Легкое дыхание что можно сказать. Иван Бунин, "Легкое дыхание": анализ произведения

30.03.2019
На кладбище над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного, уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста. В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская. Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц: что можно было сказать о ней, кроме того, что она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек, что она способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама? Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам. В четырнадцать лет у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей. Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена. Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз... Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, и почему-то никого не любили так младшие классы, как ее. Незаметно стала она девушкой, и незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки, что она ветрена, не может жить без поклонников, что в нее безумно влюблен гимназист Шеншин, что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним, что он покушался на самоубийство. Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии. Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице, каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой. И вот однажды, на большой перемене, когда она вихрем носилась по сборному залу от гонявшихся за ней и блаженно визжавших первоклассниц, ее неожиданно позвали к начальнице. Она с разбегу остановилась, сделала только один глубокий вздох, быстрым и уже привычным женским движением оправила волосы, дернула уголки передника к плечам и, сияя глазами, побежала наверх. Начальница, моложавая, но седая, спокойно сидела с вязаньем в руках за письменным столом, под царским портретом. — Здравствуйте, mademoiselle Мещерская, — сказала она по-французски, не поднимая глаз от вязанья. — Я, к сожалению, уже не первый раз принуждена призывать вас сюда, чтобы говорить с вами относительно вашего поведения. — Я слушаю, madame, — ответила Мещерская, подходя к столу, глядя на нее ясно и живо, но без всякого выражения на лице, и присела так легко и грациозно, как только она одна умела. — Слушать вы меня будете плохо, я, к сожалению, убедилась в этом, — сказала начальница и, потянув нитку и завертев на лакированном полу клубок, на который с любопытством посмотрела Мещерская, подняла глаза. — Я не буду повторяться, не буду говорить пространно, — сказала она. Мещерской очень нравился этот необыкновенно чистый и большой кабинет, так хорошо дышавший в морозные дни теплом блестящей голландки и свежестью ландышей на письменном столе. Она посмотрела на молодого царя, во весь рост написанного среди какой-то блистательной залы, на ровный пробор в молочных, аккуратно гофрированных волосах начальницы и выжидательно молчала. — Вы уже не девочка, — многозначительно сказала начальница, втайне начиная раздражаться. — Да, madame, — просто, почти весело ответила Мещерская. — Но и не женщина, — еще многозначительнее сказала начальница, и ее матовое лицо слегка заалело. — Прежде всего, — что это за прическа? Это женская прическа! — Я не виновата, madame, что у меня хорошие волосы, — ответила Мещерская и чуть тронула обеими руками свою красиво убранную голову. — Ах, вот как, вы не виноваты! — сказала начальница. — Вы не виноваты в прическе, не виноваты в этих дорогих гребнях, не виноваты, что разоряете своих родителей на туфельки в двадцать рублей! Но, повторяю вам, вы совершенно упускаете из виду, что вы пока только гимназистка... И тут Мещерская, не теряя простоты и спокойствия, вдруг вежливо перебила ее: — Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом — знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне... А через месяц после этого разговора казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом. И невероятное, ошеломившее начальницу признание Оли Мещерской совершенно подтвердилось: офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой, а на вокзале, в день убийства, провожая его в Новочеркасск, вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке — одно ее издевательство над ним, и дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине. — Я пробежал эти строки и тут же, на платформе, где она гуляла, поджидая, пока я кончу читать, выстрелил в нее, — сказал офицер. — Дневник этот, вот он, взгляните, что было написано в нем десятого июля прошлого года. В дневнике было написано следующее: «Сейчас второй час ночи. Я крепко заснула, но тотчас же проснулась... Нынче я стала женщиной! Папа, мама и Толя, все уехали в город, я осталась одна. Я была так счастлива, что одна! Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто. Потом заснула у папы в кабинете, а в четыре часа меня разбудила Катя, сказала, что приехал Алексей Михайлович. Я ему очень обрадовалась, мне было так приятно принять его и занимать. Он приехал на паре своих вяток, очень красивых, и они все время стояли у крыльца, он остался, потому что был дождь, и ему хотелось, чтобы к вечеру просохло. Он жалел, что не застал папу, был очень оживлен и держал себя со мной кавалером, много шутил, что он давно влюблен в меня. Когда мы гуляли перед чаем по саду, была опять прелестная погода, солнце блестело через весь мокрый сад, хотя стало совсем холодно, и он вел меня под руку и говорил, что он Фауст с Маргаритой. Ему пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив и всегда хорошо одет — мне не понравилось только, что он приехал в крылатке, — пахнет английским одеколоном, и глаза совсем молодые, черные, а борода изящно разделена на две длинные части и совершенно серебряная. За чаем мы сидели на стеклянной веранде, я почувствовала себя как будто нездоровой и прилегла на тахту, а он курил, потом пересел ко мне, стал опять говорить какие-то любезности, потом рассматривать и целовать мою руку. Я закрыла лицо шелковым платком, и он несколько раз поцеловал меня в губы через платок... Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» Город за эти апрельские дни стал чист, сух, камни его побелели, и по ним легко и приятно идти. Каждое воскресенье, после обедни, по Соборной улице, ведущей к выезду из города, направляется маленькая женщина в трауре, в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева. Она переходит по шоссе грязную площадь, где много закопченных кузниц и свежо дует полевой воздух; дальше, между мужским монастырем и острогом, белеет облачный склон неба и сереет весеннее поле, а потом, когда проберешься среди луж под стеной монастыря и повернешь налево, увидишь как бы большой низкий сад, обнесенный белой оградой, над воротами которой написано Успение божией матери. Маленькая женщина мелко крестится и привычно идет по главной аллее. Дойдя до скамьи против дубового креста, она сидит на ветру и на весеннем холоде час, два, пока совсем не зазябнут ее ноги в легких ботинках и рука в узкой лайке. Слушая весенних птиц, сладко поющих и в холод, слушая звон ветра в фарфоровом венке, она думает иногда, что отдала бы полжизни, лишь бы не было перед ее глазами этого мертвого венка. Этот венок, этот бугор, дубовый крест! Возможно ли, что под ним та, чьи глаза так бессмертно сияют из этого выпуклого фарфорового медальона на кресте, и как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединено теперь с именем Оли Мещерской? — Но в глубине души маленькая женщина счастлива, как все преданные какой-нибудь страстной мечте люди. Женщина эта — классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, — она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она — идейная труженица. Смерть Оли Мещерской пленила ее новой мечтой. Теперь Оля Мещерская — предмет ее неотступных дум и чувств. Она ходит на ее могилу каждый праздник, по часам не спускает глаз с дубового креста, вспоминает бледное личико Оли Мещерской в гробу, среди цветов — и то, что однажды подслушала: однажды, на большой перемене, гуляя по гимназическому саду, Оля Мещерская быстро, быстро говорила своей любимой подруге, полной, высокой Субботиной: — Я в одной папиной книге, — у него много старинных, смешных книг, — прочла, какая красота должна быть у женщины... Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, — ей-богу, так и написано: кипящие смолой! — черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, — понимаешь, длиннее обыкновенного! — маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи, — я многое почти наизусть выучила, так все это верно! — но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть? Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре. 1916

Класс : 11

Тема учебного занятия : Трагедия «легкого дыхания». Концепция мира и человека в творчестве

И.А.Бунина (по рассказу «Легкое дыхание»).

Продолжительность учебного занятия : 45 мин.

Тип учебного занятия : урок-исследование

Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту обучающихся как к опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание собственного опыта обучающегося по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт в научно-значимые образцы.

Таким образом, целью личностно-ориентированного урока будет создание условия для проявления познавательной и творческой активности обучающегося, эффективное накопление и обогащение каждым ребенком своего личностного опыта.

Цели учебного занятия :

1. Проследить, как в художественной канве рассказа «Легкое дыхание» воплощается философская концепция И.А.Бунина, его понимание мира и места человека в нем.

2. Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение делать выводы, обобщения, определять авторскую позицию.

3. Помочь учащимся в осознании себя как личности, в понимании себя как части большого сложного мира.

Оборудование : портрет И.А.Бунина, выставка книг (разные издания рассказа «Легкое дыхание», иллюстрации учащихся к рассказу.

Эпиграфы к уроку :

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и тайного.

И.А.Бунин

… для Бунина … искусство -

«молитва, музыка, песня

человеческой души.

В.Я.Линков

Ход учебного занятия:

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала.

II. Слово учителя (стихи читают заранее подготовленные учащиеся):

Один из сборников рассказов и повестей И.А.Бунина начинается рассказом «Роза Иерихона». Писатель рассказывает о том, что на Востоке в древности в знак веры в жизнь вечную, в Воскресение из мертвых, клали в гробы, в могилы Розу Иерихона (дикий волчец). И сам удивляется, что такое название дали клубку сухих, колючих стеблей, очень похожих на знакомое перекати-поле. Это растение, сорванное и унесенное за тысячи верст от своей родины, годы может лежать сухим, серым, мертвым. Но, будучи положено в воду, тотчас распускается, дает мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается; нет в мире смерти, нет разлук и потерь, доколе жива душа, Любовь и Память.

И сегодня, читая произведения И.А.Бунина, мы воскрешаем «душу, Любовь и Память» писателя, который «сухие, серые, мертвые» «корни и стебли» окружающего мира погрузил в «живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности» и произрастил «заветный злак», чтобы в нас «не иссякала эта влага, не оскудело и не иссохло сердце».

Мы уже знаем, что в литературу Бунин пришел как поэт, рано осознав свою высокую миссию на земле:

Ищу я в мире сочетанья

Прекрасного и тайного, как сон,

Люблю ее за счастие слиянья

В одной любви с любовью всех времен!

Нет, не пейзаж влечет меня,

А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия.

Да, именно «любовь и радость бытия» были главными в его творчестве. Но Бунин не просто бытописал, он был философом. С годами сложилось его удивительное видение мира, понимание человеческого счастья:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако.

Слежу за ним...

Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело. Гул молотилок слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне...

Эта способность всеми чувствами испытывать радость жизни, наслаждение ею, неизбежно привела Бунина к мысли о ее быстротечности, к тайне смерти:

Погост, часовенка над склепом, Венки, лампадки, образа. И в раме, перевитой крепом,

Большие ясные глаза.

Сквозь пыль на стеклах, жарким светом Внутри часовенка горит.

«Зачем я в склепе, в полдень, летом?» -Незримый кто-то говорит.

Кокетливо-проста прическа

И пелеринка на плечах...

А тут повсюду - капли воска

И банты крепа на свечах.

Венки, лампадки, пахнет тленьем...

И только этот милый взор

Глядит с веселым изумленьем

На этот погребальный вздор.

Это стихотворение - своеобразная поэтическая иллюстрация к известному рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание», о котором пойдет речь сегодня на уроке.

III. Творческая история рассказа.

Сообщение учащегося:

История создания рассказа сообщена самим автором: «... вспомнилось, что забрел я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами. Девушку эту я тотчас сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливые минуты моего писательства». Но это - только внешняя сторона «творческой истории» рассказа. Вчитаемся теперь в одну из бунинских биографических записей, которая лишь на первый взгляд не имеет прямого отношения к «Легкому дыханию»: «В тот февральский вечер, когда умерла Саша и я (мне было тогда лет 7-8) бежал по снежному двору в людскую сказать об этом, я на бегу все глядел в темное облачное небо, думая, что ее маленькая душа летит теперь туда. Во всем моем существе был какой-то остановившийся ужас, чувство внезапно свершившегося великого непостижимого события». Эта запись относится к 1940 году, и в ней точно обозначен биографический, сугубо личный источник той психологической ситуации, которая запечатлена в «Легком дыхании». Зацепились друг за друга, сомкнулись в ассоциативный пучок, навсегда связались в сознании писателя - уже вне конкретного житейского события - девочка, зима, смерть, облачное небо, куда летит «маленькая душа», ужас, тайна. И стоило Бунину забрести на капринское кладбище, увидеть могильный крест и фотографию девушки с радостными глазами, как тотчас ожили в нем и отозвались впечатления детства. Поэтому и мог он с такой легкостью и «восхитительной быстротой» написать рассказ, что внутренне, психологически уже был на него ориентирован.

Учитель: И сегодня наша задача как исследователей попытаться увидеть рассказ как эстетически претворенное авторское чувство жизни, авторское видение мира и человека в нем.

IV. Работа с текстом рассказа.

- Итак, о чем этот рассказ? (О жизни и смерти гимназистки Оли Мещерской).

- Что же больше интересует Бунина: жизнь или смерть? (И то, и другое - Бунин не разделяет эти две ипостаси. Он писал: «Люди совсем не одинаково чувствительны к смерти. Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)... Вот к подобным людям принадлежу и я».)

- Как эта мысль нашла свое художественное выражение в рассказе ? (Ни одна из ипостасей бытия - ни жизнь, ни смерть - не оставлена Буниным без внимания, ни одна из них не перевешивает: на Соборной улице - гулянья, по Соборной улице «маленькая женщина в трауре» направляется на кладбище; в городском саду - каток, веселье, розовость - городское кладбище уподоблено низкому саду. Т.о., жизнь представлена писателем во всей ее полноте).

- Перечитайте начало рассказа : «На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель: дни серые, памятники кладбища, просторного, уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит фарфоровым венком у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне - фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами».

- Обратите внимание на возникающие образы, на само построение фразы. (Перед нами -образы-символы, противопоставленные друг другу: крест (смерть, судьба) - глаза девушки (жизнь). Обращают на себя внимание и определения: крест - из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. Определения стоят после определяемого слова и интонационно выделяются: после каждого слова невольно делается пауза, слова становятся тяжелыми, как этот крест, словно вбиваются в землю - так тяжело давит человека судьба, от нее не удалось уйти даже такой «поразительно» живой девушке, как Оля Мещерская.)

- Значит, судьба Оли была заранее предопределена? Чем же? Давайте выясним. Что мы узнаем об Оле из начала рассказа? (Вначале Оля мало чем отличалась от своих сверстниц. «Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам... В 15 лет она уже слыла красавицей. Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась - ни чернильных пятен на пальцах, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена... Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, почему-то никого не любили так младшие классы, как ее»).

- Объясните это «почему-то». За что так любили Олю малыши? (Она была естественная , живая, искренняя. Как гласит народная мудрость, собак и детей обмануть нельзя).

- Олю переполняло ощущение полноты жизни, чувства жизни, т.е. то самое «легкое дыхание», о котором она рассказала своей подруге. Почему же для такой девушки вдруг оказался возможен неприятный эпизод с Малютиным? (Чувство жизни, по Бунину, - это стремление узнать, попробовать все, это стремление в полной бытийной полноте, к полному знанию жизни. Но, стремясь к этому, человек отказывается от рефлексии, теряет в себе «умственное», отдает себя во власть стихии и на этом пути может произойти как бы возврат к себе, т.е понимание своей сути. Вот так внезапно ощутила себя Оля, и то, что глянуло оттуда, из глубин сознания, ошеломило ее и потрясло. Встреча с Малютиным на самом деле для Оли оказалась первой встречей с собой. После этого она записала в дневнике: «Я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход»).

- Какой? (Умереть, наказать себя, и она провоцирует казачьего офицера на выстрел - это своеобразное самоубийство)

-Так что же стало причиной гибели Оли Мещерской? (Учащиеся озвучивают свои варианты ответов)

- Вспомните, что Оля пишет в начале той дневниковой страницы? (Она пишет о том, что была счастлива, потому что была одна).

- Почему? Ведь она выглядела такой счастливой, когда веселилась на балах, бегала на переменах? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов).

- Вспомните знаменитую фразу В.Шекспира о мире и людях в нем. («Весь мир театр, и люди в нем актеры»).

- Как понимать эти слова великого драматурга? (Каждый человек в этом мире играет свою роль, только ему предназначенную - роль ребенка, ученика, родителя...).

- А Оля? Какую роль должна была играть она? (Для начальницы гимназии - она только ученица: как начальница начинает свой разговор, не глядя на девушку; для Шеншина - предмет воздыхания, для родителей - послушная дочь, для Малютина, играющего роль Фауста, -Маргарита, для казачьего офицера - будущая жена.)

- Заметьте, даже «космос» ее «раскладывает» ее полкам: небо и земля делят между собой «составные части» одной прекрасной жизни - Олину душу, ее «легкое дыхание» принимает небо; Олино тело - земля. Так в чем же вина Оли Мещерской, за что она наказана? (Самая тяжкая вина Мещерской в том, что она живет, а не исполняет роль живого существа).

Бунин приходит к грустному выводу: быть предельно живым - значит быть предельно обреченным.

- А какой представлена среда, в которой живет Оля? (Среда, в которой суждено было появиться Мещерской, начисто лишена органического, целостного, «повышенного» чувства жизни. Тут и возраст строго определен: или детство, иди отрочество, или юность. Либо ребенок, либо подросток, либо старец. А Ольга не укладывается в эти рамки: уже девушка, а еще в игры играет, Бунин усматривает в этом очевидный вызов мироустройству, системе. Но смешение этапов - смерти подобно: играла с Малютиным - и была обесчещена , играла с казачьим офицером - и была убита).

- Так каково же понимание Буниным сути человека? (За описанными событиями просматривается философия писателя: человек не вещь и не состояние, а процесс возможностей.)

- Понимают ли это окружающие, общество? (Нет, общество еще не готово к восприятию подобной - движущейся - многозначности человека. Обществу нужен «момент», «фаза», «черта», словом, обстановка. А человек - существо переменчивое. Бунинское «легкое дыхание» - это «недуманье», это когда не знаешь, что дышишь - жизнь без усилия жить. И только не ломая своей натуры, безоглядно подчинив себя естественному ходу вещей, т.е. не силясь измениться, человек действительно меняется. Такова Оля Мещерская.

- Вспомните расстановку персонажей в произведениях Льва Николаевича Толстого. Каким способом Толстой дает нам возможность увидеть характер того или иного героя? Например, Наташи Ростовой? (Толстой постоянно показывает нам героя в восприятии других людей: например, Наташу мы видим глазами А.Болконского, П.Безухова, В.Денисова, кн.Марьи).

- Т.е. у Толстого все герои взаимосвязаны, человек - это люди. А у Бунина? (У Бунина каждая фигура отгорожена от другой каким-то внутренним пространством, хотя они участвуют в одной сцене; все они выстраиваются наподобие галереи).

V. Вывод (делает учитель в слабом классе; в сильном - делают сами учащиеся):

Таким образом, мы подошли к самому главному: к видению Буниным человека в этом мире. У Бунина, в отличие от его великих предшественников, человек - это только человек. И бунинский человек - одинокий среди бездны. И «Легкое дыхание» - плач по исчезающему общению. В преддверии истории - символический знак одиночества - дуб; в конце повествования - зябнет среди памятников маленькая женщина в черном - существо, еще более одинокое, чем мертвая. Пред нами картина распавшихся контактов, расторгнутых союзов. И сегодня бунинский рассказ звучит как обращение к нам, обращение с просьбой вспомнить о том, что каждый из нас - драгоценная часть вселенной, яркая жемчужина на теле земли, и мы должны беречь и бесконечно уважать каждую индивидуальность.

VI. Домашнее задание.

Анализ рассказа «Легкое дыхание»

Тема любви занимает в творчестве писателя одно из ведущих мест. В зрелой прозе заметны тенденции осмысления вечных категорий бытия – смерти, любви, счастья, природы. Часто он описывает «мгновения любви», которые имеют фатальный характер, трагическую окраску. Большое внимание он уделяет женским характерам, таинственным и непостижимым.

Начало романа «Легкое дыхание» создает ощущение грусти и печали. Автор заранее готовит читателя к тому, что на следующих страницах будет разворачиваться трагедия человеческой жизни.

Главная героиня романа Ольга Мещерская, девушка гимназистка, очень сильно выделяется среди своих одноклассниц веселым нравом и явной любовью к жизни, она совершенно не боится чужих мнений, и открыто бросает вызов обществу.

В последнюю зиму в жизни девушки произошло много перемен. В это время Ольга Мещерская была в полном расцвете своей красоты. Про нее ходили слухи, что она не может жить без поклонников, но в тоже время очень жестоко с ними обращается. В свою последнюю зиму Оля полностью отдалась радостям жизни, она бывала на балах и каждый вечер ходила на каток.

Оля стремилась выглядеть всегда хорошо, она носила дорогие туфельки, дорогие гребешки, возможно, она бы и одевалась по последней моде, если бы все гимназистки не носили форму. Директриса гимназии сделала Ольге замечание по поводу внешнего вида, что такие украшения и обувь пристало носить взрослой женщине, а не простой ученице. На что Мещерская открыто заявила, что она имеет право одеваться как женщина, ведь она ею и является, и виноват в этом никто иной, как брат самой директрисы Алексей Михайлович Малютин. Ответ Ольги можно в полной мере расценивать как вызов обществу того времени. Молодая девушка без тени скромности надевает вещи не по возрасту, ведет себя как зрелая женщина и при этом открыто аргументирует свое поведение довольно интимными вещами.

Превращение Ольги в женщину произошло летом на даче. Когда родителей не было дома, в гости к ним на дачу приехал Алексей Михайлович Малютин, друг их семьи. Не смотря на то что он не застал отца Оли, Малютин все же остался в гостях, объясняя это тем что хочет, чтобы как следует просохло после дождя. В отношении Оли Алексей Михайлович вел себя как кавалер, хотя разница в их возрасте была огромной, ему было 56, ей – 15. Малютин признавался Оле в любви, говорил всевозможные комплименты. Во время чаепития Ольга почувствовала себя плохо и прилегла на тахту, Алексей Михайлович начал целовать ей ручки, рассказывать о том, как он влюблен, а после поцеловал в губы. Ну и далее произошло то, что произошло. Можно сказать, что со стороны Ольги это был не более чем интерес к тайне, стремление стать взрослой.

После этого была трагедия. Малютин застрелил Ольгу на вокзале и объяснил это тем, что был в состоянии аффекта, ведь она показала ему свой дневник, в котором было описано все произошедшее, а после и Ольгино отношение к ситуации. Она писала, что испытывает отвращение к своему ухажеру.

Столь жестоко Малютин поступил потому, что было задето его самолюбие. Он был уже далеко не молодым офицером, да еще и холостым, ему естественно было приятно тешить себя тем, что юная девушка выразила к нему свою симпатию. Но когда он узнал что она не испытывает к нему ничего кроме отвращения, было как гром среди ясного неба. Он сам обычно отталкивал женщин, а тут оттолкнули его. Общество было на стороне Малютина, он оправдал себя тем, что якобы Ольга сама его соблазнила, обещала стать его женой, а после бросила его. Так как у Оли была репутации сердцеедки, никто не усомнился в его словах.

Заканчивается рассказ тем, что классная дама Ольги Мещерской, мечтательная дама, живущая в своем выдуманном идеальном мире, приходит на могилу Оли каждый праздник и по нескольку часов молча наблюдает за ней. Для дамы Оля идеал женственности и красоты.

Здесь «легкое дыхание» - это легкое отношение к жизни, чувственность и импульсивность, которые были присущи Оле Мещерской.

Изучив анализ рассказа «Легкое дыхание» вы несомненно заинтересуетесь другими сочинениями, связанными с Иваном Алексеевичем Буниным:

  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина

Вопрос смысла жизни вечен, в литературе начала ХХ века также продолжалось обсуждение этой темы. Теперь смысл виделся не в достижении какой-то ясной цели, а в чем-то ином. Например, согласно теории «живой жизни», значение человеческого существования в нем самом, независимо от того, какова эта жизнь. Этой мысли придерживались В. Вересаев, А.Куприн, И. Шмелев, Б. Зайцев. «Живую жизнь» отразил в своих сочинениях также И.Бунин, его «Легкое дыхание» — яркий пример.

Однако поводом для создания рассказа послужила вовсе не жизнь: Бунин задумал новеллу, гуляя по кладбищу. Увидев крест с портретом молодой женщины, писатель был поражен, как ее жизнерадостность контрастирует с окружающей печальной обстановкой. Какая это была жизнь? Почему она, такая живая и радостная, покинула этот мир столь рано? На эти вопросы уже никто не мог ответить. Но воображение Бунина нарисовало жизнь этой девушки, ставшей героиней новеллы «Легкое дыхание».

Сюжет внешне незатейлив: жизнерадостная и развитая не по годам Оля Мещерская вызывает жгучий интерес у противоположного пола своей женской привлекательностью, ее поведение вызывает раздражение у начальницы гимназии, которая решает провести для воспитанницы поучительную беседу о том, как важна скромность. Но этот разговор окончился неожиданно: девушка сообщила, что уже не девушка, женщиной она стала после знакомства с братом начальницы и другом отца Малютина. Вскоре оказалось, что это не единственная любовная история: Оля встречалась с казачьим офицером. Последний планировал скорую свадьбу. Однако на вокзале, перед отъездом любовника в Новочеркасск, Мещерская сообщила, что их отношения для ее незначительны и замуж она не пойдет. После чего предложила прочесть дневниковую запись о своем падении. Военный застрелил ветреную девушку, именно с описания ее могилки начинается новелла. На кладбище часто ходит классная дама, судьба ученицы стала для нее смыслом.

Темы

Главные темы новеллы – ценность жизни, красоты и простоты. Сам автор трактовал свой рассказ как повествование о высшей степени простоты в женщине: «наивность и лёгкость во всем, и в дерзости, и в смерти». Оля жила, не ограничивая себя правилами и устоями, в том числе нравственными. Именно в этой простосердечности, доходящей до испорченности, и заключалось очарование героини. Она жила как живется, верная теории «живой жизни»: зачем сдерживать себя, если жизнь так прекрасна? Так она искренне радовалась своей привлекательности, не заботясь об опрятности и приличиях. Также веселилась ухаживаниями молодых людей, не воспринимая их чувства всерьез (гимназист Шеншин находился на грани суицида из-за любви к ней).

Также Бунин затронул тему бессмысленности и серости бытия в образе учительницы Оли. Эта «пожилая девушка» противопоставляется своей ученице: единственное наслаждение для нее – подходящая иллюзорная идея: «Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, - она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она - идейная труженица. Смерть Оли Мещерской пленила ее новой мечтой. Теперь Оля Мещерская - предмет ее неотступных дум и чувств».

Проблематика

  • Вопрос баланса между страстями и приличиями достаточно спорно раскрывается в новелле. Писатель явно симпатизирует Оле, которая выбирает первое, воспевает в ней «легкое дыхание» в качестве синонима очарования и естественности. В противовес этому, героиня наказана за свою легкомысленность, причем наказана жестко – смертью. Из этого вытекает проблема свободы: общество с его условностями не готово дать личности вседозволенность даже в интимной сфере. Многие думают, что это хорошо, однако они же нередко вынуждены тщательно скрывать и подавлять потаенные желания собственной души. Но для достижения гармонии нужен компромисс между социумом и индивидом, а не безоговорочное главенство интересов одного из них.
  • Также можно выделить социальный аспект в проблематике новеллы: безрадостная и унылая атмосфера провинциального города, где может происходить, что угодно, если никто не узнает. В таком месте действительно больше нечем заняться, кроме как обсуждать и осуждать тех, кто хочет вырваться из серой рутины бытия хотя бы за счет страсти. Социальное неравенство проявляется между Олей и ее последним любовником («некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская»). Очевидно, что причиной для отказа послужили те же сословные предрассудки.
  • На отношениях в семье Оли автор не останавливается, но, судя по чувствам героини и событиям в ее жизни, они далеки от идеала: «Я была так счастлива, что одна! Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Очевидно, что воспитанием девушки никто не занимался, и ее проблема заключается в заброшенности: никто не научил ее хотя бы своим примером, как надо балансировать между чувствами и разумом.

Характеристика героев

  1. Главный и наиболее раскрытый персонаж новеллы – Оля Мещерская. Автор большое внимание уделяет ее внешности: девушка очень красива, грациозна, изящна. Но о внутреннем мире говорится немного, акцент лишь на ветрености и откровенности. Прочитав в книге о том, что основа женского очарования – легкое дыхание, она начала активно его вырабатывать и внешне, и внутренне. Не только вздыхает она неглубоко, но и мыслит, порхая по жизни, как мотылек. Мотыльки, кружась вокруг огня, неизменно опаляют крылья, так и героиня погибла во цвете лет.
  2. Казачий офицер – роковой и загадочный герой, о нем неизвестно ничего, кроме резкого отличия от Оли. Как они познакомились, мотивы убийства, течение их отношений – обо всем этом можно только догадываться. Скорее всего, офицер – натура страстная и увлекающаяся, он сильно полюбил (или считал, что полюбил), но его явно не удовлетворяла легкомысленность Оли. Герой хотел, чтоб девушка принадлежала только ему, поэтому готов был даже отнять ее жизнь.
  3. Классная дама неожиданно появляется в финале, как элемент контраста. Она наслаждениями никогда не жила, ставит перед собой цели, живя в выдуманном мире. Она и Оля – две крайности проблемы баланса между долгом и желанием.
  4. Композиция и жанр

    Жанр «Легкого дыхания» — новелла (короткий сюжетный рассказ), в небольшом объеме отразилось множество проблем и тем, нарисована картина жизни разных групп общества.

    Особого внимания заслуживает композиция рассказа. Повествование идет последовательно, но оно фрагментарно. Сначала мы видим могилу Оли, потом рассказывается о ее судьбе, далее вновь возвращение к настоящему – посещение кладбища классной дамой. Говоря о жизни героини, автор выбирает особый фокус в повествовании: он подробно описывает разговор с начальницей гимназии, соблазнение Оли, но ее убийство, знакомство с офицером описывается в нескольких словах. Бунин концентрируется на чувствах, ощущениях, красках, его рассказ будто написан акварелью, он наполнен воздушностью и мягкостью, поэтому и нелицеприятное описывается пленительно.

    Смысл названия

    «Легкое дыхание» — самый первый компонент женского очарования, как считают создатели книг, которые есть у Олиного отца. Легкости, переходящей в легкомысленность, хотела научиться девушка. И она достигла цели, хотя и поплатилась, но «это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

    Также легкость связана со стилем новеллы: автор старательно обходит острые углы, хотя говорит о монументальных вещах: истинная и надуманная любовь, честь и бесчестие, иллюзорная и реальная жизнь. Но это произведение, по мнению писательницы Е.Колтонской, оставляет впечатление «светлой благодарности Творцу за то, что в мире есть такая красота».

    Можно по-разному относиться к Бунину, но его стиль полон образности, красоты изложения и смелости – это факт. Он говорит обо всем, даже запретном, но умеет не перейти за грань пошлости. Вот почему этот талантливый писатель любим и поныне.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Интегрированное занятие по рассказу И.А Бунина «Легкое дыхание»

Урок по рассказу И.А.Бунина « Легкое дыхание» (Учитель Стеблева Р.И).

Тема: Ответственность человека за то, как складывается его жизнь (по рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание»).

Рассказом И. А.Бунина « Легкое дыхание» завершаем изучение творчества писателя. Героиня – ровесница одиннадцатиклассников, поэтому судьба ее им очень интересна.

Тема трагической ранней смерти молодой девушки волновала Бунина на протяжении всего его творчества. Кажется, писатель всю жизнь не мог примириться с такой жестокостью судьбы, когда гибнет то, что всем своим существом олицетворяет жизнь, молодость, радость. Бунину помогли осознать свои чувства, сформулировать свои жизненные принципы, взгляды на мир, людей философские сентенции римского стоика Марка Аврелия. Наиболее важной представлялась идея круговорота бытия, внутри которого рождение и смерть оказывались равноправными.

Индивидуальное домашнее задание.

1группа – выразительное чтение и анализ стихотворения Бунина «Эпитафия». 2группа – « Портрет».

Ученик и делятся впечатлениями об услышанных стихах.

Индивидуальное задание. Краткое сообщение об истории создания рассказа.

Работа с текстом.

Какие чувства возникают у вас с первых строк рассказа? Поразило место действия – кладбище. Тягостное впечатление оставляет «новый крест, крепкий, тяжелый, гладкий». Увидели, что не случайно и время действия, когда « дни серые». Отметили, что использование автором контраста (живые глаза и дубовый крест на могиле) сильно воздействует на чувства.

- Сформулируйте и запишите вопросы, которые хотелось бы обсудить . (Такое задание было дано заранее.)

Цель: выявление проблем, волнующих учащихся, готовности вступить в диалог с художественным текстом.

Видим, что вопросы, поставленные одиннадцатиклассниками, находились в центре внимания самого автора и обсуждение их в классе вполне естественно.

- Запись на доске этих проблемных вопросов:

1.Почему рассказ называется « Легкое дыхание?»

3.Как относится Бунин к героине рассказа – Оле Мещерской.

4.Что в ней главное: безмятежность и чистота юности или бездумность и легкомыслие?

На первом этапе урока обращаемся к эпиграфам (записаны на доске) :

« Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни…» (И.Бунин.)

«Все из века равно самому себе, пребывая в круговороте…» (М.Аврелий.)

- Прокомментируйте эпиграфы, выделите в каждом из них ключевые слова.

Обратимся к словосочетанию « легкое дыхание». Назовите слова-ассоциации, слова-ощущения. Цель: погружение в подсознание, выявление личностно значимых слов, которые « станут симптомами смысла».В результате коллективных творческих усилий появляется запись: «Легкое дыхание- это чистота, свежесть, беззаботность, недумание, беспечность.»

- Стихотворение А..Фета « Бабочка» расширит смысл словосочетания «легкое дыхание. »

Вопросы к стихотворению.

1.Чем мила бабочка? В чем ее особенность?

2.Что символизирует бабочка в системе эстетических ценностей А.Фета? (Символ красоты, легкости, беззаботности, скоротечности и мимолетности жизни.)

На втором этапе урока идет погружение в словесную ткань произведения

Класс делится на группы .

1 группа выписывает из текста слова и словосочетания, определяющие характер поведения Оли Мещерской, ее внутреннее состояние и отвечают на вопрос: « что общего между героиней рассказа и бабочкой А.Фета?» («Беспечна к наставлениям», «сошла с ума от веселья», « ничего не боялась», « самая беззаботная», «никогда не думала любить его»,» все разговоры о браке – одно издевательство», « я не понимаю, как это могло случиться».)

2 группа отвечает на вопрос: «Как в тексте решается важная для писателя философская проблема жизни и смерти?», выявляя эпизоды, в которых звучат эти мотивы.

3 группа обдумывает вопросы о роли образа классной дамы и холодного весеннего ветра в рассказе.

Такой методический прием, как ассоциативный, способствует развитию читательского восприятия, языкового чутья, ассоциативного мышления, совершенствованию аналитических способностей учащихся.

На заключительном этапе урока ученики подводят итоги работы, отвечают на вопросы.

Оля Мещерская беспечна, кокетлива, изящна, грациозна. Как бабочка, выпархивает из норм поведения, из возраста, из жизни. Она не слушает наставлений начальницы, преждевременно превращается из девочки в девушку, из девушки в женщину и умирает преждевременно. Во всех ее мыслях, чувствах, действиях легкость легкокрылого существа, пришедшего в этот мир на мгновение.

Какова логика поведения героини? (Это странная логика. Кружение по жизни: на балах, на катке, вихревой бег по гимназии, стремительность перемен, неожиданные поступки. О ней говорят: «она совсем сошла с ума». «Я совсем сошла с ума»,- говорит героиня.

- Что рушит гармонию в душе Оли Мещерской? (Появление на даче Малютина, перед домогательствами которого оказалась беззащитной.)

- Какие чувства испытывает героиня к Малютину? (Страшно то, что никаких, То, что нравилось ей в нем, было малозначительно.) Работа с текстом.

- Замечает ли героиня свое беззаботное легкомысленное поведение, может, раскаивается? (На первых порах Оля была потрясена тем, что произошло с ней: «Я не понимаю, как это могло случиться…я никогда не думала, что я такая!» Боль раскаяния не была продолжительной. Героиня стремится заглушить ее буйным весельем.

Какую вторую ошибку повлекла за собой непоправимая первая? (Анализ эпизода связи с казачьим офицером.)

Это уже нельзя назвать шалостью. Эта легкомысленность ведет к опасной бессознательной ветрености, когда человек становится игрушкой в чужих руках.

- Каковы же причины этой трагедии?

Где Оля Мещерская познакомилась с « кодексом женской красоты», слагаемым которой стало «легкое дыхание»? (Оля познакомились при чтении книг отца.) Они-то и оказали отрицательное воздействие на неокрепшую душу. (Работа с текстом.)

В этом бульварном кодексе женской красоты говорится лишь о внешности, причем утрированно, вульгарно. И ничего - о духовности, нравственных качествах.

- Как Бунин показывает отсутствие такой черты у героини, как душевная тонкость? (Все, что она сообщила о женской красоте, подчеркивало некрасивость подруги ее, Субботиной.)

Семнадцатилетняя гимназистка не могла не прочесть отдельные произведения Пушкина, Тургенева, Толстого. Эти произведения были включены в гимназическую программу по литературе. К сожалению, не они оставили след в ее душе. Как подсказывает автор, в семейных книжных шкафах было место лишь для бульварной беллетристики.

Писатель показал причины несостоявшейся жизни Мещерской.

Это – бездуховность. Оля ни разу не задумалась над тем, что волнует девушку ее возраста, - о любви, о своей будущности.

Каждый эпизод - этап в жизни героини, ее взросление, нравственное падение и гибель..

- Каково же отношение Бунина к героине рассказа ? (Бунин испытывает двойственное чувство: восторженное и горестное.)

Какой композиционный принцип рассказа является основным? (Контраст.) Почему? (С его помощью создается образ главной героини, выражается авторская позиция.)

Грустные строки начала рассказа предваряют и завершают читательское восприятие и служат своеобразной эпитафией ускользающей красоте, безвременно оборвавшейся жизни.

Какие понятия могли бы стать символами судьбы Оли Мещерской? ((Смерть и жизнь, печаль и радость и есть символы ее судьбы.)

Образ легкого дыхания. Это не просто образ, это образ-символ в рассказе. Какие ассоциации он вызывает у вас? (Множество ассоциаций: радостное восприятие жизни, мира, незатейливость, простота, красота, беззаботность.)

-«Легкое дыхание» в одноименном рассказе – символ беспечной радости жизни во всей полноте ее ощущений, символ жизни ради жизни – без рефлексий и каких бы то ни было сомнений.

- Для Бунина слова «легкое дыхание» олицетворяют юность, буйство жизненных сил, но и в то же время легкомыслие и бездумье: «Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть «легкое дыхание», недумание».

Как вы воспринимаете рассказчика? (Чувствуем глубокое сожаление человека, сказавшего свое слово о неразвернувшихся возможностях девушки.)

Высказывания учащихся.

Мечты, планы, стремления оборвались. Прервалась жизнь, остался лишь «звон ветра в Фарфоровом венке». Оля действительно обладала легким, естественным дыханием – жаждой жизни, какой-то особенной, неповторимой судьбы. Об этой ее заветной мечты сказано лишь под конец. Автор раскрывает нам не только красоту девушки,(конечно, не ее опыт) , а лишь не развившиеся прекрасные возможности.

- Какова роль образа классной дамы в рассказе? (С образами классной дамы и холодного весеннего ветра связано возвращение легкого дыхания Оли Мещерской миру, людям. По мнению автора, не может исчезнуть тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству.)

Чем явился для вас этот рассказ?

Если бы не бездумное порхание по жизни героини, не примитивное представление о счастье, ее жизнь могла сложиться совсем иначе.

Рассказ звучит как предостережение. Ведь самое опасное – это легкомыслие. Оля оступилась однажды, но цена этой ошибки – жизнь.

Итоги урока.

Жизнь и смерть, разлука и любовь, красота – вечные темы в литературе.

Но есть в рассказе и другой глубинный смысл. Взрослый мир может быть чужд и враждебен красоте, а еще он может ломать судьбы и губить неокрепшие души. Человек ответственен за то, как складывается его жизнь. Он во многом творец своей судьбы.

Заполнение Листа обратной связи.

Психологический тренинг (педагог-психолог)

«Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой (Сократ)»

(по рассказу И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»)

Цели урока:

  • Рассмотреть мотивы, которые движут поступками героев: классной дамы и Оленьки.
  • Сопоставить внутренний мир героев с внешними проявлениями.
    Задачи:
  • Дать понятие о защитных механизмах личности.

Ход занятия

Вводная часть

Как уже было сказано, легкое дыхание - символ беспечной радости, жизни без рефлексии и сомнений.

- Что такое рефлексия?

Рефлексия (от лат. гейехо - «обращение назад») - самопознание внутренних психических актов, чувств, ощущений, а также анализ своих поступков.

  • Нужны ли нам в жизни сомнения и анализ своих действий, чувств?
  • Что дает человеку жизнь без сомнений? (Дискуссия.)
  • Это отсутствие ответственности за свои действия.
  • Это детскость, наивность, так же беспечно живут дети. Они непосредственны. Любое их
    чувство имеет место только в это самое мгновение. Дети полны жизни и радости. Каждый
    день для них - открытие нового.
  • Это легкое отношение к жизни, ничего не принимаешь близко к сердцу.
  • А что есть легкость жизни для Бунина? (Жить настоящим моментом, во имя чувств и
    ощущений.)
  • Откуда у Оли Мещерской такое отношение к жизни? (С детства беспечна, беззаботна, -
    Бунин неоднократно это подчеркивает - счастлива, любила придуманный ею образ, который
    вычитала в книге...)
  • Чем детство отличается от других периодов жизни? (Дискуссия о роли детства в
    формировании личности.)

Основная часть.

«Классная дама - немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительность».

  • Какую роль играют фантазии в жизни человека? Какие это могут быть фантазии, в чем
    они выражаются?
  • Что заставляет человека уйти в выдуманный виртуальный мир? Как этот уход
    отражается на реальной жизни, реальных отношениях с людьми?
  • Осознает ли человек, живущий в ирреальности, что он не живет настоящей жизнью?
    Или это защитная реакция психики? А ему нужно это осознавание?
    (Рассказ о защитных
    механизмах психики: отрицание, проекция, рационализация, компенсация, обращение к
    собственному опыту учащихся.)

Люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни подавляют свои склонности, отрицая их существование. Другие «забывают» о травмирующем их событии. Третьи ищут выход в самооправдании и снисхождении к своим слабостям. А четвертые стараются исказить реальность и занимаются самообманом. И все это так искренне: искренне «не видят» проблему, искренне «забывают» о причинах... Но к какому бы способу ни прибегали люди, защищая свою психику от болезненного напряжения, помогают им в этом защитные механизмы.

Что же такое защитные механизмы?

Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе психоаналитика 3. Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы эго против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Механизм психологической защиты направлен на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты. Так, например, Лиса из известной басни, которая не могла достать виноград, объявила его незрелым, потому что не хотела признаться (даже себе) в своей несостоятельности - неспособности его достать.

Таким образом, можно сказать, что защитные механизмы - система регуляторных механизмов, которые служат для устранения или сведения до минимума негативных, травмирующих личность переживаний. Эти переживания в основном сопряжены с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Ситуации, порождающие психологическую защиту, характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. Эта субъективная угроза может, в свою очередь, порождаться конфликтом противоречивых тенденций внутри личности либо несоответствием поступающей извне информации сложившемуся у личности образу мира и образу Я.

Механизмы защиты направлены, в конечном счете, на сохранение стабильности. Защитных механизмов много. Я расскажу лишь о некоторых из них:

Отрицание -это попытка не принимать за реальные нежелательные для себя события. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях пережитые неприятные события, заменяя их вымыслом. Как защитный механизм, отрицание состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.

Проекция - подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Этому механизму соответствует поговорка: «В чужом глазу соринку замечаешь, в своем - и бревна не заметишь».

Рационализация - это построение разумных объяснений причин для тревожащих человека неприемлемых желаний, мыслей, поступков или ситуаций, с которыми человек не справился. Развернутое самооправдание. Естественно, что эти «оправдательные» объяснения своих мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы. Таким образом, рационализация направлена на сохранение статус-кво жизненной ситуации и работает на сокрытие истинной мотивации. Классический пример - «Лиса и виноград».

Компенсация- это механизм, который помогает преодолеть чувство неполноценности. Человек под воздействием этого защитного механизма склонен идентифицировать себя с конкретным или абстрактным идеалом, получая от этого удовлетворение. Он реализует комплекс несостоятельности в мечтах о славе, силе и богатстве. Испытывает сверкомпенсаторное желание доказать всем свою значительность в определенном виде деятельности.

  • Что есть эта «страшная мечта» для классной дамы? Чего она
    страшится
    ?(Нереализованности себя как женщины.)
  • А какой защитный механизм ей в этом помогает? Нужно ли «разоблачать» классную
    даму?

Заключительная часть

Инсценировка двух сценок (спонтанно, без подготовки), максимально опираясь на текст:

  1. Разговор классной дамы с Оленькой Мещерской.
  2. Разговор подруг о легком дыхании (а классная дама слушает его случайно).

После каждой сценки психолог задает вопросы о чувствах героев. Учащиеся, которые играют, отвечают от имени персонажей, не выходя из роли. Потом продолжается разговор с ними же об их ощущениях (изменились ли они по отношению к герою, которого они играли), после выхода из роли.

Задание. Разделиться на 2 группы. 3 минуты подготовки. Одна группа выступит с тезисами в защиту «легкого порхания по жизни», другая - против этого.

Зачитываются ответы. Организация дискуссии. Обратная связь




Похожие статьи
 
Категории