Что такое литература кратко. Что такое литература? Определение

01.03.2019

Литература это один из основных видов искусства - искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.

Термин литература

Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).

Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности - в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.

Синкретический характер ранних литературных памятников (см. ) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций - Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. - образует своего рода фундамент мировой литературы.

История литературы

Хотя история литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле - как письменная форма искусства слова - формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом - не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» - литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным.

Постепенно в эстетике (в 19 веке, начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие литературы, и она осознается прежде всего в ряду других (научной, философской, публицистической) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 века утверждается, однако, синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».

В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка , который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно - в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.

Форма литературы

Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону - определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи.

Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.

Но лишь в 19 веке, т.е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, - слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.

С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, - всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г. Эстетика).

Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции - общения, созидания и познания - равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности - переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.

Место литературы

Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она - наиболее идеологическое из всех искусств.

Литературные, образы

Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении , уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).

Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.

Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.

Совокупность литературных произведений , созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу ; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.

Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) - поэзию и прозу, а также на три рода - эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей - характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.

Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, - идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.

Литературное произведение

Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний - мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).

Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» - реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание - действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.

Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз , которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь - чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).

Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. ).

В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.

Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.

Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной

Слово литература произошло от латинского litteratura - написанное и от littera, что в переводе означает - буква.

Виды литературы могут выделяться как по содержанию текстов, так и по их предназначению, и полностью соблюсти принцип единства основания при классификации литературы затруднительно. К тому же такая классификация способна вводить в заблуждение, объединяя совершенно непохожие и действительно различные явления. Зачастую типологически различные тексты одной и той же эпохи гораздо ближе друг к другу, чем типологически одинаковые тексты разных эпох и культур: у лежащих в основе европейской философской литературы «Диалогов» Платона куда больше общего с другими памятниками древнегреческой словесности (скажем, с драмами Эсхила), чем с трудами таких философов Нового времени , как Гегель или Рассел .

Судьба некоторых текстов складывается таким образом, что во время своего создания они тяготеют к одному виду литературы, а впоследствии движутся в сторону другого: так, например, «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо прочитываются сегодня скорее как произведение детской литературы, а между тем писались они даже не просто как произведение художественной литературы для взрослых, а как памфлет с существенной ролью публицистического начала. Поэтому общий список основных видов литературы может носить только приблизительно-ориентировочный характер, а конкретная структура литературного пространства может быть установлена только применительно к данной культуре и данному периоду времени. Для прикладных целей, однако, эти сложности не имеют принципиального значения, так что практическим нуждам книжной торговли и библиотек удовлетворяют довольно разветвлённые, хотя и поверхностные по подходу системы библиотечно-библиографической классификации.

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Документальная проза — вид литературы, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Документальная проза включает биографии чем-либо выдающихся людей, истории каких-либо событий, страноведческие описания, расследования громких преступлений.


Мемуары — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.

Научная литература — совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия. Как правило, научная работа не считается завершённой, если она не была опубликована. Первые научные произведения создавались в различных жанрах: в виде трактатов, рассуждений, поучений, диалогов, путешествий, жизнеописаний и даже в стихотворных формах. В настоящее время формы научной литературы стандартизованы и состоят из монографий, обзоров, статей, докладов (в т.ч. их тезисов), авторефератов, рефератов и рецензий. В настоящее время во многих странах действует механизм аттестации научной литературы, поддерживаемый правительством или общественными научными организациями. В России, например, такую аттестацию проводит ВАК (Высшая аттестационная комиссия).

В числе основных требований к изданию научной литературы — обязательное её рецензирование. В рамках этого процесса издательство или редакция научного журнала перед публикацией новой научной работы направляет её нескольким (обычно двум) рецензентам, считающимися специалистами в данной области. Процесс рецензирования призван исключить публикации в рамках научной литературы тех материалов, которые содержат грубые методологические ошибки или прямые фальсификации. С начала XX века наблюдается регулярное экспоненциальное увеличение объёма публикуемой научной литературы. В связи с этим, одним из самых главных носителей научной литературы в настоящее время являются периодические издания, главным образом, рецензируемые научные журналы. С конца XX века наблюдается тенденция по переходу этих журналов с бумажных носителей на электронные, в частности в Интернет.

Научно-популярная литература — литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей. Научно-популярная литература направлена как на специалистов из других областей знания, так и на малоподготовленных читателей, включая детей и подростков. В отличие от научной литературы, произведения научно-популярной литературы не рецензируются и не аттестуются. Научно-популярная литература включает произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т. д., написанные в различных жанрах. Лучшие популярные сочинения пропагандируют достижения передовой науки в форме, наиболее доступной читателям, которым они предназначены. В поэтической форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке — «О природе вещей» Лукреция Кара и «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова . Из бесед возникли «История свечи» М. Фарадея и «Жизнь растения» К. А. Тимирязева. Известны популярные сочинения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных» приключений и т. п.

Справочная литература. Литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу.

Основные виды справочной литературы:

Словари, упорядочивающие информацию по основным для данной сферы знаний (или для всего языка в целом) словам и выражениям, чаще всего — в алфавитном порядке;

Справочники, в которых информация упорядочена каким-то другим способом, в соответствии с собственной структурой данной сферы знаний (например, медицинский справочник — по локализации заболеваний или характеру симптомов);

Энциклопедии — наиболее комплексные и системные своды информации по данной сфере знания.

В идеале справочные издания должны содержать только считающиеся объективно установленными факты и адекватно отражать существующий в данный момент уровень человеческих знаний. Однако на практике невозможно полностью отделить факты от интерпретаций и неявных, подразумеваемых допущений, поэтому та или иная доля тенденциозности в любом справочном издании присутствует. В некоторых случаях эта доля довольно велика и привносится в справочное издание целенаправленно: таковы, в частности, большинство справочных изданий советской эпохи, особенно в том, что касается гуманитарного знания, — даже короткие словарные статьи оказываются в них идеологически окрашены.

Касается это и отбора материала: так, в литературных энциклопедиях, выпущенных в СССР, находилось место для сугубо второстепенных писателей социалистической и коммунистической ориентации, но отсутствовали весьма значительные авторы, известные своим негативным отношением к советскому строю. Даже спустя короткое время пользоваться такими изданиями как справочными становится невозможно: слишком много усилий приходится затрачивать на то, чтобы отделить факты от интерпретаций; однако именно эта идеологическая окраска делает справочные издания особенно интересными как историческое свидетельство, памятник своей эпохи.

Учебная литература , делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Однако назначение учебной литературы иное: изложить эту часть знаний системно и последовательно с тем, чтобы адресат текста составил о ней достаточно полное и отчётливое представление и овладел рядом востребованных в этой части знаний навыков, будь то умение решать уравнения или правильно расставлять знаки препинания. Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.

Техническая литература — это литература, относящаяся к области техники и производства (каталоги изделий, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, каталоги деталей, патенты и т. п.).

В этой статье пойдет речь о том, что такое литература, каковы ее основные особенности, типы и жанры.

Определение термина

Каждый знает, что такое литература. В широком смысле это - совокупность всех текстов, когда-либо написанных человеком. Но чаще всего под литературой подразумевается вид искусства, основная задача которого - написание Однако это слишком узкое понимание термина. Литература бывает публицистической, научной, философской, религиозной. Образованные современники Гомера, например, с одинаковым удовольствием зачитывались «Энеидой» Вергилия и трактатом «О природе вещей» Лукреция. А критики в 1820 годы признавали лучшими образцами русской прозы «Опыт теории налогов» Н. Тургенева и «Историю Государства Российского» Н. Карамзина. Оба эти произведения в современном понимании к не относятся, но это не мешает им оставаться шедеврами.

Понятие «Литература» обладает несколькими свойствами, которые на протяжении многих лет остаются неизменными.

Авторство

Литературой считаются только авторские тексты. Они могут быть и анонимными (созданными неизвестным автором), и коллективными (написанными определенной группой лиц). Этот момент важен потому, что наличие автора обеспечивает тексту завершенность. Человек ставит точку и тем самым определяет границы созданного произведения, которое отныне будет жить само по себе. Иначе дело обстоит, например, с фольклорными текстами. Любой человек может что-то добавить в него от себя, внести изменения, сочинить подробности. И никто в мире не может поставить под этим произведением подпись. Что такое литература? Это текст, принадлежащий определенному автору.

Письменный текст

К литературе относятся только письменные тексты. Устное творчество к этому виду искусства отношения не имеет. Фольклор всегда передавался из уст в уста, его можно зафиксировать на бумаге, но это будет всего лишь авторская версия нелитературного текста. В современном мире существуют исключения из этого правила, так называемые переходные случаи. Они существуют в национальных культурах тех народов, у которых с появлением письменности еще сохранились сказители, чье творчество, созданное в устном виде, тут же подвергается письменной фиксации. Такие тексты считаются литературными. мы подходим к более широкому пониманию того, что такое литература. Это письменный текст, созданный определенным автором.

Использование слов

Литературными считаются тексты, которые созданы с использованием слов человеческого языка. К ним не относятся тексты синкретические и синтетические, в которых словесный компонент не может быть отсоединен от визуального, музыкального или какого-нибудь другого. Опера или песня - не часть литературы. Однако в наше время часто бывает так, что музыка и слова в произведении создаются одним и тем же автором. Насколько правомерно считать литературой, например, стихи Высоцкого к собственным песням - сказать сложно. С другой стороны, сказку «Маленький принц» Сент-Экзюпери тоже непросто назвать исключительно литературным произведением из-за того, что важную роль в ней играют авторские иллюстрации к тексту.

Социальное значение

Для того чтобы окончательно прийти к пониманию того, что такое литература, мы должны рассмотреть еще один критерий. Он относится уже не к а к его функции. Литературными произведениями считаются записи, имеющие социальное значение, то есть школьные сочинения, личные дневники, служебная переписка отношения к литературе не имеют. Это правило имеет исключения. Если письма или дневники написаны значительным автором (писателем, ученым, политиком и др.) и проливают свет на его творческую деятельность, то со временем они получают статус литературного произведения. Например, дневник Сергея Есенина давно стал достоянием общественности и публикуется наравне с другими произведениями поэта.

Основные виды

Литература бывает художественной, документальной, мемуарной, научной или научно-популярной, а также учебной, технической и справочной. Художественная литература, в отличие от других ее видов, имеет явно выраженную эстетическую направленность. Путем художественного вымысла автор стремится донести до читателя свои умозаключения, а иногда и просто развлечь его.

Еще в античности древнегреческий философ Аристотель в своей «Поэтике» разделил все произведения на три рода: драму, лирику и эпос. В позднейшую европейскую литературу перешли многие жанры: роман, элегия, сатира, ода, поэма, трагедия, комедия. Драма появилась только в XVIII веке. Жанровое развитие литературы никогда не прекращается. В современном мире мы читаем детективы, фантастику, триллеры, боевики, "ужасы" и другие интересные книги. Литература в наши дни распространяется не только на бумаге, но и посредством компьютерных файлов на электронных носителях.

Русская литература

Литература имела большое значение для общественно-политической жизни России. В государстве, где просвещенное общество не могло свободно выражать свои идеи и мысли, этот вид искусства стал своеобразной отдушиной. Например, в XIX веке русский язык и литература носили вынужденный публицистический характер. Самыми читаемыми авторами были документалисты и журналисты. Критик В. Г. Белинский, не сочинивший за свою жизнь ни одного романа, повести или пьесы, сделался знаменитым и весьма читаемым писателем.

Как только вождя или монарха в России каким-то образом оказывалась ограниченной, в стране объявлялось о «великом окончании литературы» (В. В. Розанов). Так было в 1910 году, когда в России впервые появилась нечто подобное страна пережила в 1990 годах, после распада СССР.

Русская классическая литература - одна из самых интересных и читаемых в мире. Л. Толстой, Н. Гоголь, А. Пушкин, Ф. Достоевский - признанные мастера художественного слова.

Если ты, читатель, задавался вопросом: "Литература - что это такое?" и хотел бы получить ёмкий ответ, но всё равно верный и научный, то ты обратился к нужному тексту. Итак, в этой статье я кратко рассмотрю, что такое литература, а также расскажу о двух её основных формах - устной и письменной.

Академический словарь, составленный РАН, определяет литературу как «всю совокупность научных, художественных, философских и тому подобных произведений». Недостаток этой формулировки в том, что под предметом можно усмотреть нелитературное, например, графические иллюстрации. Я могу предложить своё определение, более подходящее статье: литература (латинское litteratura - написанное) - это совокупность речевых конструкций, запечатлённых в устной и письменной форме. Литература является объектом изучения литературоведения (подробнее смотри статью "Основы теории литературы"). Литература одновременно особая деятельность человека и также продукт этой деятельности, где основным инструментом, посредством которого происходит создание продуктов, является язык и его единица - слово.

На определениях и кратком пояснении можно было бы, на первый взгляд, ограничиться, однако есть существенные "но", обыватель нередко воспринимает литературное произведение, как запечатлённое только в письменной форме, но на самом деле существует форма устной литературы, к рассказу о которой я и приступлю далее.

Устная литература

В-первых, да, существует устная литература и даже с появлением письменности она не исчезла. А если затрагивать период, когда человечество, став пусть разрозненными, но общностями разумных существ, принялось формировать свою культуру, но не имело письменности, тогда устная литература является важным инструментом передачи созданных продуктов. Последнее без письменности особенно важно, так как если автор, создав литературное произведение, запечатлённое в письменной форме, более мог не прилагать особых усилий по его сохранению (с известными допущениями, разумеется), то продукт в устной литературной форме требовал от него ряд дополнительных усилий, например:

  • Точно запомнить то, что он создал. Ведь мало что-то придумать, важно точно сохранить это в памяти, чтобы верно, как изначально задумано, воспроизвести в устной форме. Да, нередко постоянное переосмысление созданного идёт ему на пользу, но бывают случаи, когда наоборот – в вред, но это следствия здесь лишние к рассмотрению;
  • Самостоятельно сообщить созданное другим. Если продукт письменной литературы читатель мог самостоятельно изучить, то с устной формой автору для начала необходимо было передать своё произведение кому-то ещё, презентовать при непосредственном контакте устно, говоря проще – рассказать, поведать;
  • Трудности многоступенчатой передачи. В том случае, если автору удавалось точно воспроизвести им же придуманное, то его должно было беспокоить следующее: как слушатель понял услышанное, насколько он хорошо запомнил и сможет ли в свою очередь верно это воспроизвести (частично проблема из пункта один).

В общем, устная форма передачи и сохранения информации далеко не лучший инструмент развития культуры. Однако влияние и роль устной литературы на формирование и развитие культуры, как отдельных социальных групп, так и народов, или даже всего человечества, переоценить сложно. Более того, устная форма сохраняется до сих пор и, по всей видимости, никуда не исчезнет в ближайшем будущем, потому что человек сохраняет и потребность в вербальной коммуникации, и в том, что в ряде ситуаций удобнее пользоваться устной формой, нежели писать друг другу эссе. Только следует уточнить, что само по себе устное общение не является литературой, если в нём не создаётся и не сохраняется для последующего воспроизведения некая речевая конструкция. Например, если двое обсуждают, какое сегодня ясное небо, а автобус задерживается на семь минут, то это не литература. Если же в устном общении создаются, передаются (рассказчиком) или воспроизводятся конструкции, подходящие под признаки литературного произведения, например, сочиняется анекдот или под ситуацию декламируется поэма, то да – это устная литература. Понятное дело, что данная тема освещена кратко и она куда глубже, но для такового её изучения следует обратиться к исследованиям соответствующего размера, а я перейду к письменной форме литературы.

Письменная литература

Возможности письменной литературы обеспечила, как нетрудно догадаться, письменность, и чем более эффективной становилась последняя, тем более лучшими были продукты литературы. Да, развитие письменности происходило не сразу, этот процесс был очень длительным, занявшим несколько тысяч лет и по сути своей обусловленным тем, что у человечества была постоянная потребность делать вневременными продукты своего умственного труда, то есть, как вариант, записывать их, желательно подробнее и в деталях. Так сметливые представители человечества и совершенствовали этот столь нужный инструмент, в том числе его графемы: от пиктографии через иероглифы к буквенному письму.

Письменная литература предоставила возможность не только сохранять произведения в их точном виде, но и давала возможность лёгкого воспроизводства сохранённого, постепенно она сокращала сложность трактовки, например, одно дело, когда нужно понять смысловое значение послания в рисунках и приходиться гадать, а другое, когда оно составлено в слоговом или буквенном письме. В настоящее время каждый цивилизованный человек может освоить письменную составляющую своего языка и создавать литературные произведения; и да, не только эссе или повесть являются литературным продуктом, но и краткие почтовые письма или даже записки или сообщения, передаваемые с помощью «службы коротких сообщений»(SMS).

Надеюсь, что из статьи стало понятно, что это такое – литература, а также, что последняя имеет не только письменную, но и устную форму, и насколько каждая из них полезна и попросту необходима современному человеку независимо от его профессиональной, досуговой или учебной деятельности. И ещё я надеюсь, что ты, читатель, сможешь самостоятельно отличать в устной речи создание или презентацию литературного продукта от таковым не являющимся.

февраль 4715



Литература

Литерату́ра

сущ. , ж. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? литерату́ры , чему? литерату́ре , (вижу) что? литерату́ру , чем? литерату́рой , о чём? о литерату́ре ; мн. что? литерату́ры , (нет) чего? литерату́р , чему? литерату́рам , (вижу) что? литерату́ры , чем? литерату́рами , о чём? о литерату́рах

1. Литература - это совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества, вместе с культурно-историческим фоном, способствовавшим созданию этих произведений.

Мировая литература. | Литература народов России. | История литературы. | Древнерусская литература. | Античная литература, литература древних греков и римлян образует особую ступень в развитии мировой литературы.

2. Литература - это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык.

Произведение литературы. | Заниматься литературой. | Художественная литература. | Документальная литература. | По сравнению с музыкой в литературе большую роль играет сюжетное построение произведения.

3. Литература - это совокупность печатных произведений, посвящённых проблемам какой-либо науки, отрасли знаний, тем или иным специальным вопросам.

Техническая литература. | Список специальной литературы. | Литература по истории. | Вопросу сохранения экологических систем посвящена обширная литература | Настоящий специалист не может не следить за новой научной литературой по своей специальности

4. Литература - это один из предметов, входящих в школьную программу.

Двойка по литературе. | Прогулять литературу.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "литература" в других словарях:

    Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от социальной «среды». Критика сравнительно исторического подхода к Л. Критика формалистической трактовки Л.… … Литературная энциклопедия

    Это управляемое сновидение. Хорхе Луис Борхес Литература это новости, которые не устаревают. Эзра Паунд В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают. Оскар Уайльд Правду сказать, мы знаем… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (фр. litterature, от littera буква). Словесность, письменность, совокупность письменных и устных памятников слова, принадлежащих известному народу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИТЕРАТУРА вообще… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (латинское lit(t)eratura, буквально написанное), произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературу… … Современная энциклопедия

    ЛИТЕРАТУРА, литературы, жен. (лат. litteratura). 1. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от устной словесности. Древнерусская литература. 2.… … Толковый словарь Ушакова

    Письменность, словесность, печать, пресса, беллетристика, журналистика. ... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. литература письменность, словесность, печать, пресса,… … Словарь синонимов

    литература - ы, ж. littérature <лат. litteratura. 1. Письменность. 20 е гг. 18 в. Бирж. 161. Письменность. Даль. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Словесность, письменность. Литераторъ писатель, словесникъ. Ср. Литература служитъ воплощеніемъ всѣхъ духовныхъ силъ страны, и ежели ея нѣтъ, то это значитъ, что духовныя силы находятся въ отсутствіи или лежатъ глубоко подъ спудомъ. Салтыковъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    литература - ЛИТЕРАТУРА, беллетристика, устар. словесность, разг., пренебр. чтиво ЛИТЕРАТУРНЫЙ, писательский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    ЛИТЕРАТУРА, ы, жен. 1. Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная л. Мемуарная л. Художественная л. Древнерусская л. 2. Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза,… … Толковый словарь Ожегова

    Литература. H.J. Raymond, Life and public services of Abraham L. (Нью Йорк, 1864); J. G. Holland, Life of A. L. (Springfield, 1865);Corsby, Das Leben A. L s (Филадельфия, 1861); W. H. Lamon, LHfe of A.L. (Бостон, 1872); Jouault, A. L., sa… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Литература , . Учебник содержит материалы по русской литературе конца XVIII - XX веков. Подробно рассматривается творчество крупнейших писателей этого периода, приводятся анализы наиболее значительных…


Похожие статьи
 
Категории