Кавказские дольмены. Дольмены Кавказа

13.04.2019

Дольмены Западного Кавказа - мегалитические гробницы, оставленные представителями дольменной культуры среднего бронзового века . Распространены от Таманского полуострова (мыс Тузла) и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи. В южной части доходят до города Очамчире в Абхазии , а на севере - до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения своеобразных дольменов или «дольменообразных склепов» поздней постройки является Верхнее Прикубанье (бассейн реки Кяфар в Карачаево-Черкесии).

Изучена лишь малая часть дольменов. Практически, все они не охраняются, страдают от вандалов , а также разрушаются по естественным причинам. Сооружали западнокавказские дольмены в конце 3 - второй пол. 2 тыс. до н. э. К настоящему времени сохранилось около 3000 западнокавказских мегалитов, включая частично разрушенные. Часто дольменами также называют мегалитические подкурганные гробницы новосвободненской культуры. Статус гробниц в Карачаево-Черкесии пока довольно неопределённый. Сейчас считается, что их построили люди позднего периода дольменной культуры, а средневековые аланы просто вставляли в них свои каменные ящики .

Кроме классических дольменов, на южном склоне Главного Кавказского хребта распространены и мелкие сооружения, собранные из случайных камней. Имеются также небольшие подземные колодцевидные составные гробницы. Они перекрываются неполным ложным сводом и покровной плитой. Известна даже наземная гробница с настоящим куполом, набранным мелкой плиткой. Если колодцевидные гробницы однозначно относятся к дольменной культуре , то с хронологией других пока полной ясности нет.

Происхождение

Независимо от своего происхождения, дольмены на Западном Кавказе появились не на пустом месте. Более древние каменные гробницы известны в курганах майкопской и новосвободненской культур (или по-другому - в ранний и поздний период майкопско-новосвободненской общности). Но всё же наиболее близкие аналоги кавказским дольменам, по архитектуре и в какой-то мере по инвентарю, содержащемуся в них, имеются в бассейне Средиземного моря. Наблюдается и временно́е состветствие. Путь носителей дольменной традиции прослеживается в обратном порядке приблизительно так. Западный Кавказ и Западное Причерноморье - побережье Малой Азии - Сицилия и Северная Африка - Сардиния - Португалия. Это, конечно, только предварительная схема.

Одновременно с дольменниками их соседи на западе и северо-западе - представители кеми-обинской культуры - строили каменные ящики, иногда с пазами в плитах и даже расписывали их . А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения, Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.

Месторасположение дольменов

В расположении дольменов имеются некоторые закономерности: они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном - на высотах в 250-400 м над уровнем моря, максимальная высота - более 1000 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте.

Предназначение дольменов

Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений всех времён и народов. Конечно, они должны были выполнять и функцию святилища, скорее всего, семейного или родового: об этом, например, свидетельствует находка каменного алтаря при реконструкции дольменного комплекса на Жане (находится в Геленджикском краеведческом музее). Вновь реконструированный комплекс на реке Жане, а также многие дольмены с «двориками» позволяют представить себе происходившие когда-то там церемонии.

Некоторые дольменые комплексы были явно расчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и тот же комплекс на реке Жане. Они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого не проведена, а второй практически уничтожен.

Постройка дольменов

Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров.

Для построек использовали различные виды песчаников и известняков . В одной постройке могли сочетаться разные породы, например, известняк, жёлтый песчаник и красноватый железистый песчаник или жёлтый песчаник и его же, но с прослойками ракушечника и т. д. В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев.

Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками , которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена.

Архитектура дольменов

Конструкция

Редко, но бывает, что внутри камеры находят горизонтальные канавки - пазы для деревянной полки. И имеется один случай наличия круглого углубления над такой полкой, прямо напротив входного отверстия.

Составные дольмены могут отличаться от плиточных лишь тем, что не все плиты у них цельные. Но могут быть собраны из отдельных блоков в значительной мере или вообще полностью. Корытообразные дольмены, выдалбливаемые в скале или отдельном большом камне, обычно, имеют на фасаде имитацию портала плиточного дольмена. И они также могут быть ложнопортальными. Самый редкий вид - монолитные дольмены отличаются лишь тем, что не имеют съёмной крышы, так как выдалбливались через входное отверстие. Для дольменов последнего вида использовался только слабо цементированный в своей толще песчаник. К настоящему времени сохранился один относительно целый (Волконский дольмен) и один незавершённый монолиты.

Дольмен часто расположен на склоне, и его портал может образовывать террасу. Известен один случай, когда несколько протяжённых террас образуют подобие зиккурата . Но чаще территория перед фасадом дольмена оформлена в виде дворика . Это разного рода мощёные площадки иногда даже окружённые стенами из крупных плит. Высота такой стены может достигать даже уровня крыши самого дольмена. Иногда дольмен окружает круг из врытых в землю камней - кромлех , который может играть и роль крепиды (керб) для полы кургана. Редким для кавказских дольменов является дромос - крытый коридор, с параллельными или сходящимися стенками, подводящий в дольменному отверстию. Бывало, что коридор образовывала аллея менгиров. Естественно, что в этих вариантах дворик находился от дольмена подальше. К сожалению, не все архитектурные изыски дожили до наших дней.

Не все дольмены стоят открыто. Многие засыпались камнями по крышу или вообще оказывались внутри высокого кургана. Иногда лишь фасад дольмена оставался открытым. Иногда к нему вёл дромос. Известен один случай, когда дольмен оказался не в завале из камней - каирне , а в пустом пространстве, то есть в толосе (Псынако I). Хотя кое-где ещё также наблюдаются возможные следы таких конструкций.

После прекращения захоронений, дольмены в курганах, но с открытым фасадом или с дромосом, всё равно оказывались в толще кургана. Их специально заваливали или просто со временем затекали земля и камни. Совсем не обязательно, что курганы над дольменами всегда строили люди дольменной культуры. Это могли делать и те, кто пришёл позже и переиспользовал гробницы.

Гробницы в Карачаево-Черкесии отличаются тем, что имеют в плане форму прямоугольника и построены из хорошо обработанных ровных плит. Длинные боковые стороны набраны каждая из каменных длинных плит или брусков. Торцовые плиты могут быть прямоугольными, с пазами для соединения с боковинами, и состоят из одной или двух частей или имеют форму ступенчатого треугольника. Перекрытия плоские из двух длинных плит или в форме домика. Во втором варианте, крыша набрана длинными брусками и начинается от самого низа. Всё соединяется с помощью сответствующих пазов. Иногда используется и соединение на шпонках. Имеется круглое входное отверстие, закрывающееся пробкой. Внутри этого сооружения находится меньшее - грубо собранный из плитняка каменный ящик.

Орнаментация

Узор «текущая вода» на стенке составного дольмена с горы Нексис

Орнаментированный дольмен, долина реки Жане

Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированными и даже рельефными орнаментами. Но, вероятно, многие из них просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Орнаменты бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно был найден дольмен, чей фасад, украшен рельефными диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в некую рамку или изображение портала. Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. В другом варианте, зигзаг, наоборот, находится над прямой линией, чью роль играет шов в горизонтальной кладке. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.

Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.

Известно также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.

Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения. Это сцены охоты на оленя и борьбы (или танца?) двух людей. Второй сюжет с дольмена в посёлке Джубга полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры . Что, конечно, чрезвычайно важно.

Особняком стоят склепы со средневековыми аланскими захоронениями в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Считается, что это аланы украсили более древние постройки. Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых находят уже христианские мотивы.

Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах не имеют прямого отношения к собственно дольменам. Хотя всё же некоторые параллели им можно найти в мегалитическом искусстве Европы.

Список некоторых примечательных дольменов

Галерея

См. также

Примечания

Литература

  • Воронов Ю. Н. Древности Сочи и его окрестностей. - Краснодар: Кн. изд-во, 1979. - С. 45-57.
  • Кондряков Н. В. Дромосы и кромлехи дольменов Западного Кавказа // Сочинский краевед. - Сочи, 1999. - Вып. 5. То же в doc. Отдельно илл.: 1 лист, 2 лист, 3 лист.
  • Кондряков Н. В. Новые данные о дольменах Северного Причерноморья // Археология, архитектура и этнографические процессы Северо-Западного Кавказа. - Екатеринбург, 1997.
  • Кондряков Н. В. Тайны сочинских дольменов. - 2002. - 67 с. 2-е изд. - Майкоп: Качество, 2010. -132 с. - ISBN 978 5 9703 0219 4
  • Кудин М. И. Археоастрономия и дольмены // Сочинский краевед. - 2000. - № 7. То же в doc.
  • Кудин М. И. Дольмены и ритуал // Сочинский краевед. - Сочи, 1999. - Вып. 4. То же в doc. Продолжение в doc: 2000. - Вып. 6. Обе части.
  • Кузнецов В. А. В верховьях Большого Зеленчука. - М.: Искусство, 1977. - (Дороги к прекрасному). - С. 88-106.
  • Лавров Л. И. Дольмены Северо-Западного Кавказа // Труды АбИЯЛИ. - Сухуми, 1960. - Т. 31.
  • Марковин В. И. Дольменные памятники Прикубанья и Причерноморья. - 1997.
  • Марковин В. И. Дольменные постройки в бассейне реки Кяфар // СА, 1983. - № 2. - С. 90-109.
  • Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа. - М.: Наука, 1978. - 328 с. 1
  • Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа // Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа. - М.: Наука, 1994. - Археология с древнейших времён до средневековья, в 20 т. - С. 226-253. - ISBN 5 02 009723 3
  • Марковин В. И. Испун - дома карликов: Заметки о дольменах Западного Кавказа. - Краснодар: Кн. изд-во, 1985. - 112 с.
  • Резепкин А. Д. К вопросу о классификации дольменов и погребальном обряде «дольменной культуры» // Человек и древности: памяти Александра Александровича Формозова (1928-2009). - Тула: Гриф и К, 2010.
  • Резепкин А. Д. Типология мегалитических гробниц Западного Кавказа // ВАА. - Майкоп, 1988. - С. 156-163.
  • Рысин М. Б. Датировка комплексов из Эшери // СА, 1990. - № 2 (с аналогичным названием и текстом также см.: КСИА, 1990. - Вып. 199).
  • Семёнов В. А. Первобытное искусство: Каменный век. Бронзовый век. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - С. 370-378. - ISBN 978 5 91181 903 3
  • Тешев М. К. Мегалитический архитектурный комплекс Псынако I в Туапсинском районе // ВАА. - Майкоп, 1988. - С. 164-169.
  • Трифонов В. А. Что мы знаем о дольменах Западного Кавказа и чему учит история их изучения // Дольмены - свидетели древних цивилизаций. - Краснодар, 2001.
  • Фелицын Е. Д. Западно-кавказские дольмены // Материалы по археологии Кавказа. М., 1904.

Список сокращений

  • АбИЯЛИ - Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа. Сухуми
  • ВАА - Вопросы археологии Адыгеи
  • КСИА - Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии АН СССР
  • СА - Советская археология
  • УрГУ - Уральский государственный университет

Ссылки

  • Гаврилов М. В. Мегалитические памятники Республики Адыгея как объекты всемирного культурного наследия и некоторые возможности их использования в сфере туризма
  • «Колихо. Тайна дольменов Кавказа.» Научно-популярный фильм
  • Марковин В. И. Дискуссионные проблемы в изучении дольменов Западного Кавказа


Если спросить местных жителей о дольменах, они непременно расскажут легенду о карликах, которые когда-то поселились в этих местах. Народец был настолько крохотным, что для верховой езды использовал зайцев. Рядом с ними, как водится в сказках, жили великаны. Они-то и построили для своих слабосильных соседей каменные жилища, чтобы те могли укрываться во время непогоды.

Люди, склонные к эзотерическому объяснению непознанного, считают, что дольмены установили жители внеземных цивилизаций и наделили их магической силой, способной пробудить в человеке необычные способности, подарить ему любовь или восстановить здоровье.

Ученые выдвигают лишь гипотезы. На сегодняшний день есть две версии . Они могли быть как культовыми сооружениями племени или отделившегося рода, так и погребальными. При проведении раскопок во многих из них находили захоронения людей, живших в разные исторические эпохи, а рядом с ними и различные предметы, которые могли пригодиться усопшим в мире ином: от каменных скребков и черепков посуды из серой глины до средневекового оружия. Хотя более поздние захоронения, естественно, были вторичными.

На Западном Кавказе обнаружено и описано 2300 дольменов , большая их часть находится в районе Геленджика, Новороссийска и Шапсугской. Совершенно целых и не сильно разрушенных среди них около 150. Но даже такое количество артефактов не проливает свет на историю их создания. Точно известно только время их возведения, которое удалось определить на основании радиоуглеродного анализа органических остатков, извлеченных из камер дольменов. Было установлено, что западно-кавказские дольмены строились с 3500 по 1400 год до н. э.

Древние строители возводили дольмены из блоков кварцевого песчаника. В среднем вес сооружения составляет от 15 до 30 тонн. Это означает, что на территории Западного Кавказа должны были быть каменоломни, но даже малейших следов их существования по сей день не обнаружено. Если их не было поблизости, то каким образом огромные каменные глыбы доставлялись к месту постройки при отсутствии дорог, пригодных для перевозки тяжелых грузов? И главный вопрос: как древние архитекторы рассчитывали параметры плит, места соединений которых не имеют прямолинейной поверхности, а все плиты четко прилегают друг к другу за счет специально устроенных пазов? Места стыков настолько плотные, что между плитами невозможно просунуть и лезвие ножа. Удивительным кажется и то, что даже самые ранние постройки представляют собой не примитивные, а сложные сооружения. Примером идеальной работы инженерной мысли могут служить дольмены на горе Нэксис и на реке Жанэ под Геленджиком.

Современному человеку столь четкая подгонка деталей конструкции оказалась не под силу. При реконструкции дольменов составить многотонные плиты без погрешностей пока не удавалось. А в 2007 году в Сафари-парке Геленджика решили собрать дольмен из плит разрушенных построек, обработку и подгонку которых решено было осуществлять при помощи сверхточных электроинструментов. Однако и в этот раз строители бронзового века оказались выше на голову — между плитами вновь собранного дольмена остались зазоры в несколько сантиметров.

Так кто же были эти люди, владеющие столь совершенной технологией строительного дела? По предположению археолога Владимира Марковина, большую часть жизни посвятившего изучению кавказских дольменов, они жили в глинобитных лачугах, не знали железа, гончарного круга, землю обрабатывали мотыгами. И тем не менее, именно они создали сооружения, которые и сейчас поражают воображение совершенством конструкций.

Какими бывают дольмены




  • Плиточные дольмены обычно включают в себя четыре стены, крышку и пол, состоящий из одной большой или нескольких более мелких (пяточных) плит. Камера прямоугольная или трапециевидная. В плитах имеются пазы, за счет которых все плиты плотно соединены. Передняя плита, обрамленная выступами боковых и нависающим козырьком, образует портал.
  • Составные дольмены частично или полностью собраны из отдельных небольших блоков. Они имеют сложное геометрическое соединение. Форма камеры разнообразна: прямоугольная, трапециевидная, подковообразная, круглая и многогранная.
  • Корытообразные дольмены высекались в толще камня, а затем сверху накрывались плитой.
  • Дольмены-монолиты целиком вытесаны из одной глыбы камня или в скале. Встречаются очень редко.

Дольменная группа Усть-Сахрай


До основания в 1862 году поселка Усть-Сахрай на его территории было расположено дольменное поле. В настоящее время застройкой домов уничтожена его основная центральная часть. Первое упоминание об Усть-Сахрайских дольменах оставил Евгений Фелицын. Владимир Марковин, опираясь на заметки Фелицына, также упоминает Усть-Сахрай, но исследовать местные мегалиты ему не пришлось.

Исследование дольменной группы Усть-Сахрай осуществлено объединенной археологической экспедицией АРИГИ и АГПИ (ДГУ) в 1991-1994 годах под руководством Нурбия Газизовича Ловпаче.

От большого дольменного поля километровой протяженности в между реками Дах и Сахрай остались две группы западного и восточного края поселка. На Букреевой поляне, перед западной окраиной Усть-Сахрая, имеются около полусотни курганных насыпей. Под десятью из них рассмотрены и исследованы портальные и беспортальные дольмены, двухкамерные гробницы, каменный ящик, погребальные площадки с кромлехом и менгиром. За восточным краем поселка, между околицей и современным кладбищем, осталось 5 видимых мегалитических сооружений, три из которых частично исследованы.

Характерной особенностью Усть-Сахрайских дольменов является их хронологическая многослойность и конструктивно-типологическое разнообразие. Датируются мегалиты Усть-Сахрая второй половиной IV тысячелетия до н.э. — первой половиной III тысячелетия до н. э.

Дегуакская поляна находится в бассейне реки Белой (Шхагуаще). Свое название получила от ручья Дегуак, протекающего в северной части поляны. Она представляет собой обширную котловину, ограниченную с севера и востока руслом реки, дальним хребтом и облесенными склонами горы Гут. С юга поляна вклинивается в ущелье горы Писаной, а с запада постепенно сливается со склонами гор Сибир и Скала. Дегуакская поляна известна довольно большой группой дольменов. Их здесь более 200. Они занимают грядообразные и курганные поднятия из гравия и речной гальки. Датируются мегалиты Дегуакско-Даховской поляны IV-II тысячелетиями до н.э. Местные дольмены высечены из плит песчаников и песчанистых известняков и ракушечников.

При исследовании Марковиным группы дольменов Дегуакско-Даховской поляны были обнаружены фрагменты черноглиняных и сероглиняных сосудов с орнаментом, костяные изделия, сердоликовые бусы, бронзовые предметы.

Менгиры Дегуакско-Даховского дольменного некрополя просты и приземисты. Самый большой менгир высотой 2,5 м завершается антропоморфной личиной.

Кожжохская дольменная группа


Кожжохская дольменная группа открыта Фелицыным и описана в 1904 году. Она расположена на правой террасе правого берега реки Белая (Шхагуаще), между притоками Малый и Средний Хаджох, на северной окраине поселка Каменномостский.

В Кожжохской дольменной группе насчитывается 27 насыпей, из них 16 — с развалинами дольменов. Мегалиты этой группы датируются IV-III тыс. до н.э. При исследовании были обнаружены сероглиняные и черноглиняные сосуды, фрагменты лепных горшков и плоскодонных мисок, бронзовые наконечники стрел, бронзовая булавка, кремневые отщепы, кости животных.

В журнале раскопок дольменов Кожжохской группы Фелицын описал дольмен № 20, находящийся на высоком кургане. Дольмены этого типа редко встречаются на Западном Кавказе и в настоящее время в Адыгее не сохранились.

Дольмен «Хаджох-1» расположен на первой правой высокой террасе реки Белой (Шхагуаще), недалеко от автотрассы Майкоп — Каменномостский, на южном краю современного фруктового сада. Мегалит датируется IV-III тысячелетиями до н.э. Дольмен «Хаджох-1» хорошо сохранился, однако разрушены передние портальные плиты, а в задней плите пробито отверстие. Дольмен принадлежит к плиточному типу. Отверстие в передней плите слегка овальной, конусообразной формы, пол не прослежен, внутри камеры — слой земли.

Крышка дольмена представляет собой цельную плиту слегка трапециевидной формы.

Перед дольменом лежит каменная грибовидная втулка, изготовленная из песчаника красновато-коричневого цвета, по размерам не совпадающая с отверстием в передней плите. По словам местных жителей, эта втулка была принесена к дольмену с территории знаменитой Кожжохской дольменной группы, расположенной в 600-700 м к востоку от дольмена. Вероятно, «Хаджох-1» также относился к дольменной группе Кожжохская.

Дольмен «Азишский-1»


Дольмен «Азишский-1» выявлен в 1966 году. Он расположен на 12-м километре автодороги Хаджох-Ла-гонаки Майкопского района. Датируется мегалит III-II тысячелетиями до н.э. Дольмен принадлежит к плиточному типу портального варианта с двухступенчатой крышей. Перед портальной площадкой еще видны плиты, продолжающие ее на восток. Боковые плиты разломаны на две части. С внешней стороны видны остатки контрфорсов. На верхней стороне фрагментов портальной крыши — масса чашечных углублений. Лаз диаметром 30 см пробит у основания передней плиты. В боковых плитах высечены аккуратные пазы для торцовых стен.

Под все четыре стены подложены пяточные плиты, в которых выбиты пазы для основания стен. В настоящее время дольмен «Азишский-1» разрушен и требует реставрации.

Дольмен «Дудугуш-1»


Дольмен «Дудугуш-1» находится на высоте 1020 м над уровнем моря, на пологом отроге западного склона хребта, окружающего Хамышинскую котловину. Постройка достаточно четко ориентирована с севера на юг. Портал находится с южной стороны. Дольмен сооружен из плит песчаника желтого цвета. По конструкции он составной, камера элипсоидной формы.

Дольмен частично разрушен. Датируется серединой II тысячелетия до н.э.

На одной из плит дольмена обнаружен знак, представляющий собой вырезанную в песчанике окружность, которая в западной части усечена прямой линией. Знак продолжается двумя параллельными прямыми линиями, которые сходятся к точке соединения с линией, усекающей окружность. Между этими линиями выдолблена лунка. Внутри окружности, по ее диаметру, прорезаны две прямые линии, образующие крест. В восточной части знака параллельно линии, усекающей окружность, выдолблено еще 7 одинаковых лунок, расположенных в 2 ряда.

Солярные символы, встречающиеся по всему Кавказу на древних памятниках от эпохи камня до Средневековья, связаны с культом солнца.

Дольмен в селе Хамышки

В мире существует около 9 000 дольменов. Эти уникальные древние сооружения разбросаны по всему миру: Испания, Франция, Англия, есть они в Португалии, Индии, на Мальте, Корсике, Сицилии, Сардинии, в Северной Корее, Болгарии и других местах. Предполагают, что известный Стоундхэндж также относится к дольменам. Этим каменным сооружениям приписывают магическую силу - считается, что при общении с ними человек получает сакральные знания и открывает в себе необычные способности.

Дольмены - это каменные сооружения, мегалиты. Название «дольмен» произошло от соединения двух слов бретонского языка, «toal» - «стол» и «men» - «камень», что в дословно переводится как «каменный стол». Существует также и другая трактовка слова «дольмен», - «меняющий долю». Возраст кавказских дольменов - примерно 4-6 тысячелетий. Предположительно в 4-2 тысячелетиях до н.э. существовала неведомая цивилизация, от которой до нас дошли эти мегалитические сооружения.

Дольмены Кавказа располагаются на прибрежной полосе, которая тянется от Новороссийска до Абхазии на 400 км. По ширине эта полоса уходит в горы на 75 км, почти до Майкопа. Дольмены стоят обычно группами и занимают удобные и довольно ровные площадки по водораздельным возвышенностям, на плоских вершинах отрогов гор. Стоят они по бассейнам рек, обращенные порталом в открытое пространство - в основном на юг, восток, или в промежуточном направлении - между югом и востоком.

В середине ХХ века для изучения дольменов была создана специальная группа ученых-археологов под руководством Л.И. Лаврова (под эгидой Института антропологии и этнографии РАН). К 1960 году им был составлен каталог из1139 дольменов Северного Кавказа. Во второй половине ХХ века большую работу по систематизации дольменов проделала группа ученых под руководством В.И. Морковина, ученика и последователя Л.И. Лаврова. В своей монографии "Дольмены Западного Кавказа", В.И. Марковин определил распространение дольменов по региону Кавказа, подробно их исследовал и описал на основании изучения архивных материалов и результатов экспедиций 2308 дольменов.

Сочинский ученый В.М.Кондряков, много лет посвятил изучению и систематизации дольменов. Он наложил схему расположения дольменов на геологическую карту местности, и оказалось, что все дольмены расположены над линией разлома земной коры. Именно на этих линиях возникает и накапливается колоссальная сила напряженности. Это по сути дела аномальные зоны с различными потоками выбросов энергии.

Л.И.Лавровым была предложена классификация дольменов которой пользуются до сих пор.

  1. Плиточный - строился из 6 многотонных плит - одна фундамент или пяточный камень, две боковые плиты, портальная плита, задняя плита и плита перекрытия (по данным В.И. Марковина 92% всех дольменов именно плиточные.).
  2. Составной - составлен из нескольких крупных блоков.
  3. Полумонолитный или корытообразный дольмен - выдалбливался целиком в скальной глыбе и перекрывался сверху плитой.
  4. Монолитный - полностью высекался в скале через отверстие.

Отверстия дольменов закрывались каменными пробками - втулками фаллической формы весом до 150 кг. Сейчас такие пробки хранятся в музеях Краснодарского края.

Относительно дольменов существует множество теорий как научных, так и альтернативных. Зачастую они противоречат друг другу и не раскрывают загадочного происхождения этих древних сооружений. Существуют мнения, что дольмены это космические порталы, места захоронений древней знати, метеостанции, древние обсерватории, пункты телепортации и даже оружие.

Гипотеза, выдвинутая археологами, о том, что каменные сооружения являются погребальными захоронениями местной знати, самими же археологами и была опровергнута. В некоторых из них действительно были обнаружены захоронения, но выяснилось, что все они гораздо старше самих дольменов.

Многочисленные исследования показали, что Дольмены так же как пирамиды Египта и Стоунхендж и другие мегалиты Англии генерируют высокочастотные колебания и электромагнитные волны. Их активность возрастает на восходе и закате солнца, а также усиливается в переломные дни года - весенние и осенние равноденствия. В чем же причина данных явлений в мегалитах? Дело в том, что дольмены строились из кварцевого песчаника. Кристаллы кварца обладают свойством прямого и обратного пьезоэффекта. Кварц работает в огромном диапазоне частот, создавая акустические и электрические волны.

Самовозбуждение кристаллов кварца в мегалитах происходит за счет постоянного распространения на Земле акустических волн и электрических разрядов. Они образуются от деформации земной коры, вызванной в результате тектонической деятельности, землетрясений, извержений вулканов и приливно-отливных влияний Солнца, Луны и других планет. Следует учитывать, что дольмены строились на разломах в земной коре а в этих местах наблюдаются сильные энергетические потоки. Кристаллы кварца возбуждаются по всему объему массивной плиты дольмена, генерируя очень высокие частоты.

Сама камера дольмена является резонатором.Благодаря параллельным плитам в дольмене создается стоячая волна, как в камертоне. Если камертон поднести к источнику хаотического шума, он начинает звучать, генерируя определенную частоту. Так и камера дольмена усиливает подземные колебания. Внутри такой камеры создаются колебания, излучаемые через отверстие, или образуется плазмоидное тело.

Вполне возможно, что дольмены, связанные колебаниями между собой, образуют единую систему и воздействуют на природу, погоду и жизненные биологические процессы.

Очень интересный и единственный в своём роде - дольмен, найден в кургане на берегу реки Псынако в Туапсинском районе, возле посёлка Анастасиевка. Место, где он стоит, использовалось для ритуальных действий ещё в третьем тысячелетии до нашей эры и было святилищем. К дольмену подходит каменный коридор, перегороженный в нескольких местах крупными плитами. Учёные предполагают, что в нём заложена имитация небесного свода. Здесь изучались закономерности солнцестояния и велись наблюдения за луной. Это своего рода древняя обсерватория. В мире есть ещё четыре подобные мегалитические постройки. Одна в Ирландии, другая в Дании, третья в Португалии и четвёртая в Испании. Все дольменные постройки объединяет одно: они обращены фасадом к солнечной или светлой стороне. Это свидетельствует о том, что дольменостроители поклонялись Солнцу.

Часто мегалитические сооружения располагаются в центре кругов и спиралей, выполненных, как правило из правильно расставленных по окружности менгиров или выложенных камней. Встречаются комплексы как с одним, так и несколькими кольцами вокруг мегалита. Некоторые специалисты видят в этом кольцевом окружении некие ориентиры, расположенные по окружности, с помощью которых удобно заниматься астрономическими наблюдениями, находясь в центре мегалита. Отдельные исследователи видят в кругах некие волновые генераторы, усиливающие и передающие энергию от мегалита. Некоторые исследователи придают этому факту некую мистическую и ритуальную окраску.

На горе Нексис вблизи Геленджика расположены два дольмена, знаменитых благодаря своим уникальным конструкциям и хорошо доступных для посещения туристами. Особый колорит придает открытая поверхность горного склона с редкими низкими деревьями и альпийского вида лугами. Благодаря этому не только живописно смотрятся сами дольмены, не заслоненные зарослями деревьев, но и создаются прекрасные условия для наблюдения незабываемых видов окружающей местности. Один из дольменов имеет плиточную конструкцию с уникальной стыковкой массивных плит и необычными, сложными и кране редко встречающимися конструкциями зон стыковок плит. В народе этот дольмен назвали «Солнечный». Действительно, поверхность передней плиты покрыта желтоватым налетом какой-то микрорастительности. Поэтому под лучами солнца, особенно летом, на фотографиях дольмен получается желтоватого цвета. Существует поверье, что этот дольмен является носителем Солнечной энергии и способен восстанавливать жизненные силы человека. Сила дольмена «Солнечный» активизирует духовную энергию и высвобождает творческий внутренний потенциал, способствует омоложению организма, замедляет процессы старения, наполняет юношеской энергией душу человека.

Сколько бы противоречивых легенд не ходило вокруг дольменов, тот факт, что они обладают огромной энергетикой, отмечают многие побывавшие рядом с ними. Говорят, что у многих, кто находился рядом с ними, возникало головокружение, слабость или, наоборот, вдруг появлялась энергия и легкость. Сейчас организовывается множество семинаров и экскурсий на Дольмены Кавказа. Людям обещают необыкновенный мистический опыт и исполнение самых сокровенных желаний. Многие туристы едут на Дольмены самостоятельно, они расставляют палатки в горах, некоторые из них даже спят внутри каменных исполинов.

Многие путешественники, побывавшие на Черноморском побережье Кавказа, наверняка видели дольмены – древние сооружения из гигантских многотонных каменных плит – и уж обязательно слышали про них. На Западном Кавказе дольмены (от нижнебретонского tol – «стол» и men – «камень») встречаются от Таманского полуострова на севере до Колхидской низменности на юге – на протяжении около 500 км.

Сейчас на Западном Кавказе известно около 2300 дольменов, и, к глубокому сожалению, большинство из них частично разрушены. По самым скромным оценкам, в эпоху дольменостроительства их насчитывалось не менее 30 тысяч, но в дальнейшем многие из них были разобраны на отдельные плиты, которые использовались в качестве строительного материала. Возраст дольменов Западного Кавказа составляет 4 – 6 тысяч лет. Их появление совпадает по времени с сооружением во многих частях света других мегалитических сооружений (от греч. megas – «огромный» и lithos – «камень»). В первую очередь это построенные из огромных каменных блоков египетские пирамиды, Стонхендж в Англии, ряды каменных столбов-менгиров на западе Франции.

В основном дольмены располагаются небольшими группами на относительно ровных площадках по берегам рек, на пологих склонах гор, на плоских вершинах горных отрогов на высоте до 500 – 700 м над уровнем моря. Изредка дольмены встречаются на более значительных высотах – хребте Мезепу (1029 м), горе Разрубленный Курган (1300 м). Как правило, своим порталом дольмены ориентированы на юг, восток или юго-восток. Классификация дольменов основана на технологии строительства и включает четыре основных типа: плиточный, составной, полумонолитный (корытообразный) и монолитный. По данным российского исследователя В. И. Марковина, 92% всех дольменов плиточные. Составной дольмен сооружен из нескольких крупных блоков. Форма внутренней камеры в плане может быть прямоугольной, трапециевидной, подковообразной, круглой или многогранной. Полумонолитный дольмен представляет собой огромную каменную глыбу, в которой выдолблено корытообразное углубление. Сверху оно накрывалось плитой. Дополнительно делались портальные выступы и отверстие. Монолитный дольмен полностью высечен из каменной глыбы или скалы через небольшое круглое отверстие в портальной стенке. Это самый редкий тип дольменов. Монолитный дольмен обнаружен в районе станицы Эриванской Абинского района относительно недавно, в 2007 год Он целиком вырублен в скале. У него есть огромный портал (2 х 3 м), в нижней части которого располагается круглое входное отверстие диаметром 35 см. Отверстие ведет в небольшую камеру. По одному из предположений, этот дольмен до основания был засыпан грунтом в результате оползня во время строительства. В нижней части фасадной стенки дольменов находится сквозное, чаще всего круглое отверстие, ведущее во внутреннюю камеру. У сохранившихся в первозданном виде дольменов отверстия в фасадной стенке закрываются каменными пробками – втулками фаллической формы весом до 150 кг. В некоторых случаях по краям прохода, ведущего к портальной стенке, из камней выкладывался дромос – коридорный проход. Иногда вокруг дольменов сооружался кромлех – кольцо из отдельно стоящих камней. Средний вес составного дольмена оценивается в 15 – 30 т. У особенно крупных сооружений одна только покровная плита достигает 20 т. По расчетам, вес плиточного дольмена Капибг, расположенного в долине реки Аше, составляет 70 т.

Поражает, что плиты массой в несколько тонн соединены пазами с точностью до миллиметров. На стенках наиболее древних дольменов встречаются однотипные тематические рисунки. Среди изображений доминирует орнамент из вертикальных и горизонтальных зигзагообразных линий, а также треугольников. Настоящей сенсацией стало открытие в 2006 год дольменов в поселке Джуга. На одном из них были обнаружены петроглифы, изображающие животных и человека. Вопрос о назначении дольменов до настоящего времени остается открытым. Тем не менее большинство исследователей полагает, что они выполняли сакральную роль, связанную с культом мертвых. На эту мысль наводят некоторые конструктивные особенности дольменов, редкие сохранившиеся захоронения и различные ритуальные предметы. Археологические раскопки выявили сходство захоронений в дольменах и грунтовых могильниках, относящихся к эпохе бронзы. Обнаруженные скелеты находятся в классической «скорченной» позе, когда все кости неестественно близко прижаты друг к другу. Эту позу называют также позой эмбриона. Она имела важный смысл для древних людей, веривших, что в какой позе человек рождается, в той же должен и покинуть этот мир. Рядом со скелетами были найдены остатки бытовых предметов, каменные и бронзовые орудия труда, посуда из глины.

Основная трудность восстановления ритуалов, совершавшихся в кавказских дольменах, связана с большой длительностью их использования разными народами. Еще совсем недавно, в XIX веке, коренное население приносило к дольменам жертвенную пищу. Даже захоронения имеют очень широкий спектр: от одиночных до многочисленных.

Особое значение для восстановления ритуалов имеют окружающие дольмены конструкции: дромосы, кромлехи, курганы. Дромос символизирует прохождение человеком пути к лону богини, где покоится умерший или рождающийся. Многочисленные обряды, связанные с дромосами, известны у многих народов Кавказа. Так, у адыгов и шапсугов в случае засухи устраивались каменные подкопы и тоннели для вызывания дождя. Такие же тоннели сооружали во время эпидемий. У аварцев, даргинцев бездетные женщины и больные дети пролезали через отверстия в земле, вырытые на кладбище, чтобы приобщиться к оплодотворяющей силе земли и предков. Отверстия делались очень узкие, в них клали угольки (очищение огнем), яйца (символ возрождения), хлеб (очищение от демонов). Дромосы кавказских дольменов такие же узкие, и в них тоже находят множество угольковек. Кромлехи, окружающие дольмены, знаменуют рубеж, отделяющий сакральное пространство от обычного. Они связаны с культом солнца и его движения по небу. Захороненный в дольмене человек считался посредником между миром людей и богов. За тысячу лет до нашей эры строительство дольменов на Кавказе затухает и перемещается в Западное Причерноморье и на побережье Мраморного моря, в античную Фракию. Построенные здесь культовые каменные сооружения относятся уже к письменной эпохе, что помогает лучше понять истинное назначение дольменов.

Известно, что дольмен был священным местом для местных народов, где совершали обряды в честь великой Богини-матери и ее сына, умирающего и воскресающего бога, приобщаясь к которому захороненный в дольмене человек должен был возродиться. В России первым изучать дольмены начал академик П. С. Паллас в конце XVIII века. С тех пор, несмотря на многочисленные исследования, проведенные на данной территории, наука пока так и не смогла дать ответы на главные вопросы: как возникла, почему и куда исчезла культура дольменостроителей. До сих пор остается загадкой для ученых, где и как древние строители добывали такие огромные глыбы песчаника; как транспортировали и поднимали их по склонам гор; какими инструментами древние строители обрабатывали каменные блоки – этот археологический памятник поражает сверхточной подгонкой многотонных блоков по криволинейным стыкам. Но главным вопросом остается, почему, обладая таким высоким технологическим уровнем строительства, эта культура не оставила после себя других построек.

Дольмены – удивительные древние сооружения, сложенные из многотонных каменных плит песчаника. Они похожи либо на небольшие домики, либо на огромные коробки, контейнеры или гигантские скворечники (у каждого свои ассоциации). Местные народы – адыги, шапсуги – почитали дольмены как священные сооружения и называли их домами карликов («испун»). Плиточный дольмен состоит из шести многотонных плит: нижней (фундамента, или пяточного камня), портальной (фасадной), задней, двух боковых и верхней плиты перекрытия. Образованная плитами камера имеет форму прямоугольника или трапеции. В боковых плитах есть пазы, в которые входят точно подогнанные задняя и передняя плиты. Передняя плита, обрамленная выступами боковых плит и нависающим козырьком, образует портал. Обычно дольмены располагались под курганными насыпями, и, вероятно, эти выступы предупреждали сползание насыпи на переднюю плиту дольмена. Обязательное условие возведения дольменов – наличие рядом источника воды: реки, ручья, родника, причем это характерно и для западноевропейских каменных построек. В мифологии большинства народов мира вода – это среда, где зарождается жизнь.

Расположение дольменов у источников говорит о важной роли воды в ритуалах дольменостроителей. Монолитный дольмен Волконский расположен в окрестностях поселка Лазаревского, на берегу небольшой речки Годлик. Согласно исследованиям, возраст дольмена составляет около 4 тысяч лет. Это редчайший на всем Северо-Западном Кавказе дольмен-монолит, выполненный из гигантского валуна. Его длина составляет примерно 15 м, ширина – 8 м. Вертикальная фасадная стена идеально отшлифована, в ней вырублено круглое отверстие, которое ведет в основную подковообразную камеру со сферическим потолком. На высоте 4 м от земли перед фасадной частью дольмена устроена ровная площадка. На крыше сооружения имеется круглое углубление диаметром и глубиной около 60 см, предназначенное, вероятно, для совершения обрядов. К нему ведет единственный ступенчатый подход. Среди дольменов Западного Кавказа особое место занимает Кудепстинский жертвенный камень, известный среди местного населения как «черкесский камень» и расположенный на территории Кудепстинского лесопарка. Это огромная глыба песчаника, в плане имеющая форму треугольника с длиной каждой из сторон около 5 м. С северо-восточной стороны в камне высечены два углубления в форме сидений, разделенные каменным «подлокотником». Позади «сидений» на верхней плоскости камня сделано два параллельных корытообразных углубления размером 1 на 2 м. Здесь же выбиты четыре ямки и чашеобразное углубление диаметром до 20 см. Судя по характеру обработки и отдельным деталям, Кудепстинский камень относится к дольменному периоду, вероятно, в те времена он играл роль святилища. Легенда о происхождении дольменов. Давным-давно, во времена, о которых знает и помнит один всемогущий Аллах, в этом богатом крае, тогда покрытом непроходимыми лесами, жило только два племени, одно – больших как дуб, страшных на вид великанов, другое – маленьких карликов. Великаны жили в долинах рек и промышляли охотой, а карлики жили высоко в горах, у снегов, в темных, холодных пещерах, и занимались колдовством. Разъезжали карлики на запряженных зайцах. Великаны хотя и обладали страшной силой, но все же были глупы, как стадо баранов, тогда как карлики, силы совсем не имея, были очень хитры. Долго жили два племени, не зная ничего друг о друге. Но однажды карлики спустились в долину и увидели великанов. Те для потехи вырывали деревья с корнями и бросались скалами. Крошки-карлики хитростью и колдовством сумели покорить глупых великанов и заставили их служить себе. Они приказали построить им удобные маленькие жилища. Великаны живо взялись за дело, и вскоре в горах и долинах появилось множество каменных хат с маленькими круглыми отверстиями, через которые только карлики и могли пробраться внутрь. Много лет прошло с тех пор, давно уже нет карликов и великанов, а прочные каменные хаты стоят и сейчас.

Статья посвящена дольменам Западного Кавказа, которые рассматриваются не только как памятники древней материальной культуры, но и как значимые туристские объекты, ставшие настоящим брендом Олимпийского Сочи. Автором приводятся интересные сведения о мистической силе дольменов, проводятся сравнительные параллели с известными мегалитами зарубежья и раскрывается причина интереса людей к памятникам дольменной культуры.

Дольменная культура Западного Кавказа: география и наследие

По древним сказаниям горцев, одновременно с нартами - древними великанами - на Кавказе жили и крошечные люди, слабые и беспомощные, ездившие верхом на зайцах... Из жалости к этому малорослому народу нарты воздвигли им из громадных каменных плит непреступные крепости-дома, где в передней части были небольшие отверстия, в которые могли проникнуть только очень маленькие люди. Поэтому черкесы и назвали дольмены «испун», то есть дома для карликов .

Древние дольмены в жизни и эпосе горцев

Дольмены - это древнейшие культовые сооружения, название которых происходят от бретонских слов «taol» и «таеп», что означает «каменный стол». И действительно конструкция дольменов внешне напоминает стол, так как мощная ровная каменная плита лежит на нескольких опорах, стоящих на земляной поверхности. Дольмены относят к мегалитическим сооружениям или попросту к мегалитам - сооружениям из больших обтесанных камней, используемых в основном для гробниц. Древние мегалиты давно интересуют исследователей и просто обычных людей, но если первые глубоко и системно изучают мегалитическую культуру, то вторые рассматривают дольмены как живописную часть ландшафта, придавая им особые мистические свойства, используя в основном как объекты туристского показа.

Вместе с тем очень интересно и полезно проследить отношение людей к дольменам и ко всей дольменной культуре в рамках какой-либо одной территории.

Как известно, дольмены встречаются в самых разных уголках планеты: в Северной Африке, Европе, Южной Корее и других, но мы попытаемся исследовать некоторые грани проявления дольменной культуры на территории Западного Кавказа и в частности Большого Сочи.

Культура дольменов сложилась на территории современного города Сочи в среднебронзовую эпоху. К ней преимущественно относят дольмены - монументальные гробницы, соответствующие отложения в Большой Воронцовской пещере и отдельные объекты, разбросанные по разным районам Большого Сочи. Территория, которую

У входа в Большую Воронцовскую пещеру в Хостинском районе г. Сочи (фото автора)

ныне занимает прославленный российский курорт, всегда отличалась от других районов Причерноморья своей трудно- проходимостью вследствие сильной расчлененности рельефа. Скорее всего, по этой причине сочинские дольмены стали известны научному сообществу позднее, чем подобные сооружения в других регионах.

Одним из первых подробно описал и зарисовал сочинские дольмены Александр Миллер - известный русский исследователь Кавказа, этнограф и археолог. В 1907 г. он описал и зарисовал несколько дольменов в долине реки Аше и корытообразный монолит в Мамедовом ущелье на территории нынешнего Лазаревского района г. Сочи. Хотя ско-

Составной дольмен во дворе музея истории города Сочи (фото автора)

Корытообразный монолит «Целитель»

рее всего не он первым обнаружил этот памятник, так как и сейчас на нем отчетливо можно различить выбитое в камне изображение мальтийского креста со стоящей рядом датой - 1906 год.

Сегодня этот дольмен особенно известен и почитаем в этих краях, его называют «Целителем», приписывая особенную энергетику, способную наделить людей и животных редкой жизненной силой. Люди, живущие неподалеку, утверждают, что 19 мая 1986 г. ночью их разбудил сильный гул, хотя погода была ясной и безветренной. Утром обнаружилось, что три мощных дерева, выдернутые из земли как легкие травинки, лежали возле дольмена, а четвертое наполовину сожженное еще дымилось и имело причудливую форму. Эти деревья и сегодня лежат возле дольмена, усиливая необыкновенное впечатление, производимое этим загадочным мегалитом, формой напоминающего Египетскую пирамиду.

Местные жители даже замечают увеличение количества диких животных в этом месте и их вполне миролюбивого отношения к людям. Говорят, особенно полюбили дольмен зайцы, которые любят принимать на нем солнечные ванны. А может быть дело совсем не в солнечных ваннах, а в таинственных карликах, которые по преданию жили в дольменах и ездили на зайцах...? Тогда вполне можно предположить, что зайцы продолжают терпеливо ждать «своих хозяев».

Вообще в таланте и курортной изобретательности местным жителям Сочинского побережья не откажешь. Любой интересный объект или явление довольно быстро ложится в основу нового экскурсионного маршрута. Так, например, на дольмен «Целитель» сформировался эзотерический маршрут, где всем желающим предлагают ощутить на себе особенную омолаживающую энергию дольмена. Конечно обещания омоложения не более чем курортная реклама, но сила Кавказской природы действительно удивительна!

В этой связи следует отдать долг многочисленным исследователям дольмен- ной культуры Западного Кавказа, которые вот уже два столетия наблюдают за этими таинственными памятниками древней материальной культуры. Труд нескольких десятков ученых был обобщен и систематизирован в 1960 г. исследователем Л.И. Лавровым, который создал полный каталог дольменов. В нем насчитывалось 1139 дольменов, а также была предложена научная классификация дольменов Западного Кавказа, которая остается актуальной и в настоящее время.

Все многообразие существующих дольменов Лавров разделил на четыре группы:

  • 1. Группа обычных плиточных дольменов. Это самые распространенный тип мегалитов, конструктивно представляющий собой четырехугольный ящик, каждая сторона которого, а также дно и крыша представляет собой отдельную монолитную плиту.
  • 2. Группа составных дольменов. Это конструкции с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит.
  • 3. Группа корытообразных дольменов.
  • 4. Группа дольменов-монолитов.

В 1978 г. исследователь В.И. Мар- ковин обновил каталог дольменов, дополнив его до 2308 объектов. Благодаря кропотливой исследовательской работе эпоха дольменной культуры, расцвет которой приходится на первую половину II тысячелетия до нашей эры, стала более понятна и близка нам - современным людям.

Внимательно изучая особенности развития дольменной культуры, ученые обращают внимание на то, что на пике ее развития большое распространение получают плиточные строения трапециевидной формы с профилями четких пропорций. Такая конструкция придавала дольменам большую устойчивость, облегчала сборку стен и наводку перекрытий. Дольменные отверстия в этот период приобретают различные формы (круглые, в виде арки и пр.). Под плиточными дольменами появляются тщательно обработанные пяточные камни - своеобразный фундамент дольмена. Многие постройки прислонены к склонам и даже слегка впущены в них. Помимо плиточных дольменов в этот период создаются и корытообразные - их высекают в скалах, придавая им вид дольмена только с фасада. К концу периода расцвета доль- менной культуры появляются дольмены-монолиты. Такие изменения в конструкции этих культовых сооружений, по мнению ученых, происходят в связи с изменениями в погребальных обрядах. В поздние периоды культуры дольменов (середина II тысячелетия до н.э.) корытообразные дольмены дополняются камерами круглых очертаний и очертаниями в виде кувшина, а также отмечаются и ложнопортальные сооружения.

В целом дольменная культура разных регионов мира имеет много общего. В частности исследователи мегалитов Западного Кавказа отмечают их близкое сходство с плиточными дольменами Средиземноморья, а также памятниками-мегалитами Каталонии, Франции и Северной Африки. Однако археологическое наследие дольменной культуры в г. Сочи и Туапсинском районе так велико и разнообразно, что, несомненно, указывает на его временную продолжительность, а найденные и описанные дольмены представляют полный спектр всех известных конструкций этих образцов мегалитической эры.

Вообще территорию Сочинского курорта можно смело назвать «Мировой столицей дольменов», так как налицо три важнейших признака ее превосходства над другими регионами богатыми памятниками мегалитической культуры:

Во-первых - на территории Б. Сочи присутствуют все известные типы памятников дольменной культуры.

Во-вторых - некоторые из дольменов в архитектурном плане совершенно уникальны и не имеют аналогов в других регионах: дольмен-монолит, дольменообразные колодцеобразные гробницы (толосы), дольменные комплексы (Псынако-I).

В-третьих - такие конструктивные особенности, как окружение дольменов кольцом камней (кромлехом), наличие коридоров - дромосов, плиточные ложнопортальные сооружения, «обратные» дольмены и дольмены с двумя фасадами встречаются в районе Сочи в гораздо большем количестве, чем в других районах с развитой дольменной культурой.

Как уже упоминалось, район нынешнего г. Сочи в его слабо освоенных местах труднопроходим. Густой колхидский лес защищает многие укромные уголки курорта от современного варварства, но цивилизация неуклонно наступает и теснит заповедные природные территории, представленные в частности памятниками дольменной культуры. К сожалению, многие великолепные образцы мегалитических комплексов безвозвратно утрачены. В частности разбиты на щебенку и строительный камень, разорены дачниками и частными предпринимателями, выставляющими огромные камни-монолиты в виде украшений и альпийских горок в кафе или частных придомовых садах. Таких «эстетов» не смущает факт, что эти камни являются частью погребальных сооружений. Конечно, это происходит по причине невежества и какой-то языческой тяге поклонения силам природы, заключенной, по их представлениям, в огромных мегалитах.

Однако, так или иначе за последние несколько десятилетий были уничтожены: дольмены группы «Глинище I», разбиты дольмены группы «Солони- ки II», при прокладке лесовозной дороги был почти уничтожен торец боковой плиты дольмена группы «Нихетх I», на котором был изображен редкий зигзагообразный орнамент, а в 1997 г. при строительстве газотрассы в урочище Черноморка отвалом был засыпан уникальный плиточный дольмен и этот печальный список, к сожалению можно продолжить.

Вместе с тем на территории Сочи на текущий момент известно около двух сотен дольменов (189). Из них обследовано - 141, не обследовано - 48.

Если говорить о ведомственной принадлежности земель, на которых находятся памятники дольменной культуры, что тоже немаловажно для обеспечения их сохранности, то четверть из их числа находится на землях администрации города Сочи, а остальные на территории Сочинского национального парка. Территориально сочинские дольмены расположены как на горных склонах, так и в устьях горных рек. Наибольшая близость дольменов к морю отмечена в бассейне рек Аше и Псезупсе, а также ручья Годлик в Лазаревском районе, где расположен самый крупный и известный на побережье Волконский дольмен-монолит, ставший настоящим археологическим брендом Олимпийского курорта Сочи.


Волконский дольмен-монолит - туристский бренд Сочи-2014

В целом наиболее насыщен памятниками дольменной культуры именно Лазаревский район г. Сочи. Большое количество дольменов встречается на пути от Туапсе в сторону пос. Головинка к реке Шахе. За рекой Шахе в сторону центра Сочи дольменов отмечено мало и, как правило, они расположены в горных и труднодоступных местах. В самом Сочи дольменов нет, кроме дольмена, привезенного из Лазаревского на территорию музея истории города-курорта Сочи.

В Хостинском районе города обнаружен только один составной дольмен, так называемый «культовый камень с сидениями» рядом с пос. Кудепста. В Адлерском районе дольмены находятся главным образом в районе пос. Красная Поляна и Медовеевке. Есть еще одна интересная закономерность в расположении дольменов города Сочи - все они расположены в непосредственной близости от родников или ручьев, так как большая часть из них изготавливалась из песчаника, пласты которого формировались в непосредственной близости от водоемов.

  • Нарты - герои древних эпических сказаний многих кавказских народов.


Похожие статьи
 
Категории