Детское рисование. Методы и приёмы рисования для детей

13.04.2019

1. Этапы в изобразительной деятельности детей. Значение доизобразительного периода в рисовании детей.

В дошкольный период в изобразительной деятельности выделяют 2 периода: доизобразительный период (период каракуль или черканий) и изобразительный период.

Доизобразительный период начинается с того времени, как только взрослые дают детям в руки изобразительный материал, и дети начинают им черкать по листу картона или бумаги. В это время рисунки детей отличаются непонятными завитушками, спиралями, прямыми линиями. Ребенок так крепко зажимает в кулачке ручку, карандаш, так сильно нажимает на него, что часто рвет тонкую бумагу.

Требования к изобразительным материалам. Опыт рисования детей до одного года. Роль взрослого в данный момент.

Значение первого этапа: ребенок получает первый опыт работы с изоматериалами, учится проводить линии в разных направлениях под контролем зрения. Данный этап заканчивается тогда, когда ребенок осознанно по просьбе взрослого начинает повторять (рисовать) какое – то «изображение». Этот период заканчивается примерно в 3 – 3, 5 года.

Начинается период, когда взрослый может проводить систематические занятия с детьми по рисованию.

Задачи, методы обучения предметному рисованию детей младшего дошкольного возраста.

2. Задачи обучения:

Изобразительные задачи Технические задачи
1. 2 3. 4. 5. 6. 7. Учить изображать явления окружающей жизни (падают листья, идет дождь, следы животных). Учить проводить прямые линии в разных направлениях: наклонные, длинные, короткие (ленты, дорожки, коврики в полоску, травка). Продолжать учить изображать предметы округлой формы (воздушные шары, облака, лужи, яички). Учить сочетать прямые линии с округлыми (елка с шарами, солнышко). Учить изображать предметы 4-х угольной формы (флажок, кубики, лопатка). Учить сочетать округлые формы с 4-х угольными (вагончики, тележка). Учить располагать изображения в центре и крупно. 1. 2. 3. 4. 5. Продолжать учить детей правильно держать кисть и карандаш в правой (левой) руке 3-мя пальцами у железки, не слишком сжимая. Формировать умение изображать предметы и явления штрихом, мазком. Учить детей обмакивать кисть в краску полным ворсом, лишнюю снимать о край баночки, промывать водой. Учить вести кисть по ворсу4 палочка в наклонном положении по отношению к листу бумаги. Учить высушивать кисть о ткань.

3. Особенности передачи образов, выразительных средств в рисовании детей.

Ø Дети рисуют, опуская некоторые детали, которые по его мнению, не очень существенны. (например, голова без ушей, лицо без рта, носа и т.д.).

Ø Детские рисунки прозрачны.

Ø Цвет нереальный.

Ø Рисунок для ребенка является продолжением игры.

Ø «Временной» образ.

Ø Что не могут нарисовать, дети рассказывают.

Основные выразительные средства, которые дети могут передать, это форма и цвет, а также мазки и штрихи.

4. Последовательность обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста. (см. задачи).

5. Методы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста.

В обучении предметному рисованию детей младшего дошкольного возраста используются все приемы обучения (и наглядный, и словесный, и практический, и игровые), но есть специфика использования некоторых из них: чаще используются следующие методические приемы, которые в данном возрасте помогают освоить формообразующие движения детям:

  1. Сотворчество взрослого и ребенка.
  2. Метод пассивных движений (рука ребенка в руке взрослого).
  3. Метод опорных линий

Виды рисования в детском саду. Методика обучения изображению предметов в старшем дошкольном возраста.

1. Виды рисования: предметное, сюжетное и декоративное.

Предметное рисование – это изображение отдельных предметов.

Сюжетное – это изображение нескольких предметов, объединенных единым содержанием.

Декоративное рисование – это украшение различных форм элементами.

2. В старшей группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

изобразительные задачи технические задачи
o Учить правильной передаче формы предмета, его признаков, пропорции и строения. o Учить рисовать с натуры. o Учить передавать положение предмета в пространстве листа бумаги (котик спит, стоит, птица летит, дерево в ветреный день наклонено). o Учить передавать выразительный признаки предмета. o Закрепить знание известных цветов, познакомить с новыми – фиолетовый, оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый. o Развивать и совершенствовать чувство цвета. o Учить детей рисовать с натуры, по памяти. o Вырабатывать навыки работы с простым карандашом (нарисовать контуры предмета, а затем закрасить краской или цветным карандашом). o Учить рисовать акварелью. o Учить детей рисовать тонкие линии концом кисти, пятнышки – прикладыванием конца кисти к бумаге. o Учить детей смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). o При рисовании карандашом передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. o Учить детей в рисовании использовать разные приемы штриховки. o Познакомить разными изобразительными материалами для рисования (уголь, цветные мелки, сангиной) o Познакомить с новыми нетрадиционными приемами рисования. o Учить самостоятельно закрашивать фон для будущего рисунка или аппликации, используя нетрадиционные приемы рисования.

В подготовительной к школе группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

изобразительные задачи технические задачи
o Учить видеть красоту созданного образа в передаче формы, плавности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка. o Подводить детей к обозначению цветов – желто-зеленый, серо-голубой или уподобленным природным - малиновый, персиковый и др. o Учить передавать оттенки одного и того же цвета (зеленый – светло зеленый – темно зеленый). o Познакомить с последовательностью расположения цветов спектра. o Обратить внимание на изменчивость цвета предметов – в зависимости от созревания (несозревшие – зеленые, созревшие – красные, желтые и др.) o Учить замечать изменения цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое – в солнечный день, серое – в пасмурный). o Развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений. o Учить создавать характерный образ предмета (Мальвина, Снегурочка, Петрушка). o Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (пастель – сухая и жирная, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и другие). o Учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. o Учить плавным движениям поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально). o Учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм и одними пальцами – при рисовании форм небольших размеров и мелких деталей, коротких линий, штрихов. o Учить регулировать силу нажима на карандаш (темные места в рисунке – нажать сильно на карандаш, светлые места – слабее).

3. Методы обучения : в обучении предметному рисованию используются все методические приемы традиционной системы методов обучения.

Специфика использования методических приемов:

  • Метод неоднократного наблюдения предметов.
  • Прием обследования предметов служит основой осмысленного восприятия показанного педагогов способа выполнения.
  • Реже используется полный показ способа изображения (только в тех случаях, когда дети не знакомы с данным способом рисования). Чаще используются схемы для напоминания.
  • Образец выполненного воспитателем рисунка использовать реже, а то и вовсе не использовать, т.к. образ предмета, складывающийся у детей формируется через наблюдения, обследование, художественную литературу и т.п. Иначе дети начинают воспринимать мир через очки, взятые напрокат у взрослого (Неменский Б.М.).
  • Игровые приемы обучения.
  • Объяснение воспитателя уже может не сопровождаться показом (полным показом).
  • Художественное слово должно содержать описание изображаемого предмета.

Сюжетное рисование: значение, задачи обучения, содержание детских работ (тематика).

1. Понятие сюжетного рисования.

Сюжетное рисование – рисование нескольких предметов, объединенных единым содержанием.

Ø Художественных произведений;

Ø Знаний об общественных событиях;

Ø Наблюдений за трудом взрослых,

Ø Наблюдений в природе.

В средней группе содержанием рисунков могут быть 2 предмета (дом и дерево, дом и скамейка, заяц и колобок), один из которых знакомый детям, другой – новый. В средней группе сюжетное рисование зависит от предметного рисования.

В старшей группе темы могут быть разнообразные и зависят от знаний детей об окружающей жизни.

Если дети рисуют по художественным произведениям, в содержании рисунка должен быть основной (главный) предмет (элемент), чтобы рисунок был узнаваем.

В средней группе проводится 1 занятие в 2 месяца, 5-6 в год.

В старшей, подготовительной – 2 занятия в месяц, 18 занятий в год.

3. Задачи обучения дошкольников сюжетному рисованию.

  1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям.
  2. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:
  3. Приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа).
  4. Учить изображать в рисунке главное.
  5. Учить передавать в рисунке отношения по величине.
  6. Учить передавать движения предмета.
  7. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимых для выполнения сюжетного рисунка.
  8. Развивать у детей понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения.
  9. Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) в замысливании образа.

4. Передача средств выразительности детьми в рисовании.

Сюжетное рисование вводится со средней группы. В средней группе дети должны передавать:

Ø Композицию рисунка (располагать предметы по всему листу, на одной линии).

Ø Цвет предметов реальный.

Ø Относительную величину между предметами.

В старшей группе:

Ø Цветом передавать свое отношение к рисунку.

Ø Относительную величину (дальние предметы рисовать меньше, предметы ближнего плана крупно).

Ø Композиция (новое – в 2 плана, если необходимо нарисовать птиц в небе, то часть неба шире, если предметы на земле, то часть земли шире; дети передают многоплановость).

Постигая окружающий мир, дети стараются выразить свои впечатления о нём средствами познавательной и творческой деятельности: играя, рисуя, рассказывая. Огромные возможности здесь предоставляет рисование. Чтобы давать возможность малышам разнообразно самовыражаться, можно заниматься с ребёнком рисованием как в традиционных техниках, так и в самых необычных. Чем интересней будут условия, в которых будет проходить изобразительная деятельность ребёнка, тем стремительней будут развиваться его творческие способности. Посмотрим, какие детские техники рисования можно использовать для развития ребёнка.

Традиционные техники рисования

Основа общего всестороннего развития ребёнка закладывается в младшем дошкольном возрасте. Рисование - одно из самых важных средств развития ребёнка, в процессе которого малыш познаёт мир, формирует эстетическое отношение к нему.

При рисовании у ребёнка развиваются самые разнообразные и способности, а именно:

  • ребёнок учится зрительно оценивать форму предмета, ориентироваться в пространстве, различать и чувствовать цвета
  • тренирует глаза и руки
  • развивает кисть руки.

«А знаете ли Вы, что рисование - это один из основных способов разностороннего развития ребёнка, его ощущений, мелкой моторики рук, чувства формы и цвета? При помощи этого простого и увлекательного занятия дети передают своё отношение к действительности».

От того, какие формы и методики использует педагог или родитель на творческих занятиях с малышом, зависит успех воспитания и обучения.

Так, основным приёмом для деток младшего дошкольного возраста является демонстрация, как нужно использовать карандаш и краски. В этом же возрасте эффективно пассивное рисование: когда взрослый водит руку малыша. Когда кроха немного подрастает, изобразительной деятельности обучают информационно-рецептивным методом: дети изучают форму предмета, обводя его рукой, ощупывая очертания. Такое исследование предмета помогает малышу создать более полное представление о предмете. Следующий этап - это выбор техники рисования.

Традиционные детские техники рисования:

  1. Рисование с помощью простого карандаша.
  2. Рисование с помощью цветных карандашей.
  3. Рисование с помощью фломастеров.
  4. Рисование кистью – акварелью, гуашью.
  5. Рисование с помощью восковых мелков.

Приступая к выбору техники рисования для крохи, нужно обращать внимание на его возраст и интерес. Чтобы быть полезным и развивающим рисование, прежде всего, должно быть увлекательным.

Рисование красками и карандашами

Дети с удовольствием занимаются рисованием, особенно если у них это хорошо получается. Даже рисование с помощью таких традиционных техник как рисование красками и карандашами требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать. Младшие дошкольники ещё не достаточно умелы в рисовании.

Давайте посмотрим, как можно научить малыша рисовать красками и карандашами.

Учимся рисовать красками

Сегодня первое использование ребёнком красок – это пальчиковое рисование. Как только малыш научился удерживать кисточку в руке, предложите ему порисовать ею. Для первых занятий лучше использовать : её не нужно разводить водой и она оставляет яркий след. Покажите малышу такой приём рисования как «примакивание»: кисточку с краской нужно приложить к бумаге всем ворсом. Так получится отпечаток – листочек, огонёк, след зверюшки, цветочек и т. д. Этот простой приём дети могут использовать при изображении знакомых им явлений природы. Интересно будет рисовать на бумаге тёмного цвета (например, синей) белой гуашью. Так можно изобразить, допустим, снегопад. Следующий этап рисования красками – это изображение прямых и волнистых линий.

Обычно малыш овладевает работой с красками и кисточками к 3,5 – 4 годам. С этого возраста крохе можно давать краски в его распоряжение: пусть рисует, что хочет. А родителям всего лишь нужно подсказывать темы для рисования и показывать правильные приёмы.

Начинаем рисовать карандашом

Вначале малышу лучше давать не карандаш в руку, а фломастер: они оставляют яркий след даже при слабом нажатии детской ручки. Когда рука окрепнет, вложите ему в руку карандаш. Рисуйте разные фигуры вместе, двигая руку ребёнка. Так постепенно он поймёт, как нужно двигать карандашом, чтобы получить желаемый рисунок. Повторяйте движения много раз, закрепляя их.

«Совет. Поддерживайте интерес малыша к рисованию, обеспечивая хорошие условия для творчества: качественные принадлежности, отдельный стол и стул в светлом месте, соответствующие росту ребёнка».

Детские нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники детского рисования стимулируют развитие воображения и творческого мышления, проявление инициативности и самостоятельности, малыша. В процессе такого рисования дошкольник будет совершенствовать свою наблюдательность, формировать индивидуальное восприятие искусства и красоты, пробовать создавать нечто прекрасное. А ещё нетрадиционное рисование приносит детям массу позитивных эмоций.

Давайте посмотрим, какие нетрадиционными техниками рисования вы можете заниматься с ребёнком дома.

Для детей младшего дошкольного возраста:

  1. Пальчиковое рисование. Малыш окунает пальчики в гуашь и наносит краску на бумагу.
  2. Рисование при помощи ладошек. Кроха наносит гуашь на всю ладонь и делает отпечатки на бумаге, которые впоследствии могут стать весёлыми картинками.

Для детей среднего дошкольного возраста:

  1. Отпечаток поролоном. Ребёнок окунает в краску кусочек поролона и делает отпечаток на бумаге.
  2. Отпечаток пробкой.
  3. Комбинированное рисование с помощью восковых мелков и акварели. Малыш рисует изображение восковыми мелками на бумаге, а потом закрашивает акварелью только лист бумаги, не затрагивая рисунок.
  4. Рисование с помощью ватных палочек или трубочек для напитков. Окуная их в краску и прикладывая разными способами, можно сделать интересную картину.

Для детей старшего школьного возраста:

  1. Рисование песком или солью.
  2. «Набрызг». Набрав краску на кисточку и ударив ею о картон над бумагой, ребёнок получит целый фейерверк брызг из краски, которые лягут на бумагу.
  3. Рисование с помощью мятой бумаги. Кусочки мятой бумаги окрашиваются и прижимаются к бумаге, где планирует появится картина.
  4. Клясография. Через коктейльную трубочку можно выдувать разноцветные кляксы. А можно их ставить обычной пластиковой ложечкой. Применив фантазию, кляксы можно превратить в забавных персонажей или элементы пейзажа.
  5. Монотипия. Покрыв плотную бумагу или керамическую плитку густым слоем красок, а затем, приложив лист бумаги, мы получим размытый отпечаток на бумаге, который может стать основой для пейзажа.
  6. Гравюра (граттаж). Закрасив плотным слоем гуаши лист бумаги, попробуйте выцарапать вместе с ребёнком с помощью зубочисток.

Используем различные материалы

«А знаете ли вы, что разнообразные нетрадиционные детские техники рисования становятся всё популярнее с каждым днём? Рисуя, малыши действуют так, как им нравится».

Прелесть нетрадиционных техник рисования в том, что в творческом процессе ребёнок может использовать разнообразные материалы и их сочетания. Вот поэтому эти способы рисования очень интересны и для детей, и для взрослых: фантазии и самовыражению нет предела.

Какие сочетания материалов при рисовании можно использовать, чтобы творческий процесс принёс удовольствие, а картина получилась необычной и выразительной?

  1. Отпечатки природных материалов. Если покрыть разными красками листья, шишки, цветы, а потом приложить к бумаге, получится отпечаток. Дорисовав недостающие детали, у ребёнка выйдет отличный .
  2. Пластилин. Из пластилина можно не только лепить фигурки, но рисовать им на бумаге. Такой метод называется пластилинографией.
  3. Всё, что под рукой. С помощью деревянной катушки для ниток, самих ниток, пуговиц разного размера и формы, картонной трубки, свежей апельсиновой корки, початка кукурузы, спицы и всего того, что можно найти в доме и приспособить для творчества, можно рисовать. Каждый предмет оставляет свой уникальный отпечаток. Немного пофантазировав, можно создать необычные картины с помощью вполне бытовых предметов. Катушка оставит след, похожий на колёсико или две дорожки, пуговичка - кружок с точками. Из корки апельсина можно вырезать необычные штампы, например, в виде спирали. А функцию малярного валика выполнит кукурузный початок или картонная трубка.

Рисование - отличный досуг для дошкольника, работа, к которой не надо принуждать. Однако важно поддерживать ребёнка и положительно оценивать результаты его творчества. Расширяйте возможности для творчества вашего малыша. Традиционное рисование научит малыша правильно обращаться с кисточкой, красками, карандашами и фломастерами, научит узнавать и рисовать разные формы, различать цвета. А нетрадиционные техники рисования помогут ему стать более творческим, эмоционально устойчивым, уверенным в своих способностях, инициативным.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» г. Малая Вишера

ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Азбука рисования»

художественно-эстетического направления

для детей 4-7 лет.

Срок реализации: 3 года

Составитель:

Голубева Елена Владимировна

воспитатель

Малая Вишера

2016-2017 учебный год

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Содержание образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности.

Необходимым условием построения современной системы художественно-эстетического воспитания является использование изобразительного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка. Когда ваши дети рисуют, они посылают сообщение и не простое, они рассказывают вам о состоянии своей души, делятся своим внутренним миром - своими радостями и печалями, своими переживаниями и волнениями, которые часто не могут выразить словами. Создавая арт-объекты дети оттачивают навыки мелкой моторики, развивают воображение, учатся мыслить, постигают визуальную эстетику, развивают чувство цвета, и многое другое. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигальные функции руки и глазомер.

Немаловажную роль в современных условиях жизни дошкольника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно «отвести от агрессивных способов поведения».

Эстетическое воспитание дошкольника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.

Идея программы основывается на концепции доктора педагогических наук Е.В.Квятковского, согласно которой эстетическое воспитание есть целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной с позиции эстетического идеала воспринимать, оценивать, утверждать в жизни, природе, искусстве прекрасное, совершенное, жить и творить по законам красоты. А так же в программе включены системы занятий, разработанных Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др., основанные на расширении у детей представлений о сенсорных цветовых эталонах с целью формирования достаточно сложной системы понятий о цветах и оттенках.

Разработанная мною программа «Азбука рисования» является программой художественно-эстетической направленности .

Новизна программы состоит в том, что в процессе приобщения детей к миру прекрасного происходит развитие активного интереса к изобразительному искусству благодаря применению новых методов и технологий. Возрастные и психологические особенности позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции, смешивать краски между собой, создавать новые оттенки и т.д. Впервые особое внимание уделяется развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного и тематического рисования.

Актуальность

Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Изобразительная деятельность позволяет развивать в детях наблюдательность, умственную активность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

Педагогическая целесообразность

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание деятельности, которое может идти разными путями. Программа развития изобразительной деятельности предусматривает формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развития творчества. Все эти процессы между собой тесно связаны, их единству помогают методы и приемы, используемые воспитателем в работе с детьми. Цвет краски для детей воспринимается как большая эстетическая ценность. Научившись смешивать краски и получать новые оттенки, ребёнок тяготеет к их разнообразию. Для меня важно учитывать эмоциональный характер цветового решения. Ведь цвет выступает для ребенка как средство выражения его эмоционального состояния. (Красная елка, потому что праздничная, красивая).

А так же в программе я уделяю большое внимание различным техникам работы с гуашью: рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, печатание листьями, рисование свечой; набрызг, оттиск смятой бумагой;

рисование штампом, воском, тычок жесткой полусухой кистью; рисование различными кисточками. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Дидактические принципы, на которых построена программа:

Наглядности;

Доступности;

Последовательности и постепенности;

Активности;

Систематичности;

Научности и достоверности;

Сознательности.

Цель программы : развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

  • формирование элементарных навыков и умений изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
  • формирование творческой активности, художественного вкуса;
  • формирование навыков сотрудничества;
  • развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма;
  • развитие умений подчинять изобразительные средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие творческих способностей в рисовании; воображения, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления; воспитание выдержки, волевого усилия, организованности, аккуратности, самостоятельности, умения начатое дело доводить до конца.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной

программы от уже существующих в том, что рисование происходит только гуашью без предварительного рисунка, но в многочисленных техниках.

На занятиях ребёнок должен чувствовать себя успешным, если из раза в раз у него получаются абстрактные образы или грязь, то это его может оттолкнуть от занятий изобразительным искусством. Акварель сложна в использовании, она прозрачна, если мазок положил, то его уже не перекроешь, а гуашь краска кроющая, светлый тон легко перекроет тёмный. Гуашь не растекается по бумаге, а акварелью рисуют по мокрой бумаге, что придает рисунку водянистость и расплывчатость. Дошкольнику сложно контролировать количество воды на бумаге. Работы выполненные гуашью яркие, сочные, насыщенные цветом. Использование гуашевых красок в творчестве дошкольником даёт больше возможностей, чем акварель. Второй особенностью является работа сразу красками без предварительного наброска, что позволяет быстрое рисование, т.е. за одно занятие ребёнок заканчивает работу до конца. Тогда как рисунок выполненный карандашом мелко затрудняет наложение цвета на форму.

Предполагаемый возраст детей

Данная программа является адаптированной к особенностям образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной

программы: от 4 до 7 лет всех желающих без предварительного отбора.

Дети 5-7 лет способны самостоятельно и с помощью воспитателя придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата. Рисование по замыслу может служить эффективным средством развития детского творчества у детей, при использовании разработанного комплекса занятий, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы. При правильной организации занятий можно добиться улучшения показателей творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Сроки реализации программы 3 года , которые делятся на три периода:

1-ый год обучения 4-5 лет, 1 час занятий 1 раз в неделю.

2-ой год обучения 5-6 лет, 1 час занятий 1 раз в неделю.

3-ий год обучения 6-7 лет, 1 час занятий 1 раз в неделю.

Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с материалами, инструментами и техниками гуашевого рисования, второй - на базовую подготовку детей, третий посвящен подготовке творческих проектов.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.

Методы и приемы работы:

  • экспериментирование с изобразительными техниками гуашевого рисования;
  • создание и решение проблемных ситуаций;
  • игровые приемы;
  • рассматривание и обсуждение;
  • показ технических приемов;
  • пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
  • использование сюрпризных моментов;
  • использование синтеза искусств

Формы работы с детьми:

  • самостоятельная деятельность;
  • совместная деятельность воспитателя и детей.

Формы организации:

  • подгрупповая
  • индивидуальная
  • парная

График работы кружка

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 25 минут.

Ожидаемые результаты освоения программы и способы их проверки

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определенным позитивным результатам.

1-ый год обучения 4-5 лет

Задачи формировать художественные умения и навыки

  1. приобщать к миру искусства через практическую деятельность
  2. развивать воображение и навыки сотрудничества.

личностные

предметные

метапредметные

  • развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
  • умение организовать рабочее место.
  • бережное отношение к инструментам, материалам.

развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.

  • ознакомление с художественными терминами и понятиями.
  • овладение основами художественной грамоты
  • знание цветов и рисовальных материалов
  • умение передавать форму, величину изображения.
  • приобретение навыка работы в паре, группе

2-ой год обучения 5-6 лет

Задачи

  1. совершенствовать полученные умения и навыки
  2. организовать обучение в тесной связи с окружающим миром природы и социума
  3. обогащать нравственный опыт детей

личностные

предметные

метапредметные

  • Ориентирование в социальных ролях
  • Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.
  • Развитие наблюдательности зрительной памяти.
  • Активное использование в речи терминов.
  • Соблюдение последовательности выполнения работы.
  • Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.
  • Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.
  • Участие в коллективном обсуждении

3-ий год обучения 6-7 лет

Задачи

  1. учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности
  2. способствовать проявлению творческой индивидуальности
  3. раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества.

личностные

предметные

метапредметные

  • Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.
  • Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности.
  • Развитие художественного вкуса.
  • Овладение художественными терминами.
  • Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.
  • Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.
  • Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.

Результат обученности ребенка оценивается по его личным достижениям относительно собственных возможностей. Уровень художественного развития определяется на основе выставочных работ. Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует овладению навыками учебной деятельности.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы будут являться участие творческих работ в конкурсах, смотрах, выставках по изобразительному искусству различного уровня.

Учебно-тематический план

для детей 4-5 лет, 1-й год обучения.

Название темы занятия

Всего

Теория

Практика

«Дождик, дождик»

«Листопад»

«Золотой подсолнух»

«Слатенькие яблочки»

«Весёлый ёжик»

«Забавные котята»

«Птица-осень»

Морские обитатели - киты»

« Белые кораблики по морю плывут»

«Весёлый снеговик»

Праздничная ёлочка

«Морозные узоры на стекле»

«Снегири на ветке»

Рисуем Африку «Жираф»

«Индийский слоник»

Золотая рыбка.

Зимнее дерево

Осьминожки, осьминожки.

Портрет солдата.

Букет тюльпанов.

Портрет мамочки.

Рисуем вербу.

Ваза с цветами.

«Космические фантазии»

«Сказочная птица»

Бабочки-красотки

Итоговое занятие «Мы побывали в стране Рисовандии»

  1. Тема: Путешествие по стране Рисовандии. Сказка про краски «Кто главнее?»

Цели и задачи: Дать первое представления о красках и их назначении, формировать знания и умения различать основные цвета, формировать знания и умения работать с кистью, расширять кругозор учащихся, развивать мелкую моторику.

Используемые материалы: Разноцветные кляксы, заранее прикрепленные на доску. Изображение героев Н. Носова Незнайки и Знайки, палитра - не цветная, палитра – цветная, палитра - заготовка для каждого ребенка, краски, кисточки, стакан с водой.

Формы занятия: сюрпризный момент со сказочными героями, совместная деятельность воспитателя и детей, индивидуальная, игровая.

  1. Тема: «Дождик, дождик»

Цели и задачи: Изучить новый способ создания изображения "Примакивание кистью", учить рисовать разные по длине вертикальные и наклонные линии, дождик из тучек, передавая его характер, формировать умение получать удовольствие от работы.

Используемые материалы: краски, белая бумага, кисточки, стакан с водой, иллюстративный материал, муз.сопровождение (звуки дождя).

метод синтезирования различных видов искусств (музыкального и изобразительного); метод активизации и приемы включения детей в деятельность, игровая, групповая.

  1. Тема: «Листопад»

Цели и задачи: Научить приёму тычка, используя щетинку. Развивать чувство композиции, цвета (красный, коричневый, оранжевый, жёлтый). Формировать умение отвечать на вопросы. Приучать детей внимательно слушать стихи (четверостишия) об осени. Формировать умение получать удовольствие от работы, эмоциональную отзывчивость.

Используемые материалы: иллюстрация картины И.Левитана "Золотая осень"; изображение леса в черно-белом колорите и в ярком цвете; краски, белая бумага, кисточки, стакан с водой, муз.сопровождение (этюд листопад).

Формы занятия, методы и приемы: использование различных видов художественно - творческой деятельности (игровая, речевая, изобразительная, музыкальная), словесные, наглядные, коллективная работа.

  1. Тема: «Золотой подсолнух.»

Цели и задачи: Развитие и воспитание у детей коллективного взаимодействия, умения сотрудничать и уважать других. Художественно-эстетическое развитие личности. Развитие у детей ручной умелости, правильного пользования художественными материалами. Получить знания о цветке подсолнуха. Научить ориентироваться на листе бумаги. Познакомить с нетрадиционной изобразительной деятельностью рисования пальчиками и ватными палочками. Показать приемы получения точек и коротких линий, Продолжить закрепление навыка ведения ровной линии кистью. Продолжить закрепление навыка ровного вырезания изображения с зазором.

Используемые материалы: загадки о цветах, изображение подсолнуха, альбомный лист или круглая заготовка, палочки ватные, гуашь, кисть мягкая, заготовка с изображением вазы для коллективной работы.

Формы занятия, методы и приемы : сюрпризный момент совместная деятельность воспитателя и детей индивидуальная, коллективная, словесные, наглядные

  1. Тема: «Слатенькие яблочки»

Цели и задачи: вызвать у детей интерес к работе взрослых по заготовке овощей и фруктов на зиму, познакомить с техникой штампа из яблок, продолжать воспитывать умение рисовать предметы круглой формы, развивать чувство композиции, цвета (красный, коричневый, зелёный, жёлтый), учить смешивать цвета.

Используемые материалы: загадка, яблоки разрезанные на две половинки, губка, гуашь, палитра, шаблон банки, стакан с водой.

Формы занятия, методы и приемы:

  1. Тема: «Ягодка за ягодкой». Рисуем с натуры ветку рябины.

Цели и задачи: ознакомить с рябиной, облепихой, развивать творческие способности и воображение; развивать навыки работы гуашью, нетрадиционным способом рисования – рисование пальчиком, приём примакивания кисти, формировать композиционные навыки; воспитывать умение замечать красоту в природе.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, ветка рябины, салфетка.

Формы занятия, методы и приемы: игровая, речевая, изобразительная, индивидуальная или коллективная.

  1. Тема: «Весёлый ёжик»

Цели и задачи: Познакомить с нетрадиционным способом рисования- рисование вилкой, учить дополнять изображение деталями (рисование методом оттиска, рисование пальчиками). Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность.

Используемые материалы:

Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент со сказочными героями, метод синтезирования различных видов искусств, наглядные; индивидуальная.

  1. Тема: «Забавные котята»

Цели и задачи: Познакомить с пропорциями животного, учить передавать характер животного, закреплять приём тычка, развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность. воспитывать аккуратность при работе;

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, одноразовые вилки, салфетки, иллюстративный материал.

Формы занятия, методы и приемы: , речевая, изобразительная.

  1. Тема: «Птица-осень»

Цели и задачи: Познакомить с нетрадиционным способом рисования- рисование ладошкой, развитие мелкой моторики рук, цветовосприятия, пространственного мышления. Беседа о красоте птиц.

Используемые материалы: загадки, музыка пения птиц, рисунки птиц, альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки, палитра.

Формы занятия, методы и приемы: деятельность воспитателя и детей индивидуальная, словесные, наглядные , речевая, изобразительная.

  1. Тема: «Совушка сова-большая голова»

Цели и задачи: учить правилам изображения птицы, выделяя особенности и различия совы, учить рисовать круглую форму и плотно закрашивать кистью её, овладевать приёмами тычка, живописными навыками; умению анализировать свои работы, развивать - внимание, наблюдательность, воспитывать аккуратность, трудовую дисциплину.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки мягкая и щетинка, непроливашка, одноразовые вилки, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент, наглядный: рассматривание иллюстраций, педагог обращает внимание на особенности птиц -размер, окраску, длину ног, форму клюва. совместная деятельность воспитателя и детей индивидуальная. Словесный: педагог советует какие цвета смешивать, для получения нужного и более достоверно передать окраску.

  1. Тема: Морские обитатели - киты»

Цели и задачи: Развивать: умение при передаче сюжета располагать изображение на всем листе, учить детей рисовать силуэт китов, развивать воображение, художественно-творческие способности. Формировать навыки и умения детей в изодеятельности. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства детей, аккуратность в работе, вызывать положительный эмоциональный настрой в течение всего дня.

Используемые материалы: образцы изображения китов, альбомный лист тонированный голубой фон, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки. Формы занятия, методы и приемы: деятельность воспитателя и детей индивидуальная, словесные, наглядные , речевая, изобразительная, индивидуальная.

  1. Тема: «Белые кораблики по морю плывут»

Цели и задачи: Создавать морской пейзаж гуашевыми красками, познакомить с жанром пейзаж, учить смешивать краски на палитре Отработать технику «тычок сухой кистью» для изображения морской пены, развивать умение анализировать свои работы, развивать - внимание, наблюдательность, воспитывать аккуратность, трудовую дисциплину.

Используемые материалы:

Формы занятия, методы и приемы: Игровая мотивация, деятельность воспитателя и детей индивидуальная, словесные, наглядные, речевая.

  1. Тема: Городской пейзаж. «Разноцветные домики»

Цели и задачи: Познакомить с конструкцией домика (крыша, труба, стены, окошечко, дверь). Научить рисовать домик, используя квадрат, треугольник, учить рисовать прямые линии, развивать умение при передаче сюжета располагать изображение на всем листе. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства детей, аккуратность в работе.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы:

  1. Тема: «Весёлый снеговик»

Цели и задачи: Продолжать вызывать у детей интерес к созданию изображения красками. Закреплять у детей представления о снеговике, полученные, в результате собственных наблюдений на прогулке. Упражнять детей в рисовании и закрашивании округлых форм. Помогать, детям изображать снеговика с использованием доступных им средств выразительности (цвета, величины). Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять навыки и умения рисовать тонкой и толстой кистью.
Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь персонажу.
Развивать мелкую моторику рук. Развивать фантазию. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик. Воспитывать у детей уважение к труду, привлекать к подготовке и уборке рабочего места до и после занятий.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, магнитная доска, группа украшена снежинками, композиция “Зима”, иллюстрации на тему “зимние забавы”, игрушка снеговик, мольберт, изображение снеговика, тряпочки, ватные палочки, корзина со “снежками”, магнитофон, музыкальная композиция.

Формы занятия, методы и приемы: Чтение сказки “Снегурочка”, музыка, беседа о зиме, зимних забавах, рассматривание иллюстраций на тему “зимние забавы”, наблюдение за снегом, опыт со снегом, скатывание комочков из салфеток, украшение уголка природы.

  1. Тема: Праздничная ёлочка.

Цели и задачи: Создание образа новогодней елки из ладошек; украшение елки цветными «игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и тычка), закрепление умений самостоятельно подбирать и смешивать краски; развивать творческое воображение, внимание. .

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки №1, №3, непроливашка, ножницы, салфетки, конверт с письмом, стенд для рисунков.

Формы занятия, методы и приемы:

  1. Тема: «Морозные узоры на стекле»

Цели и задачи: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования- воском; развивать образное представление и фантазию; развивать мелкую моторику, закреплять навык графического изображения; формировать доброжелательные отношения между детьми, навыки адекватной взаимо- и самооценки.

воспитывать эстетический вкус и аккуратность, эстетическое восприятие действительности.

Используемые материалы: свечка, восковые мелки, вологодские кружева, диск с произведениями русских и зарубежных композиторов, образцы морозных узоров, карточки “Порядок выполнения работы”, письмо от Деда Мороза и конверт формата А4, украшенный аппликацией с новогодней символикой, альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы:

  1. Тема : «Снегири на ветке»

Цели и задачи: Закреплять знания детей о внешнем виде птиц (снегирей) и повадках (летают, сидят). Учить дошкольников изображать снегирей на ветке, передавать их строение (овальное туловище, круглая голова, острый не большой треугольный клюв, короткий хвост). Упражнять в умение правильно располагать изображение на листе бумаги: снегиря - в центре листа крупно; ягоды рябины - по всему листу. Развивать умение смешивать краски для получения нужного оттенка, развивать творческие способности. Проявлять доброжелательное отношение к ним.

Используемые материалы: овал, круг, треугольник, серый, клюв, голова, туловище, крылья, две лапы, глаза, хвост, птица, снегирь, летает, сидит, образец птицы, кисть, гуашь, бумага, карандаш, палитра, мольберт, альбомный лист, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: ознакомительная презентация «Снегири» с мультимедийным сопровождением, музыкальное, игровая, индивидуальная, практический.

  1. Тема: Рисуем Африку «Жираф»

Цели и задачи: Выполнение рисунка в смешанной технике рисования. Знакомить с приёмами использования в рисовании тона бумаги. Учить изображать гуашью на листе цветной бумаги жирафа, используя кисть. Развивать умение смешивать краски на листе бумаги, на палитре. Воспитывать умение замечать и отражать в рисунке красоту природы.

Используемые материалы: картон оранжевого цвета, что соответствует тональности задуманного пейзажа, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент со сказочными героями, метод синтезирования различных видов искусств, наглядные; практические, индивидуальная.

  1. Тема: «Индийский слоник»

Цели и задачи: Учить изображать гуашью на листе слона, используя круги, прямоугольники. Развивать умение смешивать краски на палитре (получение серого, голубого). Воспитывать умение замечать и отражать в рисунке красоту природы.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, палитра, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: практические, наглядные (рассматривание иллюстраций, показ способов действий), словесные (рассказ педагога и детей, беседа, вопросы-ответы), художественное слово, загадки, объяснения.

20.Тема: Золотая рыбка .

Цели и задачи: Рисование сказочной рыбки. Познакомить детей со сказкой А.С.Пушкина “Золотая рыбка”; учить рисовать рыбку и море поэтапно по показу педагога; формировать композиционные умения, развитие мелкой моторики и координации движений, пространственное восприятие; зрительное внимание, чувства цвета, творческой фантазии и воображения, воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Используемые материалы: цветные иллюстрации – слайды с изображением этой рыбки; образец рисунка, альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, одноразовые вилки, салфетки. схема поэтапного изображения рыбки; просмотр слайдов – иллюстраций о разнообразии мира рыб, в том числе данного вида, с акцентированием внимания детей на особенностях внешнего вида рыбки и окраски, видов моря в разную погоду и при разном освещении (картин художников).

Формы занятия, методы и приемы: практические, наглядные (рассматривание иллюстраций, показ способов действий), словесные (рассказ педагога и детей, беседа, вопросы-ответы), художественное слово, загадки, объяснения.

21. Тема: Зимнее дерево.

Цели и задачи: Познакомить с техникой клякографии. Учить дошкольников изображать зимнее дерево.

Используемые материалы: альбомный лист тонированный синим, коктейльная трубочка, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: фронтальная, парная, индивидуальная.

  1. Тема: Осьминожки, осьминожки.

Цели и задачи: Стабилизация эмоционального фона детей путем изотерапии, нетрадиционного рисования – отпечаток ладошки. Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение) и фантазию.

Развивать мелкую моторику рук. Развивать творческие способности.

Развивать слуховое восприятие и умение следовать заданным инструкциям.

Способствовать стабилизации эмоционального состояния и развития детей.

Способствовать повышению самооценки у детей. Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, сверстникам и

Окружающим. Повысить интерес детей к занятиям с помощью использования мультимедийных презентаций.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная.

  1. Тема: Портрет солдата.

Цели и задачи: Дать детям знания о жанре портрета. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях. Обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой. Ввести в словарь детей понятия: жанр, портрет, автопортрет. Воспитывать эстетические чувства посредством рассматривание репродукций.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы:

  1. Тема: Букет тюльпанов.

Цели и задачи: Научить рисовать тюльпаны нетрадиционной техникой обведения ладошки, учить ориентироваться на листе бумаги. Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение) и фантазию. Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать ладошку.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, карандаш, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: игровая, метод синтезирования различных видов искусств, наглядные, коллективная работа.

  1. Тема: Портрет мамочки.

Цели и задачи: Закреплять знания о жанре портрета. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях. Обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой. Закреплять понятия: жанр, портрет, автопортрет. Воспитывать эстетические чувства посредством рассматривание репродукций.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с автопортретами, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.

  1. Тема: Иллюстрация к сказке колобок.

Цели и задачи: Познакомить со сказкой колобок, научить рисовать мордочку лисы и колобка. Упражнять в умение правильно располагать изображение на листе бумаги . Развивать цветовосприятие, творческие способности. Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, сверстникам и окружающим.

Используемые материалы:

Формы занятия, методы и приемы:

  1. Тема: Рисуем вербу.

Цели и задачи: развитие творческого замысла при создании эмоционально-выразительного образа. формировать умение детей работать пальчиком для изображения весенней веточки, умение эмоционально владеть цветом в изображении освещённой солнцем веточки; закреплять навыки работы ведения тонкой кистью прямых линий, воспитывать интерес к любованию и познаванию природы.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки, веточки вербы.

Формы занятия, методы и приемы: использование различных видов художественно - творческой деятельности (игровая, речевая, изобразительная, музыкальная), словесные, наглядные, коллективная.

  1. Тема: Ваза с цветами.

Цели и задачи: ознакомить с натюрмортом, развивать творческие способности и воображение; развивать навыки работы гуашью, нетрадиционным способом рисования – рисование палочками, приём тычка, формировать композиционные навыки; воспитывать умение замечать красоту в природе.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги тонированный в тёмный цвет, гуашь, кисточки, палочки ватные, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: использование различных видов художественно - творческой деятельности (игровая, речевая, изобразительная, музыкальная), словесные, наглядные, групповая.

  1. Тема: «Космические фантазии»

Цели и задачи: Расширение представления детей о многообразии окружающего мира, поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, обогащение речи детей прилагательными характеризующими свойства качества предметов.

Используемые материалы: ноутбук, экран и проектор, образец работы, доска или мольберты для показа техники выполнения. основа для композиции (лист цветного картона тёмно-синего или фиолетового цвета) , гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы:

  1. Тема: «Сказочная птица»

Цели и задачи: ели урока: научить изображать сказочных птиц, выделять особенности и различия сказочных птиц и настоящих птиц; развивать самостоятельность мышления, творчество, воображение, расширять кругозор; воспитывать художественно-эстетический вкус.

Используемые материалы: ватман с изображением сказочного леса, альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент, наблюдение, активный диалог, коллективная.

  1. Тема: Бабочки-красотки»

Цели и задачи: Научить детей рисовать бабочку на основе собственных представлений. Учить передавать правильное строение бабочки, рисовать узоры различными методами – вливание цвет в цвет, использование геометрических фигур, монотипией; развивать мелкую моторику рук, воображение, чувство цвета, интерес к творческой деятельности, воспитывать эстетические чувства, самостоятельность, аккуратность, умение давать оценку своим работам и работам других, положительное отношение ко всему живому.

Используемые материалы: иллюстрации с изображением бабочек, заготовки из бумаги силуэтов бабочек, панно «Поляна с цветами», гуашь, палитры, кисти с мягким ворсом, баночки для воды, бумажные салфетки, муз. сопровождение «Звуки леса», дидактическая игра на симметрию «Найди вторую половину бабочки».

Формы занятия, методы и приемы: игровой – сюрпризный момент, словесный (чтение познавательной литературы про бабочек «Как появляются бабочки», рассматривание картинок «Бабочки»)., наглядный – показ.

  1. Тема: Иллюстрация к сказке теремок.

Цели и задачи: Познакомить со сказкой теремок, научить рисовать медведя, теремок. Упражнять в умение правильно располагать изображение на листе бумаги . Развивать цветовосприятие, творческие способности. Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, сверстникам и окружающим.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки, иллюстрации к сказке, музыкальное сопровождение.

Формы занятия, методы и приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций к сказке, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.

  1. Тема: «Носит одуванчик желтый сарафанчик…»

Цели и задачи: Учить рисовать пейзаж, линейная и воздушная перспектива/ Развивать цветовосприятие, творческие способности. Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, сверстникам и окружающим.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: Беседа, рассказ воспитателя, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.

  1. Тема : Итоговое занятие «Мы побывали в стране Рисовандии»

Цели и задачи: Подведение итогов в форме праздничного мероприятия.

Используемые материалы: оформление выставки работ детей и их обсуждение, музыка.

Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент, игровая, коллективная.

Список используемой литературы:

  1. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Т.Н.Доронова.- 5-е изд.-М.: Просвещение, 2004.-160с.: ил.
  2. Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Первая младшая группа. - Волгоград: Учитель , 2012 - 43с.
  3. Котова И.Г. Развитие творчества детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов. Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал № 6, 2011
  4. Лыкова И.А. Букашки из бумажки. Аппликация из бумаги. Учебно-метод. пособие - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 22 с, ил.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2007.-144 с., 24л. Вкл., переиздание дораб. и доп.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. - 192 с, 16 л. вкл.

Юганова И. О предупреждении отклонений в познавательной деятельности детей раннего возраста. Журнал Дошкольное воспитание-№ 6,


Доброго всем дня (или ночи), мои друзья и все читатели блога! С вами Татьяна Сухих. Задумав большую серию об изобразительном искусстве в детском саду, мне хотелось бы подробно остановиться на интересной теме: рисование акварелью с ребятами старшей и подготовительной группы. Именно в этом возрасте воспитанники ДОУ готовы добавить в копилку навыков рисования гуашью, цветными карандашами, мелками умение изображать предметы и живые существа с помощью акварельных красок.

Почему так поздно, спросите вы? Дело в том, что акварель – сложный материал, требующий определенной подготовки и сноровки. Мы здесь не говорим о том, что нельзя давать акварельные краски детям младшего возраста – перефразируя классика, скажу, что акварели все возрасты покорны. Я как воспитатель хочу рассказать о программном обучении в садике.

Рисовать акварельными красками непросто, они не дают такого насыщенного цвета, как гуашь, ее нужно разбавлять водой, рисунок долго сохнет, цвета не перекрываются, а смешиваются. Много нюансов. Для начала нужно выбрать хорошие краски, иначе ребенок вообще не захочет использовать акварель.

Для начинающих художников отлично подойдет палитра красок «Классика» производства «Луч». Здесь 24 цвета, которые оставляют насыщенный цвет на бумаге, изготовлены из безопасных материалов с добавлением пчелиного меда. Эта краска отечественная и недорогая, но очень хорошая, советую.

Чтобы маленький художник не запачкался в творческом порыве, а также с раннего возраста приучился к порядку, уроки рисования акварелью нужно проводить в полной «экипировке» – я бы порекомендовала купить красивые фартуки, например, для девочки подойдет очаровательный набор «Минни Маус» – фартук из полиэстера и ободок-обруч с ушками, который предлагает мой любимый «УчМаг».

Если вы решили обучать малыша рисованию дома, но сами не очень-то хорошо владеете кистью, можно подучиться с помощью самоучителя. На «Озоне» я нашла хорошее пособие – «Самоучитель по рисованию акварелью», автором которого является известная художница Ольга Шматова. Она издала уже с десяток подобных учебных материалов, которые помогли тысячам начинающих художников освоить тонкости рисования акварелью, маслом, карандашом. Уроки рисования акварелью поэтапно для начинающих поданы доступно, просто, наглядно.

Воспитываем художников — полезные нюансы

А чтобы вызвать первоначальный стойкий интерес к изобразительному искусству, можно в качестве поощрительного приза за старание подарить малышам «живые» 3D раскраски, о которых я, кажется, упоминала. Для самых маленьких подойдут раскраски по мотивам народных русских простых сказок, например, «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и т.п.


Малыш раскрасит контуры рисунка, а вы затем наводите на рисунок планшет или смартфон и на глазах у изумленной публики изображение «оживает», становится объемным и подвижным! Для начинающих художников раскраски – самое оно, они помогут поэтапно научиться пользоваться карандашами и красками.

Деткам постарше советую более «взрослые» сказки – о рыцарях, принцессах, динозаврах, пиратах. Кстати, раскрашивать можно карандашами, красками, фломастерами. Отличный подарок
для детей любого возраста!

Какие задачи стоят перед воспитателем в период обучения рисованию акварелью дошкольников?

Подойдя к этапу знакомства дошкольников с акварельными красками, педагог или родитель должен понимать, что в итоге он хочет добиться от детей.

По моему опыту, не стоит пренебрегать мелочами и тонкостями владения кисточкой и красками.

Так, что нужно уметь и знать:

  • Как разводить акварельные краски водой;
  • Как пользоваться палитрой для смешивания цветов;
  • Как добиться более темного или светлого оттенка с помощью воды или черной краски;
  • Как аккуратно смачивать кисточку водой, стряхивая капельку на краску;
  • Как тщательно промывать кисть, осушать ее о салфетку или тряпочку, проверяя чистоту кисти.

Помните, что следует сразу же, на первых этапах знакомства деток с красками, приучить их правильно работать с ними. Они приобретут навыки и полезные привычки, которые помогут им рисовать аккуратно и красиво, не пачкая все вокруг и себя тоже.


Техника рисования акварелью весьма разнообразна. Мы с детками моей группы рисуем пальцами, ставим отпечатки ладони, делаем оттиски природных материалов (листьев), пытаемся рисовать мокрой техникой.

Для знакомства с акварелью подберите хорошие краски, не палеткой, а в тюбиках. Нам в садике удобно пользоваться палетками, но дома лучше взять профессиональную акварель. Она дает более насыщенный цвет, ею легче рисовать, не нужно больших усилий, чтобы ее размочить.

Необязательно покупать специальную палитру для красок, можно использовать альбомную бумагу. Она и воду лишнюю впитает и позволит сразу понять, получился ли нужный оттенок.

Если для рисования гуашью не нужно пробовать цвет, он в любом случае получится точно такой же, как в баночке, то акварель нужно сначала наносить на палитру.

Следите, чтобы детки рисовали кистью не против ворса, а по ворсу, иначе кисть испортится, а ровной и чистой линии не получится. Дети часто делают кисточкой движения туда-сюда, как карандашом. С красками это не проходит: мазок делается в одну сторону один раз.


Уроки рисования акварелью для начинающих художников предусматривают ознакомление с кисточками разной формы и номеров. Мы в садике используем круглые кисточки среднего размера – 10-14 номер. Подготовительная группа может пользоваться более тонкими (2-6 номер) и более толстыми (12-16).

Для закрашивания фона и больших плоскостей можно использовать широкие плоские кисти, которые называются флейц.

Так, с организационными моментами понятно, да? Перейдем к практике.

Практические заметки

Осваивать акварель нужно поэтапно, шаг за шагом, от простого до сложного. В детском саду мы начинаем с декоративного рисования. Расписываем кувшины, салфетки, рушники, тарелки, конечно, все это вырезается из белой бумаги и расписывается акварельными красками.

Декоративные узоры представляют собой повторяемые элементы, осваивая которые, детки, как говорится, набивают руку для более сложных рисунков. Это самый действенный путь к оттачиванию техники. Научившись изображать разные узоры, дети становятся смелее, уверенней в своих способностях.




Похожие статьи
 
Категории