Эмоциональное состояние героя. Влияние эмоций на жизнь человека

08.04.2019

«Чтобы написать хорошую книгу, нужно только взять перо, обмакнуть его в чернила и выложить свою душу на бумагу»
К. Берне

Очень часто начинающие Авторы уделяют таким моментам в произведениях, как описанию персонажа, его чувств, природы его эмоций, окружению, недостаточное внимание. Возможно, это связано с тем, что самому автору хочется скорее перейти к делу, непосредственному действию, к главному в истории – сюжету. Но именно качество описаний, качество эмоций героя дают одному сюжету жизнь, а другому не дают ничего, и тогда читатели отмечают отличную идею рассказа, но пишут, что тема не раскрыта, герой непонятен. То есть читатель на эмоциональном уровне не прочувствовал ваше произведение, он его не увидел перед глазами, не ощутил то, что чувствует герой. В этой статье мне хотелось бы поднять именно эту сложную тему эмоций, чувств персонажа по отношению как к миру и его окружению, так и к самому себе. Давайте представим, что вы уже создали своего персонажа, продумали его и его род деятельности, подметили личностные особенности, выявили привычки и маленькие причуды. Этот персонаж зажил в вашей голове, вы увидели его, а теперь необходимо показать его читателю.

Часто авторы начинают именно с этого момента: буквально только начав рассказывать свою историю, они тут же стремятся показать своего персонажа с помощью описания его внешности, и иногда мы встречаем вот такие вот описания.

Пример:

Я направился в школу, на дворе стояла золотая осень, и еще светило солнышко. В такой прекрасный день совершенно не хочется сидеть за партой в душном классе, но, к сожалению, лето кончилось, и меня ждут тяжелые школьные будни. Ах, да, я забыл представиться, меня зовут Семеном, мне шестнадцать лет, мой рост 1,70, у меня светло-зеленые глаза, и светлые, до плеч волосы. Телосложение, конечно, подкачало, я очень худой, и сколько ни пытался накачать мышцы, все тщетно. Школу я не люблю с тех пор, как там появился Вадим, а было это в седьмом классе, меня почти все возненавидели, неизвестно за что. Вадим рослый парень, под 1,90, он брюнет, с длинной спадающей на глаза челкой, его синие глаза всегда смеются надо мной, как только наши взгляды пересекаются. Сколько я ни пытался понять, отчего вдруг взялся его негатив ко мне, который впоследствии перенял и весь класс, я понять так и не смог.

В подобных случаях описания автор совершенно не оставляет читателям простора для воображения, читатели, на самом деле, не видят этого героя. Главная ошибка: все слишком просто, слишком явные критерии мерки героя, только веса точного не хватает, хотя отдельные индивиды описывают и это. То, что здесь написано, должно оставаться в вашем блокноте или заготовке о герое, но не должно идти в описания. Пусть читатель видит героя постепенно, ничего страшного, если только на десятой странице появится его четкий образ, который, что немаловажно, читатель сформирует сам из тех крупиц, которые вы дали ему.

Непосредственно касательно описания: уделяйте внимание мелочам, именно они показывают вашего героя, если вы пишите от третьего лица, то возможности в этом отношении не ограничены. Подметьте походку персонажа, например, с завалочкой в одну сторону. Уделите внимание грязным ногтям, если вы описываете негативного и неприятного героя. Отметьте наклон головы воображаемого человека, когда он особо внимательно слушает. Вспомните, как, может быть, друг иногда заламывает пальцы до хруста, в каких моментах он это делает? Возможно от скуки, или когда нервничает. Все эти особенности показывают вашего героя именно с той стороны, которая близка вашим читателям. Читателям всегда будет близко то, что рядом с ними: то, что встречается в собственном характере или характере близких ему людей, и, даже если герой инопланетянин, у него тоже могут быть те чувства и повадки, по которым можно узнать только его. Теперь об эмоциональной составляющей персонажей.

Ваш герой живой, а значит испытывает калейдоскоп эмоций ежеминутно: у него меняется настроение в зависимости от ситуации, и поведение его каждый раз может быть разным, как и реакция на различные внешние и внутренние раздражители.
Итак, основных эмоций у человека шесть: страх, гнев, радость, печаль, удивление, отвращение. С тем, как выглядят эти эмоции, не трудно ознакомиться в любой книге по психологии, также об этих основных видах эмоций полно информации и картинок в интернете, потому я не буду заниматься описанием механизма лицевых мышц при испытании разных эмоций. Однако эта информация полезна для автора, потому рекомендую с ней ознакомиться. Нас волнует не внешнее проявление, а внутреннее, что чувствует человек в момент страха? У него замирает сердце, пропуская удары, прошибает холодный пот, встают волосы дыбом.

Пример:

В комнате одиноко горела лампа, желтым светом освещая клочок пространства вокруг себя. Ален, сглотнув и промочив сухой рот, сделал шаг вперед. Хруст раздался под его ногой, и сердце на секунду пропустило удар. Он тут же посмотрел вниз и увидел лишь раздавленную пластмассовую розу, что некогда бабушка Тина держала на кухне в хрустальной вазе. Невольно передернув плечами, молодой человек двинулся дальше.

Нигде открыто не написано, что герою страшно, нет, читателю это будет понятно из незначительно подмеченных деталей.

Глаза Алена расширились от увиденного, он не успел подумать, не успел осмыслить. Невидимые шоры* опустились ему на глаза, сужая мир до чудовища, стоявшего напротив. Оно смотрело так же, как человек: широко и открыто. Чудовище стояло, тяжело дыша, брызгая слюной. Его кривые длинные пальцы сжались в кулак, медленно, еле сдерживая напряжение, разрывавшее каждую мышцу, оно двинулось на Алена.

В данном случае, помимо страха есть удивление и желание чудовища разорвать Алена. И снова напрямую эти моменты не показаны. Страх – расширенные глаза – внешне, чуть приоткрытый рот. Внутренне холодный пот, словно на секунду замершее сердце. Когда страх не является неожиданностью, а присутствует уже какое-то время, то сердце у человека бьётся гораздо быстрее, вырабатывается адреналин, но лицо при этом не становится красным. Кровь от головы отливает в ноги - это древняя реакция, заложенная природой. Человек должен успеть убежать. Эти знания важны при описаниях героя, если автор, учитывая физиологические особенности эмоции, описывает её, то это всегда заставит читателя сильнее прочувствовать произведение и в полной мере проникнуться.

Гнев – внешне: расширяются крылышки ноздрей, губы поджимаются в тонкую нить, чуть приподнимается подбородок. Внутренне сердце также отбивает удары быстрее обычного, вырабатывается тот же адреналин. От гнева человека может начать трясти, иногда в такие моменты эмоции застилают разум.
Гнев и страх физиологически очень близки.

Грусть, радость – эмоции другого характера, и та, и другая эмоция являются следствием сильнейшего переживания. Грусть - расстройство, разочарование. В описании следует уделить ей внимание. В этот момент, что-то надрывается внутри, человек может хвататься за волосы, может впасть в глубокую депрессию из-за этого, – в том случае если эмоция затянута. Но, как правило, в жизни за один день мы испытываем почти все перечисленные эмоции, но проявляются они не так остро, как в описании здесь. Однако в литературе стоит уделять особое внимание и смене этих эмоций. Еще раз напоминаю: эмоции у всех одинаковые, даже если вы описываете толстокожего человека, у которого, казалось бы, эмоциональный спектр, как у автобусной остановки. Помните о том, что человек не способен совершенно не испытывать эти эмоции – он может научиться их показывать гораздо сдержаннее других, он может очень быстро уметь переключаться с одной эмоции на другую и таким образом упрощать жизнь себе. Его эмоции могут - в силу темперамента/опыта и т.п. - быть менее острыми, но помните: эмоции в любом случае будут.

Гендерный фактор:

По сути, я бы его не учитывала в данном случае совершенно, по одной простой причине: проявление эмоций зависит от темперамента, но не от пола. От пола зависит проявление чувств. А о них чуть ниже.

Возраст.

Не секрет, что ребенок, не умея сдерживать свои эмоции, всегда очень открыт и откровенен с людьми. Подросток, как правило, испытывает множество стрессов связанных с формированием внутреннего я, окружения, и поиска жизненного пути. Отсюда следует, что ему тяжело справиться со своими эмоциями, плюс подрастающий организм и нестабильная, в связи с физиологическими новообразованиями, нервная система. Итог: смена эмоций происходит очень часто, контролировать проявления эмоций невероятно тяжело для всех типов темперамента. Взрослый человек проявляет эмоции в соответствии с принадлежащим ему типом темперамента. Старый человек сдержан в проявлении эмоций в силу своего опыта.

Темперамент:

Думаю ни для кого ни секрет, что это такое, и вряд ли будет открытием, что темперамент появляется в момент рождения и независим от воспитания совершенно, как и задатки (таланты) человека. Из этого можно сделать вывод о том, что у персонажа, даже если оба родителя спокойны и уравновешены, может быть взрывной темперамент, и наоборот.
Тут, пожалуй, стоит отдельно отметить воспитание героя: если изначально ваш герой меланхоличен, то нужно учитывать и среду, в которой он вырос. Например, при авторитарном воспитании меланхолик способен отказываться от учебы, любого выбора и т.п. – это часто маменькины сынки.
Авторитарный стиль воспитания холерика, наоборот, полезен, и воспитывает в нем дисциплину и целеустремленность.
Для чего вам все это знать? Для того, чтобы не получилось это: тихая семья воспитала маньяка-извращенца.

Эти примеры применимы в конкретных ситуациях и действиях. А как же насчет чувств?

Чувства отличаются от эмоций: чувство длительно, эмоция же мгновенна. Чувства приходят постепенно, они глубоки и живут в каждом человеке: печаль, зависть, любовь, и др. Каждое из них имеет под собой основания. Род эмоций несколько отличен в этом отношении: эмоции у всех людей одинаковы и проходят так же, как у всех, чувства у всех проявляются по-разному и напрямую зависят от характера персонажа и от социума, в котором он находится. Например, если мы берем мир будущего, в котором любовь под запретом, то проявление этого чувства будет совершенно иное. А эмоция, испытанная персонажем - например, тот же страх, - иным быть не может, то есть человек всегда будет ощущать, как сердце ухает в пятки, в какой бы мир вы бы его ни засунули.

Чувство же имеет окрас характера, хотя и существует понятие о том, как проявляется любовь у здоровых индивидуумов, но именно характер человека определяет проявление этого чувства. У авторитарной личности проявление любви будет отличным от проявления этого же чувства у демократичной личности. При разном темпераменте мы имеем тоже разное проявление: у холерика это чувство в поведении всегда ярко выражено по отношению к своей половинке, у флегматика скрыто тщательно, как и от предмета воздыхания, так и от него самого. Думаю, эти простые истины вам и так были известны и ясны, но напомнить о них я решила по той причине, что именно в произведениях авторы забывают о проявлениях этих особенностей персонажа при описании их чувств.

Писатель - это всегда актер и режиссер в одном лице. Создав мир, прописав идею и сюжет, выдумав персонажей, живите ими, примите на себя их личину, и, поверьте, вы начнете чувствовать то, что чувствует ваш герой; сможете увидеть мир его глазами. Даже если персонаж полностью противоположен вам, «войдите» в него и впустите в себя, и именно тогда читатель это увидит, и, возможно даже к негативному герою сможет проникнуться чувствами, понять его природу эмоций, особенно если в этих эмоциях сможет узнать самого себя.

Итак, вы пишете рассказ, но замечаете, что ему чего-то не хватает. Например, вы написали печальную повесть, но читатели не обливаются слезами, не смеются над написанной вами комедией, или же попросту не могут понять, о чем же в повествовании идет речь. Если так, то эта статья для вас.

Шаги

Способы усилить эмоциональный фон рассказа

    Определите основное настроение вашего рассказа. Какие эмоции вы желаете передать читателям на том или ином этапе развития сюжета? Какие чувства должно вызывать ваше сочинение? Что чувствуют герои рассказа в связи с событиями сюжета?

    Припомните случай, когда вы переживали те же чувства, которые испытывает ваш герой. Хотя, вероятно, вы не бывали в точно такой же ситуации, как ваш герой, но вы точно испытывали разные эмоции -- счастье, грусть, злость, удивление, испуг, и т.д.. Вспомните ситуацию, в которой вы испытывали чувство, которое хотите описать. Что вы при этом делали и о чем думали?

    Определите психологический тип вашего героя. Ваши собственные эмоции послужат хорошим отправным пунктом, но в большинстве случаев ваш герой не будет похож на вас. Представьте себе психологический тип вашего персонажа и постарайтесь вообразить, как такой человек повел бы себя в той ситуации, которую вы описываете.

    • Если вам сложно представить реакцию вашего героя, опишите то, как бы вы поступили в подобном случае, о чем бы вы думали, что говорили бы и делали. Затем рассмотрите каждый ваш жести и поступок и спросите себя, поступит ли так ваш герой. Даже если ваши собственные предполагаемые реакции нетипичны для вашего персонажа, это упражнение поможет вам лучше представить возможный характер его поведения. Если вы все еще в затруднении, попробуйте представить ту же ситуацию с участием другого персонажа.
  1. Подробнее описывайте переживания героев. Если вы просто напишете "Александр был счастлив", это ничего не скажет читателям. Даже если они будут знать о причинах его счастья, это не поможет им проникнуться переживаниями персонажа. Представьте, по каким признакам вы могли бы понять, что он счастлив, если бы находились рядом с ним. Каким было бы выражение его лица? Как бы он себя вел? Что бы он говорил и как бы звучал его голос? Точные детали помогут читателям лучше представить себе образ вашего героя и заставят их сопереживать его счастью.

  2. Описывайте окружающую обстановку. Описание обстановки, в которой происходят события, объектов окружения и других персонажей поможет точнее передать эмоциональную окраску сцены. Помните о том, что ваши читатели видят происходящее глазами вашего главного героя, и его эмоциональное состояние будет влиять на его восприятие и мысли. Не обязательно связывать грусть героя с дождливой погодой, а радостные сцены изображать в прекрасной комфортной обстановке. Искренне счастливый персонаж может не замечать скучных серых стен вокруг себя, тогда как в печали герой может быть не рад и хорошей погоде.

    • В качестве упражнения, попробуйте описать то же эмоциональное состояние героя в другой обстановке и при других обстоятельствах, или разные настроения персонажа – радость, гнев, уныние -- в одной и той же сцене. Отмечайте, какие детали окружения помогают точнее и ярче передать его переживания.
    • Соблюдайте меру. Конечно, иногда ваши персонажи будут очень экспрессивны. Но в большинстве случаев люди выражают свои чувства более утонченным образом. Опять-таки, подробное описание тонких деталей сцены может передать больше смысла, чем прямые указания на настроение вашего героя.
    • Будьте осторожны, черпая вдохновение из других книг, фильмов, телешоу, или иных источников вне реальной жизни. Они могут подать неплохие идеи, но ваше произведение должно обладать собственной уникальной перспективой. Используйте другие работы по минимуму и старайтесь изменять заимствованную концепцию, чтобы не совершать плагиат.
    • Описывайте каждую отдельную сцену в контексте всего сюжета. Если ваш герой бурно реагирует на незначительные успехи или неудачи, например на хорошую оценку на экзамене или испачканную рубаху, как вы опишете более значимые события, такие как поступление в колледж или смерть близкого человека вашего персонажа?

    Предупреждения

    • Избегайте стереотипов. Вы не сможете убедительно передать переживания героя, описывая что-то такое, что читатели видели сотни раз.
    • Слишком частое повторение однообразных эмоциональных сцен может быстро наскучить читателю. Не стоит описывать, как вместе с печальными событиями начинается дождь или солнце пробивается из-за облаков, когда ваш герой испытывает радость. Предложите читателям реалистичный сюжет, а не надуманную историю, призванную пробуждать их сентиментальность.
    • Если вы будете писать шаблонно или переписывать, то, что вы однажды читали, ваше повествование будет пресным. Трудно вызвать эмоции у других людей, если вы не испытываете их сами. Вспомните счастливый или печальный случай из вашей собственной жизни. Чем глубже вы сопереживаете вашему герою, тем интереснее будет ваш рассказ для читателя.
    • Если вы пишете рассказ лишь для того, чтобы затронуть чувства читателей, но сами вы их не испытываете, лучше перепишите его заново. Пишите о том, что заставляет вас самих смеяться и плакать, и читателю передастся ваше настроение. Не пытайтесь угадать, что вызовет у публики те или иные переживания.
Приложение 3.

ЗАДАНИЕ 2.

Эмоциональное состояние героя (настроение).


  1. 1.Внимательно перечитайте следующие сцены комедии «Горе от ума»:
Д.1, явл.7 «Чуть свет- уж на ногах!»;

Д.2. явл.7,8,9 (реплики Чацкого);

Д.3. явл.1,2,22;

Д.4.явл. 3,10, 14


  1. 1. Какие события влияют на эмоциональное состояние героя: что его огорчает, радует, вызывает недоумение, досаду в каждом действии.

2. Как меняется интонация стихов-реплик персонажа? Какие изобразительные средства использует автор, чтобы передать настроение героя.
3. Сделайте вывод: изменилось ли настроение героя, как и почему?
III. Показать на графике, как изменяется эмоциональное состояние героя, его настроение,

начиная с первого действия и заканчивая последним действием.
ЗАДАНИЕ 2.

Группа 2.
^

Переживание любовного чувства


  1. Внимательно прочитайте и проанализируйте следующие сцены комедии:
Д.1,явл.7 «Когда все мягко так…»

Д.2,явл.8

Д.3. явл.1

Д.4 явл10, 13, 14.

  1. 1. Как развивается любовная интрига в пьесе? Какова роль Чацкого в ее развитии?

2. Каким предстает герой в своем чувстве к Софье? Как от действия к действию меняется интонация стихов- реплик Чацкого, посвященных этому чувству?


  1. Как происходит прозрение героя? Что его огорчает: знание того, что он отвергнут или того, из-за кого он отвергнут?

4. Проанализируйте чувство героя: как оно меняется от действия к действию.
III. Отобразите на графике как развивается любовная интрига Чацкого к Софье.
ЗАДАНИЕ 2.

Группа 3.
^

Мировоззрение героя.


  1. 1. Проанализируйте следующие сцены комедии:
Д.1явл 7 «Помилуйте, не вам, чему же удивляться»

Д.2 явл 2 «И точно начал свет глупеть..», явл 4«А судьи кто?...»

Д.3 явл 3,5,6,8, 22

Д.4 явл 4


  1. 1. Что в личности и взглядах героя предопределило его столкновение с Фамусовым и его гостями?

2. К кому обращены монологи Чацкого? К Фамусову, к его гостям, к читателям?
3. Как меняется интонация монологов героя, сила его обличений от действия к действию пьесы? Чем объясняется эта эволюция?
4. Разочаровывается ли Чацкий в своих убеждениях или вера его в них крепнет?


  1. Попытайтесь отобразить с помощью графика верность своим взглядам главного героя, его мировоззрение. Проследите, как оно изменяется от действия к действию.

Интуиция, телепатия ясновидение и др. способности, все это различные тонкие чувственные состояния, сильно развитые лишь у некоторых людей. Более грубые чувственно - эмоциональные состояния знакомы всем людям. Потому что в одних чувственно - эмоциональных состояниях практически все испытывали любовь и счастье. В других постоянно пребывает большинство, выполняющее свои обязанности на работе и дома. И, наконец, в каких-то эмоциональных состояниях, кто-то превращается в жестоких, безжалостных и беспощадных зверей.
Следовательно, все поступки в материальном мире, всегда совершаются людьми в соответствии с результирующим вектором их эмоционально-ментального состояния. На который влияет много факторов. В том числе, и гормональные наполнения, изменяющие химию тела.
В юном возрасте сфера сознания большинства молодых людей наполнена преимущественно восторженными, романтическими чувствами любви. Энергии этих чувств, притягивают и соответствующий им ментальный поток, окрашенный розовыми тонами. Поэтому они уверены, что знают, что для того, чтобы решить на земле все проблемы. В т.ч. и ликвидировать большие и маленькие конфликты, просто надо всем любить друг друга.
С годами романтизм и восторженность покидают их сферу сознания. А любовь уступает свое доминирующее место другим эмоциям, окрашивая менталитет этой сферы сознания другим цветом.
Отсюда конфликт отцов и детей. Сознания которых находятся в разных эмоционально-ментальных сферах. В каждой из которых, своя правда, отличная от другой. А мыслям из одной сферы сознания, нет места в другой сфере сознания, до краев наполненной своими. Поэтому отцы смотрят на сферу сознания детей, как на свой вчерашний день. Которым еще предстоит пройти школу их жизненного опыта.
А любовь в сфере сознания отцов, уже не считается панацеей от всех проблем. Так как видится как легкое, сладкое помешательство, не позволяющее адекватно оценивать очевидное. Незаслуженно идеализирущее объекты любви, нивелируя их недостатки. Или как магнит, притягивающий людей с разными сферами сознания, в результате чего слышен скрип и скрежет, от их взаимного соприкосновения и проникновения.
Сколько людей, столько и личных эмоционально-ментальных мирков. Даже и у тех, кто живут рядом, в одной семье. Смотрят через призму своих мирков на одно и тоже, но воспринимают все по -разному. И взгляд на любовь из этих мирков, за исключением первого, может быть лишь со стороны. Окрашенный индивидуальными мыслями о ней в не свойственный ей цвет. Потому что выразить любовь словами нельзя. Ее можно только лишь чувствовать, находясь в ее состоянии.
В пределах одного мирка, эмоционально-ментальное состояние кратковременно может принимать различные состояния. Но совершается поступок в материальном мире, в основном, в соответствии с его результирующим вектором.
В качестве примера, такое влияние эмоционально-ментального состояния на поступок не молодого холостого человека хорошо показано в пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба»
Главный герой этой пьесы жил в своем личном мирке, в зоне комфорта, не помышляя о каких-либо изменениях в своей устоявшейся жизни.
Но тут появляется « друг-благодетель», упорно воздействующий на его сознание ментальным потоком, обосновывающем прелести и необходимость его женитьбы.
Длительная, и настойчивая обработка сознания главного героя этим потоком, в конце концов, дала свои плоды. И количество перешло в качество.
И вот уже ожидая в комнате свою невесту, чтобы ехать в церковь для венчания, владеющее сознанием главного героя чувственно-эмоциональное состояние само начинает притягивать соответствующие мысли:
« В самом деле, что я был до сих пор? Понимал ли значение жизни? Не понимал, ничего не понимал. Ну, каков был мой холостой век? Что я значил, что я делал? Жил, жил, служил, ходил в департамент, обедал, спал, - словом, был в свете самый препустой и обыкновенный человек. Только теперь видишь, как глупы все, которые не женятся; а ведь если рассмотреть - какое множество людей находится в такой слепоте. Если бы я был где-нибудь государь, я бы дал повеление жениться всем, решительно всем, чтобы у меня в государстве не было ни одного холостого человека!.. Право, как подумаешь: через несколько минут - и уже будешь женат. Вдруг вкусишь блаженство, какое, точно, бывает только разве в сказках, которого просто даже не выразишь, да и слов не найдешь, чтобы выразить.»
(После некоторого молчанья.) Эйфория и любовный восторг, этот кратковременный чувственный всплеск очень быстро сменяется в сознании главного героя на «здравомыслие». И вот уже совсем другое эмоциональное состояние овладевая его сознанием, притягивая другие мысли:
«Однако ж что ни говори, а как-то даже делается страшно, как хорошенько подумаешь об этом. На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было, связать себя, и уж после ни отговорки, ни раскаянья, ничего, ничего - все кончено, все сделано. Уж вот даже и теперь назад никак нельзя попятиться: чрез минуту и под венец; уйти даже нельзя - там уж и карета, и все стоит в готовности. А будто в самом деле нельзя уйти? Как же, натурально нельзя: там в дверях и везде стоят люди; ну, спросят: зачем? Нельзя, нет. А вот окно открыто; что, если бы в окно? Нет, нельзя; как же, и неприлично, да и высоко. (Подходит к окну.) Ну, еще не так высоко: только один фундамент, да и тот низенький. Ну нет, как же, со мной даже нет картуза. Как же без шляпы? неловко. А неужто, однако же, нельзя без шляпы? А что, если бы попробовать, а? Попробовать, что ли? (Становится на окно и, сказавши: «Господи, благослови», - соскакивает на улицу; за сценой кряхтит и охает.) Ох! однако ж высоко! Эй, извозчик!
Голос извозчика. Подавать, что ли?»
Все, что написано в этой миниатюре, может присутствовать лишь в псевдореальности, создаваемой эго нашего сознания.
За ее пределами властвует торжественность Законов Космоса и движения Светил. Торжественность там не позволяет сознаниям погружаться в недостойные, мелкие мысли, чувства и действия. Подавляя суету астрального паяца. Торжественность там хранит сокровенное, обеспечивая связь с Высшим.

Что такое психологизм понятия не даст полного представления. Следует привести примеры из художественных произведений. Но, если сказать вкратце, то психологизм в литературе - это изображение внутреннего мира героя с помощью различных средств. Автор использует системы что позволяет ему глубоко и детально раскрыть душевное состояние персонажа.

Понятие

Психологизм в литературе - это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей. Способностью передавать ощущения и чувства обладают и прочие виды искусства. Но литература, благодаря своей образности, имеет возможность изображать душевное состояние человека до мельчайших подробностей. Автор, стремясь описать героя, приводит детали его внешнего облика, интерьера помещения. Нередко в литературе для передачи психологического состояния персонажей используется такой прием, как пейзаж.

Поэзия

Психологизм в литературе - это раскрытие внутреннего мира героев, который может иметь различный характер. В поэзии он, как правило, обладает экспрессивным свойством. Лирический герой передает свои чувства или осуществляет психологический самоанализ. Объективное познание внутреннего мира человека в поэтическом произведении почти невозможно. передаются довольно субъективно. То же самое можно сказать и о драматургических произведениях, где внутренние переживания героя передаются посредством монологов.

Ярким примером психологизма в поэзии является поэма Есенина «Черный человек». В этом произведении автор хотя и передает собственные чувства и мысли, но делает это несколько отстраненно, как будто наблюдая за собой со стороны. Лирический герой в поэме ведет беседу с неким человеком. Но в конце произведения оказывается, что никакого собеседника нет. Черный человек символизирует больное сознание, муки совести, гнет совершенных ошибок.

Проза

Психологизм художественной литературы получил особое развитие в девятнадцатом веке. Проза обладает широким спектром возможностей для раскрытия внутреннего мира человека. Психологизм в русской литературе стал предметом изучения отечественных и западных исследователей. Приемы, которые использовали русские писатели девятнадцатого века, заимствовали в своем творчестве более поздние авторы.

Системы образов, которую можно встретить в романах Льва Толстого и Федора Достоевского, стали примером подражания для писателей во всем мире. Но следует знать, что психологизм в литературе - это особенность, которая может присутствовать лишь в том случае, если человеческая личность является великой ценностью. Он не способен развиваться в культуре, которой присуща авторитарность. В литературе, которая служит навязыванию каких-либо идей, нет и не может быть изображения психологического состояния отдельной личности.

Психологизм Достоевского

Каким образом художник раскрывает внутренний мир своего героя? В романе «Преступление и наказание» читатель познает эмоции и чувства Раскольникова благодаря описанию внешности, интерьера комнаты и даже изображению города. Для того чтобы раскрыть все то, что происходит в душе главного героя, Достоевский не ограничивается изложением его мыслей и высказываний.

Автор показывает обстановку, в которой пребывает Раскольников. Маленькая каморка, напоминающая шкаф, символизирует несостоятельность его идеи. Комната Сони, напротив, просторна и светла. Но главное, Достоевский особое внимание уделяет глазам. У Раскольникова они глубокие и темные. У Сони - кроткие и голубые. А, например, о глазах Свидригайлова ничего не сказано. Не оттого, что автор забыл дать описание внешности этого героя. Скорее дело все в том, что, по мнению Достоевского, у таких людей, как Свидригайлов, и вовсе никакой души нет.

Психологизм Толстого

Каждый герой в романах «Война и мир» и «Анна Каренина» - образец того, насколько тонко мастер художественного слова может передать не только терзания и переживания героя, но и жизнь, которую он вел до описываемых событий. Приемы психологизма в литературе можно встретить в произведениях немецкий, американских, французских авторов. Но романы Льва Толстого основаны на системе сложных образов, каждый из которых раскрывается посредством диалогов, мыслей, деталей. Что собой представляет психологизм в литературе? Примеры - сцены из романа «Анна Каренина». Самая знаменитая из них - сцена скачек. На примере гибели лошади автор раскрывает эгоизм Вронского, который впоследствии приводит к смерти героини.

Довольно сложными и неоднозначными являются мысли Анны Карениной после поездки в Москву. Встретив мужа, она вдруг замечает неправильную форму его ушей - деталь, на которую раньше не обращала внимания. Безусловно, не эта особенность внешности Каренина отталкивает его жену. Но с помощью мелкой детали читатель познает, насколько тягостной для героини становится семейная жизнь, наполненная лицемерием и лишенная взаимопонимания.

Психологизм Чехова

Психологизм русской литературы 19 века настолько ярко выражен, что в произведениях некоторых авторов этого периода сюжет уходит на задний план. Эту особенность можно наблюдать в рассказах Антона Чехова. События в этих произведениях играют не главную роль.

Формы психологического изображения

Психологизм в литературе 19 века выражен с помощью различных Все они могут иметь как прямое значение, так и косвенное значение. Если в тексте говорится о том, что герой покраснел и опустил голову, то речь идет о прямой форме психологического изображения. Но в произведениях классической литературы нередко встречаются и более сложные художественные детали. Для того чтобы понять и проанализировать косвенную форму психологического изображения, читателю необходимо обладать достаточно развитым воображением.

В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» внутренний мир героя передается посредством изображения пейзажа. Главный персонаж в этом произведении вообще ничего не говорит. Более того, у него даже нет имени. Но о том, что он собой представляет и каков его образ мыслей, читатель понимает с первых строк.

Психологизм в прозе зарубежных авторов

На написание рассказа о богатом и несчастном человеке из Сан-Франциско Бунина вдохновила новелла Томаса Манна. в одном из своих небольших произведений изобразил психологическое состояние человека, который ради страсти и похоти погибает в городе, охваченном эпидемией.

Новелла называется «Смерть в Венеции». В ней нет диалогов. Мысли героя изложены с помощью прямой речи. Но внутренние терзания главного персонажа автор передает с помощью множества символов. Герой встречает человека в устрашающей маске, которая как будто предупреждает его о смертельной опасности. Венеция - прекрасный старинный город - окутана зловонием. И в этом случае, пейзаж символизирует разрушающую силу похотливой страсти.

«Пролетая над гнездом кукушки»

Написал книгу, которая стала культовой. В романе о человеке, который оказался в психиатрической клинике с целью избежать тюремного заключения, основная идея заключается не в трагической судьбе героев. Лечебница для душевнобольных символизирует общество, в котором царит страх и безволие. Люди не способны что-либо изменить и смиряются с авторитарным режимом. Силу, решительность и бесстрашие символизирует Макмерфи. Этот человек способен если не изменить судьбу, то, по крайней мере, попытаться это сделать.

Психологическое состояние героев автор может передать всего в одной-двух репликах. Примером такого приема является фрагмент из романа Кизи, в котором Макмерфи заключает пари. Поскольку то, что ему не удастся одержать победу в споре, кажется окружающим очевидным, они с радостью делают ставки. Он проигрывает. Отдает деньги. А после произносит ключевую фразу: «Но я все-таки попытался, я хотя бы попробовал». С помощью этой небольшой детали Кен Кизи передает не только образ мыслей и характер Макмерфи, но и психологическое состояние других персонажей. Эти люди не способны сделать решительный шаг. Им проще находиться в невыносимых условиях, но не рисковать.



Похожие статьи
 
Категории