Диско. Искусство быть ди-джеем

03.03.2019

Эта статья - начало большого обзора диско-музыки в Диско Энциклопедии. Вы узнаете о диско всё - без прикрас и гламура, косметики и цензуры. Мы поговорим об истоках диско-культуры и социально-культурном бэкграунде, способствовавшем её возникновению. Вы прочитаете о первых европейских и американских дискотеках, посетите популярные клубы диско-эры и познакомитесь с первыми ди-джеями - новаторами своего ремесла. Данный обзор не претендует на полноту, в дальнейшем, мы рассмотрим каждый аспект диско-культуры более подробно.

Происхождение названия

Слово «дискотека» происходит от французского «discothèque» - изначально так называлась обычная стопка пластинок (по аналогии с библиотекой – хранилищем книг). В 40-е годы, когда Париж находился под немецкой оккупацией, танцевальная музыка того времени – джаз, бибоп, свинг была под запретом как «музыка чернокожих недочеловеков», приносящая капитал «еврейскому» шоу-бизнесу. С начала 1942-го года её исполнение на танцевальных вечерах было запрещено .

Однако, несмотря на усиленную пропаганду, парижская молодёжь продолжала собираться на закрытых вечеринках, танцуя свинг не под музыку живого оркестра, а под пластинки. Своей аполитичностью, цинизмом по отношению к правящему режиму, особым сленгом с большим количеством англицизмов и любовью ко всему американскому эта субкультура напоминала советских стиляг . Называла она себя джазовым словечком «зазу». В Германии было похожее молодёжное движение «свинг-кидс» или «свингюгенды» .

После войны привычным словом «дискотека» во Франции стали называть ночные клубы. В 1947-м году Пол Пасин открыл в Париже первую коммерческую дискотеку - клуб «Whiskey à Go-Go» (от фр. à gogo – «в избытке, в изобилии»). В 1953-м году к его модернизации приложила руку Регина Цильберберг - бывшая певица польско-еврейского происхождения, впоследствии известный менеджер ночных кабаре. Выбросив из заведения модные американские , она заменила их живыми диск-жокеями, которые работали за сдвоенными вертушками. Это новаторство придало клубу живую и динамичную атмосферу!

Дискотеки Нового света

В Америку, где зорко следили за парижской модой, дискотеки пришли в середине 60-х. Успех «Whiskey à Go-Go» вдохновил американцев на открытие аналогичных клубов в Чикаго и Лос-Анджелесе. Но если дискотеки Регины Цильберберг претендовали на некую элитарность, в Америке они изначально были доступны широкой публике. Дискотека «Whisky-A-Go-Go», открытая в 1964-м году в Западном Голливуде, популяризовала танцы «go-go»: к её потолку была подвешена клетка, в которой танцевали девушки в коротеньких юбках (или вообще без них) .

В Новом Свете «дискотеками» стали называть не только сами клубы, но и танцы, которые в них танцевали, и даже наряды публики! К примеру, так назывались женские платья без рукавов, не стеснявшие движения во время танцев . Таким образом, американские девушки 60-х ходили на дискотеки, надевая... дискотеки! Подобная путаница часто случается с неологизмами, не успевшими обрести чёткого значения. Но ещё большей путаницы добавила излюбленная манера американцев всё сокращать, когда слово «дискотека» превратилось в «диско»!

Впрочем, в эпоху рок-н-ролла дискотек было немного, да и молодёжь предпочитала проводить время в барах. Настоящий расцвет дискотечной культуры случится только в следующем десятилетии ! Распространение дискотек в Америке и за её пределами, вызвало спрос на профессию диск-жокея, мастерство которого всё больше совершенствовалось!

Искусство быть ди-джеем

«Типичный диджей нью-йоркской дискотеки - молодой гей итальянского происхождения» .

(Винс Алетти, музыкальный критик)

Специально обученные люди, которые ставили и меняли пластинки на дискотеках назывались ипподромным словечком «диск-жокей» или «ди-джей».
Это название они унаследовали от ди-джеев радиостанций, называвшихся так ещё с 40-х годов.

Но, в отличие от радиоведущих, клубные ди-джеи долгое время были самой «низшей кастой» в своей профессии. Диск-жокей скромно сидел в своей рубке, принимая заказы и меняя пластинки. Абсолютно ничтожная роль, подобная официанту, который разносит напитки скучающей публике.

Однако рано или поздно, любой мало-мальски наблюдательный ди-джей начинал чувствовать публику и разбираться в настроении, которое создаёт та или иная музыка. Умело подбирая песни, он становился кем-то вроде кукловода, который, дёргая за ниточки эмоций, задаёт на танцполе настроение!


Одним из новаторов, чьё имя золотыми буквами вписано в историю диско, был ди-джей Фрэнсис Грассо. Этот человек совершил переворот в ди-джейской культуре, превратив её из ремесла в искусство. Его считают автором большинства приёмов, которыми ди-джеи пользуются по сей день . В конце 60-х, работая в нью-йоркском клубе «Sanctuary» Грассо первым популяризовал «битматчинг» – сведение двух записей, при котором одна песня плавно и незаметно для публики, перетекает в другую.

«До того времени ди-джей ставил пластинку, потом что-то говорил, потом ставил другую пластинку. Теперь же песни сменяли друг друга незаметно, это называлось «переходом». И музыка никогда не прекращалась. Многие ди-джеи, такие как Ники Сиано, были известны за свои классные переходы ».

(Марк Джейкобсон, журналист)

Придерживая пластинку рукой, позволяя диску свободно вращаться под ней, Грассо в нужный момент отпускал её, что создавало эффект неожиданности, когда в одну песню внезапно врывалась тема из совсем другой композиции.
Такая техника получила название «слип-кьюинг» .

В начале 70-х нью-йоркский DJ ямайского происхождения DJ Кул Герк, придумал технику, при которой смешиваются две идентичные записи, что позволяло продлевать звучание одной композиции почти до бесконечности и повторять любимые публикой места. Техника Кула Герка заложила основы для рождения нового жанра «брейкбит» .

В 1975-м году нью-йоркский ди-джей Гранд Визард Теодоре случайно изобрёл технику «скретчинга», позднее ставшую отличительной чертой хип-хоп музыки.
Перемещая пластинку вперед и назад во время воспроизведения, он ловко встраивал плавающий звук в ритм игравшей композиции .

В 1977-м году нью-йоркский ди-джей Том Л. Льюис выпустил «Диско Библию» (позднее получившую более нейтральное название «Диско ритмы»), в которой были перечислены все самые известные диско-хиты с указанием их темпа. Она здорово облегчала жизнь начинающим ди-джеям, которые ещё не приобрели чувство ритма. Позднее этот список был переиздан журналом Billboard .

По мере развития ди-джейского мастерства, в среде клубных ди-джеев стали появляться культовые фигуры, виртуозы своего дела, на выступления которых народ приходил как на концерты артистов. Однако профессия ди-джея по-прежнему оставалась низкооплачиваемой. Для большинства ди-джеев 70-х работа в клубе была скорее образом жизни, и зарабатывали они не музыкой, а торговлей наркотиками из-под полы .

«Быть ди-джеем было очень классно, тебе не платили много денег, но у тебя было много девушек и бесплатные напитки! Я помню свой первый секс в ди-джейской рубке, я был королём!»

(Чарли Анзалоне, ди-джей)

Личности большинства известных ди-джеев были напрямую связаны с клубами, в которых они работали. И рассказ о них справедливо начать с Дэйвида Манкузо и его клуба «Loft», где впервые зародились основы диско-культуры!

Клуб Loft: «Love Saves The Day»

Всё начиналось с обычных домашних вечеринок, которые бывший менеджер Дэйвид Манкузо проводил для друзей в своей квартире-студии на Бродвее. Первая вечеринка состоялась в День Святого Валентина - 14 февраля 1970 года, и она называлась «Love Saves the Day» (сокращённо «LSD»). Случайных людей там не было - попасть на вечеринку Манкузо можно было только по приглашению, которые распространялись среди близких и проверенных людей. Не правда ли, такая конспирация очень напоминает первые дискотеки, проводимые зазу в оккупированном Париже?

Со временем, великолепная музыка и дружеская атмосфера, царившая там, начали привлекать всё больше гостей, что побудило Манкузо проводить свои вечеринки регулярно. Хотя официального названия его клуб никогда не имел, друзья прозвали его «Loft» («Чердак»), и оно за ним прочно закрепилось. От существовавших на тот момент нью-йоркских баров - довольно небезопасных мест, в которые народ ходил, в основном, чтобы напиться или поиграть в азартные игры, вечеринки Манкузо отличались тем, что в центре внимания там была музыка. За входную плату: 2 доллара 50 центов, гость мог бесплатно пользоваться гардеробом и баром, наслаждаться прекрасной музыкой и общением с интересными людьми.

Помещение было не таким уж и большим, зато в нём была одна из лучших на тот момент звуковая система! Дэйвид с большим трепетом относился к качеству звука и, с годами, довёл звучание своей аппаратуры до совершенства! Хотя в Loft было две вертушки, Манкузо никогда не сводил треки. Даже когда битматчинг стал всеобщим трендом, Дэйвид не включал следующую песню, пока не доиграла предыдущая .

«Там я в первый раз увидел ди-джея, который не только ставит пластинки, но и создаёт атмосферу. Это большая разница. И тогда я подумал: вот, что я хочу. Не ставить пластинки, а создавать атмосферу!» .

«Вечеринки были частными и ни на что не походили. Дэйвид имел очень оригинальный музыкальный вкус. Там всё было пронизано музыкой и звуком. Ты чувствовал себя особенным, потому что тебе было позволено там находиться. А снаружи толпились люди и умоляли: пожалуйста, разрешите нам войти! Но там вечеринки всегда были очень закрытыми» .

(Дэвид Депино, ди-джей)

Музыку Дэйвид подбирал особенно тщательно – он мастерски управлял настроением своих гостей, выстраивая безупречный звуковой ряд. В отличие от других ди-джеев, ставивших лишь самые свежие и популярные треки, Манкузо выбирал пластинки по своему усмотрению. Иногда это были никому не известные группы, иногда импортные записи, привезённые из Европы. В его коллекции было много джаза и этнической музыки из Африки, Латинской Америки и с Ямайки. В клубе Loft было совершено множество открытий – услышанные там песни (например, знаменитая «Soul Makossa» от Ману Дибанго), его друзья ди-джеи разносили по своим клубам, превращая их в мега-хиты!

Среди завсегдатаев Loft было много в будущем всемирно известных ди-джеев, таких как Ники Сиано, Ларри Леван и Фрэнки Наклз. Со временем, побывать там считали за честь даже знаменитости, но при этом, никто из них не стремился оказаться в центре внимания – по неписанным правилам клуба среди гостей было полное равенство!

«Это была, своего рода, богемная нирвана, утопическая идея. Здесь встречались группы людей, обычно не собиравшиеся в одно время и одном месте. Но они были там, и каждому казалось, это отличная идея, по крайней мере, на те три или четыре часа, которые они там проводили» .

Быть может, клуб Loft и не проносил большой прибыли, зато идея закрытых мероприятий (её так и стали называть «The Loft») очень быстро нашла живейший отклик у всевозможных неформалов, загнанных властями в подполье: чернокожих, латиносов и геев. В клубе, где тусовка на 60% была негритянской и на 70% - гомосексуальной, все были равны!

Отверженные

В конце 60-х Америка сотрясалась от многочисленных протестных движений: хиппи протестовали против войны, феминистки и афроамериканцы (привет от Анджелы Дэвис) боролись за свои права. Но, получив больше прав, черные всё так же не могли претендовать на равенство с белыми. Такими же людьми «второго сорта» считались и латиноамериканцы. Белые просто не хотели видеть в своих заведениях «цветных».

Сексуальная революция изменила взгляды общества на секс, но не на секс-меньшинства. Геи по-прежнему воспринимались обществом только как грешники, психически больные люди или преступники. В зависимости от штата, их могли оштрафовать, поместить в психиатрическую лечебницу или даже в тюрьму. Полиция регулярно делала рейды в бары и другие заведения в поисках гомосексуалов. Бары, обслуживающие геев, штрафовались и лишались лицензий.

В борьбе с многочисленными гей-барами правительство Нью-Йорка издало дискриминационный указ о запрете продавать геям алкоголь . Даже в районах вроде Гарлема или Гринвич-Виллидж, где традиционно селилось много геев, баров, в которых они могли бы свободно собираться, было очень мало. Как правило, такими заведениями владела мафия, умело улаживавшая проблемы с законом при помощи взяток. Имея своих людей в полицейском управлении, они узнавали о рейдах заблаговременно и успевали к ним подготовиться. Подобная система оповещения хорошо зарекомендовала себя ещё в годы «сухого закона».

Чтобы избежать проблем с законом, в заведениях действовали негласные правила: мужчины не должны были танцевать с мужчинами, а женщины с женщинами. На семь танцующих парней должна была приходиться одна девушка . В свою очередь, каждая девушка должна была иметь на себе не менее трёх предметов женской одежды.

«Все клубы, которые обслуживали геев, управлялись мафией. Потому что только они имели шанс выжить, когда полицейские постоянно туда заваливаются со своими рейдами. И когда законы ужесточились, это дало возможность таким людям, как я или Дэйвид, открыть свои заведения ».

Идея «The Loft» позволяла геям, чернокожим и латиноамериканцам забыть о конспирации и полицейских облавах. На закрытых вечеринках не было случайных людей, геи и лесбиянки могли сколько угодно танцевать друг с другом, а чернокожие и латиносы находиться бок о бок с белыми, не опасаясь оскорблений. Именно эта обстановка равенства, независимости, единения, любви стала благодатной почвой, взрастившей диско!

Клубы диско-эры


Сегодня мы представляем себе диско-клубы, в основном, по фильму «Лихорадка субботнего вечера» - со светящимся танцполом, стробоскопами и зеркальными шарами под потолком. Однако в начале 70-х никакого особенного диско-интерьера ещё не существовало, внешний вид заведения полностью зависел от фантазии его хозяев, которая зачастую была гораздо более разнообразной, чем мы можем представить!

Одним из самых известных клубов своего времени был Continental Baths, располагавшейся в подвалах отеля Ansonia на углу 73-й улицы и Бродвея. Его владелец Стив Остроу взял за основу идею древнеримских терм. И так же, как в Древнем Риме, там случались оргии.
Помимо дискотеки, в клубе были сауны, бассейн, кабинки для уединения, ресторан и кабаре. Иногда люди выходили на танцпол прямо в полотенцах! В этом клубе играли два титана электронной музыки: Ларри Леван - будущий основатель стиля гараж и Фрэнки Наклз - идеолог хаус музыки . В нём выступали такие звёзды как The Pointer Sisters, Глория Гейнор, Конни Френсис и многие другие .

Настоящим рассадником диско-культуры был остров Файр-Айленд – популярный пляжный пригород Нью-Йорка, где отдыхала, в основном, белая публика . Это место упоминается в одноимённой песне группы Village People как место для «весёлого уик-энда». В песне перечислялись такие известные злачные места как «Ice Palace», «Monster», «Blue Whale» и «Sandpiper». Песня предупреждает: «не заходи в кусты, кто-то может схватить тебя» или «пырнуть ножом».

Клуб «Le Jardin», открытый Джоном Эддисоном в отеле Diplomat на Манхэттене, подражал элитным парижским дискотекам 60-х в духе Регины Цильберберг. В нём было два этажа, пентхаус и подвал. Там были пальмы и фруктовые вазы, роскошная мебель и официанты в элегантных униформах, разъезжавшие на роликовых коньках. Публика состояла из сливок общества Манхэттена: гей-богема, красивые женщины и гламурные юноши. В нём играли такие культовые ди-джеи как Стив Д’Аквисто, Бобби «DJ» Гуттадаро и Бако Мэнгуел. 3 марта 1975-го года в нём состоялась коронация Глории Гейнор в качестве Королевы Диско!

Пожалуй первым местом, заложившим известные каноны диско-интерьера стал клуб Gallery, открытый юным бруклинским ди-джеем Ники Сиано. Взяв за основу идею клуба Loft Дэйвида Манкузо, Ники воплотил его коммерческую версию. Но если в Loft на первом месте была музыка, то в Галерее в центре внимания был сам Ники – в клубе царил настоящий культ личности его владельца и, по совместительству, ди-джея!

«Прежде всего, «Галерея» была очень доступной. Ты платишь семь долларов и заходишь - и всё. Это всё, что ты платишь, если, конечно, ты не хочешь прикупить немного кислоты – может быть, ещё доллар. Или 50 центов за кваалюд, это было очень, очень доступно!» .

Как-то раз во сне Ники увидел ди-джейский пульт не с двумя вертушками, а с тремя. Сконструировав эту систему в своём клубе, он получил возможность не только сводить две записи, но и добавлять в них фрагменты третьей «на лету». У Ники была совершенная для своего времени световая система, управление которой осуществлялось прямо с его пульта. Качество звука тоже было великолепным!

В Галерее были чёрные стены, разноцветные осветители и большой зеркальный шар под потолком, который, медленно кружась, создавал иллюзию звёздного неба. Позднее этот интерьер станет форматом диско-клубов , а зеркальный шар - символом диско! Такими же типичными элементами диско-интерьера были сияющие гирлянды и конфетти, флуоресцентные, неоновые и лавовые лампы, воздушные шары, дым из сухого льда, светящийся танцпол, зеркала и многое, многое другое.

Конечно, самым знаковым клубом диско-эры была знаменитая нью-йоркская «Студия 54», но о ней мы поговорим особо!

Стоит также упомянуть и другие легендарные нью-йоркские клубы: «Paradise Garage», «Galaxy 21», «Starship Discovery One», «Cock Ring», «New York New York», «Copacabana», «Soho Place», «Reade Street», «Tenth Floor» и др .

Помимо Нью-Йорка крупные площадки были и в других городах: «Studio One» в Лос-Анджелесе, «The Library» в Атланте, «Trocadero Transfer», «I-Beam» и «End Up» в Сан-Франциско. Одна за другой дискотеки возникали по всей Америке, даже в самых её отдалённых уголках!

Сегодня уже редко можно встретить такие танцевальные движения, какими они были в течение целого десятилетия.

История возникновения танца Диско

Дискотека семидесятых родилась в День святого Валентина 1970 года, когда Давид Мануско открыл «Лофт» в Нью-Йорке, и это направление в танцах быстро исчезло в 1980 году. Когда дискотечное движение достигло своего максимума в 1978-79 годах, его основным контингентом были белые гетеросексуальные жители городов и пригородов, принадлежащие к среднему классу. Но начиналось это все по другому. В течение первых восьми лет диско было андерграундным движением. Затем фильм Saturday Night Fever (декабрь 1977) помог превратить субкультуру в господствующую моду, в результате чего посещаемость диско-клубов выросла в 30 раз.

В семидесятых годах появился столь распространенный сегодня плюрализм, в котором индивидуальное разнообразие интересов и вкусов превалировало над массовыми тенденциями и причуды. Таким образом, дискотеки стали популярными среди нескольких разных групп населения.
Одной из таких групп населения было поколение молодых бэби-бумеров, которые чувствовали себя оторванными от революции контркультуры 60-х годов. Они были подростками и студентами в течение шестидесятых, но все события прошли мимо них. Многие из них завидовали новым свободам и образу жизни хиппи: от поисков просветления до сексуальной революции.


Как вспоминал Брюс Поллак в 1979 году: «Нам слишком часто напоминали, что мы просто не относимся к хиппи. У них были длинные волосы и Вудсток, а нам нечего было назвать своим. Нам нужна была какая-то общая деятельность, презираемая предыдущими поколениями, которая объединила бы нас как группу. На дискотеках как раз создавалась такая андерграундная культура. Это было так здорово - чувствовать себя особенным». Для значительной части бэби-бумеров семидесятых годов новые танцы стали той отдушиной, которая выделяла их среди всех. Благодаря диско, они могли ощутить вкус тех свобод, которые они наблюдали в шестидесятые годы.

Но они сделали свою контркультуру совершенно отличающейся от хиппи. Основным элементом новой сцены диско стала изысканность. Это означало высококлассность и стильность, при этом не массовую, а индивидуальную. Таким образом, сексуальная революция, начавшаяся в шестидесятые годы, переросла в гламурную городскую версию.


Танцы Диско в 1970-е годы

В 1970-е годы была еще одна причина изменения эстетики и внешнего вида дискотек (помимо собственного самого желания перемен у людей). А крылась она в том, что дискотеки начали посещать представители рабочего класса. Дискотека была привлекательной, потому что ее изысканность была для рабочих существенной переменой, которую они могли легко «попробовать». Все, что им нужно было сделать, это одеться соответствующим образом и оплатить вход, и после этого можно было в течение ночи пожить в элегантном, футуристическом мире. А также, что немаловажно, сделать это бок о бок с людьми, стоящими на шаг выше по социальной лестнице.


Для среднего и рабочего класса молодых американцев возможность «сделать шаг в другую жизнь» стала настолько привлекательной, что от нее не могли отказаться. Это было типичным явлением того времени: днем американец итальянского происхождения вкалывал на фабрике, а ночью он же был королем диско.

Примечательно, что дискотеки также предложили вкус свободы и самоактуализации для трех других субкультур в течение семидесятых: геев, латиноамериканцев и афроамериканцев. После десятилетий маргинализации каждого из этих меньшинств все они нашли отдушину на дискотеках.

1) Геи были первыми. Они с самого начала пришли в «Лофт», который открыл Дэвид Мануско в Нью-Йорке, а затем в «Галерею» и «Райский гараж». После контркультурной революции шестидесятых годов в СМИ появилось относительно более широкое признание геев, которым даже законодательно дали некоторые свободы в Нью-Йорке в 1971 году.

2) Затем вкус диско попробовали латиноамериканцы Нью-Йорка (в основном пуэрториканцы и кубинцы), которые принесли на танцполы свои танцевальные традиции латинских танцев 1950-х годов. Американская популярная культура в основном отказалась от парных танцев в тесных объятиях в 1960 году, когда твист изменил динамику социальных танцев. Но латиноамериканские танцоры в Нью-Йорке никогда не прекращали заниматься парными танцами, отчасти потому, что для латиноамериканцев парные танцы исторически всегда были предпочтительнее танцев соло.

3) Что же насчет музыки в 1972 году. Если бы сейчас человека с помощью некой машины времени отправить дискотеку начала семидесятых, то он был бы удивлен, услышав, что все танцуют только под поп, соул и мотаун - музыку шестидесятых годов. Затем в 1973 году в Нью-Йорке появились новые звуки, привезенные из Африки - «Soul Makossa», сингл Ману Дибанго, который зарядил сцену дискотеки Манхэттена новой энергией. Это было потрясающе непохоже на что-либо другое в то время - повторяющийся мотив без мелодии, сюжета в лирике и с постоянным ритмом. Вскоре эти новые звуки были дополнены более крупной оркестровой версией в стиле Philly, фанковыми ритмами и следующим поколением соула и мотауна. Объединившись вместе, это стало окончательной музыкой эпохи диско.

Развитие и распространение танца

Таким образом, можно сказать, что оригинальная субкультура диско была слиянием веселой городской вечеринки, танцев, поддерживаемых латиноамериканцами и афро-американской музыкой. Затем танцы диско быстро распространились в Европу и части Азии.


Порой кажется странным, что более миллиона белых американцев из крупных городов и пригородов стекались на дискотеки, которые первоначально были пристанищем геев, чернокожих и латиноамериканцев. Но на самом деле, все просто. Основным элементом диско-сцены была изысканность, а это означало желание увидеть себя как развитую личность. Послание революции контркультуры 1960-х годов бесконечное количество раз освещалось в прессе, тиражировалось в сотнях популярных песен и гламурно превозносилось в десятках фильмов. К 1976 году он перешел к рабочему классу. Сельские танцы начали считаться неискушенными. Также примерно в 1970 году появился термин «гомофобия», который считался уничижительным. Как и жителям пригородов, так и синим воротничкам понравилась идея, что они развиваются и «выше этого». Во время эпохи диско 70-х танцоры подвергались критике за стремление к поверхностным удовольствиям, но это было также время терпимости к инакомыслию - больше, чем в последующие десятилетия.


Новые свободы были также выражены на танцполе. Это могло быть самовыражение посредством сольных танцев или же отражение множества оттенков сексуальной революции, отыгрываемых в танцах на дискотеке, которые часто подчеркивали сексуальность, а также сопровождались откровенно сексуальной лирикой.
Как и большинство других причуд, диско также было способом быть современным. Помимо современности, в нем также был футуризм - основной элемент сцены диско. Все было сверхсовременным, от дизайна клуба до совершенно новых моделей в одеждах из новых синтетических полиэфирных тканей.

Электронная синтезированная танцевальная музыка вошла в дискотеку в конце 70-х, поскольку она идеально подходила для современных звуковых систем с их гигантскими сабвуферами размером с минивэны, высокотехнологичному освещению, туманным машинам, компьютерным мультимедийным визуальным эффектам, анимированным неоновым эффектам и многоцветным лазерам.
Танцоры чувствовали, что диско было целым движением. Но это была оригинальная дискотека, прежде чем она стала просто причудой. Подпольная фаза диско длилась довольно долго - восемь лет - намного дольше, чем вторая фаза сверхпопулярности, которая продлилась всего 2 года. За эти 2 года количество танцевальных клубов увеличилось с 1 500 до 45 000. Но вскоре «дискотечная лихорадка» стала «прихотью прошлого года», и к 1980 году она была объявлена мертвой.

Танцы эпохи диско

В течение 1960-х годов латиноамериканцы из Нью-Йорка, в основном пуэрториканцы и кубинцы, сохраняли свои подростковые традиции «бендстенд»-свинга, который был популярен в 1950-х годах. В основном, они танцевали его после церковных собраний в церкви Святой Марии в Бронксе и в других местах. Подобные традиции сохранились частично потому, что среди латиноамериканцев парные танцы всегда считались мужскими. Когда в 1970 году в Нью-Йорке расцвела диско-сцена, парные танцы были возрождены, а первыми танцорами дискотек стали как раз латиноамериканцы.
Термин «латинский хастл» поэтому относится к латиноамериканцам Нью-Йорка, которые все еще исполняли эти танцы, а не потому, что это был латиноамериканский по происхождению танец. Структура, шаблоны шагов и ритмы дискотечного хастла по сути совпадают с джиттербагом и бопом, который танцевали американские подростки в 1950-х годах, и которые были забыты в следующем десятилетии. Однако музыка была новой.


Во время эпохи диско были как парные, так и сольные танцы, но популярность тех и других изменялись в течение десятилетия. В течение первых восьми лет танцы на дискотеках были в основном танцами для пар, но это изменилось в 1978 году. Как сказала Мария Торрес, танцовщица диско из Нью-Йорка, «Вещью, которая действительно убила парные танцы, была «Лихорадка субботнего вечера». Диско был изначально андеграундным танцем, который в основном танцевали латиноамериканцы, чернокожие и геи. Они были выдающимися исполнителями, но это все проводилось по сути подпольно. Затем, когда вышла «Лихорадка субботнего вечера», в клубы начали стекаться множество людей, чтобы испытать то, что они видели в фильме. Но то, что они считали «хастлом», было фристайлом, который исполнял Джон Траволта».


Оригинальный сценарий для «Лихорадки субботнего вечера» подразумевал только парные танцы, как это делалось в клубе Odyssey 2001 года в сюжете. Но Джон Траволта считал, что сольный танец лучше развивает характерную черту сюжетной линии и настаивал на том, чтобы сценарий был изменен, чтобы он мог танцевать фристайл. Траволта сказал: «Они основывали этот фильм на том, что главный герой был самым лучшим танцором. Вот мне и было нужно доказать аудитории, что герой – лучший танцор». Вряд ли Траволта знал, что эта измененная сцена изменит динамику танцев на дискотеке.
Еще одной причиной увеличения количества сольных танцев фристайл в более поздние годы стало то, что в обществе в то время «стало модно» пить много алкоголя. В течение всего одного года появилось 44 000 новых диско-клубов. Частично это было обусловлено тем, что продажи алкогольных напитков были настолько прибыльными, что клубы разработали новые способы поощрения употребления алкоголя. Парные танцы требовали значительных навыков (да и трезвости), в то время как фристайл можно было легко исполнять в состоянии опьянения.

Источник Википедия и 4dancing.ru

Безумный рок-н-ролл 60-х постепенно изживал сам себя. Эта музыка и весь стиль жизни требовали слишком большой отдачи от аудитории, отдачи, на которую измученное наркотиками и бунтом поколение уже не находило сил. Серьезные рок-музыканты уходили со стадионов в студии или прямо сразу в нирвану. Экономическая и политическая ситуация уже не вызывали интереса у общества, люди получили свой хлеб и теперь им хотелось зрелищ.

Таким образом, протестный и концептуальный стиль шестидесятых породил на излете следующего десятилетия два уникальных и на первый взгляд полярных явления: диско и панк. Если панк был апогеем отрицания, экзистенцией бунта против всех и против всего, даже против жизни, превозносящим эстетику жестокости и уродливости, то диско, пришедший из латинского квартала Гарлема Гринвич Вилладж наоборот воплощал бездумную, как бы сейчас сказали, безбашенную радость жизни.

Что такое музыка диско, напоминать никому не надо. Сладкие голоса "Модерн Токинг", Boney M, ABBA, Bee Gees и героев индийских фильмов, так или иначе, звучат в голове каждого россиянина, кому уже больше 20-и лет.

Диско пришел спонтанно, как упавший метеорит в 1975 году с первым альбомом группы Hustle. Правда, само явление возникло немного раньше. Клубные концерты рок-групп постепенно вытеснили из них проигрыватели, каждый престижный клуб мог похвастать своими живыми исполнителями. Постепенно люди стали приходить в такие клубы, не чтобы послушать музыку, а чтобы выпить, пообщаться и главное – потанцевать. Так впервые возникла концепция чисто танцевальной музыки: с однообразным ритмом, под который легко двигаться и незамысловатыми текстами-рефренами. Именно музыке диско мы обязаны появлению синтезаторов – вначале это были громоздкие варианты клавесинов, которые издавали резкий механический звук и задавали рваный ритм всей мелодии. Клубы с дансиг-полом, где выступали такие группы, и были первыми дискотеками – от них и возникло название всего стиля диско. Диско – это гимн примитивной чувственности.

Если диско исполняли мужчины, их голоса то и дело срывались на высокий фальцет, а любая песня диско, начиная от Донны Саммер, изобиловала страстными вздохами и стонами и сопровождалась эротическими жестами и движениями самого исполнителя.

Сам танец диско тоже был предельно прост и эротичен – в отличие от акробатических трюков рок-н-ролла, классических движений твиста и свинга, которые уже к этому времени превратились в "танцы для предков", никаких особых навыков для того, чтобы танцевать диско не требовалось – надо было просто хорошо чувствовать ритм. Это диско первый бросил клич "Just move your body”!

Диско-стиль показал себя во всей красе в хите 77 года фильме Saturday night fiever, сделавшим звездой Джона Траволту. Именно образ вечной дискотеки, куда простые люди: служащие и рабочие приходят, чтобы забыть о своих бедах и тяготах, и которая, в общем-то, и является их настоящей жизнью, определил стиль жизни целого поколения. В диско бросились все. Даже такие зубры рока, как Rolling Stones и Род Стюарт записали несколько диско-песен, а знаменитый Нью-Йоркский клуб Studio 54 прославился своими наркотическими диско-оргиями, в которых принимали участие все мало-мальски известные люди того времени. Со времен хиппи это был первый тотальный стиль, охвативший все стороны жизни. Со своей музыкой, своим сленгом, своими героями и конечно, своей одеждой.

Негритянский вариант диско запомнился шарообразными прическами в стиле Шэрри Лейн и братьев Джексонов. Сладкие мелодии, изнеженный, женственный облик исполнителей, их высокие голоса и унисексуальность самого танца – диско был первый стиль, где мужчины повернулись к традиционной женской эстетике, а не наоборот. Исполнители диско, как женщины, так и мужчины пользовались одинаковой яркой косметикой – розовые губи и голубые веки (не путать с глэм-стилем Дэвида Боуи и AC/DC, более похожем на карнавальные маски), что давало повод последних подозревать в “не той” ориентации. Действительно, гомосексуализм расцвел именно в эпоху диско – этому способстовало полное отсутсвие традиционных признаков “мужесвенности” в самом стиле.

Диско прославился еще и самым коротким сроком своего официального существования. Уже через год после “Лихорадки субботнего вечера” звукозаписывающие компании стали отмечать снижение интереса к пластинкам диско-исполнителей. Джон Траволта сидел без работы, а многочисленные скандалы и взятки блюстителям порядка подточили репутацию Studio 54. Диско изжило само себя – очень быстро наступило пресыщение однообразной, бессмысленной музыкой, клонированными исполнителями, а кроме того, экспансия диско выводила из себя еще многочисленных рок-фанатов. Официальным днем смерти диско считается 12 июля 1979 года, когда в Чикаго в перерыве бейсбольного матча на поле выскочили 7 тысяч рок-фанатов и демонстративно уничтожили десятки тысяч пластинок диско.

Но как известно, в природе ничего не исчезает бесследно. Так и музыка диско не умерла, а просто плавно перетекла в более спокойный электро-поп и по-прежнему волнует девичьи сердца. На волне диско и попа поднялись такие музыкальные монстры, как Майкл Джексон и Мадонна. Хоть последняя и утверждает, что начинала, как рок-музыкантша и примером для нее была солистка Pretenders Крисси Хайндт, мелодии и стиль исполнения ее первых песен был скорее заимствован у Донны Саммер.

Кстати, о Мадонне нужно сказать особо. Хоть эта женщина в разное время и примеривала на себя разные стили столетия, ее собственный стиль Wannabe, принесший ей бешенную популярность и миллионы подражателей заключался именно в уникальном синтезе только что отгремевших диско и панка. Жизнеутверждающая, вызывающая сексуальность диско: слаксы, топы, огромные серьги и лента в волосах сочеталась с агрессивным нигилизмом панка: мужские ботинки, кожаная куртка, те же слаксы, но с дырками и растрепанные обесцвеченные волосы, всегда темные у корней. Она создала образ девушки, Которая Способна На Все, и он настолько органично вписался в общее настроение того времени, что ее призыв: "Долой скромность, давайте веселиться" подхватили миллионы, а стиль Мадонны заимствовала не только армия скучающих домохозяек, замученных серостью жизни, но и такие знаменитости, как, например, принцесса Монако Стефания.

Главным врагом была объявлена скука и занудность, поэтому непристойное поведение и публичные скандалы уже никого не шокировали, а напротив, вызывали, чуть ли не уважение. И здесь опять тон задавала Мадонна. До сих пор спорят, не был и ее брак с Шоном Пенном умело срежиссированным ею самой спектаклем: от скандальной свадьбы со стрельбой по вертолетам телевизионщиков до не менее скандального развода, когда Пенн напившись, связывал и избивал жену. После развода в 1989 году они даже не общаются.

Для мужской моды стиль диско тоже не прошел бесследно. Актуальны вновь стали дорогие элегантные костюмы, а свободный крой и плавные линии мягких тканей превратились в настоящий шик 80-х. Именно по свежим следам моды диско пришел в Голливуд Джорджио Армани со своими суперэлегантными серебристо-серыми костюмами, шелковыми рубашками и свободными галстуками, в которых дефилировал новый секс-символ 80-х Ричард Гир в фильме "Американский жиголо". Именно тогда появился стиль casual – не строгая офисная, не фривольная богемная, а свободная повседневная элегантность. Для нее идеально подходили костюмы Armani, Versace и Hugo Boss, особый шик которых был еще и в том, что их творения прекрасно сочетались с обычной одеждой.

Стиль casual продемонстрировал, что мужчина и в костюме может выглядеть круто и раскованно. Такой вариант Джейсмса Дина в пиджаке воплотил Дон Джонсон в культовой роли Сонни Крокетта в сериале Miami Vice (у нас известный как “Полиция Майами, отдел нравов” ), с 1984 по 1989 год определявший стиль всей Америки невообразимым соченанием светлых костюмов от Versace с 3-х долларовыми футболками, облегающими бицепсы и теннисными туфлями. Костюмы Miami Vice – прямые наследники моды диско были воплощением безвкусицы, но именно они доказали, что даже полное отсутствие вкуса может стать краеугольным камнем стиля.

Продолжение в среду…

В следующей публикации: черные братья в “адидасе” из революционеров превратились в бандитов.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. Годом рождения нового заводного танца принято считать 1974 й. Случилось это знаменательное событие в клубах Нью. Йорка, и спустя несколько лет уже всю Америку охватил настоящий диско-бум. Почти одновременно диско, перебравшись через океан, покорило Европу, а позже и Советский Союз. В СССР новый танец проник сразу с двух сторон – с запада из Америки и с востока из Индии, где был снят фильм «Танцор диско» , завоевавший необыкновенную популярность в Советском Союзе. У истоков европейского стиля диско стояли группы «Абба» и «Бони М» , которые имели едва ли не самую большую известность за всю историю поп-музыки. Продюсеры и композиторы способствовали распространению и популяризации нового стиля. Расцвет стиля приходится на восьмидесятые годы прошлого века. Не потерял он актуальность и сейчас. В России каждый год проходит фестиваль «Диско 80 -х» , на который приглашаются отечественные и зарубежные звезды.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ. В 1977 году в США выходит в кинопрокат фильм «Лихорадка субботним вечером» с Джоном Траволтой в главной роли. Эта картина наглядно показывает жизнь настоящего поклонника диско, который на танцевальной площадке забывал обо всех жизненных неурядицах и невзгодах. Среди отечественных киноартистов диско-стиль во многом воплощал Александр Абдулов. Интересный факт: белый костюм Абдулова для фильма «Чародеи» полностью повторял костюм Джона Траволты в «Лихорадке субботнего вечера» . В мультипликационном фильме «Бременские музыканты» костюмы Трубадура и Принцессы выполнены с использованием элементов диско-стиля. В начале 1980 -х на экраны страны вышел индийский кинофильм «Танцор диско» с Митхуном Чакроборти в главной роли. Эта весьма посредственная, но по-восточному колоритная кинокартина стала настоящим хитом 1980 -х. Причина популярности «Танцора диско» - музыка. Именно ради песен Баппи Лахири «Jimmi-Jimmi» и «I am a disco-dancer» люди ходили на этот фильм по нескольку раз. Именно «восточный» вариант одежды в стиле диско пришёлся по вкусу жителям СССР гораздо больше, чем более сдержанный, «джинсовый» вариант стиля «АББА» .

СТИЛЬ ОДЕЖДЫ. Основа диско-стиля - джинсы. Причём, наиболее актуальными являются джинсы-клёш. Некоторые мужчины позволяют себе носить джинсы «на бёдрах» . В моде -вышивка и иные способы декорирования джинсовой ткани. Диско-ролики Особым шиком считается белый мужской костюм, надетый вместе с чёрной сорочкой с большим воротником по верх пиджака. В моду входят водолазки, которые также допустимы вместе с пиджаком. Стиль диско - это, во многом, кич, вызов. Помимо классических цветов, принятых в мужской моде, появляются оранжевые, салатовые, яркожёлтые рубашки, водолазки, свитера. Диско-стиль, в силу своей «танцевальной» специфики, многое воспринял от спортивного стиля. Помимо водолазок, становятся актуальны разноцветные футболки, шорты, лосины, а в конце 1970 -х - кроссовки. Иногда четырёхколесные роликовые коньки в стиле ретро. Женская мода не менее разнообразна: джинсовые макси-юбки, сарафаны, шорты в сочетании с батниками и футболками крикливых расцветок. В моде - блестящие ткани, люрекс, избыточно-яркая бижутерия. В конце 1970 -х становятся популярны лёгкие босоножки на тонких каблуках-шпильках. Самые смелые модницы предпочитают «серебристые» босоножки. На излёте эпохи диско в моду входят «бананы» - широкие женские брюки, сужающиеся в области щиколоток. Причёски Интересной особенностью диско-стиля становится пышная причёска «афро» как у исполнителей групп «Boney M» и «Ottawan» . Афро была не только данью моде, но и признаком толерантности - природная красота африканцев нашла отражение в общемировой индустрии disco-стиля. В моде также прямые, длинные, светлые волосы у девушек. Краска для волос становится всё более щадящей - это позволяет женщине с любым типом волос достигать модного оттенка. В начале 1980 -х, напротив, становится популярна химическая завивка (в СССР её называли «химия»). Юноши носят пышные причёски, прикрывающие уши. с нач. 70 -х в мужской прическе появляются бакенбарды (дань Элвису Пресли). Актуальны густые чёлки и большие «шапки» волос. Макияж Абсолютные фавориты эпохи - перламутровая помада (розовая, красная, малиновая) и перламутровые ярко-голубые тени. Как и в 1960 -е годы, женщины активно используют чёрную тушь для ресниц (хотя, допустима и синяя, коричневая). Карандаш для контура глаз используется редко. Женщины выщипывают брови, делая их похожими на тонкие ниточки: в моде чётко очерченная, дугообразная, «удивлённо приподнятая» бровь. К концу эпохи диско становится актуальна матовая текстура помады и теней.

ДИСКО И ЕГО ВИДЫ. Самыми популярными разновидностями диско можно назвать: Mellow disco – медленный, лирический диско, в темпе 95 -110 ударов в минуту. Хастл – американская разновидность диско. Это парный танец, который можно танцевать на дискотеках с любым партнером, под любую музыку, на любом, даже самом небольшом, пространстве. Со временем хастл впитал в себя движения из многих латиноамериканских танцев и выделился с самостоятельный стиль. Евродиско – стиль диско, распространенный в Европе и СССР. В свою очередь, евродиско делится на подвиды, самые популярные из которых Hi-NRG и Italo. Disco. Яркими представителями евродиско, завоевавшими мировую популярность были исполнители C. Catch, Саманта Фокс, Кайли Миноуг, Сабрина, Сандра, группы «Modern Talking» , «Pet Shop Boys» , «Bad Boys Blue» и другие. Стиль диско популярен и любим и сейчас. Не только представители старшего поколения, которые «зажигали» на дискотеках в восьмидесятых, в период пика популярности диско, но и молодежь с удовольствием слушают и танцуют диско.

Диско! Новый стиль музыки семидесятых на многие годы вперёд определил развитие танцевальной клубной культуры всего мира. Музыка диско пронеслась по планете, словно новомодный на то время фастфуд. Диско завладело не только танцполами, но и эфирами радиостанций и музыкальных каналов, а также рынками продаж виниловых пластинок.

Прямой мощный бит на каждую четверть, соул вокал и прифанкованные аранжировки создали эффектное и притягательное звучание, покорившее мир и заставившее танцевать совершенно разных людей — неповоротливых и гибких, молодых и старых, олигархов и политиков.

Культура карнавального безумия и диско-бизнес подарили миру двенадцатидюймовый сингл, липсинг (пение под фонограмму), ремикс, клубный промоушен пластинок, а также абсолютно новый подход к студийной звукорежиссуре.

История жанра

История появления стиля относит нас к середине семидесятых и местечку Файр-Айленд, что в 90 километрах от Нью-Йорка, на берегу Атлантики. Именно здесь возникло крупнейшее в мире сообщество любителей танцевать всю ночь и круглый год. Диджеи местных клубов соревновались в умении переводить одну композицию в другую, делая при этом не только превосходный микс, но и накладывали поверх бита звуки, вырезанные из записей разных стилей музыки.

Постепенно музыка Файр-Айленда приобрела такую форму, что подсознательно стала нравиться всем. Изначально стиль диско был чисто клубной музыкой, но по факту быстрого роста популярности диско музыкой заинтересовались «воротилы» шоу-бизнеса. В плане бизнеса с диско музыкой было во много раз проще, чем с любым другим популярным стилем: ведь для того, чтобы оценить рыночный потенциал новой музыки, достаточно было посмотреть, с каким усердием под эту музыку люди топают ногами. Господство диско в глобальной музыкальной индустрии вскоре стало едва ли не абсолютным. Мэйджоры считали дискодоллары миллиардами, и лучше такой возможности в то время в музыкальном бизнесе и не было. Рынок рос как на дрожжах: крупные компании создавали сублэйблы для диско, рок-музыканты лепили на скорую руку диско-хиты и наслаждались свежим успехом, рейтинги радиостанций, отказавшихся от рока в пользу диско, молниеносно вскакивали до немыслимых высот. Большой кусок пирога откусил и Голливуд, сняв в 1977 году фильм «Лихорадка субботним вечером». После выхода картины с первой главной ролью Траволты создалось впечатление, будто весь мир помешался на диско.

Крах жанра

Но бремя, которое на стиль взвалил шоу-бизнес, оказалось неподъёмным, поэтому крах был неизбежен. Первый удар пришёл от поп-культуры, когда стиль растиражировали в песенные аранжировки и назвали это в США «Бойзтаун диско» (Донна Саммер, Глория Гейнор, и т.п.) и «Евродиско» в Германии (Бони М, АББА, Чингис Хан, Арабеска и др.). Уже к концу десятилетия диско музыки в мире стало критично много. Благодаря перенасыщению рынка плохими диско пластинками, началось формироваться общее негативное представление о диско музыке и диско культуре. Клеймо «диско» до сих пор висит на европейской танцевальной поп музыке — и это одна из причин того, почему она с большим трудом продвигается на американском рынке.

Последовавший за диско отлив заставил диджея в одиночестве развивать танцевальную музыку дальше. И это огромный плюс ситуации, сработавший в восьмидесятые на появление хаус, техно и транс музыки. Влияние диджея в мире музыки заметно усилилось. Начиная со времени становления диско, диск жокей был признан экспертом по части того, что заставляет людей танцевать, и получил ключи от студии звукозаписи.

Фото в топе: https://www.dailymotion.com



Похожие статьи
 
Категории