Музыкальный инструмент: Английский рожок. Деревянные духовые инструменты

03.02.2019

ИНСТРУМЕНТЫ
Укажите нужные инструменты (их может быть несколько в каждой группе).
1. Струнно-смычковые инструменты 1. Флейта

2. Деревянно-духовые инструменты 2. Скрипка

3. Инструмент, являющийся эмблемой 3. Лира

музыкального искусства 4. Альт

4. Струнно-щипковые инструменты 5. Гобой

5. Предшественники современного 6. Лютня

фортепиано 7. Виолончель

6. Струнно-смычковый инструмент - 8. Фагот

предшественник скрипки 9. Контрабас

7. Самый низкий струнно-смычковый 10. Кларнет

инструмент 11. Мандолина

8. Инструмент, имеющий около 12. Клавесин

50 струн и 7 педалей 13. Арфа

9. Самый низкий деревянно-духовой инструмент 14. Кокле

10. Инструмент, близким "родственником" 15. Клавикорд

которого является английский рожок 16. Виола


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цифра ответа

ИНСТРУМЕНТЫ
Выберите правильный ответ.
1. В состав струнного квартета не входит... а) альт

б) виолончель

в) контрабас

2. Инструмент, предком которого был охотничий рог - а) труба

б) валторна

в) тромбон

3. Инструменты, внешне напоминающие медные котлы, верх которых затянут кожей -

а) барабаны

б) там-там

в) литавры

4. Клавишный инструмент, похожий на маленькое пианино, но имеющий вместо струн металлические пластинки, по которым ударяют молоточки. Звук этого инструмента высокий, нежный, звенящий, словно хрустальный.

а) клавесин

б) челеста

в) ксилофон

5. Духовой клавишный инструмент, который часто называют королём всех инструментов.


Номер задания

1

2

3

4

5

Буква

ответа


11

СТАРИННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Расшифруйте названия старинных музыкальных инструментов , поставив буквы в нужном порядке.

12


  1. Ударный инструмент, имеющий вид геометрической фигуры

  2. Род барабана в форме вытянутого цилиндра

  3. Русский народный шумовой музыкальный инструмент

  4. Ударный инструмент в виде двух металлических дисков

  5. Медный духовой инструмент с выдвижной кулисой

  6. Ударный инструмент - разновидность гонга

  7. Медный духовой инструмент (английское название - trumpet )

  8. Самый низкий медный духовой инструмент

Инструменты


  1. Клавишно-щипковый 1. Виолончель

  2. Клавишно-ударный 2. Кокле

  3. Клавишно-духовой 3. Кларнет

  4. Струнно-смычковый 4. Рояль

  5. Струнно-щипковый 5. Клавесин

  6. Деревянно-духовой 6. Ксилофон

  7. Медно-духовой 7. Орган

  8. Ударный 8. Валторна

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Цифра ответа

ИНСТРУМЕНТЫ
Определите вид инструмента.

1. Гобой 1. Струнно-смычковый инструмент
2. Валторна
3. Тромбон 2. Деревянно-духовой инструмент
4. Флейта
5. Виолончель 3. Медно-духовой инструмент
6. Кларнет
7. Альт 4. Ударный инструмент
8. Кокле
9. Литавры 5. Струнно-щипковый инструмент
10.Труба


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цифра ответа

15

(1) Одночастная форма

(2) Первый раздел сонатной формы

(3) Второй раздел сонатной формы

(4) Форма, имеющая строение: А А 1 А 2 А 3 А 4

(5) Форма, имеющая строение: А В А С А

(6) Название основной темы в сонатной форме

(7) Название основной темы в форме рондо

(8) Форма, имеющая строение: А В А

ЖАНРЫ
Укажите, к какому виду музыки относятся жанры:
1. Соната

2. Кантата

3. Романс 1. Инструментальная музыка

4. Симфония

5. Опера 2. Вокальная музыка

6. Инвенция

7. Оратория 3. Вокально-хоровая музыка

8. Квартет

9. Балет 4. Музыкально-сценическое произведение

10. Прелюдия


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цифра ответа

17


  1. Жанр инструментальной музыки

  2. Жанр вокально-хоровой музыки

  3. Жанр инструментальной музыки

  4. Жанр вокальной музыки

  5. Жанр инструментальной музыки

  6. Жанр инструментальной музыки

  7. Жанр полифонической музыки

  8. Жанр камерной музыки
18 Родина танцев
Укажите национальную принадлежность танцев.

1. Халлинг

2. Сарабанда 1. Польский танец

3. Сицилиана 2. Венгерский танец

4. Менуэт 3. Испанский танец

5. Тарантелла 4. Французский танец

6. Чардаш 5. Норвежский танец

7. Краковяк 6. Итальянский танец

8. Полька 7. Английский танец

9. Жига 8. Чешский танец

10. Полонез


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цифра ответа

  1. Хота 1. Венгрия
2. Кадриль 2. Италия

3. Куранта 3. Испания

4. Полька 4. Норвегия

5. Чардаш 5. Россия

6. Халлинг 6. Америка

7. Фокстрот 7. Франция

8. Гальярда 8. Чехия


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Цифра ответа



  1. Польский танец

  2. Русская песня-пляска

  3. Украинский танец

  4. Молдавский танец

  5. Русский танец

  6. Белорусский танец

  7. Русская песня-пляска

  8. Польский танец

20 Танцевальная музыка


1.

1. А. Хачатурян

Лезгинка


2.

2. М. Глинка

Полька


3.

3. С. Прокофьев

Тарантелла


4.

4. М. Мусоргский

Гопак


5.

5. П. Чайковский

Трепак


6.

6. Л. Моцарт

Менуэт


7.

7. А. Гречанинов

Мазурка


8.

8. Д. Шостакович

Вальс


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Цифра ответа
21.

(1) Французский танец

(2) Испанский танец

(3) Французский танец

(4) Польский танец

(5) Итальянский танец

(6) Итальянский танец

(7) Австрийский танец

(8) Английский танец

Английский рожок или альтовый гобой - деревянный музыкальный инструмент.


Название «Английский рожок» до сих пор является загадкой, и вызывает много споров и догадок у музыкантов и музыкальных историков. Ниже перечислены несколько версий интерпретации названия английского рожка.

По видимому слово «рожок» говорит нам о ссылке на первоначально дугообразную форму инструментов ранних гобоев теноров и особенно гобоя da caccia, которые использовались в качестве инструментов сопровождавших охоту. Имя прилагательное - «Английский» - вероятно результат лингвистической деформации слова, которая образовалась от исходного французского словосочетания " cor angle " (угловатый рожок, согнутый под углом рог) и преобразовалась в «cor anglais» (английский рожок).
Другая версия: французы, назвав новый инструмент «Английским» указывали на его якобы иностранное (английское) происхождение, чем хотели привлечь внимание публики и композиторов к новому инструменту.
Третья версия гласит о том, что если современный английский рожок, был развит в Силезии - исторической области Центральной Европы (современные Польша, Чехия и Германия), то название инструмента скорее всего имеет немецкие корни, а на немецком языке слово engelisch имеет два значения: первое религиозное: еnglische - ангельский (der Englische Gru - ангельское приветствие, молитва); и второе разговорное: еnglische - английский (английский язык).
В результате всего перечисленного следует, что название инструмента может звучать как «Английский рожок», «Ангельский рожок» или «Угловатый рожок». Самостоятельные партии для английского рожка начали появляться с 1740-х годов. Одним из первых композиторов, использовавших этот инструмент, был Глюк, в том числе в опере «Орфей и Эвридика». В симфонической музыке английский рожок появился впервые у Гайдна. Среди других композиторов, писавших для английского рожка во второй половине XVIII века, ― Йозеф Штарцер и Михаэль Гайдн, а также сами исполнители ― Йозеф Фиала, Игнац Мальцат и др.
Одним из наиболее выдающихся исполнителей на английском рожке в XVIII веке был Филипп Таймер, младший из трёх братьев, игравших на гобое. Для их трио написан ряд произведений композиторов-современников, в том числе, возможно, Трио, op. 87, Бетховена. Другим известным исполнителем был Джузеппе Ферлендис, игравший на инструментах работы венецианского мастера Андреа Форнари.
Во Франции английский рожок появился только в начале XIX века. Первым крупным исполнителем на нём был Гюстав Вогт, гобоист оркестра Гранд-опера. Для него Россини написал соло в среднем разделе увертюры к опере «Вильгельм Телль». Вогт вместе с мастером Гийомом Триебером участвовал в усовершенствовании конструкции инструмента.


Широко использовался английский рожок в операх итальянских композиторов ― Доменико Чимарозы, Томазо Траэтты, Джузеппе Сарти и других. Именно в их творчестве утвердился лирический, певучий стиль письма для английского рожка, в противоположность господствовавшему до того виртуозному началу. В XIX веке эти традиции развили Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, у которых английский рожок нередко используется в драматических эпизодах.


Первым из немецких композиторов-романтиков, включившим английский рожок в свои партитуры, был Рихард Вагнер, слышавший этот инструмент в Париже. В операх «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» английский рожок подражает пастушьим наигрышам, а в «Лоэнгрине» используется уже не только для специальных эффектов, но и как полноценный оркестровый инструмент с самостоятельной партией. Партии английского рожка также встречаются в произведениях Шумана и Листа.По устройству английский рожок схож с гобоем, но имеет бо́льший размер, грушевидный раструб и особую изогнутую металлическую трубочку, с помощью которой трость соединяется с основным корпусом.

ГОБОЙ

Один из деревянных духовых инструментов гобой, вернее его предок, появился в глубокой древности. Еще в Индии в XII -- VII веках до новой эры был известен духовой инструмент оту. Его среднеазиатская родственница зурна, которую считают непосредственной предшественницей гобоя, и сейчас широко распространена в Средней Азии и на Кавказе. Греческий авлос, изображения которого вы могли видеть на древних музейных вазах и без которого не обходился в Древней Греции ни праздник, ни пир, тоже предок гобоя, как, впрочем, и старая (но значительно более молодая, чем авлос) русская свирель. В Европу гобой пришел с Ближнего Востока, и в XVII веке стал постоянным участником оперного оркестра. Диапазон гобоя -- от си, а у некоторых инструментов си-бемоль, малой октавы до фа третьей октавы. Как и у других деревянных инструментов, тембр у гобоя в разных регистрах неодинаков. Нижние его звуки довольно грубы и резки; средние -- насыщенные, с немного гнусавым оттенком; высокие -- пронзительные. Средний и высокий регистры гобоя композиторы используют наиболее часто. На гобое труднее, чем на флейте, играть подвижные, технически сложные музыкальные эпизоды. Но протяжные мелодии звучат на нем ярко и выразительно. Очень хорошо передает гобой мечтательное, задумчивое настроение, помогает рисовать картины сельской природы. Вспомните: в сцене письма Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин» на словах «...Проснулось все и солнышко встает. Пастух играет...» звучит наигрыш гобоя, подражающий звучанию пастушьего рожка. Гобою поручено начало второй части Четвертой симфонии Чайковского -- задумчивый, грустный напев. Два гобоя играют мелодию Танца маленьких лебедей в «Лебедином озере». А вот Прокофьев в своей симфонической сказке «Петя и волк» поручил гобою в низком регистре изобразить утку, громко крякающую и неуклюже переваливающуюся с боку на бок. Самый близкий родственник гобоя -- английский рожок, появившийся в первой половине XVIII века. Иначе его называют альтовым гобоем. Английский рожок больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, «лениво-мечтательный» по определению Римского-Корсакова. Английский рожок умеет подражать восточным инструментам, поэтому Бородин написал для него одну из тем симфонической картины «В Средней Азии». Но вместе с тем ему поручают такие напевные мелодии, как во вступлении к ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из «Пиковой дамы» Чайковского. А в «Фантастической симфонии» Берлиоза и увертюре к опере Россини «Вильгельм Телль» английский рожок имитирует звучание рожка альпийских пастухов. В симфонических оркестрах обычно бывают два гобоя и один английский рожок.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ГОБОЙ" в других словарях:

    Классификация язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью Диапазон … Википедия

    - (франц. hautbois). Духовой деревянный инструмент, занимающий по тону середину между флейтой и кларнетом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГОБОЙ деревянный музык. духовой инструмент, занимающий по… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от франц. hautbois букв. высокое дерево), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д амур, английский рожок, геккельфон … Большой Энциклопедический словарь

    Зурна, сарюсофон, дудук Словарь русских синонимов. гобой сущ., кол во синонимов: 4 дудук (3) зурна … Словарь синонимов

    ГОБОЙ, гобоя, муж. (итал. oboe) (муз.). Духовой деревянный музыкальный инструмент, по высоте звука средний между кларнетом и флейтой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ГОБОЙ, я, муж. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде расширяющейся трубки. | прил. гобойный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж. музыкальное орудие, похожее на кларнет, составляющее по объему (две октавы и три ноты) средину между им и флейтой. Гобойный, до гобоя относящийся. Гобоист муж. играющий на гобое; гобоистов, ему принадлежащий. Толковый словарь Даля. В.И. Даль … Толковый словарь Даля

    - (Oboe ит., Hantbois фр., Hoboe нем.) деревянный духовоймуз. инструмент, принадлежит к группе тех духовых инструментов, мундштуккоторых снабжен язычком (Г., фаготы, кларнеты, саксофоны). Корпус Г.состоит из конической трубки с дырочками и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    гобой - я, м. haut bois m., > нем. Hoboe. Деревянный духовой музыкальный инструмент, по высоте средний между кларнетом и флейтой. БАС 2. Прислано сюда музыкальных инструментов.. пара валторн медных негодных же, пара кронов негодных же, пара гобои.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Деревянный духовой музыкальный инструмент. Характерной особенностью гобоя является двойной язычок (трость), отличающий его от кларнета, имеющего одинарный язычок. Из инструментов современного оркестра двойными язычками снабжены гобой, гобой д… … Энциклопедия Кольера

    гобой - я, мн. гобо/и, гобо/ев, м. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде конической трубки с небольшим раструбом на конце, по высоте звука средний между флейтой и кларнетом. Играть на гобое. Родственные слова: гобои/ст, гобо/йный… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Душевный гобой. Альбом для гобоя и фортепиано. Клавир и партия / Hautboy the Kind: Album for Hautboy and Piano: Piano Score and Part , Жанна Металлиди. Предлагаемое издание продолжает серию сборников пьес для духовых инструментов в сопровождении фортепиано, написанных петербургским композитором и педагогом Жанной Лазаревной Металлиди. Ранее…

(итал. - Oboe, франц. - Hautbois,
нем. -
Hoboe, англ. - Oboe,)

Гобой, удивительный инструмент с удивительной и долгой историей, обладающий нежнейшим и ласкающим слух звуком. Этот инструмент по праву занимает одно из главных и значимых мест в оркестре, без него сложно представить многие произведения великих классиков таких как Бах, Гайдн, Моцарта, Шумана и других.

Предки гобоя уходят корнями в глубокую древность. Со временем у человека возникла мысль создания источника звука-"трости", изготовленной из камыша и соединённой впоследствии с продольной или поперечной дудочкой. Разновидностью примитивных инструментов были дудочки типа флейты, гобоя, а также рога животных-предшественники медных духовых инструментов.
Гобой происходит от того же предка, что и кларнет. Однако развитие исходного инструмента (древней свирели) до возможности использования в профессиональной музыке шло в дальнейшем различными путями как в части поисков конфигурации сечения звукового канала, так в особенности в отношении принципа строения трости, чем обусловливалось различие в тембре шалмея и шалюмо - прямых предшественников современных гобоя и кларнета.


На фото "Аволс"

Технология язычковых инструментов использовалась еще в древние времена, уже тогда существовали первые инструменты, в строении которых использовалась одинарная или двойная трость. В Древнем Египте музыканты использовали язычковые инструменты называвшиеся "мемет".
В Древней Греции в роли предка гобоя выступал инструмент называвшийся "авлос", там он получил в свое время очень большое распространенность.

Аналогом древнегреческого инструмента являлся так называемый "тибия" , использовался он в Древнем Риме и у этрусков. Так же существовали инструменты по тем временам очень похожие на современные по устройству и типу звучания волынки, называются они "бурдон". Устройство их было следующее, состояли они из двух трубок, в которые одновременно подавался воздух, и следовательно одновременно появлялся звук, при чем одна из трубок при подаче в неё воздуха давала одинаковое звучание другой трубке, только это звучание выполняло роль сопровождения и было в басовом регистре. Но основная эволюция гобоя происходила в Европе, уже начиная в двенадцатого века инструмент начали все больше и больше рисовать и изображать на картинах и гобеленах, что очень облегчает процесс слежения за историей эволюции и совершенствования инструмента. Гобой, называемый шалмеем, был изобретен в эпоху Ренессанса, делали его из одного сплошного куска дерева, имевшего довольно большую, продолговатую длину.


На фото "Шалмей"

Шалмеи в то время делали и изобретали в нескольких разновидностях, как и человеческие голоса, от высокого до низкого, то есть от сопранового до басового. Именно столь большая классификация позволяла создавать так называемые "консорты" из шалмеев, консортами тогда назывались ансамбли. Время шло дальше и инструмент совершенствовался и изменялся в хорошую сторону, сейчас мы перенесемся во Францию, родственники гобоя, шалмей и круммхорн звучали практически везде, от торжественных и величественных придворных празднеств до обычного деревенского, сельского праздника. Это широкое распространение инструмента не прошло мимо известных французских мастеров. Филидор и Оттетер - люди взявшиеся за совершенствование инструмента, введение в его строение разделение на части, теперь было три части, изменено расположение клапанов и дырочек для них, так же было улучшено интонирование инструмента, что намного облегчало игру на нем. Так же конструкторы добавили несколько клапанов, но самое главное это было то, что трость была улучшена, теперь музыкант мог свободно управлять ею своим губным аппаратом, мог делать спокойно вибрато, да и вообще звук стал намного прозрачнее, чище, красивее. Все эти усовершенствования сделали гобой еще более известным инструментом, особенно после того как гобои вошли в состав военных оркестров, за счет которых получили быстрое распространение по Европе.
Так же гобои брали в оркестры оперных театров, балетных постановок, а так же стал использоваться как ансамблевый и солирующий инструмент. Все эти шаги в конструкции и изобретениях сделали гобой главным инструментом восемнадцатого века, даже говорят что этот век "золотой век гобоя". Ну и самые последние модификации гобоя связаны с тем, что конструкция всех деревянных инструментов претерпела существенные изменения. Теобальд Бём сконструировал и предложил очень эффективную систему клапанов, облегчающую значительно игру на инструменте и позволяющую намного улучшить звучание, и что очень важно, увеличить значительно диапазон, в котором инструмент мог бы играть. Но гобой это все же отдельный инструмент из всей семьи деревянных духовых инструментов и он требовал отдельного подхода к своей технической стороне. Двое изобретателей Люсьен и Франсуа Лоре изменили и модифицировали систему механики для гобоя, тем самым облегчив игру на нем, так же эту систему используют и по сей день, и она очень нравится исполнителям музыки на гобое. Как вы убедились история у этого необычного инструмента весьма и весьма интересная.

Послушайте как звучит гобой

Аллесандро Марчелло - 1. Andante (oboe concert)

Аллесандро Марчелло - 2. Adagio (oboe concert)

Аллесандро Марчелло - 3. Presto (oboe concert)

А теперь нужно рассказать о семействе гобоя, именно того гобоя, который мы привыкли видеть и его ближайших родственниках. У него очень большое семейство: гобой - пикколо(мюзетт), звучит выше чем обычный гобой; дальше идет обыкновенный гобой, который привыкли наблюдать в симфонических оркестрах; гобой д"амур, играет ниже чем обычный гобой, так как находится в другом строе; после идет альтовый гобой или как все привыкли слышать его обычное название английский рожок, звучит он ниже чем обычный гобой, так же по причине другого строя; ну и самый низко звучащий из семейства, баритоновый гобой, звучит он ровно на октаву ниже обычного гобоя, используется не так часто как остальные представители семейства.

Духовые инструменты. Так называются музыкальные инструменты, в которых звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке. Одни из них прямые и сравнительно короткие, как у кларнета, флейты или гобоя. Другие длинные, для удобства «свернутые», как у фагота, валторны, трубы. Одни изготовляются из дерева, другие - из металла. И форма инструментов, и материал, из которого они сделаны, имеют большое значение: они определяют характер, окраску звучания, то есть тембр. Особую роль играет материал: ведь звук у металла совсем иной, чем у дерева. Поэтому духовые инструменты делятся на две группы - деревянные и медные. Но все они имеют одно общее качество: в отличие от клавишных и струнных инструментов они одноголосны. Каждый инструмент может исполнить только одну мелодию. Поэтому в оркестре применяются обычно по два и более инструментов одного вида.

К деревянным духовым инструментам относятся флейта, гобой, кларнет, фагот, а также английский рожок и саксофон.

Флейта – это духовой инструмент, изображения которого находят еще на фресках Древнего Египта и Греции.

Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид. Раньше флейта была продольной, и держали ее в вертикальном положении. Затем появилась так называемая поперечная флейта, которую музыкант держит горизонтально. Этот вид флейты, усовершенствованный в 1832 году немецким мастером Т. Бемом, постепенно вытеснил продольную, и сейчас во все оркестры входит именно поперечная флейта.

Диапазон ее - от до первой и до до четвертой октавы, нижний регистр глуховатый, мягкий; средний и часть верхнего очень красивы, обладают нежным и певучим тембром; самые высокие звуки пронзительные, свистящие.

В инструментальных ансамблях флейта принимала участие уже в XV веке. Композиторов привлекало ее напевное звучание, а позднее, когда инструмент усовершенствовался, - богатые виртуозные возможности. Флейте доступны самые сложные пассажи. Нередко она вступает в своеобразное соревнование с колоратурным сопрано, которое отчасти напоминает и своим тембром. Вспомните «Снегурочку» Римского-Корсакова: колоратурным пассажам дочери Мороза в начале оперы вторят «узорчатые» наигрыши флейты. Флейта самый высокий деревянный духовой инструмент симфонического оркестра.

Одна из применяемых в оркестре разновидностей этого инструмента – флейта пикколо (piccolo - по-итальянски - «маленький»). Она в два раза меньше обычной флейты и звучит октавой выше. Ее резкий свист прорезает звучность всего оркестра. Раньше флейту пикколо применяли лишь в тех музыкальных эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Теперь же ей нередко поручают и мелодические партии.

В опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» флейта пикколо играет тему белки, грызущей золотой орех. В первом акте оперы Бизе «Кармен» две флейты пикколо сопровождают хор мальчишек, бойко марширующих вслед за солдатами.

И. С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты №2 си минор

Гобой – это деревянный духовой инструмент, похожий на флейту, но имеющий звук более теплый и густой. Произошел он от простой свирели – костяной трубочки, снабженной мундштуком и имевшей отверстия, - и появился во Франции во второй половине XVII века. Гобой похож на прямую деревянную трубочку с 25 отверстиями, из которых 22 – 24 закрыты клавишами. При игре исполнители закрывают пальцами эти отверстия, и отсюда получаются звуки различных тональностей. Играют на гобое пальцами обеих рук.

Гобой всегда участвует в симфоническом оркестре. Ему поручают печальные и мечтательные мелодии. Но он может играть и шутливые мелодии, например, подражать кваканью лягушек.

П. Чайковский симфония №4 II часть

Английский рожок. Самый близкий родственник гобоя - английский рожок, появившийся в первой половине XVIII века. Иначе его называют альтовым гобоем.

Английский рожок больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, «лениво-мечтательный» по определению композитора Николая Римского-Корсакова.

В симфонических оркестрах обычно бывают два гобоя и один английский рожок.

Кларнет также относится к семейству деревянных духовых инструментов. Он произошел от свирели – тонкой трубочки, на которой играли пастухи, и имеет форму трубки со своеобразным клювом. Длинна этого музыкального инструмента – 50 – 70 см, он имеет 20 клапанов и 7 отверстий.

К. Сен-Санс Соната для кларнета и фортепиано

Фагот. Своей формой этот представитель деревянных духовых инструментов похож на английскую букву U, то есть как будто сложенная пополам трубка. На корпусе фагота расположено 25 – 30 боковых отверстий, из которых 5 – 6 закрываются пальцами, а остальные клапанами.

Появился фагот в Италии еще в XVI веке, но сначала использовался как сольный инструмент и лишь два века спустя стал применятся в симфоническом оркестре. Обычно в оркестре используется от двух до четырех фаготов. Фагот самый низкий деревянный духовой инструмент симфонического оркестра.

А. Вивальди Концерт для фагота с оркестром I часть.

Саксофон изобрел более ста лет назад известный бельгийский изобретатель Адольф Сакс. Саксофон также входит в число деревянных духовых инструментов, хотя делается из метала – серебра или особого сплава. По звучанию и по форме он похож на кларнет.

Сначала саксофон использовался только в военных оркестрах. Постепенно его стали вводить в оперный и симфонический оркестры. Полноправным членом симфонического оркестра саксофон так и не стал. Зато в XX веке его вибрирующий, выразительный и страстный звук привлек внимание джазовых музыкантов. И саксофон стал подлинным властелином джаза.

Дж. Гершвин «Summertime» из оперы «Порги и Бесс».



Похожие статьи
 
Категории