Константин паустовский - разливы рек.

14.04.2019

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Брянская корпоративная региональная олимпиада учащейся молодежи 1. Комплексный анализ текста Литература Заочный тур г. 10 класс Выполните целостный анализ рассказа К.Г. Паустовского «Бриз», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: особенности времени и пространства; функцию пейзажа и пейзажных деталей в структуре текста; символику ключевых слов и деталей; смысл названия произведения; приёмы изображения внешнего мира в тексте и его соотнесенность с миром внутренним. Вы можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст. Обратите внимание: одинаковые работы оцениваются 0 баллов! К.Г. Паустовский Бриз Весь день шел дождь с холодным, порывистым ветром. Такая погода часто бывает в Москве в начале мая. Все было серое: небо, дым над крышами, самый воздух. Только асфальт блестел, как черная река. К старому, одинокому доктору в большой дом на набережной Москвы-реки пришел молодой военный моряк. В 1942 году моряк был тяжело ранен во время осады Севастополя и отправлен в тыл. Доктор долго лечил его, и в конце концов они подружились. Сейчас моряк приехал на несколько дней из Черноморского флота. Доктор пригласил моряка к себе на бутылку кахетинского и оставил ночевать. В полночь радио сообщило о взятии нашими войсками Севастополя. Салют был назначен на час ночи тот час, когда улицы Москвы совершенно пустеют. Дожидаясь салюта, доктор и моряк беседовали, сидя в полутемном кабинете. Любопытно, сказал доктор, допивая вино, о чем думает человек, когда он тяжело ранен. Вот вы, например, о чем вы думали тогда под Севастополем? Я больше всего боялся потерять коробку от папирос «Казбек», ответил моряк. Вы, конечно, знаете, там на этикетке нарисован Казбек, покрытый снегом. Ранило меня на рассвете. Было еще свежо после ночи, в тумане светило раннее солнце, надвигался знойный, тяжелый день. Я терял много крови, но думал об этой коробке и о снегах на Казбеке. Мне хотелось, чтобы меня зарыли в снег. Я был уверен, что от этого прекратится кровотечение и мне будет легче дышать. А солнце все подымалось. Лежал я в тени от разрушенной ограды, и эта тень делалась с каждой минутой все меньше. Наконец солнце начало жечь мои ноги, потом руку, и я очень долго подымал эту руку и передвигал ее, чтобы закрыть ладонью глаза от света. Пока что я не чувствовал особенной боли. Но я твердо помню, что все время беспокоился из-за коробки «Казбека». Почему вы так боялись ее потерять? Да как вам сказать Почти у всех новичков на фронте есть одна глупая привычка на всем, что они таскают с собой, писать адреса родных. На чехлах от противогазов, полевых

2 сумках, на подкладке пилоток. Все кажется, что тебя убьют и не отыщется никакого следа. Потом это, конечно, проходит. Чей же адрес вы написали на вашей папиросной коробке? спросил доктор и хитро прищурился. Моряк покраснел и ничего не ответил. Ну, хорошо, сказал поспешно доктор. Оставим этот вопрос. В это время в квартиру позвонили. Доктор вышел в переднюю, открыл дверь. Молодой женский голос сказал, задыхаясь, из темноты: Сейчас салют. Можно мне посмотреть на него с вашего балкона? Ну конечно, можно! ответил доктор. Вы что? Бегом мчались с третьего этажа на восьмой? Сердце себе хотите испортить! Погасите свет, сказал доктор; моряку из передней, и пойдемте на балкон. Только накиньте шинель. Дождь еще не прошел. Моряк встал, погасил свет. В передней он поздоровался с незнакомой женщиной. Пальцы их столкнулись в темноте. Женщина ощупью нашла руку моряка и легко ее пожала. Вышли на балкон. Пахло мокрыми железными крышами и осенью. Ранняя весна часто похожа на осень. Ну, сказал доктор, ежась от дождя, что же все-таки случилось с вашей коробкой «Казбека»? Когда я пришел в себя, коробка исчезла. Должно быть, ее выбросили санитары. Или сестра, которая меня перевязывала. Но вот что странно Что? Та то есть тот человек, чей адрес был на коробке, получил письмо о том, что я ранен. Сам я ему не писал. Ничего странного, сказал доктор. Кто-то взял коробку, увидел адрес и написал. История самая обыкновенная. Но вы, кажется, склонны придавать ей преувеличенное значение. Нет, почему же? смутился моряк. Но, в общем, это письмо обо мне уже оказалось в то время ненужным. Почему? Да, знаете, ответил, поколебавшись, моряк, любовь как бриз. Днем он дует с моря на берег, ночью с берега на море. Не все же нас так преданно и терпеливо ждут, как нам бы хотелось. Однако, заметил насмешливо доктор, вы разговариваете, как заправский поэт. Боже мой! воскликнула женщина. Какой вы прозаический человек, доктор! Нет, позвольте! вскипел доктор. В это время багровым огнем вспыхнул первый залп. Пушечный гром прокатился над крышами. Сотни ракет полетели, шипя под дождем, в мутное небо. Они озарили город и Кремль разноцветным огнем. Ракеты отражались в асфальте. На несколько мгновений город вырвался из темноты. Появилось все то, что жильцы высокого дома видели каждый день: Кремль, широкие мосты, церкви и дома Замоскворечья. Но все это было совсем другим, чем при свете дня. Кремль казался повисшим в воздухе и очень легким. Ускользающий блеск ракет и дождевой туман смягчили строгие линии его соборов, крепостных башен и колокольни Ивана Великого. Величественные здания потеряли тяжесть. Они возникали как вспышки света в пороховом дыму ракет. Они казались созданными из белого камня, освещенного изнутри розовым огнем. Когда погасала очередная вспышка, гасли и здания, будто они сами являлись источником этого пульсирующего огня. Прямо феерия какая-то! сказала женщина. Жаль, что салют в двадцать четыре выстрела, а не в сто двадцать четыре. Она помолчала и добавила:

3 Севастополь! Помните, какая там очень-очень прозрачная и зеленая вода? Особенно под кормой пароходов. И запах поломанных взрывами сухих акаций. То есть как это «помните»? сказал доктор. Кого вы спрашиваете? Я в Севастополе не был. Женщина ничего не ответила. Но я-то все это хорошо помню, сказал моряк. Вы были в Севастополе? Примерно тогда же, когда и вы, ответила женщина. Салют окончился. Женщина ушла, но через несколько минут вернулась, пожаловалась на головную боль, попросила у доктора пирамидона и снова ушла, смущенно попрощавшись. Ночью моряк проснулся, посмотрел за окна. Дождь прошел. В разрывах между туч горели звезды. «Меняется погода, подумал моряк, поэтому и не спится». Он снова задремал, но протяжный голос сказал совсем рядом: «Какая там очень-очень прозрачная вода!» и моряк очнулся, открыл глаза. Никого в комнате, конечно, не было. Он потянулся к коробке папирос на стуле. Она была пуста. Он вспомнил, что у него есть еще папиросы в кармане шинели. Моряк встал, накинул халат, висевший на спинке стула, вышел в переднюю, зажег свет. На столике около зеркала, на его морской фуражке лежала изорванная и измятая коробка «Казбека». Большое черное пятно закрывало рисунок снежной горы. Моряк, еще ничего не понимая, взял коробку и открыл ее, папирос в ней не было. Но на крышке с внутренней стороны он увидел знакомый адрес, написанный его собственной рукой. «Откуда она здесь? подумал моряк. Неужели» Почему-то испугавшись, он быстро погасил свет и, зажав коробку в руке, вернулся в комнату. До утра он уже не мог уснуть. Утром моряк ничего не сказал доктору. Он долго брился, потом умывался холодной водой, и руки у него вздрагивали. «Глупо! думал моряк. Что за черт!» Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой. Окна стояли настежь. В них лилась ночная свежесть. Утро рождалось в сыром блеске недавнего дождя. В этом утре уже было предчувствие длинного лета, теплых ливней, прозрачных закатов, летящего под ноги липового цвета. Моряк почему-то был уверен, что это утро и не могло быть иным. Тишина на рассвете, такая редкая в Москве, не успокаивала, а, наоборот, усиливала его волнение. Что, в самом деле, за черт! сказал вполголоса моряк. В конце концов бывают же в жизни и не такие случаи. Он догадывался, что эта женщина работала, очевидно, сестрой в Севастополе, первая перевязала его, нашла коробку с адресом и написала письмо той, другой женщине, забывшей его так легко и быстро. А вчера она услышала его рассказ, узнала его и нарочно принесла эту коробку «Казбека». «Да, но зачем она ее сберегла? И почему ничего не сказала? От молодости, решил моряк. Я же сам люблю всякие таинственные вещи. Надо обязательно зайти к ней и поблагодарить». Но тут же он понял, что понадобится отчаянная смелость, чтобы нажать кнопку звонка у ее дверей, и что он вряд ли на это решится. Через час моряк вышел от доктора. Спускался он по лестнице очень медленно. На третьем этаже он остановился. На площадку выходило три двери. Моряк с облегчением подумал, что он не спросил доктора, в какой квартире живет эта женщина и как ее зовут. Да и неловко об этом спрашивать. А теперь нельзя же звонить подряд во все двери и спрашивать неизвестно кого! В это время за одной из дверей моряк услышал знакомый голос. «Я вернусь через час, Маша, сказал этот голос. Я плохо спала эту ночь. Здесь очень душно. Пойду к реке». Моряк понял, что вот сейчас, сию минуту она выйдет и застанет его на площадке. Он бросился к двери и с отчаянно бьющимся сердцем позвонил.

4 Дверь тотчас отворилась. За ней стояла вчерашняя женщина. Из двери дуло ветром. Он развевал легкое платье женщины, ее волосы. Моряк молчал. Женщина вышла, захлопнула дверь, взяла его за руку и сказала: Пойдемте. Я провожу вас. Я хотел поблагодарить вас, сказал моряк. Вы спасли меня там в Севастополе. И послали по этому адресу письмо И, кажется, послала неудачно? улыбнулась женщина. Вы на меня не сердитесь? Они спускались по лестнице. Женщина отпустила руку моряка, поправила волосы. За что? спросил моряк. Все это очень странно. И хорошо Женщина остановилась, заглянула ему в глаза. Не надо волноваться, сказала она тихо. Хотя, что я говорю. Я сама волнуюсь не меньше вас. Они вышли на набережную, остановились у чугунных перил. Кремль просвечивал розовыми стенами сквозь утреннюю мглу. Женщина прикрыла рукой глаза и молчала. Моряк смотрел на ее руку и думал, что на этих вот пальцах была, наверное, его кровь. На этих тонких и милых пальцах. Женщина, не отнимая руки от глаз, сказала: Никогда я не верила, что это бывает так сразу. И что я увижу вас снова после Севастополя. Моряк взял ее руку. Он поцеловал эту маленькую и сильную руку, не обращая внимания на прохожих. Прохожие шли мимо, как бы ничего не замечая. Только отойдя очень далеко, они украдкой оглядывались и смущенно улыбались Литературное краеведение Как связаны жизнь и творчество К.Г. Паустовского с Брянщиной? Назовите эпизоды из его произведения, отражающие брянские впечатления автора. 3. Вопросы на знание художественного текста Где звучат эти вопросы? Назовите авторов и произведения. 1. Почему люди не летают так, как птицы? 2. Тварь я дрожащая или право имею? 3. Что ты жадно глядишь на дорогу? 4. Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта? 5. Какой русский не любит быстрой езды? 6. Как сердцу высказать себя, / Другому как понять тебя? 7. Что будет говорить княгиня Марья Алексевна? 8. Чего же боле? что я могу еще сказать? 9. Гений и злодейство две вещи несовместные? 10. Что же вас гонит - судьбы ли лишения, / Зависть ли тайная, злоба ль открытая? 4. Теоретико-литературный компонент Назовите все тропы и фигуры в стихотворении А. Ахматовой «Царскосельская статуя». Приведите примеры из текста стихотворения. Уже кленовые листы На пруд слетают лебединый, И окровавлены кусты Неспешно зреющей рябины, И ослепительно стройна, Поджав незябнущие ноги,

5 На камне северном она Сидит и смотрит на дороги. Я чувствовала смутный страх Пред этой девушкой воспетой. Играли на ее плечах Лучи скудеющего света. И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюбленной. Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной. 5. Творческое задание Завершился 2016 год Год Кино. Напишите сочинение-эссе на тему: «Литература и кино». Объем слов.


Ладошка это солнышко, А пальчики лучи. Поет о солнце скворушка, Кричат о нем грачи. Комплекс 1. Солнышко проснулось. Упражнение 1. Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки. Поочередно поглаживать

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Красота природы и красота души». Интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,

Илья Члаки Цикл «Закон природы» СИРОТКИ 2 Действующие лица: Муж Жена 3 На сцену выходят нарядные молодые супруги. Муж в костюме, Жена в подвенечном платье. Свершилось! Вот оно, счастье! Сказать честно,

Наблюдения за неживой природой Наблюдения за изменениями погоды проводятся ежедневно с целью углубить и обобщить представления о летних признаках: отмечается, что солнце ярко светит и греет, небо чистое

Праздник 8 марта для детей Второй младшей группы «Солнечные лучики» Сценарий разработала: Музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад «Солнышко» Смирнихина Р.И. Действующие лица: Взрослые: Ведущий, Матрѐшка,

Тема: М.Ю. Лермонтов «Утес» Цели: знакомство с личностью писателя через анализ его стихотворения; отработка навыков выразительного чтения; развивать воображение, умение учащихся понимать настроение и общий

Конспект занятия: «Листопад». Возрастная группа: 4-5 лет Цель занятия: Закрепить знания детей об осени. Образовательные задачи по интегрируемым областям: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних

Сценарий литературно-музыкального праздника в старшей группе «Осенний Петербург» Автор сценария: воспитатель ГБДОУ 105 Центрального района города Санкт-Петербурга Кононенко Людмила Викторовна Цель: способствовать

Сценарий проведение праздника посвященного дню матери 1Ведущий: Добрый день, дорогие мамы! Мы рады приветствовать вас на праздники, посвящённом Дню Матери. 2 День матери- Достойный, добрый праздник, Который

Открытый урок по природоведению в 5 в классе, посвященный всемирному дню воды Тема урока: "Вода источник жизни" Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле. Задачи: 1. Формирование экологических

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 44 г. Липецка Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление детьми описательных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 4 "Светлячок" Кулундинского района Алтайского края Конспект занятия по теме «Пожарная безопасность» в подготовительной группе Составила

РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс Вариант 1, Октябрь 2011 РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс Вариант 1, Октябрь 2011 ВАРИАНТ 1 1. Осенняя пора замечательная пора! 2. Начинается она с праздника красок. 3. Желтый лист л жит всюду.

Релаксационные упражнения «Кулачки» Отдыхаем. Руки на коленях. Что это? Волшебная сила сжала руки в кулачки, сильно, еще сильнее... Попробуем пересилить ее, пошевелим пальчиками, подуем, расслабим. Вот

Задания A21 по русскому языку 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в Крысобой вынул из рук у легионера (1) стоявшего у подножия бронзовой статуи (2) бич и (3) несильно

«Мамино сердце» Песня «Мамино сердце» - ансамбль «Фантазия» Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи: Кто на свете всех мудрее, Всех любимей и добрее? : И ей зеркальце в ответ: Все тут девицы прекрасны,

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. БИБЛИОТЕКАРЬ Отберите из представленных произведений только

Автор сценария Артур Бикматов СОШ 3 САМЫЙ НАСТОЯЩИЙ ДРУГ Действующие лица: Вова - мальчик 12-13 лет, способный, но ленивый. Витя друг и одноклассник Вовы, отличник. Маша одноклассница Вовы. Оля одноклассница

Ирина Сказка о том, как Елизавета королевство от Кашля спасала Глава I Сказка о том, как Елизавета королевство от Кашля спасала ила-была маленькая Елизавета. Это была Ж очень умная маленькая девочка. Малышка

Уильям МакКлири ИСТОРИЯ ПРО ВОЛКА МАЙКУ Глава Первая Как-то раз один папа укладывал своего сына спать. Майкл, которому уже исполнилось пять лет, попросил рассказать историю на ночь. Хорошо, согласился

МИНИСТЕРСТВО НА ОБРАЗОВАНИЕТО, МЛАДЕЖТА И НАУКАТА ЦЕНТЪР ЗА КОНТРОЛ И ОЦЕНКА НА КАЧЕСТВОТО НА ОБРАЗОВАНИЕТО в клас трите имена м ж б български; т турски; р ромски; д друг пол (език, на който най-често

03/10/13 Русский 2 Занятие 19 Имя Задание 1: Прочитайте стихотворение. Утомились малыши Учат правила «ЖИ-ШИ»! Что за правило такое, Не оставит их в покое?! Вот возьмём карандаши И заставим враз, пиши!

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида 17 Комплексное занятие «Осенняя песня» для детей подготовительной группы Подготовили и провели: Постникова Ирина Евгеньевна музыкальный

«Сказка новогодняя» Верим в детстве мы календарю Я к окну снежинку прикреплю Скоро наступает Новый год, Значит что-то вновь произойдет Длинный серпантин и конфетти Новый год мне снова возврати Пусть зеленой

По лабиринтам уличных тревог......................................................... 35 Есть место в душе.................................................................... 35 И памяти своей не откажи..............................................................

Кадр Что происходит Звук, примечания 1 Общий, статичный, top point (через люстру), длительный Андрей и Немой сидят на ступенях лестницы. Начинают подрагивать стекляшки на люстре. Гулкая тишина, откуда-то

Игры и упражнения, направленные на развитие временных представлений (4-5 лет). Упражнение с картинками «Разложи картинки по порядку». (Утро, день, вечер, ночь) Мама (папа): Я положу картинку, где нарисовано

Цели и задачи: приобщать детей к удивительному миру искусства, развить у них фантазию, творчество, воображение. Совершенствовать навыки работы гуашью и с бумагой; развивать эстетическое отношение к действительности;

Сценарий коллективного творческого дела по формированию здорового образа жизни у подростков (12-14лет) «Сохранить здоровье сохранить жизнь» Беликова С.В., воспитатель школьной группы ГКОУ «Детский дом

ЧУДЕСНОЕ ДИТЯ Давным-давно жили в одной стране рабби с женой. Каждый день молились они, чтобы Бог послал им ребёночка, но ответа на свои молитвы не получали. У евреев считается, что на Шавуот, в полночь,

Утренник 8 Марта для второй младшей группы Дети с цветами входят в зал, останавливаются полукругом около стульчиков. Ведущий- Что за праздник мы с тобой Первым встретили весной? Спросим всех детей на свете

Мой любимый друг 1. Вчера я рассказал преподавателю. 2. Это друзья. 3. 18 лет. 4. Я всегда на день рождения дарю книгу. 5. Мы занимаемся в одной группе. 6. Я объяснил, почему я купил этот компьютер. 7.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛЕШОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАЗРАБОТКА (классного часа) Тема «Мамино сердце» Подготовила: классный руководитель Букреева Галина

ВОЕННОЕ ЛИХОЛЕТЬЕ Салтыкова Эмилия Владимировна, г. Брянск Великая Отечественная Война. Это была самая кровавая война за всю историю нашего народа. Более двадцати семи миллионов погибших печальный еѐ итог.

Мороз невелик, а стоять не велит Вышел второй выпуск Альманаха на тему: «Образовательная и оздоровительная работа с детьми в зимний период на участке детского сада», в котором воспитатель, Котова Ирина

ДОКТОР АЙБОЛИТ. (По мотивам сказки К.Чуковского.) Сценарий для детского сада, где будут играть сами дети. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: СКАЗОЧНИК ДОКТОР АЙБОЛИТ ОБЕЗЬЯНКА ЧИЧИ СОБАКА АВВА ЛАСТОЧКА БАРМАЛЕЙ РАЗБОЙНИКИ

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт

Урок чтения в 1 классе. Тема урока: «Весенние деньки». (по книге Н.Ф.Виноградовой «Литературное чтение» II часть, с.22-25). Цели урока: - учить детей находить в литературном произведении описание картин

Пришелец. Эпизод 1. Таня, обычная современная девушка с маленькими наушниками в ушах, едет в автобусе, сидя в одиночестве на двойном сиденье. Голос в автобусе: - Остановка «Орбита». За окном появляется

Потерянный близнец Знаешь ли ты, что уже некоторое время, я задаюсь вопросом, наблюдая за тобой как ты растешь. Иногда я себе говорю, что ты был не один во время внутриутробной жизни. Возможно существовал

Типовые тесты экзамена по русскому языку для трудящихся мигрантов. Экзамен по русскому языку для трудящихся мигрантов состоит из 5 субтестов: Субтест 1. Лекиска. Грамматика. Содержит одно задание (25 позиций).

Парад Победы для детей средней группы (6,7) Май, 2016 г Действующие лица: Музыкальный репертуар: - ведущий - марш для входа (выхода); - тревожная музыка; Атрибуты: - песня «Славный День Победы» Н. Манукян;

Сказка о маленьком дельфине Однажды жил-был маленький дельфин. Родители звали его Мюнчи, что значит - Поцелуйчик. Он был не похож на других дельфинят, потому что у него была остренькая мордочка с вытянутыми

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 12» г. Усинска (МАДОУ «Детский сад 12» г. Усинска) «ЧЕЛЯДЬÖС 12 - А ВИДЗАНIН» ШКОЛАÖДЗ ВЕЛÖДАН УСИНСК КАРСА МУНИЦИПАЛЬНÖЙ АСШÖРЛУНА

Управление образования администрации города Белгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад 75 Конспект проведения прогулки «Осенние изменения

Победитель в номинации «Самое художественное эссе» КАК ИЗМЕНИТ ЖИЗНЬ В ТУВЕ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА? О. Б. Маады 1 Winner in The most artistic essay nomination HOW THE RAILROAD WILL CHANGE LIFE IN TUVA? O. B.

Светлана Рыбакова ПТИЦЕЛОВ Издательство Московской Патриархии Москва 2010 УДК 244 ББК 86 372 Р93 Р 93 Рыбакова С. Птицелов. М. : Издательство Московской Патриархии, 2010. 16 с. : ил. Наша книга расскажет

Новогодние огоньки (Сценарий для среднего дошкольного возраста) Дети под музыку цепочкой входят в зал за Снегурочкой и встают вокруг ёлки. Снегурочка: Ребята, посмотрите на нашу ёлочку красавицу, какие

Село Спасское Лутовиново. Тут писатель узнал природу, русских простых людей, жизнь животных и птиц «Записки охотника» «Автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него ещё никто не заходил» В.Г.Белинский

Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Без воды нет жизни на земле!» Выполнила: Медведева А.В. воспитатель стационарного отделения п.г.т. Игрим 2014 г. Цели: формировать у детей интерес к

Страница: 1 ТЕСТ 24 Фамилия, имя Прочитай текст. КОТЁНОК Класс Были брат и сестра Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле

Открытый классный час в начальных классах: «ЧТИМ ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!» Автор: Гречухина Наталья Александровна, учитель начальных классов МОУ Скворцовской СОШ, д.скворцово. Описание материала: данный материал

Михаил ПОЙЗНЕР Бикицер Вы что, спешите скорее, чем я?! Я много раз тебя знаю... ШО ты хочешь от моей жизни? Уже сиди и не спрашивай вопросы. Обрезание надо иметь в голове... Я не могу его слышать, потому

СЦЕНАРИЙ ЛИНЕЙКИ 1 СЕНТЯБРЯ 2009 ГОДА Подготовка: мачты корабля, рында, штурвал, спасательный круг, костюм матроса, воротнички УДАРЫ РЫНДЫ Песня «Школьный корабль» (2 куплета) 1 Вед. Здравствуйте, дорогие

Константин Паустовский

Разливы рек

Поручик Тенгинского пехотного полка Лермонтов ехал на Кавказ, в ссылку, в крепость Грозную.

Весна выдалась не похожая на обыкновенные русские весны. Поздно распустились деревья, поздно цвела по заглохшим уездным садам черемуха. И реки запоздали и долго не могли войти в берега.

Разливы задерживали Лермонтова. Приходилось дожидаться паромов, а иной раз, если паром был поломан или ветер разводил на разливе волну, даже останавливаться на день-два в каком-нибудь захолустном городке.

Лермонтов равнодушно слушал жалобы проезжающих на высокую воду и дрянные отечественные дороги. Он был рад задержкам. Куда было скакать сломя голову? Под чеченскую пулю?

Впервые за последние годы он с тревогой думал о смерти. Прошло мальчишеское время, когда ранняя гибель казалась– ему заманчивым исходом в жизни. Никогда еще ему так не хотелось жить, как сейчас.

Все чаще вспоминались слова: «И может быть, на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной». Он был бесконечно благодарен Пушкину за эти строки. Может быть, он еще увидит в жизни простые и прекрасные вещи и услышит речи бесхитростные, как утешения матери. И тогда раскроется сердце и он поймет наконец, какое оно, это человеческое счастье.

Городок, где пришлось задержаться из-за гнилого парома, был такой маленький, что из комнаты в «Номерах для проезжающих» можно было рассмотреть совсем рядом – рукой подать – поля, дуплистые ивы по пояс в воде и заречную деревню. Ее избы чернели на просыхающем откосе, как стая грачей. Навозный дымок курился над ними.

Из окна было слышно, как далеко, за краем туманной земли, поет, ни о чем не тревожась, пастуший рожок.

– Когда пройдет это кружение сердца? – спросил себя Лермонтов и усмехнулся. Он снял пыльный мундир и бросил на стул. – Круженье сердца! Кипенье дум! Высокие слова! Но иначе как будто и не скажешь.

Вошел слуга.

– Тут какие-то офицеры картежные стоят, – доложил он Лермонтову. – В этих номерах. Хрипуны, охальники – не дай бог! Про вас спрашивали.

– Будет врать! Откуда они меня знают?

– Ваша личность видная. Играть с ними будете? Ай нет?

– Отстань!

– А то я вам мундир почищу. В каком мундире к столу сесть совестно. Одна пыль!

– Не трогай мундир! – приказал Лермонтов и добавил, ничуть не сердясь, а даже с некоторым любопытством: – Станешь ты меня слушать или нет?

– Как придется, – уклончиво ответил слуга. – Я перед вашей бабкой Евангелие целовал за вами смотреть.

– Знаешь что, – спокойно сказал Лермонтов, – ступай ты подальше! Надоел.

Слуга вышел. Лермонтов расстегнул рубаху, лег на шаткую койку и закинул руки за голову.

В дощатом домишке рядом с «номерами» сидел у окна худой паренек и вот уже который час наигрывал на гармонике один и тот же мотив, – должно быть, совсем ошалел от скуки: «Ах ты, барыня-сударыня моя! Ах ты, барыня-сударыня моя! Ах ты, барыня-сударыня моя!»

Лермонтов слушал, глядя сумрачными глазами на стену. Там было старательно выведено синим карандашом: «Пристанище для путешествующих по державе Российской».

Российская держава, Россия! Нескладная родная страна!

Утром Лермонтову встретился на улице слепой солдат. Он просил милостыню. Солдата вела за руку девочка лет четырнадцати, вся в лохмотьях. Сквозь грязную рвань просвечивало ее детское нежное тело.

– Кем он тебе приходится, этот солдат? – спросил Лермонтов девочку.

– Да никем. Я сирота. А ему пушечным огнем глаза выжгло.

– В бою под Тарутином! – хрипло прокричал солдат. По его зажатым воспаленным векам ползали мухи, но солдат их не отгонял.

«Ах ты, барыня-сударыня моя! Ах ты, барыня-сударыня моя!» – повизгивала гармоника.

Лермонтов дал солдату полтинник.

Слуга лежал на подоконнике в «номерах» и смотрел на улицу.

– Напрасно вы их балуете, Михаил Юрьевич, – сказал он укоризненно из окна.

– Помалкивай, пока я тебя не отправил в Тарханы!


Да, Россия… В Москве, на вечере у Погодина, Лермонтов впервые встретился с Гоголем. Гости сидели в саду. В этот день было народное гулянье. Из-за кирпичной ограды проникал с бульвара запах пропотевшего ситца. Пыль, золотясь от вечерней зари, оседала на деревьях.

Гоголь, прищурив глаза, долго смотрел на Лермонтова – чуть сутуловатого офицера – и лениво говорил, что Лермонтов, очевидно, не знает русского народа, так как привык вращаться в свете. «Попейте кваску с мужиками, поспите в курной избе рядом с телятами, поломайте поясницу на косьбе – тогда, пожалуй, вы сможете – и то в малой мере – судить о доле народа».

Лермонтов вежливо промолчал. Это Гоголю не понравилось.

Лермонтов был удивлен разговорами Гоголя, его брюзгливым голосом. За ужином Гоголь долго выбирал, помахивая в воздухе вилкой, в какой соленый груздь эту вилку вонзить.

Одно было ясно Лермонтову; Гоголь им пренебрегал. «Способный, конечно, юноша. Написал превосходные стихи на смерть Александра Сергеевича. Но мало ли кому удаются хорошие стихи! Писательство – это богослужение, тяжкая схима. А офицер этот никак не похож на схимника».

В ответ Гоголю Лермонтов, выждав время, прочел отрывок из «Мцыри»,

– Еще что-нибудь, – приказал Гоголь.

Тогда Лермонтов прочел посвящение Марии Щербатовой:

На светские цепи,
На блеск утомительный бала
Цветущие степи
Украины она променяла…

Гоголь слушал, сморщив лицо, ковырял носком сапога песок у себя под ногами, потом сказал с недоумением:

– Так вот вы, оказывается, какой! Пойдемте!

Они ушли в темную аллею. Никто не пошел вслед за ними. Гости сидели в креслах на террасе. Обгорали на свечах зеленые прозрачные мошки. На бульваре лихо позванивала карусель.

В аллее Гоголь остановился и повторил:

Как ночи Украины,
В мерцании звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных…

Он схватил Лермонтова за руку и зашептал:

– «Ночи Украины, в мерцании звезд незакатных…» Боже мой, какая прелесть! Заклинаю вас: берегите свою юность.

Гоголь сел на скамью, вынул из кармана клетчатый платок и прижал его к лицу. Лермонтов молчал. Гоголь слабо махнул ему рукой, и Лермонтов, стараясь не шуметь, ушел в глубину сада, легко перелез через ограду и Есриулся к себе.


За окном прогремели по булыжникам колеса, брякнул и замолк колокольчик под дугой, захрапели лошади; топоча сапогами, скатился по лестнице гостиничный слуга, знакомая девочка-нищенка пропела серебряным голосом: «Барыня-красавица, подайте копеечку убогому слепцу-кавалеру», и гармоника споткнулась и затихла. Кто-то новый приехал в гостиницу. Лермонтов встал с койки и подошел к окну.

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

Константин Паустовский уроженец Москвы, родился в 1892 году 19 (31) мая. Из воспоминаний писателя ясно, что его отец, железнодорожный статистик, был непоправимым мечтателем, поэтому постоянно менял службу. После множества переездов семья обживается в Киеве. Мальчик поступает в первую классическую гимназию Киева. Когда он был шестиклассником, папа бросил семью, и юноше пришлось заниматься репетиторством, чтобы зарабатывать деньги.

Сильно повлиял на юного Паустовского Александр Грин. Первое произведение Константина "На воде", которое он создал в 1912-м еще в гимназии, опубликовало киевское издание "Огни". Паустовский бриз читать После гимназии юноша продолжил учебу в Университете Киева, а затем перешел в Университет Москвы. Из-за войны учебу пришлось прекратить. Константин стал вожатым в трамвайном парке Москвы, позже работал на поезде санитарного назначения.

После погибели двух братьев на фронте, Костя возвращается к маме, но потом опять начинает скитаться. В 1916-м он отыскал себе пристанище на Азовском море, став рыбаком. В Таганроге он начал создавать "Романтики" – первое большое произведение.

После революций Константин стал корреспондентом в Москве. Но вскоре снова начал ездить: сначала в Киев, в Одессу, затем в Сухуми, в Батуми, и в Тифлис. После Кавказа Константин очутился в Армении, затем в северной Персии. В 1923 году он стал редактором РОСТА в Москве. В 1928-м вышли в свет роман "Блистающие облака" и сборник рассказов "Встречные корабли".

В 30-х годах Константин был занят в изданиях "Правда", "Наши достижения","30 дней". Тогда были поездки в Астрахань, Соликамск, Калмыкию. После издания повести "Кара-Бугаз" в 1928-м году Паустовский стал писателем-профессионалом. Паустовский бриз читать Он продолжает много путешествовать, посещает Алтай, Среднюю Азию, Крым. Особенно он тяготеет к Мещерскому краю. Во время Отечественной войны, Паустовский был военным журналистом. С 1945 по 1963 г. автор создавал автобиографическую "Повесть о жизни", в которую входит шесть книг. В 50-х к писателю пришло признание всего мира, он стал путешествовать по странам Европы, долго жил на Капри. Заметки из поездок легли в основу ряда очерков и рассказов.

Дело было в Москве в далёком пороховом 1944 году. Моряк, коих много участвовало в Севастопольской кампании находился в кабинете доктора и с нетерпением ждал салюта в честь освобождения города русских моряков.

Салют был назначен на час ночи и моряк хотел курить. Он вспомнил, что у него есть табачок в прихожей в шинели. Оказалось, что доктор тоже не спал. Моряк поведал об одной военной хитрости новичков, что у него была жестяная коробочка от Казбека, на которой был написан домашний адрес. Коробочку он потерял при ранении. И тут в ночном коридоре появилась женщина.

Все трое дождались салюта, во время которого наш моряк высказал мысль, что любовь похожа на морской бриз. Она дует днём с моря, а ночью в сторону моря.

Картинка или рисунок Бриз

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Корнель Сид

    Действие произведения начинается с момента, когда Эльвира, служившая воспитательницей в доме доны Химены, сообщает, что ее отец из двух потенциальных женихов выбрал дона Родриго

  • Краткое содержание Чехов Цветы запоздалые

    Княгиня с дочерью вразумляют Егорушку. Матушка совестит его сыном бывшего крепостного, который выбился в люди и стал врачом. Сестра сочувствует, полагая, что брат пьет от безответной любви. Утомившись от их нотаций

  • Краткое содержание Лагерлеф Святая ночь
  • Краткое содержание сказки Гримм Рапунцель

    Семье, в которой жил муж с женой, всё никак не удавалось произвести на свет ребёнка. Супруги не отчаивались. И в один чудесный день, женщина узнала, что скоро их семью ждёт пополнение.

  • Краткое содержание На заре туманной юности Платонова

    Ольга - главная героиня, у нее умерли родители во время войны, поэтому она осталась совсем одна. Маленькая девочка не привыкла к жизни сироты. Ольга начинает стирать убираться в доме, подражая матери

Константин Георгиевич Паустовский — писатель, классик отечественной литературы, родился 31 мая 1892 года в Москве .
Журналист Валерий Дружбинский, работавший литературным секретарём
Паустовского в 1965—1968, в воспоминаниях («Паустовский, каким я его помню») писал: «Удивительно, но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времён и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и остался самим собой.»
Во время судебного процесса над Синявским и Дан
иэлем Паустовский (вместе с Чуковским) открыто выступил в их поддержку, предос тавив суду положительные отзывы о творчестве писатей . В 1965 он подписал письмо с ходатайством о предоставлении Солженицыну кварти ры в Москве, а в 1967 — поддержал Солженицына, написавшего письмо IV Cъезду советских писателей с требованием отменить цензуру литературных произведений.

Уже незадолго до смерти, тяжело больной Паустовский направил письмо Косыгину с просьбой не увольнять главного режиссёра Театра на Таганке Любимова. За письмом последовал телефонный разговор с Косыгиным, в котором Константин Георгиевич сказал: «С вами говорит умирающий Паустовский. Я умоляю вас не губить культурные ценности нашей страны. Если вы снимете Любимова, распадётся театр, погибнет большое дело» . Приказ об увольнении подписан не был.


Константин Паустовский. Утренник. Радиоспектакль с участием Ии Саввиной, Ростислава Плятта, Олега Табакова, 1976

Настоящее и прошлое нашей действительности, полной борьбы, самоотверженности, а иногда - трагизма и лишений, писатель рассматривает теперь преимущественно с точки зрения тех ее элементов, которые принадлежат миру желаемого будущего. Нравственно-философская основа миросозерцания писателя - вечное «непокорство» идеала, требующего реализации в изменчивом и конфликтном земном бытии. Здесь и его сила, и его слабость. Слабость - в том, что как только он покидает почву воображаемого и желанного, так все подвохи «суровой правды жизни» становятся у него на пути, как зло, избежать которого куда легче, нежели одолеть. Сила - в неутомимости призыва к человеку и человечности.



Романтический ключ сообщает прозе Паустовского характерные для нее легкость и яркость. Она отталкивается от повседневной «деловитости», она не может поступиться своей праздничностью, которую автор стремится донести до читателя в чистом, нерасплесканном виде. Писатель уводит нас в простор полей, продутых свежим ветром, в сумрак влажных, тенистых лесов Мещоры. Его мир - это жизнь, какой она бывает, какой может быть и более всего - какой быть должна. Это храм невраждебной природы, искусства и красоты, где мирно и дружелюбно соседствуют века, народы, культура, где каждая травинка растет для умножения прекрасного.

Константин Паустовский "Бриз" (1965)

От автора и Доктор - Владимир Татосов
Военный моряк - Павел Луспекаев. Медсестра - Татьяна Доронина

http://reportage.su/audio/

“Но самым плодотворным и счастливым для меня оказалось знакомство со средней полосой России... Она завладела мной сразу и навсегда... С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речку Таруску..”

Сказки Паустовского



Похожие статьи
 
Категории