Годы жизни альбрехт дюрер. "Поклонение святой Троице" и "Праздник четок"

23.04.2019

Альбрехт Дюрер (Durer) Альбрехт - немецкий живописец и график. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства (т. н. мастерские гравюры, 1513-14). Создал полные силы и энергии образы человека реформационной эпохи («Портрет молодого человека», 1521, диптих «Четыре апостола», 1526), людей из народа (гравюра «Три крестьянина»). Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик (св. 900 рисунков). Теоретик искусства («Четыре книги о пропорциях человека», 1528).

К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла.

Дюрер Альбрехт

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года, в Нюрнберге. Будущий мастер был сыном серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486-90). Обязательные для получения звания мастера «годы странствий» (1490-94) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. В Кольмаре, не застав в живых Мартина Шонгауэра, у которого намеревался совершенствоваться в технике гравюры на металле, изучал его работы, общаясь с его сыновьями, также художниками. Вернувшись в 1494 году в Нюрнберг, Альбрехт Дюрер женился на Агнесе Фрей и открыл собственную мастерскую. Вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494-95; Венеция и Падуя). В 1505-07 вновь был в Венеции. Познакомившись в 1512 году с императором Максимилианом I, видимо, тогда же начал на него работать (вплоть до его смерти в 1519 году). В 1520-1521 посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и другие города). Работал в Нюрнберге.

Творчество. Дюрер и Италия

Творческий путь Дюрера совпал с кульминацией немецкого Возрождения, сложный, во многом дисгармоничный характер которого наложил отпечаток на все его искусство. Оно аккумулирует в себе богатство и своеобразие немецких художественных традиций, постоянно проявляющихся в облике персонажей Дюрера, далеком от классического идеала красоты, в предпочтении острохарактерного, во внимании к индивидуальным деталям. В то же время огромное значение для Дюрера имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну гармонии и совершенства которого он старался постичь. Он - единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Возрождения.

Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него.

Дюрер Альбрехт

Рисунки Альбрехта Дюрера

Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Он блестяще владел всеми известными тогда видами графической техники - от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Как и для мастеров Италии, рисунок стал для него важнейшим этапом работы над композицией, включающим в себя эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок. Это инструмент изучения характерных типов - крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Его прославленные акварели «Кусок дерна» и «Заяц» (Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы.

Творческая зрелость. Живопись 1494-1514

Первая значительная работа Альбрехта Дюрера - серия пейзажей (акварель с гуашью, 1494-1495), выполненных во время путешествия в Италию. Эти продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами - первые «чистые» пейзажи в истории европейского искусства. Ровное, ясное настроение, стремление к гармоническому равновесию форм и ритмов определяют характер живописных работ Дюрера конца 15 века - начала 2-го десятилетия 16 в.; таковы небольшой алтарь «Рождество» («Алтарь Паумгартнеров», ок. 1498, Старая пинакотека, Мюнхен), «Поклонение волхвов» (ок. 1504, Уффици), где Дюрер объединяет группу, состоящую из Мадонны и трех волхвов, спокойным круговым ритмом, плавностью силуэтов, подчеркнутой мотивом арки, многократно повторяющимся в архитектурной декорации.

Одной из главных тем творчества Дюрера в 1500-х годах стал поиск идеальных пропорций человеческого тела, секреты которых он искал, рисуя обнаженные мужские и женские фигуры (Дюрер первым в Германии обратился к изучению обнаженной натуры), суммируя их в гравюре на меди «Адам и Ева» (1504) и одноименном большом живописном диптихе (ок. 1507, Прадо).

К годам творческой зрелости Дюрера относятся его самые сложные, гармонически упорядоченные многофигурные живописные композиции - выполненный для одной из венецианских церквей «Праздник четок» (1506, Национальная галерея, Прага) и «Поклонение св. Троице» (1511, Музей истории искусств, Вена). «Праздник четок» (точнее - «Праздник венков из роз») - одна из самых больших (161,5х192 см) и наиболее мажорная по интонации живописная работа Дюрера; она наиболее близка итальянскому искусству не только мотивами, но и жизненной силой, полнокровием образов (большей частью портретных), полнозвучием красок, широтой письма, равновесием композиции. В небольшой алтарной картине «Поклонение св. Троице» сонм святых, отцов Церкви, ангелов, парящих в небесах, объединяют, как в «Диспуте» Рафаэля, ритмические полукружия, перекликающиеся с арочным завершением алтаря.

Портреты и автопортреты Дюрера

Важнейшее место в живописном наследии Дюрера занимал портрет. Уже в раннем портрете Освальда Креля (ок. 1499, Старая пинакотека, Мюнхен) Дюрер предстает как сложившийся мастер, блестяще передающий своеобразие характера, внутреннюю энергию модели. Уникальность Дюрера и в том, что ведущее место среди его ранних портретов занимает автопортреты.

Тяга к самопознанию, водившая рукой 13-летнего мальчика («Автопортрет», 1484, рисунок серебряным штифтом, Альбертина, Вена) получил дальнейшее развитие в трех первых живописных автопортретах (1493, Лувр; 1498, Прадо; 1500, Старая пинакотека, Мюнхен), причем в последнем из них мастер изображен строго в фас, и его правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях Христа-Пантократора.

Гравюры Дюрера

Альбрехт Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве), и в области резцовой гравюры на меди. Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. В его гравюрах получил выражение беспокойный, мятущийся дух его творческой натуры, волновавшие его драматические нравственные коллизии. Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия - 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498). В своих гравюрах Дюрер в гораздо большей мере, чем в живописных работах, опирался на чисто немецкие традиции, проявляющиеся в чрезмерной экспрессии образов, напряженности резких, угловатых движений, ритме ломающихся складок, стремительных, клубящихся линий. Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием «Немезида» (начало 1500-х гг.).

Характерные для немецкой художественной традиции обилие подробностей, интерес к жанровым деталям заметны в самом спокойном и ясном по настроению графическом цикле Дюрера «Жизнь Марии» (ок. 1502-1505, ксилографии). Драматической экспрессией отличаются два больших графических цикла, посвященных страстям Христа, т. н. «Большие страсти» (ксилографии, ок. 1498-1510) и две серии «Малых страстей» (гравюры на меди, 1507-13 и 1509-11); они получили наибольшую известность у современников.

Важнейшее место в творческом наследии Дюрера занимали гравюры «Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1513), «Св. Иероним в келье» (1514), «Меланхолия»(1514), образующие своеобразный триптих. Выполненные с виртуозной тонкостью в технике резцовой гравюры на меди, отличающиеся лаконизмом и редкой образной сосредоточенностью, они, видимо, не были задуманы как единый цикл, однако их объединяет сложный морально-философский подтекст, истолкованию которого посвящена обширная литература. Образ сурового немолодого воина, движущегося к неведомой цели на фоне дикого скалистого пейзажа, невзирая на угрозы Смерти и следующего по его пятам Дьявола, навеян, по-видимому, трактатом Эразма Роттердамского «Руководство христианского воина». Св. Иероним, углубившийся в ученые занятия, предстает как олицетворение духовной самоуглубленности и созерцательной жизни. Величественная, погруженная в мрачное размышление крылатая Меланхолия, окруженная хаотическим нагромождением орудий ремесла, символов наук и быстротекущего времени, трактуется обычно как олицетворение мятущегося творческого духа человека (гуманисты эпохи Возрождения видели в людях меланхолического темперамента воплощение творческого начала, «божественной одержимости» гения).

Поздние работы

Работая после 1514 года при дворе императора Максимилиана I, Дюрер был загружен официальными заказами, самым трудоемким из которых было создание колоссальной, отпечатанной на 192 досках раскрашенной литографии «Арка Максимилиана I» (в работе над ней, кроме Дюрера, участвовала большая группа художников).

Начало нового творческого подъема связано с поездкой Альбрехта Дюрера в Нидерланды (1520-1521), где он, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов («Эразм Роттердамский», уголь, 1520, Лувр; «Лука Лейденский», серебряный карандаш, Музей изящных искусств, Лилль; «Агнес Дюрер», металлический карандаш, 1521, Гравюрный кабинет, Берлин, и др.). В 1520-е годы портрет стал ведущим жанром в творчестве Дюрера и в гравюре на меди (портреты крупнейших гуманистов его времени - Филиппа Меланхтона, 1526, Виллибальда Пиркхеймера, 1524, Эразма Роттердамского, 1526), и в живописи («Портрет молодого человека», 1521, Картинная галерея, Дрезден; «Мужской портрет», 1524, Прадо; «Иероним Хольцшуэр», 1526, Картинная галерея, Берлин-Далем, и др.). Эти небольшие подгрудные портреты отличаются классической завершенностью, безупречной композицией, чеканностью силуэтов, эффектно усложненных очертаниями широкополых шляп или огромных бархатных беретов. Композиционным центром в них является данное крупным планом лицо, вылепленное тонкими переходами света и теней. В легкой, едва заметной мимике, очертаниях полуоткрытых или чуть изогнутых в улыбке губ, взгляде широко раскрытых глаз, движении нахмуренных бровей, энергичном рисунке скул проступает отблеск напряженной духовной жизни. Сила духа, открытая Дюрером в его современниках, обрел новый масштаб в его последней живописной работе - большом диптихе «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), написанном для нюрнбергской ратуши. Огромные фигуры апостолов Иоанна, Петра и Павла, евангелиста Марка, олицетворяющие, по свидетельству некоторых современников Дюрера, четыре темперамента, трактуются с такой монументальностью, что могут быть сопоставлены только с образами мастеров итальянского Высокого Возрождения.

В последние годы жизни Дюрер издал свои теоретические труды: «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей» (1527), «Четыре книги о пропорциях человека» (1528).

Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства 1-й половины 16 в. В Италии гравюры Дюрера пользовались таким успехом, что даже выпускались их подделки; прямое воздействие его гравюр испытали многие итальянские художники, в том числе Понтормо и Порденоне.

Альбрехт Дюрер - цитаты

К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла.

Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него.

Альбрехт Дюрер – немецкий художник, чьи достижения оставили след в науке и искусстве. Он писал картины, создавал рисунки, гравюры. Мастер увлекался изучением геометрии и астрономии, философии и градостроительства. Память о талантливом деятеле искусств исчисляется большим количеством работ. Объем наследия, оставленного Альбрехтом Дюрером, сравним с коллекциями и .

Детство и юность

Деятель эпохи Возрождения появился на свет в Нюрнберге 21 мая 1471 года в семье венгров, мигрировавших в Германию. Немецкий живописец – 3 ребенок из 18 детей ювелира. К 1542 году в живых остались только трое братьев Дюрер: Альбрехт, Эндрес и Ханс.

В 1477 году Альбрехт уже был учеником латинской школы, а дома часто помогал отцу. Родитель лелеял надежды, что мальчик продолжит семейное дело, но биография сына сложилась иначе. Талант будущего живописца стал заметен рано. Получив первые знания от отца, мальчик задался целью учиться у гравера и живописца Михаэля Вольгемута. Дюрер-старший недолго негодовал и отправил Альбрехта под опеку кумира.

Мастерская Вольгемута имела безупречную репутацию и популярность. 15-летний юноша перенял навыки живописи, рисунка и гравирования по дереву и меди. Дебютом стал «Портрет отца».


С 1490 по 1494 годы Альбрехт путешествовал по Европе, обогащая знания и набираясь опыта. В Кольмаре Дюрер работал с сыновьями Мартина Шонгауэра, которого не успел застать в живых. Альбрехт был вхож в круг гуманистов и книгопечатников.

В путешествии молодой человек получил письмо от отца, оповещавшего о договоренности с семейством Фрей. Благородные родители согласились выдать дочь Агнесс замуж за Альбрехта. Он обрел новый статус и завел собственное дело.

Живопись

Творчество Дюрера безгранично, как и спектр идей и интересов. Живопись, гравюра и рисунок стали основными направлениями деятельности. Деятель искусства оставил наследие, исчисляемое 900 листами изображений. По объему и разноплановости работ искусствоведы сравнивают его с Леонардо да Винчи.


Дюрер работал углем, карандашом, тростниковым пером, акварелью и серебряным штифтом, ставя во главу угла рисунок как этап создания композиции. Большую роль в творчестве Дюрера играла религиозная тематика, что соответствовало тенденциям в искусстве той эпохи.

Нестандартное мышление, склонность к поискам и экспериментам позволяли мастеру постоянно развиваться. Одним из первых заказов стала роспись дома горожанина Зебальда Шрейера. Узнав об успешной работе художника, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый заказал ему свой портрет, и этому примеру последовали патриции Нюрнберга. Дюрер следовал европейской традиции, изображая модель на фоне пейзажа в трехчетвертном развороте и детально прорабатывая мельчайшие нюансы изображения.


Гравюры занимали центральное место в деятельности творца. Циклы работ появлялись в его мастерской в Германии. Дебютные экземпляры созданы с помощью Антона Кобергера. Нюрнберг располагал к экспериментам и поискам, поэтому на родине мастер применил новые техники.

Работы хорошо продавались. Живописец сотрудничал с городскими изданиями, создавая изображения на заказ. В 1498 году он изготовил ксилографии для издания «Апокалипсис», что принесло автору известность в Европе. Дюрера приняли в общество гуманисты, лидером которых был Кондрат Цельтис.


В 1505 году художник создал для Сан-Бартоломейской церкви в Венеции алтарный образ под названием «Праздник четок». Сюжет описывает доминиканских монахов, молящихся с четками. В центре изображения – и младенец .

Итальянская школа повлияла на манеру живописца. Он совершенствовал технику описания человеческого тела в движении и сложных ракурсов. Художник понял важность гибкости линий и избавился от присущей его манере готической угловатости. Он получил много заказов на алтарные образы. Венецианский совет предлагал Дюреру большое вознаграждение, чтобы творец остался в Италии, но он был верен родине. Слава Дюрера быстро росла и вскоре позволила приобрести дом в Циссельгассе.


«Поклонение волхвов» написано по возвращении из Италии и демонстрирует черты, присущие итальянскому Ренессансу. Картина описывает библейский сюжет. Работы Дюрера, созданные в период с 1507 по 1511 годы, отличаются симметрией, прагматичностью, строгой манерой изображения. Дюрер следовал пожеланиям заказчиков и придерживался консервативной традиции, не ограничивавшей цикл его венецианских работ.

Встреча с императором Максимиллианом I стала знаковой для творческого деятеля. Ознакомившись с произведениями живописца, правитель заказал изготовление собственного портрета. Но расплатиться сразу не смог, поэтому назначил художнику ежегодную премию. Она позволила Дюреру отойти от живописи, заняться гравюрой и научными исследованиями. «Портрет Максимиллиана» известен на весь мир: венценосная особа изображен с желтым гранатом в руках.


Немецкий художник повлиял на изобразительное искусство Северной Европы в 16 столетии. Он превознес жанр автопортрета, сохраняющий образ для потомков. Интересный факт: Дюрер тешил тщеславие собственными портретами. Он воспринимал подобные изображения как способ подчеркнуть статус и запечатлеть себя на конкретном жизненном этапе. Это дублирует современные возможности фото. Интересны его автопортреты с остролистом и в одежде, отделанной мехом.

Дюрер хранил рисунки, созданные в период обучения, поэтому графические работы мастера сегодня составляют одну из крупнейших коллекций в мире. Работая над изображением, Альбрехт Дюрер не был ограничен желаниями заказчика и раскрывался в нем максимально. Такую же свободу он чувствовал, создавая гравюры.


«Рыцарь, смерть и дьявол» – известнейшая гравюра художника, символизирующая жизненный путь человека. Вера охраняет его от искушений, дьявол ждет момента для порабощения, а смерть отсчитывает часы до кончины. «Четыре всадника Апокалипсиса» – работа из библейского цикла. Победитель, Война, Голод и Смерть сметают всех и вся на пути, воздавая каждому по заслугам.

Личная жизнь

В 1494 году Альбрехт Дюрер по настоянию отца женился на Агнессе Фрей, представительнице старинного рода. Как это часто случалось в те времена, молодые люди не виделись до свадьбы. Единственной весточкой от жениха стал автопортрет. Дюрер не был поклонником института семьи и посвящал себя творчеству. Супруга оставалась холодна к искусству. Возможно, в этом причина того, что личная жизнь мастера связана исключительно с его работами.


Сразу после венчания Альбрехт покинул юную супругу, уехав в Италию. Он оставался безэмоциональным по отношению к жене всю совместную жизнь. Дюрер получил признание, обзавелся статусом и положением в обществе, но так и не достиг согласия с Агнесс. Союз не принес потомства.

Смерть

После смерти Максимиллиана I в 1520 году выплата премии Дюреру прекратилась. Он предпринял поездку для разъяснения обстоятельств и, находясь в Нидерландах, заболел.


Биографы предполагают, что художника сразила малярия. Приступы недуга мучили живописца до последних дней. Спустя 8 лет, 6 апреля 1528 года, живописец скончался в родном Нюрнберге.

Произведения

  • 1490 - «Портрет отца»
  • 1490-1493 - «Чудесное спасение утонувшего мальчика из Брегенцы»
  • 1493 - «Се, человек»
  • 1496 - «Портерт Фридриха III Мудрого»
  • 1496 - «Святой Иероним в пустыне»
  • 1497 - «Четыре ведьмы»
  • 1498 - «Апокалипсис»
  • 1500 - «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»
  • 1504 - «Поклонение волхвов»
  • 1507 - «Адам и Ева»
  • 1506 - «Праздник венков из роз»
  • 1510 - «Успение Богородицы»
  • 1511 - «Поклонение Святой Троице»
  • 1514 - «Меланхолия»
  • 1528 - «Заяц»

Дюрер Альбрехт (1471-1528), немецкий художник.

Родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге. Сначала юношу ювелирному делу обучал его отец, а в 1486 г. он поступил в живописную мастерскую М. Вольгемута, где воспринял принципы поздней готики. Работы, выполненные Дюрером в годы учебных странствий по верхнему Рейну (1490-1494 гг.), типичны для немецкого искусства XV в., сочетавшего черты готики и Возрождения.

Посещение Италии (1494-1495 и 1505-1507 гг.) и Нидерландов (1520-1521 гг.) повысило интерес Дюрера к науке. Он углублённо изучал натуру и разрабатывал учение о пропорциях. Помимо огромного количества изобразительных работ Дюрер оставил большое теоретическое наследие («Руководство к измерению», 1525 г.; «Наставление к укреплению городов», 1527 г.; «Четыре книги о пропорциях человека», 1528 г.). Художник много работает над пейзажем («Вид Триента», акварель, 1495 г.; «Домик у пруда», акварель, около 1495-1497 гг.).

Его композиции ясны, логичны и точно проработаны («Дрезденский алтарь», около 1496 г.; алтарь Паумгартнеров, 1502-1504 гг.; «Поклонение Троице», 1511 г.). В «Поклонении волхвов» (1504 г.) он использует колористические достижения венецианской школы. Но в отличие от эмоциональных итальянцев Дюрер по готически жёсток и подробен.

В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498 г.) он обратился к теме конца мира, предчувствуя время перемен. В последующих циклах - «Большие страсти» (около 1497-1511 гг.), «Жизнь Марии» (около 1502-1511 гг.), «Малые страсти» (1509-1511 гг.)., «Святой Евстафий» и «Немезида» (1500- 1503 гг.) - мастерство Дюрера достигает совершенства. Но вершиной его творчества по праву считаются так называемые мастерские гравюры 1513-1514 гг. («Всадник, смерть и дьявол», 1513 г.; «Меланхолии», «Святой Иероним», обе 1514 г.).

Дюрер много времени посвятил изучению обнажённой фигуры, его интерес к анатомии носил научный характер и воплотился в гравюрах на меди («Адам» и «Ева», 1504 г.). Использует он в гравюрах и традиционные мотивы народного быта («Три крестьянина», около 1497 г.; «Пляшущие крестьяне», 1514 г.). Так же внимательно Дюрер подходит и к портрету («Портрет отца», 1490 г.; «Женский портрет», 1506 г.; «Портрет матери», 1514 г.; «Портрет молодого человека», 1521 г.; «Портрет Эразма Роттердамского», 1526 г.).

В 1526 г. художник создаёт последнюю работу - живописную композицию-диптих «Четыре апостола». Дюрер завоевал почётное положение в родном городе, известность в Германии и за рубежом. Он дружил с виднейшими учёными, получал заказы от императора, князей и богатых бюргеров.

Альбрехт Дюрер – немецкий живописец и знаменитый европейский мастер ксилографии, один из величайших западноевропейских мастеров эпохи Ренессанса, появился на свет 21 мая 1471 года от рождества Христова в городе Нюрнберге. В пору, когда отцветали яблоневые сады, а в воздухе разливался запах молодой зелени, в семье Дюреров родился очередной ребенок и родители молили бога, чтобы он оставил его в живых. Очевидно, в это время Великий и Всемогущий был в хорошем расположении духа и оставил на родившемся младенце печать благословения, ведь из 19 детей, которые произвела на свет его мать Барбара Дюрер, в конце концов, выжил только он один.

Очень рано его тщеславный, но очень целеустремленный отец, да и сам маленький Альбрехт, поняли, что ювелирных дел мастером он не станет и не продлит дело отца. Старшему Дюреру это было очень не по душе, ведь он почти половину жизни потратил, чтобы стать полноценном гражданином Нюрнберга, но он сумел рассмотреть в своем сыне склонность к пониманию прекрасного, поэтому отдал его в обучение к ведущему Нюрнбергскому художнику Михаэлю Вольгемуту.

Под руководством опытного мастера молодой Дюрер сумел освоить живопись, но и ремесло гравировки по дереву и меди. Завершив образование, он в 1490 отправился в путешествие по городам Германии, а потом и дальше, в Швейцарию и Нидерланды. Эта поездка заняла четыре года, которые были очень плодотворными, ведь молодой художник продолжал совершенствоваться в живописи и искусстве обработки гравюр Вернувшись в родной Нюрнберг, молодой Альбрехт почти сразу женился и зажил своим домом. Однако даже молодая жена не смогла остановить его от путешествия в Италию, которое он предпринял вскоре после женитьбы.

Знакомство с искусством знаменитых итальянцев Мантеньи, Лоренцо ди Креди, Полайоло и других мастеров, произвело на Дюрера неизгладимое впечатление и подстегнуло в нем желание творить самому. Он возвращается в родной город, полный замыслов и планов, и последующее десятилетие его творческой жизни было самым насыщенным и плодотворным. В период с 1495 по 1505 годы создана значительная часть гравюр, получивших в последствии мировое признание. В 1505 году Дюрер еще раз посещает Италию, может быть в надежде, что этот благословенный край художников и музыкантов, еще раз напитает его вдохновением.

В 1520 году он совершает путешествие в Нидерланды, где заразился неизвестной болезнью, которая будет мучить его до конца жизни.

Дюрер – живописец и график

За свою не очень короткую творческую жизнь Дюрер оставил довольно богатое наследие. Очень интересны его автопортреты, которых он написал несколько в разные периоды своей жизни. Эти произведения не просто отражают смену физического возраста и рост мастерства Дюрера как художника, а фиксируют изменение мировоззрения его как личности.

Первый Автопортрет Альбрехт написал в возрасте 13 лет. Это очень незатейливый рисунок серебряным карандашом чувствительного молодого человека. На следующем "Автопортрете с гвоздикой” ему уже 22 года. Это молодой человек в щегольской одежде с ухоженными волосами и открыто смотрящим, смелым взглядом, присущим молодости. Через пять появляется еще один "Автопортрет”. На этом полотне Дюрер – преуспевающий человек, которому удалось ухватить "фортуну”. Здесь он более напоминает богатого бюргера, чем ремесленника или человека искусства.

В 1500 году Дюрер пишет знаменитый "Автопортрет в образе Христа”. Здесь вместо обычного самолюбования – трезвость и прямота богатой интеллектом личности, а образом Христа художник пытается выразить мысль, что в своем ремесле он творец сродни Богу.

Во время пребывания в Венеции Дюрер создает одну из самых прекрасных своих картин, "Праздник веревочек". Ее сюжет взят из мистической духовной практики, которую проповедовали монахи из Доминиканского Ордена. Они считали, что чтение молитвы с помощью вереницы, помогает верующим католикам проникнуться не только мысленно, но и духовно. Только вместо бусинок, которые используют в других религиях, монахи-доминиканцы представляют венки из алых и белых роз. Именно этот момент и изображает художник. Картина вызывает ощущение радости, праздника. Это одно из лучших изображений девы Марии с младенцем Иисусом.

Правитель Венеции предлагал Дюреру остаться на службе, обещая достойное вознаграждение за его искусство, но художник вернулся на родину, где встретил старость и смерть 6 апреля 1528 года.

  • Мало кто знает, что последние годы Дюрер увлекался совершенствованием оборонительных укреплений городов и замков, и это ему принадлежит авторство нового типа укрепления, которое он назвал бастея, или бастион.

Смягчала нидерландский реализм идеальными формами итальянского художества. Франконская живописная школа, центром которой был Нюрнберг, сохраняла прежнюю манеру исключительной заботы о выразительности лиц и мелочной верности природе. Одним из видных представителей её был Вольгемут, учеником которого был человек, считавшийся истинным представителем всей немецкой живописи той эпохи, Альбрехт Дюрер (род. 1471, умер 1528).

Альбрехт Дюрер. Автопортрет в 26 лет, 1498

Сын горожанина, имевшего много детей, он с ранних лет должен был сам кормить себя, и забота о пропитании не покидала его всю жизнь. В годы своей знаменитости Дюрер не был бедняком; рассказы об этом возникли из недоразумения; но его положение было очень незавидно по сравнению с роскошью, в какой жили знаменитые итальянские художники. Он был человек гениальный, очень образованный, умел наблюдать природу; воображение его богато, рисунок у него чрезвычайно хорош.

Дюрер писал и альфреско, и масляными красками, и гуашью и акварельными красками, рисовал пером, углем, мелом, с редким мастерством гравировал резцом на меди, на олове, железе, меди, делал гравюры крепкой водкой, резал на дереве и на известковом шифере – словом, техника его была чрезвычайно разнообразна. Но при всей своей гениальности, он не достиг идеальной красоты форм и колорита итальянской живописи. Дюрер два раза посетил Италию, в 1494 и в 1506 годах, но его натура оказалась невосприимчива к впечатлениям итальянского искусства. В 1520 году он ездил также в Нидерланды; там он научился многому.

Альбрехт Дюрер. Алтарь Паумгартнеров (деталь), ок. 1503

За исключением этих поездок, Альбрехт Дюрер провел всю жизнь в родном городе. Работал он неутомимо; число его картин, рисунков, гравюр очень велико. Поощрений он не получал, источником его усердия к работе было только душевное влечение. Суровость и угловатость житейской обстановки Дюрера отразилась и в его произведениях; материалом для них он брал её и заботился не о красоте, а только о выразительности, которая у него часто переходит в грубость. Характер немецкой жизни тех времен превосходно передается его произведениями. В религиозных картинах у Дюрера, как и у нидерландцев, обыкновенно владычествует реализм. К числу лучших между ними принадлежат «Праздник четок», «Поклонение волхвов», «Мученичество 10,000 христиан» (при персидском царе Шапуре), «Троица».

Альбрехт Дюрер. Поклонение Троице. Алтарь Ландауэра, 1511

Альбрехт Дюрер написал много портретов; из них особенно известны портреты его учителя Вольгемута, императора Максимилиана и превосходный по технике портрет Иеронима Гольцшуэра. Рисунки Дюрера очень разнообразны и по темам и по способам исполнения. Гравюры его на меди и рисунки на дереве расходились по всей Европе и содействовали развитию этих видов искусства. У него было много хороших учеников, так что слава нюрнбергской школы долго держалась после него.



Похожие статьи
 
Категории