Художники похожие на серебрякову. Зинаида Серебрякова: история о красоте

25.02.2019

Замирая порой у картин великих художников, понимаешь, что ничего не знаешь ни о полотне, ни о самом творце его. А ведь известные в прошлом люди часто проживали настолько интересную жизнь, что при чтении их биографий возникает целая гамма чувств - от восхищения до недоумения и даже неприятия. Сегодняшний рассказ сайт - о великой художнице, которая при жизни была известна и популярна, но отчего-то при этом получала за свою работу жалкие гроши...

«Каждая её работа вызывала восторженный гул», - отзывался о творчестве художницы Зинаиды Серебряковой её собрат по ремеслу С. Маковский.

Картина, ставшая пропуском в мир большого искусства

Рожденная в творческой семье

Серебрякова

Рисовать много, забывая обо всём, она начала в юном возрасте. Любимое детское увлечение стало призванием.

Да и не могла Зина не стать художником, - её путь, казалось, был предопределен с рождения: девочка росла в семье, где все были творческими личностями.

Дед и прадед были признанными архитекторами, отец Евгений Лансере - скульптором, живописью занималась и мать Екатерина Николаевна, сестра известного критика и художника Александра Бенуа. В духовно возвышенной атмосфере семьи Бенуа Зина оказалась с двухлетнего возраста: от чахотки умер отец, и мать со всеми детьми возвратилась в отчий дом в Петербург.

В доме была особая обстановка, младшие представители семьи постоянно слышали разговоры о высоком назначении искусства и художника, посещали Эрмитаж, театры и выставки.

Зина по несколько раз перечитывала редкие книги по искусству из огромной домашней библиотеки. Все родные занимались творческой работой: рисовали, ходили на этюды.

Повзрослев, Зина работала в студии под руководством знаменитого живописца Ильи Репина.

Ученица талантливо копировала эрмитажные полотна, и очень ценила это занятие, ведь и работы старых мастеров кисти её многому учили.

Вдовство - тяжкий крест

Утро, принесшее славу

Серебрякова

Позже 21-летняя Зинаида, уже замужняя дама, училась живописи в Париже, куда в октябре 1905 года она уехала вместе с матерью.

Вскоре к ним присоединился муж художницы Борис Серебряков, инженер-путеец.

Они приходились друг другу близкими родственниками - двоюродными братом и сестрой, поэтому за своё счастье пришлось побороться, так как родные препятствовали браку между кровными родственниками.

После Франции молодая художница лето и осень обычно проводила под Харьковом в семейном имении Нескучном - писала этюды крестьянок, а на зиму уезжала в Петербург.

Счастливым для творческого развития Зинаиды стал 1909 год, когда она подольше задержалась в имении.

Наступила ранняя зима, сад, поля, дороги занесло снегом, и работу с написанием этюдов пришлось прервать.

В одно солнечное утро у художницы родился замысел написания картины, принесший вскоре известность - автопортрет «За туалетом».

Проснувшись, Зинаида полюбовалась природой из окна, подошла к зеркалу. Отвела в сторону густые тёмные волосы, взмахнула гребнем и замерла.

В зеркале отражалось её лицо, которое светилось покоем и счастьем. Художница вдруг почувствовала желание написать своё отражение.

«Разноцветные флакончики, булавки, бусы, уголок белоснежной постели, подсвечники с длинными, стройными свечами, деревенский, с кувшинами и тазиками, рукомойник.

И себя в белой, сбившейся с плеча, рубашке, с лёгким детским румянцем на щеках и ясной улыбкой. В общем, такой, какой она и была на самом деле и немножко хотела бы быть»,

Так описывает этот самый известный портрет художницы научный сотрудник Эрмитажа В. Леняшин.

Получился не традиционный автопортрет, а жанровая сцена, рассказ об одном счастливом утре молодой женщины.

Его широкая публика увидела на выставке Союза русских художников зимой 1910 года. Картина Серебряковой висела рядом с картинами Серова, Кустодиева, Врубеля.

Она не затерялась среди полотен признанных мастеров, более того - работу дебютантки приобрела Третьяковская галерея.

С картины «За туалетом» и началась известность русской художницы Зинаиды Серебряковой.

Талант и деньги - одно исключает другое

Семья и одиночество

Серебрякова

Она работала в археологическом музее при Харьковском университете, когда произошла революция.

Смутное тревожное время, неопределённость, тяжёлый быт наполняли жизнь семьи З. Серебряковой. В 1919 году её постигло большое горе - умер муж.

После продолжительной разлуки они встретились в Москве, и, спустя месяц, Зинаида уговорила Бориса на три дня съездить в Харьков, повидаться с детьми.

После короткой встречи с семьёй он вновь простился с родными - торопился на работу. В дороге вдруг прихватило сердце и пришлось вернуться в Харьков.

Борис пересел на военный поезд, там и заразился сыпным тифом. Болезнь скосила быстро, он умирал на глазах у растерянной жены и плачущих больной матери и детей.

Похоронив мужа, Зинаида осталась одна в ответе за большую семью, состоящую из слабой здоровьем матери и четверых детей.

В дневнике вдова с надрывом писала о бытовых невзгодах, выпавших на её долю, подавленном душевном состоянии.

Осенью 1920 года она получила приглашение перевестись в Петроградский отдел музеев и приняла его, но жить легче не стало.

«Я до сих пор не забуду, какое сильное впечатление на меня произвели её прекрасные лучистые глаза, - вспоминала сослуживица художницы Г. И. Тесленко.

- Несмотря на большое горе и непреодолимые трудности житейские - четверо детей и мать! - она выглядела значительно моложе своих лет, и её лицо поражало свежестью красок.

Глубокая внутренняя жизнь, которой она жила, создавала такое внешнее обаяние, которому противиться не было никакой возможности».

Галина Тесленко стала подругой художницы на многие годы. «Вы так молоды, любимы, цените это время, - говорила ей Серебрякова в 1922 году. - Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади…».

Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все, что происходило вокруг, близко к сердцу принимала горе и радость.

Современники отмечали её поразительно искреннее отношение к людям, событиям, она живо отзывалась на просьбы, ценила в людях доброту, восхищалась всем красивым, ненавидела зло.

О повторном замужестве Зинаида и не думала, была по натуре однолюбом. Время было тяжёлым, семья Серебряковой едва сводила концы с концами.

Художница, получив разрешение в дни балетных спектаклей бывать за кулисами бывшей Мариинки, три года делала наброски, сеансы продолжались и дома, к ней балерины приходили охотно.

Так возникла серия балетных портретов и композиций. Эта работа была почти единственным источником доходов для большой семьи.

Надежда на улучшение положения появилась после участия Серебряковой в большой американской выставке, устроенной с целью материальной помощи русским художникам.

Две её картины были сразу же проданы. Ободрённая успехом, Зинаида Евгеньевна на вырученные деньги уехала в Париж.

Она предполагала пожить на чужбине несколько месяцев, хотела заработать частными заказами и вернуться в Россию. Но оказалось, что покинула страну навсегда.

Неоцененная гениальность

Серебрякова

…Двое детей художницы так и остались в России, а старшие Александр и Екатерина приехали к матери в 1925-м и 1928-м годах.

С дочерью Татьяной художница встретилась через 36 лет, когда та приезжала навестить мать в Париже. Но и на чужбине не удавалось избавиться от нужды, и здесь жизнь оставалась нелёгкой.

Мастерство Серебряковой многим казалось устаревшим, и её работы крайне редко приобретались на выставках.

«Если сравнить настоящее время, беспомощное (во всём) в искусстве, с прежними веками, то ведь всё никуда не годится, а всё-таки мы продолжаем рисовать», - удивлялась собственной выносливости художница.

«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью - уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь», - писала художница.

…В середине 30-х годов Зинаида Евгеньевна Серебрякова собиралась вернуться на родину.

Но, оказалось, не судьба: сначала затянулось оформление документов, потом переезд сделала невозможным Вторая мировая война и оккупация Парижа.

После войны дети и русские художники звали её вернуться, но старая художница была уже тяжело больна и после двух перенесённых операций на переезд не решилась.

Да и сына и дочь, тоже ставших художниками, не хотела покидать за границей. «Вообще я часто раскаиваюсь, что заехала так безнадёжно далеко от своих», - писала она ещё в 1926 году.

И с горечью подводила итог прожитому: «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы…».

З. Е. Серебрякова умерла в 82 года в Париже, в сентябре 1967 года.

За несколько лет до смерти друзья и дети художницы устроили в России выставку, и для многих - не только соотечественников - она стала открытием подлинного русского таланта.

Инна ИНИНА

Современное поколение о Зинаиде Серебряковой знает очень мало или совсем поверхностно. Конечно же не всем, но большинству известен этот знаменитый «автопортрет художницы у зеркала», настоящее название которого — «За туалетом». Именно с него творчество художницы становится широко известным. Но есть еще много-много других шедевров, пребывающих долгие годы в тени славы одного самого известного полотна… А самих автопортретов — столько самолюбования в живописи можно встретить только у Зинаиды Серебряковой…

В истории русской живописи женщины становились известными лишь на холстах, и как правило женские образы писались мужчинами… Женщина-художник в современном мире искусства явление привычное, но так было не всегда.

Сегодня познакомимся с работами одной из первых русских женщин, вошедших в историю живописи — Зинаидой Евгеньевной Серебряковой, картины которой сегодня продаются на самых престижных мировых аукционах и торгах.

Так например, одна из последних работ художника, написанных в России — картина «Спящая девочка». В 2015 году была продана за 3,85 млн фунтов ($5,9 млн). Эта сумма почти в восемь раз выше оценочной стоимости, составлявшей 400-600 тыс. фунтов ($609-914 тыс.). За произведение вели напряженную борьбу покупатели, участвовавшие в торгах по телефону.

Примечательна судьба этой картины. Существует версия, что на картине изображена младшая дочь художницы Екатерина, которая также стала знаменитой художницей. Умерла Екатерина Серебрякова относительно недавно — в 2014 году. Картина «Спящая девочка» входила в коллекцию бывшего посла Временного правительства России в США Бориса Бахметьева (1880-1951), после Октябрьской революции проживавшего в эмиграции в Америке. Он приобрел ее на выставке русских художников в Нью-Йорке в 1923 году.

  • Известно, что на деньги, полученные за ее продажу, художница уехала во Францию, откуда уже не вернулась.

Читая биографию Серебряковой очень трудно представить иной путь для маленькой Зинаиды, ведь в этой художественной семье все рождались с карандашами в руках. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере - известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. Братья Зинаиды Лансере Николай, - талантливый архитектор, другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики.

Неудивительно, что 12 декабря 1884 года в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере родится талантливая девочка, чье будущее было уже предрешено. Не судьбой, так семьей…

К слову, всемирно известной Зинаида станет уже в 25 лет, написав один из самых светлых и жизнерадостных автопортретов всех времен — «Автопортрет перед зеркалом» (1909).

Удивительно насколько жизнерадостные и светлые полотна мог создавать человек, отличавшийся замкнутостью и диковатостью, и это на фоне дружелюбных и жизнерадостных братьев и сестер. Но так лишь казалось, ведь настоящий внутренний мир скромной, слабой и болезненной девочки был на холстах. Живопись станет самым радостным занятием и призванием в жизни маленькой Зинуши (как ее называли родные). А любыми направлениями станут портреты, пейзажи и ню.

Шедевры Зинаиды Серебряковой

Баня. 1913, Государственный Русский музей, С.-Петербург

За завтраком. 1914,

Жатва. 1915

Беление холста. 1917, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Освещенная солнцем. 1928,

Спящая натурщица. 1941, Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Девичья фамилия Зинаиды — Лансере́, а Серебряковой она стала при замужестве. Эта история заслуживает упоминания.

С Борисом, своим двоюродным братом, Зина была знакома с детства, со временем дружба переросла в любовь. Молодые решили пожениться, но удалось им это не сразу. Родители были за, а вот церковь воспротивилась из-за родства влюбленных. Впрочем, 300 рублей и обращение к третьему, после двух отказов, священнику позволили решить проблему. В 1905 году они обвенчались.

Крестьянка с горшками. 1900-е

Портрет Ольги Константиновны Лансере. 1910 , Частное собрание

Купальщица. 1911 , Государственный Русский музей, С.-Петербург

Есть предположение, что «Купальщица» — очередной автопортрет художницы. Направление взгляда, лицо, волосы, губы — девушка на этой картине очень похожа с «Автопортретом в костюме Пьеро» — она ниже.

Пьеро (Автопортрет в костюме Пьеро). 1911 , Одесский художественный музей, Украина

Девушка со свечой. Автопортрет. 1911 , Государственный Русский музей, С.-Петербург

Зинаида много путешествовала. Сначала Италия, куда она отправилась на лечение, потом Париж, где она занимается в престижной художественной Академии де ла Гранд Шомьер. Но как художник она сформировалась в Петербурге. Первые известные работы создаются здесь — в городе на Неве. Это был период расцвета творчества талантливой художницы. Бесконечные выставки, тусовки в знаменитом обществе «Мир искусств», первое признание таланта — знаменитое полотно «За туалетом», впервые показанное на большой выставке приносит широкую известность.

За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), «Крестьяне» (1914-1915, Русский музей), «Жатва» (1915, Одесский художественный музей) и другие… Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея).

Кормилица с ребенком. 1912, Нижегородский государственный художественный музей

Крестьянка (с коромыслом). 1916-1917 , Государственный Русский музей, С.-Петербург

Спящая крестьянка. 1917 , Частное собрание

Автопортрет в красном. 1921 , Частное собрание

В балетной уборной («Большие балерины»). 1922 , Балет Ц.Пуни «Дочь Фараона», Частное собрание

Балетная уборная. Снежинки. 1923 , Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик», Государственный Русский музей, С.-Петербург

Кстати, полотна с балеринами — это, так называемый диалог с другим не менее известным художникомфранцузским живописцем Эдгаром Дега, которым она восторгалась всю жизнь. Его балерины восхищали и вдохновляли на написание «своих», так непохожих на всех остальных, в свойственной только ей манере передачи изящества, пластики, тонких линий, грации…

Обратите внимание на следующую картину — она очень символична.

Карточный домик. 1919 , Государственный Русский музей, С.-Петербург

На картине — дети Зинаиды и Бориса Серебряковых. Этот период в жизни художницы сродни карточному домику. Октябрьская революция, смерть супруга от тифа. Она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Голод. Нет масляных красок - приходится перейти на уголь и карандаш. «Карточный домик», показывающее всех четверых осиротевших детей — самое трагическое произведение во всем ее творчестве.

Далее все очень типично для всей творческой интеллигенции — жизнь под указку, это писать нельзя, это можно. Советы перейти на другой стиль, недвусмысленные намеки рисовать портреты комиссаров, однако она отказывается принять уставы «новых хозяев жизни».

В декабре 1920 года Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Ей повезло - в эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ. В этот период она рисует на темы из театральной жизни.

Автопортрет с дочерьми. 1921, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская обл.

Катя с куклами. 1923, Частное собрание

Баня. 1926 , Частное собрание

В 1923 году ее работы участвуют в проходящей в США выставке русских художников. Она выручила 500 долларов, но они не могли залатать прорехи в семейном бюджете. Зинаида решается уехать в Париж, чтобы улучшить финансовое положение.

Заработать денег за год, как планировала, ей не удалось. «Никто не понимает, что начать без копейки безумно трудно. А время идет, и я бьюсь все на том же месте», - в отчаянье пишет она матери.

Она собиралась вернуться в Россию, где остались её мать и дети. Однако вернуться ей не удалось, и она оказывается оторванной от Родины и детей. Все те небольшие деньги, которые ей удаётся заработать, она отправляет обратно в Россию. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту (паспорт для беженцев) и лишь в 1947 году получает французское гражданство.

Старшая дочь Татьяна Серебрякова вспоминала, что ей было 12 лет, когда уезжала мама. Уезжала ненадолго, но Тате было очень страшно. Словно она предчувствовала, что в следующий раз они смогут увидеться только через 36 лет.

На пляже. 1927 , Частное собрание

Однажды Зинаида Серебрякова получила заманчивое предложение - отправиться в творческое путешествие, чтобы изобразить обнаженные фигуры восточных дев. Но оказалось, что в тех местах найти натурщиц просто невозможно. На помощь пришел переводчик Зинаиды - он привел к ней своих сестер и невесту. Никому до этого и после этого не удавалось запечатлеть закрытых восточных женщин обнаженными.

Вопреки стараниям, реализовать себя сразу в Париже у художницы не получилось. Город переменчивых настроений и романтики пребывал в бесконечных модных течениях и стиль русской эмигрантки этому городу не подходил. Спрос на картины был крайне ничтожен. Вдобавок ко всему, «вести дела» она просто не умела.

Художник , неоднократно помогавший в Париже Зинаиде Серебряковой, рассказывал: «Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все ее обижают».

Одинокая и раздраженная она все сильней замыкается в себе. Париж был окутан вением и тенденциями новой моды в искусстве. Местной публике, не способной отличить прекрасное от дурного — в театре, музыке, литературе было милее всё безвкусное и бездарное.

«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью — уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь»

Но с мыслями о детях она продолжает усердно трудиться. Вскоре удается выписать к себе Катю, а чуть позже к ней приезжает сын Александр. А потом падает железный занавес.

Серебрякова не решается вернуться, потому что в Париже двое ее детей, и везти их в СССР, где они могут быть объявлены «врагами народа», она не рискует. В Париже она не может полностью включиться в новую жизнь, потому что половина ее сердца осталась там - с Женей, Таней и с мамой, которых правительство отказывается выпустить за границу.

При малейшей возможности Серебрякова отправляет им деньги, но и это удается далеко не всегда. В 1933 году ее мать в Союзе умирает от голода.

Девочка в розовом. 1932 , Частное собрание

С оставшимися на родине детьми удается встретится только спустя 36 лет — во времена хрущёвской оттепели. В 1960 году её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве.

Внезапно она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.

19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Ее мечта — международная слава пришла к ней еще при жизни, а финансовое благополучие и независимость обрести не успела.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Девушка со свечой. Автопортрет (фрагмент)

На долю Зинаиды Евгеньевны Серебряковой выпала непростая судьба, в которой была и большая любовь, и счастье материнства, и радость творить, и многолетняя разлука с детьми, и тоска по покинутой Родине.

Художник Зинаида Серебрякова. Жизнь и творчество

Будущий художник Зинаида Евгеньевна Серебрякова (в девичестве Лансере) родилась 10 декабря 1884 года в имении Нескучном под Харьковом, в семье известного скульптора Евгения Лансере и Екатерины Лансере (в девичестве Бенуа).

В 1886 году скоропостижно скончался папа художницы и большая семья поселилась в квартире дедушки Николая Бенуа, знаменитого архитектора.

Мама Зинаиды в молодости была художником-графиком. А ещё были два знаменитых дяди: архитектор Леонтий Бенуа и художник Александр Бенуа.

В семье Евгения и Екатерины Лансере, кроме Зинаиды, росло ещё два ребенка: Николай (в последующем знамений архитектор) и Евгений (в последующем известный художник).

Росла Зина… болезненным и довольно нелюдимым ребенком, в чем она напоминала отца и вовсе не напоминала матери, ни братьев и сестер, которые все отличались веселым и общительным нравом.

Из воспоминаний Александра Бенуа

Детство и юность будущей художницы прошли в Петербурге, и в любимом имении «Нескучном». Девочка рано начала рисовать и с талантливой племянницей много занимался дядя Александр Бенуа.

Одна из первых картин Зинаиды Серебряковой – «Яблоня». Эта картина была написана в 1900 году в «Нескучном». Молодое крепкое задорное деревце изгибает свои ветки под тяжестью румяных плодов. Много лет спустя искусствоведы скажут, что юная Зинаида, подсознательно, изобразила символ плодородия, свободной жизни в единении с природой. И этот символ определил весь творческий путь художника на всю оставшуюся жизнь.

…У нас в имении Нескучном где все, и природа, и окружавшая меня крестьянская жизнь, своей живописностью волновали и восхищали меня, и я вообще жила в каком-то «чаду энтузиазма»…

Зинаида Евгеньевна окончила, в 1900 году, женскую гимназию и без особых усилий поступила Петербургскую Академию живописи. Однако, учёба в Академии девушке не нравилась, и очень скоро будущая художница оставила стены академии и поступила в художественную школу княгини М.К. Тенишевой, а некоторое время спустя начала брать уроки живописи у знаменитого портретиста Осипа Браза.

В 1902 году девушку отправляют в Италию для лечения и изучения итальянской живописи.

Сейчас сложно сказать, насколько была больна Зинаида Евгеньевна… Всё дело в том, что у будущей знаменитой художницы был двоюродный брат Борис Серебряков. Молодые люди долго дружили, дружили и влюбились друг в друга. Родственники знали о этой связи, в конце концов смирились с неизбежным и перестали препятствовать влюблённым.

В конце концов, все родственники согласились на этот брак, но вот церковь была против венчания близких родственников. Вопрос решили при помощи «дара» в 300 рублей – священник обвенчал молодых и семья Серебряковых (Зинаида Евгеньевна взяла фамилию мужа) в 1905 году выехала в Париж.

В столице Франции Зинаида поступает в Академию де ла Гранд Шомьер и с большим увлечением учится, много рисует с натуры, пишет эскизы.

В 1906 году молодая семья возвращается в Петербург. Молодому супругу нужно заканчивать университет (он станет железнодорожным инженером), а молодой супруге приходит пора рожать первенца.

В 1906 году родился сын Евгений, а в 1907 году – сын Александр.

Семья живет в Нескучном, Зинаида занимается маленькими детьми и очень много пишет: этюды, пейзажи и портреты. И принимает решение выставить свои работы на 7-й выставке художников в Москве в 1910 году.

Автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью» приобретает Третьяковская галерея. Это был несомненный и очень громкий успех.

За туалетом

Я решила остаться с детьми в Нескучном… Мой муж Борис Анатольевич был в командировке, зима в этот год наступала ранняя, все было занесено снегом - наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале…

Из воспоминаний Зинаиды Серебряковой

Потом случился небольшой, но очень счастливый, перерыв в творческой деятельности: в 1912 году родилась дочь Татьяна, а через год – Екатерина.

С 1914 по 1917 годы создаёт целую серию картин о русской природе и русской деревне («Крестьяне», «Спящая крестьянка», знаменитая «Беление холста»), помогает своему брату Александру расписывать Казанский вокзал, пишет композиции по античным мифам и целую серию автопортретов.

Вот для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной - это счастье, я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слезы… Вы так молоды, любимы, цените это время, драгоценный друг.

Письмо Зинаиды Серебряковой к Галине Тесленко. Петроград, 28 февраля 1922 года =

А потом грянула революция, а за революцией пришла и гражданская война. Зинаида Евгеньевна вместе с детьми перебирается в Харьков, где для неё нашлась работа в археологическом музее. Родовое имение под Харьковом «Нескучное» сгорело вместе со всеми картинами художницы. Муж отправился в Сибирь на заработки, заболел тифом и умер.

С больной матерью и четырьмя маленькими детьми на руках, без средств к существованию, без постоянного жилья. Именно в это время появляется одно из самых трагических полотен художницы «Карточный домик». Масляных красок просто нет и она пишет карандашом, и углём.

Карточный домик – это её счастье, которое вдруг разрушилось, её четверо осиротевших детей. И их несчастная, выбившаяся из сил мать.

В 1920 году семья Серебряковых возвращается в Петербург, в квартиру деда Николая Бенуа. Тут, в первый раз за последние годы, обездоленному семейству улыбнулась удача – в большую квартиру подселили «на уплотнение» МХАТовских артистов, а не советских работников.

Зинаида снова начинает писать. Она пишет несколько портретов покойного мужа (сейчас они хранятся в Третьяковской галерее и Новосибирской картинной галерее), пишет целую серию работ о театре. Случилась так, что дочь Зинаиды Евгеньевны начала заниматься балетом и художница вместе с дочерьми часто бывает в Мариинском театре.

Тяжелые голодные времена сменяются некоторым оживлением – возрождается выставочная деятельность. Серебрякова снова много работает и в 1924 году становится участником большой выставки русских художников в Америке. Всё её картины проданы, но полученных за картины 500 долларов катастрофически мало для жизни большой семьи в советской России и окрыленная Серебрякова решает ехать в Париж, устроить там персональную выставку и заработать побольше денег.

Это версия официальная. А может быть, она поверила в свой успех и захотела простого благополучия и международного признания? Это уже моя версия.

Однако, в Париже и без Серебряковой огромное количество русских художников, а Париж переменчив и избалован просто невероятным предложением живописи по очень необременительным ценам. К тому же у Зинаиды Евгеньевны напрочь отсутствовала коммерческая жилка.

Впоследствии Константин Сомов рассказывал:

Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все её обижают.

Первая выставка Серебряковой в Париже прошла только в 1927 году.

Все заработанные в Париже деньги Зинаида Евгеньевна отправляет в Петербург на содержание своей семьи. Сама же живет во Франции на птичьих правах (с паспортом беженца. Французское гражданство она получила только в 1947 году).

Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью - уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь.

Почему она не вернулась в Россию? Почему не перевезла семью во Францию? Сложные вопросы, на которые я точно не смогу ответить.

Через несколько лет во Францию приезжает дочь Катя, а потом сын Александр. И прекращается иммиграция из Советского Союза. Свою дочь Татьяну Зинаида Евгеньевна увидит только через 36 лет с наступлением хрущевской оттепели.

В 1961 году в Париж приехали два советских художника – Д. Шмаринов и С, Герасимов. Именно они помогли организовать выставки картин Серебряковой в Москве, Ленинграде и Киеве в 1966 году. Альбомы с её работами расходятся миллионными тиражами по всему миру.

К ней, наконец, приходит такая желанная слава и пришла эта слава из покинутой России – после выставки в СССР за полотнами художника начинается настоящая охота по всему миру. Серебрякову сравнивают с Ренуаром и Боттичелли.

Она так и не успела обрести независимость и финансовое благополучие, которых добивалась всю свою жизнь.
А международная слава осталась.

Сегодня её картины продаются не просто «за дорого». В 2015 году картина «Спящая девочка» была продана на аукционе за 5,9 миллионов долларов.
Жизнь ужасно несправедлива. Или справедлива? У меня нет ответа.

Картины художника Зинаиды Серебряковой

Спящая крестьянка

Беление холста

В балетной уборной («Большие балерины»)

Спящая натурщица

За завтраком

Портрет Б.А. Серебрякова

Отдыхающая негритянка

Лежащая марокканка

Портрет Веры Фокиной

Спящая девочка

Обнаженная

Карточный домик

Зеленя осенью

За туалетом. Автопортрет

Освещенная солнцем

Автопортрет в костюме Пьеро

Портрет Ольги Константиновны Лансере

Купальщица

Девушка со свечой. Автопортрет

Кормилица с ребенком

Балетная уборная. Снежинки

Автопортрет с дочерьми

Катя с куклами

Серебрякова Катя в голубом платье возле ёлки

Катя с натюрмортом

Портрет А.Д. Даниловой

Портрет В.К. Ивановой в костюме испанки

Сын Александр в карнавальном костюме

З. Е. Серебрякова выросла в атмосфере искусства. Ее отец, Е. А. Лансере, был скульптором, а воспитывалась она (после смерти отца в 1886 г.) вместе с братом, будущим графиком Е. Е. Лансере, в семье деда (по матери), Н. Л. Бенуа, петербургского архитектора.

Систематического художественного образования она не получила и своим завидным профессионализмом была обязана прежде всего влиянию среды, а еще больше - собственным усилиям и жесточайшей требовательности к себе.

Она непрерывно работала на натуре, главным образом в Нескучном, небольшом поместье под Харьковом, делая этюды, пейзажи и портреты, среди которых преобладали изображения местных крестьян.

На публику Серебрякова впервые вышла в 1910 г., показав на VII выставке СРХ четырнадцать работ, и в их числе небольшую картину "За туалетом" (1909), представлявшую собою автопортрет. Столько душевной свежести и ясности было в этой картине, так уверенно и зрело она была выполнена, что о Серебряковой сразу заговорили как о незаурядном явлении.


«За туалетом. Автопортрет»
1909.
Холст на картоне, масло 65 х 75

Москва

В 1912 г. она вступила в объединение "Мир искусства", со многими членами которого ее связывали дружеские и родственные отношения. В 1914 г. Серебрякова провела несколько месяцев в Италии (поездку прервало начало Первой мировой войны), где пристально изучала искусство Возрождения. В том же году она создала очаровательную картину "Дети", групповой портрет своих детей.


«За завтраком»
1914
Холст, масло 107 х 88,5
Государственная Третьяковская галерея


«Девочки у рояля»
1922.


«Катя с натюрмортом»
1923.


"Автопортрет с дочерьми" 1921


Катя в голубом у елки


"Тата и Катя У зеркала"

Но главные силы художницы были отданы сюжетам из крестьянской жизни. Картины "Баня" (1912, 1913) представляли собою зрелище, исполненное гармонии душевного и физического, обаяния ненаигранной бодрости.


"Баня"
1912


«Баня»
1913
Холст, масло. 135 x 174 см


"Заплетающая косу"


"Баня."
1926

Вслед за ними последовали картины "Крестьяне" (1914; фрагмент большой композиции, уничтоженной самой художницей), "Жатва" (1915), два варианта "Беления холста" и "Спящая крестьянка" (все 1917).


"Спящая крестьянка"


"Кормилица с ребенком"
1912


«Жатва»
1915.
Холст, масло. 142 x 177 см
Одесский художественный музей


«Крестьяне»
1914.


«Беление холста»
1917.
Холст, масло. 141.8 x 173.6 см
Государственная Третьяковская галерея


«Обувающаяся крестьянка»
1915

Эти произведения воспринимаются сейчас как реквием тому лучшему, что отличало русскую дореволюционную деревню. Многолетние наблюдения над деревенской жизнью здесь были обогащены влиянием поэтических произведений А. Г. Венецианова, которого Серебрякова очень любила, и опытом великих мастеров итальянского Возрождения. У художницы был несомненный дар монументалиста, но жизненные обстоятельства не позволили ей этот дар реализовать.

Опираясь на искусство античности и эпохи Возрождения с их культом прекрасного человека, она стремится отобразить вечные эстетические ценности. Следование традиции предполагает четкий рисунок, точную передачу анатомии и пластики человеческого тела и Серебрякова справляется с этим как блестящий мастер. Ей удалось создать жизненное и одновременно романтичное изображение молодой женщины. Теплые краски передают полнокровность тела модели, которое четко выделяется на фоне холодных оттенков травы и неба. Женщина кажется славно светящейся изнутри. Все на картине приведено в движение: бегущие облака, склоняющаяся под ветром трава, развивающиеся волосы купальщицы. Мы видим и чувствуем авторскую устремленность к идеалу, к прекрасному, ту внутреннюю близость Серебряковой к символистской эстетике, которая направлена не на отрицание реальности, а на наиболее достоверное ее изображение.


«Купальщица»
1911
Холст, масло. 98 x 89 см
Государственный Русский музей

Революция вторглась в ее жизнь драматическим образом. В марте 1919 г. умер муж, и она осталась вдовой с четырьмя детьми, жила сначала в Нескучном, а когда поместье было сожжено, перебралась в Харьков, где перебивалась случайными заработками. В конце 1920 г. Серебряковой предложили место профессора в бывшей АХ, и она переехала в Петроград, но из-за болезни к преподаванию так и не приступила. Потом недолго работала в мастерской наглядных пособий. Наконец удалось вернуться к творчеству - она писала портреты, чаще всего своих близких.


«Портрет Б.А.Серебрякова»
Около 1905


«Портрет Б.А.Серебрякова, мужа художницы»
1908


«На лугу. Нескучное»
1912.
Холст, масло. 62.8 x 84.3 см
Нижегородский художественный музей


«Девушка со свечой. Автопортрет»
1911


«Портрет Б.А.Серебрякова»
1913


«Портрет Е.Е.Зеленковой, урожденной Лансере, сестры художницы»
1913


"Портрет О.К.Лансере"


"Портрет Ольги Константиновны Лансере"


"Спящая Катя"


"На кухне Портрет Кати"

Среди изображений детей две картины отличаются заложенной в них печалью. Это насквозь символичное полотно "Карточный домик" и "Мальчики в матросских тельняшках". В год их создания произошло трагическое событие - в апреле 1919 года умер от сыпного тифа муж Зинаиды Серебряковой - Борис Анатольевич. На хрупкие плечи Зинаиды Евгеньевны обрушилось горе и тяжелая необходимость одной растить 4-х детей и поддерживать мать, теперь она одна должна была заботиться о семье. В конце 1919 года им придётся покинуть родной дом в Нескучном из-за начавшихся грабежей и погромов. Впоследствии имение будет разграблено и сожжено. В картине "Карточный домик" отразились раздумья матери о детях, поставленных суровыми обстоятельствами на грань выживания. На лицах детей застыло выражение растерянности, они грустны и сосредоточенны, взгляды направлены на рассыпающийся в руках карточный домик. Игра неожиданно напомнила о трагических обстоятельствах их жизни, о легко разрушаемом зыбком счастье...


«Карточный домик»
1919
Холст, масло. 65 x 75.5 см
Государственный Русский музей


«Обнаженная»
1920
Холст, масло. 76.5 x 101 см
Донецкий областной художественный музей

Увлечение балетом подтолкнуло ее к созданию нескольких небольших картин и портретов балерин.
Несмотря на сложные условия жизни, она как и прежде умеет видеть в окружающем красоту, любить близких, восхищаться своими друзьями. В своих работах Зинаида Евгеньевна стремится запечатлеть внешнюю и внутреннюю красоту человека, его достоинство и благородство. В эти годы ею создана серия работ, посвященная артистам балета. После поступления дочери Татьяны в Петроградское хореографическое училище у Серебряковой появилась возможность бывать за кулисами театра, делать зарисовки. С театром будут свазаны её новые возвышенные образы...


"Балетная уборная. Снежинки"


"Девочки-сильфиды (Балет Шопениана)" 1924


"Портрет Валентины Константиновны Ивановой в костюме испанки"


«Автопортрет в костюме Пьеро»

В 1924 г. Серебрякова уехала в Париж, предполагая там заработать немного и вернуться на родину, но уже вскоре возвращение стало невозможным. Париж не оправдал надежд: она трудилась, все так же не щадя себя, но благополучия это не приносило и лишь позволяло поддерживать жизнь на уровне пристойной скромности, а то, что выходило из-под ее кисти, заметно уступало исполненному в предреволюционные годы. Причина заключалась не только в житейских трудностях, но главным образом в том, что она утратила родную почву.


" Элен де Руа княгиня Жан де Мерод"


"Княгиня Ирина Юсупова"


«Портрет Дамы с собачкой. И.Велан»
1926
В конце жизни судьба подарила ей несколько радостных моментов. Она встретилась со своим старшим сыном Евгением и старшей дочерью Татьяной: в 1960-е годы стал возможным их приезд в Париж. А в 1965 году Союзом художников СССР была организована ее большая выставка в Москве, Киеве и Ленинграде. На выставке были показаны и картины, написанные в эмиграции. Успех выставки был огромный, и большей радости для русской художницы трудно себе представить.
Она умерла 19 сентября 1967 года.
Похоронили Зинаиду Евгеньевну на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.

„This is a man ’s , man ’s world “ – когда-то пел Джеймс Браун, говоря о том, что мир держат мужчины. История живописи – косвенное тому подтверждение: попробуйте закрыть глаза и назвать хотя бы десять женщин-художников с мировым именем. Классическое представление женщины в живописи всегда было единогласным: это муза, модель, подруга художника-мужчины, чей образ вдохновлял и стоял в центре его творчества. В ряду первых художниц стояли женщины смелые, готовые бросить вызов обществу: они должны были не только противостоять мужской творческой диаспоре, но и утвердить себя как художника такого же высокого уровня.

Одной из таких женщин стала Зинаида Серебрякова: она возглавила ряд первых женщин-живописцев, вошедших в историю русской живописи . Несмотря на свой образ хрупкой, женственной и юной красавицы, судьба Серебряковой была тяжелой, полной лишений и трудностей, а её работы при жизни не получили всеобщего признания.

Первые годы

Зинаида Серебрякова родилась в Петербурге. Будущая художница начала рисовать уже с раннего возраста. Вся ее семья происходила из творческой династии: отец Евгений Лансере был известным скульптором, дед Николай Бенуа – прославленным архитектором, а мать Екатерина Лансере занималась графическим рисунком. Родители всячески поддерживали творческие начинания детей, – уже с раннего возраста маленькая Зина посещает выставки в Эрмитаже, ходит в театры на балеты, занимается академическим рисунком и очень увлеченно читает большие и редкие книги по искусству из домашней библиотеки.

В 1886 году дом постигло несчастье – умер отец девочки, Евгений Лансере, и семья была вынуждена вернуться обратно в Петербург. Там Серебрякова окончила гимназию и поступила в художественную мастерскую, где ее наставниками стали Осип Браз и Илья Репин. Как и остальные ученики, она ходила в Эрмитаж и делала копии с полотен старых мастеров. Девушка продолжала упражняться и, пребывая в Италии в 1902- 1903 годах, делала наброски и этюды. Впоследствии эта “классическая школа” живописи будет проявляться и в манере художницы: ее обнаженные натурщицы отсылают нас к лучшим образцам эпохи возрождения.

«Молодая крестьянка на кухне» 1900-е | «Портрет М.Е.Лансере (сестра художницы)» 1901

В 1905 году, через два года после возвращения из Италии, девушка вышла замуж за своего кузена, Бориса Серебрякова, с чьей фамилией она позже войдет в историю русской живописи. После свадьбы молодая семья уехала во Францию, где художница посещала парижскую Академию де ла Гранд Шомьер, делая множество набросков и рисунков на пленэре. Спустя год пара вернулась в Петербург, в имение «Нескучное», где Серебрякова работала не покладая рук: этюды, эскизы, бытовые сцены. Именно здесь она позже сформируется как художник, создав самые великолепные и известные работы, которые после ее смерти получат всемирное признание.

«Терраса» 1910-е
«Яблоки на ветках» 1910-е
«Капуста. Село Нескучное» 1909
«На лугу. Нескучное» 1910-е

Красавица Россия

Зинаиду Серебрякову можно по праву считать истинно русским художником: в ее полотнах отражена неизмеримая любовь к родине. Ее произведения – окна в бескрайний мир русской природы, которые позволяют нам любоваться ее чарующей красотой, полями, усыпанными цветами и золотом. Простые и бытовые сценки – деревенские, уличные, домашние – вот основные сюжеты художницы, из которых она черпала свое вдохновенье. С особой любовью она относилась к крестьянскому укладу: ее серия «крестьянских» полотен, написанная с 1914 по 1917 годы, повествует о жизни в русской деревне, о повседневности трудолюбивых крестьян, об очаровательной простоте их быта. Названия работ незамысловаты и открыты, как и их персонажи, – это «Крестьяне», «Жатва», «Спящая крестьянка».

«Крестьяне»1914
«Жатва» 1915
«Спящая крестьянка» 1917

Особо значимой стала картина «Беление холста» (1917), где Серебрякова проявила себя не только как мастер композиции, но и как талантливый художник-монументалист. Работа создавалась в рамках эпического цикла, посвященного крестьянскому быту, – сюда же входили написанная «Жатва» и задуманная «Стрижка овец». Наряду с женскими персонажами на картинах художницы всегда присутствует еще один женский образ – образ красавицы-России, ее природа, ее народный колорит.

«Беление холста» 1917

Зинаида Серебрякова подарила миру настоящую русскую красавицу – женственную, по-девичьи озорную, нежную, с французским флером во взгляде и загадочной полуулыбкой в стиле Рокотова. Она писала женщин самых разных профессий и возрастов, в том числе и саму себя, во все свои образы вдыхая незримую и манящую свежесть юности, ту романтику, которой ей не хватало на трудном жизненном пути. Иными словами, она писала свою желанную жизнь и себя в ней. Таким стал знаменитый автопортрет Серебряковой «За туалетом», созданный в 1909 году: он отражает состояние и настроение художницы, в котором она хотела бы прожить. На ее светлом лице – ясная улыбка и радость осознания своей жизни, красоты и молодости, а традиционное изображение предметов живописи уступает изображению атрибутов женской красоты – украшениям, духам, очаровательным шкатулкам. Таким образом, Серебрякова словно сознательно отдаляется от мира художников, как бы заявляя: я в первую очередь женщина – красивая, молодая, жаждущая жить. Картина молодой художницы стала ее пропуском в мир великих мастеров: в 1910 году после выставки Союза русских художников работу приобрела Третьяковская галерея, где автопортрет находится и по сей день. Так талант девушки впервые получает свое признание.

«За туалетом. Автопортрет» 1908-1909

Тяжелые годы

Серебрякова намеренно избегала модернизма, оставаясь непоколебимо верной своему стилю даже в голодное время революции. Не желая делать из своего творчества инструмент идеологической борьбы, она всеми силами противилась попыткам властей навязать ей футуризм. Наблюдая, как искусство становится рабом в ногах у власти, Зинаида горестно размышляла в своем дневнике: «Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью – уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь…». Дефицит на краски вынуждал ее творить подручными материалами, а полем для творчества стали экспонаты археологического музея в Харьковской губернии, – работая там в этот период, художница продолжала делать графические наброски. В 1916 году Серебрякова стала участником художественного оформления Казанского вокзала, куда ее привлек А. Бенуа.

Эскизы панно для Казанского вокзала в Москве, 1916

Жизнь становилась невыносимо тяжелой, денег на еду катастрофически не хватало. За чередой начавшихся трудностей вскоре последовала новая. В 1919 году в жизни Серебряковой случается страшное несчастье: от тифа умирает любимый муж. Зинаида остается одна с матерью и маленькими детьми на руках. Горе от потери усугубляют общие настроения общества: революция отнимает у людей хлеб, средства к существованию и всякую надежду на жизнь. То свежее, юное чувство, которое рождалось при взгляде на полотна Серебряковой, сменилось болью и упадком сил: рассыпалось, как карточный домик, хрупкое женское счастье. Именно этот образ даст название одному из самых знаменитых полотен Серебряковой – вот он, «Карточный домик», что строят ее дети, которые остались без отца. Их глаза опущены, лица в смиренной грусти, они строят башенку из карт, которая может рассыпаться в любой момент, как может оборваться жизнь человека… Сегодня работа находится в Государственном Русском Музее в Петербурге.

«Карточный домик» 1919

Нехватка средств и сгоревшее имение вынудили Серебрякову в 1920-е гг. вернуться в Петербург, в квартиру деда. Здесь маленькая дочь художницы Татьяна начинает заниматься балетом, а мама часто посещает с ней театр и постоянно работает: так, в результате трех лет плодотворного творчества, Серебрякова создала ряд чудесных полотен – композиций и портретов – на балетную тему.

«Балетная уборная. Снежинки» 1923
«Девочки-сильфиды»1924
«Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме» 1922 | «Портрет В.К.Ивановой в костюме испанки» 1924 | «Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном» 1923

Отъезд на чужбину

После революции в стране снова начал и набирать популярность показы и вернисажи, работ ы русских художников стали выставляться за рубежом. Серебрякова не стала исключением: в 1924 году ее картины были оценены посетителями выставки русского изобразительного искусства в Америке. Работы имели грандиозный успех и вскоре все были распроданы. Это ободрило художницу: в тот же год она решается уехать в Париж и работать там. Однако спустя время Серебрякова понимает, что она обманулась. Следующая ее выставка за рубежом состоялась только в 1927 году. Заказов постоянно не хватало, а то искусство, которое нравилось местной публике, Серебрякова считала пошлым китчем, праздной безвкусицей. Не было в нем того искренн его, русского, той духовности, которую она воспевала в своем творчестве. Весь остаток жизни Зинаида желала вернуться обратно – к детям, матери, к той жизни в Петербурге, с которой начинался ее творческий путь, но до конца своих дней оставалась «запертой» во Франции: война и оккупация Парижа сделали невозможным возвращение в Россию. Свою безграничную ностальгию художница опишет в конце жизни в своем дневнике: «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы…». Серебрякова умерла в Париже в возрасте 82 лет, так и не вернувшись на родину. Ее ностальгия по всему русскому до сих пор жива в ее удивительных работах, ставших посланниками образа Красавицы-России по всему миру.



Похожие статьи
 
Категории