Годы жизни георга фридриха генделя. Георг Фридрих Гендель

31.03.2019

Георг Фридрих Гендель (Handel) (23.02.1685, Галле - 14.04.1759, Лондон) - немецкий композитор. Сын цирюльника. Семи лет начал обучаться игре на органе, клавесине, гобое. Его учитель, органист в Галле Ф. В. Цахау, обучал Генделя также основам контрапункта и фуги. В 12-летнем возрасте Гендель стал ассистентом органиста. В эти же годы он написал свои первые произведения - мотет и 6 сонат для 2 гобоев и баса. В 1702 году Гендель получил место органиста в родном городе, но уже в следующем году переехал в Гамбург, центр музыкальной жизни тогдашней Германии. Здесь начинается оперная деятельность Генделя, продолжавшаяся свыше 30 лет. Он работал скрипачом, а затем дирижером оркестра Гамбургской оперы, во главе которой стоял видный музыкальный деятель и композитор Р. Кейзер. Вскоре Гендель написал для этого театра свою первую оперу "Альмира, королева Кастилии" (1705). Большую роль для Генделя сыграла его дружба с даровитым теоретиком и композитором И. Маттезоном, его будущим первым биографом. Оперное искусство все более захватывает Генделя. Гамбургский театр его уже не удовлетворяет, и Гендель решает отправиться на родину оперы - в Италию.

В 1706-1710 годах Гендель жил во Флоренции, Риме, Венеции и Неаполе. Вскоре он приобрел известность в Италии как отличный органист-импровизатор и клавесинист. В Риме Гендель сблизился с Д. Скарлатти ; Гендель давал ему советы в игре на органе, в свою очередь Скарлатти помогал Генделю в освоении техники игры на клавесине. В 1708 году во Флоренции была поставлена опера Генделя "Родриго", а в 1709 году в Венеции - "Агриппина", понравившаяся требовательным итальянцам. В Италии же Гендель написал свои две первые оратории - "Воскресение" и "Триумф рассудка и времени", пасторальную ораторию "Ацис, Галатея и Полифем" и др. Гендель был прозван в Италии "знаменитым саксонцем", а после постановки опер - "Орфеем нашего времени".

После короткого пребывания в Ганновере, где Гендель состоял придворным капельмейстером, он переехал в 1710 году в Лондон, с которым была связана почти вся его дальнейшая жизнь. Уже в следующем году здесь была поставлена опера-пастиччо Генделя "Ринальдо" по сюжету поэмы Т. Тассо "Освобожденный Иерусалим" (музыка в основном была составлена из отдельных номеров его прежних опер). Публика восторженно приняла это произведение, и имя Генделя стало широко известным в Лондоне, а вскоре и во всей Англии. Выступая как органист и клавесинист, сначала в музыкальных салонах лондонской аристократии, а затем и перед более широкой аудиторией, Гендель все более укреплял славу лучшего музыканта Англии. Он пишет торжественную оду в честь королевы, ряд патриотических произведений, которые по достоинству были оценены английским двором. Изучение английского музыкального искусства и в первую очередь опер Г. Перселла, а также народной музыки, равно как и впечатления от жизни и быта Лондона придали его произведениям английский национальный характер. (Возгласы уличных торговцев, по словам Генделя, помогали ему создать мелодии песен.) В 1717-1720 годах Гендель служил при дворе герцога Чендосского. В эти же годы Гендель работает над созданием хоровых произведений; он пишет 12 псалмов. "Антемы Чендоса" для солистов, хора и оркестра, первую английскую ораторию "Эсфирь" (1-я ред.- "Аман и Мардохай"), кантату "Ацис и Галатея" и др. В 1720 году для своей ученицы принцессы Анны Гендель написал сборник сюит для клавесина, который содержит арию с вариациями из ми-мажорной сюиты, известную под названием "Гармоничный кузнец". (Ария из сюиты си-бемоль мажор послужила Брамсу темой его знаменитых вариаций для фортепиано.)

В 1720 году Гендель возглавил "Королевскую академию музыки", для открытия которой он написал оперу "Радамист". Здесь же были поставлены его лучшие оперные произведения - "Юлий Цезарь" (1724), "Тамерлан" (1724), "Роделинда" (1725). Однако постепенно вкусы английской публики меняются; ее уже перестают интересовать героические образы, сильные страсти и переживания героев опер Генделя; зрителей больше привлекала колоратура итальянских примадонн и сопранистов.

Против Генделя ополчились представители лондонской знати, возглавляемые принцем Уэльским, который сам пытался писать оперы. Травля Генделя в печати, предпочтение, отдававшееся английским великосветским обществом итальянскому композитору Д. Бонончини, наконец, шумный успех поставленной в 1728 году пародии на оперу-сериа "Оперы нищих" Дж. Гея и Пепуша - все это послужило причиной для закрытия театра Генделя. Он вынужден был уехать в Италию для набора новой труппы. В 1729 году в Лондоне состоялись спектакли вновь созданного Генделем оперного театра. Вскоре и эта труппа распалась. Но прекращение спектаклей не сломило Генделя; в 1734 году он в третий раз создал театр, вложив в него все свои сбережения. Снова начались интриги, и в 1737 году наступил крах театрального предприятия Генделя, а он сам был разорен.

Уже в эти годы Гендель, помимо опер, создавал и оратории, а с начала 1740-х годов почти всецело перешел к этому жанру. (Последняя опера Генделя "Диадемия" была сочинена в 1741 году.) В 1738 году им была создана оратория "Саул", в следующем году - "Израиль в Египте". Вначале лондонцы холодно встретили оратории Генделя, против исполнения которых выступило и духовенство. Лишь после того, как в Дублине в 1742 году с огромным успехом была исполнена его следующая оратория "Мессия" и особенно после создания героической оратории "Иуда Маккавей" (1746), импонировавшей настроениям англичан после победы над шотландцами в 1745 году, в отношении к композитору наступил перелом. Теперь, на закате жизни, он получил в Англии всеобщее признание. В 1751 году во время работы над своей последней ораторией "Иевфай" Гендель ослеп, но все же он продолжал участвовать в исполнении ораторий как органист.

Гендель с исключительной быстротой работал над своими произведениями; так опера "Ринальдо" была написана им за две недели, одно из лучших его сочинений оратория "Мессия", - за 24 дня.

Обращаясь исключительно к жанру оперы-сериа, Гендель создавал в пределах этого жанра разнообразные произведения. На первое место здесь нужно поставить его историко-героические оперы "Радамист", "Юлий Цезарь", "Роделинда"; фактически Гендель положил начало этому жанру. Он писал также и волшебно-фантастические оперы - "Тезей" (1712), "Амадис" (1715), "Альцина" (1735) и "экзотические" оперы - "Тамерлан" (1725), "Александр" (1726), "Ксеркс" (1738), а также обращался и к пользовавшемуся в то время большой популярностью жанру пасторальной оперы-балета - "Верный пастух" (1712; 2-я ред. "Терпсихора" - 1734), "Праздник на Парнасе" (1734), "Гименей" (1740).

Большой интерес представляют также и инструментальные произведения Генделя. Инструментальная музыка Генделя по ясности и конкретности образов, по характерности тематики, по своим живописным тенденциям очень близка его театральной музыке. Среди оркестровых произведений Генделя - сюиты с увертюрами "Музыка на воде" (1717) и "Музыка фейерверка" (1749). Эти сочинения Гендель писал для массового исполнения на открытом воздухе, в лондонских парках и садах. Отсюда и большой состав оркестра, и народно-танцевальный характер отдельных пьес, и доступность музыки для широкой аудитории. В числе др. наиболее характерных инструментальных произведений Генделя - "кончерти-гросси", в которых получили дальнейшее развитие формы итальянской и французской музыки, и органные концерты, о которых один из советских биографов Генделя, Р. И. Грубер, писал, что Гендель заново создал этот жанр, так как он впервые "вывел орган из культовых рамок, широко и многообразно использовал его в светском плане, сохранив его свойства массового воздействия".

Оратории Генделя сохраняют свое значение до наших дней. Написанные в основном на библейские сюжеты, они воспевают героические подвиги на благо народа, томящегося под игом чужеземных тиранов. В центре ораторий, отличающихся единством драматургического замысла, народная масса и ее вожди; на их жизни и переживаниях сосредоточено все внимание композитора. Показывая мужественных, храбрых библейских героев, Гендель подчеркивал в них черты борцов за свободу и справедливость. Почти все оратории Генделя заканчиваются победой народа, торжеством справедливости; финал произведений - ликующе торжественный гимн, прославляющий победителей. Делая народ центральным персонажем, Гендель, естественно, усиливал в оратории роль хора, воплощающего образ народных масс. Музыкальное искусство не знало до Генделя столь мощного и монументального использования хоровых эпизодов в музыке. Мастерское владение Генделя хоровым звучанием восхищало и Бетховена ("Вот, у кого нужно учиться скромными средствами добиваться потрясающих эффектов", - говорил он), и Чайковского , писавшего, что "Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя из естественных пределов голосовых регистров, он [Гендель] извлекал из хора такие превосходные эффекты масс, каких никогда не достигали другие композиторы...". Наряду с Бахом Гендель является крупнейшим мастером полифонического хорового письма, великолепно владевшим всей палитрой звучностей.

В своих произведениях Гендель рисовал и картины природы. Среди них встречаются произведения, явно вдохновленные природой. Картины природы занимают центральное место, например, и в оратории "Жизнерадостный, задумчивый и сдержанный" на текст Дж. Мильтона (1740). Не говоря уже об ораториях Генделя или его лучших инструментальных произведениях, драматические арии из опер (например, знаменитая ария из "Ринальдо"), инструментальное ларго из "Ксеркса", сицилиана и мн. др. до нашего времени продолжают волновать слушателей. Героические черты творчества Генделя получили дальнейшее развитие в произведениях таких разных композиторов, как Глюк , Керубини , Бетховен, Мендельсон , Берлиоз , Вагнер . Генделя очень ценили и русские музыканты во главе с Глинкой . В 1856 году в Германии было основано "Генделевское общество", опубликовавшее до 1894 года полное собрание сочинений Генделя в 99 тт. под редакцией одного из лучших знатоков его творчества Ф. Кризандера. Традицией стало проведение фестивалей Генделя в Германии и Англии.

1685 - родился в г. Галле. Обнаруженные в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности, в т.ч. дар импровизатора, не вызывали особого восторга у отца - пожилого цирюльника-хирурга.

С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе у Ф.В. Цахау,

с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы.

В 1702 г . изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора.

С 1703 г. работал в оперном театре в Гамбурге (скрипачом, затем клавесинистом и композитором). Знакомство с Кайзером, музыкальным теоретиком Маттезоном. Сочинение первых опер - «Альмира», «Нерон» . Страсти по Иоанну .

В 1706-1710 совершенствовался в Италии, где прославился как виртуозный мастер игры на клавесине и органе. Познакомился с Корелли, Вивальди, отцом и сыном Скарлатти. Широкую известность принесли Генделю постановки его опер «Родриго», «Агриппина» . Оратории «Триумф времени и правды», «Воскресение» .

В 1710-1717 придворный капельмейстер в Ганновере , хотя с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Особенно плодотворной была работа композитора в лондонской «Королевской академии музыки», когда он сочинял по нескольку опер в год (среди них - «Юлий Цезарь», «Розелинда», «Александр» и др .) Независимый характер Генделя осложнял его отношения с определенными кругами аристократии. Кроме того, жанр оперы-seria, постановками которого занималась «Королевская музыкальная академия», был чужд английской демократической публике.

В 1730-е годы Гендель ищет новые пути в музыкальном театре, пытается реформировать оперу- seria («Ариодант», «Альчина», «Ксеркс» ), однако сам этот жанр был обречен. После перенесенной тяжелой болезни (паралич) и провала оперы «Дейдамия» отказался от сочинения и постановки опер.

После 1738 года центральным жанром творчества Генделя стала оратория : «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», «Иисус Навин».

Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у композитора резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.

Бах и Гендель

Творчество Георга Фридриха Генделя, наряду с творчеством И.С. Баха , явилось кульминацией в развитии музыкальной культуры первой половины XVIII века. Многое объединяет этих двух художников, которые, к тому же, были ровесниками и соотечественниками:

  • оба синтезировали творческий опыт различных национальных школ, их творчество - это своеобразное подведение итогов в развитии многовековых традиций;
  • и Бах, и Гендель явились крупнейшими в истории музыки полифонистами;
  • оба композитора тяготели к жанрам хоровой музыки.

Однако в сравнении с Бахом творческая судьба Генделя сложилась совершенно иначе, с самого рождения он воспитывался в других условиях, а впоследствии жил и работал в иной общественной обстановке:

  • Бах был потомственным музыкантом. Гендель же родился в семье довольно богатого цирюльника-хирурга и его ранние музыкальные наклонности не вызвали никакого восторга у его отца, который мечтал видеть сына юристом;
  • если биография Баха небогата внешними событиями, то Гендель прожил жизнь очень бурную, изведав и блестящие победы, и катастрофические срывы;
  • уже при жизни Гендель добился всеобщего признания, был на виду у всей музыкальной Европы, тогда как творчество Баха было мало известно его современникам;
  • Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был очень набожным человеком, прекрасно знающим Священное Писание. Гендель же был исключительно светским композитором, сочинявшим прежде всего для театра и концертной эстрады. Чисто церковные жанры у него занимают небольшое место и сосредоточены в раннем периоде творчества. Показательно, что духовенство при жизни Генделя препятствовало попыткам трактовать его оратории как культовую музыку.
  • С юных лет Гендель не пожелал мириться с зависимым положением провинциального церковного музыканта и при первой возможности переехал в вольный город Гамбург - город немецкой оперы. В эпоху Генделя он был культурным центром Германии. Ни в одном из других немецких городов музыка не пользовалась таким уважением, как там. В Гамбурге композитор впервые обратился к оперному жанру, к которому тяготел всю жизнь (в этом - еще одно его отличие от Баха).

Оперное творчество Генделя

Как оперный композитор Гендель не мог не поехать в Италию, тем более что гамбургская опера в начале XVIII века шла к упадку (Бах же ни разу за всю свою жизнь не выезжал за пределы Германии). В Италии его поразила сугубо светская атмосфера художественной жизни, так не похожая на замкнутую жизнь немецких городов, где музыка звучала в основном в церкви и княжеских резиденциях. Создавая для различных театров все новые оперы («Ринальдо » , «Родриго » , «Тезей») Гендель, однако, очень отчетливо ощущал, что не всё удовлетворяет его в этом жанре. Он всегда стремился к воплощению героического содержания, ярких и сильных характеров, к созданию грандиозных массовых сцен, однако всего этого не знала современная ему опера-seria. В процессе своей многолетней работы над оперой (37 лет, за которые им было создано более 40 опер, в том числе «Орландо» , «Юлий Цезарь» , «Ксеркс» ) Гендель предпринимал попытки обновить жанр seria. Это часто вызывало противодействие аристократической публики, ценившей в опере лишь виртуозное пение. Однако тот тип оперы, который героически пытался отстаивать Гендель, обогащая его изнутри, в историческом смысле был нежизнеспособен. Вдобавок в Англии, где прошла вторая половина жизни композитора, демократическая часть публики относилась к опере-seria крайне отрицательно (о чем свидетельствовал, в частности, огромный успех «Оперы нищих» - веселой пародии на придворную оперу). Лишь во Франции к середине XVIII века была подготовлена почва для оперной реформы, которую осуществил К.В. Глюк вскоре после смерти Генделя. И всё же многолетняя работа над оперой для композитора не прошла даром, явившись подготовкой его героических ораторий. Именно оратория стала подлинным призванием Генделя, тем жанром, с которым в истории музыки его имя ассоциируется прежде всего. С ним композитор не расставался до конца своих дней.

Ораториальное творчество Генделя

Кантаты, оратории, страсти, антемы Гендель писал на протяжении всего творческого пути. Но с конца 30-х годов оратория выдвинулась на первое место в его творчестве. В ораториях композитор реализовал те смелые замыслы, которые ему не удалось осуществить в рамках современной оперы. Здесь наиболее ярко проявились самые характерные черты его стиля.

Огромной заслугой Генделя явилось то, что в своих ораториях он впервые вывел народ в качестве главного действующего лица. Тема возвышенной любви, господствовавшая в современной Генделю опере, уступила место образам народа, сражающегося за свою свободу. В характеристике народа композитор, естественно, опирался не на сольное пение, а на мощное звучание хора. В грандиозных ораториальных хорах наиболее велик Гендель. Ему было свойственно мыслить крупным планом, картинно и объемно. Это художник-монументалист, музыку которого уместно сравнивать с монументальными скульптурными произведениями, с фресковой живописью (особенно часто проводят параллели с искусством ).

Монументализм Генделя вырос из героической сущности его музыки. Героика - излюбленная сфера этого композитора. Основные темы - величие человека, его способность к подвигу, героическая борьба (Гендель первый затронул тему героической борьбы в музыке, предвосхитив в этом Бетховена). Бах в своих монументальных хоровых произведениях более психологичен, его больше волнуют этические проблемы.

Основной источник сюжетов зрелых ораторий Генделя - Библия, Ветхий Завет. Здесь много жестокой борьбы, крови, захватывающих страстей (ненависть, зависть, предательство). Здесь много ярких, неординарных, противоречивых характеров. Всё это чрезвычайно интересовало Генделя - знатока человеческих душ, и было близко его мощной и цельной натуре. Новозаветных, собственно христианских сюжетов у Генделя очень мало (ранние «Страсти по Иоанну», оратория «Воскресение», «Страсти по Брокесу» ; из поздних - только «Мессия»). Баха же в первую очередь привлекал Новый Завет. Главный его герой и нравственный идеал - Иисус.

Среди популярнейших сочинений Генделя - оратории «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей» , которые были созданы в последнее десятилетие активной творческой работы (конец 30-х - 40-е годы). В это время композитор жил в Лондоне. Библейские сюжеты воспринимались в Англии как «свои» - так же, как в Италии античные или римские. Библия иногда была единственной книгой, которую читал грамотный рядовой англичанин. Здесь были обычными библейские имена (Джереми - Иеремия, Джонатан - Ионафан). Кроме того, события, о которых рассказывалось в Библии (и, соответственно, в ораториях Генделя), были идеально созвучны военно-политической обстановке в Англии первой половины XVIII века. Самого же Генделя, по-видимому, в библейских героях привлекала их внутренняя сложность.

Чем же музыкальная драматургия в ораториях Генделя отличается от его оперной драматургии?

  • В операх, как правило, нет хора (по коммерческим соображениям) и нет развернутых хоровых эпизодов. В ораториях хор играет ведущую роль, порой полностью затмевая солистов. Хоры Генделя чрезвычайно разнообразны. Никто из современников композитора (включая Баха) в этом отношении с ним не сравниться. Его мастерство предвосхищает скорее Мусоргского, который также создавал хоровые сцены, населенные не безликими массами, а живыми лицами с неповторимыми характерами и судьбами.
  • Участие хора диктует и иное, по сравнению с оперой, содержание. Речь идет здесь о судьбах целых народов, всего человечества, а не только о переживаниях отдельных личностей.
  • Герои ораторий не укладываются в традиционные для барочной оперы представления о том или ином типе персонажа. Они сложнее, противоречивее, порой непредсказуемы. Отсюда - и более свободные, разнообразные музыкальные формы (традиционная форма «da capo» встречается редко).

Оратория «Мессия»

Самая знаменитая и наиболее часто исполняемая оратория Генделя «Мессия» . Она была написана по заказу, который поступил из Дублина, столицы Ирландии. Еще при жизни композитора оратория стала легендарным произведением, объектом восторженного поклонения.

«Мессия» - практически единственная лондонская оратория Генделя, посвященная собственно Христу. Понятие Мессии (Спасителя) - тот пункт, в котором Ветхий и Новый завет переходят один в другой. Предначертанное пророками появление божественного Спасителя осуществляется через пришествие Христа и ожидается верующими в грядущем.

В I части воплощено трепетное ожидание Мессии, чудо рождения Христа и ликование в его честь.

II часть рисует события Страстной недели и Пасхи: распятие и Воскресение Христа; ее завершает праздничный хор «Аллилуйя». По приказу Георга II он приобрел государственное значение и исполнялся во всех британских храмах, его надлежало слушать стоя, как молитву.

III часть - наиболее философская и статичная. Это размышления о жизни во Христе, о смерти и бессмертии. Биографы композитора пишут, что умирая он шептал текст арии сопрано из этой части: «Я знаю, мой спаситель жив» . Эти слова с соответствующей мелодией помещены на памятнике Генделя в Вестминстерском аббатстве, где он похоронен (редкая честь, которой удостаивались лишь короли и самые достойные люди Англии).

Ромен Роллан в своей книге о Генделе высказал предположение, что если бы композитор переехал не в Англию, а во Францию, то оперная реформа была бы осуществлена гораздо раньше.

Популярный в начале XVIII века поэт.



Гендель Г. Ф.

(Hдndel) Георг Фридрих (23 II 1685, Галле - 14 IV 1759, Лондон) - нем. композитор.

Большую часть своей жизни (почти 50 лет) прожил в Англии. Родился в семье цирюльника-хирурга. Его учителем был композитор и органист Ф.В. Цахау. В 17 лет Г. занял место органиста и муз. руководителя собора в Галле. С этого времени определилось неизменное тяготение Г. к серьёзному иск-ву и синтезу хора и инстр. музыки, к-рый являлся традицией нем. музыки. Однако композитору были чужды религиозные интересы. Тяготение к светской, особенно театр., музыке заставило его в 1703 переехать из Галле в Гамбург - единственный в то время город, где существовал нем. оперный т-р. В Гамбурге Г. создал оперы "Альмира" и "Нерон" (пост. 1705). Однако Гамбургская опера распалась (для экономически отсталой, феодальной Германии время нац. оперной школы ещё не наступило), и в 1706 Г. уехал в Италию, жил во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции и завоевал славу первоклассного композитора. Он написал оперы "Родриго" (1707), "Агриппина" (1709), оратории, пасторальную серенаду "Ацис, Галатея и Полифем" (1708), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы. В Италии Г. стал известен как выдающийся исполнитель на клавире и органе (состязался с Д. Скарлатти). С 1710 Г. придв. капельмейстер в Ганновере (Германия). В том же году приглашён в Лондон, где в нач. 1711 с большим успехом была поставлена его опера "Ринальдо". В 1710-е гг. Г. работал попеременно в Лондоне и Ганновере, в 1717 окончательно порвал с Германией и в 1727 принял англ. подданство. В 1720 Г. возглавил оперное предприятие в Лондоне (Королевская муз. академия). Здесь он испытал сильное противодействие разл. слоёв англ. общества. Против Г. подняли кампанию аристократич. круги, находившиеся в оппозиции к королю (оказывавшему покровительство Г.) - представителю ганноверской династии. Враждовавший с королём принц Уэльский организовал т. н. Великосветскую оперу и вместе с др. представителями знати поддерживал конкурировавших с Г. модных итал. композиторов, авторов поверхностно-виртуозных опер. Независимый характер Г. осложнял его отношения с двором. Кроме того, высшее духовенство чинило препятствия конц. исполнению библейских ораторий Г. С др. стороны, тот жанр оперы, в к-ром работал Г. в Англии, - итал. опера-сериа - был чужд англ. бурж.-демократич. публике и по своим условным антично-мифологич. сюжетам, и по иноземному языку. Передовая публицистика (Дж. Аддисон, Дж. Свифт и др.) нападала на Г., критикуя в его лице реакц. эстетику антинациональной придв. аристократич. оперы. В 1728 в Лондоне была поставлена "Опера нищих" (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша) - бурж. комедия с многочисл. вставками из нар. песен и популярных арий. Эта пьеса с ярко выраженной политич. направленностью заключала в себе и сатиру на аристократическую оперу. Осн. удар был направлен против Г., как наиболее прославленного композитора-"итальянца". Шумный успех "Оперы нищих" усилил нападки на Г. и привёл к краху руководимое им оперное предприятие, а сам Г. был разбит параличом. По выздоровлении Г. вновь возвратился к энергичной творч. и организаторской деятельности, писал и ставил оперы, устраивал спектакли и концерты, но терпел одно поражение за другим (в 1741 провалилась его последняя опера "Дейдамия"). В 1742 с энтузиазмом была принята в Дублине (Ирландия) оратория "Мессия". Однако в Лондоне исполнение "Мессии" и ряда др. последующих ораторий Г. вызвало новую волну травли со стороны великосветского общества, подвергшую Г. глубокой душевной депрессии (1745). В том же году в судьбе композитора наступил крутой перелом. В Англии началась борьба против попытки реставрации династии Стюартов, Г. создал "Гимн добровольцев" и "Ораторию на случай" - призыв к борьбе с нашествием армии Стюартов. Эти патриотические произв. и особенно воинственно-победная героическая оратория "Иуда Маккавей" принесли Г. широкое признание. Восторженно были встречены и последующие его оратории. Г. нашёл новую, демократичную аудиторию. Смерть Г. в 1759 английский народ воспринял как потерю национального композитора.
Ограниченность англ. бурж. культуры, не сумевшей создать предпосылок к развитию нац. оперы высокого стиля, заставила Г., всю жизнь тяготевшего к т-ру, после долгой борьбы отказаться от этого жанра. Его итал. оперы-сериа (всего Г. написал св. 40 опер) обнаруживают непрерывные целеустремлённые поиски драматич. стиля и обладают большим мелодич. богатством, силой эмоц. воздействия музыки. Однако в целом этот жанр сковывал реалистич. устремления композитора. В сер. 30-х гг. Г. обратился к вок.-симф. жанру оратории, не связанной со сценическим действием. Ей он почти полностью посвятил последнее десятилетие своей активной творч. деятельности (1741-51). В ораториальном творчестве - главное историч. значение Г. На материале библейских преданий и их преломлении в нац. англ. поэзии (Дж. Мильтон) композитор создал полные эпического величия и драматич. силы картины нар. бедствий и страданий, борьбы за освобождение от гнёта поработителей. Проникнутые духом нар. патриотизма, грандиозные творения Г. отразили демократич. стремления англ. народа и по своему общему идейному смыслу и эмоц. характеру не принадлежат к культовому иск-ву. Г. рассматривал свои оратории как светские произведения концертного типа и решительно восставал против исполнения их в церквах. Более поздняя практика исказила намерения Г., трактуя его народные музыкальные трагедии как духовную музыку.
Г. глубоко преобразовал ораторию, создав новый тип монументального вок.-оркестрового произв., отличающегося единством драматургич. замысла. В центре оратории Г. - нар. массы, её герои и вожди. Активная роль народа определила ведущее значение хора. Зап.-европ. светская музыка до Г. не знала такого огромного по масштабу и по мощи выразительности хора. Разнообразие драматургич. функций хора, красота и полнота аккордового и полифонич. звучания, гибкие, свободные и вместе с том классически завершённые формы сделали Г., наряду с И. С. Бахом, непревзойдённым в западноевроп. музыке классиком хорового письма. Воспитанный на традициях нем. полифонии - хоровой, органной, оркестровой, Г. в своём ораториальном творчестве претворил также традиции англ. хоровой культуры (Г. с первых лет своей деятельности в Англии писал хоровые антемы - англ. псалмы типа кантат, изучал нар. многоголосную музыку а творчество Г. Пёрселла). Г. развил в ораториях лучшие элементы своей оперной музыки. Мелодический стиль Г., поражающий "гениальным расчётом на самые драматические струны человеческого голоса" (А. Н. Серов), доведён им в ораториях до высокой степени выразительности. Демократич. направленность ораториального творчества Г. определила его общедоступность как в отношении сюжетов, знакомых широкой аудитории, и нар. языка, так и в отношении музыки, отличающейся особой рельефностью и ясностью развития. В ораториях Г. проявились оперно-драматич. тенденции ("Самсон", 1741; "Иевфай", 1752, и др.), эпические ("Израиль в Египте", 1739; "Иуда Маккавей", 1747, и др.), иногда лирические ("Жизнерадостный, задумчивый и сдержанный", 1740, по Дж. Мильтону), но во всех них ощущаются свойственные Г. оптимизм, топкое чувство красоты, любовь к жанровому, конкретному, изобразительному началам. Оратории Г. создавались на основе либретто, вольно трактующих легенды из Ветхого завета. Только "Мессия" написана на подлинный евангельский текст. Всего Г. написал ок. 30 ораторий.
Среди обширного инстр. наследия Г., включившего почти все совр. композитору жанры, выделился созданный им вид инстр. музыки для исполнения на открытом воздухе и представляющий собой красочные сюиты для больших оркестровых составов с особо активной ролью духовых инструментов ("Музыка на воде", ок. 1715-1717; "Музыка фейерверка", 1749). Значительны по глубине содержания и мастерству форм оркестрово-ансамблевые концерты (форма "кончерто гроссо") и новый, введённый Г. жанр органных концертов (в сопровождении оркестра или ансамбля), написанных в подчёркнуто светском, празднично блестящем стиле. Г. принадлежат также сюиты для харпсихорда (англ. разновидность клавесина), сонаты и трио-сонаты для разл. инструментов и др. сочинения. Творчество Г. не нашло продолжения в самой Англии, где для этого не было ни идейных, ни муз. творч. стимулов. Но оно оказало сильное влияние на развитие западноевроп. классич. музыки эпохи бурж. просвещения и Великой франц. революции (К. В. Глюк, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Керубини, Э. Мегюль, Л. Бетховен). Г. высоко ценили передовые русские музыканты. В. В. Стасов называл Г., как и И. С. Баха, "колуссом новой музыки".
Основные даты жизни и деятельности
1685. - 23 II. В среднегерманском городе Галле в семье придв. саксонского цирюльника-хирурга Георга Г. родился сын Георг Фридрих.
1689. - Г. самоучкой освоил игру на клавесине, вопреки протестам отца, наметившего для сына карьеру юриста.
1692-93. - Поездка с отцом в резиденцию саксонского курфюрста и в г. Вейсенфельс, где Г. играл в церкви на органе.
1694. - Начало занятий музыкой с композитором и органистом Ф. В. Цахау (изучение генерал-баса, композиции, игры на клавесине, органе, скрипке, гобое).
1695. - Первые муз. сочинения: 6 сонат для духовых инструментов.
1696. - Поездка в Берлин. - Первое выступление в качестве клавесиниста и аккомпаниатора во время придворных концертов.
1697. - Возвращение в Галле. - Создание ряда кантат и пьес для органа.
1698-1700. - Занятия в городской гимназии.
1701. - Знакомство с композитором Г. Ф. Телеманом. - Замещение должности органиста в кальвинистском соборе в Галле.
1702. - Поступление на юридич. ф-т ун-та в Галле. - Одноврем. Г. получает должность органиста и музыкального руководителя в соборе. - Преподаёт пение и теорию музыки в протестантской гимназии.
1703. - Переезд в Гамбург. - Знакомство с композитором И. Маттезоном. - Работа в оркестре оперного т-ра в качестве 2-го скрипача и клавесиниста.
1704. - 17 II. Исполнение первой оратории Г. - "Страсти по Евангелию от Иоанна".
1705. - 8 I. Постановка первой оперы Г. - "Альмира" в Гамбургском оперном т-ре. - 25 II. Постановка там же второй оперы Г. - "Нерон". - Покинул оркестр в связи с тяжёлым материальным положением т-ра.
1706. - Поездка во Флоренцию (Италия).
1707. - Во Флоренции исполнена первая итал. опера Г. - "Родриго". - Поездка в Венецию, знакомство с Д. Скарлатти.
1708. - В Риме знакомство с А. Корелли, А. Скарлатти, Б. Паскуини и Б. Марчелло. - Поездка в Неаполь.
1710. - Поездка в Ганновер. - Начало работы в качестве придв. капельмейстера. - Осенью поездка в Лондон, через Голландию.
1711. - Опера Г. "Ринальдо" поставлена в Лондоне с большим успехом. - Возвращение в Ганновер.
1712. - Поздней осенью вторая поездка в Лондон.
1716. - Поездка в Ганновер (июль) в свите короля Георга. - Возвращение в Лондон в конце года.
1718. - Г. руководит домашним оркестром графа Карнарвона (впоследствии герцога Чендосского) в замке Кеннон (близ Эджуэра).
1720. - Назначение Г. муз. директором Королевской муз. академии в Лондоне. - Поездка Г. в Германию для набора в оперу певцов.
1721-26. - Кульминационный период творч. деятельности Г. как оперного композитора.
1727. - Г. получил англ. подданство и звание композитора музыки Королевской капеллы.
1728. - Успех "Оперы нищих" (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша) содействовал краху оперного предприятия Г.
1729. - Г. получил должность муз. руководителя во вновь созданной Королевской муз. академии. - Поездка в Италию с целью ознакомления с новыми операми и набора певцов; посещение Флоренции, Милана, Венеции, Рима и др. - Возвращение в Лондон.
1730-33. - Новый подъём творчества Г. - Поездка в Оксфорд на фестиваль своих произв.
1736. - Дирижирует 15 концертами из своих сочинений.
1737. - Крах оперного т-ра, руководимого Г. - Душевная депрессия, тяжёлая болезнь композитора (паралич).
1738. - Опубликованы концерты Г. для арпсихорда или органа.
1741. - XI. Поездка в Дублин (Ирландия) для выступления с концертами.
1742. - 13 IV. Первое исполнение оратории "Мессия" в Дублине. - Возвращение в Лондон (в августе).
1744. - Г. берёт в аренду Королевский т-р в Лондоне.
1745. - В связи с финансовыми затруднениями Г. закрывает т-р. - Душевная депрессия и тяжёлая болезнь Г. - Исполнение "Гимна добровольцев".
1746. - Исполнение "Оратории на случай", в к-рой Г. призывал англичан к борьбе с нашествием армии Стюартов.
1747. - Исполнение оратории "Иуда Маккавей" в честь победы над армией Стюартов. - Г. становится нац. героем страны. - Знакомство с прибывшим в Англию К. В. Глюком; выступление вместе с ним с исполнением своих произв.
1751. - Последняя поездка в Голландию и Германию. - Потеря зрения.
1752. - Неудачная операция глаз. - Полная слепота.
1754. - Г. с помощью Смитса переделывает и дополняет ранее созданные произв. - Принимает участие в концертах, играя на органе или чембало.
1756. - Тяжёлое депрессивное состояние композитора.
1757. - Исполнение оратории "Триумф Времени и Правды" (отдельные номера).
1759. - 30 III. Г. последний раз руководит исполнением "Мессии" в театре "Ковент-Гарден". - 14 IV. Смерть Г. в Лондоне.

Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .


Основные жанры

Творческая деятельность Генделя была столь же продолжительной, как и плодотворной. Она принесла огромное количество произведений самых различных жанров. Здесь и опера с ее разновидностями (seria и пастораль), светская и духовная хоровая музыка, камерная вокальная музыка, сборники инструментальных пьес (клавесинных, органных, оркестровых) и многочисленные оратории.

Гендель был до мозга костей светским художником, сочинявшим только для театра и концертной эстрады, это наложило отпечаток на его композиторский стиль. Когда в Италии зародилась комическая опера, ему было около пятидесяти лет. И композитор откровенно и с сожалением говорил, что слишком стар для работы в новом жанре. Тем не менее, выразительные приемы буффа нашли впоследствии отражение в его героических ораториях.

Гендель всегда противился исполнению своих произведений в церкви, и высшее духовенство препятствовало при жизни композитора попыткам трактовать его оратории как культовую музыку. Даже орган - старинный церковный инструмент был перенесен Генделем в концертный зал, и вместо фуг и хоральных прелюдий, на нем зазвучали светские мотивы итальянских скрипичных концертов. И в наше время многие из его возвышенных оперных арий знакомы в виде церковных напевов, а его блестящие, проникнутые светским духом оратории часто воспринимаются как своеобразная разновидность пассионов Баха.

Несмотря на общность стилистических признаков, свойственных всей музыки той эпохи, и единство национальных истоков, музыка Баха и Генделя значительно разнятся по своей эстетической направленности. Бах связан с философско-созерцательной культовой линии в музыке. Гендель же опирается главным образом на театрализованные образы и завершает "светскую" культуру ряда предшествующих поколений.

Героика опер и торжественная декоративность придворных балетов, лирика народных песен и красочность массовых танцев, блестящая импозантность концертных пьес и интимная углубленность камерного музицирования - эти и многие другие черты светской музыкальной культуры подготовили особенности геделевского стиля, созвучного передовым художественным идеалам XX века.

Сущность "генделевского" в музыке выражена в его монументальных ораториях. Гендель пришел к ним после многолетней работы в музыкальном театре. В них он воплотил смелые драматические замыслы, которые ему не удавалось осуществить в рамках современной оперы seria. Как своеобразное преломление оперного жанра, они образуют связующее звено между старой итальянской оперой и реалистической драматургией классиков революционной эпохи. Они прокладывают тот новый путь в музыкальной эстетике, которые венчают лирические трагедии Глюка, музыкальные драмы Моцарта, симфонии Бетховена.

В отличие от Бах, Гендель с юных лет не хотел примирится ни с узостью жизни в немецкой провинции, ни с положением церковного музыканта, на которое были обретены крупнейшие композиторы XVIII века. Воспитанник органиста, писавшего в молодые годы в Галле культовую музыку, он при первой возможности порвал эти связи и направился в Гамбург, где существовал единственный немецкий оперный театр. Но пройденная им в юности художественная школа оставила в его творчестве глубокий и устойчивый след. Все последующие годы Гендель сохранял отношение к музыке как к области самых возвышенных духовных проявлениях. Противоречия лучших лет его творческой жизни было связано со стремлением создания идейной, серьезной музыки в рамках развлекательной оперы. С этого и начался его конфликт с аристократической средой, закончившийся полным разрывом с жанром серьезной оперы, которому он посвятил более тридцати лет.

Особенности стиля оперного жанра

Оперное творчество Генделя представлено жанром серьезной оперы. Он не был реформатором оперы seria. То, чего он добивался, было поисками направления, приведшего впоследствии во второй половине XVIII века к операм Глюка. Тем не менее, в жанре, уже во многом не отвечающем современным запросам, он сумел воплотить возвышенные идеалы. Прежде, чем раскрыть этическую идею в народных эпопеях ораторий, он отточил свой стиль в операх.

Проблема музыкального театра была центральной для Генделя. С неудержимой силой его тянуло к опере. Между тем, и в Германии, и в Англии, в те годы опера не имела общенародного демократического характера. Для Германии эпоха зарождения национального театра еще не наступила. В этой стране музыкальная драма культивировалась исключительно в княжеских кругах и являла собой типичный образец "позолоченного" придворного искусства. Гамбургская опера - единственный вид народного музыкального театра в Германии - распалась, так и не успев сформироваться. Ни блестящий талант Кайзера, ни гениальная одаренность Генделя не смогли спасти ее от этой судьбы. Гендель, отдавший этому театру много творческих сил, был обречен в поисках национального оперного стиля на неудачу даже прежде, чем стала очевидной материальная несостоятельность такого "фантастического" для Германии предприятия, как городской публичный театр.

Но если для Германии время расцвета народного музыкального театра было впереди, то для Англии этот момент был упущен. Интересные и самобытные пути развития национальной оперы, наметившиеся в творчестве Генри Перселла, были безвозвратно утеряны. И Гендель столкнулся с неожиданной и сложной ситуацией. Англия привлекала его демократическим укладом жизни, возможностью живого общения с широкой аудиторией. Но, в отличие от Италии и Франции, английская публика была невосприимчива к оперному искусству. Национального музыкального театра в Англии не было, а жанр большой театральной оперы, в которой Гендель смог проявить себя блестящим мастером, отвечал лишь вкусам аристократии. Но в этой среде попытки композитора выйти за рамки оперы - seria не встречали сочувствия. У Таккерея в романе "Виргинцы" есть характерный штрих в описании жизни высшего света: "золотая молодежь" считала признаком хорошего тона бойкотировать оперные постановки Генделя, демонстративно предпочитая им легковесные произведения его соперников.

С неослабевающим упорством Гендель продолжал искать свой стиль в оперной драматургии. Он насыщал свои произведения чертами героики, стремился к психологической правдивости, к обогащению примитивной механической композиции итальянской оперы, справедливо названной "альбомом арий". Но эстетика этого в высшей степени условного жанра сковывала его творческие возможности. Разрушая сложившийся стиль мифологической оперы и вызывая этим недовольство аристократической аудитории, Гендель, вместе с тем, не мог выйти за его пределы. В то время как отдельные арии Генделя достигали бессмертной славы, ни одна из его многочисленных опер не перешагнула в следующий век.

Громкий успех "Оперы нищих" привел к краху театрального предприятия, возглавляемого Генделем, и он извлек из сложившегося положения урок. Композитор понял, что симпатии демократических кругов тяготели к реалистическому искусству, что высокопарность и отвлеченность итальянской оперы-seria отожествлялась для них с отмирающей дворянской эстетикой.

И он обратил внимание на красоту и выразительность английского фольклора, к которому была столь восприимчива широкая аудитория, не ценившая его блестящих арий.

Тем не менее, путь, указываемый "Оперой нищих", был для Генделя неприемлем. "Легкожанровость", определяющая облик этой английской "балладной оперы", была ему глубоко чужда. Драматургия этой оперы опиралась на пикантную поверхность развлекательного театра эпохи Реставрации. В музыкальном оформлении не было и следа от высокой культуры национальной музыкальной школы XVII века. Оно было низведено до предельно элементарного уровня. Вопреки широкому привлечению музыкального фольклора, "балладная опера" так и не возвысилась до того уровня, которого Англия достигла в области литературы, живописи и драматического театра. Именно поэтому Гендель стал искать другой путь для выражения своих художественных идей.

Особенности стиля ораториального жанра

"Опера нищих" натолкнула Генделя на поиски массового искусства, но проблему правды в музыке он разрешил в совсем другом плане. Его путеводной звездой была не современная ему легкожанровая драма, а высокое монументальное искусство Англии периода ее художественного расцвета. Он отошел от театра и создал новый жанр, над которым витал дух Шекспира, Мильтона, Перселла, - грандиозные драматические "поэмы", проникнутые идеями гражданской героики.

Работа над ораторией означала для Генделя выход из творческого тупика и идейно-художественного кризиса. В то же время оратория, по типу близко примыкающая к опере, предоставляла максимальные возможности для использования всех форм и приемов оперного письма. Именно в ораториальном жанре Гендель создал произведения, достойные его гения, произведения подлинно великие, именно они определяют сущность его стиля.

Оратория, к которой обратился композитор в 30-40 годы, не была для него новым жанром. Первые ораториальные произведения его относятся еще ко времени пребывания в Гамбурге и Италии. Но именно оратории последних лет можно рассматривать как художественное завершение творческого пути Генделя. Итальянская опера принесла композитору владение вокальным стилем и разнообразными видами сольного пения. Пассионы, английские антемы помогли выработать технику хорового письма; инструментальные произведения способствовали умению пользоваться красочно-выразительными средствами оркестра. Таким образом, богатейший опыт предшествовал созданию ораторий - лучших творений Генделя.

Отбор тематики в ораториях происходил в полном соответствии с гуманными этическими и эстетическими убеждениями, с теми ответственными задачами, которые возлагал Гендель на искусство. Именно гражданское содержание геделевских ораторий и обусловило их легендарно-библейские сюжеты. На протяжении почти двух столетий содержание Ветхого совета входило в повседневную жизнь английского народа. Библейскую поэзию народ сознательно противопоставлял вычурным латинским стихам придворных поэтов или грубоватой продукции "фривольной" реставрационной эпохи. В глазах современников обращение Генделя к библейским темам воспринималась как победа народного начала над аристократическим, национального над придворно-космополитическим, серьезного над развлекательным. Избирая для своих ораторий и акцентируя в них героические образы библейских легенд, Гендель пришел к неведомому дотоле виду массового музыкального искусства. Он первый воплотил в музыке идею величия народной борьбы, первый сделал героем музыкально-драматического произведения не отдельную личность, а весь народ. Тема возвышенной любви, господствовавшая в современной ему опере, уступила место образам народа, сражающегося за свою свободу.

Использование библейских сказаний в качестве сюжетов для светской музыки не только расширяло круг этих сюжетов, но и предъявляло новые требования и новый социальный смысл. В оратории можно было выйти за пределы общепринятой в современной опере seria любовно-лирической интриги, трафаретных любовных перипетий. Библейские сюжеты не допускали в толковании фривольности, развлекательности и искажений, а всем известные с детства легенды позволяли приблизить содержание ораторий к пониманию широкой публикой.

Вместо вереницы мифологических персонажей, непонятных демократической аудитории, Гендель ввел в свои оратории легендарные "богатырские" образы - Самсона, Маккавея, Саула, Иевфая, - с детства знакомые каждому англичанину. Предводители борющегося народа, они олицетворяли свободолюбивые идеалы человечества. Высокой гражданский пафос переплетается у Генделя с темой прославления красоты жизни. В "роскошных" солнечных тонах его ораторий нет и следа от пуританского аскетизма. Эти громадные многокрасочные полотна пронизаны ренессанским духом. Кажется, все богатство и поэтичность светского искусства многих поколений воплотились в музыке генделевских ораторий.

Эпико-героический характер образов предначертал формы и средства их музыкального воплощения. Гендель в высокой степени владел мастерством оперного композитора, и все завоевания оперной музыки он сделал достоянием оратории. Но, в отличии от оперы seria, с ее опорой на сольное пение, стержнем оратории оказался хор как форма передачи мыслей и чувств народа. Именно хоры сообщают ораториям Генделя величественный, монументальный облик, содействуют, как писал Чайковский, "подавляющему эффекту силы и мощи". Сделав хор основным носителем художественной идеи, он придал ему неведомое раннее звучание.

На протяжении столетий именно многоголосное пение играло роль самой доступной и распространенной формы музицирования во всех странах Европы. Гендель обобщил в своих ораториях традиции хоровой культуры целой эпохи. Но одновременно он обогатил эту сферу достижениями нового "оперного века" и этим значительно расширил ее выразительные возможности.

Владея виртуозной техникой хорового письма, Гендель добивался разнообразных звуковых эффектов. Свободно и гибко он применяет хоры в самых контрастных положениях: при выражении скорби и радости, героического подъема, гнева и возмущения, при обрисовке светлой пасторали, сельской идиллии. То он доводит его до прозрачного pianissimo; иногда Гендель писал хоры в сочном аккордово-гармоническом складе, соединяя голоса в компактную плотную массу; богатые возможности полифонии служат средством, усиливающим движение, действенность. Эпизоды полифонические и аккордовые следуют попеременно, или оба принципа объединяются

Но над всеми этим жанровым разнообразием царит глубокое понимание неповторимых выразительных особенностей многоголосного хора. Богатейшее смешение тембровых красок подчинено динамике полифонического развития. Пышность и красота звучания не ослабляют интенсивности музыкальной мысли. По воспоминаниям современников, при исполнении некоторых геделевских хоров публика как один человек поднимались с мест, движимая внутренним волнением. Только финалы Девятой симфонии и Торжественной мессы Бетховена превосходят колоссальную мощность геделевских хоровых кульминаций.

По мнению Чайковского, "Гендель был неподражаемый мастер относительно учения распоряжаться голосами. Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя за рамки естественных пределов голосовых регистров, он извлекал из хора такие превосходные эффекты масс, каких никогда не достигали другие композиторы. "

Хоры в геделевских ораториях - всегда активно действующая сила, которая направляет музыкально-драматическое развитие. Поэтому композиционные и драматические задачи хора исключительно важны и разнообразны. В ораториях, где главным действующим лицом является народ, значение хора особенно возрастает. Это видно на примере хоровой эпопеи "Израиль в Египте".

В "Самсоне" партии отдельных героев и народа, то есть арии, дуэты и хоры, распределены равномерно и дополняются один другим. Если в оратории "Самсон" хор передает лишь чувства или состояние враждующих народов, то в "Иуде Маккавее" хор выполняет более активную роль, принимая непосредственное участие в драматических событиях.

Светская музыка до Генделя не знала такого огромного по масштабу и выразительного по мощи воздействия хора. В его хоровых партиях слышатся торжественные, ярко драматические образы многоголосных антем и "од" Перселла. И наряду с этим - глубокая сосредоточенность немецких вокально-инструментальных жанров, уводящих к пассионам Шютца. Отточенные, изящные ансамбли французской декоративной оперы отражаются в прозрачной структуре многих геделевских хоровых сцен. Громадное влияние оказывает на них и итальянская оперная музыка. Их великолепная мелодичность, виртуозный блеск и даже "речитативность" заимствованы непосредственно из музыкального театра. В интонационном складе хоровых сцен Генделя часто слышатся обороты современного английского фольклора.

Усилению драматической выразительности Гендель подчинил и другие элементы музыкального письма: сольное пение, инструментальное звучание и композицию.

Драма и ее развертывание в оратории познаются единственно музыкальными средствами. По словам Ромена Роллана, в ораториях "музыка служит сама себе декорацией". Как бы восполняя отсутствие декоративного убранства и театрального разыгрывания действия, оркестру придаются новые функции; живописать звуками происходящее, обстановку, в которой совершаются события

В отличие от современной ему ложногероической оперы, построенной на скудном чередовании виртуозных арий и сухих речитативов, Гендель привлек в свои оратории все разнообразие современных музыкальных жанров. С величайшей свободой он использовал в ораториях самые жизнеспособные и интересные черты музыки разных стран и разных стилей. Освободившись от драматургических условностей и декоративных излишеств seria, он широко опирался на те замечательные достижения, которые сделали оперу ведущим музыкальным жанром эпохи. Выразительная мелодика, блестящая вокальная техника, завершенные формы легли в основу нового ариозного стиля, созданного Генделем.

Все многообразие видов и типов арий, сложившийся в творчестве различных оперных школ, Гендель переносит в ораторию.

Это - большие арии героического характера, арии драматически-скорбные, близкие оперным lamento, блестящие и виртуозные, в которых голос свободно соревнуется с солирующим инструментом, арии с пасторально-светлым колоритом. Наконец, песенные построения типа ариетты. Есть и новая разновидность сольного пения, предлежащая Генделю, - ария с хором. Преобладающая ария da capo не исключает множества других форм: здесь и свободное развертывание материала без повторения, и двухчастная ария с контрастным сопоставлением двух музыкальных образов.

У Генделя ария неотделима от композиционного целого, она составляет важную часть общей линии музыкально - драматического развития. Используя в ораториях внешние контуры оперных арий, Гендель содержанию каждого сольного номера придает индивидуальный характер; подчиняя оперные формы сольного пения конкретному художественному замыслу, он избегает схематизма опер seria.

Рельефные, лаконичные, предельно интонационно насыщенные арии Генделя поражают, по словам А. Н Серова, "гениальным расчетом на самые драматические струны человеческого голоса". Композитор достигал замечательного для своего времени разнообразия мелодических характеристик. Трагическое величие слышится, например, в свободном монологе ослепленного Самсона, изящного женственного обаяния полна в "танцевальная" ария соблазняющей его Далилы. А в арию глумящегося над Самсоном врага уже вторгаются грубоватые интонации комедийных персонажей буффа. Светлая моцартовская лирика, суровая героика Глюка и Бетховена, гайдновская пасторальная идиллия были аккумулированы Генделем в его многогранных вокальных образах.

Он открыл в своих ораториях новую инструментальную сферу. Инструментальное начало в ораториях Генделя в целом выражено для "предсимфонической" эпохи небывало ярко. В этом можно усмотреть связи не только с Пёрселлом, но и с немецкими музыкальными традициями. Но оно дополнительно обогащено чертами, характерными для его собственных массовых программных сюит ("Музыка на воде" и "Музыка фейерверка"). Выразительная и изобразительная сила его оркестровых партий подчас изумительна. Так, в оратории "Израиль в Египте" звукоизобразительные картины, сопровождающие канву эпического повествования (жужжание мошкары, скачущие лягушки и т.п.), достигают как будто зримой реальности. Потрясающая сцена разрушения храма в "Самсоне", смятение и ужас похороненных под ним врагов выражены в большей мере инструментальными средствами. В самостоятельном оркестровом эпизоде - мажорном похоронном марше - воплощена идея всей оратории. Наряду с траурным шествием в "Сауле", эта инструментальная картина на полвека опережает "эпоху маршевости", начавшуюся с массовых жанров революционной Франции.

Гендель перенес в свои инструментальные "фрески" принцип контрастных сопоставлений, виртуозно разработанный во французской опере XVII века. "Архитектурно-ансамблевые" приемы, которые в придворных спектаклях использовались для чисто декоративных целей, в ораториях Генделя были поставлены на службу драматической выразительности. Примером может служить светотеневой эффект в "Мессии", когда полифонический фа-минорный хор с его прозрачным тихим звучанием изображает блуждающий во тьме народ, а затем сменяется фанфарными оперными интонациями мажорного хора, прославляющий свет. Или в "Самсоне", где скорбная сцена оплакивания погибшего героя неожиданно обрамляется торжественной, ликующей музыкой, олицетворяющей победу народа. Эмоциональное воздействие этих контрастных "вторжений" достойно сравнения с ослепительной музыкой Бетховена.

Красота, ясность и доходчивость художественной идеи придавали ораториям Генделя - при всей их профессиональной сложности - подлинно массовый характер. С появлением "Самсона", "Мессии", "Израиля в Египте", "Иуды Маккавея" в жизни композитора произошел удивительный перелом. Английская публика, которая до сих пор относилась к творчеству Генделя с холодным равнодушием или подвергала сатирическому осмеянию, встретила его ораториями с безудержным восторгом и провозгласила его национальным композитором.

Особенности стиля инструментального жанра.

Инструментальная музыка Генделя интересна своей многожанровостью, живой непосредственностью и полнотой чувств. Главное свойство стиля геделевской инструментальной музыки - жизнедеятельная, целеустремленная энергия, оттеняемая лирическими образами высоко благородства. Подобно Баху, этот гениальный мастер инструментального письма сказал свое слово в любой жанре. Строгие полифонические формы, танцевальные сюиты, вариации для салонного клавесина, концерты для оркестра, сонаты для струнных, музыка для органа - все это входит в инструментальное наследие Генделя.

Изобилие песенных мелодий и танцевальных ритмов в инструментальных пьесах Генделя обнаруживает их близость с бытовым народным искусством. Не однажды конкретность музыкальных образов определяли программное содержание той или иной пьесы. Сам композитор не раз подставлял слова к инструментальным фугам, отдельным частям сонат или концертов и превращал их затем в страницы вокальной или оперной музыки. Еще чаще арии их опер и ораторий перекладывал для различных составов инструментальных ансамблей и отдельных инструментов.

В инструментальном творчестве Генделя отражены не только внутренние переживания самого художника, но и явления внешнего мира, среди них часто встречаются произведения навеянные природой. Другие родственны произведениям вокальным и драматическим. Создавая инструментальные произведения, композитор не ставил перед собой какие-то специальные творческие задачи. Для гобоя, клавесина, органа или оркестра он писал в общепринятых для своего времени манере, формах и жанрах. Тем не менее, Гендель весьма далек от подчинения устоявшимся схемам, например, в сюите.

Инструментальное творчество Генделя обычно распределяется по трем группам. Первая - для клавишных инструментов, клавесина и органа. Вторая группа - камерная музыка для сольных инструментов в сопровождении чембало и небольших ансамблей, так называемые сонаты и трио-сонаты.

Клавирная и органная музыка своим существованием в значительной мере обязана артистической деятельности Генделя.; выступления, импровизации на клавесине и органе оказали непосредственное воздействие на формирование стиля, на характер музыкальных образов, на приемы развития в произведениях этого жанра. Клавирное творчество представлено большим количеством мелких танцевальных пьес. Но основной фонд клавирной музыки композитора составляют три сборника сюит. Первый сборник из восьми сюит был издан в 1720 году под руководством самого Генделя, тщательно подготовленный и корректировавшийся автором. Все остальные публикации проводились не только без участия, но и часто без желания самого Генделя.

В трактовке сюиты Гендель направляет главное внимание на цикличность, то есть организацию разнохарактерного материала и отдельных пьес в единую целостную композицию. По этой причине он часто отступает от традиционной схемы сюиты, меняет порядок танцев, а то и вовсе заменяет их нетанцевальными пьесами. Иногда он поступал совсем оригинально, завершая цикл не финальной жигой, а арией с вариациями или после быстрой жиги ставил торжественную пассакалию. Гендель компонует сюиты, применяя с одинаковым мастерством принцип образного контраста и объединения пьес путем варьирования общих мелодических и ритмических оборотов. Все это делалось, чтобы соответствовать замыслу и содержанию сюиты.

Третью группу составляют оркестровые сочинения: знаменитые concerto grossi (концерт для оркестра), "Музыка на воде", "Музыка фейерверка", симфонии и увертюры из его же опер и ораторий.

В циклической композиции concerto grossi, как и в сюитах, количество частей произвольно, колеблется от трех до шести. В отличии от концертов Баха, где строго соблюдается принцип контраста, у Генделя можно встретить идущие подряд быстрые или медленные пьесы. В оркестровых пьесах Гендель, как и в клавирных и органных, опирался на жанровую тематику, широко пользовался образами и музыкальными элементами бытового искусства.

Ярче всего новаторство проявилось в создании новых программных произведений, исполняемых на открытом воздухе, в которых главная роль принадлежала духовым инструментам. "Музыку на воде" составляет целая серия миниатюрных пьес. Победно - звонкие фанфары чередуются с задумчивыми кантиленами, с грациозным движением танца, веселая перекличка труб и валторн оттеняет типично геделевскую глубокомысленную патетику. Праздничная, сверкающая музыка, пронизанная общедоступными бытовыми интонациями и яркими изобразительными ассоциациями, - редкий вид массового инструментального искусства, предвосхитивший музыку периода французской революции. В них есть несомненные черты новых народно - массовых жанров, которые послужат важнейшим украшением народных празднеств.



Композитор Г. Гендель - один из выдающихся людей эпохи Просвещения. Именно благодаря ему в музыке появились такие жанры, как опера и оратория. Можно сказать, что этот человек был музыкальным провидцем, потому что предвосхитил появление оперного драматизма и гражданского пафоса, идей, присущих Глюку и Бетховену. Композитор Гендель был чрезвычайно интересным и упрямым человеком.

Национальность

Так получилось, что на звание родины Генделя могут претендовать сразу две страны. По факту рождения и кровной принадлежности он немец. Родился и вырос в Германии, там же начал свой творческий путь. Но Англия появилась в его жизни внезапно и осталась там навсегда. Именно там формировался его взгляд на музыку, появлялись новые жанры и направления. Англия стала местом, где состоялся композитор Гендель, где он стал известным и популярным.

Детство и юность

Родился будущий композитор в Галле в семье врача. У мальчика рано начали проявляться и отец отдал его учиться к лучшему музыканту города. Наставник смог привить Генделю хороший музыкальный вкус, добиться чистой техники исполнения и познакомил со всеми музыкальными стилями и жанрами того времени. Композитор Гендель, биография которого чем-то схожа с историей жизни Моцарта, уже к 11 годам был прекрасным сочинителем и исполнителем, известным по всей Германии.

Исполняя последнюю волю своего отца, Гендель выучился на юриста в университете, но не бросил занятий музыкой. Постоянно оттачивая мастерство игры, он в поисках вдохновения уезжает в Гамбург. Оперный театр (один из первых в стране) привлекает музыканта. Гендель, композитор опер, работал там в качестве скрипача и клавесиниста. Но даже такое занятие не помешало ему взять самое лучшее от времени, проведенного в стенах театра. К сожалению, банкротство руководителя оперы ведет к ее закрытию.

Время путешествий

Оставив Германию, композитор Гендель переезжает в Италию, в его планы входит посетить Рим, Флоренцию, Венецию, Неаполь. Там он вновь приобретает знания, впитывает, как губка, опыт мастеров старой школы. Это удается ему с таким блеском, что через несколько месяцев выходит в свет его первая итальянская опера, которая получает заслуженное признание публики. Вскоре после этого к композитору начинают поступать частные заказы от богатых и именитых итальянцев.

Англия

Впервые появившись на Туманном острове в 1710 году по приглашению друзей, композитор Гендель, творчество которого будет неразрывно связано в этой страной, окончательно перебирается через Ла-Манш только к 1716 году. Еще через десять лет он принял английское подданство. Здесь он смог быстро покорить слушателей одной только манерой своей игры, а оперы имели ошеломляющий успех. Новая, свежая волна, которую принес Гендель, композитор с континента, совершенно чуждый британцам по духу, всколыхнула заскучавших было слушателей, и вернула им интерес к музыке.

Особенности британского стиля

Сочиняя музыку в Англии, Гендель выходит далеко за рамки традиционной итальянской оперы. Его произведения поражают драматичностью, глубиной, яркостью персонажей. Это помогло поднять музыкальное творчество на новый уровень, осуществить такие необходимые реформы в подходе к написанию произведений. Композитор Гендель даже на некоторое время впадает в немилость публики из-за своих чересчур выдающихся способностей. В Англии грядут реформы во всех сферах, самосознание народа растет, отсюда и негативное отношение ко всему иностранному.

Даже после тревожных событий и опалы авторитет Генделя в богемной среде не уменьшился. Еще больше его укрепить помог заказ короля Георга II. Не прекращая попытки возродить оперу, композитор едет в Италию за новыми артистами. Но длительная, изнурительная и отчасти политическая борьба за новый жанр заканчивается поражением. Это подрывает здоровье Генделя, и он почти 8 месяцев проводит в постели. Написав еще две оперы, он заканчивает работу над этим жанром вообще.

Духовная музыка

В 1738 году высшему свету были представлены две оратории, признанные позднее гениальными. Но композитор не останавливается на достигнутом, а продолжает писать церковную музыку. За короткий промежуток времени на пике вдохновения и славы Гендель пишет одну за другой еще четыре потрясающие оратории. Однако аристократия пытается «сбросить» его с творческого пьедестала. И на какое-то время им и удается. Сочинителя охватывает тяжелая депрессия. Но надвигающаяся война с Шотландией меняет настроение в стране, и англичане снова возвышают Генделя среди других композиторов. Его произведения, написанные в честь победы Англии, стали гимнами новой эпохи и заключительным этапом большого творческого пути.

Конец жизни

В 1751 году слепота укладывает Генделя обратно на больничную койку. Она уже, к сожалению, необратима, и это заставляет композитора впасть в отчаянье. Еще несколько лет назад всеми любим и почитаем, теперь он остался за границей этих торжеств один на один с трудностями. Но, несмотря на это, он продолжает упорно играть свои произведения на публике. Согласно пожеланию композитора, после смерти он был похоронен в Вестминстере.

Особое благоговение перед творческим гением Генделя испытывали все композиторы восемнадцатого и девятнадцатого веков, особенно Бетховен. Даже три столетия спустя, в наш современный век, сильная и глубокая музыка Генделя находит отклик у слушателей. Она заставляет по-новому взглянуть на старые сюжеты, приобретает иной смысл, более близкий современникам. Каждый год в Германии и Англии проходят праздники и фестивали, посвященные этому Они привлекают огромное количество как профессиональных музыкантов, так и просто туристов из разных уголков планеты. А это означает, что творчество его не забыто, оно будет славить память о своем создателе еще долгие годы, возможно, даже века. И дух Генделя незримо и бестелесно будет поддерживать создателей опер и ораторий, как ангел-хранитель.



Похожие статьи
 
Категории