Ход образовательной деятельности. Игра «Вежливые слова»

13.02.2019

Тема: «Путешествие по городу «Вежливости».

Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости.

Задачи:

1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы.

Оборудование: названия станций, плакат с изображением паровоза, звонок.

Ход занятия:

I. Организационная часть.
II. Сообщение темы и цели.
- Сегодня мы будем путешествовать по необычному городу. Он называется город «Вежливости». Путешествовать мы будем вот на этом поезде.
III. Игра - путешествие.

Объявляется посадка на поезд. Прошу занять свои места.

1. Станция «Добрая».

Ведущий: Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.

1). Стихотворение О. Дриз «Добрые слова».
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!»- я кричу.
«Добрый день!»- кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!»- так встречаю всех домой спешащих к чаю.

Ведущий: Не только слова, но и поступки должны быть добрыми. Давайте вместе решим задачи:

2). По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве,- удивился тот.
- Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.

Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

3). Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени? и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

4). Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому — 11? (дорогу уступает тот, кто вежливее.)

2. Станция «Культурная».
Ведущий: Сейчас вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными.

1). Сценка «Синие листья». (дети ставят сценку)

У Кати было два зелёных карандаша, а у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зеленый карандаш Катя.

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена.

Позволила мама?

Мама то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё и брата.

Приходит Катя на следующий день.

Ну что, позволил брат?

Брат то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько.

Смотри не ломай, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне только листочки на деревьях нарисовать, да травку зеленым цветом.

Это много!

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя побежала за ней:

Ну, бери, что же ты? Бери!

Не надо.

На уроке учитель спрашивает:

Так ребятки покажите мне ваши работы.

Леночка, а отчего у тебя листья на деревьях синие? Разве такие бывают?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Я ей давала, а она не берёт?

Посмотрела учительница на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

Ребятки, правильно ли поступила Катя? Как вы думаете, стало ли ей стыдно за свой поступок? А вы бы с такой девочкой стали дружить?

2). Игра «Вежливо или невежливо».

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости, для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо — один.

Поздороваться при встрече

— Толкнуть и не извиниться.

— Помочь подняться.

Поднять упавшие вещи.

— Не встать, обращаясь к учителю.

Взять билеты в автобусе.

Не уступить место в транспорте.

Не заметить недовольство мамы.

3. Станция «Вежливая».

Ведущий: Ребята, а почему вежливые слова называют ещё «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете? (Дети называют) Послушайте стихи об этих словах.

Добрый день.
- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.

Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.

Здравствуйте.
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы -
Кому сказали, сколько раз?

Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал- забывать.
Но если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.

Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь - они просты и не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

Внимательно прослушайте стихи и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

1-й совет.
Если ты пришёл к знакомым-
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

2-й совет.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома-
пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.

3-й совет.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла…

4-й совет.
Если к папе или к маме
Тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный
И серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой, сдавайся! Руки вверх!»

5-й совет.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.

4. Станция «Драчливая».

Ведущий: О ком говорят: «Драчлив, как петух»?
- А как вы думаете, с чего обычно начинаются драки?
- А нужно ли давать сдачи, если вас кто-то ударил? И к чему может привести то, что вы дали сдачи?

А вот какой совет даёт А. Л. Барто в стихотворении « Если бьют…»
У мальчишки после драки
Отличительные знаки,
Но не прячет он царапин,
Нет, наоборот,
Он, услышав голос папин,
Говорит: - ну вот,
Всё в порядке! Я им выдал!
Я им дал сполна!
И отец с довольным видом
Смотрит на сынка.
И сегодня на бульваре
Дрался он, как лев,
Двух обидчиков ударил,
Сразу осмелев.
- Молодец!- одобрил папа-
Вот теперь ты не растяпа.
И запомни впредь:
Затевать позорно драку.
Если бьют тебя, однако,
Если бьют - ответь.

Ведущий: А какой совет вам дали бы ваши родители?
Можно ли сказать, что папа дал мальчику верный и хороший совет?

О драках народная мудрость гласит:
Подыми руку, но не ударь.
Дракою прав не будешь.
Ссора до добра не доведёт.
Куда ни придёт, ссору заведёт.

5. Станция «Дружеская».

Поэт Б. Заходер рассказал об этом в стихотворении «Мы друзья»

1-й ученик: С виду мы не очень схожи:
Петька толстый,
Я - худой.
НЕ похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!...

2-й ученик: Дело в том, что он и я
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе отстаём1

1-й ученик: Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?

2-й ученик: Что-то Вова,
Позабыл.

1-й ученик: И я забыл!
Ну не важно! Дрались честно.
Как положено друзьям!
Я как стукну!

2-й ученик: Я как тресну!

1-й ученик: А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Словом, скромничать не буду-
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!

2-й ученик: С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеётся:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя.

Ведущий: Ребята, все вы должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, капитанами. Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться.
Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

Так, что же такое вежливость? (Открываются слова: уважительность, внимательность, заботливость, порядочность, тактичность, доброжелательность).
Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте»-
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.

Ребята, я приготовила вам памятки о правилах поведения.

Советы на память :

Для тебя, друг, я составил

десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся - так вставай,

Волю лени не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой - проверь!

В школе, в классе не сори.

Сор увидишь - подбери!

Ты труд другого уважай,

Сам насорил - сам убирай!

Не таскай в кармане мела -

Это, милый мой, не дело!

Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

Дома близким не груби;

Малышей жалей, люби;

Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

В одной волшебной стране, в маленьком сказочном городе, жил юный волшебник Арти. Он был еще совсем маленький, но силой обладал невероятной!

Это была Вежливость. Силой этой наделили его родители – добрые волшебники.

Что же такого было в этой силе? А вот захотел, к примеру, юный волшебник новую игрушку. Тут-то он свою силу и применял. Подойдет родителям и скажет: «Я очень хорошо себя вел. И в волшебном саду воспитательница меня похвалила. Наколдуйте мне игрушку!» И в конце обязательно добавлял вежливое заклинание «ПОЖАЛУЙСТА!»

Произносил малыш это заклинание, и тут же появлялся сундук с игрушками – родители не могли устоять перед его необычайной силой. Но Арти разрешалось выбрать только одну игрушку из сундука. Иначе часть его волшебной силы сундучок мог забрать себе.

Все в городе любили Арти – и взрослые, и дети. Когда он шел по улице, все радовались и смеялись, потому что для каждого жителя волшебного городка у мальчика было свое вежливое заклинание:

— ЗДРАВСТВУЙТЕ, господин булочник! Как поживаете? — радостно спрашивал мальчик.

— СПАСИБО, тетушка Матильда, ваши пирожки очень вкусные!

— СПОКОЙНОЙ НОЧИ, дедушка Самсон, завтра приду к вам чинить свои башмачки!

— Наверное, у него дар Вежливости! — удивлялись люди, — Какой вежливый мальчик!

И всем становилось на душе весело и легко. Потому что люди только-только начинали понимать, что такое Вежливость и еще не умели говорить вежливые заклинания. Хоть слова были очень простые, но горожане еще не догадывались об их великой Волшебной Силе. Поэтому сила и считалась редкостной.

Но однажды Арти чуть не лишился своей Вежливости.

Привык малыш, что все его и так любят, и стал забывать говорить вежливые заклинания СПАСИБО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

Почувствовала Сила Вежливости, что забыли про нее, обиделась и ушла, куда глаза глядят. Потерялась. Она очень не любит, когда про нее забывают, тем более маленькие мальчики.

И пошел слух в сказочном городе, что Арти потерял дар Вежливости. Забеспокоились родители, решили поговорить с малышом. А он грубить начал и огрызаться. Огорчились мама и папа. Поняли, что совсем плохи дела, исчез волшебный дар у их сынишки.

Вызвали самого главного, самого Доброго Чародея, добрее которого никого не было во всем сказочном городке. Сбежались и дети, и взрослые, и даже зверушки лесные – так все переживали за юного волшебника!

— Как поживаешь Арти? — улыбаясь, спросил самый Добрый Чародей.

— Какое вам дело? — огрызнулся малыш.

— Все ясно, сказал Добрый Чародей, — мальчик просто забыл все вежливые заклинания, вот Вежливость и обиделась.

— Что же делать? Как нашему Арти вернуть Вежливость, да так, чтобы она не обижалась больше? – развели руками родители.

— А тут все до волшебного просто, — улыбнулся Чародей, — нужно, чтобы все вокруг произносили вежливые слова. Они совсем простые, но сила в них невероятная! Можно запросто этому волшебству научиться. Просите что-нибудь, а в конце добавляйте «ПОЖАЛУЙСТА». А когда вам что-то дают, говорите «СПАСИБО». Утром громко произносите «ЗДРАВСТВУЙТЕ», а вечером — «СПОКОЙНОЙ НОЧИ». Сила Вежливости сразу действовать начнет и всем станет радостно и хорошо!

— Как все просто! – обрадовались жители города и радостно захлопали в ладоши, — теперь мы тоже сможем стать вежливыми, и у нас будет самый вежливый город!

Вот такая история произошла в сказочном городе. Волшебная Сила, конечно, вернулась к юному волшебнику Арти. Она была очень мудрая и прекрасно понимала, что для того, чтобы стать настоящим героем, нужно пройти много испытаний.

Кто-то из великих сказал, что притча несет в себе урок, постигнув который, мы станем ближе к Богу.

Молодая семья купила себе дом за городом. Они много просмотрели вариантов, объездили почти все окрестности и вот, наконец, увидели то, о чем мечтали столько лет.

Переезд не занял много времени. Счастливые супруги наслаждались приятными заботами. А их было много. Надо было разобрать вещи, навести порядок, познакомится с соседями.

Первое утро в новом доме выдалось солнечным. Решили завтракать в саду. Пока молодая жена готовила завтрак, ее муж решил посмотреть сад. И вдруг он наткнулся на кучу мусора, высыпанную просто на клумбу. Мужчина нахмурился, у кого только ума хватило такое сделать.

— А ведь вчера этого не было, — подумал он.

И тут его взгляд привлекло какое-то движение сбоку. Он повернулся и увидел своего соседа, который с кривой ухмылкой заходил в свой дом. Догадка мелькнула в голове мужчины, но он мотнул головой:

— Да быть такого не может. Как то плохо я о людях, — он взял совок, веник и собрал мусор в ведро. Решил, что молодой супруге об этой неприятной истории знать не обязательно.

На следующее утро история повторилась. Мужчина так расстроился, что не сумел скрыть это даже от жены.

— Может, мы его чем-то обидели? Хотя чем, мы с ним еще даже не знакомы, — мужчина вяло ковырял вилкой в тарелке.

— Успокойся, — сказала жена, — вот сейчас немного разберемся и я схожу к соседям с ответным визитом. Все наладится, — женщина ласково обняла мужа. Людям иногда очень нужны уроки вежливости.

Время близилось к обеду. Молодая супруга взяла самое большое ведро, имеющееся в доме, и насобирала в саду самых больших и красивых яблок. Яблоки вымыла, сложила в ведро. Потом срезала несколько роз и с этими дарами пошла к соседу.

Сосед открыл дверь сразу же, женщина даже не успела постучать.

— Добрый день, — сказала молодая женщина, — мы ваши соседи.

У мужчины лихорадочно забегали глаза.

— Это вот вам, — женщина поставила ведро перед соседом, — и это тоже вам.

Она протянула ему розы. Сосед подозрительно уставился на букет.

— Вы понимаете, какое дело. Мы тут уже второй день, а вот познакомится руки дошли только сегодня. А у нас принято всегда с добрыми людьми делиться тем, чем сам богат. Так что это вашему дому от нашего. До свидания.

И она пошла к калитке. Сосед смотрел ей вслед. Краска стыда медленно заливала его лицо. Урок был усвоен.

Вам понравилась притча ? Если вам не нравится ответ молодой женщины, вы вправе найти собственный.

"Нужно ли целовать руку женщине, несущей чемодан?" (с)

У Эллочки-людоедки в запасе было тридцать слов. Для того, чтобы прослыть вежливым, во Франции достаточно семи: "Здравствуйте!", "Простите", "Спасибо", "Мне жаль!" ("Désolé(-e)") и "Хорошего дня / вечера!".

На прошлой неделе мой начальник, набирая очередной вежливо-гневный мэйл, неожиданно спросил: "Вам не кажется, ИринА, что с вежливостью во Франции большие проблемы?" ИринЕ, выросшей в Привокзальном микрорайоне, так не кажется. Когда мне хочется усомниться в галантности обитателей Шестиугольника, я вспоминаю, как однажды, прожив полтора года во Франции, вернулась на каникулы в Архангельск и пошла к бабушке в гости. Из подъезда как раз выходил сосед, интеллигентный мужчина лет сорока пяти - я знала его как минимум лет двадцать, но мы никогда не здоровались. От неожиданности я воскликнула: "Здравствуйте!" Сосед посмотрел на меня, высморкался и пошел дальше.

Франция же с первых минут приучает говорить "Бонжур!": практически с самого начала я стала здороваться с водителями автобусов, кассирами, мусорщиками, соседями - даже с теми противными с пятого этажа, которые постоянно жаловались на меня консьержке. "Здравствуйте, мадам! Простите, что беспокою, но не найдется ли у вас монетки?" - спрашивают нищие в метро тоскливым утром. Жизнь, конечно, от этого не налаживается, но даже равнодушный "Бонжур" лучше, чем ничего. На самом деле, одним словом "здравствуйте" дело не должно ограничиваться. "Bonjour qui ? - муштровали малышей строгие мамы в шестнадцатом аррондисмане. - Ты должен обязательно прибавить "Bonjour Madame" или "Bonjour Monsieur", иначе не комильфо! Ты же не хочешь, чтобы тебя считали невежливым, Пьер-Антуан?" Четырехлетнему Пьеру-Антуану было все равно, но после трех исправлений сработало классическое детское "ладно, только отвяжись", а позже навязанная вежливость переросла в привычку. Кстати, Мадам и Месьё здесь вообще все: никаких "Девушка, вы выходите?" и "Женщина, вы загородили обзор" во Франции не будет, даже к неопрятному мужчине, спящему на матрасе у бутика "Шанель", принято обращаться на "Вы" и называть его "Месьё".

По популярности с "Бонжур!" может сравниться только "Спасибо!" Из курса устной речи за третий год обучения на архангельском инфаке я запомнила две вещи: вместо "я хочу" в любой ситуации нужно использовать мягкое "я хотела бы", а благодарить стоит всегда и обильно. Наша преподавательница, женщина невероятно строгая, после нескольких поездок во Францию поняла, что говорить "спасибо" в этой стране нужно как можно чаще, что и пыталась заставить нас делать все оставшееся до выпуска время. Я не поддавалась и всегда посмеивалась над этой привычкой, пока несколько месяцев назад одна недавно заехавшая во Французскую Республику русскоговорящая приятельница не рассказала следующую историю: ей преподнесли красивый подарок, причем дарительница, пожилая дама, не смогла приехать сама, и девушка передала слова благодарности через подругу. Мадам обиделась и намекнула, что неплохо было бы сказать "спасибо" лично. Моя знакомая возмущалась, что не должна сто пятьдесят раз кланяться: "Я один раз сказала "спасибо" - сколько можно?" Я же пришла в ужас: за эти годы помимо любви к круассанам у меня развилась способность (по крайней мере, внешняя) к благодарности - я скажу "Спасибо" и один раз, и второй, и догоню и еще раз скажу.

Другое жизненно необходимое во Франции слово - "Простите!" С "пардон" главное - правильно выбрать интонацию, от гневной до игриво-ласкательной, тогда оно поможет вылезти из переполненного трамвая, безобидно прервать уже второй час рассказывающего о своей незабываемой поездке в Бретань коллегу или избежать конфликта после того, как вы наступили кому-то на ногу. Высший пилотаж - говорить "Пардон?", когда на ногу наступают вам.

"Мне жаль" - еще одна универсальная фраза, на этот раз для продвинутого уровня. "Je suis désolé (-e)" или, в укороченном варианте вечно стремящихся к языковой экономии французов, просто "Désolé(-e)", добавленное в конце фразы, доказывает, что вы не просто чего-то не знаете или не умеете, а сожалеете (пусть зачастую всего лишь вербально) об этом. Как-то знакомый неаполитанец приехал в Париж и искал дорогу. По-французски он знал лишь базовый набор фраз, поэтому встал с написанным на бумажке адресом у метро и останавливал всех подряд. За десять минут он насчитал пять фраз "Простите, я не знаю, мне жаль!"

Классического "Au revoir", которому учат все учебники французского начиная со школьной "Синей птицы" и заканчивая вечной бордовой Поповой-Казаковой-Ковальчук, в чистом виде почти не бывает. Вместо "До свидания" во Франции вы услышите "Хорошего дня / вечера / завершения дня". В пятницу они сменяются почти обязательным вариантом "Хороших выходных!" Вообще, финальная фраза - повод проявить креативность: вам пожелают и хорошей поездки к вулкану, и вкусного кебаба, и отличного караоке.

Вежливость французов куда-то стремительно теряется, когда речь идет об общественном транспорте. Чтобы прочувствовать тайную сторону вежливости, нужно спуститься в метро в утренний час-пик, часам так к восьми тридцати. "Пропустите!" - кричат те, кто выходит из вагонов метро, в то время как толпы штурмуют поезд с платформы. Беременные, женщины с маленькими детьми, пожилые люди могут долго стоять, пока кто-нибудь сердобольный не поднимется или не возопит: "Мадам, вы не хотите уступить место?" Сидящие в общественном транспорте мужчины в костюмах и с газетами - прекрасная иллюстрация к свободе, равенству и чему-то там еще. Мой коллега Ж. как-то рассказывал: "Иногда ты спускаешься на первый этаж и видишь, что внизу стоит твоя соседка, живущая за стенкой, счастливая мать с двумя детьми, коляской и кучей пакетов. А твоя квартира на третьем этаже без лифта, и ты понимаешь - черт, нужно бежать!" Видимо, такие мысли появляются у многих мужчин в кашемировых шарфах при виде женщин с колясками и бесконечно длинных лестниц в метро - им сразу становится интересна настенная карта или чудом пробившиеся через парижское метро сообщения на телефоне. Недавно я видела африканскую женщину в нарядном платье и чалме - и русскоговорящую девочку, которая, матерясь сквозь зубы, помогала ей тащить коляску вниз, пока мужчины придерживались аккуратной дистанции.

Но французам по-прежнему нет равных в письменной вежливости: обилие витиеватых обращений и замысловатых конструкций может сбить с толку любого. "Дамы и господа! Ваша известная компания потеряла мой чемодан. Я глубоко расстроен этой ситуацией! Не могли бы вы принять меры?" - пишет один в мэйле к "Люфтганзе". "Мадам, с прискорбием сообщаем, что мы не можем предоставить вам социальное пособие до тех пор, пока вы не станете удовлетворять всем критериям. Позвольте заверить вас в нашем искреннем сожалении", - не отстает второй. "Уважаемые дамы и господа! Имеем честь сообщить вам, что 27 сентября в вашем доме будет проводиться работа по уничтожению потенциальных тараканов", - кричит объявление с кокетливыми рыжими насекомыми, вывешенное в лифте седовласой Мадлен, председателем жилищного комитета нашего дома. Эту страну действительно не победить.

Цели и задачи

— формировать представления о нравственных качествах, культуре поведения.

Оборудование

Иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа

Инсценирование отрывков из сказки «Гуси- лебеди».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель . Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей.)

Тогда мы с вами сейчас отправимся в волшебную страну Вежливость.

Но смогут отправиться в эту страну только те дети, которые знают вежливые слова.

Игра «Вежливые слова»

Учитель . Кто желает отправиться в путешествие, тот «кладет» в волшебный кузовок вежливое слово. (Дети по очереди называют вежливые слова.) Итак, все слова собраны, пора в путь.

Дети поют песню «Вместе весело шагать».

Учитель . Как вы думаете, кто живет в этой сказочной стране? В ней живут вежи. Кто такие вежи? Правильно, это существа, которые знают правила вежливости. Но на страну Вежливость очень часто нападают другие сказочные герои — это невежи. Они хотят завоевать эту страну и превратить всех в невеж.

Конкурс рисунков «Сказочный герой»

Учитель . Давайте нарисуем их портреты. Одни дети рисуют сказочного героя вежу, а другие — невежу. А вы себя считаете вежей или невежей? Почему? (Дети рассуждают.)

На стенде вывешиваются иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди».

Вот мы и в городке. Давайте пройдемся по улице сказок.

Что это за сказка нас встречает? (Сказка «Гуси- лебеди».)

Инсценирование отрывков из сказки

Учитель. Давайте разыграем разговоры девочки с яблонькой, печкой и речкой.

Девочка . Яблонька, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Яблонька . Съешь моего лесного яблочка, скажу.

Девочка . У моего батюшки и садовые не едятся.

Девочка . Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Печка. Съешь моего ржаного пирожка, скажу.

Девочка . У моего батюшки и пшеничные пирожки не едятся.

Девочка. Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Речка . Попей моего киселька, скажу.

Девочка . У моего батюшки и сливочки-то не едятся.

Учитель . Измените разговор девочки так, чтобы сказочные герои ей помогли.

Вопросы для обсуждения:

— Почему яблонька, печка и речка помогли девочке?

— Как вы думаете, лучше быть вежей или невежей? Почему?

А вот и Вежливый сад. Давайте пройдемся по Вежливому саду.

Игровая ситуация «Вежливый сад»

Педагог рассказывает о поведении детей на различных примерах. Если поведение вежливое, то дети поднимают руки вверх (дерево высокое, красивое, оно радуется жизни); если поведение невежливое, то дети опускают руки вниз (дерево огорчается, ветки опущены вниз, стыдно).

Это могут быть такие ситуации:

— поздороваться при встрече;

— на прощанье буркнуть под нос «ну, пока!»;

— наступить на ногу товарищу и не извиниться;

— специально толкнуть товарища;

— уступить место в автобусе пожилому человеку;

— жаловаться на всех подряд.

Обсуждение стихотворения «Урок вежливости»

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

— В гостях, медведь,

Нельзя реветь!

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех... —

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу.

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили.

С. Маршак

Вопросы для обсуждения:

— Стал ли медведь воспитанным? Почему, как вы думаете?

— Можно ли научиться вежливости?

— Какого человека можно назвать вежливым?

Чтение стихотворения «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы —

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы — то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой —

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.

Был вежлив этот мальчик.

И право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил.

«Спасибо!» — говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

С. Маршак

Подведение итогов

Учитель вместе с детьми делает вывод о том, что вежливости можно и нужно учиться. Умение вести себя в обществе, контролировать свои поступки, оценивать себя и окружающих необходимо в повседневной жизни и позволяет стать полноценным членом общества.



Похожие статьи
 
Категории