Герой Нашего Времени… это портрет, составленный из пороков всего. « Герой Нашего Времени … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения »

18.04.2019

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» написан в 1840 г. Это первый психологический роман в русской литературе, исследующий внутренний мир главного героя – молодого дворянина, военного офицера Григория Александровича Печорина.

Раскрытие образа

Образ Печорина раскрывается постепенно. Вначале мы видим его глазами Максима Максимыча, пятидесятилетнего штабс-капитана. Старик рассказывает автору о том, что имел удовольствие знать весьма странного человека Г.А. Печорина. Он, по его словам, не простой «малый», обладающий рядом необъяснимых противоречий: мог целый день охотиться под моросящим дождем, а мог простудиться из-за открытой форточки; способен пойти на кабана один на один, но при этом испугаться стука закрывающегося окна. Максима Максимыча удивляла его способность молчать часами, а порой рассказывать так, что «животики надорвешь со смеха».

Мы узнаем также о богатстве Печорина, о его особенном предназначении: «Есть этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться необыкновенные вещи!».

Проблема Печорина

Главная беда Печорина в том, что ему все быстро надоедает. В юности он обратился к свету, но высшее общество быстро наскучило ему, в образовании, которое он получал годами, Печорин не видит смысла. Надежда на обретение интереса к жизни на Кавказе также оказывается ложной: свист пуль тревожит его не более жужжания комаров. Бэла, юная черкешенка, была последним шансом для Печорина. Но оказалось, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни».

Внутренние противоречия героя выражаются и в его внешности, представленной читателю глазами странствующего офицера – автора-рассказчика, близкого герою по возрасту и социальному положению.

В главе «Максим Максимыч» мы видим главного героя стройным статным офицером в отставке, одетым по последней моде. Он среднего роста, светловолосый, но при этом с черными усами и бровями. В небрежности походки и отсутствии размахивания руками автор видит скрытность характера. На первый взгляд лицо Печорина кажется моложавым, но при лучшем рассмотрении автор замечает следы морщин, в улыбке же его присутствует что-то детское. Показательно, что глаза героя не смеялись, когда он смеялся. Это говорит о злом нраве либо о большом и тяжелом жизненном опыте.

Испытания Печорина

Как и многие другие литературные герои, Печорин проходит испытания любовью и дружбой, но не выдерживает их: убивает друга на дуэли, причиняет всем любящим его и любимым людям боль. Сам он говорит, что способен причинять людям лишь страдание, так как «ничем не жертвовал для тех, кого любил». Он индивидуалист по натуре, для реализации своих жизненных целей ему никто не нужен, он способен решить все свои проблемы самостоятельно.

Действительно, Печорин жесток со многими близкими людьми. Взять даже его встречу после долгой разлуки с Максим Максимычем – он отнесся к старику, который считал его сыном, как к чужому. Но необходимо отметить, что он жесток и с собой. Нет ни одного требования к окружающим, которое он не выполнял бы сам. Многие его несчастья, столкновения с обществом происходят по причине его максимализма, требования от жизни всего и сразу, но невозможности получения должного удовлетворения.

На мой взгляд, Григорий Александрович Печорин – человек достойный, умный, сильный духовно. Но он не может найти применения своим необъятным силам и возможностям в условиях современного ему общества, не имеющего никаких духовных ценностей.

«Герой Нашего Времени…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». М.Ю.Лермонтов. 1. «Герой нашего времени» – первый психологический роман о незаурядной личности. Печорин как представить «портрета поколения». Загадки образа Печорина («Бэла» и «Максим Максимыч»). 2. «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера («Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист»). Любовь и дружба в жизни Печорина. 3. «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.  История создания романа «Герой нашего времени»  Особенности жанра  Особенности композиции. Понятие сюжета и фабулы.  Психологизм.  Кто такой Печорин? «Портрет поколения». (1837-1840) поначалу не задумывался как целостный роман. М. Ю. Лермонтов приступил к работе над серией повестей в 1837 году, находясь в ссылке на Кавказе. По словам Николая Михайловича Сатина (товарища Лермонтова), будущие герои романа: княжна Мери, Грушницкий и доктор Вернер были списаны с оригиналов как раз в этом году.  Хронология написания повестей не установлена точно, но предполагается, что ранее других (осенью 1837 г.) написана "Тамань", затем "Фаталист", "Бэла", "Максим Максимыч". В частности, такую последовательность допускает известный русский литературовед Б. М. Эйхенбаум.  В печати роман появлялся по частям - с 1839 г. по 1840 г. в журнале "Отечественные записки" с подзаголовком "Из записок офицера о Кавказе". Проблемный вопрос:   Роман близок романтической поэме и представляет собой сочетание повестей разных жанров. Задание: Что позволяет говорить о близости романа «Герой нашего времени» к романтической поэме? Определите жанровую принадлежности каждой повести. Сюжет – совокупность событий в их Фабула – совокупность событий в их 1. “Бэла” 1. “Тамань” 2. “Максим Максимыч” 2. “Княжна Мери” 3. “Предисловие” к “Журналу Печорина” 3. “Фаталист” 4. “Тамань” 5. “Максим Максимыч” 5. “Княжна Мери” 6. “Предисловие” к “Журналу Печорина”. 6. “Фаталист” Проблемный вопрос: 4. “Бэла” - полное, подробное и глубокое изображение средствами художественной литературы внутреннего мира литературного героя: его чувств, эмоций, желаний, мыслей и переживаний. Существуют четыре формы психологического изображения:  изображение человека извне – через речь, мимику, жесты, походку, портрет и другие внешние проявления внутреннего состояния;  изображение характера изнутри – через внутренний монолог, память, воображение, сны, воспоминания, фантазии и т.д.;  прямое авторское сообщение читателю о мыслях, чувствах, переживаниях героя с помощью слов, прямо называющих процессы, протекающие в сознании героев;  важной формой психологизма является подтекст, когда читатель « сам чувствует все опущенное так же ясно и сильно, как если бы писатель сказал об этом». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»    Кто рассказывает историю Печорина? Как раскрывается образ Печорина в романе? Как исторический контекст влияет на героя М.Ю. Лермонтова? 1. 2. 3. 4. «Странный человек»(из романа) «Скучающий чудак» В Набоков «созданье ада иль небес…» А. Пушкин «Жертва или виновник трагедии?» Зачем я жил? 16-го июня. «Княжна Мэри» «Тамань» 1.Какой «Княжна Мэри» «Фаталист» художественный смысл в том, что в этих главах рассказчиком выступает Печорин? 2.Каким предстаёт Печорин в «Журнале»? 3.В чём проявляется мастерство М.Ю. Лермонтова в создании психологического портрета Печорина? Максим Максимыч Вернер Печорин Вулич Грушницкий Бэла Мэри Печорин девушка – ундина Вера

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не
одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего
поколения, в полном их развитии.
М. Ю. Лермонтов

М. Ю. Лермонтов корпел над романом "Герой нашего времени" два года. И не зря - он стал одним из наиболее важных литературных произведений ХIX века, классикой мировой литературы. Это творение о пороках времени, в котором жил писатель. Сюжет романа разворачивается на Кавказе, где велись боевые операции против горцев в начале века. В главном герое романа, Григории Печорине, автор отобразил все недостатки людей своего времени, которые глодали его душу. В чем же они выражались?

О Печорине мы узнаем в главе "Бэла". Рассказчику (повествование в произведении от первого лица) о нем говорит Максим Максимович, опытный штабс-капитан лет пятидесяти с преждевременно поседевшими усами (это указывает на то, что человек пережил много трудностей в своей жизни). Он довольно точно описывает внешность Печорина.

Это красивый парень лет двадцати пяти. У него карие глаза (которые оставались всегда холодны, словно айсберги), вьющиеся белокурые волосы (но брови и усы темные), стройная фигура, широкие плечи. Он приехал на Кавказ по причине того, что стрелялся на дуэли(по крайней мере так предполагает рассказчик).

Григорий Печорин - человек контрастов. Это уже подмечено в его портрете. Сам повествующий говорит о нем:

«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать». Он описывает хорошее телосложение героя и тут же говорит о какой-то больной вялости его тела. Странный контраст представляют наивная, кажущаяся искренней улыбка героя и его пронизывающий стальной взгляд. Когда герой смеялся, его глаза оставались холодны. "Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти", - замечает рассказчик.

Максим Максимович также находит в чертах характера героя странности, подмечая, что Печорин пылок, горяч, храбр и смел но иногда капризен, как светская дама. То он скачет на коне, словно сошел с ума, а то сидит себе, закутавшись в одеяло, и вздрагивает от каждого хлопка двери или пронесшегося сквозняка.

Главный герой разочарован в жизни. Ему надоели книги, самообразование, светские удовольствия. Печорин очень активный и энергичный, он может чуть ли не горы свернуть. Однако на что он тратит драгоценный запас своих сил? Крадет Бэлу (но, завоевав ее, охладевает к девушке, смерть для нее -лучший исход), убивает Грушницкого (опять же просто из прихоти), заводит ничего для него не значащий роман с княжной Мери (и в итоге жестоко возвращает ее в реальность, отвечая на ее признание в любви, что не любит).

Все это приводит его к ожидаемому концу - смерти от болезни по дороге в Персию.

Те, кто читал роман "Герой нашего времени" во времена Лермонтова, возмущались: "Где же здесь пример для подражания?". На что писатель задает читателям в предисловии к своему произведению риторический вопрос: а не оттого ли читатели возмущаются, что много правды в образе Печорина, правды того времени?

Так что Лермонтов действительно олицетворил в Печорине пороки своего времени. Во времена писателя молодое общество было именно таким, он - не единственный. Я не имею права и не осуждаю Печорина. Он всего лишь оказался в ловушке времени. Но мы в нашем веке тоже находимся в силках, так что Печорин - это предостережение, что так жить нельзя. Нужно бороться с пороками времени, а не принимать их, как должное.

Лермонтовский роман - произведение, рожденное после декабристской эпохи. Попытка “ста прапорщиков” изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В “Герое нашего времени” получили преломление напряженные раздумья писателя об общих закономерностях развития человечества и об исторических судьбах России. В романе, как и в стихотворении “Дума”, внимание Лермонтова сосредоточено на современной автору эпохе.
В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии”.
Образом своего главного героя автор остро ставил вопрос о судьбе незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, о безысходности положения в то время лучших молодых людей из дворянства.
Принадлежность к высшему кругу дворянского общества обусловила разобщенность с народом, полный отрыв от жизни народной. Неумение сблизиться с людьми других кругов общества привело Печорина сначала к одиночеству, а затем породило в нем индивидуализм и эгоизм. Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности найти для них применение своим силам в условиях России 30-х годов, Лермонтов в то же время показал пагубность замыкания “в гордом одиночестве” (Белинский). В общественно-политических условиях 30-х годов XIX века богатые силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения. В дневнике записывает: “Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силу необъятную...”
Печорин -натура богато одаренная. Он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам. В повести “Княжна Мери” Печорин, не находя иного выхода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям горе: покидают свой дом контрабандисты, убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. “Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...”
Раздумья Печорина о самом себе, его убежденность в том, что ему “было назначение высокое”, позволяют предположить, что он мечтал о судьбе человека, способного сыграть великую роль в жизни народов. В своем герое автор стремился воплотить собственные высокие порывы и серьезные духовные искания. Еще Белинский проницательно заметил, что Печорин внутренне близок самому поэту. Вступая в жизнь, Печорин мечтал прожить ее, как Александр Великий или лорд Байрон: “Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее, как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками”. Он категорически отрицал для себя возможность пройти через жизнь титулярным советником, мечтал о славе и о счастье.
Одна из основных черт его характера - противоречивость: у него разлад между чувством и мыслью, мыслью и делом. “У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”, - записывает он. Противоречиями отмечен его характер, противоречивы и представления его. Сам Печорин признается, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. Этот разлад Печорин считает нравственной “болезнью”.
Подчеркивая раздвоенность героя, Лермонтов как бы еще раз говорит, что Печорин - жертва не только непосредственно окружающей его среды, но и того общественного строя, в котором люди незаурядной одаренности морально задыхаются.
Однако, несмотря на осуждение автором печоринского эгоизма, все-таки центральной идеей образа Печорина является выделение его из окружающей среды как сильной, яркой, действенной и в то же время трагической личности.
Не случайно Белинский говорил о том, что “...в самих пороках Печорина поблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него”.
Никто до Лермонтова в русской литературе не давал такого глубокого анализа человеческой психики. Здесь до мельчайших подробностей “разработан и очерчен”, по выражению Чернышевского, характер Печорина, всесторонне раскрыты человеческие страсти. Созданный Лермонтовым образ героя своего времени является глубоким типическим обобщением. Автор отражал стремление самой передовой части русского общества избавиться “от болезни” и заставлял задуматься над способами и средствами изменения жизни.
Трагическая судьба Печорина исторически обусловлена. Лермонтовский герой лишен славного жребия декабристов. Он гибнет от тоски, от отсутствия сферы, где бы нашли реализацию его активность и великие возможности. Печорин - логическое звено в ряду “странных людей” е русской литературе, яркими примерами которых являются Чацкий Грибоедова и Онегин Пушкина.
“Печорин, - писал Белинский, - это Онегин нашего времени”. Как и пушкинский Онегин, Печорин - явление чисто русское, порожденное обстоятельствами русской жизни. Отличают Печорина от Онегина прежде всего его личные качества, возводящие его в ранг необыкновенного человека, ис- ключительной личности. В то же время Печорин, как и Онегин, воспринимается в едином ряду общеевропейской плеяды “сыновей века”.

"Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии..."

Часто ловлю себя на мысли о желании перечислить эти самые пороки. Индивидуализм и эгоизм, играет судьбами людей, что также не приносит ему радости; противоречивость - разлад между чувствами и мыслью, мыслью и делом; отсутствие веры в подвиг, любовь и дружбу и порождённая этим всеобъемлющая скука; цели Печорина мелки, часто бессмысленны, всегда эгоистичны.

Вчитываясь в мною же написанные выше строки, можно подумать, что этот герой не просто дурен, а ужасен, будто с ним не хочется знаться и иметь что-либо общее. Но отчего же тогда мы, не сказать, чтобы тянемся, но интересуемся таким человеком? Не стоит даже отрицать - Печорин нам притягателен. Тут же возникает вопрос: так каково же Ваше настоящее мнение о таком герое нашего времени?

Мы ему симпатизируем. И я, и Вы. И пусть это дерзко, но кто не согласен, может закрыть эту тетрадь и выйти из комнаты. Думаю, в душе мы все смотрим на Печорина с иронической усмешкой. Потому что, если представить, что в этой книге описана не его жизнь, а Ваша, со всеми её нелепостями и неудачами, Вы, будучи этим человеком, будете хмыкать и вздыхать, качая головой, над каждой строчкой, даже не подозревая, что все эти безрассудства и ошибки не чьи-либо, а Ваши. Что мы, кстати, и делаем. Из этого следует только одно: Печорин - это не обобщение изуродованного внутреннего мира современной молодёжи, а именно человек. Каждый человек, будь то стоящий рядом с Вами на улице незнакомец, идущий навстречу знакомый, Ваш друг и Вы сами.

В наше время, поколение современных технологий, где ничего уже не надо делать - за тебя всё написано, сделано и приготовлено, мы не вправе судить кого-то за то, что он изнывает от скуки. Сейчас люди многое совершают по этой причине, и даже представленное нам в повести "Княжна Мери". И всё же мы делаем это: осуждаем, оспариваем, пылко доказываем, что никогда бы так не поступили, а, по сути, просто не хотим признать, что совершали и не такое...

Чем больше проходит времени с эпохи Печорина, тем актуальнее становится тема "всея порока". Потому что общество с каждым годом становится всё испорченней. И когда-нибудь эта книга будет иметь совершенно иное значение, ровно как и её название. Это сейчас мы всё ещё задаёмся вопросом: почему герой, если он так плох. А в будущем это станет ненужным, ведь Печорин действительно будет многим лучше и чище большинства людей того времени. Впрочем, это лишь мои догадки и, надо признать, не совсем утопические. Наверное, по ним можно судить и обо мне.

Я вижу в Печорине себя и каждого моего знакомого, такие уж времена. Но это не так плохо, как может показаться.

До этого мы говорили о плохих его чертах, теперь предлагаю поразмышлять о хороших.

Он благороден, решителен, храбр, обаятелен. У него есть понятие чести. И хочу заметить, что он умеет любить по-настоящему. Даже потеряв веру в это светлое чувство. Ведь Печорин, хоть и вымышленный, но всё-таки человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Это можно понять, перечитав эпизод его "погони" за Верой. В этот момент чуть ли не впервые за повествование его сердце берёт верх, и он испытывает бурю заточённых до этого под замком эмоций. Мы видим его ранимым и чувствительным человеком, испорченным светом и гнётом моральных ценностей общества. Но очень скоро контроль снова возвращается холодному и расчётливому разуму.

В результате мнение об этом герое складывается двоякое. Мы не можем назвать Печорина целиком отрицательным или положительным персонажем. Все его действия умещаются в одну очень ёмкую фразу: "он делает хорошо - получается плохо". Типичная для нас с Вами ситуация. Мы не можем ставить его в пример или просить не уподобляться. Печорин - это частный случай современного человека, коим являюсь и я. А я, как бы не желала, ненавидеть себя не могу. Так же как и свои поступки, его деяния оправдываю, ведь знаю и верю, он способен на многое.



Похожие статьи
 
Категории