Медведь на воеводстве главные герои. Медведь на воеводстве

25.03.2019

Сатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении «Медведь на воеводстве».

Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя, что речь пойдет о злодействах. Далее вводится герой произведе-ния — Топтыгин 1-й. Уже сам порядковый номер служит на-меком на первое лицо в государстве. Этот намек подчеркива-ется и в дальнейшем рассказе о Топтыгине 1-м, когда автор подчеркивает, что герой желает попасть «на скрижали Исто-рии» и всему прочему предполагает блеск кровопролитий.

Однако уже во втором абзаце, видимо, из-за стремления пройти цензурные препоны М. Е. Салтыков-Щедрин отмечает: «За это Лев произвел его в майорский чин и, в виде временной меры, послал в дальнейший лес, вроде как воеводой, внутрен-них супостатов усмирять». Социальный аспект повествования подчеркнут лексическим строем: «майорский чин», «торгов-ля», «промышленность», «челядь», «вольница». Насущные общественные проблемы также выражены в сказке иносказа-тельно. «Звери — рыскали, птицы — летали, насекомые — ползали; а в ногу никто маршировать не хотел». Назначенный воеводой Топтыгин, однако же, стоит всего своего хозяйства. Вместо того, чтобы навести в лесу порядок, он напился пья-ным и лег спать на полянку.

Осторожно, будто бы просто к слову пришлось, автор спешит обмолвиться, что у Льва, который теперь уже стано-вится прообразом главы государства, в советниках состоит Осел: мудрее никого в сказочном государстве не нашлось.

В то же время на арене событий появляется новый персо-наж — чижик. Его и считают все птицы, то есть народ, обще-ственность, настоящим мудрецом. Возмущенный тем, что чи-жик сел петь прямо на него, воевода сгреб его в лапу и съел с похмелья. А потом только и спохватился, понимает, что глу-пое дело сделал. Поговорки («Первый блин всегда комом») и крылатые фразы («Делай знатные дела, от бездельных же сте-регись») привносят с атмосферу произведения необходимое для жанра сказки дидактическое начало.

М. Е. Салтыков-Щедрин продолжает использовать как сред-ство сатирическою обличения лексическую игру: от традици-онных для сказки синтаксических конструкций («сидит себе да дивится». «Топтыгин уж тут как тут»), придающих повествова-нию разговорный оттенок, он переходит к сниженной лексике («Думал-думал, но ничего, скотина, не выдумал». «...Ежели даже самую невинную птицу сожрать, то и она точно так же в майорском брюхе сгниет, как и самая преступная»), то к офи-циально-деловой («Увы! Не знал, видно, Топтыгин, что в сфере административной деятельности первая-то ошибка и есть самая фатальная, что, давши с самого начала административному бегу направление вкось, оно впоследствии все больше и больше бу-дет отдалять его от прямой линии...»). Данный контраст под-черкивает, что на ответственных государственных постах нахо-дятся люди бездеятельные, безответственные, не способные проводить правильную политику.

Топтыгин утешает себя лишь одной мыслью: мыслью о том, что его никто не видел. Однако нашелся скворушка, ко-торый и закричал на весь лес о том. что медведь наделал. В отдельно прописанных репликах персонажей-птиц также со-держится искрометная сатира на правящие круги. «Дурак! его прислали нас к одному знаменателю приводить, а он чижика съел!» — восклицает скворец. Глядя на него, осмеливается поддерживать его и ворона.

Скворец, в отличие от доверчивого чижика не стал для медведя легкой добычей. Информация распространилась с ог-ромной скоростью: через час уже весь лес знал о том, что на-творил Топтыгин: «Всякий куст, всякое дерево, всякая кочка, словно живые, дразнятся. А он слушай!» Чтобы подчеркнуть, как ползут слухи и расширяется информационное поле для сплетен, М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в текст повествова-ния все новых и новых героев. Это и филин, и воробьи, и еж, и лягушки, комары, мухи. Постепенно о глупости Топтыгина узнает все болото, весь лес.

Возникает парадоксальная ситуация: стремясь попасть в историю, Топтыгин не учел, что «история только отменнейшие кровопролития ценит, а о малых упоминает с оплеванием». В контексте повествования чижик становится символом расправы над свободомыслящей интеллигенцией. Не случайно образ его ассоциируется с образом безвременно ушедшего из жизни в результате навязанной ему дуэли поэта А. С. Пушки-на. это сопоставление напрашивается после прочтения фразы: «И дикий тунгуз, и сын степей калмык — все будут говорить: «Майора Топтыгина послали супостата покорить, а он, вместо того, чижика съел!» В ней содержится прямая отсылка к тек-сту знаменитого пушкинского стихотворения «Я памятник се-бе воздвиг нерукотворный...»: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гор-дый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык».

Параллельно с этим М. Е. Салтыков-Щедрин рисует гневно обличающую картину того, что, собственно, ожидает простой народ от царского наместника. Идеи стадо коров перерезать, целую деревню воровством обездолить, избу у полесовщика по бревну раскатать — все это выступает в произведении как типичные шаги и методы тех, кто наделен государственной властью. Кульминацией нарастающего чувства авторского возмущения сложившейся политической ситуацией в стране является основанное на гиперболе восклицание: «Сколько по-требуется генеральных кровопролитий учинить, чтоб экую па-кость загладить! Сколько народу ограбить, разорить, загу-бить!» Здесь вновь вспоминается ключевая для произведения фраза о том, что история только «отменнейшие» кровопроли-тия ценит.

Тонкой иронией пронизано в сказке упоминание о том, что вместе с рапортом отослал Медведь Ослу кадочку с медом в презент. За эту услугу получил он особый ценный совет: за-гладить ту мелкую пакость, которую учинил, крупным зло-деянием.

В перечне дальнейших подвигов Михаила Иваныча пере-межаются события, достойные традиционных сказочных сю-жетов (стадо баранов перерезал, бабу в малиннике поймал и лукошко с малиной отнял, и жестокие реалии эпохи, рисую-щие типичную картину расправы над российской демократи-ческой печатью («забрался ночью в типографию, станки раз-бил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил»). Таким образом, Топтыгин 1-й прохо-дит путь от единичной расправы над свободолюбивым поэтом (чижом) до масштабной реакционной политики (борьбы с де-мократической печатью). Едко звучат финальные строки пер-вой части сказки: «Так и остался Топтыгин 1-й майором навек. А если б он прямо с типографий начал — быть бы ему теперь генералом».

Во второй главе рисуется параллельный сюжет: в другую трущобу посылает Лев Топтыгина 2-го с тем же заданием. В этом фрагменте сказки М. Е. Салтыков-Щедрин критикует по-литику правительства по отношению к учебным заведениям и науке. Оказалось, что в этой трущобе все пребывают окутан-ные мраком времен, «не зная ни прошедшего, ни настоящего и не заглядывая в будущее». Топтыгин 2-й приезжает с желани-ем начать с какого-либо масштабного злодеяния. Однако тут выясняется, что уже при М. Л. Магницком (М. Л. Магницкий (1778-1855) — попечитель Казанского университета в по-следние годы царствования Александра I) был сожжен печат-ный станок, университет в полном составе поверстан в линей-ные батальоны, а академиков в дупла заточили, где они в летаргическом сне пребывают. Сатирически звучит наукооб-разная афористичная фраза по латыни в контексте следующе-го высказывания: «Рассердился Топтыгин и потребовал, чтобы к нему привели Магницкого, дабы его растерзать («similia similibus curantur») [клин клином вышибают (лат.)], но полу-чил в ответ, что Магницкий, волею божией, помре». Во второй главе произведения возникает образ стихийного народного протеста, итогом которого становится расправа над воеводой: «сбежались на рев мужики, кто с колом, кто с..., а кто и с ро-гатиной. Куда ни обернутся — кругом, везде погром. Загород-ки поломаны, двор раскрыт, в хлевах лужи крови стоят. А по-среди двора и сам ворог висит». Эта сцена служит своеобразным предупреждением властям о грядущей эпохе народных революций. По отношению к будущему она звучит провидчески. Материал с сайта

Как известно, для русской сказки характерен в компози-ционном отношении троекратный повтор. В этой связи в про-изведении закономерным представляется появление Топтыги-на 3-го. Этот герой выбирает средние злодеяния: его правление не привносит в общественную жизнь особых пере-мен, а сам он напоминает «пустое место». Во вверенном ему сказочном пространстве в это время процветает обычная, ус-тоявшаяся в обществе социальная иерархия: «Ежели исстари повелось, что волки с зайцев шкуру дерут, а коршуны и совы ворон ощипывают, то, хотя в таком «порядке» ничего благо-получного нет, но так как это все-таки «порядок» — стало быть, и следует признать его за таковой. А ежели при этом ни зайцы, ни вороны не только не ропщут, но продолжают пло-диться и населять землю, то это значит, что «порядок» не вы-ходит из определенных ему искони границ».

Политика социальных контрастов воплощена у М. Е. Салтыкова-Щедрина в полярных образах: крик одних представляет собой агонизирующий вопль, а крик других — победный клик. Эта реалистическая ситуация оформляется у Топтыгина в теорию неблагополучного благополучия. Здесь М. Е. Салтыков-Щедрин вновь прибегает к стилистическому контрасту как обличительному средству: «Главное в нашем ремесле — это: laisser passer, laisser faire! (позволять, не ме-шать! (фр.), предоставление со стороны государства полной свободы действий частному предпринимательству!)]. Или, по-русски выражаясь: «Дурак на дураке сидит и дураком погоня-ет)». Однако в финале Топтыгина 3-го постигает та же участь, что и Топтыгина 2-го. Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина явля-ется ярким воплощением стихийного социального протеста передовой части русской интеллигенции против гнета и пора-бощения народа и свободомыслия в России.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анализ медведь на воеводство
  • вопросы к произведению медведь на воеводстве)
  • с-щедрин медведь на воеводстве анализ
  • анализы сказок салтыкова щедрина
  • анализ медведь на воеводстве

Предлагаем вам рассмотреть одну из сказок Салтыкова-Щедрина - "Медведь на воеводстве". Анализ ее, представленный в этой статье, поможет вам понять смысл этого произведения. Мы расскажем о том, какие идеи Салтыкова-Щедрина отразились в нем. Кроме того, вы познакомитесь с основными персонажами сказки "Медведь на воеводстве". Анализ наш начнем с краткого рассказа об общих Салтыкова-Щедрина. Это необходимо, чтобы лучше понять интересующее нас произведение.

Общая характеристика сказок Салтыкова-Щедрина

Прежде всего, следует отметить, что эти произведения написаны скорее для взрослых, нежели для детей. Писатель в подзаголовке к ним указал, что это "сказки для взрослых". Но что заставило Михаила Евграфовича обратиться к этому жанру? Вероятно, используемый в сказках, является наиболее подходящей формой для выражения его резких высказываний и мыслей, представленных в виде сатиры.

В этих произведениях Салтыков-Щедрин продолжает развивать свои излюбленные темы, воплотившиеся в полной мере в его произведении "История одного города". Что же это за темы? С одной стороны, это резкая критика российской власти, сатира на нее, а с другой - сатира на весь русский народ.

"Вступление" к сказке

"Медведь на воеводстве" - это сказка, созданная в 1884 г. Она включает в себя 3 коротких рассказа, являющихся подражанием исторической хронике, пародией на нее. Небольшое "вступление" предшествует описанию службы 3 воевод Топтыгиных. В нем обозначена тема, которая связывает в одно целое эти истории из сказки "Медведь на воеводстве". Анализ правления каждого из воевод представлен ниже.

Салтыков-Щедрин считал, что история состоит из ряда больших и кровавых злодеяний, которые правители совершили над своим народом. Писатель, иронизируя, отмечает, что мелкие злодеяния не являются достойными внимания истории и, следовательно, летописца.

Топтыгин Первый

В первой новелле рассказывается о "служаке-звере", направленном "в дальний лес" на воеводство. Медведь, появившись в вотчине, сразу же устроил кровопролитие. Неизвестно, что заставило правителя принять это решение. Ведь его нельзя было назвать злым. Он был "так, скотина". Автор именно так отзывается о внутренней сути всех властьпридержащих. Они не злодеи, однако скотины порядочные.

Но планам правителя Топтыгина Первого осуществиться было не суждено. Он разрушил свою репутацию и карьеру самым решительным образом. Со сна случайно он съел Чижика, которого принял за "внутреннего супостата". Чижик этот был "мелкой пташкой", хотя и умной. И Топтыгина погубило это "злодеяние". Каждый начал указывать воеводе на этот его поступок.

Почему разжаловали Топтыгина

Топтыгина упрекали вовсе не за загубленную им невинную душу. Самое страшное во всей этой истории заключалось в сути обвинения. Оказывается, он "не оправдал надежд" своего народа. Ведь "добрые люди" ждали от него больших кровопролитий, а он всего-навсего Чижика съел! Вот как народ относится к власти. Люди настолько привыкли к зверствам начальства, что ожидают именно их. Если же у правителя не получается никаких жестокостей, народ даже разочаровывается в нем.

Так была окончательно загублена карьера Топтыгина. Даже кровопролития, учиненные им после этого случая, для того чтобы загладить "вину", не помогли. Начальство, Осел и Лев, так и не забыли "грех" Топтыгина. Вот таким был этот медведь на воеводстве. Анализ сказки по плану продолжается описанием деятельности следующего правителя.

Топтыгин Второй

Топтыгин Второй - так звали нового правителя. Необходимо отметить, что несколько умнее первого был второй медведь на воеводстве. Анализ его деятельности весьма любопытен. заранее придумал план "кампании", которую решил реализовать. Однако оказавшись на месте, Топтыгин Второй понял, что все уже разгромлено до него. Ни университетов, ни типографии не оказалось в его вотчине. Что же было делать бедному правителю? Как он мог прославиться, проявить себя? И Топтыгин решил взяться за физическое уничтожение своих подопечных. Однако мужикам не понравилась его идея. Они наказали Топтыгина, сняв с него шкуру. Анализ сказки "Медведь на воеводстве" показывает, что и народное терпение имеет пределы. На это указывает история второго медведя.

"Деятельность" Топтыгина Третьего

Писатель далее вопрошает, что же остается делать воеводам. Как они могут проявить себя? Самый верный способ отыскал Топтыгин Третий из сказки "Медведь на воеводстве". Он решил, что "натуральные" кровопролития - лучшие из всех. Этот Топтыгин проспал в берлоге весь свой век, пустив на самотек жизнь народа. В его вотчине за это время были "натуральные" происшествия и жертвы, однако это только укрепляло авторитет воеводы. Лежа в берлоге, Топтыгин Третий получал поощрения от вышестоящего начальства. Кроме того, народ, согласно обычаю, нес своему "хозяину" подати, надеясь задобрить его.

Участь Топтыгина Третьего

И все бы шло своим чередом тихо и мирно. Жизнь в вотчине еще долгие годы была бы такой же неизменной и беспросветной. Однако автор заканчивает свою третью новеллу произведения "Медведь на воеводстве" тем, что мужики-лукаши явились в трущобу, и Топтыгин вышел из берлоги в поле. Правитель разделил судьбу "всех Скорее всего, в этой фразе заключены скорее не реальность и истина, а надежды писателя. Это и чаяния автора, и призыв к действию.

К чему призывает автор

Салтыков-Щедрин ("Медведь на воеводстве") призывает простой народ встать на защиту своей жизни и своих прав. Безусловно, в сказке используется иносказание, и под масками Топтыгиных изображены люди. В произведении описаны те проблемы и вопросы, с которыми пришлось столкнуться российскому обществу в конце 19 века. Они волновали автора, который с помощью иносказания, иронии, сатиры пытается открыть людям глаза на актуальные проблемы. Писатель также предлагает выход из сложившейся ситуации. Надо полагать, что именно к революции призывает Салтыков-Щедрин. "Медведь на воеводстве" - отличный образец сатиры Михаила Евграфовича, который не мог закрыть глаза на общественные проблемы.

«Медведь на воеводстве» был впервые полностью напечатан в сборнике «Новые сказки для детей изрядного возраста. Н. Щедрина». Книга вышла в Женеве в 1886 году. В России сказку первый раз опубликовали уже после смерти автора – в 1906 году.

Композиция

Сказка состоит из вступления и трех частей, каждая из которых посвящена одному лесному воеводе и названа в его честь. Благодаря этому произведение напоминает исторические хроники. Интересно, что в «Медведе на воеводстве» отсутствует заключение. Вероятно, Салтыков — Щедрин отказался от него с целью продемонстрировать – история продолжается, скорей всего, убитого Топтыгина 3-го сменит Топтыгин 4-й.

Главные герои

В качестве главного героя первой части сказки выступает Топтыгин 1-й. Изначально воевода стремился к кровопролитию, потому что был «скотиной». Фактически случайно он совершил «срамное» злодейство. Съев маленького Чижика, медведь погубил свою карьеру. Последовавшие «блестящие» злодейства не помогли исправить ситуацию. В результате Лев отправил воеводу-неудачника в отставку.

Главный герой второй части произведения – Топтыгин 2-й, тоже воевода, но назначенный в другое место. Ему посчастливилось начать с «блестящего» злодейства – ночью он истребил весь скот у «соседнего мужика», а также хотел его «двор по бревну раскатать». Планам медведя не суждено было воплотиться в жизнь. Топтыгин 2-й попал на рогатину. Затем мужики содрали с него шкуру, а труп вывезли на болото.

Топтыгин 3-й, главный герой третьей части сказки, выглядит адекватнее предыдущих воевод. Он характеризуется добродушным характером. Его даже можно считать либеральным правителем. Топтыгин 3-й не совершал злодейств. Более того – он предпочел отказаться от любых действий. Впрочем, это воеводу не спасло – финал для него получился трагическим. Топтыгина 3-го «постигла участь всех пушных зверей».

Основная тема произведения

Центральная тема сказки «Медведь на воеводстве» — взаимодействие власти и народа. Представители власти в произведении – царь зверей Лев, его помощник Осел и трое описанных выше медведей. Все персонажи-воеводы представляют собой модификации одного образа – сильного, но не очень умного правителя. Салтыков-Щедрин выступает с резкой критикой административной системы Российской империи. Он показывает, что личные качества воевод не очень-то и важны. Изначально проблема заключается в самой системе власти.

Простой народ в произведении показан неоднозначно. С одной стороны – он способен на бунт, что отражено во второй части сказки. С другой – в «Медведе на воеводстве» есть и образ народа-раба. Например, в начале говорится, что до приезда Топтыгина 1-го «вольница между лесными мужиками шла». Мужики понимали – никто их за это не похвалит, но и остепениться сами не могли. Они ждали воеводу, надеясь, что тот приедет и «засыплет» им.

Художественное своеобразие сказки «Медведь на воеводстве»

Ключевой художественный принцип, использованный Салтыковым-Щедриным в «Медведе на воеводстве» и других сказках, — иносказание. Это было необходимо не в последнюю очередь для того, чтобы обойти препятствия со стороны цензуры. Пожалуй, самое важное средство иносказания в написанных Салтыковым-Щедриным сказках, ирония. Например, в «Медведе на воеводстве» повествователь отмечает, что у Льва за мудреца слыл Осел. За счет иронии автору удается подчеркнуть глупость обоих персонажей.

В числе приемов, которые использовал Салтыков-Щедрин в «Медведе на воеводстве», — гротеск (соединение несоединимого). В сказке говорится, что печатный станок, стоявший когда-то в лесу, был уничтожен еще при Магницком. Михаил Леонтьевич Магницкий (1788—1844) – консервативный государственный деятель времен правления императора Александра I. Печальную славу ему принесла реорганизация Казанского университета, более похожая на его разгром. Намек на это есть в «Медведе на воеводстве». В произведении сказано, что Магницкий «университет в полном составе поверстал в линейные батальоны, а академиков заточил в дупло, где они и поднесь в летаргическом сне пребывают». В данном случае благодаря сочетанию реальности и фантастики подчеркивается условность сказочного повествования. Читатель понимает, что Салтыков-Щедрин в действительности имеет в виду не лес, а Российскую империю.

Урок литературы в 10 классе с применением компьютера и интерактивной доски по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат". Тема рассчитана на 2 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Орёл-меценат»

Оформление: портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, на доске записан эпиграф; отзывы современников о сатирике; выставка популярный изданий щедринских произведений.

Используемые учебники и учебные пособия: тексты сказок

Используемое оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация урока

Цели урока: выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; показать своеобразие; повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие); определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки, Выявить художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина,

Определить традиционные и новаторские приёмы в сказках Салтыкова-Щедрина.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя . Слайд №1

Ребята, мы продолжим работу над творчеством Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина. Предыдущие уроки были посвящены анализу его сатирического произведения «История одного города». Сегодня же наш урок посвятим сказкам этого замечательного писателя - сатирика. На этом занятии мы выясним причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделим основные их идейную направленность; покажем своеобразие; повторим значение некоторых литературных терминов; будем развивать умение анализировать сказки, выявим художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Сказки - это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.

Ребята, как вы думаете, почему Салтыков – Щедрин обратился к жанру сказки?

(Сказки Салтыков - Щедрин писал, чтобы притупить бдительность цензуры на столь сатирические произведения._

Да, это была основная причина обращения писателя к жанру сказок. Хотя цензоры не были так уж наивны. Например, цензор Лебедев, чье высказывание является эпиграфом к уроку, прямо отмечал: “Намерения г. Щедрина издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже 3-х копеек, а следовательно для простого народа, более чем странно. То, что г. Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, … более или менее направленная против общественного и политического устройства.”

Итак, сатирик обратился к этому жанру из-за цензурных преследований. Чтобы обойти цензурные препятствия, Салтыков - Щедрин. создал особый язык, особую манеру письма. Язык он называет “эзоповским”, а манеру “ рабьей”, так как рождается она в обществе, где нет свободы слова, где честные люди, по выражению Герцена, жили “с кляпом во рту”.

– Что такое эзопов язык? Что вы знаете об этом художественном приеме?

Сообщение ученика об эзоповом языке. (Слайд № 2) Шакарян Г.

(Эзопов язык - вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь - своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.

В России эзопов язык широко использовался сатириками. Объяснение этому можно найти в знаменитом словаре Владимира Даля. Он писал: «Цензурные строгости вызвали небывалый расцвет эзоповского языка. Русские писатели, вследствие притеснений цензуры, вынуждены были писать эзоповским языком» Наиболее видные из них - И. А. Крылов, прославившийся своими баснями, и, конечно же, любимый многими М. Е. Салтыков-Щедрин с его злой и беспощадной сатирой, призванной «отправлять в царство теней все отживающее».)

Этим языком и в этой манере написано большинство произведений Щедрина. Среди них - и цикл «Сказки для детей изрядного возраста».(слайд №2)

Ребята, как вы понимаете смысл выражения «для детей изрядного возраста»? (Слайд №3)

(Салтыков-Щедрин пишет "сказки" "для детей изрядного возраста", то есть для взрослого читателя, которому надо от крыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы дос тупна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому осо бенно опасна для тех, кто в ней высмеивается. Опираясь на народную мудрость, используя богатство народной речи и образы, созданные народом, проникнувшись чисто народным юмором, Щедрин создаёт произведения, цель которых - пробудить народ, воспитать его в свободолюбивом духе, всколыхнуть в нём чувство собственного достоинства, чувство ответственности за свою жизнь. Великий сатирик стремится к тому, чтобы “дети изрядного возраста” возмужали.)

Ребята, Салтыкова – Щедрина называют великим сатириком. Скажите, что такое сатира? Чем она отличается от юмора?

(Сатира - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, гневное, обличающее изображение пороков человека или общества)

Юмор - это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение человека, явления.)

– Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?

B) Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается, представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.

Г) Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и горькая насмешка, – это сарказм.

Итак, виды комического: сатира, юмор, ирония, сарказм. (Слайд №4)

Ребята, в творчестве Салтыкова - Щедрина встречаются все виды комического, но один из них преобладает. Какой? Об этом узнаем, разгадав кроссворд. (Слайд №5)

  1. Несуществующее в действительности, выдуманное. (Фантастика)
  2. Едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества. (Сарказм)
  3. Предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия. (Гротеск)
  4. Чрезмерное преувеличение. (Гипербола)
  5. Отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное. (Ирония)
  6. Иной смысл, скрытый за внешней формой. (Аллегория)

II. Анализ сказки «Медведь на воеводстве»

Итак, мы выяснили, что в творчестве М.Е. Салтыкова – Щедрина преобладает сатира . Сегодня на примере текстов сказок «Медведь на воеводстве» и «Орел – меценат» мы определим, с помощью каких художественных приёмов автор высмеивает уродства социального бытия. Начнем со сказки «Медведь на воеводстве». (Слайд №6)

Кто главные герои этой сказки? (Животные).

Правильно. Ребята, скажите, какой художественный прием применяет автор, когда под масками животных или птиц скрывает конкретные человеческие типы, характеры с их недостатками и пороками и социальные явления? (Аллегория)

Правильно, это аллегория. Большинство сказок Салтыкова – Щедрина аллегоричны, т.е. за скрытой внешней формой подразумевается иной смысл. Наша задача – выяснить этот смысл.

Теперь обратимся к композиции и сюжету сказки? Из каких частей состоит произведение?

Из небольшого вступления и трех частей, посвященных, истории правления трех Топтыгиных.

Расскажите историю Топтыгина I.

Топтыгин 1-й (Слайд №7)

Топтыгин первый так хотел попасть на скрижали Истории, что забыл о том, что умел берлоги строить, а «все на одно поворачивал: «Кро-вопролитиев... кровопролитиев... вот чего нужно!» Лев за эту жажду крови произвел медведя в майорский чин и отправил в дальний лес воеводой. Только прибыл - решил назавтра кровопролитие учинить. А в ожидании выпил ведро водки и улегся на полянке спать. На беду летел мимо Чижик, принял медведя за чурбан, сел на него и запел. Медведь с похмелья и не разобрался, что это за «внутренний супостат», а просто взял и съел Чижика.

За это чересчур уж мелкое злодейство стал Топтыгин посмешищем всего леса. И ворона, и лягушка, и даже комар дразнили его из-за кустов: «Дурень ты, дурень! Чижика съел!» Медведь, чтобы оправдаться в глазах начальства, разрушил ночью типографию, а «произведения ума человеческого в отхожую яму закопал». Но было уже поздно... Лев не поверил, что способен на такие подвиги тот самый Топтыгин, «которой маво Любимова Чижика сиел!» (автор воспроизводит безграмотную орфографию Льва).

/ответ ученика строится по плану:

2. мечты и дела Топтыгина 1 (прибежал ранним утром и сейчас же решил: быть назавтра кровопролитию, но прежде решил свои именины отпраздновать)

3. как реагирует народ (лесная челядь задумывалась, так как вольница между лесными мужиками шла, всякий по-своему норовил: звери – рыскали, птицы – летали, насекомые – ползали, а в ногу никто маршировать не хотел.

Каким показал себя Топтыгин 1? /он не способен управлять народом/

Как эпизод с Чижиком создаёт комичность ситуации? /особенный, умный чижик медведя принял за гнилой чурбан, удивился, когда чурбан заговорил (нелепость, несоответствие)Топтыгин, съев Чижика, растерялся и осмеян “добрыми людьми” В данном эпизоде содержится сильное преувеличение (гипербола)/

- Медведь пытается переловить насмешников, но “что больше старается, то у него глупее выходит” . Чего так боится Топтыгин? /общественного мнения/

Так ли смешна эта ситуация? Почему остаётся горечь на душе? /см. авторскую оценку: “Ведь, чтобы этакую пакость загладить, сколько потребуется генеральных кровопролитий учинить, сколько народу угробить, разорить, загубить!”/

То есть когда правитель “цитадель общественного благоустройства сооружает” с помощью злодеяний срамных и малых, страдает народ. И страдает напрасно. Салтыков –Щедрин мастерски доказывает это.

Как Топтыгин 1 пытается исправить свою ошибку? /эзопов язык: перерезал стадо баранов, отобрал у бабы лукошко с малиной, “корни и нити разыскивал”, “целый лес основ выворотил” - искал тайные революционные организации/

Помогают ли Топтыгину 1 “срамные злодейства”? /Лев: “Не верю, чтоб сей офицер храбр был, ибо то самый Топтыгин, который маво Любимова чижика съел” - и приказал отчислить в пехоту. – Какая суровая аллегория! (ср: Александр II)/

Так бесславно закончилось правление Топтыгина I.

В ходе ответа в тетради записывается тезис1:

“…всему на свете предпочитал блеск кровопролитиев,…

Но… что больше старается, то у него глупее выходит”

Каким предстаёт перед нами Топтыгин II? (Слайд №8)

/Он преобразователь: мечтает о злодействах блестящих: разорить типографию, спалить университет или академию, растерзать Магницкого. Дела: во дворе соседнего мужика учинил погром: загородки сломаны, двор раскрыт, в хлевах лужи крови стоят/

Каков итог его деятельности? /“взорвало мужиков” - поставили рогатину и “уважили Топтыгина, шкуру содрали, а стерво вывезли в болото” - аллегория: автор допускает возможность расправы/

То есть оказывается, что и правитель, совершающий “злодейства блестящие” народу не нужен. Приговор истории: “Блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, чем злодейства срамные”

Записывается тезис 2:

“Блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, как и злодейства срамные”

То есть не нужен правитель, который всё меняет в корне. Он политически враждебен народу, он – хищник. И перед этим приговором пасует и верховный правитель, царь зверей, Лев.

Как ведёт себя Топтыгин III?. (Слайд №9)

/ Он вынужден изворачиваться. Топтыгин III в страхе: “мало напакостишь – поднимут на смех, много – на рогатину поднимут. Ехать ли?” Решается, вспомнив об “уйме подъёмных и прогонных денег”. Но, прибыв на место, он боится: “хохочет в берлоге, приговор истории вспоминаючи, а на сердце у него жутко: везде права завелись” (народ осознал свою силу). И Топтыгин III остаётся в берлоге, определив для себя задачу воеводства “в том, чтобы исстари заведённый порядок от повреждений оберегать и ограждать и довольствоваться злодействами натуральными.”/

Записывается тезис 3:

“Чтобы исстари заведённый порядок от повреждений оберегать и ограждать”

Какой стала жизнь в лесу? / “Был в лесу порядок установившийся и прочный: и днём и ночью он гремел миллионами голосов… И наружные формы, и звуки, и светотени, и состав населения – всё представлялось неизменным”./

Но интересный вопрос задаёт нам Салтыков-Щедрин: почему “майор спал, а мужики приносили поросят, кур, мёду… складывали у входа в берлогу”? / вывод: людей устраивает правитель, который ничего не делает, а “царствует, лёжа на боку”/

Явились мужики с рогатиной, выгнали медведя из берлоги в поле. « И постигла его участь всех пушных зверей ».

Ребята, а теперь попытаемся понять смысл этой сказки.

Как мы уже выяснили, в сказке «Медведь на воеводстве» все животные совершают человеческие поступки. Автор применяет эзопов язык – иносказательный, замаскированный. Кого из современников Салтыкова – Щедрина можно разглядеть под этими масками? Слайд №10)

(В правой части экрана я поместила портреты исторических деятелей, которые могли быть прототипами Льва, Осла, трех Топтыгиных. Ваша задача, прослушав краткую историческую справку о них, определить прототипа каждого животного.

(Лев - Александр III, российский император с 1881.

Выросший в офицерской среде, Александр был надменным и грубым, к людям он относился как к подчиненным ему солдатам. Он не получил того образования, которое считалось необходимым наследнику престола. Император обладал огромной работоспособностью и необычайной физической силой.)

Осел - 1-й советник Победоносцев. Воспитателем Александра III был теоретик самодержавия, обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, который первое время после восшествия на престол своего воспитанника был самым влиятельным лицом в правительстве.

Топтыгин I - граф Толстой Дмитрий Андреевич, - министр просвещения и внутренних дел царской России. На этом посту Толстой провел целый ряд реакционных мероприятий в области низшей и средней школы. Наиболее известными из них являются: усиление преподавания латинского и греческого языков, предоставление права поступления в университеты лишь лицам, окончившим классические гимназии, установление строгого надзора за начальными училищами.

Топтыгин II - министр внутренних дел Игнатьев. В царствование Александра III он стал главным двигателем политики. Его усилия способствовали проведению целого ряда мероприятий, которые получили название «контрреформы» и которые должны были укрепить самодержавную власть и оградить привилегии поместного дворянства. Толстой действовал, опираясь на поддержку императора.

Топтыгин III – представляет либералов и их политику. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации Poccии. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» - ходатайств с предложением программы преобразований.

Молодцы, ребята. Вы правильно сняли маски со всех главных героев этой сказки, но в ней есть персонаж без маски. Назовите его. (Магницкий Михаил Леонтьевич ) (Слайд №11)

Что мы узнали о нем? (Под его руководством был публично сожжен типографский станок, а оставлено было только цензурное ведомство.)

Ребята, сейчас мы послушаем небольшое сообщение о Магницком М.Л., после чего вы ответите на вопрос: Почему лицо этого государственного деятеля не прикрыто маской, как у других персонажей?

Магницкий Михаил Леонтьевич (1778 - 21.10.1844), русский государственный деятель, попечитель Казанского учебного округа В 1819 году Магницкий был послан в качестве ревизора в Казань с правами попечителя. В представленном им отчёте он обвинял университет в растрате казённых денег и в безбожном направлении преподавания и предлагал торжественно разрушить самое здание университета. Такая мера не встретила, однако, сочувствия в Главном правлении училищ и не была одобрена государем; вместо уничтожения университета предположено было его преобразование, производство которого было поручено самому Магницкому, назначенному попечителем Казанского округа. Сущность преобразований Магницкого, по его же определению, заключалась в искоренении вольнодумства и основании преподавания всех наук на благочестии. Университет потерял даже тень самостоятельности и был всецело подчинён попечителю, старавшемуся сделать из высшего учебного заведения что-то похожее на монастырь. При самом назначении Магницкого по его представлению были уволены 11 профессоров; затем последовали новые увольнения лиц, не подходивших в чём-либо к пропагандируемому направлению. Преподавание римского права в университете было заменено правом византийским, и в качестве источника последнего Магницким указывалась Кормчая книга.

В 1823 году была устроена особая «кафедра конституций», английской, французской и польской, «с обличительной целью». Профессора всех факультетов и кафедр, не исключая и медицинских, были обязаны проповедовать преимущество святого Писания над наукой. В том же 1823 году Магницкий выступил в главном правлении училищ с доносом против московского профессора Давыдова, обвиняемого им в «следовании безбожному учению Шеллинга», и предлагал совершенно уничтожить преподавание философских наук в университетах.

Самая жизнь студентов была подчинена в Казани строжайшим правилам монастырской дисциплины и наполнена упражнениями в благочестии. При таком порядке внутри университета водворились доносы и интриги, а местное общество начало брезгливо сторониться от него.

Назначенная в 1826 году ревизия генерал-майора Желтухина вскрыла перед правительством результаты системы Магницкого в виде полного падения университета; обнаружилась и громадная растрата казённых денег. 6 мая 1826 г. Магницкий был отставлен от должности попечителя

Вывод:

Какие же явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена сказка? (В своей сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин выразил протест против самодержавной власти. В ней автор показал, что не важно какой правитель, не важно какие методы он использует для достижения цели, важна база, на которой он проводит свою политику. Первый и второй Топтыгины занимались разными злодеяниями: первый – мелкими (съел чижика), второй – более крупными (забрал у крестьян корову, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). В образе Топтыгина I Салтыков-Щедрин высмеял аппарат принуждения, полиции, который был свойственен для самодержавной власти. Он показал, что такие методы давно исчерпали себя. Топтыгин II – образ, который получился в результате слияния черт бюрократии и высших сановников. Он слишком медлителен, и из-за этого его ждет неудача. Этим образом Салтыков-Щедрин высмеял бюрократический аппарат царской России. Оба этих правителя не добились нужного результата, и их сменил Топтыгин III, который решил вести «политику невмешательства». Суть его теории «неблагополучного благополучия», состояла в приспособлении к изменяющимся условиям жизни. Проявление жизненной активности проводилось, лишь для удовлетворения каких-либо потребностей. В этом образе видна авторская сатира на либеральную интеллигенцию, которая не пытается улучшить жизнь, но находит разные теории для продолжения существования. База самодержавия не могла благоприятствовать развитию России, поэтому была высмеяна Щедриным в этой сказке.)

Какова основная идея сказки?

(Спасение не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении их вообще, т. е. в свержении самодержавия, как антинародной и деспотической государственной формы. Такова основная идея сказки.)

Ш. Анализ сказки «Орел – меценат»

По резкости и смелости сатиры на монархию рядом с "Медведем на воеводстве" может быть поставлена написанная в том же, 1884 году сказка «Орел-меценат».(Слайд №12)

Кто герои этой сказки? (Животные и птицы.)

Ребята, является ли сказка «Орел – меценат» аллегоричной? (Да, потому что в ней животные и птицы уподобляются людям, они совершают человеческие поступки)

О чем рассуждает автор в начале сказки? (Он развенчивает привычно романтический образ Орла. Автор делает все для деромантизации, депоэтизации привычного образа. "Поэты много об орлах в стихах пишут, и всегда с похвалой. И стать у орла красоты неописанной, и взгляд быстрый, и полет величественный. Он не летает, как прочие птицы, а парит, либо ширяет; сверх того: глядит на солнце и спорит с громами. <...> И теперь я думаю об орлах так: "Орлы суть орлы, только и всего. Они хищны, плотоядны. <...> А живут орлы всегда в отчуждении, в неприступных местах, хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное от разбоя время дремлют".)

Для чего потребовалось сатирику это развенчание? (Он считает пагубным само восхищение хищником, пусть даже хищной птицей. Разумеется, поэты в образе орла опоэтизировали не пожирателя мышей; они создали символ гордого одиночества, мощи, тяги к свободе и т.д. Но при всем том орел не переставал быть плотоядным и все так же, говоря словами Пушкина, "кровавую пищу клевал". Вот поэтому-то и возмущает Щедрина любование хищником. Ореолом романтических черт овеян убийца - и автор разрушает ореол. "

Ребята, почему орел - меценат? Каково значение слова меценат?

(Меценат - лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

В нарицательном смысле меценатом именуют человека, материально помогающего искусству и науке.)

Соответствует ли лексическое значение слова тому, что мы видим в сказке?

(Не соответствует, потому что орел такой безвозмездной помощи ни науке, ни искусству не оказывает. Он, наоборот, враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества.)

Определите, какой художественный прием использовал автор в названии сказки? (Отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное. (Ирония)

- Расскажите, с чего начал свою деятельность орел ? (Слайд №13)( Вызвал к себе ястреба, коршуна и сокола и приказал собрать всю дворню, чтобы она утешала орла, а он её в страхе держал.)

Ребята, давайте вспомним, каких птиц нагнали к орлу во двор и чем эту дворню заняли? (Слайд №14)

Какой пропуск обнаружили в дворовых штатах? Для кого этот пропуск был обидным и почему? (во всех дворнях полагаются науки и искусства, а у орла нет ни тех, ни других. Для снегиря, дятла и соловья пропуск был обидным, потому что каждый из них занимался наукой или искусством.)

Почему орел так долго не соглашался на водворение наук и искусства? (Потому что он безграмотный, невежественный «никогда он ни одной газетки не видывал».)

Расскажите о «золотом веке» в дворне орла . (Слайд №15).

Ребята, в сказке «Орел – меценат» как и в сказке «Медведь на воеводстве» есть персонаж, очень известный в литературных и общественных кругах того времени. Назовите его. (Это Тредиаковский Василий Кириллович.)

Ребята, послушайте небольшое сообщение об этом очень известном человеке.

(Творчество Тредиаковского вызывало немало споров как при жизни автора, так и после его смерти. С одной стороны, отчасти под влиянием мнения противоборствующих ему придворных и литературных группировок, Тредиаковский остался в истории как бездарный стихотворец, придворный интриган, плетущий заговоры против своих талантливых коллег. Вышедший в 1835 году роман И. И. Лажечникова «Ледяной Дом» поддерживал этот миф, что привело к тому, что на протяжении XIX века имя Тредиаковского часто употреблялось как нарицательное для обозначения бездарного стихотворца. В то же время, А.С. Пушкин в статье о книге Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» так отзывается о Тредиаковском: «Тредьяковский был, конечно, почтенный и порядочный человек. Его филологические и грамматические изыскания очень замечательны. Он имел в русском стихосложении обширнейшее понятие, нежели Ломоносов и Сумароков.»)

Ребята, вот с такими неоднозначными взглядами на творчество Василия Кирилловича Тредиаковского мы познакомились.

Ребята, в истории русской литературы был период, который назывался «золотым веком ».Во времена Щедрина - это период творчества писателей и поэтов от Пушкина до Гоголя.

В настоящее время выражение «золотой век русской литературы» переосмыслено и применяется к литературе всего XIX в., когда творили ее крупнейшие представители - Пушкин, Гоголь, Тургенев, Салтыков – Щедрин, Достоевский, Толстой, Чехов.

Почему Салтыков – Щедрин обращается к этому периоду? (Чтобы показать, что в русском просвещении и искусстве были времена высокого развития.)

Что же помешало и дальнейшему развитию этих направлений в дворне орла? (Слайд №16) (Сокол и сова решили обучить грамоте самого орла. Орел не поддавался обучению. Начались заговоры. Орел уничтожил сову, соловья за его вольные песни, грамотея-дятла «нарядил… в кандалы и заточил в дупло навечно», разорил ворон-мужиков.)

Как закончилась сказка?

(Кончилось тем, что вороны взбунтовались, «снялись всем стадом с места и полетели», оставив орла умирать голодной смертью.)

Ребята, не кажется ли вам, что это заключение содержит в себе какой – то иной, скрытый смысл? (Аллегория) Что имел в виду автор, таким образом заканчивая свое произведение? (Наверное, автор выразил надежду на то, что когда–нибудь терпение простого народа закончится, и он взбунтуется против своих поработителей.)

Скажите, какова идея сказки «Орел – меценат»? (В сказке «Орел-меценат» Щедрин разоблачает деятельность самодержавия в области просвещения. Писатель показал в этой сказке несовместимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод о том, что «орлы для просвещения вредны».)

Заключительное слово учителя.

Ребята, Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно-тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов, показ положения угнетенного народа. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы - гротеск, гиперболу, сарказм, аллегорию. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. В них практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок. Я надеюсь, что сегодня такой урок получили и вы.

IV. Домашнее задание (Слайд №17)

Ребята, на этом наш урок, посвященный творчеству великого писателя – сатирика, подходит к концу. Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время они читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок Салтыкова-Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили традиции Салтыкова – Щедрина, написав сатирическую сказку о пороках нашего общества, применяя те же художественные приемы, а именно: эзопов язык, гротеск, гиперболу, сарказм. И не забудьте об аллегории.

Если же кому – то это задание покажется трудным, прочитайте сказку М.Е. Салтыкова – Щедрина «Богатырь». Проанализируйте текст, опираясь на предложенный тезисный план на стр. 100 учебника.


Цели урока:

  • расширить понятия юмора и сатиры, учиться видеть их в тексте художественного произведения;
  • вспомнить особенности жанра сказок, их виды;
  • выяснить особенности сказок Салтыкова-Щедрина;
  • определить, что является источником сатиры писателя, его гражданскую позицию;
  • воспитывать чувство гражданственности на основе изучения сказки С-Щ “Медведь на воеводстве” и жизненных принципов писателя-сатирика.

Домашнее задание к уроку:

  1. Вспомнить особенности жанра русской народной сказки, её отличия от литературной; привести примеры сказок.
  2. Повторить понятия юмора и сатиры, художественные приёмы, вспомнить изученные юмористические и сатирические произведения.
  3. Прочитать сказку С-Щедрина “Медведь на воеводстве”, определить её тему, идею, систему образов.
  4. Нарисовать иллюстрации к сказке (по желанию).

Наглядный материал к уроку:

  1. Стенд “Иллюстрации к сказкам С-Щедрина”.
  2. Портреты Салтыкова-Щедрина.
  3. Иллюстрации учащихся к сказкам.
  4. Схема “Виды комического”.
  5. Опорные теоретические понятия.
  6. Эпиграф к уроку.

“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.
А.С.Пушкин

“Хотелось бы продолжить смеяться,да нет, нельзя; даже сделается жутко...”
Жемчужников

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Задача урока – понять на основе анализа сказки С-Щ “Медведь на воеводстве”, что лежит в основе сокрушительной сатиры писателя, учиться анализировать сатирические произведения, вспомнив основные теоретические понятия, связанные с анализом сказки С-Щ и сатирического произведения вообще.. Кроме того, мы попробуем хотя бы приблизиться к тому пониманию гражданственности и патриотизма, который был у великого писателя-сатирика. Обычно замечается то, что вызывает смех, а не то, что придаёт ему целительное значение. Поэтому нам необходимо научиться видеть не только те уродства и пороки, которые обличает сатирик, но и тот идеал, с высоты которого он произносит свой приговор, то будущее, о котором он мечтал и стремился его приблизить. Пожалуй, лучше всего это сделать на основе анализа сказок С-Щ., ведь этот жанр знаком нам с детства, кажется более доступным.

2. Работа по теме урока.

1) Понятие сказки как жанра, типы народных сказок.

– Что такое сказка? (о/в на 1 эпиграф к уроку).

– Какие виды сказок вы знаете? Приведите примеры. (О животных – “Теремок”, “Лиса и журавль”; волшебные – “Кот в сапогах”, “Ковёр-самолёт”; социально-бытовые – “Мужик и медведь”, “Сказка о попе и его работнике Балде”.

– Кого из писателей, работавших в жанре сказок, вы знаете? Назовите литературные сказки, которые вам больше всего запомнились?

2) Закономерность обращения С-Щедрина к жанру сказки.

– Как вы думаете, что заставило писателя-сатирика обратиться к детскому жанру сказки?

Сказки С-Щ писал для “детей изрядного возраста”, то есть, для взрослых, которые нуждаются в сказках, которым этот жанр литературы наиболее привычен, понятен, которые нуждаются в воспитании, им нужно открыть глаза на мир- это простой народ. Кроме того, обращение к детскому литературному жанру объяснялось желанием С-Щ. притупить бдительность цензуры на столь сатирические произведения. Хотя цензоры не были так уж наивны. Например, цензор Лебедев прямо отмечал: “Намерения г. Щедрина издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами, стоящими недороже 3-х копеек, а следовательно для простого народа, более чем странно. То, что г. Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического устройства.” Мнение Лебедева совпадает с мнением о сказках С-Щ. Жемчужникова (см. 2-й эпиграф).

Форма сказок отвечает запросам писателя, так как она доступна неискушённому читателю и сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, то есть сама природа жанра отвечает художественным запросам Салтыкова-Щедрина.

Надо отметить, что сказки С.-Щ. не всегда относятся к традиционным сатирическим жанрам, хотя жанровые формы их разнообразны: сказка, сатирическая история, сатира в прозе, очерк, рассказ, сцена, письмо, летопись, но все они “ замешаны” на комической “закваске”, во всех звучит смех с бесконечным разнообразием оттенков- от сочувствия до презрения.

Смех всегда казался “градоначальникам” всех рангов самым тяжёлым злоумышлением и злодеянием. Видимо, поэтому ни один из русских писателей не подвергался таким гонениям, как С-Щедрин. Перечисляя недуги, от которых он страдал, великий сатирик однажды назвал среди них “цензурные сердцебиения”.

3) Закрепление понятия “Эзоповский язык.

О себе Салтыков-Щедрин говорил так: “Я – Эзоп и воспитанник цензорного ведомства”.

– Кто такой Эзоп? (Эзоп – древнегреческий баснописец 6 в. до н. э., создатель басен с мудрой иронией).

Чтобы обойти цензурные препятствия, С-Щ. создал особый язык, особую манеру письма. Язык он называет “эзоповским”, а манеру “ рабьей”, так как рождается она в обществе, где нет свободы слова, где честные люди, по выражению Герцена, жили “с кляпом во рту”.

– Что такое эзоповский язык?

(Эзоповский язык – это аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемнённый, полный недомолвок и намёков.) Но читатель-друг легко понимал и усваивал эти зашифрованные понятия. (Например, выражения “бараний рог”, “ежовые рукавицы”, “куда Макар телят не гонял”, “человек лебеды” говорят об арестах, ссылках без суда и следствия за свободомыслие, о крестьянине, который питается лебедой.)

Сам С-Щ. замечал, что “эзоповский язык не безвыгоден”, так как изобретая иносказания, меткие метафоры, писатель кратко и выразительно раскрывает сущность осуждаемых им явлений и они прочно врезаются в память читателя”. Например: “Пенкосниматель” – ловкий писатель, работающий для выгоды “Помпадуры” – чиновники, которые пользуются благоволением начальства (“помпа – показная пышность + “дурь”). Эти слова-образы прочно вошли и в наш обиход.

4) Сравнение сказок С-Щедрина с народными сказками.

– Какие сказки С-Щ прочитали? Что они высмеивают?

– В чём сходство этих сказок с народными? (Народный язык, герой – мужик, обладающий робкостью, смекалкой, трудолюбием.)

– Какие черты характеров символизируют образы животных? Совпадают ли они в народных сказках и сказках С-Щ.?

– Есть ли какие различия в этих сказках? В чём они? (Народные оканчиваются обычно победой мужика, а у С-Щ. концовка благополучна для барина. Автор показывает противоречие между возможностями народа и его рабской покорностью.)

5) Особенности сказок С-Щедрина.

(Запись в тетради).

– Сочетается наивная фантастика с правдивым изображением современной писателю действительностью.

– Иносказательный, эзоповский язык.

– Крайнее преувеличение черт, присущих героям - гиперболизация черт характеров героев.

– Сочетание обличения с указанием идеала.

– Сплав комического и сатирического.

6) Повторение понятий комического, сатирического и юмористического, иронического и саркастического.

– Как вы понимаете, что такое комическое в художественной литературе?

– Что такое сатира? Чем она отличается от юмора?

– Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга? (Обобщающий материал записывается в тетради.)

Комическое в искусстве понимается как выявление и осмеяние жизненных несообразностей, разладов, абсурдных ситуаций. Эта форма оценки с высоты идеалов прекрасного и гармоничного.

В зависимости от характера явления, которое подвергается критике смехом, и от того, как относится к этому явлению художник, комическое выступает в следующих видах:

A) Если смех обличает, бичует, отрицает осмеиваемое явление, порождает гнев и ненависть по отношению к уродствам социального бытия, – это сатира.

Б) Если смех вскрывает несообразности ради совершенствования тех или иных явлений, пробуждает вместе с досадой сочувствие, подчас даже симпатию к объекту смеха, – это юмор.

B) Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается, представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.

Г) Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и горькая насмешка, – это сарказм.

Комическое может составлять основу художественного произведения, может быть одним из компонентов в стиле художника, сочетаясь с драматическим, трагическим и так далее.

– Какой вид комического преобладает в творчестве С-Щедрина? (Сатира).

3. Анализ сказки Салтыкова-Щедрина “Медведь на воеводстве”.

Задача работы: на основе анализа содержания, композиции, художественных образов, художественных приёмов сказки “Медведь на воеводстве” подтвердить особенности сказок С-Щ., которые мы выяснили.

1) Построение сказки.

– Из каких частей состоит сказка? (Вступление + 3 части, рассказывающих о правлениях Топтыгина 1,2,3.)

– Почему нет заключения? (Вступление и заключение должны по правилам художественного текста соответствовать друг другу.)

– Прочитайте вступление. Каков его смысл?

– Почему С-Щ. не написал заключения?

2) Анализ героев сказки.

– Кто герои сказки? (Три Топтыгина со своими чертами характера. Рассказ о них и лежит в основе композиции.)

– Дайте им характеристики, исходя из текста. Обратите внимание на иллюстрации, прокомментируйте их.

3) Анализ идеи сказки.

Характеристики героев не дают нам понимание идеи сказки.

– Что даёт понимание идеи? (Дела героев, их деяния + реакция на них народа – обитателей “леса” и начальства – Льва (символ грубой силы) и высокопоставленного, влиятельного первого помощника его – Осла (символ глупости). Именно они, то есть сила, власть и глупость поставлены обществом главными судьями над тем, что происходит в обществе.)

Вид деятельности учащихся – работа по тексту сказки.

5) Выводы по сказке.

(Учащиеся конспектируют основные положения).

Сказка “Медведь на воеводстве” – о мракобесии администраторов. Под пером сатирика туповатый, иногда злой, иногда добродушный косолапый Медведь приобретает черты мракобеса-администратора, который истребляет крамолу, притесняет народ и уничтожает просвещение.

Мастер эзоповских речей в своих сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнёта, широко использует приём иносказания. Это позволяет С-Щ. не только зашифровать, спрятать истинный смысл сатиры, но и выявить в своих персонажах нечто самое главное, самое характерное.

Образы щедринских Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе мелкие, срамные злодеяния или крупные кровопролития, как нельзя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя. Иносказание давало возможность в подцензурном произведении и неизбежное свержение этого строя, (идея произведения). Деятельность Медведя, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили” мужики, посадив на рогатину.

Таким образом, опираясь на народную мудрость, используя богатство народной речи и образы, созданные народом, проникнувшись чисто народным юмором, Щедрин создаёт произведения, цель которых - пробудить народ, воспитать его в свободолюбивом духе, всколыхнуть в нём чувство собственного достоинства, чувство ответственности за свою жизнь. Великий сатирик стремится к тому, чтобы “дети изрядного возраста” возмужали.

6) Творческое задание.

– Какой бы вам хотелось видеть концовку произведения?

– Почему от такой концовки, на ваш взгляд, отказался Щедрин?

Задание: напишите свою концовку сказки “ Медведь на воеводстве” для сегодняшнего времени. Будет ли она отличаться от финала, реалистичного для 60-х годов 19 века?

Домашнее задание:

  1. Написать микро-сочинение на тему: “ Нужен ли нам Салтыков-Щедрин сегодня?”
  2. Найти, прочитать современный сатирический рассказ, проанализировать его, определив тему, идею, дав характеристику образов. Сравнить со сказками С-Щедрина.
  3. Индивидуальное задание по желанию: инсценировать сатирический рассказ или понравившийся отрывок (для инсценировки можно взять произведение С-Щедрина).

Литература

  1. Словарь литературоведческих терминов под редакцией С. В. Тураева. М., Просвещение 1974 г.
  2. М.Е.Салтыков-Щедрин. “Сказки для детей изрядного возраста”. Сказка “Медведь на воеводстве”.
  3. Сборник статей о творчестве Салтыкова-Щедрина к 175-летию. Сатира Салтыкова-Щедрина.
  4. Журнал “Литература в школе”, № 6, 2001 г.
  5. Денисюк Н. Критическая литература о произведениях Салтыкова-Щедрина. Выпуск 1-5. М., 1905 г.


Похожие статьи
 
Категории