Федотов павел андреевич – галерея произведений (71 изображение). Начала карьеры живописца

05.03.2019

Федотов Павел Андреевич русский художник, в своей творческой биографии Федотов фактически является родоначальником критического направления в русской живописи, тема сатиры, юмора, высмеивания отчетливо заметно по его небольшим картинам. Сатирический жанр его работ просто уникален, если учесть, что до Федотова этой темой просто никто и не занимался, да и общество того времени с тем укладом жизни было просто к этому не совсем готово.

Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.

Краткая биография художника Федотова. Родился 22 июня 1815 года в городе Москве в семье не богатого чиновника А. И. Федотова, во времена Екатерины служивший на военной службе. В 11 лет молодого художника принимают воспитанником в Московский кадетский корпус, где юноша обращает на себя внимание военного руководства своими способностями и примерным поведением.

в 15 лет отроду ему присваивают звание унтер-офицера а в 18 лет он получает звание фельдфебеля и заканчивает курсы с отличием в звании прапорщика и переезжает на военную службу в Петербург. Но у Федотова было страстное влечение к рисованию, будучи наблюдательным он делал различные карандашныенаброски из военной службы, любил рисовать карикатуры это очень забавляло товарищей по службе.

Находясь в столице через несколько лет он решается овладеть живописными навыками и по вечерам посещает уроки рисования в академии художеств. Федотов хорошо рисовал, ему удавалось хорошо передавать сходство в портретах.В 1837 военный лагерь где служил Федотов, посетил великий князь, встреча князя с военными очень впечатлила художника и он решил написать акварелью картину "Встреча великого князя".

Увиденная князем картина произвела на него впечатление, за что он наградил художника бриллиантовым перстнем. Этот случай очень вдохновил молодого художника к созданию еще одной работы "Освящение знамён в Зимнем Дворце, восстановленном после пожара", не совсем законченная картина была была показана брату великого князя, который способствовал Федотову полноценному занятию живописью с казенным содержанием художника и оставлением военной службы. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.

Отказавшись от карьеры военного, Федотов всецело посвятил себя искусству, но жизнь свободного художника показалась Федотову несколько не привычной и трудной, необходимо было обеспечить себя и свою нуждающуюся в средствах семью, как художник он должен был заявить о себе обществу, поэтому ему необходимо было много работать над собой. Но он не унывал экономил на всем даже на пропитании, снимал дешевое жилье, продолжая работать и совершенствовать себя в живописи и рисовании с натуры, посещал академические классы.

В выбранной им теме батальной живописи ему помогает профессор Заурвейд А. Федотов создает несколько работ по этой теме "Французские мародёры в русской деревне." "Казарменная жизнь" и другие но в этих работах Федотов еще не раскрыл себя полностью. Но стечение обстоятельств сыграло свою роль в судьбе Павла Федотова, он получает письмо от баснописца Ивана Андреевича Крылова, который настойчиво предлагал ему заняться более стоящим направлением, жанровыми работами.

Через некоторое время творческий потенциал художника раскрывается в полную силу, создав такие произведения, как 1846 г "Свежий кавалер", 1847 г "Разборчивая невеста". Эти работы произвели огромное впечатление на художника Брюллова, который способствовал финансовой помощью от академии в создании будущей картины 1848 г "Сватовство Майора" . Все эти 3 картины были выставлены в академии и получили положительные отзывы руководства академии и общественности. художник получил известность и признание современниками его творчества и финансовую поддержку от академии.

Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. В 1849 году с некоторой долей юмора и иронии написал картину "Завтрак аристократа", несколько изменив своим принципам выбрав не обличительную тему, создав картину "Вдовушка" "Анкор, еще анкор!" 1851 и "Игроки" 1852 г. Приступил к написанию картины "Возвращение институтки в родительский дом", но до конца не закончил работу начал другую "Приезд государя в патриотический институт", но и эта работа так и не была завершена. Возможно художник чувствовал какой то дискомфорт в своих начинаниях, возможно дело было с ухудшением его здоровья, не хватало терпения в работе и желание продолжать работу просто угасало. Чтобы содержать себя временами он брал заказы к написанию не дорогих портретов а иногда ему просто заказывали копии с его старых уже прославленных картин.

В возрасте 37 лет мужчина в рассвете своего возраста, у Федотова стало ухудшаться зрение ему мешали головные боли, в связи с болезнью изменился и его характер ранее бывший более жизнерадостный, имея чувство юмора в общении с друзьями стал более замкнутым, в конце концов дело дошло до душевного расстройства. На деньги от академии его поместили в психиатрическую больницу, но лечение в тамошнем лечебном заведении не помогло, не смотря на то, что он несколько пришел в себя, стал нормален в общении, 14 ноября 1852 года он скончался.

Конечно творческое наследие художника Федотова Павла Андреевича не настолько емкое по сравнению с другими известными художниками 19 века, Федотов заслуженно носит имя первооткрывателя сатиры в русской живописи, созданные им работы крепко вошли в историю изобразительного искусства и покоряют зрителя необычным, уникально тонким мастерством и непревзойденным реализмом, его миниатюрные картины производят просто обворожительные впечатления на наших современников.

Павел Андреевич Федотов является основоположником нового жанра в русской живописи - критического реализма. Яркий представитель романтизма, он прожил короткую жизнь, но оставленное им художественное наследие позволяет говорить о нем как о выдающемся русском живописце. Полотно «Сватовство майора» знакомо если не всем, то многим жителям и любителям изобразительного искусства во всем мире.

Рисовал он всегда

Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг.) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. Окончив с отличием Первый Московский кадетский корпус, куда он был определен в возрасте 11 лет, будущий художник уже в 1830 году был произведен в унтер-офицеры, через два года - в фельдфебели. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. Кроме того, увлекался музыкой, писал неплохие стихи, которым не придавал никакого значения, и был, что называется, полковой бард - слагал песни на темы из воинской жизни и исполнял их благодарным слушателям. Но основным увлечением было все же рисование.

Переломный момент

Художник Федотов, картины, зарисовки и карикатуры которого были известны всему лейб-гвардии Финляндскому полку, был любителем, но острая наблюдательность, выдающийся природный талант обращали на себя внимание сослуживцев. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. В одно из посещений князем Финляндского полка ему показали портреты, выполненные Федотовым. Он был так доволен своим изображением, бриллиантовый перстень. Кроме того, великий князь посоветовал гвардейцу оставить армию ради живописи и сказал, что предоставит ему определенное содержание.

Начала карьеры живописца

В возрасте 29 лет Павел Андреевич в чине капитана покидает армию и посвящает себя живописи. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. И уроки мастерства берет у профессора Заурвейда, с целью научиться профессионально рисовать лошадей, чтобы в сюжеты, изображаемые им, кроме пехоты, вошла еще и кавалерия. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. И именно такая живопись принесла ему славу и признание, хотя как портретист он тоже был очень хорош. Художник Федотов, картины которого впервые были выставлены благодаря К. Брюллову, обладавшему в академии бесспорным авторитетом, сразу стал популярен. Три полотна, написанных с 1846-го по 1848 год, после выставки принесли художнику славу, небольшие деньги, которых у него всегда было мало, и звание академика. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа.

Родоначальник нового направления

С такими картинами почитатели и знатоки изобразительного искусства знакомились впервые. Новое слово в живописи сказал художник Федотов. Картины положили начало тому жанру, который потом прославили Перов и Маковский.

По своему духу наиболее известные полотна художника перекликаются с творчеством Н. В. Гоголя. Как и великий писатель, П. Федотов обладал прекрасным был ироничен, умел подмечать в людях то, что достойно осмеивания: чванство, необоснованную заносчивость, самомнение и прочее. Он умел переносить это на полотно.

«Не в пору гость»

Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, - «Завтрак аристократа». В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». Да и герой картины не очень достоин насмешки. Написано полотно было под влиянием фельетона, автором которого, как выяснилось позже, был И. Гончаров. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. Застали, и что? Очень жаль молодого человека, напуганного до смерти тем, что сейчас кто-то, чьи шаги он слышит, войдет и узнает, что аристократ, в сущности, нищ. Герой картины не сливается с роскошной обстановкой, а противостоит ей, она осталась ему от предков, совсем не бедных людей. А может быть, он и рад бы был лишиться обстановки и вести более здоровый образ жизни, да завещание не позволяет.

Молодой человек на полотне не вызывает раздражения и желания позлорадствовать, слишком хорошо изобразил истинное положение вещей Федотов. «Завтрак аристократа» показывает не суетное самолюбие, а возможный крах того, что удачно скрывалось, может быть, очень долгое время. Может быть, это идет отец богатой, но не знатной девушки, который рад-радешенек выдать ее за представителя известного аристократического рода, не предполагая истинного положения вещей.

Худенького мальчика жалко. Он не похож на Богатый интерьер выписан очень тщательно, вплоть до каждой мелочи. Все красиво, все изысканно, все предназначено для услады. Поэтому так обезоруживающе выглядит вывернутый наизнанку изящный кошелек - он кричит о вопиющей бедности неприспособленного к трудной жизни отпрыска аристократического рода.

Картина размером 51 х 42 см хранится в Третьяковской галерее. Многие считают, что написана она под сильным влиянием Карла Брюллова. Палитра перекликается с полотнами гениального старшего художника. И красота материального мира, великолепно переданная Федотовым в этой работе, напоминает изысканные

Череда автопортретов

Павел Федотов автопортрет рисовал много раз. На одном изображен совсем юный кадет, на другом - молодой красивый офицер с медалью на груди. Умный, ироничный мужчина в самом расцвете лет смотрит на нас с одного из полотен, а с другого - седой, пожилой человек, страдающий от тяжелой душевной болезни (хотя в момент смерти Федотову было всего 37 лет).

Известен его автопортрет, выполненный карандашом на бумаге. Рисунок размером 29,2 х 20 см хранится в Русском музее. На нем изображен художник, подперший голову кулаком. Перед нами предстает лицо умного, думающего и талантливого человека. Рисунок датируется 1840 годом.

Предвестница печального конца

Последняя работа художника «Игроки» - картина совсем не однозначная. Написанная в 1852 году, незадолго до смерти П. Федотова, в казенном доме для душевнобольных, она несет в себе предчувствие будущего несчастья. На первый взгляд картина как картина. Утро. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Неподвижная поза центрального героя, в котором автор изобразил себя, смотрится на фоне судорожно потягивающихся фигур диковато.

Усугубляет тягостное впечатление и двойная тень, отбрасываемая героем, и жутковатая улыбка. В роли слуги опять-таки изображен верный денщик Федотова, который один искренне оплакивал умершего. И на картине свечи в руках Коршунова напоминают погребальные, и опущенное лицо выглядит заплаканным. Это великолепное полотно, в котором мастерство художника поднялось на новый уровень, хранится в Киеве, в Русском музее.

Трагична судьба Павла Федотова. Он умер молодым. Художника называют русским Ван Гогом, потому что обоих смерть застала нищими, покинутыми в домах вечной скорби.

Завтра, 6 марта Аукционный дом «Литфонд» проведет очередные торги редких книг, рукописей, автографов, фотографий, исторических бумаг, открыток и плакатов
  • 05.03.2019 14 марта 2019 состоится 134-й аукцион «Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, фотографии, каталоги выставок, редкие книги по искусству». Начало торгов в 19:00
  • 01.03.2019 Доля уходов - 60 %. Лоты разошлись в Москву, Питер, Сергиев Посад, Краснодар, Екатеринбург
  • 26.02.2019 28 февраля в аукционном доме «Литфонд» состоятся торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона 284 лота, в том числе произведения, созданные самыми выдающимися мастерами отечественного искусства
  • 25.02.2019 Традиционные двадцать лотов - это одиннадцать живописных работ, семь листов оригинальной и два - печатной графики
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
    • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
    • 27.11.2018 Кураторы выставки «Хвост кометы» Елена Баснер, Юрий Аввакумов и Сергей Сазонов. Автор идеи Наталия Каровская. Восемь фальшаков показывают специально в отдельном зале. В том числе скандальный «Самовар» Малевича
    • 20.11.2018 Рейтинг самых дорогих работ ныне живущих художников - это конструкция, говорящая о роли и месте художника в истории искусства куда меньше, чем о возрасте и крепости здоровья
    • 16.11.2018 26 ноября пройдут Christie’s Important Russian Art, 27 ноября - Sotheby’s Russian Pictures, а 28 ноября - Bonhams. Еще будут торги по ДПИ и распродажа части коллекции Ростроповича-Вишневской 28 ноября 2018. Но мы только о «живописных» торгах
    • 06.03.2019 В Театральной галерее на Малой Ордынке открывается персональная выставка Владимира Любарова
    • 06.03.2019 24 февраля в Новом музее Аслана Чехоева (СПб) завершилась большая выставка «Анатолий Зверев. Живопись. Графика». Бóльшую часть экспозиции теперь можно увидеть в Москве
    • 05.03.2019 Впервые в выставочном пространстве удалось собрать более 50 работ 1960–80-х годов из частной коллекции
    • 28.02.2019 В филиале ГРМ в испанской Малаге открылись три выставки: «Святые, царицы, работницы. Образ женщины в русском искусстве», «Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда» и «Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской»
    • 28.02.2019 Выставка в Государственном Историческом музее представляет 120 живописных портретов кисти Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Тропинина, Серова и других

    О высшей реальности, назначении искусства в контексте исканий А. С. Федотова.

    "Живопись - путешествие в священную гавань" Джотто.

    «…лица необщим выраженьем» Е.Баратынский.

    Искусство многообразно по существу своему.
    Сегодня массовым зрителем востребован так называемый фотографический гиперреализм – а точнее, фотонатурализм. Современник зациклен на 3Д, на имитации иллюзии реальности. Таким образом, живопись низведена в разряд массовой культуры. Трюкачество иллюзорного жизнеподобия кажется обывателю пределом чуда. Однако "точность еще не правда", как заметил Анри Матисс. Не зря великие художники предупреждали нас, что искусство – не есть слепое копирование натуры, что иллюзорность далеко отстоит от задач художественности и от высших целей искусства, которые состоят в правде, в поиске сути изображаемого и, в конечном счете, его связи с высшим и вечным. То есть, по существу, искусство призвано говорить нам о Творце. Как видимое призвано свидетельствовать нам о невидимом. Назначение искусства – отнюдь не развлекать состоятельного обывателя, щекотать тщеславие пресыщенной толпы. Назначение искусства - служить познанию онтологических сущностей, и никак не меньше.
    Что же касается столь востребованной, столь искомой "реалистичности"...Но реальность не исчерпывается очевидным, как не является и прямой проекцией объекта на плоскость. Подлинный смысл факта, его реальность, как и реальность физического явления, как и реальность духовная - зачастую недоступны для нашего осмысления и не укладываются в вульгарную трактовку бытовизма или фотографическую имитацию жизнеподобия в искусстве. Все это лишь обманка... А суть явления остается за кадром. Но без нее нет приближения к тайне исследуемого. За самыми простыми вещами стоит нечто большее. Вот эту-то сверхреальность ухватить, понять, воплотить дано единицам... Вот о чем идет речь, когда мы говорим о правде...
    Упрощенные, прямолинейные трактовки далеки от подлинной сути предмета, к какой бы области ни принадлежал этот предмет. Но чтобы понимать это, нужен дар рассуждения и опыт, и очищенный разум. Это верно как для духовной жизни, так и для искусства.
    По убеждению Леонардо да Винчи, "Где дух не водит рукой художника, там нет искусства".
    … Этому не противоречат и высказывания художников о сути своего труда: «…Теперь я знаю, как должен художник относиться к природе. Не копировать ее, не подражать, а настойчиво искать в ней характерное, не задумываясь даже перед изменением видимого, если этого требует мой художественный замысел, моя волевая эмоция» - Петр Кончаловский. "Раз искусство не забава и не развлечение, а способ ясновидения, способ высшей беседы с природой, то в нём должна быть змеиная мудрость ремесла, прежде всего, должна быть борьба до последних возможностей - за выразительность и ясность образа..." Кузьма Петров-Водкин.
    Таким образом тайна искусства - в личности художника, в его духе, и в свободе, которая служит высшим мотивам ремесла.

    Вот эта свобода, этот поиск стержня, эта трансформация реальности в обобщенный сверхобраз, даже архетип, если хотите, - и отличает крупных мыслителей, способных подняться на новые ступени видения бытия. Это верно как для живописи, так и для литературы, музыки, для любого вида творчества. Подняться над бытовым, сиюминутным, страстным, случайным. Преодолеть в себе преходящее. Это как выйти в открытый космос, преодолев закон тяготения. У нас два пути, противоположных. Человеческая деятельность (и искусство по преимуществу) может быть отдана праху, суете – а может оказаться свидетельством этой высшей правды о нас. Таково целеполагание. Выбор же пути – за нами. А цели можно служить по-разному, иногда даже «методом от противного» - как, например, немецкие экспрессионисты - доводя до предела картину апостасии, тупика безверия – чтобы зрячий, содрогнувшись, сделал выводы: через ожог, через бездны падения придя к необходимости правды и воссоздания в себе человека. Тем более созидательной, целящей силой обладает - нравственное, цельное искусство. Однако и здесь путь созерцания - путь исключительный. Это удел духовидцев, редких цельных душ. Таков Тютчев – в поэзии, Кузьма Петров-Водкин – в изобразительном искусстве, Бах – в музыке...

    Именно в этом плане работает и художник Александр Федотов. Между мирами, в очищенном эфире произрастают его древеса. Любое его полотно - щемящая песнь родине, которая, как сказание о невидимом граде Китеже – подводит нас к России метафизической. Это как память об утраченном рае. Как младенческие воспоминания о том блаженном времени, когда «деревья были большими»… Думаю, острее всего эти Федотовские образы-символы воспринимаются теми, кто утратил родину, оказавшись в эмиграции. Картины его, негромкие, сосредоточенные в своем созерцании, предельно очищены от всего случайного. Таинственные, как детские впечатления о промельке света в кружеве теней меж ветвей яблони за окном - на грани сна и пробуждения. Цельность его образов несет не только художественную, но и духовную составляющую. Каким образом это происходит – Бог весть! В этом – тайна художника. От его безмолвного снегопада звенит в ушах, немота его небес - словно мембрана - вибрирует предощущением встречи с чем-то огромным. И не достичь этого никакими техническими средствами. Душой только. Словом, тайна Федотова не открывается исследованием под лупой химического состава пигмента… Свечение - какими средствами можно его передать?.. - вот и я не знаю. А ведь светится: и окно одинокого дома в рязанских сумерках, и тополя, изнутри источая медовое закатное марево. Посмотришь вблизи – холст, шершавая охра, крон желтый, ФЦ изумрудная… А свет-то откуда?
    Такая же нематериальная тайна сквозит в картинах его старшего современника – художника Виктора Попкова, в плотных и осязаемых полотнах Николая Крымова, Архипа Куинджи, в живописи Уильяма Тёрнера и духоносных фресках Феофана Грека. По обыкновению своему ищу этому явлению аналогии - и на память приходит учение о нетварном свете Григория Паламы. Конечно, мы не проводим тут прямых аналогий с сакральным понятием Божественного Света: все видимое – лишь образ, лишь условное подобие высшего. Но тайна света – очищающего, кроткого, непостижимого - в картинах Федотова очевидна и требует упоминания.
    Если говорить о живописи Александра Федотова как таковой, о его художественном почерке, то нужно отметить вот что: полотна его сделаны отменно-тонко, технически виртуозно. Им свойственен предельный минимализм, сближающий их с иероглифической точностью Японии, суровая аскеза и вместе - утонченность колористического строя, отточенная и изысканная композиция, балансирующая между равновесием и динамикой, что вновь позволяет провести аналогии с традицией средневекового искусства дальнего востока. Что характерно: язык Александра Федотова подчас напоминает лучшие образцы пейзажно-декоративных композиций Густава Климта – но при этом в них нет ни йоты декаданса, манерности, ни тени чрезмерности и каприза, каковой грешил Климт. Метод Федотова чист, строг и целен, парадоксальным образом сочетает в себе спонтанность - и упорядоченность линий и плоскостей; простоту - и непредсказуемость решения плоскости. Арабеск – и монументальная ясность, графичность - и утонченный колорит – вот язык художника. Композиционная острота, сложно организованная ритмическая составляющая его полотен и при этом большая цельность сразу выделяет их в любой экспозици. Они такие очень уединенные. Узнаваемые. Как узнаваем Врубель, Сезанн. Я бы выделила в его творчестве несколько направлений… Условно обозначу их так:
    1. Метафизический пейзаж России. Картины-символы, в которых велика метафизическая составляющая без какой бы то ни было ложной «мистики»: " Снег идет" (2005г.), «Слобода» (2005 г.), «Ворота» (1989г.), «Возвращение» (2002 г.), "Тишина" (2000 г.), "Солнышко" (2010 г.)
    2. Пейзаж, построенный на ритме пятен, в ряде случаев тяготеющий к ритмической абстракции, с ярким условным языком образов и форм, не утративших узнаваемость фигуративного мира: "Заснеженный лес" (2010г.) , «Яблоня» (2006 г.), «Сирень» (2001 г.), «Тишина. Вечер» (1995г.)
    3. Эмоциональный щемящий пейзаж очищенных воспоминаний, теплый, ностальгический мир «родом из детства», узнаваемый и глубинно-близкий каждому. Картины: "Облако. Вечер"(1995г.), "Зима" (2000г.), "Май"(1995г.), "Последний луч"(1989г), «Осень. Ранний снег» (1995 г.)
    4. Образно-интеллектуальные «партии», вызывающие ассоциации с Джорджо Моранди по культуре цветового строя, по центрично сфокусированной композиции. («Лодки»1994 г, «Весенний туман» (Памяти отца) 2005 г., " Мокрый снег" (2003г.)
    5.Серия пейзажей на передачу состояния, по большей части закатных, «светящихся». Пейзажей, продолжающих традицию Крымова, Пластова, не ограниченных тонально–цветовой задачей, но опирающихся на образ изображаемого: «Вечер в деревне» (2003 г.), «Тополя у воды» (1997г.), «Май» (1995г.), "Туман"(1998г.)

    Как видите, понятие «образ» является ключевым для художественного языка Александра Федотова: уж если октябрь - то квинтэссенция золотой осени (по определению художника Александра Туманова) А если древо – то Иггдрасиль, не иначе.
    И излюбленные разнообразные фактуры - являются для Федотова лишь средством лепки объекта: пастозные комья краски - вороха светящихся листьев, обреченных, предзимних. Или шершавая крупа рваной изморози, какая бывает на стеклах заброшенных усадеб - "Иней",(1987г.) Тончайшие лессировки дальних планов в бесконечных мотивах Рюминской рощи Рязанской губернии - и точный контрапункт бликов и просветов между ветками, нанесенных мастихином - «Деревья. Парк» 2011 г. Нужно отметить еще одно свойство картин Александра Федотова: никакие репродукции не передают тончайшей нюансной гаммы оригиналов. Их необходимо видеть вживую. Тот случай, когда тайна очарования остается за кадром. Это к слову о наших попытках передать непередаваемое…

    Остается добавить, что Александр Сергеевич Федотов родился в 1955 году в семье военного. Корнями – из Рязани. Закончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова у профессора Дмитрия Константиновича Мочальского. С 1990 года - член Союза художников России. В 2005 году получил звание Заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан. Живет в Казани. Есть такой человек... в скудное наше время.
    Литургическое искусство, иконопись в том числе, призвано являть нам горнее - здесь, в веке сем. Однако нет-нет, а встречаются и в светском искусстве надмирные произведения, с неразрешимой тайной, такие, как "Охотники на снегу" Брейгеля, или "Поклонение волхвов" Леонардо. Казалось бы: что такого?.. зимние деревья в снегу. Но через них мы переживаем катарсис. И прикасаемся вечности.

    …Кто-то может быть посетует: нет людей на полотнах Александра Федотова. Но именно это делает их такими космичными. Самодостаточными, таинственными мирами. И еще… в отдельных его холстах (метафизическая Россия) незримое присутствие человека – созерцателя, печальника земли - ощутимо кожей. Он и современник твой – и над временем стоит, и вне времени, сердцем обнимая печальную эту землю…

    7 мая 2014 г.
    Журнал "Талант" № 14, июнь 2014
    Работы художника: https://vk.com/akvarelyushakova?z=album-11617921_219546588
    а так же на моей странице в Фейсбуке.



    Похожие статьи
     
    Категории