Дать понятие что такое пародия. Описание кактусов Parodiа

09.04.2019

Любителям кактусов с красивым цветением придется по душе кактус пародия. Эти миниатюрные растения привлекают многообразием видов, простотой ухода, высокой декоративностью. Род пародий включает порядка 150 разновидностей. В этой статье описано, как ухаживать за ними, добиться регулярного цветения, рассмотрены самые популярные сорта.

Большинство кактусов этого рода — растения предгорий. Естественная среда их обитания — каменистые грунты на 2-3 тыс. метров над уровнем моря. Их часто можно увидеть в Бразилии, Боливии, на севере Аргентины, в Парагвае.

Сначала к роду относили чуть больше 60 видов, затем в список добавили и других представителей кактусовых. Пародии отличаются мягким и мясистым стеблем. Форма — круглая или слегка удлиненная. Характерно деление на 13-26 ребер. У некоторых видов ребра делятся на бугорки. Форма, окраска колючек зависит от сорта. Иногда в центре выделяется крючковидная колючка.

Зацветает весной или летом. Цветонос — чешуйчатая, волосистая трубка небольшой длины. Цветки не мелкие, преимущественно желтой и красной цветовой гаммы. Распускаются поодиночке или дружно (до 10 штук). Локализация — верх стебля.

Интересно! После отцветания вызревают мелкие семена. Размножаться кактусу помогают муравьи, переносящие семена по округе. Также они могут разноситься потоками дождевой воды.

Популярные разновидности

Существует 150 разновидностей и каждая заслуживает внимания, имеет свои яркие характеристики. Но ряд сортов заслуживает особого внимания.

  • Пародия Ленингхауза (Parodia leninghausii). Отличается удлиненным (до 60 см) цилиндрическим телом. Колючки до 5 см объединены в центре по 4 штуки. Вокруг располагается до 20 тоненьких, желтоватых колючек. Цветки диаметром до 6 см, желтоватые.
  • Пародия снежная (Parodia nivosa). Миниатюрный сорт. Сначала в форме шара, позже — цилиндра длиной до 15 см. Характерно деление ребер на бугорки, покрытые большим количеством коротких (2 мм) белоснежных колючек. В центре 4 более длинные колючки. Расцветает большими цветками огненного цвета.
  • Пародия великолепная (Parodia magnifica). Стебель круглый с голубоватым отливом. Размер — до 15 см. Отличается глубокими, прямыми, острыми ребрами. Тельце покрыто одинаковыми по длине золотисто-желтыми колючками (2 мм). Цветки блеклого желтого оттенка, состоят из двух рядов лепестков.
  • Пародия изменчивая (Parodia mutabilis). Одна из самых маленьких разновидностей не более 8 см. Характерно крестообразное положение колючек в центре. Цветет небольшими желтыми цветочками.
  • Пародия мелкосеменная (Parodia microsperma). Круглый стебель постепенно вытягивается в цилиндр. Вырастает до 20 см. Особенность сорта — многочисленные, спирально расположенные ребра. Каждое ребро складывается из отдельных бугорков. В центре 3-4 колючки кирпичного цвета, по бокам — до 20 стекловидных. Цветы оранжевые.

  • Пародия золотистоколючковая
    (Parodia aureispina). Крошечный кактус не более 6 см. Форма — шарообразная, ребра спирального строения. В центре 6 золотистых длинных колючек. Одна крючковатая. По бокам — до 40 светлых щетинок.
  • Пародия Швебса (Parodia schwebsiana). Стебель — шар диаметром до 14 см. Расположение ареол спиральное. Макушка опушена сильнее. Отличается мощными колючками. В центре — до 2 см, боковые — до 1 см. Цветы скромного размера, насыщенно-красные.
  • Пародия золотистоиглая (Parodia chrysacanthion). Некрупная шарообразная разновидность до 10 см. Покрыта множеством белых колючек. Расцветает желтыми цветами.
  • Пародия Фауста (Parodia faustiana). Аккуратный кактус-шар со спиральными ребрами. Декоративность придает сочетание белых коротких и длинных черных колючек. Цветет небольшими, но красивыми красными цветами.
  • Пародия Хаагена (Parodia haageana). Тельце круглое, высота до 20 см. Колючки мелкие, коричневые. Цветет некрупными красными цветками.
  • Пародия Мааса (Parodia maassii). Маленький кактус со стеблем шарообразной формы, который по мере взросления становится цилиндрическим. Высота стебля редко бывает больше 15 см. Ребра глубоко прорезаны и закручены в спираль. Цветы мелкие, красного с медным оттенка.

Это интересно! Биологи продолжают изучать род кактусов пародия. До сих пор нет четкой классификации, одно и то же растение можно увидеть под разными именами. Но современный уровень науки позволяет сканировать семена с помощью электронного микроскопа, выявлять малейшие отличия в их строении. Только так можно научно обосновать принадлежность каждого вида именно к этому роду.

Особенности выращивания

Растения неприхотливы. Ухаживать за ними не сложнее, чем за другими кактусами. Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил.

  • Освещение. Обилие света — привычная природная среда. Растут на окнах с южной стороны без притенения. При перемещении из тени на интенсивно освещенное место необходим период адаптации. К солнечному свету приучают постепенно.
  • Температура. В летнее время 22-23°C. С середины осени рекомендуется постепенное снижение до 10°C к зимнему периоду. Зимуют при низких температурах, недостаток света восполняют искусственной подсветкой. Помещение регулярно проветривают. Для крупных экземпляров рекомендуется повысить зимнюю температуру и периодически увлажнять почву.
  • Полив. Чрезмерные поливы опасны. Поливают ограниченно, по необходимости — когда грунт просохнет. Мелкие экземпляры зимой обходятся без поливов, особенно если содержатся при низких температурах. Потеря упругости — сигнал для полива и повышения температуры содержания.
  • Влажность. Природа подготовила кактусы к условиям сухого воздуха. Опрыскиваний и дополнительного увлажнения не требуется.
  • Почва. Используют грунтовые смеси с содержанием каменистых частиц. Рекомендуется добавление песка с каменной крошкой к готовой грунтовой смеси для кактусов.
  • Пересадка. Желательно весной. Необходимость пересадки определяют по появлению корней в грунтовых отверстиях. На стадии сформированных цветочных бутонов растение не тревожат — дожидаются окончания цветения.
  • Подкормки. Не более одного-двух раз в месяц слабым раствором удобрений для кактусов. Допустимо использование комплексных препаратов с пониженным содержанием азота.

Совет! С наступлением устойчивого тепла кактусы можно перенести на балкон или выставить в сад. В уличной среде они закаляются, реже поражаются болезнями. Предусматривают укрытие от атмосферных осадков.

Способы размножения

Кактусы размножаются детками. Отростки отделяют от основного куста и укореняют в легком грунте. Детки быстро дают корни и начинают идти в рост. Рекомендуется проводить отсаживание отростков весной или в начале лета.

Семенной способ не распространен, используется редко. Семена всходят быстро и дружно. Рост сеянцев замедлен. Бывают случаи, что даже через 2 года после появления всходов сеянцы так и не вырастают до стадии пикировки.

Совет! Если вы решили попробовать вырастить кактус из семян, предварительно замочите их на сутки в теплой воде. На следующий день переложите на блюдце, накройте стеклом или пленкой — оставьте еще на сутки. Держите в темном месте. Приготовьте 4% раствор перекиси водорода, опустите в него семена буквально на 5 минут. Промойте чистой водой, просушите и только после этого высаживайте.

От каких насекомых и болезней оберегать?

Среди вредителей встречается красный паутинный клещик, щитовка, мучнистые червецы. Действия одинаковы во всех случаях — инсектициды. Рекомендуют выбирать препараты «Актеллик», «Актара». Обработку повторяют несколько раз, опрыскивают растение и почву вокруг него. Цветоводам приходится сталкиваться и с другими проблемами.

  1. Загнивание корней. Результат чрезмерных поливов. Растение аккуратно извлекают из горшка, подгнивающие корни срезают. В емкость наливают горячую воду, погружают в нее корни на 1-2 минуты. Обработанное растение высаживают в новый грунт.
  2. Загнивание стеблей. Начинается при повышенной влажности воздуха. На стеблях образуются темные размягченные участки. Пораженные участки аккуратно вырезают острым стерильным ножом или лезвием. Срезы обрабатывают угольным порошком.
  3. Сморщивание конца стебля. Говорит об избытке влаги в почве. Поливы временно прекращают.

В остальном кактусы не капризны. Они быстро растут, хорошо цветут. Разные сорта гармонично сочетаются между собой. Если вы любите кактусы, то у вас в коллекции обязательно должно быть хотя бы несколько пародий.

Пародия (Parodia) является миниатюрным представителем Кактусовых. Это небольшое по размерам растение пришло к нам с территорий Уругвая, Северной Аргентины, Парагвай, Южной и Центральной Боливии. Пародия – это кактус, который имеет ярко выраженные ребра. Каждое ребро снабжено бугорками. Каждый такой бугорок имеет разные по длине и диаметру колючки. Пародия очень красиво цветет. Цветок махровый, расположен на самой верхушке растения. Семенная коробка, а также сами семена мелкие, похожи на пыль.

Местоположение и освещение

Пародия нуждается в таком местоположении в помещении, при котором она будет получать максимум прямого солнечного света. Однако во избежание получения ожогов растение нужно приучать к яркому солнцу постепенно. В короткий зимний день пародия нуждается в дополнительном искусственном освещении, чтобы продолжительность летнего и зимнего дней была примерно одинаковой. Летом будет прекрасно себя чувствовать на открытом воздухе, но не переносит попадания дождевых капель.

Температура

В летнее и весеннее время оптимальная температура содержания пародии – около 22-25 градусов. В осенне-зимний период кактус находится в состоянии покоя, поэтому лучше, чтобы он находился в помещении с температурой от 10 до 12 градусов. Губительной для него считается температура ниже 7 градусов. Пародия нуждается в постоянном притоке свежего воздуха, но на сквозняке содержать не рекомендуется.

Влажность воздуха

Влажность воздуха не является решающим фактором при выращивании пародии. Кактус будет хорошо себя чувствовать и радовать цветением даже в условиях сухого воздуха городской квартиры.

Полив

Весной и летом полив пародии должен быть умеренным по мере подсыхания верхнего слоя почвы. Начиная с осени, полив постепенно сокращают. Зимой растение находится в состоянии покоя и в поливе может вовсе не нуждаться.

Почва

Грунт для выращивания пародии можно купить уже готовый в специализированном магазине, либо составить самостоятельно. Необходимо смешать листовую, торфяную и дерновую земли, добавить песка и каменной крошки.

Подкормки и удобрения

Пародия нуждается в регулярном внесении удобрения в весенне-летний период. Для этого применяют универсальную подкормку для кактусов, разведенную в очень слабой концентрации. Периодичность внесения удобрения - 2 раза в месяц.

Пересадка

Пародия редко нуждается в пересадке. Причина, по которой кактус следует пересадить в более просторный горшок – это появление корней в дренажных отверстиях. Дно горшка должно быть устлано щедрым слоем дренажа, чтобы вода в почве надолго не застаивалась и не губила корневую систему.

Существует два способа размножения пародии: при помощи семян и деток-отростков. Из семян очень трудно получить взрослое растение. Прорастают семена при температуре около 20-25 градусов буквально через несколько дней после посадки, но зато потом начинают слишком медленно расти. Может пройти даже два года, но всходы так и не будут нуждаться в пересадке в отдельные емкости.

На материнском растении часто появляются детки-отростки. Этот способ размножения наиболее предпочтительный и результативный. Отросток отделяют от главного растения и переносят в новый горшок. Процедуру пересадки необходимо производить весной или ранним летом.

Болезни и вредители

Пародия может быть подвержена воздействию таких вредителей, как щитовка, мучнистый червец и паутинный клещ. Бороться с ними можно при помощи инсектицидных препаратов в виде раствора согласно прилагаемой инструкции.

Пародия золотистоколючковая (Parodia aureispina) – является кактусом с небольшими размерами, стебель покрыт бугорками около 6 см в диаметре. Поверхность состоит из ребер. Колючек насчитывают 6 центральных и 40 радиальных, самая большая и длинная имеет крючок на конце.

Пародия золотистоиглая (Parodia chrysacanthion) – является небольшим кактусом, редко достигающим в диаметре больше 10 см. Колючки белого цвета, центральная самая крупная не загнута в крючок. Цветет желтыми красивыми цветками довольно большого размера.

Пародия снежная (Parodia nivosa) – является кактусом с компактными размерами. Стебель по мере роста растения вытягивается по форме цилиндра. Длина стебля может достигать 15 см, а величина диаметра – около 8 см. Каждое ребро покрыто бугорками с колючками. Цветет красивыми ярко-красными цветками в диаметре около 5 см.

Пародия Швебса (Parodia schwebsiana) – это кактус маленького размера, стебель шаровидной формы, диаметр от 12 до 14 см, высота от 10 до 12 см. Имеет крупные колючки, центральная загибается в виде крючка. Цветет яркими красными цветами небольшого размера.

Пародия Ленингхауза (Parodia leninghausii) – является кактусом с длинным стеблем в форме цилиндра. Диаметр стебля – около 15 см, высота – около 60 см. Цветы желто-белого оттенка, диаметр - около 6 см.

– достигает высоты около 15 см. Стебель шаровидной формы зеленого с голубым оттенка. Ребра глубокого прорезаны. Диаметр цветков - до 4-5 см, бледно-желтого оттенка.

Пародия изменчивая (Parodia mutabilis) – имеет стебель шаровидной формы, диаметр - примерно 8 см. Центральные колючки имеют крестообразное расположение. Цветет мелкими цветами золотисто-желтого оттенка.

Пародия Мааса (Parodia maasii) – является маленьким кактусом, стебель шарообразной формы, но по мере взросления становится цилиндрическим. Высота стебля редко бывает больше 15 см. Ребра глубоко прорезаны и закручены в спираль. Цветы красного с медным оттенка, небольшого размера.

Пародия мелкосеменная (Parodia microsperma) – кактус, который в раннем возрасте имеет шарообразный стебель. По мере роста стебель принимает цилиндрическую форму высотой примерно 20 см. Имеет около 20 спиралевидно закрученных ребер. Колючки располагаются на реберных бугорках. Цветет растение оранжевыми с красным оттенком цветками, также можно встретить экземпляры с золотистыми желтыми цветками.

Пародия Фауста (Parodia faustiana) – шарообразный кактус компактного размера. Имеет ребра, закрученные спиралевидно, колючек всего 24. Цветки золотистого желтого оттенка.

Пародия Хаагена (Parodia haageana) – это кактус с крупным стеблем, высота которого достигает около 20 см. Колючки мелкие коричневого цвета, полностью покрывают растение. Цветки маленького размера, красного оттенка.

Пародия (с греч. parodia – перепев) – комическое подражание. Обычно строится на нарочитом несоответствии стилистических и тематических планов художественной формы. Два классических вида пародий определяются задачей, которую ставит перед собой автор-пародист: бурлеск – низкий предмет, излагаемый высоким стилем, травестия – высокий предмет, излагаемый низким стилем. Первая известная пародия была написана еще в античности. В древности считали, что Гомер написал "Батрахомиомахию" ("Войну мышей и лягушек"), где подвиги богов и героев предстали отраженными в кривом зеркале мира бестиариев. Однако эта версия не верна. Об этом писал М. Л. Гаспаров: "Двести лет назад вы прочли бы в учебниках, что “Войну мышей и лягушек” написал, конечно, сам Гомер. Сто лет назад вы прочли бы, что ее сочинили на два-три века позже, во время греко-персидских войн. Теперь вы прочтете, что она сочинена еще двумя веками позже, в александрийскую эпоху, когда люди уже научились думать и писать не по-гомеровски и посмеиваться над гомеровской манерой стало нетрудно. А впервые усомнились ученые в авторстве Гомера вот почему. В “Войне мышей и лягушек”... Афина жалуется, что кваканье лягушек не дает ей спать до петушиного пения. А петухи и куры появились в Греции только через двести лет после Гомера". М. Л. Гаспаров, таким образом, показывает не только то, как ошибались древние ученые, а представляет яркую иллюстрацию заблуждений целой эпохи, отсюда и проясняется разное отношение к жанру пародии и ее формам. Если, к примеру, Гомер пародирует свое великое создание, то он затевает интригу с читателем или разочаровывается в изложенных истинах. Если же знаменитый текст пародируется другим автором, то это есть выражение иронического отношения к миру прошлого, травестийный комментарий мотивов и образов.

Осмеяние может сосредоточиваться как на стиле, так и на тематике. Пародироваться может поэтика конкретного произведения, автора, жанра, целого идейного направления.

В начале XIX в. пародия становится действенным способом ведения полемики. Примером может служить факт литературной борьбы, когда разгорелась война стилей между "архаистами" (членами общества "Беседа любителей русского слова") и "новаторами" (кружок "Арзамас"). "Арзамасцы" высмеивали стилистическую нормированность классицистов. Для утрирования прежних поэтических канонов они не только в пародиях и эпиграммах являли образцы эпатажной словесности, но и в поведении своем подражали манерам оппонентов. Заседания "Арзамаса" носили буффонадно-ритуальный характер: все члены кружка награждались шутливыми прозвищами, постоянным атрибутом заседаний был жареный гусь как метафора жертвоприношения. Таким образом они пародировали ритуальные формы собраний "Беседы" с царившей в ней служебно-сословной и литературной иерархией. Иронизируя над процедурой посвящения в обществе "Беседа", арзамасцы при вступлении в "братство" должны были прочитать "похвальную речь" своему "покойному" предшественнику из числа здравствующих членов "Беседы". "Похвальные речи" пародировали излюбленные "беседчиками" "высокие" жанры, витийственный слог, звуковую какофонию их поэтических опусов. Пародии часто писались коллективно.

Традиция коллективного творчества и литературного псевдонима возродилась в период обострения литературной полемики уже в 40-е гг. XIX в. Начало этому процессу положили совместные пародии Н. А. Некрасова и И. И. Панаева, они публиковались под псевдонимом "Новый поэт". Маска "Нового поэта" позволяла критикам не только смело высказывать некоторые политические мысли, но и вести борьбу с поэтами "чистого искусства".

Позже рождается самый знаменитый образ пародиста Козьмы Пруткова (братья Алексей, Александр, Владимир Жемчужниковы и А. Толстой).

По характеру комизма пародия может быть юмористической, как, например, шутка Пушкина-лицеиста по поводу сочинения стихотворения на заданную тему. Сокурсник Мясоедов, отличавшейся исключительной глупостью, на уроке словесности написал о восходящем солнце:

Блеснул на западе румяный царь природы...

И изумленные народы

Не знают, что начать:

Ложиться спать Или вставать.

Пародия может быть и сатирической, со многими переходными ступенями. К примеру, пародии на стихотворения А. Фета. Одна из них – резкая строчка И. С. Тургенева, постоянно правившего стихотворения поэта: "Что-то где-то веет, млеет...".

Ю. Н. Тынянов в статье "Литературный факт" писал: "Каждый термин теории литературы должен быть конкретным следствием конкретных фактов". Так, пародия зарождается в искусстве как средство полемики, борьбы с устаревшими нормами или с традицией темы, жанра, стиля.

Ярким примером "конкретного факта", породившего и новые темы, и новые формы, и новые пародии, был роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин".

Как и многие произведения Пушкина, "Евгений Онегин" вызывал противоречивые толки, часто едкие пародии. Например, Ф. Н. Булгарин не мог удержаться, чтобы не написать "онегинской строфой" часть своей рецензии на седьмую главу, которую счел бессодержательной, бессюжетной и во всех отношениях пустой:

Ну как рассеять горе Тани?

Bo r как: посадят деву в сани

И повезут из милых мест

В Москву, па ярмарку невест!

Мать плачется, скучает дочка:

Конец седьмой главе – и точка!

Булгарина больше всего возмущал именно пародийный характер пушкинского романа. В названии романа, в эпиграфе ко всему тексту просматривается авторская ирония. "Благородное" имя Евгения уже было хорошо известно современникам по повести А. Е. Измайлова "Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества". Евгений Негодяев сделался сатирической "маской" в моралистической литературе. Характеристика, данная Пушкиным герою в эпиграфе, ставила иод сомнение подлинность тех качеств характера, которые отличали романтического героя: "Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, следствие чувства превосходства, быть может мнимого". Первая глава вызвала противоречивые суждения современников именно потому, что Онегин совсем не напоминал тех героев, которых знала литература. "Философ в осьмнадцать лет" презрительно относится к свету, "к жизни вовсе охладел", равнодушен к любви. И когда Татьяна заключает, что Онегин "пародия", "подражание", "москвич в Гарольдовом плаще", автор подтверждает эту мысль сюжетом. В литературоведении подробно освещен вопрос о пародийных уровнях романа (язык и стиль, романтический герой, ситуация любовного свидания, чувственный мир и т.д.). Произведение А. С. Пушкина стало тем "литературным фактом", которое меняет представление о каноне, являет собой новый жанр; именно "Евгений Онегин" стал первым русским реалистическим романом и энциклопедией сюжетов, образов, типов.

Позже Д. Д. Минаев напишет остроумную пародию "Евгений Онегин нашего времени" – роман в стихах, но уже не с целью осуждения слабых сторон пушкинского текста, а для того, чтобы представить нового "героя века" на известном литературном материале:

Мой дядя, как Кирсанов Павел,

Когда не в шутку занемог,

Он обливать себя заставил

Духами с головы до ног...

Одной из самых известных и удачных пародий Минаева можно считать стихотворение "Холод, грязные селенья...".

Холод, грязные селенья,

Лужи и туман.

Крепостное разрушенье,

Говор поселян.

От дворовых нет поклона,

Шапки набекрень

И работника Семена

Плутовство и лень.

На полях чужие гуси,

Дерзость гусенят, –

Посрамленье, гибель Руси,

И разврат, разврат!..

Это пародия не столько па поэтический стиль А. А. Фета, сколько на его охранительные взгляды, которые казались поэтам некрасовской школы преступными. Их иронию питала и проза жизни поэта – прижимистого землевладельца, судившегося с крестьянами; на склоне лет – камергера, радовавшегося ключу на голубой ленте. А эстетам и сторонникам чистоты поэтического слова фетовские стихи казались бездарными. И. С. Тургенев так писал о Фете:

Я долго стоял неподвижно

И странные строки читал;

И очень мне дики казались

Те строки, что Фет написал.

Читал... что читал, я не помню,

Какой-то таинственный вздор;

Из рук моих выпала книга –

Не трогал ее я с тех пор.

Еще более резкая пародия была написана Тургеневым позже:

И шепчут гор верхи: "Где Фет?

Где тот поэт,

Чей стих свежей икры и сладостней конфет?".

Совсем иной смысл пародий Н. Вормса и Н. Добролюбова. В "Свистке" – сатирическом отделе журнала "Современник" – Добролюбов пародировал романтический пафос стихотворения "Шепот, робкое дыханье...". Он изобразил свидание в сугубо бытовом плане, сохранив внешние формы поэтического стиля Фета:

Абрис миленькой головки,

Страстных взоров блеск,

Распускаемой шнуровки

Судорожный треск.

Сладострастные объятья,

Поцелуй немой, –

И стоящий над кроватью

Месяц золотой...

Н. Вормс обратил внимание на то, что в фетовском стихотворении любые строчки можно менять местами и произведение не утратит своего смысла:

Звуки музыки и трели, –

Трели соловья,

И под липами густыми

И она, и я.

И она, и я, и трели,

Небо и луна,

Трели, я, она и небо,

Небо и она.

Эту возможность изменять стих Фета без особой смысловой потери блистательно представил Д. Минаев в пародии-палиндроме. Об этом уникальном случае жанровой игры М. Л. Гаспаров написал статью "Поэтика пародии", где доказал, что минаевский текст и композиционно, и тематически стройнее, интереснее фетовского оригинала.

Уснуло озеро; безмолвен черный лес;

Как лебедь молодой, луна среди небес

Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

Уснули рыбаки у сонных огоньков;

Порой тяжелый карп плеснет у тростников,

Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.

Как тихо... Каждый звук и шорох слышу я,

Но звуки тишины ночной не прерывают, –

Пусть травы на воде русалки колыхают...

Вот пародия на это стихотворение Д. Д. Минаева (под псевдонимом Михаил Бурбонов):

Пусть травы на воде русалки колыхают,

Пускай живая трель ярка у соловья,

Но звуки тишины ночной не прерывают...

Как тихо... Каждый звук и шорох слышу я.

Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой,

Порой тяжелый карп плеснет у тростников;

Ветрило бледное не шевельнет ни складкой;

Уснули рыбаки у сонных огоньков.

Скользит и свой двойник на влаге созерцает,

Как лебедь молодой, луна среди небес.

Русалка белая небрежно выплывает;

Уснуло озеро; безмолвен черный лес.

Впечатление "подлинности" минаевского варианта достигается его зачином. "Пусть..." или "Пускай..." – характерный зачин в русской элегической лирике ("Пускай толпа клеймит с презреньем...", "Пускай нам говорит изменчивая мода..." и т.д.). Это начальное "Пусть..." служит сигналом периодического синтаксиса. Последовательность образов подтверждается всей композицией текста и стремлением к постижению тишины. Как и во многих фетовских стихотворениях, движение образов передается через слуховые и зрительные ассоциации. Создается общее ощущение перехода от движения к покою. Направление взгляда автора и читателя: "вниз, на воду – в сторону и вверх – внутрь себя". Каждая строфа начинается движением вниз, а кончается движением внутрь, начинается с образа воды, а завершается образом души.

Наконец, развертывание текста на ритмическом уровне тоже аккомпанирует наметившейся композиции. В ритмике строки – вначале напряжение, а дальше – его разрешение (дактилическая рифма). Стихотворение напечатано без отбивок между четверостишиями, одной непрерывной тирадой, и эта особенность вписывается в художественную систему основного образа.

Если в минаевском варианте пространство от строфы к строфе расширялось, то в фетовском оно сужается, и последовательность этого сужения становится основой композиции. В первой строфе в поле зрения озеро, обрамленное лесом, и небо. Во второй строфе – берег и рыбаки. В последней строфе – только авторское "я". У Минаева природа – засыпающая, застывающая, у Фета – оживающая и живущая сквозь видимый сон и покой. У Минаева жизнь сосредоточена в начальном "я" и затем постепенно ослабевает. У Фета жизнь растворена в природе.

Поток пародий на стихи Фета мелеет за пределами шестидесятых годов. Многократно осмеянные, черты его стиля оцениваются как достоинства новыми законодателями литературного вкуса. Литературная репутация Фета резко изменилась на рубеже XIX–XX вв., его вписали в свою родословную символисты. Для В. Брюсова, А. Блока, К. Бальмонта А. Фет – родной по духу поэт, мастер стиха, в чью школу они шли добровольно.

Воздействие пародии на читателя бывает самое различное. Часто читатель не воспринимает текст, где пародия на стиль или образ принципиально важна для автора, напротив, относится к образу с особой симпатией. Если Пушкин в романе "Евгений Онегин" явно иронизирует над Ленским-романтиком и над его образчиками лирических излияний, то для многих Ленский – несчастная жертва обстоятельств. Так, в либретто оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин" поэт с "душою прямо геттингенской" – главный герой, страстный и смелый. Точно так же потомки перестают улавливать пародийную природу пушкинских "повестей Белкина", поскольку воспринимается этот текст изолированно от современного ему контекста литературной борьбы. Ю. Тынянов в статье "Достоевский и Гоголь. К теории пародии" писал: "Незнакомство читателя со вторым планом... влечет лишение пародии ее пародичности".

Ученый отмечает, что следует различать стилизацию и пародию: "И та и другая живут двойной жизнью: за планом произведения стоит другой план, стилизуемый или пародируемый. Но в пародии обязательна невязка обоих планов, смешение их; пародией трагедии будет комедия (все равно, через подчеркивание ли трагичности или через соответствующую подстановку комического). При стилизации этой невязки нет, есть, напротив, соответствие друг другу обоих планов: стилизующего и сквозящего в нем стилизуемого".

Следует обратить внимание на факт самопародии. Известны такие перепевы собственных мотивов в лирике Н. Огарева. Например, его вариации на "Старый дом" и на стихотворение "Кабак". Чехов иногда прибегал к подобному приему. В пьесах он использовал уже известные по рассказам реплики, но они обретали пародийное звучание. В "Трех сестрах" звучит фраза "Он и охнуть не успел, как на него медведь насел", которая в рассказе "У знакомых" прочитывалась как выражение гибели "дворянских гнезд". Или реплика Чебутьткина "тара... ра... бумбия сижу на тумбе я" в сатирическом плане функционировала в рассказе "Володя большой и Володя маленький".

Пародия является действенным орудием критика. Популярность такого способа ведения литературной полемики приходится на 60-е гг. XIX в. М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский пародировали своих идейных оппонентов. Писатели включали в свои романы образы-персонажи, которые в гротескном плане представляли отличительные черты поэтики писателя-оппонента. Так, Достоевский в образе Кармазинова ("Бесы") представил карикатуру на Тургенева.

Расцвет пародии наблюдается в эпохи переломные, насыщенные борьбой литературных школ, направлений, группировок, отмеченных ломкой старых эстетических вкусов.

Тэффи говорила, что в традиции русской литературы было изображать "очищающий смех сквозь слезы", но в жизни чаще наблюдается "смех вместо слез". Это давало возможность авторам "Сатирикона" говорить о сложном просто и весело. Например, они написали свою "Всемирную историю", своеобразную пародию на официальные учебники, представили свою юмористическую интерпретацию исторического пути Европы. Они не хотели примириться только с одной официальной точкой зрения на историю, пытались разрушить иллюзию буржуазного благополучия и ставили под сомнение неизбежное торжество капитализма.

Своеобразным лозунгом буржуазности воспринималось в начале века стихотворение И. Северянина "Увертюра":

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс...

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!

Это стихотворение резко пародировал В. Маяковский: "Ешь ананасы, рябчиков жуй! День твой последний приходит, буржуй!"; и в очень грустных тонах, словно ностальгию по прошлому, представил "Подражание Игорю Северянину" Дон-Аминадо:

Не старайся постигнуть. Не отгадывай мысли.

Мысль витает в пространствах, но не может осесть.

Ананасы в шампанском окончательно скисли,

А в таком состоянии их немыслимо есть.

Надо взять и откинуть, и отбросить желанья,

И понять неизбежность и событий, и лет,

Ибо именно горьки ананасы изгнанья,

Когда есть ананасы, а шампанского нет.

Что ж из этой поэзы, господа, вытекает?

Ананас уже выжат, а идея проста:

Из шампанского в лужу – это в жизни бывает,

А из лужи обратно – парадокс и мечта!..

К 1920-м гг. пародия как форма литературной полемики и как жанр утрачивает свою популярность. Не только цензурные запреты погубили "веселую поэзию". Художники не могли проявлять творческой индивидуальности, потому что "сердца их принадлежали партии". В литературе социалистического реализма стиль стал равен жанру. Достоинство произведения измеряется как можно более точным воспроизведением социалистической действительности.

Пародистам не осталось материала, но более – свободы выбора.

Сборник "Парнас дыбом" вышел в Харькове в 1925 г. Это была яркая попытка последователей А. Потебни и А. Веселовского представить иллюстрацию к теории бродячих сюжетов. За основу взяты сюжеты "Жил-был у бабушки серенький козлик", "У попа была собака" и "Пошел купаться Веверлей", которые перелагались в разных стилях.

Вот пародия на стиль романсов А. Вертинского:

Куда же вы ушли, мой серенький, мой козлик,

с бубенчиком на лбу и с лентой на рогах?

Грустит ваш сад. Наннет-старушка плачет возле

об умершей любви, о майских прошлых днях.

В последний страшный час я видел вас так близко,

в далекий темный лес вас мчал кабриолет.

Под тяжестью волка потом вы пали низко,

лишь ножки и рога оставив для Наннет.

В 1920-е гг. формируется литературное Объединение реального искусства. Но "реальное" у обэриутов – антипод "реалистическому" лозунгу теоретиков соцреализма. Обэриуты воспринимали себя пародиями на героев писателей русской классической литературы. Их абсурдный мир – это попытка при помощи "перевернутого образа" представить весь ужас современности. Жизнь превращается в пародию на смерть. Для них демонстративно детский язык стиха – безжалостное разрушение классического поэтического слова. Д. Хармс преднамеренно пишет маленькие истории о жизни Пушкина, где представляет его самым обычным человеком. Он делает это потому, что люди привыкли почтительно произносить "Пушкин – гений", "Пушкин – наше все", не понимая истинного величия русского поэта, потому что они вовсе не знают его произведений. Сформировалась привычка видеть в Пушкине "авторитет как монумент". Но автора замечательных сказок и "Капитанской дочки" можно воспринимать как своего современника. Д. Хармс приближал Пушкина к людям. Он так писал о нем: "Как известно, у Пушкина никогда не росла борода. Пушкин очень этим мучился и всегда завидовал Захарьину, у которого, наоборот, борода росла вполне прилично. “У него – растет, а у меня – не растет”, – частенько говаривал Пушкин, показывая ногтями на Захарьина. И всегда был прав".

В современном литературоведении за Маяковским закрепилось прежде всего представление как о поэте-новаторе, который в своем творчестве воплотил лозунг футуристов "сбросить с корабля современности" все прежние представления о поэтическом творчестве. О. Б. Кушлина в книге "Русская литература XX века в зеркале пародии" пишет: "Приказом по армии искусств все его творчество превратилось в одно монолитное “ХОРОШО”, а сам он – в тоскливое наказание поколений советских школьников. “Памятник” Маяковскому замазан сегодня столькими слоями красной краски, что непонятно – из бронзы он или из гипса".

Все же ошибочно было бы утверждать, что Маяковский не стоял в ряду великих поэтов русской литературы, что сто творчество не повлияло на развитие поэтических форм. Даже эпиграмма Ю. Тынянова, где Маяковский представлен в ряду выдающихся художников слова, свидетельствует об эпохальности его творчества:

Оставил Пушкин оду "Вольность",

А Гоголь натянул нам "Нос",

Тургенев написал "Довольно",

А Маяковский "Хорошо-с".

Если поэт заслуживает эпиграмм и пародий – это уже свидетельство его гениальности. Сколько пародий было написано на стихотворения А. Фета! А ведь именно его "безглагольность" стала традиционным средством художественной выразительности, например, в поэзии Дон- Аминадо или Бальмонта.

Маяковский и сам не раз пародировал гениальные творения русской литературы. В его поэме "Хорошо" представлен диалог двух культур: дворянской и пролетарской. Парафразы создают пародийную атмосферу, но не умаляют поэтических образов Пушкина. Изучение пародий на произведения Маяковского позволяет читателю увидеть всю оригинальность его поэтики.

В 1960-с гг. обнаруживается всплеск пародийных текстов, так как "волна свободы" дает возможность поэтам переосмыслить то, что стало традиционным или обязательным.

Стиль жизни митьков, их поэтическое творчество возрождает традиции обэриутов. Демонстративно грубое слово, примитивные иллюстрации к столь же примитивным стихам позволяют поэтам снижать нормы классической культуры, обнаружить поэзию в обыденности.

Эволюция поэзии совершается не только путем изобретения новых форм, но и с помощью пародийного переосмысления культурного наследия.

С самого раннего детства все люди любят подражать кому-либо. Например, маленькие дети, еще не научившись говорить, уже повторяют звуки, которые издают собаки, кошки, коровы, свиньи, птицы и так далее.

Девочки и мальчики постарше начинают подражать своим любимым кумирам, исполняя их произведения или озвучивая выражения из фильмов и сериалов. И это неудивительно. Все стараются равняться на кого-то.

А ведь в искусстве есть специальный жанр, который называется пародия. Это то же самое, что подражать кому-либо. Рассмотрим, откуда произошло это слово.

Пародия - что такое?

Слово «пародия» произошло от греческих слов «пара» - "возле", "против", и «диа» - "песня". Пародия представляет собой такое искусство, где люди имитируют в измененной форме уже существующие фильмы, песни, клипы и другие произведения. Обычно это делается в юмористической форме, как насмешка.

Пародироваться может абсолютно все: фильмы, видеоклипы, песни, какие-то театральные постановки, сочинения, стихотворения, действия какого-нибудь певца или актера.

Самая первая пародия связана с античностью, с античной литературой и называлась «Батрахомиомахия». Это пародийная поэма про войну мышек и лягушек, с использованием травестии (когда описывается мелкий предмет в высоком стиле). В данном случае мелким предметом являются мышки и лягушки.

Пародии могут быть представлены в различных направлениях.

Направления пародии

Бывают пародии на песни, на кино, литературные, сайты-пародии и другие. Каждые из них также классифицируются по определенным признакам.

Рассмотрим, что такое кинопародия. Что такое «кино» все знают, значит, кинопародия - это пародия на определенный фильм. Наиболее удачная - это имитирование известного всем фильма. Были спародированы такие фильмы, как «Не грози южному централу», «Голый пистолет», «Горячие головы», «Совершенно секретно», «Недетское кино» и другие.

Фильм-ужастик «Очень страшное кино» - действительно держит зрителей в напряженном состоянии. Есть довольно жуткие моменты, когда хочется закрыть глаза и больше не смотреть на экран. А вот пародия на этот фильм заставляет зрителей не только не бояться, но и громко хохотать. Да, здесь тоже много крови, но все равно не страшно, а смешно.

Сайты-пародии делаются на популярные веб-страницы, на их внешнее и внутреннее оформление.

Люди все больше и больше делают пародии на песни, как правило, на самые известные. Могут изменяться как слова, так и само звучание мелодии. Например, была сделана пародия на такие песни, как «Летящей походкой…», «Вместе весело шагать…», «Медленно минуты уплывают вдаль…» и другие. Без внимания не остались и царский гимн, и гимн Российской Федерации.

Литературные пародии тоже популярны. Сюда можно отнести известные произведения, театральные постановки, стихотворения и другие.

В пародии имеются три основные жанровые пути:

1. В шуточной или юмористической форме, то есть не издевательство или насмешка над фильмом или песней, а с хорошими намерениями к оригиналу. Люди делают такие пародии либо из-за желания подражать, либо хотят обрести популярность в сетях.

2. Сатирическая форма - это значит против оригинала. Преподносится как издевательство над главными героями фильма, делая актеров со страшными лицами, ставя их в неловкие ситуации. Или происходит насмешка над словами песен - они заменяются на глупые, иногда даже матерные.

3. Последняя называется «пародийное использование», то есть направленность только на внутрилитературные цели.

Пародии на телевидении

Несколько лет назад на телевидении появилась и сразу всем полюбилась телепередача «Большая разница». Она обрела огромную популярность, что говорит о том, что жанр этот очень востребован. В данной передаче были представлены пародии на популярных деятелей политики, эстрады, телеведущих и так далее. Само название передачи как бы говорит о том, что зрители должны найти разницу между пародией и оригиналом.

Очень оригинально была придумана музыкальная пародия «Что такое кризис?» на песню группы ДДТ.

Самыми известными пародистами нашей страны считаются Владимир Винокур, Максим Галкин, Евгений Петросян, Елена Воробей, Михаил Грушевский и другие. Всех их можно заметить на телевидении, в интернете. Они пародируют разных людей, актеров, исполнителей.

Любимая группа "Экс-ББ"

Довольно нестандартно выступает знаменитая группа «Экс-ББ». Музыкально грамотные, с высоким артистизмом, участники данной группы спародировали много песен. Кроме песен, делали пародии на фильмы. Например, фильм «Джентльмены удачи» зрителям пришелся по душе. Посетив однажды их выступление, ни за что уже не забудешь.

Послесловие

Модным стало делать пародии на клипы. Например, известный клип «На лабутенах» был спародирован несколько раз. И все варианты интересные и смешные.

В 60-70-х годах двадцатого века выдающимся пародистом был Виктор Чистяков.

Проанализировав понятие «пародия» (что такое, где применяется), можно сказать, что этот жанр искусства создан для поднятия настроения зрителям.

Чего-нибудь, карикатура N2 на что-нибудь

Пародия Комическое или сатирическое подражание кому-чему-нибудь

Пародия в Энциклопедическом словаре:

Пародия — (греч. parodia) — 1) жанр в литературе, театре, музыке, наэстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических июмористических целях индивидуальной манеры, стиля, направления, жанра илистереотипов речи, игры и поведения (см., напр., Козьма Прутков). 2)Подражание, неосознанно искажающее образец. смешное, искаженное подобиечего-либо.

Значение слова Пародия по словарю Ушакова:

ПАРОДИЯ
пародии, ж. (греч. parodia, букв. песня напротив, наоборот) . 1. Сатирическое произведение в прозе или в стихах, комически имитирующее, высмеивающее какие-н. черты других литературных произведений (лит.). Пародии Козьмы Пруткова. повесть о капитане Копейкине Гоголя — пародия на романтическую разбойничью повесть . В разные эпохи позволялось у нас множество сатир, эпиграмм, насмешливых перелицовок наизнанку известнейших произведений и всякого рода пародий. Гоголь . 2. Внешнее, неудачное подражание чему-н., комически искажающее образец . — что ж он (Онегин)?… чужих причуд истолкованье, слов модных полный лексикон?… Уж не пародия ли он? Пушкин . || Что-н. настолько искаженное, настолько непохожее на то, чем должно было быть, что представляется насмешкой, карикатурой. Татьяна Павловна нанимала эту пародию на квартиру, чтобы только быть одной. Достоевский . Пародия выборов в фашистских странах.

Значение слова Пародия по словарю Даля:

Пародия
ж. греч. забавная переделка важного сочиненья, смешное или насмешливое подражанье. перелицовка, сочиненье или представленье наизнанку . Пародировать что, представлять, изображать в смешном, превратном виде. перелицевать, вывернуть наизнанку. представить важное смешным.

Значение слова Пародия по словарю Брокгауза и Ефрона:

Пародия (от греческого слова παρωδή. - припев, куплет) - род сатирической поэзии, состояний в том, что автор осмеивает какое-нибудь серьезное поэтическое произведение, подражая форме и тону последнего, но намеренно подставляя на место образов и понятий изящных и величавых смешные и ничтожные. происходит как бы выворачивание наизнанку осмеиваемого писателя (отсюда французский синоним пародии - travestie, "перелицовка"). П. свойственна не одной изящной литературе, но и другим искусствам - но там она носит уже другие названия (см. Карикатура). бывает даже музыкальная пародия (вроде "Райка" Мусоргского). От памфлета и сатиры П. отличается тем, что осмеивает не столько отдельных общественных лиц или целые общественные классы, сколько одного пародируемого писателя. П. развилась в Греции. один из древнейшим ее памятников - П. "Илиады", комическо-героическая поэма Лигреса "Война мышей и лягушек" ("Батрахомиомахия", III, 182). Развилась П., вероятно, из сатирических фарсов, которыми оканчивались, для развлечения зрителей, серьезные трагедии классической древности. в этих фарсах зачастую пародировалось содержание трагедий. На этой же почве развилась П. в римской литературе - из так наз. ателлан, или ателланских россказней (см.). в ателланах зачастую перелицовывались древнегреческие трагедии - например в пьесе "Agamemnon suppositus" Помпония ("Агамемнон наизнанку"). С эпохи возрождения в литературе всех стран входит в обычай пародировать произведения классической древности. особенно часто пародировался Вергилий - Лалли в Италии ("Eneide travestita", 1633), Скарроном во Франции ("Virgile travesti"), Блумауэром (см.) в Германии ("Virgils Aeneis iravestirt"), Осиповым (см.) и И. П. Котляревским (см.) у нас в России. В новейшее время сфера П. значительно расширилась. остроумным и изящным образчиком новой П. могут служить "Сконцентрированные новеллы" ("Condensed Novels") Брет-Гарта, мастерски скопировавшего манеру известнейших французских и английских романистов XIX в. Сильно развита П. и в новейшей русской литературе. Пушкин в своей "Оде Хвостову" метко передразнил манеру русских одописцев XVIII в. Позднее П. писали Б. Алмазов, Д. Д. Минаев, В. П. Буренин . Вс. Ч.

Определение слова «Пародия» по БСЭ:

Пародия (греч. parodнa, буквально — пение наизнанку)
в литературе и (реже) в музыкальном и изобразительном искусстве комическое подражание художественному произведению или группе произведений. Обычно П. строится на нарочитом несоответствии стилистических и тематических планов художественной формы. два классических типа П. (иногда выделяемые в особые жанры) — Бурлеска, низкий предмет, излагаемый высоким стилем
(«Похищенное ведро» А. Тассони, «Елисей…» В. И. Майкова), и травестия, высокий предмет, излагаемый низким стилем («Морганте» Л. Пульчи, «Вергилиева Энеида, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова). Осмеяние может сосредоточиться как на стиле, так и на тематике — высмеиваются как заштампованные, отставшие от жизни приёмы поэзии, так и пошлые, недостойные поэзии явления действительности. разделить то и другое иногда очень трудно (например, в русской юмористической поэзии 1850-1860-х гг., обличавшей действительность с помощью «перепевов» из А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова).
Пародироваться может поэтика конкретного произведения автора, жанра, целого литературного направления, целого идейного миросозерцания (все примеры можно найти в произведениях Козьмы Пруткова). По характеру комизма П. может быть юмористической и сатирической, со многими переходными ступенями. По объёму П. обычно невелики, но элементы П. могут обильно присутствовать и в больших произведениях
(«Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Орлеанская девственница» Вольтера, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Улисс» Дж. Джойса). Первые образцы П. появились ещё в античности («Батрахомиомахия», 6 в. до н. э.).
в средние века широко бытовала П. библейских и литургических текстов. в дальнейшем почти каждая смена литературных эпох и направлений (Возрождения, барокко, классицизма, романтизма, реализма, модернизма) обычно сопровождалась волной П. с обеих сторон. В русской литературе



Похожие статьи
 
Категории