Картины ван дейка с названиями. Ван дейк

10.02.2019

ВВЕДЕНИЕ

1.1Краткая биография

1.1.1Семья Карла Росси

1.2Награды

2.ТВОРЧЕСТВО КАРЛА РОССИ

2.1Московский период творчества

2Работа в Петербурге

2.2.1

2.3По проектам Росси

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


В 60-70гг. XVIII века в Русской архитектуре происходит поворот от барокко к стилю классицизм. Классицизм с его строгими упорядоченными формами и в тоже время монументальностью больше отвечал духу русской культуры XVIII-XIX вв., чем пышное барокко. Зачинателями классицизма являются Александр Какоринов и приехавший из Франции Жан Батист Валлен-Деламонт.

Отличительная особенность классицизма - создание ансамблей, организация пространства. Ярким примером такого ансамбля является Дворцовая площадь в Петербурге, архитектор которой Карл Росси.

Выбрав эту тему, целью написания работы я ставлю перед собой глубокое изучение жизни и творчества этого великого мастера русского классицизма.


.ПЕРСОНА КАРЛО ДИ ДЖОВАННИ РОССИ


1.1Краткая биография


Карл Иванович Росси (Карло ди Джованни Росси) родился 18 декабря 1775 года в семье итальянской балерины Гертруды Росси в Неаполе. В августе 1785 года она вместе с ребенком, и её муж балетмейстер Шарль Лепик (отчим Карла Росси) по приглашению на работу приехали в Санкт-Петербург.

Карл Росси был отдан в обучение новому приятелю родителей, известному придворному архитектору Винченцо Бренна. Росси прошел у него прекрасную школу. В 1795 он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году становится архитектурным помощником 10 класса.

В 1802 Росси получает заграничную командировку для завершения образования и уезжает вместе с Бренна на два года совершенствовать свое дарование в Италию. В Италии Росси обучался во Флорентийской академии и в Риме. По возвращении в Россию в 1804 году он составил проект переустройства набережной у Адмиралтейства в Петербурге, но проект был отвергнут, а сам Росси назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге.

Сначала карьера зодчего складывалась трудно, и только с 1809 г., получив назначение на работу в Москву в «Кремлевскую экспедицию», Карл Росси постепенно получает признание и крупные заказы.

Работа в Москве познакомила его со школой М. Ф. Казакова, но полностью раскрылось дарование архитектора в работах, выполненных им в Петербурге, куда в 1815 г. зодчий переезжает. В Петербурге Росси получает должность в Комитета строений и гидравлических работ, где получает должность главного архитектора. Первой большой градостроительной работой Росси стала реконструкция Аничкова дворца (1816-1818), который был первый в планах грандиозной перепланировки значительной части центра Петербурга. С этого времени начался период расцвета творчества Росси.

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Которым этот великий архитектор посвятил всю свою жизнь. Ведь начиная с 1816 года и вплоть до окончания строительства здания Сената и Синода в 1835году, он работал без устали и без отпусков. Когда в противовес идейным и художественным принципам классической школы архитектуры сверху стал насаждаться официальный эклектический русско-византийский стиль, Росси вынужден был уйти в отставку и до своей смерти 18 апреля 1849 года был почти не у дел.


1.1Семья Карла Росси

На жизнь и творчество любого человека очень сильно влияет его семья. О происхождении Росси и об его родителях есть несколько мнений. О семье самого архитектора мы знаем, что он был дважды женат, первый брак не был официальным, и потому, после смерти супруги Росси пришлось усыновлять детей. Позже он женился вновь. Всего у зодчего было 10 детей, которые чуть повзрослев разъезжались по разным местам. Старший сын, тоже архитектор и к которому Карл ди Джованни был очень привязан, умер в 1840 году. Чуть позднее скончалась и любимая жена. Осталась лишь работа и младшие дети, которых было так трудно поднимать, не имея ни достойного жалования, ни собственного дома.


2Награды


Проекты Карла Росси изменили облик Санкт-Петербурга, придали ему масштабность столицы империи. Росси, при создании любого проекта, представлял себе не отдельное здание, а сразу полный квартал города - до него никто из современных ему архитекторов так не планировал, он первым придал масштабность городским перспективам, став новатором городского зодчества. Он же первым ввел металлические перекрытия. Всё, созданное этим выдающимся зодчим России, стало качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.

Карл Росси удостоен в 20-е годы 19 века Императорским орденом Святой Анны 2 степени с алмазными знаками и Ордером Святого Владимира 2 степени, а в 1829 году награждён знаком за тридцатилетнюю беспорочную службу. Академия художеств избрала К. И. Росси почётным вольным общником, а Флорентийская академия присвоила ему звание профессора первой степени.

Достойно оценен титанический труд Росси в наше время. Его сооружения прекрасно реставрированы. Трудно без восхищения смотреть на грандиозное здание, полукругом ограничивающее Дворцовую площадь. Арка, прорезающая центр этой композиции, увенчана победной колесницей, нарядный коринфский ордер колоннад создает впечатление праздничной торжественности.

Творчеству архитектора посвящены фильмы «Росси» и «Павловский дворец» документального цикла «Красуйся, град Петров!». Его имя носит улица, бывшая Театральная, спроектированная им. А также на Манежной площади есть памятник ему.


2.ТВОРЧЕСТВО КАРЛА РОССИ


В своей работе я хочу отразить малоизвестные факты деятельности этого выдающегося архитектора. Не желаю описывать строительные сооружения, информацию о которых можно увидеть в первых строках страницы поиска с его именем в интернете.

Карл Росси - российский архитектор итальянского происхождения, один из создателей русского ампира, выдающийся зодчий красивейших зданий в Санкт-Петербурге. Все его работы являются памятниками высокого классицизма Северной столицы России.

Карьера Карла Росси началась с неприятнейшего происшествия, произошедшего с его учителем - Бренна сломал руку. А ему как раз император Павел I поручил проект Михайловского замка. Бренна разрабатывал проект, но со сломанной рукой чертить планы не мог - этим занимался его помощник Карл Росси. Он же делал чертежи интерьеров Зимнего дворца, который ремонтировали в то время. Но принято считать, что в этой работе мало заслуги Росси. После была поездка в Италию и работа в Москве.


1Московский период творчества


К сожалению, время не пощадило его произведений московского периода.

Также в то время Росси занимается перестройкой Путевого дворца Екатерины Павловны в Твери, бывшей замужем за тверским губернатором. Она превратила дворец в один из центров светской жизни страны и модный литературный салон, где собиралось высшее общество Твери и куда приезжали многие выдающиеся люди из Москвы и Петербурга.

В Твери он начал сплачивать вокруг себя творческий коллектив, на который постоянно опирался в дальнейшем. Ликвидация комитета по благоустройству города прервала плодотворную работу Карла Ивановича Росси в Твери. Он вернулся в Петербург.


2Работа в Петербурге


К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815-1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816-1818).

Основные работы Росси: ансамбль Клагина дворца, Михайловский дворец (ныне Русский музей) и фасады домов на площади у музея, ансамбль Главного штаба на Дворцовой площади, Александрийский театр (ныне имени А. С. Пушкина) и корпуса на улице Зодчего Росси, заканчивающейся Чернышовой площадью (ныне площадь Ломоносова), здания бывших Сената и Синода.

Росси построил также: в Павловске дворцовую библиотеку (1822-24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде колокольню Юрьева монастыря (1838-41), в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826, после пожара 1837 восстановлены В. П. Стасовым).

Росси участвовал в разработке «Проекта каменных и деревянных строений в Петербурге», ставшего законодательным документом (утвержден в 1830). Последней работой Р. стали колонны Славы (1845) на Конногвардейском бульваре.


2.1Ансамбль с Александрийским театром

Над одним из наиболее значительных ансамблей Петербурга, возникший в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина) Росси работал 1816-1834 года. Главная задача состояла не столько в проекте театра - здесь уже стоял театр Бренна, - сколько в том, чтобы по новому распланировать весь этот городской район. Росси наметил грандиозный план строительных работ, охватывая им площадь перед театром, усадьбу Аничкова дворца. Публичную библиотеку и дорогу на Чернышеву площадь с проложением новой улицы. Город получал классически распланированный район от Невского проспекта до Чернышева моста на Фонтанке. Не многие архитекторы в мире могли спроектировать такое строительство.


2.2Создание К. Росси интерьеров Зимнего дворца

Росси был также и выдающимся мастером интерьера. В 1817-1818 годах К. Росси создает парадные интерьеры второго этажа Зимнего дворца. Начинаются работы с ремонта и меблировки помещений, обращенных окнами к Адмиралтейству. По проекту Росси уже в 1818 году отделывается десять других помещений (ранее принадлежавших Павлу I), предназначенных для приема высоких гостей, посещавших Петербург. Работы, начатые в феврале, в июне уже заканчивают, и в помещениях селится прусский король, посетивший тогда Петербург.

В том же году Росси проектирует интерьеры прилегающих к ним десяти помещений, Проекты не были осуществлены, но прекрасные чертежи Росси показывают высокое мастерство композиции интерьера и ювелирную прорисовку элементов декоративного убранства. Изображены не только все архитектурные детали, но и росписи стен и плафонов, мебель, вазы и т. п. Они сливаются с архитектурой и вместе с тем придают интерьерам индивидуальную, образную характеристику. С особым искусством выполнен проект парадной спальни. Золотое шитье, бахрома и кисти, великолепные вазы на постаментах - все это прорисовано до мельчайших завитков орнамента, и каждая деталь имеет конкретный смысл, усиливает впечатление от целого. Контрастные краски, золоченая резьба, бронза и фарфор создают гармоничный и праздничный колорит. К работе в Зимнем зодчий возвращается позднее, в 1827 году. Он развивает и дорабатывает проект. Но из-за болезни Росси его осуществлял О. Монферран, внесший ряд изменений. Как и отделка комнат, обращенных к Адмиралтейству, эти интерьеры не сохранились. Они погибли в 1837 году во время пожара Зимнего дворца.


3По проектам Росси


В свое время парковых павильонов Росси в Павловске было не мало, но в большинстве до наших дней они не дошли. Так, вблизи Больших кругов, на месте стоявшей здесь Турецкой палатки, он соорудил в 1815 году оригинальную беседку-трельяж, утопавшую в зелени. Около Пиль-башни Росси построил Хмелевую беседку. В числе других миниатюр архитектора, украшавших в прошлом парк, - беседка-навес над скульптурным памятником Александре Павловне, и беседка, которую называли Храм любви, на небольшом островке, носившем имя придворной дамы княгини Ливен.

В отличие от всех этих сооружений, возведенных, но затем исчезнувших, павильон Росси у Театральных ворот, отделяющих парк от города вблизи Вольерного участка, был только спроектирован зодчим, а практически установлен лишь почти сто лет спустя, в 1914 году. Скульптурный памятник Марии Федоровне, стоящий в павильоне, мысль об установке которого появилась ещё в 1835 году у Великого Князя Михаила Павловича, выполнен по модели известного скульптура начала XX века В. А. Беклемешева. Создание этого памятника имеет долгую историю, в его разработке принимало участие несколько скульпторов. Потом начавшаяся война задержала сбор денег до 1913 года.

И в 1914 году беседка с памятником наконец была установлена по проекту Росси, составленному для памятника Марии Павловне. Павильон представляет в плане полукруглую площадку на стилобате из красного финляндского гранита, с крыльцом в три ступени. Полукупольное перекрытие над ротондой покрыто кессонами с круглыми розетками. Лицевой фасад беседки обращен в сторону Парадного поля. Павильон построен из железобетона с песчаником светло - серого цвета, но с имитацией каменной кладки.

На черно-белой фотографии видно, что во время ВОВ перед павильоном было немецкое кладбище.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

карл росси архитектор классицизм

Мне было очень интересно изучать творчество этого великого зодчего. Не скрою, работа над этой контрольной заняла у меня много времени, но сколь занимательно было ее написание.

В ходе исполнения этой контрольной работы я прониклась к судьбе Карло ди Джованни Росси, а также поняла основные черты его творчества. Для него характерны широта в охвате архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой (с Росси сотрудничали скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.), новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия).

Проекты Карла Росси имели гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, истинное воплощение интерьерного стиля классицизм с неповторимыми и великолепными элементами убранства помещений. А триумфальный характер сооружений Росси отражал патриотические идеи величия России.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. - СПб.: «Паритет», 2004.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

А рхитектор, создавший современный облик Санкт-Петербурга, автор смелых проектов и, как бы сейчас сказали, урбанист, приведший городское пространство «в правильность» - Карл Росси не имел не только звания профессора Академии художеств, но даже собственной квартиры .

Амбициозный юноша

Карл Росси родился в Неаполе 18 декабря 1775 года. Его матерью была выдающаяся балерина Гертруда Росси, а отчимом - танцовщик Шарль Ле Пик. Когда Росси было 11 лет, его семью пригласили в Санкт-Петербург. Родителям Карла Росси благоволил император Павел I - от него семья получила в дар земельный участок в Павловске, где в это время архитектор Винченцо Бренна возводил новый дворец для императора. Карл хорошо рисовал, Бренна заметил это и взял еще совсем юного России в ученики. В 1795 году Росси стал чертежником в Адмиралтейской коллегии архитектуры. Со следующего года Бренна принял его помощником на строительство Михайловского дворца . В 1802 году Карл отправился в заграничную командировку во Флорентийскую академию, завершать обучение. В Петербург Росси вернулся через два года и сразу разработал амбициозный проект - план переустройства набережной Адмиралтейства . Но высшие инстанции проект сочли слишком легкомысленным, и звание архитектора Росси не получил. Его определили на фарфоровый завод, где он проработал художником два года, после чего все же добился звания архитектора. В 1808 году Росси отправился в Кремлевскую экспедицию, во время которой возвел в Москве несколько зданий, но все они, включая деревянный театр, сгорели при пожаре 1812 года . После в Твери Росси построил Путевой дворец - и вернулся в Петербург.

Елагин остров

В Петербурге Росси занимался перестройкой зданий (Аничков дворец, павильоны в Павловске) и сделал еще один шаг по карьерной лестнице - в 1816 году архитектора назначили членом Комитета строений и гидравлических работ.

Острова вокруг Петербурга в то время почти не были застроены, в том числе и Елагин. Когда последний владелец, граф Орлов, решил продать остров, его распорядился выкупить Александр I . Его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна, уже не могла ездить в Павловск по состоянию здоровья, ей требовалась новая летняя резиденция поближе к городу. Проект перестройки поручили Карлу Росси, на тот момент (1818 год) он был уже придворным архитектором - во многом благодаря рекомендательному письму сестры Александра I Екатерины Павловны, для которой перестроил путевой дворец в Твери. Тогда Росси исполнилось уже 43 года, а его карьера только началась, как, впрочем, и семейное счастье: он женился на молодой девушке Софье Андерсон. Через два года архитектор написал прошение на имя императора об усыновлении четырех внебрачных детей и присвоении им его фамилии. Александр I просьбу одобрил.

Известный портретист Ван Дейк, картины которого известны многим людям, учился у знаменитого Рубенса. Его работы имели тематику мифов и религии. Они похожи на произведения учителя, но все-таки несут свою индивидуальность. Рубенс отличался своим темпераментом, излишней эмоциональностью, что отражалось в его произведениях, а вот картины Ван Дейка сохранили сдержанность и спокойствие своего автора.

Биография

Антверпен стал местом рождения будущего гения-художника. Его отец был богатым коммерсантом и воспитывал в сыне родовую аристократию. Наверное поэтому многие работы Антониса ван Дейка пронизаны хрупкостью и изысканностью.

Художник мало путешествовал и почти всю жизнь провел в Антверпене. На родной земле он писал портреты своих знакомых и друзей. Причем мужчина старался передавать и создавать произведения с максимальной реалистичностью. Хотя заметно и то, что некоторые модели приобретали свойственный художнику аристократизм. Местная знать полюбила Дейка, и молодой человек получал множество заказов. Картины Антониса ван Дейка становились популярнее с каждым днем.

В 1632 году Антонису пришлось покинуть родной город, так как домой вернулся знаменитый Рубенс. Художник не хотел конкурировать со своим учителем, поэтому перебрался в Англию. Тут его ждала настоящая слава: Дейк стал главным живописцем короля Карла I.

В Англии художнику удалось основать собственную школу портретного искусства. Тут он продолжал писать портреты знаменитых людей. В 1639 году живописец нашел свою любовь, Мэри Ратвен, и женился на ней.

Последние годы своей жизни Антонис занимался крупными проектами и был полностью охвачен вдохновением. Он трудился над циклом шпалер для дворца в Лондоне, работал с галереями Лувра. Но, к сожалению, желаниям Ван Дейка не суждено было сбыться: художник заболел и умер в 1641 году. В завещании он просил о своем захоронении в соборе св. Павла.

Картины Ван Дейка имеют общую черту, которая выделяет их из всего ряда произведений фламандских художников. Но, как уже говорилось ранее, наиболее популярными стали именно портреты.

"Святой Бруно"

Картина «Святой Бруно» была написана в 1620 году. По сей день точных данных о том, что это картина Антониса, нет. Тем не менее есть предположение, что это его произведение, которое относят к раннему периоду творчества. Картина была написана в то время, когда молодой живописец помогал Рубенсу работать над росписью церкви.

Ван Дейка дать не сложно. Его произведения не замысловаты, и на них все понятно. На холсте, написанном маслом, расположился Святой Бруно. Образ представлен в три четверти и размещен на фоне окна с яркой тканью. Можно разглядеть в окне пейзаж. Мощь Святого Бруно показана ярким светом, который падает сверху. Такое освещение символизирует Христа. Внимание же зрителя сосредоточено на лице и руках Святого Бруно. Никаких больше деталей, которые отвлекали бы от основного замысла, нет.

"Автопортрет"

Это произведение, на котором изображен Ван Дейк. Картины подобной тематики всегда становятся популярными. Антонис создал её после того, как вернулся из Италии. Картина сейчас входит в эрмитажное собрание и является жемчужиной коллекции.

Многие по сей день считают, что это лучшее творение фламандского живописца. Современники назвали Дейка «баловнем судьбы», и это изображено на «Автопортрете». Антонис выглядит на картине как светский кавалер, черты лица его тонкие, а руки холеные. Картины Ван Дейка всегда отличались особой изящностью, и это произведение не лишено утонченности. Творение было написано в 1622-1623 гг. маслом.

"Портрет Джеймса Стюарта"

Картины Ван Дейка с названиями описываются нами. Они известны всему миру. "Портрет был написан в 1634-1635 годах. На очередном портрете автор изобразил знаменитого герцога. Молодой человек был кузеном короля, а его внешний вид ярко показывает принадлежность к королевскому роду. Камзол украшен серебряной звездой, которая представляет кавалера ордена Подвязки. Его фигура горделивая, а художник изобразил Стюарта так, что он смотрит словно свысока.

Антонис мастерски подчеркнул длинную фигуру Джеймса массой элементов. Тут и зауженная рама, и высокая собака, которая была любимицей герцога. Несмотря на попытки быть строгим и высокомерным, Стюарт привлекает всех своим обаянием и добротой.

"Карл I на охоте"

Картину художник создавал на протяжении трех лет, с 1635 года. На холсте изображен Карл I, который опирается на трость и стоит на краю пропасти. Фигура короля - главная на картине. Её четко видно на фоне светлого неба, а шляпа является контрастным акцентом, подчеркивающим выразительность образа.

"Автопортрет с сэром Эндимионом Портером"

Картина, написанная в 1635 году, является неким противопоставлением художника и Эндимиона Портера. Последний походил на человека из буржуазной семьи, но достиг уважения и почета среди высоких титулов. Ван Дейк отлично поработал над своим изображением, изобразив себя в выгодном свете, а вот фигура Портера выглядит слишком простой.

О многом может сказать и положение рук героев. Об их дружбе говорит то, что они оба держат руку на камне. Но вот то, что живописец надел перчатку, возможно, говорит о характере дружбы людей. Ведь если присмотреться внимательно, вторая рука Антониса обнажена.

"Портрет Маргариты Лотарингской"

Это очередной портрет, написанный Ван Дейком в 1634 году. На нем мастерски изображена Маргарита. Антонис создал утонченную фигуру девушки, подчеркнув красоту её шеи и рук. На холсте не найти ярких и агрессивных цветов, а вот сдержанность придает молодости и привлекательности.

"Леди Элизабет Тимбелби и Дороти"

На холсте поместились две сестры-католички - Элизабет и Дороти. Портрет был создан накануне свадьбы одной из них. Картина передает исторический характер событий. Антонис изобразил слева Элизабет сдержанной, что указывало на её замужество. А вот Дороти держит в руках корзину с цветами, которая характеризует приближающуюся свадьбу и искреннюю любовь молодой женщины.

"Конный портрет Карла I"

Эта картина написана в 1637-1638 годах, и она отобразила Карла I воинственным и мужественным. Король-воин восседает на коне, на нем рыцарские доспехи, а в руке командный жезл. Его одеяние родом из Гринвича 16 века.

Карл I в 1625 году стал королем Великобритании и Ирландии. Когда Ван Дейк стал главным живописцем короля, из-под его кисти начали появляться шедевры. По тем произведениям, что были найдены, известно, что Антонис создал 35 портретов Карла I, из них семь конных.

"Портрет рыцаря с красной повязкой"

Этот шедевр считается лучшим из произведений Антониса ван Дейка. Художник смог создать идеальную композицию. Фигура выглядит словно в движении, от неё исходит сила, энергия и отвага. Скорее всего, успех этого портрета связан с периодом вдохновения в творчестве Ван Дейка. После у живописца были проблемы с деньгами, поэтому объемы работы увеличивались, а вдохновение покидало художника.

Главным различием голландского и фламандского искусства по сей день остается то, что в первом преобладало написание натюрмортов, а во втором - портретов. Художник Ван Дейк, картины которого по сей день украшают известные галереи и музеи, стал самым ярким представителем принеся в мир парадный портрет.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1622-1623 гг. Государственный Эрмитаж. Wikipedia.org

Фландрия. Антверпен. В зажиточной купеческой семье в 1599 году родился Антонис Ван Дейк. Он был седьмым по счёту ребёнком. Его мать родит ещё пятерых. И умрет вскоре после 12-ых родов. Антонису было всего 8 лет.

Его отец не видел ничего дурного в том, что сын хочет стать художником. Ведь его мать виртуозно вышивала. Сам он в молодости увлекался рисованием. Поэтому с лёгким сердцем в 10 лет отец отдал мальчика в обучение к художнику.

Имея талант и необыкновенную усидчивость, уже через 4 года обучения юный Ван Дейк начал работать самостоятельно.

Ван Дейк был вундеркиндом

Вот его автопортрет, написанный в 14 лет. Ван Дейк явно был вундеркиндом. Согласитесь, уже видно, что этот мальчик слеплен из особого теста. Во взгляде читается и честолюбие, и самоуверенность.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1613 г. Музей истории искусств в Вене. Wikipedia.org

Его успехи замечены. В 18-летнем возрасте его принимают в гильдию св. Луки, которая объединяла художников. Только в рамках этой гильдии художник имел право принимать заказы и получать за них деньги.

А приняли его в гильдию благодаря серии потрясающих работ. Он создаёт “Головы апостолов”. Вот один из этюдов.


Антонис Ван Дейк. Головы старца. 1618 г. Музей “Дом Рококса” в Антверпене, Бельгия

По этой работе уже можно сказать, что быть Антонису Ван Дейку великим портретистом.

Но пока он этого ещё не осознал, он попадает в ученики к великому Рубенсу.

Кто лучше, Ван Дейк или Рубенс?

В 24 года Антонис пишет свой очередной шедевр. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо.


Антонис Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1625 г. Палаццо Питти, Флоренция

Что же особенного в этом портрете? А то, что перед нами не просто облеченный властью церковный чиновник. Перед нами человек с определенным характером. Интеллигентный и начитанный. Честолюбивый дипломат. Гвидо был противоречивой личностью.

С одной стороны он сделал многое, чтобы предотвратить повторение Варфоломеевской ночи*. С другой стороны, он был одним из тех, кто подписал смертный приговор Галилео Галилею. Хотя когда-то был его учеником.

Заказов в Италии было достаточно. Но в 1627 году Ван Дейк возвращается в Антверпен.

Ван Дейк мог стать религиозным художником

Вернуться художника заставило несчастье в семье. Серьёзно заболела его сестра. Однако живой он не успел ее застать.

Несколько лет Ван Дейк сосредотачивается на религиозных сюжетах. Видимо под влиянием происшедшего. Так появилась его картина “Вознесение Марии”.


Антонис Ван Дейк. Вознесение Марии. 1628-1629 гг. Национальная галерея Вашингтона. Nga.gov

Почему-то Ван Дейк всех святых дев изображал с толстыми шеями. Да и некоторые ангелочки у него весьма странные. Вот зачем один из них обернул голову покрывалом? Да ещё так своенравно на нас смотрит.

Вот для сравнения картина Рубенса на ту же тему.


Питер Пауль Рубенс. Вознесение Марии. 1618 г. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф. Artchive.ru

У Рубенса больше возвышенности, религиозной торжественности. Его герои не подразумевают двусмысленности. Мария безукоризненна. Ангелы тоже.

Нет, все-таки не зря Ван Дейк отступил. Зачем бороться с гением? Когда можно уехать в другую страну и стать равным по величию, но в другом жанре. Так Ван Дейк и поступил.

Почему Ван Дейк переехал в Англию

В 1632 году Ван Дейк получил предложение от короля Англии Карла I стать придворным художником.

Он согласился. В Англии у него были все шансы стать художником номер один. Алтарные картины англичанам были не нужны. Этим они отличались от католиков. А вот портреты с удовольствием заказывали.

Вот какой портретная живопись в Англии была до приезда Ван Дейка.

Портреты Уильяма Ларкина. Слева: Леди Лове. 1610-1620 гг. Частная коллекция. Справа: Джордж Вилльерс, Букингемский герцог, 1616 г. Национальная портретная галерея, Лондон

Что вы видите? Абсолютно неподвижных кукол. С цветом кожи и худобой тяжело больных существ. И оживить этих людей не может ни яркий румянец, ни парадная одежда.

Ничего удивительного, что Ван Дейк пленил английскую аристократию. И в первую очередь короля Карла I.

Вот самый известный его портрет, созданный Ван Дейком. “Карл I на охоте”.

Антонис Ван Дейк. Портрет Карла 1 на охоте. 1635 г. . Renessans.ru

Перед нами живой человек. Джентельмен. Никаких тяжёлых платьев, а лишь охотничий костюм. Непринужденная, но аристократичная поза. Томный взгляд человека, наделённого властью.

Королю было, от чего прийти в восторг. И он заказывает свой портрет, а также портреты жены и детей 30 раз!


Антонис Ван Дейк. Королева Генриетта-Мария и сэр Джеффри Хадсон. 1633 г. Национальная галерея Вашингтона

Ван Дейк, конечно, приукрашивал своих заказчиков. Судить об этом мы можем по воспоминаниям их современников. Одна дама видела портреты Ван Дейка. По которым заключила, что все дамы в Англии красивы.

Но была сильно разочарована, когда вживую увидела Королеву Генриетту-Марию. Вместо миловидной женщины ей явилась немолодая особа с тощими руками, кривыми плечами и торчащими изо рта передними зубами.

Звёздный час Ван Дейка

Мастеру был присвоен титул дворянина. Он получил из рук короля звание рыцаря. Мечты сбылись.

Ему позируют самые знатные вельможи британского общества. У него нет отбоя от дорогостоящих заказов.

Ван Дейк виртуозно чувствует и передает на холсте атмосферу королевского окружения. Портретист придает осанке своих клиентов горделивость, а позам и жестам элегантное благородство.

Вот отпрыски семейства Стюарт. Один из самых известных портретов Ван Дейка.

Антонис Ван Дейк. Лорд Джон Стюарт и его брат Лорд Бернард Стюарт. 1638 г. Национальная лондонская галерея. Nationalgallery.org.uk

Этим кавалерам всего по 17 и 16 лет. Оба они погибнут в возрасте 23 лет на Гражданской войне. В результате которой погибнет и сам Карл I. Он будет единственным казнённым английским королём за всю историю Англии.


Антонис Ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд. 1638-1639 гг. , г. Москва

А эти дамы рассказывают свою семейную историю. Та, что слева, сестра мужа той, что справа. Портрет был написан в знак их примирения. Ведь граф Стюарт женился на девушке без согласия семьи. Через некоторое время его родственники признали этот брак. И сестра графа благосклонно это демонстрирует.

Еще Ван Дейк был непревзойдённым детским портретистом. Хоть и изображает он их во взрослых позах и взрослой одежде. А иначе не позволял этикет.

Но в их глазах мы можем уловить озорство. А ещё читается у каждого свой характер.


Антонис Ван Дейк. Старшие дети короля Карла 1. 1636 г. Королевское художественное собрание Виндзорского замка, Великобритания

Горшочек, не вари

Ван Дейк был по горло завален подобными заказами. Каждый аристократ жаждал быть запечатлённым Ван Дейком.

В результате получилось как в сказке, “Горшочек, не вари”.

Работа была поставлена на поток. Художник уделял заказчику в день менее часа. Своей рукой он изображал лишь главное, а все остальное писали его ученики с приглашенных натурщиков.

Либо он писал все сам, но торопился. Работая над двумя, а то и пятью портретами одновременно. В работах появилась некоторая небрежность.

Но заказчиков это не отпугивало. Наоборот, его тонкий слой краски и быстрые мазки делали изображение более живым, вибрирующим. Что на самом деле нравилось его моделям.


Антонис Ван Дейк. Портрет сэра Энтони-Джорджа Дигби. 1638 г. Далвичская картинная галерея, Великобритания. Commons.wikimedia.org

Личная жизнь Ван Дейка

В Англии у Ван Дейка была возлюбленная Маргарет Лемон. Она была его натурщицей. У них были отношения не один год.

Но жениться он решил на аристократке. Мисс Лемон была в полном шоке, когда узнала о помолвке возлюбленного. Устроила скандал, попытавшись откусить художнику палец. Чтобы он не смог больше писать. Но благо ей не удалось этого сделать.


Антонис Ван Дейк. Маргарет Лемон (портрет не окончен). 1639 г. Хэмптон-корт замок, Великобритания. Royalcollection.org.uk

Несчастной пришлось смириться. И в 40 лет художник женился на Мэри Ратвен, молоденькой фрейлине королевы. Так он сам стал английским аристократом.

Антонис Ван Дейк. Портрет Марии Русвен, жены художника. 1639 г. . Artchive.ru

Была ли это любовь? Или очередной тщеславный поступок? Неизвестно. В любом случае семейное счастье длилось очень недолго.

Однажды Ван Дейк поехал в Париж, где занимался росписями галерей Лувра. Там он серьезно заболел. Вернувшись домой в декабре 1641 г., он скончался. Ему было всего 42 года.

Похоронен он был в день крестин своей новорожденной дочери. Которой на тот момент было всего восемь дней.

Почему Ван Дейк так известен

Ван Дейк стал величайшим портретистом. Что само по себе феноменально. Так как в этом жанре мало известных имён. По одной простой причине.

Портретист вынужден угождать заказчику. А в таких тисках мало кому удаётся привнести что-то своё. А уж тем более повлиять на развитие живописи.

Ван Дейку удавалось и то, и другое. И заказчики были довольны. И имя он своё прославил на много поколений вперёд. Потому что он поднял планку на следующий уровень.

Теперь уважающий себя художник не имел права изображать неподвижных кукол. Отныне в глазах каждой модели обязан читаться характер. Как это делал гениальный Ван Дейк.

О другом выдающемся художнике Эпохи Барокко читайте в статье Похожее

Антонис ван Дейк — великий фламандский (нидерландский) художник . Родился 22 марта 1599 года в Антверпене. Антонис с детства тяготел к рисованию и поэтому уже в десятилетнем возрасте его отдали на обучение к известному художнику Хендрику ван Балену (1575-1632), который также вошёл в историю как величайший мастер религиозных и мифологических сюжетов. Ван Дейк работал в мастерской Рубенса и многому научился именно у этого живописца. Он перенимал форму его живописи, учился секретам создания потрясающих полотен, передачи драматической светотени, построению композиции и так далее. Однако, Антонис ван Дейк всегда был самостоятельным и, обучившись всем секретам, всегда стремился отойти от подражания Рубенсу, чтобы писать картины, которые бы по стилистике и содержанию были не похожи на работы ни одного другого художника.

Хотите построить собственную баню и при этом не разориться? Вместе с HotBanya баню построить легко, просто и быстро. Заходите на сайт, чтобы узнать основы и все тонкости строительства.

Его отец был богатым купцом и потому художник с детства тяготел к роскоши и богатству. Это в полной мере отразилось на его живописи. В 1615 году Ван Дейк уже имел собственную мастерскую. В 1618 году был принят в гильдию живописцев Святого Луки. В это же время он стал писать картины совместно с (1577-1640). Стоит отметить, что именно искусство создания портрета прославило его как настоящего мастера живописи. В XVI веке портрет занимал довольно низкое положение в европейской живописи и Ван Дейк смог сделать этот жанр невероятно популярным. За свою жизнь он написал сотни портретов людей. Также художник создавал семейные портреты и, так называемые, парадные портреты, одним из изобретателей которых он и является. Антонис ван Дейк вошёл в историю живописи, как непревзойденный мастер портрета, художник религиозных и мифологических картин. Ван Дейк также известен и как придворный художник. Работал при дворе короля Якова I и Карла I. Последний посвятил своего портретиста в рыцари и даже пожаловал ему статус королевского художника.

Антонис ван Дейк умер 9 декабря 1641 г. в Лондоне. За свою жизнь он написал большое количество картин, портретов официальных и высокопоставленных лиц. В настоящее время его работы хранятся в самых крупных музеях мира, среди которых: Эрмитаж, Лувр, Метрополитен-музей, Национальная галерея искусства в Вашингтоне, Галерея Лихтенштейн, Музей старинного искусства в Брюсселе и другие.

Автопортрет

Амур и Психея

Генриетта Мария

Генриетта Мария

Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд

Карл I на охоте

Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская

Любовь невзаимная

Люси Перси, графиня Карлайл

Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком

Мария Стюарт и Вильгельм Оранский. Свадебный портрет



Похожие статьи
 
Категории