образ Смерти, например стих об Анике-воине, существующий и в стихотворной форме, и в прозаическом пересказе. Аника сражается со смертью, но побежден ею. Подобные сюжеты есть и в легендах, например в легенде «Солдат и смерть». Однако легенда отличается от духовного стиха тем, что в ней отражаются народные воззрения, в ней нет страха человека перед смертью, «смерть принимается как закон жизни» . Кроме того, в легендах нередко осмеиваются религиозные догмы, пародируются мотивы религиозной литературы. В названной легенде солдат за примерное поведение и верную службу после смерти попадает в рай. Но райская жизнь не по нему: там не дают ни водки, ни табаку. Он просит отправить его в ад. Однако там черти готовят ему страшные муки. Перехитрив чертей, солдат бежит из ада. Здесь осмеиваются религиозные представления об аде и рае, острота которых «увеличивается оттого, что народ для более яркого обличения пользуется образами, созданными самой церковью» . Легенды отличаются не только от произведений, возникших в письменности или под ее влиянием, но и от других жанров фольклора. От преданий они отличаются тем, что основой повествования в них служат фантастические явления, тогда как в преданиях обычно есть реальная основа. Со сказкой легенда имеет как сходные черты, так и различия. Сходство состоит в ряде особенностей: в прозаической форме, некоторых сюжетах и мотивах, особенно фантастических. Легенда использует начальные формулы сказки, главным образом волшебной. Так, легенда «Пиво и хлеб» начинается словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жил был богатый крестьянин» . Подобное начало в легендах «Золотое стремя» , «Марко-Богатый» и др. Часто встречается формула «жили-были», «жил-был», «жил да был», «было жило», например в легендах «Солдат и смерть» , «Пустынник и дьявол» , «Пустынник» , «Кумова кровать» , «Грех и покаяние» , «Горький пьяница» . Обычны также начала; «один старик», «один солдат». Чем же отличается легенда от сказки? Отличия состоят в том, что сюжет сказки строится обычно на «чудесах», а легенды -на «чуде», которое совершает святой или «дух» - домовой. Сказка -жанр твердой формы, имеющий определенные структурные особенности, а легенда -жанр свободной формы, он может заимствовать у сказки структурные элементы как устойчивые начала, но сам их не имеет. В сказке действуют обычно простые смертные - мужик, барин, поп, а в легенде к ним присоединяются еще и святые.



Классификация легенд и состав сюжетов.

Русские народные легенды неоднородны по темам, сюжетам и персонажам. Естественно, что с их тематикой связаны и особенности сюжетов, и особенности персонажей. Это дает возможность положить в основу классификации легенд их тематику. Русские народные легенды можно разделить на следующие тематические группы. Легенды о сотворении мира, о происхождении солнца, месяца, звезд, земли и неба. Они чаще всего связаны с библейскими мотивами, но толкуют их иначе. Кроме того, в такого типа легендах есть немало языческих элементов. Легенды о животных, где рассказывается о животных, птицах и рыбах, объясняется происхождение их особенностей: почему у зайца передние ноги коротки? почему собака и кошка всегда ссорятся? Легенды о боге, святых, их хождении по земле, по аду и раю, об их помощи людям, прежде всего труженикам и бедным. Легенды о наказании злых и прощении грешников. В них рассказывается о том, как злой человек отказал в помощи несчастному или путешественнику и был за это наказан, а добрый, помогавший им, был вознагражден. Подобные сюжеты есть и в сказках, например о злой дочери мачехи и о доброй падчерице. Легенды, в которых выражены ожидания и чаяния народные. Их называют социально-утопическими легендами. К ним относятся рассказы о далекой счастливой стране, о царе, который избавит народ от страданий. К этой группе легенд относится и популярная ранее в народе легенда об опустившемся в озеро Светлояр граде Китеже, когда над ним нависла опасность разорения его монголо-татарами. Эта история связана с тем, что в 1024 г. князь Ярослав разорил город Кидекшу, а в 1237 г. город был разорен ордынцами. К этой истории присоединились религиозные мотивы спасения горда божественной силой. Наконец, среди легенд есть группа произведений с семейными мотивами. В таких легендах повествование строится на отношениях жены и мужа, сына и матери, брата и сестры. Но эти отношения связываются с религиозными или суеверными понятиями. В легенде «Непрощенный сын» проклятие матерью сына приводит к гибели их обоих. В легенде «Муж и жена» супруги забывают в поле ребенка, а когда возвращаются за ним, видят, что его нянчит леший. В легенде «Детоубийство, наказанное змеями» девушку, убившую трех детей, мучают змеи, присосавшиеся к ее груди. В легендах, как и в сказках, зло всегда наказывается. Особо стоят легенды с сатирическими мотивами. Именно они более всего близки к социально-бытовым сказкам. Эти легенды имеют определенный социальный характер. В них обычно действуют бедные крестьяне, землепашцы, которым всегда помогают святые и даже силы природы. В легенде «Чудо на мельнице» бедному крестьянину выпало счастье: он хорошо отнесся к нищему (это был Христос) и поэтому из небольшого количества зерна намолол много муки. Святым, который часто помогает мужику-земледельцу, в легендах является Николай-чудотворец. В народе существовал культ этого святого. Идейно-художественные особенности легенд. Идейно-художественная сущность легенд состоит в том, что в них выражено народное понимание действительности, народное толкование изображаемых событий и персонажей. Вместе с тем в легендах имеет место глубокое осознание социальной психологии других общественных групп. Так, в известной легенде о бедняке, ставшем богачом, подчеркнуто резкое изменение его психологии, его отношения к людям, особенно к беднякам: он становится жадным и безжалостным. В легендах содержатся религиозные поучения, однако они имеют явно социальный характер: святые и силы природы помогают не барину, попу или купцу, а мужику, который трудолюбив, честен, человеколюбив. В этом и состоит суть поучений. В таких легендах всегда присутствует социальная антитеза: противопоставление мужика его обирателям и угнетателям. Идейная сторона легенд проявляется в том, что в них оценка событий и лиц дается с крестьянской точки зрения. Конечно, в легендах отражается и отсталая психология, влияние церковной морали, например в легенде «Бедная вдова»: последняя идеализируется за то, что все терпит, что ей всегда хорошо, даже в самые трудные случаи жизни; в легенде «Видение» сыновья и снохи в семье живут плохо: не молятся богу, хотят друг у друга отнять то, что ими нажито, постоянно ссорятся. В этой дидактике лишь первые два момента возникли явно под церковным воздействием, но осуждение вражды - разумно и целесообразно. Важной особенностью идейной стороны легенд служит сатира, которая носит социальный, в том числе антицерковный, характер. Антицерковный характер легенд явно виден в сюжете прощенного грешника. Это сюжет важного социального смысла. В легенде «Грех и покаяние», а также в легендах со сходными сюжетами человек, совершивший тяжкий грех, искупает его длительным трудом, но никак не может искупить. Но когда он убивает барина, попа, купца или разбойника, грехи ему тотчас же прощаются. Особенно показательна легенда «Рах разбойник». Разбойник под влиянием пустынника решает спасти свою душу. Это ему долго не удается. Но «вот раз видит он, что едет большой дорогой кулак-купец, и думает себе разбойник: -«А что, сколько этот купец из мужиков денег выжал? Все на него жалуются... Рады бы все деревни были, кабы его не было... Хорошо его убить!» Как подумал, так и сделал: купца зарезал, а деньги, которые с ним были, по всем окрестным деревням роздал. И испугался разбойник, что опять старый грех совершил: человека убил... И подошел к нему старичок и сказал: «Ты не человека убил, а свой грех». Легенду подобного типа обработал Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (легенда о Кудеяре). Легенда является произведением искусства устного слова. Как и сказки, легенды нередко рассказываются подлинными мастерами слова. В легендах искусно построен сюжет или эпизод, которые раскрывают и основную мысль произведения, и сущность характеров персонажей. Художественное совершенство проявляется и в том, что фантастика и юмор становятся в ней средствами острого обличения. Легенды жили в фольклоре, пока в народе держались религиозные или суеверные представления. В русских легендах, как указал еще А. Н. Афанасьев, есть так называемые «бродячие сюжеты». Они зашли в русский фольклор из широко распространенных сборников легендарных рассказов, например из переводного сборника «Великое зерцало», из житий святых, библейских легенд, западноевропейских фабльо и фацеций. В примечаниях к «Народным русским легендам» Афанасьев привел несколько сопоставлений с сербскими и немецкими легендами. Такие параллели он указал для легенд «Чудесная молотьба», «Пустынник и дьявол». Отдельные эпизоды находят себе параллели в венгерских и румынских легендах. Однако большая часть русских народных легенд самобытна; в них отразились представления русских людей, черты их быта, традиции русского устного поэтического творчества.


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

ЛЕГЕНДА

ЛЕГЕ́НДА, -ы, ж.

1. Поэтическое предание о каком-н. историческом событии. Средневековые легенды.

2. перен. О героических событиях прошлого (книжн. ). Человек из легенды (человек со славным прошлым). Живая л. (о человеке с героическим славным прошлым).

3. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец. ). Л. резидента.

4. Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме (спец. ).

| прил. ~рный , -ая, -ое (к 1 знач. ). Л. жанр.

Что такое ЛЕГЕНДА , ЛЕГЕНДА это, значение слова ЛЕГЕНДА , происхождение (этимология) ЛЕГЕНДА , синонимы к ЛЕГЕНДА , парадигма (формы слова) ЛЕГЕНДА в других словарях

Парадигма, формы слова ЛЕГЕНДА - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

2. перен. Вымысел, нечто невероятное. Его рассказ - сплошная л.||Ср. МИФ , ФАНТАЗИЯ , ФИКЦИЯ .

3. спец. Вымышленные биографические сведения о разведчике, агенте, способствующие успешному выполнению задания. Разработать легенду для секретного агента.

4. геогр. Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме. Приложить к кар-те легенду.

Этимология ЛЕГЕНДА - Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс

этимология ЛЕГЕНДА

легенда

леге́нда

Через нов.-в.-н. Legende или непосредственно из ср.-лат. legenda "собрание литургических отрывков для ежедневной службы" (Шульц–Баслер 2, 15; Клюге-Гётце 350).

+ ЛЕГЕНДА - Малый академический словарь русского языка

что такое ЛЕГЕНДА

легенда

Ы, ж.

Основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т. п.

- Был в Крыму хан Мосолайма эль Асваб, и был у него сын ---. - Слепой нищий, татарин, начал этими словами одну из старых легенд полуострова, богатого воспоминаниями. М. Горький, Хан и его сын.

Существует старинная легенда о живой воде. Полторацкий, В Донбассе.

Вымышленный, приукрашенный рассказ о ком-, чем-л.

В нашей семье о нем ходили целые легенды, окружавшие это имя грозой и мраком. Говорили о страшных истязаниях, которым он подвергал крестьян. Короленко, История моего современника.

О чем-л. невероятном, о выдумке, вымысле.

- Анархизм Толстого - легенда, анархизм приписывается к числу его достоинств щедростью поклонников. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

3. Муз.

Инструментальное произведение повествовательного характера, выражающее музыкальными средствами какое-л. народное предание.

Вымышленные сведения о разведчике, предопределяющие его поведение, поступки.

Да, удивительная вещь легенда, по которой живет и действует разведчик. Человеку придумывают иногда всю его жизнь, и прошлую, и настоящую, и - что самое главное - будущую. И он обязан жить точно по этому предначертанию. Ардаматский, Возмездие.

Ы, ж. Спец.

Совокупность условных знаков и пояснений к плану, рисунку, карте и т. п.

Надпись на монете.

{От лат. legenda - то, что должно быть прочитанным}

+ ЛЕГЕНДА - Сборный словарь иностранных слов русского языка

что такое ЛЕГЕНДА

легенда

ЛЕГЕНДА

(лат. legenda, от legere - читать). 1) в римско-католической церкви, книга для ежедневных чтений. 2) церковное или религиозное предание о каком-либо чудесном событии. 3) повествование о святых и мучениках. 4) вообще предание о чудесных событиях. 5) надписи на медалях в монетах, делаемые вокруг. 6) музыкальное произведение на легендарные темы, а также небольшие инструментальные пьесы. 7) вообще недостоверный, фантастический рассказ о чем-либо; выдумка.



Похожие статьи
 
Категории