Мусульманские памятники на могилу. Молитва на памятник мусульманская

11.04.2019

9 390 руб. 8 921 руб.

9 000 руб. 8 550 руб.

9 600 руб. 9 120 руб.

9 600 руб. 9 120 руб.

9 400 руб. 8 930 руб.

12 100 руб. 11 495 руб.

13 700 руб. 13 015 руб.

20 600 руб. 19 570 руб.

25 680 руб. 24 396 руб.

25 680 руб. 24 396 руб.

28 720 руб. 27 284 руб.

Согласно мусульманской книге Пророчеств, о том, как обозначать место захоронения настоящего мусульманина, говорил еще Мухаммад. Когда душа одного из его верных друзей отправилась к Аллаху, Пророк захоронил останки святого в земле, а на том месте воздвиг большой камень. Далее Он сказал: “По этому камню я буду узнавать могилу брата своего”. Поэтому мусульманские памятники на могилу — это необходимость, указанная в Священных Писаниях.

Но каким должен быть памятник для мусульманина, чтобы достойно почтить память усопшего и не попрать религиозные предписания?

  • Форма. Согласно Шариату, мусульманские памятники на могилу не должны быть роскошными. По этой причине на исламском кладбище не сыскать скульптур, мемориальных комплексов либо каких-то неординарных стел. В большинстве это сдержанные, лаконичные формы. Тем не менее, как завещал Пророк Мухаммад, глядя на памятник должно быть сразу понятно — на этом месте покоится мусульманин. Так как Россия — страна многонациональная многокультурная, на одном кладбище встречаются надгробия разных конфессий. Чтобы они отличались, заказывают формы с навершием в виде купола мечети или минарета.
  • Гравировки. Оформить мусульманский памятник из гранита можно и гравировками. Причудливая арабская вязь, традиционный орнамент или культовый знак полумесяца даже самое простое надгробие не только украсят, но и выделят среди памятников последователям других религий.
  • Портрет. Строго говоря, Исламом порицается нанесение портрета. В мусульманских Писаниях поклонение могиле предка считается грехом, а портрет на памятнике, якобы, этому способствует. Но местные традиции накладывают свой отпечаток. Поэтому неудивительно, что мусульманское духовенство в России обычно закрывает глаза на памятные портреты.
  • Надписи. В нашей стране обычно памятные надписи делают на русском. Но при желании можно заказать гравировку и на русском, и на арабском. Что касается эпитафий, принято гравировать суры из Корана. Причем написанные либо от имени самого Аллаха, либо в виде мольбы к нему. Традиционное российское “Помним. Любим. Скорбим” неуместно.

Если Вы желаете подобрать такое оформление, чтобы оно достойно смотрелось на могиле близкого человека и не противоречило религиозным принципам Ислама, просто позвоните по телефону, указанному на сайте. Наши консультанты помогут выбрать подходящую форму и подобрать гравировки.

Мы предлагаем Вам:

  • Гарантия 30 лет;
  • Срок изготовления от 14 дней;
  • Бесплатное хранение на складе;
  • Портрет или ваза в подарок при заказе памятника от 60 000 руб;
  • Бесплатный выезд менеджера при заказе;
  • Выгодные цены по Москве и Московской области без скрытых платежей;
  • Специалисты с опытом работы в отрасли более 10 лет;
  • Берем на себя все заботы: хранение, доставка, установка, благоустройство;

Мусульманские памятники на могилу выбирают очень тщательно. Это единственное, что родственники и друзья умершего могут сделать для него. При оборудовании могилы и оформлении надгробного камня мусульмане руководствуются законами Шариата, которые четко регламентируют похоронно-погребальные обряды. Правоверные готовятся к смерти заранее, осознавая ее неизбежность и примиряясь с нею. Они собирают деньги и подбирают вещи, необходимые для проведения ритуала погребения. Считается, что, если человек заранее побеспокоится о своих похоронах, ему будет ниспослана высшая благодать.

Древние традиции захоронения в исламе

На заре распространения ислама совершение ритуальных обрядов во время захоронения мусульман, посещение и почитание их могил были запрещены. Погребальные традиции были характерны для арабской культуры во времена язычества (джахилия). Несмотря на запрет, древние языческие обряды проникли в ислам. Они переплелись с религиозными элементами и стали неотъемлемой частью культуры многих мусульманских общин.

По мере укрепления позиций ислама опасения о возрождении язычества и многобожия стали постепенно рассеиваться. Поэтому отношение к погребальным традициям стало менее строгим. Запрет на посещение могил мусульман был отменен самим пророком Мухаммедом. Он считал, что поход на кладбище напомнит людям о смерти и заставит их задуматься о своей жизни. Хотя посещение могил больше не порицалось, почитание умерших осталось под запретом.

Мусульманские богословы раннего периода осуждали любые проявления почитания усопших. Запрещалось совершать паломничество к могилам уважаемых мусульман, возводить над местом их захоронения мавзолеи и мечети, поклоняться им и просить у них покровительства. Согласно верованиям, крупные и богато украшенные монументы вносят раздор среди умерших, лишая их заслуженного блаженства. Поэтому все ранее созданные постройки на кладбищах были разрушены.

Так же строго законы ислама регламентировали действия правоверных по отношению к их умершим родственникам. Они запрещали мусульманам собираться возле места захоронения и проводить жертвоприношения на кладбищах. Мусульманские авторитеты порицали оформление надгробных холмов материалами, при изготовлении которых использовался огонь (гипс, цемент). Огонь является самым известным видом наказания в Аду. Он может навлечь на умершего адские муки.

На могиле мусульманина разрешалось поставить памятный знак в виде камня или надгробной плиты.

Традиции ислама предписывают не оставлять надписей, изображений и узоров на надгробном сооружении.

Поверхность могильного холма или надмогильной плиты может находиться над уровнем земли на высоте не выше 4 пальцев. Такой высоты достаточно, чтобы можно было обнаружить могилу. Покрытие могилы должно быть идеально ровным.

Место для мусульманской могилы

Могилу (кабр) выкапывают на ближайшем к месту смерти мусульманском кладбище. Хоронить мусульманина среди иноверцев нельзя. Если жена правоверного принадлежала к другой вере, ее хоронят отдельно.

Место для захоронения подбирают с учетом того, чтобы лицо умершего было повернуто в сторону Киблы. Кибла является символом единобожия и ислама. Направление лица усопшего в сторону Священной мечети является признаком его поклонения Аллаху. Традиция направлять лицо умершего и лицевую часть надгробного камня в сторону Мекки до настоящего времени исполняется неукоснительно.

Могилу нужно расположить таким образом, чтобы к ней можно было свободно пройти, не наступая и не переступая захоронения других людей.

Законы ислама запрещают наступать не только на чужую могилу, но и на место, где похоронен родственник.

Ислам разрешает хоронить в одной могиле двоих умерших. Повторное захоронение осуществляют, когда находящийся в могиле труп полностью истлеет (через 50 лет). Между телами нужно сделать перегородку из земли или каменных плит. Без крайней необходимости не хоронят в одной могиле умерших одного пола или женщину и мужчину, которые являются друг для друга махрамами (брак между ними запрещен).

Как сооружают мусульманские могилы

Традиционная могила мусульманина содержит углубление, в которое укладывают тело (ляхд). Глубина могилы должна быть такой, чтобы в нее полностью поместился человек с поднятыми вверх руками (около 225 см). Однако если нет возможности вырыть такую яму, можно использовать менее глубокую. Главное, чтобы ее глубина была достаточной для того, чтобы до тела не добрались животные.

Длина могилы должна немного превышать рост почившего.

Ширина ямы обычно составляет половину ее длины (80–100 см). Яма должна быть достаточно широкой для того, чтобы в нее могли спуститься люди, которые осуществляют погребение.

На стороне, которая находится ближе к Кибле, располагают ляхд. Его высота составляет 55 см, а ширина — 50 см. При этом часть ляхда находится в нише за пределами погребальной ямы. Ниша углублена в стену на 25 см. Ляхд также находится ниже пола могилы на 20 см.

Если грунт рыхлый, стенку ляхда укрепляют каменной или деревянной стеной. Необходимо также укрепить потолок в нише. Труп прикрывают более тонкой плитой, чтобы земля не засыпала тело. Под голову и спину покойника подкладывают камни или землю, чтобы его лицо было направлено на Киблу. При этом правая щека умершего должна быть плотно прижата к земле.

Вместо ляхда сооружают шикку. Шиккой называется выемка на дне ямы, напоминающая канаву. По ее бокам устанавливают каменные или деревянные стены. Сверху шикку закрывают плитами и засыпают могилу землей.

Поверхность надгробного холма не должна находиться ниже уровня земли. Если почва неплотная, нужно насыпать на могилу больше земли. Когда она просядет, холм над могилой останется.

На могилу укладывают 2 камня - на уровне головы и ног.

Сверху надгробный холм посыпают щебнем, затем брызгают на него воду, чтобы камешки плотно прижались к земле. Это позволит сделать поверхность могилы ровной.

Современные погребальные традиции в исламе

Хотя надписи на надгробных камнях в исламе запрещены, разрешается указать на могиле имя умершего, чтобы можно было найти его могилу. В современном мире мусульманские богословы менее строго относятся к запрету использования изображения людей и фотографий на надгробных сооружениях.

Согласно верованиям ислама, изображение людей и животных заставляет верующих забыть о Боге и провоцирует безумие. Правоверные начинают поклоняться не Аллаху, а изображенным людям и животным. Но в последнее время мечеть стала разрешать делать на надгробиях изображения людей и устанавливать их фотографии. По настоянию родственников может быть выполнено даже изображение животных.

Несмотря на смягчение правил погребального ритуала, большинство мусульманских памятников имеют лаконичный вид. Наиболее распространенной является монолитная плита, верхушка которой выполнена в форме купола мечети или минарета. Кроме имени и даты смерти усопшего, на камне гравируют слова пророка или выдержки из мусульманских сур арабской вязью.

На памятнике умершей женщине изображают скромные растительные орнаменты, а также тематические композиции, характеризующие род деятельности покойной.

На женских надгробиях вырезают рисунок в виде шляпки или платка. На них часто изображают букет, в котором находится столько цветов, сколько родила и вырастила женщина детей.

Надгробные усопших мужчин имеют изображения минаретов, мечети или тематические картинки, связанные с родом деятельности умершего. Верхняя часть надгробия на мужской могиле может быть выполнена в виде мужского головного убора — тюрбана. Она свидетельствует о высоком социальном положении усопшего. Признаком достатка является украшение на плите в виде фески.

На надгробиях часто изображают религиозные символы и обереги, символизирующие приверженность усопшего исламу. На погребальных плитах устанавливают символы ислама — полумесяц и звезду. При этом лучи полумесяца направлены справа налево. Часто используются при оформлении погребальных плит геометрические орнаменты в восточном стиле и рамки.

Для мусульманской традиции не характерно писать на памятниках слова любви и скорби. Умирая, мусульманин возвращается к Аллаху. Поэтому выражение сожаления в связи со смертью не одобряется в исламе. Оно расценивается как недовольство волей Аллаха.

Изготовление надгробного памятника

Готовый памятник изготовят на заказ сотрудники фирм, которые оказывают различные ритуальные услуги. Состоятельные мусульмане заказывают памятники из гранита и мрамора. Предпочтение отдается черным плитам. В исламе черный цвет имеет особый статус, поскольку это цвет Священного камня Каабы. Пророк Мухаммед носил одежду черного цвета. Именно такое одеяние было на нем в день завоевания Мекки. Черный является цветом аббасидских халифов. Он символизирует силу, величие и могущество. Мусульмане стараются придать надгробному камню сходство с монолитным камнем Священной Каабы, который служит напоминанием о вечности загробной жизни.

Надписи на камне делают вручную, с помощью лазера или на фрезерном станке.

Ручная гравировка - самая трудоемкая и дорогая. Ее несомненным достоинством является долговечность. Прочитать написанное на надгробном камне при ручном способе нанесения фраз можно будет даже через несколько тысяч лет. Лазерная гравировка позволяет быстро и легко создавать сложные изображения с мельчайшими деталями. На фрезерном станке вырезают надпись и изображение немного дольше, чем с помощью лазера. Однако написанное после фрезерной гравировки сохраняется гораздо дольше, чем при лазерной обработке.

Более дешевым вариантом мусульманского надгробного сооружения является конус из металла с полумесяцем на вершине. На него помещают табличку с указанием имени и даты смерти усопшего.

Установка надгробного камня

Фирма, которая изготавливает надгробные сооружения, обычно и устанавливает их. Монтажные работы входят в стоимость услуг по изготовлению. Однако можно установить надгробие самостоятельно.

Для проведения строительных работ требуется получить разрешение у руководства кладбища. Наиболее подходящим периодом для установки могильной плиты является теплое время года с апреля по октябрь. Однако в некоторых случаях приходится выполнять работы зимой. В таком случае нужно обратиться к специалистам, которые имеют опыт установки памятников в холодное время года.

Чтобы надгробие простояло длительное время, не упало и не покосилось, на могиле создают цементную основу. После похорон должно пройти не менее 1 года. За это время земля просядет и приобретет устойчивость.

Чем крупнее камень, тем больше потребуется материала для создания массивного каркаса.

Могильные памятники даже весьма скромных размеров очень тяжелые. Вес надгробия среднего размера колеблется в пределах 120–200 кг. Поэтому для установки могильной плиты необходим труд нескольких человек.

Место на захоронении расчищают, делают углубление и формируют в нем подушку из бетона. Можно использовать цемент, щебень и песок. Если сооружение крупное, подушку укрепляют арматурой. При изготовлении цементной или бетонной основы в нее помещают вертикальные штыри. Позднее на них закрепляется памятник.

При установке памятного надгробия обязательно надо пользоваться строительным уровнем.

Мусульманские мазары

Мазаром называется могила мусульманского святого (авлия). Культура поклонения могилам святых и почитаемых людей начала развиваться в исламе с X века благодаря суфизму. Суфизм является эзотерическим течением в исламе. Оно проповедует аскетизм и духовность. Путь духовного совершенства суфия лежит через полное подчинение учителю и выполнение всех его наставлений.

Суфии верят, что молитвы, переданные через духовных наставников-посредников, имеют большую силу, чем обращенные непосредственно к Аллаху. Стараясь оказать почившим наставникам максимальный почет, их последователи сооружают на могилах мавзолеи (мазары). Традиция постройки на местах захоронений культовых сооружений появилась в исламе благодаря влиянию тенгрианства - древней языческой культуре тюрков. Языческое происхождение имеет и современный символ ислама — полумесяц со звездой.

Традиционный мусульманский мазар представляет собой помещение с четырехугольным основанием. Его венчает сферический купол. Постройка может быть очень большой, состоящей из нескольких помещений. Ее ограждают забором. Рядом с мазаром расположен вертикально установленный шест (туг). На вершине туга может находиться фигура раскрытой ладони, бутона или перекладина с прикрепленным к ней треугольным куском материи. Поскольку особенно почитаемые мазары расположены далеко от населенных пунктов, туги используются в качестве ориентира. Они помогают путникам обнаружить мазар. Мавзолеи выполняют функции мечети.

Путники могут остановиться и помолиться в мазаре.

Если ранее мазары устанавливали только на могиле авлия, в настоящее время мавзолеи устанавливают на могилах умерших родственников. Состоятельные люди заказывают массивные сооружения, напоминающие мечети или дворцы. Для постройки усыпальниц используют дорогие материалы (мрамор, гранит). Мазары украшают куполами, барельефами, полумесяцами, арками, колоннами, вычурными навершиями, парапетами и мазарными плитами.

Хотя Коран запрещает тратить деньги на возведение дорогих и массивных культовых сооружений, правоверные стараются продемонстрировать свою состоятельность, проявляя почтение к своим умершим родственникам.

Мусульманские саркофаги

Чтобы почтить память усопших родственников, на мусульманских могилах устанавливают богато украшенные саркофаги. Такое сооружение выглядит достойно и богато. Установка саркофага не осуждается исламскими авторитетами.

Верхней части мусульманского саркофага придают заостренную форму, традиционную для мусульманской культуры. Сооружение покрывают плиткой с изящным и сложным орнаментом. Используются характерные для ислама цвета. Особо почитаемым среди правоверных является зеленый цвет. Он отождествляет зеленое знамя пророка. Синий и фиолетовый считаются цветами тени. Они символизируют мистическое созерцание и приобщение к божественной сущности. Для украшения саркофагов используют белый цвет — любимый цвет пророка.

Он является символом святости и достоинства.

Подбирая расцветку облицовочного материала, надо отдавать предпочтение узорам с чистыми, светлыми и сияющими оттенками. Блеклые и замутненные цвета связывают с несчастьями и нищетой. Коричневые и серые оттенки не используются при оформлении мусульманских надгробных сооружений.

Многонациональность России в целом и Москвы в частности отражается на ритуальной сфере. Помимо надгробных памятников , протестантов, современные мастерские изготавливают специфические и непохожие на остальные конструкции мусульманские памятники на могилу.

Мусульманские памятники: фотографии, эпитафии и символика

Мусульмане – религиозная и набожная общность, регулирующая не только свои действия, а и свои помыслы в соответствии с самым важным писанием – Кораном. Каноны, описанные в этой книге, постановляют оформлять могилы почивших особым образом, отдавая предпочтения строгости и скромности. Однако конструктивные отличия надгробных конструкций для мусульман от ритуальных изделий для православных верующих практически отсутствуют.

Чаще всего это гранитные или мраморные стелы, которые могут быть украшены резным и контрастным по цвету барельефом. Нередко изготавливаются обелиски или колонны, а вот скульптурные композиции практически никогда не устанавливаются в качестве мусульманских могильных надгробий, о чем свидетельствуют многочисленные фото кладбищ мусульман.

В том случае, если основа надгробия выполняется по-простому и строгому эскизу, мастера могут предложить лаконичное и простое украшение в традиционном для Ислама стиле. Это может быть форма изделия, вырезанная в виде арки, купола или острого окончания, вершиной которого является традиционный для мусульман полумесяц.

Несмотря на то, что в течение последних лет в шариатских правилах и канонах замечается своего рода послабление, нанесение фотографий усопшего на любую часть памятника все еще запрещено. Это же правило применимо в принципе к любым изображениям. Единственные картинки и надписи, которые могут украшать мусульманский памятник на могилу – не фото, а религиозная символика или геометрические рисунки и окантовка. Однако, для могильных изделий, предназначенных для установки на могилу умершей женщины, разрешается украшение в виде резных цветов или растительных орнаментов.

Что касается эпитафий, то, выбирая их стилистику, лучше всего остановиться на словах мусульманского Пророка или же речах из сур Корана. Необходимо помнить – это не должны быть ни слова скорби, ни любви, так как мусульманская вера иначе относится к смерти – это приближение к Аллаху, поэтому скорбеть за перешедшим на другой уровень существования верующим – неправильно.

Традиции оформления мусульманской могилы

Ислам – достаточно строгая религия, не предполагающая ни помпезности, ни вычурности. Это правило касается абсолютно всех ритуальных мусульманских аспектов – церемонии похорон, атрибутики, покупки и изготовления памятников , оформления места захоронения на кладбище, и даже последнего одеяния усопшего.

Чаще всего могилы на кладбищах мусульман выглядят строго и лаконично. Ни намогильных цветников , ни ритуальных оградок , ни иных прочих атрибутов на месте захоронения нет. По большей части, сравнительно с традиционным для христианского обряда методом декорирования места упокоения, мусульманские памятники на могилу как по фотографическим (визуальным) характеристикам, так и по конструктивным параметрам больше напоминают европейские надгробия .

Гранитная мастерская «40 Дней» оказывает услуги по изготовлению мусульманских памятников на могилу любых размеров и вариантов по низким ценам.

Каждая религия проповедует свое собственное отношение к смерти, соответственно, обычаи и ритуалы проводов умерших и их похорон в каждой вере разные. Мусульманская религия не стала исключением. Она имеет достаточно строгие правила захоронения усопших, а к мусульманским памятникам выдвигаются определенные требования. Что дозволяется устанавливать на могилах мусульман, что можно изображать на их памятниках, а что строго запрещается Кораном и шариатом, рассмотрим в нашей статье. Для наглядного примера приведем несколько фото мусульманских памятников.

Отношение мусульман к смерти

Прежде всего, стоит знать, что в исламской религии имеется свое понимание смерти. Для мусульманина его кончина не является чем-то страшным, и она не может быть неожиданной. Людьми этой религии смерть воспринимается как неизбежное явление, и в большинстве своем они относятся к ней фаталистически. Считается, что хороший мусульманин, который при жизни принадлежал Аллаху, после смерти возвращается к нему. Сожалеть по этому поводу запрещается.

Мусульманские похороны должны проходить скромно и сдержанно. В отличие от христиан, у мусульман не принято открыто скорбеть и громко плакать. Лить слезы по умершим позволяется только женщинам и детям. Поскольку после смерти усопший попадает к Аллаху и ему даруется благоденствие, писать на мусульманских памятниках печальные слова о кончине умершего, сожаления и обещания долго скорбеть по нему запрещено.

Скромность, лишенная всяческих богатых излишеств

Практически все люди, придерживающиеся христианской религии, считают долгом чести возвести своим родным и близким людям могилы с достойными памятниками. Они воздвигают на могилах огромные гранитные сооружения, монументы, могут устанавливать статуи в виде ангелов и самого покойного. В плиты монтируются огромные вазы для цветов, возле могил устанавливаются шикарные ограды и прочие сооружения, на которые у родственников хватает фантазии и, конечно же, материальных средств.

Люди считают, что, тратя огромные деньги на возведение шикарных памятников, они выражают свою любовь к умершему человеку, демонстрируют, насколько он был для них важен и как сильно они его ценят. Мусульмане же считают, что уважение к умершему нужно проявлять в молитвах о нем, но никак не шикарным монументом, воздвигнутым на могиле. Мусульманский памятник на кладбище должен выглядеть скромно, без излишеств и пафоса. У него есть только одна функция - обозначить, что в этом месте захоронен человек.

Традиция обозначать место захоронения берет свое начало в одном из хадисов. В нем сказано, что после смерти Усмана ибн Мазуна Пророк поставил на место его захоронения камень и сказал, что теперь он будет знать, где находится могила брата. Также Кораном запрещено наступать ногами на могилы и места захоронения мусульман. Соответственно, памятники помогают обозначить эти места.

Допустимые текстовые гравировки

Согласно одной из версий, Пророк запретил присоединять могилы мусульман к чему-либо, что-то над ними надстраивать, а также покрывать их штукатуркой. Из этого следует, что писать надписи на мусульманских памятниках также нельзя. Некоторые ученые считают, что эти слова о надписях стоит воспринимать не как запрет, а как крайне нежелательное действие. Если, к примеру, могила принадлежит известному деятелю, праведнику или ученному, то обозначение на могиле его имени будет считаться добрым делом.

На могилах же простых мусульман разрешается указывать имя умерших только для их обозначения. Написание даты смерти является нежелательным (макрух), но дозволяется.

Спорным является и вопрос о том, можно ли украшать могилы надписями из Корана или гравировать на них слова Пророка. В последнее время такие гравировки на мусульманских кладбищах встречаются очень часто. Но если обратиться к истории, становится понятно, что это харам (грех). Согласно одному из хадисов, гравировать слова Пророка, суры и аяты Корана нельзя, поскольку с течением времени могилы могут сровняться с землей и по ним будут ходить ногами. Слова Пророка, таким образом, могут быть осквернены.

Чего не должно быть на мусульманских памятниках и могилах

Могила настоящего мусульманина должна быть скромной. На памятнике не должно быть надписей о скорби родственников и близких. Размещать фотографию умершего на памятнике также не стоит.

На могиле категорически не дозволяется строить склепы, мавзолеи и гробницы. Шариат запрещает возводить слишком красивые и демонстрирующие богатство родственников памятники. Считается, что разные памятники и пышно украшенные могилы могут стать причиной ссор между умершими. Это будет мешать им наслаждаться дарованным Аллахом благоденствием после смерти.

Уже долгое время мечеть разрешает не только писать на памятниках имя умершего и дату его кончины, сейчас позволяется указывать некоторые символы. На мужских памятниках можно изображать полумесяц, а на женских - цветы (их количество означает количество детей). Фото мусульманских памятников на могилу с такими символами приведены в статье.

Форма памятника и материалы, из которого их изготавливают

Мусульманские памятники на кладбище, фото которых можно увидеть в статье, сооружают, как правило, из мрамора или гранита. Часто их изготавливают в форме своеобразного арочного сооружения, которое вверху напоминает купол. Иногда верхушку памятника делают в виде купола мечети или же в виде минарета.

В какую сторону должен быть обращен памятник

Вопрос о том, в какую сторону должен смотреть памятник, для мусульман является принципиально важным. Могилу нужно сооружать таким образом, чтобы была возможность расположить в ней умершего лицом в сторону Мекки. Эту традицию категорически нельзя нарушать, и мечеть относится к ее соблюдению предельно строго.

Соответственно, и памятник устанавливается только лицевой стороной к востоку. По этой причине на все памятники обращены только в одну сторону. Проходя по этим кладбищам, очень легко определить направление. Восточная сторона всегда находится там, куда обращены лицевой стороной все сооружения на могилах.

В России бок о бок живут люди разных религиозных убеждений, поэтому и наши кладбища, с конфессиональной точки зрения, в большинстве своем смешанные. Нередко на них рядом можно увидеть христианские и мусульманские могилы. Они отличаются друг от друга лишь некоторыми особенностями оформления, в частности, - тем, как выглядят в обоих случаях надгробья.

Тонкости оформления

Прежде всего, памятник мусульманина выглядит очень лаконично, ведь традиции и законы ислама не разрешают чрезмерно украшать могилу. Согласно верованиям, излишняя красота, богатые склепы, разнообразие во внешнем виде надгробий вносят раздор среди умерших правоверных на небесах и мешают им наслаждаться благоденствием, дарованным Аллахом.

Поэтому шариатом предписывается, чтобы все памятники правоверных были строгими и сдержанными в оформлении, лишены излишней красивости.

Например, такие надгробья почти не бывают украшены рисунками. Мечеть разрешает гравировать на женских стелах букет цветов, в котором число бутонов обычно соответствует количеству детей в семье. Мужские же обелиски отмечаются символическим мусульманским полумесяцем. Кроме этого, на современных мусульманских памятниках нередко встречаются изображения, характеризующие прижизненную деятельность усопшего (если покойный был машинистом ж/д поезда, то это может быть показано через рисунок локомотива; памятник водителя украшается картинкой автобуса, хозяина чайханы - пиалой с паром от чая). На старых же надгробьях иногда выбивали лишь орнамент растительного или геометрического характера.

Еще одна тонкость художественного решения мусульманского мемориала связана с тем, что ислам запрещает размещать на месте захоронения фото умершего. Однако взаимопроникновение разных культур, характерное для наших дней, начинает постепенно разрушать строгость данного канона. Поэтому портреты на мусульманских памятниках можно теперь увидеть все чаще. Фотографии могут быть выполнены в виде гравировки на черном памятнике из габбро-диабаза. Часто встречаются и медальоны из фотокерамики, особенно на мраморных монументах.

Надписи на исламских надгробьях все же бывают скорее традиционными, чем нет. Это прежде всего имена и годы жизни умерших и - иногда - суры Корана, выполненные арабской вязью. Светские же эпитафии не приветствуются и на типичные мусульманские стелы не наносятся.

Цены

на памятники для мусульман не отличаются от стоимости таких же по параметрам христианских надгробий.

Форма обелиска, изготовленного по законам шариата, должна быть строгой, сдержанной. Обычно это вертикальный прямоугольник с закругленным, по типу чалмы, навершием с минимумом украшений. Всевозможные барельефы, сложные резные модели, прочие скульптурные излишества исключаются. Эти ограничения делают среднюю цену монумента весьма умеренной.

Например, комплект такого гранитного памятника со стелой высотой 80 см с постаментом (тумбой) и цветником стоит около 11500 руб. Если высота увеличивается до 1 м, то цена будет около 15000 руб. При стеле в 120 см с полировкой со всех сторон - около 29000 руб. Если родственники желают облагородить место захоронения мемориальным комплексом, то цены на него оговариваются индивидуально.



Похожие статьи
 
Категории