Футуристический стиль в литературе. Школьная энциклопедия

01.02.2019

Футуризм (от латинского слова futurum, означающего "будущее") - авангардистское Европы 1910-1920 гг., преимущественно в России и Италии. Оно стремилось создать так называемое "искусство будущего", о чем представители этого направления декларировали в манифестах.

В творчестве Ф. Т. Маринетти, итальянского поэта, российских кубофутуристов из общества "Гилеи", а также участников "Мезонина поэзии", "Ассоциации эгофутуристов", "Центрифуги" отрицалась традиционная культура как наследие "прошлого", разрабатывалась эстетика машинной индустрии и урбанизма.

Характерные черты

Для живописи этого направления характерны наплывы форм, сдвиги, многократные повторения различных мотивов, как будто при суммировании полученных в результате быстрого движения впечатлений. В Италии футуристы - это Дж. Северини, У. Боччони. В литературе наблюдается смешение фантастики и документального материала, в поэзии - экспериментирование с языком ("заумь" или "слова на свободе"). Русские поэты-футуристы - это В. В. Маяковский, В. В. Хлебников, И. Северянин, А. Е. Крученых.

Группировки

Это направление возникло в 1910-1912 годах, одновременно с акмеизмом. Акмеисты, футуристы и представители других течений модернизма в своем творчестве и объединении были внутренне противоречивы. Самая значительная из группировок футуристов, названная впоследствии кубофутуризмом, объединяла различных поэтов серебряного века. Наиболее известные ее поэты-футуристы - это В. В. Хлебников, Д. Д. Бурлюк, В. В. Каменский, А. Крученых, В. В. Маяковский и другие. Эгофутуризм И. Северянина (поэт И. В. Лотарев, годы жизни - 1887-1941) был одной из разновидностей этого направления. В группе "Центрифуга" начинали свое творчество известные Б. Л. Пастернак и

Свобода поэтического слова

Русские футуристы провозгласили независимость формы от содержания, ее революцию, неограниченную свободу поэтического слова. Они полностью отказывались от литературных традиций. В манифесте с весьма дерзким названием "Пощечина общественному вкусу", изданному ими в одноименном сборнике 1912 года, представители этого направления призывали сбросить с "Парохода Современности" таких признанных авторитетов, как Достоевский, Пушкин и Толстой. А. Крученых защищал право поэта на создание собственного, "заумного" языка, не имеющего конкретного значения. В его стихах речь в самом деле заменялась непонятным, бессмысленным набором слов. Но В. В. Каменский (годы жизни - 1884-1961) и В. Хлебников (годы жизни - 1885-1922) смогли в своем творчестве осуществить весьма интересные эксперименты с языком, которые плодотворно сказались на отечественной поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский

Футуристом был и известный поэт Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930). Первые его стихи вышли в свет в 1912 году. Владимир Владимирович привнес в это направление свою тему, которая с самого начала выделяла его среди других представителей. Маяковский-футурист активно выступал за создание нового в жизни общества, а не только против различного "старья".

В предшествующее революции 1917 года время поэт был революционным романтиком, который обличал так называемое царство "жирных", предчувствовал надвигающуюся революционную грозу. Отрицая всю сложившуюся систему капиталистических отношений, он провозглашал гуманистическую веру в человека в таких поэмах, как "Флейта-позвоночник", "Облако в штанах", "Человек", "Война и мир". Тему опубликованной в 1915 году (лишь в урезанной цензурой форме) поэмы "Облако в штанах" сам поэт определил в дальнейшем как 4 крика "Долой!": долой любовь, искусство, строй и религию. Он одним из первых русских поэтов показал в своих стихах всю правду нового общества.

Нигилизм

В годы, предшествовавшие революции, в русской поэзии существовали яркие индивидуальности, которых было сложно отнести к конкретному Это М. И. Цветаева (1892-1941) и М. А. Волошин (1877-1932). После 1910 года появляется еще одно новое направление - футуризм, противопоставившее себя всей литературе, не только прошлого, но и настоящего. Оно вошло в мир с желанием ниспровергать все идеалы. Нигилизм виден и во внешнем оформлении сборников поэтов, которые издавались на обратной стороне обоев или на оберточной бумаге, а также в их названиях - "Дохлая луна", "Молоко кобылиц" и другие типичные стихотворения футуристов.

"Пощечина общественному вкусу"

В первом вышедшем в 1912 году сборнике "Пощечина общественному вкусу" была напечатана декларация. Ее подписали известные поэты-футуристы. Это были Андрей Крученых, Владимир Маяковский и Велимир Хлебников. В ней они утверждали свое исключительное право на то, чтобы быть выразителями своей эпохи. Поэты отрицали в качестве идеалов Достоевского, Пушкина, Толстого, но вместе с тем и Бальмонта, его "парфюмерный блуд", Андреева с его "грязной слизью", Максима Горького, Александра Блока, Александра Куприна и других.

Отвергая все, манифест футуристов устанавливал "зарницы" самоценного слова. Не пытаясь, в отличие от Владимира Владимировича Маяковского, свергнуть существующий общественный строй, они лишь хотели обновить его формы. В русском варианте лозунг "Война - единственная гигиена мира", считавшийся основой итальянского футуризма, был ослаблен, однако, по мнению Валерия Брюсова, эта идеология все же "проступала между строк".

По замечанию Вадима Шершеневича, футуристы серебряного века впервые на должную высоту подняли форму, придав ей значение главного, самоцелевого элемента произведения. Они категорически отвергли стихи, которые пишутся лишь ради идеи. Поэтому возникало множество формальных декларируемых принципов.

Новый язык

Велимир Хлебников, еще один теоретик футуризма, провозгласил новый "заумный" язык в качестве будущего языка во всем мире. В нем слово теряет смысловое значение, приобретая взамен субъективный оттенок. Так, гласные понимались как пространство и время (характер устремления), согласные - звук, краска, запах. Стремясь к расширению языковых границ, он предлагает создавать слова по корневому признаку (корни: чар..., чур... - "мы чаруемся и чураемся").

Эстетизму символистической и в особенности акмеистической поэзии футуристы противопоставили подчеркнутую деэстетизацию. Например, "поэзия - истрепанная девка" у Давида Бурлюка. Валерий Брюсов в обзоре "Год русской поэзии" (1914 год) заметил, отмечая сознательную грубость стихов футуристов, что недостаточно бранить все, что вне своего кружка, для того, чтобы найти что-то новое. Он указал на то, что все якобы новшества этих поэтов мнимые. Мы встречаемся с ними в поэзии 18-го века, у Вергилия и Пушкина, а теория звуков-красок была предложена еще

Сложности взаимоотношений

Интересно, что, при всем отрицании в искусстве, футуристы серебряного века все же ощущают преемственность символизма. Так, Александр Блок, наблюдавший за творчеством Игоря Северянина, говорит с беспокойством, что у него отсутствует тема, а в статье 1915 года Валерий Брюсов отмечает, что неумение мыслить и отсутствие знаний принижают его поэзию. Он упрекает Северянина в пошлости, безвкусице, в особенности критикует его стихи о войне.

Еще в далеком 1912 году Александр Блок говорил, что боится того, что у модернистов нет стержня. Скоро понятия "футурист" и "хулиган" стали синонимами для умеренной публики тех лет. Пресса с жадностью следила за "подвигами" создателей нового искусства. Благодаря этому они стали известны широким слоям населения, привлекали к себе огромное внимание. История этого направления в России представляет собой сложные взаимоотношения между представителями четырех основных группировок, из которых каждая считала, что именно она выражает "истинный" футуризм, и ожесточенно полемизировала с другими, оспаривая главную роль. Эта борьба происходила в потоках взаимной критики, что усиливало их обособленность и враждебность. Но иногда члены разных групп переходили из одной в другую или сближались.

Футуризм это одно из течений в искусстве авангарда 20 века. Наиболее полно реализован в формалистических экспериментах художников и поэтов Италии и России (1909-21), хотя последователи футуризма были в Испании (с 1910), Франции (с 1912), Германии (с 1913), Великобритании (с 1914), Португалии (с 1915), в славянских странах; в Нью-Йорке в 1915 выходил экспериментальный журнал «291», в Токио - «Футуристическая школа Японии», в Аргентине и Чили существовали группы ультраистов (см. Ультраизм), в Мексике - эстридентистов. Футуризм провозгласил демонстративный разрыв с традициями: «Мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом», - утверждал итальянский поэт Ф.Т.Маринетти (1876-1944) со страниц французской газеты «Фигаро» 20 февраля 1909 (Манифесты итальянского футуризма. Перевод В.Шершеневича, 1914). Маринетти - признанный основатель футуризма. Он выводил футуризм за пределы собственно художественного творчества - в сферу социальной жизни (с 1919 как сподвижник Б.Муссолини он провозглашал родственность футуризма и фашизма; см. его «Futurismo е fascismo», 1924).

Футуризм в России

В России первый манифест итальянского футуризма был переведен и опубликован в петербургской газете «Вечер» 8 марта 1909; благожелательный отклик появился в журнале «Вестник литературы» (1909. No 5). Эстетические идеи итальянских футуристов оказались созвучными поискам художников братьев Д. и Н.Бурлюков, М.Ф.Ларионова, Н.С.Гончаровой, А.Экстер, Н.Кульбина, М.В.Матюшина и др., став в 1908-10 предысторией русского футуризма. Новый путь поэтического творчества был впервые указан в напечатанной в Петербурге в 1910 книжке «Садок Судей» (братья Бурлюки, В.Хлебников, В.Каменский, Е.Гуро). Осенью 1911 они вместе с В.Маяковским и Кручёных составили ядро литературного объединения «Гилея» (будущие кубофутуристы). Им принадлежит и самый хлесткий манифест «Пощечина общественному вкусу» (1912): «Прошлое тесно: Академия и Пушкин непонятнее иероглифов», и потому следует «бросить» Пушкина, Достоевского, Толстого «с Парохода современности», а вслед за ними и К.Бальмонта, В.Брюсова, Л.Андреева, М.Горького, А.Куприна, А.Блока, И.Бунина. Будетляне (неологизм Хлебникова) «приказывали» чтить «права» поэтов «на увеличение словаря в его объеме производными и произвольными словами (Слово-новшество)»; они предсказывали «Новую Грядущую Красоту Самоценного (самовитного) Слова» (Русский футуризм, 41). История русского футуризма складывалась из взаимодействия и противоборства четырех основных группировок: 1) «Гилея» - с 1910 Московская школа «будетлян», или кубофутуристов (сборники «Дохлая луна», 1913; «Затычка», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас», все 1914); 2) Петербургская группа эгофутуристов (1911-16) - И.Северянин, Г.В.Иванов, И.В.Игнатьев, Грааль-Арельский (С.С.Петров), К.К.Олимпов, В.И.Гнедов, П.Широков; 3) «Мезонин поэзии» (1913) - группа московских эгофутуристов «умеренного крыла»: B.Г.Шершеневич, Хрисанф (Л.Зак), К.А.Большаков, Р.Ивнев, Б.А.Лавренев (их сборники - «Верниссаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия»); 4) «Центрифуга» (1913 - 16) (преемственная от петербургского эгофутуризма) - С.П.Бобров, И.А.Аксёнов, Б.Л.Пастернак, Н.Н.Асеев, Божидар (Б.П.Гордеев); их сборники - «Руконог» (1914), «Второй сборник Центрифуги» (1916), «Лирень» (Харьков, 1914-20).

Термин футуризм (точнее - эгофутуризм) применительно к русской поэзии впервые появился в 1911 в брошюре Северянина «Ручьи в лилиях. Поэзы» и в названии его сборника «Пролог «Эгофутуризм». В январе 1912 в редакции ряда газет была разослана программа «Академия эгофутуризма», где в качестве теоретических основ провозглашались Интуиция и Эгоизм; в том же году вышла брошюра «Эпилог «Эгофутуризм», отметившая уход из объединения Северянина. Главой эгофутуризма стал Игнатьев. Он организовал «Интуитивную ассоциацию», напечатал девять альманахов и ряд книг эгофутуристов, а также выпустил четыре номера газеты «Петербургский глашатай» (1912) (см. сборники «Орлы над пропастью», 1912; «Засахаре Кры», «Всегдатай», «Развороченные черепа», все - 1913). В 1913-16 продолжали выходить альманахи издательства «Очарованный странник» (десять выпусков). Дольше всех приверженность идеям «интуитивного индивидуализма» демонстрировал Олимпов.

Против гладкой певучести шуршащих шелком «поэз» петербургских эгофутуристов восстали московские «будетляне» – речетворцы. В своих декларациях они провозглашали «новые пути слова», оправдывая затрудненность эстетического восприятия: «Чтоб писалось туго и читалось туго, неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной»; поощрялось использование «полуслов и их причудливых хитрых сочетаний (заумный язык)» (Кручёных А., Хлебников В. Слово как таковое, 1913). Союзниками поэтов выступали художники-авангардисты («Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи»), да и сами поэты - Д.Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Гуро - были еще и художниками. Тяготение к кубизму было тесно связано с признанием канона «сдвинутой конструкции» (наложение объемов, кубов, треугольников друг на друга). Поэтика «сдвига» в литературном творчестве поощряла лексические, синтаксические, смысловые и звуковые «смещения», резко нарушавшие читательские ожидания (использование снижающих образов и даже вульгарных слов там, где традиция диктовала возвышенную лексику).

В подходе «буцетлян» к словотворчеству обнаружились две тенденции: одна вела к самым крайним формам экспериментаторства (Бурлюк, Кручёных), другая - к преодолению футуризма (Маяковский, Каменский, Гуро). Однако и те и другие опирались на Хлебникова, ведущего теоретика футуризма . Он отказался от силлабо-тонического стихосложения, пересмотрел и пересоздал поэтическую фонетику, лексику, словобразование, морфологию, синтаксис, способы организации текста. Хлебников поддерживал устремления «будетлян» к преобразованию мира средствами поэтического языка, участвовал в их сборниках, где публиковались его поэма «И и Э» (1911-12), «музыкальная» проза «Зверинец» (1909), пьеса «Маркиза Дезэс» (1910, разговорный стих, оснащенный редкостными рифмами и словообразованиями) и др. В сборнике «Ряв!» (1914) и в «Изборнике стихов. 1907-1914» (1915) поэт наиболее близок к требованиям кубофутуристов - «подчеркнуть важное значение всех резкостей, несогласов (диссонансов) и чисто первобытной глупости», заменить сладкогласие горькогласием. В листовке «Декларация слова как такового» и в статье «Новые пути слова» (см. сборник трех поэтов - Кручёных, Хлебникова, Гуро «Трое», 1913). Кручёных вульгаризировал воспринятую у Хлебникова идею «заумного языка», истолковывая ее как индивидуальное творчество, лишенное общеобязательного смысла. В своих стихах он осуществил звуковую и графическую заумь. Поэтические откровения Хлебникова воспринял, откорректировал и приумножил Маяковский. Он широко вводил в поэзию язык улицы, различные звукоподражания, создавал с помощью приставок и суффиксов новые слова - понятные читателям и слушателям в отличие от «заумных» неологизмов Кручёных. В противоположность эстетизации Северянина, Маяковский, как и другие футуристы (Пастернак), добивался нужного ему эффекта - остранения изображаемого - путем деэстетизации («душу выржу»). В 1915 общим в критике стало мнение о конце футуризма. В декабре вышел альманах «Взял. Барабан футуристов» со статьей Маяковского «Капля дегтя»: «Первую часть программы разрушения мы считаем завершенной. Вот почему не удивляйтесь, если в наших руках увидите вместо погремушки шута чертеж зодчего» (Поэзия русского футуризма). В октябрьской революции поэт увидел возможность осуществления своей главной задачи - с помощью стихов приближать будущее. Маяковский стал «комфутом» (коммунистом-футуристом); тем самым он резко разошелся с проектом жизнестроительного искусства, который обосновывал высокопочитаемый им Хлебников. К 1917 понимание искусства как программы жизни трансформировалось у Хлебникова в обобщенно-анархическую утопию мессианской роли поэтов: вместе с другими деятелями культуры они должны создать международное общество Председателей Земного Шара, призванных осуществить программу мировой гармонии в «надгосударстве звезды» («Воззвание Председателей Земного Шара», 1917). В период революционного переворота некоторые футуристы ощущали себя соучастниками событий и считали свое искусство «революцией мобилизованным и признанным».

После революции попытки продолжить футуризм были предприняты в Тифлисе : «заумь как обязательную форму воплощения искусства» утверждали члены группы «41°» - Кручёных, И.Зданевич, И.Терентьев. А на Дальнем Востоке вокруг журнала «Творчество» (Владивосток - Чита, 1920-21) объединились во главе с теоретиком Н.Чужаком - Д.Бурлюк, Асеев, С.Третьяков, П.Незнамов (П.В.Лежанкин), В.Силлов, С.Алымов, В.Март (В.Н.Матвеев). Они искали союза с революционной властью; вошли в .

Слово футуризм произошло от латинского fiiturum, что в переводе означает - будущее.

Что такое футуризм? Таким вопросом задаются все, кто приступает к изучению стилей и направлений мирового искусства. В этой статье подробно разберем, каким был футуризм в России, расскажем о его представителях и особенностях.

Рождение футуризма

Для того чтобы разобраться, что такое футуризм, исследуем, откуда он возник. Его основоположником и автором самого термина считается итальянский стихотворец, которого звали Филиппо Маринетти. Он жил на рубеже XIX и XX веков. Его самое известное произведение - поэма "Красный сахар". Уже само это название подразумевало под собой дискриминацию настоящего и прошлого и возведение будущего в культ.

В 1909 году в газете "Фигаро" был напечатан манифест футуризма, автором которого стал Маринетти. Текст был обращен к начинающим и талантливым итальянским художникам. Автор провозгласил телеграфный стиль и цель выполнить свою задачу максимум за 10 лет, пока не пришло новое поколение со своими правилами.

Также основоположниками этого направления искусства считаются Джакомо Балла, Франческо Балилла Прателла, Карло Карра, Луиджи Русолло, Умберто Боччони, Джино Северини. Они первыми сформулировали, что такое футуризм. В 1912 году в Париже открылась первая выставка художников-футуристов.

Особенности направления искусства

Среди особенностей футуризма его основатели выделяли категорический отказ от традиционной орфографии и грамматики. Поэты много экспериментировали со словотворчеством, художники часто рисовали движущиеся объекты (автомобили, самолеты, поезда). Даже появился специальный термин «аэроживопись».

Большинство представителей футуризма были в восторге от новинок технического прогресса. Например, мотоцикл объявляли более совершенным произведением искусства, чем работы Микеланджело.

Еще одна особенность футуризма - воспевание революций и войн как одних из самых действенных способов омолаживания мира. Многие современные исследователи рассматривают футуризм как своеобразный симбиоз ницшеанства и манифеста коммунистической партии.

Футуризм в изобразительном искусстве

Изначально футуризм появился в изобразительном искусстве. В живописи он отталкивался от нескольких направлений. Это фовизм, оттуда футуризм почерпнул неожиданные цветовые решения, а также кубизм, у которого перенял смелые художественные формы.

Основными художественными принципами футуризма стали движение, скорость, энергия. На полотнах художники стремились достичь этого различными способами. Для их произведений характерны очень энергичные композиции, на которых фигуры разделены на множество небольших фрагментов, пересекающихся острыми углами. При этом преобладают зигзаги, конусы и мелькающие формы. Эффект движения часто достигается с помощью наложения последовательных фаз на одно и то же изображение. Эта техника получила название «принцип симультанности».

Футуризм в России

Что такое футуризм, в России первым узнали братья Бурлюки. Один из них - Давид - стал основателем колонии футуристов под названием "Гилея", в состав которой за короткое время вошли много ярких индивидуальностей. Например, Владимир Маяковской, Велимир Хлебников, Бенедикт Лившиц, Алексей Крученых, Елена Гуро.

Они выпустили свой первый манифест, который окрестили "Пощечина общественному вкусу". В нем представители футуризма призывали сбросить с парохода современности Пушкина, Толстого, Достоевского и всех остальных классиков. Правда, в конце, несколько смягчая свой призыв, отмечают, что тот, кто не забудет первой любви, не познает последней.

Из русского футуризма вышло три настоящих гения - это Маяковский, Пастернак и Хлебников. При этом судьба большинства представителей этого направления искусства оказалась трагичной. Одни были расстреляны, другие погибли в ссылке. Многих обрекли на забвение, как только их слава прошла.

Черты русского направления

В России стиль футуризм унаследовал большинство основных особенностей этого литературного направления, существовавшего в Европе. Но при этом имел и свои уникальные черты.

Представителей отечественной школы футуризма всегда отличало анархичное и бунтарское мировоззрение, они стремились выражать массовые настроения толпы. При этом всячески отрицали культурные традиции, пытаясь создать искусство, устремленное в будущее.

Футуристы в России выступали категорически против устоявшихся норм литературной речи. Экспериментировали в области ритмики, рифмы, сделали частью своего искусства плакаты и лозунги, особенно это относится к Маяковскому. Поэты находились в постоянном поиске раскрепощенного слова, осуществляя эксперименты по созданию собственного, так называемого "заумного" языка.

Развитие

Популярным и известным в России стал футуризм в Серебряном веке. Одним из ярких представителей был Игорь Северянин, который даже издал в 1911 году сборник своих стихов под названием "Пролог. Эго-футуризм".

К тому времени уже достаточно известными были последователи братьев Бурлюков. Их сборник "Садок судей 1" увидел свет еще в 1910 году. Вообще в русском футуризме стихи играли большую роль. Поэтому и основными составителями манифеста "Пощечина общественному вкусу" стали поэты. Они даже сформулировали четыре основных правила для стихотворцев: необходимость расширять поэтический словарь с помощью новых слов, испытывать ненависть к языку, который существовал до них, отказываться от славы, ключевым сделать слово "мы".

Расцвет футуризма

В России расцвет литературного футуризма пришелся как раз на Серебряный век. Именно тогда наибольшей популярности добилось общество "Гилея", основанное братьями Бурлюками. Но главное - это то, что они не были единственными.

Много последователей нашлось у Игоря Северянина, который пропагандировал эго-футуризм. Основные отличия этого направления заключались в массовом употреблении иностранных слов, рафинированности ощущений и показном себялюбии, эгоизме. Среди последователей Северянина можно выделить Сергея Алымова, Василиска Гнедова, Вадима Баяна, Георгия Иванова, Вадима Шершеневича. В основном эго-футуристы базировались в Петербурге.

В Москве выделялось влиятельное обществе "Центрифуга", в состав которого входили Борис Пастернак, Сергей Бобров, Николай Асеев. Свои футуристические группы существовали в Харькове, Киеве, Баку, Одессе.

Закат эпохи "бури и натиска"

Определенный кризис представители футуризма начали испытывать уже в конце 1914 года, когда окончился период "бури и натиска". Как отмечала София Старкина в воспоминаниях о Велимире Хлебникове, футуристы в России добились быстрого и шумного успеха, обрели скандальную известность, которой желали, выпустили несколько десятков стихотворных сборников, организовали несколько оригинальных театральных постановок, а потому быстро сникли. Как будто почувствовали, что их историческая миссия уже выполнена.

К тому же в 1913-1914 годах умерли несколько известных поэтов этого направления. Это Надежда Львова, Василий Комаровский, Богдан Гордеев, Иван Игнатьев.

После победы в Октябрьской революции большевиков футуризм начал окончательно исчезать. Некоторые представители этого направления вступили в новую литературную организацию «ЛЕФ», название которой расшифровывалось как «Левый фронт искусства». Она распалась в конце 1920-х годов. Некоторые представители футуризма, стихи которых были знамениты в России, эмигрировали. К ним можно отнести Давида Бурлюка, Игоря Северянина, Александра Экстера. Александр Богомаз и Велимир Хлебников умерли. Борис Пастернак и Николай Асеев выработали собственный стиль, далекий от футуризма.

Давид Бурлюк

Если рассказывать о конкретных представителях футуризма в России, то начать, прежде всего, нужно с Давида Бурлюка. Именно он считается основателем этого направления в нашей стране.

Бурлюк родился в 1882 году в Харьковской губернии. В детстве лишился глаза, когда играл с братом с игрушечной пушкой. Учился в художественных училищах Одессы и Казани, затем осваивал живопись за границей. В 1907 году вернулся в Россию, вскоре познакомился с Владимиром Маяковским. Вместе они стали одними из самых ярких представителей отечественного футуризма.

Во время Первой мировой войны не подлежал призыву из-за отсутствия глаза. В 1918 году едва не погиб во время погромов, которые устроили в Москве анархисты. После этого уехал в Уфу. Постепенно добрался до Владивостока, откуда эмигрировал в Японию. Написал около трехсот картин на японские мотивы, денег от их продажи хватило, чтобы поселиться в Америке.

Дважды посещал Советский Союз, в 1956 и 1965 годах, стремился издать на родине свои произведения, но безрезультатно. В 1967 году умер в городке Хэмптон-Бейз в штате Нью-Йорк.

Игорь Северянин

Настоящее имя этого поэта - Игорь Лотарев. Он появился на свет в 1887 году в Санкт-Петербурге. Регулярно печататься начал в 1904 году. Его первый знаменитый сборник стихов под названием "Громокипящий кубок" был напечатан в 1913.

Северянин становится одним из самых известных футуристов. Часто выступает перед большой аудиторией. Проводит несколько совместных поэтических вечеров с Владимиром Маяковским.

Получает неофициальный титул короля поэтов на знаменитом выступлении в Большой аудитории Политехнического музея.

В 1918 году уезжает из Петрограда в Эстонию. Вскоре оказывается в вынужденной эмиграции, когда по условиям Брестского мира Эстония отходит Германии. В Россию он больше не вернулся.

Вдали от родины сильно тоскует, пишет много лирических, ностальгических стихов, которые уже нисколько не похожи на его ранние футуристические опыты. В начале 1940-х начал регулярно болеть. Во Вторую мировую войну Северянина хотели эвакуировать в тыл, но не смогли этого сделать. Игорь к тому времени чувствовал себя уже очень плохо.

В октябре 1941 его перевезли в Таллин, где он умер через два месяца от сердечного приступа.

В 1910-е годы одновременно с акмеизмом возникает множество авангардистских течений . Термин «авангард» означает «передовой отряд». Художники, сторонники данного направления во всех областях искусства, в частности, в литературе, проповедовали новаторство, обновление, отказ от сложившихся канонов и традиций. Ценность произведения они видели в новизне и смелости его содержания и формы. В живописи появились авангардные течения: футуризм, кубизм, абстракционизм, примитивизм. Бунтари от искусства ниспровергали прежние традиционные художественные системы. Молодые «гении» — художники, артисты, поэты, музыканты — собирались в скандально известном петербургском кафе под названием «Бродячая собака », где выдвигали безумные планы, спорили, ссорились, пели, играли. Здесь читали свои стихи такие поэты, как К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова и др. Особенно активны были футуристы.

Футуризм зародился в Италии. Теорию этого течения в модернистском (авангардистском) искусстве разработал известный публицист и философ Филиппо Т. Маринетти в статьях «Манифест футуризма» (1909), «Убьем лунный свет» (1911) и др., призывавший «отказаться от того, чтобы быть понятым», «смело творить безобразное», «ежедневно плевать на алтарь искусства», «следовать максимуму беспорядка».

Несмотря на первоначальный восторг, русские художники не приняли в теории Маринетти проповедь насилия и утверждение «железной энергии войн». У русских футуристов нашли понимание только его идеи культа индустриализации и разрыва с прошлыми традициями. Для многих молодых людей футуризм стал стилем жизни. Они провозглашали анархию во всем, полную свободу личности, пренебрегали правилами хорошего тона и пугали тем самым обывателей. Стремясь к «сверхновому», они больше всего страшились «похожести», «стандартности». Сборники футуристов носили претенциозные и необычные названия: «Дохлая луна », «Молоко кобылиц », «Идите к черту » и т. д.

Футуристы делились на будетлян (от слова «будет», то есть новая жизнь) — так называли себя кубофутуристы и эгофутуристы («эго» значит «Я»).

Первое творческое объединение поэтов-футурнстов называлось «Гилея ». В него входили братья Бурлюки, А. Крученых, В. Хлебников, В. Каменский, В. Маяковский, Е. Гуро. Группа состояла из будетлян (кубофутуристов), связанных с кубизмом в живописи. Были и другие группы, например, «Мезонин поэзии » (В. Шершневич, Б. Ивнев, Б. Лавренев и др.), «Центрифуга » (активным членом которой был Б. Пастернак, а также С. Бобров, Н. Асеев).

В 1912 году кубофутуристы издают свой манифест — сборник стихов «Пощечина общественному вкусу ». Предисловие к нему подписали Д. Бурлюк, А. Кручёных, В. Хлебников и В. Маяковский. Поэты требовали революции свободы эксперимента, не скованного условностями: «Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Футуристы выражали свое пренебрежение и к реалистам, и к символистам, отрицали все, что не являлось футуризмом. Будетляне призывали «не отражать действительность, но переделывать ее, выявляя дисгармонию мира». Они утверждали что «Слово должно быть свободно от всякого смысла». Сторонники искусства будущего отвергали силлабо-тонику, игнорировали знаки препинания и т. д. Состав футуристов был очень пестр, многих «заносило» в крайности. Примером является творчество Алексея Кручёных (1886—1968), который работал над обновлением поэтической речи, пытался создать «внесловесный» поэтический язык без смысла и рифм, набирал строчки стихов разными шрифтами без знаков препинания. Этот новый язык он называл «освобожденными словами». И тем самым достигался обратный эффект: не обновления, а разрушения языка.

Этот термин используется для обозначения группы авангардистских художественных движений, получивших распространение в 1910-х - 20-х годах в и Италии. Основное внимание представители этих течений уделяли не содержанию, а форме произведений, для этого они использовали сниженную лексику, штампы, канцеляризмы, жаргонизмы, новые слова, а также фразы и выражения, характерные для оформления афиш и плакатов. Кроме стихосложения, идеи футуристов нашли отражение и в изобразительном искусстве.
Зародился футуризм в Италии: Филиппо Маринетти, автор поэмы «Красный сахар», не только стал основоположником течения, но и ввел сам термин. Он же опубликовал «Манифест футуризма» 20 февраля 1909 г. Именно там он призвал творческих людей к использования «телеграфного стиля». Поддержали идеи Маринетти Боччони, Кара, Балла, Северини.
В России основателями футуристического движения считают членов группы «Гилея» А. Крученых, В. Хлебникова и др. Они также выступили с собственным манифестом («Пощечина общественному вкусу», 1912 г.), в котором призывали отказаться от наследия классиков литературы и правил и норм языка, а также увеличивать словарь поэта за счет словотворчества. В рамках российского футуризма сформировалось еще несколько течений - кубофутуризм, эгофутуризм, объединения «Центрифуга» и «Мезонин поэзии». К концу 20-х годов движение практически угасло.
В творчестве футуризм предполагает отказ от привычной грамматики и правил построения слова и фразы, дает поэту право на собственную орфографию и изобретение новых слов. На первом месте стоит ритм и темп, а содержательная составляющая признается второстепенной. Что касается содержания произведений, то они, как правило, призывали и прославляли разрушение, войны, революции, так как именно в этих явлениях футуристам виделся способ «омоложения», обновления современного им мира.
Изобразительное искусство футуристов берет за основу фовизм и кубизм, причем если от первого переняли цветовые решения, то от второго - художественные формы. Искусство должно было стать эмоциональным выражением динамики окружающей художника действительности. Основные принципы художника этого направления - движение, энергия и скорость, поэтому для произведений футуристов характерны раздробленные на фрагменты фигуры, острые углы, зигзаги, скошенные конусы, спирали. Также они следовали так называемому принципу симультанности - когда для передачи движения использовалось наложение последовательных фаз на одно и то же изображение.
Несмотря на недолгое существование, футуризм оставил заметный след в истории культуры, а также положил начало нескольким другим художественным течениям.



Похожие статьи
 
Категории