Кунсткамера самые интересные экспонаты. Первый музей, открытый петром первым

20.03.2019

Анатомические музеи пользуются неизменно повышенным интересом у туристов. Когда музеи истории или искусств не вызывают достаточного интереса, то перед грядущим отпуском следует выбрать экспозицию, которая заденет за живое по-настоящему.

Museum Vrolik

1. Задорный музей Museum Vrolik (Амстердам, Нидерланды) основан отцом и сыном Вроликами. В переводе с англо-голландского слово «вролик» обозначает «задорный», по данной причине музей получил столь странное название.

2. Герардас Вролик, и Вильям Вролик были профессорами медицины и занимались изучением мутаций у человека. Ими собрана огромная коллекция мутаций, которая со временем превратилась в музей. В качестве экспонатов представлены сиамские близнецы, дети циклопы, двухголовые чудовища. Уроды-мутанты различных мастей производят неизгладимое впечатление на посетителей.

The Human Body Exhibition

3. Выставка The Human Body Exhibition, или выставка тела человека, впервые была экспонирована во Флориде в 2005 году и с тех пор прошла во многих городах мира.

География выставки более чем впечатляет: Виннипег, Дублин, Амстердам, Роттердам, Атланта, Вена, Мадрид, Буэнос-Айрес, Монреаль, Ниагара-Фолс (Онтарио), Богота, Кордова, Барселона, Цинциннати, Сантьяго-де-Чили, Сан-Паулу, Прага, Братислава, София, Загреб, Будапешт, Белград, Лиссабон, Атлантик-Сити, Сан-Диего, Лас-Вегас, Нью-Йорк, Сан-Антонио, Вашингтон, Омаха, Гонолулу, Индианаполис, Финикс, Сакраменто, Тусон, Кливленде, Сиэтле, Детройт, Рига, Варшаве, Пуэрто-Рико, Любляна, и Бойсе, Хайфе, а также Хьюстон, Тегусигальпа, Сан-Сальвадор (Сальвадор), Бухарест, Лондон. В качестве экспонатов выставки использованы забальзамированные человеческие тела, препарированные таким образом, чтобы показать с одной стороны всю сложность строения человеческого тела, а с другой стороны, показать его красоту и гармонию. Насколько это красиво выглядит, судите сами.

4. Необходимо отметить, что люди, чьи тела выставлены в качестве экспонатов, еще при жизни дали письменное согласие на использование их тел после смерти в качестве препаратов. Все, кому понравилась выставка, могут на месте составить посмертное завещание и пополнить экспозицию после смерти.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

5. Кунсткамера в Санкт-Петербурге бала основана в 1714 году по приказу Петра 1.

В кунсткамере собрано более миллиона экспонатов. Если ранее экспонаты использовались для научных целей, то в настоящее время – это исключительно музей человеческих мутаций и уродств, где посетители могут воочию увидеть невероятные метаморфозы, которые природа творит с человеческой плотью.

6. Стоит сказать, что кроме так называемой «выставки уродов», данный музей славен многочисленными экспонатами, которые рассказывают историческое прошлое многих народов мира.

Музей человеческого тела в Нидерландах

8. Музей создавался двенадцать лет. На создание коллекции ушло двадцать семь миллионов долларов. Здание находится внутри макета гигантского человека, благодаря чему есть возможность свободно прогуливаться внутри и знакомиться со строением и работой органов и систем человеческого организма. Сотрудники музея в обязательном порядке имеют медицинское образование и доходчиво отвечают на всевозможные вопросы посетителей.

9. Если вы желаете усовершенствовать свои познания в области анатомии человека, то музей человеческого тела в Нидерландах – идеальное место для этого.

Пластинариум (Plastinarium)

10. Музей "Plastinarium" (Губен, Германия) открылся в небольшом городке на границе с Польшей. Музей организовал Гюнтера фон Хагенс по прозвищу "Доктор Смерть". В качестве экспонатов он использует купленные трупы людей, есть среди экспонатов и трупы казненных заключенных. Перед тем как стать экспонатами, тела обрабатываются особым способом, в результате чего из них удаляется жир и вода, их место замещается субстанцией по структуре напоминающей пластик.

11. В музее можно встретить различные скульптурные композиции из мертвых тел. Так вы можете увидеть скульптурную композицию, где трупы играют в карты либо скачут на лошади. Посещение музея рождает двоякие чувства: многие посетители музея не выдерживают увиденного зрелища и теряют сознание, некоторые восхищаются увиденным и считают доктора гением.

Музеи Петербурга:Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера)

300-лет науки и истории


Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) - один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1,2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.

Годом основания Кунсткамеры, как и Библиотеки Академии наук, большинством историков принято считать 1714 год. Указа об основании Кунсткамеры не обнаружено, его, по-видимому, и не существовало. Основание музея связывают с распоряжением царя перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу.

В Петербурге коллекции были помещены в только что построенный для царя Летний дворец, позже переведены в Кикины палаты, где в 1719 г. впервые были показаны посетителям. Создание публичного музея было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально "надсмотрителем редкостей и натуралиев" Иоганну Шумахеру.

Эта дата, 1714 г., названа и И.Д. Шумахером (секретарем Академии наук и директором Кунсткамеры и Библиотеки в 1724-1761 гг.) в книге «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии наук…» (издание 1744 г.): «Библиотека и Кунсткамера учреждены в 1714 году, а в 1724 присоединены к Академии Наук».

Еще раньше, начиная с 1704 г. Петром I был издан ряд указов («О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей…» и др.), положивших начала собиранию коллекций для будущего музея. Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарском приказе в Москве.

Одновременно с организацией музея было начато проектирование и строительство (1718-1727 гг.) специального здания для музея. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, здание это соседствовало с наиболее важными постройками столицы - зданием «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Здание Кунсткамеры по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Оно является символом и логотипом Российской академии наук.


Через десять лет Петр Великий осуществил вторую часть своего «академического» проекта. 28 января (8 февраля) 1724 г. по распоряжению императора указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека стали первыми учреждениями, «колыбелью» Санкт-Петербургской (Российской) академии наук.

Готторпский глобус. Единственная сохранившаяся деталь первого глобуса — ныне в экспозиции Кунсткамеры. Это дверь, украшенная геральдическим щитом Гольштейн-Готторпского герцогства. На момент пожара дверца находилась в подвале и поэтому не пострадала. Во время Второй мировой войны она была вывезена в Германию, а в 1948 году возвращена.

Большой Готторпский глобус

Передача первого русского музея в ведение Академии наук сыграла в его судьбе решающую роль. Сосредоточение в его стенах богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации, а также надзор за экспозицией лучших научных сил страны превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение, равного которому по постановке работы не имелось во всей Европе.

Музей с самого начала был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением. В стенах Кунсткамеры работали многие крупнейшие российские ученые, и среди них М.В. Ломоносов, составивший описание хранившихся в Музее минералов.

В указах Петра I 1718 г. предписывалось сдавать за плату в Петербургскую Кунсткамеру «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно».

Эти указы сыграли чрезвычайно важную роль в формировании коллекций Кунсткамеры, а позже Музея антропологии и этнографии - на протяжении более двух столетий сюда поступали коллекции, собранные знаменитыми российскими путешественниками, мореплавателями. В том числе, в различные регионы России были посланы специальные Академические экспедиции для сбора коллекций.

В Кунсткамеру, а позже в Музей антропологии и этнографии также передавались многие дипломатические дары российским императорам, коллекции собранные российскими дипломатами в разных частях мира.

В 30-е годы XIX в. на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры.

В дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 1903 г. музей получил имя основателя Кунсткамеры - Петра Великого.

Годы, предшествующие 200-летнему юбилею Кунсткамеры в 1914 г. были, несомненно, «золотым веком» в истории Музея антропологии и этнографии. В два раза увеличились экспозиционные площади, были созданы новые экспозиции музея, существенно вырос его бюджет. В 1909 г. при МАЭ был создан Попечительский совет из богатых и влиятельных лиц, на деньги которых был организован ряд экспедиций для пополнения коллекций (на Цейлон, в Индию; в Аргентину, Бразилию и Парагвай, в Абиссинию и пр.). За 20 лет, с 1894 по 1914 гг. этнографические коллекции МАЭ выросли почти на 100 тыс. единиц хранения. В ходе юбилейных торжеств Музей посетил император Николай II, члены Сената и Государственного совета.

Бесценные этнографические, антропологические и археологические коллекции, хранящиеся в Музее, являются одними из наиболее полных и интересных в мире. Они насчитывают более 1.2 миллионов экспонатов, отражают все многообразие культур народов Старого и Нового Света и являются частью культурного достояния всего человечества.

С Музеем связана научная деятельность таких выдающихся отечественных исследователей XIX в., как основоположник российской и европейской антропологии академик К.М. Бэр, путешественник, ученый, общественный деятель Н.Н. Миклухо-Маклай (традиционные культуры Австралии, Океании)

В 1933 г. Президиум АН СССР принял решение о создании на базе Музея антропологии и этнографии научно-исследовательского Института этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (ИЭА АН СССР). В годы Второй мировой войны в связи с остро ощущавшейся потребностью оперативного получения аналитических материалов по народам, оказавшимся вовлеченными в зону стратегических интересов и боевых действий Советской армии, в Москве в 1943 г. было создано головное подразделение ИЭА АН СССР, а Музей стал Ленинградской частью этого института.

В 1992 г. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) вновь становится самостоятельным учреждением в составе Отделения истории РАН (ныне Историко-филологическое отделение РАН).

Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН - это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII - XX вв. Указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

Музей располагается в двух строениях: в здании Кунсткамеры и пристроенном к нему в 1887 г. Музейном флигеле.


Здание Кунсткамеры построено в стиле петровского барокко. Это первое музейное строение в России и, видимо, старейшее здание в мире, возведенное специально для музея. Здание венчает башня с армиллярной сферой, символизирующей модель Солнечной системы.
По преданию, место для строительства музея выбрал Петр I. Он обратил внимание на необычную сосну, диковинная часть которой представлена в музее.

Первоначальный проект здания был, по всей вероятности, составлен архитектором Андреасом Шлютером, а затем разработан на основе его чертежей Г. Маттарнови при личном участии Петра. Позднее работами руководили архитекторы Н. Гербель и Г. Киавери. Весь комплекс работ был завершен в 1734 г. архитектором М. Земцовым.

Меридианный круг (телескоп для точного определения координат небесных светил). Т.Л. Эртель, Германия, 1828 г.

После пожара в здании Кунсткамеры в 1747 г. была выполнена декоративная отделка некоторых залов. Так, на потолке зала второго этажа восточного флигеля Кунсткамеры (зал библиотеки; ныне Зал барокко, где расположена экспозиция "Естественно-научные коллекции Кунсткамеры") художник Д. Джанни в 1757 г. создал лепной узор, а скульптор М. Павлов в 70-х гг. XVIII в. - два горельефа - "Празднующая Европа" и "Триумф России". Плафон и горельефы сохранились до наших дней. Сгоревшая во время пожара 1747 г. деревянная башня была восстановлена только через 200 лет. Тогда же башню увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля)

Экспозиция «Первая астрономическая обсерватория Академии наук». В центре: армиллярная сфера (Франция, конец XVIII века).

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.

Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года— Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.

В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

Разделы музея
Северная Америка


Осмотр музея начинается с 1 этажа, где представлена экспозиция, раскрывающая культуру и жизнь коренного населения Северной Америки.

В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.Здесь можно увидеть представителей различных народов — от Аляски до Калифорнии.

Япония



На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.

Африка
Зал, посвящённый Африке, знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.

Китай и Монголия



В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора, и музей располагает многими предметами из фарфора, а также предметами из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости.

В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.

Индия и Индонезия

Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.

Анатомический раздел

На 2 этаже центральное место, да и вообще во всём музее, занимает первая естественнонаучная коллекция Кунсткамеры, собранная самим Петром I. В зале, где размещены "уродцы", нельзя фотографировать. Мне удалось запечатлеть только маску, снятую с лица русского императора после его смерти.


Посмертная маска Петра

В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.

Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома за 30 000 [источник не указан 520 дней] гульденов.

После знаменитого указа Петра 13 февраля 1718 года о собирании монстров в Кунсткамеру регулярно поступали уроды, как живые, так и мертвые. Тератология, т.е. наука об уродах и всевозможных монстрах, считалась в то время не только занимательной, но и полезной: с ее помощью можно было показать, что уроды появляются на свет без вмешательства дьявола, а по причинам естественным. Оценивались монстры очень высоко, а за их утаивание взимался большой штраф, и потому поступали они в Кунсткамеру в изобилии. Их препарировали здесь же, в Анатомическом театре, и готовили из них экспонаты.

Гордостью Кунсткамеры была знаменитая коллекция голландского анатома Рюйша. Петр познакомился с ним в 1698 году в Голландии во время Великого посольства. Рюйш прославился уникальным способом инъекции: он вливал в сосуды человеческого тела окрашенный отвердевающий состав. Благодаря этому можно было увидеть мельчайшие разветвления сосудов в самых разных органах. В этом умении, названном "рюйшевым искусством", голландский анатом оставался непревзойденным и при жизни, и после смерти.

Унес он с собой в могилу и секрет бальзамирования трупов взрослых и детей: он препарировал их так искусно, что они казались живыми. Свои искусные образцы Рюйш хранил сухими или в стеклянных банках, заливая их спиртом, настоенном на черном перце. Для того, чтобы они выглядели приятно и естественно, он украшал их бусами, цветами, кружевными одеяними. Современники воспринимали их как восьмое чудо света.


Размещение экспонатов Рюйш подчинял старому, аллегорическому способу. Его коллекции демонстрировали популярную в то время идею суетности и быстротечности жизни. Рюйш считал, что "смерть - это милость, дарованная всемогущим творцом."

История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.


На последнем 3 этаже, который открыт для свободного посещения (4 и 5 этаж только для записавшихся ранее на экскурсию), воссоздана атмосфера научного учреждения XVIII века. Здесь работали приглашенные Петром I в Санкт-Петербургскую академию наук такие всемирно знаменитые ученые, как Н. и Д.Бернулли, Ж.Делиль, Г.Ф.Миллер, Л.Эйлер, а также М.В.Ломоносов — первый российский член Академии.

Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.


I Зал на реконструкции
II Экспозиция "Северная Америка"
III Выставка "Мир одного предмета"
IV Экспозиция "Япония"
V Зал на реконструкции
VI Экспозиция "Африка"

VII
Зал на реконструкции

VIII Экспозиция "Ближний и Средний Восток"
IX Экспозиция "Китай. Монголия. Корея."
X Экспозиция "Индокитай"
XI Экспозиция "Индия. Индонезия."
XII Зал на реконструкции
XIII Экспозиция "Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры"

XIV
Экспозиция "М.В.Ломоносов и Академия Наук XVIII в."

XV Зал для временных выставок

4 этаж


Первая астрономическая обсерватория Академии наук

Астролябия-планисфера - угломерный астрономический инструмент для определения положения звезд. Гаултерус Арсениус. Фландрия. XVI в
Квадрант астрономический - инструмент для измерения высоты небесных светил. Мухаммад б. Ахмад ал-Муса. Дамаск. XIV в.
Южный павильон экспозиции.
Солнечные часы-глобус. И. Брукнер. Инструментальная палата Академии наук. Середина XVIII в.

В башне Кунсткамеры в XVIII веке велись наблюдения над звездным небом, работали службы времени и картографии. Побывав здесь, посетитель Музея увидит разнообразный научный инструментарий, измерительные приборы, сложные по конструкции астролябии, изящные часовые механизмы, подзорные трубы и телескопы.

В стенах обсерватории петербургской Кунсткамеры зародились отечественные астрономия, метеорология, география, геодезия, топография, служба времени. Через нее проходил первый петербургский меридиан, ставший основой картографирования страны и планировки города.

Здесь работали выдающиеся ученые Санкт-Петербургской академии наук Л. Эйлер, Г. В. Крафт, Х. Н. Винсгейм, Ф. Х. Майер, Г. Гейнсиус и другие. Наблюдения велись в здании Кунсткамеры до завершения строительства в 1839 году Пулковской обсерватории.

На экспозиции воспроизведено рабочее место астронома XVIII века. Большая раздвижная зрительная труба — один из немногих сохранившихся инструментов М. В. Ломоносова. С ее помощью он наблюдал прохождение Венеры через диск Солнца в 1763 году.

5 этаж

Большой Готторпский глобус

Карта звездного неба Большого академического (Готторпского) глобуса
Звезды различных величин Большого академического (Готторпского) глобуса.

Большой академический (Готторпский) глобус.

Дверца Готторпского глобуса с изображением герба Готторп-Голштинских герцогов.

Земной и небесный глобус изготовлен в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн механиком А. Бушем и граверами А. и Х. Ротгизерами в 1651-1664 гг. по проекту Адама Олеария, во время правления герцога Фридриха III.

Готторпский глобус - дипломатический подарок царю Петру I от Голштинского герцога Карла Фридриха в ходе Северной войны. Был привезен в Санкт-Петербург в 1717 г. и в 1726 г. установлен на третьем этаже здания Кунсткамеры Академии наук.

В 1747 г. глобус пострадал во время пожара в Кунсткамере: от него остались металлический каркас, немногочисленные металлические детали и дверца с изображением герба Голштинского герцогства. Глобус был восстановлен в Санкт-Петербурге механиками Б. Скоттом и Ф. Н. Тирютиным, картографом И. Ф. Трускотом и живописцем И. Э. Гриммелем в 1748-1752 гг.

Вновь созданный Большой Академический глобус повторяет размеры сгоревшего Готторпского глобуса, воспроизводит действующий механизм вращения, астрономию с картой звездного неба внутри. Географическая карта с внешней стороны глобуса отображает географические представления русских ученых второй половины XVIII.

Диаметр глобуса составляет 3,1 м.

К 300-летнему юбилею М.В. Ломоносова разработан он-лайн каталог "М.В. Ломоносов и российская наука XVIII в."

Койманс Л. Художник смерти. Анатомические уроки Фредерика Рюйша = De doodskunstenaar. De anatomische lessen van Frederik Ruysch. — СПб.: Наука, 2008. — 448 с

Кунсткамера — это первый музей, открытый на всеобщее обозрение. Создан он был по приказу Петра I в Санкт-Петербурге в начале 18 столетия с целью собрать и исследовать рожденные как природой, так и деятельностью человека раритеты.

Как появилась Кунсткамера?

Кунсткамеры появились в европейских странах еще в 15-16 вв., в эпоху Возрождения, когда стал расти интерес людей к новым научным знаниям и уникальному прошлому. Здесь собирали коллекции редких и неординарных находок, привезенных экспедициями, а также интересные древние инструменты, бытовые предметы, оригинальные произведения декоративного искусства. Все эти коллекции собирались с целью удивить и поразить посетителей. Чаще всего такие кунсткамеры были организованы при княжеских домах, чтобы демонстрировать гостям «ученость» владельцев.

По легенде, однажды, прогуливаясь по берегу Невы, Петр Первый увидел не совсем обычную сосну, ветвь которой вросла в ствол. Это происшествие и подтолкнула царя к идее создания коллекции («собрание диковинок» — пер. с нем.), причем музей (Кунсткамера) должен был строиться именно на месте этой сосны (которую сохранили в виде экспоната), на Стрелке Васильевского острова.

Создание первой коллекции

Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

Кунсткамера: история создания

В 1714 году коллекция раритетов государя была перевезена из столицы в Летний дворец в Петербурге и получила название на немецкий мотив — Куншткамера. Этот год и считается официальной датой основания музея. Первая кунсткамера была насыщена живыми экспонатами — монстрами, а также карликами и великанами, которые были вынуждены жить при музее. Первые смотрители музея — Р. Арескин и И. Шумахер.

Спустя 4 года экспонаты были перевезены в Кикины палаты, так как во дворце уже не оставалось места. После переезда музея коллекция стала открытой для всех желающих, а Петр I даже иногда самолично проводил в ней экскурсии для иностранных послов и русских вельмож.

Здание музея строилось с 1718 г. по проектам нескольких сменяющих друг друга архитекторов, достраивал его уже после смерти Петр I М. Земцов, а украшением строения служили 12 деревянных скульптур мастера Коха, которые олицетворяли науки.

В 1735 г. музей Кунсткамера был перенесен в это здание вместе со всеми экспонатами. Вход был бесплатным, а в качестве угощения предлагалось «искушать кофе да цукерброды».

Первые «кабинеты» кунсткамеры, создание музеев

К началу 40-х годов 18 века музей (Кунсткамера) состоял из 4 «кабинетов»:

  1. «Натур-камера», где находились раритеты по естествознанию.
  2. «Мюнцкамера» содержала коллекцию старинных монет.
  3. Непосредственно «Кунсткамера» представляла редкости прикладного искусства и особенностей быта различных народов.
  4. «Кабинет Петра Великого», где находились вещи, принадлежащие лично самому государю.

В 1747 г. в здании случился огромный пожар, и часть коллекции погибла. Восстановить потерянные экспонаты удалось только к 1766 году. Позднее неоднократно проводились дополнительные надстройки и усовершенствования здания музея. Спустя 200 лет была наверху пристроена армиллярная сфера, символизирующая модель Солнечной системы (арх. Р. Каплан-Ингель).

В конце 18 — начале 19 вв. коллекция музея обогатилась находками не только русских ученых, но и иностранных. Это были экспонаты, привезенные из научных экспедиций капитана Кука (Полинезия) и Миклухо-Маклая (Новая Гвинея), материалы экспедиций по Сибири и Камчатке, антарктических путешествий и другие.

В 1830-х годах Кунсткамера (Санкт-Петербург) была разделена на несколько отдельных музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический, Египетский и Азиатский, а также «Кабинет Петра Первого». Они размещались в двух зданиях.

В 1878 г. два музея объединили в один, а в 1903 г. ему присвоили имя его основателя. Так он теперь и называется — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, который содержит все собранные научные экспонаты о происхождении человека и различных видах культур.

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

Музей М. В. Ломоносова

Еще один музей Кунсткамеры, расположенный в башне здания, посвящен гениальному русскому ученому-естествоиспытателю и поэту Ломоносову, который работал в этом учреждении в середине 18 века (с 1741 по 1765 г.). Сегодня здесь можно найти его личные вещи, научные приборы, которыми он пользовался во время своих экспериментов, карты, а также различные литературные произведения и труды.

Интересны будут собранные ученым старинные книги, произведения живописи и скульптуры, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства.

Готторпский глобус

Расположен наверху здания. Его история очень примечательна: изготовлен он был в 17 в. механиками и граверами из Гольштейнского герцогства, а затем преподнесен Петру Первому в виде дипломатического подарка. Государь привез его в Петербург, и в 1726 г. его установили на 3 этаже здания Кунсткамеры. Это был огромный шар диаметром 3,1 м, снаружи размещалась карта Земли, а внутри — звездное небо. Чтобы попасть туда, нужно было пройти через специальный люк.

После ужасного пожара глобус-планетарий сильно пострадал, практически остался один каркас и детали из металла. К счастью, в 1750-х годах удалось сделать вполне удачную его копию. Во время войны глобус, как большую ценность, даже вывозили на период блокады Ленинграда, чтобы сохранить для музея. Сегодня этот удивительный экспонат можно найти на 5-м этаже музея.

Кунсткамера — это удивительное место, где выставлено множество уникальных экспонатов. Расскажем о некоторых самых интересных, о которых ходят легенды:

  1. Скелет слуги. В начале 18 века во Франции Петр I увидел человека-великана (2,3 м). Звали его Николай Буржуа. Государь привез его в Россию и нанял на должность личного лакея. Когда же француз умер, то его останки были переданы в Кунсткамеру. Во время пожара череп пропал, и на его место закрепили другой. С тех пор говорят, что скелет Н. Буржуа ходит ночью по музею в поисках своей головы.
  2. Пропавшая голова Марии Гамильтон. Мария Гамильтон — английская шпионка и детоубийца. Ее голова хранилась в Кунсткамере, откуда и была похищена вместе с колбой со спиртом, в которой находилась. В похищении обвинили моряков-англичан, которые как раз стояли в петербургском порту. Они пообещали вернуть останки черепа, но так этого и не сделали и уплыли. Через год англичане прислали для музея три головы в знак извинения.
  3. Живые экспонаты. Как уже говорилось ранее, некоторые экспонаты Кунсткамеры были живыми. Вот, например, Федор Игнатьев — человек очень маленького роста (не больше 130 см), у которого к тому же на руках и ногах имелось всего по два пальца.
  4. Флейта. Один из самых интересных экспонатов музея — флейта, изготовленная из бедренной кости человека. Этот музыкальный инструмент сделал монгольский шаман и использовал при ритуалах, связанных с общением с духами.
  5. Анатомическая коллекция Рюйшаколлекция, собранная голландским профессором, считается одной из самых известных и ценных, которыми славится Кунсткамера (Санкт-Петербург). Она состоит из младенцев и их разных частей тела (937 единиц). Рюйш собирал ее 50 лет, а чтобы уговорить голландца передать её, Петр Великий потратил практически 20 лет и в 1717 г. приобрел ее, обещая Рюйшу, что сохранит такое необычное собрание для потомков.

Заключение

Кунсткамера — это поистине удивительный музей. Некоторые его экспонаты поражают, другие пугают своей уродливостью. Здесь можно найти заспиртованных младенцев, людей с разнообразными аномалиями и животных (например, лисицу с двумя головами). О Кунсткамере и ее экспонатах ходит очень много легенд. Этот музей — место, которое действительно стоит посетить.

31 января Кунсткамере, знаменитому «кабинету редкостей», исполняется 302 года, но несмотря на столь солидный возраст, старейший музей России по-прежнему не теряет хватку и продолжает удивлять своими необычными экспонатами как взрослых, так и совсем маленьких посетителей. В связи с этой важной датой мы приготовили для вас небольшой ликбез по истории этого легендарного места – 7 фактов, которые вас по-настоящему удивят.

Факт № 1: как Петру I пришла идея открыть подобный музей

Однажды император прогуливался по Васильевскому острову, как вдруг заметил весьма необычное дерево – сосну, одна из веток которой вросла в ствол, образовав, тем самым, своеобразное кольцо. Петр I был чрезвычайно рад своей находке – сосна с легкой руки императора получила прозвище «дерево-монстр». Позднее она была срублена, а на её месте был построен музей Кунсткамера.

Факт № 2: тонкости русского гостеприимства, или почему Петр I угощал посетителей музея водкой


Изначально уникальная коллекция Кунсткамеры располагалась в доме опального боярина Александра Кикина – в так называемых Кикиных палатах. Позднее император отдал приказ о том, что диковинные экспонаты должны быть доступны всем, вне зависимости от их сословия – как простолюдинам, так и мещанам.

Кроме всего прочего, Петр I явно знал толк в маркетинге, так как придумал следующую любопытную «пиар-акцию»: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».

Факт № 3: Кунсткамера – рай для начинающих шаманов


В число наиболее интересных экспонатов Кунсткамеры входит уникальная флейта, сделанная из бедренной кости человека. Звучит, конечно, жутко, но, по всей видимости, в этом и была задумка – инструмент изготовил шаман одного монгольского племени.

Не пытайтесь сыграть на этой диковинной флейте веселую мелодию, если только не хотите вызвать какого-нибудь злобного духа – в былые времена инструмент использовался в ритуальных целях, для общения с потусторонними силами.

Факт № 4: в Кунсткамере можно заглянуть внутрь земного шара


До пожара 1747-го года в коллекции старейшего музея России были по-настоящему удивительные экспонаты, утрату которых было совершенно невозможно восполнить. Так, например, любителей географии и астрономии мог обрадовать глобус-планетарий, представляющий собой шар диаметром в три метра, снаружи которого располагалась карта Земли, а внутри – изображение звездного неба.

В глобус можно было проникнуть через специальный люк и хоть часами наслаждаться вращением таинственных небесных тел. К сожалению, этот уникальный экспонат был уничтожен в роковом пожаре 1747-го года, и его пришлось восстанавливать по металлическому каркасу. Копия получилась достаточно удачной, поэтому во время блокады в целях сохранения её даже вывозили из города – сейчас её можно увидеть на четвертом этаже музея.

Факт № 5: почему Петр I выставил скелет бывшего слуги в музее


Француз Николя Буржуа был не просто хорошим слугой Петру I: кроме покладистого характера он обладал еще одной отличительной особенностью – его рост составлял аж 226,7 сантиметра. Неудивительно, что после смерти Николя от апоплексического удара, император решил, что тело верного слуги вполне может послужить просвещению и развлечению петербуржцев – так Кунсткамера обзавелась собственным человеком-гигантом.

Интересный факт: во время пожара 1747 года скелет Николя Буржуа совершенно не пострадал, правда, лишился одной весьма существенной детали – головы. Кто её взял и вообще зачем она могла кому-то понадобиться – до сих пор неизвестно. Но по легенде, голова преданного слуги императора по-прежнему находится в Кунсткамере, но все никак не может найти свое тело – зато отменно пугает сторожей и охранников музея.

Факт № 6: пропавшая голова английской шпионки Марии Гамильтон


К слову, Николя Буржуа был не единственный, кто лишился головы – уже в послепетровское время из музея была украдена голова казненной английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон – причем вместе со спиртом из колбы, в которой она стояла.

Сотрудники музея решили, что спирт не вылили, а попросту выпили. В хищении же ценного экспоната обвинили английских моряков, стоявших в то время в петербургском порту. Последние клятвенно обещали вернуть Марию Гамильтон (точнее то, что от нее осталось), но не сдержали свое обещание и уехали. Правда, через год их видимо все-таки замучила совесть, и они преподнесли в подарок музею три мужские головы, в результате чего были прощены.

Факт № 7: живые экспонаты музея


После основания легендарной Кунсткамеры в ней наравне с предметами различных культов, а также пробирками и колбами со спиртом находились в качестве экспонатов живые люди. Так, например, горожане того времени могли проведать в музее Федора Игнатьева, человека чрезвычайно маленького роста – всего 126 сантиметров. Но не это делало его столь необычным – у бедолаги на правой руке и ногах было два пальца, а на левой руке было несколько пар таких же странных рук…

Адрес: Университетская набережная, дом 3

Часы работы: с 11:00 до 18:00, понедельник – выходной день, последний вторник каждого месяца – санитарный день

Стоимость: взрослый билет – 250 рублей, школьный, студенческий, пенсионный билет – 50 рублей

Северная столица России - Санкт-Петербург - уже несколько веков носит звание культурного и интеллектуального центра страны. В городе находится много научных учреждений, музейных коллекций, художественных галерей и интерактивных выставок. Одним из самых ярких, этнографических и антропологических собраний считается Кунсткамера СПб, в народе часто именуемая музеем уродов.

Анатомический раздел музея , несмотря на огромную коллекцию экспонатов со всего земного шара, является наиболее посещаемым туристами отделом собрания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Фото музея, согласно правилам учреждения, опубликованным на сайте, туристы могут делать только с помощью непрофессиональной фототехники. Однако, по негласному правилу работников заведения, съёмка внутри помещения анатомического раздела запрещена.

Что такое кунсткамера и история её возникновения в Петербурге

Первоначально, кунсткамера называлась комнатой искусств , в которой знатные особы и монархи хранили редкие произведения живописи, скульптуры, литературы. Немного позже под этим понятием стали понимать собрание всех редких экспонатов. Появление кабинетов редкостей относят к XVI — XVII столетию.

В Россию понятие кунсткамеры привёз Пётр Первый, который увидел подобные собрания во время своей дипломатической миссии 1697­–1698 годов в городах Англии и Голландии. Монарху так приглянулось коллекционирование редких экспонатов, что он лично скупал у европейских собирателей их собрания. Вернувшись в Россию. Император приказал основать такой же музей на родине.

Согласно легенде, место строительства Палат Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры было выбрано тоже неслучайно . Прогуливаясь по Васильевскому острову, император заметил две причудливо сросшиеся сосны. Он приказал спилить деревья с максимальной осторожностью и добавить их в качестве экспоната в коллекцию. На месте их произрастания и было заложено здание, в котором ныне располагается музей.

В 1747 году в здании произошёл пожар, уничтоживший башню здания и наиболее известный экспонат коллекции - Готторпский глобус, подаренный Петру Первому в качестве дипломатического подарка епископом-администратором Готторпского герцогства. Позже он был восстановлен.

Наиболее известные экспонаты музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Собрание музея обладает уникально большим количеством экспонатов, рассказывающих об истории, культуре и быте многих народов мира, анатомических аномалиях и редкостях. Однако, среди разнообразия коллекции несколько выставочных экземпляров всё же выделяются:

Другие экспонаты коллекции

Многочисленные этнографические экспонаты музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге удобно распределены по отделам , соответствующие определённым событиям, тематикам, частям света или странам:

Заключение

Экспозиция Музея антропологии и этнографии настолько обширна, что полностью её осмотреть за один день вряд ли удастся. Поэтому лучше ознакомиться с перечнем экскурсий и туров по Кунсткамере на официальном сайте учреждения, и выбрать для себя наиболее интересные.

Музей Кунсткамера







Похожие статьи
 
Категории