Искусство восточных славян. Древнейшие корни культуры восточных славян

23.04.2019

Переходя к характеристике находок позднейшего периода 11-12 веков, мы сталкиваемся с совершенно иным обликом украшений, резко отличающим новые типы их от украшений предшествующего периода. Это - более высокая ступень развития декоративного искусства. Прежде всего, обращает на себя внимание их легкость. Даже крупные украшения делаются полыми, из тонких серебряных или золотых пластин, спаиваемых вместе. Это новшество объяснимо. Дружинник раннего периода стремился иметь по возможности все свои сокровища, добытые обменом или грабежом в походах, всегда при себе, т.е., на себе, в виде обилия массивных литых украшений, оправы оружия, сбруи коня. В значительной степени эта тенденция удерживается в раннем периоде феодализации. С установлением феодального строя отношение к накоплению ценностей меняется. Основное богатство феодала - земля, закабаляемые крестьяне, поместье. В поместье феодал хранит накопленные им посредством торговли и грабежами сокровища. Ценность личного украшения по содержащемуся в нем металлу теряет прежнее значение. На его место выступает стремление сделать украшение средством демонстрации социальной значимости носящего его лица, средством всенародного показа знатности, благородства, носимого ранга, места, занимаемого в обществе.

Привилегированные представители нового господствующего класса строили новое государство, новую религию, новую феодальную культуру. Потому стремлению к демонстрации социальной значимости прекрасно отвечала разработанная византийским феодализмом система украшений и знаков социального отличия. Византийская система быстро перенимается и перерабатывается на свой лад русскими феодалами, получая широкое распространение на всей территории феодальной России.

К украшениям, демонстрирующим социальную значимость, относятся большие оплечья, состоящие из нескольких больших крупных плоских блях и бусин, помещавшихся по одной-две между ними. Оплечья, несмотря на громоздкость, сравнительно легки по весу, ибо состоят из тонких золотых или серебряных блях и полых бусин.

Оплечья встречаются двух разных видов. Более редки золотые оплечья тонкой работы, с эмалевыми изображениями, украшающими центральный медальон и сложными сканными узорами по ободку бляхи. Аналогичны, видимо, этим оплечьям по социальному значению и золотые цепи из круглых полых бляшек с эмалевыми изображениями, какие известны по киевским кладам. Аналогична им плоская шейная золотая гривна каменнобродского клада (1903), по форме как бы дающая переходный тип от собственно гривны к оплечью. Серебряные оплечья известны по ряду раскопок в различных местностях, например, суздальское оплечье Уварова, старо-рязанский, спасско-болгарский, новгородский клады. По типу они оказываются везде совершенно одинаковыми и, видимо, были широко распространенными нагрудными украшениями феодальной знати этого периода. Сравнивая серебряные оплечья с золотыми киевскими или старо-рязанским, можно заметить, что хотя они происходят от них, но подражают им далеко не полностью. Изображения святых, воспроизводимые теперь резцом и в черни, удерживаются, и то не всегда, только на некоторых, обычно немногих, медальонах ; святых здесь заменяют узоры так называемого "процветшего креста" или просто растительные орнаменты.

Другим заимствованным из византийских феодальных уборов украшением, были колты. Колты утонченного убора византийской феодальной знати - это крупные сережные подвески из золота, полые внутри, куда помещался клочок смоченной духами ваты или тонкой тряпочки, душившей волосы при покачивании колта от ходьбы. Оригинальный характер украшения еще сохраняют многие киевские золотые колты с эмалями 11-12 веков . Но он, видимо, почти полностью исчезает в серебряных колтах, поскольку верхнее отверстие в выемке колта обычно запаивалось при выделке. Такие серебряные колты известны и по кладам 12 века южной киевской группы, но преимущественно они более характерны среднерусской группе кладов. Прекрасные образцы их дали старо-рязанский и териховский клад Орловской губернии.

Иное, видимо восточное, происхождение имеет распространенное на всей территории раннефеодальной Руси украшение - большая сережная подвеска в виде звезды. В южном киево-черниговском районе звездчатый тип серьги имеет несколько вариантов. Небольшие золотые серьги звездчатого типа были открыты в 1846 г. в Киеве у Десятинной церкви и ныне находятся в коллекциях Оружейной Палаты. Другой вариант аналогичных малых серег, но серебряных и заполненных на лучах зернью, содержал киевский клад, также найденный возле Десятинной церкви в усадьбе Лескова. Третий вариант дали каменнобродские находки (1903) двух крупных серебряных подвесок звездчатого типа, но иные по выделке, чем распространенные в среднерусской группе кладов. Крупные звездчатые подвески из серебра, точно воспроизводящие золотые подвески из находок 1846 г., найдены были в киевском кладе 1903 г. (усадьба Михайловского монастыря).

Сделанный перечень показывает (далеко не полностью) разнообразие вариантов сережных подвесок этого типа в Киеве, обладавшем высокоразвитым художественным ремеслом. В среднерусском районе тип звездчатой подвески, при всем его широком распространении, сравнительно однообразен по установленным размерам и характеру производства. Это большая шестиконечная, реже семи- и восьмиконечная, звезда, полая внутри, с гладкими шариками на концах лучей, сплошь усыпанных зернью, с конусообразным выступом, также кончающимся шариком, на лицевой стороне. Таковы сережные подвески териховского (иллюстрации ниже), владимирских и старо-рязанского клада .

Аналогичный факт известного упрощения и стабилизации типа украшения среднерусского района, по сравнению с богатством вариантов и техники киевских мастерских раннего периода, может быть прослежен и по другим примерам. Характерной чертой украшений данного периода 11-12 веков, по сравнению его с предшествующим этапом 10 века, выступает не встречавшееся ранее обилие женских украшений. Этот факт, несомненно, связан с изменением роли женщины в обществе и семье верхов феодального общества, со сложением, видимо, уже теперь в основных чертах того положения женщины, которое она будет занимать и на протяжении всего дальнейшего развития этого общества. Среди женских украшений киевские клады показывают богатство типов различных серег, из которых в среднерусском районе распространен, кроме колта и звездчатой подвески, еще один общераспространенный тип серьги с тремя полыми глухими бусинами, насаженными на стержень.

Украшения старо-рязанский клада

Украшения спасско-болгарского клада

Возьмем разнообразные типы женских ожерелий. В среднерусских кладах сохраняется в основном только один тип, состоящий из продолговатых штампованных серебряных колодочек. По среднерусскому району мы знаем украшения тульского и териховского кладов (рисунки выше). Наконец то же явление прослеживается и в типе серебряных аграфов, служивших застежками парадных одежд. Льговский клад Черниговской губернии дает нам тонкие по выделке образцы небольших аграфов со сложнейшей разделкой бусин сканью и зернью. В среднерусских кладах, например во владимирских, эти аграфы выступают, за единичными исключениями, в более крупной форме, более грубыми и трафаретными по выделке, чем южные образцы.

Рис. 1. Ожерелье, нашивные бляшки и круглое зеркало.

Таким образом, художественно-ремесленные мастерские Киева и Киевской области 10-11 веков выступают перед нами как своего рода лаборатория по выработке самых различных предметов и украшений господствующего класса нового феодального общества. Идет эта выработка на основе переработки широко распространенных местных образцов, восходящих в прототипах к украшениям предшествующего периода, на основе древней техники изготовления украшении. Но наряду с переделками широко заимствуются новые образцы и новая техника из более развитых соседних феодальных обществ, в первую очередь из Византии, а в большей мере из юго-восточных феодальных государств. Технологии переплавляется в единый и общий по характеру облик всех украшений, которые расходятся по остальным районам раннефеодальной Руси. Мотивы стабилизуются определенной типизацией, обогащаются формально, и создают то несомненное общее единство инвентаря кладов этих районов, которые дошли до нас от периода 11-13 веков.

К местным украшениям верхов феодального общества центральных районов, идущим не из киевской "лаборатории", принадлежат, по-видимому, большие подвески, бывшие принадлежностью женского головного убора. Подвески состояли из полой конусообразной верхушки, украшенной зернью, с которой спускаются семь или девять цепочек, перемежающихся крупными полыми бляшками и заканчивающихся подобными же привесками внизу.

Рис. 2. Подвески женского головного убора

Такие подвески найдены были в старо-рязанском , тульском кладе, а также в Каневском уезде Киевской губернии, одна возле Смелы и две меньшие из села Мартыновка (рис. 2). Последние, однако, не кажутся собственно киевскими изделиями. Характером они несколько проще среднерусских образцов и сравнительно моложе (12-13 века). К таким же местным образцам украшений надо отнести и известное пока только в двух экземплярах нагрудное украшение из цепочек с круглыми полыми бляшками и привесками на концах . Привески и весь характер трактовки круглых полых бляшек, рядами расположенных на цепочках, очень близки к цепочкам вышеуказанных конусообразных подвесок. Есть ли между этими двумя видами украшений, встреченных пока порознь в разных районах, общая связь частей единого убора, сейчас сказать трудно, но представляется весьма вероятной.

Клады наиболее удаленного восточного района (два спасско-болгарских), дополняемые отдельными находками, дают разительно отличающийся от кладов остальных районов общий облик содержащихся в инвентаре украшений. Спасско-болгарский клад (1868) близок характером вещей к местным древностям варварского периода разложения доклассового общества, с другой - к рассмотренным выше памятникам раннего этапа феодализации. Клад же 1888 г., основной состав которого образуют бусины и девять блях оплечья , типичных для подобных украшений центральных районов 12-13 веков, принадлежит позднему времени. Данные медальоны оплечья наглядно свидетельствуют, что и в восточном районе распространяются общие для всего господствующего класса раннефеодального общества украшения, но здесь они объединяются уже с иными типами украшений, какими являются серьги с цепочками и бусинками и плоские браслеты с награвированными на них звериными мордами. Подобные браслеты известны и по другим отдельным находкам близ села Болгары (рис. 3).

Рис. 3. Браслет

, найденные близ Билярска Казанской губернии

В кладе 1868 г. наиболее замечательными по высоте и тонкости работы мастера являются золотые цепочки с подвесками, а главное, золотая серьга с фигуркой уточки, выложенная мелкой зернью и сканью. Цепочки и серьга видимо работы одного и того же мастера и являются частями одного женского убора. Подобные золотые серьги с уточками были находимы неоднократно и в других местах. Аналогичная пара находится в собрании Московского Исторического музея из находок в той же местности. Рисунок 5 таблицы 34

Литература:

  • Опись Московской Оружейной палаты, ч. 2, стр. 157.
  • Отчет Археологической комиссии за 1903 г. стр. 184-192.

Восточные славяне представляли собой одну из ветвей славянской общности. Они обособились от нее в начале новой эры и подарили современному миру три крупных народа: русских, украинцев и белорусов. О восточнославянской культуре нам известно больше, чем о таковой у южных и западных славян. Да и материальная культура восточных славян более актуальная для нас, как для их непосредственных потомков.

Культура любого народа складывается в течение длительного периода времени. Она несет в себе черты характера и нрава людей. Поэтому изучение особенностей материальной культуры восточных славян является своеобразным мостиком к более глубоким и фундаментальным аспектам их жизни.

Большое значение в формировании культуры восточных славян, как и других народов, сыграли природно-географические условия. Местом расселения их была Восточно-Европейская равнина, богатая лесами и реками. Вообще люди всегда стремились жить близ водоемов, что было вполне разумно и целесообразно. Вода всегда нужна в хозяйстве, для питья. Тем более, что в реках часто водится рыба. А леса были источником многих благ: дерева, пушнины, мяса диких животных, ягод, трав.

Восточные славяне: особенности материальной культуры

Восточные славяне, что является вполне очевидным, стали осваивать земли современной России, Украины, Белоруссии. И с началом освоения Восточно-Европейской равнины зарождается материальная культура восточнославянских племен. Под материальной культурой мы понимаем созданные человеком предметы, орудия, объекты искусства и жизнедеятельности, которые позволяют приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Основные занятия восточных славян

Во-первых, речь идет о земледелии. Оно на первых порах было основным занятием, которое давало пропитание и позволяло выживать. Но, с другой стороны, оно требовало и орудий труда, приспособлений для обработки земель. Так и появился примитивный инвентарь, который изготавливали из дерева, а позже стали добавлять к нему металлические элементы. Необходимо отдать должное нашим предкам, которые были очень наблюдательны и внимательны к климату и погодным условиям на своей территории. Как известно, в средней полосе России принято сажать и сеять весной, а собирать урожай летом. Это связано с холодной зимой, которая не позволит выращивать урожай. И восточные славяне очень быстро уловили эту закономерность.

Во-вторых, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Эти занятия также были средством пропитания. Но и для них требовались определенные орудия. Одомашнивание животных стало очень важным и значимым этапом развития древних цивилизаций. Они стали использоваться не только как источник мяса, но и как рабочая сила, а затем еще и транспорт. Охота на диких животных тоже обеспечивала людей не только в плане пищи. Например, шкуры и меха стали для человека прекрасной теплой одеждой. Чуть позже рыбный и пушной промыслы способствовали развитию торговых отношений и экономики в целом.

Жилище восточных славян

Следующий важный элемент материальной культуры восточных славян – это жилище. Конечно, всем на ум сразу приходит русская изба с печкой. Однако не стоит торопить события. Избы появились лишь к восьмому веку. До этого же люди жили в землянках, потом в полуземлянках. Ведь построить деревянный дом – это совсем не легкое занятие. Но с течением времени у славян появилась возможность использовать лес и его дары в своих целях. Переходным этапом от подземного жилища к избам стала полуземлянка, которая наполовину находилась в земле. Из деревьев в основном использовали хвойные породы. Техники строительства дома были срубные и столбовые. Все жилище восточных славян делилось на две части: собственно изба (отапливаемая часть) и клеть (хозяйственная часть, летнее жилье). Обе эти части соединялись друг с другом посредством сеней, которые выполняли роль фильтра и защиты избы от неблагоприятных погодных условий. Конечно, в зависимости от региона проживания жилища восточных славян отличались и имели некоторые особенности.

Что касается внутренней планировки избы, то тут все было более или менее стандартно за исключением отдельных элементов. Одну четверть избы занимала печь – главный атрибут в жилище восточных славян. Делали ее сначала из глины, а позже – из кирпича. Печь была источником тепла, а также местом для приготовления пищи. Каждый угол дома имел свое предназначение. Например, передний угол являлся местом, где располагался обеденный стол, а по праздникам его украшали вышитыми полотенцами и картинами. В качестве сиденья использовались скамейки (лавки), расположенные по периметру стен. Были и деревянные полки, которые вешали выше уровня окон. Вообще длительное время у славян преобладала встроенная мебель, составляющая единое целое со всей избой. Существовали четыре основные типа внутренней отделки избы в зависимости от места проживания. Из придомовых построек у восточных славян был хлев, кладовые, помещения для хранения и обработки зерна.

Одежда и обувь восточных славян

Всегда очень интересным является вопрос об одежде наших предков. Необходимо сказать, что она никогда не была обтягивающей и не подчеркивала силуэт. Одежда отличалась свободным типом покроя. Мужчины носили штаны, которые сначала крепились на веревку, а затем на ремень, и рубаху. Кстати, штаны были исключительно мужским атрибутом в костюме. Шили рубахи из хлопка и льна, они были длинными – до уровня колен. В каждом регионе были свои особенности рубах, которые касались воротника, дополнительных вставок, вышивки, способа ношения. Из верхней одежды в десятом веке были известны: свита – куртка с рукавами, кабать – подобие длинного пальто или плаща. На зиму одежду утепляли мехом.

Женская одежда включала в себя длинную рубаху (сорочку), а также фартук. Последний закрывал нижнюю часть тела. И, конечно, рубахи у женщин всегда были обильно украшены вышивкой, лентами, тесьмой. Были у славянок и юбки – поневы, а также платья. Из верхней одежды у женщин были шубы и накидки.

Обувь древние славяне делали из различных материалов: шкур животных, кожи, меха, древесной коры. Самым древним видом обуви были морщуны, которые представляли собой кусок кожи, намотанный на ногу и фиксируемый веревкой. Также плели лапти из лыка. Позже стала появляться более совершенная обувь типа сапог.

Ремесла восточных славян

Говоря о материальной культуре восточных славян, нельзя не сказать о ремеслах. Почетное место занимала металлообработка и кузнечное дело. Наши предки знали о существовании золота, меди, серебра, олова и, конечно, железа. Их использовали с различными целями: изготовление орудий труда, оружия, украшений. занимались восточные славяне и созданием керамической посуды (в основном это были разного рода горшки). Расцвет этого ремесла пришелся на десятый век. Известно также, что славяне занимались выделкой кожи.

Женщины занимались ткачеством, а также прядением. Нити делали из шерсти животных или из растительных материалов (лен, конопля). Для этих занятий необходимы были приспособления: веретено, ткацкий станок.

Посуда восточных славян была сделана из глины. Основными ее видами были всевозможные горшки: для приготовления каши, щей, для теста, для воды и другие. Менее популярной была посуда из дерева: это ложки, ковши, разделочные доски, черпаки. Еще реже встречалась металлическая посуда, изготовленная из чугуна или меди.

Пища восточных славян

Нельзя не остановиться и на вопросах питания восточных славян. Конечно, царем стола всегда был хлеб: ржаной или пшеничный, в зависимости от выращиваемых культур. Также популярны были различные лепешки, блины, ватрушки, коржи. Их ели со сметаной, творогом, кашей и другими добавками. Из первых блюд пальма первенства всегда принадлежала супам: щи, борщ. Из других блюд были распространены каши, у украинцев, например, популярностью пользовались галушки. Пили восточные славяне квас, кисель, молоко.

Богатый стол накрывали по праздникам. И каждый из них был сопряжен со своими традиционными блюдами. Например, на Масленицу было принято печь блины, на свадьбу делали каравай. Часто пищу приносили в жертву богам или умершим предкам.

Искусство восточных славян

Искусство у восточнославянских народов достигло своего расцвета с приходом христианства. Это особенно касается архитектуры: храмы, памятники, городские постройки. До этого, как известно, славяне сооружали языческие храмы из дерева. Теперь же на смену ему пришел камень. Если говорить о живописи, то это, несомненно, иконопись и настенная живопись в храмах. Были распространены также и мозаики, фрески. Но все эти элементы были заимствованы у Византии и других государств. Гораздо раньше у восточных славян появилась музыка. Простейшие музыкальные инструменты делали из дерева. Литература появилась лишь с приходом письменности (девятый-десятый века). Сначала появлялись летописи, и другие письмена, относящиеся к историческим письменным источникам.

В заключение

Восточные славяне и созданная ими материальная культура оставили очень многое нам, потомкам. Эта культура стала почвой, фундаментом для дальнейшего расцвета народов, вышедших из восточных славян. Ведь принципиальных изменений не произошло: до сих пор в России есть дома, по планировке похожие на избы. Посуда, одежда в целом остались такими же, просто приобрели большее разнообразие за счет новых материалов. Мы также едим супы и каши, которые для нас всегда самые вкусные и полезные. И мы должны помнить о культуре своих предков, мы многим обязаны ей. Ведь народ, который не помнит о своих корнях, не имеет будущего.

Основы материального благополучия Рода.

Искусство древних славян.

Значительное место в раннем искусстве древних славян занимает керамика так называемой Черняховской культуры. Вопрос о том, славянская она или нет, до сих пор не решен, но орнаменты, встречающиеся здесь на сосудах, невольно ассоциируются с хорошо нам известной геометрической орнаментикой в народном украинском искусстве.

Изделия ювелирного ремесла встречаются уже в раннеславянских поселениях Среднего Поднепровья и других мест в Зарубинецкую эпоху (II-1 вв. до н.э.). Это бронзовые фибулы-застежки и пряжки так называемого латенского и среднелатенского типа, орнаментированные прямыми или косыми насечками. В Черняховскую эпоху (II-IV вв. н. э.) ювелирное дело получило дальнейшее развитие. Помимо зарубинецких фибул с треугольным щитком, делаются "арбалетные" фибулы с изогнутой ножкой и фибулы с полукруглым вытянутым полудиском и украшениями в виде небольших круглых головок. Высокого уровня производство ювелирных изделий достигает, по-видимому, к середине 1 тысячелетия н. э. С этого времени они начинают красиво орнаментироваться. Встречаются теперь бронзовые пряжки с "глазковым" узором и браслеты с концами, похожими на змеиные головки. Они массивны и очень просты по форме. Нередки в это время лунообразные серьги из трех колечек, нанизанных на серебряный или бронзовый ободок, предвосхищающие тип известных киевских "трехбусинных" колец. Попадаются подвески, представляющие собой две спирали, подвески-колечки, к которым прикреплен простой треугольник.

Черняховские мастера знали искусство ковки, выполняли свои вещи по заранее приготовленной восковой модели, употребляли грубоватую зернь, составляя несложные геометрические узоры. Была им известна и выемчатая эмаль, типичная для многих европейских народов раннего средневековья. Нарядные, с красивым прорезным сквозным орнаментом, расцвеченные эмалью, эти изделия представляют высшее достижение ювелирного искусства в IV-V веках. Во всех этих разновидностях народного творчества любимыми были красный, зеленый, желтый, белый и черный цвета.

Помимо металлических, дошли до нас от Черняховской эпохи изделия из кости, главным образом гребни. Их украшали мелким "глазковым" узором и рисунками спирали. Находят и остатки стеклянных изделий этого времени, но они, наверное, были привозными. Но самым значительным явлением была керамика. Сосуды простой и сложной формы выполнялись из обычной обожженной глины, но часто продымливались во время обжига в горнах, приобретая нарядный черный цвет. Их украшали геометрическими линейными узорами (треугольниками, зигзагами, ромбами), иногда поверхность в отдельных местах просто заштриховывалась. Эти орнаменты напоминают будущие украинские узоры. В своих формах Черняховская керамика испытала воздействие греко-римского искусства, но в орнаментике строго придерживалась местных рисунков. Наряду с этой посудой, нередко подражавшей металлическим привозным кувшинам, встречается много безыскусственной скромной посуды. Первая изготовлялась на гончарном кругу, вторая- лепным способом, как в Зарубинецкую эпоху, что говорит о наличии в это время в Приднепровье центров с различным уровнем керамического производства.

Среди множества факторов, определявших своеобразные черты формирующейся раннеславянской культурной общности, следует выделить два основных. Первый из них - преобладание анимистических верований в многочисленных безличных добрых и злых духов, повсеместно окружающих человека, способных являться в разных образах («оборотни»), и культов «низшего порядка», связанных с богами-покровителями рода и племени, способствующими его благополучию, оберегающими его землю и скот, дающими им плодородие. Второй фактор - широта и интенсивность культурных контактов, объясняющих

то разнообразие мотивов и форм, что наблюдаются в наиболее совершенных

памятниках ремесла собственно славянских мастеров, которые датируются VI-X веками. С ним же связано такое явление, как синкре- тизм, то есть сочетание в культовых обрядах и декоре ритуальных предметов элементов, характерных для разных религий. Синкретизм можно было бы назвать одним из наиболее приметных свойств славянской культуры на всем протяжении дохристианского периода ее истории.

Основной массив находок составляют изделия из черного и цветных металлов, керамические сосуды. Тем не менее все предметы, находимые археологами в славянских городищах, селищах, местах погребений, обладают ярко выраженными чертами, говорящими об их функции и «социальном статусе» - принадлежности определенным слоям общества: родоплеменной знати, старейшинам и главам племени, выполнявшим одновременно жреческие функции, воинам, земледельцам. К таковым приметам относятся формы, материал, технология изготовления, орнаментация. посуда. Мера ремесленного совершенства основной массы вещей, создаваемых местными мастерами, определялась их бытовыми функциями. Элементы художественности, точность передачи абстрактной объемной формы, мера преодоления грубости, инертности природного материала, тщательность обработки поверхности, характер и обилие орнаментации заметно усиливаются в предметах, имевших, как можно предположить, ритуальное назначение. Так, тонкие узоры, покрывавшие стенки глиняных сосудов, возможно, представляют собой символы плодородия, солнца, воды и огня.

Судя по характеру украшений, находимых археологами на обширных территориях, Искусство восточных славян 15 заселенных славянскими племенами, в искусстве VIII-X веков дает о себе знать процесс выделения из массы изделий художественного ремесла произведений самого высокого качества, связанных с бытом родоплемен- ной знати.

Внук Ольги, князь Владимир, твердив около 980 года официальный общегосударственный культ Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Лишь двое из них - Перун и Мокошь - могут быть причислены к славянскому (точнее, балто- славянскому и финно-угорскому) пантеону, тогда как другие несли на себе явные приметы культов сармато-иранского происхождения. На холме в Киеве ставятся их изваяния. Из-за скупости письменных сведений и полного отсутствия археологических данных трудно составить представление о

характере этих монументальных изваяний. Летописец специально отметил, что Перун

имел серебряную голову, «а ус злат». Не исключено, что отчасти образы каких-то из перечисленных божеств государственного пантеона Владимира запечатлены в уже упоминавшемся Збручском идоле, условно датируемом X веком. Столпообразный, четыехликий, первоначально раскрашенный, он стоял на границе земель славянских племен бужан, волынян, тиверцев и белых хорватов. В нем антропоморфные черты проявились с большей определенностью. Лики божеств выполнены в низком каменном рельефе, их изображения, ориентированные на все части света, располагаются по вертикали в строгой иерархической последовательности. Внизу - подземные божества, держащие мир, в небольшом среднем регистре - люди, вверху - небесные боги. Им приданы различные атрибуты: шапка, напоминающая княжескую, конь, меч, рог. По предположению академика Рыбакова, каждая грань збручского изваяния представляет одного из богов славянского

пантеона: Перуна, Мокошь, Ладу, Велеса1. Особенно интересно то, что несмотря на варварский характер этого примитивного изваяния, автор которого не был озабочен никакими собственно художественными проблемами, взятый им за основу принцип композиционного построения, к-рый своими корнями уходит к традициям культовых столпов-менгиров эпохи бронзы и кельтских каменных стел. Прослеживается связь и с античными гермами - столбами с изображениями Гермеса, ставившимися на перекрестке дорог. Во всяком случае иконография коленопреклоненных подземных богов восходит также к эллинистическим и римским образцам, где они изображались держащими на своих плечах фигуры гениев, Победы, богов-покровителей городов, олицетворения мировых стихий. Сама идея связи столь примитивных варварских изваяний с произведениями позднеантичного искусства не является надуманной. Славянские племена, особенно те, что обитали в Подунавье, входили в поле воздействия классической эллинистической культуры, центры которой никогда не утрачивали для них своей привлекательности.

Но не изваяния богов, а изделия из драгоценных металлов типа обкладок рогов из Черной Могилы наиболее полно характеризуют основные тенденции в искусстве «предхристианской» поры. Открытость, чуткость к разноэтническим культурам, свойственная творчеству среднеднепров- ских мастеров X века, их способность создать органический синтез изобразительных и орнаментальных тем, заимствованных из античных, собственно славянских, норманнских и тюрско-иранских источников, является лучшим показателем готовности молодого славянского государства с центром в Киеве к естественному и быстрому принятию и освоению христианства. Надо, однако, иметь в виду, что речь идет прежде всего о культуре высшего слоя восточно-славянских племен, для которой всегда была характерна ситуация воеобразного «двуязычия». Один из этих языков - его можно назвать «домашним» - предназначался для внутреннего повседневного обихода, другой - «официальный», общий для всех стран Центральной и Восточной Европы того времени, в разных вариациях используемый в государственных церемониалах. В свою очередь, на официальный язык все большее влияние оказывают образы христианского искусства и питающей его эллинизированной культуры Средиземноморского мира. Этот процесс сопровождается заметным усилением роли изобразительного начала, а активная символическая функция орнаментальных мотивов явно ослабевает, при том что их репертуар даже обогащается. Активное вовлечение Руси в орбиту притяжения византийской художественной и духовной культуры началось задолго до 988 года - времени ее официального крещения. В искусстве, культивируемом при киевском княжеском дворе, наряду с традиционными орнаментально-эмблематическими композициями под влиянием византийских образцов получают все большее распространение «реалистические» изображения, в центре которых находятся человеческие фигуры. Они представляют сцены охоты, борьбы мифологических героев, цирковые игры. К произведениям такого рода относится костяной гребень X века (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) из Белой Вежи (Саркела) на Дону, хазарского города, захваченного князем Святославом в 965 году.

В славянском декоративно-прикладном искусстве воплощается необъятная, вечно живая душа народа, его богатый жизненный опыт и эстетический вкус.

Выполненные по законам прекрасного, изделия народных мастеров никого не оставляют равнодушными, а соприкосновение с ними вызывает чувство гордости за свой народ, давший миру чудесных мастеров, творящих настоящие произведения искусства из самых разных материалов – дерева, глины, лозы, соломы, льна и др.

Роспись по дереву

Народная декоративная живопись в дореволюционный период развивалась в виде росписей круглой деревянной скульптуры, мебели, деревянных предметов домашнего обихода, настенных росписей жилищ и надворных хозяйственных построек.

Широкое распространение в крестьянском быту получили росписи масляными красками жилищ (особенно дверей и ставен) и мебели. Росписи эти обычно носили орнаментально-декоративный характер.

Изделия из соломки

Это традиционное белорусское искусство, корни которого идут от древнего языческого культа хлеба.

Изделия из соломки были предназначены для сохранения хлебопродуктов.

В быту славян наибольшее распространение получили корзиночки, корзины, лукошки разного вида из соломы, лозы, бересты.

Кроме плетения, солома нашла применение в технике аппликации, которая использовалась для украшения деревянных сундуков, шкатулок, рамок, настенных ковров.

Писанки

Это одна из наиболее ярких страниц декоративного искусства. История их происхождения уходит в далёкое прошлое народа и связана с языческим ритуалом восхваления извечного закона весеннего возрождения жизни на земле.

Разные по технике исполнения и сюжетам, декоративные росписи писанок ярко отображают высокий уровень искусства народа, его способность к обобщённому восприятию природы своего края, к талантливым формам её стилизации и созданию чудесных геометрических, растительных и животных орнаментов.

Рушники

Одним из самых распространённых видов народного творчества является ткачество. С ним связано много давних народных обрядов и традиций. Мастерство и художественный вкус ткачих в полной мере проявились в украшении рушников, потому что рушник (полотенце) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд.

Рушник был неотъемлемой частью традиционных обрядов у славян. В него заворачивали новорожденного, на нём подносили хлеб-соль, им украшали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нём раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир родственников.

На Руси будущей невесте нужно было вышить к свадьбе около сорока рушников. Ведь помимо тех, что используются непосредственно в обрядах, понадобится еще одарить будущую родню и украсить новый дом.

Рушник вручали жениху в знак согласия при сватовстве. Рушниками одаривали родителей и родственников жениха. Рушниками украшали свадебный поезд. Но самые главные рушники для самого свадебного обряда:

- рушник под ноги молодым – самый главный на свадьбе. На Кубани, в частности, до сих пор выражение "встать на рушник" равнозначно "обвенчаться". Становясь на рушник, молодые получают благословение свыше. Именно этот рушник влияет на то, как сложится дальнейшая жизнь молодоженов. На нем нельзя вышивать пару птиц, символизирующую жениха и невесту, пожелание "на счастье", цветы или кольца. Когда молодые стоят на таком рушнике, "затопчут" все, что могло быть хорошего в их жизни. Самый оптимальный вариант вышивки – геометрический орнамент. Этот рушник должен быть обязательно вышит самой невестой. При вышивании нужно сделать 10 различий на концах рушника (на мужской и женской стороне). Сторону, которую вышивают первой, следует считать мужской. Если девушка начала вышивать рушник, нельзя чтобы ей помогали мать или сестра.

- рушник под каравай, хлеб-соль – самый не ограниченный в выборе узора. Именно на этом рушнике вышивают пару птиц, пожелания, деревья рода и море цветов, чтобы жизнь молодых была усыпана счастьем, радостью и цветами.

- рушник связывать руки . Раньше использовали чисто белый (можно вышитый белым), чтобы жизнь была безоблачной, или вышитый только красными нитками – на радость.

- рушник в красный угол . Обычно его украшали вышивкой с переплетениями калины и дуба.

Рушник – это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь. На свадебных рушниках вышивают пары таких птиц, как сокол, индюк, павлин, петух и курица. Не вышивают кукушек – вдовий символ, соловьев – символ неженатых парней. Все размеры рушника (ширина, длина) должны делиться на семь. Вышивкой должна быть заполнена каждая половина рушника. Центр рушника обязательно должен оставаться пустым, без вышивки: это Божье место. После свадьбы рушники хранятся в семье молодых, как символ счастливой семейной жизни в скрученном в трубочку виде. Свадебные рушники, особенно под ноги, используют только один раз. В случае очень счастливой семейной жизни в наследство передают только узор, а рушник вышивается новый.

Традиционные народные игрушки

Русская Матрёшка

Сейчас матрёшка – не просто народная игрушка, это хранительница русской культуры. Круглолицая и полненькая весёлая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Московский уезд является родиной знаменитой русской матрёшки. В конце ХIХ в. Александра Мамонтова привезла на московскую фабрику "Детское воспитание" фигурку японского старичка-мудреца Фукурумы.

Игрушка была интересна тем, что в ней было несколько фигурок, которые вкладывались одна в другую, по размерам всё меньше и меньше, пока самая последняя не оказывалась совсем маленькой. Вот и решили местные мастера повторить эту забаву для своих детей.

Василий Звёздочкин выточил игрушку, которая состояла из восьми фигурок, а художник Сергей Малютин расписал фигурки. Но первая игрушка состояла не из одних русских красавиц. В ней чередовались образы русской красавицы, наряженной в сарафан, передник и платок, с образами статных молодцев, а самая маленькая была крошка – младенец.

Назвали куклу "Матрёшкой", так как тогда очень популярным было женское имя – Матрёна (Матрона). В 1900 г. производство переехало в уездный городок Сергиев Посад. Сергиевский уезд, названный так ещё при Екатерине II, находился в дремучих лесах, и во всех сёлах издавна процветал промысел деревянных игрушек.

Матрёшек вырезали из осины, берёзы, липы, ольхи, раскрашивали яркими красками их наряды: дешёвых кукол – клеевыми красками, а дорогих – эмалями, акварелями. Народ любил этих ярких красавиц и покупал не только для детей, но и для своих коллекций.

Украинская кукла-мотанка

Кукла-мотанка с незапамятных времён была оберегом в украинской семье. Её главное назначение – беречь душу своего владельца от зла и нечистых помыслов. В давние времена такие куклы использовали як обрядовые, ритуальные, а потом и коллекционные.

Куклы-мотанки изготавливают из натуральных тканей, природных материалов, фрагментов кружева и вышивок. Иголка при этом не используется – кукла не шьётся, а изготавливается с помощью ткани, ниток, ленточек путём наматывания.

В основе украинской куклы-мотанки лежит крестообразная фигура (крест – христианский символ), единственная объёмная деталь которой – голова. Сматывается спираль – символ вечности и бесконечности. А крест является оберегом – символом жизни, новых начинаний, а также символом самого человека, гармонии физического (горизонталь) и духовного (вертикаль) мира.

Кукла-мотанка должна быть безликой, а та, которая служит оберегом – с крестом вместо лица. Лицо кукле делать нельзя, потому что она может получиться на кого-то похожей и принести этому человеку вред.

Одевают куклу в зависимости от того, какую роль она должна исполнять. Если кукла должна приносить благополучие и здоровье, её одевают в красно-зелёные цвета, для счастья в любви и супружеской жизни – в красные и розовые цвета, для успеха в творчестве – в голубые.
Большое значение имеет вышивка, несущая в себе древнюю символику и позитивную энергию многих поколений.

Обычно куклу одевали в светлую сорочку, нижнюю юбку и запаску. Юбка символизирует землю, сорочка служит обозначением трёх времён – прошлого, настоящего и будущего. Обязательно на кукле должен быть головной убор, который символизирует связь с небом.

Белорусская кукла Погремень (Громница)

Кукла Погремень имеет белорусские корни. Э то образ девочки или женщины . Выполнена из текстильных материалов, в качестве головы использованы небольшие баночки или футлярчики с горохом, обтянутые тканью. Иногда используют крупные маковые головки, пустые грецкие орехи, другие шарообразные предметы.

История этих игрушек, как и многих других, очень древняя и неразрывно связана с культурным развитием человечества. Погремушки были предметами культов, ритуальными и музыкальными инструментами. Они прошли через столетия, постепенно сменяя названия, форму, материалы, из которых изготовлены, и назначение. Сегодня эти куклы стали обычными детскими игрушками или музыкальными инструментами.

Традиционно эту куклу делали на праздник Громницы (Сретение): 2 февраля – католики / 15 февраля – православные.

Национальная одежда



Похожие статьи
 
Категории