Как развить эмоциональный интеллект женщине. Что такое эмоциональный интеллект и почему его важно развивать с детства

27.02.2019

Эмоциональный интеллект – это развитие таких навыков, как понимание и собственных чувств, так и эмоций окружающих людей. Благодаря этому мы можем эффективно управлять реакцией на чувства других людей и, таким образом, продуктивнее делать свою работу. Главная задача в развитии эмоционального интеллекта – не подавлять или игнорировать трудные эмоции или чувства, но разумно контролировать их.

Именно эмоциональный интеллект отличает успешных лидеров от всех остальных. более продуктивны в найме новых сотрудников, лучше мотивируют коллег, эффективны в сфере услуг. Но эмоциональный интеллект важен на любом этапе вашей карьеры, особенно если вы хотите достичь высокого уровня ответственности за вашу работу. А в других аспектах жизни ЭИ позволяет быть более счастливой, здоровой и укрепить отношения. Так как же улучшить эмоциональный интеллект и заставить его работать на вас?

1. Развивайте эмоциональное самосознание

Эмоции могут заставить человека вести себя необычно и часто непродуктивно, а самосознание улучшит вашу способность понимать и интерпретировать собственные эмоции, настроения и внутренние мотивы. Эта практика поможет и распознавать эмоциональные состояния других людей и понимать, что стоит за их словами и действиями. Говоря кратко, если вы не понимаете собственную мотивацию и поведение, то и других не поймете.

Что для этого делать:

  • Проговаривайте каждый день три фразы, которые начинаются словами «Я чувствую себя…», — благодаря этой технике вы постепено сможете научиться точно определять свои эмоции и повысить самосознание.
  • Каждый день уделяйте время испытанной эмоции – формулируйте, что вы чувствуете и почему.
  • Напоминайте себе, что эмоции переменчивы и недолговечны, поэтому не могут быть основой для общения и принятия решений.
  • Размышляйте о том, как негативные эмоции – разочарование, отторжение, гнев или ревность – влияют на ваших коллег и клиентов.
  • Определите ваши страхи и желания. Это поможет лучше понять, что вас беспокоит и движет вами.
  • Проверьте, как вы реагируете на стресс. Расстраиваетесь ли вы каждый раз, когда что-то идет не так, как вы запланировали?

2. Эмоциональный самоконтроль

Важно развить способность контролировать импульсивные реакции и эмоции, которые негативно влияют на ваш потенциал и лидерство. Это следующий шаг после развития самосознания. Кратко говоря, самоконтроль – это способность стать «выше» жалких объяснений, ревности, срывов и не позволять эмоциям контролировать вас. Благодаря самоконтролю вы будете думать, прежде чем действовать, и создадите репутацию надежного члена в любой команде.

Техники самоконтроля:

  • Не позволяйте себе присоединяться к той или иной стороне во время офисных драм и конфликтов.
  • Если ситуация эмоционально трудная и заряженная, отступите на время, не принимайте решение сразу. Проанализируйте ваши эмоции.
  • Примите факт, что жизнь изменчива, и фрустрация и разочарования являются частью любой работы. И профессиональная реакция на них – это «мозговые штурмы» и разработка стратегий, а не жалобы и отстранение от работы.
  • Не присоединяйтесь к игре «найди виноватого», не показывайте пальцем на всех и все, что вас окружает. Кроме себя: изучите и примите свои ошибки.
  • Оставайтесь сконцентрированной на себе и тех вещах, которые вы можете контролировать, а не на том, что вне вашей власти.
  • Найдите способы, как реагировать на эмоции, которые бы не включали спонтанные реакции или некорректные выражения.

3. Развивайте способность выказывать сочувствие

Сочувствие – естественный путь в развитии эмоционального самосознания. Оно позволяет отойти от вашего личного опыта и увидеть и понять проблему с точки зрения другого человека. Развивая эмпатию, вы показываете ваше умение относиться к людям с уважением, добротой, достоинством и профессионализмом. Сочувствующие люди хороши в распознавании чувств других, даже если они неочевидны.

Как развить эмпатию:

  • Живите по золотому правилу – относиться к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам.
  • Свою точку зрения поддерживать легко, руководствуясь этим чувством, поставьте себя на место другого человека и посмотрите на ситуацию с его позиции.
  • Развивайте умение слушать и размышлять над тем, что сказал ваш собеседник.
  • Хотя бы раз в день спрашивайте, как человек себя чувствует, например, по шкале от 0 до 10. Так вы побудите окружающих выражать свои эмоции и лучше их понимать.
  • Признавайте тревоги и чувства других людей – дайте им понять, что вы видите их источник и осознаете ценность их точки зрения.

4. Работайте над вашей мотивацией

Мотивация – это страсть и энтузиазм в вашей работе и карьере, которые нельзя объяснить деньгами или статусом, это то, что помогает реализовывать свои внутренние цели и делать это с завидной настойчивостью.

Как улучшить мотивацию:

  • В любой сложной ситуации и даже при провале пытайтесь найти хотя бы одну хорошую вещь.
  • Фиксируйте момент, когда вы думаете и говорите в негативном ключе. Прекратите это делать, сделайте паузу и еще раз «прокрутите» в уме все ваши мысли и слова. Измените их на позитивные, даже если поначалу вам придется притвориться.
  • Легко забыть, что вы действительно любите в своей работе. Найдите время, чтобы вспомнить и сформулировать это, а также главную причину, почему вы хотите реализоваться именно в том, что делаете.
  • Помните, что люди притягиваются к позитивным, энергичным и вдохновляющим людям. Если вы повысите мотивацию, то получите больше внимания от коллег, топ-менеджеров и клиентов.
  • Поставьте себе вдохновляющие и в то же время достижимые цели. Сделайте список, что нужно сделать, чтобы их достичь. Награждайте себя, когда вы достигаете ключевых целей.

5. Улучшите навыки общения

Важный аспект эмоционального интеллекта – умение хорошо взаимодействовать с другими людьми, но это не значит, что интроверты или стеснительные люди обладают низким ЭИ. Навыки общения могут принимать разные формы, ведь это не только умение быть дружелюбным, но и умение слушать, убеждать, вербальные и невербальные навыки коммуникации. Руководители с высоким эмоциональным интеллектом часто очень хороши в общении, разрешении конфликтов и разделении своего видения с командой – они показывают пример поведения и ценностей, которым могут следовать другие.

Как улучшить навыки общения:

  • Изучайте конфликты и их решения, это поможет в трудных ситуациях с коллегами, клиентами или поставщиками.
  • Учитесь хвалить других, так вы вдохновите команду и сделаете ее лояльной.
  • Старайтесь понять человека, с которым разговариваете. У вас не может быть только одного подхода, который бы срабатывал со всеми на работе.

Вы хотите управлять своими эмоциями, быть счастливым без внешних стимулов? Высший уровень развития эмоционального интеллекта – все, что для этого нужно. Он обеспечит постоянную внутреннюю , удовлетворяющую вас жизнь (без труда будете понимать, что вам нужно именно сейчас), рациональное и продуктивное решение вопросов без включения лишних, ненужных или опасных эмоций. Понимать, управлять и регулировать свои и чужие просто. Из статьи вы узнаете, как именно это делать.

«Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя», – Лев Толстой, отечественный писатель и мыслитель.

Управление эмоциями автоматически предполагает управление разумом. Нельзя быть продуктивным в ситуации эмоциональной «зашлакованности» или принимать серьезные решения в моменты тревоги, гнева, . Зачем развивать эмоциональный интеллект? Чтобы мыслить ясно и в верном направлении, чем ускорять течение дел в своей жизни и обеспечивать легкость общения и взаимоотношений.

Человек, способный управлять эмоциями, весел и активен. Его жизнь – мир возможностей и радости, за что ее невозможно не любить. Его противоположность – заложник негативных и хаотичных мыслей, угрюмый и недовольный собой тип. За неуместные эмоции ему приходится расплачиваться здоровьем, деньгами, репутацией, иногда жизнью.

Эмоциональный интеллект (EQ) – основа , обаяния, умения оставаться уравновешенным в любой ситуации. Кроме того, это залог продуктивных и крепких отношений в и на производстве. Понимание эмоций других людей – обязательный компонент для . А общаться нам приходится каждый день.

Эмоциональный интеллект позволяет:

  • выражать и понимать эмоции (свои и чужие);
  • включать эмоции в рассуждения;
  • оценивать эмоции и определять их причины;
  • контролировать эмоции и управлять ими.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

  • отличаются большей работоспособностью и продуктивностью;
  • больше остальных довольны своей внешностью (особенно девушки) и весом;
  • точнее других определяют эмоции по мимике;
  • ответственнее относятся к учебе, работе (меньше пропусков по неуважительным причинам).

Признаки низкого эмоционального интеллекта

Определить наверняка уровень EQ и необходимость его развития можно с помощью специальных тестов. Однако есть несколько признаков, позволяющих заподозрить низкий уровень эмоционального интеллекта:

  • неуверенность в себе, сомнение в правильности действий;
  • излишняя самокритика;
  • проблемы и трудности в общении, неспособность найти общий язык с людьми;
  • скромное и непредвзятое отношение к окружающим людям.

Как развить эмоциональный интеллект

Речь идет о развитии навыка, соответственно, применимы те же способы развития, что при формировании других навыков. Но прежде обратите внимание на условия развития:

  • ежедневные тренировки;
  • терпение и дисциплина;
  • высокая мотивация.

Обрести контроль над своими, а тем более чужими эмоциями не просто. Не ждите легкой и быстрой победы, будьте готовы к трудностям и маленьким шагам назад ради мощного прыжка вперед. Итак, как развить эмоциональный интеллект:

  1. Изучите свои . Они влияют на то, что, когда и как вы чувствуете. Условия и специфика принятия решений также обусловлена , и другими психическими особенностями. Например, холерику в силу врожденных причин очень сложно контролировать эмоции, а флегматик испытывает явные трудности с их пониманием. Проведите полноценную личностную диагностику с помощью психологических методик. Помните, что человек меняется ежедневно, даже врожденные особенности корректируются. Наблюдайте за собой, фиксируйте изменения с помощью . Нужно узнать, кто вы, а уже затем учиться понимать, что чувствуете.
  2. Будьте осознанными, расслабленными и открытыми. Познание своих эмоций начинается с медитации и релаксации, то есть обретения максимального единства тела и разума. Освойте эти и другие , например, дыхательные. Они позволят сохранять и возвращать рациональность в напряженных ситуациях, ограничат от принятия решений сгоряча.
  3. Определите, какой именно компонент эмоционального интеллекта требует доработки: выражение и понимание эмоций, рассуждение и сравнение, оценка и поиск причин, управление. Определите актуальный для себя уровень эмоционального интеллекта.
  4. После того как познаете свои эмоции, переходите к изучению других людей. Начните с попыток поставить себя на место другого человека. Почему человек раздражен? Он устал, обижен, недоволен своей жизнью? Каждый день проводите это упражнение – придумывайте как можно больше причин (источников) той или иной эмоции (чувства).
  5. Ведите дневник настроения и учитесь дифференцировать эмоции. Учитесь проговаривать свои чувства, отличать тревогу от страха, а злость от обиды. Записывайте динамику чувств. Это позволит определить корни эмоций, процентное соотношение позитива и негатива и преобладающие эмоции.
  6. Развивайте , расширяйте кругозор. Ограниченность мышления и восприятия ограничивает и понимание эмоций. Смотрите фильмы, читайте книги, творите, ходите на выставки. Чем в больших сферах будете задействованы вы, тем больше вы узнаете разносторонних и уникальных людей, осознаете невозможность обобщения и многообразие человеческих чувств.
  7. Разбейте свое окружение на жизненно важных и второстепенных людей. Сконцентрируйте эмоциональный интеллект на первой группе. С близкими людьми эмоциональное общение должно быть особенно интересным и содержательным. Окружайте себя теми, у кого хочется учиться, гармоничными и эмоционально интеллектуальными людьми.
  8. Учитесь мыслить с перспективами, не давайте обещаний, которые не сможете выполнить. Не обещайте, даже если уверены, что справитесь. Кроме субъективных факторов на жизнь влияют внешние стимулы, которые не всегда можно предугадать.
  9. Формируйте и ответственность за собственную жизнь. Вы – источник всех событий в сценарии жизни. Учитесь быть независимым от внешних обстоятельств.

При осознании глубоких психологических проблем и , мешающих самостоятельно работать над развитием эмоционального интеллекта, обратитесь к психотерапевту.

Упражнения на развитие отдельных компонентов EQ

Осознанность

Заткните уши и максимально напрягите зрительный анализатор. Внимательно рассмотрите все, что вас окружает. Постепенно картина должна стать ярче, а вы заметите новые детали в привычной для вас обстановке.

Затем закройте глаза и напрягите слух. В обычных условиях мы воспринимает звуки на расстоянии максимум 1,5 метра от нас. Сконцентрируйтесь, вы должны услышать большее.

Третьим этапом закройте глаза и уши, чувствуйте. Вы должны осознать свое тело и его взаимодействие с внешним миром. Возможно, вы ощутите ветерок или покачивание.

Достаточно проводить методику раз в неделю, чтобы научиться лучше распознавать интонации и кратковременную мимику. Вы сможете точнее определять истинные и скрытые мотивы собеседника, посылы в вашу сторону, а также свои реакции на это. Кроме того, станете лучше понимать, как тело реагирует на те или иные эмоции.

Адаптивность (приспособление к ситуациям)

Запишите на карточках названия эмоций. Вытаскивайте карточки по одной и изображайте те эмоции, которые на них записаны. Упражнение можно проводить в виде игры в компании.

Самооценка

Определите свою «позу силы». Что это такое? Поза, повышающая уровень дофамина – гормона радости, удовольствия, активности, эйфории. К наиболее популярным позам силы относится: прямая вытянутая осанка, вздернутый вверх нос и подбородок, поднятые вверх руки. Вставать в такие позиции на людях не стоит – не так поймут. А вот дома уделять по минуте на свою позу силы нужно. Также эффективно постоять в таком положении перед переговорами – во время них будет проще запомнить и усвоить информацию, вы будете чувствовать себя увереннее.

Мотивация

Выпишите 10 ваших любимых занятий. Теперь каждое из них назовите одним глаголом, максимально точно передающим содержание. Один глагол – один месяц. Теперь 10 дней в каждом месяце вам нужно прожить под девизом конкретного глагола.

Послесловие

Существует интересное мнение, что эмоциональный интеллект – это мудрость. В данном контексте под мудростью понимается способность объединить ум, логику и эмоции. Также можно сказать, что эмоциональный интеллект – это комплекс социальных навыков, эмпатии, мотивации (адекватное преодоление неудач и трудностей, восприятие нового, выстраивание планов и целей, стремление к самоактуализации), и осознанности (осознание своих мыслей и эмоций, тела и поведения). Эмоциональный интеллект – баланс разума и сердца, та золотая середина, о которой мечтают многие. Развивать EQ и повышать его уровень можно и нужно на протяжении всей жизни.

Задание «Напоминалки»

Организуйте систему напоминаний в вашем телефоне (не менее 2-х напоминаний в день). Сделайте это случайным образом. В момент возникновения сигнала определите, какие эмоции вы испытывали непосредственно перед сигналом (скорей всего, в момент сигнала вы будете испытывать легкое раздражение J) вспомните и запишите.

Задание «Дневник эмоций»

Приобретите тетрадь или блокнот. Определите для себя наиболее удобное время (утро, вечер). В это время вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите так же, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент?
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице

Факт (ситуация, человек)

Мысли
Физические ощущения
Эмоции

Упражнение «Установки про эмоции»
Это упражнение позволяет проанализировать, какие у вас существуют установки про эмоции? Для этого вспомните все, что приходит вам в голову: что говорили ваши родители, учителя или другие значимые люди, что вы читали в литературе или видели в кино, какие помните пословицы, поговорки и крылатые фразы про эмоции?
После того, как вы выписали все, что удалось вспомнить, проанализируйте, как эти установки и убеждения влияют на ваше поведение и/или эмоциональное состояние? Хотели бы вы изменить какие-то из них?

Упражнение «О чем сигнализирует нам негативная эмоция?»
Выберите эмоцию, которую вы считаете негативной. Которую вы не любите и всеми силами стремитесь скрыть. Вспомните ситуации, в которых у вас возникала эта эмоция.
. Как вам кажется, с чем связано, что она появлялась именно в эти моменты?
. О чем она хотела вам просигнализировать? На что важное обратить внимание? Что
изменится, если вы начнете прислушиваться к этой информации?
. Чем вам помогла эта эмоция? Что было хорошего в том, что эта эмоция возникала?
. Что произойдет, если вы позволите себе испытывать, а иногда и проявлять эту эмоцию?
Пока мы не признаём наличие эмоции, «не видим ее», мы не можем и хорошо видеть ситуацию в целом, то есть не обладаем достаточной информацией. И естественно, не признавая наличие какой-то эмоции, не можем с ней расстаться, она так и остается где-то внутри в виде мышечных зажимов, психологических травм и прочих неприятностей.

Упражнения для развития навыков осознания эмоций других


«Немой телевизор»

Включите телевизор и отключите звук. Найдите какой-нибудь художественный фильм и некоторое время посмотрите его, наблюдая за жестами, мимикой и расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс.
Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите кусок знакомого фильма и кусок незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. Американские и французские. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

«Общественный транспорт»
Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. Когда вы находитесь в общественном транспорте, вам нужно только время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, то веселая история или грустная?

Упражнения для развития навыков управления своими эмоциями

«Дыхание»
Выработайте у себя привычку: если вы осознали эмоцию, и она вам не нравится и мешает, сразу начинайте обращать внимание на свое дыхание и начинать дышать чуть медленнее, обращая внимание на выдох.


«Телесные методы»

Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.

«Проблемы»
Напишите список актуальных для вас сейчас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет - проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

«Ресурсное состояние»
1. Упражнение лучше выполнять стоя. Вспомните какую-либо ситуацию, жизненный момент, когда вы находились в ресурсном состоянии. Воссоздайте эту ситуацию, вспомните ее в мельчайших подробностях: ресурсное состояние снова появится. Погрузитесь в свои ощущения, представьте себя в этом состоянии.
2. Создайте портрет этого состояния с помощью следующих вопросов…
- Где точно в вашем теле «это» находится?
- Какой формы это ощущение?
- Каких размеров это ощущение?
- Какого цвета?
- Какие образы и/или слова приходят из прошлого?
- Имеет ли «это» температуру?
- Какое «это» на ощупь?
- Какая у этого ощущения граница?
- Двигается ли «это»?
- На какой материал это похоже: дерево, металл, воздух, вода, вата?
- Можно ли это сдвинуть с места?
3. Поставьте перед собой порог или нарисуйте черту и выйдите за нее, находясь в ресурсном состоянии.

«Хвастаться»
Каждый день записывайте, что вы сегодня сделали хорошо и успешно. Что вам удалось? Что вас порадовало?
Мы не призываем постоянно находиться в позитивном настроении. Как мы помним, страх, гнев и печаль - тоже полезные эмоции и, допуская только позитивные эмоции в свою жизнь, мы теряем большое количество информации и можем пропустить что-то важное. При этом, когда мы позитивно настроены, нас значительно сложнее чем-либо расстроить или вывести из себя. Таким образом, позитивный подход создает для нас твердую опору под ногами и своего рода защиту от чрезмерного влияния на нас неприятных событий и эмоций.

Упражнения для развития навыков управления эмоциями других

Упражнение «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше - один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую - как «—». Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой - ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за данный период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если же вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев - для важных для вас людей.

Упражнение «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора.

Большинству из вас, вероятно, знакомо такое понятие как уровень интеллекта или IQ, и многие же наверняка проходили тесты IQ в школе, вузе или на работе. Так, первая методика для измерения умственных способностей, таких, как память, внимание и умение решать логические задачи, созданная Альфредом Бине в начале 1900-х годов, стала очень популярной и распространилась по всему миру. Ну а после доработки исследователями и учёными данная методика превратилась в знакомые всем вам тесты IQ. И сегодня, большинство психологов пользуются тестами для измерения интеллекта и, основываясь на результатах, пытаются определить, подойдет ли ему та или иная работа. И вроде нет никаких претензий к тестам IQ, все ровно и гладко, а главное - работает. Но можно ли, основываясь на результатах таких тестов получить адекватную оценку человеческим способностям?

Одна из проблем, с которой постоянно сталкивались психологи, состояла в том, что некоторые люди, обладая довольно высоким уровнем интеллекта, совершенно не умели управлять своими эмоциями. С другой стороны, человек с относительно низким уровнем интеллектуальных способностей на удивление показывал достаточно высокий уровень эмоциональной устойчивости и неплохо контролировал свои эмоции. Подобные примеры из жизни разных людей со всего света заставили исследователей задуматься о создании дополнительной шкалы, которая бы позволила им измерить уровень эмоциональных способностей человека. Сделать это было очень непросто, но уже в 1990 году была опубликована первая попытка определения эмоционального интеллекта Саловьём и Майером и звучало оно так: «Эмоциональный интеллект есть способность контролировать чувства и эмоции свои и других людей, а также распознавать их и использовать эту информацию для руководства в своих мыслях и действиях».

Если говорить более научным языком, определение эмоционального интеллекта может выглядеть следующим образом: «Эмоциональный интеллект это эмоциональная осведомлённость и навыки управления эмоциями, которые дают возможность создать равновесие между эмоциями и разумом с целью достижения большего счастья в долгосрочной перспективе ». Обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта значит - уметь осознавать свои эмоции и изменять их по собственному желанию. Так, хорошая память и способность решать задачи недостаточны для того, чтобы считаться по-настоящему разумным человеком, но добавьте сюда умение управлять своими эмоциями и все видится нам совершенно в другом свете. Эмоциональный интеллект даёт возможность приобретать и применять знания о своих эмоциях и эмоциях других людей и делать свою жизнь более полной и насыщенной радостными событиями и яркими эмоциями. Благодаря развитию эмоционального интеллекта мы становимся способными лучше контролировать свою собственную жизнь, а главное - получать от нее больше удовольствия.

Если вы хотите примерно оценить свой уровень эмоционального интеллекта, ответьте на следующие вопросы:

  • 1. Умеете ли вы выражать свои чувства?
  • 2. Прислушиваетесь ли вы к мнению других людей?
  • 3. Когда вы испытываете стресс, действуете ли вы разумно?
  • 4. Легко ли вы адаптируетесь неожиданные изменениям в своей жизни?
  • 5. Берёте ли вы ответственность за свои действия и поступки?
  • 6. Умете ли вы распознавать свои эмоции по мере их появления?
  • 7. Контролируете ли вы свои сильные эмоции и импульсы?

Даже один ответ «нет» на перечисленные вопросы говорит о том, что ваш уровень эмоционального интеллекта недостаточно высок, особенно, если отрицательно вы отвечаете на седьмой вопрос. Многие исследователи склонны полагать, что неумение справляться со своим стрессом может не только навредить благополучию человека, но и уменьшить его эмоциональные способности, привести к так называемому временному откату назад. Впоследствии, если вы не будете делать решительных шагов по устранению стресса и управлению своими эмоциями, вы можете заметить, что ваше поведение становится всё менее адекватным. Важно, что этот процесс можно обратить спять, но это потребуется серьезной работы над собой.

О большинстве умственных навыков, требующихся для высокого уровня IQ, вы наверняка знаете, но вот какие навыки должен включать в себя высокий уровень эмоционального интеллекта? Питер Саловей и Джон Майер в своём определении эмоционального интеллекта выделили способности в пяти основных областях. Итак.

Эмоциональный интеллект включает в себя:

1. Самосознание. Это эмоциональная осознанность, которая включает в себя умение определять присутствующие в нас эмоции, выявлять связи между своими эмоциями и причинами, которые привели к их появлению, а также прогнозировать их появление в будущих ситуациях и обстоятельствах.

2. Управление эмоциями. Это способность своевременно избавляться от таких негативных проявлений как тревога, гнев и стресс. Кроме того, это умение использовать энергию негативных эмоций для решения своих проблем, не застревая в них и не придавая им слишком большого значения.

3. Самомотивация. Это умение сосредотачиваться на цели, эмоциональный самоконтроль, при котором вы воздерживаетесь от удовлетворения сиюминутных потребностей ради получения долговременной выгоды, или проходите ради этого через неприятный опыт, если это действительно необходимо.

4. Распознание эмоций других людей. Сочувствие играет важную роль в социальной жизни людей, и является одним из компонентов высокого уровня эмоциональной осознанности. Интересно, что чувствительность к тонким социальным сигналам, умение определять, что чувствует другие - одни из самых важных навыков для достижения успеха в личной и профессиональной жизни.

5. Управление отношениями. "Тот, кто умеет управлять другими людьми, успешен, тот, кто умеет управлять собой, велик" - примерно так звучит одна древняя истина. Но давайте перефразируем её: умея управлять своими эмоциями, вы развиваете в себе потенциал к управлению эмоциями других людей. Так рождаются настоящие лидеры, и так достигаются высшие уровни эмоционального интеллекта.

Не исключено, что вы уже достигли успеха в каких-либо из перечисленных областях, однако это только начала и вам просто необходимо дальнейшее развитие ваших эмоциональных навыков, если вы хотите достичь высокого уровня эмоционального интеллекта. Пусть уже достигнутый успех станет основой для уверенного движения вверх.

Как развить эмоциональный интеллект?

В действительности, независимо от величины вашего эмоционального интеллекта, вы уже достигли некоторых успехов, поскольку эмоциональное развитие каждого из нас начинается в раннем возрасте и продолжается в течение всей жизни. И пусть не всегда это происходит осознанно, но всё-таки развитие происходит. Конечно, большую часть пути мы проходим в детстве и юности, когда формируется большая часть наших эмоциональных привычек, тем не менее, даже если вы недовольны уровнем своего эмоционального интеллекта, и вам не нравится ваш характер, вы всё ещё можете это исправить. Правда, это будет тем труднее, чем старше вы становитесь. Кроме того, вам нужно будет быть готовыми к тому, что некоторые черты своего характера вы, скорее всего, изменить не сумеете, а значит, вам нужно будет научиться принимать себя такими, какие вы есть, хотя, было бы желание, а способ найдется.

Какие навыки необходимы для высокого уровня эмоционального интеллекта?

Далее будут приведены несколько навыков, развитие которых поможет вам повысить ваш уровень эмоционального интеллекта. Мы рассмотрим три вида навыков, а именно, эмоциональные навыки, когнитивные и поведенческие навыки.

Эмоциональные навыки:

  • Выявление и определение эмоций – эмоциональная осознанность, то есть, умение распознавать эмоции, присущие нам по мере их появления и предсказывать их появление. Это также знание, какими бывают .
  • Выражение эмоций – умение выражать свои эмоции, не сдерживая и не подавляя их, а в случае необходимости выражать их безопасным способом.
  • Оценка интенсивности эмоций – как проявляются ваши эмоции, ярко или слабо.
  • Управление эмоциями – умение вызывать необходимые эмоции, либо устранять их по мере появления, или изменять их в случае необходимости.
  • Воздержание от сиюминутного удовольствия – умение контролировать свои желания ради достижения поставленных целей.
  • Контроль импульсов – умение ослаблять контролирующее воздействие сильных эмоций и брать над ними верх.
  • Знание разницы между эмоциями и разумом – понимание, когда ваши действия продиктованы вашими эмоциональными импульсами, а когда ваши действия продуманы и логичны.

Когнитивные навыки:

  • Позитивное отношение – к жизни, к окружающей действительности к самим себе, понимание, что быть на негативе - крайне непродуктивно.
  • – умение направлять мысли в позитивное русло - на решение проблем, не зависая на негативных мыслях.
  • Чтение и интерпретация социальных сигналов – признание социального влияния на ваше поведение, определение вашей роли в обществе.
  • Понимание точек зрения других людей – умение ставить себя на место других людей.
  • Понимание норм поведения – знание, что и где считается приемлемым, а что нет.
  • Планирование – пошаговое достижение ваших целей, постановка целей, определение альтернативных путей, предвидение последствий.
  • Самосознание – жизнь в настоящем, умение думать о прошлом или будущем, только если это необходимо и приносит вам пользу.

Поведенческие навыки:

  • Невербальные способы коммуникации – умение держаться уверенно в любом месте, даже если внутри вы не чувствуете себя уверенно, то есть, это предполагает отличное знание языка тела.
  • Вербальные способы коммуникации – развитие речевых навыков - уверенной, четкой и яркой речи.
  • Внутренний самоконтроль – контроль своего тела, выявление и предотвращение неосознанных импульсов и движения.
  • Здоровые привычки – зарядка, питание, всё, что способствует укреплению вашего организма.

Вроде бы достаточно информации для начала, и, как вы, вероятно, поняли, работа предстоит большая, но пусть это вас не пугает, поскольку пока вы двигаетесь вперед, вы приближаетесь к успеху. Одна из хороших новостей состоит в том, что перечисленные в данной статье навыки пригодятся вам не только для повышения уровня эмоциональной осознанности, но продвинут вас в любой другой сфере вашей жизни. Развивая свой эмоциональный интеллект вы ускоряете свой шаг по пути самосовершенствования, развития личности и достижения успеха. Всего вам наилучшего!

Все мы, так или иначе, сталкивались с людьми, которые с полуслова, с первого взгляда хорошо чувствуют и понимают других людей. Предпосылками данного поведения являются свойства темперамента, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости

Все мы, так или иначе, сталкивались с людьми, которые с полуслова, с первого взгляда хорошо чувствуют и понимают других людей. Предпосылками данного поведения являются свойства темперамента, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, хорошее развитие правого полушария и особенности переработки информации. Считается, что эмоциональный интеллект более развит у экстравертов, но в любом случае предпосылки для высокого эмоционального интеллекта закладываются в семье. Этому способствуют хорошие отношения родителей между собой, гармоничное воспитание ребенка, привитие навыков самоконтроля, здравая оценка и недопущение гиперопеки.

Таким образом, для развития эмоционального интеллекта ребенка родители должны избегать крайностей в отношениях с ним. Если родители так погружены в заботу о ребенке, что готовы читать его мысли и невысказанные пожелания и мгновенно исполнять их, у ребенка нет нужды стремиться к установлению эмоционального контакта, и механизмы, позволяющие это сделать, не формируются и не развиваются.

В семье ребенку уже пять лет, а он не говорит. К каким только врачам не водили - все говорят, что все в порядке и должен говорить. Семья в отчаянии сидят за столом и смотрят, как ребенок ест. Съел кашу, берет чай, отпил: «А почему чай без сахара?». Все подскочили: «Ура, заговорил!!! Что же ты раньше молчал?» А ребенок в ответ: «Так раньше все нормально было…»

Если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается возможности его устанавливать из-за безразличия или враждебности близких, то у него впоследствии могут возникнуть проблемы с выражением эмоций и отношениями с окружающими, так как он привык подстраиваться и защищаться.

Мальчик вырос в семье, где не разговаривали друг с другом. Совместные трапезы протекали фактически в тишине, а затем все расходились по своим делам: папа садился к телевизору, мама хлопотала по хозяйству, а малыш играл предоставленный сам себе. После окончания школы, в которой он оказался таким же одиноким, как и в семье, мальчик поступил в вуз. К концу первого курса он стал притчей во языцех для преподавателей гуманитарных дисциплин - на истории, философии нужно было говорить, дискутировать, а юноша не шел на контакт, не умел этого делать. Ему повезло - преподаватели попались на редкость неравнодушные. Они пытались расшевелить его, как могли, вникнув в ситуацию. Кроме того, он оказался потенциально способным к общению. Усилия не пропали даром, зерна упали на благодатную почву, и к концу института его было просто не узнать: идущий на контакт легко и непринужденно, всегда улыбающийся, юноша разительно отличался от замкнутого и угрюмого мальчика, переступившего порог института за несколько лет до этого.

Как видно из приведенного примера, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Д. Гоулман и другие исследователи данного явления считают, что это доступно любому человеку.

Одним из интересных моментов, связанных с предпосылками эмоционального интеллекта, является андрогинность – наличие у человека психологических черт, свойственных противоположному полу. Люди с хорошо развитой андрогинностью, в отличие от людей с мужскими и женскими характеристиками, обладают большей эмоциональной гибкостью: в зависимости от ситуации они могут быть то податливыми и заботливыми, то свободными и сильными. По мнению исследователей, андрогинность дает сочетание лучших типичных мужских и женских качеств у представителя любого пола.

Одним из способов развития эмоционального интеллекта является актерский тренинг, позволяющий:

Обнаружить и снять мышечные зажимы, сковывающие свободу тела;

Познакомить человека с собственным телом, научить управлять им;

Научиться концентрировать внимание на невербальных средствах общения и освоить их как необходимый инструмент актерской выразительности.

Выполните предлагаемые упражнения и проанализируйте свое самочувствие.

Актерский тренинг для развития эмоционального интеллекта.

1. Одно и то же слово можно произнести с разной интонацией, потренируйте свои интонационные возможности. Выберите слово и произнесите его: громко - тихо; кратко – растянуто; заикаясь – утвердительно; удивленно, восторженно, задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, иронически, злобно, тоном ответственного работника, разочарованно, торжествующе.

2. Прочтите любой текст, например, сказку «Колобок» с максимальной громкостью; с пулеметной скоростью; шепотом; со скоростью улитки; как будто вы страшно замерзли; как будто во рту у вас горячая картошка; как бы его прочел инопланетянин; робот; пятилетняя девочка; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны ему объяснить, как важно людям стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности объясниться нет.

Запишите это на диктофон. Прослушайте, отметьте удивительное для вас и повторите снова.

3. Походите, как ходит - младенец, который только что начал ходить; глубокий старик; львица в клетке и на свободе; артистка балета; горилла; Гамлет, принц датский; он же, больной сильным радикулитом; амеба; солдат прусской армии; Ромео в нетерпеливом ожидании свидания. Варианты можно придумывать различные, главное втянуться в процесс и получить удовольствие от импровизаций.

4. Поиграем с мимикой лица – улыбайтесь: как леди Макбет, как младенец - матери, мать - младенцу, собака – хозяину, кошка на солнце; нахмурьтесь – как ребенок, у которого отобрали игрушку; обиженный человек; король Лир…Мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние человека. Владение мимикой необходимо каждому.

5. Пойте, как поет…

Все эти упражнения позволяют раскрепоститься, побыть разным, испытать себя и найти себя. Это я к тому, что если ваша внутренняя суть - Стрекоза, то, как ни натягивай на себя образ Мухи-Цокотухи, гибрид не получится, а вот качества кое-какие можно и позаимствовать.

Мы неоднократно в предыдущих статьях говорили о необходимости вести дневник в процессе работы над собой. При работе с развитием эмоционального интеллекта он также необходим, чтобы фиксировать происходящие изменения.

Для развития эмоционального интеллекта взрослому человеку необходима обратная связь с окружающими людьми: близкими, руководством и коллегами. Нередко бывает так, что наши представления о самом себе не совпадают с оценками окружающих нас людей. Мы считаем себя умными, образованными, волевыми людьми, добившимися тех или иных успехов, но при этом начальство недооценивает наши способности, раз за разом обходя с повышением, а коллеги смотрят как на пустое место. Ответить на вопрос, почему так происходит и можно ли изменить ситуацию, позволяет управленческая модель «Окно Джохари». Но прежде, чем мы поговорим об этом, выполните следующее упражнение.

Выпишите на лист бумаги ряд характеристик личности: веселый, взрослый, внимательный, мужественный, гордый, дружественный, доверчивый, заботливый, зависимый, задумчивый, застенчивый, здравомыслящий, знающий, идеалистический, изобретательный, интровертный, ищущий, любвеобильный, мечтательный, мудрый, надежный, напористый, напряженный, независимый, нервный, осторожный, остроумный, отважный, отзывчивый, помогающий, понимающий, приспосабливающийся, радостный, расслабленный, рациональный, скромный, слабый, сложный, собранный, сочувственный, спокойный, спонтанный, талантливый, тихий, уверенный, умный, упорный, храбрый, чувствительный, экстравертный, энергичный

Опишите себя прилагательными из списка, а потом предложите проделать то же самое своим друзьям и коллегам.

  1. В левой верхней (Арена) пишем те слова, которые есть и в собственном списке, и в общественном.
  2. В левой нижней (Фасад) - слова, которые есть только в собственном списке.
  3. В правой верхней (Слепое пятно) - слова, которые есть только в общественном списке.
  4. В правой нижней (Неизвестное) - слова, которых нет ни в одном списке.

Много ли определений вошло в «Слепое пятно»? Чем больше, тем больше вам нужно будет работать над развитием своего эмоционального интеллекта.

Рассмотрим каждую из зон:

- «Арена» - это открытая зона, в которой имеется информация о человеке, известная как ему самому, так и окружающим;

- «Фасад» - это скрытая зона, где имеется информация о человеке, известная ему самому, но по тем или иным причинам скрытая от окружающих;

- «Слепое пятно» - здесь собрана информация о человеке, известная другим, но неизвестная ему (мнение окружающих);

- «Неизвестное» - это зона говорит сама за себя, сюда относится информация, которая неизвестна ни человеку, ни его окружению, и проявляется она только в экстремальных случаях.

Для повышения своих эмоциональных контактов с окружающими людьми необходимо максимально увеличивать открытую зону, за счет передвижения информации из скрытой и «слепой» зон. Она переходит в открытую зону в тот момент, когда мы открываемся людям. Например, вы много лет изучаете итальянский язык, о чем никто из коллег не знает. В какой-то момент выясняется, что руководитель получил приглашение на выставку в Италию и спешно вылетел туда, захватив с собой первого попавшегося переводчика, а если бы коллеги знали о вашем владении языком, то, скорее всего, с руководителем полетели бы вы.

Как правило, люди считают, что необходимо скрывать негативную информацию о себе, но человек с высоким эмоциональным интеллектом принимает себя со всеми своими недостатками и не переживает по поводу того, что они известны окружающим, так как понимает: людей без недостатков не бывает, а его достоинства перевешивают негатив.

Информация из «слепой» зоны переходит в открытую в тот момент, когда мы запрашиваем и получаем обратную связь от окружающих людей, или она поступает без запроса, в процессе общения.

Ответьте себе на следующие вопросы:

Как вы определяете реакцию других людей на ваше поведение?

Какова ваша реакция, если в ответ на ваше поведение другой человек повел себя неожиданно или странно?

Насколько вы терпимы к критике?

Откровенно дав ответы на поставленные вопросы, вы сможете определить, над чем вам следует поработать, чтобы использовать обратную связь для самоанализа.

Об обратной связи можно и нужно просить только нейтральных людей, не вовлеченных эмоционально в отношения с вами. Любящие люди постараются смягчить, приукрасить впечатления, а желающие могут вас наказать – ударят по полной, чем могут нанести вам серьезную психологическую травму. Не нужно забывать: обратная связь дает информацию о том, как окружающий мир воспринимает вас, а не то, кем вы на самом деле являетесь. Обратная связь является подарком судьбы. Независимо от того, позитивная она или нет, за нее нужно благодарить, потому что она дает серьезную пищу для размышлений и самосовершенствования. опубликовано



Похожие статьи
 
Категории