Краткосрочные акварельные этюды с натуры. Чем отличаются картина, этюд, эскиз и набросок? Что лучше, холст или картон

08.03.2019

Основу всякого изображения составляет рисунок, поэтому прежде всего разберемся в его особенностях.

Существует два основных вида изображения в рисунке:

а) линейное , в котором объемная форма предметов - фигуры людей, животных, деревьев и т. д. - строится только линиями; в линиях намечаются общие очертания и строение как всей формы изображаемого предмета в целом, так и его главных частей; этот прием помогает передавать до некоторой степени и в линейном рисунке не только общее строение изображаемого предмета, но и его объемную форму;

б) светотеневое , в котором объемная форма предметов передается не только линейным построением, но и светотенью. Части изображаемых предметов, видимые в натуре наиболее освещенными, оставляются в рисунке незаштрихованными. Менее освещенные передаются полутонами, то есть несколько затененными. Места же, находящиеся в полной тени, покрываются густой штриховкой.

Наиболее полно передающим действительность и сложным видом рисунка является такое изображение, при котором в одном цвете (карандашом, углем, пером и т. д.) выражается не только объемная форма предметов, но и различная светлота их, характер их поверхности, особенности освещения и пространственные соотношения. Такой рисунок называется иногда тоновым.

С этими двумя основными видами рисунка более подробно можно ознакомиться при проработке натюрморта, человеческой фигуры и т. п.

В пределах этих двух способов изображения существует много промежуточных.

Рисунок может иметь самостоятельное значение - представлять собой законченное художественное произведение или быть предварительным наброском для дальнейшей работы в цвете. В последнем случае рисунок имеет подсобное значение.

Этюд

Каждый художник-реалист ежедневно работает с натуры, то есть рисует или пишет людей, пейзажи или группы предметов. Такое изображение с «натуры» называется этюдом. Человек или группа людей, которые изображает художник, называются в таком случае натурой или моделью.

Существует специальная профессия так называемых натурщиков, которые позируют для художников по нескольку часов. Но художник, живо интересующийся окружающей действительностью, не может, разумеется, ограничиться одними натурщиками. Как писатель в свою записную книжку, так художник на полотно или в альбом заносит все, что его взволновало и заинтересовало.

Художнику очень часто нужно собирать в самой жизни материалы для определенной картины. Накопив материалы, художник переходит к созданию картины: он начинает перерабатывать свои этюды, дополнять и усиливать одни черты, опускать другие.

Этюд может иногда рассматриваться и как самостоятельное художественное произведение, к примеру, когда художник напишет непосредственно с натуры с большой силой и выразительностью заинтересовавшее его явление (например, этюды мальчиков великого русского художника Александра Иванова).

Вот почему художник должен бережно относиться к своим зарисовкам, время от времени просматривая их.

Эскиз

Эскиз, то есть предварительный набросок будущей картины (плаката, декоративного панно и т. д.), художник выполняет не с натуры, а на основе имеющихся у него представлений о действительности. Основная задача эскиза - наметить решение сюжетной сцены в картине.

Эскизы могут быть разного рода:

а) первоначальные эскизы, где выражаются первые мысли художника, относящиеся к общему замыслу будущего, произведения;

б) эскизы, в которых художник прорабатывает отдельные части будущей картины, например расположение отдельных фигур и групп и т. п.;

в) наконец, перед тем как приступить к выполнению картины, художник часто делает окончательный вариант эскиза, в котором он производит как бы генеральную репетицию, окончательную проверку будущего решения картины. В таком эскизе уже обобщены все добытые материалы: этюды, зарисовки и предыдущие эскизы.

После такого окончательного варианта эскиза художник принимается за писание картины. Однако, даже приступая к картине, художник продолжает перерабатывать и уточнять все элементы, из которых она складывается.

Каких замечательных результатов достигает художник-реалист, идя таким путем, можно видеть в картинах Федотова «Сватовство майора», Сурикова «Меншиков в Березове» и «Не ждали» Репина.

Словарь иностранных слов

этюд [фр. etude] -
1) в изобразительном искусстве - подготовительный набросок для будущего произведения или его части, выполняемый с натуры;
2) инструментальная муз. пьеса, основанная на применении определенного технического приема игры и предназначенная для усовершенствования мастерства исполнителя; вообще - муз. пьеса концертно-виртуозного характера;
3) небольшое произведение научного, критического и др. характера, посвященное какому-л. отдельному вопросу;
4) в шахматах и шашках - задание выиграть или сделать ничью при данной позиции с небольшим числом фигур.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

этюд м.
1) Произведение вспомогательного характера - рисунок, картина или скульптура - и обычно небольшого размера, выполненное с натуры.
2) Инструментальная пьеса виртуозного характера, предназначенная для концертного исполнения.
3) Небольшое литературное произведение или научное исследование, посвященное какому-л. частному вопросу.
4) Упражнение, служащее для развития и совершенствования техники какого-л. искусства: актерского, шахматного, музыкального и т.п. (обычно импровизационного характера).

Орфографический словарь

этюд эт`юд, -а

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой


ЭТЮД
, -а, м.
1. Рисунок, картина иди скульптура, выполненные с натуры,обычно часть будущего большого произведения. Э. к картине.
2. Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвященное частному вопросу.Литературный э.
3. Музыкальное произведение виртуозного характера. Этюды Рахманинова.
4. Вид упражнения (в музыке, шахматной игре). Этюды для начинающих. Решить шахматный а.
5. мн. Рисование, писание красками с натурыдля упражнения, заготовки эскизов. Отправиться на этюды. О прил. этюдный,-ая, -ое (к 1. 3, 4 и 5 знач.).

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова


ЭТЮД
этюда, м. [фр. йtude от латин. studium - усердие, старание].
1. Произведение (рисунок, скульптура и т. п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, к-рый может служить частью какого-н. композиционного целого. Этюд к картине. Пейзажный этюд. Этюд горельефа. Поехать за город на этюды.
2. Название нек-рых произведений, являющихся результатом какого-н. исследования (книжн.). Философские этюды. Этюды о стиле Гоголя. Критический этюд.
3. Вид упражнения (в музыке, в шахматной или шашечной игре и т. д.). Этюд для флейты. Шахматный, шашечный этюд. (задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур, в отличие от "задачи", к-рой называется задание найти комбинацию, принудительно ведущую к мату черным в определенное число ходов). Решить этюд.
4. Небольшая музыкальная пьеса виртуозного характера (муз.). Этюды Шопена. Фортепианные этюды Скрябина.

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

Этюд (esercizio, exercice) - музыкальное упражнение, написанное с целью развить технику играющего или поющего. Э. существуют для пения (вокализы) и для всех инструментов и заключаются в том, что известная техническая фигура повторяется на разных ступенях гаммы и в разных ладах. Э. придается музыкальное содержание и форма. Пишутся Э. ходообразно или в коленном складе. В эпоху преобладания полифонии писались Э. для развития полифонической техники: инвенции, токкаты. Для фортепиано Э. писали Клементи, Крамер, Мошелес, Калькбреннер. Есть Э. (преимущественно в области фортепианной), в которых, кроме технической цели, преследуются цели художественные. Подобные Э. являются не только в домашнем обиходе, но и на концертной эстраде, как наприм. Э. Шопена, Шумана (симфонические Э.), Тальберга, Мошелеса, Листа и пр. Формы их шире (песнь, рондо, вариация и пр.). Есть еще Э., предназначенные не для развития техники, а для развития мелодической фразировки, напр. Э. cis-moll Шопена, Э. Стефана Геллера. Н. С.

Современный толковый словарь

ЭТЮД (франц. etude, букв. - изучение),..
1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения...
2) Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др.)...
3) В современной театральной педагогике упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.

Cловарь синонимов Н. Абрамова

Картина, изображение, акварель, панно, пастель, пейзаж, полотно, эскиз, этюд , головка; мозаика. Ср. <Изображение и Рисунок>. См. вид, изображение

«Я давно понял, что для искусствоведов самовыражение важнее сути.»

Эльдар Рязанов

«Почему я, сын известного московского живописца, детство и юность проведший среди художников, в коллекции которого больше живописи и графики, чем в ином региональном музее, должен слушать искусствоведов, которые отродясь и кисти то в руках не держали?»

Александр Гремитских

В Википедии термин «картина» применительно к живописи определяется как «произведение искусства, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением.» Понятия же «этюд», «эскиз» и «набросок» применительно к живописи вообще свалены в Википедии в одну кучу и сводятся к одному понятию - набросок, подготовительный материал к собственно картине художника.

Посмотрим, так ли это на практике:

Надо сказать, что вся художественная терминология сложилась ещё в XIX веке, если не ещё раньше. Говорить в те времена не только у нас, но и во всей Европе приличным людям полагалось исключительно по-французски, о чём свидетельствуют применяющаяся до сих пор в живописи терминология. Так слово «этюд» происходит от французского «étude», а «эскиз» - от французского же «esquisse», например. Заказчики живописцев жили в основном в весьма просторных, если не сказать больше, помещениях, требовавших декорирования огромными полотнами, писать с натуры которые было, естественно, невозможно. Понятно, что в таких условиях ценился исключительно конечный продукт - большая картина (но он, кстати, и оплачивался исключительно). Поскольку натурные работы, к которым этюды, собственно говоря, относятся, никому вешать на стену и в голову не приходило, за них и денег нельзя было получить, а следовательно они если и писались, то лишь в качестве опорно-зрительного материала для какой-нибудь большой картины и имели даже меньшее значение чем эскизы, которые тщательно выписывались поскольку их надо было представить на утверждение заказчику.

Вот откуда, из «времён Очакова и покоренья Крыма», перекочевали давно устаревшие определения художественных терминов в «Википедию»! Да и в другие словари, увы, тоже, а уже оттуда - в наши головы.

Однако уже к концу XIX века с демократизацией общества взгляды на то, каким может быть, если можно так выразиться, конечный продукт в живописи, кардинально поменялись. Если французским импрессионистам ещё пеняли именно этюдностью их работ, то уже А.К. Саврасов призывал своих учеников «учиться у натуры». Из русских художников Константин Коровин, например, прославился именно своими натурными этюдами, собственно тематических картин он практически совсем не писал. Мы живём уже в XXI веке, но продолжаем в отношении живописи пользоваться пониманием её терминологии 200-летней давности, парадокс, да и только!

Непонимание самых простых, употребляемых в повседневной речи, терминов живописи, на основе столь древнего их понимания, сознательно навязанное широкой публике уважаемыми искусствоведами, которые, как это вполне очевидно, именно что ПРОФЕССИОНАЛЬНО ничего не понимают в искусстве, способно поставить обыкновенного человека в тупик. Поэтому в этой статье хотелось бы рассмотреть основные общеупотребительные термины в живописи применительно уже к современной нам ситуации.

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «ПИСАТЬ» (с ударением на втором слоге, разумеется)

В русском языке слово «писать» имеет основное значение «писать буквы и цифры». В живописи профессионалы применяют слово «писать картину» в качестве термина. Если художник и скажет: «Я нарисовал картину», то в данном случае он не пользуется профессиональной терминологией, а просто говорит бытовым языком, как обычные люди, не связанные с художественной деятельностью. В терминологическом понимании рисуют углём, сангиной, карандашом, пастелью, но никак не картину маслом. «Эта картина художника нарисована маслом», - может сказать лишь человек, далёкий от живописи. И ничего в этом страшного нет, это не так уж и важно. Как неважно и то, что Вы не знаете, что такое краплак красный или кадмий жёлтый и слыхом не слыхивали про какую-то там умбру или сиену жжёную. Названия художественных красок, точно обозначающие определённые цвета (ведь и красный, и жёлтый и синий разными бывают), совершенно необязательно знать неспециалисту, да и искусствоведы на такие узкопрофессиональные точные термины не покушаются.

Зато эти господа, «ведающие искусство», а проще говоря, критики, то есть журналисты, пишущие на тему об искусстве, успешно навязали всем остальным людям ложную идею, что в искусстве, мол, «надо разбираться». А кто в искусстве разбирается? Ясное дело, никто кроме искусствоведов!

Таким образом, нам успешно объяснили, что в изобразительном искусстве мы с вами ничего не знаем и не понимаем. И самое интересное, что мы с этим полностью согласны! Кого не спросишь: «Я в живописи не понимаю», «Я в искусстве не разбираюсь»…, и в этом духе.

А в чём тут, собственно говоря, разбираться? Искусство, в том числе и изобразительное, создаётся для нас, простых людей, а не для «специалистов», оно апеллирует к эстетике, во всех нас заложенной природой. В искусстве для зрителя, читателя, слушателя, есть лишь два критерия - нравится и не нравится. Вы будете читать скучную книгу? Смотреть плохой фильм или пьесу? Будете слушать оперу, музыку, песню, которая Вам не нравится? Вы считаете Казимира Малевича гениальным художником, а Велимира Хлебникова - гениальным поэтом? Нет? Браво! Вы прекрасно разбираетесь в искусстве!

А вот чтобы нас с вами можно было, как выразился Пётр I, «от других незнающих болванов распознать», необходимо, всё-таки, уяснить себе несколько общераспространённых, часто встречающихся в обиходной речи терминов, касающихся в данном случае живописи.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА

Непрофессионалы с подачи всё тех же искусствоведов обычно считают, что настоящая картина маслом должна быть написана исключительно на холсте, а другие основы вроде художественного картона вообще, мол, не заслуживают внимания. Тогда «Мону Лизу» и картиной считать не стоит, ведь для работы Леонардо использовал доску липы.

Картон, загрунтованный, чтобы краски не впитывались в него, белым составом, так называемым грунтом, состоящим из мела и клея, или цветным грунтом, если это требуется художнику, то есть специальный художественный картон, удивительно удобен для работы, особенно на пленэре. Картон - компактный, достаточно плотный материал, который не пружинит под нажимом кисти, в отличие от холста. Холст под влиянием изменения температуры и влажности в помещении то провисает, то натягивается, краски с него со временем поэтому осыпаются, а с картона - нет. Живопись на картоне долговечна настолько, насколько долговечен сам картон, а по долговечности картон холст даже превосходит.

То же самое можно сказать и об оргалите, хотя он значительно более тяжёлый, чем картон. Советские художники оргалит часто сами грунтовали, а то и просто, для того чтобы удобнее было писать и кисть не пружинила, специально наклеивали грунтованный холст на оргалит. Вот Вам яркий пример, натюрморт с сиренью вполне картинного размера:

А что же холст? Исключительно с ним художники Российской Империи работали до 1862 года, когда русская промышленность стала выпускать художественный картон.

К холсту требуется тяжёлый подрамник плюс хорошая натяжка на него холста. При этом приходится долго ждать, пока краска просохнет после окончания работы, иначе холст нельзя свернуть, так как непросохшие краски слипнутся между собой, и картина будет совершенно испорчена. Сохнуть же краски могут и целый месяц. Вот у художника и начинается вынужденный простой. Для перевозки картина, если она большая, снимается с подрамника, аккуратно сворачивается на большую баббину живописью вверх чтобы не повредить живопись. Следующий этап - после доставки на место вновь натянуть холст на подрамник, правильно, без перекосов, морщин по углам и провисаний, но и без излишнего натяжения (всё это тоже может повредить живописный слой). А со временем, натянутый на подрамник холст, под действием перемен влажности и температуры может провиснуть или наоборот, слишком сильно натянуться, что может грозить даже разрывом холста. Это, в свою очередь, может вызвать осыпь красочного слоя, погубив или испортив живопись. Вот поэтому-то в залах и запасниках художественных музеев так строго следят за постоянством влажности и температуры.

Художественный картон имеет немало достоинств. Он лёгкий, уезжая на пленэр его можно поместить в специальную деревянную рамку с зажимами, имеющую сверху ремённую ручку для переноски. Представление об этом полезном приспособлении даёт сохранившийся в бумагах моего отца чертёж такой рамки для этюдов, которую отец заказывал какому-то столяру. Вот этот чертёж:

Иногда живописец берёт с собой на этюды сразу два картона. Сначала используется один, а затем, если

изменилось освещение или настроение или привлёк внимание какой-то другой мотив, художник берёт второй картон и пишет уже на нём. Окончив работу, он переворачивает картоны сырой пока ещё живописью внутрь рамки и закрепляет их зажимами. Друг друга картоны не касаются. Живопись при этом остаётся целой и невредимой. Сохнуть она будет в мастерской.

Поэтому после 1862 года, когда было налажено промышленное производство грунтованного художественного картона, живописцы постепенно всё больше стали ездить на пленэр с картонами.

Господа искусствоведы, которые обо всём этом вообще ничего не знают, да и сами ни одного этюда не написали, презрительно относятся к художественному картону, отчего-то считая живопись на картоне заведомо незаконченной, исходя при этом лишь из того, что на картоне пишутся в основном этюды, которые, как мы увидим ниже, всегда законченные, тщательно проработанные произведения, зачастую требующие очень большого труда. Мало того, было ещё изобретено слово «этюдность», используемое как синоним недоделанности, небрежности и… незавершённости! Но позвольте спросить, какое отношение имеет небрежность исполнения или незавершённость картины к тому, на чём она написана? Да и этюдов на холстах разве не бывает?

Кстати, картина в стиле соцреализма советского художника Николая Овчинникова «В цеху», которую в сентябре 2016 года В.В. Путин подарил на день рождения Д.А. Медведеву написана именно на картоне.

Строго говоря, это не картина, а натурный этюд, выполненный художником непосредственно в заводском цехе, но об этой терминологии речь пойдёт ниже.

Самое главное - это не материал, на который нанесена живопись, а то, как сумел художник отразить действительность, настроение, свои ощущения и предать их зрителю. Материал основы, будь то холст, картон, оргалит, бумага, доска или даже тонкое оцинкованное железо, к этому никакого отношения не имеет. Важен талант, опыт, хорошая художественная школа. Рассказывают, что в Абрамцево у С.И. Мамонтова как-то раз меняли на доме крышу. М.А. Врубель подобрал кусок кровельного железа и написал на нём сирень. Так что ж теперь, это не Врубель?

Вот «Портрет Смирновой Д.П., работницы Трёхгорной мануфактуры, депутата Верховного Совета СССР»

работы советского художника Сергея Фёдоровича Соловьёва. Он тоже выполнен на оцинкованном железе. Портрет, в силу его более чем скромных размеров 37,5х31,5 см и столь официозного названия, явно представляет собой натурный этюд для большого заказного портрета передовика производства. Видимо, когда модель явилась для позирования в мастерскую художника, у того не оказалось под рукой ничего другого, вот он и написал вполне законченный небольшой женский портрет, который потом, возможно с некоторыми незначительными изменениями, перенёс на большой холст.

Иногда, в силу тогдашнего дефицита во всём, советские художники писали масляными красками даже на бумаге, совершенно для этого не предназначенной. Так, в частности, иногда поступал и мой отец. Потом, уже после смерти отца, мне пришлось наклеивать эту бумагу на картон. ("Выпал снег" бумага на картоне, масло; 61,5х82; 1969 год)

Да что там, писали даже на мешковине от распоротых мешков! И неплохо получалось!

Вот, например, работа отца "Председатель". История у неё такая: отец получил командировку в один из колхозов на Алтае, где-то под Бийском, с заданием написать тамошнего председателя, Героя Социалистического труда. В колхозе, естественно, никакого холста, а тем более грунтованного, не оказалось, посему отец распорол какой-то огромный мешок, натянул на импровизированный, тут же сколоченный подрамник, загрунтовал мешковину и написал портрет председателя. Впоследствии, уже через 50 лет после событий, мне пришлось перетягивать эту работу на уже нормальный подрамник.

Или вот осенний пейзаж "Багряная осень", написанный отцом где-то в глухой деревне тоже по аналогичной технологии:

Таким образом: ЕСЛИ ВЫ ПИШЕТЕ ОГРОМНУЮ МНОГОМЕТРОВУЮ КАРТИНУ, волей-неволей придётся писать её на холсте ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЗ СООБРАЖЕНИЙ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ, а не для того чтобы она представляла собой художественную ценность!

В остальных случаях всё равно на чём писать, иначе бы первые, купленные П.М. Третьяковым два ЭТЮДА М.А. Врубеля НА КАРТОНЕ, никакой бы художественной ценности не представляли.

ЭТЮДЫ И ЭСКИЗЫ

Этюд - это, всё-таки, что ни говорите, вполне законченная, относительно небольшая по размеру именно натурная работа, которая выполнена на пленэре (пейзаж) или, скажем, в мастерской (натюрморт, портрет) и является вполне самостоятельным произведением. Впрочем, этюды могут также использоваться в дальнейшем для написания большой картины, иногда даже огромного многометрового полотна, что возможно уже исключительно в мастерской. Этюд, особенно это касается пейзажей, чаще всего имеет размеры, грубо говоря, не превышающие 60 на 80 см, то есть размер, удобный для переноски одним человеком. Вот пример такого натурного этюда:

Этюд может быть односеансовым, написанным за один сеанс, то есть за один день. Но это бывает достаточно редко, гораздо чаще этюд требует нескольких, а то и множества сеансов. Многосеансовый этюд, особенно если это натурный пейзаж, иногда требует нескольких лет работы. Обыкновенно это происходит тогда, когда резко и надолго меняется погода, и нужное состояние теперь появится уже в следующем году. Ну, например, Вы пишите золотую осень при ярком солнце, остаётся ещё пара сеансов, а тут на целый месяц зарядили дожди, поневоле надо будет приезжать на это место на следующий год.

Таким образом, этюд - это натурная работа , законченное художественное произведение, на которое живописцем потрачено изрядное количество труда, то есть, говоря бытовым языком, законченная картина маслом относительно небольшого размера.

Конечно же, есть и незаконченные этюды, но незаконченной бывает и многометровая большая картина. Так что, как мы видим, давно устарелое, уже более 100 лет как потерявшее своё прежнее значение, представление уважаемых искусствоведов о том, что этюд - это непременно нечто незаконченное и имеющее незначительную художественную ценность, которое они, к сожалению, прочно вложили нам с вами в голову, и что отражено, увы, даже в словарях, сегодня уже давно не имеет под собой ни малейшего основания.

ЭСКИЗ

Эскиз отличается от этюда тем, что он всегда делается исключительно в целях подготовки к большой тематической картине (многофигурная композиция на какую-то определённую тему. «Утро стрелецкой казни» Сурикова, например). Законченность присутствует в эскизе не всегда, и в этом случае он носит характер наброска. Давайте сравним два эскиза к большим работам советской художницы Клавдии Тутеволь. В первом случае эскиз делался для себя, в качестве рабочего материала (Эскиз панно для павильона "Космос" на ВДНХ)

Во втором же случае (Эскиз потолочного плафона театра оперы и балета им. Абая в Алма-Ате) эскиз был выполнен для утверждения художественным советом, о чём свидетельствуют подписи и штампы в нижней и верхней левых частях эскиза. Поэтому он полностью завершён и отделан, никакой эскизностью, т.е. небрежностью или недоделанностью здесь и не пахнет. В архитектуре, например, это был бы макет соответствующего архитектурного сооружения.

Эскиз к картине может представлять собой вполне законченное, и даже тщательно выписанное или прорисованное, изображение кисти руки, ноги, уха, лица, фигуры или головы человека, лошади, собаки, других животных, или же даже трактор, грузовик, какой либо предмет, либо часть одежды, всё, что в данный момент интересует живописца, в общем, что угодно, что может войти в будущую большую картину художника. Причём всё это иногда может умещаться на одном и том же куске холста, картона или оргалита.

Такие эскизы, иногда незавершённые, небрежно, наспех выполненные называются ещё набросками, то есть то, что художник в процессе замысла большой многофигурной композиции «набросал» на листе бумаги, картона, холста и т.д.

Кроме того, набросками именуются ещё и быстрые зарисовки, сделанные художником спонтанно, под влиянием момента. Примером может служить набросок В.Г. Гремитских "В гостях" 25,5х17 бумага, карандаш; 1940-е годы.

В.Г. Гремитских "В гостях" бумага, карандаш; 25,5х17; 1940-е годы

Как видим, художник на первом же подвернувшемся под руку клочке обёрточной бумаги просто так, для себя, зарисовал простым карандашом, тоже видимо, подвернувшимся под руку, наблюдаемую им жанровую сценку.

А вот московский художник Игорь Радоман нарисовал моего отца, отдыхающего на кровати где-то в доме творчества художников «Академическая дача»:

Художники на всяких, многочисленных в советское время собраниях и заседаниях вообще постоянно скучали, и равлекались тем, что делали карандашные наброски друг друга. У меня в коллекции есть много подобных набросков самых разных художников.

Набросок может быть сделан не только карандашом, но и масляными красками, сангиной, пастелью, углём, пером, да чем угодно, даже шариковой ручкой, ибо истинный художник ни минуты прожить без своей профессии не может. У художников-реалистов это просто какая-то профессиональная мания на уровне условного рефлекса, требующего постоянной тренировки, совершенствования мастерства, что, собственно и отличает настоящего художника, ежедневно и ежечасно посвящающего всю свою жизнь искусству, от так называемых «современных» художников и авангардистов которым ничего и уметь то не надо, а следовательно и тренировки никакой не требуется - нет мастерства, нечего и оттачивать, знай себе малюй квадраты да треугольники!

Кстати, набросок, в зависимости от времени, которое есть у художника на его выполнение, может переходить и во вполне законченный рисунок. Вот перед нами вполне законченный детский портрет карандашом «Володя за игрой» муромского живописца Василия Васильевича Серова, но тем не менее - это набросок!

Эскизы - это подспорье в процессе работы художника над большой тематической картиной. Эскизы делают не только маслом, но и углём или карандашом, темперой и т.д. В эскизе, кроме того, может быть скомпонована вся будущая большая многофигурная картина художника.

В качестве примера можно привести два эскиза к большой тематической картине «Полководцы Гражданской войны» советского художника Григория Гордона, собственно говоря, представляющей собой групповой портрет наиболее известных красных командиров Гражданской войны.

Сначала живописец решил было просто выстроить их всех в ряд на фоне красного знамени,

но затем такая композиция ему показалась скучной, и он решил её несколько усложнить:

Как видим, в данном случае эскизы выполнены темперой, и кроме того, несмотря на эскизность обеих работ, т.е. незавершённость и кажущуюся небрежность исполнения, все герои будущей большой картины вполне узнаваемы. Мы ясно видим Ворошилова, Будённого, Щорса, Фрунзе, Чапаева, Пархоменко и т.д.

А вот эскиз к большой тематической картине «Арест Александра Ульянова» уже упоминавшегося муромского художника В.В. Серова:

Конечно, итог, скорее всего, будет отличаться от первоначального замысла. У истинного художника, как правило, новая вещь не выходит из головы. Он постоянно углублён в интересующую его тему. Обдумывает её, передумывает, много наблюдает, читает соответствующую литературу. Если в будущей тематической картине присутствует пейзаж, пишутся соответствующие натурные этюды, которые впоследствии, обычно в несколько изменённом виде, переносятся на картину. Иногда на большую картину переносятся отдельные детали сразу с нескольких натурных этюдов.

Однако же натурный этюд, в отличие от эскиза и наброска, - произведение, как мы уже видели, самостоятельное и обязательно вполне законченное. Вот вам яркий пример. Получив заказ на большую тематическую картину «Ленин и Горький в Горках», отец специально весной 1952 года много раз ездил в подмосковные Горки Ленинские и написал там два больших этюда, оба на холсте. Сначала «Горки. Весна. холст, масло; 60х80 см»,

а потом - «В Горках Ленинских холст, масло; 78.5х57 см».

Впоследствии, на окончательной большой картине, отец взял за основу второй этюд, чуть отодвинул ступени, а перед ними поставил Максима Горького, беседующего с Лениным. От этюда ««Горки. Весна.» он взял более раннее состояние природы на заднем плане, значительно уменьшив сам пейзаж с беседкой по сравнению с центральными фигурами. Тем не менее, оба этюда, каждый сам по себе представляет собой вполне законченный самостоятельный парковый пейзаж, ничем не отличающийся от других многочисленных натурных пейзажей отца. Если бы я не поведал тут эту историю, Вы, будь Вы хоть трижды искусствоведом, ни за что бы не догадались что обе эти работы использовались для создания картины соцреализма, не так ли? Так как же можно говорить о том, что этюды не обладают законченным характером и самостоятельным художественным значением? (Вспомним определение в Википедии).

Большая тематическая многофигурная картина требует огромного и продолжительного труда над ней, наличия огромного количества эскизов и этюдов. Её пишут исключительно в мастерской, часто по многу лет. Возьмите хотя бы А. А. Иванова с его огромной картиной «Явление Христа народу» над которой художник трудился двадцать лет - с 1837 по 1857 год, или же Василия Сурикова, работавшего над каждой своей картиной по три - пять лет.

В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ КАРТИНЫ ОТ ЭТЮДА?

Этюд, будучи самостоятельным и вполне законченным художественным произведением, отличается от картины прежде всего тем, что он пишется с натуры. Картину же пишут исключительно в мастерской на основе огромного количества материала - этюдов, эскизов, набросков, карандашных зарисовок и фотографий. Иногда приходится изучать большое количество литературы и периодики, при этом сюжет, то есть тема картины, придумывается самим художником, либо диктуется заказчиком. И ещё, что самое важное, в картине всегда воплощается ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ХУДОЖНИКА, в то время как этюд ПИШЕТСЯ В ОСНОВНОМ СПОНТАННО - берёт художник этюдник и идёт искать мотив, т.е. вид, который он будет писать. Где увидел, там остановился и пишет.

Не составляют исключения и этюды, написанные специально для создания больших тематических картин. В том случае, о котором я говорил выше, отец сначала нашёл беседку в Горках Ленинских, решил, что перед ней и поставит Ленина с Горьким, а уж затем написал с натуры два этюда с этой беседкой.

В основном можно сказать, что всё, что пишется с натуры - это этюд , будь то пейзаж, натюрморт или портрет, а всё, что требует предварительного замысла, длительной работы с многочисленными и разнообразными подготовительными материалами - это картина .

Однозначно картиной можно назвать эпохальное полотно большого, а иногда и просто огромного размера. Был такой художник Генрих Ипполитович Семирадский. Так он писал такие большие картины, что они в мастерской были подвешены к потолку и доходили до пола, причём, заметьте, дело происходило далеко не в хрущобе. Поэтому академику и профессору Императорской Академии художеств приходилось постоянно лазить на лестницу, такие у него бывали иногда громадные работы. У Г.И. Семирадского были в основном большие фантазийные картины на античные темы, сюжеты которых он брал из головы, поскольку реальную жизнь Древней Греции и Рима времён императора Нерона воочию наблюдать, он, естественно, не мог.

Однако картина может быть и довольно скромного размера, особенно это касается жанровых картин, то есть картин художников с изображением бытовых сценок. Например, знаменитое «Сватовство майора» Павла Федотова, имеет вполне этюдный размер - всего 58,3х75 см. Но, как сами понимаете, писана она явно не с натуры прямо в купеческой гостиной.

Историческая картина вообще вещь исключительно фантазийная. Оба брата Васнецова, например, писали на историческом материале, но очень разном. Один воссоздавал быт и архитектуру Москвы XIV и XVII столетий, другой за основу брал русские народные сказки и былины. Но если Аполлинарий, серьёзно, на научном уровне, занимавшийся историей и археологией, состоявший членом различных исторических и археологических обществ, будучи страстным сторонником распространения знаний по истории, стремился воссоздать быт и виды средневековой Москвы «так как оно было» на основе древних документов и результатов археологических раскопок, в которых иногда и сам лично принимал участие, то картины его старшего брата, Виктора, носили уже чисто фантазийный характер.

Батальные картины относятся к той же категории. Писать их с натуры прямо на поле боя, как это представляют себе некоторые дамы от искусствоведения, просто смешно. Знаменитый русский баталист В.В. Верещагин, лично наблюдавший множество сражений, и иногда даже принимавший в них непосредственное участие, свои картины писал исключительно по памяти, естественно в мастерской, опираясь на многочисленные зарисовки, сделанные им на театрах военных действий. Кроме того, Василий Васильевич много читал, опрашивал очевидцев, тратил огромные деньги на реквизит - скупал оружие, форму, снаряжение, которое затем рисовал с натуры, приготовляя, таким образом, эскизы к картинам, которые он задумал.

Большие картины, изображающие пейзаж, тоже вещи не натурные, а выдуманные художником из головы и сделанные на основе натурных этюдов. Однажды мне довелось видеть этюд, размером примерно 60 на 80 см, на основе которого И.И. Шишкин написал свою знаменитую большую картину «Рожь» размером уже 107 на 187 см. Этюд был на холсте и изображал всё то же самое, что и на картине, только дорога шла не прямо от зрителя к соснам, а несколько вбок и количество сосен было другое. В данном случае натурный этюд явно послужил основой для создания большой картины с пейзажем, но он и сам по себе представляет вполне законченное и тщательно проработанное произведение.

Таким образом, можно говорить не только об эскизе к картине, но и об этюде к картине, если этюд специально к ней пишется. Чаще всего это касается именно пейзажа. Если бы И.И. Шишкин ограничился упомянутым выше этюдом, и по какой-либо причине не стал писать по нему работу большого размера, то сейчас бы искусствоведы Третьяковской галереи хвастались картиной И.И. Шишкина «Рожь» 60х80 см, не подозревая о том, что это натурный этюд.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ:

Картина, в отличие от этюда, обязательно требует предварительного замысла художника, длительного обдумывания, и всегда отличается тщательностью исполнения и отделки, так сказать выписанностью. Картина любого размера всегда пишется художником в мастерской на основе самого разнообразного материала: фотографий, подготовительных эскизов и набросков и, если это необходимо, опираясь на заранее написанные натурные этюды. Картина, даже небольшая по формату, а уж тем более больших размеров, всегда пишется не на пленэре, даже если это пейзаж (попробуйте-ка потаскать с собой в поле или в лес этакую махину!), а в мастерской художника. Большая картина пишется непременно на холсте, что обусловлено не чем иным, как исключительно удобством больших холстов для транспортировки.

Тематическая картина - как следует из самого термина, это картина на какую-либо определённую тему. Чаще всего это многофигурная композиция большого размера. Этот термин возник уже в советском искусствоведении, поэтому его чаще всего применяют к произведениям так называемого соцреализма, например, на тему Гражданской, Великой Отечественной войны, или, скажем, «Ленин в Октябре». Поскольку размеры таких произведений зачастую просто огромны, живописец, естественно, работает над такой картиной в своей мастерской, и пишет её на холсте. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Е. Репина, размер которой 2,03 на 3,58 метра, в принципе тоже можно назвать тематической картиной, хотя социалистическим реализмом там и не пахнет. Она тоже была написана Ильёй Ефимовичем именно в мастерской на базе множества эскизов и этюдов, также как и, например, «Бурлаки на Волге» (1,31 на 2,81 м).

Жанровая картина - название происходит от французского слова «genre» - это работа обычно

небольшого размера, изображающая какую-либо сценку из жизни. Например широко известная картина русского художника Павла Федотова (1815—1852) «Сватовство майора», о которой уже говорилось, имеет размер всего лишь 58,3 на 75,4 см. Его же «Свежий кавалер» и того меньше - 48,2 на 42,5 см, и тем не менее художник работал над этой небольшой жанровой картиной девять месяцев!

Небольшая жанровая картина может быть выполнена не только на холсте, но и на картоне или оргалите. Этот материал стал широко распространяться уже в XX столетии.

Есть ещё и такое понятие как жанровый портрет. Просто портрет - это портрет человека на нейтральном фоне, а вот когда есть задний план, на котором изображены предметы, люди или даже промышленный пейзаж, подсказывающие зрителю, например род занятий изображённого человека, то это уже жанровый портрет. В качестве примера можно привести жанровый женский портрет "Ветеран шахтёрского труда" работы уже упоминавшейся здесь советской художницы Клавдии Александровны Тутеволь:

Этюд, как мы уже говорили выше, - это вполне законченное самостоятельное произведение, но непременно натурное. Он является вполне самостоятельным художественным произведением, но может выступать и как вспомогательный материал для большой картины художника, что отнюдь не умаляет его художественной ценности. Это может быть натюрморт, портрет, пейзаж, интерьер. Этюд, в силу его относительно небольших размеров, пишут на всех вышеперечисленных материалах, но главное в нём, конечно же, качество работы живописца, его умение выстроить композицию в натюрморте, отразить характер модели в портрете, передать волнение или покой моря, холод зимнего леса, красоту заката, прелесть золотой осени или весеннее настроение природы в пейзаже.

Эскиз - произведение вспомогательное, его назначение зафиксировать замысел композиции будущей

тематической картины. В качестве примера возьмём эскиз к картине "Целинники" Э. Д. Ишмаметова. В нём художник разработал композицию и колорит, характеры, позы персонажей, а затем написал большую картину на эту тему. Эскиз к картине живописец всегда очень тщательно продумывает. Обычно для эскиза характерна некая незаконченность, незавершённость. Это обусловлено тем, что художнику чаще всего и не надо его заканчивать, тут другая задача - разработка вариантов композиции будущей картины, доработка её первоначального замысла. Поэтому эскиз чаще всего носит характер наброска. Но это может быть и вполне законченная тщательно прорисованная работа, особенно когда эскиз предназначен для утверждения приёмной комиссией, как мы уже видели на примере эскиза плафона для театра им. Абая в Алма-Ате работы Клавдии Тутеволь.

Набросок, если он делается в процессе работы над картиной - произведение тоже чисто вспомогательное, незаконченное, детально не прорисованное.

Он пишется или рисуется быстро, но небрежности у хороших художников в нём не бывает. Можно быстро прописать, скажем, голову модели, из которой позже получится великолепный законченный портрет, или же сделать быструю зарисовку какой-нибудь фигуры, которая может впоследствии понадобиться для создания композиции большой картины, а набросок останется самостоятельным произведением, интересным для коллекционеров и любителей. Вот, например, набросок В.Г. Гремитских «Танец»:

Однако, как мы видели выше, наброски могут носить и вполне самостоятельный характер.

Эскиз тоже обыкновенно носит характер наброска, но эскиз - это по сути план будущей картины, всей её композиции, в то время как набросок к картине - это быстрая зарисовка чего-нибудь, что может быть в принципе включено в будущую картину.

О НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ТЕРМИНАХ В ЖИВОПИСИ:

Я однажды очень удивился, узнав, что стаффаж - это «картина маслом без чёткой прорисовки фигур людей или животных». На самом деле стаффаж - это мелкие фигурки людей или животных, вписанные художником в пейзаж для его оживления.

Ещё один термин из пейзажной живописи - камертон. Это яркое пятно, контрастирующее в общим фоном пейзажа. Обычно это какой-нибудь стаффаж. Примером может служить работа ташкентского художника

В.М. Ковинина «Горный пейзаж» с фигурой девочки, одетой в яркую красную национальную одежду.

Странно, когда полотном называют любую масляную живопись, даже небольшого размера, да ещё и написанную на картоне. «Полотно — это гладкая и плотная льняная ткань простейшего переплетения; самые тонкие сорта называли батистом, самые грубые — холстом, парусиной, равендуком и пр.» (Википедия). Таким образом, полотно ни картоном, ни оргалитом быть никак не может, применительно к живописи это однозначно холст.

В живописи полотном называют картины огромных размеров да ещё обычно на какую-нибудь эпохальную тему. Таким образом, можно сказать, что из-под кисти Василия Сурикова выходили исключительно полотна, а вот Константин Коровин прославился в основном своими этюдными работами. Если «Девятый вал» Айвазовского можно вполне назвать полотном, то применительно к уже упоминавшейся маленькой работе «Свежий кавалер» Федотова это будет просто смешно, несмотря на то, что она тоже написана на холсте.

Ещё немного о грунтах: А что такое левкас? Это особый грунт, тоже на основе мела, которым покрывают деревянную доску. Раньше в Западной Европе на досках часто писались картины, на Руси - иконы, причём всегда. Это крайне неудобный материал. В Голландии в своё время доски сушили по 50 лет, только после этого их брали в работу. Сейчас художники редко используют левкас, так как краска вместе с толстым слоем грунта со временем или от лёгкого удара легко скалывается. Да и современные иконописцы всё реже и реже им пользуются.

В заключение приведу ещё несколько иллюстраций для наглядности:

Работа В.Г. Гремитских, которая так и называется - "Этюд". Это по сути, как следует из самого названия, натурный односеансовый жанровый портрет рабочей, написанный прямо на её рабочем месте на строительстве Куйбышевской ГЭС.

А вот жанровый портрет работы ташкентского художника Валерия Ковинина:

Это уже явно не односеансовый портрет, тут художник своего коллегу, послужившего ему моделью, явно изрядно помучил количеством сеансов, что видно и из тщательной выписанности работы, и из её размеров. Но тем не менее этот мужской портрет не картина, а многосеансовый натурный этюд, что нисколько не умаляет его художественной ценности.

В доказательство этого последнего утверждения рассмотрим знаменитый женский портрет «Девушка, освещённая солнцем». Свою кузину, Марию Симонович В.А. Серов писал с натуры всё лето 1888 года, ловя каждый солнечный день (в пасмурные дни он писал пейзаж «Заросший пруд»). Предварительный замысел (выше мы говорили, что у знаменитого художника тоже отсутствовал, ему просто захотелось, по его словам, «написать что-то отрадное».

Таким образом, здесь мы имеем дело ни с чем иным, как с типичным многосеансовым натурным этюдом, написанным по наитию, по мгновенно возникшему желанию. На счастье П.М. Третьякова, который приобрёл эту работу, тогда ещё не ведали, что «Этюд — в изобразительном искусстве — подготовительный набросок для будущего произведения.» (Википедия) Да и Валентин Серов проявил крайнюю степень непрофессионализма, потратив на каких-то два подготовительных наброска - портрет девушки и пейзаж с прудом, аж 90 дней!

Можно было бы привести ещё множество подобных примеров, но боюсь, я уже сильно утомил читателя. Надеюсь, мне всё-таки удалось внести свою скромную лепту в разъяснение широкой публике некоторых наиболее употребительных художественных терминов, в которых иногда, что греха таить, путаются даже сами художники.

Александр Гремитских

На аватаре: В.М. Ковинин "На воскресный базар. Каракалпакия." холст, масло 98х178. 1971 год (Это типичная большая жанровая картина)

Слово «этюд» нередко встречается в книгах по искусству, на выставках, в картинных галереях. Оно обозначает выполненное с натуры произведение изобразительного искусства, как правило небольшого размера. Обычно этюд создается ради тщательного изучения натуры- ее формы, цвета, конструкции, взаимосвязи с окружающими предметами. В нем художник разрабатывает детали будущей картины, скульптуры, книжной иллюстрации. Вспомните знаменитые этюды к картине «Явление Христа народу» А. А. Иванова или этюды И. Е. Репина к «Бурлакам на Волге», В. И. Сурикова к «Боярыне Морозовой», В. М. Васнецова к «Аленушке», П. Д. Корина к картине «Русь уходящая», Е. Е. Моисеенко к картине «Матери, сестры».

Когда художник пишет в мастерской картину, этюд служит тем «живым» материалом, который помогает ему добиться правдивости, жизненности произведения. Однако этюд нужен не только для справок на тот случай, если живописец или скульптор забудет какую-либо деталь. Он необходим с самого первого этапа обучения для совершенствования профессионального мастерства (недаром «этюд» в переводе с французского означает «изучение»). Этюд выполняется маслом, гуашью, акварелью, темперой, пастелью, многими другими материалами. Чаще всего это пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт.

Но иногда этюды приобретают вполне самостоятельное значение. Поэтому в художественных галереях и на выставках они занимают место в одном ряду с картинами, порой даже выгодно отличаясь от них свежестью, убедительностью передачи формы и цвета. Некоторые художники пишут главным образом этюды, но решают их как картины, что выражается в композиционной завершенности, выразительности формы и цвета.

В отличие от этюда эскиз чаще всего создается по воображению, но на основе наблюдений натуры. Он выполняется карандашом, акварельными красками, маслом, пастелью. В эскизе художник решает композиционные задачи: ищет наиболее удачный формат будущей картины, композиционный и смысловой центры, ритм, характер освещения, цветовую гамму и т. д. Разрабатывает он также и отдельные элементы: жест какой-либо фигуры, наклон головы. Иные эскизы представляют собой всего несколько беглых линий, зато некоторые приближаются к законченной картине.

Работая над картиной, художник подчас создает огромное количество эскизов, постепенно отбрасывая все лишнее, уточняя композицию, добиваясь выразительности всей сцены и каждого действующего лица в отдельности. Таковы эскизы братьев С. П. и А. П. Ткачевых к картине «Хлеб республики детям» и А. А. Пластова к «Сенокосу».

Работа над эскизами сочетается с выполнением этюдов: они взаимно дополняют друг друга, воображение и память художника подкрепляются изучением натуры. Часто, найдя в эскизе точное место своим героям, обозначив их действия, охарактеризовав каждого, художник ищет среди окружающих похожих на них людей, чтобы написать их с натуры, добиваясь жизненной достоверности. Но бывает и наоборот: встреченный человек наталкивает на мысль создать картину; художник изображает этого человека, а потом придает ему новые черты, отвечающие замыслу и уточненные в ряде эскизов.



Похожие статьи
 
Категории