Можно ли заработать на антиквариате.

06.04.2019

В наше довольно интересное время вопрос, как заработать на антиквариате, очень актуален. Под понятие «антиквариат» подходит много совершенно разных вещей. Это не только мебель, посуда, оружие и всевозможные археологические ценности, а еще и различные довоенные предметы, значки, пуговицы, марки, производства 1930-1940-х годов.

Если вам интересно данное направление, и вы разбираетесь в дореволюционной технике и открытках прошлого века, то стоит подумать, как заработать на антиквариате, организовав собственный бизнес.

Перспективы мирового рынка

Следует отметить, что отечественный рынок занимает незначительную часть в этой отрасли. И если вы хотите открыть собственный бизнес на антиквариате и много зарабатывать, то вам следует ориентироваться на рынок Европы, Америки и Азии.

В этом случае перед вами откроются действительно бескрайние перспективы. Разумеется, чтобы работать на мировом рынке, вы должны хоть немного владеть английским языком. Только после этого вы получите отличную возможность и перспективы, сможете получать прибыль не только как посредник и консультант, но и работать в качестве доверенного лица, выполняя поручения клиента по поиску и приобретению ценных предметов антиквариата. К тому же на посредничестве и консультациях можно заработать стартовый капитал на открытие собственного магазина.

Способы создания бизнеса на антиквариате

Есть несколько способов, как заработать на антиквариате. Первый – это вложение средств в ценные предметы и дальнейшая их перепродажа. В этом случае ваша прибыль составит примерно 25% в год от вложенной суммы. Также вы можете получить специальность «оценщик антиквариата» и работать в этом направлении.

Услуги такого специалиста оцениваются в 100-150 долларов в час. Многие считают, что антиквариатом могут заниматься лишь те, кто имеет образование в области музейного дела и искусствоведения, но на самом деле все гораздо проще. Можно окончить специальные курсы по антикварному делу и стать профессионалом в этой сфере.

Поиски клада

Есть еще один интересный вариант, как заработать на антиквариате, – поиски клада. В этом случае ваша прибыль определяется качеством и количеством найденных сокровищ. Можно искать все что угодно, начиная от медных монет и заканчивая золотыми редкими украшениями. Но необходимо понимать, что не все старинные монеты будут оцениваться в приличную сумму.

Их стоимость зависит от того, насколько они редкие. А вот украшения и драгоценности могут принести действительно хороший доход, но и здесь есть нюансы. Цена таких драгоценностей устанавливается с учетом их состояния и возможности реставрирования.

Сбыт антикварных предметов

Антикварные эксперты-искусствоведы рекомендуют продавать свои находки через специальные антикварные аукционы в интернете. Здесь стоимость раритетных предметов может возрасти во много раз. Кроме того, есть форумы, на которых общаются кладоискатели, коллекционеры или просто любители антиквариата. С их помощью вы сможете продавать или покупать старинные вещи но, разумеется, нужен хороший опыт. Следует отметить, что действительно ценные и редкие находки встречаются не часто, это единичные случаи.

Одним из организаторов антикварных курсов является компания «Гелос». При этом аукционном доме есть одноименный институт, в котором можно освоить такие специальности: «Оценка бизнеса в области антиквариата», «Методика определения ценности антиквариата». После успешного освоения программы слушатели получают диплом-лицензию на проведение оценочной деятельности в области антиквариата.

Но прежде чем переквалифицироваться на специалиста по антикварным предметам, вы должны учесть, что курсы оценщика стоят довольно дорого. За то, что вы прослушаете только начальный курс, нужно заплатить 1100 долларов, а более углубленное обучение на годовых курсах стоит примерно две тысячи долларов.

Учиться на антиквара можно сразу после окончания школы, экзамены и тесты вам сдавать не придется. Но в основном эта деятельность интересна тем, кто уже имеет образование и хочет сменить сферу деятельности. Руководители института уверяют, что базовое образование претендентов для обучение совершенно не имеет значение. Как правило, курсы рассчитаны на людей, которые ранее не имели ничего общего с избранной специальностью.

Повышение квалификации

Для опытных слушателей с дипломами искусствоведов и культурологов аукционный дом предлагает более углубленную программу обучения специальности «оценщик антиквара». Кроме «Гелоса», специальность в сфере антиквариата можно получить в учебном центре «Знание - Пречистенка».

Чтобы пройти обучение на четырехмесячных курсах и получить специальность «Декоративно-прикладное искусство», вам придется заплатить примерно 230 долларов. Также здесь вы сможете пройти обучение на двухмесячных курсах по советскому искусству живописи и истории иконографии. Такие курсы обойдутся вам в 600 долларов.

Конечно, вы можете прослушать вводный курс в антикварное дело в Международной школе дизайна и научиться отличать ценные предметы от подделки, но это не сделает вас хорошим специалистом в этой сфере. Можно получить свидетельство об окончании курсов по антикварному делу и в Московском лингвистическом центре. Заплатив тысячу долларов, вы сможете прослушать курс соответствующих лекций.

Особенности антикварного бизнеса

Конечно, рассчитывать на то, что после курса обучения специальным программам вы сразу же станете квалифицированным антикваром и начнете зарабатывать по-настоящему серьезные деньги, не стоит. Профессионализм в этой сфере приобретается долгие годы благодаря опыту. Но тем не менее, с такой специальностью без работы вы не останетесь.

Можно открыть собственное антикварное дело по оценке, покупке или продаже старинных предметов или же нарабатывать так необходимый в этой области опыт в одной из многочисленных компаний, специализирующихся на антиквариате. Даже начинающий специалист может рассчитывать на зарплату в размере одной-двух тысяч долларов в месяц, что быстро окупит средства, потраченные на образование.

А прибыль профессионального и опытного оценщика антиквариата колеблется в пределах от трехсот до одной тысячи долларов в неделю. За услуги по оценке старинных вещей, которые выставляются на продажу, можно заработать примерно 100-150 долларов в час. Кроме доходов от установления стоимости товара, оценщику полагается определенный процент от сделки, заключенной при его посредничестве.

Профессионализм, опыт и авторитет

На антикварном рынке, кроме профессиональных качеств и опыта, огромное значение имеет и авторитет, который крайне важно приобрести за время деятельности. На начальном этапе становления вашего бизнеса вам придется работать за незначительную плату, но с течением времени, после того как вы приобретете имя и авторитет в кругах антикваров, вы сможете рассчитывать на существенное повышение доходов.

Стоит обратить внимание на строгую специализацию, которая отмечается в среде антикваров. К примеру, специалист по живописи никогда не возьмется за оценку старинной мебели, и наоборот. Такое отношение дает возможность более углубленно изучить выбранную область и стать действительно профессиональным оценщиком.

Однажды, волею судеб, познакомился я с неким Сережей. Времени свободного было много и делать было особенно нечего, вот мы и беседовали. А почему не поговорить с интересным человеком. А Сережа действительно был интересный человек. Он, что называется, был антикваром в третьем поколении. Но не тот антиквар, который собирает разные там вещички и прячет все это по сундукам и темным комнатам, а антиквар с деньгами. Точнее антиквар, который делал деньги на антиквариате.

Еще его дед в далекие времена менял разные там безделушки на картошку и хлеб и неплохо на этом заработал, потом, когда народ начал эти безделушки покупать уже за деньги. А особенно, тот народ, который собирался уезжать и ему эти безделушки очень даже были нужны. Продолжил дело его отец. Он был большим любителем русских старинных икон, а потому он их активно продавал всем желающим заезжим иностранцам. И продавал хорошо, так что пришлось ему даже немножко побывать в далеких местах. Но тоже не без дела, так как после этих мест, рванул он еще дальше. Сам же Сережа, если верить его словам, в пятнадцать лет сколотил на торговле антикварными монетами неплохое состояние и когда рухнул СССР купил себе «Жигуленок» и катал девчонок по поселку, что они аж пищали от восторга. Хотя за правдивость последних слов я не ручаюсь, ибо мало ли что народ рассказывает о своей молодости.

Он действительно был специалист, асс с точки зрения разных там антикварных штучек. Ибо сам много знал и мог рассказывать понятно и умно.

Вот представьте, случилось так, что получили Вы по наследству от Вашего очень далекого родственника альбом с марками и не простыми марками, а такими старыми, что нельзя и сказать как это они могли вообще сохраниться с тех времен. Но рассмотрев эти марки и вспомнив добрым словом своего родственника, Вы не поленились и через Интернет, через знающих людей узнали, что оказывается, одна из этих марок, которая пылилась в этом альбоме стоит целое состояние. Ибо есть такая себе типа биржа или аукцион где очень богатые люди за сумасшедшие деньги продают и покупают эти небольшие кусочки бумажек. Ясное дело, что эти аукционы и биржи обитают на Западе. Если мне не изменяет память, то Сережа говорил, что выгоднее всего продать марки можно в Швейцарии. И вот когда Вы уже готовы получить за этот кусочек бумажки сотню-другую хрустящих зеленных долларов Вам, как обухом по голове: «Конечно, Ваша марка стоит дорого и в каталоге их биржи об этом записано черным по белому, что такие марки только так и стоят. Но они люди солидные и поэтому хотят быть уверенными, что все это законно. Поэтому они очень рекомендуют Вам рассказать им о том, как эта марка попала к Вашему родственнику и обо всех предыдущих владельцах марки». Они в целом, правы и их можно понять. Это когда марка пылилась в альбоме Вашего родственника всем было все равно где эту марку взял Ваш родственник, но если Вы эту марку продаете в таком солидном заведении и за большие деньги то тут могут произойти самые невероятные события. И, как результат, могут вдруг, как из под земли, появиться четвероюродные племянники, которые точно видели эту марку у их дяди как раз перед тем, как к нему приходили с обыском из ЧК. А дальше сами знаете, суды, иски, адвокаты. А оно им нужно, этим любителям маленьких кусочков бумажки за большие деньги? Нет, тут уж лучше не купить, чем купить, а потом иметь проблемы.

Головоломка, однако. Но Сережа объяснил, что любая головоломка имеет решение. Ибо головоломки на то и существуют, чтобы их решать. Как рассказывал Сережа в каждом сегменте антикварного бизнеса есть свои ведущие игроки. Они курируют эту биржу-аукцион, они же и дают самые умные и правильные экспертные оценки тем или иным шедеврам марочного искусства. А самое главное, если они выставляют на продажу марку, то им не очень нужно рассказывать, где они ее взяли. Зачем уважаемых людей такими расспросами тревожить. Вот к этим людям и можете Вы обратиться со своей маркой. А они могут ее по достоинству оценить и купить у Вас за самую справедливую цену. Какую? Сережа, рассказал, что математика тут простая. Если марка стоит сто тысяч то Вам за нее дадут десять, ну если очень им понравитесь, - двенадцать тысяч. «Ни фиг…» - это уже я Сереже сказал. На что он мне спокойно объяснил: главная ценность марки, как и любой другой антикварной вещи, не ее художественная или другая ценность, а кто ее продает. Почему они гуру антикварного мира, не потому, что такие уже ценители искусства, а потому, что они в отличие от основной массы любителей могут продавать эти марки, картины, статуэтки за очень-очень большие деньги. А так как покупают они их за очень-очень маленькие деньги, поэтому они часто очень любят выступать разного рода меценатами и «друзьями детей». Неужели Вы, правда, думали, что можно сколотить состояние на антиквариате, ища на помойках и чердаках старые безделушки и хлам? Это все для рассказов и интервью, главные деньги тут и рядом.

Это когда Вы приходите к ним и хотите купить что-либо то тут Вам и кофе и девочки и лимузин. Вы всегда желанный гость. А сколько интересного Вам расскажут о шедевре, который Вы хотите купить. А как высоко ценится этот шедевр. А как дорого он будет стоить через несколько лет. Это все для Вас и только для Вас. Но как только Вы придете к ним из желания продать им их же шедевр то сразу окажется, что сейчас это уже в не моде и спрос упал, и цены только снижаются, и это конечно шедевр, но таких шедевров сейчас продают очень и очень много, и вообще, он уже пылью припал и цвета как-то уже выгорели. Так что продать Вы можете, но только за полцены покупки.

Если верить Сереже, ценность любой антикварной вещи мало зависит от ее художественной ценности. Очень часто вещь вызывает отвращение и ее тяжело назвать шедевром искусства, но если об этой вещи говорят в нужных кругах, обсуждают разного рода мифические или реальные события, произошедшие с собственниками этой вещички, а самое главное, если автор этой вещи уже умер то она стоит денег. Почему так плохо продают картины живых художников, а потому, что он может еще написать новые и новые картины. А вот если художника уже давно нет и от его работ остались считанные картины, вот это уже интересно. Тут уже можно рассчитывать на успех. Чем меньше аналогичных вещичек, тем дороже ее можно продать. Срабатывает эффект уникальности. Для покупателя очень важно, чтобы его эго было польщено, что он обладает уникальной вещью, которая в единственном экземпляре и не имеет значения, что эта уникальная вещь выглядит допотопно и примитивно, главное в мире нет другой такой вещи.

Теперь немного становиться понятно, почему отдельные наши коллекционеры антиквариата, вложив не один миллион долларов в разного рода шедевры мирового искусства, потом не знают, куда эти шедевры девать. Благо офисы у этих людей большие, поэтому развешивают они свои шедевры по своим офисами и рассказывают, всем желающим, что эта картина, которая вообще-то и не совсем картина, а просто репродукция с известной картины будет стоить миллионы и миллиарды нужно только подождать. Ну что же, подождем. Авось будет.

Рассказал Сережа и кое-что интересное для желающих заработать на антиквариате.

Если Вы знаете, что в дальнем углу огорода Вашего деда зарыт клад то не надейтесь, что его можно найти простым миноискателем. В земле так много металла чаще всего железного мусора, что простой миноискатель будет Вам пищать ежеминутно, а Вы будете постоянно выкапывать старые чугунные горшки. Поиск разных кладов в земле - удел спецов, которые обладают достаточно дорогой аппаратурой, которую можно настроить даже на нужный состав сплава монеты или изделия. Хотя тут есть своя проблема. Искать разные там монеты и ювелирные изделия хорошо на старых кладбищах или курганах, а это дело запрещенное, поэтому и существуют «черные археологи», которые не брезгуют ничем.

Если Вы не специалист то покупая очень старинную и редкую монету, которая стоит целое состояние будьте готовы расстроиться, когда узнаете, что она «новодел». Это целый бизнес делать старинные монеты. Причем делают их качественно, поэтому на «зуб или на щуп» проверить невозможно. Поэтому умный народ покупает и продает только «своим». Потому и цены на монеты очень сильно разнятся «на базаре» и «в квартире».

Был момент, можно было заработать, что называется «на ровном месте» и при этом «чтя кодекс». Когда рухнул СССР очень много осталось картин социалистического реализма. Причем картин качественных и сделанных добротно, типа «Праздник урожая» или «Ленин на утреннике». И вот эти картины на вполне законных основаниях можно было купить за бутылку дешевого коньяка у бывшего председателя колхоза или секретаря парткома. Мало того, даже получить справку в Минкультуры, что это никакой художественной ценности не имеет и ее можно без проблем вывезти за границу. Нашлись умные люди, начали они эти картины скупать, и все туда, за границу. А там эти вещи в диковинку, а самое главное, все понимают, что уже больше их никто новых рисовать не будет. Как говориться, социальный заказ ушел. Поэтому цены на этот социалистический реализм начали расти, как на дрожжах. Некоторые активные антиквары не одни миллион долларов себе заработали на «Доярках на утренней зорьке» или «Шахтеры рапортуют партии». Хотя уже мода прошла. Как в свое время прошла мода на русские иконы.

В отличие от других стран, у нас «блошиных рынков» не так много, да и продают там всякую ерунду. Поэтому, такие антиквары, как Сережа больше ищут вещички, путешествуя по нашим городам и селам. Благо народ у нас разговорчивый и если правильно разговорить нужную бабушку или дедушку, можно узнать многое. А дальше главное, увидев ценную вещь, начинай рассматривать и торговаться за совсем ненужную безделицу. Психолог этот Сережа, нечего сказать. Как он рассказывал, был у него случай, когда пришел он в гости к одной старушке, а у нее в серванте стоит фарфоровый сервиз, пылью припадает, но он быстро клеймо приметил и чуть не обалдел. У него был немец, который эти сервизы скупал за сумасшедшие деньги. И, тут Сережа начинает усердно с бабушкой торговаться за сервант, который вообще никакой ценности не представляет, хотя и старый. Уже вещи начали с серванта доставать и поверять на прочность полки и дверки. Короче, не сошлись в цене. Дорого. А вот этот фаянсовый сервизик, который и даром никому не нужен, он купил за честную сотку зелени. И только потому, что ему было обидно, что так много на него времени потратили, и чтобы, как говорится, не с пустыми руками возвращаться. За сколько он продал этот сервиз немцу Сережа не сказал, но вернулся он тогда с Германии на б/у Мерседесе. Бизнес есть бизнес.

И как говорится, на посошок. Рассказал, Сережа, как лет десять назад продал он одному владельцу небольшой сети магазинов очень ценную китайскую вазу. Действительно ценную и действительно редкую. Продал, я понял, за несколько тысяч зеленых. И теперь этот бизнесмен раз в квартал его беспокоит звонком с постоянным вопросом: «Не пора ли вазу продавать?». На что Сережа ему отвечает меланхолическим голосом: «Рано. Пусть еще постоит. Ценность вазы растет по мере ее старения». Ну что же, лет через сто, может действительно будет «пора».

Совладельцы одного из крупнейших французских блошиных рынков «Avignon Antiquites» озвучили собственные рекомендации для новичков, желающих стать антикварами:

  1. Прежде, чем открыть антикварную лавку у вас должна быть переполненная телефонная книга контактов потенциальных покупателей и поставщиков.
  2. Вы должны обладать собственной ликвидной коллекцией антиквариата (или обменным фондом), чтобы иметь возможность продать товар с наибольшей маржой, а не перепродавать единичные предметы от случая к случаю.
  3. Желательно, чтобы вы всегда смотрели на перспективу и понимали, кто будет вашим клиентом завтра.
  4. Следите за собственной репутацией. Антикварная профессия подразумевает соблюдение внутренних этических норм. Антиквар без репутации превращается в обычного торговца. Только от вас зависит, какую сторону вы выберете.

Коллекционер vs. антиквар

Желание стать антикваром не может появится из ниоткуда. Одним из обязательных условий, чтобы стать антикваром – это любовь к истории искусства. Следовательно, увлечение искусством может развиться в страсть к собирательству. Первоначальные шаги на пути к профессиональной торговле антиквариатом делает каждый собиратель. Рано или поздно у любого коллекционера возникает желание что-то продать из коллекции или, как минимум, обменять.

Действительно, коллекционер и антиквар имеют много общего, но и различия между ними принципиальны. Как правило, антиквары и собиратели специализируются на каком-то одном направлении: живопись, антикварная мебель, старинные книги, редкие экземпляры вооружения и т.д. Однако для коллекционера собирательство предметов искусства – это смысл жизни. Между тем для антиквара страсть и увлечение искусством еще и основной способ, чтобы заработать на жизнь и финансировать собственное увлечение.

Чем отличается антиквар от скупщика предметов старины

Для начала нужно определиться с терминологией. Многие не различают разницы между оценщиком антиквариата и антикваром, а она есть. Владельцы парижского антикварного салона, который так и называется “Antiquaire Paris”, считают, что антиквар – это профессия, которая передается из поколения в поколение. Фактически антикварный бизнес – это часть семейной традиции. Впрочем, ни что не мешает вам освоить эту профессию и стать основоположником собственной династии антикваров.

Прежде всего, настоящий антиквар не сидит в маленькой офисной комнате, ожидая потенциальных клиентов после расклеивания объявлений в метро “скупка золота и антиквариата”. Арт-дилер пребывает в беспрерывном поиске произведений искусства, а также редких и уникальных предметов.

Профессия предполагает постоянный мониторинг арт-рынка: поиск информации на сайтах крупных и особенно малоизвестных зарубежных аукционов, изучение музейных коллекций, а также посещение различных блошиных рынков и распродаж по всему миру. Помимо всего, проведение собственных искусствоведческих исследований и в какой-то степени даже расследований.

Библиотека галереи ARS Kerylos.

Часто известный антиквар сам является ведущим экспертом, специализирующимся на определенной эпохе или конкретной области собирательства. Некоторые антиквары — неплохие реставраторы или владеют собственными реставрационными мастерскими, в которых восстанавливают свои приобретения.

Также безупречный антиквар обязан подробно рассказать своим клиентам об истинной ценности того или иного предмета искусства, поведать об его происхождении, раскрыть провенанс и в идеале показать экспертные заключения независимых экспертов-искусствоведов.

Почему не стоит путать экспертное заключение с государственной экспертизой

Государственная экспертиза предметов коллекционирования возможна только в рамках досудебного следствия, по решению суда, по поручению правоохранительных органов, по запросу адвоката, в общем, в строго регламентированных действующим законодательством случаях. В постановлении Кабмина №1343 от 26.08.2003 г. “Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы культурных ценностей и размерах оплаты за ее проведение”, а также в приказе Минюста №53/55 от 08.10.1998 г., подробно разъясняется, кто и при каких обстоятельствах имеет право назначить или осуществить государственную экспертизу. Не стоит забывать, что эксперт несет полную юридическую ответственность, включая уголовную, за результаты такой экспертизы.

Во всех остальных случаях любой документ, даже напечатанный на красивом бланке музея или частной галереи, – это всего лишь экспертное заключение. Такое заключение имеет рекомендательный или информационный характер, а его автор несет только, так называемую репутационную ответственность. Именно последнее обстоятельство, а также огромное количество экспертных заключений сомнительного происхождения вынуждает участников арт-рынка, в случае заключения сделок покупки-продажи предметов искусства, назначать несколько независимых экспертных исследований.

Проверить собственные знания действующего законодательства, регулирующего антикварную деятельность, можно с помощью онлайн теста .

Как зарабатывать на антиквариате

Скептики, дочитав до этого пункта, ухмыльнутся. Действительно, профессия антиквар не приносит таких огромных доходов, как это было в 2000-е годы. Большинство отечественных экспертов говорят о стагнации антикварного рынка Украины. Так, представители аукционного дома «Korners» в интервью и публикациях на страницах в соцсетях неоднократно заявляли «о замирании украинского арт-рынка уже на протяжении нескольких лет подряд». И автор с ними частично согласен.

В тоже время возникает ряд сложных вопросов, на которые не дают ответа аналитики. Каким образом истолковать наличие обилия рекламы мелких предпринимателей, специализирующихся на скупке предметов старины? Почему так много рекламных объявлений оценщиков антиквариата в Google и Яндекс? Неужели контекстная реклама для них убыточна?


Зачем будущему антиквару изучать маркетинг

Для ответа на поставленные выше вопросы воспользуемся маркетинговыми инструментами и проанализируем ключевые слова для целевой аудитории, интересующейся антиквариатом. В сервисе Yandex Wordstat (для Украины) статистика поисковых запросов за последние 30 дней выглядит следующим образом. Количество показов по слову «антиквариат» — 4051, «купить антиквариат» — 555, «аукцион антиквариата» — 301, «антиквариат цены» — 290, «антиквариат продажа» — 190, «оценка антиквариата» — 86.

При этом Google Trends демонстрирует, что за последние 30 дней по запросу «антиквариат», с разбивкой по областям Украины, лидеры: Николаевская, Ивано-Франковская и Черкасская области, а Киев «пасет задних» - только на 19-м месте (28 баллов из 100).


Цифровые значения в Google Trends, в отличие от Яндекса, не абсолютные, а относительные. В цифрах демонстрируется количество баллов из 100 возможных.

Более того, согласно графика Google Trends «Динамика популярности», пик запросов (максимальный всплеск в 100 баллов) по слову «антиквариат» в Украине зафиксирован в августе 2004 года. А постепенное падение количества запросов наблюдается с января 2007 года.

Таким образом, аналитика Google дает основания утверждать, что «низкий» уровень запросов (14-19 баллов из 100 возможных) сохраняется неизменным уже на протяжении более 8 лет, а именно с ноября 2010 года.


Динамика популярности запроса «антиквариат» с 2004 по 2018 гг.

Размер целевой аудитории антикварного рынка Украины

Теперь самый важный вопрос: какой размер целевой аудитории (далее — ЦА), интересующейся антиквариатом? Сразу отмечу, что спрогнозировать какую величину «холодной» ЦА (интересующиеся антиквариатом) получится перевести в «теплую» ЦА (лояльные к вашему бренду или антикварному магазину), а тем более сделать ее «горячей» (купившие у вас антиквариат) — невозможно, так как эта задача сугубо индивидуальна и решается в каждом отдельном случае. Также не имеет смысла рассчитывать потенциальную емкость для всего антикварного рынка. (Некорректно брать за основу среднюю стоимость товара для всей антикварной сферы).

Инструменты Yandex и Google не дают объективную информацию по размерам целевой аудитории. Yandex - в силу того, что блокируется и не так популярен в Украине, как Google, а критерии действий ЦА в Google Trends оцениваются только баллами. Поэтому воспользуемся маркетинговым инструментом из рекламного кабинета Facebook. Благодаря аналитике Ads Manager узнаем, что потенциальная аудитория Украины, в возрасте от 30 лет и проявившая в Facebook интерес к предметам антиквариата или антикварным магазинам, составляет 220 тысяч человек.


Тенденции развития антикварного рынка

Возникает следующий резонный вопрос: почему у арт-дилеров офлайн продажи падают, а в онлайн количество запросов стабильное на протяжении последних 8 лет? К тому же размер целевой аудитории, как оказалось, вовсе немаленький.

А теперь самое интересное. Сервис Google Trends подсказывает, что одним из часто задаваемых вопросов в интернете, для указанной целевой аудитории, является: «как стать оценщиком антиквариата», а Yandex Wordstat — «как становятся антикварами».

У автора есть только одно объяснение на поставленные вопросы. С развитием интернет-технологий, популяризации онлайн образования и широкого выбора бесплатных обучающих программ, упомянутая выше ЦА желает во всем разобраться сама! Иными словами, новому поколению интернет-пользователей уже недостаточно получать из поисковых систем и социальных сетей информацию по истории искусства и узнавать о ценах на антиквариат. Сформировавшаяся ЦА стремится освоить тонкости профессии антиквара дистанционно и привычным для нее способом - используя компьютер или смартфон.

Куда идет антикварный Запад

Поскольку окружающий нас мир все больше становится цифровым («умные вещи», «умный дом» и т.д.), то даже такие консервативные профессии, как антиквар приспосабливаются к новым реалиям. Современными онлайн аукционами (допустим, eBay или отечественный Violity) сейчас уже никого не удивишь, поэтому в Новом Свете пошли еще дальше.

В США создаются электронные торговые площадки, на которые могут попасть только по приглашению или рекомендации, например, сайт «1stdibs.com». Фактически это сайт с расширенными онлайн маркетинговыми инструментами. Площадка существует с 2003 года и ориентирована на профессионалов и искушенных потребителей.
Известные дизайнеры, архитекторы, ювелиры, а также крупные онлайн-продавцы антиквариата предлагают свои услуги в комплексе. На сайте предоставлена возможность подобрать антикварную мебель для особняка и получить консультацию по формированию собственного стиля с выбором винтажной одежды и раритетных аксессуаров. Сейчас представительства «1stdibs» расположены уже в 13 странах и на трех континентах.

Аналогичная концепция внедрена еще на двух платформах, также созданных в США: chairish.com и ebth.com. Девиз последнего сайта: «все, кроме дома». Платформа образована в 2007 году, а в наши дни на сайт ежемесячно заходит около 1,2 миллиона уникальных посетителей, при годовом объеме продаж в $60 миллионов.

Как стать успешным антикваром?

В завершении все-таки хочется предоставить ответ на самый банальный вопрос, задаваемый в интернете. Английский букинист и крупный на вопрос журналиста «The Guardian» о том, как стать успешным антикваром ответил:

«У вас должен быть инстинкт кишки (речь идет о принятии решения на подсознательном уровне). Зачастую, вы не всегда понимаете, что покупаете. Иногда приобретаете предмет “на ощупь”, так как он привлек внимание. Только спустя время понимаете, была ли удача на вашей стороне. Впрочем, возможен и вариант, когда осознаешь, что впустую отдал деньги, которые уже никогда не вернешь».

В этом же интервью британский антиквар озвучил свое отношение к тренингам личностного роста, а также к обучающим бизнес-книгам:

«Чтобы понять как развивать свой бизнес я прочитал множество книг, в том числе Марка Маккормака “Чему не учат в Гарвардской школе бизнеса”. К сожалению, для меня они оказались абсолютно бесполезными, за исключением одного важного совета: поскольку вы делаете 90 % своего бизнеса только с 10 % клиентов, не забудьте потратить на них 90 % вашего времени».

Для рядового обывателя круг познаний об антиквариате часто ограничен воспоминаниями о столовом серебре, доставшемся неизвестно когда и от кого, или образами молодых людей с лаконичными табличками: "Куплю иконы, золото, антиквариат" на крепкой груди. За последние 10-15 лет антиквариат перестал быть вотчиной элиты, музейных работников и полукриминальных элементов. Теперь на нем могут зарабатывать все, либо вкладывая деньги в антикварные вещицы (это, по мнению экспертов, при должном подходе обеспечит минимум 25% годовых), либо непосредственно принимая участие в процессе оборота антикварных предметов в качестве профессионального оценщика.

Как оказалось, стать профессионалом - не так уж и сложно. Теперь для этого не надо быть искусствоведом или музейным работником, достаточно пройти курс обучения, и оказаться посвященным в тайны антикварного дела. В качестве надежного провайдера, связывающего грубую реальность с прекрасным миражем, начинающимся за картинной рамой, выступает в последние 5 лет Аукционный Дом "Гелос". Созданный при Аукционном Доме одноименный институт предлагает своим слушателям несколько программ: "Методика определения подлинности антиквариата", "Оценка бизнеса в области антиквариата" (с получением государственного диплома и лицензией на оценочную деятельность), "Ландшафтный дизайн", "Декорирование интерьера" и т.д.

За всеми этими формулировками много чего скрывается: искусствоведение, маркетинг, методология экспертизы и многое другое. Решив сменить свою прозаическую профессию на мир антиквариата, учтите, что занятие это не только увлекательное, но и дорогостоящее. Только начальный курс обучения стоит 1 100 долларов США. Если вы желаете получить более фундаментальные знания для реальной работы на рынке антиквариата, нужно учиться на курсах длиною в один год, а это стоит 1 900 долларов. Ореол элитарной замкнутости, неизменно окружающий все околоэстетические собрания, понятное дело, очень импонирует людям светским. Роскошные салонные львицы (тип, часто встречающийся на подобного рода курсах) ищут здесь лучи для собственной славы.

Отвечая основным, то есть материальным запросам нашей эпохи, коллекционирование и моделирование полностью соответствуют ее духовной сути, а именно, предельному индивидуализму. Как рассказала нам руководитель института "Гелос" Татьяна Батурина, на антикварные курсы приходят, в основном, уже сформировавшиеся личности, имеющие не только профессию, но и определенный жизненный опыт. Базовое образование по специальности не обязательно. Впрочем, для профессиональных искусствоведов, культурологов и проч. есть курсы с углубленным изучением антикварного дела. В "Гелосе" не проводится никаких вступительных испытаний - вас не попросят отличить лиможскую эмаль от изделия урюпинского фарфорового завода.

Однако будьте готовы к собеседованию с будущими педагогами, в ходе которого выяснится ваша истинная мотивация - хотите ли вы денег и несметных антикварных богатств или же просто вам нечем заняться в жизни. Человек может вообще ничего не знать об антиквариате. Программа адаптирована для рядовых слушателей, которые, может быть, антикварных вещей никогда в руках не держали. Человек начинает отличать подлинники от подделки быстро. Во время обучения слушатели имеют возможность держать в руках уникальные и дорогие предметы старины. В музее подобной возможности вам не предоставят. Однако помните, что стоимость обучения может существенно увеличиться из-за вашей же небрежности. Поступая на курс, слушатель подписывает договор о материальной ответственности.

В случае повреждения антикварной вещи, использующейся в ходе учебного процесса, слушатели расплачиваются с "Гелосом" сами. Впрочем, этого никогда не бывало, уверяет Татьяна Батурина. С самого начала слушателям внушается мысль о бережном отношении к предметам старины. Обучение проводится на базе "Гелоса" при участии "звездного" состава педагогов, среди которых самые известные в антикварном мире эксперты. Ежегодно "Гелос" набирает порядка сорока человек. Конечно, не стоит думать, что через шесть месяцев вы станете тонким знатоком антиквариата и значительно обогатитесь. Экспертами в этой области становятся за многие годы работы. Пока что на антиквара не учат в вузах, а только лишь на специальных курсах. "Гелос" - не единственный игрок на этом поле. В учебном центре "Знание-Пречистенка" тоже предлагают курсы по антикварному делу, но за большие деньги. Четырехмесячный цикл лекций по декоративно-прикладному искусству стоит здесь 2 300 долларов США. Есть еще несколько программ: по истории иконографии, советскому искусствуи живописи за 590 долларов за два месяца обучения.

В Московской международной школе дизайна предлагают пройти курс из 5 занятий за 270 долларов США. Прослушав лекции, вы сможете отличать подлинные произведения искусства от подделок. Но не более того. Образовательные программы по антиквариату продолжительностью в 2 - 2,5 месяца и стоимостью порядка 1 000 долларов США есть и в Московском государственном лингвистическом университете. Прослушав курсы, вы получите свидетельство о том, что именно вы их прослушали. Вопрос с трудоустройством и последующими перспективами остается туманным. Т. Батурина из института "Гелос" говорит, что проблем с трудоустройством у выпускников курсов Института нет, ежегодно 2-3 человека с курса остаются в "Гелосе", остальные расходятся по другим фирмам. Никто без работы не остается.

Антикварные магазины, галереи искусств нуждаются в специалистах по антикварному делу, а потому без работы не остается никто. Интересно отметить что затраты на обучение окупаются в первые несколько месяцев работы, если, конечно, вам повезет и вы попадете на работу в структуру, скажем, подобную "Гелосу". Вы можете рассчитывать на 1 000 - 1 500 долларов США в месяц, говорит руководитель института "Гелос". Впрочем, это только примерные оценки возможного дохода. На рынке антиквариата можно построить карьеру, не привязывая себя к определенному месту работы. Татьяна Батурина говорит, что первое время приходится работать за относительно небольшие деньги, но на имя. Как только пи-ар акции самого себя сработали и вы стали заметной фигурой на рынке антиквариата, деньги будет зарабатывать уже ваше имя.

Антиквары неохотно делятся своими секретами, тем более, если речь идет о деньгах. Как удалось узнать m3m.ru, профессиональные оценщики зарабатывают в неделю от 250 до 1 000 долларов в неделю, при этом размер прибыли от заключенных сделок нередко колеблется в пределах 150 – 1 000 процентов. Среди профессионалов этой области имеется строгая специализация: ни один серьезный оценщик произведений живописи 16-17 вв. не будет оценивать мебель этого же времени и наоборот. Как утверждают, заработок на рынке антиквариата "плавающий" - все зависит от ваших личностных качеств, от того, насколько вы освоили навыки менеджмента. Ведь антиквариат - это, в узком понимании, просто товар, который нужно грамотно и выгодно продавать.

Антиквар получает дополнительную прибыль от 5 - 10 процентов от суммы продажи, а работа оценщика, вообще "золотая". Услуги эксперта по антиквариату, который оценивает предлагаемую к продаже вещь, стоят от 100 - 150 долларов США в час. Итого: зарабатывая даже 1 000 долларов в месяц, вы окупите расходы, затраченные на перемену профессии, в первый же месяц работы, если, конечно, постигая премудрости науки, случайно не смахнете со стола какую-нибудь тарелочку за 5 000 долларов.

Каким мы представляем антиквара, знатока и торговца предметами старины? Советский кинематограф из фильма в фильм эксплуатировал образ старичка в старомодной одежде, с пенсне, всем своим видом олицетворявшего ход времени и смену эпох. Возможно, когда-то типичный владелец лавки древностей так и выглядел. Но антиквар нашего времени - вполне современный господин средних лет, модно одетый и внешне не отличающийся от своих ровесников, торгующих любым иным товаром.

Как научиться

Профессия "антиквар" не значится ни в одном классификаторе. Соответственно, и в государственных учебных заведениях соответствующей специальности/специализации тоже нет. Но сами-то антиквары есть! Откуда же они берутся?

Один хозяин антикварной лавки на вопрос "Как стать антикваром?" пожал плечами и ответил: "Не знаю, никак... С детства, наверное...". В этом есть доля истины. Например, Юлия Коткина , заместитель директора "Антикварного общества "Сказка" - антиквар потомственный. Коллекционером и торговцем древностями много лет назад стал еще ее отец. Соответственно, все детство и юность прошли в окружении предметов старины, в общении с коллекционерами. И уже будучи студенткой отделения искусствоведения Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова (вуз выбран целенаправленно), Юлия начала работать в антикварном магазине отца на Арбате. Образование органично дополнило практику. Кроме того, Коткина окончила курсы геммологов при Московской государственной геологоразведочной академии - чтобы разбираться в драгоценных камнях и правильно их оценивать.

Впрочем, многие антиквары-оценщики зачастую не имеют не только искусствоведческого, но и вообще никакого высшего образования. Кто-то обходится без него всю жизнь, а иные целенаправленно восполняют или систематизируют знания в области мирового искусства, поступая на соответствующие отделения вузов уже после многолетней практики. Например, в ту же "Строгановку", МГАХИ (Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова) или исторический факультет МГУ. Кроме того, многие провинциальные университеты (Уральский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств и др.) имеют специальность "искусствоведение и культурология".

Несколько лет назад в Москве открылся институт "Гелос" при одноименном аукционном доме. Имеющие любое высшее образование могут получить профессию "специалист по антиквариату", "эксперт по антиквариату" или "менеджер, дилер антиквариата" с соответствующими записями в дипломе.

Среди специальных курсов (предметов) - история, теория искусств, атрибуция антиквариата, основы антикварного дела, антикварный рынок России и Европы, методика проведения аукционов, галерейные и аукционные формы торговли и многие другие. Многим выпускникам своего института "Гелос" сразу предлагает трудоустройство и возможность сделать карьеру - в штате Дома около 100 человек.

Однако хорошее представление об искусстве и культуре разных стран и эпох - только половина дела. Необходимо четко понимать, что сколько стоит и какую ценность имеет в нынешних условиях, с учетом сиюминутной конъюнктуры и моды. А это приходит только с практикой, оттачивается ежедневным общением со специалистами (антикварами и коллекционерами). Кроме того, по словам Эдуарда Стецюра , директора музея "Гелос", для хорошей ориентации в мировом искусстве одного образования, включающего изучение отечественного музейного фонда, недостаточно. Необходимо посетить лучшие сокровищницы мира (например, Лувр или Британский музей), а также музеи авангардного искусства, вроде Дома Сальвадора Дали под Барселоной.

Карьера

Допустим, диплом искусствоведа и горячее желание стать антикваром имеются. Куда податься, с чего начать, к чему стремиться? Для начала стоит пойти работать продавцом антикварного магазина. Там можно постепенно войти в курс дела, разобраться "что-где-почем", а заодно познакомиться с кругом коллег-торговцев и клиентов-коллекционеров. Правда, попасть на работу в магазин в большинстве случаев (среди исключений - "Гелос") удастся только по знакомству (рекомендации). Что вполне логично - кто ж подпустит к ценному товару человека с улицы. Да, и вообще, торговля антиквариатом - сфера весьма интимная...

Зарплата начинающего антиквара будет соответствовать аналогичной ставке выпускника вуза без опыта работы в "средней" компании - $300-500 в месяц. Правда, можно рассчитывать и на премии по результатам продаж, в сумме набегает около $700. Продавец с опытом, по словам владельцев антикварных магазинов, может зарабатывать и $1500 в месяц. Чем отличается антиквар от своего коллеги-продавца, например, из магазина бытовой техники? И тот, и другой представляют покупателю товар в соответствии с описанием изделия и запросом клиента. Но, если к электронному прибору прилагается инструкция с описанием характеристик изделии (которую продавец может просто выучить наизусть), то в случае с антикварным предметом все значительно сложнее. За каждой безделушкой стоит история и эпоха, а об этом даже в каталоге не прочтешь. Соответственно, если не понимаешь, не знаешь, не чувствуешь - не продашь.

Что еще? В антикварных магазинах и лавочках, как правило, нет уборщиц. За чистотой помещения, а главное, витрин и товара, следят продавцы. Объяснение просто - слишком велик риск испортить какую-либо ценную вещь, например, смахивая с нее пыль слишком влажной или слишком жесткой губкой. Или просто разбить. Как и за чем ухаживать, обязан знать даже рядовой сотрудник. А особо ценные лоты протирает управляющий, лично.

Следующая ступень карьерной лестницы - директор магазина. Хотя наемный управляющий в данном виде бизнеса скорее экзотика. В лучшем случае магазином командует кто-то из семьи владельца. Зарплата директора, разумеется, зависит от прибыли магазина. Почему разумеется? Очень просто. Ведь именно директор является главным и единственным оценщиком, который решает, какой товар брать, по какой цене выставлять и т.д. Среди прочих его обязанностей - своеобразные ежедневные "лекции" для персонала, описание вновь выставленных предметов. Кроме того, от директора зависит и круг постоянных покупателей-коллекционеров, поставщиков-скупщиков (частных дилеров). Все эти люди в первую очередь должны доверять управляющему. Наемный директор антикварного салона на Арбате: "Управляющий антикварным магазином - в первую очередь хороший менеджер по продажам и PR. Нужно создавать вокруг себя круг клиентов, дружить с коллекционерами и коллегами".

Высшая ступень в антикварной иерархии - владелец собственного салона-магазина. Желательно, конечно, "с вывеской и витриной на улицу", но можно и камерного - "для своих". Сколько зарабатывает хозяин?! Тсс! - деньги и ценности любят тишину... Многое зависит от опыта и везения, но разброс доходов от месяца к месяцу непредсказуем. Правда, в любом случае, предполагается, что на этом уровне человек обладает определенным запасом собственного товара (не принятого на комиссию и хранение, а купленного) и, соответственно, уже явно не беден. В частности, собственный капитал (допустим, $100-200 тыс., "замороженный" в паре десяток старинных "безделушек") является своеобразной гарантией антиквара перед клиентами за переданную на реализацию дорогую вещь.

Помимо работников магазинов, аукционных домов или закрытых галерей существует масса частных дилеров, фактически, фрилансеров. Эти люди тусуются в антикварном сообществе, периодически выступая посредниками между продавцами и покупателями. На самом деле, частный дилер - это следующая после продавца ступень роста для человека, не желающего всю жизнь стоять за чужим прилавком.

Приобретя связи в антикварном мире, завоевав доверие клиентов, продавец уходит в "свободное плавание". Через какое-то время, допустим, год или два, он может заработать достаточно денег, чтобы начать собирать собственную коллекцию, которую можно продать. А еще через несколько лет при удачном стечении обстоятельств и желании открыть и свой салон.



Похожие статьи
 
Категории