Музей национальной археологии франции в сен-жерменском дворце. Национальный музей археологии франции

18.04.2019

Археология Франции.

От палеолита до эпохи Меровингов.

Каталог выставки из собрания
Музея национальных древностей Сен-Жермен-ан-Лэ (Париж).

// Л.: «Искусство», Лен. отд., 1982. 104 с.

Перевод с французского - Т.В. Метелицына.

Научная редакция русского текста -
А.М. Микляев, Ю.Ю. Пиотровский, М.Б. Щукин.

Р. Жофруа . - 5

Палеолит. А. Дельпорт и Л. Мон (кат. № 1-80). - 9

Неолит и бронзовый век. Ж.-П. Моэн и К. Элюэр (кат. № 81-131). - 29

Кельты. А. Дюваль (кат. № 132-207). - 45

Галлия в эпоху римского владычества. Ф. Бек (кат. № 208-258). - 65

Галлия эпохи Меровингов. Ф. Валле (кат. № 259-320). - 85

Цель этой выставки - показать на примере археологических предметов ту последовательность культур и цивилизаций, которая имела место на территории современной Франции с начала деятельности человека до восшествия на престол императора Карла Великого. Иногда Францию называют родиной человечества, ибо именно во Франции, благодаря таким учёным, как Буше-де-Перт и Пьет, зародилось представление о древности человечества. Большинство доисторических периодов и культур названы по тем местностям во Франции, где они были впервые обнаружены.

Самые ранние следы человека, который уже умел изготавливать из камня оружие и орудия труда, относятся к эпохе, насчитывающей 700 тысяч лет.

Это был период раннего палеолита, длившийся многие сотни тысячелетий. За это время человек научился хорошо обрабатывать камень.

Средний палеолит, или мустьерский период, длился уже много меньше, всего несколько десятков тысячелетий. Неандерталец начинает использовать кость животного как наковальню для изготовления кремнёвых орудий, но он её ещё не обрабатывает.

Самый продуктивный и самый большой период древнейшей истории на территории современной Франции начинается около 30 тысяч лет до н.э. Именно тогда, в ориньякский и перигордийский периоды, появляются первые произведения искусства: женские статуэтки из кости или известняка, символизирующие плодородие. Удивительный расцвет искусства верхнего палеолита, использовавшего самые разные технические средства, дал произведения, достойные лучших современных художников (гравюра, скульптура, настенная роспись). Французский Музей национальных древностей обладает лучшей в мире коллекцией этих произведений искусства. Постепенно очень холодный климат меняется, становится значительно теплее. Вместе с ним меняется и жизнь людей. Они начинают заниматься земледелием и скотоводством, кончается эпоха палеолита.

Появляются технические новинки, такие, как керамика, шлифовка камня. Но искусство на территории современной Франции, напротив, переживает в период неолита очевидный упадок, хотя в других странах Центральной Европы оно продолжает развиваться в виде статуэток из обожжённой глины.

Новая культурная революция начинается с появлением металла, то есть около 1900-х гг. до н.э. Медь, а вскоре бронза дают человеку оружие больших возможностей и эффективные орудия труда. Появляется интерес к драгоценным металлам. Массивные браслеты и ожерелья из золота свидетельствуют о богатстве имевшихся тогда залежей этого металла.

На смену бронзе приходит железо. Железные руды широко распространены во многих районах Франции. Огромный археологический материал периода первого века железа, или эпохи Гальштата, 750-450 гг. до н.э., дошёл до нас благодаря раскопкам многочисленных поселений и могильников этого периода. Некоторые захоронения поражают своим богатством и дают нам новые доказательства торговых связей людей, живших на территории современной Франции, с италийским и греческим миром. В этих захоронениях часто встречаются аттические бронзовые и керамические сосуды.

Второй железный век, или период культуры Латен, продолжался вплоть до завоевания Галлии римским полководцем Юлием Цезарем (52 г. до н.э.). За эти несколько веков кельтское искусство достигло своего полного расцвета. Оно характеризуется появлением криволинейного орнамента в украшении керамических изделий, гривен-торквесов, браслетов, оружия. Линии орнамента гармонично сливаются в сложные и разнообразные мотивы. Римское завоевание имело для Галлии огромное значение. Римляне научили галлов строить из камня, они создали великолепную сеть дорог на территории страны, положили конец междоусобным войнам, разделявшим племена и народности, жившие в то время на территории современной Франции.

Но было бы несправедливо говорить о колонизации Галлии Римом. Между галлами и римлянами существовало сотрудничество, которое привело к очень удачной форме симбиоза. Образовалась галло-римская культура, где нашли своё место самые разнообразные виды искусства. Промышленное производство этого периода представлено мастерскими керамики, такими, как Грофезанк и Лезу. Эти мастерские производили и экспортировали сотни красивых, рельефно декорированных сосудов.

Развивались и другие виды ремесла. Они давали бесчисленные предметы домашнего обихода: фибулы (застёжки плаща), туалетные принадлежности, кухонную утварь. Галло-римская культура существовала довольно долго, до того момента, когда в III в. н.э., около 272-276 гг., начались набеги племен варваров, пришедших с востока. Они пересекали Рейн и грабили ближайшие города. С этого времени города начинают окружать высокими крепостными стенами.

Постепенно варварские племена - франки, аллеманны, бургунды, вандалы - окончательно обосновываются на территории Галлии. Они приносят с собой новое искусство и новые технические приёмы, как, например, дамаскирование.

С течением времени происходит слияние прежнего галло-римского населения с вновь пришедшими племенами. В результате возникает новая культура - культура Меровингов, которая просуществовала до восшествия на престол императора Карла Великого (889 г.).

Музей национальных древностей был создан императором Наполеоном III. Он размещается в бывшем королевском дворце Сен-Жермен-ан-Лэ. Здание недавно было переоборудовано и благоустроено, и теперь музей предлагает для обозрения богатые коллекции предметов, характеризующих разные периоды древнейшей истории страны, а научным работникам - огромный материал в своих фондах. В 1979 г. в Париже проходила замечательная выставка «Древнейшее искусство народов СССР из коллекций Эрмитажа», организованная Министерством культуры СССР и Союзом Национальных музеев Франции. Данная выставка ставит своей целью познакомить, в свою очередь, ленинградцев с коллекцией музея Сен-Жермен-ан-Лэ.

Р. Жофруа,

директор Музея

национальных древностей



Французские археологи обнаружили в центральной части Франции древнее подземное убежище. Вход в укрытие был найден под остатками небольшого здания.

Убежище представляло собой узкую и невысокую пещеру. Внутри исследователи обнаружили 20 ниш для масляных ламп. Найденный в пещере керамический горшок позволил археологам датировать убежище концом 11 в. Этот период пришелся на соперничество графов Анжу и Блуа за регион Турень.

В укрытие можно было спуститься по ступеням, выкопанным в земле. Пещера имела разветвленную сеть проходов и комнат, протяженность которой составила более 15 м. Пещера была очень узкой (средняя ширина составляла 0.5 м) и низкой (высота - 1.15 - 1.55 м). Вход в укрытие был закрыт дверью у подножия ступеней.

Еще одна дверь закрывала доступ в три прохода, расположенных дальше. Пещера имела несколько уходивших под прямым углом поворотов, замедлявших движение нападавших. Находящаяся в укрытии камера предназначалась для хранения пищи. По мнению археологов, в убежище могли находиться в течение долгого периода времени 5-6 человек.

Христианские древности: Введение в сравнительное изучение Беляев Леонид Андреевич

«Французская колониальная археология»

Французская школа прошла собственный, весьма отличный от «римской», путь развития. Здесь с самого начала интересы к национальным (то есть средневековым) и ранним христианским (галло-римским) древностям тесно переплетались. (Ранний этап французской школы: гл. VII-1). Мы же обратимся к тому времени, когда, заняв прочное место в «христианской археологии», она занялась исследованиями во вновь завоеванном «домене».

Из книги Процесс тамплиеров автора Барбер Малколм

Из книги Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии автора Юнак Дмитрий Онисимович

АРХЕОЛОГИЯ Это наука, занимающаяся раскопками памятников старины, исследованием прошлого, так сказать, вещественными доказательствами истории.«Примерно до середины 19-го столетия археологические раскопки были чем-то вроде поисков сокровищ и кладов. Некоторые археологи

Из книги Великая Борьба автора Уайт Елена

Глава 15 Библия и французская революция В XVI веке Реформация, предлагая народу открыть Библию, пыталась проникнуть во все страны Европы. Некоторые государства с радостью приветствовали ее как желанную небесную вестницу. Там же, где папству удалось воспрепятствовать ее

Из книги Сравнительное Богословие Книга 2 автора Академия Управления глобальными и региональными процессами социального и экономического развития

Из книги Сравнительное Богословие. Книга 2 автора СССР Внутренний Предиктор

Запретная археология Эта подглава составлена в основном из цитат, взятых из книги Майкла Бейджента «Запретная археология». Книга подтверждает и иллюстрируют самую правдивую версию об истоках культуры и религии Древнего Египта (и некоторых других древних восточных

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Великая Французская революция и Церковь Французская революция (1789–1793) была не только выражением социального протеста против феодальных порядков, но и воплощением просветительских идей о естественном праве и всеобщем равенстве. Этот дух продолжал действовать на

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ область библ. науки, к–рая изучает по древним памятникам историч. среду, где возникла Библия и совершались события свящ. истории. Библ. А. призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библ. данные независимыми

Из книги История христианства. Том I. От основания Церкви до эпохи Реформации автора Гонсалес Хусто Л.

ФРАНЦУЗСКАЯ БИБЛЕИСТИКА библ. наука, развивавшаяся во Франции и франкоязычных странах (Бельгия, частично Швейцария).Предыстория Ф.б. относится к святоотеч. периоду, когда в Галлии появились первые латиноязычные комментаторы (*Иларий Пиктавийский, *Евхерий Лионский и др.).

автора Беляев Леонид Андреевич

31 Португальская колониальная экспансия Если индейцы будут вести духовную жизнь, признавать своего Творца, свою вассальную зависимость от Вашего Величества и свой долг повиноваться христианам… у людей будут законные рабы, захваченные в справедливых войнах, а индейцы

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

1. «Монастырская археология» Средневековые опыты Стремление узнать больше о прошлом церкви возникло в Англии, как и в других странах, в незапамятные времена. Уже Беда Достопочтенный передает историю того, как монахи аббатства Или в 660 г. решили поискать хороший каменный

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

5. «Архитектурная археология» в XX в. Период после 1917 г. для исследования памятников церковной культуры крайне драматичен и неоднозначен. С одной стороны, это время жесткого идеологического давления атеистической идеологии на религию, время разрушения храмов, массового

Из книги автора

«Французская колониальная археология» Французская школа прошла собственный, весьма отличный от «римской», путь развития. Здесь с самого начала интересы к национальным (то есть средневековым) и ранним христианским (галло-римским) древностям тесно переплетались. (Ранний

Из книги автора

3. «Археология» реликвий К рассказу о мавзолее Константина нужно обратиться не только для того, чтобы поставить перед собой неясную цель когда-нибудь коснуться его остатков. В истории храма есть моменты, ключевые для решения вопроса о возникновении традиции переноса

Из книги автора

Постник (Французская сказка) Один священник во время поста послал слугу на рынок купить рыбы, но рыбы там не было. Тогда священник велел купить и зажарить рябчиков.- Как? - удивился слуга. - Ведь сейчас пост!- А я окрещу их и назову рыбой. Посуди сам: ведь труднее же

Иногда археологи и ученые подолгу не могут договориться между собой. Местечко Глозель, иногда называемое французским Пилтдауном , вызвало настоящий переполох в археологических кругах в 1920-х гг.; новая вспышка интереса последовала в 1970-х гг. и продолжается до сих пор.


В марте 1924 г. корова упала в яму на ферме, принадлежащей семье Фроден. Семнадцатилетний Эмиль с помощью своего деда раскопал яму и обнаружил овальный участок, замощенный кирпичами, длиной около трех метров с каменным бордюром; кирпичи имели стеклянистую поверхность, и на одном из них виднелись странные отметины. Вскоре один заезжий археолог сказал Фродену, что они обнаружили римскую или средневековую стеклоплавильную печь, но воображением энтузиастов завладела гораздо более волнующая теория.

Глиняная табличка из Глозеля с надписью на неизвестном языке


Местные учителя предположили, что это место служило для кремации умерших, и при дальнейших раскопках можно будет обнаружить гораздо больше, чем уже найдено. Один из учителей, взявший одаренного, но необразованного Эмиля под свое крыло, дал ему кое-какие книги по археологии, чтобы познакомить его с азами предмета. Сначала исследования выполнялись силами любителей и энтузиастов, но в начале 1925 г. появился настоящий руководитель. Альбер Морле, доктор из расположенного неподалеку курортного города Виши, интересовавшийся римским периодом истории Франции, прибыл к месту событий. Он сообщил Фроденам, что они открыли важный исторический памятник, который может принести ценные находки и поэтому должен быть обнесен оградой.

Морле приобрел исключительные права на раскопки и публикацию результатов, и они с Эмилем приступили к работе. Их открытия вызвали жаркие споры среди археологов. Огромное количество находок было извлечено из неглубокого почвенного слоя на склоне холма, который они окрестили «полем мертвых». Там были резные кости, похожие на экземпляры из пещер каменного века во Франции, рисунки оленей и лошадей, снабженные буквами, а иногда целыми надписями. Другие материалы, явно относившиеся к более позднему периоду, включали полированные каменные топоры и грубо слепленные горшки с изображениями лиц и надписями, сходными с теми, что были вырезаны на костях. Среди керамических изделий попадались причудливые фаллические фигуры и отпечатки рук размером в три раза больше настоящих.

Наиболее загадочной находкой, сделанной в Глозеле, были десятки кирпичей, испещренных надписями и напоминавших письменные таблички с Ближнего Востока из обожженной глины; однако надписи были сделаны на неизвестном языке. В целом около 5000 объектов было обнаружено и выставлено для демонстрации в маленьком музее, устроенном Фроденами.

Собрав эту необыкновенную коллекцию, Морле высказал мнение, что глозельская культура процветала после окончания последней ледниковой эпохи около 10 000 лет назад, когда и произошло смешение артефактов раннего каменного века с более поздним археологическим материалом. Уникальная природа находок из Глозеля заставила многих французских археологов занять сдержанно-одобрительную позицию, но неожиданно сильная поддержка пришла со стороны Соломона Рейнаха, директора Национального музея древностей в Сен-Жермене. Он подчеркивал важность ранних датировок керамики и надписей, объявив Францию центром древней цивилизации.

Глозель стал местной достопримечательностью, и туда устремился поток туристов, посещавших музей Фроденов и кафе, которое они тоже украсили своими находками.

Однако партия скептиков тоже набирала силу. Для многих обстоятельства открытия казались весьма подозрительными. Находки представляли собой мешанину материала из различных археологических периодов. Вместе с тем все они были обнаружены в тонком слое почвы без признаков стратификации. Не было ни ям, ни ровных поверхностей, где могли бы сохраняться отдельные предметы, однако большинство горшков было найдено в целости и сохранности, что крайне редко случается при обычных раскопках. Таинственные непереводимые таблички не были похожи ни на какие археологические находки, сделанные на территории Франции. Изучение некоторых резных костей и каменных топоров показывало, что их обрабатывали стальными орудиями. Хуже того, куратор местного музея заявил, что когда он укрывался от грозы в конюшне на ферме Фроденов, то видел несколько надписанных, но не обожженных табличек.

Чтобы уладить этот неприятный конфликт, международный антропологический конгресс в 1927 г. послал комиссию, состоявшую из археологов, для изучения места раскопок. Они выбрали участки наугад и начали копать, но в первый день ничего не нашли. Со второго дня начали попадаться уже знакомые археологические материалы, которые, как они подозревали, были подброшены, – в особенности надписанная табличка, обнаруженная на дне «кармана» из рыхлой коричневой почвы, совершенно отличающейся от серой почвы вокруг нее. В попытке защититься от ночных подлогов археологи, входившие в состав комиссии, посыпали место раскопок гипсовой крошкой.

Молодой французский археолог Дороти Гэррод, проверявшая состояние защитного покрытия на следующее утро, встретилась с доктором Морле, который обвинил ее в попытке сфабриковать находки для дискредитации его работ. Отношения между ними окончательно испортились; Морле и его сторонники были уверены, что комиссия настроена против них. Поэтому они не были удивлены ее выводами: «На основании совместных наблюдений и обсуждений мы пришли к выводу, что все материалы, изученные нами в Глозеле, не представляют археологической ценности».

Оскорбившись, Рейнах и Морле на следующий год учредили собственную комиссию, которая (что неудивительно) вынесла благоприятный вердикт. Однако тем временем полиция совершила рейд на ферму Фроденов и забрала находки из фермы и музея. Их тесты показали, что гончарные изделия были мягкими и растворялись в воде, что в глине, из которой были сделаны некоторые горшки, содержались обрывки хлопковой ткани и куски мха, поэтому их нельзя было обжечь, и что многие костяные и каменные артефакты были созданы с использованием металлических инструментов.

Французское доисторическое общество подало в суд иск о мошенничестве, совершенном «неизвестной личностью», и выиграло дело, но, когда Эмиля Фродена непосредственно обвинили в мошенничестве, он подал встречный иск о возмещении морального ущерба и победил. Однако, по решению суда, сумма возмещения составила лишь один франк, поэтому его победу вряд ли можно назвать триумфом.

К 1950 г. археологи пришли к общему мнению, что «глозельское дело» было обманом, поддержанным неопытными и чрезмерно доверчивыми исследователями, и о нем надолго забыли.

В 1974 г. находки, сделанные в Глозеле, неожиданно возникли из небытия. Ряд объектов был датирован с использованием относительно нового метода термолюминесценции (ТЛ), который измеряет накопление радиоактивности в нагретых материалах после первого обжига. Разброс датировок составил от примерно 600 г. до н. э. до 200 г. н. э. Эти датировки были гораздо более поздними, чем предложенные Морле и Рейнахом, но, во всяком случае, не современными. Анализы выполнялись в нескольких лабораториях, так что обычная ошибка кажется маловероятной.

Но могли ли археологи признать, что они ошибались?

Такой возможности не было, поскольку глозельские находки казались еще менее правдоподобными после полувека интенсивных исследований. Нигде во Франции не было обнаружено надписанных табличек или гончарных изделий подобных глозельским, поэтому они казались явной аномалией. Более того, новые датировки были еще более обескураживающими, чем старые. Археология кельтской и римской Галлии (современной Франции) очень хорошо изучена, и объекты из Глозеля не имеют к ней никакого отношения. Элвин Броган, ведущий специалист по археологии данного периода, подтвердила это мнение после изучения глозельской коллекции: «Я не могу понять следующее: если верить датировкам ТЛ-анализа, мы должны были обнаружить при раскопках фрагменты кельтской и/или галло-романской керамики или другие объекты, но в коллекции этого музея я не нашла ни одного артефакта галло-романского или кельтского периода».

Несмотря на то что французы занимались дальнейшим исследованием этой проблемы, противоречие между археологией и точной наукой так и не было разрешено. После 70 лет жарких споров «французский Пилтдаун» по-прежнему остается полной загадкой.

Музей национальных древностей (Musée des antiquités nationales) был создан по указу Наполеона III от 8.03 1862 года. Он разместился в старом Сен-Жерменском замке, отреставрированном архитектором Эженом Милле. С 2005 года это учреждение называется Музеем национальной археологии (Мusée d’archéologie nationale). Через пять лет после издания императорского декрета бывший дворец Сен-Жермен впервые принимал посетителей. 12.05 1867 года […]

Музей национальных древностей (Musée des antiquités nationales) был создан по указу Наполеона III от 8.03 1862 года. Он разместился в старом Сен-Жерменском замке , отреставрированном архитектором Эженом Милле . С 2005 года это учреждение называется Музеем национальной археологии (Мusée d’archéologie nationale) .

Через пять лет после издания императорского декрета бывший дворец Сен-Жермен впервые принимал посетителей. 12.05 1867 года были открыты семь залов. Первым директором и основателем музея стал учёный-археолог Александр Бертран . Он руководил учреждением 35 лет. За это время археологи Франции внесли весомый вклад в коллекцию древностей. Музей стал уникальным хранилищем археологических находок.

По экспонатам музейного собрания можно проследить историю народов и цивилизаций, живших на территории французского государства с первобытных времён до начала правления Карла Великого . Истинную древность человеческого рода достоверно оценили во всём мире благодаря открытиям французских учёных. Наименования нескольких доисторических периодов и древних культур были образованы от названий местностей Франции, отмеченных важными археологическими находками.

Первые следы древних людей, применявших каменные орудия труда, принадлежат эпохе раннего (нижнего) палеолита . Этот период насчитывает около семисот тысяч лет. Человек долгое время учился обрабатывать камень.

По находкам можно проследить эволюцию древнейших кремниевых орудий – от грубых ручных рубил до тщательно обработанных каменных скребков, буравчиков и ножей. В эпоху среднего палеолита (мустьерский период) появляются новые способы обработки камня с использованием костей животных в качестве вспомогательного инструмента. Обработка кости в это время человеку ещё недоступна.

За 30 000 лет до н.э. начался самый длительный период древнейшей истории человечества на территории Франции. Ориньякская и перигордийская культуры отмечены первыми произведениями прикладного искусства. К этому времени относятся статуэтки, созданные из кости и известняка.

Древние творцы эпохи верхнего палеолита использовали разные изобразительные средства: роспись, скульптуру, гравюру. Музей Сен-Жерменского дворца обладает самой крупной коллекцией художественных произведений этого периода.

Климат на земле менялся, становилось теплее. Изменилась и жизнь первобытных племён. Люди познали земледелие и скотоводство. Начался период неолита .

Человек научился создавать посуду и фигурки из глины и обжигать их в пламени; попробовал шлифовать камень. Период неолита во Франции характеризуется некоторым спадом в развитии искусства. Новый подъём наблюдается с появлением изделий из металла.

Первые найденные учёными медные предметы относятся к периоду 1900-х годов до н.э. Медные ископаемые находки постепенно сменяются бронзовыми . Металлы дают человечеству новые возможности. Появляются более совершенные орудия труда, оружие. К этому периоду относятся и первые золотые украшения. Они тяжёлые и массивные – золота на территории Франции было много.

Во многих районах страны начинают добывать железную руду. На смену бронзовым изделиям приходят железные . Первый железный век называют эпохой Гальштата. Это период 750-450 гг. до нашей эры. Раскопки захоронений того времени свидетельствуют о торговых связях жителей французских территорий с Грецией и Италией. В древних могильниках часто встречаются аттические сосуды из керамики и бронзы.

Время с 450 по 52 гг. до н.э. называют периодом культуры Латен, или вторым Железным веком. Искусство древних кельтов за эти годы достигло расцвета. Появились криволинейные орнаменты в украшении керамической посуды, браслетов, оружия.

В 52 г. до н.э. Галлию завоевал Юлий Цезарь . Вторжение римлян принесло развитие галльским племенам. Была ликвидирована многовековая вражда народностей. Галлы научились у римлян технике строительства из камня. Междоусобица прекратилась, и по всей стране протянулась сеть новых дорог.

Говорить о колонизации Галлии римлянами было бы несправедливо. Сотрудничество было взаимовыгодным и плодотворным. Галло-римская культура совместила в себе разные виды искусства. Было налажено промышленное производство керамических изделий; созданы знаменитые мастерские Грофезанк и Лезу, выпускавшие великолепные, богато украшенные сосуды. Развивались и другие ремёсла.

Галло-римский период просуществовал несколько столетий. В 272-276 гг. нашей эры начались набеги и грабежи варваров. Города Франции пришлось окружать оборонительными сооружениями.

Племена варваров: бургунды, вандалы, аллеманны и франки – постепенно проникли на галльскую территорию и обжились на ней. Они тоже сделали вклад в местную культуру. Со временем произошло слияние народов, а новая культурная эпоха получила название «эпохи Меровингов» . Династия Меровингов была низвергнута с началом правления Карла Великого.

Национальный музей археологии представляет богатейшую коллекцию экспонатов. В семи разделах экспозиции хранятся более 30 тыс. археологических находок. Музейное собрание предлагает вниманию посетителей интереснейшие находки и любопытные факты. Научные работники обращаются в музейные фонды за бесценными материалами для исследований.

Музей национальной археологии (Musée d’archéologie nationale)
Place Charles de Gaulle 78100 Saint-Germain-en-Laye, France
musee-archeologienationale.fr‎

Ехать поездом RER A до станции Saint-Germain-en-Laye

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.



Похожие статьи
 
Категории