Лучшие кисти для рисования. Правильно выбираем кисти для рисования

30.04.2019

В наш век высоких технологий производство такой простой вещи, как кисть, кажется делом нехитрым. Однако, создание качественной художественной кисти - достаточно серьезная работа. Еще три столетия назад художникам приходилось самостоятельно изготавливать для себя кисти, и только затем появились ремесленники, которые стали производить эти инструменты для художников.

Сегодня процесс производства кистей объединяет как традиционные методы, так и передовые современные технологии, предлагая всем профессионалам и любителям художественного творчества замечательные инструменты для живописи.

Художественные кисти производятся в широком диапазоне размеров, типов и материалов. Как разобраться в этом многообразии?

Рассмотрим сначала, из каких основных частей состоит художественная кисть:

  • волосяной пучок/head (рабочая часть кисти) состоит из натуральных или синтетических волос, собранных в пучок определенной формы и размера,
  • металлическая обойма/ferrule (капсюль, гильза) обеспечивает конструктивную опору для волосяного пучка, служит для придания формы и соединения его с ручкой. Обойма, как правило, изготовлена из устойчивого к коррозии металла: латуни, меди, алюминия. Качественная обойма должна быть цельнометаллической (бесшовной).
  • ручка/handle (древко) производится преимущественно из древесины твердых пород деревьев (берёзы, осины, бука, ольхи). Есть и исключения, например, акварельные кисти с акриловыми ручками. Деревянные ручки обычно покрыты лаком для защиты от воздействия красок и жидкостей.

Остановимся теперь на основных формах художественных кистей.

Из всего многообразия форм и размеров выделим 2 основных вида кистей - круглые и плоские . Круглые кисти имеют цилиндрическую форму обоймы, а плоские - сплющенную (плоскую). И круглые и плоские кисти также делятся на подвиды в зависимости от длины и формы пучка.

Пожалуй, самые универсальные. Волосяной пучок обжат в обойму цилиндрической формы и образует во влажном состоянии закругленный кончик.

Качественная круглая кисть позволяет создавать широкий спектр форм и эффектов, хорошо удерживает воду, впитывает излишки краски и легко ополаскивается. Необычайная эластичность такой кисти позволяет отобразить каждый жест художника, желающего добиться особой выразительности мазка. Хорошая круглая кисть имеет острый кончик, который позволяет выполнять тончайшие детализированные работы.

Кстати, в старину именно круглые кисти были наиболее распространенными, т.к. консистенция традиционных масляных красок в то время была более «сливочной». удерживали больше краски и давали четкие сочные линии.

Существует широкое многообразие круглых кистей, их толщина и размеры зависят от того, в какой области художественного творчества они применяются: для миниатюрных работ, заливочные, шрифтовые, лайнеры.

Кисти для миниатюрных работ - тонкие и наиболее короткие из круглых кистей, имеющие достаточно короткий или средней длины ворс. Они используются для тонких скрупулезных работ. Такие кисти позволяют поставить тончайшую точку или провести тончайшую линию небольшой длины.

Заливочные кисти - толстые круглые кисти из мягкого ворса. Используются в акварельной живописи для заливки цветом больших площадей, а также для базовых плотных мазков.

Это кисти с плоской обоймой и прямым краем, первоначально ставшие популярными среди художников-импрессионистов конца XIX века. достаточно универсальны, они способны удерживать много краски и хороши как для заливки больших участков, так и для создания четких широких мазков. Почти все мазки, сделанные при помощи плоской кисти, образуют угловой или прямой край, поэтому они часто используются «мокрым по мокрому» (при этом маскируются или смягчаются характерные резкие края). Очень востребованы плоские кисти в архитектурной живописи.

Формы мазка плоской кисти разнообразны и зависят от материала, из которого изготовлен пучок, от его жесткости, а также от техники нанесения мазка.

Контурные кисти - вид плоских кистей, который имеет более короткий пучок. Это придает им большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кроме того, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур.

Скошенные кисти (ретушные) - плоские кисти, имеющие пучок, скошенный под углом. Используются для создания набросков и эскизов, позволяют проводить очень четкие линии, очерчивая острые углы.

Кошачий язык (овальные , филберт) - любимая многими художниками плоская кисть купольной или овальной формы. Эта кисть универсальна и подходит как для крупных мазков, так и для мелких деталей, совмещая в себе свойства как плоской, так и круглой кисти (если держать ее в перпендикулярном положении к поверхности). При помощи этой кисти можно не отрывая руки легко переходить от толстых линий к тонким, а также создавать переходы одного цвета в другой.

Для большинства работ, как уже упоминалось, требуется две или более основных - круглых и плоских кистей. Кроме того, существует целый ряд специальных кистей , которые нужны не так часто и предназначены для создания каких-либо специфических эффектов.

Ретушные - лучшие кисти для очень точного мазка. Они напоминают срезанную под острым углом плоскую кисть. Кончик такой кисти позволяет быстро и уверенно изменять объем волоса или щетины, несущей краску, поэтому такая кисть - превосходный инструмент для создания перехода одного цвета в другой в труднодоступных, узких участках картины, а также для прорисовки контуров.

Трафаретные - объемные плотные кисти круглой формы, имеют тупой плоский кончик волосяного пучка. Кисти служат для нанесения краски через трафарет вертикальными ударами. Кроме того, они прекрасно подходят для лессировок или свободно положенных слоев краски.

Флейц - широкая плоская кисть, предназначенная для нанесения широких слоев краски одним мазком и для свободной живописи заливками. Используется, главным образом, с акварелью, поскольку может удерживать много краски; всего несколькими движениями позволяет создавать большие по площади фактуры.

Веерные - плоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. Они предназначены для растушевки краски, уже нанесенной на основу. С помощью таких кистей можно сделать утонченную цветовую растяжку. Они подходят также для смешивания, смягчения контрастов и фактуры. Используются для создания спецэффектов в портретной, пейзажной и абстрактной живописи.

(швабра) - круглая кисть, сделанная из мягкого натурального волоса, способна впитывать большое количество краски. Используется для работы на больших площадях, смачивания поверхности, удаления излишней влаги.

Окончательно решить, какая же кисть необходима для работы с теми или иными красками, помогут знания о природе ворса, из которого изготовлен волосяной пучок кисти.

Шрифтовые кисти (шлепперы) - круглые тонкие кисти с длинным ворсом для работы с жидкими красками. Применяются для нанесения тонких ровных линий, надписей, для создания подсветки. Удлиненный волосяной пучок служит резервуаром для краски, что позволяет провести длинную линию без повторного наполнения кисти.

Специальные кисти с длинным ворсом (от 10 мм до 25 мм), часто используемые в аэрографии для подчеркивания контуров, для проведения очень длинных линий одинаковой толщины. Основание пучка кисти служит резервуаром для краски, «питающим» удлиненную сердцевину, что позволяет долго вести тонкую непрерывную линию без дополнительного добора краски.

Когда-то купить хорошую кисточку было довольно трудно. В магазинах и отделах канцтоваров советского времени лежали только тощие растопырки из белой щетины непонятного происхождения. Провести такой кисточкой тонкий мазок было невозможно. Акварельная краска стекала с неё мутной лужицей, а бумага царапалась. К слову, стоит вспомнить и сами краски. Кирпичики такие в картонной коробочке, твердые, сухие…

Все упомянутые кисти вы можете заказать в интернет магазине для художников
http://www.kraski-kisti.ru/

Кисточки заказывали в столицу командированным родственникам. Иногда, очень редко, удавалось и в своем городе достать сокровище – беличью кисть, мягкую, пушистую. Особенно трудно было обзавестись большой толстой беличьей кисточкой. А уж колонковые были и вовсе мечтой…

Сейчас – другое дело. Растопырки и теперь можно купить в магазине, они стоят очень дёшево. Самые дешевые сделаны неизвестно из чего. А те, которыми действительно можно нарисовать что-то стоящее, все равно нужно поискать и выбрать правильно.

Распространены кисточки из волоса, как ни странно, лошадки пони. Звучит экзотично и заманчиво, но для работы гуашевыми красками подходят они мало. Слишком мягкие. Недостаточно упругие. Быстро вытираются.

То же можно сказать о козьих кистях. Мягкие, не собираются при намокании в пучок с острым кончиком. Разве что большие пространства ими закрашивать – берут много воды и краски.

Беличьи хороши. Собираются острым кончиком, дают изящный мазок с четким краем. И краски захватывают достаточно. Для работы акварелью – в самый раз. Правда, их упругости порой недостаточно, а при письме гуашью кисточки из беличьих хвостиков вытираются и портятся довольно быстро – жалко.

Колонковые кисточки (волос зверька колонка) считаются самыми лучшими и для акварельной живописи, и для гуаши, и для масла. Упругие, прочные, с собирающимся в острый кончик ворсом. Недостаток – если это недостаток – один: дорогие они. Ищите колонковые кисти в специализированных магазинах для художников.

Кисточки из жесткой щетины, разного размера, тоже нужны. Для живописи масляными красками, акриловыми. Для гуаши, когда она немного высохла и надо её размешать с водой…

Сейчас в продаже есть кисти, совмещающие очень хорошие качества – прочность, долговечность, упругость – с невысокой ценой. Это кисточки из нейлона. Вы узнаете их по легкому блеску волоса и его рыжеватому цвету. При наборе краски кончик у такой кисточки, как положено, острый, получается хороший мазок. Синтетические кисточки бывают разных размеров и разной формы, круглые и плоские. В магазинах школьных товаров вы встретите вполне подходящие для работы варианты двух-трех размеров, а в магазинах для художников – профессиональные кисти и наборы несколько более дорогие.

Для акварели и гуаши – кисти круглой формы.

Для масла, гуаши, акрила, темперы подходят и круглые, и плоские. Смотря какую задачу они должны выполнить. Закрасить фон или проработать детали… И размеры нужны разные. Впрочем, обычно хватает для работы двух-трех штук: одну круглую тоненькую, другую до сантиметра толщиной, и плоскую ещё, из более жёсткого волоса.

Длина кисточки – как вам или вашему ребёнку удобнее, обычно сантиметров двадцать, чтобы в коробку с красками или в пенал входила.

И помните, кисти после работы нужно промывать. Если вы пишете акриловыми красками, вы их просто погубите, если останется краска на волосе. Не стоит оставлять кисти в банке волосом вниз и вообще хранить их так, что волос остается согнутым. Относитесь к своему инструменту художника бережно, и он прослужит вам долго.

Рисование – довольно интересное и увлекательное хобби, но, если хочется достичь в нем по-настоящему серьезных успехов, нельзя пренебрегать никакими деталями.

Для детского творчества родители обычно в первую очередь подбирают краски, но огромное влияние на качество реализации творческих замыслов имеют кисти.



Виды и их назначение

Кисти бывают самыми разными, но профессиональные модели малышу вряд ли понадобятся на этапе обучения. Обратить внимание стоит на художественные кисточки относительно небольшого размера – такие продаются в любом магазине товаров для творчества. Все части кисточки имеют большое значение, но принципиальную важность имеют характеристики волосяного пучка, с помощью которого краска и наносится на раскрашиваемую поверхность.

Максимальное значение имеют размер и форма, ведь маленькими кистями намного проще прорисовывать тонкие детали, а большие лучше подходят для тонировки крупных областей.

Трафаретная кисть отличается даже такими деталями, как отсутствие острых окончаний у волосков – они плоские и тупые, благодаря чему окрашивание фигур через трафарет получается более быстрым и однотонным. Для прямого нанесения краски на рисунок иногда по аналогии с кистями используют даже спонжи.




Важная роль отводится и выбору конкретного материала для волосяного пучка – от этого зависит удобство работы с конкретным видом красок, а также долговечность изделия. Для серьезных художественных потребностей лучше приобретать не одну кисточку, и даже не пару-тройку, а целый набор.

Цоколь кисти может показаться примитивным, но от него также зависит, насколько хорош данный инструмент. Он должен надежно соединять между собой ручку и волосяной пучок – от этого зависит срок эксплуатации кисточки. Шов на поверхности цоколя может процесс рисования сделать менее удобным, поэтому лучше, чтобы его не было.

Даже к рукоятке выдвигаются определенные требования. В первую очередь, ее поверхность должна быть гладкой – это позволит не натереть и не поцарапать руку даже при огромном количестве времени, посвященного любимому занятию. Кроме того, длина ручки подбирается таким образом, чтобы держать инструмент в руках было максимально удобно для ее будущего владельца.

Для каких красок используются?

Различные параметры волосяного пучка можно выбирать по собственному усмотрению, однако профессиональные художники давно выработали общие рекомендации по выбору кисти для каждого вида красок, благодаря чему лучше раскрывается палитра, и четче прорисовываются детали.

Например, для масляных красок предпочитают кисти из натуральной свиной щетины, способные впитывать краску. Допустима также шерсть мангуста, кроме самых жестких ее разновидностей.

В нашей стране в качестве материала часто используется и барсуковый волос. Синтетика традиционно считается менее качественным заменителем натурального сырья, однако кисточка на основе нейлона относится к редким исключениям из правил, позволяющим писать маслом без потери качества.

Для красок на водной основе подбор кисти будет более прост, но и здесь нужно учесть некоторые особенности. Например, шерсть белки отлично подходит для рисования акварелью, а синтетика не подойдет (зато она считается идеальным выбором при рисовании акриловыми красками).

Материал изготовления

Материалы различаются по впитыванию краски и жесткости, что не может не сказываться на конечном результате. На сегодняшний день существует не менее десятка разных материалов, и почти каждая разновидность имеет свои преимущества:

  • Наиболее универсальным вариантом является кисть из колонка, которая широко используется профессионалами своего дела, однако для детей такой продукт покупают редко – слишком уж дорого стоит.
  • Беличья шерсть – оптимальный вариант для рисования акварельными красками, а потому является одним из лидеров в сфере детского творчества.


  • Пони – еще одно животное, дающее недорогую шерсть, хорошо подходящую для рисования. В целом этот материал также довольно универсален, но по сравнению с колонком несколько уступает в качестве.
  • Для масляной краски так и не придумали ничего лучше, нежели свиная щетина.
  • Барсучья шерсть считается неплохим вариантом практически для всех видов краски при условии достаточно жидкой консистенции.




  • Шерсть соболя достаточно универсальна и подходит для всех видов красок, но ее не используют для прорисовки мелочей, и стоит такой инструмент очень дорого.
  • Искусственные материалы не очень популярны среди профессионалов и используются в большей степени для красок на акриловой основе, однако нейлоновые кисти выбиваются из этого ряда, поскольку позволяют писать картины маслом.
  • Необычные варианты, такие, как резиновые или силиконовые кисточки, могут давать совершенно новый, ни на что не похожий эффект, что активно используется современными художниками, но может только помешать ребенку в процессе обучения рисованию.




Размеры

Если родители собрались покупать маленькому ребенку, делающему лишь первые шаги в рисовании, всего одну кисточку, лучше остановиться на усредненном по форме и размеру варианте из универсального материала, такого, как шерсть пони.

Однако для серьезных занятий живописью нужны кисти с разными размерами. Составляя собственный набор, нужно помнить, что рисовать придется и маленькие детали, и крупные однотонные, поэтому в минимальный комплект должна входить хотя бы одна большая и одна маленькая кисть.



Серьезные преподаватели по рисованию обычно сразу говорят своим ученикам, какими инструментами тем стоит обзавестись для достижения ожидаемого результата. Кисти они обычно называют номерами – например, «круглая №3». Теоретически это означает, что нужна любая кисть с округлым волосяным пучком диаметром в 3 миллиметра, если только преподаватель не назвал конкретное название вместе с брендом.

В случае, когда форма кисти отличается от той, для которой уместно понятие диаметра, номер чаще всего указывает ширину волосяного пучка.

При этом следует учитывать, что нумерация активно используется не только в разговорной речи людей, близких к живописи, но и самими производителями кистей, и тут-то кроется подвох. Хотя количество миллиметров измерить несложно, в разных коллекциях одного производителя стандарты измерений могут отличаться.


Формы

Мастерство художника заключается не в том, чтобы одной и той же кистью нарисовать весь мир вокруг, а в том, чтобы уметь подобрать максимально подходящий инструмент для передачи каждого отдельного предмета. Это – еще одна причина, почему для достижения успехов в живописи нужна не одна кисточка, а целый набор.


Профессиональные художники используют основные виды формы волосяного пучка следующим образом:

  • Круглая кисть – наиболее часто встречающийся вариант, который многие родители приобретают и для своих детей. Подобный инструмент оптимален для закрашивания ярким цветом небольших деталей – для так называемого «точечного» рисунка. Для техники рисования гуашью такой инструмент смело может считаться основным.
  • Плоские кисти отличаются несколько сплющенной формой волосяного пучка, благодаря чему напоминают своим видом язык. Такое расположение щетинок делает весь пучок более эластичным, упрощая продолжительные касательные движения, поэтому эта разновидность тоже используется весьма часто – например, для раскрашивания крупных объектов картины.



  • Кисти под названием «флейц» также очень тонкие, но при этом они намного шире, чем-то напоминают расческу и малярную кисточку. Их использование ограничено масштабной живописью, ими рисуют преимущественно при использовании акварели и гуаши.
  • Шрифтовые и линейные кисти отличаются крайне малой площадью волосяного пучка, сведенного до размера маленькой круглой точки, а различие между ними заключается в том, что у первой разновидности щетинки значительно длиннее. Такая конструкция помогает прорисовывать тонкие линии и выписывать изысканные узоры, а также больше всего подходит для обучения каллиграфии.
  • Веерные кисточки можно было бы отнести к плоским, если бы не одно «но»: их щетинки расставлены в форме веера, то есть общее окончание волосяного пучка выглядит не как прямая линия, а как округлость, у которой поверхности холста гарантированно будет касаться только центр, а фланги – лишь при более сильном нажатии. Такая хитрость используется теми художниками, кто стремится уменьшить контрастность между деталями рисунка и обеспечить более плавный переход цветов.




Другие характеристики

Среди прочих мелких характеристик, влияющих на конечный результат, в первую очередь стоит выделить твердость.

Отдавать предпочтение лучше более мягким материалам , поскольку эластичные щетинки лучше чувствуют мельчайшие изменения положения руки и позволяют вырисовывать малейшие детали.

Жесткая щетина при сильном нажатии способна даже немного портить бумагу, на которой появится рисунок, и, хотя некоторые современные художники используют это как еще один художественный прием, детям такая особенность вряд ли понадобится.



Раз речь идет именно о детском творчестве, не стоит игнорировать прочность изделия: некачественное изделие может быстро сломаться пополам, а щетинки – с легкостью выдернуться из цоколя. Детский инструмент должен быть готов выносить испытания такого рода или хотя бы быть достаточно дешевым, чтобы его потенциальная замена не выглядела проблемой для родительского кошелька.

Какие лучше выбрать?

Если ребенок уже достиг относительных успехов в рисовании, выбор профессиональных инструментов лучше доверить самому малышу, ведь только он знает, в чем испытывает потребность.

Но большинство родителей, покупая кисточки, делает это для детишек, еще не умеющих рисовать, поэтому выбор приходится делать самостоятельно. Учитывая, что взрослые зачастую и сами не имеют прямого отношения к живописи, задача только усложняется.

Минимальный набор для рисования должен состоять хотя бы из двух кисточек, одна из которых будет маленькой, для прорисовывания контуров и мелких деталей, а другая – большой, для зарисовки поверхностей.



Если кистей всего две, то материал их лучше подбирать одинаковым, в идеале – универсальным, подходящим для разных красок. В случае с обучением детей идеальной «кандидатурой» выглядит шерсть пони. Однако все эти рассуждения уместны лишь в том случае, если уроки рисования малыш берет в рамках программы общеобразовательной школы, для любых более серьезных курсов понадобится более масштабный набор.

Выбор материала здесь будет зависеть еще и от типа красок, и от типа основы для рисунков, поэтому для рисования на холсте могут лучше подойти особые кисти – не такие, как для рисования по ткани. При выборе кистей для дополнительных занятий вопрос о конкретных моделях лучше задать учителю.

В последнее время модным трендом стало и искусство каллиграфии, которому сегодня в нашей стране учат даже детей. Тут с выбором кистей, конечно, немного проще: для них главным фактором выбора является минимальный размер пучка при высокой густоте щетинок и их достаточной мягкости.

Полезные мелочи

Большинство людей считает, что для рисования достаточно красок, кисточки, альбома и стаканчика с водой для ополаскивания щетинок. Профессионалы из мира искусства смогут назвать несколько десятков различных предметов, которые не являются строго обязательными для создания шедевра, но могут несколько упростить и сделать более приятным сам процесс творчества.

Например, для детских кисточек очень полезным дополнением мог бы стать специальный чехол или футляр. Он убережет сам инструмент от поломки, излишней растрепанности пучка и загрязнений, а портфель изнутри и вещей в нем – от краски, если ребенок забудет ее смыть.

Если же кистей в арсенале малыша довольно много, есть смысл подарить упаковку для целого набора – такие пеналы позволят малышу быстро найти кисти в сумке.



Не испачкать в процессе рисования стол поможет специальная подставка для кистей. Она позволяет сохранить на щетине правильно намешанный цвет, который пока не нужен, и при этом не испачкать им все вокруг.

При рисовании акриловыми красками очень удобно пользоваться кистемойкой, при использовании которой кисти будут всегда в подвешенном состоянии – так ворс не будет касаться дна и не испортится.


Выбираете хорошую кисточку для акварели или масла? Хотите узнать, чем отличается колонок от белки или щетины? Ищите кисточку, которой легко писать тонкие линии или заполнять большое пространство? У вас есть желание познакомиться с разными видами этого инструмента и узнать о его особенностях? В этой статье есть ответы на большинство вопросов, касающихся выбора кисточки.

Как выбрать кисть для масла, акварели и других красок?

Выбираете хорошую кисточку для акварели или масла? Хотите узнать, чем отличается колонок от белки или щетины? Ищите кисточку, которой легко писать тонкие линии или заполнять большое пространство? У вас есть желание познакомиться с разными видами этого инструмента и узнать о его особенностях? В этой статье есть ответы на большинство вопросов, касающихся выбора кисточки.

Как должна выглядеть хорошая кисть?

Каждая кисточка состоит из трех элементов: ручки, волосяного пучка и обоймы (цоколя). От их качества зависит, удобно ли будет рисовать и то, насколько долго будет служить кисть.

Ручка

Как отличить качественную ручку?

  1. Кисточку должно быть приятно держать в руке. Несмотря на субъективность, этот критерий является важным, ведь инструментом, который вам не нравится, не хочется писать.
  2. Хорошая ручка имеет гладкую поверхность без дефектов. Она может быть покрытой лаком или краской. Такие кисти наиболее долговечны, т. к. меньше теряют форму от воздействия влажности. Впрочем, многие художники предпочитают простые ручки из дерева.
  3. Основа должна быть изготовлена из твердой породы древесины, например, березы или дуба. Такие кисти служат дольше, они не меняют форму под воздействием воды и других веществ.
  4. Удобная длина. Детям и школьникам обычно рекомендуют кисти с ручкой до 15 см. Взрослым для работы с акварелью стоит взять инструмент длиной около 20 см, с маслом – 30–35 см.

Каким должен быть цоколь?

  1. Качественная обойма плотно обхватывает ручку, соединяя ее с волосяным пучком. Цоколь не должен болтаться или проворачиваться. Если кисть имеет указанные недостатки, она не подходит для рисования, т. к. у вас не получится контролировать форму и силу мазка.
  2. Хорошая обойма не имеет шва, благодаря чему кисточку удобно держать в руке.
  3. Чаще всего эту часть выполняют из латуни или никеля с хромированным или другим защитным покрытием. Качественная обойма рассчитана на контакт с жидкостями, со временем она не ржавеет.

Волосяной пучок

Эта часть кисти является наиболее важной, от ее качества зависит то, насколько удобным и контролируемым будет мазок. Волосяной пучок может отличаться по длине, форме, материалу, а также другим качествам.


Как отличить кисть с хорошим волосом?

  1. Волоски должны быть эластичными.
  2. Форма хорошей кисточки сохраняется при намокании.
  3. Качественное крепление волосков: они не должны выпадать при касании.
  4. Клей, которым закреплены волоски, не должен выходить за края обоймы, это ухудшает гибкость кисти.

Какую кисточку взять для акварели, масла и работы с другими красками?

Чтобы выбрать подходящую кисть, нужно обратить внимание на волоски, из которых сделан пучок. Ниже мы расскажем о том, какие художественные инструменты лучше подходят для масла, а какие - для прочих красок.

Натуральные кисти

Пучок в таких изделиях делают из шерсти различных животных. Эти кисти представлены в большом ассортименте, среди них можно найти вариант для работы с акрилом, темперой и другими красками. Рисовать этим инструментом будет удобно как новичкам, так и профессионалам.

Универсальные

Колонок - один из наиболее популярных волосков. Лучшие колонковые кисти производят из зимней шкурки самцов животных. Они считаются универсальными и подойдут для живописи маслом или акрилом (для выписывания мелких деталей). Также рисовать ими можно водорастворимыми красками.

Волоски колонка тонкие и упругие, с ними будет комфортно работать даже начинающим художникам. Из него делают кисти разных форм.


Для акварели

Волосок беличьей кисти тонкий и мягкий. Он дает возможность контролировать текучесть краски. Кисти подходят для выписывания мелких деталей. Но из-за мягкости новичкам понадобится некоторое время, чтобы освоить этот инструмент. Кистью можно работать с акварелью, гуашью и темперой.


Козьи кисточки стоят недорого и подойдут тем, кто пробует себя в акварели. Хотя по мягкости они уступают белке, рисовать ими комфортно. Также козий волос подходит для каллиграфии, росписи керамики, работы с воском, т. к. он хорошо выдерживает высокие температуры. Такая кисточка мягкая и в тоже время упругая, она неплохо держит краску, но впитывает небольшое количество воды. Их часто рекомендуют для обучения детей.

Соболиные кисточки - это дорогой художественный инструмент, они долговечны и высоко ценятся профессионалами. По уровню мягкости они находятся посередине между белкой и колонком. Кистями удобно проводить тонкие линии, они подходят для лессировкой, т. к. не затрагивают нижних слоев. Соболь впитывает большое количество краски и равномерно прокрашивает поверхность. Кисточка позволяет работать как сухими, так и мокрыми техниками. Она подходят для гуаши, акварели и темперы.

Пони - это распространенный вид упругих кисточек, ими создают рисунки акварелью или гуашью. Особенность волосков состоит в том, что они быстро поглощают краску, но отдают ее медленно. Они хорошо сохраняют форму, но не имеют заостренной вершинки.

Для масла

Щетинные кисти достаточно упруги. Благодаря тому, что некоторые волоски немного расщеплены, они быстро впитывают краску. Кисти имеют доступную цену, но во время использования быстро теряют свои качества. В основном ими рисуют маслом или акрилом. Также можно попробовать их для работы с гуашью. Кисти могут быть плоскими или круглыми. Хорошая кисть из щетины должна пройти обработку: вываривание и выбеливание.


Кисти из мангуста хорошо удерживают краску и отличаются упругостью. По мягкости занимают промежуточное положение между соболем и щетиной. Они подходят для работы с маслом и акрилом. Отличить такие кисточки просто благодаря характерной черно-белой расцветке.

Волос барсука мягче щетины, он подходит для смешивания масла или акрила. Кисть имеет необычную форму, утолщение волоска находится ближе к краю, благодаря чему кисточка пушистая. Часто из такого волоса изготавливают флейцы или кисти-веера.

Для живописи маслом, гуашью или другими плотными красками подходит ушной волос . Он упруг, прочен и может иметь достаточную длину. Такие кисти не сужаются к кончику. Чаще всего из них делают толстые кисти для покрытия больших поверхностей.

На этом обзор основных видов натуральных кисточек для акварели и других красок можно считать завершенным, но не будем забывать, что в магазинах можно найти и более экзотические инструменты с волосками песчаника, зайца, медведя, лисы, куницы и других животных. Каждая из них также имеет свои особенности.

Синтетические кисти

Такие художественные инструменты представлены широко, среди них есть кисти для масла, акварели и других красок. Благодаря тому, что технология производства освоена хорошо, сегодня они почти ничем не уступают натуральным. Кроме того, синтетические кисти имеют небольшую цену, что делает их востребованными как среди профессиональных художников, так и в среде аматоров. Также их часто покупают детям. Особенно удобны в работе искусственные кисти с белыми волосками, они позволяют точно видеть оттенок краски.


Характеристики этих инструментов художника зависят от материала. Так, нейлоновые волоски подходят для тяжелых красок. Для акварели стоит приобрести инструменты из полиэфиров. Из недостатков нужно отметить, что такие кисти менее стойки к механическим воздействиям, чем натуральные. Но они хорошо выдерживают яркий свет, контакт с разбавителями, влагой и т.п.

Акварельная Кисть - это один из главных инструментов художника. Она продолжение руки, которая способна выводить гениальные мазки на полотне. Какую бы кисть вы не купили, дорогую или не очень, удобство ее использования зависит только от вас самих. Даже с самой дорогой кистью можно почувствовать себя несчастливым художником. Поэтому важно правильно выбрать «свою» кисть.

Кисточки отличаются по форме и толщине кисти, а также по цене. Каждая кисть предназначается для определенного стиля в рисовании. Чтобы выбрать хорошую кисть, необходимо знать, для каких целей она нужна. Каждая кисть создает свой неповторимый рисунок на холсте.

Какую акварельную кисть выбрать для рисования

Художник выбирает качественную кисть средней и высокой стоимости, которые продаются в специализированных художественных магазинах.

Качественная кисть должна обладать следующими характеристиками:

1. Четкая форма , которая должна держаться как в сухом, так и в мокром виде. Плоские кисти имеют ровную форму, а круглые кисти напоминают форму иголки. Волоски не должны выбиваться из пучка и быть идеально ровными. Проверить четкость формы очень легко. Для этого кисть опускаем в воду, а потом делаем движение рукой, стряхивая эту воду. Форма кисти должна быть правильной, а волоски не выбиваться.

2. Емкость кисточки должна быть большой, чтобы удерживать краску или воду. Но стоит отметить, что кисти одинакового объема и типа, могут иметь разный объем удерживания жидкости. Это зависит от качества и типа волоса. Например, толстая кисть из натурального волоса удерживает больше краски, чем такая же кисть из синтетического волокна. От объема кисти зависит длинна мазка и чем он больше, тем длиннее мазок.

3. Равномерность нанесения мазка . Это означает, что кисточка с краской под углом 45 градусов и при мягком давлении должна рисовать непрерывно. При проведении линии кисточка не должна делать пропуски или оставлять на полотне капли краски. Такие недочеты имеются у сухой или переполненной краской кисточки. Кроме того, этот недостаток встречается у любой кисточки, если использована разбавленная краска. Качественная кисть не будет допускать погрешностей в виде белых пятен и капель краски.

Стоит отметить, что плотность мазка по длине и ширине должна оставаться одинаковой. Исключение составляет использование слабо разведенной краски или когда она закончилась на кисти.

4. В зависимости от наклона кисти (вертикальное положение или под плоским углом относительно к бумаге) и степени нажатия на кисть (сильнее или слабее) регулируется толщина мазка и количество краски, наносимое на бумагу. Например, при вертикальном расположении кисти мазок становится толстым с большим количеством краски, а при параллельном - сухим и резким.

5. Удерживание влаги . Качественная кисть при полном объеме краски не должна капать на холст. Она должна впитывать всю жидкость.

6. Четкие линии. Контур, который проводится кончиком кисточки, должен быть четким, тонким и одинаковым. Если делаются штрихи, то они также должны быть идентичными. Изменяется толщина линий или штрихов только при изменении количества краски, степени нажима и скорости нанесения мазка.

7. Уровень упругости волосков кисти позволяют двигаться им вместе и двигаться в заданном направлении. По завершению нанесения мазков кисть должна принять прежнюю форму.

8. Несмотря на то, что существует множество видов кистей, одна кисть может выполнять несколько разных типов мазков. Это зависит от угла наклона кисти, количества краски и бумаги.

9. Ручка кисти должны быть удобной - не слишком толстой, но и не слишком тонкой. Она должна быть удобной для руки.

10. У качественной кисти волоски не грубые, а их толщина пропорциональна размеру пучка, т.е. чем тоньше волоски, тем меньше пучок, форма слегка выпуклая. При выборе кисти стоит внимательней изучить пучок у колонковых и соболиных кистей. У них по краям расположен более мягкий, короткий и гибкий волос по сравнению со срединой. По цвету трудно определить качество кисти, т.к. они могут быть окрашены. Поэтому главное чтобы волоски имели глянцевый, чистый и здоровый внешний вид. Кончики могут быть немного темнее основания. Главное чтобы не было пятен. Кроме того, качественные волоски не имеют повреждений и изгибов. Волосяной пучок хорошо держит форму, как в мокром, так и в сухом виде.

11. На кисточке не должно оставаться краски после использования. Для этого она промывается под водой и вытирается насухо салфеткой. На кисточке после таких процедур не должно остаться краски, а волосы стать чистыми и не окрашенными.

12. Ручка на кисточке изготовляется из дерева, главным врагом которого считается вода. У качественной кисти этой проблемы нет. Деревянная ручка не поддается деформации после использования воды, металлическая обойма не ржавеет, а лаковое покрытие не трескается.

13. Качественное изготовление кисти не приводит к выпадению волосинок во время мытья или рисования. Это допустимо только в беличьих кисточках или в кисточках китайского производства, но не в больших количествах.

14. Кисть должна выдерживать частое использование. Хорошая искусственная кисть служит шесть месяцев, а натуральная два года. При этом на протяжении всего времени использования она сохраняет свою форму и упругость.

Какую акварельную кисть выбрать - дорогую или дешевую

В арсенале настоящего художника должны быть и дорогие и дешевые кисти. Дорогие кисти служат достаточно долго. Дешевые кисти помогают выполнять жесткие приемы в рисовании и при этом сохранять другие кисти.

К сожалению, выбрать кисть, которая соответствовала всем вышеперечисленным критериям достаточно трудно. В какой-то кисти ярко выражены одни критерии, а в какой-то другие. Колонковые и соболиные кисти ценятся намного выше, чем синтетические и беличьи.

Чтобы понять какая кисть лучше, достаточно сравнить ее с такими же кистями в магазине и со своей старой кистью. При нанесении мазка новой и старой кистью разница будет заметна.

Какие кисти для рисования должны быть у художника

Для художника существует базовый набор кистей, куда входя следующие виды:

  • маленькая и средняя круглая соболиная кисть,
  • большая соболиная кисть,
  • маленькая плоская синтетическая,
  • большая плоская натуральная кисть,
  • средняя беличья кисть
  • губка.

Каждая из этих кистей предназначена для выполнения определенных работ в рисовании (обведения контура, размывки, мазков, лессировки и т.д.)

Какого размера кисточки выбрать

Почему мы не указали размеры кистей? Потому что размер кисти зависит от стиля рисования и размера бумажного полотна. Кроме того, не обязательно использовать кисточку для указанных стилей рисования. В художественной школе существуют стили рисования, в которых применяются кисточки из других стилей. Например, в стиле «черта и всплеск», который присущий художникам 30-х годов 20 ст., используются для всех целей большие кисточки.

Какая кисть лучше - синтетическая или натуральная

Многие начинающие художники предпочитают сначала использовать синтетические кисточки, потому что они не дорогие, а по качеству могут быть достаточно не плохими. Но проходит время и приходится покупать кисточки с натуральным волокном. Разница между кисточками чувствуется сразу. Поэтому рекомендуем с самого начала покупать натуральные кисти. Во-первых, натуральные кисти способствуют развитию опыта. Во-вторых, опыт приобретается быстро. В-третьих, стоимость кисточек компенсируется полностью.

Многие художники рекомендуют сначала попробовать рисовать синтетическими кистями, чтобы, когда в руках оказалась кисть с натуральным волосом, человек почувствовал разницу и оценил ее. Если использовать в самом начале кисточки с натуральным волосом, то художник не будет этого ценить и понимать, почему для некоторых его товарищей кисточка, цениться как золото.

Еще одно преимущество натуральной кисти состоит в том, что одной кисточкой можно выполнять разные виды работ. Все благодаря тому, что кисть способна удерживать достаточно много жидкости по сравнению с синтетической «подругой». С помощью одной кисточки получается наводить тоненький контур и делать выразительные мазки. Поэтому, опытный художник в своем арсенале имеет 2-3 кисточки и ему этого достаточно. При этом начинающий мастер имеет целый набор кистей, но со временем, поменяв не один десяток кистей, он поймет преимущество натуральной кисти и станет использовать минимальное количество кистей.

Запомните - использование той или иной кисти зависит от стиля рисования, эффектов, которых необходимо добиться и опыта.

Где купить хорошие кисточки для рисования

Когда с типом и размеров кистей определились можно приступить непосредственно к их покупке.

Есть два варианта покупки кистей - заказать по интернету или купить в магазине. Первый вариант выгоден тем, что не надо искать художественный магазин в городе, а сделать это все быстро, не выходя из дома. После доставки, кисти протестировать и если они не подойдут вернуть заказ назад. Настоящий художник прибегает ко второму варианту - ищет художественный магазин, где можно подобрать кисти и другие необходимые инструменты для рисования. К сожалению, найдя подходящую кисть, протестировать ее не получится. В магазинах продавцы не разрешают мочить кисти, а многие из них оказываются запечатанными в плотной оболочке крахмала или гуммиарабика. Поэтому единственный способ проверить кисть - провести кисточкой по тыльной стороне ладошки и поверить своим ощущениям. Брать руками кисточку за ворс нельзя, т.к на волосках остается грязь и жир, что ухудшает ее качества.

Сначала можно приобрести одну или две понравившиеся кисточки. Если после их использования вам понравился результата, тогда можно купить новые кисти. Если не понравились, тогда старые используем для лессировки, а в магазин идем выбирать новые кисточки.

Выбирая кисточки незабываем о том, что это основной инструмент художника.

Интернет-издание " "



Похожие статьи
 
Категории