Где установлены скульптуры м клодта. Воплощение в бронзе

10.03.2019

Аничков мост через реку Фонтанка, безусловно, является украшением Санкт-Петербурга. На нем располагаются четыре скульптурные композиции «Укротители коней», изображающие противоборство человека и коня, который изо всех сил стремится вырваться на волю. Автором этих скульптур является барон Петр Карлович Клодт, который в середине XIX века снискал себе славу величайшего «лошадиного» мастера.

Родившись в 1805 году в Санкт-Петербурге, часть своего детства и юность Петр Кл одт пр овел в Омске, куда из столицы его отца перевели командовать штабом Отдельного Сибирского корпуса. Естественно, генерал-майор и участник Бородинского сражения, барон Карл Федорович Клодт фон Юргенсбург в св оем сыне видел исключительно продолжателя славных военных традиций семьи. Мальчик был отдан на учебу в Омский кадетский корпус, откуда, правда, он частенько убегал. Однажды его никто не видел четыре дня. Нашли его в одном из казахских селений, рассматривающим лошадей. В характеристике, которую ему дали после окончания учебного заведения, подчеркивалось, что кадет проявил особые способности к изображению лошадей. Вот такая вот любовь к животным. А все потому, что барон фон Юргенсбург маленькому Петру вырезал из бумаги лошадок.

В 1822 году после смерти главы семейства Клодты возвращаются в Санкт-Петербург. Петр Кл одт поступил в Михайловское артиллерийское училище, а в свободное время, по описанию своих товарищей, «брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей в малых размерах». После окончания учебного заведения будущий создатель скульптур для Аничкова моста получил чин подпоручика, служил в учебной артиллерийской бригаде, но в 1827 году уволился с военной службы и решил заняться своим увлечением - скульптурой. Он стал вольнослушателем Академии художеств. Но перед этим два года занимался самообразованием, копируя современные и античные произведения искусства и рисуя с натуры. Как утверждали очевидцы, Клодт пр иводил в свое полуподвальное помещение, где он тогда ютился, настоящих лошадей и, устроившись рядом, часами рисовал натурщиц, рискуя получить копытом по голове. Внутри его «квартиры» было грязно, валялись комки глины, чертежи, зарисовки. Люди недоумевали: как барон может жить в таком убожестве? Понять гениев - удел не каждого человека, отметил как-то скандальный радиоведущий Говард Ст ерн.

Еще находясь на военной службе, Клодт вырезал из дерева и раскрашивал небольшие фигурки лошадей, с безукоризненной точностью выполнял все детали, имитируя глаза вставками из стекла, делая из волос хвост и гриву. Его поделки становятся популярными в Петербурге, и вскоре одна из деревянных статуэток попадает в руки императора Николая I. «Прелестно. Кто же сей даровитый резчик?», - спросил обожавший подобные игрушки монарх. «Барон Клодт, Ваше Величество. Отставной поручик», - ответили ему. После этого разговора молодой скульптор без профессионального художественного образования получил заказ от императора: вырезать из дерева отряд конногвардейцев. Дальше-больше. «Лошадиного» мастера привлекают к оформлению Нарвских ворот, над которыми уже работали в тот момент известные скульпторы Пименов и Демут-Малиновский. На аттике арки установили шестерку коней, несущую колесницу богини славы, выполненную из кованой меди по модели Петра Клодта. Открытие триумфальных Нарвских ворот состоялось в сентябре 1834 года. Существует легенда, что после этой работы Николай I сказал барону: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

Следующей и, пожалуй, самой известной работой скульптора, над которой он работал около 20 лет, стали «Укротители коней» - четыре бронзовые композиции на Аничковом мосту. Интересно, что укротители и кони должны были размещаться на дворцовой пристани Адмиралтейской набережной, но позже все же решили их установить на опорах реставрируемого Аничкова моста. Эта идея принадлежала Петру Клодту. На этот счет существует еще одна легенда о том, как проект получил императорскую поддержку. Однажды на Дворцовой набережной кучер Клодта вздумал, в нарушение всех правил этикета, соревноваться в скорости езды с кучером самого государя и даже обогнал его. Взбешенный Николай успел только по­грозить кулаком вслед быстро удалявшейся коляске Клодта. Через несколько дней император неожиданно нагрянул в мастерскую скульптора для осмотра моделей «Укротителей». Он долго стоял перед скульп­турной группой молча, а потом сказал: «За этих – прощаю!»

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года. На боковых пьедесталах стояли две пары скульптурных композиций: бронзовые группы находились на правом берегу Фонтанки, а на пьедесталах левого берега установили гипсовые раскрашенные копии. Клодт, который в 1838 году возглавил Литейный двор Императорской Академии художеств, в скором времени отлил из бронзы еще две пары скульптур, однако на мост они не попали. Их отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму. Клодту пришлось самому сопровождать щедрый подарок Николая I в столицу Пруссии, где его коней установили на самом почетном месте - у королевского дворца. Однако потомку вестфальских рыцарей и обрусевшему немецкому барону Берлин совершенно не понравился. «Здешние яства и вина променял бы на черный хлеб да квас - только бы по­скорее вернуться в Россию!» - писал он в письме своему другу, архитектору Александру Брюллову. Однако недостаток русского кваса король Фридрих Вильгельм щедро ему компенсировал, наградив скульптора орденом Красного орла третьей степени и бриллиантовой табакеркой.

Вновь отлитые бронзовые «Укротители» сменили гипсовые композиции на Аничковом мосту в 1844 году, однако простояли они там всего два года. Николай I распорядился снять их и отправить в Неаполь королю обеих Сицилий Фердинанду II. Появились кони Клодта и в других местах – в Стрельне, Петергофе и в усадьбе князя Голицына в Кузьминках под Москвой. Только в начале 50-х годов XIX века на мосту гипсовые скульптуры были заменены на бронзовые. При этом они отличались от первых двух композиций: укротитель и конь те же, а сюжет появился новый. В четырех скульптурах Клодт отразил разные моменты укрощения животного. В первой группе обнаженный атлет еще сдерживает коня, в следующей - драматизм нарастает, могучим движением человек осаживает коня, вставшего на дыбы. В третьей группе - в яростной и достигшей предела схватке укротитель повержен на землю, но в последней композиции неимоверными усилиями, припав на одно колено и захватив обеими руками корду, атлет все-таки сумел покорить животное.

Вокруг одной из композиций до сих пор ходят легенды. Под хвостом коня Клодт вылепил чье-то лицо. Версий несколько. Либо это портрет самого Петра Карловича, либо его недоброжелателя, которому скульптор таким образом решил отомстить, либо Наполеона. Единого мнения до сих пор нет. За «Укротителей» Клодт получил различные правительственные награды, а в процессе работы над скульптурами его назначили профессором Академии художеств, выделили квартиру и мастерскую. Вдобавок он стал членом Берлинской, Парижской и Римской академий художеств. В общем, карьера у отставного поручика пошла в гору. Неизвестно, добился бы он таких успехов на военной службе.

В июне 2005 года в честь 200-летия со дня рождения Петра Клодта была выпущена серебряная монета достоинством 2 рубля и тиражом 10 тысяч штук. Вместе с портретом мастера на ней изображена одна из скульптурных групп «Укротителей коней» на Аничковом мосту, которая сделала его известным во всем мире.

Одна из красивейших и наиболее фотографируемых скульптурных композиций в , . Многим известен , перекинутый через Фонтанку, но мало кто знает, откуда взялись на нем четыре гигантских коня с укротителями. Композиция так и называется «Укротители коней» и она давно стала визитной карточкой Санкт-Петербурга.

Скульптуры выполнены в 19-м столетии П. К. Клодтом, работы которого были широко известны. По приказу Николая Первого в 1841 году он отлил коней, ведомых юношами для украшения Набережной Невы. Однако его коням нашли другое применение и вскоре перевезли из литейной Васильевского острова на Фонтанку. Поначалу было две бронзовых скульптуры, а другие две были гипсовыми, но скульптор быстро создал их бронзовые копии, которыми был украшен восточный берег реки.

Однако судьба скульптур Клодта была переменчивой. Вскоре Николай Первый решил презентовать эти фигуры прусскому королю Фридриху Вильгельму, поэтому их перевезли в Берлин. Тогда Клодт создал новые фигуры юношей и коней, но и они стали подарком, на этот раз для короля Сицилии. Странная судьба «коней» заставила скульптора по-новому взглянуть на тему покорения природы человеком. К 1850 году он создал скульптурную группу, в которой четыре образа символизировали этапы укрощения коня.

Первый экспонат представлен атлетом, сдерживающим вздыбленного коня, взяв его за узду. Второй экспонат демонстрирует борьбу животного с человеком. В третьей скульптуре конь почти вырвался, а юноша повержен и лежит на земле. И, наконец, в четвертой атлет все-таки покоряет коня. Так выдающийся скульптор сумел передать целую гамму взаимоотношений человека с природой. На этот раз скульптуры остались на Аничковом мосту, а царь похвалил мастера за оперативную и качественную работу.

Известно, что на церемонии открытия моста он дружески похлопал скульптора по плечу и произнес следующие слова: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!» Ближайшая к достопримечательностям станция метро - «Гостиный двор».

Фото достопримечательности: Скульптуры Клодта на Аничковом Мосту

Награды Работы на Викискладе

Мальчик, юноша, офицер [ | ]

Семья будущего скульптора (небогатая, но родовитая) происходила из балтийских немецких аристократов, состояла из потомственных военных. Его прапрадед был одним из известных деятелей Северной войны , был генерал-майором шведской армии. Отец скульптора был боевым генералом, воевал в Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца.

Несмотря на то, что П. К. Клодт родился в 1805 году в Санкт-Петербурге, детство и юность его прошли в Омске , где отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Там, вдали от стандартов столичного образования, вдали от европейской культуры проявилась склонность барона к резьбе, лепке и рисованию. Больше всего мальчику нравилось изображать лошадей, он видел в них особое очарование.

Как и его предки, мальчик готовился к военной карьере. В Омске учился в войсковом казачьем училище . В 1822 году, в возрасте 17 лет, он вернулся в столицу и поступил в артиллерийское училище . Всё свободное время, которое оставалось от обучения ратному ремеслу, он отдавал своему увлечению:

Также известно, что в этот период Клодт много времени посвящал изучению поз, аллюров и повадок лошадей. «Постигая коня как субъект художественного творчества, он не имел иного наставника, кроме натуры» .

После окончания училища будущий скульптор получил чин подпоручика. Офицер служил в учебной артиллерийской бригаде до 23 лет, а после этого в 1828 году ушёл с военной службы и решил далее заниматься исключительно скульптурой.

Скульптор [ | ]

Два года Клодт учился самостоятельно, копировал современные и античные произведения искусства и работал с натуры. С 1830 года он является вольнослушателем Академии художеств , его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос , а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский . Они, одобряя работы и талант молодого скульптора, помогали ему добиваться успеха. Всё это время Пётр Карлович жил и работал в одном из подвалов. Туда он даже заводил лошадей. Там он рисовал их в самых разных ракурсах. Клодт изучил лошадь со всех её сторон и поз. Внутри его рабочего помещения было грязно, валялись комки глины, чертежи, зарисовки. Сам же барон ходил в затрапезье. Люди недоумевали: «Как барон может жить в таком убожестве?»

Одарённость и упорство Клодта принесли неожиданные дивиденды : с начала 1830-х годов большим успехом стали пользоваться его статуэтки , изображающие лошадей.

Нарвские триумфальные ворота

Кони Нарвских ворот [ | ]

Сильным продолжением карьеры стал большой правительственный заказ на скульптурное оформление Нарвских ворот совместно с такими опытными скульпторами, как С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский . На аттике арки установлена несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году . В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы. При этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения.

После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство Николая I . Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

Аничков мост [ | ]

В конце 1832 - начале 1833 года скульптор получил новый правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения дворцовой пристани Адмиралтейской набережной . Летом 1833 года Клодт изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств.

Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой скульптора и было решено выполнить обе первые группы в полном размере.

После этого успеха в работе над этим проектом наступил перерыв, обусловленный тем, что Клодт завершал работу над скульптурной композицией Нарвских ворот.

Этот перерыв закончился в середине 1830-х, и работа над проектом была продолжена. Император Николай I , курировавший проект пристани, не одобрил сочетание львов и лошадей.

П. К. Клодт обратил внимание на проект перестройки Аничкова моста и предложил поставить скульптуры не на пристанях Адмиралтейской набережной или на Адмиралтейском бульваре , а перенести их на опоры Аничкова моста.

Предложение было одобрено и новый проект предусматривал установку двух пар скульптурных композиций на четырёх пьедесталах на западной и восточной сторонах моста.

К 1838 году первая группа была реализована в натуральном размере и готова к переводу в бронзу.

Внезапно возникло непреодолимое препятствие: скоропостижно умер, не оставив преемника, руководитель Литейного двора Императорской академии художеств В. П. Екимов .

Без этого человека отливка скульптур была невозможна, вследствие чего скульптор принял решение самостоятельно руководить выполнением литейных работ.

Воплощение в бронзе [ | ]

Для выполнения работ ему пригодились навыки основ литейного дела , которым его обучали в артиллерийском училище, практически освоенных на службе в артиллерии и применённых на уроках В. П. Екимова в бытность Клодта вольнослушателем академии.

Возглавив Литейный двор в 1838 году, он занялся усовершенствованием, привнеся в работу производства технологические новинки и современные методы.

То, что скульптор стал литейщиком, принесло неожиданные результаты: большинство отлитых статуй не требовало дополнительной обработки (чеканки или исправлений).

Для достижения этого результата потребовалась тщательная работа над восковым оригиналом с воспроизведением мельчайших подробностей и целиковой отливкой композиции (до этого момента такие большие скульптуры отливались по частям). Между 1838 и 1841 годами скульптор успел изготовить в бронзе две композиции и начать подготовку к отливке второй пары скульптур.

На боковых пьедесталах стояли две пары скульптурных композиций: бронзовые группы находились на правом берегу реки Фонтанки (со стороны Адмиралтейства), на пьедесталах левого берега были установлены гипсовые раскрашенные копии.

В Берлине [ | ]

Кони перед Берлинским замком

Повторные отливки были изготовлены в 1842 году, но до моста не добрались, император подарил эту пару прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и по его указанию скульптуры отправились в Берлин украшать главные ворота королевского дворца .

В Неаполе [ | ]

В 1843-1844 копии были изготовлены повторно.

С 1844 до весны 1846 года они оставались на пьедесталах Аничкова моста, затем Николай I отправил их «королю обеих Сицилий» Фердинанду II (в Королевский дворец в Неаполе).

Также копии скульптур установлены в садах и дворцовых сооружениях в России : в окрестностях Санкт-Петербурга - у Орловского дворца в Стрельне и Петергофе , а также на территории усадьбы Голицыных в подмосковных Кузьминках , усадьбе Кузьминки-Влахернское.

С 1846 года на восточной стороне Аничкова моста снова были помещены гипсовые копии, а художник начал создавать дальнейшее продолжение и завершение ансамбля.

Участники композиции были те же: конь и водитель, но у них иные движения и композиция, а также новый сюжет.

На выполнение копий у художника ушло четыре года, и в 1850 году гипсовые скульптуры окончательно исчезли с Аничкова моста, и на их место солдаты Сапёрного батальона под руководством барона Клодта водрузили новые бронзовые фигуры. Работы над оформлением Аничкова моста были завершены.

Сюжет [ | ]

  1. В первой группе животное покорно человеку - обнажённый атлет, сжимая узду, сдерживает вздыбленного коня. И животное, и человек напряжены, борьба нарастает.
    • Это показано с помощью двух основных диагоналей: плавный силуэт шеи и спины лошади, который можно увидеть на фоне неба образует первую диагональ, которая пересекается с диагональю, образуемой фигурой атлета. Движения выделены ритмичными повторами.
  2. Во второй группе голова животного высоко вздёрнута, пасть оскалена, ноздри раздуты, конь бьёт передними копытами по воздуху, фигура водителя развёрнута в форме спирали, он пытается осаживать коня.
    • Основные диагонали композиции сближаются, силуэты коня и водителя как бы переплетаются между собой.
  3. В третьей группе конь одолевает водителя: человек повержен на землю, а конь пытается вырваться на волю, победно выгибая шею и сбросив попону на землю. Свободе коня препятствует только узда в левой руке водителя.
    • Основные диагонали композиции отчётливо выражены и выделено их пересечение. Силуэты коня и водителя образуют раскрытую композицию, в отличие от первых двух скульптур.
  4. В четвёртой группе человек укрощает разъярённое животное: опираясь на одно колено, он укрощает дикий бег коня, обеими руками сжимая узду.
    • Силуэт коня образует очень пологую диагональ, силуэт водителя неразличим из-за драпировки, спадающей со спины коня. Силуэт памятника снова получил замкнутость и уравновешенность.

Прообразы [ | ]

Прямым прообразом коней Клодта послужили фигуры Диоскуров в Римском форуме на Капитолийском холме , но у этих античных скульптур был неестественный мотив движения, а также налицо нарушение пропорций: по сравнению с увеличенными фигурами юношей кони выглядят слишком маленькими.

Кони Марли

Другим прообразом были «» французского скульптора Гийома Кусту , созданные им около 1740 года, и находящиеся в Париже на въезде на Елисейские Поля с площади Согласия . В трактовке Кусту кони олицетворяют животное начало, символизируют стремительную неукротимую свирепость и изображены гигантами рядом с малорослыми водителями.

Клодт, в свою очередь, изображал обычных кавалерийских лошадей, анатомию которых изучал много лет.

Служебный дом [ | ]

В 1845-1850-х годах Клодт принимал участие в работах по перестройке «Служебного дома» Мраморного дворца : по проекту А. П. Брюллова нижний этаж предназначался под дворцовые конюшни, а корпус, выходящий в сад, должен был стать манежем .

В связи с этим предназначением для украшения здания по фасаду , над окнами второго этажа, во всю длину средней части здания, был выполнен семидесятиметровый рельеф «Лошадь на службе человека».

Его выполнил Клодт по графическому эскизу архитектора, он состоял из четырёх блоков, не объединённых общим сюжетом или идеей:

Искусствоведы считают, что этот рельеф был выполнен Клодтом по образу и подобию коней на фризе Парфенона .

Это мнение поддерживается и римским облачением людей, изображённых на рельефах.

Клодт смог применить новаторский приём: он сделал памятник, непохожий на пластические изображения полководцев, царей, вельмож, которые в его время украшали Санкт-Петербург и Москву , отказавшись от привычного языка аллегорий и создав реалистически точный портретный образ.

Скульптор изобразил баснописца сидящим на скамье, одетым в повседневную одежду в естественной расслабленной позе, как будто он присел отдохнуть под липами Летнего сада.

Все эти элементы акцентируют внимание на лице поэта, в котором скульптор старался передать характеристику личности Крылова. Скульптору удалось воплотить портретное и общее сходство поэта, что было признано современниками.

Замысел художника пошёл дальше простого изображения поэта, Клодт задумал создать скульптурную композицию, расположив по периметру пьедестала горельефные образы персонажей басен.

Изображения носят иллюстративный характер, и для создания композиции Клодт в 1849 году привлёк к работе известного художника-иллюстратора А. А. Агина .

Клодт перенёс фигуры на пьедестал, тщательно сверив изображения с живой натурой.

Работы над памятником были закончены в 1855 году.

Критика памятника [ | ]

Клодт был подвергнут критике за мелочную придирчивость с целью достижения максимального реализма в изображении животных на горельефе, автору указывали, что персонажи басен в воображении читателей скорее являлись аллегорическими , чем представляли собой реальных раков, собак, лисиц.

Несмотря на эту критику, потомки высоко оценили работу скульпторов, и памятник Крылову занял достойное место в истории русской скульптуры.

Памятник князю Владимиру Киевскому [ | ]

Работы завершились представлением в 1835 году проекта президенту Императорской академии художеств.

По невыясненным причинам работы над проектом приостановились на десятилетие.

В 1846 году Демут-Малиновский умер, после этого руководство работами взял на себя архитектор К. А. Тон .

В конце того же года появляются сведения, что «проект принят к исполнению» . Тон перекомпоновал проект, взяв за основу эскиз модели Демут-Малиновского и спроектировал постамент в виде высокой башнеобразной церкви в псевдовизантийском стиле.

Клодт в то время руководил литейным двором Академии художеств, ему была поручена отливка памятника в бронзе. Перед отливкой ему пришлось воспроизвести маленькую фигурку, сделанную в своё время Демут-Малиновским в гигантском масштабе памятника.

При выполнении этой работы неизбежно внесение изменений относительно модели.

Оценить эти различия невозможно, так как эскизная модель не сохранилась.

Большую работу Клодт проделал над лицом скульптуры, придав ей выражение одухотворённости и вдохновения.

Памятник представляет собой бронзовую статую высотой 4,5 метра, установленную на пьедестале высотой 16 метров. Монумент лаконичный и строгий, принадлежит к типичным образцам русского классицизма . Князь Владимир одет в длинный, ниспадающий плащ, в его руке - крест, который он простирает над городом.

Клодт сделал свою работу очень добросовестно, перевёз статую из Санкт-Петербурга в Киев и очень удачно выбрал место для неё: статуя вписана в высокий гористый пейзаж берега Днепра.

Памятник Николаю I [ | ]

Памятник для установки на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге был спроектирован Огюстом Монферраном в 1856-1859 годах. Проектировался как объединяющий центр разностильного архитектурного ансамбля большой площади между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором .

Объект культурного наследия, объект № 7810032000
объект № 7810032000

Над оформлением памятника работали несколько скульпторов: сам Клодт выполнил фигуру императора. Пьедестал оформили скульпторы :

Вершиной композиции является конная фигура императора. Первоначальный эскиз, созданный Клодтом, представлял собой всадника на спокойно стоящем коне. Автор с помощью мимики и жестов планировал отразить характер императора, но этот вариант был отвергнут Монферраном по причине того, что не мог служить изначальной цели объединения пространственных ансамблей.

Скульптор создал новый эскиз. В нём, отказавшись от замысла дать характеристику персонажа, он изобразил коня в движении, опирающегося только на заднюю пару ног. При этом стремительной позе коня противостоит вытянутая в струну парадная фигура императора. Для воплощения этого эскиза скульптор точно рассчитал вес всей конной фигуры для того, чтобы она стояла, опираясь лишь на две точки опоры. Этот вариант был принят архитектором и воплощён в бронзе.

Техническое мастерство выполнения сложнейшей задачи - постановка коня на две точки опоры. Для их прочности Клодт заказал на лучшем заводе в Олонецкой железные подпоры (весом в 60 пудов , стоящие 2000 руб. серебром).

Оценка работы в советское время [ | ]

Храм Христа Спасителя в Москве [ | ]


Знаменитые кони Клодта, украшающие Аничков мост, являются гордостью Петербурга. А автором этих знаменитых шедевров является Петр Карлович Клодт, потративший на их создание около 20 лет. Сейчас кажется, что лучшего места для этих великолепных скульптур не найти. Но на самом деле история их установки началась совсем не с Аничкового моста.

В 1832 году Университетскую набережную, напротив Академии Художеств, было решено украсить в греческом стиле двумя скульптурными группами бронзовых коней с их укротителями – братьями-близнецами Диоскурами, героями древнегреческой мифологии.


Выполнить этот заказ поручили скульптору из Санкт-Петербурга Петру Клодту, который и приступил к работе. Однако спустя некоторое время планы поменялись – и на набережной вместо коней легли древние изваяния двух сфинксов XIII века, доставленных из столицы Египта.


В то время над ансамблем Дворцовой площади работал знаменитый скульптор Карл Росси. И он решил украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством львами и конями Клодта. Но император Николай I такую идею не одобрил, на пристани разместили сторожевых львов с шарами и вазы. Петр Клодт стал самостоятельно подыскивать место для их установки, и выбрал Аничков мост. Там их и установили в 1841 году, на одной стороне моста, западной. А на другом берегу временно поставили их копии из гипса, покрашенные под бронзу.


За год Клодт изготовил еще две скульптуры, но до моста они так и не дошли. В качестве подарка от Николая I прусскому королю кони отправились в Берлин, где и были установлены. Потратив еще год, Клодт отлил новые копии бронзовых коней, их установили, но через три года, сняв с постаментов, отправили в Неаполь. Пока копии раздаривались в качестве царских подарков, у скульптора родилась новая идея. Он решил не делать больше копии, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом.

В 1851 году мост, украшенный конными группами, предстал во всей красе. Все композиции объединены в единую последовательность, отражающую этапы покорения необъезженного коня человеком, и символизирующую борьбу человека с грозными силами природы и торжество над ними. По замыслу Клодта, фигуры на мосту расположены так, что рассмотреть их все одновременно с какой-либо точки невозможно, а рассматривать их следует, постепенно переходя от одной к другой. Но в зависимости от начальной точки, сюжет будет выглядеть по-разному.

Например, так:


Юноша в ожидание противоборства в напряжении сдерживает вставшего на дыбы коня. Конь стоит на дыбах, пытаясь вырваться, юноша его удерживает. Конь сбросил попону и почти вырвался. Юноша повержен, но коня удерживает, натягивая узду. Приподнявшись и опираясь на колено, юноша подчиняет себе дикого коня.

Или так:


Начало поединка… Юноша пытается схватить коня, вставшего на дыбы.
Коню почти удалось вырваться, но юноша удерживает его из последних сил.
Юноша уже уверенно сдерживает коня, а тот ему постепенно покоряется.
Победивший юноша уверенно ведет под уздцы подчинившегося коня.

Но есть одна интересная деталь: на копытах обоих коней, обращенных в сторону Адмиралтейства, имеются подковы, а два коня на другой стороне – не подкованы.


Многие объясняют это так: в те времена на Литейном проспекте и в Кузнечном переулке находились литейные мастерские и кузницы, поэтому от кузниц движутся уже подкованные лошади.


В начале борьбы дикие кони должны быть неподкованными, и лишь после того, как человек их приручил, коней можно было подковать. С учетом этого факта, сюжет представляется по-другому:


Припавший на одно колено юноша, останавливает дикого, еще не подкованного, коня.
Конь сбросил юношу и почти вырвался от него. Конь, еще пытаясь сопротивляться, начинает подчиняться воле человека. Конь подкован. Укротитель и взнузданный и подкованный конь уверенно шагают рядом.

Но на этом варианты не заканчиваются, есть еще один интересный:


Человек лежит на земле. Вот он встал на колено. Вот он уже встал на ноги. И вот он уже идет во весь рост, взяв коня под уздцы. Но разве может лежащий на земле кого-то укротить? Человек может с помощью коня подняться с земли, и тогда выходит что вся эта композиция не Укрощение коня, а Возвышение человека, устремление его ввысь, благодаря коню. И убеждает в этом последняя группа, где рядом идут два самых великолепных существа на земле, одинаково красивых сильных и грациозных. Кстати, сам Клодт назвал свои изваяния Конь с водничим, именно Конь стоит у него на первом месте.

БОНУС

Став по правой стороне моста спиной к Адмиралтейству, многие туристы стремятся заглянуть под скакуна, который ближе к Аничковому дворцу.


По одной из самых известных баек Клодт вылепил гениталии этого коня в виде лица – то ли Наполеона, то ли любовника своей супруги. К реальности это отношение вряд ли имеет, но туристов забавляет.

Специально для тех, кто интересуется историей и достопримечательностями Санкт-Петербурга .

Пётр Клодт происходит из небогатой, но весьма аристократичной немецкой семьи, состоящей из доблестных воинов. Его прадед был одним из самых ярких людей в истории Северной Войны, который честно служил Швеции в чине генерал-майора. Отец Петра был генералом, показавшим себя на полях сражений в Отечественной войне 1812 года. Юные годы будущего скульптора прошли в Омске, где служил его отец. Именно здесь, в тихом городе, отдалённом от шумного и блестящего Петербурга с его соблазнами и пороками, Клодт увлекся рисованием и лепкой, оживляя в своих работах образы лошадей, которые у него особенно живописно и реалистично получались.

После обучения в войсковом казачьем училище Клодт вернулся в Петербург. В тот момент ему было 17 лет. Он без проблем поступил в артиллерийское училище, но свободные часы с вдохновением отдавал любимому хобби. При малейшей возможности барон Клодт брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или вырезал фигуры лошадей, одновременно с этим углубленно изучая повадки грациозных животных.

После окончания училища Клодт получил действительный чин подпоручика и даже некоторое время прослужил в учебной артиллерийской бригаде, однако уже в 1828 году ушёл с военной службы, решив отныне заниматься только скульптурой. Двумя годами позднее, не прекращая заниматься самообразованием, он поступил в Академию художеств в качестве вольнослушателя. Он состоял при мастерской известного литейщика Екимова, который руководил отливкой самых знаменательных памятников начала XIX столетия. Именно Екимов посвятил ученика в секреты своего дела.

Также покровительство Клодту оказывал ректор Академии - Мартос Иван Петрович, поощрявший начинания молодого скульптора, жившего в одном из подвалов академии и, как гласит молва, нередко державшего здесь же лошадей, с которых лепил статуэтки, приносившие ему неплохой доход. Нужно отметить дальновидность и простоту Мартоса, который частенько приглашал Клодта в гости и запросто дал согласие на брак с одной из дочерей - Иулианией Ивановной, ставшей Клодту преданной супругой.

Соколов Петр Федорович. «Портрет П.К.Клодта» Фото: Commons.wikimedia.org

Нарвские триумфальные ворота и первые плоды славы

Прилежание и несомненный талант Петра Клодта быстро принесли свои результаты. В 1831 году вместе со скульпторами Пименовым и Демут-Малиновским он получил серьёзный правительственный заказ и начал работу над созданием изящной скульптурной группы из шести коней, впряжённых в колесницу Славы (сейчас она украшает собой арку Нарвских триумфальных ворот). Кони Клодта — это стремительно мчащиеся и вздымающиеся вверх животные. В них чувствуется дикая неукротимость и сокрушающая энергетика, которая придаёт арке не только торжественный, но и воистину триумфальный вид.

Гениальная работа получила своё признание. Молодого мастера наградили званием академика, а также квартирой при Академии художеств и большой мастерской, где Клодт проводил большую часть своего времени. Нередко он возбуждал в рафинированном петербургском обществе толки да пересуды, в которых он представал как одержимый художник в вечно запачканной блузе, с всклокоченной головой, встречающий в грязной мастерской лучших представителей знати и даже членов династии, не особенно церемонясь и ведя себя крайне просто.

После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство Николая I. Фото: Commons.wikimedia.org / Ирина Смирнова

Как Николай I дарил коней

Следующей монументальной работой, вознёсшей Клодта на Олимп славы, стал заказ на выполнение двух скульптурных групп «Укротители коней», которыми сначала хотели украсить пристани Адмиралтейского бульвара (сейчас на этом месте находится Александровский сад - прим.). Заказ был получен в 1832 году. Работы продолжались вплоть до 1841 года, когда на Аничковом мосту на западных устоях появились две бронзовые скульптурные группы, а на восточных — их гипсовые копии, выполненные под бронзу. Впрочем, кони простояли на мосту недолго: уже в 1842 году Николай I отправил их в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, в 1846 году вновь отлитых коней подарили королю Сицилии Фердинанду II, а ещё позднее копии «Укротителей коней» были установлены в Петергофе, Стрельне и на Конном дворе усадьбы Кузьминки под Москвой.

Клодт, который к тому времени уже, наверное, должен был почувствовать дурноту от этой вереницы коней, решил больше не делать копий. В 1850 году на Аничковом мосту установили бронзовые статуи, которые были отлиты по новым моделям, в результате чего появилась композиция из четырёх разных скульптурных групп, представляющих драматическую историю с последовательно развивающимся сюжетом: покорение коня человеком, побеждающим в борьбе над беспощадным могуществом природы.

Если внимательно смотреть на скульптуры, то можно увидеть, что в первой группе обнаженный атлет с усилием сдерживает коня, в следующей - осаживает его могучим движением, в третьей - схватка доходит до своего пика - человек повержен на землю, и в последней композиции атлет, припадая на одно колено, хватает коня, и, держа обеими руками корду, всё-таки одерживает верх на животным. Есть и ещё одна любопытная для наблюдательных деталь: статуи коней, «глядящих» в сторону Адмиралтейства подкованы, а статуи тех, что смотрят в сторону площади Восстания - нет. Объясняется это тем, что на Литейном проспекте находились литейные мастерские и кузницы, и потому подкованные лошади «идут» от кузниц, а неподкованные лошади, напротив, следуют в них.

За свой шедевр Пётр Клодт получил профессорское звание и весомую ежегодную пенсию. Казалось бы, теперь он мог не беспокоиться о безбедном будущем, однако скульптор был неутомим. Следующей значимой его работой стал памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду. Издатель сатирико-просветительских журналов сидит на постаменте, украшенном изображениями животных из знаменитых басен. Последней работой Клодта стал конный монумент императору Николаю I, что стоит на Исаакиевской площади. Скульптура примечательна не только с художественной, но и с технической точки зрения: статуя имеет только две точки опоры без какой-либо вспомогательной подпорки, что не может не приковывать внимание и не вызывать восхищённый возглас.

Первоначальный эскиз, созданный Клодтом, представлял собой всадника на спокойно стоящем коне. Фото: Commons.wikimedia.org

Последний шедевр

Пётр Клодт умер в 1867 году в возрасте 62 лет, проведя последние годы жизни на мызе Халала, в Финляндии. Смерть застигла скульптора в тот момент, когда он начал вырезать картонную лошадку — своё последнее, неоконченное творение, маленький шедевр для любимой внучки.



Похожие статьи
 
Категории