Доходный дом перцовой неорусский стиль. Доходный дом Перцовой

07.03.2019

Дом Перцовой (дом Перцова) - здание в неорусском стиле принадлежало Зинаиде Алексеевне Перцовой, жене инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова.

Здание задумывалось как доходный дом для творческой интеллигенции. Дом включал в себя квартиры, а также мастерские художников в верхней мансардной части здания.

Здание

Несмотря на разнообразие и усложнённость форм, здание отличается пластическим единством и отражает характерное для стиля модерн стремление к художественному синтезу архитектуры и форм изобразительного и прикладного искусства.

Дом-сказка Другие города , CC BY-SA 3.0

В композиции фасадов живописная асимметрия расположения окон, балконов, башнеобразных возвышений кровли вносит разнообразие в монотонные членения многоквартирного дома, в оформлении теремков-балконов использованы мотивы древнерусского декора, которые органично сочетаются с элементами западноевропейской средневековой архитектуры.

Декор фасадов «населён» причудливыми мифологическими существами, сказочными животными и растениями. По рисункам Малютина была исполнена мебель для дома. Похожие образцы малютинской мебели находятся в Музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.

Стилизация Малютина простиралась даже до использования слюды. Первоначально парадные помещения в квартире хозяев украшали деревянная резьба и росписи.


Дом Перцовой. Деталь Nina Belyavskaya , CC BY-SA 3.0

Сохранились резные украшения наружных дверей, лестничных перил и дверей квартир, убранство парадной лестницы.

История

В подвале с 1908 по 1910 год размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В. И. Качалов - в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова - парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии», а устав гласил «Не обижаться».


Nina Belyavskaya , CC BY-SA 3.0

Высказывают мнение, что главная героиня рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник» жила в этом доме, однако, это не подтверждается прямыми указаниями в тексте.

В доме находилась мастерская художника Роберта Фалька, до середины 1970-х гг. дом оставался жилым, а затем перешел во владение МИДа.

Искусствовед Сергей Глаголь в 1913 году назвал дом Перцовой одним из самых оригинальных в русской архитектуре за последние десятилетия.

Реставрацию здания в 1918 году осуществлял архитектор В. А. Мазырин

и начните отслеживать дешевые билеты заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

На углу Пречистинской набережной, Курсового переулка и Соймоновского проезда в Москве стоит сказочный Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой, - подлинной достопримечательности русского модерна, благодаря сегодняшним владельцам, сохранившего облик дома в первозданном виде (спасибо, что не испортили "сказку" убогими кондиционерами!).

Занимательна история строительства жилого дома Перцовой.

(Сегодня приняты несколько названий Дома-сказки в Москве: «Дом Перцовой», «Дом З.А.Перцевой», «Дом Перцова», «Жилой дом Н.П.Перцова», - принимаются двойное написание фамилии владельца. А вот, почему «владельцем жилого дома» чистился то Петр Николаевич Перцов, то Зинаида Алексеевна Перцева, сейчас разберемся вместе).

Как и всё великое или значимое в искусстве дом русского модерна со сказочными мотивами из языческой древности появился в Москве «случайно».

Как-то раз талантливый и успешный инженер путей сообщения Петр Николаевич Перцов, который к своим 48-ми годам успел построить в России каждую 63 милю железных дорог в России заехал в гости к своему приятелю, коллекционеру И.Е. Цветкову, которому не так давно модный на то время художник-архитектор Виктор Васнецов выстроил особняк на Пречистенской набережной, 29 (это в двух шагах от Дома Перцовой).

Петр Николаевич был приятно удивлен чудным видом на Кремль из окон цветковского особняка. Иван Евменьевич (Цветков) пообещал посодействовать в покупке участка на набережной Москва-реки у своего друга, землевладельца Ушакова, при условии, что Перцов построит свой дом в русском стиле. Сказано – сделано!

Участок был куплен П.Н.Перцевым за 70 тысяч рублей (при средней тогдашней зарплате в 30 рублей, - сумма громадная!), а оформлен он был на жену Петра Николаевича, - Зинаиду Алексеевну Перцеву, отсюда и пошло «официальное» название сказочного терема на набережной: «Жилой дом З.А.Перцовой».

Инженер Перцев к созданию своего жилого дома подошел с технической точностью и прямотой. Он создал комиссию из «мэтров» русского искусства и архитектуры, куда вошли: Виктор Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель, Иванов-Шиц, Ноаковский, и учредил конкурс на лучший архитектурный проект жилого дома с первой премией в 800 рублей, второй премией в 500 рублей, но при этом оставив за собой право делать окончательный выбор.

Именитое жюри присудило первую премию Апполинарию Михайловичу Васнецову, брату Виктора Васнецова, который, к слову сказать, стал единственным художников, открыто выступившим в печати против сноса Храма ХС в 1931 году.

Вторая премия Перцева досталась Сергею Васильевичу Малютина, который и был выбран Петром Николаевичем в качестве автора проекта его жилого дома. Сергей Малютин к тому времени уже был знаменит своими талантливыми иллюстрациями к произведениям Пушкина, успешной работой в художественных мастерских княгини Тенишевой и созданием росписи первой русской матрешки в 1899 (?) году.

Строительство дома было завершено за два года в 1907 году в стиле русского модерна, где формы изобразительного и прикладного искусств органически вплетаются в архитектурный объем, делая строение живым, и разворачивая его привычную пространственную среду в глубинную плоскость живописи.

Петр Николаевич прожил в своем доме лишь 15 лет. В 1923 году он вынужден был эмигрировать.

В его доме нашли приют актеры МХАТа, устроив в подвале театр-кабаре «Летучая Мышь». В свое время там жили Троцкий и художник Фальк.

Адрес жилого дома-сказки Перцовой: г. Москва, 1-ый Курсовой переулок, 1 (см. карту), хотя на самом доме висит адресный указатель «Пречистенская набережная, 35» (см. фото).

Как добраться до дома З.А.Перцевой? Доезжаете до метро «Кропоткинская» по красной линии (это в центре города, поэтому от московских жд вокзалом ехать всего минут 15, все радом), выходите из метро в город в сторону «Остоженки, Пречистенки и Соймоновского проезда», потом пешком 400 метро, - все очень просто!

Остается загадкой, почему, на памятной доске «сказочного дома» Сергея Малютина датой основания стоит 1886 год. Вполне возможно, что основное строительство 1905-1907гг велось на фундаменте старой постройки?

Жилой Дом Перцовой на карте Москвы:

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус

Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой – одно из самых красивых зданий Москвы, которое уже в первые года после постройки получило среди горожан название «Дом-сказка». Заказчиком постройки и ее фактическим владельцем стал знаменитый железнодорожный инженер Петр Николаевич Перцов. В 1905 году он приобрел угловой участок, ограниченный Пречистенской набережной, Соймоновским проездом и Курсовым переулком. Учитывая финансовые риски, которые он нес, участвуя в строительстве железных дорог, Петр Перцов переписал участок, а затем и выстроенный дом на имя своей супруги – Зинаиды Алексеевны.

Перцов принял решение возвести целый жилой комплекс, включавший доходные квартиры и часть, в которой он предполагал поселиться со своей семьей. Для создания проекта дома была созвана выдающаяся комиссия архитекторов и художников, в число которой вошли Франц Шехтель, Виктор Васнецов, Василий Суриков, Сергей Соловьев, Василий Поленов, Илларион Иванов-Шиц и другие выдающиеся представители московской творческой интеллигенции. Среди предоставленных на конкурс проектов наибольшего внимания удостоились работы художников Аполлинария Васнецова и Сергея Малютина.

Интересно, что первой премии удостоился проект Васнецова, однако по решению заказчика, Петра Перцова, для дальнейшего воплощения был отобран даже не конкурсный проект, а эскиз здания, выполненный в качестве варианта Сергеем Васильевичем Малютиным. Необычная работа Малютина настолько вдохновила Петра Перцова, что он полностью доверил художнику создание долгожданного доходного дома. Сергей Малютин проходил обучение в Московском училище живописи ваяния и зодчества вместе с такими выдающимися художниками, как Исаак Ильич Левитан, Михаил Васильевич Нестеров и Константин Алексеевич Коровин.

Сергей Малютин был мастером, способным воплотить стремления Петра Перцова – выстроить дом, в котором бы нашли выражение замечательные традиции русского зодчества. Русское национальное искусство было близко Малютину, неслучайно именно он в 1898 году расписал современный символ России – первую матрешку. Однако при постройке дома для Петра Перцова художник использовал черты чрезвычайно актуального в то время северного варианта стиля модерн, который подразумевал заимствование выразительных деталей и особенностей у архитектурных произведений Северной Европы.

Таким образом, в проекте доходного дома Перцова объединились мотивы популярной в то время европейской готики и национального русского зодчества XVII столетия, ставшие гармоничным целым благодаря объединяющему эстетизму стиля модерн. Русское влияние прочитывается в таких ярких деталях, как кованая решетка над остроконечным щипцом, в оформлении теремков-балконов, один из которых (со стороны Соймоновского проезда), получил собственное специальное название «Сон Царевны». Сюжеты керамических панно, определяющих декоративный облик доходного дома Перцова, также связаны со славянской мифологией.

Панно, украсившее фасад со стороны набережной демонстрирует изображения солнечного славянского божества Ярилы, наблюдающего за битвой Быка и Медведя – символических животных божеств Перуна и Велеса. Керамические детали фасадов напоминают об архитектуре узорочья, а на панно над входным проемом со стороны Соймоновского проезда можно увидеть вещую птицу Гамаюн, встреча с которой предвещала удачу. Однако такие детали, как угловой эркер, ломаные линии карнизов и кронштейны балкона, выполненные в виде драконов, отсылают нас к традициям архитектуры Средневековой Европы.

При работе с проектом художнику Сергею Малютину, у которого не было некоторых специфических знаний и навыков, потребовалось сотрудничество с профессиональным инженером и архитектором Николем Константиновичем Жуковым, который помог Малютину создать ультрасовременную постройку, оснащенную всеми известными на тот момент видами городских коммуникаций, включая канализацию и водопровод, трубы которого были надежно спрятаны в толщу мощных стен этого высокого здания. Малютин полностью разработал и необычное оформление интерьеров в хозяйской части доходного дома, выполнив их, как и фасады, в русском стиле.

В 1908 году в одном из подвалов «Дома-сказки» разместился уникальный театр-кабаре «Летучая мышь» под руководством Никиты Федоровича Балиева. В представлениях и постановках этого уникального театра участвовали известные актеры Московского художественного театра: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Василий Иванович Качалов, знаменитые режиссеры Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Первое время они же были и единственными зрителями, так как посторонняя публика на камерные постановки «Летучей мыши» не допускалась.

Впоследствии театр выехал из дома Перцова, и идея закрытых театрализованных актерских капустников была утрачена – за плату или же пользуясь знакомствами с актерами на спектаклях стали появляться сторонние гости. Петр Перцов проживал в этом замечательном доме вплоть до своей эмиграции в 1923 году. В советский период дом Перцова был передан Министерству Иностранных Дел, дипломатическое представительство которого размещается здесь и в наши дни. Сегодня уникальный «Дом-сказка» по праву считается самым красивым доходным домом Москвы. Он любим москвичами и гостями города.

Александра Гурьянова

Свое историческое название дом Перцова получил по имени инженера, задумавшего и осуществившего его создание. В 1905-1907 годах П. Н. Перцов в сотрудничестве с архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом и по рисункам-эскизам С. В. Малютина построил «дом-сказку» на берегу Москва-реки.

Художник Малютин постарался придать проекту максимальный оттенок русской старины, черты древней Москвы. Архитекторы построили здание в стиле нового русского модерна, очень передового в то время. Инженер П. Н. Перцов снабдил дом скрытой электропроводкой, незаметными водопроводными, сточными и канализационными трубами, отказался от деревянных перекрытий. Смешение русских традиций и новейших технологий в жилищном строительстве создало удивительное здание, до сих пор остающееся московской достопримечательностью.

Дом, построенный для художников, где каждая квартира имела жилые комнаты и мастерскую, сам стал настоящим произведением искусства. На первый взгляд здание кажется нагромождением различных сложных форм, неодинаковых окон, фронтонов, балконов и башенок. Но при пристальном рассмотрении поражает их гармоничность и органичное переплетение, естественная сочетаемость разных стилей.

От нео-модерна взято единство архитектуры и прикладного искусства, элементов изобразительного творчества. Окна в доме Перцова сделаны различной формы и асимметрично расположенными, богато оформлены балконы, кровля с готическими башнями. В них присутствуют древнерусские и европейские средневековые мотивы, оригинальные панно из майолики. Крыша и фасады украшены мифическими существами, изображением солнца и растений, животных и рыб.

В начале 20 века большая часть мебели была изготовлена по эскизам С. В. Малютина, а внутренние помещения были богато отделаны резьбой по дереву и росписью. Сейчас от былого великолепия остались единичные элементы отделки перил, парадной лестницы и наружных дверей. Но и поныне Дом Перцова неизменно привлекает взгляды своей сказочностью, уникальностью и стариной.

Я очень люблю Москву, самое сердце люблю просто до страсти,. Это места, в которых мне гораздо комфортнее, чем где бы то ни было. Я сразу ощущаю себя на своём месте, независимо от того, одна я или с кем-то очень близким. Арбат, Никитский бульвар, Остоженка, набережные, Чистые пруды, Китай-город - мне кажется это всё жило во мне ещё до того, как я всё это впервые увидела. Одно из самых ярких детских воспоминаний - как бабушка выгуливала меня по Моховой. Вообще, подозреваю, в прошлых жизнях где-то на Пречистенке у меня был милейший особнячок и я пешком ходила в гости к Цветаевым через Сивцев Вражек. ..

Я практически всеядна в плане московской архитектуры - терплю и даже люблю почти всё, что сохранилось из досталинских времён. Но настоящих привязанностей две и обе связаны с моим обожаемым Серебряным веком: модерн и неорусский стиль.

Восхищающих меня творений тоже полным полно, но самых любимых несколько - Особняк Рябушинского, Дом Игумнова, Дом Перцовой, Особняк Кекушева. Сегодня расскажу о доме, возникшем в моей жизни сначала случайно, а потом просто в неё врывающемся постоянно.

Впервые этот Дом я увидела совсем маленькой и от него осталось только ощущение картинки со страницы каких-нибудь русских сказок. На протяжении многих лет у меня периодически всплывал в памяти красное кирпичное здание с чудесными картинками на стенах, но вспомнить, где оно находится никак не удавалось и в конце концов я пришла к мысли, что оно вообще мне приснилось.

В сознательном возрасте, учась на филфаке, я часто ездила на Арбат «за знаниями» - там находится библиотека № 2 или "Гоголевка" (кстати, в доме, где Гоголь собссно и почил). Едучи обратно на троллейбусе, я как-то раз и увидела в оконце Дом. Учитывая, что остановки поблизости не было, бедному водителю пришлось наслушаться за пару минут...В конце концов добравшись до Дома я не могла налюбоваться на всю эту красоту минут сорок...

С тех пор прошло много лет, но я до сих пор восхищаюсь этим строением.

А да кстати, именно Дом Перцовой упомянут в одном из самых прекрасных произведений Бунина «Чистый понедельник» - именно в нём живёт главная героиня: « Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер — от Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против него…»; «В доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже, всего две комнаты, но просторные и хорошо обставленные»; «Странная любовь!» — думал я и, пока закипала вода, стоял, смотрел в окна. В комнате пахло цветами, и она соединялась для меня с их запахом; за одним окном низко лежала вдали огромная картина заречной снежно-сизой Москвы; в другое, левее, была видна часть Кремля, напротив, как-то не в меру близко, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него... «Странный город! — говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. — Василий Блаженный — и Спас-на-Бору, итальянские соборы — и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах...»...

Дом Перцовой - доходный дом, расположенный на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной построенный архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом в 1905—1907 по эскизам художника С. В. Малютина, автора русской матрешки.

В 1907 году рядом с храмом Христа Спасителя вырос новый дом. Строителем и владельцем дома был инженер путей сообщения Петр Николаевич Перцов .

Петр Николаевич Перцов (1857-1937) родился в Казани, в русской старинной дворянской семье. Его дядя, поэт и сатирик Эраст Перцов, был дружен с А.С. Пушкиным. В семье сохранились воспоминания об обеде, который Эраст дал в честь поэта в своем доме в Казани, куда Пушкин приехал, собирая материалы о Пугачевском бунте.
Петр Николаевич окончил гимназию в Казани, Институт путей сообщения в Санкт-Петербурге. На строительстве Уфа-Златоустьинской железной дороги его участок находился рядом с участком Н.Г. Гарина-Михайловского, который и посоветовал Петру Николаевичу назвать своего новорожденного сына Георгием, так как считал, что каждая семья должна иметь своего Георгия-заступника.
Одновременно с возведением дома Петр Николаевич пытается осуществить постройку первой в России «народной» железной дороги, в частности создать Акционерное общество по строительству Армавиро-Туапсинской железной дороги и порта в Туапсе. Суть этого проекта состояла в том, чтобы акции этой дороги были распространены исключительно среди населения Северного Кавказа. Трудность осуществления этого проекта определялась противодействием со стороны министра финансов России В.Н. Коковцева, лоббировавшего интересы Владикавказской железной дороги, которая до этого времени была монополистом перевозок на Северном Кавказе. Последовательность, с которой Петр Николаевич шел по намеченному пути, ярко проявилась в следующем примере. В поисках банковской ссуды под выпуск акций он едет в Англию, где получает вполне законное предложение — за один миллион золотых рублей он, как единственный к этому моменту владелец акционерного общества, должен передать право распространения акций в Англии. Петр Николаевич отказывается от такого предложения как несовместимого с самой идеей народной концессии. В конце концов акционерное общество спас молодой А.И. Путилов. Он внес в казну взнос в размере двух миллионов золотых рублей под залог всего капитала Петра Николаевича, включая и только что построенный дом. Номинальной владелицей его была жена Петра Николаевича — Зинаида Алексеевна Перцова, урожденная Повалишина.

К. Ф. Юон. "Портрет З. А. Перцовой"

И здесь произошло непредвиденное осложнение, о котором Петр Николаевич вспоминал:

«Дома неожиданно для меня вышло серьезное объяснение с женой, которая воспротивилась залогу дома, считая, что дом должен был служить обеспечением семьи и всех моих обязательств перед кредиторами. Взволнованный этим неожиданным для меня возражением со стороны Зины, я привлек к участию в нашем объяснении обоих сыновей и, объяснив им, в чем дело и что меня вынуждает на залог дома, я получил в их лице защитников моей точки зрения. Оформив, что требовалось, в Москве, я поспешил обратно в Петербург и заключил уже нотариальные условия с банком».

И только в 1910 году было ликвидировано соглашение Петра Николаевича с банком и дом освобожден от залога.
В 1905 году П.Н. Перцов, подобно многим, увлекся политикой: входил в Центральный комитет партии «Союз 17 октября», баллотировался в 1 Государственную думу. Он был одним из хранителей ценностей храма Христа Спасителя. Много интересного о Петре Николаевиче, о замечательных людях, с которыми его свела жизнь, о событиях ушедшей эпохи можно узнать из объемистой книги воспоминаний П.Н. Перцова. Рукопись ее насчитывает свыше 500 страниц. Приведем из нее ту главу, в которой рассказывается о строительстве знаменитого доходного дома близ храма Христа Спасителя, до сих пор называемого «Домом Перцова».

«...» В ноябре 1902 г. я посетил как-то Ивана Евменьевича Цветкова, только что построившего себе или, вернее, для своей коллекции картин на набережной р. Москвы, близ храма Христа Спасителя, двухэтажный особняк в русском стиле по рисунку В.М. Васнецова. Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле. Я согласился, и тогда И.Е. объяснил мне, что все участки по набережной от его дома до площади под храмом Спасителя принадлежали Н.В. Ушакову и что у него еще остался во владении последний участок, выходящий на эту площадь, на который зарится А.А. Левенсон, владелец известной в Москве типографии, купивший соседний, предпоследний участок. И.Е. высказал уверенность, что ежели я не постою за ценой, то Ушаков продаст мне участок, так как Левенсон выжимает у него цену. Я тут же отправился на место: Владелец был удивлен сделанному мною предложению, но, посоветовавшись с женой, объявил цену в 70 тысяч рублей. Я согласился, и на следующий же день сделка была оформлена у нотариуса под видом купчей на имя Зины.
«...» Зимой 1905/06 года я решил приступить к составлению проекта для перестройки нашего дома в Москве с расчетом начать постройку его с весны. Памятуя обещание, данное мною И.Е. Цветкову, — построить дом в русском стиле и считаясь с тем, что место постройки на берегу реки Москвы, рядом с храмом Спасителя и с открытым видом на Кремль обязывает строго отнестись к заданию, я решил объявить закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле» и обратился к художникам А.М. Васнецову и С.В. Малютину, архитектору А.И. Дидерихсу и архитектору-художнику Л.М. Браиловскому с предложением участвовать в конкурсе. Условием составления проекта я поставил, чтобы он отвечал «духу и преданиям Москвы и требованиям современности», при этом для нормировки проектирования я выработал с городским архитектором Н.К. Жуковым, применительно к участку земли, план дома и предложил конкурентам придерживаться его. Первую премию я установил в 800 рублей. И вторую — в 500 рублей, но оставил за собой право личного выбора для постройки любого из премированных проектов. В жюри конкурса я пригласил В.М. Васнецова, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, Ф.О. Шехтеля, И.А. Иванова-Шиц, С.У. Соловьева и С.В. Ноаковского, предложенного мне дополнительно Л.М. Браиловским. Первая премия была присуждена А.М. Васнецову и вторая — С.В. Малютину. Л.М. Браиловский был обижен результатом конкурса: за него был подан всего один голос — С.В. Ноаковского. Проект А.М. Васнецова, будучи шаблонным, меня не удовлетворил, и я решил остановиться на С.В. Малютине, поручив ему переработать конкурсный проект.

Эскиз А. М. Васнецова

Эскиз С. В. Малютина

«На конкурс он представил проект в стиле русского ампира, который, будучи интересным по замыслу, не вполне отвечал первому условию задания. У С.В. сохранился крайне интересный красочный эскиз его первого проекта, который, как не отвечающий заданному плану, он не выставил на конкурс, и вот, увидав его у него, я решил, что лучшего нечего и желать. С.В. взял в нем за основу существующую постройку — трехэтажный ящик с небольшими оконными отверстиями, нанес на него четвертый этаж с большими окнами комнат-студий для художников и с интересным балконом под золотым куполом под названием «Беседа Царицы» и пристроил к нему по набережной четырехэтажный особняк и по переулку — особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью. Все здание завершалось высокими отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. Эскиз получился в высшей степени интересным, красочным и крайне оригинальным — в сказочно-былинном стиле. Я пленился им и договорился с С.В., что он переработает проект, приспособив его к заданному плану. Острый угол к переулку представлял из себя немалое затруднение для его разработки, но С.В. талантливо разрешил вопрос, допустив некоторое уклонение от нормальной архитектурной проектировки, и угол этот получился особенно интересным. Чтобы лучше сообразить общую компоновку отдельных частей здания, С.В. вылепил модель дома из глины. Меня С.В. совершенно захватил своим индивидуальным талантом, и я решил всецело отдаться на его вкус, вводя лишь небольшие коррективы чисто технического или хозяйственного значения. С.В. по разработке проекта в целом приступил к обработке деталей фасада и составлению рисунков для заказа наружной майолики. По его совету я поручил выполнить заказ майолики артели молодых художников Строгановского училища под фирмой «Мурава», не имевших в то время работы и близких, за отсутствием заказов, к ликвидации своего дела. Выбором фирмы мы не ошиблись, работа была исполнена в срок с точным воспроизведением раскраски, согласно данным С.В. рисункам; качество работы также оправдало себя — за пятнадцатилетний период времени не последовало никаких повреждений глазури.

Я лично руководил всеми работами и входил во все детали постройки, целыми днями носясь по всем этажам и не оставляя без личного надзора ни одного места работ. Все работы велись одновременно, и через четыре с небольшим месяца от начала работ постройка была закончена, в конце сентября были сняты леса, и на зиму остались штукатурные работы, настилка паркетов и малярные работы, которые и продлились до марта месяца. Таким образом, в одиннадцатимесячный срок были закончены решительно все работы, и с апреля месяца квартиры были объявлены к сдаче. В мае въехали в дом первые жильцы: Во всем доме не было допущено деревянных перекрытий: Проводка электричества устроена вся скрытая, равным образом замаскированы все водопроводные и канализационные трубы. Вообще при постройке дома во всех деталях преследовались две основные задачи — солидность устройства и удовлетворение требований эстетики».
«...» Наша квартира, расположенная в трех этажах корпуса на набережной, обслуживалась своим подъездом. Позднее, когда выяснилась нужда в особом зале для молодежи, к нашей квартире было присоединено подвальное помещение, в котором одно время помещался кружок артистов Московского художественного театра под названием «Летучая мышь», устраивавший свои закрытые интимные собрания по ночам по окончании спектаклей. Душой этих собраний был Н.Ф. Балиев, организовавший позднее свою труппу для публичных спектаклей «Летучей мыши», ставшую вскоре столь популярной в Москве. Для устройства танцевального зала помещение было мною углублено на аршин и по асфальтовой подготовке положен дубовый паркет. Фронтоны на площадь и на набережную облицованы сплошь майоликой, равно как и простенки между окнами 4-го этажа на площадь. Также майоликой украшены перила балконов и углы дома. На коньке крыши над острым углом поставлена золоченая решетка со львами, а над пирамидальной крышей над зеленой башней — золоченый петух.
Художественный критик Сергей Глаголь (доктор Голоушев) посвятил описанию дома особую статью, в которой он отмечал значение постройки в Москве домов в русском стиле. По его отзыву, наш дом в художественно-архитектурном отношении занял следующее место после Ярославского вокзала. По своей оригинальной внешности дом наш в очень скором времени стал известен всей Москве и попал, как одна из достопримечательностей Москвы, в путеводитель «По Москве» «Издания М. и С. Сабашниковых».
Отделка нашей квартиры захватила часть лета 1907 г. Салон с панелями и хорами из красного дерева, спальную с нишей и восточную курительную комнату отделывал мебельщик Коршанов, а столовую русского стиля, как и вестибюль, и лестницу, — кустари, выписанные С.В. из Нижегородской губернии.

С.В. лично руководил резьбой стен, арок, наличников, столовой мебели и всеми работами по отделке комнат. Стены столовой резались из дуба, а арки, наличники и карнизы — из березы. Посудный лифт для спуска кушаний из кухни в буфет при столовой обделан в виде изразцовой майоликовой печи. Столовая вышла строго стильной. Половина салона от входа с площадки лестницы отведена под кабинет. Красивы вышли хоры с библиотечными на них шкафами и широким под ними камином. В большом окне ниши вставлено цветное, исполненное Строгановским училищем по рисунку Врубеля стекло с изображением «Въезда победителя». Картина Малявина «Мужик» была вделана в стену над письменным столом. Под широким, во всю стену, трапецеидальным окном с зарисованными цветами и арабесками стеклами стояла дубовая, с резьбой, скамья. Березовая резная арка, с резным окошечком, отделяла от столовой «Думку», на стене которой против арки висело большое синее полотно Рериха — «Заморские гости»:

В общем, вся отделка первого и второго этажей с соединяющей их лестницей была интересно задумана и любовно выполнена под непосредственным руководством С.В. Малютина, проявившего не только массу вкуса, но и много практичности.
Петр Николаевич прожил в своем с любовью построенном доме пятнадцать лет. Будучи одним из хранителей ценностей храма Христа Спасителя, выступая в защиту церкви от нападок новой власти, он в 1922 году проходит как обвиняемый во втором процессе «церковников». Результатом процесса явился приговор — пять лет тюремного заключения. Однако в следующем году трое осужденных по этому процессу были освобождены, в их числе — и Петр Николаевич. В этом же 1923 году он был выселен из собственного дома, в который уже никогда не вернулся.
Младшая дочь Петра Николаевича Зинаида оставила мемуары, из которых стала известна дальнейшая судьба дома:

«Наш московский дом (известный всему городу «Дом Перцова», в древнерусском стиле, против храма Христа Спасителя) стал неожиданно знаменитым — в нем поселился Троцкий! Стоит рассказать, какую именно из всех московских квартир он себе выбрал. Уже несколько лет жил в нашем доме известный оригинал и чудак — Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне: Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная — с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!
Позднее Троцкий переехал в нашу личную квартиру, представлявшую из себя особняк в 4 этажа, и — уже в изгнании — я прочла мемуары одного английского дипломата, описывающего пышный прием, данный Троцким для дипломатического корпуса. Дипломат восторгался его замечательным вкусом! Я поспешила написать наивному автору, что все поразившие его картины, статуи, вазы и мебель были собственностью моего отца:
В заключение статьи мне хотелось бы привести слова, которыми Петр Николаевич Перцов завершает свои воспоминания. Заметим, что они сказаны в 1923 году: «И вот, переживая настоящее и живя в прошлом, я не могу не благодарить Создателя, что он уберег меня от самого ужасного переживания — угрызений совести — и сохранил еще во мне на 67-м году моей жизни радость бытия и веру, что придут, пусть даже после нас, лучшие дни, когда наступит действительное равенство между людьми и ничьи интересы не будут приноситься в жертву ни классам, ни партиям».



Похожие статьи
 
Категории