Мода пушкинской эпохи на страницах романа "евгений онегин". «Евгений Онегин

16.03.2019

Количество слайдов: 23

Скачать с:

Примеры текстового содержания слайдов:

Мода и А.С.Пушкин… Поэт был светским человеком, часто бывал в высшем обществе, ездил на балы и обеды, совершал прогулки и не последнюю роль в его жизни играла одежда.

Во втором томе "Словаря языка Пушкина", изданного в 1956 году можно прочесть, что слово "мода" в произведениях Пушкина употреблено 84 раза! И больше всего примеров авторы словаря приводят из романа «Евгений Онегин».

Мода начала XIX века находилась под влиянием идей Великой Французской революции и Франция диктовала моду всей Европе…

Русский костюм дворян формировался в русле общеевропейской моды. Со смертью императора Павла I рухнули запреты на французский костюм. Дворяне примерили фрак, сюртук, жилет.

Пушкин в романе “Евгений Онегин” говорит с иронией о наряде главного героя:

“…Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б это было смело,
Описывать моё же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет…”

Так какие же наряды носили дамы и кавалеры того времени? А в этом может помочь французский журнал мод "Маленький дамский вестник" (Le Petit Courrier des Dames) за 1820-1833 годы. Иллюстрации моделей одежды оттуда как раз и дают представление о том, во что одевались во времена Пушкина окружавшие его люди.

Женская мода

Мастерство создания мужских и женских платьев поражает наше воображение. Как такое великолепие можно сделать своими руками, учитывая то, что в то время не было такого количества технических устройств, как сейчас? Как эти прекрасные творения умелых портных можно было носить, учитывая то, что они весили гораздо больше, чем сегодняшняя одежда?

Отгремела война 1812 года, но тем не менее, наиболее популярным в культуре вообще, и в моде в частности, к 20-м годам 19 века, был стиль ампир. Название его происходит от французского слова “империя”, а вдохновили его победы Наполеона.

В основе этого стиля лежит подражание античным образцам. Костюм был выдержан в одном стиле с колоннами, высокая талия женских платьев, прямая юбка, корсет, помогающий лучше сохранить силуэт, создавали образ высокой, стройной красавицы античного Рима.

“…Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц лёгкие уборы.
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг…”

Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами.

Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки.

Дамские туфельки, сшитые из материи, чаще всего из атласа, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий.

Не случайно А.С. Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам:

"…Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры…"

В дамский туалет входили длинные перчатки, которые снимались только за столом (а митенки – перчатки без пальцев – не снимали вовсе), веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонт, служивший защитой от дождя и солнца.

Мужская мода

Мужская мода была пронизана идеям романтизма. В мужской фигуре подчёркивалась выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка. Но мода уступила веяниям времени, требованиям деловых качеств, предприимчивости.

Для выражения новых свойств красоты потребовались совершенно иные формы. Из одежды исчезли шелк и бархат, кружева, дорогие украшения. Их заменили шерсть, сукно тёмных гладких расцветок.

Исчезают парики и длинные волосы, мужская мода становится более устойчивой, всё большую популярность приобретает английский костюм. Мужскую моду на протяжении XIX века диктовала преимущественно Англия. До сих пор считается, что Лондон для мужской моды является тем же, что Париж для женской.

Любой светский мужчина того времени носил фрак. В 20-е годы XIX столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских брюк. Своим названием эта часть мужского костюма обязана персонажу итальянской комедии Панталоне, который неизменно появлялся на сцене в длинных широких штанах. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета.

Пушкин пишет об Онегине:

"…Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил."

Литература и мода

Литература и искусство тоже влияли на моду и стиль. Среди дворян получили известность произведения В.Скотта, вся причастная к литературным новинкам публика стала примерять наряды в клетку и береты. Желая показать литературные пристрастия Татьяны Лариной, Пушкин облачает её в новомодный берет.

“Кто там в малиновом берете?…”

Вот как выглядит сцена на балу, после возвращения Евгения Онегина в Москву, где он вновь встречает Татьяну:

"…К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале: и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.
Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. (Не могу…

"Ужели, — думает Евгений, —
Ужель она? Но точно… Нет…
Как! из глуши степных селений…"
И неотвязчивый лорнет
Он обращает поминутно
На ту, чей вид напомнил смутно
Ему забытые черты.
"Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?"
Князь на Онегина глядит.
— Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. —
"Да кто ж она?" — Женя моя. -..

Часы, перчатки и трость

У мужчин самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр. Он появился в XVIII веке и позже не раз менял цвет и форму.

Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Такая шляпа означала не просто головной убор, она указывала на либеральные общественные настроения ее владельца.

Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки, правда, чаще носили в руках, чем на руках, чтобы не затруднять себя, снимая их. Ситуаций, когда это требовалось, было множество. В перчатках особенно ценились хороший покрой и качественный материал.

Самой модной вещью XVIII – начала XIX века была трость. Трости делали из гибкого дерева, что не давало возможности на них опираться. Их носили в руках или под мышкой исключительно для щегольства.

Корсеты, шали, пелерины, зонтики и муфты

Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Линия талии опустилась на свое естественное место, в ход пошла шнуровка. Юбка и рукава сильно расширились, чтобы талия казалась тоньше. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал.

На плечи набрасывали кашмировые шали, пелерины, боа, которые прикрывали декольте.

Дополнения – зонтики с оборками летом, зимой – муфты, сумочки, перчатки.

Вот как об этом сказано у Пушкина в «Евгении Онегине»:

"…Корсет носила очень узкий
И русский Н, как N французский,
Произносить умела в нос…"

Герои романов и повестей А.С.Пушкина следовали моде и одевались по моде, иначе бы достопочтенная публика не читала бы произведений нашего Великого писателя, он жил среди людей и писал о том, что было близко людям. А коварная мода тем временем шла вперед и вперед…

Берет – мягкий, свободно облегающий головной убор. Кто там в малиновом берете // С послом испанским говорит?

Боа – женский широкий наплечный шарф из меха или из перьев. Он счастлив, если ей накинет // Боа пушистый на плечо…

Боливар – мужская шляпа с очень широкими полями, род цилиндра. Надев широкий боливар, // Онегин едет на бульвар…

Веер – небольшое ручное складное опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга, необходимая дамская бальная принадлежность.

Диадема – женское головное драгоценное украшение, первонач. головной убор царей, а ранее – жрецов.

Жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается сюртук, фрак. Здесь кажут франты записные // Свое нахальство, свой жилет…

Каррик – мужское зимнее пальто, имевшее несколько (порой до пятнадцати) больших декоративных воротников.

Кафтан – старинная русская мужская одежда по фигуре с маленьким воротником или без него.

Колье – женское шейное украшение с подвесками спереди.

Корсет – широкий упругий пояс, охватывающий торс и под платьем стягивающий талию. Корсет носила очень узкий…

Кушак – пояс длиной в несколько метров, к которому пристегивались различные предметы. Ямщик сидит на облучке // В тулупе, в красном кушаке…

Лорнет – оптическое стекло, к оправе которого прикреплена ручка, обычно складная. Двойной лорнет, скосясь, наводит // На ножи незнакомых дам…

Макинтош – пальто или плащ из прорезиненной ткани.

Панталоны – мужские длинные штаны со штрипками без отворотов и заглаженной складки. Но панталоны, фрак, жилет, // всех этих слов на русском нет…

Перчатки – предмет одежды, закрывающий руки от запястья до конца пальцев и каждый палец в отдельности.

Платок – 1. предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы. С платком на голове седой, // Старушку в длинной телогрейке… 2. то же, что носовой платок. … Или платок поднимет ей.

Редингот – женское и мужское распашное длинное приталенное пальто с широким отложным воротником, застегивающееся доверху на пуговицы.

Ридикюль – ручная маленькая женская сумочка.

Сюртук – мужская первоначально верхняя одежда до колен, глухая или с открытой грудью, со стоячим или отложным воротником, в талию, с узкими длинными рукавами.

Телогрейка – женская теплая кофта без рукавов со сборками по талии. С платком на голове седой, // Старушку в длинной телогрейке…

Трость – прямая тонкая палка.

Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном. Ямщик сидит на облучке // В тулупе, в красном кушаке…

Фероньерка – узкая, надеваемая на лоб ленточка с драгоценным камнем посередине.

Фрак – мужская одежда, отрезная в талии, с узкими длинными фалдами сзади и вырезанными спереди полами, с отложным воротником и лацканами, часто отделанными бархатом. Но панталоны, фрак, жилет, // Всех этих слов на русском нет…

Халат – домашняя одежда, запахивающаяся или застегивающаяся сверху донизу. А сам в халате ел и пил…

Цилиндр – высокая твердая мужская шляпа с небольшими твердыми полями, верхняя часть которой имеет форму цилиндра.

Чепец – женский головной убор, закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком. У тетушки княжны Елены // Все тот же тюлевый чепец…

Шаль – большой вязаный или тканый платок.

Шлафор – домашняя одежда, просторный халат, длинный, без застежек, с широким запахом, подпоясывался шнурком с кистями. И обновила наконец // На вате шлафор и чепец.

Визуальный пример оформления слайдов презентации:

зверь на воротнике Онегина

Альтернативные описания

Грызун с ценным мехом, живущий по лесным рекам

Животное из породы грызунов с ценным мехом

Канонерская лодка (Россия, 1905)

Полуводное млекопитающее отряда грызунов

Пушной зверек с «инженерным образованием»

Река в Витебской и Минской областях Белоруссии, левый приток реки Березины

Зверь с канадских монет

Пушной грызун с ценным коричневым мехом

. «пушной мелиоратор»

Для этого животного хвост является великолепным рулем, а также прекрасным регулятором температуры тела

Именно этот зверек, считающийся символом трудолюбия, предприимчивости и миролюбия, был изображен на первой канадской марке

Лесной гидростроитель

Приток Березины

Кто из животных самый лучший лесоруб?

Плотник-подводник

Грызун, подотряд белкообразные

Грызун-строитель с ценным мехом

Грызун-лесоруб

Пушное животное

Грызун с белыми зубами

Грызун с крепкими зубами

Зверь-«гидротехник»

Зверек с крепкими зубами

Нутрия - болотный...

Крепкозубый грызун

Строит хатки и плотины

Строитель хаток

Зверь-плотиностроитель

Грызун-гидротехник

Зверь с белыми зубами

Зверек, работающий зубами

Нутрия или болотный...

Зверек, строитель плотин

Пушной плотиностроитель

Речной грызунлесоруб

Грызун с ценным мехом

Лесоруб среди животных

Полуводный грызун

Житель хатки

Пушной строитель подводных хаток

Зверь, который добр

Пушной строитель плотин

Грызун-плотиностроитель

. «злюка»-грызун

Строитель плотин и хаток

Крупный грызун

Грызунстроитель

Самый крупный грызун Европы

Какой грызун хатки строит?

Одетый в шубу речной строитель

Кто такой калан?

. «злюка» из грызунов

Грызун с хвостом-плавником

Грызун-«лесоповальщик»

Лесной лесоруб и строитель

Водоплавающий грызун

Грызун-гидростроитель

Зубастый «подводник»

Пушной грызун

Водный «зодчий»

Ценный мехом грызун

Зверь, строитель плотин

Речной грызун с ценным мехом

Животное из отряда грызунов с ценным мехом

Грызун с ценным мехом

Река, левый приток Березины

. "Злюка" из грызунов

. "Злюка"-грызун

. "Пушной мелиоратор"

Бобер м. бобриха ж. два животные разнородные, из коих, для различия, лучше бы одного звать бобр, другого бобер, как иные и делали: речной бобр, бобр-строитель, Castor Fiber, попадающийся ныне изредка в западных губ. и в Сибири, живет общинами в Канаде; это строитель мазанок и плотин; морской, камчатский бобер, морская выдра (речная, см. выдра), Lutra s. Enydris marina (некстати учеными названный роккуном; енот назыв. ракун; см. также бабр), доставляющий дорогой мех на воротники. Их бьют курилы и алеуты в море стрелками с бударок. Убить бобра, т. е. свинью замест бобра, говор. о неудаче. Каков бобрик, боберчик? Дрянной бобришка. Бобрища со свиньищу. Убить бобра не видать добра; переиначена: не убить не видать. Серебряный бобер, с седою, белою остью. меня денщик из бобра (воротника) седой волос дергает, видя, что барин дергает его из головы своей. От бобра бобренок, от свиньи поросенок. Около бобра не обобрать, а всего ободрать. Все мужья добры, покупили женам бобры; а мой муж неуклюж: невидаль, корову купил. Калязинцы свинью за бобра купили. Все равны бобры, один я соболек. Все бобры добры до своих бобрят. Бобренок м. молодой, детеныш, камч. кошлок; годовалый бобер, камч. ярец. Бобровый воротник. Настя, Настенька, шубейка красненька: сама черноброва, опушка боброва. Бобровая струя, Castoreum, аптечное снадобье, находимое у речного бобра в особой сумочке, как кабарговая струя у кабарги. Бобровый гон, гоны, ловли, места, где речной бобр водится и ловится: некогда по всей России, а ныне почти нигде. Бобровое ср. стар. пошлина с бобрового гона. Бобриный, бобровый, бобровина ж. бобриное мясо. Бобровка ж. бобровая шапка. Бобровник м. стар. бобровый ловец; растен. Spartium, бобровик; растен. Menyanthes trifoliata, трефоль, бобровица, трилистник, троелистка, вахта, месячник, стрела, павун. Бобровик также растен. Sarothamnus scoparius, дереза, железняк, жерновец. Назв. трав: железянка, железняк, не от железа, а от железы, как лекарство от горла, жабы (кроме железной травы, резухи, и сказочной спрыг-травы). Калязинцы бобров(н)ики: свинью за бобра купили

Ваятель плотин из деревьев

Водный "зодчий"

Грызун - строитель подводных хаток

Грызун, строитель плотин

Грызун-"лесоповальщик"

Грызун-"лесоруб"

Зверь-"гидротехник"

Зубастый "подводник"

Какой грызун хатки строит

Кто из животных самый лучший лесоруб

Кто такой калан

Пушной зверек с "инженерным образованием"

Хорошо ли мы знаем роман А.С. Пушкина " Евгений Онегин"? Казалось бы, очень известное произведение, и кто же его не читал. Может быть, в общих чертах оно нам и знакомо. А пробовали ли мы разобраться в нём детально? Как определить жанр моей работы? Ему нет места в списках "рассказов", " критических статей" и т.д. Я бы определила этот жанр так: 1. Литературная игра: деталь в художественном произведении. Или 2. Занимательное литературоведение. Или 3. Раздумья над текстом в виде игры, тестовых заданий.
Попрошу моего читателя не сразу обращаться к готовым ответам в конце тестовых заданий, а попробовать самому вспомнить строки из пушкинского романа в стихах и даже вооружиться им на случай желания вступить в игру. Ведь ответы - в самом романе.

Литературная игра в вопросах и ответах по роману А.С.Пушкина " Евгений Онегин".

Вопросы к первой главе.

1.Как вы понимаете значение слова " повеса"?

А.Весельчак
В.Меланхолик
С.Болтун
D.Шалун

2.Сколько балов ежегодно давал отец Евгения Онегина?

А.Четыре
В.Два
С.Три
D.Один

3.Почему учитель-француз учил Онегина -ребёнка " всему шутя"?

А.Чтобы "дитя" ничего не знало
В.Чтобы "дитя" на него не жаловалось
С.Чтобы "дитя" не измучилось
D.Чтобы не уставать самому

4.Стихи какого поэта Онегин знал наизусть?

А.Гомера
В.Феокрита
С.Виргилия
D.Овидия

5.Какая ещё наука, помимо " страсти нежной", увлекала Онегина?

А.История
В.Астрономия
С.Экономика
D.Биология

6.Из меха какого зверя носил шубу Онегин?

А.Лисы
В.Норки
С.Бобра
D.Зайца

7.Какие тропические фрукты заказывал Онегин в ресторане?

А.Бананы
В.Ананасы
С.Киви
D.Кокосы

8.Где и на чём спали лакеи, ожидающие господ после спектакля?

А.В фойэ на полу
В.В фойэ на лавках
С.У подъезда на шубах
D.В каретах на сиденьях

9.Кому подражал Онегин в одежде?

А.Чаадаеву
В.Пушкину
С.Вяземскому
D.Дельвигу

10.Сколько времени Онегин проводил перед зеркалами перед выездом в свет?

А.Один час
В.Два часа
С.Три часа
D.Четыре часа

11.Чем освещались по праздникам дворянские дома снаружи зимой?

А.Фонарями
В.Свечами
С.Кострами
D.Плошками

12.Какой сигнал будил по утрам жителей онегинского Петербурга?

А.Пение петухов
В.Барабанный бой
С.Выстрел из пушки
D.Солдатский рожок

13.Название известной улицы Петербурга онегинской поры:

А.Мильонная
В.Сотая
С.Тысячная
D.Десятая

А.На Кавказ
В.В Германию
С.Во Францию
D.В Африку

15.Каким называет Пушкин ум влюблённого?

А.Светлым
В.Тёмным
С.Тревожным
D.Возвышенным

Ответы на вопросы.
1.D.-"Повеса" - шалун. (Словарь В.Даля.) " Так думал молодой повеса, Летя в пыли на почтовых..."
2.С.-" Давал три бала ежегодно И промотался наконец."
3.С.-" Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя... "
4.С.-"Да помнил хоть не без греха Из "Энеиды" два стиха". "Энеида" - поэма римского поэта Виргилия.
5.С." Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом..." Адам Смит - английский экономист.
6.С.-"Морозной пылью серебрится его бобровый воротник".
7.В.-"...Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым".
8.С.-"Ещё усталые лакеи На шубах у подъездов спят..."
9.А.-"Второй Чадаев, мой Евгений В своей одежде был педант..."
10.С.-"Он три часа по крайней мере Пред зеркалами проводил..."
11.D.-"Усеян плошками кругом Блестит великолепный дом". Плошки -плоские банки с маслом и фитилями.Словарь В.Даля.
12.В.-"А Петербург неугомонный Уж барабаном пробуждён".
13.А.-"Да дрожек отдалённый стук С Мильонной раздавался вдруг".
14.D.-"Онегин был готов со мною Увидеть чуждые странЫ..." " Под небом Африки моей Вздыхать о сумрачной России"...
15.В.-"Прошла любовь, явилась муза И прояснился тёмный ум..."

Рецензии

Лео, спасибо за внимание к моему труду.
Не могу утверждать, что современный русский язык начался именно с этого произведения российской словесности, но то, что подобных книг (не по сюжету, а по охвату русской действительности со всеми её проблемами) нам уже, видимо, не дождаться, это, наверное, факт. Конечно, современный развитый человек должен пройти через роман в стихах А.С.Пушкина " Евгений Онегин" с тем, чтобы стать носителем русской литературной культуры во всей её изначальной глубине.

Читая первую главу пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин», мы всё время ощущаем присутствие автора. К началу работы над романом А.Пушкину было всего 24 года. Оба они, автор и его герой, молоды, вхожи в одно общество блестящей светской молодёжи.

Поэт изображает себя и своего героя, Евгения, на полях рукописи романа в стихах. Онегина мы видим на рисунке А. Пушкина в модной широкополой шляпе боливаре, стоящего у гранитного парапета Дворцовой набережной.

И всё же, замечает А. Пушкин,

«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной».

Эта разность раскрывается читателю постепенно, и чем дальше, тем убедительнее. И если в начале романа Онегин – «добрый мой приятель», то ближе к его финалу – лишь «спутник странный».

Маршрут одного дня Онегина в романе во многом схож с теми местами, где завсегдатаем бывал А. Пушкин. Проследуем и мы по памятным пушкинско-онегинским местам.

«Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед».

Этим бульваром, где фланирует Евгений, был обширный Адмиралтейский бульвар-променад, протянувшийся вдоль Адмиралтейства. Бульваром в пушкинское время называли и Невский проспект. Посреди проспекта до 1820 года был проложен бульвар, доходивший до Аничкова моста через реку Фонтанку (в то время мост был ещё без скульптур Клодта, его украшением служили четыре каменные башни). По обе стороны бульвара часто устраивались в зимнюю пору катания на санях.

«Уж тёмно: в санки он садится,
«Пади-пади!» - раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждёт его Каверин».

«Талон» - известный в Петербурге ресторан искусного французского повара Пьера Талона. Модный ресторан находился на угловом участке Невского проспекта и набережной реки Мойки (Невский проспект, 15) в доме с эффектными фасадами, украшенными колоннами. Ресторан Талон занимал, по-видимому, несколько этажей. Данный дом был построен ещё в 1768 году на месте деревянного дворца императрицы Елизаветы. Первым владельцем дома был генерал-полицмейстер Чичерин, а затем дом перешёл к князю Куракину, затем к богатому откупщику Перетцу, после чего владельцами дома стала семья купцов Косиковских. В отличие от Перетца, поставлявшего казне главным образом соль («Где соль, там и Петертц», посмеивались в Петербурге), купцы Косиковские сколотили состояние на спекуляциях с хлебом. Купеческий капитал Косиковских возрастает многократно, как только Косиковские отдают часть помещений дома в аренду для проведения собраний, всевозможных увеселений и танцев. Так возникает ресторан «Талон».

Нужно отметить, что ресторан «Талон» был из-за высоких цен доступен немногим. Сами названия блюд, которые упоминает А. Пушкин, говорят за себя:

«Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
Из Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым».

В 1825 году Пьер Талон уехал во Францию. Нового владельца ресторана звали Фальет. Сохранилась записка А.Пушкина, адресованная в ресторан Фальета, с просьбой отпустить в дом паштет из печени. От дома на Мойке, 12, квартиры Пушкина, до Фальета было 10 минут ходьбы. Надо полагать, что Пушкин был знаком и с первым, и вторым хозяином ресторана на Невском.

Но дом Косиковского был известен Пушкину не только в связи с нахождением ресторана Талон. На четвёртом этаже этого же дома находилась известная типография Плюшара. Здесь в 1831 году были напечатаны «Повести Белкина».

Вернёмся к нашему герою. После пребывания в известном ресторане

«Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почётный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру».

Мы вполне можем предположить тот путь, которым следовал Онегин к Большому Каменному театру. Сначала по Большой Морской улице, затем мимо, тогда ещё только строящегося по проекту О. Монферрана Исаакиевского собора, по набережной реки Мойки, через Поцелуев мост, на Театральную площадь. На Театральной площади, перед величественным зданием театра, украшенным восьмиколонным портиком, сани Онегина останавливаются.

Облик Театральной площади пушкинского времени в целом близок современному виду площади. За одним исключением: нет Большого Каменного театра, куда отправился Евгений. На месте здания театра, с использованием его фундаментов, во второй половине ХIХ века было выстроено здание Консерватории.

Рисунок художника В. Паттерсона позволяет нам живо воссоздать вид Театральной площади пушкинского времени. В глубине площади легко узнаются купола Никольского Морского собора. А сама площадь изображена в один из зимних вечеров. Судя по стоящим на площади каретам, ещё нет и 9 часов вечера, когда по обыкновению завершаются представления в Большом Каменном театре. Сооружения в форме беседок на площади – это «грелки», места для отогревания, где обычно разжигался костёр и грелись в ожидании хозяев кучера.

«Ещё, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг саней,
Бранят господ и бьют в ладони…»

Знакомого здания Мариинского театра на площади ещё нет. Его выстроят только через 77 лет после открытия в 1783 году Большого театра. Нет и здания Консерватории. На её месте – здание Большого театра.

Начало спектакля в половине седьмого. Наш герой опаздывает. Небрежно скинув на руки лакею тяжёлую шубу с бобровым воротником, Онегин взбегает по мраморным ступеням и входит в театральный зал.

«Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит».

Зал театра вмещал до 2 тысяч человек. Ложи первых ярусов, кресла партера выделялись богатыми драпировками. Здесь находились места для высшего петербургского общества. Как правило, ложи абонировались частными лицами на целый сезон.

Места за креслами, куда пробирается Онегин, попутно раскланиваясь со знакомыми, заполнены преимущественно дворянской молодёжью. Здесь царит особый дух, кипят страсти, раздаются смелые реплики. Онегин мог бы здесь встретить и Пушкина, и Катенина, блестящего гвардейца и драматурга, и Грибоедова, и Каверина. Да, того самого Каверина, который должен был встретиться Онегину в «Талоне».

За креслами партера – стоячие места. Так же, как и на верхнем ярусе, куда билет стоит в три раза дешевле, чем в партер, их заполняют студенты, мелкие служащие. А на самом верху – райке – самая демократическая часть публики. Она начинает аплодировать тогда, когда представители высшего света только раскрывают лорнеты.

«В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит!».

Можно утверждать, что Большой театр являл собой характерный социальный разрез русского общества пушкинской поры.

В пушкинское время в продолжение одного вечера давались несколько небольших и разнообразных по жанру спектаклей: балет, драма, комедия. Все эти разнообразные жанры могли быть представлены на одной сцене друг за другом. Первое представление давалось «для разогрева» публики и съезда гостей. Поэтому то, что Онегин входит в зал уже во время спектакля, - вполне допустимо.

Каков же был театральный репертуар?

«Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слёз, рукоплесканий
С младой Семёновой делил».

Великую русскую актрису – Екатерину Семёнову – называли «единодержавной царицей трагической сцены». Для осознания величины её таланта трагической актрисы нам достаточно, думается, отзыва А.С. Пушкина: «Говоря о русской трагедии, говоришь о Семёновой, и, может быть, только о ней», а также тот факт, что ей подарил А. Пушкин экземпляр «Бориса Годунова» с дарственной надписью.

Ещё одно имя актрисы упоминает поэт в «Евгении Онегине». Это Истомина.

«Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина…»

Несравненная балерина Евдокия Истомина была ученицей прославленного балетмейстера Дидло. Она впервые исполнила партии Черкешенки и Людмилы в балетах Дидло «Кавказский пленник» и «Руслан и Людмила». На старинной миниатюре, где Истоминой около двадцати лет, ангельски красивое лицо, роскошные локоны, ниспадающие с плеч. Вокруг изящной, маленькой Истоминой вился рой поклонников, среди которых был и А.С. Пушкин.

Но Онегина не трогает искусство Истоминой, волшебство балетов Дидло. Ему скучно в театре, где «под сению кулис» прошла молодость Пушкина.

«Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел».

Все строки восхищения театром идут от лица автора, не от героя. Возможно, что именно с этих строк возникает полоса отчуждения между Пушкиным и Онегиным.

День Онегина близится к окончанию. После театра «домой одеться едет он». Много времени проводит герой в своём кабинете перед зеркалом… Остаток вечера – на балу.

Судя по описанию, бал происходит в одном из пышных особняков на Английской набережной.

«Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
Встаёт купец, идёт разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтинка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас».

По-немецки «вас ист дас» означает «что это такое?» На окраине города существовали маленькие булочные, как правило, с одним окном, через форточку которого немцы-булочники и отпускали горячий хлеб. По-французски «форточка» звучит как «васиста». Выражение, по-видимому, произошло от смешения французского с немецким.

Бесцельность проведённого Онегиным дня как раз и высвечивается на фоне пробуждающегося рабочего дня мастеровых.

«Проснётся за полдень, и снова
До завтра жизнь его готова,
Однообразна и пестра,
И завтра то же, что вчера».

Тест по роману "Евгений Онегин" Пушкина
1. К какому литературному жанру относится произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
а) поэма б) роман в) роман в стихах г) элегия
2. В каком городе родился Онегин?
а)Москва б)Петербург в)Псков г)Смоленск
3. Назовите головной убор Евгения Онегина имени денежной единицы.
а) Шляпа б) Цилиндр в) Кепи г) Боливар
4.Как звали Ленского
а)Василий б)Александр в)Владимир
5. Кем прослыл среди соседей Е. Онегин из­за замены барщины оброком?
а)настоящим барином б)модным денди в)опаснейшим чудаком г)модным чудаком
6. К какому литературному направлению следует отнести роман "Евгений Онегин"?
а)сентиментализм б)романтизм в)реализм г)классицизм
7. Чей портрет дан в следующем отрывке:"Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви, мила...
Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные...
а)Татьяна Ларина б)Ольга Ларина
8.О ком из героев романа эти строки:
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
а) об Онегине б) об отце Татьяны в) об отце Онегина
9.Зачем Ларины едут в Москву?
а) навестить больную тетю Татьяны б) на свадьбу к Ольге в) на «ярмарку невест»
10. Где познакомился Онегин с Татьяной Лариной?
а) на балу в Петербурге б) в доме Лариных в) в доме Ленского г) на вечере в Москве
11. За кого выходит замуж Татьяна Ларина в конце романа?
а)за купца б) за дипломата в) за генерала г) за ученого
12. С кем Онегин танцует мазурку и котильон на именинах Татьяны?
а) с Татьяной б) с Ольгой в) с матерью Татьяны г) с теткой Татьяны
13. Укажите, какой прием характеристики героя использует автор в следующих строках:
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан… (Глава 2, строфа 23)
а) портрет б) пейзаж в) интерьер г) деталь
14. Какой университет закончил Ленский?
а) Московский б) Геттингенский в) Сорбонский г) Кембриджский
15. Где Онегин произносит свою исповедь Татьяне?
а) в саду Лариных б) на балу у Лариных в) в саду Онегина г) в комнате Татьяны
16. Как зовут сестру Татьяны Лариной?
а) Прасковья б) Полина в) Алина г) Ольга
17. Какой воротник (шубу) носит Евгений Онегин?
а) песцовый б) лисий в) соболиный г) бобровый
18. На каком языке Татьяна пишет письмо Онегину?
а) на русском б) на английском в) на французском г) на итальянском
19. Где происходит последняя встреча Онегина и Татьяны?
а) в кабинете Онегина б) в театре в) в комнате Татьяны г) на балу
20. К какому сословию принадлежит семья Татьяны Лариной?
а) дворяне б) мещане в) купцы
21. Сколько строк в онегинской строфе?
1) 4; 2) 6; 3) 14; 4) 13.
22. Какое сравнение не использовал Пушкин, противопоставляя Онегина и
Ленского?
а) волна и камень б) стихи и проза в) лёд и пламень г) земля и небо



Похожие статьи
 
Категории