"крылатые фразы" - история! История крылатых выражений.

08.05.2019

(Сборник афоризмов и крылатых слов по курсу истории 5-11класс)

Новоселова Е. Я.

учитель истории и

обществознания.

квалификационная

Введение. В мире мудрых мыслей – крылатые слова.

Раздел 1 История в эпиграфах и крылатых выражениях

1 История – эпиграфы

2.История России с древнейших времен до начала XX века в крылатых выражениях.

История России с древнейших времен века в крылатых словах и выражениях

3.История XX века в крылатых выражениях.

4. История Древней Греции в крылатых выражениях.

5.История Древнего Рима в крылатых выражениях.

6. История Нового времени в крылатых выражениях.

Приложения:

Конкурс 1. «Предметы и Крылатые выражения»

Конкурс 2 «Зоосад в Древнем Мире».

Конкурс 3 «Необычные имена».

Конкурс 4.»Подобрать выражения. Ассоциации»

Конкурс 5 «Необычные прозвища».

Конкурс 6 «Необычные названия».

В мире мудрых мыслей – Крылатые слова.

«Я ценю всякого рода краткие изречения».

И. Гете – немецкий поэт

Крылатые слова – их названия восходят к Древней истории, к Гомеру, в поэмах которого («Илиада» и «Одиссея») они встречаются много раз («он крылатое слово промолвил», «между собой обменялись словами крылатыми тихо»). Гомер называл «крылатыми» слова потому, что из уст говорящего они как бы летят в ухо слушающего.

Сегодня крылатыми словами называют вошедшие в нашу речь краткие слова (эврика), цитаты («Я мыслю, следовательно, я существую»), образные выражения («Иду на вы»), изречения исторических лиц («Перейти Рубикон), имена мифологических (Цербер)

и литературных персонажей (Митрофанушка), ставшие нарицательными (например, Меценат), образные сжатые характеристики исторических лиц (например, «отец русской истории»). Запас крылатых слов и изречений очень велик.

Крылатые слова и изречения – большое богатство, но пользоваться этим словесным богатством надо умело.

В сборнике приведены только те из них, которые наиболее часто встречаются во Всеобщей истории и истории России, имеют наиболее широкое хождение.

Расположены материалы по историческим периодам: история Древнего мира, Древней Греции, Древнего Рима, история Средних веков, Новая и новейшая история и история России, что наиболее удобно учителю для изучения и использования как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В приложение сборника включены конкурсы по различным темам с использованием крылатых слов и выражений

История

1. «Всегда чти следы прошлого». Стаций Цецилий, древнеримский историк

2.«Корни истории уходят в будущее». Л. С. Сухоруков, русский писатель

3.«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

В. О. Ключевский, русский историк.

4. «Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок». Леонардо да Винчи, итальянский художник.

5. «Прошлое легче порицать, чем исправлять». Тит Ливий, древнеримский историк.

6. «Если хочешь увидеть, что было тысячу лет назад, вникай в современность;

если хочешь познать огромное количества вещей, начинай с одной или двух.

Сюнь – Цзы, китайский мудрец.

7. «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно,

а вот изучать необходимо». А. М. Горький, русский писатель.

8. «История есть исключительно процесс очеловечивания человечества» -

Л.Фейрбах, немецкий философ.

9. «Не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно».

Н. Г. Чернышевский, русский писатель.

10. Родная страна становиться еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю».

М. И. Калинин, советский политический деятель

11. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».- А. С. Пушкин, русский поэт и писатель

12.«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованного человека от дикости».- А. С. Пушкин, русский поэт и писатель

13. «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее». –

В. Г. Белинский, русский писатель и общественный деятель

14. «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю». Ф Абрамов, советский писатель.

15. «Знать историю, значит быть добрым хозяином и защитником своего государства».

Л. Н. Толстой, русский писатель.

16. « Плох тот народ, который не ценит и не любит своей истории».

В. М. Васнецов, русский художник.

17. «Знать историю в строгом смысле этого слова – это значит знать все». С. И. Танеев.

18. «История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни».

Цицерон, древнеримский оратор.

19. «Когда переведутся Дон-Кихоты, пускай закроется книга истории!

20. «Патриотизм не должен ослеплять нас: любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть». Н. М. Карамзин, русский историк.

21. «Ни один народ в мире, не одарен какой- либо способностью преимущественно перед другими». Г Лессинг, немецкий философ.

22. «Законную степень народной гордости своею историей… должно глубоко отличать

от кичливого самообожания. Д. И. Менделеев, русский ученый – химик.

23.«От Ивана Грозного до Бориса Ельцина наблюдается общность в главном:

социальная безответственность, политическая и юридическая неподконтрольность власти.

Народ по-прежнему рассматривается как вотчина для самоуправств». Аноним

24.«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, достоин, быть учителем». Конфуций - китайский мудрец.

« История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству …изъяснение настоящего и пример будущего» - Николай Карамзин.

История России с древнейших времен до начала XX века в крылатых выражениях

п/п

Тема раздела, главы, урока.

Эпиграфы

Введение.

«Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованного человека от дикости».- А. С. Пушкин.

Древнейшее человечество.

«Пусть предок жизнью жил полузвериной, но мы его наследьем дорожим. Он не умел горшка слепить из глины, боялся духов, выдуманных им».- В. Берестов.

Первые земледельцы и скотоводы.

«Труд- источник всякого богатства» - Ф. Энгельс.

«Силы железа потом и меди были открыты, мало помалу затем одолели мечи из железа, вид же из меди серпа становился предметом насмешек, стали железом, потом и земли обрабатывать почву».- Лукреций Кар.

Рабовладельческое общество

«Археологи, ликуя, открывают этот слой, храм, дворец, и мастерскую между пеплом и золой». –

В. Берестов.

Кризис рабовладельческого общества

Здесь жили люди, и стоял их дом…..

Здесь город был, веселый и богатый…….

Склонись над ним, взгляни на камни эти, и поймешь, как человек велик…- Б. Рябичкин.

Феодальные государства.

«Достоинства человека определяется только его поступками»- пословица

Культура Средневековья.

«Бессмертным солнцем светит колоннада.

В блаженный мир ведут ее врата».- И Бунин

Древняя Русь.

«Слава нашей стороне! Слава нашей старине!

А преданья старины забывать мы не должны» -

Н. Кончаловская.

«Откуда есть пошла русская земля».

«В монастырской келье узкой, в четырех глухих стенах – о земле, о древнерусской быль записывал монах. Он писал зимой и летом. Он писал из года в год, про великий наш народ».- Н. Кончаловская.

Киевская Русь

«Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывавший несколько новых зерен княжеств». - Б. Рыбаков.

Великий Новгород

«Старовечный и вечно новый над рекой поднимается город».- С. Наровчатов.

Муждуусобицы.

Борьба с половцами.

«Брат сказал брату: то мое, а это мое тоже!

И стали князья про малое спорить, как бы про великое, и сами на себя крамолу ковать»-

«Братья и дружина! Лучше быть убитым, чем полоненным. Хочу копье переломить о край степи половецкой…» «Слово о полку Игореве»

Древнерусская культура – Архитектура

«О, светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты. Всем ты преисполнена, земля Русская…

«Слово о погибели земли Русской».

Древнерусская культура

Литература

«Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена» - И. Бунин.

«Что умеете, того не забывайте доброго, а чего не умеете, тому учитесь» -

«Поучение Владимира Мономаха»

«Если поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей». – Из летописи.

Русь и монголо- татары.

«Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили. Именно в то злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе». – А. И.Герцен.

Русь и крестоносцы.

«И обратились враги в бегство, и убивали их, гоняясь за ними, как по воздуху, и некуда было им убежать…» «Симеоновская летопись.

Куликовская битва.

Возвышение Москвы

«Стоял такой великий стон, шел бой с такою кровью, что был в багрец окрашен Дон до самого низовья»-

Н. Кончаловская

«Кто в Москве не бывал, тот красы не видал». - Народная пословица

Смутное время

«Добрый памятник поставлен двум героям всей страной в знак того, что был избавлен от бесчестья край родной». - Н. Кончаловская.

Закрепощение крестьян.

«Для хозяев пашет землю мужичишка крепостной, у хозяина их много: двести, триста, восемьсот... Он следит за ними строго, как скоту ведет им счет». –

Н. Кончаловская

Самодержавие

«Царские милости в боярское решето сеются»

Народная пословица

Народные восстания

«На Руси не все караси – есть и ерши».

Народная пословица.

Крестьянская война XVII века.

«Но свободы русской зарево разгорелось вокруг – против силы государевой города восстали вдруг.

Слава Разина победная по Руси пошла теперь…».

Н. Кончаловская.

Народы Сибири

«Из века в век, из века в век шел крепкий русский человек на дальний Север и Восток неудержимо, как поток », – старинная песня.

Эпоха Петра Великого.

«Ни одна нация никогда не существовала и не могла существовать в таком удаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого». – К. Маркс.

Основание

Санкт - Петербурга

« Люблю тебя Петра творенье….»- А. С. Пушкин

Полтавская битва

« И грянул бой – Полтавский бой». - А. С. Пушкин

Итоги Северной войны

«Россия превратилась в главенствующую морскую державу на Балтийском море». - К. Маркс.

Крепостное право.

«Барам бархат да кружева, а нашему брату ни обуто, ни одето, ни ложкой задето».

«Мужитскими мозолями барин сыто живет».

« Красны барские палаты, а у мужиков избы на боку». – Народные пословицы.

Крестьянская война XVIII века.

«Мужик да гол, да в руке у него кол; есть надежда, - что будет и одежда». «Не с добра волости встают». Народная пословица.

Русско-турецкие войны

«Храбрость – сестра победы».

«Несилою дерутся, а умением». «Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит». - Народные поговорки.

Внешняя политика России в к.XVIII века

«Бессмертны мы вовек, России исполины, в боях воспитаны средь бранных непогод».

Достижения русского военного искусства.

«Потомство мое прошу брать мой пример…до издыхания быть верным…Отечеству».-

«Тяжело в ученье – легко в бою!

Больше пота в учении - меньше крови в сражении».

«Каждый воин должен понимать свой маневр.

Воюют не числом, а умением». –

А. В. Суворов из книги «Наука побеждать»

Борьба против крепостничества и самодержавия

«Звери алчные! Пиявицы ненасытные! Что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, - воздух».- А. Н. Радищев.

«Бунтовщик хуже Пугачева».- Екатерина II .

«Вослед Радищеву восславил я свободу»-

А. С. Пушкин.

Век Просвещения

«О, незабвенное столетие! Радостным смертным даруешь истину, вольность, и свет».- А. Н. Радищев.

«В мире нет другой нации, которая стала бы столь выдающейся во всех областях в столь короткий срок».- Вольтер.

Культура России XVIII в.

«Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, кружева, вышивку, песню, танец, живопись? Да из души русского человека, откуда же еще было прийти». – В. Солоухин.

Эпоха Александра I

«Воспитанный под барабаном, наш царь лихим был капитаном: под Аустерлицем он бежал, в двенадцатом году дрожал»- А. С. Пушкин

Эпоха Николая I

Он мало царствовал, но много начудесил: сто двадцать пять в Сибирь послал и пятерых повесил»-

А. С. Пушкин

Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! А. Пушкин.

19 век-Золотой век русской культуры.

Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда – то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю мощь, сложность, богатство, счастье… И. Бунин. «Окаянные дни»

20 век-«Серебряный век русской культуры

Двадцатый век…

Сулит нам, раздувая вены,

Все, разрушая рубежи, неслыханные перемены,

Невиданные мятежи. - А Блок

История России с древнейших времен в крылатых словах и выражениях.

Баклуши бить

На зубок знать.

Без лести предан

Не всякое лыко в строку

Бить челом

Не мудрствуя лукаво

На всю Ивановскую

Не посрамим земли русской

Вольный казак

Наши предки Рим спасли

Выдать с головой

Никто не обнимет необъятного

В долгий ящик

Спустя рукава

Делу время, и потехе час

Одна ласточка весны не делает

Домострой

Око за око, зуб за зуб

Иду на вы

От доски, до доски.

Зарубить на носу

От корки до корки

Квасной патриотизм

Отдать на поток и разграбление

Кисейная барышня

Ох, тяжела ты шапка Мономаха!

Лясы точить

Победителей не судят

Мамаево побоище

Положить в долгий ящик

Медвежья услуга

Попасть в кабалу

Мертвые сраму не имут

После дождичка в четверг

Мы пахали

Потемкинские деревни

На вороных прокатить

Пригвоздить к позорному столбу

На всю Ивановскую

Меж двух огней.

На долгих ехать

Промедление смерти подобно

На лбу написано

Красная строка

На Шипке все спокойно

Пуститься во все тяжкие

Сума переметная

Растекаться мыслию по древу

Тарабарская грамота-Тарабарщина

Стоять насмерть

Типун тебе на язык

Стен стыдиться

Тащить и не пущать

Таскать каштаны из огня

Тихой сапой

Тришкин кафтан

Тарусы на колесах

Ума палата

Уйти с носом

Ходить гоголем

Хождение по мукам

Хоть видит око, да зуб неймет

Через час по чайной ложке

Чтоб вперед неповадно было

Чтоб гусей не дразнить.

Чур, меня! Чур, меня!

Шемякин суд

Шиворот - навыворот

Шумим братец, шумим!

Юрьев день. Вот тебе бабушка, и Юрьев день

Всеобщая история 5-8 классов в крылатых выражениях.

Все на свете боится времени, а время боится пирамид.

Арабская пословица

п/п

п/п

Аннибалова клятва

Бей, но выслушай!

Бросать перчатку

Блудный сын

Донкихотство

Буря в стакане

Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе

В тартарары провалиться

Канитель тянуть.

Вавилонское столпотворение

Каннибальские нравы

Валаамова ослица

Копья ломать

Валтасаров пир

Крестовый поход

Восьмое чудо света

Летучий голландец

Всякой твари по паре

Марионетки

Гадать на бобах

Рыцарь печального образа

Святая простота

Дамоклов меч

Синий чулок

Соломоново решение

Синяя птица

Зарыть талант в землю

Смертный грех

Звездный час

Семь смертных грехов

Звезды первой величины

Три кита. Три слона.

И на солнце есть пятна

Тысяча и одна ночь

Иерихонские трубы

Трубка мира

Иуда. (Предатель, поцелуй Иуды)

Каин. Каинова печать

Фиговый листок

Калиф (Халиф) на час

Фома неверующий

Козел отпущения

Колосс на глиняных ногах

Хамелеон

Богат как Крез

Хватать с неба звезды

Манна небесная

Ход конем

Путеводная звезда

Эльдорадо

Пятая колонна

Я мыслю, следовательно,

я существую

Разобрать по косточкам

Яблоко Ньютона

Сады Семирамиды

Ярмарка тщеславия

Сезам, откройся

Бей, но выслушай!

Садом и Гоморра

Блудный сын

История Древней Греции в крылатых выражениях

Авгиевы конюшни

Пальма первенства

Аргонавты

Панический страх

Ариаднина нить

Гомерический смех

Ахиллесова пята

Бочка данаид

Под Эгидой

Всю свое ношу с собой

Плясать под чужую дудку

Высечь море

Платон –друг, но истина дороже

Геркулесовы столбы(труды)

Познай себя

Геростратова слава

Попасть в лабиринт

Гидра стоглавая

Прометеев огонь

Работа Пенелопы

Гордиев узел. Разрубить Гордиев узел

Рог изобилия

Дайте мне точку опоры, и я переверну землю!

Рука Немезиды

Дары данайцев. Троянский конь.

Рядиться в чужие перья

Драконовы меры (законы)

Сады Артемиды

Елена Прекрасная

Сардонический смех

Загадка Сфинкса

Семь чудес света

Золотой век

Сжечь свои корабли

Из мухи делать слона

Сизифов труд

Икар. Полет Икара

Со щитом или на щите

Кануть в Лету

Крокодиловы слезы

Уязвимое место

Курить фимиам

Лавры пожинать

Фонарь Диогена

Лаконизм

Лебединая песня

Между Сциллой и Харибдой

Муки Тантала

Что и требовалось доказать

На седьмом небе

Нарцицизм

Эзоповский язык

Ни на йоту

Я знаю только то, что ничего не знаю

Олимпийское спокойствие

Яблоко раздора

Ящик Пандоры

История Древнего Рима в крылатых выражениях

Авгуры. Улыбка Авгура

Огнем и мечем

Белая ворона

Огня и воды лишить

Вечный город

Всосать с молоком матери

Перейти Рубикон

Гора родила мышь

Пиррова победа

Двуликий Янус

Поднять на щит

До греческих календ

Поэтическая вольность

Если хочешь мира, готовь войну.

Рядиться в тогу

Жребий брошен

Умывать руки

Жена Цезаря должна быть выше подозрений

Фортуна. Колесо Фортуны

Золотая середина

И ты, Брут!

Хлеба и зрелищ

Капля камень долбит

Карфаген должен быть разрушен!

Лукуллов пир

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.

Лучше быть первым в деревне,

чем вторым в городе.

Белая ворона

Гуси спасли Рим

Горе побежденным

Все дороги ведут в Рим

История Нового времени в крылатых выражениях.

№ п/п

Новая история- 7 класс

Новая история- 8класс

Человек - высшая ценность на земле

1.Сто дней. Великая армия.

Париж стоит мессы

2.Маленький корсиканец

Непобедимая Армада

3.Солнце Наполеона

Варфоломеевская ночь

4.Триумфальная арка

Овцы съели людей

Свобода, равенство, братство, счастье!

6.Железом и кровью.

Славная революция

7.Маленький племянник большого дяди

Государство- это я!

8.Краснорубашечники.

Тысяча гарибальдийцев

Восточная мудрость.

9.Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Восточные сладости

10.Викторианская эпоха.

Новый Свет

11.Лойджорджизм

Две Америки

12. Железный канцлер

Эпоха Просвещения

13.Конгресс дешевле революции.

Эпоха Возрождения

14.Король стали. Король электричества.

Срединное государство

15.Танцующий конгресс.

«А все-таки она вертится!»

16.Жить – работая, или умереть сражаясь!

Бостонское чаепитие

17.Союз трех императоров.

Просвещенный абсолютизм

18.Исключительный закон

Роковое лихолетье

19.Кровавая неделя. Совет коммуны.

Отцы основатели

20.Король – банкир.

Вестфальская система

21.Государство войны

Страна Восходящего солнца

22.Пролетариат – могильщик буржуазии.

Англия – мировой извозчик.

23.Священный союз.

Англия – мировой банкир.

24.Маленький племянник большого дяди.

Англия – мастерская мира.

25. «А король-то голый!»

Жемчужина Британской короны

26.Битва народов

1. История XX век века в крылатых выражениях.

№ п/п

История России

Всеобщая история

Кровавое воскресение

1.Сердечное согласие

Ходынская трагедия.

2.Фабрика грез. Великий немой.

Зубатовский социализм

3.Верденская мясорубка

Третьеиюньская монархия

4.Бойня Невеля

Полусахалинский

5.Версальско-Вашингтонская система

Думская монархия

6.Версальский мир

Черный передел

7.Американская мечта

Столыпинские вагоны

8.Сухой закон.

Столыпинские галстук

9.Пивной путч.

Серебряный век

10.Новый курс.

Дягилевские сезоны

11.Народный фронт

Мирискуссники

12.Фашизм – это война.

Иллюзион

13Движение неповиновения.

Брусиловский прорыв

14.Три народных принципа

Министерская чехарда

15.Гандизм.

Движение неприсоединения.

Кувырк - коллегия

16.Берлин – Рим - Токио.

Нечистая сила. Святой черт

17.Мюнхенский сговор

Ленинская гвардия

18.Сидячая или странная война

Самодержавие без самодержца

19.Третий рейх.

Апрельские тезисы

20.Морской лев.

Корниловский мятеж.

21.Барбаросса. Ост.

Мир народам! Земля крестьянам!

Фабрики рабочим! Власть Советам!

22.Пакт о ненападении

Пакт Молотова - Риббентропа

Брестский мир.

23.Коренной перелом.

Белый террор. Красный террор.

24.Большая тройка.

Не трудящийся да не ест.

25.Второй фронт

Белая гвардия. Черный барон.

26.Фултонская речь

Буденовка.

27.Холодная война.

Пролетарии, всех стран объединяйтесь!

28.Японский дух, европейское образование

Кадры решают все.

29.Железный занавес

Великий перелом

30.Политический маятник

Пятилетку в четыре года

31.Третий путь.

Стахановское движение

32.Страны третьего мира.

Головокружение от успеха

33.Страны первого, второго эшелона

Культ личности

Страна победившего социализма.

35.Пивной путч

2. История XX век века в крылатых выражениях.

№ п/п

История Второй Мировой войны.

История Великой Отечественной войны

Всеобщая история. История России

2 пол. 20 века

Барбаросса. Ост.

1. Апогей сталинизма

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!

2. Оттепель. Целина

Коренной перелом

3.Хрущевка

4.Холодная война.

Курская дуга. Огненная дуга

5.Железный занавес

Волжская твердыня. Крепость на Волге

6.Фултонская речь

Дом Якова Павлова

7.Третий мир. Страны третьего мира

Панфиловцы

8.Кадровая революция.

«Велика Россия, позади Москва отступать некуда!»

9.Политика разрядки

«За Волгой для нас земли нет».

10.Застой.

Родина Мать - зовет!

11.Стратегия ускорения

Дорога Жизни

12.Перестройка

Восточный вал.

Второй фронт

14.Диалектика нового мышления

Большая тройка.

15.Карибский кризис

Десять сталинских ударов

Встреча на Эльбе.

17.Белый дом.

За Родину! На Запад!

18.Черный вторник

Парад победы

19.Либерализация цен.

Маршал победы.

21.Космическая эра.

Тайфун. Уран. Кольцо. Искра.

22.Политика мирного сосуществования

Багратион. Цитадель

23.Запад. Восток.

Город Герой. Город воинской славы

24.Берлинская стена

Малая земля

25.Экономическое чудо

26.Зеленая революция.

«Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют».

27.Бархатная революция

Фронт - тылу

28.Страны первого, второго эшелона

Большая земля.

29.Политический маятник

Приложения

Конкурс 1. Предметы и Крылатые выражения.

Предмет. Изображение

Крылатые выражения

Шкатулка

Положить в долгий ящик.

Ящик Пандоры

Яблоко раздора. Яблоко познания

Яблоко Ньютона

Перчатка

Бросить перчатку

Со щитом или на щите. Поднять на щит.

Дело в шляпе

Дамоклов меч.

Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет

Копья ломать.

Рукава одежды

Спустя рукава.

Гордиев узел

Троянский конь

Поднять забрало.

С открытым забралом

Конкурс 2 «Зоосад в Древнем Мире».

«Животное»

Исторический зоосад

Гуси спасли Рим

Капитолийская волчица

Цербер - Кербер

Троянский конь

Золотое руно

Трагедия – песнь козлов

Критский бык

Немейский лев

Лернейская Гидра

Священное животное в Индии

Священное животное в Египте

Конкурс 3 «Необычные имена».

«Необычные имена»

Исторический деятель

Отец истории

Геродот (490-424гг до н.э.) Древнегреческий ученый историк

Неподкупный

Максимилиан Робеспьер (1758-1794гг)

Король -Солнце

Людовик XIV , король Франции(1638-1715гг.)

Страшный слепец

Ян Жижка предводитель таборитов в гуситских войнах(1360-1424гг.)

Неистовый Виссарион

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848гг.),

Русский революционер –демократ, писатель

Железный Феликс

Феликс Эдмундович Белинский (1877-1926гг.),

Революционер. Председатель ВЧК

Железный канцлер

Отто фон Бисмарк(1815-1898гг.)

Первый канцлер Германии

Бархатный канцлер

Горчаков Александр Михайлович(1798-1883гг.)

Министр иностранных дел, дипломат

Государственный канцлер

Всемирный паук

Людовик XI (1423-1483гг.) Французский король

Денежный мешок

Иван Калита (1325-1340гг.) Московский князь

Друг народа

Жан Поль Марат (1743-1793гг.)

Французский революционер, якобинец, издатель газеты «Друг народа»

Конкурс 4. Подобрать выражения. Ассоциации»

«Выражение»

Ассоциации

Выражение, означающее несложный труд

«Бить баклуши». «Точить лясы».

«Играть в бирюльки».

«Работать спустя рукава». «Слоняться».

Выражение, означающее медленную работу

«Тянуть волокиту». «Тянуть канитель».

Выражение, означающее резкую критику

«Головомойка». «Намылить голову».

«Задать баню»

Выражение, означающее беспристрастное суждение

«Суд Фемиды». «Невзирая на лица»

Выражение, означающее отложить дело надолго.

«Отложить в долгий ящик».

«Положить под сукно». «До второго пришествия»

Выражение, означающее узнать человека

«Видно птицу по полету».

«Льва узнают по костям»

Выражение, означающее громкий крик, шум.

«Бить в набат». «Кричать во всю Ивановскую».

«Звонить во все колокола».

Выражение, означающее восторг.

«Попасть на седьмое небо». «Витать в облаках».

«Быть на седьмом небе».

Выражение, означающее бесконечные страдания

«Танталовы муки». «Прометеевы муки».

Выражение, означающее осмеяния

«Геростратова слава». Стать притчей во языцех

Выражение, означающее начать все сначала

«От а до я». « От альфы до омеги».

«От корки до корки».

Выражение, означающее

выход из трудного положения

«Разрубить гордиев узел».

«Соломоново решение»

Выражение, означающее

бессмысленную работу

«Сизифов труд». «Ткань Пенелопы».

«Изобретать перпетуум-мобиле».

«Бочка Данаид»

Выражение, означающее

хвалить не в меру

«Петь дифирамбы». «Курить фимиам».

«Произносить панегирик». Пень аллилуйю».

«Петь акафист»

Выражение, призывающее бдительности

«Опасайтесь троянского коня»

«Бойтесь данайцев дары приносящих»

Выражение, означающее

ждать долго, откладывать на неопределенный срок

«Отложить в долгий ящик».

«Положить под сукно». «До второго пришествия».

«До греческих календ».»После дождичка в четверг»

Выражение, означающее сделать решительный шаг.

«Перейти Рубикон». Жребий брошен».

«Сжечь корабли». «Сжечь мосты»

Выражение, означающее создать впечатление того, чего нет.

«Потемкинские деревни», «Втирать очки».

Конкурс 5 «Необычные прозвища».

«Необычные прозвища»

Исторический деятель - правитель России, Руси.

Кровавый

Николай II (1894-1917 гг.)

Освободитель

Александр II (1855-1881гг.)

Николай I (1825-1855гг.)

Миротворец

Александр III (1881-1894гг.)

Благословенный

Александр I (1801-1825гг.)

ОлегI (882-912гг.)

Македонский Восточной Европы

Святослав I (962-972гг.)

Креститель

ВладимирI (980-1015гг.)

Ярослав (1019-1054гг.)

Владимир II (1113-1125 гг.)

Тишайший

Алексей Михайлович (1645-1676гг.)

Конкурс 6 «Необычные названия».

«Необычные названия»

Названия. События

Отец ужаса

Большой Сфинкс, внушавший страх в пустыне.

Варфоломеевская ночь

Событие 1572г. в Париже, гибель протестантов

Бостонское чаепитие

Событие 1773г. в североамериканских колониях

Война Алой и Белой розы

Феодальные войны в Англии, между Йорками и Ланкастерами.

Стояние на Угре

Битва 1480 г. между Иваном III и Ахматом.

Русью и Ордой

Кровавое воскресение

Ходынская трагедия

Гибель людей во время коронации Николая II

Столыпинский галстук

Название виселиц в эпоху начала XX века

Страна Восходящего солнца

Название Японии

Дорога Жизни

Дорога по льду Ладожского озера в годы ВОв

Серебряный век

Эпоха развития культуры начала XX века в России






Высечь море Царь персов Ксеркс шел войной против Греции в V веке до н. э. и приказал построить мост через пролив между Азией и Европой для переправы своих войск. Буря разметала мост. Разъяренный правитель приказал казнить строителей, а море высечь цепями. Выражение употребляется по отношению к тем людям, которые в слепой ярости пытаются выместить злобу на им неподвластном.


Ткани Пенелопы Пенелопа жена Одиссея из одноименной поэмы Гомера. Двадцать лет ждала она мужа. Своим многочисленным поклонникам она обещала выйти замуж, как только соткет покрывало. Но каждую ночь она распускала все, что сделала за день. Сегодня выражение употребляется в значении ловкой хитрости. «Работой Пенелопы» называют бесконечно длящийся труд, результаты которого уничтожаются по мере продвижения вперед.




Бочка Данаид По греческому преданию, у царя Даная было 50 прекрасных дочерей. Он был против их замужества и приказал им убить своих мужей. Боги разгневались на это злодеяние и присудили дочерей к такому наказанию: глубоко под землией наполнять водой бездонную бочку. Сейчас это символ бесцельной нескончаемой работы.






Ганнибалова клятва Еще девятилетним мальчиком Ганнибал, будущий выдающийся карфагенский полководец, поклялся вечно бороться с Римом. Он сдержал клятву. Употребляется в значении клятвы верности, которую дает человек и этому благородному делу посвящает всю жизнь


Гуси Рим спасли На Рим ночью напали галлы. Под покровом темноты они бесшумно преодолели укрепления. Но гуси, находившиеся в храме, услышали шум и загоготали. Римляне проснулись и отразили нападение галльских племен. Используется, когда второстепенным событиям придают чрезвычайное значение.


Перейти Рубикон Цезарь, возвращаясь в Рим с победой, долго стоял у пограничной реки Рубикон. Переход ее и возвращение в Рим означали, что он начинает борьбу за власть. После раздумий Цезарь решился и перешел Рубикон. Употребляется, когда принимается важное решение и пути к отступлению нет. Синоним: «Жребий брошен!», «Сжечь корабли».







Париж стоит мессы(обедни) Слова эти якобы сказал Генрих Бурбонский, вождь гугенотов, когда в 1593 году отрекся от своей веры и принял католичество. Этот шаг обеспечил ему французский престол. Он вступил на него под именем Генриха IV. Употребляется в значении «пойти на компромисс ради выгоды, с корыстной целью».


Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Основатель ислама Магомет считался «пророком Аллаха на землие». По легенде, он, желая доказать, что имеет необыкновенное могущество, приказал горе приблизиться. Но гора не сдвинулась с места. Тогда он сам подошел к ней. Употребляется в смысле необходимости подчинения тому, кого хотел заставить повиноваться себе





Точить лясы Лясы, или балясы, так называли на Руси резные деревянные украшения на столбах, придерживающих крыльцо. Вырезать балясы считалось делом не сложным, не требующим особого внимания. Поэтому работающий мог одновременно вести посторонние разговоры. Употребляется в смысле пустого провождения времени







Остаться с носом Проситель в царской России, когда обращался в учреждение или суд, приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».


Красной нитью Выражение вошло в речь нескольких народов из языка английских моряков конца XVIII века. С 1776 года по приказу адмиралтейства во все канаты английского военного флота вплетали во всю длину каната красную нить. Вытащить ее можно было, только уничтожив сам канат. Флотский канат англичан был узнаваем везде. Употребляется в значении самой сути, постоянной приметы.


Тарабарская грамота Особым, секретным способом написанное письмо, употреблялось в тайной переписке XIIXIII веков. В XIX веке тарабарской грамотой пользовались должностные лица, в более позднее время старообрядцы. Означает «говорить на непонятном для большинства языке»




Аппетит приходит во время еды.

Выражение из романа Франсуа Рабле (ок. 1494 - 1553) "Гаргантюа", ч.1, гл.5

Белая ворона

Выражение это, как обозначение редкого, исключительного человека, дано в 7-й сатире римского поэта Ювенала (середина I.в - после 127г.н.э): Рок дает царства рабам, доставляет пленным триумфы. Впрочем, счастливец такой же реже белой вороны бывает.

Время врачует раны. Время - лучший врач.

Выражение восходит к "Исповеди" Августина (354- 430). похожее на него встречается уже в древности, у греческого писателя Менандра (ок. 343 - ок. 291 до н. э.): "Время - врач всех неизбежных зол".

Время-деньги.

Афоризм из сочинения американского ученого и политического деятеля Вениамина Франклина (1706-1790) "Совет молодому купцу" (1748). Сходное по мысли выражение уже встречается у греческого философа Теофраста (ок. 372-287 до н. э.): "Время - дорогая трата".

Время работает на нас.

В 1866 г. в Англии, в палате общин, под влиянием роста рабочего движения, либеральный кабинет лорда Расселя выдвинул проект билля о реформе избирательного права. Во время прений В. Гладстон (1809-1898), будущий премьер, отстаивая политические права рабочих, воскликнул, обращаясь к консерваторам: "Вы не можете сражаться против будущего. Время работает на нас". Последняя фраза, ставшая в русской речи крылатой,- не вполне точный перевод. Подлинные слова Гладстона: "Time is on our side", т. е. "Время на нашей стороне".

Все дороги ведут в Рим

Средневековая поговорка, вошедшая в нашу литературную речь, вероятно, из басни Лафонтена (1621-1695) "Третейский судья, брат милосердия и пустынник".

Синоним большого города, полного соблазнов, возникший из библии, в нескольких местах которой упоминается в этом смысле Вавилон, "город великий", который "яростным вином блуда напоил все народы" (Иеремия, 51, 6; Апокалипсис, 14,8, и др.).

Все к лучшему в этом лучшем из миров.

Изречение это ("Tout est pour Ie mieux dans Ie meilleur des mondes possibles") заимствовано из романа Вольтера "Кандид" (1759), в котором, однако, оно дано в несколько иной редакции. В 1-й главе доктор Панглос утверждает, что все целесообразно "в лучшем из возможных миров" ("dans Ie meilleur des mondes possibles") и что "все к лучшему" ("tout est au mieux"); эта же мысль варьируется и в других главах романа. В "Кандиде" осмеивается теория Лейбница о "предустановленной гармонии", и приведенные цитаты пародируют утверждение Лейбница, высказанное им в "Теодицее" (1710); "Бог не создал бы мира, если бы он не был лучшим из всех возможных".

Дядя Сэм (Сам).

Так называют США. Существует объяснение, что наименование это произошло от прозвища, которое получил некий Сэмюэл Вильсон, родом из Нью-Йорка, обосновавшийся в конце XVIII в. в г. Трои, на реке Гудзон; местные жители называли его "дядя Сэм" (по другой транскрипции - Сам).Во время второй англо-американской войны (1812-1814) Вильсон, который пользовался большой популярностью занимал должность инспектора провиантов в органах снабжения армии. На ящиках с продовольствием, отправляемым в действующую армию, Вильсон ставил литеры U.S. т. е. United States-Соединенные Штаты. Американцы расшифровали эти литеры как Uncle Sam - "дядя Сэм" . Однако новейшими исследованиями это толкование, как анекдотическое, отрицается.

Если гора нe идет к Магомету, то Магомет, идет к горе

Существуют различные объяснения о происхождении этого выражения. Полагают, например, что оно восходит к одному из анекдотических рассказов, связанных с Ходжой Насреддином, любимым героем ближневосточного фольклора. Однажды, когда он выдал себя за святого, его спросили, каким чудом он это может доказать. Насреддин ответил, что он велит пальмовому дереву приблизиться к нему и оно послушается. Когда чудо не удалось, Насреддин направился к дереву со словами: "Пророки и святые лишены высокомерия.. Если пальма не идет ко мне, я иду к ней". рассказ этот находится в арабском сборнике, относимом предположительно к 1631 г. Другой рассказ находится в записках известного путешественника Марко Поло (1254-1324), первое издание которых на латинском языке вышло без обозначения места и года; предположительно: Венеция или Рим, 1484. Марко Поло рассказывает, что некий багдадский сапожник взялся доказать халифу Аль-Муетасиму преимущества христианской веры и якобы сотворил чудо: гора по его зову двинулась в его сторону. Исследователь полагает, что европейский вариант этой восточной легенды заменил пальмовое дерево горой в силу христианской традиции, утверждающей, что вера горами двигает (I Послание к коринфянам, 13,2). Наконец, известна турецкая пословица - возможный источник этого выражения: "Гора, гора, странствуй; если гора не странствует, пусть странствует святой". Хождение этой пословицы прослежено до XVII в. Наконец, уже в 1597 г. английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в своих "Нравственных и политических очерках", в очерке "О смелости" рассказывает, что Магомет обещал народу силою сдвинуть гору, и когда ему это не удалось, сказал: "Что ж! так как гора не хочет идти к Магомету, Магомет пойдет к ней".

Есть еще порох в пороховницах.

Цитата из повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" (1842), гл. 9: "Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?"-"Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще казацкая сила;еще не гнутся казаки!"

Желтая пресса

Выражение это, употребляемое в значении низкопробная, лживая, падкая на на всякого рода дешевые сенсации печать, возникло в США. В 1985 г. американский художник -график Ричард Оутколт (Richard Outcault) поместил в ряде номеров нью-йоркской газеты "The World" серию фривольных рисунков с юмористическим текстом; среди рисунков был изображен ребенок в желтой рубашонке, которому приписывались разные забавные высказывания. Вскоре другая американская газета -"New-York Journal" -начала печатать серию аналогичных рисунков. Между этими двумя газетами возник спор из-за права первенства на этого "желтого мальчика". В 1896 г. Эрвин Уордмэн, редактор "New-York Press", напечатал в этом журнале статью, в которой презрительно назвал обе конкурировавшие газеты "желтой прессой".
С тех пор выражение это стало крылатым.

Жизнь-борьба

Выражение восходит к античным авторам. У Еврипида в трагедии "Просительницы": "Жизнь наша -борьба". В письмах Сенеки: "Жить значит бороться". Вольтер в трагедии "Фанатизм, или Пророк Магомет" вкладывает в уста Магомета фразу: "Жизнь -борьба".

Злачное место.

Выражение возникло из "заупокойной" молитвы: "Упокой душу раба твоего в месте светле, в месте злачне, в месте покойне"; здесь, как и в библии (Псал. 22), "злачное место" значит: приятное, спокойное, всем изобильное место. Но чаще это выражение употребляется иронически, в противоположном значении; особенно же часто в значении: место пьянства и разврата.

Знание - сила

Выражение английского философа-материалиста Френсиса Бэкона (1561-1626) в "Нравственных и политических очерках", 2, 11 (1597).

Золотая молодежь

Так называют богатую аристократическую молодежь, мотающую деньги, прожигающую жизнь. Первоначально это было прозвищем парижской контрреволюционной молодежи, группировавшейся после 9 Термидора (1794) вокруг Фрерона (1754-1802), одного из вождей термидорианской реакции. Возглавляемая Фрероном "золотая- молодежь" преследовала последних монтаньяров. В своем журнале "Orateur du peuple" 30 янв. 1795 г. Фрерон говорит, что прозвище "золотая молодежь" возникло в якобинских кругах. Французский романист Франсуа Ксавье Пажес (1745-1802) ввел его во 2-ю часть вышедшей в начале 1797 г. "Секретной истории французской революции". Потом оно было забыто, но после 1824 г. благодаря историческим работам Минье, Тьера, Тибодо и Прюдомма вновь вошло в широкое обращение.

Иду на вы

Как передает летопись, князь Святослав, не желая пользоваться выгодами неожиданного нападения, всегда заранее объявлял войну, повелевая сказать неприятелю: "Иду на вы". То есть на вас (Н. М. Карамзин, История государства Российского, СПБ. 1842, т. I, с. 104).

Избиение младенцев

Выражение возникло из евангельской легенды об умерщвлении всех младенцев в Вифлееме по повелению иудейского царя Ирода, после того как он узнал от волхвов о рождении Иисуса, названного ими царем иудейским (Матф., 2, 1-5 и 16). Употребляется как определение жестокого обращения с детьми, а также когда шутливо говорят о строгих мерах, применяемых к ним.

Имя им легион

Выражение из евангелия. Бесноватый на вопрос Иисуса: "Как тебе имя?"-сказал: "Легион", потому что много бесов вошло в него" (Лука, 8, 30; Марк, 5, 9). Легион - подразделение римской армии в шесть тысяч человек; в евангелии это слово употреблено не в смысле определенного числа, а в смысле огромного количества; в этом значении выражение и стало крылатым.

Ищите женщину

Выражение это употребляется (часто по-французски: "Cherchez la femme"), когда хотят сказать, что виновницей какого-либо события, бедствия, преступления оказывается женщина. Крылатым оно стало благодаря роману Александра Дюма-отца (1802-1870) "Могикане Парижа", переделанному им в одноименную драму (1864). Слова эти в "Могиканах Парижа" (в романе ч. III, гл. 10 и 11, в пьесе - д. 2, 16) являются излюбленной поговоркой парижского полицейского чиновника. Дюма использовал выражение, которое действительно употреблял получивший большую известность чиновник французской полиции Габриэль де Сартин (1729-1801). Мысль этого выражения не нова. Самый ранний вариант его встречается у римского поэта Ювенала (ок. 43-113 н. э.); в 6-й сатире он говорит, что "едва ли найдется тяжба, в которой причиной ссоры не была бы женщина". В романе Ричардсона (1689-1761) "Чарльз Грандисон" (1753), в 24-м письме читаем: "За этими происками кроется женщина". Во 2-й главе романа И. С. Тургенева "Рудин" (1855) женоненавистник Пигасов по поводу любого несчастья спрашивает: Как ее зовут?

Как белка в колесе

Выражение из басни И. А. Крылова "Белка" (1833 Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет, мечется, ему дивятся все:
Он, кажется, из кожи рвется,
Да только все вперед не подается,
Как белка в колесе.
Выражение это употребляется в значении: беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов; быть очень занятым.

Козел отпущения (искупления)

Библейское выражение (Левит, 16, 21-22), возникшее из описания существовавшего у древних евреев особого обряда возложения грехов всего народа на живого козла;употребляется в значении: человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других.

Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие небесное.

Выражение из евангелия (Матф., 19, 24; Лука, 18, 25). Некоторые комментаторы евангелия понимают под словом "верблюд" толстый корабельный канат; другие же, буквально понимая слово верблюд, под игольными ушами разумеют одни из ворот в стене Иерусалима, очень узкие и низкие. Вероятнее всего, выражение это - древняя еврейская пословица, показывающая невозможность достичь чего-либо (Г. Дьяченко, Полный церковно-славянский словарь, М. 1900, с. 209).

Любовный треугольник

Выражение это употребляется в значении: супружеская пара и третье лицо (любовник, любовница). В семейной проблематике буржуазной литературы XIX в. тема "любовного треугольника" занимала одно из видных мест. Генрик Ибсен (1828-1906) затронул ее в драме "Гедда Габлер" (1890), к которой выражение это и восходит. В драме (д. 2, явл. 1) между Геддой и асессором Браком происходит следующий диалог:
"Брак. Все, чего я хочу, это иметь хороший, преданный круг близких друзей, где я мог бы служить словом и делом и иметь возможность приходить и уходить, как испытанный друг.
Гедда. Хозяина дома, хотите сказать?
Брак (кланяется). Откровенно говоря,-лучше хозяйки. А потом и хозяина, разумеется... такой-то треугольный союз в сущности - большое удобство для всех сторон.
Гедда. Да, мне много раз недоставало третьего..."
При появлении мужа Гедды асессор Брак добавляет: "Треугольник замыкается".

Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.

Цитата из драмы Ф. Шиллера "Заговор Фиеско в Генуе" (1783). Эту фразу (д. 3, явл. 4) произносит мавр, оказавшийся ненужным после того, как он помог графу Фиеско организовать восстание республиканцев против тирана Генуи дожа Дориа. Фраза эта стала поговоркой, характеризующей циничное отношение к человеку, в услугах которого больше не нуждаются.

Медвежья услуга.

Выражение употребляется в значении: неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность. Возникло из басни И. А. Крылова "Пустынник и медведь" (1808) (см. Услужливый дурак опаснее врага).

Медовый месяц.

Мысль о том, что счастье первой поры брака быстро сменяется горечью разочарования, образно выраженную в восточном фольклоре, использовал Вольтер для своего философского романа "Задиг, или Судьба" (1747), в 3-й главе которого он пишет: "Задиг испытал, что первый месяц брака, как он описан в книге Зенд, является медовым месяцем, а второй - полынным месяцем". Из романа Вольтера выражение "медовый месяц", означающее первый месяц брака, вошло во многие языки, в том числе и в русский. Позднее выражение это стали применять также к начальной поре какого-либо явления, к той его фазе, в которой еще не проявилось ничего, что потом вызвало разочарование, недовольство.

Меценат

Богатый римский патриций Гай Цильний Меценат (род. между 74 и 64 до н. э., ум. в 8 до н. э.) широко покровительствовал художникам и поэтам. Гораций, Вергилий, Пропорций прославляли его в своих стихах. Марциал (40-102 н. э.) в одной из своих эпиграмм (8, 56) говорит:
"Были бы, Флакк, Меценаты, не будет недостатка в Маронах", то есть в Вергилиях (Vergilius Maro). Благодаря стихам названных поэтов имя его стало нарицательным для богатого покровителя искусств и наук.

Молчание-знак согласия

Выражение римского папы (1294-1303) Бонифация VIII в одном из его посланий, вошедших в каноническое право (свод постановлений церковной власти). Выражение это восходит к Софоклу (496-406 до н. э.), в трагедии которого "Трахинянки" сказано: "Разве ты не понимаешь, что молчанием ты соглашаешься с обвинителем?"

Панический страх

Выражение употребляется в значении: безотчетный, внезапный, сильный страх, охватывающий множество людей, вызывающий смятение. Возникло из греческих мифов о Пане, боге лесов и полей. Согласно мифам, Пан наводит внезапный и безотчетный ужас на людей, особенно на путников в глухих и уединенных местах, а также на войска, бросающиеся от этого в бегство. Отсюда же возникло слово "паника".

Плясать под чужую дудку.

Выражение употребляется в значении: действовать не по собственной воле, а по произволу другого. Восходит оно к греческому историку Геродоту (V в. до н. э.), который в 1-й книге своей "Истории" (1,141) рассказывает, что персидский царь Кир после покорения мидян, когда малоазийские греки, которых он прежде тщетно пытался склонить на свою сторону, выразил и готовность подчиниться ему при известных условиях, рассказал им следующую басню:" Один флейтист, увидевши рыб в море, стал играть на флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу. Обманувшись в надежде, он взял сеть, закинул ее и вытащил множество рыб. Видя, как рыбы бьются в сетях, он сказал им: - Перестаньте плясать; когда я играл на флейте, вы не хотели выходить и плясать". Басня эта приписывается Эзопу (VI в. до н. э.). Аналогичное выражение встречается в евангелии (Матф., 11, 17, и Лука, 7, 32): "Мы играли вам на свирели, и вы не плясали", т. е. не хотели исполнить нашу волю.

Победителя не судят.

Слова эти приписываются Екатерине II, которая будто бы выразилась так, когда А. В. Суворов был предан военному суду за штурм в 1773 г. Туртукая, предпринятый им вопреки приказанию фельдмаршала Румянцева. Однако рассказ о произвольных действиях Суворова и об отдаче его под суд опровергается серьезными исследователями и относится к области анекдотов.

После нас хоть потоп

Фраза эта приписывается французскому королю Людовику XV, но мемуаристы утверждают, что она принадлежит фаворитке этого короля, маркизе Помпадур (1721- 1764). Она сказала ее в 1757 г., чтобы утешить короля, удрученного поражением французских войск при Росбахе.Часто цитируется по-французски: "Apres nous le deluge". Возможно, что эта фраза - отзвук стиха неизвестного греческого поэта, который часто цитировали Цицерон и Сенека: "После моей смерти пусть мир в огне погибнет".

Пуля-дура, штык-молодец

Афоризм великого русского полководца А. В. Суворова из написанного им в 1796 г. руководства для боевой подготовки войск "Наука побеждать" (1-е изд. 1800 г.): "Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, как негде взять. Стреляй редко, да метко; штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля - дура, штык - молодец". Несколько иначе эта же мысль выражена Суворовым в другом афоризме: "Штыком может один человек заколоть троих, где и четверых, а сотня пуль летит на воздух" ("Заветы Суворова", Сб. суворовских изречений, сост. К. Пигарев, М. 1943, с. 17).

Пуп земли

В талмудическом фольклоре в центре мира находится Палестина, в центре Палестины - Иерусалим, в центре Иерусалима- храм, в центре храма - святое святых (алтарь), а в центре него - камень перед ковчегом завета. С этого камня, который бог бросил в море, началось мироздание. По другой версии, бог закрыл этим камнем отверстие бездны, водного хаоса. Это средневековое представление встречается и в памятниках древней русской литературы - в "Беседе трех святителей", в "Хождении в Иерусалим игумена Даниила". В духовном стихе "О книге голубиной" говорится, что в Иерусалиме - "пуп земли" (И. Порфирьев, Ист. русск. словесности, ч. 1, Казань, 1897, с. 314). Переносно выражение "пуп земли" употребляется иронически, как характеристика кого-нибудь, кто неосновательно считает себя центром, основной силой чего-либо.

Рожденный ползать летать не может

Цитата из "Песни о Соколе" М. Горького (см. О смелый. Сокол, в борьбе с врагами истек ты кровью). С этой поэтической формулой Горького совпадает заключительная сентенция в басне И. И. Хемницера (1745-1784) "Мужик и корова". В басне рассказывается о том, как мужик, потеряв коня, оседлал корову, которая "под седоком свалилась... немудрено: скакать корова не училась... А потому и должно знать: кто ползать родился, тому уж не летать".

С милым рай и в шалаше

Цитата из стихотворения Н. М. Ибрагимова (1778-1818) "Русская песня" ("Вечерком красна девица"):
Не ищи меня, богатый:
Ты не мил моей душе.
Что мне, что твои палаты?
С милым рай и в шалаше!

Услужливый дурак опаснее врага

Выражение из басни И. А. Крылова "Пустынник и Медведь" (1808):
Хотя услуга нам при нужде дорога,
Но за нее не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.
За этой сентенцией следует рассказ о дружбе Медведя с Пустынником. Целые дни они проводили вместе. Однажды Пустынник лег отдохнуть и заснул. Медведь отгонял от него мух. Согнал муху со щеки, она села на нос, затем на лоб. Медведь, взяв увесистый булыжник, подкараулил муху и Что силы есть-хвать друга камнем в лоб! Удар так ловок был, что череп врознь раздался, И Мишин друг лежать надолго там остался!
Из этой же басни возникло выражение "услужливый медведь".

Человек человеку волк.

Выражений из комедии "Ослы" ("Asinario") древнерим ского писателя Плавта (ок. 254-184. до н. э.), часто цитируемое по-латыни (Homo homine lupus, или lupus est liomo homini)

Человеку свойственно ошибаться.

Прообраз этого выражения встречается у греческого поэта Феогнида, жившего за 500 лет до н. э.; он высказал мысль, что невозможно сохранить ни с кем тесных дружеских отношений, если сердиться на всякую ошибку друзей, "так как ошибки неизбежны между смертными". В дальнейшем мысль эта повторялась в разных вариантах:у греческого поэта Еврипида (480-406 до н. э.) в трагедии "Ипполит" - "всем людям свойственно ошибаться"; у Цицерона ("Филиппики", 12, 5) - "Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке". Римский ритор Марк Анней Сенека (ок. 55 до н. э. - ок. 37 н. э.) говорит: "Человеку свойственно ошибаться". У церковного писателя Иеронима (331-420) в "Письмах" (57, 12): "Ошибаться свойственно человеку". Широкое распространение получила формулировка: "Errare humanum est" - "Человеку свойственно ошибаться".

Ярмарка тщеславия

Выражение из поэмы английского писателя Джона Бэньяна (1628-1688) "Путешествие пилигрима"; пилигрим проходит через город, о котором говорит: "Имя этому городу Тщеславие, и в этом городе находится ярмарка, именуемая ярмаркой тщеславия". Английский романист Тек-керей (1811-1863) взял выражение "ярмарка тщеславия" как заглавие для своего сатирического романа (1848), в котором изобразил нравы буржуазного общества. Выражение это употребляется как характеристика общественной среды, основным стимулом деятельности которой является тщеславие и карьеризм.

1. Дойти до ручки

В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.

2. Закадычный друг

Старинное выражение «залить за кадык» означало «напиться», «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.

3. Всыпать по первое число

В старые времена учеников школы часто пороли, нередко даже без какой-либо вины наказуемого. Если наставник проявлял особое усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок в текущем месяце, вплоть до первого числа следующего месяца. Именно так возникло выражение «всыпать по первое число».

4. Попасть впросак

Просаком раньше назывался специальный станок для плетения канатов и верёвок. Он имел сложную конструкцию и настолько сильно скручивал пряди, что попадание в него одежды, волос, бороды могло стоить человеку жизни. Именно от подобных случаев произошло выражение «попасть впросак», что сегодня означает оказаться в неловком положении.

5. Последнее китайское предупреждение

В 1950-1960-х годах американские самолёты нередко нарушали воздушное пространство Китая с целью разведки. Китайские власти фиксировали каждое нарушение и всякий раз высылали по дипломатическим каналам «предупреждение» США, хотя никаких реальных действий за ними не следовало, а счёт таким предупреждениям вёлся на сотни. Такая политика стала причиной появления выражения «последнее китайское предупреждение», означающего угрозы без последствий.

6. Вешать собак

Когда человека порицают, обвиняют в чём-нибудь, можно услышать выражение: «На него вешают собак». На первый взгляд, эта фраза абсолютно нелогична. Однако она связана вовсе не с животным, а с другим значением слова «собака» — репей, колючка — теперь почти неупотребляемым.

7. Тихой сапой

Слово sape в переводе с французского означает «мотыга». В 16-19 веках термином «сапа» у нас обозначали способ отрытия траншеи, рва или тоннеля для приближения к укреплениям. В подкопы к стенам замков иногда закладывали бомбы из пороха, а специалисты, обученные это делать, получили название сапёров. А от скрытного рытья подкопов произошло выражение «тихой сапой», которое сегодня употребляют для обозначения осторожных и незаметных действий.

8. Большая шишка

Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.

9. Дело выгорело

Раньше если судебное дело исчезало, то человеку нельзя было предъявить законное обвинение. Дела нередко сгорали: либо от пожара в деревянных зданиях судов, либо от умышленного поджога за взятку. В таких случаях обвиняемые говорили: «Дело выгорело». Сегодня это выражение используется, когда мы говорим об удачном завершении крупного начинания.

10. Уйти по-английски

Когда кто-то уходит, не прощаясь, мы употребляем выражение «ушёл по-английски». Хотя в оригинале эту идиому придумали сами англичане, а звучала она как "to take French leave" («уйти по-французски»). Появилась она в период Семилетней войны в 18 веке в насмешку над французскими солдатами, самовольно покидавшими расположение части. Тогда же французы скопировали это выражение, но уже в отношении англичан, и в этом виде оно закрепилось в русском языке.

11. Голубая кровь

Испанская королевская семья и дворянство гордились тем, что, в отличии от простого народа, они ведут свою родословную от вест-готов и никогда не смешивались с маврами, проникшими в Испанию из Африки. В отличие от смуглокожих простолюдинов, на бледной коже представителей высшего сословия выделялись синие вены, и поэтому они называли себя sangre azul, что значит «голубая кровь». Отсюда это выражение для обозначения аристократии проникло во многие европейские языки, в том числе и в русский.

12. И ежу понятно

Источник выражения «И ежу понятно» — стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — / Этот Петя был буржуй»). Широкое распространение оно получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И). Учеников одногодичного потока так и называли — «ежи». Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.

13. Перемывать косточки

У православных греков, а также некоторых славянских народов существовал обычай вторичного захоронения — кости покойника изымались, промывались водой и вином и укладывались обратно. Если же труп находили неистлевшим и вздутым, это означало, что при жизни данный человек был грешником и на нём лежит проклятье — выходить ночью из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губить людей. Таким образом, обряд перемывания косточек был нужен, чтобы убедиться в отсутствии такого заклятья.

14. Гвоздь программы

Ко всемирной выставке 1889 года в Париже было приурочено открытие похожей на гвоздь Эйфелевой башни, что произвело сенсацию. С тех пор в язык вошло выражение «гвоздь программы».

15. Не мытьём, так катаньем

В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной.

: История не учительница, а надзирательница, magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Василий Ключевский :
История учит даже тех, кто не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение.
Хорхе Луис Борхес :
Быть может, всемирная история всего лишь история нескольких метафор.
Сервантес :
История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.
Сергей Мырдин :
Как часто историю переписывают люди, которые не вели конспекты на её уроках.
Сергей Мырдин :
Не превращайте историю своего народа в жалобную книгу.
Андрей Макаревич :
История начинает повторяться с того момента, когда умирает последний человек, который помнит, как все было на самом деле.
Вильгельм Швебель :
История - это описание драки человеческих геномов за доминантность.
Вильгельм Швебель :
История человечества - это история зла на земле.
Олдос Леонард Хаксли :
История - как мясной паштет: лучше не вглядываться, как его приготовляют.
Генри Уорд Бичер :
Не благородные деяния людей, а деяния, завершившиеся успехом, - вот что спешит запечатлеть история.
Сергей Лозунько :
История – это наука о победителях.
Этьен Рей :
Историческая правда состоит из молчания мертвых.
Фукидид :
История - это философия в примерах.
Эбнер-Эшенбах :
Все исторические законы имеют свой срок давности.
Лион Фейхтвангер :
Две вещи славят историки всех стран и народов - успех и собственное достоинство. Хрестоматии полны успешных и достойных деяний - о разумных поступках говорится мало, и разум еще не прославляется ни одним историком.

Похожие статьи
 
Категории