На руси жить хорошо все помещики. Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо

06.03.2019

В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести.

Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — итоговое произведение Н. А. Некрасова. В ней поэт полно и многосторонне показывает жизнь русского народа в горе и в «счастии».

Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!

Помещик Оболт-Оболдуев, которого искатели счастья встречают по дороге, «барин кругленький, усатенький, пу-затенький... румяненький», но трусливый и лицемерный. Из его рассказа можно понять, что помещичье счастье ос-талось в прошлом, когда его грудь дышала «свободно и легко», когда «все веселило барина», поскольку все принад-лежало ему одному: и деревья, и леса, и поля, были свои актеры, «музыка». Никто не мешал Оболту-Оболдуеву про-являть свой властный, деспотичный характер в собствен-ных владениях:

Ни в ком противоречия, Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню. Закон — мое желание! Кулак — моя полиция!

От жестокого помещика крестьяне каждую весну от-прашивались «на чужую сторону», а воротясь осенью, дол-жны были принести ему «поверх барщины» «гостинцы доб-ровольные», радующие не только Оболта-Оболдуева, но и его жену, детей.

Печальны слова помещика о временах, наступивших после отмены крепостного права: «Теперь не та уж Русь!» Тунеядца и лицемера беспокоит, что помещик потерял власть над крестьянами, от которых уже не дождаться былого уважения к барину. Жалуется он и на то, что бедняки стали меньше и хуже работать:

Поля — недоработаны, Посевы — недосеяны, Порядку нет следа!

Однако сам работать спесивый, ленивый и самодоволь-ный помещик не намерен:

Сословья благородные У нас труду не учатся.

Плачет помещик от горя и безысходности, потому что не умеет жить по-другому. Чувствует, что времена парази-тизма и бессовестной эксплуатации крестьян проходят.

Яркая картина произвола помещиков над крестьяна-ми после их «освобождения» изображена на примере помещика Больших Вахлаков Утятина, который был безмерно богат, что давало ему право на самовольство, самоуправство: «весь век чудил, дурил». Настолько он был уверен в незыблемости своего положения и силы, что даже после реформы отстаивал «права свои дворянские, веками освященные». От всего сердца ненавидели поме-щика крестьяне, но после выхода «на волю» им выдели-ли неудобные земли, в которых «не осталось то выпасов, то лугов, то леса, то водопоя». Поэтому, поверив обеща-нию наследников Утятина отрезать им после смерти отца луг, так им необходимый, они согласились разыг-рывать из себя крепостных. Много обид и страданий перенесли они за этот срок от больного, умирающего помещика, но после его смерти им не то что луга не отдали — спасибо не сказали! Материал с сайта

Совсем по-другому заканчивается легенда «О двух ве-ликих грешниках», где действует богатый, знатный, беско-нечно жестокий и беспощадный к крепостным пан Глуховской. Издеваясь над крестьянами, он не испытывает никаких угрызений совести:

Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю и вешаю, А поглядел бы, как сплю!

Пана Глуховского убивает атаман разбойников Кудеяр, совершивший за свою жизнь множество злых и грязных дел, однако за это убийство Кудеяр получает прощение всех своих прошлых грехов. Революционный смысл ле-генды в том, что помещиков нужно уничтожать, а не тер-пеливо исполнять их капризы.

Через всю поэму Некрасов проводит мысль, что после реформы, какой бы кабальной для крестьян она ни была, все же наступили долгожданные изменения в жизни рус-ского народа. И это стало ясно не только крестьянам, но и помещикам:

Ой, жизнь широкая! Прости-прощай навек! Прощай и Русь помещичья! Теперь не та уж Русь!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • образы "кому на руси жить хорошо"
  • образы помещиков в романе "кому на руси жить хорошо"
  • образы помещиков в поэме "кому на руси жить хорошо"
  • сочинение кому на руси жить хорошо образ помещиков

В поэме Н.А.Некрасова в отличие от крестьян помещики не вызывают симпатии. Они отрицательны и неприятны. Образ помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» собирателен. Талант поэта ярко проявился в его умении увидеть в индивидуальных чертах общие характеры целого социального слоя России.

Помещики Некрасовской поэмы

Автор знакомит читателей с образами помещичьей Руси, крепостной и вольной. Их отношение к простому народу вызывает негодование. Барыня любит сечь мужиков, которые нечаянно произносят привычные для них слова, - бранные для грамотных господ. Помещица кажется немного добрее Поливанова, который купив деревню, «вольничает» и барствует в ней «по-страшному».

Судьба посмеялась над жестоким помещиком. Платит барин своему верному слуге неблагодарностью. Яков прощается с жизнью у него на глазах. Поливанов целую ночь отгоняет волков и птиц, пытаясь сохранить себе жизнь и не сойти с ума от страха. За что так наказал Поливанова верный Яков? Барин отправляет служить племянника слуги, не желая женить его на девушке, которая самому приглянулась. Больной, практически недвижимый (отказали ноги), он все еще надеется отбирать у мужиков то, что понравилось. Нет в душе у барина чувства благодарности. Научил его слуга и открыл греховность поступков, но только ценою своей жизни.

Оболт-Оболдуев

Барин Гаврила Афанасьевич уже внешне схож с образами помещиков всей Руси: круглый, усатый, пузатый, румяный. Автор использует в описание уменьшительные суффиксы с пренебрежительным ласкательным произношением – -еньк и другие. Но описание от этого не изменяется. Сигарочка, троечка, слащавость не вызывает умиления. Происходит резко противоположное отношение к персонажу. Хочется отвернуться, пройти мимо. Помещик не вызывает жалости. Барин пытается вести себя молодецки, но у него не выходит. Увидев на дороге странников, Гаврила Афанасьевич испугался. Крестьяне, получившие вольность, не отказывали себе в желании отомстить за многолетнее унижение. Он выхватывает пистолетик. Оружие в руках помещика становится игрушечным, ненастоящим.

Оболт-Оболдуев гордится происхождением, но у автора и оно вызывает сомнение. За что получил титул и власть: предок тешил царицу игрой с медведем. Другой прародитель был казнен за попытку сжечь столицу и ограбить казну. Помещик привык к комфорту. Он еще не привык к тому, что ему не прислуживают. Рассказывая о своем счастье, он просит у мужиков подушку для удобства, ковер для комфорта, рюмку хереса для настроения. Сплошной праздник помещика с множеством слуг остался в прошлом. Псовые охоты, русские потехи радовали барский дух. Оболдуева радовала власть, которой он обладал. Нравилось бить мужиков. Яркие эпитеты подбирает Некрасов «ударам» Гаврилы Афанасьевича:

  • Искросыпительные;
  • Зубодробительные;
  • Скуловоротные.
Такие метафоры не сходятся с рассказами помещика. Он утверждал, что заботился о мужиках, любил их, угощал по праздникам. Жалко Оболдуеву прошлого: кто будет миловать мужика, если бить нельзя. Связь между барствующим слоем и мужиком разорвалась. Помещик считает, что пострадали обе стороны, но чувствуется, нет его словам поддержки ни у странников, ни у автора. Хозяйство помещика приходит к упадку. Он не представляет, как вернуть ему прежнее состояние, потому что не может трудиться. Горько звучат слова Оболта:

«Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить...»

Помещик по прозванью Последыш

Князь с говорящей фамилией, какие любит поэт, Утятин, ставший в народе Последышем, - последний помещик описываемого строя. Во время его «царствования» отменили любимое крепостное право. Не поверил в это князь, хватил его от злости удар. Жестокий и скупой старик держал в страхе родных. Уговорили наследники крестьян притвориться и вести прежний образ жизни, когда помещик рядом. Пообещали мужикам землю. Повелись крестьяне на лживые обещания. Сыграли крестьяне свою роль, но были обмануты, чему никто не удивился: ни автор, ни странники.

Внешность помещика – второй тип барина на Руси. Тщедушный старичок, худой как заяц зимой. Есть во внешности и признаки хищников: ястребиный острой нос, длинные усы, колкий взгляд. Внешность такого скрытого под мягкой личиной опасного хозяина жизни, жестокого и скупого. Самодур, узнав, что крестьян «вернули помещикам», дурит пуще прежнего. Удивляют прихоти барина: играть на скрипке верхом на лошади, купает в проруби, женит 70-летнюю вдову на 6-летнем парнишке, заставляет коров замолчать и не мычать, вместо собаки садит сторожем убогого глухонемого.
Князь умирает счастливым, он так и не узнал об отмене права.

Можно признать в образе каждого помещика звучит авторская ирония. Но это смех сквозь слезы. Горя, которым залили богатые глупцы и невежи крестьянство, хватит не на одно столетие. Не все смогут подняться с колен и воспользоваться волей. Не все поймут, что с ней делать. Многие мужики будут сожалеть о барстве, настолько крепко в их мозг вошла философия крепостного права. Автор верит: Русь воспрянет ото сна, поднимется, и счастливые люди наполнят Россию.

КЛАССИКА

Н. А. НЕКРАСОВ

ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО”

Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”. В этом монументальном произведении поэт стремился как можно полнее показать основные черты современной ему российской действительности и раскрыть глубокие противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий, и прежде всего поместного дворянства, которое в 20-70 годах XIX века уже окончательно изжило себя как передовой класс и стало препятствовать дальнейшему развитию страны.

В споре мужиков о том, “кому живется весело, вольготно на Руси”, первым претендентом на право называть себя счастливым был объявлен помещик. Однако Некрасов значительно расширил сюжетные рамки, предначертанные завязкой произведения, вследствие чего образ помещика появляется в поэме лишь в пятой главе, которая так и называется – “Помещик”.

Впервые помещик предстает перед читателем таким, каким его увидели крестьяне: “Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту”. С помощью уменьшительных форм Некрасов передает снисходительное, презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ.

Следующее за этим авторское описание внешности помещика Оболт-Оболдуева (Некрасов использует прием значений фамилии) и его собственный рассказ о своем “благородном” происхождении еще более усиливает иронический тон повествования.

В основе сатирического образа Оболдуева лежит разительный контраст между значительностью жизни, благородством, ученостью и патриотизмом, которые он с “достоинством” приписывает себе, и действительной ничтожностью существования, крайним невежеством, пустотой помыслов, низостью чувств. Печалясь о милом его сердцу дореформенном времени, со “всякой роскошью”, бесконечными праздниками, охотой и пьяным разгулом, Оболт-Оболдуев становится в нелепую позу сына отечества, отца крестьянства, радеющего о будущем России. Но вспомним его признание: “Сорил казну народную”. Он произносит нелепые “патриотические” речи: “Русь-матушка, с охотою утратила свой рыцарский, воинственный, величественный вид”. Восторженный рассказ Оболт-Оболдуева о помещичьей жизни при крепостном праве воспринимается читателем как неосознанное саморазоблачение ничтожества и бессмысленности существования бывших крепостников.

При всей своей комичности Оболт-Оболдуев не так уж безобидно смешон. В прошлом убежденный крепостник, он и после реформы надеется, как и прежде, “жить чужим трудом”, в чем он видит назначение своей жизни.

Но все же времена таких помещиков прошли. Это чувствуют и сами крепостники, и крестьяне. Хотя Оболт-Оболдуев разговаривает с мужиками снисходительно-покровительственным тоном, однако приходится ему стерпеть недвусмысленные крестьянские издевки. Это чувствует и Некрасов: Оболт-Оболдуев просто недостоин ненависти автора и заслуживает лишь презрения и недоброжелательной насмешки.

Но если об Оболт-Оболдуеве Некрасов говорит с иронией, то образ еще одного помещика в поэме – князя Утятина – обрисован в главе “Последыш” с явным сарказмом.

Символично само название главы, в которой автор, резко саркастически используя в какой-то мере прием гиперболизации, рассказывает историю самодура – “последыша”, не желающего расставаться с крепостническими порядками помещичьей Руси.

Если Оболт-Оболдуев все же чувствует, что к старому возврата нет, то выживший из ума старик Утятин, даже в облике которого осталось мало человеческого, за годы барства и деспотической власти настолько проникся убеждением, что он “божеской милостью” господин, которому “на роду написано блюсти крестьянство глупое”, что крестьянская реформа представляется этому деспоту чем-то противоестественным. Именно поэтому родственникам не стоило особого труда уверить его в том, что “мужиков помещикам велели воротить”.

Рассказывая о диких выходках “последыша” – последнего крепостника Утятина (которые кажутся особенно дикими в изменившихся условиях), Некрасов предупреждает о необходимости решительного и окончательного искоренения всех пережитков крепостничества. Ведь именно они, сохранившиеся в сознании не только бывших рабов, в конечном счете погубили “непокладистого” мужика Агапа Петрова: “Не будь такой оказии, не умер бы Агап”. Ведь в отличие от Оболт-Оболдуева князь Утятин и после крепостного права остался фактически хозяином жизни (“Известно, не корысть, а спесь его подрезала, Соринку он терял”). Утятина опасаются и странники: “Да барин глуп: судись потом…” И хотя сам Последыш – “юродивый помещик”, как зовут его крестьяне, – скорее смешон, чем страшен, концовкой главы Некрасов напоминает читателю о том, что крестьянская реформа не принесла подлинного освобождения народу и реальная власть по – прежнему остается в руках дворянства. Наследники князя бессовестно обманывают крестьян, которые в конце концов лишаются своих заливных лугов.

Все произведение проникнуто ощущением неизбежной гибели самодержавного строя. Опора этого строя – помещики – изображены в поэме “последышами”, доживающими – свой век. Давно нет на свете свирепого Шалашникова, умер “помещиком” князь Утятин, не имеет никакого будущего ничтожный Оболт-Оболдуев. Символичный характер имеет картина опустевшей барской усадьбы, которую по кирпичику растаскивают дворня (глава “Крестьянка”).

Таким образом, противопоставив в поэме два мира, две сферы жизни: мир господ-помещиков и мир крестьянства, – Некрасов с помощью сатирических образов помещиков приводит читателей к выводу о том, что счастье народа возможно и без Оболт-Оболдуева и Утятиных и лишь тогда, когда сам народ станет подлинным хозяином своей жизни.

(No Ratings Yet)

  1. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на главный вопрос своего творчества, который сформулирован в “Элегии”: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?..” Поэтому в центре произведения находится...
  2. Почему Н. А. Некрасов сказал о своей поэме “Кому на Руси жить хорошо”: “Ей не суждено окончиться”? Отвечая на поставленный в задании вопрос, отметьте, что поэма, над которой Н. А....
  3. Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма “Кому на Руси жить хорошо”. В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной...
  4. Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для...
  5. Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” явилась вершиной творчества поэта. В этом монументальном произведении, которое по праву можно назвать эпопеей народной жизни, Некрасов нарисовал панораму дореформенной и послереформенной России,...
  6. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга...
  7. Некрасов писал поэму “Кому на Руси жить хорошо” в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально “по словечку”. Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России....
  8. Некрасов писал свою поэму более 13 лет, но еще больше времени потратил на то, чтобы “по словечку”, как он сам выразился, собрать все сведения о русском народе. Поэт показал не...
  9. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов начал писать в 1863 году и работал над ней до самых последних дней своей жизни. За это время в стране произошли многие изменения,...
  10. “Пел он воплощение счастья народного” (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) I. Народные мотивы в поэзии Некрасова. 1. Демократизм некрасовского творчества. II. “Стонет он по полям,...
  11. “Кому на Руси жить хорошо” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко...
  12. Некрасов работал над поэмой более 13 лет. За это время многое изменилось в поэме – от первоначального замысла и до сюжета. Галерея сатирических образов многочисленных господ не была завершена, Некрасов...
  13. Ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого. Н. А. Некрасов План I. Галерея женских образов в отечественной и зарубежной литературе. II. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова. 1....
  14. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” завершает творчество Некрасова. Он писал ее в семидесятые годы, смерть помешала ему закончить поэму. И уже в первой строфе “Пролога” ставится основная проблема поэмы...
  15. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья...
  16. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” стала одной из центральных в творчестве Н. А. Некрасова. Время, когда он работал над поэмой, – время больших перемен. В обществе кипели страсти представителей...
  17. Над созданием поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия...
  18. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на вопрос, издавна волнующий человечество. В произведении представлено счастье попа, помещика, поместных людей. Но чаще всего Некрасов размышляет о счастье...
  19. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог размышлений Некрасова о судьбе русского народа после отмены крепостного права. Некрасова, общественного деятеля-демократа, волновал вопрос о свободе и рабстве. “Кому на Руси...
  20. Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Н. А. Некрасов. С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил “великим целям века”....
  21. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново...
  22. Образ простой русской крестьянки Матрены Тимофеевны удивительно ярок и реалистичен. В этом образе Н. А. Некрасов соединил все черты и качества, свойственные русским крестьянским женщинам. И судьба Матрены Тимофеевны во...
  23. Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в...
  24. Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам,...
  25. Время работы над поэмой (60-70-е годы. Спад освободительного движения и новый подъем). Источники поэмы – личные наблюдения, рассказы современников, фольклор. Замысел поэмы – странствование по России в поисках счастливого человека;...
  26. I. Народные мотивы в поэзии Некрасова. 1. Демократизм некрасовского творчества. II. “Стонет он по полям, по дорогам…” 1. Трагизм крепостничества. 2. Противоречия пореформенной действительности. 3. Судьба женщины-крестьянки. III. “Ты и...
  27. План I. Главные герои из деревень с говорящими названиями. II. Поиски счастливого в родном отечестве. 1. Восприятие счастья разными слоями общества. 2. Половинчатое, ущербное, скоротечное “счастье”. 3. Авторское понимание истинного...
  28. Поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо” (1863- 1877 гг.) отразила мучительные раздумья Н. А. Некрасова о судьбе русского крестьянства. Реформа 1861 г. стала новой формой экономической кабалы. Некрасов искренне сочувствовал...
ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО”

Н.А.Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин занимают почетные места среди страстных борцов за обновление общественного строя. Оба писателя создавали свои произведения в такой период исторического развития России, когда в русском обществе произошли значительные перемены, стали отчётливо видны последствия крестьянской реформы 1861 года. Их политическая сатира была мощным оружием в борьбе за счастье русского народа.

Н. А. Некрасов взял в аренду журнал "Отечественные записки" и в качестве соредактора пригласил М.Е.Салтыкова-Щедрина. "Отечественные записки" под руководством Некрасова стали таким же боевым журналом, как и "Современник", они следовали заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сатирический талант Щедрина.

В произведениях Некрасова и Салтыкова-Щедрина противопоставлены две социальные группы: трудовой народ и эксплуататоры; оба писателя мастерски используют народную речь. Однако если говорить о творчестве писателей в целом, то Салтыков-Щедрин тяготеет к сатире, тогда как творчество Некрасова более трагично.

В поэме Н.А. Некрасова перед читателем проходит целый ряд помещиков. Впервые образ помещика появляется в пятой главе, которая так и называется - "Помещик". Он предстаёт перед читателем таким, каким его увидели крестьяне: "Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту". С помощью уменьшительных форм Некрасов передаёт презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ. Оболт-Оболдуев рассказывает о своей жизни при крепостном праве и неосознанно разоблачает своё ничтожество, ненужность существования. Он вспоминает старые времена, когда крестьяне покорствовали ему. Особенно тоскует по неограниченной власти:

Кого хочу - помилую,

Кого хочу – казню!

Закон - моё желание!

Кулак - моя полиция!

Помещик не собирается учиться чему-то и надеется так же, как и раньше, жить за счет труда крестьянина. Особенно выразителен образ князя Утятина в поэме. Это барин, который "весь век чудил, дурил". Жестоким крепостником он остаётся и после 1861 года. "Последыш", не зная своих крестьян, отдаёт нелепые приказания. Нелепы не только его приказы, но и он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права.

В сказочных образах Салтыкова-Щедрина предстают перед нами государственные деятели и, конечно же, простой русский народ. Писатель использует приём гиперболы, чтобы показать глупость и невежество представителей правящего сословия, которые всю жизнь были уверенны в том, что "булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают".

Оболт-Оболдуев - помещик, о котором говорится в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", - считает труд унижением и оскорблением своей личности:

Россия не неметчица!

Нам чувства деликатные,

Нам гордость внушена!

Сословья благородные

У нас труду не учатся.

Помещики очень высокомерны и даже после "крестьянской реформы" не желают признавать прав крестьян и видеть в них таких же людей, как и сами. Их типичные черты - это низость чувств, жестокость, презрение к труду и трудящимся, пустота помыслов.

Некрасов и Салтыков-Щедрин отчетливо показывают, что реформы не доведены до конца, положение угнетённых крестьян не претерпело существенных изменений. Они приводят нас к убеждению, что освобождение крестьян не принесло им счастья, и реальная власть по-прежнему остается в руках помещиков.

Салтыков-Щедрин и Некрасов стремились как можно полнее показать основные черты российской действительности и раскрыть противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий. Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетённым главенствует в их творчестве.

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» явилась вершиной творчества поэта. В этом монументальном произведении, которое по праву можно назвать эпопеей народной жизни, Некрасов нарисовал панораму дореформенной и послереформеннои России, показал те перемены, которые произошли в стране в это время. Сама поэма писалась в пореформенную эпоху, когда стала ясна для крестьян вся сущность реформы. Вместо обещанных правительством льгот она обрекала крестьянина на разорение и кабалу. Народ сам видел все «добро» от реформы и едко осуждал ее:

Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана...

Уже начало поэмы, ее пролог, рассказывающий о мужиках, которые заспорили о том,

кому «живется весело, вольготно на Руси», вводит нас в обстановку горестного существования народа. Чтобы ответить на этот вопрос, семеро временнообязанных крестьян решают походить по России и посмотреть, кому живется лучше всех и где находится счастье. Сам перечень деревень, из которых происходят крестьяне, убедительно красноречив:

Сойтись семь мужиков,

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень -

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

Мужикам позже придется пройти через Испуганную и Неграмотную губернии, они встретятся с жителями деревень Босово, Ды-моглотово, Адовщина, Столбняки.

Набредут на своем пути крестьяне также на попа и помещика. Эти два мира, два образа жизни - мир крестьян и мир господ - противопоставляются в поэме друг другу. Автор с любовью рисует крестьян, показывает их невеселую жизнь, которая скорее сродни простому выживанию, и резко критикует помещиков-крепостников. Беспринципность помещиков и ограниченность жестоких деспотов, превративших свои деревни в «Нееловы» и «Разутовы», резко контрастирует с широтой и нравственными идеалами крестьян. Яким Нагой, Агап Петров, староста Влас, Ер-мил Гирин, Клим Лавин, Матрена Тимофеевна, дед Савелий - эти и другие крестьяне в поэме показаны крупным планом. Некрасов подчеркивает их душевную красоту и благородство. Описывая крестьян, автор не скрывает и их слабые стороны. Мужик любит разгуляться на «ярманке», затянуть «веселую», может выспаться после пьянки и драки в канаве. Яким Нагой сам про себя говорит, что он «до смерти работает, до полусмерти пьет». Крестьянин груб, неотесан и упрям:

Мужик, что бык: втемяшится В башку какая блажь, Колом ее оттудова Не выбьешь: упираются, Всяк на своем стоит!

Но крестьянам надоело уже быть покорными и терпеть грубость. Таков Агап Петров. Грубому, непокладистому мужику надоело выслушивать «пиленье» барина, который «права свои дворянские высчитывал ему», и он высказал помещику в глаза все, что думали о нем крестьяне. Агап погибает, не перенеся надругательства над его человеческим достоинством. В Якиме Нагом Некрасов показал еще одного своеобразного народного правдолюбца. Яким живет такой же трудовой, нищенской жизнью, как и все крестьяне. Но он отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права, в нем нет ничего холуйского, он честный труженик, ревниво оберегающий свое человеческое достоинство.

Живет - с сохою возится, А смерть придет Якимушке - Как ком земли отвалится, Что на сохе присох...

Не менее тяжела и судьба русской женщины, которая показана на примере жизни Матрены Тимофеевны Корчагиной. Только в раннем детстве и была ее жизнь счастливой:

Цне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья...

Но даже в хорошей семье уже малые дети приучаются к работе. Начала с пяти лет работать и Матрена. Выйдя замуж, она «попала с девичьей доли в ад». Издевательства мужниной родни, побои, каторжный труд и смерть ребенка выпали на ее долю. Поэтому и говорит Матрена странникам - «...не дело - между бабами счастливую искать». Но тяжелая, полная невзгод и лишений жизнь не сломила Матрену. Она сумела сохранить доброту, великодушие, благородство - именно те качества, которые присущи русским женщинам.

Несмотря на то что русский мужик необразован и безграмотен, на базар отправляется «пить горькую», он не лишен хитрости, смекалки и находчивости. Одним из таких смекалистых мужиков является Клим Яковлич Лавин, который сумел хитростью завоевать расположение помещика и сделался бурмистром, чтобы облегчить жизнь крестьян.

Среди крестьян уже есть такие, которые способны на настоящую борьбу. Таков Савелий - «богатырь святорусский». В его характере сочетаются свободолюбие, могучая сила (в одиночку на медведя хаживал) презрение к рабской покорности, гордость, человеческое достоинство. «Наши топоры лежали до поры», - говорит Савелий. Он попал на каторгу, но сохранил стойкость духа, мужество, ум, гордость и благородство: «клейменый, да не раб». Савелий - олицетворение лучших черт характера русского мужика: трудолюбия, бодрости, стремления к свободе, непокорности. Настоящими борцами за униженных и несчастных выступают в поэме разбойник Кудеяр и Ермил Гирин, который попал в острог за защиту интересов крестьян.

Крестьянам пытается помочь революционная интеллигенция, которую представляет в поэме Гриша Добросклонов. Гриша До-бросклонов - сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, который, несмотря на свое положение, жил «беднее захудалого по- следнего крестьянина». Гриша понимает и видит положение крестьян, их рабский труд и беспросветную жизнь, поэтому хочет помочь. А для этого надо быть там, «где трудно дышится, где горе слышится». Народный борец знает, что ждет его впереди, и тем не менее он готов отдать свою жизнь за то, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси!» Гриша в своей борьбе не одинок, вместе с ним поднимаются сотни народных борцов. Их всех ожидает одна участь:

Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотка и Сибирь.

Несмотря ни на что, Гриша не сломлен, . он верит в светлое будущее страны и народа и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные».

Уверенностью в победе звучат слова: Рать подымается - Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - подлинно народное произведение, где не только показана тяжелая жизнь крепостного кре-

стьянина, вера в светлое будущее, но и указан путь, как этого добиться.



Похожие статьи
 
Категории