Картина куинджи лунная. "Лунная ночь на Днепре" Архипа Куинджи

06.03.2019

В 1880 году в Петербурге открылась одна необыкновенная экспозиция . У здания на Большой Морской улице выстроилась огромная очередь желающих попасть в выставочный зал. Прождав на улице несколько часов, посетители заходили внутрь, чтобы посмотреть на одну-единственную картину.

Это был пейзаж русского художника-передвижника Архипа Ивановича Куинджи под названием «». Совсем небольшое по размеру полотно, а на нем нарисованы небо, луна и река. Казалось бы, ничего особенного… Однако зрители были изумлены. В полутемном зале им казалось, что из серого питерского утра они каким-то волшебством перенеслись в лунную украинскую ночь.

Они видели широкую равнину, по которой неспешно несет свои воды Днепр, а в вышине затянутого облаками небосвода, сквозь небольшую прореху сияет луна, таинственным серебристым светом освещая реку и ее берег. Любуясь этим красивейшим пейзажем, посетители выставки вспоминали слова великого Н.В. Гоголя , воспевавшего красоту украинской ночи.

Певец света

По-своему воспел поэзию этой ночи и Куинджи , ведь его недаром называли «певцом просторов и света». Он как никто другой умел создавать потрясающую иллюзию света.

Этот серебристо-зеленый свет на картине был настолько ярким и зримым, что многие зрители пытались найти какой-то подвох, пытаясь понять, как художнику удалось добиться такого эффекта. Поговаривали, что картина написана не мазками масла на холсте, а какими-то таинственными лунными красками на стекле и подсвечена лампой с обратной стороны. Любопытствующие заглядывали за картину и не обнаруживали никакой лампы, а луна продолжала сиять загадочным колдовским светом.

Конечно, грамотно подобранное освещение зала играло свою роль. Картина особенно выигрышно смотрелась при искусственном освещении и задернутых шторах. И краски Куинджи , действительно, на самом деле были не совсем обычными и типичными. Художник очень много времени посвятил серьезному изучению свойств красок, проводя в университетской лаборатории немало часов, используя даже специальные приборы, чтобы добиться нужных ему оттенков и эффектов.

Процесс создания картины был у него длительным - Куинджи долго подбирал краски, долго обдумывал каждый мазок кистью, напряженно вглядываясь в создающуюся работу.

Краски или чувства?

Но все же главное в его полотне - это не особенные краски, а умение передать с их помощью все великолепие природы, ее настроение . Он смог передать простор, тишину и поэзию теплой украинской ночи. И именно поэтому люди подолгу стояли у картины, не в силах оторвать от нее свой взгляд. Многие даже уходили из зала со слезами на глазах, такое сильное впечатление оказывало на них это произведение Куинджи .

Публика была в восторге. Об этой выставке писала тогда вся пресса, репродукции картины разошлись огромными тиражами по всей стране. Вдохновленный этим произведением поэт К. Фофанов создал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже положили на музыку.

Сама картина за огромные деньги была куплена Великим князем Константином Константиновичем, который настолько дорожил ею, что не желал расставаться с шедевром, даже отправляясь в морское путешествие. К сожалению, морской воздух оказал на полотно пагубное влияние, и краски несколько потемнели, но не потускнел лунный свет, поэтому и сейчас люди не устают восхищаться этим выдающимся произведением искусства.

Подари мне красоту этого мира…

Куинджи разработал и мастерски применял свою, доселе невиданную систему декоративной пластики, придумал необычные изобразительные приемы со световыми эффектами, интенсивными тонами и острыми композиционными ракурсами.

Но главный секрет полотен Архипа Ивановича Куинджи в том, что он умел в своих работах передавать и доносить до зрителей чувства . И если в другом его знаменитом пейзажеБерезовая роща ») главное - это радость, которая буквально разлита в воздухе, то здесь это и покой, и гармония, и восхищение необычайной красотой природы.

В своих картинах живописец создавал свой идеальный мир, где жизнь и окружающее нас пространство воспринимается как благо, несущее людям добро, красоту и радость впечатлений.

И.Е. Репин писал, что А. Куинджи «вернул пейзажу восторженное чувство красоты и необычайности мира».

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Архип Куинджи. После дождя.

Архип Куинджи. Море. Крым.

Привёз эту поразительную картину Архип Иванович п осле поездки на Украину и выставил на персональной выставке одной картины. Люди входили в затемнённую комнату, где была освещена только картина. Луна над рекой светилась! Зрители не могли понять, откуда

Архип Куинджи. Днепр утром.

Спокойствие лазурных вод картины "Ладожское озеро", передавалось зрителю, оставляя неизгладимое впечатление.

Картина "Забытая деревня", несмотря на щемящее чувство от лицезрения российской безысходной действительности, всё-таки оставляла чувство надежды и веры, что всё это временное, и скоро изменится к лучшему.

Архип Куинджи. Радуга.

Архип Куинджи. Ночное.

Регистрационный номер 0222764 выдан для произведения:

Архип Куинджи. Портрет кисти И.Е. Репина.

Архип Куинджи родился в Мариуполе в бедной греческой семье сапожника. Имея тягу к рисованию, он поехал в Феодосию и попытался стать учеником Ивана Айвазовского, но только два месяца у него растирал краски. Сменив несколько профессий, Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург и после трёх неудачных попыток его приняли в Императорскую Академию художеств вольнослушателем. Но он не был прилежным учеником в академии, часто пропускал уроки. Написав несколько интересных картин, его заметили художники-передвижники Иван Репин, Иван Крамской и пригласили в товарищество передвижных выставок. Архип Куинджи оставил академию. Парадокс судьбы: сначала не хотели принимать в академию, но через много лет академия пригласила Архипа Куинджи в ряды своих преподавателей. У передвижников Архипу Куинджи было в течении почти 10-ти лет хорошо, его картины продавались по очень высоким ценам, но тут у него произошёл конфликт с Михаилом Клодтом и он вышел из артели. Архип Куинджи был человеком не лучших манер. Он имел несколько свирепый вид. Был он приземистый, голова, как у Зевса олимпийского с орлиным носом. Приходил, садился и бесцеремонно, без спроса брал чужие папиросы, ибо своих он никогда не имел, хотя был к этому времени профессором Академии художеств.

Архип Куинджи. После дождя.

Его картины хорошо раскупались, и он был не бедным человеком. Была у Архипа Ивановича деловая хватка. Однажды он купил дом за двадцать тысяч рублей, привёл его в образцовое состояние и перепродал тут же за шестьдесят тысяч рублей.

Архип Куинджи. Украинская ночь.

Но на своё питание с женой он тратит ничтожную сумму в пятьдесят копеек в день. Часть денег уходит в мизерном количестве на краски, кисти и мастерскую. Но это не было скупердяйством. Все свои огромные деньги Архип Куинджи тратил на талантливых учеников, отправляя их учиться за границу. Больным он оплачивал поездки на лечебные курорты. Помогал безвозмездно всякому, кто попадал в беду. Архип Иванович был святым человеком, светлым душой и благородным сердцем.

Архип Куинджи. Море. Крым.

Накопив сто тысяч рублей, Архип Иванович вносит их в Академию, чтобы проценты с этих денег использовались в качестве премии наиболее талантливым ученикам. После одной из поездок на остров Валаам, Куинджи написал замечательную картину о великолепной природе севера. Картина была приобретена Третьяковым для своей галереи.

Архип Куинджи. На острове Валаам.

Окружающий нас мир воспринимается и создаётся Куинджи грандиозным созданием природы, дающим при созерцании возвышенные, красочные ассоциации наслаждений совершенства и гармонии. Вершиной творчества Куинджи стала удивительная картина: «Лунная ночь на Днепре».

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре.

После поездки на Украину, Архип Иванович привёз поразительную картину – «Лунная ночь на Днепре». Это была персональная выставка одной картины. Люди входили в затемнённую комнату, где была освещена только картина. Луна над рекой светилась! Зрители не могли понять, откуда у луны на полотне может быть свечение. Некоторые заглядывали за картину в надежде увидеть там лампу подсветки. Выстроилась огромная очередь желающих посмотреть на светящуюся луну в картине. Поражены картиной были даже художники. Никто не мог понять, как у Куинджи была нарисована луна и её отражение в воде. Казалось всем, что это над полотном висела маленькая, но настоящая, светящаяся своим светом луна.

Другая его украинская картина «Днепр утром», умиротворяла зрителей на очередной выставке передвижников своим простором, ширью, необъятными мглистыми далями.

Архип Куинджи. Днепр утром.

В следующей картине представлен чумацкий тракт, по которому Архип добирался до Феодосии. По размокшей дороге, поливаемые дождями, двигались обозы чумаков под тоскливый вой собак.

Архип Куинджи. Чумацкий тракт.

Спокойствие и умиротворение картины "Ладожское озеро", передавались зрителю, оставляя неизгладимое впечатление.

Архип Куинджи. Ладожское озеро.

В картине «Осенняя распутица» Архипу Куинджи удалось показать реалистичную картину основной российской беды – дороги. Охватить всю необъятную Россию хорошими дорогами – дело практически нереальное. Особенно затруднено движение в дождливую погоду, когда зачастую телеги увязают в непролазной грязи по ступицы, когда ноги пешеходы вытаскивают из раскисшей грязи с чавканьем, когда такая дорога отняла уже все силы и кажется, что эта дорога не имеет конца, а передвигаться по ней заставляет только жестокая необходимость.

Архип Куинджи. Осенняя распутица.

Надвигающиеся сумерки в картине «Степь вечером» притенили только что знойный степной пейзаж, немногочисленные домики и спокойную, умиротворяющую гладь реки, тихо несущую свои воды. Ещё немного и ночная мгла даст прохладу и сон этому уединённому, забытому богом краю.

Архип Куинджи. Степь вечером.

Архип Куинджи с приятелем, работая на Кавказе, стали свидетелями редчайшего горного явления – Брокенские призраки,

приведшего их в восторг. Радужное изображение художников появилось на облаке. Низкое солнце бросало свет со спины

художников на туманное облако, отчётливо высвечивая на нём две одинокие фигуры художников, как бы благосклонно поощряя

и вдохновляя их на создание шедевра. И шедевр состоялся! Жаль было только одного: это мистическое чудо природы растаяло раньше, чем его успели перенести на холст.

Брокенские призраки. (современная реконструк-ция).

Картина "Эльбрус вечером" приводила в восторг зрителей, очарованных величием и красотой Кавказа.

Архип Куинджи. Эльбрус вечером.

Картина "Забытая деревня", несмотря на щемящее чувство от лицезрения российской безысходной действительности, всё-таки оставлял чувство надежды и веры, что всё это временное, и скоро изменится к лучшему.

Архип Куинджи. Забытая деревня.

Картины Архипа Куинджи раскупались, чаще всего, ещё до выставки. За некоторые полотна коллекционеры платили бешеные деньги. «Берёзовую рощу» миллионер из Киева купил за 7-мь тысяч рублей, в то время как портреты Ивана Крамского стоили 800 – 900-сот рублей, а работы других художников стоили ещё меньше.

Архип Куинджи. Берёзовая роща.

Благородное сердце Архипа Ивановича не выдерживало хамства и несправедливости. Когда академия отказала Исааку Бродскому в поездке за границу, как еврею, Архип Иванович стукнул по столу кулаком и в знак протеста покинул заседание. На свои средства он отправил Бродского в Италию, а вместе с ним и ещё 16-ть своих лучших учеников.

Куинджи написал много прекрасных картин, но он был в первую очередь поэтом ночного пейзажа.

Архип Куинджи. Дарьяльское ущелье.

Архип Иванович дружил с Дмитрием Менделеевым. Великий химик обожал живопись, художников и однажды представил свой прибор для измерения чувствительности глаза к тонкой нюансировке цветовых оттенков.

Архип Куинджи. Вечер в Малороссии.

Архип Куинджи побил все рекорды тестов до идеальной точности.

Архип Куинджи. Радуга.

Архип Иванович любил не только людей, но и птиц. Это было слабостью художника, над которой издевались нерадивые карикатуристы. Ровно в полдень, по звуку артиллерийской пушки Петропавловской крепости, Архип Иванович выходил на крышу своего дома и кормил с рук птиц. Со всей округи слетались заблаговременно тысячи птиц, они облепляли своего кормильца с головы до ног. Это впечатляло: седой, сияющий от счастья человек делился с щебечущей и каркающей пернатой братией своим хлебом насущным, который ему доставался тяжёлым, непосильным трудом. Архип Иванович кормил птиц, некоторых из них он брал в руки, а они его совсем не боялись, любя своего благодетеля и доверяя ему. С одних рук этого благородного человека корм клевали как огромные вороны, так и маленькие пташки, и никто никого не обижал. На кормление птиц ежедневно тратилось довольно-таки много белого хлеба, круп и мяса для ворон. Это ли не пример божеского отношения друг к другу? Он подбирал больных и замёрзших ворон, галок и воробьёв, тащил их в дом, отогревал и, вылечив, отпускал на волю. Однажды в мастерскую Куинджи залетела бабочка-крапивница с разорванным крылом, так Архип Иванович заклеил бабочке крыло и выпустил на волю.

У Архипа Куинджи была особая любовь и к природе. Он боялся топтать траву, избегал случайно раздавить жука, гусеницу или даже еле заметного муравья. Умилительно было видеть, как пожилой человек, кряхтя, расчищал источник, старательно пересаживал пучок травы в другое место. Архип Иванович также трепетно относился и к людям, раздаривая деньги всем нуждающимся. И любил он делать свои благодеяния так, что одариваемый и не знал, откуда пришла помощь. Щедрость его души не имела границ. Нажитое непосильным трудом и личными лишениями миллионное состояние Архип Иванович завещал независимому Обществу художников, созданному им в последние годы жизни.

Архип Куинджи. Ночное.

Но достигнув вершины своей славы, Куинджи неожиданно перестаёт выставляться, говоря, что ничего значительного ему создать больше не удаётся. И он никому ничего не показывал двадцать лет, хотя, как говорил, работает и ищет новые подходы в живописи, не желая повторяться. И однажды друзья, подпоив великого мастера, уговорили его показать своё творчество последних двадцати лет. И напрасно подпоили – это было полнейшее разочарование. Автору «Лунной ночи на Днепре» действительно показать было больше нечего. Впечатление было таким, будто он был голым распят на кресте. И в этом тоже была большая заслуга Архипа Куинджи: если достойных новых картин нет, то надо иметь мужество и не выставляться. На такой подвиг не каждый способен…

Живописцу, «художнику света» Архипу Куинджи 27 января исполнилось 176 лет со дня рождения. Поражает не только мастерство Куинджи в создании удивительных пейзажей, но и то, с каким упорством он шёл к своей цели – стать художником. Во многом он стал новатором в живописи, а еще провел первую в России выставку одной картины. Ею стала «Лунная ночь на Днепре», чтобы увидеть шедевр зрители были готовы часами стоять в очереди.

Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. Мальчик в три года остался сиротой, его взяли на воспитание тетя и дядя по отцовской линии. Интерес к живописи у Куинджи появился в детстве, учился он не очень хорошо, зато рисовал на всем, что попадало под руку – обрывках бумаги, заборах, стенах. В 14 лет по совету знакомых он поехал в Крым в Феодосию, чтобы стать учеником знаменитого Ивана Айвазовского. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Архип вернулся в родной Мариуполь, работал ретушером у местного фотографа, потом уехал в Таганрог, продолжал работать ретушером.

В 1865 году, когда Куинджи было 24 года, он решил поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Первые две попытки оказались неудачными. Однако художник не опустил руки – он продолжал учиться самостоятельно, наблюдая за природой. Художник создал картину «Татарская сакля в Крыму» (до наших дней она не сохранилась). Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника. Он попросил разрешение сдавать экзамены и с третьей попытки стал вольнослушателем в Академии.

Архип Куинджи «На острове Валааме», 1873

Куинджи увлекли идеи передвижников, и он к ним присоединился. Художник много путешествовал, неоднократно бывал на острове Валаам, создал картину «На острове Валааме», которая выставлялась в Вене, а потом её купил Павел Третьяков. Каждая новая работу вызвала у публики все больше восхищения. На пятой выставке передвижников он представил картину «Украинская ночь», она впечатляет декоративностью пейзажа и светом, который, кажется, исходит от самого полотна.

Архип Куинджи «Украинская ночь», 1876

С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Поводом к разрыву послужила анонимная статья в одной из газет, где критик резко отзывался о творчестве Куинджи и в целом о Товариществе передвижников. В частности, Куинджи обвинялся в однообразии, злоупотреблении особым освещением при подаче картин и стремлении к чрезмерной эффектности. Выяснилось, что этот критик – художник Михаил Клодт из ревизионной комиссии Товарищества передвижников. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, поэтому решил уйти сам. Впрочем, живописец уже давно шел собственным путем, а общество передвижников было для него во многом сдерживающим фактором. Однако со многими художниками-передвижниками у Архипа Ивановича остались дружеские отношения.

После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре». За это время в мастерской художника побывали Иван Тургенев, Дмитрий Менделеев, Иван Краской и другие. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. На вопрос о цене художник назвал ему баснословную по тем временам сумму – пять тысяч рублей, даже не ожидая, что тот согласится. Но Романов просил оставить картину за ним.

Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1800

Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. Это стала первая в России выставка одной картины. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. Эффект был ошеломительный. Зрители, входя в полутемное помещение, не верили, что с помощью красок можно было создать такой свет от серебристо-зеленоватого диска луны. Многие даже заглядывали за картину в надежде найти лампу и уличить художника в шарлатанстве. А секрет был в мастерском умении Куинджи играть на контрастах и постоянных экспериментах с цветопередачей.

После выставки картину в свою коллекцию забрал князь Романов. Она настолько ему понравилась, что он не хотел расставаться с ней даже во время кругосветного морского путешествия. Иван Тургенев был в ужасе от этого поступка, он переживал, что сырость может ее испортить. Так и произошло, под действием морского воздуха краски потемнели, но при этом своей красоты картина не утратила.

Сейчас картина «Лунная ночь на Днепре» (холст, масло 105х144) хранится в Русском музее в Петербурге. В 1882 году Куинджи сделал два авторских повторения. Первое хранится в Третьяковской галерее в Москве, а второе – в Симферопольском художественном музее.

После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. Однако на пике славы художник решается на неожиданный шаг – он перестает выставлять свои работы. Свой поступок он объяснил так: «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет - надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Совсем затворником Архип Куинджи не стал, он основал Общество независимых художников, преподавал в Высшем художественном училище при Академии. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих.

Архип Куинджи «Христос в Гефсиманском саду», 1901

Многие считали, что художник исчерпал себя. Но это было не так. Куинджи до конца своей жизни ежедневно продолжал работать. Шедевры, которые он создал в последний период своего творчества, например, «Радуга» и «Христос в Гефсиманском саду», не уступают по своей значимости «Лунной ночи на Днепре». В 1910 году художник, будучи в Крыму, заболел воспалением легких. Оправиться от недуга он не смог. Куинджи не стало 24 июля 1910 года, ему было 69 лет.

Интересный факт о семье художника

Всю жизнь художника поддерживала его супруга обрусевшая гречанка Вера Куинджи (Кетчерджи-Шаповалова в девичестве). Знакомы они были чуть ли не с детства. Вера отказывала всем претендентам на руку и сердце, а когда художник стал известен и разбогател, отец девушки разрешил ей наконец-то выйти за него замуж в 1874 году. Они любили исполнять дуэтом вместе музыкальные произведения, часто путешествовали. Жена взяла все заботы о Куинджи на себя, даже содержала в порядке его кисти и палитру. Детей у них не было.

Одно из последних фото художника

Архип Куинджи вместе с женой вел скромный образ жизни, хотя средств у него было достаточно – картины мастера высоко ценились. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. Как-то он подарил Академии художеств 100 000 рублей, которые пошли на учреждение 24 ежегодных премий, присуждавшихся молодым живописцам. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. В завещании также были упомянуты все живые на тот момент родственники художника, часть денег была пожертвована церкви, в которой его крестили, для основания школы его имени. О судьбе жены Куинджи известно не так много. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода.

Цель: Раскрыть образный и содержательный смысл картины А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Задачи урока:

Методические рекомендации: Данный урок является составной частью уроков, посвященных анализу и восприятию произведений пейзажной живописи. Нужно так организовать работу на уроке, чтобы это было общением с искусством, подлинной красотой. А это можно сделать, лишь используя разнообразные формы и методы ведения урока и, конечно, используя ИКТ. Урок и построен с учетом использования ИКТ. При подготовке к уроку уместно (да, наверное, необходимо!) использовать м/м презентацию. Я считаю, что презентация, составленная в формате Power Point, вбирает в себя все: наглядность, красочность, доступность. Она позволяет детально проанализировать картину, проследить за этапами работы художника. При подготовке к уроку можно использовать текстовой и иллюстративный материал диска «Шедевры русской живописи». Если нет возможности представить данный урок с использованием компьютерных технологий, то можно использовать иллюстративный материал из папки «Приложение».

Оформление урока: м/м презентация Power Point «История одной картины. Мастер дивного света. А. Куинджи», диск «Шедевры русской живописи», иллюстративный материал.

Эпиграф:"Куинджи – художник света. Свет – очарование, и сила света, и его иллюзия были его целью. Конечно, вся суть этого явления заключалась в самом Куинджи, в его феноменальности, личной врожденной оригинальности. Он слушал только своего гения – демона…" И. Е. Репин

Вступительное слово учителя

Художник не может творить, если его душа мертва, а сердце холодно. Он не будет живописцем или скульптором, если его чувства не воспринимают красок жизни, гармонии природы, если его не трогают судьбы людей.

Леонардо да Винчи назвал живопись «немой поэзией». Картина безмолвна. Звуки и слова лишь предполагаются зрителем. Картина неподвижна. Настоящий художник не копирует действительность, а по-своему воспроизводит ее и толкует.

В России природа всегда была музой, как для поэтов, так и для художников.

Независимо от стиля художника, от его техники или фантазии пейзаж, написанный с натуры рукой мастера, всегда будет не просто застывшим мгновением или прекрасным видом – такая работа «живет» вне времени и места.

Почему великие творения искусства так ценятся людьми и не умирают? Это вопрос, на который мы с вами должны ответить в ходе сегодняшнего урока.

1. Биография художника

27 января 1842 года в Мариуполе в семье бедного сапожника, грека по национальности, родился Архип Иванович Куинджи. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Любопытно, что старший брат художника вообще русифицировал эту фамилию и стал называться Спиридоном Золотаревым.

Рано осиротев, мальчик жил у родственников, работал у чужих людей.

Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, - на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. В Феодосии он познакомился с Айвазовским. По документам Куинджи значился "учеником школы Айвазовского". Есть свидетельство, выданное "ученику школы профессора Айвазовского Архипу Куинджи в том, что он за хорошие познания в живописи пейзажей Советом Академии... признан достойным звания свободного художника".

Из-за слабой художественной подготовки он дважды сдавал экзамены и дважды проваливался. В 1868 году на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля», за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию.

Выставка 1882 года была последней для художника. Наступили долгие годы молчания.

В 1898 году Куинджи на свои средства организовал для молодых художников (бездетный Куинджи относился к своим ученикам как к собственным детям) поездку за границу и пожертвовал для этой цели в Академию сто тысяч рублей. Когда ученики задумали создать Общество имени А.И. Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму.

Один из его учеников – Николай Рерих – характеризовал грандиозную личность своего учителя: "Вся культурная Россия знала Куинджи. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Знают о Куинджи - о большом, самобытном художнике. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять; работал для себя. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Знают его как славного мечтателя в стремлении объять великое и всех примирить, отдавшего все свое миллионное состояние. Знают как строгого критика».

Каждый большой мастер, приобщая зрителя к Красоте, вкладывает в свои произведения определенные идеи, создает определенные формы, в которые облачает эти идеи.

Чем насыщал свои полотна Архип Иванович Куинджи, о чем "говорят" его пейзажи?

Глядя на картины художника, даже поверхностный зритель ощущает необычность изображенного в них света. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», - писал о Куинджи И.Е. Репин.

Куинджи при жизни был необыкновенно популярен. Коллекционеры, готовые платить за его картины любые деньги, буквально охотились за ними. Репин вспоминал: "Были такие, которые на коленях умоляли автора уступить им какую-нибудь картину или, наконец, этюдик его работы. Пусть художник берет что угодно, они небогаты, но они в рассрочку выплатят ему, сколько он назначит за свой мазок, этюд или набросок..." Особая судьба была уготована картине «Лунная ночь на Днепре». (Можно с детьми поговорить о первом впечатлении, которое произвела на них картина, а затем приступить к анализу картины).

2. Куинджи А. «Лунная ночь на Днепре». Комментарий к анализу картины.

Летом и осенью 1880 года А.И. Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте "Лунной ночи на Днепре". На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской.

Эта картина обрела поистине легендарную славу.

В мастерскую А.И. Куинджи приходили И.С. Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и, Д.И. Менделеев. «Лунная ночь на Днепре» была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер. «Да зачем вам? - пожал плечами Куинджи.- Ведь все равно не купите: она дорогая». - «А все-таки?» - «Да тысяч пять», - назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. И неожиданно услышал в ответ: «Хорошо. Оставляю за собой». И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин.

К этой картине он шел давно. Ездил на Днепр, быть может, именно за этим сюжетом. Дни, недели Куинджи почти не выходил из мастерской. Работа захватила настолько, что даже обед, как затворнику, Вера Леонтьевна приносила наверх. Задуманная картина - мерцающая, живая стояла у художника перед глазами. Трудился над ней осень и зиму. Весной заканчивал свое необычное творение.

Интересны воспоминания жены Куинджи: «Куинджи проснулся ночью. Мысль, как озарение: «А если... «Лунную ночь на Днепре» показывать в темной комнате?!» Он вскочил, зажег керосиновую лампу и, шаркая домашними туфлями, побежал по лестнице в мастерскую. Там зажег еще лампу, поставил их обе на пол по краям картины. Эффект оказался разительным: пространство в картине расширилось, луна светила окруженная мерцающим сиянием, Днепр играл ее отражением. Все как в жизни, но красивее, возвышеннее.

Архип Иванович поставил стул в нужном, как считал он, отдалении, сел, откинулся и смотрел, смотрел, пока не рассвело за огромным окном. Пораженный найденным эффектом, он знал, что надо показывать «Лунную ночь на Днепре» в темном зале, одну...»

Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем (105 x 144).

Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, как зачарованные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Куинджи умел побеждать. Длинные очереди выстраивались на улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть картину. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. Нерусская фамилия, густая черная борода, горящие счастьем глаза превращали его в мифического мага и чародея, переодетого в светский костюм.

Что открывалось перед зрителями? Что завораживало их? Что привлекало их внимание прежде всего? Какие прилагательные можно подобрать к пейзажу? (спокойный, грустный, широкий)

Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хаты. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Мир забылся в спокойном сне. Таинственно течет могучий, полноводный Днепр и блещет, как рыбья чешуя. Плывут облака, с ними будто плывет луна. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу! Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.

Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И. Куинджи пел о природе только великий Н.В. Гоголь: "Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои, ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина".

Строки Пушкина перекликаются с общим настроением картины:

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух…
Луна спокойно с высоты
Над Белой- Церковью сияет…
И тихо, тихо все кругом…

3. Анализ картины «Лунная ночь на Днепре»

Попробуем разбить картину на сцены или эпизоды и проанализировать их.

Чем интересен лунный свет? Почему он притягивает наше внимание? (Можно привести цитату из «Мастера и Маргариты») Лунный свет – самое удивительное в этой картине. Его предельная естественность определяется многослойной лессировкой и умением использовать световые и цветовые контрасты.

лессировочными (прозрачными).

Архетипом чего является луна? Зачем она нужна?

архетипы

Домов не видно, видны лишь силуэты. Бархат ночи лежит на небе, снами задув огни в домах.

Луна старается не исчезнуть, чтобы спасти души спящих людей и не допустить в их сердца вечной мглы.

Можем ли мы провести параллель между луной и временем? (Ответы детей могут быть самыми неожиданными. Время сквозь облака струится и течет луной, связывая воедино дневной цикл человека. Предвещая конец ночи и начало дня).

4. Комментарий к анализу картины

Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета, и он превращает традиционный мотив с луной в притягательный и таинственный. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И. Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.

Ему удается такое соединение красок, которое в картине, при темных тонах берегов и неба, создает ощущение свечения Луны. Лунным светом залитый берег он писал не однажды. (Можно показать ранние картины). Теперь написал Луну! Обычно у живописцев она остается за краем картины или задрапирована облаками. Куинджи написал ее в тот момент, когда ненадолго рассеялись облака.

Необыкновенно эффектная передача лунного света, цветовые контрасты, композиционная декоративность полотен Куинджи ломали старые живописные принципы. И все это было результатом его напряженных поисков. Куинджи живо интересовался трудами профессоров Петербургского университета физика Ф. Ф. Петрушевского и химика Д. И. Менделеева. Петрушевский исследовал технологию живописи, соотношение основных и дополнительных цветов. Все это он доносил до слушателей Академии художеств. Особый интерес вызвала книга Куинджи "Свет и цвет сами по себе и по отношению к живописи", вышедшая в 1883 году. Он и сам в своей собственной мастерской постоянно экспериментировал с красками. Появился даже термин "куинджевское пятно". Художники стремились разгадать секрет его цветовых эффектов, а публика встречала каждое новое произведение как особое событие.

Репин рассказывал об уроках, которые давал художникам Д. Менделеев. На уроках Менделеев рассказывал о физических свойствах красок. Однажды он демонстрировал прибор-измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов и предложил им «провериться». Куинджи не было равных!

Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е. Репина, в "молитвенной тишине" стоявшие перед полотном А.И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах. Поэт Я. Полонский, друг А.И. Куинджи, писал тогда: "Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти "дрожащие огни печальных деревень" и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?"

Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В. Григоровичу: "Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.". Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее, но уговорить князя не удалось.

Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И. Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного. (Желательно показать оба варианта картины, хранящиеся в ГТГ и Русском музее. Разница – налицо!).

5. Анализ фрагментов картины. (Здесь лучше всего показать увеличенные фрагменты картины)

Небо можно воспринимать как самостоятельную картину. Оно является главным композиционным звеном. Оно несет лунный свет, который соединяет землю и небо в единое целое.

Ветряк – типичная примета украинского села. Человеческий мир и мир природы сливаются в этой работе в целостный образ, отличающийся философской глубиной и композиционной продуманностью.

Гладь реки искрится и колышется как живая – и здесь куиджиевский иллюзионизм налицо!

Побеленные стены крестьянских хат зеркально отражают лунный свет, и в этом взаимодействии крепко связывается земное и небесное.

Что организует всю картину? О каком архетипе мы здесь можем говорить? (реки)

Организует картину движение реки, плавные ее изгибы расширяют и углубляют пространство. На фоне реки, сверкающей лунными бликами, милый сердцу Куинджи ветряк. Близкий план в тени, на втором - несколько беленых хат. Безлесые холмы спускаются к реке. Все обыденно, неживописно по понятиям большинства пейзажистов.

Работа со схемой «Композиция картины» (Слайд)

А как еще можно трактовать композицию картины? На что она похожа? (Да, это наш земной дом!)

Картину «Лунная ночь на Днепре» можно прочитать по-разному. Эта картина похожа на время. Освещаемая часть реки – настоящее, то в чем мы всегда уверены. Вода течет – настоящее постоянно двигается к будущему. Передний план – прошлое. В нем вспоминаются отдельные детали: дома, мельница, сады. За рекой – будущее. Оно неясно, но не пугает. Оно завораживает и манит. Луна – маяк, и освещает туда путь.

Да, действительно, торжественный цвет "Лунной ночи" настраивал на высокий слог, внушал философические раздумья о жизни, о земном существовании, о небесном мире, словно успокоившемся в медлительном течении времени.

Пластическая новизна художника - в достижении предельной иллюзии света. Эффект этот достигнут благодаря многослойной лессировочной живописи, световому и цветовому контрасту. Куинджи и в этой картине воспользовался дополнительными цветами. Теплый колорит земли оттеняет холодное, изумрудное, отображение лунного света на поверхности Днепра. Все изображение строится на спокойных параллелях, лишь кое-где нарушенных вертикалями. Необычайная уравновешенность композиции сообщает плавное течение цвету, будто завораживающему человека в томительном излиянии его души.

Настроение картины, ее лессировка, накладываемая на нас? (Эта картина создает удивительное, фантастическое настроение, ожидание приключения. Это не рассвет и не вечер, а именно ночь, лунная ночь. Мельница, дома – все спит. Все спокойно, только лунная дорожка на реке создает чуть–чуть тревожное ожидание чего–то. Может быть, рассвета следующего дня, счастья. А, может, грядущих неудач. Но настроение картины не печальное).

Есть другие видения картины?

Мне кажется, что каждый раз, глядя на эту картину, видишь ее по–другому. Грустному человека она может казаться печальной, радостному – радостной. Каждый может увидеть здесь то, что хочет. Даже глядя на лунную дорожку, видишь ее то яркой, то темно-зеленой.

Картина живая или нет: докажите. (Да, она живая, но умиротворенная.

На этой картине нет движения, но жизнь чувствуется во всем. Кажется, даже река не течет. Ветра нет. Это создает впечатление спящего временно мира.)

Во что превратила луна реку?

Бурная река как бы превратилась в младенца, убаюканного луной и криками ночных птиц, кстати, картина полна и звуков. Попробуем вслушаться…

Герои картины, назовите их? (луна, река, темнота)

Темнота завораживает, кажется, что ее можно потрогать. Она как ткань, накинутая на небо, и мягко струящаяся вниз. Темный берег укрыт ею, и если бы он не был черным, его бы не было заметно. (Когда я смотрю на это небо, меня оно удивляет, я чувствую тишину и расслабленность. Когда я смотрю на эту картину Куинджи, мне хочется войти в неё, как в открытую дверь и ощутить на себе всю прелесть ночи и лунного света).

Лунная ночь на Днепре" – парафраз на тему его более ранних ноктюрнов.

Лунная ночь на Днепре" – это и куинджевский ноктюрн, тут нельзя не согласиться!

ПАРАФРА́З, или парафраза

. (Здесь будет уместно показать слайды с более ранними картинами Куинджи, где изображен лунный свет, например, «Ночь» и т. д.)

Французское слово «nocturne» как и итальянское «notturno» в буквальном переводе означает - ночной. Термин этот, употребительный в разных искусствах, появился в музыке XVIII века. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время.

6. Вывод. А вывод нам поможет сделать Куинджи, который вечен, как лунный свет, пробившийся сквозь толщу времен.

Он считал, что «...Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи». Тут больше ничего и не добавишь!

Вернемся к началу урока к вопросу, который задает ученик Куинджи Н. Рерих, ученик Куинджи, и сам же на него отвечает. «Почему великие творения искусства так ценятся людьми и не умирают? Потому, что в них сконцентрированы кристаллы Света, вложенного в них руками творца данного произведения. Огненный дух художника, ваятеля, поэта, композитора, в процессе своего творчества, насыщает элементами Света то, что творит он. А так как элементы Света обычному разрушению временем или забвению не подлежат, то длительность жизни великих произведений искусства идет далеко за пределы жизни вещей и предметов обычных".

Вопросы и задания на дом: Напишите сочинение-миниатюру «Я и «Лунная ночь Куинджи»

Словарь урока

Лессировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие красочные слои, чтобы изменить колорит, добиться его усиления, ослабления.

Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными).

(Архетип (греч.) - прообраз, первоначало, образец. Содержание его составляют общечеловеческие первообразы - архетипы (например, образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.), динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и т. д.)

Парафраз, или парафраза (греч. παράφρασις - пересказ), - стилистический термин; 1) пересказ своими словами литературного произведения. К этой категории парафраза относится также сокращенное изложение больших художественных произведений;

2) В музыке распространённое в 19 в. обозначение инструментальной виртуозной фантазии, главным образом для фортепьяно, на темы популярных песен, оперных арий и др .

Французское слово «nocturne» как и итальянское «notturno» в буквальном переводе означает -- ночной. Термин этот, употребительный в разных искусствах, появился в музыке XVIII века. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время.


Лунная ночь
на Днепре, 1880

"Лунная ночь на Днепре" Архипа Куинджи. Слава и трагедия картины

Имя Архипа Ивановича Куинджи сделалось известным сразу же, как только публика увидела его картины «После дождя» и «Березовая роща». Но на Восьмой выставке художников-передвижников произведения А.И.Куинджи отсутствовали, и это было сразу же замечено зрителями. П.М.Третьяков писал И.Крамскому из Москвы, что по этому поводу горюют даже те немногие, кто раньше не очень тепло относился к произведениям художника.
Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.
Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделеев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.
А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем. Но А.И.Куинджи умел побеждать. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Длинные очереди выстраивались на Большой Морской улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света.
Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.
Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.
Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь. Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.
Небесную сферу А.И.Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью. Многочисленные атрибуты пейзажа - стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника - поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном.
Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.
Может быть, это происходило потому, что А.И.Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности. И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д.И.Менделеевым и др.).
Создавая это полотно, А.И.Куинджи применил сложный живописный прием. Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света.
На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, Друг А.И.Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е.Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А.И.Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж. И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось.
Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.



Похожие статьи
 
Категории