Краткая биография анны павловой для детей. Анна Павлова: биография знаменитой балерины

07.02.2019

Анна Павлова – великая балерина, символ эпохи, творческая личность, без которой русский балет никогда не обрел бы многочисленных поклонников по всему миру. Эта хрупкая женщина пожертвовала всем во имя любви к искусству, а ее занятие благотворительной деятельностью спасло немало человеческих жизней.

В ее честь голландцы вывели прекрасный сорт ослепительно белых тюльпанов, а австралийцы создали восхитительный десерт под названием «Анна Павлова»; Павлова стала музой известного скульптора, вдохновительницей многих поколений танцоров. Она умела впитывать культуру других стран и воплощать ее через свой танец, не отступая от канонов классического балета. Балерины с таким широким диапазоном являются настоящим сокровищем мирового танцевального искусства.

Детство великой примы

Несмотря на известность, Анна Павлова не любила рассказывать о себе, считая, что ее личная жизнь должна оставаться тайной для окружающих. Балерина старалась не давать интервью, жила достаточно закрыто, считая смыслом своей жизни только балет. Самую известную книгу о ней напишет неофициальный муж Виктор Дандре – «Анна Павлова. Биография», где раскроет благородство души и самопожертвование великой примы русского балета.

Точная дата рождения Анны Павловой неизвестна – согласно церковной книге записей, это было 12 февраля 1881 года, а метрики о рождении содержат дату 31 января того же года. С отчеством балерины также нет определенности: по одним данным, она была Лазаревна, по другим – Матвеевна. Матерью Анны Павловой была Любовь Федоровна Павлова, женщина невероятно красивая, умная, служившая прачкой у богатого банкира Лазаря Полякова.

Плодом незаконной страсти стала маленькая Аня, однако во избежание позора официально признать ее банкир не мог, а потому разрешил дать дочери только свое отчество. Поэтому отцом балерины по документам стал супруг Любови Федоровны – простой солдат Матвей Павлович.

Анечка родилась слабой, недоношенной девочкой, часто болела, а потому была невероятно бледной и худенькой. В своих воспоминаниях о детстве Анна Павлова говорит, что жили они с матерью крайне бедно, однако та всегда находила способ обрадовать любимую дочурку. Однажды, когда балерине исполнилось восемь лет, они с мамой отправились в Мариинский театр на чудесный спектакль «Спящая красавица». Происходившее на сцене действо так очаровало Павлову, что та решила непременно стать танцовщицей, связать свою жизнь с балетом навсегда.

Когда мама привела юную Анну в балетную школу, директор решительно заявил о том, что примет девочку только тогда, когда ей исполнится десять лет. По воспоминаниям балерины, это время ожидания стало для нее настоящим испытанием: мечта быть на сцене и танцевать, как волшебная фея, ни на минуту не оставляла ее.

Вскоре Анна Павлова была зачислена в Императорскую школу балета, где провела девять лет, без устали занимаясь на пределе сил по девять часов в сутки. Тяжелый режим, больше похожий на монастырский, не только не сломил волю великой балерины, но помог ей окончательно определиться с будущей профессией.

Слабое здоровье балерины давало о себе знать не лучшим образом, однако бойцовский характер не позволял Анне сдаться и отказаться от танцев. В 1898 году состоялся выпускной концерт, на котором балерина вдохновенно танцевала в балете «Мнимые дриады» партию дочери дворецкого.

Экзаменаторы были очарованы необычностью, точностью ее движений, умением в рамках классического подхода выразить свою индивидуальность. Овладев классической техникой балетного танца, Павлова по окончании училища получила диплом с титулом лучшей танцовщицы, а затем была зачислена штатной балериной в Мариинский театр.

Творческий путь примы

Дебют на большой сцене состоялся в балете «Тщетная предосторожность», где Павлова танцевала вместе с двумя другими балеринами. Анна Павлова была чудесно сложена: длинные руки и ноги, высокий подъем, невероятная хрупкость балерины очаровывали, восхищали поклонников, а ее мастерские па на сцене заставляли замирать даже самых требовательных ценителей балета.

Балет стал смыслом ее жизни, однако чтобы танцевать первые партии, ей нужно было овладеть техникой «стального носка». Занимаясь частным образом с известными хореографами Э. Чекетти и К. Беретта, Павлова значительно повышает свое мастерство, что позволяет ей обойти знаменитых итальянских балерин и получить первые роли в спектаклях Петипа.

Не имевшей протекции Анне Павловой приходилось добиваться всего самой, пробивать путь на сцену собственным упорством и мастерством. И вот в 1900 году ей доверяют исполнить партию Флоры в «Пробуждении Флоры», где ее партнером становится известный хореограф Фокин. Балет имел оглушительный успех, и предложения исполнить ведущие женские роли следовали одно за другим:

  • Павлова станцевала партию Никии («Баядерка») таким образом, что судьба героини обрела особую трагичность и смысл.
  • Жизель Анны была так хороша, что публика аплодировала стоя.
  • Пахита, исполненная Павловой, сделала этот балет мировым достоянием.
  • Китри стала одной из самых удачных танцевальных партий для балерины, благодаря этой роли Павлову назвали первой балериной Мариинского театра.

В 1908 году начинается гастрольная деятельность балерины, вспоминая о которой она отмечала, что публика принимала их труппу чрезвычайно благосклонно, осыпала овациями и цветами. Анна Павлова исполнила главную роль в балете «Лебединое озеро», произведя небывалый фурор, а затем в Париже балерина присоединилась к труппе Дягилева и танцевала балет «Сильфида».

Однако надолго в «Русских сезонах» Павлова не задержалась, душа балерины требовала творческой свободы, и около 1910 года прима основала свою труппу. Начался новый этап в жизни балерины и сотрудничество с Фокиным, поставившим для нее спектакль «Дочери горного короля».

Психологическая наполненность и завершенность ролей, исполненных Павловой, давала спектаклям новую жизнь, как это произошло, например, с танцем умирающего лебедя. С гастролями великая балерина Анна Павлова объездила весь мир, побывав даже во многих городах Америки, где публика принимала ее с восхищением и осыпала дорогими подарками.

Финансовые разногласия с руководством Мариинки привели к разрыву контракта с балериной, однако в 1914 году после длительных уговоров Павлова возвращается в Россию и радует публику своими выступлениями. После отъезда за границу Павлова уже никогда не вернется домой, однако после революции прима не осталась безучастной к бедам родины: она отправляла благотворительные посылки, жертвовала значительные суммы на помощь нуждающимся, финансово помогала балетному училищу в Петербурге.

Последние годы примы

Личная жизнь Анны Павловой была насыщенной, однако мужчины никогда не были смыслом ее жизни. Доподлинно известно о четырех ее романах, однако официально Павлова никогда не была замужем и не имела детей.

Избранником Павловой стал некий Виктор Дандре, горный инженер, занимавший в обществе положение гораздо выше, чем у нее, а потому не помышлявший о женитьбе на простой мещанке. Когда власти обвинили его в растрате огромной суммы и посадили под арест, Павлова, узнав об этом, направила гонорар за спектакль на спасение любовника.

Дандре выехал тайно за границу без паспорта и жил долгое время в поместье Анны Павловой в Англии. В дальнейшем он стал импресарио балерины и добился немалых успехов на этом поприще, организовав выступления ее труппы в Америке и Европе. Для Дандре личная жизнь его спасительницы не была тайной, он знал о ее романах с танцовщиками, однако безропотно сносил многочисленные измены.

В 1931 году великая балерина прибыла с гастролями в Нидерланды, однако в поезде Павлова простудилась, к тому же в пути на нее упал кофр и сильно ударил по ребрам. Павлова никому не рассказала о травме, однако, прибыв в отель, чувствовала себя разбитой и потеряла сознание.

К ней сейчас же прислала своего личного врача королева Вильгемина, и тот поставил неутешительный диагноз – плеврит. Другой доктор, прибывший из Парижа, застал ее без сознания и пытался спасти, сделав дренаж легких, но 21 января 1931 года балерина погибает, не дожив до своего пятидесятилетия всего пару дней. Автор: Наталья Иванова

Анна Лазаревна Павлова является легендой русского балета. Ей поклонялись, ею восхищались и боготворили.

Ее танец умирающего белого лебедя смогла повторить только Майя Плесецкая. Вся ее жизнь была подчинена балету.

Она отказалась от семьи ради искусства. Анна считала, что балерина, как монахиня должна служить сцене и не иметь отвлечений.

Детские годы и учеба

Информация, касающаяся даты рождения великой балерины существует разная. По одним источникам она родилась 31 января, а согласно другим – 12 февраля 1881 г.

По документам, Анна родилась в семье прачки Любовь Федоровны Павловой и крестьянина, служившего простым солдатом – Матвея Павловича.

Однако большее распространение получила другая версия.

Девочка стала незаконнорожденным плодом любви богатого помещика и ее матери, которая работала у них одно время горничной.

Анна в детстве

Банкир Лазарь Поляков не мог признать малышку своей дочерью, это нанесло бы непоправимый урон его репутации.

Однако разрешил дать ей свое отчество. Так Анну в документах записали как Лазаревну, но с фамилией матери — Павлова.

Девочка родилась недоношенной. Из-за слабого здоровья росла худенькой, имела бледную кожу и часто болела.

Первые годы жизни они с матерью жили в небольшой деревне на чистом воздухе под Санкт- Петербургом.

Жизнь их была бедной, но мама старалась иногда баловать девочку.

Самым удивительным событием, которое перевернуло всю жизнь малышки, стало посещение Мариинского театра.

Мама купила билеты на спектакль «Спящая красавица». Девочка была очарована действиями на сцене. И с тех пор все ее мысли были сосредоточены на балете.

В 8 лет Анну привели на вступительные испытания в балетную школу, но педагоги порекомендовали прийти через 2 года.

В 1891 г. девочку приняли в балетное училище. Дисциплина там была очень строгая.

Занятия только балетному искусству длились по 8 часов ежедневно.

Однако уже тогда у Анны Павловой проявился боевой дух.

Она старалась быть лучше всех, хотя из-за слабого здоровья переносить такие колоссальные нагрузки ей было тяжело.

Во время учебы к ним в училище приехала с визитом царская семья. Анна вместе с другими воспитанницами тогда впервые вышла на сцену перед такой важной публикой.

В 1898г. 16-летняя Анна окончила училище с «красным» дипломом и присвоением звания «первой танцовщицы».

Выпускной партией была роль дочери дворецкого в спектакле «Мнимые дриады».

Становление балерины

Молодая выпускница сразу попала в состав Мариинского театра. Первый раз на большой сцене она выступила в танце втроем в балете «Тщетная предосторожность».

Через 2 года ей доверили танцевать центральную партию в постановке «Дочь Фараона» на музыку Цезаря Пуни.

Чуть позже Анне Павловой поступило предложение станцевать роль Никии от Мариуса Петипа, который ставил «Баядерку».

В 1903 танцует партию Жизель в одноименном балете.

Начало XX в. было ознаменовано новаторскими идеями и реформами в балетном искусстве. Активным сторонником перемен был хореограф Михаил Фокин.

Анна Павлова стала первой, кто стал участвовать в постановках М. Фокина. Он стал ее новым учителем.

Она танцевала партии в таких его постановках, как «Эвника», «Шопениана», «Египетские ночи».

Однако самым выдающимся плодом их сотрудничества стал балет «Умирающий лебедь», в котором звучала музыка К. Сен-Санса.

Анна выполнила эту партию практически на полной импровизации. И этот танец стал символом и шедевром всего балетного искусства.

Сам композитор, присутствовавший на исполнении этого балета, был потрясен современной трактовкой его музыки и тем, как балерина смогла передать эту гамму чувств через танец.

Так к Анне Павловой пришла известность и про нее стали говорить: «В ее танце живет сам Бог».

Мировая известность и зарубежные гастроли

В 1907 г. Мариинский театр поехал с гастролями за границу в Стокгольм. Там выступления прошли с большим успехом.

Однако Анна хотела свободы в действиях и самостоятельности в принятии решений.

В 1909 г. она сама ставит спектакль «Ночь Рубинштейна». Этот танцевальный монолог о безумной страстной любви публика встретила овациями.

Тогда балерина, оглушенная успехом, принимает решение уйти из театра. Театр не хотел отпускать свою приму, и Анна идет на компромисс.

Она заключает контракт лишь на участие в некоторых, наиболее любимых спектаклях.

Но идея создать свою мобильную труппу, и заявить о русском балете на весь мир не оставляет великую балерину.

В 1910 она выплачивает театру большую неустойку за преждевременное расторжение контракта и уходит в «свободное плавание».

Самостоятельные гастроли со своей уже труппой она начала с оглушительного успеха во Франции и Англии.

В Москве вышла на сцену Зеркального театра, установленную в саду Эрмитаж. Затем организовывается длительный тур по Европе.

После своим балетом Анна поразила публику в США, Чили, Бразилии и Аргентине.

В каждой стране балерина любила изучать местные танцевальные традиции. Потом она включала их в свои балетные постановки.

Балетная труппа Анны Павловой была единственной, у которой в репертуаре можно было увидеть восточные мотивы, африканские и индийские движения.

В Австралии были так покорены грацией и легкостью балетных па танцовщицы, что в ее честь придумали воздушный десерт и назвали его «Павлова».

Во многих английских городах воздвигли памятники, изображающие русскую приму балета.

Личная жизнь

Молодую, восходящую «звезду» балета увидел на спектакле богатый, влиятельный предприниматель Виктор Дандре.

Он был потомком известного дворянского рода, поэтому имел хорошее образование, знал несколько языков.

Ему льстили ухаживания за девушкой, перед талантом которой преклонялись даже царские особы. Однако о браке он даже и не думал.

Виктор стал покровителем балерины. Снял для нее уютную квартиру с личным танцевальным классом, водил в шикарные рестораны и дарил дорогие подарки.

С Виктором Дандре

Вскоре Анна поняла, что у этих отношений нет будущего. Они были не равны по социальному положению, и балерина разорвала их роман.

Она окунулась с головой в работу, гастроли. А у Виктора пошла «черная» полоса.

Он стал банкротом, задолжал большую сумму денег и не смог погасить долг. На него завели судебное дело.

Предпринимателя посадили в тюрьму и назначили сумму для залога, которую его родственники собрать не могли.

Анна Павлова узнала о том, что ее возлюбленный в тюрьме, находясь на гастролях в Париже.

Она выслала необходимую сумму для залога и вызвала Виктора к себе.

Предпринимателю пришлось тайно покидать Россию, так как он был под подпиской о невыезде, и у него не было паспорта.

В Париже в 1911 молодые люди тайно обвенчались в церкви. Анна взяла у Виктора обещание, что он никому не расскажет об их браке.

В Лондоне они поселились в собственном особняке, вблизи которого был пруд с лебедями.

Впоследствии Виктор Дандре стал организатором ее гастрольной жизни. Он вел бухгалтерию, хозяйство, проводил деловые встречи, и отвечал за бытовые вопросы.

Последний танец и смерть

«Она не танцует, но летает по воздуху», – так писала петербургская газета «Слово» о величайшей балерине прошлого века Анне Павловой. Ставшая легендой при жизни, она сделала необыкновенно много для того, чтобы слава о русском балете пронеслась по всему миру.

Павлова переосмысляла затанцованные роли, сохранила очарование романтизмом. Ее манера исполнения дала новый этап в истории русского балета. Классический балет, едва не погибший, обретает современность, оттого и вечную ценность. Ее отличное от других танцовщиц толкование Жизели, Никии, Одетты перенято последующими поколениями. Поэтому именно на русской сцене сохранилось то неумирающее, вечное, что было присуще Анне Павловне Павловой. В ее день рождения предлагаем рассмотреть некоторые необычные факты из биографии великой балерины.

Очарование балетом

Кажется, что Анна Павлова танцевала всегда. Она будто родилась, уже очарованная балетом. Но настоящая любовь к балету пришла лишь после увиденного в девятилетнем возрасте утреннего представления «Спящей красавицы». Интересно, что это была премьера спектакля, поставленного Петипа. Балет произвел настолько сильное впечатление на Павлову, что, от природы застенчивая и мягкая, она впервые высказала свою твердую волю избрать карьеру балетной танцовщицы. Можно представить, сколько девочек, также пришедших на представление, сказали: «Когда я вырасту, то буду танцевать, как принцесса Аврора!» И только одна сдержит слово.

Туфли Анны Павловой

Анне Павловне было трудно подобрать обычные туфли. Поэтому она всегда возила с собой чемоданчик на 36 пар, который периодически пополнялся новыми. Старые же туфли раздавались.

Та же проблема была и с балетной обувью. Анна Павлова предпочитала заказывать ее у известного итальянского мастера Ромео Николини. Балерина очень внимательно относилась к балетной обуви, ведь от ее качества и удобства зависело, насколько удастся тот или иной пируэт. Поэтому туфли часто приходилось переделывать. Однажды Николини даже сказал: «Да, это большая честь, что Анна Павлова моя заказчица. Но если бы у меня было две Павловых, я бы погиб».

Удивительно, но во времена Анны Павловой пуант как таковых не существовало. Это объяснялось тем, что техника танца был несколько проще, чем сейчас. Поэтому форма танцевальных туфель была ближе к бальной, но, конечно, без каблука. Они были мягче, чем современные туфли, тонкой работы, отличались изяществом. Но это вовсе не означает, что раньше балерины танцевали на цыпочках. Они учились как бы зависать и сохранять равновесие на кончиках пальцев. Для этого порой носок балетной туфли мог быть прошит для большей устойчивости балерины.

Павлова и Дягилев

Многие уверены, что именно Дягилев открыл Павлову миру. Но это не так. Анна Павлова уже танцевала в Швеции, Дании и Германии еще за год до возникновения «Русских сезонов». Более того, именно Павлова предложила Дягилеву включить в оперный сезон и балет (первые «Русские сезоны» были исключительно оперными). Дягилев изначально не верил в то, что европейцам, а тем более парижанам, понравится русский балет. Дягилев долго не соглашался, но после одобрения некоего комитета он все же решился попробовать включить балет в «Сезоны». Стоит отметить, что тогда условием показа русского балета в Париже был приезд Анны Павловой в составе труппы Дягилева.

Павлова и Чаплин

Чарли Чаплин был большим поклонником Анны Павловой. «Мы похожи с вами, Анна! – как-то сказал Чаплин. – Я – бродяга, Вы – сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят...».

Впервые они встретились на банкете, устроенном в честь Анны Павловой. Чаплин, обращаясь к танцовщице, сказал, что английский язык не может передать те чувства, которые он к ней испытывает, и выразить то величие, которое являет собой Павлова. Поэтому он намерен говорить по-китайски. С этими словами Чаплин, имитируя китайскую речь, войдя в раж, поцеловал руку Павловой. Так и завязалась их дружба. Позже Чарли Чаплин выступал в роли консультанта Анны Павловой при записи ее номеров на кинопленку.

Благотворительность Анны Павловой

Во время Первой мировой войны везде, куда приезжала Анна Павлова, устраивались спектакли в пользу Красного Креста. По окончании же войны она давала концерты в «Метрополитен-опера» и на всю выручку отсылала посылки с продуктами в Петербургское и Московское училище. Позже она стала посылать деньги в Россию для раздачи более нуждающимся артистам петербургской и московской труппы.

В Париже Анна Павлова решила устроить приют для русских детей, оставшихся сиротами. В итоге она организовала женский приют в Сен-Клу. Теперь большая часть денег, вырученных от спектаклей, шла на приютские нужды. Анна Павлова была озабочена не только тем, чтобы девочки имели кров, но и получили образование, практическую подготовку к жизни, а по выходе из приюта – работу. Все девочки учились или в русской гимназии, или во французских колледжах. Каждой Павлова предоставляла свободу выбора специальности.

Портрет Анны Павловой

Многие ошибочно думают, что Анна Павлова в своем известном номере «Умирающий лебедь» вдохновилась грацией своего лебедя. Это не так, ведь номер был поставлен задолго до появления ее любимца. И первоначально танец назывался просто «Лебедь», и лишь через несколько лет появился эпитет «умирающий».

Непривычно пустынная сцена. Нет кордебалета, декораций. Нет оркестра. Нет аккордов вступительной вариации. Вспыхивает беспощадно резкий, концертный свет. Танцовщица стоит в дальнем углу сцены, опустив голову, уронив скрещенные руки. После одного такта вступления арфы, с первым звуком виолончели она поднимается на пальцы и тихо и грустно плывет через сцену.

Фокин вкладывал в номер тему лирического покоя. Танец сам был музыкой. Это был монолог. И пускай в конце Лебедь все же умирал, но его смерть была умиротворенной.

Но облик Лебедя меняется с приходом войны и революций. Анна Павлова, проникая своим танцем в души, как бы вбирала в себя их отклик. Постепенно лиризм Лебедя окрашивался трагизмом. Менялся смысл движений. Поступь ног становилась напряженнее, резче обозначались повороты головы и тела. Руки-крылья поднимались, падали и вдруг приникали к груди, где теперь в белом оперении кроваво пылал рубин. На грудь склонялось лицо.

Ксения Тимошкина

Будущая балерина родилась 12 февраля 1881 года в деревне Лигово под Петербургом в семье швеи(которой приходилось подрабатывать прачкой) Любови Павловой. Родилась недоношенной и выжила чудом. Официального отца — отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова — Аня не помнила.

Богатое детство бедной девочки

Молва считала ее настоящим отцом Лазаря Полякова, банкира и младшего брата российского« железнодорожного короля» Самуила Полякова. Возможно, это просто легенда. Но она, во всяком случае, объясняет некоторые неувязки между бедным детством солдатской дочки и снятой для Аниной бабушки двухэтажной дачей в Лигове — аристократическом предместье Северной столицы, куда на лето съезжались театральная богема и тогдашние нувориши. Да и частое посещение Мариинки и обучение в столичной Императорской балетной школе тоже стоили денег. И немалых.

В балет со второго раза

Впрочем, в балетную школу болезненную девочку приняли только со второго захода. То, что она станет танцовщицей, Аня знала с восьми лет, едва побывав с матерью на балете в Мариинке. Тогда она заявила: «Я буду танцевать Спящую Красавицу в этом театре!» Однако первая попытка поступления в школу закончилась провалом. Вторая попытка тоже чуть было не сорвалась. Судьбу Ани решил председатель приемной комиссии — знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. Посмотрев танцевальный номер Ани Павловой, седоусый мэтр вынес вердикт: «Пушинка на ветру — она будет летать на сцене».

Популярное

Нескладная Павлова по прозвищу Швабра

В училище поддерживалась дисциплина, которой позавидовала бы и казарма! Подъем в восемь, обливания холодной водой, молитва, завтрак, а затем восемь часов изнурительных занятий у балетного станка, прерываемых лишь вторым завтраком(кофе с сухариками), обедом, не утолявшим голода, да ежедневной часовой прогулкой на свежем воздухе. В половине десятого вечера ученицы были обязаны находиться в своих постелях. Плюс конкуренция, ревность, интриги.

Анне с ее странной осанкой и слабым здоровьем изрядно доставалось от ее гибких, фигуристых подруг — одно прозвище Швабра чего стоило!

В технике танца Анна уступала многим балеринам, в том числе прежним выпускницам той же школы — звездам русского балета Матильде Кшесинской, Тамаре Карсавиной и Ольге Преображенской. Она не могла« прокрутить» все 32 фуэте, как это делала Кшесинская. Но зато хрупкой и воздушной Павловой не было конкуренции по части артистизма и балетной импровизации. Она не работала, а танцевала — самозабвенно и вдохновенно.

Это произвело впечатление на строгих экзаменаторов во время выпускного спектакля. Он состоялся весной 1899 года и стал для Павловой одновременно и дебютом в качестве« корифейки» — так тогда называли танцовщиц, зачисленных в труппу императорского театра.

Триумф корифейки

Карьера Анны развивалась стремительно. Она быстро перешла из кордебалета на роли второй солистки, а начиная с тревожного и смутного 1905-го стала именоваться балериной. Сбылось пророчество опытного Петипа — теперь уже все столичные газеты не жалели превосходных эпитетов в адрес восходящей звезды, отмечая, что с появлением Павловой на сцене русский балет обрел новое дыхание.

Единственная любовь Анны Павловой

К счастью для Анны, ее первый покровитель оказался первой же и единственной любовью на всю жизнь. Сын обрусевшего французского эмигранта Виктор Дандре был красив, богат, отличался изысканными манерами. Сначала он протежировал начинающей балерине из спортивного азарта. Он снял для Анны роскошную квартиру и устроил в ней зал для танцкласса, которым в то время не могла похвастать ни одна начинающая актриса. Никаких серьезных намерений в отношении Павловой он не выказывал, но настаивал на том, что она должна стать звездой первой величины. А потом ни к чему не обязывающая связь обернулась для Дандре самой настоящей любовью. И одновременно главным делом жизни! Потому что если и существовал тогда, на самой заре« шоу-бизнеса», сверхуспешный международный арт-проект под названием Anna Pavlova, то раскрутил его не кто иной, как постоянный импресарио балерины Виктор Дандре.

Сергей Дягилев и его сезоны

В 1909 году покровитель балерины познакомил свою протеже и возлюбленную со знаменитым театральным антрепренером Сергеем Дягилевым, организатором триумфальных Русских сезонов в Париже. Дягилев сразу же предложил Анне танцевать в его постановках, а Дандре обязался купить для будущей примы теперь уже парижской сцены сногсшибательные туалеты. Он от своего слова не отступил, но в результате этих и прочих трат влез в долги, которые привели незадачливого спонсора в долговую тюрьму. Ходили слухи, что кроме трат за Виктором числились и растраты казенных средств…

«Подходящий муж для жены — то же, что музыка для танца»

Как бы то ни было, у вчерашнего преуспевающего чиновника, денди и мецената не оказалось под рукой денег, чтобы внести залог. И пока длился изнурительный процесс, занявший целый год, Анна уехала в Париж одна…

Анна Павлова спасает любимого

Злые языки, конечно, не преминули прокомментировать ее отъезд: все ясно, любовь к покровителю улетучилась вместе с его деньгами! Анна не стала оправдываться. Но сразу же после триумфа в Париже подписала очень выгодный, кабальный договор с известным лондонским театральным агентством, а полученный за будущие гастроли аванс тотчас отослала Виктору. В Париже Анна и Виктор тайно обвенчались.

Тайное замужество и семейные гастроли

В 1912 году Анна и Дандре организовали собственную труппу, которая два десятилетия колесила по странам и континентам, увеличивая армию поклонников балерины. Тайные супруги арендовали в Лондоне усадьбу Айви-Хаус с небольшим парком, когда-то принадлежавшую знаменитому художнику, английскому предтече импрессионизма Уильяму Тернеру. Сердце Анны всецело принадлежало балету и Дандре. Она всю жизнь любила его одного и неоднократно повторяла: «Подходящий муж для жены — то же, что музыка для танца».

Балет в сарае, под дождем и на цирковой арене

Природного таланта Павловой было не занимать, а ее работоспособность, доходившая до самоистязания, поражала всех. Выполняя тот самый кабальный контракт, балерина за неполные десять лет объехала более двадцати стран, выступая порой в самых неподходящих для балета местах — на открытой сцене под проливным дождем, на цирковой арене, в сарае на спешно сколоченных досках, в варьете после чечеточников и дрессированных обезьян. Русская звезда с одинаковой самоотдачей выступала на лучших театральных сценах и перед школьниками из американского захолустья, перед мексиканскими пастухами и австралийскими рабочими-старателями.

Тюльпаны и десерт в честь великой балерины

Мексиканские мачо бросали к ее ногам сомбреро, индусы осыпали цветами лотоса, а нордически сдержанные шведы во время первых зарубежных гастролей в 1907 году молча, чтобы не потревожить покоя актрисы, провожали ее карету до самой гостиницы. Испанский король на протяжении многих лет посылал букеты к каждому ее выступлению — вне зависимости от того, где она в тот момент выступала. В Голландии в ее честь вывели особый сорт тюльпанов — Anna Pavlova. А в Австралии придумали изысканное лакомство — воздушный десерт из безе, взбитых сливок и диких ягод, названный Pavlova(с ударением на букву« о»).

«Если у меня нет времени жить, то уж умирать я должна на ногах»

Ей не привыкать было выходить на сцену с температурой, растянутыми связками, а однажды во время гастролей в США балерина исполнила свою партию даже со сломанной ногой! В газетах писали, что Павлова изнашивает в год по две тысячи пар балетных туфель.


Умирающий лебедь, который не жалел себя

Венцом карьеры Анны Павловой остался тот самый« Умирающий лебедь», созданный в Петербурге хореографом Михаилом Фокиным на музыку Сен-Санса. Название танцевального номера, увы, оказалось пророческим. Анну много раз убеждали взять отпуск, отдохнуть. Балерина лишь вяло отбивалась. «Если у меня нет времени жить, то уж умирать я должна на ходу, на ногах», — как-то обронила она.

Это было сказано осенью 1930 года. В январе ее ждали гастроли в Гааге, но по дороге в Голландию балерину просквозило в поезде, она слегла. Врачи поставили диагноз: грипп. В те времена, когда еще не было доступных и эффективных антибиотиков, такой приговор должен был подготовить к любому исходу… К тому же Павлова отказалась принимать и те лекарства, что прописал врач. В результате началось воспаление легких, перешедшее в плеврит. Спустя 3 дня балерина умерла, не дожив 8 дней до 50-летия.

Анна Павловна Павлова родилась 12 февраля 1881 года в Петербурге. До сих пор нет достоверных сведений об ее отце. Даже в энциклопедиях отчество Анны дается то Павловна, то Матвеевна. Сама балерина не любила, чтобы ее называли по отчеству, в крайнем случае предпочитала называться Анной Павловной — по фамилии. В восьмидесятые годы прошлого века в театральном архиве Санкт-Петербурга был обнаружен документ, подтверждающий, что Матвей Павлович Павлов был женат на Любови Федоровне — матери Павловой. Документ был датирован 1899 годом. Это означало, что он был жив в то время, когда девушке было уже 18 лет.
Когда Анна уже стала знаменитой, сын богатого петербургского банкира Полякова говорил, что она его сводная сестра. В упомянутом документе сообщается, что у Любови Федоровны была дочь Анна от другого брака. Но она прежде не была замужем. Потом стало известно, что примерно в 1880 году Любовь Федоровна была в услужении у семьи Поляковых. Внезапно она исчезла.

В автобиографии, написанной в 1912, Анна Павлова вспоминала о своем детстве и первых шагах на сцене: Первое мое воспоминание — маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью... Мы были очень, очень бедны. Но мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. Когда мне было восемь лет, она объявила, что мы поедем в Мариинский театр. «Вот ты и увидишь волшебниц». Показывали «Спящую красавицу».

С первых же нот оркестра я притихла и вся затрепетала, впервые почувствовав над собой дыхание красоты. Во втором акте толпа мальчиков и девочек танцевала чудесный вальс. «Хотела бы ты так танцевать?» — с улыбкой спросила меня мама. «Нет, я хочу танцевать так, как та красивая дама, что изображает спящую красавицу».

Я люблю вспоминать этот первый вечер в театре, который решил мою участь.

«Мы не можем принять восьмилетнего ребенка, — сказал директор балетной школы, куда привела меня мама, измученная моей настойчивостью. — Приведите ее, когда ей исполнится десять лет». В течение двух лет ожидания я изнервничалась, стала грустной и задумчивой, мучимая неотвязной мыслью о том, как бы мне поскорее сделаться балериной.

Поступить в Императорскую балетную школу — это все равно, что поступить в монастырь, такая там царит железная дисциплина. Из школы я вышла шестнадцати лет со званием первой танцовщицы. С тех пор я дослужилась до балерины. В России кроме меня только четыре танцовщицы имеют официальное право на этот титул. Мысль попробовать себя на заграничных сценах пришла впервые, когда я читала биографию Тальони. Эта великая итальянка танцевала всюду: и в Париже, и в Лондоне, и в России. Слепок с ее ножки и поныне хранится у нас в Петербурге».

Учеба в Императорской балетной школе и Мариинский театр

В 1891 матери удалось устроить дочь в Императорскую балетную школу, в которой Павлова провела девять лет. Устав школы был по-монастырски суров, однако учили здесь великолепно. В то время Петербургское балетное училище, несомненно, было лучшим в мире. Только тут и сохранялась еще классическая техника балета.

В 1898 году ученица Павлова выступила в балете «Две звезды», поставленном Пети-па. Уже тогда знатоки отметили какую-то особенную, только ей присущую грацию, удивительную способность поймать в партии поэтическую суть и придать ей свою окраску.

По окончании школы в 1899 Павлова была зачислена в труппу Мариинского театра. Ее дебют состоялся в 1899 году в балете «Дочь фараона» на музыку Цезаря Пуни в постановке Сен-Жоржа и Петипа. Не имея ни протекции, ни имени, она некоторое время оставалась на вторых ролях. У худенькой, отличавшейся слабым здоровьем танцовщицы обнаружился волевой характер: она привыкла превозмогать себя и даже больной не отказывалась от выступлений на сцене. В 1900 в «Пробуждении Флоры» она получила партию Флоры (в роли Аполлона выступал Фокин). Потом ответственные роли стали следовать одна за другой и каждую из них Павлова наполняла особым смыслом. Оставаясь всецело в рамках классической школы, она умела быть поразительно оригинальна и, исполняя старые обыкновенные танцы, превращала их в подлинные шедевры. Петербургская публика вскоре стала отличать молодую талантливую балерину. Мастерство Анны Павловой совершенствовалось год от года, из спектакля в спектакль. Молодая балерина приковывала к себе внимание своей необыкновенной музыкальностью и психологической сдержанностью танца, эмоциональностью и драматизмом, а также еще не раскрытыми творческими возможностями. В каждый новый спектакль балерина вносила много нового, своего.

Вскоре Анна Павлова становится второй, а затем и первой солисткой. В 1902 году Павлова создала совершенно новый образ Никии в «Баядерке», истолковав его в плане высокой трагедии духа. Эта трактовка изменила сценическую жизнь спектакля. То же самое произошло и с образом Жизели, где психологизм трактовки приводил к поэтически просветленному финалу. Зажигательный, бравурный танец ее героинь - Пахиты, Китри — был образцом исполнительского мастерства и стиля.

В начале 1903 года Павлова впервые танцует на сцене Большого театра. Начинается блистательный, но трудный путь Анны Павловой в балете, ее триумфальные выступления в городах Российской Империй.

Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули ее партнера, будущего знаменитого хореографа М. М. Фокина на создание «Шопенианы» на музыку Ф. Шопена (1907). Это — стилизации в духе изящной ожившей гравюры эпохи романтизма. В этом балете она танцевала мазурку и Седьмой вальс с В. Ф. Нижинским. Ее партнер Вацлав Нижинский хотя и танцевал весь академический репертуар ведущих солистов, но все-таки его индивидуальность раскрывалась прежде всего в балетах М. М. Фокина.

Первые зарубежные гастроли Анны Павловой

С 1908 года Анна Павлова начала гастролировать за рубежом. Вот как она вспоминала о первых гастролях: «Первая поездка была в Ригу. Из Риги мы поехали в Гельсингфорс, Копенгаген, Стокгольм, Прагу и Берлин. Всюду наши гастроли приветствовали как откровения нового искусства.

Жизнь танцовщицы многие представляют себе легкомысленной. Напрасно. Если танцовщица не держит себя в ежовых рукавицах, она не долго протанцует. Ей приходится жертвовать собой своему искусству. Награда ее в том, что ей удается заставить людей забыть на миг свои огорчения и заботы.

Я поехала с русской балетной труппой в Лейпциг, Прагу и Вену, мы танцевали прелестное «Лебединое озеро» Чайковского. Потом я присоединилась к труппе Дягилева, знакомившего с русским искусством Париж».

Павлова стала главной участницей всех «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. Здесь она и получила мировую известность, танцуя в балетах: «Павильон Армиды», «Сильфиды» и «Клеопатра» — под такими названиями шли «Шопениана» и «Египетски ночи». Этот репертуар Павлова исполняла в России. В роскошном ансамбле самых крупных дарований, представленных Дягилевым в Париже, Анна занимала одно из первых мест. Но в «Русских сезонах» Павлова выступала недолго. Ей хотелось творческой свободы.

Первые самостоятельные постановки Анны Павловой

Естественным для Павловой было попробовать ставить самой. Такую попытку она предприняла в 1909 году на спектакле в Суворинском театре в честь 75-летнего юбилея владельца — А. Суворина. Для своего дебюта Павлова выбрала «Ночь» Рубинштейна. Она появилась в белом длинном хитоне с цветами в руках и волосах. Глаза ее загорались, когда она протягивала кому-то свой букет. Гибкие руки то страстно взывали, то пугливо отстранялись. Все вместе превращалось в монолог о безумной страсти. Патетика оправдывалась наивной искренностью чувства. Свободные движения корпуса и рук создавали впечатление импровизации, напоминая о влиянии Дункан. Но и классический танец, включая пальцевую технику, присутствовал, разнообразя и дополняя выразительные жесты. Самостоятельное творчество Павловой было встречено с одобрением. Следующими номерами были «Стрекоза» Ф. Крейслера, «Бабочка» Р. Дриго, «Калифорнийский мак».
Здесь классический танец соседствовал и переплетался со свободной пластикой. Объединяло их эмоциональное состояние героини.

В 1910 году Анна Павлова ушла из Мариинского театра, создав собственную труппу. Павлова включила в гастрольный репертуар балеты Чайковского и Глазунова, «Тщетную предосторожность», «Жизель», «Коппелию», «Пахиту», интересные концертные номера. Балерина знакомила всех любителей балета с русским искусством. В труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики. С ними она создавала новые хореографические миниатюры, наиболее известные среди которых — «Ночь» и «Вальс-каприз» на музыку А. Рубинштейна и «Стрекоза» на музыку Крейслера.

Со своей труппой Павлова с триумфальным успехом гастролировала во многих странах мира. Она первой открыла русский балет для Америки, где впервые балетные спектакли стали давать полные сборы.
«...Из Лондона я поехала на гастроли в Америку, где танцевала в театре «Метрополитен». Разумеется, я в восторге от приема, устроенного мне американцами. Газеты помещали мои портреты, статьи обо мне, интервью со мной и — надо правду сказать — кучу вздорных выдумок о моей жизни, моих вкусах и взглядах. Я часто хохотала, читая это фантастическое вранье и видя себя тем, чем никогда не была, — чудачкой и необыкновенной женщиной. Сила фантазии американских журналистов прямо изумительна.

Из Нью-Йорка мы ездили в турне по провинции. Это было настоящее триумфальное шествие, но страшно утомительное. Меня звали и на следующий год в Америку, и мне самой хотелось ехать, но у меня положительно не хватает сил на эту скачку через континент — так страшно она разбивает нервы». Ее гастрольные маршруты пролегали и в Азии, и на Дальнем Востоке. За блестящими выступлениями скрывался тяжелый труд. Вот, например, перечень выступлений труппы Анны Павловой в США в декабре 1914 года: 31 спектакль в разных городах — от Цинциннати до Чикаго, и ни одного дня отдыха. Такая же картина и в Нидерландах в декабре 1927 года: ежедневные спектакли в разных городах — от Роттердама до Гронингена. И лишь один день отдыха — 31 декабря. За 22 года бесконечных турне Павлова проехала на поезде более полумиллиона километров, по приблизительным подсчетам, она дала около 9 тысяч спектаклей. Это был действительно труд на износ.

Был период, когда итальянский мастер Нинолини изготовлял для Анны Павловой в год в среднем две тысячи пар балетных туфель едва хватало.
Кроме чудовищной усталости зарубежные гастроли имели и другие отрицательные последствия. Отношения Павловой с Мариинским театром осложнились из-за финансовых разногласий. Артистка нарушила условия контракта с дирекцией ради выгодной поездки в Америку и вынуждена была выплатить неустойку. Желание дирекции заключить с нею новый контракт наталкивалось на требование вернуть неустойку. Тем не менее, театр был заинтересован в выступлениях балерины. Предпринимались шаги уладить инцидент. По инициативе дирекции в 1913 Павлова была удостоена почетного звания заслуженной артистки императорских театров и награждена золотой медалью. Дирекция настаивала на том, чтобы Анна выступала только в России.
Весной 1914 Павлова последний раз побывала дома. Балерина выступила 31 мая в петербургском Народном доме, 7 июня в Павловском вокзале, 3 июня в Зеркальном театре московского сада «Эрмитаж». Репертуар включал «Умирающего лебедя», «Вакханалию», другие ее миниатюры. Восторженный прием был адресован новой Павловой - международной «звезде»,. Маленькой, хрупкой балерине, привыкшей к чрезмерно напряженной работе, было 33 года. Это был пятнадцатый сезон, середина ее сценической жизни.
На родину она больше не вернулась. Но к положению в России Павлова не была безучастна. Она присылала посылки в трудные послереволюционные годы учащимся Петербургской балетной школы, переводила крупные денежные средства голодающим Поволжья, устраивала благотворительные спектакли с целью поддержать бедствующих на родине.

Большая дружба и творческое сотрудничество связывали двух выдающихся мастеров русского балета — Анну Павлову и Михаила Фокина. Она исполняла главные партии во многих его балетах: «Виноградная лоза» А. Рубинштейна, «Шопениана», «Египетские ночи». В результате творческого союза Павловой и Фокина были созданы произведения, где танец подчинен духовно-выразительным задачам. Так появились «Шопениана» и «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса, которые стали поэтическим символом русской хореографии.
Специально для труппы Павловой Михаил Фокин поставил «Прелюды» на музыку Ф. Листа и «Семь дочерей горного царя» на музыку К. Спендиарова.

Маленькая передвижная труппа, конечно, не могла соперничать с Мариинским театром ни исполнительским составом, ни музыкальной культурой, ни оформлением. Утраты были неизбежны и весьма ощутимы, особенно при обращении к академическому репертуару. Павлова в подобных переделках обращалась с музыкой бесцеремонно — меняла темпы, тембровые краски, купировала номера и вставляла музыку других композиторов. Единственный критерий был важен для нее — будить ее творческую фантазию. И балерине в силу таланта нередко удавалось в какой-то мере преодолеть явные нелепости музыкального материала.

Все это подметил опытным взглядом побывавший на одном из выс-туплений балерины известный танцовщик дягилевской труппы Сергей Лифарь:

«Парижский сезон 1924 года был особенно богатым и блестящим в музыкальном и театральном отношениях, — сколько мне позволяли мои бедные средства, я не пропускал ни одного интересного концерта, ни одного интересного спектакля и жил этим, жадно впитывая в себя все впечатления. Одним из самых сильных и значительных парижских впечатлений был спектакль Анны Павловой.
В антракте в фойе я встретил Дягилева — где бы я ни бывал этою весною, я всюду его встречал — и на его вопрос, как мне понравилась Анна Павлова, мог только восторженно-растерянно пролепетать: — Божественно! Гениально! Прекрасно!». Да Сергею Павловичу не нужно было и спрашивать моего мнения — оно было написано на моем лице. Но ни Дягилеву, ни кому другому я не решался говорить о моем двойственном впечатлении, о том, что некоторые места мне показались дешевыми и надувательскими. Я уверен был, что все меня засмеют и скажут, что я ничего не понимаю и богохульничаю. Впоследствии я убедился, что я не один богохульничаю — богохульничал и Дягилев, который много мне рассказывал об Анне Павловой».

Личная жизнь Анны Павловой

Личная жизнь балерины складывалась непросто, что Анна Павлова считала это естественным:

«Теперь я хочу ответить на вопрос, который мне часто предлагают: почему я не выхожу замуж. Ответ очень простой. Истинная артистка подобно монахине, не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Она не может обременять себя заботами о семье и о хозяйстве и не должна требовать от жизни тихого семейного счастья, которое дается большинству. Я вижу, что жизнь моя представляет собой единое целое. Преследовать безостановочно одну и ту же цель — в этом тайна успеха. А что такое успех? Мне кажется, он не в аплодисментах толпы, а скорее в том удовлетворении, которое получаешь от приближения к совершенству. Когда-то я думала, что успех — это счастье. Я ошибалась. Счастье — мотылек, который чарует на миг и улетает».
Павлова связала свою жизнь с Виктором Дандре. Человеком весьма противоречивым. Дандре — горный инженер, в 1910 году был обвинен властями Петербурга в растрате средств, выделенных на строительство Охтинского моста. Анне Павловой пришлось поспешить ему на выручку и заплатить немалую сумму, чтобы его освободить. Несмотря на подписку о невыезде, Дандре после этого бежал из России и многие годы жил без паспорта.
Вместе с тем Дандре был одним из самых способных импресарио своего времени, который впервые понял могущество прессы. Он постоянно устраивал пресс-конференции, приглашал фоторепортеров и газетчиков на выступления Павловой, давал многочисленные интервью, связанные с ее жизнью и творчеством. Например, прекрасно обыгрывал сюжеты, навеянные романтическим образом «Лебедя». Сохранилось множество фотографий, запечатлевших Анну Павлову на берегу озера, по зеркальной глади которого скользят прекрасные белоснежные птицы. Такой водоем был и в ее поместье «Айви-хаус» в Англии. Там действительно жили лебеди, а один из них по кличке Джек был любимцем Анны Павловой. Он не забывал свою хозяйку, когда та была в длительных поездках. Широко известна фотография Анны с лебедем на коленях, его голова доверчиво лежит у нее на плече. Фото выполнено известным фотографом Лафайеттом, которого Дандре специально пригласил на съемки.
Но именно Дандре и старался выжать все возможное из мировой славы балерины, организуя бесконечные и весьма напряженные гастроли, не щадя ее здоровья. В конечном счете непосильная нагрузка и привела, видимо, к ее безвременной кончине...

Последние дни жизни Анны Павловой

17 января 1931 знаменитая балерина прибыла на гастроли Нидерланды, где ее хорошо знали и любили. В честь «русского Лебедя, голландцы, славящиеся своими цветами, вывели особый сорт белоснежных тюльпанов и назвали их «Анна Павлова». До сих пор на выставках цветов можно полюбоваться их изысканной красотой. С большим букетом этих цветов Анну встречал на вокзале голландский импресарио Эрнст Краусс. Но балерина чувствовала себя плохо и сразу направилась в «Отель дез Энд», где ей был отведен «Японский салон» со спальней, который впоследствии и получил название «Салон Анны Павловой». Судя по всему, артистка сильно простудилась во время поездки поездом по зимней Франции. Более того, как выяснилось, ночной поезд, которым она ехала из Англии в Париж, столкнулся с грузовым составом. Упавший кофр сильно ударил ее по ребрам. Только близким подругам Анна рассказала об этом происшествии, хотя на боль жаловалась многим.
В гостиницу был срочно вызван врач, который обнаружил у балерины острый плеврит. Королева Нидерландов Вильгельмина прислала Павловой личного врача де Йонга. Осмотрев ее, он пришел к следующему заключению: «Мадам, у вас плеврит. Необходима операция. Я посоветовал бы удалить одно ребро, чтобы было легче отсосать жидкость». В ответ на это Дандре воскликнул: «Как же так! Ведь она же не сможет завтра танцевать!». Действительно, по всей Гааге были расклеены афиши, извещавшие, что «19 января состоится последнее в Нидерландах выступление величайшей балерины нашего времени Анны Павловой с ее большим балетом». Затем предстояло длительное турне по Северной и Латинской Америке, Дальнему Востоку. Но этому не суждено было сбыться.
Дандре решил пригласить другого врача. Телеграммой был срочно вызван из Парижа врач Залевский, который раньше уже лечил Анну. А балерине становилось все хуже. Видимо, тогда и родилась легенда об «умирающем лебеде», которую приводит в своих мемуарах Виктор Дандре. Анна Павлова, уверяет мемуарист, любой ценой хотела еще раз выйти на сцену. «Принесите мне мой костюм лебедя», — сказала она. Это якобы были ее последние слова...

Однако действительность была куда более прозаичной и трагичной. Об этом рассказывали служанка Анны Павловой Маргерит Летьенн, врачи, бывшие у ее постели. Они вспоминают, что балерина пригласила к себе некоторых участниц своей труппы и давала им указания, считая, что, несмотря на ее болезнь, спектакли должны состояться, особенно в Бельгии для нужд Красного Креста. Потом ей стало хуже. Все, кроме служанки, удалились из комнаты. Анна, кивнув на дорогое платье, недавно купленное в Париже у известного кутюрье, сказала Маргерит: «Лучше бы я потратила эти деньги на моих детей». Она имела в виду детей-сирот, которые уже давно жили на ее средства в одном из особняков. После этого больная впала в кому. Прибывший Залевский с помощью дренажной трубки попытался еще откачать жидкость из плевры и легких, но все было напрасно. Анна больше не приходила в сознание. Полагают, что в ночь с 22 на 23 января 1931 года она умерла от острого заражения крови, занесенного недостаточно хорошо продезинфицированной дренажной трубкой...


После смерти Павловой

Русская колония в Париже хотела, чтобы Павлову похоронили на кладбище Пер-Лашез, где ей можно было бы поставить прекрасный памятник. Но Дандре высказался за то, чтобы Анну кремировали. Во время гастролей в Индии она была зачарована индийскими погребальными церемониями, во время которых тело усопшего сжигается на погребальном костре. Она заметила близким, что хотела бы, чтобы ее кремировали. «Так позже будет легче возвратить мой прах в дорогую Россию», — будто бы сказала она. Дандре обсудил этот вопрос с импресарио Крауссом, и они решили посоветоваться с главой русской православной церкви в Гааге священником Розановым, ведь по церковным канонам полагаются только похороны на кладбище. Учитывая ситуацию, священник не возражал против кремации...

Виктор Дандре, несмотря на все его уверения, не был официальным мужем Анны Павловой, хотя об этом говорится в его завещании и урна с его прахом установлена рядом с урной Анны. Сама она никогда и называла его своим мужем, у них не было общего банковского счета. После смерти Анны Дандре заявил было свои претензии на «Аини хаус». Когда же мать балерины, отвергая эти посягательства, подала на него в суд, Дандре не смог предъявить никаких свидетельств о браке, ни свадебных фотографий, ссылаясь на то, что документы не сохранились после революции в России. Адвокат напомнил тогда, что ранее он говорил о заключении брака с Павловой в Америке. Но и здесь Дандре не смог представить документов и даже назвать место свадьбы. Процесс он проиграл, и ему пришлось покинуть «Айви-хаус».
Был ли Дандре мужем Анны Павловой или нет, но в его завещании текст которого приводится в книге, говорится: «Я поручаю моим поверенным купить ниши 5791 и 3797 в крематории «Гоулдерс Грин» в качестве места для урн, содержащих мой прах и прах моей любимой жены Анны, известной как Анна Павлова. Я даю полномочия моим поверенным дать согласие на перенос праха моей жены и, если они сочтут возможным, также и моего праха в Россию, если когда-нибудь русское правительство или правительство любой крупной российской провинции будет добиваться переноса и даст моим поверенным удовлетворительные заверения в том, что прах Анны Павловой получит должные честь и уважение».

Анна Павлова уникальна. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. Осталась только легенда о великой русской балерине Павловой, именем которой названы призы и международные премии. Ей посвящены художественные и документальные фильмы («Анна Павлова», 1983 и 1985). Французский балетмейстер Р. Пети поставил балет «Моя Павлова» на сборную музыку. Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира.

http://www.biografii.ru/index.php name=Meeting&file=anketa&login=pavlova_a_p

Портрет Анны Павловой в балете Сильфиды

Художник Сорин Савелий Абрамович (1887-1953)



Похожие статьи
 
Категории