Герои произведений гомера. Роль богов и героев в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея

09.04.2019

Образы воинов отличались многообразием. У Гомера еще не было представления о характере, но, тем не менее, у него нет двух одинаковых воинов. Считалось, что человек уже рождается с определенными качествами, и в течение жизни ничего измениться не может.

Удивительная нравственная цельность гомеровского человека. У них нет рефлексии или раздвоенности – это в духе гомеровского времени. Судьба – это доля. Поэтому обреченности нет. Поступки героев не связаны с божественным влиянием. Но существует закон двойной мотивации событий. Как рождаются чувства? Легче всего объяснить это божественным вмешательством Талант Гомера: сцена с Ахиллом и Приамом.

Образ Елены в «Илиаде» - демонический. В «Одиссее» же она домохозяйка. Описывается не ее внешность. А реакция старцев на нее. О ее чувствах мы знаем очень мало. В «Одиссее» она другая – ничего таинственного нет.

Набор качеств у каждого воина одинаков, но образы уникальны. Каждое из действующих лиц выражает какую-нибудь одну сторону национального греческого духа. В поэме есть типы: старцы, жены и т.д. Центральное место занимает образ Ахилла. Он велик, но смертен. Гомер хотел изобразить поэтический апофеоз героической Греции. Героизм – осознанный выбор Ахилла. Эпическая доблесть Ахилла: храбрый, сильный, бесстрашный, воинственный клич, быстрый бег. Чтобы герои были разные, количество различных качеств разное – индивидуальная характеристика. Ахилл обладает импульсивностью и безмерностью. Характеристика Гомера: он умеет слагать песни и поет их. Второй по силе воин – Аякс Большой. У него чрезмерно много честолюбия. Ахилл быстроног, Аякс неповоротлив, медлителен. Третий – Диомед. Главное – полное бескорыстие, поэтому Диомеду даруется победа над богами. Эпитеты: у Ахилла и Одиссея более 40. В битве Диомед не забывает о хозяйстве. Предводители похода изображены в противоречии с эпическими законами. Авторы эпоса пишут объективно. Но у Гомера много эпитетов у любимых героев. У Атридов эпитетов мало. Диомед упрекает Агамемнона «Доблести ж не дал тебе (Зевс)». Другое отношение к Нестору, Гектору и Одиссею. Гектор – один из любимых героев Гомера, он разумен и миролюбив. Гектор и Одиссей не надеются на богов, поэтому Гектору присущ страх, но этот страх не влияет на его поступки, так как Гектор обладает эпической доблестью, включающей в себя эпический стыд. Он чувствует ответственность перед защищаемым народом.

Прославление мудрости. Старцы: Приам и Нестор. Нестор пережил три поколения людей по тридцать лет. Новая мудрость: интеллект Одиссея. Это не опыт, а гибкость ума. Еще Одиссея отличает: все герои стремятся к бессмертию – ему оно дважды предлагается, но он меняет его на родину.

Гомер впервые дает нам опыт сравнительной характеристики. 3 песнь «Илиады»: Елена рассказывает о героях. Сравниваются Менелай и Одиссей. + конспект

Перед нами в поэмах проходит множество образов героев. У каждого из них свой неповторимый хар-тер, каждый из к-х многогранен. Переживания героев пока не сложны, они раскрываются через внешние реакции, т.е. герой краснеет, гневается, хватается за меч. Все чувства наружу, все по-детски просто. Хар-ры не даются в развитии, они постоянно статичны. Но они развертываются. Многое в поведении героев объясняется вмешательством богом: внезапные решения и поступки, резкая перемена настроения. Автор использует различные приемы хар-ки героев. Ни разу не описывается красота Елены, она раскрывается через восприятие троянских старцев. С помощью Елены дается хар-ка героям. Иногда автор умеет в первой строке показать переживания героев. Все образы поэм отражают народные идеалы той эпохи. Так, основная идея “Иллиады” – это прославление воинской доблести, героизма, патриотизма. Все герои открываются с военной точки зрения. Идеальным воином яв-ся Ахилл – мужетсво, физическая сила, отвага, ловкость, быстрота его безграничны. Его боевой клич вселяет ужас. Верность в дружбе: месть за Патрокла. Но хотя Ахиллес и идеальный воин, у него немало слабостей, он их осознает и осуждает. Пар-ным образу Ахилла яв-ся образ Гектора, троянского вождя. Гектор – идеальный воин, отважный, талантливый полководец, патриот, к-й ради родины жертвует жизнь. Чувство долга и воинской чести. Вместе с тем Гектор прекрасный семьянин: любящий муж и отец, прекрасный муж. Поэт с большой симпатией рисует Гектора. Образ Агамемнона не совсем положительный – царь несправедливый, бездушный. Ахилл называет его “царь-пожиратель народа”. К врагам он относится с удивительной жестокостью. В “О” основная идейная задача – прославление житейской мудрости, опытности, важных правил житейской морали. Идеальный герой – Одиссей, многогранный, яркий хар-р: умен, хитроумен, красноречив, многотерпелив, обладает умением найти выход из любого безвыходного положения, найти подход к любому человеку, оптимизмом, стойкостью, он не падает духом никогда. Эти качества О. Типические для той эпохи, когда человек отрывается от своего племени, отправляется в путешествие. Автор не осуждает хитрость О., т.к. это ложь во спасение. В трагедиях Еврипида О. превратился в отрицательного героя. Прекрасное кач Одиссея – любовь к родине, патриотизм, он отказывается променять родину даже на вечную молодость и бессмертие. Прекрасный семьянин, О. благочестив. Все образы поэмы отражают гуманность автора. Хар-ка для всех героев – страстная любовь к жизни при сознании ее тягот и краткости, каждый из них старается прожить ее достойно и оставить след. Чувство локтя, взаимной поддержки, все герои свято чтут закон гостеприимства.

8. Образ Одиссея и новое в концепции героя по сравнению с «Илиадой»

Образ Одиссея в гомеровском эпосе.

Одиссей - самая яркая фигура ионийского эпоса. Это не просто дипломат и практик, и уж совсем не просто хитрец, лицемер. Практическая и деловая склонность его натуры приобретает свое настоящее значение только в связи с его самоотверженной любовью к родному очагу и ждущей его жене, а также его постоянно тяжелая участь, заставляющая его непрерывно страдать и проливать слезы вдали от своей родины. Одиссей - это по преимуществу страдалец. Его постоянный эпитет в "Одиссее" "многострадальный". О его постоянных страданиях Афина с большим чувством говорит Зевсу.На него постоянно злится Посейдон, и он об этом прерасно знает. Если не Посейдон, то Зевс и Гелиос разбивают его корабль и оставляют его одного среди моря. Его няня удивляется, за что на него постоянно негодуют боги при его постоянном благочестии и покорности воле богов. Его дед дал ему имя именно как "человеку божеского гнева". Мотив любви к родине.В "Илиаде" в 10 песне прославляется Одиссей на войне. В "Илиаде" он храбро сражается и даже получает ранение, но Диомед пытается удержать его от бегства и укоряет в трусости. Хитрость, фантастика хитрости. То он выбирается из пещеры под брюхом барана, схватившись за его шерсть, и тем обманывает бдительность слепого Полифема.То он опаивает циклопа и людоеда и выкалывает у него единственный глаз. То он проскакивает мимо сирен, где никто и никогда не проезжал живым и здоровым, то он пробирается в собственный дворец и им овладевает. Он сам говорит о своей тонкой хитрости, да и Полифем догадался, что его погубила не сила, но хитрость Одиссея. Одиссей - сплошная авантюра, изворотливость. Он лжет даже тогда, когда в этом нет никакой надобности,но за это покровительствующая Афина его хвалит:

Был бы весьма вороват и лукав, кто с тобой состязаться

Мог бы в хитростях всяких; то было бы трудно и богу.

Вечно все тот же: хитрец, ненасытный в коварствах! Ужели,

Даже в родной очутившись земле, прекратить ты не можешь

Лживых речей и обманов, любимых тобою сызмальства?

Представляясь Ахиллесу, он сам о себе докладывает: Я - Одиссей Лаэртид. Измышленьями хитрыми славен Я между всеми людьми. До небес моя слава доходит.

Все восхваляют любовь Одиссея к Пенелопе. Был он и супругом Калипсо, и притом не менее семи лет, и супругом Кирки, а по другим источникам, даже имел от них детей. Однако бессмертью он предпочитает возвращение к родному очагу. Ночи он проводил с Калипсо, а днем плакал на берегу моря. Одиссей еще любит принимать вид купца и предпренимателя: он очень расчетливый хозяин.Прибывши на Итаку, он прежде всего бросается считать подарки, которые были оставлены для него феаками. Наконец, прибавим ко всему сказанному зверскую жестокость, которую проявляет этот гуманный и чувствительный человек. Выслеживая женихов, он выбирает удобный момент, чтобы расправится с ними и их трупами наполняет целый дворец. Жертвогадатель Леод пытается просит его о помиловании, но тот сносит ему голову. Мелантия разрубили на куски и отдали на съедение собакам, неверных служанок Телемах по приказу отца повесил на канате. После этой дикой расправы Одиссей как ни в чем не бывало обнимается со служанками и даже проливает слезы, а затем - счастливая встреча с супругой.

Итак, Одиссей у Гомера - глубочайшицй патриот, храбрейший воин, страдалей, дипломат, купец, предприниматель,изворотливый авантюрист, женолюб, прекрасный семьянин и жестокий палач.

Можно ли говорить о характерах героев Гомера? Можно ли вообще как-то судить о характерах персонажей народного эпоса, испытавших, по всей видимости, неоднократную отделку и переделку и обычно наделенных качествами, возвышающими их над обычными людьми? У Гомера эта преувеличенность различных достоинств его героев особенно и постоянно подчеркивается. "Божественный", "богоподобный", "богоравный" - эпитеты не только героев, но и второстепенных, впрочем, всегда положительных персонажей. Вспомним для примера "богоравного свинопаса Эвмея" из "Одиссеи". И все же заведомо "героический" тон и стиль народного эпоса не затушевывают, а порой даже подчеркивают личные черты действующих лиц. На самом деле, если взять наши былины, разве Илья Муромец не характер? Не находим ли мы то же самое в финское эпосе "Калевала" и в эпических поэмах другая народов? Мелетинский Е.М. О древнейшем типе героя в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири // Проблемы сравнительной филологии: Сб. ст. к 70-летию В.М. Жирмунского. - М.; Л.: Наука, 1964. - С. 433.

Интересно противопоставить характеры двух главных героев "Илиады" - Ахиллеса и Гектора, что было сделано, конечно, самим Гомером, но не излишни и комментарии.

B древнегреческой мифологии Ахиллес - один на самых популярных и прославленных героев Троянского цикла. Его жизнь и подвиги воспеты, изменены или дополнены позднейшими греческими поэтами. Напротив, имя Гектора в греческой мифологии связано только или почти только с "Илиадой". Даже в "Одиссее" Гектор, по существу, забыт.

Но сравним грека-фессалийца Ахиллеса и троянца Гектора по их месту в "Илиаде" и вообще в Троянской войне. Первый не был замешан в событиях, ставших причиной этой войны, но принял в ней самое деятельное участие и был убит до взятия Трои, в то время, когда ахейцы еще не добились никаких военных успехов.

Гектор также не имел никакого личного отношения к причинам, породившим Троянскую войну, но как сильнейший и храбрейший воин Трои и как старший сын царя Приама должен был стать во главе обороны родного города, с честью сражался с ахейцами и был убит Ахиллесом незадолго до взятия Трои, еще некоторое время остававшейся неприступной.

Итак, оба героя вступили в Троянскую войну с самого ее начала, но Гектор - вынужденно, а Ахиллес - поддавшись уговорам организаторов Троянской войны. Оба погибли до взятия Трои. Оба - ярые участники Троянской войны - не имели отношения к ее исходу. Нельзя, таким образом, не отметить сходство их судеб и тот факт, что картины войны на десятом году осады Трои в поэме Гомера составили лишь общий фон для последних дней обоих героев.

В самой "Илиаде" о прошлом Ахиллеса сказано сравнительно мало. Сын смертного Пелея и морской богини Фетиды, родившийся в Фессалии, царь мирмидонян, пользующийся особым покровительством богов, избравший вместо долгой счастливой мирной жизни жизнь короткую, но полную подвигов и воинской славы. В до и послегомеровских сказаниях его детство изображается по-разному. Наиболее популярна версия о том, что богиня Фетида выкупала маленького сына в водах Стикса, реки подземного мира, что сделало его неуязвимым в будущих боях. При этом мать держала ребенка за пятку, и она-то и стала единственным уязвимым местом на теле Ахиллеса. Уже в конце осады Трои стрела Париса, направленная Аполлоном в пятку героя, сразила его на месте. Отсюда выражение "ахиллесова пята" - слабое, уязвимое место.

Мальчик Ахиллес вырос на попечении воспитателя Феникса и мудрого кентавра Хирона. Когда по Греции разнесся призыв к походу против Трои, Фетида, знавшая, что участие в этом походе ее сына кончится безвременной его гибелью, пыталась скрыть Ахиллеса на острове Скирос, где он, одетый в женское платье, жил среди дочерей царя Ликомеда. По одной версии к участию в Троянской войне его склонил Нестор, по другой - Одиссей, разложивший под видом торговца перед дочерьми Ликомеда среди женских украшений также боевое оружие, при виде которого Ахиллес выдал себя. Так он стал участником Троянской войны, возглавив войско мирмидонян, разместившееся на 50 кораблях.

"Илиада" говорит об Ахиллесе как о славнейшем герое Троянской войны, да и во всей греческой мифологии он представляется идеальным воином, не менее знаменитым, чем славнейшие и древнейшие герои - Геракл, Тезей, Язон и некоторые другие. В местах, мифологически связанных с жизнью и деяниями Ахиллеса, существовал его культ, совершались жертвоприношения. С восхищением относились к Ахиллесу создатели и слушатели послегомеровских поэм Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. - М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963. - С. 162. .

Гомер неоднократно подчеркивает, что Ахиллес в стане ахейцев превосходил всех силой и храбростью. Его постоянные эпитеты "благородный", "быстроногий". К нему особенно милостивы высшие богини греческого Пантеона - Гера и Афина, жена и дочь Зевса. Он единственный, кто решается спорить с главнокомандующим ахейцами Агамемноном, требующим себе красивейшую новую пленницу взамен бывшей в его владении пленницы, дочери жреца Хриза, которую необходимо вернуть отцу по требованию бога Аполлона. Именно гнев Ахиллеса по этому поводу послужил сюжетной основой для всей "Илиады". В разгаре спора Ахиллес намеревается даже убить Агамемнона. По Гомеру, справедливость на стороне Ахиллеса, так как он отвергает, а Агамемнон, как верховная власть, как "пастырь народов", напротив, требует пересмотра дележа уже давно захваченных военных трофеев, и прежде всего красивых пленниц. По воле богов Ахиллес смиряет несколько свой гнев, но отказывается от участия в дальнейшей осаде Трои, отдавая при этом свою пленницу Агамемнону (признание нерушимости воинских обычаев при разделе военной добычи). Оскорбленный, он более не принимает участия в боях под Троей, но и не возвращается к себе домой в Фессалию, о чем сам говорит в пылу ссоры, но не решается идти против воли богов. Во время самого спора с Агамемноном Ахиллес признается, что никаких обид от троянцев он не знал, мстить им ему не за что и воевать в Трою он прибыл, собственно, лишь "чести ища Менелаю". В дальнейшем мы узнаем из "Илиады", что гнев Ахиллеса чуть не стоил ахейцам полного разгрома и уничтожения троянцами их кораблей.

Уже античные критики "Илиады" отмечали, что в самой поэме гневу Ахиллеса уделено не столь много места, об этом пространно толковали позднейшие европейские ученые Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958. - С. 62. . Но если обратиться к тексту поэмы без всякой предвзятости, то хорошо видно, что из гнева Ахиллеса так или иначе следует временный успех троянцев, их переход от обороны к наступлению, угроза самому ахейскому лагерю, убийство Гектором друга Ахиллеса Патрокла, из-за чего Ахиллес в великом гневе и в новых доспехах, изготовленных по просьбе Фетиды за одну ночь богом Гефестом, возвращается к битве, убивает Гектора с помощью Афины у стен Трои. За этим следует умиротворение гнева Ахиллеса, выдача тела Гектора его отцу, Приаму, подробное описание похорон сначала Патрокла, а затем, в конце поэмы, Гектора. Таким образом, основной сюжетной линией "Илиады" от начала до конца действительно является гнев Ахиллеса, тесно связанные с ним события и следствия.

В образе гомеровского Ахиллеса мы видим идеал эллина героического периода, весьма далекий, например, от идеала средневекового рыцаря. Хотя "благородство" и составляет один из главнейших и постояннейших его эпитетов, но под ним подразумевается, по-видимому, только происхождение героя (мать - богиня), возвышающее его над простыми людьми. Эпитет "быстроногий" подчеркивает спортивные качества Ахиллеса, ценившиеся древними в отличие от наших дней прежде всего с военной точки зрения. Главное же в гомеровском Ахиллесе - его беспредельная храбрость, физическая сила и красота. Именно по этим "параметрам" с ним сравнивается Аякс Старший, лучший после Ахиллеса воин среди ахейцев. Любопытно, что нигде у Гомера не отмечается ум, мудрость Ахиллеса. Гомер молчаливо признает, что куда ему в этом отношении до Нестора или Одиссея. Явившись под Трою со своими мирмидонянами, в течение первых девяти лет Ахиллес, кажется, ничем не прославился, кроме набегов и разбоев по всей Троаде. Из "Илиады" можно понять, что подобное он замышлял и против пасшего свои стада на горах Иды дарданского царя Энея, чем побудил последнего к участию в войне на стороне троянцев. Из сетований Андромахи, жены Гектоpa, мы узнаем, что в это же время он добрался до царя Киликии и отца Андромахи Гетиона, убил его вместе со всеми сыновьями и разграбил город. О подобной работе "на стороне" во время осады Трои других ахейских вождей Гомер не сообщает. Так, по Гомеру, Ахиллеса возвышает над другими еще неуемная и ненасытная жажда войны, убийств, грабежа, насилия самих по себе. Недаром, желая отомстить Агамемнону отказом участвовать в осаде Трои, Ахиллес праздней сидел, но душою алкал он и брани и боя.

Так с предельной четкостью вырисовывается перед нами эллинский идеал мужа-воина - храброго, могучего, прекрасного телом и лицом, но и не знающего жалости, жестокого, корыстолюбивого.

Вспомним грандиозный мифический цикл о Геракле и его двепадцати подвигах. Этот величайший из героев греческой мифологии совершал убийства разных чудовищ и людей вынужденно, мотивированно. Ахиллес отправился воевать в Трою ради войны как таковой, ради убийств и грабежей. Сам Гомер не отрицает излишней жестокости и кровожадности главного своего героя, его чисто варварских замашек, его недостойных издевательств над умирающим Гектором и затем над его телом, его зверского убийства двенадцати ни в чем неповинных троянских юношей в честь похорон Патрокла. Сам Гомер, симпатии которого к ахейцам в отличие от троянцев нередко ясно просвечивают в торжественно-бесстрастной речи поэмы, отмечает, что "и на Гектора он недостойное дело замыслил.".

В то же время, зная о близком конце своей жизни, Ахиллес не боятся смерти, смело идет ей навстречу, а пока, пока. пользуется особой милостью богов, которые идут даже на то, что, будучи невидимыми, сражаются с ним рядом и обеспечивают ему в бою преимущества. Безгранично храбрый уже потому, что знает о своей неуязвимости до последнего, рокового часа, Ахиллес в своей "частной жизни" высоко ценит дружбу, неутешно оплакивает своего друга Патрокла, устраивает грандиозные похороны его тела и спортивные состязания в честь умершего, щедро вознаграждая победителей в разных видах игр. Его сердце способно смягчиться в разговоре с Приамом о выдаче поруганного им тела Гектора. Великодушный разбойник Ахиллес, можно сказать, предвосхищает многих подобных персонажей европейской литературы, но с той разницей, что в большинстве случаев и он, как и другие герои Гомеровых поэм, творил добрые дела, лишь уступая воле богов. Впрочем, и сами боги вмешивались в поступки и судьбы смертных героев, руководствуясь исключительно личными симпатиями и пристрастиями, а не "моральными принципами" и уступая только воле всемогущего Рока. Таким от начала до конца Троянской войны и во время последующих странствий Одиссея было поведение Геры и Афины, жестоко мстивших всему троянскому народу за непризнание их "прекраснейшими" единственным троянцем - Парисом.

Если судить по Гомеровым поэмам, греки героического периода не знали ни скромности, ни сентиментальности, а убийство оправдывалось одной "практической" целесообразностью, мародерство же на поле боя рассматривалось как доблесть.

Таков был и один из любимейших героев греческого эпоса, сын Пелея, Ахиллес. Его первым подвигом при походе против Трои было убийство одного из троадских царей - Кикна, препятствовавшего высадке ахейской армии на берег Геллеспонта и тем самым бывшего союзником Трои.

Существо последнего подвига Ахиллеса, судя по позднейшим сказаниям, то же самое. После убийства Гектора на помощь троянцам прибыли амазонки во главе со своей царицей Пентеселеей и сын владыки Эфиопии Мемнон. Тот и другая были убиты Ахиллесом. Как бы мы теперь сказали, "послужной список" героя отличался неизменностью избранного им пути и свидетельствовал о его высоком, хотя, с нашей точки зрения, и узком профессионализме. В дальнейшем за Ахиллесом не числилось ни одного подвига, совершенного с гуманной целью, чем прославились Геракл, Персей, Тезей. Варварски-разбойничья натура Ахиллеса во всем блеске проявилась в его скупой, короткой "биографии". Пожалуй, ни один из смертных героев греческой мифологии не пользовался таким покровительством богов, как Ахиллес. Не исключая и Геракла, на долю которого выпало столько непомерных трудов. Особой божественной мерой поощрения послужило, как помним, укрепление сил Ахиллеса перед его возвращением к битве едой и питьем небожителей, принесенными Афиной. И еще особое благоволение: после своей гибели он становится в подземном мире повелителем душ умерших, хотя, впрочем, душа самого Ахиллеса невысоко ценит эту привилегию.

Такое абсолютное превосходство Ахиллеса над всеми смертными на поле боя, к которому древние относились с восторгом и преклонением, в глазах современного читателя резко ослабляет человеческие, черты одного из любимейших героев древних греков. Оно несовместимо в наши дни даже с самим понятием героизма.

Как бы чувствуя глубокие противоречия в натуре Ахиллеса и предвидя возможность отрицательной реакции своих читателей, Гомер апеллирует к наивысшему авторитету - к самому Зевсу.

Эолийцы (северная группа древнегреческих племен, населявших Фессалию и Македонию), предпринявшие первую колонизацию северо-западной части Малой Азии и, следовательно, Троады, как полагают ученые, создали по мотивам своих завоеваний первую, догомеровскую редакцию "Илиады", их национальным (гораздо позднее - общегреческим) героем и стал Ахиллес - воин-завоеватель со всеми необходимыми для такой профессии качествами. Ввел ли Гомер в своей "Илиаде" что-то новое в его характеристику, мы не знаем и никогда не узнаем. И хотя в позднейшей и даже в новейшей литературе имя Ахиллеса означает имя одного из величайших героев древности, с современной точки зрения этому персонажу "Илиады" трудно сочувствовать. Но так, пожалуй, устроена вообще человеческая память, и не только личная, но и народная: хорошее помнится лучше и дольше, становясь в отдалении все лучезарнее, плохое, преступное, позорное меркнет, на него как бы набрасывается даже покров величия.

Таким образом, разрушение Трои было торжеством, триумфом греческого народа, создавшего для достижения этой цели огромный военный союз под единым командованием. Но вместе с тем в сознании древних греков сохранялась глубокая убежденность в изначальной и заранее предсказанной обреченности Трои и ее народа, так же как и убежденность в предначертанности судьбы каждого, кем бы он ни был - простым человеком, царем или героем. Сила Рока неумолима, будущее мрачно для всех. А значит, пользуйся настоящим, как сумеешь

Троянская война не принесла успеха ни той, ни другой стороне. Она обернулась трагедией, крахом, но порожденными не случайностями, а неисповедимыми путями судьбы. Судьба Трои, троянцев, ахейских героев была предсказана и неумолима. Большинству своих участников Троянская война принесла гибель или позор, изгнание.

. Девять лет уже провели греки под Троей среди битв и набегов. Настаёт роковой десятый год, год решения судьбы осаждённого города (см. Троянская война), как вдруг ссора Агамемнона с Ахиллом за обладание прекрасной пленницей Брисеидой дает новый оборот ходу дел. Оскорбленный в чувстве чести и любви, гневный Ахилл остается при своих кораблях у морского берега и не выходит более на битвы с троянцами. Со слезами жалуется он своей матери, богине Фетиде, на претерпенную обиду, а та молит небесного царя Зевса послать победу троянцам, пока ахейцы не воздадут чести её сыну. Зевс в знак согласия кивает головой, – кивает так, что рассыпаются его душистые кудри и выси Олимпа дрожат и трясутся.

Троянская война. Илиада. Видеоурок

Троянцы, предводимые блистающим Гектором , вскоре берут верх над врагами-греками ; они не только противостоят тем в открытом поле у стен своего города, они оттесняют их даже в корабельный стан, укрепленный рвом и валом. Грозя гибелью, стоит Гектор у самого рва и жаждет одолеть последний оплот неприятеля.

Напрасно теперь предводитель греков Агамемнон протягивает руку примирения гневному Ахиллу; он готов отдать ему Брисеиду, с семью другими девушками и разными драгоценностями в придачу. Ахилл остается непоколебим: «Предлагай он мне хоть все сокровища, сложенные в богатом Орхомене или в Фивах египетских, я и тогда не изменю намерения, пока он вполне не изгладит моего позора» – отвечает он посланцам Агамемнона .

Все грознее становится напор врагов. Как ни храбро защищают ахейцы укрепление, Гектор наконец сокрушает ворота огромною каменною глыбой. Как срубленные ясени валятся ахейцы под ударами троянцев. Уже стоит в огне корабль героя Протесилая и грозит зажечь весь остальной эллинский флот. Смятение и шум наполняют весь эллинский стан.

Тогда к Ахиллу спешит его лучший друг Патрокл . «Тебя, – говорит Патрокл, – родили на свет не Пелей и Фетида, тебя произвела мрачная пучина и скалы надводные: сердце у тебя бесчувственно, как камень». Со слезами просит он у Ахилла позволения взять его броню и выйти с нею на бой во главе его племени, мирмидонян, чтобы троянцы, приняв его за самого Пелида, на дерзали более напирать на корабли. Ахилл соглашается, но с тем, чтобы Патрокл только прогнал врага за крепостной ров, и потом немедленно вернулся.

В пылу битвы, Патрокл преследует бегущих троянцев до самых городских стен и устраивает страшное опустошение. Но обезоруженный и отуманенный покровителем Трои, богом Аполлоном , пронзенный копьем Гектора, он падает в пыль . С трудом спасают его труп и приносят в греческий стан; оружие и броня Патрокла становятся добычей победителя.

Бесконечна скорбь Ахилла о павшем товарище, кротком, милом сердцу герое. Ахилл желает почить рядом с другом в могильном кургане. Со страхом слышит Фетида в глубине морской скорбный вопль дорогого сына и спешит со своими сестрами к троянскому берегу. «Не совершал ли для тебя Зевс всего, о чем ты ни молил его?» – говорит она плачущему сыну. А он отвечает, что и жизнь ему не мила до тех пор, пока Гектор не падет перед ним в прах, пронзенный его тяжелым копьем.

Ахилл горит мыслью о мщении. Пока Фетида спешит к Гефесту , чтоб получить от него для сына новое оружие, битва опять приближается к кораблям. Но Ахилл кричит три раза через ров своим зычным голосом, и испуганные троянцы тотчас обратились в бегство. Вопреки совету Полидама, троянцы, по призыву Гектора, проводят ночь у сторожевых огней в открытом поле.

На рассвете, Ахилл, в новом вооружении и со щитом многохитрой работы, устремляется на их стан, размахивая тяжелым копьем из крепкого ясеня. Страшно свирепствует губитель среди троянских полков: он наполняет трупами реку Скамандр, так что волны насыщаются кровью и багровеют. При виде такой беды, троянский царь Приам велит страже отворить ворота бегущим, но не выпускать створов из рук, чтоб Ахилл не ворвался в город. Один Гектор остается за воротами, не внимая просьбам молящих родителей, которые смотрят на него сверху башни. Однако, когда появляется Ахилл со страшным ясеневым копьем на могучем плече, сердце содрогается у Гектора, и он в страхе три раза обегает стену Трои.

Зевсу становится жаль преследуемого Ахиллом витязя: Гектор всегда чествовал его жертвоприношениями и мольбами. Зевс взвешивает жребий обоих на золотых весах судьбы, но чаша Гектора опускается вниз. Настигает того Ахилл, пронзает копьем насквозь , привязывает ногами к колеснице, так что прекрасная голова Гектора влачится в пыли, и гонит коней к кораблям среди жалобных воплей со стен Трои.

Ахилл хочет, чтобы тело Гектора истлело непогребенным, а Патроклу устраивает великолепные похороны , сжигая вместе с его телом на костре двенадцать пленных троянцев за упокой павшего героя.

Ахилл влачит по земле тело убитого Гектора

Еще раз вымещает Ахилл свой гнев на бездыханном Гекторе; он трижды влачит его труп вокруг могилы товарища. Но боги вливают жалость в его сердце. Ночью отец Гектора, Приам, является в шатер к Ахиллу с богатыми подарками, и обнимая его колени, напоминает, что и у него вдали есть старик-отец.

Тоска и скорбь овладевают душой греческого героя. Слезы и глубокая грусть о жребии всего земного облегчают бремя скорби о Патрокле, которое дотоле давило ему грудь. Ахилл отдает престарелому Приаму для предания земле тело сына, которое боги сохранили от тления.

Десять дней оплакивают троянцы своего героя в жалобных песнях, а потом сжигают его тело , собирают пепел в урну и опускают ее в могильный ров.

Ахилл (Ахиллес) - главный герой поэмы, суровый и неумолимый воин. В ответ на оскорбление, которое нанес ему Агамемнон, верховный вождь и предводитель войска ахейцев, в течение 10 лет осаждавших Трою, А. отказывается от участия в войне. Из-за этого ахейцы терпят одно поражение за другим. Но когда вождь троянцев Гектор убивает друга А. Патрокла, А. забывает о своей обиде и примиряется с Агамемноном. Могучий А., которому покровительствует богиня Афина, показывает на поле боя чудеса храбрости и убивает в поединке Гектора, смерть которого знаменует окончательное поражение троянцев. Образ А. носит типичные черты мифологического эпического героя, мужественного воителя, в системе ценностей которого самое главное - воинская честь. Гордый, вспыльчивый и самолюбивый, он участвует в войне не столько ради того, чтобы вернуть царю Спарты Менелаю его жену Елену, похищенную Парисом (это и стало поводом войны с Троей), сколько ради прославления своего имени. А. жаждет все новых и новых подвигов, которые упрочат его славу непобедимого ратника. Смысл своей жизни он видит в том, чтобы постоянно рисковать жизнью. А. презирает спокойную жизнь у домашнего очага и предпочитает безмятежной старости смерть в бою.

Гектор - сын Приама, предводитель троянского войска. Как и Ахилл, Г. во всех своих поступках руководствуется воинской честью, но если Ахилл ценит ее ради нее самой, то Г., блюдя свою честь, в то же время сознает, что несет ответственность перед своим народом, интересы которого он должен защищать. Гомер показывает, как в душе Г. борются два стремления: избежать поражения в войне и сохранить незапятнанной свою репутацию храброго воина и героя. В силу этого образ Г. сложнее, чем образ его главного противника, Ахилла. Поведение Г. часто бывает противоречивым, поскольку мотивами его поступков выступает то жажда славы (что типично для эпического героя), то понимание долга перед отчизной и народом, которым он, как сын царя и вождь, не вправе жертвовать в погоне за репутацией непобедимого воина и храбреца. Отвергая совет опытного военачальника Полидама, который, ссылаясь на дурное предзнаменование, отговаривает Г. от нападения на лагерь ахейцев, Г. заявляет: «Знамение лучше всех - за отечество храбро сражаться». Однако, когда Гектора уговаривают вернуться в Трою, не оставаться на поле брани и уклониться от поединка с Ахиллом, Г. поступает не как мудрый осторожный вождь, а как воин, которым движет честолюбие и страсть. Гордость не позволяет ему искать защиты за укрепленными стенами города. Даже предчувствуя свою гибель, которая, как он прекрасно понимает, неизбежно повлечет за собой падение и разграбление Трои, Г. пренебрегает интересами страны и вступает в роковое для него единоборство с Ахиллом. И все же перед своей кончиной Г. признается в том, что поступил необдуманно: «Гражданин самый последний может сказать в Илионе: Гектор народ погубил, на свою понадеявшись силу!»



Одиссей (в римской традиции Улисс - царь Итаки, главный герой поэмы Гомера «Одиссея» и один из второстепенных персонажей «Илиады»), Мужество О. сочетается с хитроумием и рассудительностью. О. и сам считает хитрость основной чертой своего характера: «Я Одиссей, сын Лаэртов, везде изобретеньем многих Хитростей славных и громкой молвой до небес вознесенный». Отец Антиклеи, матери О., - Автолик, «великий клятвопреступник и вор», был сыном Гермеса, бога, который славился ловкостью и изобретательностью. Таким образом, хитроумие - наследственная черта О. Однако не только природная смекалка, но и богатый жизненный опыт помогает О. в его многолетних скитаниях. Благодаря своей изворотливости и умению обмануть противника О. удается справиться с ужасным людоедом-циклопом Полифемом, а затем с волшебницей Цирцеей, которая с помощью чудесного зелья превращает его спутников в свиней. Гомер постоянно подчеркивает, что не только храбрость и физическая сила, а мудрость нередко выручает его героя. Среди многочисленных персонажей «Одиссеи» и «Илиады» О. - наиболее яркая фигура. Не случайно к этому образу обращались в своем творчестве многие писатели и поэты (Лопе де Вега, Кальдерон, И. Пиндемонте, Я. В. Княжнин, Л. Фейхтвангер, Д. Джойс и др.). По сравнению с остальными героями (как Гектор, Ахилл, Агамемнон, Парис и др.), характеры которых определяются какой-либо одной характерной чертой, О. - фигура многогранная. Мужество, в недостатке которого его нельзя упрекнуть, соседствует с разумной практичностью, умением обратить себе на пользу самые неблагоприятные обстоятельства. О. чуждо упрямое высокомерие тех героев-воинов, чей героизм целиком заключен в действии и которые презирают рассудительность и осторожность, отождествляя их с трусостью. Оружие О. не только меч, но и слово, и с его помощью он нередко одерживает блестящие победы. Удивительные приключения, которые довелось испытать О., служат Гомеру лишь своего рода фоном, для того чтобы показать, как сильно его герой тоскует по родной Итаке. Никакие силы не способны вырвать из души О. память об отчизне, и в этом величие его образа.

Главные герои Одиссеи:
Одиссей,
Пенелопа,
Телемак,
Цирцея.
Сюжет Одиссеи:
В поэме Гомера «Одиссея» изображаются события после Троянской войны и разрушения Трои.

Все греческие герои вернулись домой, кроме Одиссея, царя острова Итаки. Он странствует десять лет из-за ненависти к нему бога моря Посейдона. Первые три года его странствий изображены в IX – XII песнях (см. полный текст поэмы). Эти песни содержат рассказ Одиссея на пиру у царя феаков Алкиноя, к которому его занесла буря.
Начало же «Одиссеи» повествует о последних событиях из семи лет странствий Одиссея, когда он жил на острове нимфы Калипсо. Оттуда по велению богов он отправляется на родину.

Прибывает Одиссей на Итаку в XIII песне. Дома его ждут жена Пенелопа, осаждаемая женихами, а также сын Телемах, уже ставший юношей. Одиссей останавливается у свинопаса Эвмея, потом под видом нищего пробирается во дворец и, наконец, в союзе с верными слугами истребляет всех претендентовна руку Пенелопы, прекращает восстание родственников убитых и начинает счастливую жизнь в кругу своей семьи.

Гомер(Илиада) главные герои и их характеристики

◾Агамемнон - Царь Микен, предводитель греков. ◾Ахилл - Предводитель мирмидонян, герой полубожественного происхождения. ◾Одиссей - Царь Итаки, самый хитрый из греческих военачальников, герой «Одиссеи». ◾Аякс Великий - сын Теламона, второй после Ахилла в военном мастерстве. ◾Менелай - Царь Спарты, муж Елены и брат Агамемнона. ◾Диомед - сын Тидея, Царь Аргоса. ◾Аякс Малый - сын Оилея, частый союзник Аякса Великого. ◾Патрокл - лучший друг Ахилла. ◾Нестор - Царь Пилоса, доверенный советчик Агамемнона.

Сюжет Илиады:

Сюжет «Илиады» Гомера (см. её краткое содержание, полный текст и анализ) связан с мифом о похищении троянским царевичем Парисом Елены, жены греческого царя Менелая, владетеля Спарты. Елену, прекраснейшую из всех женщин, предназначила для Париса богиня любви и красоты Афродита, которой Парис преподнес яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Это яблокобыло брошено богиней раздора Эридойна свадьбе героя Пелея и морской богини Фетиды, чтобы возбудить спор между богинями, который привел бы к войне и людей.

Начинается «Илиада» с того момента, когда в греческом лагере на десятом году осады Трои началась чума. Ее наслал бог Аполлон, покровитель троянцев, по просьбе своего жреца, у которого греческий вождь Агамемнон отнял дочь. Чтобы прекратить чуму, Агамемнон вынужден вернуть дочь отцу, но взамен отбирает пленницу у Ахилла, сына Пелея и Фетиды. Разгневанный Ахилл, одержимый чувством горькой обиды, уходит в свой стан, отказывается участвовать в осаде Трои и просит мать помочь ему в его горе.

Богиня Фетида умоляет Зевса отомстить грекам за обиду, нанесенную ее сыну. Пусть Зевс пошлет победу троянцам, и тогда Агамемнон, смирившись, станет униженно просить Ахилла о помощи.

Зевс исполняет желание Фетиды.

Начинаются ожесточенные бои, в которых греки терпят от троянцев поражение. Тогда они посылают к Ахиллу послов (IX песнь), но безрезультатно: он отказывается принять участие в боях. Наконец, в XVI песне Патрокл, друг Ахилла, вступает в бой, так как не может больше видеть, как гибнут товарищи, В этом бою Патрокл погибает от руки троянского героя Гектора, сына царя Приама.

Ахилл, мстя за друга, вступает в бой, убивает Гектора, жестоко издеваясь над его трупом. Однако старик Приам, отец Гектора, явившись ночью в палатку к Ахиллу, умоляет его вернуть тело сына. Ахилл, тронутый горем старика и вспоминая своего собственного отца, которого он никогда не увидит, возвращает тело Гектора и даже устанавливает перемирие, чтобы дать троянцам время оплакать погибших.

Заканчивается «Илиада» погребением героев двух враждующих лагерей – Патрокла и Гектора.



Похожие статьи
 
Категории