Краткая характеристика творчества толстого. Лев Николаевич Толстой

11.02.2019

Если у вас вызывает затруднения выбор между пре- и при-, то в этой статье мы постараемся собрать и обобщить всю информацию, касающуюся этой темы. В первую очередь, правописание приставок пре- и при- зависит от значения, которое они несут своим использованием в каждом конкретном случае. Бывают, конечно, и исключения, но о них мы поговорим немного позже. Если раньше у вас возникали затруднения, касаемо этого момента, то после прочтения статьи вы абсолютно точно будете чуть более подкованы в грамматике Великого и Могучего Русского языка.

Значения

Итак, какие же значения могут нести слова с приставками пре- и при-. Первой разберем приставку при- потому как она имеет несколько смысловых нагрузок. А именно:

  • Приближение к какому-либо объекту, добавление какой-либо части к чему-то (приделать, прикрутить, прибежать, прикупить и др.).
  • Завершение какого-либо действия (примирить, приготовить, приучить и др.).
  • Не полноты какого-либо действия или совершение его частично (придержать, приоткрыть, присесть и др.).
  • Близости объектов в пространстве по отношению друг к другу (приморский, прибрежный, приусадебный и др.).
  • Также используется в глаголах с суффиксами -ива, -ыва (приговаривать, пританцовывать, приделывать и др.).

Как мы видим, у приставки при- в русском языке множество значений. У приставки пре- же их гораздо меньше. Но их тоже обязательно знать и помнить:

  • В существительных она обозначает высокую степень качества называемого предмета или одушевленного лица (премилый, презабавный, предобрый и др.).
  • С глаголом приставка пре- значит действие, в высшей степени проявляющее себя (преувеличить, превознести, преуспеть и др.).
  • И, наконец, если в слове она близка по значению к (преграждать, прервать, преломлять и др.).

Таким образом, чтобы быть уверенным в том, что правописании приставки при- или пре- будет корректно в том или ином слове, нужно точно знать его значение. Если вы все таки не уверены, что оно обозначает, то можно воспользоваться толковым словарем.

Словари Даля или Ожегова подойдут для этого как нельзя лучше.

Стоит запомнить

И все же, как и в любом правиле, есть моменты этому самому правилу не подчиняющиеся. Иногда использование приставок при- и пре- может не иметь ничего общего с тем, какое значение имеет слово. Такие слова стоит просто запомнить или провести их полный этимологический анализ.

В словах же, пришедших к нам из других языков, правописание приставки стоит уточнять только при помощи орфографического словаря. Вот примеры таких слов: президент, примат, пресловутый, присягать, преамбула и многие другие. Множество слов подразумевают использование и той, и другой приставки. Но в зависимости от выбора и смысла слова, а возможно и всей фразы, кардинально изменится. Например: преклонить - приклониться, преступить - приступить, пребывать - прибывать, приемник - преемник и ряд других. Иногда приставка в ходе определенных изменений стала частью корня: природа, приключение, приглашение.

Это правило, как и любое другое, требует определенного времени для изучения. Но, стоит заметить, зубрить его совершенно не обязательно. Ведь, если ваш словарный запас довольно обширен, то сделать выбор между приставками пре- и при- в русском языке совсем не составляет труда.

Если все таки у вас возникают затруднения, можно попробовать написать небольшое сочинение. Выбрать любую интересную для вас тему и постараться использовать в нем как можно больше таких приставок. А после этого проверить себя при помощи словаря или интернета. И если результат вас не устраивает, можно делать это регулярно через некоторые промежутки времени, пока использование корректной приставки не будет происходить само собой.

Проверь себя

И все же статья направлена на закрепления правила использования приставок пре- и при-. Поэтому мы с удовольствием сделали подборку слов, которые, на наш взгляд, могут вызвать затруднения в подборе верной приставки. Прочитав статью, постарайтесь подставить пропущенную букву в каждое слово из списка ниже:

Пр_баутка, пр_амурский, пр_шелец, пр_рогатива, пр_исподняя, пр_зидиум, пр_мьера, пр_ломить, пр_подавать, пр_парат, пр_вентивный, пр_огромный, пр_фект, пр_сказка, пр_словутый, пр_мадонна, пр_жечь, пр_озерный, пр_корм, пр_страстие, пр_рванный, пр_мять, пр_ображать, пр_вышение, пр_датель, пр_йскурант, пр_ватизация.

Надеемся, эта статья оказалась действительно полезной и с нашим маленьким тестом вы справились на все 100%. Если вдруг нет, то вы самостоятельно можете найти множество интересных упражнений и тестов на прилавках книжных магазинов или в интернете.

  • при - приближение, при - прикосновение, при - прибыть, при - прибежать, при - присказка, при - присесть, при - пришить.

    пре - прервать, пре - преградить, пре - пренеприятный, пре - преобразование, пре - преступить

    превеселый

  • Примеры слов с приставкой при- :

    • В значении "присоединение ": пришить, прибить, приклеить, прилепить, приколоть.
    • В значении "приближение ": прилететь, приплыть, прискакать, приехать, прибежать, приходить.
    • В значении "близость к чему-либо ": прибрежный, пришкольный, привокзальная (площадь), приморский (берег).
    • В значении "неполное действие ": присесть, приоткрыть, призакрыть, приболеть, прикусить.

    Примеры слов с приставкой пре- :

    • В значении очень : прекрасный, прелестный, премудрый, щедрый-прещедрый, престарелый.
    • Когда при- равна приставке пере- : прекратить, превратить, препираться, преодолеть, преклонить (колено).
  • Приставки при- и пре- являются смысловыми. Выбор в их написании зависит от значения, которые они привносят в семантику слова.

    Приставка при- имеет следующие значения:

    1) приближение - прибежать, пришвартоваться, прислониться, приземлиться;

    2) близость расположения чего-либо рядом, например:

    Приднепровье, пригород, прибрежный, прибайкальский, приграничный, привокзальный;

    3) присоединение - прибить, привинтить, привязать, приклеить;

    4) неполноту действия - пригореть, приоткрыть, припудрить, причмокивать, припорошить;

    5) доведение действия до конца - придумать, прищуриться;

    6) сопутствующее действие - пританцовывать, присвистывать, припевать, притопывать, приплясывать.

    Приставка пре- имеет значение пере- в словах:

    преграда, преступить (закон), прервать;

    В значении "очень" приставка пре- фигурирует в словах:

    презабавный, прекурьезный, прелюбопытный, прегрязный, премудрый, пресытиться, преизбыточный (вес), пренеприятный, прескверный, превозносить, претолстый (журнал).

  • На пре-: (при значении слова очень,весьма, по-иному)

    приделать

    пригибать

    приоткрыть

    придумать

    припевать

    приморский

    На при-: (при значении слов присоединения,приближения, приведения действия к завершению)

    пребольшой

    преувеличивать

    преступать

    превращать

    преображать

  • Приставка ПРИ-

    Присоединение: прибить, пришить, привязать, прикрепить, приклеить, присоединить, привинтить, приметать, приложить, пристегнуть.

    Приближение: прибежать, прийти, притащить, принести, привезти, прикатить, пригнать, приплыть, прискакать, приземлиться, прилуниться, прибыть, приехать, прилететь.

    Близость: приморский, пришкольный, приамурский, привокзальный, приусадебный.

    Неполное действие: прилечь, привстать, присесть, приоткрыть, примять.

    Приставка ПРЕ-

    Близка по значению к слову "очень": прелестный, прекрасный, премудрый, преогромный, премилый, преувеличить, превозносить, пренеприятный.

    Близка по значению к приставке пере-: преступить, пререкаться, преодолеть, преградить, прервать, преломить.

    В этом правиле много слов, написание приставок у которых зависит от смысла: приемник -преемник, претворить - притворить. Есть и слова, написание которых надо запомнить: придумать, примерить, присутствовать; препятствие, презирать.

  • Слова с приставкой при - присесть, приближение, прикосновение, присоединение, пришить, принизить

    Слова с приставкой пре - прервать, преградить, преобразование, превосходство, преувеличение

    При написание слов с приставками -пре- и -при- вспоминайте правила Русского Языка

    Точно не ошибетесь.

  • Примеры слов с приставкой "при-":

    • присоединение
    • приближение
    • прикосновение
    • прибыть
    • прибежать
    • присказка
    • присесть
    • пришить
    • прибить

    Примеры слов с приставкой "пре-":

    • преобразиться
    • прервать
    • преградить
    • пренеприятный
    • преобразование
    • преступить
    • превеселый

    Правило употребления приставок "при-" и "пре".

    Приставка "при-" употребляется в значении:

    • приближение (приехать, прибежать)
    • присоединение (пришить, прибить, приколоть)
    • находится вблизи чего-либо (пришкольный, придомовый, пригородный)
    • неполное действие (кратковременное) (притихнуть, прилечь, присесть)

    Приставка "пре-" употребляется в значении:

    • очень (превеселый (очень веселый), пренеприятный (очень неприятный))
    • пере- (преступить (переступить), преградить (перегородить))
  • Таких слов можно подобрать много.

    Приставка при-: признание, присоединение, припев, приближение, притаиться, принять, приоткрыть, привлечь, пригорок, приморский, прибрежный.

    Приставка пре-: преподобный, превосходный, преображение, преступление, преломление, преподавать, преодолевать, превозносить.

  • Слова с приставкой пре

    очень красивый - прекрасный

    очень хороший - предобрый

    очень классный - превосходный.

    Слова с приставкой при

    рядом присядь, рядом пришей, рядом приляг.

    Не все подпункты одного правила. Несколько учить надо.

  • Приставки ПРЕ и ПРИ и примеры слов с ними:

    превеселый, премудрый, прекрасный, пресвятая, пречистая, презирать, преображать, презабавный, преградить, прервать, превосходить, преподнести, пресечь;

    пришить, прискакать, прибежать, пристроить, приблизиться, присмотреть, привязать, приставить, приварить, приклеить, придорожный, приморский, привокзальная, приморский, приусадебный, прилечь, прижать, придавить, приплыть, прилететь.

    Правило по правописанию этих приставок с примерами смотри:

    В некоторых словах могут употребляться как приставка пре-, так и приставка при-, но при этом слова отличаются своим значением. Смотрите картинку.

«Великий писатель земли русской», Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в селе Ясная Поляна Тульской губернии. Отец его, гусарский подполковник, и мать, урожденная княжна Волконская, описаны отчасти в «Детстве» и «Отрочестве», отчасти в «Войне и мире». Мальчику было полтора года, когда умерла его мать, и девять лет, когда умер отец; круглый сирота, он остался на попечении своей тетки, графини Остен-Сакен; воспитание мальчика было поручено дальней родственнице, Т. А. Ергольской. Об этой доброй и кроткой женщине, имевшей благотворное влияние на порученных её воспитанию детей, впоследствии трогательно вспоминал Толстой. Будучи 24-х лет, он писал ей с Кавказа: «Слезы, которые я проливаю, думая о вас и о вашей любви к нам, так радостны, что я позволяю им течь без всякого ложного стыда».

Получивши домашнее воспитание, обычное в то время для детей помещиков, Толстой в 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков; через год он переходит на юридический. Юноша не по летам развитой, склонный к самонаблюдению и к критическому отношению ко всему окружающему, Толстой остается чрезвычайно неудовлетворенным составом профессоров и университетским преподаванием. Вначале он довольно усердно принялся за занятия, стал писать сочинение, где проводил параллель между «Наказом » Екатерины Великой ІІ сочинениями Монтескье ; но вскоре эти занятия были заброшены, и Толстым на время завладели интересы светской жизни: блестящая внешняя сторона светского мира и его вечных празднеств, пикников, балов, раутов, увлекла впечатлительного юношу; он отдался интересам этого мира со всей страстностью своей натуры. И, как во всем в своей жизни, он был и здесь последователен до конца, отрицая в ту пору все, что не входит в круг интересов светского человека.

Но, как показано в «Детстве, Отрочестве и Юности», содержащих много автобиографического материала, в Толстом еще в детстве проявлялись черты самоуглубления, каких-то упорных нравственных и умственных исканий; мальчику вечно не давали покоя вопросы его еще смутного внутреннего мирка. Можно сказать, судя по оставленному нам писателем художественному материалу, что он беззаботного детства, с его бессознательной радостью, почти не знал. Самолюбивый, всегда все подчиняющий своему размышлению, он, как большинство великих людей, провел детство мучительное, подавленный разнообразными вопросами жизни внешней и внутренней, разрешить которые было не по его детским силам.

Вот эта-то особенность натуры юноши-Толстого взяла в нем верх через некоторый промежуток времени, проведенного в светских удовольствиях. Под влиянием собственных размышлений и чтения, Толстой задумал резко изменить свою жизнь. То, что он решил, было тотчас же приведено в исполнение. Убедившись в пустоте светской жизни, разочарованный занятиями университетскими, Толстой возвращается к своим постоянным идеалам жизни. В «Детстве» и Отрочестве» мы читаем не раз о том, как мальчик, герой повести, составляет программы будущей чистой и разумной жизни, отвечающей каким-то смутным требованиям совести. Словно неведомый голос всегда раздавался в его душе, голос нравственных велений, и заставлял идти за собой. То же было и в Казани. Толстой бросает светские развлечения, перестает посещать университет, увлекается Руссо и просиживает дни и ночи над книгами этого писателя, имевшего на него большое влияние.

В книгах Толстой ищет не умственных наслаждений и не знаний самих по себе, но практических ответов на вопросы, как жить и чем жить, т. е. в чем увидать смысл и истинное содержание жизни. Под влиянием этих размышлений и чтения книг Руссо, Толстой пишет сочинение «О цели философии», в котором определяет философию как «науку жизни», т. е. как такую, которая выясняет цели и образ жизни человека. Уже в это время книги Руссо поставили перед юным Толстым проблему, неотразимо привлекшую его умственный взгляд: о нравственном совершенствовании. Толстой путем усиленного духовного напряжения определяет план будущей своей жизни: она должна проходить в осуществлении добра и в деятельной помощи людям. Придя к этому выводу, Толстой бросает университет и едет в Ясную Поляну заняться бытом крестьян и улучшить их положение. Здесь его ждали многие неудачи и разочарования, описанные в рассказе «Утро помещика »: силами одного человека сразу такую большую задачу невозможно было решить, тем более, что работу затрудняли многие незаметные мелочи и помехи.

Лев Толстой в молодости. Фото 1848 г.

В 1851 году Толстой уезжает на Кавказ; здесь ждет его масса впечатлений, сильных и свежих, которых жаждала богатырская натура 23-летняго Толстого. Охоты на кабанов, лосей, на птиц, грандиозные картины кавказской природы, наконец, стычки и битвы с горцами (Толстой зачислился юнкером в артиллерию) – все это производило большое впечатление на будущего писателя. В битвах он был хладнокровен и отважен, всегда находился в самых опасных местах и не раз представлен был к награде. Образ жизни в то время Толстой вел спартанский, здоровый и простой; хладнокровие и мужество не покидали его в самые опасные минуты, как например, в том случае, когда на охоте на медведя он дал промах по зверю и был им смят, спасенный через минуту другими охотниками и чудом отделавшийся двумя неопасными ранами. Но он вел жизнь не только боевую и охотничью, – были у него и часы для работы литературной, о которой немногие пока знали. В конце 1851 года он сообщает Ергольской, что пишет роман, не зная, будет ли когда-нибудь он напечатан, но работа над ним доставляет ему глубокое наслаждение. Характерно для молодого Толстого это отсутствие честолюбия и выдержка в неторопливом и усердном труде. «Я три раза переделал работу, которую начал уже давно, – пишет он Ергольской, – и я рассчитываю еще раз переделать ее, чтобы быть довольным; я пишу не из тщеславия, но по влеченью, мне приятно и полезно работать, и я работаю».

Рукопись, над которой работал в то время Толстой, была – повесть «Детство »; среди всех впечатлений Кавказа молодой писатель любил с грустью и любовью оживлять воспоминания детства, возрождая каждую черту прошлой жизни. Жизнь на Кавказе не огрубила его впечатлительной и по-детски нежной души. В 1852 году в журнале Некрасова «Современник» была напечатана первая повесть Толстого со скромной подписью Л. Н.; лишь немногие близкие люди знали автора этой повести, отмеченной в критической литературе. За «Детством» появилось «Отрочество » и ряд рассказов из кавказской военной жизни: «Набег», «Рубка леса» и крупная повесть «Казаки», выдающаяся по своим художественным достоинствам и отразившая черты нового миросозерцания. В этой повести Толстой впервые подчеркнул отрицательное отношение к городской культурной жизни и перевес над ней простой и здоровой жизни на свежем лоне природы, в близости к простым и чистым духовно народным массам.

Военная скитальческая жизнь Толстого продолжалась во время начавшейся тогда Крымской войны . Он участвовал в неудачной осаде Силистрии на Дунае и с любопытством наблюдал быт южных народов. В 1854 году произведенный в офицеры, Толстой прибыл в Севастополь, где пережил его осаду вплоть до сдачи города в 1855 году. Здесь Толстой пытался завести журнал для солдат, но не получил разрешения. Отважный, как всегда, находившийся и здесь в местах, наиболее опасных, Толстой богатые наблюдения этой осады воспроизвел в трех рассказах «Севастополь в декабре, в мае и в августе ». Появившиеся также в «Современнике», эти рассказы обратили на себя всеобщее внимание.

После падения Севастополя Толстой выходит в отставку, переселяется в Петербург и отдается по преимуществу интересам литературным; он сближается с кружком литераторов того времени – Тургеневым , Гончаровым , Островским , Некрасовым , Дружининым , дружит с Фетом . Но в значительной мере определившиеся в Толстом во время уединенной жизни в кавказской глуши его новые взгляды на жизнь, на культуру, на цели и задачи личной жизни человека – были чужды общим взглядам литераторов и отдаляли от них Толстого: он оставался в общем замкнут и одинок.

После нескольких лет жизни самоуглубленной и одинокой, достигнув нескольких определенных пунктов собственного, большим духовным напряжением созданного, миросозерцания, Толстой теперь с какой-то умственной жадностью стремится охватить все достояние духовной культуры запада. После занятий в Ясной Поляне сельским хозяйством и школой, он едет за границу, посещает Германию, Францию, Италию и Швейцарию, присматривается к жизни и учреждениям западного мира, поглощает массу книг по философии, социологии, истории, по народному образованию и пр. Все виденное и слышанное, все прочитанное, все, что поражает его ум и душу, становится материалом для внутренней переработки в процессе достижения твердых устоев миросозерцания, которых неустанно ищет мысль Толстого.

Большим событием для его внутренней жизни была смерть его брата, Николая; вопросы о цели и смысле жизни, вопросы о смерти с еще большей силой овладели его душой, склонив на время к крайне пессимистическим выводам. Но вскоре горячая жажда умственного труда и деятельности снова охватывает его. Изучая в западноевропейских странах постановку школьного дела, Толстой приходит к собственной педагогической теории, которую и пытается осуществить по возвращении в Ясную Поляну. Он заводит там школу для крестьянских детей и педагогический журнал под названием «Ясная Поляна». Воспитание, как могучее орудие для общественных реформ, представляется ему важнейшим делом жизни. В Ясной Поляне он хотел в миниатюре сделать то, что потом могло бы привиться во всем мире. В основе теории Толстого была все та же точка зрения необходимости личного совершенствования человека не путем насильственной прививки взглядов и убеждений, но в согласии с основными свойствами его натуры.

Женившись на С. А. Берс и устроив спокойную семейную жизнь, Толстой отдается изучению философии, древних классиков, собственным литературным работам, не забывая ни школы, ни сельского хозяйства. Период времени с шестидесятых до восьмидесятых годов минувшего столетия отличается для Толстого исключительной художественной производительностью: за эти годы им написаны наиболее важные по художественной ценности и выдающиеся по объему его произведения. От 1864 года по 1869-й он занят громадной исторической эпопеей «Война и мир» (см. краткое содержание и анализ этого романа). С 1873 по 1876-й год он работает над романом «Анна Каренина ». В этом романе, в истории внутренней жизни Левина уже отражается наступивший перелом в духовной жизни самого Толстого. В нем окончательно берет верх то стремление к осуществлению в личной жизни признанных им идей добра и правды, которое проявлялось в нем от юности. Интересы религиозные и морально-философские первенствуют над интересами литературно-художественными. Историю этого духовного поворота он изобразил в «Исповеди », написанной в 1881 году.

Портрет Льва Николаевича Толстого. Художник И. Репин, 1901

С этих пор Толстой свою литературную деятельность подчиняет принятым нравственным идеям, становясь проповедником и моралистом (см. толстовство), отрицая свою прожитою художественную деятельность. Умственная производительность его все так же громадна: кроме целого ряда религиозно-философских и общественных трактатов, он пишет драмы, рассказы и романы. С конца восьмидесятых годов появляются рассказы для народа: «Чем люди живы», «Два старика», «Свечка», «Упустишь огонь, не потушишь»; повести: «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хозяин и работник», драмы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения», и роман «Воскресение ».

Известность Толстого в эти годы становится всемирной, произведения его переводятся на языки всех стран, имя его пользуется большим почетом и уважением среди всего образованного мира; на западе устраиваются специальные общества, посвященные изучению произведений великого писателя. Ясную Поляну, где он жил, посещали люди всех стран, движимые стремлением побеседовать с великим писателем. До самого конца его жизни, конца неожиданного, поразившего весь мир, Толстой, 80-летний старец, неутомимо отдавался умственным занятиям, создавая новые философские и художественные произведения.

Желая перед концом жизни уединиться и жить в полном согласии с духом своего учения, что было всегда заветным его стремлением, Толстой выехал в последних числах октября 1910 г. из Ясной Поляны, но по пути на Кавказ заболел и должен был остановиться на станции Астапово, где скончался через 11 дней – 7 (20) ноября 1910 года.

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого (09.09.1828 - 20.11.1910). Сентябрьским утром в большой дворянской семье, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии родился четвертый ребенок. Назвали его Левой. Его мать, урожденная княжна Волконская, имела блестящее образование, склонность к рефлексии, чуткость к искусству. Когда мальчику исполнилось два года, она умерла. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина. Отец Толстого, был участником Отечественной войны 1812 г, имел добродушно-насмешливый характер, любил читать и охотиться. Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Москва здесь названа "величайшим и многолюднейшим городом Европы", стены которого "видели стыд и поражение непобедимых полков Наполеоновых". Отец скончался в 1837 и Толстой осиротел, потеряв теперь и отца. Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". - говорил он. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными. Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей. Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом опекунши П. И. Юшковой. Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у профессора Казембека. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками. Читал на итальянском, польском, чешском и сербском. Знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский. Изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки. Там он проучился неполных два года. Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого - студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет в 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи. После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования осенью 1847 Толстой поехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали "самым пустяшным малым", а сделанные тогда долги, ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать, и появились первые незавершенные художественные наброски. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня ("История вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть "Детство". Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852--1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г. напечатанная в журнале "Современник". В 1851 старший брат Николай, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54, и "Юность", 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание. В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест, которая действовала против турок. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой был награжден орденом Анны и медалями "За защиту Севастополя" и "В память войны 1853--1856 гг.". Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом но, однако "Георгия" он так и не получил. В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической". В армии Толстой пишет ряд проектов - о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов, о переформировании всей русской армии. Вместе с группой офицеров Крымской армии Толстой намеревался выпускать журнал "Солдатский вестник" ("Военный листок"), но его издание не было разрешено императором Николаем I. В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок ""Современника"", в котором уже были Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др., где его встретили как "великую надежду русской литературы". Толстой принимал участие в учреждении Литературного фонда и там оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в "Исповеди" (1879-82): "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие (1857), посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию(швейцарские впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в Москву, затем в Ясную Поляну. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (1862). С целью изучить постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 г. вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании. После манифеста 1861 Толстой вошел в число мировых посредников первого призыва, стремившихся помочь крестьянам решать их споры с помещиками о земле. В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука". В тот же год в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию), которую писатель якобы завел после того, как общался в Лондоне с А. И. Герценом. Толстому пришлось закрыть школу и прекратить издание педагогического журнала. Всего его перу принадлежат одиннадцать статей о школе и педагогике ("О народном образовании", "Воспитание и образование", "Об общественной деятельности на поприще народного образования" и другие). В них он подробно описал опыт своей работы с учениками ("Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы", "О методах обучения грамоте", "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят"). Толстой-педагог требовал сближения школы с жизнью, стремился поставить ее на службу запросам народа, а для этого активизировать процессы обучения и воспитания, развивать творческие способности детей. Вместе с тем, уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития",однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей Александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель "передоверил" людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку " писать историю народа" и считал невозможным определить его жанровую природу ("не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории"). Писатель работает над романом "Война и мир" (1863--1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав "петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание "Азбуки", а затем и "Новой азбуки". Тогда же им были составлены "Книги для чтения", куда он включил много своих рассказов. Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини -- "Анна Каренина". Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 -- начало 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В "Исповеди" (1879--1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа". В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882--1886). В них писатель сделал основной вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений -- по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,-- займет большое место в его творчестве. В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий", "Царство божье внутри вас". В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви. В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство "Посредник", печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для "простого" народа, был рассказ "Чем люди живы". В нем, как и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма "Власть тьмы" (1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под "властью денег" рушились вековые патриархальные порядки. В 1880 гг. появились повести Толстого "Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер" ("История лошади"), "Крейцерова соната" (1887--1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол" (1889--1890) и повести "Отец Сергий" (1890--1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений. На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для "домашнего спектакля" комедию "Плоды просвещения". В ней также показаны "хозяева" и "работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их "подает" в ироническом свете. Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,-- писал Толстой в 1892 г.,-- но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,-- я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого -- роман "Воскресение" (1889--1899). Менее десяти лет отделяют "Анну Каренину" от "Войны и мира". "Воскресение" отделено от "Анны Карениной" двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, умение "сопрягать" в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Толстой сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в которой были написаны "Война и мир" и "Анна Каренина". "Воскресение" стал последним романом в творчестве писателя. В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен его от православной церкви. В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896-- 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" -- европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес -- "Живой труп". Ее герой -- добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905-1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?". Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми. Русские писатели. Библиографический словарь. Т2. М., Просвещение. 1990. С.295



Похожие статьи
 
Категории