Кто написал картину завтрак. Описание картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»

01.03.2019

В «Завтраке на траве» Мане не просто изобразил нагое женское тело, он показал, что его присутствие среди мужчин - обычное дело. Женщина здесь - часть трапезы

Когда в 1863 году Эдуард Мане завершил знаменитый «Завтрак на траве», картина произвела скандал. На ежегодном парижском «Салоне» она превратилась в предмет всеобщего осуждения. «Какая-то голая уличная девка, - писал критик Луи Этьенн, - бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки». На «Салоне» было выставлено немало картин, отвергнутых жюри, и император Наполеон III, сам любитель живописи, поддержал идею организовать «Салон отверженных», где могли бы выставить свои работы художники, чьи картины не были оценены по достоинству. Там выставлялся и «Завтрак». Но увидев полотно Мане, Наполеон III брезгливо отвернулся. «Бредовое произведение, - передавал толки вокруг картины Эмиль Золя, друг Мане, - нелепое и неприличное. «Завтрак» рождает не только смех, он вызывает ярость». Вероятно, эпатажнику Мане этого и надо было.


Ярко освещенное нагое тело - тоже насмешка над общественной моралью, олицетворенной для Эдуарда фигурой отца: Огюст Мане был судьей и рассматривал дела о нарушении правил общественной нравственности. Позировала Мане продавщица галантерейного магазина Викторина Мёран. Они познакомились в 1862 году. Вскоре знакомство переросло в страстный роман. Мёран сама неплохо рисовала.

Выражение лица Викторины критики называли сомнамбулическим. И это в какой-то степени справедливо. Голову модели Мане писал уже после того, как их роман закончился. У Мане умер отец. Вероятно, этим был снят некий запрет, и Эдуард женится на своей учительнице музыки Сюзанне Ленхов. Оказалось, что у них была давняя связь и есть даже ребенок - сын-подросток, изображенный Мане на картине «Флейтист». Викторина очень болезненно переживала окончание романа с художником, и это не могло не отразиться на ее лице.

На рентгенографии «Завтрака» видно, как сильно менялось его выражение во время работы с Мане. Натурщиками Эдуарду послужили его брат Гюстав...

И брат невесты Мане - Фердинанд Ленхов. Все они, как и Викторина, были изображены портретно и легко узнавались посетителями выставки.

Здесь тоже не обошлось без скандала: брат невесты Эдуарда позировал на одной картине с любовницей Мане!

Сам Мане утверждал, что картина написана на пленэре, но на холсте видно несколько нестыковок, выдающих ее постановочность. Так, неестественно смотрится фрак, в котором изображен Гюстав Мане. В таком никому и в голову бы не пришло выезжать на природу. Создается впечатление, что Мане просто издевался над публикой. Об этом свидетельствуют и размеры картины. Они подходят для эпических сюжетов, а не для пасторалей с любовницей.

Лес на заднем фоне также небрежен и напоминает театральную декорацию.


Девушка на заднем плане непропорционально велика. Тем самым Мане создает эффект неправильной перспективы: непонятно, где начало, центр и фон картины. Картина вызывающе композиционно нелепа.

Лягушку внизу картины искусствоведы обычно воспринимают как намек на нравственность Викторины Мёран: лягушками называли проституток.

Так же могут трактоваться и вишни, выпавшие из корзины (символ сладострастия)

Возможно, это еще одна нелепость, как и снегирь в ветвях деревьев (летом снегирей во Франции нет)

Эдуард Мане написал «Завтрак на траве» в 1863 году. Картина выставлена в Музее Орсе в Париже.

Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Уже при первом взгляде создается впечатление, что цель автора – шокировать зрителя, разрушив все представления о современной ему живописи. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Мане делает героями не просто обычных людей, а узнаваемых современников: Викторину Мёран – натурщицу, часто позировавшую художнику, своего брата Густава и будущего шурина – Фердинанда Леенхоффа. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали.

1. Береговая линия

Береговая линия четко разделяет картину на два плана. Первый план откровенно декоративен. Три фигуры, темный лес – все это выглядит как рисунок на занавесе, который закрывает сцену. Точнее, то, что происходит на втором плане. Там мы видим девушку, которая купается в реке, дорогу, уводящую вдаль, и простор. Этот дальний план более живой, красочный. Он похож на фантазию или сон, потому что там нарушены все привычные пропорции. Очевидно, что размеры лодки и сама река должны быть намного больше фигуры.

2. Фигуры центрального плана

Мы видим обнаженную женщину и двух интеллигентно одетых мужчин, которые ведут беседу. Фигуры расположены слишком близко друг к другу. Автор усиливает это ощущение, используя прием «сжатой» перспективы, при котором объекты кажутся значительно ближе друг к другу. Но при этом между мужчинами и женщиной есть какая-то незримая граница, они не взаимодействуют.

Рисуя женскую фигуру, Мане так подобрал тона, что она выглядит плоской, в то время как мужские фигуры объемны. По цвету они тоже различаются. Думаю, что посредством этих контрастов, игры с перспективой и искажением восприятия художник хотел затронуть тему неравенства полов, норм мужского и женского поведения, принятых в современном ему обществе.

Черные официальные костюмы на фоне дикой природы смотрятся так же неестественно, как и обнаженная женская фигура на фоне одетых мужчин. Мужчины тотально закрыты и интеллектуальны, хотя каждый вроде бы демонстрирует сексуальность. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. Второй скрытым образом на нее претендует, о чем говорит достаточно агрессивный жест его руки, трость и раскрытые ноги. Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни.

Если вы прикроете рукой нагое тело женщины, то увидите перед собой типичный семейный портрет конца XIX века. Он отражает внешне благопристойные, но бесстрастные отношения, в которых нет чувств, игры, тепла.

3. Обнаженная женщина

Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой, и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Мужчины же при этом не смотрят ни на нее, ни на зрителя, и в этом читается некое отсутствие сексуальности. Любопытно, что есть свидетельства современников о том, что Викторина Мёран - натурщица художника, была нетрадиционной сексуальной ориентации. Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности.

Ее тело обнажено, но никакой эротики здесь нет. В неестественно-белом оттенке кожи есть что-то холодное, фальшивое, подчеркнуто отличающееся от теплого оттенка кожи девушки на дальнем плане. Тело женщины почти такого цвета, как воротники рубашек у мужчин. Она напоминает фарфоровую статуэтку, атрибут мужчины. В ней живо одно лишь лицо, потому что взгляд женщины на самом деле обращен не на нас. Она видит ту юную девушку, которой она была когда-то, погружена в те детские фантазии.

4. Девушка на заднем плане

Художник нарушает законы перспективы и сознательно искажает наше восприятие пространства: фигура женщины, изображенной на заднем плане, кажется слишком крупной, она значительно больше лодки и реки; ее рука почти касается руки мужчины, изображенного в центре картины.

Девушка подобна Алисе, которая оказалась вдруг в Стране чудес. Ее фигура полна жизни. Левой рукой девушка касается платья, которым прикрывает свою вагину. Этот жест означает, с одной стороны, запрет на эротические фантазии, а с другой, наоборот, их разжигание.

5. Натюрморт

В разбросанных фруктах, бутылке и одежде, изображенных в нижней части холста, есть нечто хаотичное, все это вроде бы указывает на бурный секс. Но фигуры людей подчеркнуто отстранены от этой части картины. Герои даже не прикасались к хлебу и фруктам. Как будто все удовольствия жизни, которые олицетворяют еда и секс, ими отброшены, отвергнуты.

6. Снегирь

Снегирь – зимняя птица, в летнем пейзаже он смотрится как минимум странно. Он расположен вверху картины, как бы на границе двух миров. Его присутствие подчеркивает фантазийность мира «за занавесом» и в то же время говорит об эмоциональном холоде, который царит в мире декоративном. Настоящая сексуальность здесь умерла, замерзла. Этот холод подчеркнут черно-белыми одеждами мужчин и белым телом женщины.

Бунт художника

Главной идеей произведения является насмешка, бунт художника, противостояние официальному искусству своего времени. Алогичностью картины (странный сюжет, нарушение законов перспективы, сочетание различных техник письма и т.д.) художник показывает бессмысленность современного искусства и говорит о том, что есть темы куда важнее общепринятых классических – такие, как сексуальность или неравенство между мужчинами и женщинами.

В картине, которая, на первый взгляд, призвана эпатировать зрителей, речь на самом деле идет о судьбе женщины XIX века. Она вынуждена играть определенную социальную роль и жить фальшивой церемониальной жизнью. И только в фантазиях она представляет себя той чувственной девушкой и печалится об упущенных возможностях, наслаждении, счастье. И, вероятно, жалеет, что не отправилась на поиски чего-то другого – по той светлой дороге, ведущей вдаль.

Об экспертах

Психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ «Высшая школа экономики», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».

искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».

В 1863 жюри Парижского Салона, самой важной выставка современного искусства, исключило больше чем две трети художников, которые представили свои работам к участию. Большое недовольство публики – было результатом такого решения.

Наконец, Император Наполеон III не имел своего собственного взгляда на искусство, и особенно непосредственно на то, какие требования предъявляются к работам, разрешил эти работы к показу публике в "Салоне Отвергнутых» . Семь тысяч посетителей были зарегистрированы только в день открытия, такое количество было больше чем посетителей официального Салона. Большинство искало сенсаций, стремясь к дешевому развлечению. Картина Мане «Завтрак на траве», которая была представлена под названием «Купание» вызвала шквал насмешек и недоумения: что эта за голая женщина, сидела рядом со своей небрежно сброшенной одеждой, что предполагалось показать? Что относительно этих двух господ, которые одеты в плотно застегнутые фешенебельные одежды, которые непринужденно расположились около нее? Простой пикник? Маленькая корзина была опрокинута, производя своего рода беспорядочно расположенный натюрморт, состоящий из бутылки, плодов различных сезонов и круглого хлеба, который неоднократно хвалили критики.

В этой картине, Мане не заботился о том, что бы рассказать историю или даже намекнуть на что-то. Женская нагота, возбуждающе открытая - как в «Венере» Кабанэля - всегда нетерпеливо ожидалась и вызывала восхищение, но это было только, когда их нагота была скрыта под маской лицемерной, мифологической или библейской истории, которая давала картинам их название. Хотя эти рассказы были часто неизвестны посетителям того времени, но сопровождающие брошюры Салона обеспечили такие объяснения.

Однако, в случае картины Мане, даже если бы он назвал свою "неназванную" картину, это было бы не менее загадочно. Кроме того, красота не пряталась в стыде, но имела смелость, чтобы уставиться на зрителя - какая приличная женщина сделает это? - как будто она не сознавала свою наготу, или наоборот, возможно слишком знала о ее эффекте. Было общее согласие в том, что по сравнению как с Олимпией, она могла быть проституткой. Помещая человека подобно этому – рядом с центром картины - просто отвратительно!

Если посетители «Салона отвергнутых» не одобрили странный сюжет, то и противоречивая техника живописи, тоже конечно заработала их критику. «Кричащий способ Мане писать привела к тому тому, что это бросается в глаза, а его фигуры, как будто облиты пуншем, со жесткостью, которая не ослаблена никакой формой компромисса",- так критиковал E, Чесно картину художника.

Почему Мане не писал картину однородно, как было в традиции признанных и популярных художников? Элементы, которые он расценил как важные - трио - выделяются резким освещением и окрашены с большой осторожностью. Но что относительно фона? Листва, вода и женщина, скромно поднимающая свой купальный костюм местами заштрихованы. Наверное аудитория, должно была быть удивлена или тихо изумлена этой картиной, не имела никакого намерения удовлетворить обычные ожидания людей.

Картина кисти гениального художника — импрессиониста Клода Моне была написана маслом на холсте, и по своим размерам достигала 130 на 181 см. Полотно было создано за восемь лет до знаменитой первой выставки импрессионистов, вскоре после нашумевшей картины под таким же названием художника Эдуарда Мане, принесшей своему автору скандальную славу.

Работу над картиной » Завтрак на траве» Клод Моне начал в 1965 году в Живерни, когда увидел презентацию одноименного полотна Эдуарда Мане на выставке в Салоне. Эти работы мало что объединяет — общим у них является только пейзажный фон, а также название, хотя изначально полотно Клода называлось по — другому.

По прошествии времени трудно установить, почему полотно Клода Моне получило это же название (вероятно, по аналогии с картиной Э. Мане), но раньше оно называлось » Завтрак под деревьями», что больше соответствовало композиции произведения

Клод Моне и писал свою картину как бы в подражание своему другу и почти однофамильцу (художников иногда путали их современники — парижане, как путают и теперь), которого он, подобно другим будущим импрессионистам, считал своим учителем.

Подготовка к созданию полотна.

Моне воздержался от изображения обнаженных человеческих тел, потому что именно этот фактор вызывал возмущение публики в те времена. Напротив, Клод Моне изобразил дам в роскошных летних платьях и мужчин, одетых в сюртуки. При этом фигуры людей не выделяются на фоне пейзажа, а являются его равнозначной частью.

Художник поставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и светом, добиться их слияния с природой, так, чтобы картина стала частицей окружающей жизни.

В процессе написания полотна Клод Моне долго готовился. Так, он тщательно выбирал пейзаж, и нашел — таки подходящую поляну в лесу Фонтенбло. Далее Моне начинает работу по написанию этюдов. Сначала он делает многочисленные наброски лесного пейзажа, а после этого берется за изображение человеческих фигур в разных положениях.

Позже, когда было готово огромное количества набросков, Клод Моне в полном одиночестве работает в своей мастерской, где гармонично вписывает человеческие фигуры в замечательный пейзажный фон лесной поляны в Фонтенбло.

Особенности композиции картины.

Действующие лица композиции — люди, близкие автору, его друзья — художники, среди которых выделяется высокая фигура Фредерика Базиля, а также первая жена Моне — Камилла. В построении полотна отдана дань классицизму: кулисам справа соответствуют три фигуры, а в центре представлен натюрморт — неотъемлемые атрибуты пикника. Пространственная перспектива отмечена фигурами, уходящими в глубь леса.

Полотно » Завтрак на траве» Клода Моне заслуживает внимания не только благодаря особенностям композиции, но главным образом потому, что картина выполнена в уникальной художественной технике.

Смешивая краски особым образом и мастерски нанося их на полотно, художник добился эффекта чрезвычайной легкости и воздушности изображения. Уникальной также является манера живописца изображать солнечные лучи, проникающие сквозь густую листву деревьев. Яркие блики солнца желтого и белого цвета трепещут на стволах деревьев. белой скатерти и на лицах людей. Это и определяет художественный почерк будущего импрессиониста.

Дальнейшая судьба картины К. Моне » Завтрак на траве».

Изначально Клод Моне планировал написать полотно огромного формата, но работа над ним оказалась непосильной задачей для художника, тем более, что он хотел успеть презентовать ее на выставке в Салоне 1866 года.

Поэтому Моне оставил незаконченное полотно в качестве оплаты за аренду жилья. Хозяин квартиры не понимает истинной ценности и хранит ее в сыром подвальном помещении. В результате этого изображение на большей части полотна портится.

Через шесть лет, в 1872 году, Клод Моне выкупает свое произведение, и наконец — то завершает работу над ним. Художник восстановил утерянные фрагменты, а также дополнил полотно некоторыми новыми, интересными деталями.

Полотно представляет собой законченный эскиз большой картины, которую Моне разрезал в порыве неудовлетворенности собой, что случалось с ним постоянно. Три части полотна сохранились и экспонируются теперь в разных музеях мира.

Безусловно, подлинники полотен являются бесценными, и принадлежать к сокровищам мировой культуры. Однако в своей квартиры или загородного дома можно использовать качественные репродукции полотен великих мастеров.

Это придаст оформлению атмосферу роскоши и утонченного благородства, а также поможет в полной мере выявить вкусовые предпочтения хозяев дома. К тому же, картины используют в дизайне помещений во многих стилях. При этом важно правильно подобрать репродукцию картины в соответствии с другими декоративными деталями оформления комнаты.

Французский художник Эдуард Мане (1832–1883) сыграл значительную роль на сцене искусства Европы XIX века. Он разработал свой уникальный стиль и сблизил разрыв между основными художественными стилями своего времени: реализмом и импрессионизмом. Иллюстрацией к этому подходу может послужить одна из его самых известных работ «Завтрак на траве» («Le déjeuner sur l"herbe»).

Прежде чем рассматривать эту картину, постараемся немного узнать о художнике.

Кто такой Эдуард Мане?

1. Эдуард Мане, «Автопортрет с палитрой» (около 1878-1879 гг.). 2. Фотопортрет Эдуарда Мане, 1870 г. Феликс Надар

Эдуард (Эдуар) Мане (Édouard Manet) родился в Париже. Отец не приветствовал интерес сына к живописи. Однако дядя, брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, поддержал увлечение племянника: оплачивал лекции по живописи и водил в музеи.

Эдуард сделал попытку поступить в мореходную школу. В 17 летнем возрасте отправился на паруснике в длительное учебное плавание, на протяжении которого много рисовал.

После возвращения сына домой летом 1849 года отец уверился в его художественном даровании и, наконец, поддержал в желании учиться живописи. Но уже тогда Эдуард Мане проявил характер и самостоятельность художественного мышления. Вместо Школы изящных искусств с её строгой академической программой он поступил в мастерскую модного тогда художника Тома Кутюра. Но вскоре разочаровался в его подходе, как раз из-за неукоснительного соблюдения Кутюром стандартов Académie.

Эдуард Мане стал художником, известным своим модернистским подходом к живописи. В отличие от многих из его предшественников, Мане отвергал традиционные вкусы Академии изящных искусств (Acquémie des Beaux-Arts), организации, ответственной за проведение ежегодных художественных салонов Франции. Вместо аллегорических, исторических и мифологических сцен он предпочитал изображать сцены из повседневности.

Живописец считал себя реалистом на протяжении большей части своей карьеры. Однако, после встречи с художниками-импрессионистами в 1868 году он выработал свой стиль, в котором легко смешивал разнородные подходы.

За 5 лет до встречи с импрессионистами его широкомасштабная картина маслом «Завтрак на траве» (1863 г.) уже отражала это его отличительное отношение к живописи и стала предтечей импрессионизма.

«Завтрак на траве» вне канонов

Ситуация, изображенная автором на картине, казалось бы обычная, - мужчины и женщины устроили пикник на свежем воздухе. Но кое-что выглядит совершенно не обычно. Одна из женщин сидит в тесном кругу с двумя мужчинами, их ноги практически переплетены, при этом, она абсолютно голая и беззастенчиво смотрит в упор на зрителей. Никого в изображенной компании это не смущает. Но зрителей не просто смущает, а возмущает.

В то время представать обнаженными на произведениях искусства дозволялась только богам и богиням. Мифические или аллегорические нагие фигуры были широко распространены на протяжении всей истории искусства, но только не изображения обычныех мирских женщин в их повседневной жизни. Эдуард Мане нарушил это табу.

Художник не писал на популярные тогда классические темы, но вдохновлялся ими. Композиция «Завтрака на траве» напрямую отсылает к таким произведениям итальянского искусства XVI века как картина «Концерт на открытом воздухе» («Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициана и гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. Мане воодушевили позы двух богов реки и водяной нимфы в нижнем правом углу гравюры, а также компания обнаженных женщин и одетых мужчин на картине.

1. Эдуард Мане «Завтрак на траве». 2. «Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициан. 3. Гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. 3а. Фрагмент гравюры «Суд Париса».

Новшеством был и большой размер холста для картины со светской тематикой: 208 × 264,5 см. Обычно полотно такого размера использовалось для академических картин с аллегорическими изображениями или на мифологические и исторические темы.

Примечательно, что Мане написал на переднем плане людей, которых он знал. Один из мужчин - скульптор Фердинанд Леенхофф, а второй - один из братьев Мане: либо Эжен, либо Густав. Женщина на переднем плане изображения - Викторина Луиза Мёран, которая позировала для написанной в том же году не менее скандальной «Олимпии» и для других картин Эдуарда Мане.

Скандал

Эдуард Мане хотел представить свой «Завтрак на траве» на престижном Парижском Салоне в 1863 году. Но его работа была отвергнута и не допущена для экспонирования. Тогда он показал её в Салоне отверженных - выставке, организованной Наполеоном III как реакции на слишком строгие критерии отбора работ для официального показа.

Зрители и критики не приняли полотно Мане. Скандал разгорелся не только из-за того, что картина потрясла нравственность общественности. Художника обвиняли в незнании и неумении соблюдать законы перспективы. Действительно, Мане позволил себе нарушить принципы отображения пространственной глубины и соблюдение пропорций: женщина на заднем плане слишком велика, а лодка непропорционально мала, река выглядит как мелкая лужа, да ещё и зимняя птица снегирь сидит на ветке прямо над летней купальщицей. Издевательство, да и только.

Тем не менее, картина «Завтрак на траве» стала предшественницей импрессионизма, отправной точкой для развития искусства по новому пути, свободному от драконовских академических рамок.

Эдуард Мане. «Завтрак на траве» в музее д’Орсе



Похожие статьи
 
Категории