Меч для сеппуку название. Харакири или сеппуку — в чем разница между этими обрядами

12.04.2019

Япония для непосвященного человека представляется далекой страной, в которой до сих пор по улицам ходят самураи , на стол подаются только суши и все без исключения делают себе харакири. Думать так — не совсем правильно, а говорить об этом, значит показаться невеждой. Однако на самом деле все далеко не так. Япония — это страна, где дольше всех следовали давним традициям, а некоторые из ритуалов продолжают оставаться актуальным и сегодня. Японские ритуалы для светского человека могут показаться очень жестокими и бесчеловечными, но если вникнуть в суть гражданско-общественных отношений, понять происходящие процессы в жизни японского общества, многое станет понятнее. Это в полной мере относится и к харакири, явлению в японской жизни и культуре, о котором мы очень мало знаем. Нам нравится это слово, однако его смысл далеко не тот, который мы вкладываем в него.

Откуда появилось и что означает? В чем главная путаница?

Харакири — разговорное слово в японском языке, которое означает буквально «резать живот». Хотя если вдаваться в анализ слова и разложить его по полочкам, появляется несколько иной смысл. Иероглиф «хара» на японском языке означает душа, смысл или означает намерение. Стоит ли говорить о том, что у многих народов особое ритуальное отношение к душе. Так для японцев живот является именно тем местом, где храниться человеческая душа и намерение ее освободить таким способом становится понятным. Вот с этого момента начинает вырисовываться картина, которая дает объяснение многим вещам. Назовем вещи своими именами. То, с чем принято у нас ассоциировать харакири – это самоубийство, совершаемое любым человеком из добровольных морально-этических побуждений. В Японии это выражение имеет другой оттенок, больше социальный. В японском обществе, когда хотят сказать, что кто-то совершил самоубийство, вспоров себе живот, говорят харакири.

В японской истории и в литературе такого выражения никогда не встретишь. Здесь о подобных вещах говорят в ином ракурсе. Ритуальное самоубийство, совершенное по всем канонам и правилам называется сэппуку. В чем разница, если оба слова пишутся одинаковыми иероглифами. Отличия в том, что харакири – это японское чтение иероглифов, а сэппуку – это китайское чтение того же набора иероглифов. Сэппуку и харакири буквально означают одно и то же, т.е. способ самоубийства, только в каждом отдельном случае имеется своя трактовка выражения и смысл.

Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку

Сразу следует отметить, что сэппуку – это средневековый обычай и сегодня в Японии о нем говорят, только вспоминая исторические факты. Если харакири прижилось и стало именем нарицательным в современном обществе, то о сэппуку постепенно стали забывать. Это выражение встречается в японской поэзии и в эпосе. Принципиального различия в смысле нет. Просто харакири, как правило, делали себе простолюдины, то сэппуку – прерогатива элитного сословия. Никогда нельзя было услышать, что знатный воин или чиновник, член клана самураев, сделал себе харакири. Принято было представить обществу это событие с особым блеском. Для этого существовал специальный свод правил, который четко определял не только мотивы, толкавшие самурая на самоубийство, но и регламентировал сам процесс.

Мало было взять обычный нож и вспороть себе живот. Требовалось соблюсти немало тонкостей и нюансов, прежде чем душа самурая перейдет в другой мир. Здесь следует учитывать, что жизнь самурая всегда складывалась в строгом соответствии с кодексом чести — бусидо. Именно в нем для смерти самурая отводилось особое место. Самурай с детства имел особое отношение к смерти. Самой достойной смертью для членов элитной касты воинов считалось сэппуку, совершенное по всем правилам и канонам. Остановимся отдельно на некоторых моментах ритуала.

  • Во-первых, сэппуку часто применялся в качестве казни провинившегося лица. Вместо процедуры вспарывания живота самурая по приказу господина или императора могли лишить головы;
  • Во-вторых, сам ритуал должен показать добровольное отношение самурая к акту самоубийства, раскрыть чистоту его помыслов, глубину раскаяния;
  • В-третьих, огромную роль играл способ лишения себя жизни.

Для самурая всегда считалось важным принять достойную смерть. Часто это делалось показательно, в специально разыгранной сцене. Когда сэппуку делали по приказу, отсекая самураю голову, пытались спасти его честь и достоинство. Самостоятельное решение уйти из жизни предполагало вспарывание живота. Этому акту предшествовала тщательная подготовка. Огромное значение играл выбор оружия для этой цели, положение тела самоубийцы. Важно отметить тот факт, что каждый самурай был с детства обучен этому ритуалу. Для мужчин выбирался наиболее кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял шансов на выживание. Девушки — самураи для этих целей обходились более простой процедурой, используя кайкэн. Чтобы лишить себя жизни, девушке достаточно было воткнуть нож в сердце или перерезать на шее яремную вену.

Для девушки важно было принять целомудренную позу, связав ноги. Поза самоубийцы должна быть схожа на увядший цветок.

Орудием убийства было личное оружие самурая, ножи и мечи, которые он получал при посвящении в члены военной касты. Реже использовался специальный нож – кугунсобу. Простолюдины обычно использовали специальный нож для харакири. Это мог быть танто — холодное оружие с длинным и острым лезвием или любое другое холодное оружие с острозаточенным лезвием.

Для того, чтобы акт самоубийства был проведен по всем правилам, за состоянием самоубийцы наблюдал специальный человек — кайсяку, готовый в любую минуту отсечь самураю голову и прекратить его страдания.

Этическая сторона харакири и сэппуку

В японских традициях, уходящих корнями в далекое прошлое, было принято верить в многократное перерождение души человека, поэтому было важным достойно уйти из жизни. Для харакири не требовалось особых условий. Достаточно было самураю просто самому принять решение и совершить акт самоубийства в соответствии с традициями. Сэппуку наоборот, требовал создания для проведения ритуала особых условий. Тщательно выбиралось место проведения ритуала. На церемонии обязательно присутствовали представители власти. Церемонию проводило специально обученное лицо в присутствии кайсяку.

Если самурай погибал в бою, смысла в церемонии не было. Совсем другое дело, когда проступки или недостойное поведение самурая выпадали на мирное время. Тогда проведение церемонии сэппуку было обязательным. Именно сэппуку, а не харакири. Поводов у самурая совершать акт самоубийства было предостаточно. К наиболее частым причинам для проведения обряда можно отнести следующие факты:

  • «смерть во след», т.е. самоубийство самурая следом за погибшим господином или сюзереном;
  • самоубийство ввиду осознания собственной ответственности за наступившие негативные последствия;
  • добровольная смерть ввиду собственных убеждений;
  • самоубийство из-за невозможности реализовать собственную ярость по отношению к врагу;
  • харакири ввиду собственной финансовой или социально-бытовой несостоятельности.

Нередко в Японии совершались акты коллективного самоубийства. Харакири часто делали влюбленные пары, совместная жизнь которых была невозможна в силу кастовых предрассудков. В тяжелой обстановке, во время голода, военных действий и большого семейного позора родители и дети делали коллективный акт самоубийства.

Всю церемонию самурай должен пройти от начала до конца, вести себя достойно, не кричать и корчиться от боли. Главное показать свою смерть красивой и быть достойным ее. Если во время акта самоубийства самурай теряет над собой контроль – это приравнивалось к еще большему позору. В Японии существовала негласная статистика, которая вела учет актов сэппуку. В литературе часто можно было встретить фрагменты акта самоубийства какого-то знатного вельможи. Было принято обставлять сэппуку в поэтические и лирические тона, сравнив добровольную смерть с актом очищения.

Современное отношение к харакири и к сэппуку

Со временем ранее закрытое от внешнего мира японское общество стало трансформироваться. Менялось и отношение к смерти. Несмотря на то, что в обществе сохранилось почтительное отношение к самураям, сэппуку и харакири стало исключительно прерогативой знатных особ. Бедные дворяне предпочитали вместо самоубийства искать другие выходы из ситуаций. Длительный мирный период, который воцарился в Японии, начиная со второй половины XVIII века, послужил поводом к тому, что некоторые ритуалы из жизни самураев стали носить чисто символический характер.

Кодекс чести бусидо оставался обязательным для чиновников и военных высокого ранга. Военная каста, которая в Японии всегда считалась самой влиятельной, сохранила свои традиции. Особое место отводилось в них и сэппуку, о котором можно было еще услышать в период Второй Мировой войны. Сотни японских офицеров перед сдачей в плен делали себе сэппуку. Вопиющим фактом считается массовое сэппуку, которое было совершенно офицерами японской армии, когда стало известно, что император Хирохито отрекся от престола. Случаи харакири среди простых японских солдат были не такими массовыми, как среди офицерского сословия. Сказывалось простое происхождение военнослужащих и естественное желание выжить, перенеся ужасы и тяготы войны.

Официально обряды сэппуку и харакири запретили в Японии только в 1968 году, однако и сегодня нередки случаи, когда потомки самураев сводят счеты с жизнью подобным способом.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

(яп. 腹切り) является одной из форм ритуального самоубийства и означает «вспарывать живот». Однако слово «харакири» имеет и более символический смысл.

Собственно говоря, Самураи не выдумывали обряд харакири . История его началась значительно раньше, у племен, населявших Японские и Курильские острова. Помните тех самых (アイヌ ?), также называемый Aynu, Айно (アイノ), и в исторических текстах Ezo (虾夷), с которыми самураи долго и ожесточенно воевали? Именно айны и внесли свой скромный вклад в сознание самураев. Еще М. М. Добротворский подробно описал обряд Айнов, заключавшийся в разрезании брюшной полости (Пере) и напоминавший самурайское Харакири. В каком-то смысле у айнов это было ритуальное жертвоприношение. Человеческое жертвоприношение совершали во имя верховных божеств земли и воды. О чем-то подобном сохранились упоминания в древних японских хрониках. Есть там сведения и о погребении людей живыми вокруг могил императоров, в фундаментах мостов, замков, искусственных островов и т. д. Такие жертвы называли «Хито Басира».

Но чем же было для самурая Харакири, столь часто упоминаемое в «Кодексе Бусидо»?

По сути, «Бусидо» являлось не чем иным, как кодексом смерти: каждый буси, а уж тем более идеальный, должен быть готов к трагическому финалу своей жизни. Зарождалось харакири как простой акт самоуничтожения на поле боя: ибо в руки врага попасть живым было еще страшнее. В статье «Джайнизм и Самураи» С. В. Пахомов вполне справедливо подчеркивает: «Да, жизнь великолепна — но она прекрасна лишь в своих мимолетных набросках, эскизах, а не как долговременная и благоустроенная мирная длительность человека. Тогда жизнь Самурая показывает вечное стремление убежать от самого себя в сторону смерти».

Стоит напомнить, что на самурайское сознание в значительной степени повлиял дзен-буддизм. А согласно данному учению, огромное значение приобретает брюшная полость человеческого тела. Самураи Японии все, как один, считали, что все человеческие жизненные силы, распологаются в животе и занимают срединное положение по отношению ко всему телу, способствуют более гармоничному развитию человека.

Вот и возникли в японской речи устойчивые выражения, связанные с «хара», то есть животом. Например, человек, предлагающий другому быть откровенным в разговоре, говорит: «хара о ваттэ ханасимасё», что переводится как «давайте поговорим, разделяя хара», то есть открыв живот. А слово «харагинатай» означает и «грязный живот», и «подлый человек с низкими устремлениями». Тот, кто всегда полон решимости, приведет в спокойное состояние свой Хара (живот), - это называется Хара-О Кимэру. Тот, кто сердится, у того Хара поднимается кверху - «Хара-О Татэру».


Важное место японские отводят «искусству хара», или «харагэй». Под подобным искусством подразумевается процесс общения людей на расстоянии на интуитивном уровне. Сами понимаете, что вскрытие живота, или хара, являлось для самурая открытием своих сокровенных и истинных намерений. Хотя сами они склонны были употреблять слова «сеппуку» или «каппуку», то есть вспарывание живота. Это было символикой духовного свойства, нежели простым самоубийством.

И к символическому этому деянию человека готовили с детства. С самых юных лет ребенка учили не только жизни, но и смерти. Опытные наставники в специальных школах объясняли будущим буси, как надо начинать и доводить до конца сеппуку, сохраняя при этом достоинство до самого последнего момента жизни. Многим известен уникальный случай Харакири одного семилетнего мальчика, сына самурая, который совершил перед наемными убийцами самоубийство, подосланными к его отцу, но по ошибке убившими другого человека. При опознании трупа мальчик, желая спасти жизнь родителя, выхватил меч и молча распорол себе живот. Преступников это вполне устроило, и они сочли свое дело сделанным.

Суть Харакири состояла в демонстрации чистоты и незапятнанности собственных помыслов. Такое отношение к жизни и смерти наиболее ярко продемонстрировано в классическом японском эпосе. В «Повести о Великом мире» описывается не больше и не меньше как 2640 случаев Харакири. Очень характерно для самураев соединить поэзию и смерть: перед сеппуку самурай садится и пишет «песнь смерти». Из жизни следует уйти красиво. Особенно если верный самурай уходит вслед за своим господином.


Известные люди, которые сделали Харакири:

Минамото но Tametomo (1139-1170)
Минамото но Yorimasa (1106-1180)
Минамото но Есицунэ (1159-1189)
Азаи Nagamasa (1545-1573)
Ода Нобунага (1534-1582)
Такеда Katsuyori (1546-1582)
Шибата Katsuie (1522-1583)
Ходзе Ujimasa (1538-1590)
Сен но Рикю (1522-1591)
Тории Mototada (1539-1600)
Сорок семь Ronin (1703)
Ватанабэ Казани (1793-1841)
Танака Shinbei (1832-1863)
Takechi Hanpeita (1829-1865)
Yamanami Кэйсукэ (1833-1865)
Byakkotai (группа 16-17 летних воинов Айдзу-хан в 1868)
Сайго Такамори (1828-1877)
Ноги Maresuke (1849-1912)
Чаджиро Хаяси (林忠次郎) (1879-1940)
Korechika Анами (1887-1945)
Takijirō Ониси (1891-1945)
Юкио Мисима (1925-1970)
Деде Фортин (1962-2000)
Исао Inokuma (1938-2001)

« » говорит:

«Бусидо - это Путь воина - что означает смерть.
Когда встает выбор по какому пути идти, выбирай тот, который неизбежно ведет к смерти.
Не рассуждай! Нацель мысль на свой путь, который ты предпочтешь, и иди!

Сеппуку - это ритуал самоубийства, исполняемый по особым правилам японским самураем. Он является одной из самых колоритных древних традиций Японии, о котором наслышен весь мир.

Проводилась эта процедура в том случае, если самурай не смог уберечь от погибели хозяина (дайме), потерял свою честь или был приговорён к сеппуку. Ритуал как бы символизировал отсутствие страха перед смертью, твёрдость и непоколебимость духа и преданность сюзерену. Японцы сегодня употребляют в разговорной форме слово «харакири». Для написания «харакири» и «сеппуку» используются одинаковые два иероглифа, но в разном порядке.

Харакири - это самоубийство, в котором строго не придерживаются правил, оно предполагает простое вспарывание живота. Сеппуку же был ритуалом самураев, исполнение алгоритма которого до мельчайших деталей было обязательным. Это такое своеобразное символическое окончание пути воина. В случае нарушения обряда, самурай не попадал в мир воинов.

Проведение обряда, или о том, как делался сеппуку

Прежде всего, было необходимо освободить живот от одежды. Затем резко делались поперечный надрез на животе и вертикальный надрез от груди до пупка. Альтернативным вариантом было Х-образное вспарывание. Позднее распространение получил менее мучительный и более простой способ - самоубийца быстро пронзал себя мечом (вакидзаси).

Во время проведения древнего ритуала самураю было не дозволено падать или вопить от боли, поведение его должно было быть достойным. В противном случае это становилось для него страшным позором. Однако позже в ритуале сеппуку стало возможным присутствие помощника (кайсякунина), отрубавшего голову самураю, совершающему ритуал, так что казусов получалось избежать гораздо легче.

Помощнику следовало обезглавить самурая так, чтобы голова оставалась прикреплённой к шее полоской кожи. Хотя, исходя из предварительной договорённости или определённой ситуации, отсечение головы могло быть разным. По завершении ритуала кайсякунин вытирал меч бумагой белоснежного цвета, голову самоубийцы демонстрировали наблюдателям, а тело укрывали белым полотном.

Распространённым сеппуку было также в кругу женщин-самураев. Они перерезали себе горло или пронзали сердце, в отличие от «мужского» обряда. Но это не вызывало ни у кого удивления. Так как население того времени воспитывалось в самурайских традициях.

Читайте также

01 Ноя 2014

Футоном называется традиционный для Японии толстый хлопчатобумажный матрац, который японцы...

31 Окт 2014

С 25 по 28 сентября в столице Японии пройдёт масштабная туристская выставка мирового масштаба, ...

Многие считают сеппуку более гуманной разновидностью харакири, так как в первом случае в церемонии участвовал помощник (кайшакунин ), который отсекал самураю голову после того, как тот надрезал себе живот.

На самом деле оба термина имеют одинаковое значение - способ убить себя путем разрезания живота (даже если смертельный удар был нанесен помощником). Чтобы лучше понять, в чем разница между этими понятиями, необходимо проследить историю возникновения ритуала и ознакомится со спецификой произношения японских иероглифов.

Описание и история ритуала

Часто называемый харакири на Западе, сеппуку это способ ритуального самоубийства, который возник в феодальной Японии XII века. В 1156 году землевладелец из древнего рода Минамото, проиграв битву, вспорол себе живот, чтобы избежать плена и сохранить честь. С тех пор подобный способ ухода из жизни распространился в среде воинов и был закреплен в кодексе Бусидо.

До XIV века обряд выполнялся в знак верности господину и как способ умереть с почетом. Помимо этого, воин мог совершить самоубийство как акт протеста или чтобы выразить скорбь в случае гибели почитаемого предводителя. Начиная с периода Камакура (с 1192 по 1333 год) ритуал самоубийства описывается в письменных источниках как способ искупления, возможность извиниться за свои ошибки и доказать свою честность.

Самоубийца вспарывал себе живот коротким мечом, рассекал желудок и затем поворачивал лезвие вверх, нанося смертельную рану. Некоторые войны умирали медленно, особенно если обряд проходил прямо на поле сражения. Другие использовали специально выбранного помощника, который отрубал голову катаной сразу после удара самурая. Перед смертью воин пил сакэ и произносил короткое предсмертное стихотворение.

Практиковалась и женская версия обряда, называвшаяся «джигай». Жена война перерезала себе горло с помощью специального ножа «танто».

В эпоху Эдо, начиная с XIV века, к ритуальному самоубийству стали приговаривать совершивших преступления самураев. Войны первыми наносили себе удар мечем, чтобы с честью уйти из жизни, несмотря на то, что в итоге их обезглавливал палач. В 1873 году такая практика была отменена.

Церемония обычно проходила в присутствии свидетеля (кенши), направленного органом, вынесшим смертный приговор. Осужденный сидел на двух татами, а сзади стоял кайшакунин с катаной, роль которого чаще всего выполнял близкий друг или родственник. Перед осужденным был поставлен маленький стол с коротким мечом. Через мгновение после того, как воин пронзал себя, палач отрубал ему голову. Иногда помощник наносил удар мечем в тот момент, когда воин только тянулся, чтобы схватить меч. Этого жеста было достаточно, чтобы смерть война бала названа достойной.

Сравнение терминов

Японские иероглифы имеют два способа прочтения: китайско-японское «онное» и японское «кунное». В написании «сеппуку» (切腹) используются те же символы, что и в написании «харакири» (腹切り), но в разном порядке. Произношение этих иероглифов отличается, в зависимости от способа прочтения.

Транскрипция и значение «харакири»

«Харакири» (腹切り) состоит из символа «腹», означающего желудок и произносящегося как «хара». «Хара» это «кунное» чтение, японское звучание иероглифа «腹».

Сочетание «切り» произносится как «кири», это инфинитивная форма глагола «киру», означающего «разрезать». «Киру» также является «кунным» чтением символа «切». Вместе эти иероглифы переводятся как «желудок разрезать».

Транскрипция и значение «сеппуку»

В произношении «сеппуку» (切腹) используется китайско-японское, «онное» чтение. Символ «切» звучит как «сетсу» (разрезать), а символ «腹» звучит как «хуку» (желудок). Вместе эти иероглифы переводятся как «разрезать желудок».

Использование в языке

Изначально японцы не имели письменности и использовали китайские иероглифы, если возникала необходимость что-либо записать. Для общения они использовали собственный разговорный язык.

В процессе формирования письменности японцы заимствовали китайские иероглифы вместе с их произношением и переработали их, с учетом особенностей родной речи.

Поскольку «сеппуку» это «онное» чтение, этот термин использовался в случаях, когда предпочтение отдавалось китайско-японскому языку, а именно в письменных документах и официальной речи. Поэтому сеппуку это официальное название ритуального самоубийства.

«Харакири» это «кунное» чтение, поэтому этот термин используется только в разговорной речи и подразумевает сам процесс вспарывания живота, без акцента на его ритуальном значении.

Можно провести аналогию, если бы в современной России существовал приговор «гильотинирование», на улице можно было услышать: «ему отрубили голову» . Но судья не сказал бы: «Я приговариваю отрубить ему голову» . Во всех официальных заявлениях использовалось бы слово «гильотинирование» .

Европейцам больше полюбился термин «харакири», возможно, потому что он звучит более красиво, тем не менее, чтобы проявить уважение к традициям, лучше использовать формальное «сеппуку».

Из недостоверных источников в интернете можно узнать, что «харакири» не используется в японском языке, так как считается просторечным, грубым и ругательным. Такие выводы были сделаны из-за того, что «сеппуку» подразумевает церемонию, проведенную по правилам кодекса Бусидо, а «харакири» означает просто «разрезать желудок мечом». На самом деле японцы не вкладывают в слово «харакири» какого-либо уничижающего значения.

Выводы

  1. Харакири означает убийство себя посредством рассечения желудка и используется только в устной речи. Этим термином японцы называют сам процесс вспарывания живота мечем.
  2. Термином «сеппуку» обозначается торжественный ритуал, проведенный по всем правилам кодекса самураев. Слово является книжным и принадлежит к более высокому стилю речи.
  3. Слово «харакири» популярно на Западе, так как оно более благозвучно и привычно для западного человека.

Современная Япония вот уже много лет находится в первой тройке стран по количеству суицидов. Большинство причин самоубийств идентичны с остальными странами. Однако Япония прочно держит первое место по самоубийствам как способе избежать позора.
Надо заметить, что японцы довольно легко добровольно расстаются с жизнью, поскольку такой уход в Стране Восходящего Солнца всегда поэтизировался и считался почетным.

Самоубийства в Японии

Среди стран «большой семерки» Япония занимает 1-е место по количеству самоубийств на душу населения – в среднем 90 случаев в день. В конце 90-х одной из самых читаемых и почитаемых книг в Стране Восходящего Солнца, настоящим лидером продаж была книга под названием «Самое полное руководство для самоубийц». Правительство пытается бороться против этой «эпидемии» самыми разными способами, даже штрафами – самоубийцы не имеют права использовать для своих целей чужую собственность, иначе родственников покойного ждут серьезные финансовые трудности. Для примера: самоубийца бросился под поезд – платите железнодорожной компании; повесился на съемной квартире – платите домовладельцу.
Но даже это не останавливает желающих свести счеты с жизнью, зато формируют новые традиции суицида. Японские самоубийцы все чаще предпочитают сесть в свою машину, провести резиновый шланг от выхлопной трубы в салон, плотно закрыть все окна и тихо задохнуться, оставив записку с просьбой никого не винить…
В 2003 году жизнь самоубийством покончили 34427 японцев. То есть, на каждые 4250 граждан страны приходится один самоубийца. Суицидники молодеют. Резко увеличилось количество покончивших с собой учеников начальной и средней школы. В Японии количество суицидов в 2 раза больше, чем в Великобритании и в 3 раза больше, чем количество смертей, наступивших в результате ДТП. Правительство «весьма обеспокоено создавшейся ситуацией».
Кроме того, в последнее время в Японии, как грибы после дождя, появляются веб-сайты, посвященные самоубийствам. Благодаря этому в стране постоянно растет число не только индивидуальных, но и групповых самоубийств. Групповые самоубийства совершают молодые люди в возрасте 18-25 лет. Они всегда выбирают один и тот же способ ухода из жизни – отравление угарным газом.
Другой распространенный вид самоубийства в Японии – уход из жизни семьями. Самоубийство совершают муж, жена, их престарелые родители и все дети. В этих семьях, как правило, 4-5 человек малолетних детей. Все они выбирают разные способы ухода из жизни. Иногда отец убивает всех членов семьи, проломив им головы, а затем вешается сам.
В свое время в тогда еще Советском Союзе много шума наделала японская кинолента «Легенда о Нараяме», в которой рассказывается об одной из наиболее варварских, с точки зрения европейца, японских традиций, сохранявшихся вплоть до XIX века. Этот обычай, конечно, не совсем, суицид, но тем не менее… Речь идет об обычае, когда старший в семье сын относил своих престарелых родителей на гору Нараяма и оставлял там умирать от голода, холода и когтей диких зверей.
Повторюсь, что, с точки зрения европейца, эта традиция совершенно дикая. Однако, с точки зрения, японца она имеет свою чисто утилитарную функцию: провизии в японских деревнях не хватало, и те, кто сам не мог себя обрабатывать недостоин был есть.
Любопытно, что, если дети вдруг «забывали» о своей обязанности – отнести родителей на Нараяму, те сами напоминали им об этом.
Стоит заметить, что все виды ухода из жизни в традиционной японской культуре строго регламентированы и имеют свои названия:
докуяку дзисацу – самоубийство ядом, или снотворным; дзисю дзисацу – утопление; тоосин дзисацу – суицид путем прыжка с высоты; сеппуку - самоубийство путем вспарывания живота.
Ниже речь пойдет о об одном из видов ритуальных самоубийств – сеппуку.

Что такое сеппуку

Если в двух словах, то сеппуку – это ритуальное самоубийство японских самураев путем вспарывания живота.
Если говорить о таком способе ухода из жизни, то большинство из нас, скорее вспомнит термин «харакири».
В этом смысле следует пояснить, что в японском языке одни и те же иероглифы могут читаться двояко: в данном случае и как «харакири», и как «сеппуку». Однако в Японии сложились свои предпочтения в терминологии. Сами японцы склонны читать иероглифы как «сеппуку», когда речь идет именно о ритуальном самоубийстве, совершенном в соответствии с вековыми традициями. В других случаях, даже когда речь идет о самоубийстве, совершенном пускай теми же видами холодного оружия и теми же способами, но без соблюдения остальных правил древнего ритуала, японцы предпочитают термин «харакири». Следует также заметить, что те два иероглифа, которые употребляются в случае обозначения этих двух терминов, меняются местами. При обозначении «сеппуку» они пишутся так – 切腹 (сначала идет иероглиф «резать» а потом - «живот»), при обозначении «харакири» так - 腹切 (сначала идет иероглиф «живот», потом – «резать»).
Сеппуку являлось ключевым моментом бусидо (путь воина – авт. ), кодекса чести самураев, оно совершалось воинами в целях избегания попадания в плен и для смягчения
позора. Самурай также мог сделать сеппуку по приказу своего даймё (господина – авт . ). В более позднее время воинам, которые каким-либо образом провинились, также разрешали сделать сеппуку, а не убивали в обычном порядке посредством обезглавливания.
Первое сепукку было совершено дайме из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра, в 1156 году, при городе Хеген. Минамото но-Таметомо, побежденный в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Подобный способ сведения счетов с жизнью быстро распространился среди военного сословия и стал почетным для самурая способом избежать позора.
Скорее всего, вспарывание живота как один из наиболее эффективных и быстрых способов умерщвления стало популярно среди самурайского сословия средневековой Японии по нескольким причинам.
Во-первых, это быстрый и относительно безболезненный способ расстаться с жизнью был более предпочтителен нежели долгие пытки в плену, ведь остаться в живых после обширной проникающей раны живота практически невозможно.
Во-вторых, способность вспороть себе живот недрогнувшей рукой доказывала мужество и высокую степень самообладания самурая, его презрение к смерти.
В-третьих, свою роль сыграли и причины более утилитарного характера, а именно постоянного наличие при себе орудия самоубийства – меча.
Очень часто сеппуку называли «последним доводом самураев».

Немного истории

Несколько тысяч лет Япония была изолирована от внешнего мира. Конечно, во многом этому способствовала ее география – дальневосточное островное государство, но не это главная причина. Японцы вполне сознательно самоизолировались от влияния культур соседних государств, не желая быть ни на кого похожими, оставаться самобытными. Нарушение этого правила каралось смертью даже в отношении простых рыбаков, которые не по своему желанию, а волею шторма уносило в Корею или Китай.
Вообще, феномен ритуальных самоубийств возник очень давно: около двух тысячелетий назад похожие языческие обряды практиковались не только на Японских или Курильских островах, но также в Маньчжурии и Монголии. Древние предки самураев вели долгие и ожесточенные войны с племенами айнов, населявшими в те времена Японские острова, и позаимствовали у них не только сам кровавый обычай, но и генетически впитали их воинственный дух: часть тех непокорных племен была истреблена, а часть ассимилирована японцами.

Ритуал

Со временем сеппуку превратилось в настоящий ритуал. Иногда он проводился в комнате на татами, но чаще всего на покрытом песком месте в саду.

Специально отведенное место в саду для совершения сеппуку

Обычно присутствовали трое представителей господина и/или сегуна, которые должны были наблюдать за самоубийством и написать потом отчет, разные другие лица и кайсяку (ближайший родственник или друг самоубийцы; он выбирал его сам – авт. ) , которого иногда еще называют «вторым» - человек, завершающий ритуал.

Кайсяку с мечом
готовится завершить ритуал

Совершавший сеппуку, облаченный в белое кимоно (белый в Японии – цвет траура – авт .) сидел в сэйдза (поза сидения на коленях («по-японски»), является традиционным японским способом сидения на полу – авт. ), и ему подавался поднос из нелакированного дерева на подставке, который делали специально для этого случая, а затем выбрасывали. На подносе лежала стопка васи (белой японской бумаги), маленькая закуска и низкая, широкая чашка с саке. Затем самурай обычно писал хокку (оригинальное японское стихотворение, состоящее из 17-ти слогов – авт .) , которое отражало его душевный настрой и время года, выпивая саке и закусывая.
Интересно, что стихи, сочиненные перед совершением сеппуку, были неизменно поэтичны: в них шла речь о красоте окружающей природы, о бренности мира, а вовсе не о делах или обидах. Ниде мы приводим типичные образцы таких стихов, написанных тысячу лет назад:
Все прекрасно, как сон.
Сон придет и уйдет.
Наша жизнь − сон во сне…
Обата Акира

Взойдёт ли солнце,
Останется ль в небе луна,
Ах, уже все равно…
Масамунэ Акира

Под порывом весеннего ветра цветы опадают,
Я еще легче с жизнью прощаюсь.
И всё ж, почему?
Наганори Асано


Генерал Акаси Гидаю готовится совершить
сеппуку после проигранной битвы за своего
господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только
что написал свой предсмертный стих, который
можно видеть в верхнем правом углу картины

Затем начинался сам ритуал. Приносили низкий деревянный помост, на котором поверх
стопки бумаги васи лежал обнаженный клинок (кусунгобу или вакидзаси – авт. ) .

Кусунгобу


Вакидзаси

Плечи верхней одежды (камисимо) подкладывались под колени, чтобы помочь самураю не опрокинуться назад и не умереть в такой неблагородной позе. Иногда под ягодицы подкладывался низкий деревянный помост, чтобы корпус немного наклонялся вперед. Часть клинка обматывалась бумагой, чтобы его можно было держать, так как делать рукоять и ножны для него было не принято, потому что клинок выбрасывался сразу после ритуала.
Способы вскрытия живота были четко регламентированы, для чего существовало с десяток подробно описанных методик. Для европейцев это может показаться если не диким, то чрезвычайно странным, однако в самурайских семьях было принято знать и уважать не только сам ритуал, но и практические способы его совершения. Поэтому юные самураи начинали постигать тонкости совершения сеппуку с детства. Этому же, но с учетом их специфики, обучали и девочек. Женщины из самурайских семей считали для себя позором не суметь покончить с собой. А ритуальные кинжалы для этого были обычным свадебным подарком невесте от жениха.
Ритуальный кинжал, кстати, назывался кайкэн, а само ритуальное действо, совершаемое женщиной, - дзигай.


Кайкэн


Ритуал дзигай

Строгим правилом женского варианта ритуала было обязательное связывание собственных лодыжек, дабы и после смерти выглядеть пристойно.
Самым обычным для мужчин был прямой горизонтальный разрез живота, слева направо, в конце которого делался резкий разрез вверх. Таким образом открывалось место, чтобы могли выпасть внутренности, в буквальном смысле слова раскрывая истинные намерения самурая (в японском языке слова «живот» и «дух» синонимичны). Затем, если у самурая сохранялось достаточно самообладания, он наклонялся вперед, сохраняя прямую осанку. Шею надо было держать прямо, а не закидывать ее назад от боли, потому что тогда сжимаются связки и мышцы и кайсяку становится сложнее отрубить голову. Поэтому так важна правильная осанка – чтобы не пришлось отрубать голову с нескольких попыток.
Когда самурай наклонялся вперед, ему сразу же отрубали голову; причем при соблюдении правильного ритуала, кайсяку оставлял неразрубленной небольшую часть шеи спереди. Конечно, кровь все равно хлестала, но голова не отлетала и не катилась по полу - это считалось дурным вкусом. Полностью рубили головы только преступникам.
Не все люди обладали достаточным самообладанием и внутренней силой для проведения такого сеппуку, поэтому существовали вариации. Женщины могли умереть быстро, просто перерезав себе вены на шее.
Для сильных духом людей существовал еще более сложный способ совершения сеппуку – дзюмондзи гири. После обычно горизонтального разреза они извлекали нож и делали себе вертикальный разрез снизу вверх посередине живота (от пупка до диафрагмы). В результате резаные раны образовывали по форме крест, японскую цифру 10 (дзю).
Иногда случаи совершения сеппуку доходили до абсурда. Например, сохранилось описание инцидента, когда два самурая начали спорить между собой из-за того, что их мечи случайно задели друг друга, когда они проходили по узкой дворцовой лестнице. Недолгий спор закончился тем, что оба совершили сеппуку.

Сеппуку как смертная казнь

Хотя добровольное сеппуку было наиболее распространенной формой, также существовали обязательные формы этого ритуала.
В частности, оно использовалось в качестве смертной казни для опальных самураев, особенно в отношении совершивших неспровоцированные убийства, грабежи, государственную измену или бравших взятки.
Между добровольным сеппуку и сеппуку «по принуждению» существовала определенная разница, например, в последнем случае семья самоубийцы не очищалась от вины и в зависимости от тяжести проступка ее могли понизить в ранге и/или конфисковать половину – или все – имущество покойного.
Также, к примеру, в случае проступков привилегированных лиц, влекущих за собой смертную казнь, казнь через обезглавливание могла быть в порядке снисхождения заменена на сеппуку с участием кайсяку. Однако, подобное снисхождение делалось только в тех случаях, когда проступок не противоречил этике – во всех остальных случаях применялось именно обезглавливание.

Сеппуку в современной Японии

После реставрации 1868 г. с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сеппуку в качестве смертной казни было отменено.
Но сэппуку, совершаемое добровольно, полностью не исчезло. Как известно, десятки людей, в том числе и военнослужащие, совершили сеппуку в 1895 г. в знак протеста против возвращения завоеванных территорий Китаю
Случаи сеппуку нередко встречались и в XX.
В 1912 г., когда скончался император Мэйдзи, генерал Ноги и его жена совершили «дзюнси»: в день похорон императора генерал отправился во дворец и воздал последние почести своему императору. Вечером он вернулся домой, поужинал с женой и после захода солнца, когда пушечные залпы возвестили о том, что катафалк с телом императора проезжает через дворцовые ворота, генерал Ноги и его жена Сидзуко сели напротив портрета императора, после чего генерал вспорол себе живот, а Сидзуко, одновременно с этим, вонзила себе в сердце кинжал… Рядом с телами осталось завещание Ноги, в котором были такие строки: «Я не могу более служить своему господину. Находясь в глубоком горе по причине его смерти, я решил окончить свою жизнь». На дворе стоял 1912 год, закончилась эра Просвещенного правления, положившая начало современной Японии – лидеру в науке и технике.
Также в конце Второй мировой войны многие японские солдаты и гражданские лица предпочли умереть, чем сдаться.
В 1970 г. известный писатель Юкио Мисима и один из его последователей совершили публичное сеппуку в штаб-квартире Сил самообороны Японии после неудачной попытки провокации вооружённых сил на совершение государственного переворота. Мисима совершил сеппуку в кабинете генерала Канэтоси Масит. Его кайсяку был 25-летний Масакацу Морита, который трижды пытался отсечь Мисиме голову, но неудачно. Наконец, один из соратников Мисимы Хироясу Кога сумел совершить требуемое по ритуалу.


Юкио Мисима

После этого Морита попытался совершить сеппуку сам, однако нанесенные им раны были слишком неглубоки, чтобы стать смертельными, поэтому он подал сигнал, по которому Кога обезглавил и его.



Похожие статьи
 
Категории