Литература и русский язык: Рецензия на рассказ И.А. Бунина Чистый понедельник, Сочинение

01.04.2019

Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, а также стал первым в России Нобелевским лауреатом.

Все рассказы, написанные с 1937 по 1944 год, Бунин объединил в книгу "Тёмные аллеи". Их сближает мотив воспоминаний, образ русской природы. Он пишет о лете, осени, дне и ночи, о горе, счастье, порой кратком миге радости или боли. На первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы.

Одним из рассказов, входящим в этот сборник, является "Чистый понедельник". На нём я и решил остановиться подробнее.

Внешние события рассказа "Чистый понедельник" не отличается большой сложностью и вполне вписывается в тематику цикла "Темные аллеи". Действие происходит в 1913 году. Своими воспоминаниями здесь делится добрый, красивый и легкомысленный молодой человек (безымянный, как и его подруга). Молодые люди, он и она, познакомились однажды на лекции в литературно-художесвенном кружке и полюбили друг друга. Они стали встречаться, проводить вместе свободное время. Он ухаживал за ней и хотел более серьёзных отношений, но она была загадочно молчалива, никогда не давала ему выходить из-под контроля. Он сам говорит, что всегда "старался не думать, не додумывать" поступков своей возлюбленной. Немудрено, что понять молчаливую, загадочную, прекрасную женщину не удалось.

Для автора было главным донести до читателя всю её исключительность, и ему это удалось сполна. Глазами страстного поклонника постоянно "улавливается" необъяснимость поведения его избранницы. Она предавалась светским развлечениям, разрешала мужчине ласки, но отказывалась от серьёзного разговора с ним. Ещё более странным было параллельное увлечение ресторанами, театральными "капустниками" и соборами, священными книгами. Героиня как бы объединяет в своей душе несовместимые между собой "стили". Мечтает примирить их. Именно так хочет любить того лучшего, и не может. Их близость все-таки происходит, но, проведя всего лишь одну ночь вместе, влюбленные навсегда расстаются, ибо героиня в Чистый понедельник, т.е. в первый день предпасхального поста 1913 года, принимает окончательное решение уйти в монастырь, расставшись со своим прошлым. Но, скрывшись в монастыре, продолжает там мучиться недостижимым.

Виртуозно и сжато написан рассказ. Каждый штрих имеет явное и скрытое значение. Чего стоит последний, утонченно-светский, черно-бархатный туалет героини с её прической шамаханской царицы! Неожиданное и показательное сочетание. Девушка постоянно следует разными путями, живо напоминающими окружающие её различия. Таков символический смысл женского образа. В нём совместились тяга к духовному подвигу и ко всему богатству мира, сомнения, жертвенность и тоска по идеалу.

Есть в рассказе и другой смысл авторских размышлений. Извечные противоречия человеческой, конкретнее, женской природы, любви, возвышенной и земной, чувственной, - определили испытания героини. Её смелость, способность пройти через все запреты и соблазны помогают открыть таинственную, непреодолимую власть инстинкта. Но тем теплее, сочувственнее отношение автора к молодой женщине, чем больше она сопротивляется вполне естественным, хотя мучительным для неё, влечениям.

В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное этой теме. Мне кажется, что особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека.

Любовь - таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.

Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям бунинских рассказов. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. Чтобы любовь не выдохлась, необходимо расстаться и навсегда, что происходит во всех рассказах Бунина. Все его герои живут в ожидании любви, ищут её и чаще всего, опалённые ею, гибнут. Любовь у писателя долго не живёт в семье, в браке, в буднях. Короткая, ослепительная вспышка, до дна озарившая души влюблённых, приводит их к трагическому концу - гибели, самоубийству, расставанию. Через всё творчество русского писателя проходит тема чистого и прекрасного чувства. "Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена" - эти слова из рассказа "Тёмные аллеи"

Бунина могли бы повторить все герои его рассказов.

Рассказ «Чистый понедельник» входит в сборник И.А. Бунина «Тёмные аллеи». Писатель говорил, что в рассказах этого сборника он стремился изобразить «тёмные аллеи любви». Вообще, любовь и смерть - две основные темы в творчестве И.А.Бунина.
«Чистый понедельник» также посвящён теме любви. В нем описываются неосвещенные, загадочные и таинственные проявления этого прекрасного чувства. Нужно отметить, что именно этот рассказ сам Бунин на склоне лет считал лучшим из написанного им.
Жанр этого произведения – рассказ. В словаре литературоведческих терминов даётся следующее определение рассказа: «малая форма эпической прозаической литературы». По жанру рассказ очень близок к повести. Главное его отличие в том, что в рассказе представлен один эпизод из жизни героев. В этом эпизоде полно и многогранно раскрывается характер персонажа. Мастерство И.А.Бунина заключается в том, что он высвечивает личность героя и его историю жизни всего на двух-трех страницах текста.
Сюжет рассказа «Чистый понедельник» основывается на несчастной любви главного героя, определившей всю его жизнь. Отличительная черта многих произведений И.А.Бунина – отсутствие счастливой любви. Даже самая благополучная история часто заканчивается у этого писателя трагически.
Повествование ведётся от первого лица, поэтому глубоко раскрываются чувства и переживания рассказчика. Мы погружаемся в его душевный мир, в его сильное, всепоглощающее чувство. Сила любви героя видна даже в том, как он описывает внешность своей возлюбленной: «Пушок на её верхней губе был в инее, янтарь щёк слегка розовел, чернота райка совсем слилась со зрачком – я не мог отвести восторженных глаз от её лица».
Главный герой очень тяжело переживает трагический финал своих отношений с героиней. Подтверждением того служит следующий отрывок: «Я долго по самым грязным кабакам спивался, всячески опускаясь всё больше и больше.…Потом стал оправляться – равнодушно, безнадежно». Судя по этим двум цитатам, герой - очень чуткий и эмоциональный человек, способный на глубокое чувство. Бунин избегает прямых оценок, но позволяет судить об этом по состоянию души героя, по искусно подобранным внешним деталям, легким намекам.
В этом рассказе автор древность противопоставляет современности. В тексте упоминаются названия храмов, монастырей, икон, приводит цитаты из молитв. Наряду с этим Бунин говорит о самых известных ресторанах начала 20 столетия, о книгах современных авторов. Так, например, героиня никак не может дочитать «Огненного ангела». Здесь проявляется ирония и скептицизм автора по отношению к новым литературным направлениям. Современность, по мнению Бунина, не наделена одухотворенностью древности.
На героиню рассказа мы смотрим глазами влюбленного в неё рассказчика. Уже в самом начале произведения перед нами возникает её портрет: «Красота у неё была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие по своей густоте волосы, мягко блестящие, как черный соболиный мех, черные, как бархатный уголь, глаза». Устами главного героя передаётся описание мятущейся души героини, её поиски смысла жизни, волнения и сомнения. В итоге, перед нами во всей полноте раскрывается образ «духовной странницы».
Кульминация рассказа – решение возлюбленной героя уйти в монастырь. Этот неожиданный поворот сюжета позволяет понять неопределившуюся душу героини.
Очень большое значение имеет заглавие рассказа. С одной стороны, оно очень конкретно: чистый понедельник – первый день великого поста, когда героиня объявляет о своем решении уйти от мирской жизни. В этот день закончились отношения двух влюбленных и закончилась жизнь героя. С другой стороны, название рассказа символично. Считается, что в чистый понедельник происходит очищение души от всего суетного, греховного. Причем в рассказе меняется не только героиня, избравшая монашеское отшельничество. Её поступок побуждает героя к самоанализу, заставляет и его измениться, очиститься.
«Чистый понедельник» написан автором в годы его парижской эмиграции. Однако, российская действительность сквозит буквально в каждой строчке. Об этом свидетельствуют и пейзажные зарисовки: «Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях, на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело грустно играли на колокольне. Скрипя в тишине по снегу, мы вошли в ворота,…, солнце только что село, еще совсем было светло, давно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее, и таинственно теплились вокруг спокойными огоньками неугасимые лампадки, рассеянные над могилами».
Так пронзительно мог написать лишь глубоко русский человек, хранящий образ Родины в своём тоскующем сердце.
«Чистый понедельник» написан 60 лет назад. Для истории страны – целая эпоха… Что же привлекает нас, современных читателей, в этом рассказе? Если читать вдумчиво, можно найти ответы на извечные философские вопросы: как любить и быть любимым, в чем заключается смысл жизни, что есть истинные ценности? Бунин был равнодушен к житейским будням, преходящему. Он непоколебимо сосредоточен на возвышенном и прекрасном, выраженном в конкретной человеческой судьбе. По словам П. Б. Струве, « …основной особенностью дарования Бунина является необычайно яркая и мощная слитность дарования лирического с даром изобразительным и эпическим».


Рассказ «Чистый понедельник» (1944) завершает цикл из позднего творчества И.А. Бунина «Темные аллеи». Писатель смеялся, что написал «об одном и том же тридцать восемь раз». Этой одной темой была тема любви. И как во всем гениальном, мы при чтении «Темных аллей» не ощущаем исчерпанности или повтора в похожих повествованиях об отношениях мужчины и женщины, хотя даже сюжетная схема рассказов цикла однотипна. Как правило, описывается встреча героев, внезапное сближение, вспышка чувств – и неотвратимое расставание. Любовь для Бунина – всего лишь прекрасный миг. И в каждом рассказе он находит новые и новые оттенки любовного чувства.

В последнем рассказе – «Чистый понедельник» – удивительным образом слились лирика и патетика, народные традиции и модерн, божественное и мирское; здесь словно подведены поэтические и философские итоги бунинского творчества. Автор разворачивает перед нами повествование не только о любви, но о тайнах человеческой души, о понимании счастья, о сложном и противоречивом национальном характере, о духе исторической эпохи, о вере. И нарочитая похожесть сюжетов помогает читателю сосредоточиться не на ходе событий, а на героях и неподражаемом стиле Бунина.

Основным художественным приемом в рассказе «Чистый понедельник» выступает прием антитезы. Выстраивается целая система противопоставлений: антонимы, пронизывающие первое предложение («Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающая от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи…»); разные по складу характера герой и героиня («…и насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала…»); нарядная светская жизнь героини и ее глубокая религиозность; любовь, не имеющая внешних препятствий, и ее трагический финал. Движением текста словно управляют два противоположных мотива – пошлость окружающей действительности и духовность вечных ценностей.

Рассказ имеет ретроспективную структуру: о своей страстной любви к таинственной красавице герой вспоминает. Это дает возможность представить события как бы в двойном освещении: то, что герой не заметил «тогда», он осмысляет уже по памяти, будто подводя итоги. Построение рассказа на отдельных эпизодах и кольцевая композиция позволяет автору не только показать быстротечность времени, но и с наибольшей полнотой воссоздать портрет эпохи. Историческая панорама 10-х годов XX века в России представлена людьми, реально существовавшими, олицетворявшими культуру той поры. Бунин с иронией изображает А. Белого, К. Станиславского, Ф. Шаляпина, и в этом сквозит манера писателя общаться со своими современниками, так знакомая нам по мемуарам. В то же время детали действительности начала ХХ века переплетаются с приметами глубокой древности: наряду с ресторанами «Яр», «Стрельна» о многовековой истории России напоминают бесчисленные названия московских храмов, монастырей, икон (Храм Христа Спасителя, Кремль, Собор Василия Блаженного, Зачатьевский монастырь, икона Богородицы Троеручницы и другие), имена исторических деятелей (Ослябли, Пересвета), цитаты из летописей, сказаний, молитв. Так в рассказе складывается образ эпохи, соединяющей в себе модерн и «допетровскую Русь», и так прорисовывается русский национальный характер, сотканный из противоречий.

Сюжетным и композиционным центром произведения становятся сложные отношения двух героев – Его и Ее. Повествование ведется от первого лица, что создает эффект присутствия и усиливает реалистичность событий. Сам образ главного героя дан эскизно, показаны лишь его чувства и переживания, и это роднит персонаж с лирическим героем поэзии Бунина. Но нас настораживает, что герой не понимает ту, которой искренне поклоняется. Ослепленный любовью, он не может постичь, какая внутренняя работа свершается в душе его возлюбленной. Однако именно влюбленность дает герою исключительную остроту восприятия, через призму которой представлен в рассказе портрет героини. В ее описании определяющими являются эпитеты «странная» и «загадочная»: «…она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения…». Детали внешности, повторяющиеся в портретных зарисовках, эпитеты «черный», «бархатный», «янтарный» не проясняют психологическое состояние героини, а, наоборот, подчеркивают ее таинственность.

Мы узнаем, что отец героини – «просвещенный человек знатного купеческого рода», но дальше содержится намек на его заурядность («что-то, как все такие купцы, собирал»). То есть в происхождении мы не находим объяснения раздвоенности душевного мира героини, получающей удовольствие и от мирских страстей, и почитающей религиозные обряды. Двойственность характера, скорее, коренится в сочетании западного и восточного. Эта девушка серьезно относится к чтению европейской литературы (Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского), но внутри нее очень много от Востока, что проявляется даже во внешности: «А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком…». Вся жизнь героини соткана из необъяснимых противоречий. Она с одинаковым интересом посещает и древние храмы, монастыри и рестораны, капустники. Все ее бытие – непрерывное метание между плотью и духом, сиюминутным и вечным. За видимым светским лоском в ней есть исконно национальные, русские начала. И они оказываются более сильными, так как проявляются в убеждениях.

Непонятная в своих противоположных склонностях, героиня, вместе с тем, очень органично вписывается в контрасты Москвы тех лет, города, который сочетал в себе многовековую красоту соборов, перезвон колоколов с реалиями новой буржуазной эпохи.

Как и во всем творчестве Бунина, одним из важнейших в «Чистом понедельнике» оказывается мотив красоты, неразрывно связанный с образом героини. Причем, красоты не столько внешней, сколько внутренней. Загадочная женщина всюду видит ее исчезновение – и это главная мука ее души. «Вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась эта Русь…». Стремление сохранить в себе эту красоту ведет героиню в монастырь. Кроме того, она никак не могла найти смысл в своем существовании: «Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы,

Ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…». Поэтому и возникло желание заполнить жизнь чем-то значительным, духовным миром. Автору удалось настолько тонко передать сущность героини, что мы и не представляем ее в ситуации земного счастья. Интересно, что в отличие от Лизы Калитиной из «Дворянского гнезда» И. Тургенева, бунинская героиня сама не ищет счастья в этой жизни, изначально осознавая его невозможность. Психологизм автора «Темных аллей» существенно отличается от «диалектики души» Л. Толстого и «тайного психологизма» И. Тургенева. Движения души героев Бунина не поддаются логическому объяснению, герои будто не властны над собой. В этой связи обращают на себя внимание часто употребляемые писателем безличные глагольные конструкции («…почему-то захотелось непременно войти туда…»).

В «Чистом понедельнике» перекликаются с другими произведениями Бунина мотивы суетного мира и духовной жизни. Характерно, каждый из мотивов поддержан своей системой образов. И большая концентрированность деталей в сочетании с сжатым изложением требует от нас внимательного прочтения. Так, предметной основой для мотива суетного мира являются функционально нагруженные детали: литературная богема изображена как бессмысленный «капустник», где лишь «выкрики», кривляние и позерство. Мотиву же духовной жизни соответствуют «самопроизвольные» детали: описания природы и памятников архитектуры («Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне»). Чувства художника, всем сердцем любящего родную природу, переданы через цветовую гамму и эмоционально-оттеночные эпитеты («тонко и грустно», «светло», «дивно», «на золотой эмали заката»).

Поэтичность рассказа проявляется в звуковой и ритмической организации текста. Здесь также ярки контрасты: «медленное сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты» сменяется канканом, а звуки литургии – маршем из «Аиды». Чередование важнейших мотивов – временного и вечного, жизни плоти и жизни духа – составляет ритмическую основу рассказа. Убеждает в этом и «маршруты» прогулок героев: «Метрополь» – Рогожское кладбище – трактир Егорова – театр – «капустник». Наконец, само название «Чистый понедельник» символизирует, в соответствии с православным календарем, границу между жизнью суетной и Великим постом, когда люди должны очиститься от скверны мирской жизни. Героиня идет на очень большой грех, поддавшись искушению с любимым именно в этот день. Правда, она уже в тот момент знала, что готова отречься от мира земного и возродиться духовно, став Христовой невестой. Важно, что и для героя Чистый понедельник становится переломным в жизни. В Прощеное воскресенье оба героя прощаются со своей старой жизнью, которая не дала им счастья, но в новой жизни с ними остается их любовь. И только очистив душу этим высоким чувством, человек постигает истинное счастье. Взаимосвязь темы любви и темы очищения души – лейтмотив всего творчества И.А. Бунина. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» – так писал автор в рассказе «Темные аллеи».

Господин изСан-Франциско И.А. Бунин Начало20 в время, очень насыщенное для России такими событиями, как революции,войны. Ужетогда Бунин называли одним из лучших мастеров слова в России.Он пишет такиепроизведения, как Сны Чанга, Легкое дыхание, Грамматика любви. В 1915году Бунин пишет, пожалуй, одно из самых ярких своих произведений Господин изСан-Франциско. Изначально рассказ назывался Смерть наКапри. Его замысел Бунин связывал с повестью немецкого писателя Томаса Манна Смерть в Венеции, но ещ больше с воспоминаниями о неожиданной кончине одногоамериканца, приехавшего на Капри. Впрочем, как признавался сам Иван Алексеевич, и Сан-Франциско, и все прочее он выдумал, живя в имении своей двоюроднойсестры в Елецком уезде Орловской губернии.

Рассказ начинается на корабле Атлантида. Главным героем является господин из Сан-Франциско. Бунин не даетему имени. Это объясняется тем, что никто его так и не запомнил, что таких, какон, много.Господин едет в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерь,единственно ради развлечения. У него есть распланированный маршрут, деньги,желания. Он во всех отношениях чувствует и ведет себя господином.

Но так ли этона самом деле? Нет. За свои пятьдесят восемь лет он так и не научился жить,любить, чувствовать, радоваться жизни, поэтому как он ни старается, ни посещаетвсе культурные и развлекательные мероприятия, так никакого удовольствия он и неполучает.Здесь ему приятно, но скучно, точно снегом освещенных музеев илихолодных, пахнущих воском церквей, в которых повсюду одно и то же величавыйвход, закрытый тяжкой кожаной завесой, а внутри огромная пустота, молчание.Так и сам господин снаружи элегантен, ухожен, красив, а внутри пуст, бездушен.Для него не существует семьи, радостей или неприятностей, любимой женщины.

Вего жизни нет неожиданностей или сюрпризов, у него все размеренно, расписано подням, часам и секундам. И он притворяется, что счастлив.Очень символична талюбовная пара, которой заплатили, чтобы она изображала, играла в любовь захорошие деньги то на одном, то на другом корабле.Напротяжении всего рассказа можно проследить, что Бунин использует в основномчерный, белый, красный, золотой цвета в описании жизни богатых людей.

Это неслучайно. Ведь именно в такие цвета одевались королевские особы.Например,красная мантия с вышитыми золотом лилиями и черно-белым горностаем. Господиниз Сан-Франциско один из многих пассажиров большого корабля Атлантида, громадного отеля со всеми удобствами с ночным баром, с восточными банями, ссобственной газетой на верху которого развлекаются и веселятся все сливкиобщества, в том числе и сам господин из Сан-Франциско.Всеэто происходит посреди океана, символизирующего бесконечно текущую жизнь,непредсказуемую в е поворотах.

Он был страшен, но о нем не думали, на бакепоминутно взвывала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих слышалисирену, е заглушали звуки прекрасного оркестра. Сирена символ мировогохаоса, музыка спокойной гармонии.Господинприезжает в Неаполь, и сама природа начинает мешать его планам солнце обманывало, сеял дождь, всюду происходило что-то ужасное.

Но ничто неколеблет господина, и он с семьей отправляется на Капри. И там, как иполагается, все обходятся с ним как с господином. Его селят в самый изысканныйотель, приставляют самую красивую и умелую горничную, самого видного излакеев. Ему достается все самое-самое, но это пока он способен платить.Ивот он умирает, умирает, только начав жить. Но смерть совершенно невписывается в образ богатого отеля.

Не будь в читальне немца, быстро и ловкосумели бы в гостинице замять это ужасное происшествие, мгновенно, заднимиходами, умчали бы за ноги и за голову господина из Сан-Франциско куда подальше и не единая душа из гостей не узнала бы, что натворил он. Господин умирает в самом маленьком, самом плохом, самом сыром и холодном номере.Рассказзаканчивается на том же самом месте, где и начинался Атлантиде. Здесь всевс так же веселятся, танцуют и развлекаются, только нет нашего господина изСан-Франциско, он возвращается домой не в первом классе, теперь он скрыт отлюдских глаз в утробе корабля в трюме, он лежит в просмоленном гробе.

Возникает видение Дьявола, наблюдающего корабль, многоярусный, многотрубный,созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Вечное и "вещное" в произведении И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
В русской литературе вещному традиционно придавали отрицательный смысл, вечное жевозводили на пьедестал. Так, у Л.Н.Толстого противопоставлялась.. Посмотрим теперь, какова связь между вещным и вечном в рассказе И.А.Бунина.. Описание внешности жены идочери главного героя переходит в противопоставление жизни в подводнойутробе корабля..

Бунин И.А. Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско»
Деньги - это то, для чего он живет. Описание всей его жизни, пятьдесят восемь лет, составляет всего лишь полстраницы. Мы видим, что у него никогда.. У него просто не было чувств и ощущений. Поэтому он не испытывает радости и во.. Он точно знает, что нужно делать: вести себя, как и остальные богатые люди, так называемые "сливки общества". Он..

Анализ рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Пароход "Атлантида" - это как бы модель капиталистического общества.Совсем разной жизнью живут трюм и верхняя палуба. "Глухо грохотали исполинские.. Они не думают о страшном океане, ходившем за стенами корабля, веселятся под.. Его смерть как бы предвещает гибель всего несправедливого мира "господ из Сан-Франциско", который для Бунина - лишь..

Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына "Один день Ивана Денисовича"
Но сам процессобновления не мог не вызвать оживления культурной жизни.Настоящим потрясением для миллионов советских людей сталвыход в свет небольшой.. За его плечами были уже годыпреследований и опыт узника лагеря. Его.. Солженицын показал всю лагерную жизнь одним днем. Послечтения становится понятно, что этого одного единственного дня..

Сравнительная рецензия на произведения В. Распутина "Изба" и "На родине
В настоящее время он продолжает свой литературный труд, занимается проблемами экологии и положением русской деревни, которой он посвятил почти все.. Уже из названия следует, что центральным образом в рассказе является дом.. Проблемы, затрагиваемые в «Избе» и «На родине» являются логическим продолжением центральной темы произведений..

Рецензия на произведение современной русской литературы.("Роковые яйца" Булгакова)
Написана она легко, интересно. Некоторыекритики называли это творение Булгакова пустячком. Они считали, что.. Вс, что за пределами этих наук,для него как бы не существует. Он мог бы сказать о себе я уч ный, а вс остальное мне..

Тоталитарная техника по произведению Джорджа Оруэлла "1984"
Особенно прочитав его до конца, ощущаешь вкус к жизни, к свободе, ощущаешь себя гораздо более свободным, чем это казалось ранее.И во-вторых, чувство.. Это антиутопия. Нет, это больше, чем антиутопия. Это предупреждение.. Джордж Оруэлл писал его в 1947-1949 гг. точнее, в 1947 г. ему пришла идея написать этот роман, а он сам вышел в свет..

Трагические образы на примере художественных произведений
Это уже не одиночество от собственного величия и даже не одиночество от равнодушия окружающего мира. Все усложняется, и главный мотив этого.. Боль эта возникает от малейшего соприкосновения с окружающим миром. И мир этот воспринимается совершенно по-особому. Поэт в стихотворениях Маяковского - бесценных слов транжир и мот. С..

Безличные предложения в произведениях М.Ю. Лермонтова
Предложение – синтаксически и интонационно оформ-ленная конструкция, выражающая сообщение. Предложения бывают двусоставные, имеющие в своём составе.. О безличных предложениях и пойдёт речь в этом рефе-рате, а в примерах будет.. Краткие биографические сведения: Лермонтов Михаил Юрьевич 1814.3(15).10 – родился в Москве. С 1817г после смерти..

Доминанта человеческой личности в документальной прозе (по книге И.А. Бунина "Освобождение Толстого")
Борьбу за чистоту русского языка Бунин связывал с борьбой за его богатство, свидетельства этого можно найти в его критических заметках о «новых.. Как и Толстой, источником побуждения для писательства считал «потребность.. На юбилее «Русских ведомостей» 13 октября 1913 года, Бунин выступил с унылой оценкой русской литературы, отмечая её..

0.042

Глазунова Вероника

РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК»

Внешние события рассказа "Чистый понедельник" не отличается большой сложностью и вполне вписывается в тематику цикла "Темные аллеи". Это повествование о прекрасной молодой любви двух безымянных людей – мужчины и женщины.

Как и большинство произведений Бунина, «Чистый понедельник» - это попытка автора описать и донести до читателя свое понимание феномена любви, чем занимались многие великие писатели до и после Бунина, но при том каждый находил в любви что-то особенное, отличающее ее от других чувств. Для Бунина всякая настоящая, искренняя любовь – великое счастье для человека, даже если она заканчивается гибелью или разлукой. «Солнечный удар» - вот лучшее определение любви в понимании Бунина, она приходит внезапно, резко и кардинально меняя мировосприятие человека, его взгляд на окружающую действительность. Но когда счастье любви проходит, остается только боль – человек уже не способен вернуться к прежней жизни. «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день а мгновение», - пишет Иван Сергеевич Тургенев в повести «Ася». На мой взгляд, тургеневская концепция любви сходна с бунинской.

Но рассказ «Чистый понедельник» - это не только рассказ о любви, к этому здесь также примешиваются проблемы нравственности, необходимости жизненного выбора, честности перед собой.

Бунин рисует этих двух молодых людей красивыми, уверенными в себе: «Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами». Автор подчеркивает, что материальное и физическое благополучие – отнюдь не залог счастья. Счастье – в душе человека, в его самосознании и мироощущении. «Счастье наше, дружок, - приводит героиня слова Платона Каратаева, - как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».

Возлюбленные в «Чистом понедельнике» - абсолютно разные люди. Он, несмотря на свою привлекательность и образованность, обыкновенный, не отличающийся особой силой характера, человек. Она же действительно цельная, редкая «избранная» натура. И ее волнуют серьезные нравственные вопросы, проблема выбора дальнейшей жизни.

Она отказывается от мирской жизни, от развлечений, светского общества и, что самое главное, от своей любви, и уходит в монастырь на «чистый понедельник», первый день Великого поста. Несомненно, это не беспочвенный порыв, она шла к нему очень долго – посещала монастыри, церкви, кладбища. Только в соприкосновении с вечным, духовным она чувствовала себя на своем месте. Может показаться странным, что она совмещала эти занятия с походами в театры, рестораны, чтением модных книг, общением с богемным обществом. Это можно объяснить ее молодостью, которой свойствен поиск себя, своего места в жизни. Ее сознание разорвано, гармония души нарушена. Она напряженно ищет что-то свое, цельное, героическое, самоотверженное и находит свой идеал в служении Богу. Настоящее кажется ей жалким, несостоятельным, и даже любовь к молодому человеку не может удержать ее в мирской жизни.

Рассказ «Чистый понедельник» повествует о самосовершенствовании и восхождении личности на новые этапы, которому ничто не может быть преградой, даже такое чувство как любовь. Мастерская лаконичная манера Бунина позволяет уместить на нескольких страницах столько глубинного смысла, сколько бывает основой целого романа, а главную героиню «Чистого понедельника» по значимости можно сопоставить со многими женскими образами крупной прозы XIX века, например, с Сонечкой Мармеладовой.



Похожие статьи
 
Категории