Фернан леже работы. Фернан Леже – французский пионер кубизма

02.03.2019

Есть в нашем мире совершенно особенные люди - художники. Любят эти особенные люди искать красоту там, где обычному человеку даже в голову не придет остановить свой взор на предмете для более пристального его изучения. Взять, допустим, орудийный замок. Вряд ли хотя бы каждый третий вообще знает, как он выглядит.

А между тем, именно этой частью 75-миллиметровой пушки некогда восхитился мастер авангарда Жозеф Фернан Анри Леже (Joseph Fernand Henri Leger, 1881–1955) , чье видение мира трудно назвать типичным даже для художников. Его талант был слишком велик, чтобы остаться в рамках как одного стиля, так и одной художественной формы. Именно поэтому сегодня наследие великого творца включает в себя картины и скульптуры, по меньшей мере, семи периодов творчества.

Родился Фернан Леже 4 февраля 1881 года в Нормандии в семье животновода. Его отец очень рано умер, оставив сына с горячо любимой им матерью, которая, впрочем, абсолютно не понимала увлечения своего ребенка искусством.

Фернан окончил городской колледж, затем церковную школу в Теншебре, а в 16 лет дядя-опекун посоветовал ему поехать в Канны учиться архитектуре. В 1899 году Фернан перебрался в Париж, где три года работал чертежником у архитектора, после чего ушел на службу при втором саперном полку в Версале. Именно тогда он начал проявлять неподдельный интерес к эстетике совершенно «нехудожественных» предметов, созданных руками человека.

В 1903 году Фернан вернулся из армии и всерьез занялся изучением живописи в Высшей школе декоративного искусства. Но в тот период как художник Леже не представлял собой ничего интересного. Модный в то время фовизм обошел его стороной, но зато сильное влияние на творца оказал поздний импрессионизм.

Большие изменения произошли в 1907 году, когда Леже посетил посмертную выставку , творчество которого перевернуло его мировоззрение и заставило посмотреть на мир другими глазами. Фернан переехал в «Улей» (La Rouche), известный комплекс дешевых мастерских, где в то время сконцентрировались адепты кубизма.

Это течение захватило его на длительный период, и он подарил миру такие полотна, как «Обнаженные в лесу», «Механические элементы на красном фоне» и «Солдат с трубкой».

Леже относился к радикальным кубистам, и, следуя канонам стиля, разлагал на простейшие элементы все, что можно было разложить. Цветовая палитра этих работ, по закону жанра, отличалась сдержанностью. И все же он выделялся из числа других кубистов-современников: художник заполнял простейшими элементами все поле картины будто бы бессистемно, ничего не компануя, в результате чего работа выглядела как случайный фрагмент какого-то огромного пространства. Этот прием он будет использовать в своих произведениях еще долго.

А потом началась война. Служба в саперных войсках, отравление газом, последующее лечение в госпитале на несколько лет прервали активную творческую работу и стали для Леже годами глубоких размышлений. Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. Только после демобилизации в 1917 году Фернан получил возможность работать.

В 1922 году художник сказал следующее: «Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью. Получив свободу, я извлекаю пользу из этих тяжелых лет, принимаю решение: создавая пластические образы, использовать только чистые и локальные цвета и большие объемы, не идя ни на какие компромиссы. Отказываюсь от сделок с общепринятым вкусом, от серости палитры, от мертвых поверхностей заднего плана. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Не боюсь признаться: меня сформировала война» .

С тех пор в его творчестве надолго появилась тема различных механизмов, машин и людей в городе. Картины «Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах» и другие ярко демонстрируют первостепенность в мире «индустриального». Палитра работ становится светлее, цвета ярче, а самое главное - появляется радость. Людей теперь легко различить, однако они равны любым механизмам и конструкциям до степени взаимозаменяемости.

Любовь к человеку и осознание его важности все же пришли к Фернану Леже, однако проявились они лишь в позднем творчестве художника. Что поразительно, в его работах ощущается не только радость, но и несомненная свобода. Многие искусствоведы связывают эти перемены с его вторым браком, в котором, по словам художника, он осознал, что такое истинная любовь. Этот порыв светлых чувств Фернан выразил в портрете своей жены Наде Леже.

Многогранность таланта дала о себе знать не только в изобразительном искусстве - Фернан Леже занимался кино, скульптурой, мозаикой, витражами и росписью архитектурных сооружений. Преемственность стилей и форм, цветов и идей, даже философских суждений - все это характерно для творчества французского художника. Но интересно то, что сам он всю жизнь был абсолютно убежден, что творит исключительно в рамках импрессионизма.

Япония - Франция - Россия. Маяковский о Леже

Утагава Кунисада I (1786-1865). "Ремесленники": верхняя часть двойного триптиха. Япония, 1858 г. Инвентарный номер: ЯТ-3550. Государственный Эрмитаж.

Художник: Утагава Кунисада I (1786-1865). Триптих: "Ремесленники" (верхняя часть двойного триптиха). Место создания: Япония. Время создания: 1858 г. Издательство, мастерская: Издатель Дайкокуя Хэйкити (Сёдзюдō). Книга, альбом, серия: Серия "Четыре сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы". Техника: бумага, ксилография. Размеры: 26х36 см. Поступление: Поступил в 1981 г. Передан по определению Ленинградского городского суда. Не представлено в постоянной экспозиции.

При взгляде на эту ксилографию Утагавы Кунисады сразу вспоминаются французские «Строители» Фернана Леже (1881-1955) из постоянной экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина и другие работы Леже из серии «Строители».


2.


Фернан Леже. Строители (Строители с алоэ). 1951. Холст, масло. 160 х 200 см. Дар Нади Леже, Бьот. Ж-4085. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина . Photo by . См. также: репродукция картины

Фернан Леже. Строители (Строители с алоэ). 1951. Дар Нади Леже – Надежды Петровны Ходасевич-Леже (1904-1982) Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.

Описание ГМИИ:

В начале 1950-х годов Леже работал над серией больших живописных панно, предназначенных для украшения общественных зданий. Композиция «Строители» (1951) является одним из центральных произведений данной серии. Сам Леже так объяснял свое увлечение темой строительства: «Эта идея пришла мне по пути в Шеврез. Около дороги сооружались три вышки высокого напряжения. На них громоздились работающие люди. Я был поражен контрасту между этими людьми, металлической архитектурой, облаками и небом. Люди такие маленькие, точно потерянные в этом строгом, суровом, враждебном ансамбле, — вот что я хотел показать. Я с точностью подчеркнул пластическое значение действий человека, небо, облака, металл».

Леже до предела упрощает художественные приемы. Контрасты ярких, активных цветов в сочетании с обобщенными формами рисунка схожи с теми средствами, к которым обращаются современный плакат, монументально-декоративное искусство. Леже достигает особой выразительности четким композиционным построением и контрастами ритма, то убыстренного в вертикалях конструкций и облаков, то замедленного в широких горизонталях балок. В произведении художника, с его утрированием механичности движения, нашли отражение реалии индустриальной эпохи.

3.


Фрагмент. Фернан Леже. Строители (Строители с алоэ). 1951. ГМИИ, Москва. Photo by

Картина сейчас перемещена в Главное здание на выставку «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968 » и даже стала лицом выставки: она на обложке каталога и на сувенирной продукции к выставке.

4.


Суперобложка книги: Библиотека всемирной литературы. Том 152. Западноевропейская поэзия XX века. Вступительная статья Роберта Рождественского. Составление И. Бочкаревой (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), М. Ваксмахера (Бельгия, Франция), Е. Витковского (Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария), Л. Гинзбурга (Германия), С. Ильинской (Греция), Т. Меликова (Турция), Е. Ряузовой (Португалия), А. Сергеева (Англия, Ирландия), Н. Томашевского (Испания, Италия). - Москва: Издательство "Художественная литература", 1977. - Серия "Библиотека всемирной литературы". Серия третья. Литература XX века. Том 152. . Загрузить книгу: Djv, Pdf .

На обложках книг Строители Леже были и в советские годы. Например, на суперобложке тома «Западноевропейская поэзия XX века» из «Библиотеки всемирной литературы ». Строители с алоэ считались одной из эмблематических композиций всего XX века.

Некоторые другие Строители Фернана Леже:

5.


Фернан Леже. «Строители с деревом». 1949-1950. Частная коллекция. Christie’s, 2014, 2015 / Christie’s, 2014. Lot 28 is a good example of the "Builders" series by Fernand Léger (1881-1955). An oil on canvas entitled "Les Constructeurs avec Arbre," it measures 42 5/8 by 54 1/8 inches and was painted in 1950. It was once in the collections of Nathan Cummings of New York and Stephen A. Wynn of Las Vegas and it has been exhibited and published widely. Other major examples in this series are at the Musée national Fernand Léger in Biot, France, and the Solomon R. Guggenheim Museum in New York, and the Scottish National Gallery of Modern Art in Edinburgh and the Pushkin State Museum of Fine Art in Moscow. It has an estimate of $16,000,000 to $22,000,000. It was passed at $15.5 million. via

Из серии «Найди N-отличий». Может показаться, что на илл. 5 - картина из ГМИИ , но нет - другая. Эта - выставлялась на Christie’s: аукцион «Муза художника», 9 ноября 2015. Эстимейт $12-18 млн. Полотно было снято с продажи на Christie’s в 2014 году, вторая попытка продать его, в 2015, также не увенчалась успехом - продано не было. В 2014 году эстимейт работы составлял от $16 млн до $22 млн, и дилеры оценивали его как завышенный. Несмотря на снижение эстимейта и попытки Christie’s подчеркнуть историческую важность работы - в каталоге говорится о том, что эта картина символизирует связь Леже с коммунистической идеологией, маркетологи вновь потерпели неудачу.

6.

Builders with Rope (Les constructeurs au cordage). 1950. Fernand Léger (1881, Argentan, France; d. 1955, Gif-sur-Yvette, France). Oil on canvas. 161.3 x 114 cm. Solomon R. Guggenheim Museum, New York.

" В годы, прожитые в Жиф-сюр-Иветт, Леже часто писал пейзажи, и ежедневная дорога в Париж бежала перед ним, за ним, вместе с ним попадала в мастерскую, чтоб весело и звонко остаться на полотне. <...>

Именно на этой дороге у Леже возникла идея картины «Строители», одной из его наиболее важных, этапных работ. «Около дороги, - объяснял он,- сооружались три вышки линий высокого напряжения. На них громоздились работающие люди». Этот простой факт открылся художнику как возможность живописного воплощения своих жизненных эмоций и эстетических принципов.

«Я бы советовал молодым художникам посещать стройки, чтоб почувствовать ритмы и пластику современности. И увидеть в рабочем, в строителе хозяина. Завтрашний рай - это завод, прекрасный, как дворец, и в нем рабочий, как Прекрасный Принц», - говорил он. "

[Дубенская Любовь Александровна. Рассказывает Надя Леже. — М.: Детская литература, 1978. — 50 000 экз. Стр. 204]

7.

Fernand Léger. Etude pour "Les Constructeurs": l"équipe au repos . 1950. Oil on canvas. 62.00 x 129.50 cm (framed: 183.00 x 152.20 x 9.00 cm). Accession number: GMA 2845. Scottish National Gallery Of Modern Art. National Galleries of Scotland.
In 1950 Léger made a series of paintings depicting construction workers. Although he had been interested in depicting modernity for some time, he was particularly inspired by the post-war process of reconstruction in France. He saw a group of electricians working on pylons and was struck by the contrast between the natural surroundings and the metallic girders. After joining the French Communist Party in 1945, Léger concentrated on the human figure, as he wanted to make his work accessible to everyone. Eager that his art should be seen by ordinary workers, he exhibited the series of "Constructors" paintings in the canteen of the Renault car factory in Paris.

8.


Фрагмент работы из Шотландской национальной галереи современного искусства / Fernand Léger. Etude pour "Les Constructeurs": l"équipe au repos . 1950. Scottish National Gallery Of Modern Art. National Galleries of Scotland.

9.

Les Constructeurs. 1950 . Fernand Léger. Huile sur toile, 300 x 228 cm. Donation Nadia Léger et Georges Bauquier, 1969. Inv. MNFL 94001. Musées nationaux des Alpes Maritimes. Le Musée National Fernand Léger. / Dernières fixations

Фернан Леже (4 февраля 1881 - 17 августа 1955 года).
Фернан Леже родился 4 февраля 1881 года в городке Аржантан, что в Нормандии. Его отец, Анри Арман Леже, занимался разведением домашнего скота. Он умер через несколько лет после рождения будущего художника. Мать, урожденная Мари Адель Дюнон, жила на своей ферме в Лизоре вплоть до самой смерти в 1922 году.

Фернан учился в аржантанском колледже и в церковной школе в Теншебре. Здесь но задумался о своей дальнейшей судьбе, и понял что хочет стать архитектором.
В 1897-1899 годах он учится у архитектора в Каннах. Здесь же он познает азы графики. Следующие два года он живет в Париже, где занимается, по сути, тем же самым, работает чертежником у архитектора. Его архитектурную карьеру прерывает военная служба в саперном полку в Версале. Но 1903 году он поступает в Высшую школу декоративного искусства. Его не принимают в Высшую школу изобразительных искусств, но он посещает на правах вольнослушателя курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана. Свободное время он проводит в Лувре. Его особое внимание привлекают работы импрессионистов. Их влияние чувствуется в его ранних работах. Он был потрясен посмертной выставкой Сезанна в салоне "Независимых".
В 1908 году Леже поселяется в так зазываемом "Улье", доме с мастерскими, где нашли приют будущие гении. Здесь он знакомится с Архипенко, Лораном, Сутиным, Шагалом, Делоне. Здесь часто бывают Макс Жакоб, Аполлинер, Реналь и другимие известные люди. Некоторые из них становятся его друзьями.
В 1909 году Леже примыкает к новому направлению, кубизму. В дальнейшем сюжеты его произведений становятся все более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере, в своих станковых произведениях.
Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работает в театре и кино.
В 1919 году Леже женится на Жанне Лой, начинает работать над своими главными картинами, и выставляет свои работы в парижской галерее Леонса Розенберга и в Антверпене. Он завязывает дружеские отношения с Ле Корбюзье, пишет полотна "Механик" и "Большой обед". С этого года на протяжении многих лет выставляется у "Независимых". Он участвует в работе над фильмом Абеля Ганса "Колесо", иллюстрирует книги, выполняет проекты декораций и костюмов к спектаклям, в общем, ведет активную творческую жизнь.

На войне Леже открыл для себя "новую эстетику машинных форм". "Война обрушилась на возникший мир - мир, который тверд, ясен и точен. Нет больше пейзажа, натюрморта, портрета. Есть предмет, есть предметное изображение Среда современности - это, конечно, предмет механический, сфабрикованный, он медленно побеждает округлости женского тела, фрукты, нежные пейзажи...".

Леже создал оригинальный стиль в изображении человеческих фигур и предметов из предельно обобщенных цилиндрических, округлых форм, напоминающих машины. В этом новом воззрении все получает организованность. Художник утверждает, что "современная индустрия раскладывает, анализирует, постигает тысячи найденных сложений, отклоняет и отбрасывает все неясное и неопределенное... Человеческое тело рассматривается как вещь. Лицо, его пластическая ценность - шар, сфера без выпуклых или вогнутых элементов. Нос, глаза, рассматриваются как вещи, как вещи моделируются и также разрешаются". Человек и предмет зачастую в произведениях художника уравниваются и взаимозаменяемы. Леже любил повторять, что цвет и форма - не изобразительные средства, а "самоценности", придающие характер вещам. "Индустриальный стиль" художника был утонченным по своим цвето-пластическим качествам и оказал большое влияние на декоративное искусство. Не случайно и сам Леже "пришел" в монументально-декоративную керамику, мозаику, витраж, гобелен.

Леже получил среди друзей прозвище "тюбист" (игра слов "tube-tubiste" - труба-трубист), а известный критик Метценже писал: "Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление. Его композиции - это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. Строгий художник, Фернан Леже увлекается этой затрагивающей биологию глубинной стороной живописи, которую предчувствовали Микеланджело и Леонардо".

Шагающий цветок Фернана Леже
Улекса фон Лу
«Надо, чтобы цвет вторгался в жизнь людей. Цвет приносит радость. Я люблю яркие краски, бурные контрасты». Фернан Леже

Поет и шагает цветок по планете,
и рады подростки и взрослые, дети,
Цветка лепестки раскрываются в крылья,
керамика в цвете - могучая сила!
Во взглядах - восторг, удивленье, улыбка,
цветок - как дельфин, аистенок и рыбка,
И цвет разливается в землю и небо,
огромный цветок - воплощенная небыль!
И каждый в нем видит мечты своей краски,
и яркость событий, и торжество сказки,
и сердце от радости чуть замирает -
шагает цветок, серость жизни стирая!

"Шагающий цветок" Фернана Леже. Керамика.Музей Гетти. Лос-Анжелес.
Шагающий цветок есть также в Сам Фернан Леже утверждал, что следует традициям французского импрессионизма, в котором его не устраивал не избыток цвета, а отсутствие конструктивной силы, которую он " пытался наращивать усилением, гипертрофией объемов и пластических форм. Уже в первых своих концептуальных произведениях Фернан Леже использовал элементы, которые впоследствии стали основой почти всех его композиций, - напоминающие детали механизмов усеченные конусы, разобщенные объемы и видоизмененные, деформированные руки с плотно сомкнутыми пальцами.

Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. И если Делоне использовал полутона, Леже пробовал показывать откровенность каждого цвета и объема. "У меня краски живые, - говорил он - Я хотел добиться чистых, локальных тонов, чтобы красный был очень красным, голубой - совсем голубым". "Контрасты формы" Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах и даже в природе. Леже считал себя последователем Сезанна, подчеркивал, что, используя "живописные контрасты цветов, линий, форм", можно "от интенсивного реализма" перейти к познавательному.
В 1924 году Леже открывает свободную художественную школу. А в 1927 году ученицей этой академии стала Надежда Ходасевич, талантливая девушка из Белоруссии, которая всю жизнь мечтала попасть в мировую столицу искусств.
В школе Леже ученикам предоставлялась полная свобода. "Не повторяйте меня, - говорил художник, - берите от меня, что хотите, и идите дальше. Вы должны сами почувствовать, когда вам крикнуть: "К черту Леже!". На Надю он сначала не обратил особого внимания. Должно быть, она казалась ему странной: молчаливая скуластая девочка, не реагировавшая на его шутки. На самом деле она их просто не понимала: ее французского едва хватало, чтобы спросить дорогу у случайного прохожего. Со временем, присмотревшись к работам Ходасевич, Леже поразился мастерству и таланту иностранной "немой" и стал уделять ей самое пристальное внимание. После войны Надя Ходасевич как будто родилась заново. Вернулся Леже, возобновилась работа в академии, ее работы выставлялись, их покупали коллекционеры. Пикассо, высоко ценивший творчество Ходасевич, время от времени приглашал ее к себе и требовал, чтобы она честно высказывалась о его последних работах.

Надя, смирившись с собственным одиночеством, не ждала от жизни никаких сюрпризов, но впереди был еще один неожиданный поворот. Овдовевший Леже сделал ей предложение. Надя ответила согласием и приложила все силы, чтобы сделать брак счастливым.

Надя была неразлучна с мужем до его последнего вздоха, служение же таланту художника продолжалось и после его смерти. Мысль о том, что картины Леже разойдутся по разным коллекциям, разлетятся по всему свету, была для нее невыносима. Преодолев множество трудностей, она открыла на юге Франции Музей Фернана Леже. Надя мечтала показать мужу свою далекую родину. В Америке Леже стал членом Французской коммунистической партии и относился к Советской России с большой симпатией. Но его поездка в СССР так и не состоялась.

Художник скончался 17 августа 1955 года в небольшом городке Жиф-сюр-Ивет в сердце Франции. После смерти Фернана Леже его вдова Надя стала наследницей не только работ, но и идей своего мужа и учителя. Она уделяла колоссальное время пропаганде его искусства. Благодаря ей в 1960 году был открыт Музей Леже в Биоте. Спустя 10 лет музей в Биоте и его коллекция были подарены французскому правительству, после чего он стал Национальным музеем. В 1963 году Надя привезла картины Леже на выставку в Москву.

Она всей душой тянулась к своей родине, любила и знала русскую культуру, часто бывала в Москве, дружила с Екатериной Фурцевой, министром культуры СССР. Благодаря этой дружбе Надя во многом определила международные культурные связи СССР в тот период. Она не только выполнила мозаичный портрет своей влиятельной подруги, но и взяла под свою опеку гардероб Фурцевой, самой элегантной дамы советской верхушки. По особому, как говорят, решению Политбюро Наде дали построить дом в Переделкино, где она хотела открыть музей Фернана Леже. Но ее мечтам не суждено было сбыться - после ее смерти дом купил Зураб Церетели.

По материалам Андрея Евпланова, частная виртуальная галерея, http://rockkent.narod.ru/Leger/fernand_leger.htm

1881 - 1955
французский художник-экспрессионист. Родился в 1881 году во Франции, в Аржантане. Леже получил двухлетнее архитектурное образование, позднее был вольным слушателем Школы изящных искусств в Париже. Начиная с 1910, Леже - активный участник салона des Independants. Его ранние картины ("Обнаженные в лесу", "Сидящая женщина") написаны в стиле кубизма. *** Вместе с Браком и испанским художником Пабло Пикассо Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма. Участие Леже в первой мировой войне повлияло на стиль его последующих работ. В своих картинах Леже стал использовать много технократических символов, изображая свои объекты и людей в урбанистических, техногенных формах. "Город" - одна из его наиболее примечательных картин в этом плане. Работы Леже оказали немаловажное влияние на формирование неопластицизма в Нидерландах и конструктивизма в Советском Союзе. В середине ХХ века Леже имел успех и как художник декоративно- прикладного искусства, и как скульптор. Создавая мозаику, керамику и гобелены, он также использовал принципы конструктивизма. В своих последних картинах Леже использовал выделение и наложение монохромного цвета в композиции. "Большой Парад", одна из его последних картин - монументальный пример этого оригинального стиля.

Ф ернан Леже был одним из редких мастеров прошлого века, сохранивших верность фигуративной живописи и интерес к жанровым сюжетам. Применяя к жанровой живописи словарь выразительных средств, заимствованных из художественных движений ХХ века, он сумел в этой области оставаться современным художником.

Несмотря на то что работы Леже несут большую степень обобщения и декоративной трансформации мотива, поводом для них всегда служили жизненные впечатления. Тему строительства, занимавшую его в начале 1950-х годов, «спровоцировал» случай, о котором сам художник вспоминал: «Эта идея пришла мне по пути в Шеврез. Около дороги сооружались три вышки линий высокого напряжения. На них громоздились работающие люди. Я был поражен контрастом между этими людьми, металлической архитектурой, облаками и небом».

Фернан Леже. Строители. 1951. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Языком лаконичных, четких линий и форм художник выражает ясную, но емкую мысль - человек в его отношениях с природой и техникой. Техническая революция в ХХ веке создала новую среду обитания человека, во многом нарушив его гармонические связи с природой, и индустрия постоянно присутствует в размышлениях и произведениях многих мастеров. Однако Леже находит гармоничное сочетание природного и технического в окружении человека. Яркие, активные цвета создают в целом мажорное настроение. В конечном счете творчество Леже привило вкус к новым формам и ритмам индустриальной эпохи, эстетически осмыслило мир технических преобразований.

Три женщины. 1921. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Большой парад. 1954. Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк

Масштабность, монументальный размах в сочетании с пластической ясностью и чувством декоративного, присущие искусству Леже, позволяют произведениям художника органично сочетаться с современной архитектурой, вписываться в ее пространства. Лучшее доказательство тому - гобелены по картинам Леже, украшающие многие современные интерьеры.

Фернан ЛЕЖЕ (Fernand Le"ger, 1881–1955), французский живописец, скульптор, график, керамист и декоратор, родился в семье нормандского крестьянина. Получил разностороннее художественное образование: архитектурное, дизайнерское и живописное. В юности создавал немногоцветные (почти гризайль) произведения в модной кубистической манере.

В 1914–1916 гг. Леже воевал на фронте в саперных войсках. После войны вернулся к творчеству, приближаясь в своих новых работах к абстракционизму.

В 1920 г. Леже познакомился с художником А. Озенфаном и архитектором Л. Корбюзье, создателями пуризма (от франц. pur – чистый) , которые в манифесте «После кубизма» призывали к созданию простой, функциональной живописи и архитектуры.

В это время, увлеченный проблемами синтеза искусств, Леже участвовал в разработке и реализации многих проектов в области архитектуры, оформительского искусства, дизайна, сценографии, кино («Механический балет», 1924), книжной графики.

В конце 1920-х гг. техницизм образов в творчестве Леже видоизменяется, смягчается, приближается к наивному искусству.

В 1930-е г. Леже создает крупные монументальные работы: оформление зала физической культуры на Всемирной выставке в Брюсселе (1935), живописное панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже (1937), оформление профсоюзного празднества на парижском Зимнем велодроме (1937), росписи апартаментов Рокфеллера в Нью-Йорке (1938).

В 1940–1945 гг. Леже жил и преподавал в США. Вернувшись после войны во Францию, вступил в коммунистическую партию. Композиции этого времени на темы труда и досуга рабочих благодаря наложению цветовых пятен на контурный рисунок напоминают витражи.

Фернан Леже мечтал увидеть свои работы на стенах домов и школ, и его мечта об общедоступном искусстве осуществилась. Одна за другой появились: мозаики и витражи для церкви в Плато-д’Асси (1947–1949), мозаики для крипты памятника американцам в Бастони (Бельгия, 1951), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке (1952), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), витражи для церкви в Курфевре (1954), настенная роспись здания Газ де Франс в Альфорвилле (1955).



Похожие статьи
 
Категории