Написать сочинение рассуждение миниатюру на тему мои размышления по прочтению драмы маскарад М.Лермонтов. Сочинение: Анализ пьесы М.Ю

01.03.2019

. «Маскарад» - романтическая драма. 2. Характер Арбенина, его взаимоотношения с обществом и с женой. 3. Что хотел сказать М. Ю. Лермонтов, развивая основную сюжетную линию? 4. Кульминация драмы. 5. Творчество М. Ю. Лермонтова как зеркало темных сторон человеческой натуры. Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» занимает особое место как в творчестве поэта, так и во всей русской драматургии. Эта социально-психологическая романтическая драма, основной сюжетной линией которой является конфликт лирического героя с обществом, условностями окружающей обстановки, а также с самим собой. Евгений Александрович Арбенин - главный герой произведения. Он игрок - как по своей натуре, так и по способу обогащения. Сам герой характеризует свою жизнь, большая часть которой прошла за карточными играми, следующим образом: Я здесь давно знаком; и часто здесь, бывало, Смотрел с волнением немым, Как колесо вертелось счастья. Один был вознесен, другой раздавлен им, Я не завидовал, но и не знал участья: Видал я много юношей, надежд И чувства полных, счастливых невежд В науке жизни... пламенных душою, Которых прежде цель была одна любовь... Они погибли быстро предо мною... Арбенин сожалеет о том, что его никто не смог уберечь от подобной жизни. Он не скрывает печали и горечи в разговоре с Звездичем: ...я был Неопытен когда-то и моложе, Как вы, заносчив, опрометчив тоже, И если б... (останавливается) кто-нибудь меня остановил... Для общества того времени это было падение. В начале драмы Арбенин уберегает Звездича от краха, помогая ему отыграться. Однако, разбогатев с помощью карт, Арбенин решает перестать заниматься игрой, жениться и стать добропорядочным семьянином. Посватавшись, прежде всего «по размышленье зрелом», он сумел полюбить, и весьма сильно, свою юную жену. Здесь Лермонтов раскрывает одну из основных мыслей, которая обозначена во многих произведениях. Это преображение человеческой натуры из-за любви, которая облагораживает героя. Арбенин, не скрывая чувств, говорит о жене следующее: Созданье слабое, но ангел красоты: Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье... Я человек: пока они мои, Без них нету меня ни счастья, ни души, Ни чувства, ни существованья! Именно на маскараде происходит завязка основной сюжетной линии. Случайно ли это? Для Лермонтова маскарад является не только символом борьбы с окружающей действительностью, но противостояния скрытого, проходящего под маской, чужой личиной. Именно здесь нивелируются разные социальные статусы («Под маской все чины равны...»), отметаются душевные особенности («У маски ни души, ни званья нет, есть тело»). Человек, надевший маску, становится более решительным и откровенным. Арбенин отмечает: И если маскою черты утаены, То маску с чувств снимают смело. Маскарад - это демонстрация откровенности, настоящих чувств и действительности, не ограниченных этикетом и моралью. Но, с другой стороны, маска скрывает личность человека, дает ему возможность действовать не от своего имени, а инкогнито. Главный герой Арбенин появляется на маскараде вместе с Звездичем. Он явно чужой здесь. Лермонтов, чтобы подчеркнуть это, даже не надевает на героя маску. Но и Арбенин невольно втягивается в круговорот маскарада. Именно с этого вечера начинается разлад его с Ниной, появляется мучительное чувство ревности, которое впоследствии привело к несчастью. Именно здесь впервые появляется Неизвестный - загадочный персонаж, предрекающий Арбенину несчастье в праздничную зимнюю ночь. Звездич, напротив, попадает в любовную интригу. Незнакомка дарит ему браслет в знак своей глубокой душевной привязанности.

Пьеса “Маскарад”, написанная М.Ю. Лермонтовым в стихотворной форме в 19 веке, актуальна даже в наш 21 век. Поскольку в произведении остро подмечены злободневные проблемы знатной касты общества. Все части драмы пропитаны романтическим духом, но его на самом деле автор явно пересекает с трагедией скверных поступков дворянских людей.

В начале пьесы подробно показана азартная карточная игра. Просто противен обман, которым пользуются игроки, чтобы им достались все ставки. Наигранность общения с другом и попытки показать свое воспитание, на самом же деле это только верхний слой, под которым видна одна только театральность общения и выгода. Поэт тщательно старается передать всю муку союза людей, которых только и скрепляет энтузиазм выиграть деньги. В этих событиях читатель впервые видит пришедшего просто понаблюдать за игрой — главного героя Евгения Арбенина. Его изобразил Лермонтов спокойным, стойким, самоуверенным и богатым человеком. Но, когда в далее прочитанном говорится, что в прошлом он был пройдохой, который мошенническими уловками в азартных играх сколотил себе приличное состояние, тут то уже и понятно, что здесь описывается маскарад, только без костюмов, но с живыми масками людей, как говорят, из самого цвета общества.

Далее, самое отвратительное, что разбирает поэтапно автор, это главный бал - маскарад. Все высокое общество вырядилось в неузнаваемые костюмы, и все это для удобства плести интриги и сплетни, а так же поступать мерзко и низко, играя друг с другом в плутовские игры. Так, баронесса Штраль, из за которой произошли все главные козни, в следствие ее поступков под неузнаваемой маской на балу, у Арбенина появляется подозрение измены жены. Князь Звездич, которому помог Евгений, как профессионал карточного обмана в азартных играх, решает поразвлечься на маскараде с женщиной. Из за злополучного браслета, потерянного на балу женой Арбенина Ниной, все путается, и получается настоящая интрига. Из которой просто невозможно выпутаться жене Арбенина. Былой сокартежник Евгения Казарин и князь Звездич только ухудшают ситуацию, ни в чем не разобравшись, а баронесса Штраль, проявив трусость, не помогает Нине опровергнуть обвинение в измене.

Главное и страшное описание - это диалог выяснения измены между Евгением и Ниной. Арбенин до этого случая видел в своей жене свое спасение от лживых игр общества. Она для него была отдушиной, ангельской защитой от его ужасного прошлого. Евгений жил обманом, был гулякой и повесой, и другой вообще не знал. Однако Нина стала для него лучиком божественного света. Значимость ее присутствия в его жизни Арбенин сильно ценил. Хотя какое шаткое оказалось … Настоящая сплетня сгубила их семейные узы. Евгений, до конца не разобравшись в происходящем, полностью обвиняет свою супругу в подлости измены, и агрессивно отворачивается от ее доводов, которым не верит. Арбенин сам не видит, как превращается в такого же безжалостного игрока по жизни, находясь в тумане мщения. Сначала унижает при всех князя Звездича, и подлый персонаж Шприх только этому и содействует. После этого Арбенин решается убить свою возлюбленную ядом. Особое место в пьесе отведено этому ужасному событию. Цинично отравляет Евгений Нину, подмешав яд в мороженое. Все доброе, нежное и чистое в своей жизни он перечеркивает этим поступком. Себя же он оправдывает в своих размышлениях об этом, и считает здесь подходящей только месть. Здесь так же присутствует и таинственный герой пьесы, который через многие года принес в жизнь Арбенина свое мщение. В бурной прошлой азартной жизни Евгений до последней нитки обыграл этого несчастного. Отмщение его заключалось в несвоевременно рассказанной правде о непричастности и невинности Нины и о враждебных обманах, привлекших ее в это болото лжи. Увы, когда вскрылась истина случившейся истории, было уже поздно - возлюбленная Нина умерла. Яд, отравивший ее, убил ни в чем не повинные душу и тело, зато откровенный Лермонтов демонстрирует всех других персонажей с гадкими душонками, пропитанными ядом жизни, разъеденными изнутри, а снаружи прикрытыми лишь масками, которые уже въелись в человеческую суть, и они сами не видят их разрушающего эффекта. Арбенин же стал страдающей стороной, потерпевшей несправедливость общества, ну и а так же злодеем с бесчеловечным воздаянием отмщения.

Рассмотрим произведение, созданное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1835 году. Опишем его краткое содержание. "Маскарад" Лермонтова (фото автора представлено ниже) ‒ это стихотворная пьеса в 4-х действиях. В начале произведения мы знакомимся с Арбениным Евгением Александровичем. Это не первой молодости человек, по роду деятельности и натуре игрок. Он решает, разбогатев на картах, изменить свою судьбу. Арбенин, герой, которого создал М.Ю. Лермонтов ("Маскарад"), хочет жениться и стать барином. Это в конце концов он и осуществляет.

Евгений влюбляется в свою жену

Однако жизнь вносит существенную поправку в прекрасный план героя, как отмечает М. Лермонтов ("Маскарад"). Анализ его мотивов автор проводит, говоря что Евгений посватался "по размышленьи зрелом", хотя и не по прямому расчету. Однако через некоторое время он влюбляется неожиданно для себя в свою юную супругу. А это с его кипучим как лава темпераментом и угрюмством не обещает душевного комфорта. Евгений вроде бы причалил к тихой семейной пристани, однако ощущает себя брошенным вновь в бурное открытое море "изломанным челноком".

Настасья Павловна возвращается с бала

Безусловно, жена его ‒ ангел, однако она и годами, и душой дитя. Михаил Лермонтов отмечает, что она обожает по-детски все то, что блестит, а больше всего ‒ балы с их шумом. Вот и сегодня развлекается Петербург, танцует где-то и Арбенина Настасья Павловна (Нина по-домашнему). Она обещала вернуться до полуночи, однако уже второй час. Наконец девушка является. Она подкрадывается на цыпочках и, словно доброго дядюшку, целует своего мужа в лоб. Супруг устраивает Нине сцену, после которой они мирятся.

Евгений выручает Звездича

Евгений Александрович к тому же сегодня сам не без греха. Он нарушил данный им зарок: не садиться больше за карты. Он сел и выиграл много денег. Правда, предлог для этого был благовидный: надо было выручить из беды Звездича, проигравшегося князя. Он едет с ним из игорного дома к Энгельгардту в маскарадный дом. Это необходимо ему для того, чтобы развеяться. Однако расслабиться не удается: Арбенин в праздной толпе чужой, зато очень красивый молодой гвардеец Звездич в своей стихии. Он, конечно, мечтает о любовном приключении.

Любовное приключение

Сбывается мечта. Интригуя Звездича, таинственная дама с маской на лице признается ему в страсти. Гвардеец просит какой-нибудь символический предмет в память об этой встрече. Не рискуя отдать Звездичу кольцо, девушка в маске дарит ему браслет, потерянный кем-то. Князь показывает Арбенину маскарадный "трофей". Тот видел где-то похожий, но не помнит, где именно. Ему сейчас не до Звездича: наговорив дерзостей, кто-то неизвестный предсказал только что несчастье Евгению, которое должно произойти именно в эту зимнюю ночь.

Арбенин обнаруживает пропажу браслета

У Арбенина, согласитесь, после столь бурного дня есть все основания для того, чтобы нервничать, ожидая свою супругу. Но умчалась гроза, не превратившись в бурю. Что с того, что супруга любит его иначе, чем он, ‒ играя чувствами, безотчетно? Главное, что она все-таки любит. В порыве нежности растроганный Евгений целует пальцы жены.

Михаил Лермонтов далее рассказывает о том, что герой обращает внимание на браслет на ее руке. Именно таким несколько часов назад хвастал Звездич. Браслеты парные, а на правом запястье его нет. Нина говорит, что потеряла браслет. Всем домом по распоряжению Арбенина ищут потерю. Конечно же, ее не находят. Оказывается, что Нина задержалась не на домашнем балу у одного почтенного семейства, а у Энгельгардта на маскараде. А туда зазорно ездить порядочной женщине без спутников.

Пораженный необъяснимым поступком супруги (неужели это только детское любопытство?), Арбенин подозревает, что у нее роман с князем. Правда, подозрение это пока не превратилось в уверенность. Как возможно, что Нина предпочла Арбенину, зрелому мужу, смазливого пустого мальчишку?! Князь возмущает супруга Нины пока куда больше, чем жена. Тому, вероятно, было бы вовсе не до амурных шалостей, если бы Арбенин великодушно не отыграл его карточный проигрыш. Супруги, до полусмерти устав от выяснения отношений, расходятся по комнатам в дурном расположении духа.

Нина рассказывает обо всем Звездичу

Нина на следующий день идет в ювелирный магазин. Она полагает, что муж перестанет злиться, если она подберет вместо утраченной безделушки такую же. Не купив ничего (браслеты эти штучной работы), девушка заезжает к своей светской приятельнице баронессе Штраль, молодой вдове. Она, встретив Звездича в гостиной, рассказывает ему простодушно о своей неприятности. Гвардеец, решив, что Нина Арбенина и дама в маске ‒ одно и то же лицо, а сочиненная ей "сказочка" про потерянный браслет ‒ это намек, преображается тут же в пламенного любовника. Нина, остудив "крещенским холодом" его пыл, поспешно удаляется. Князь в досаде выкладывает баронессе всю историю. Вдова ужасается, так как это она подарила Звездичу на маскараде Нинин браслет.

Письмо Звездича

Однако, спасая собственную репутацию, вдова оставляет в заблуждении Звездича. Тот надеется запутать Нину и добиться тем самым своего. Он отправляет девушке предерзкое письмо, в котором говорится, что он скорее умрет, чем откажется от нее. О содержании письма князь оповещает предварительно половину светского Петербурга. Скандальное послание в результате интриги оказывается в руках Арбенина. Евгений теперь убежден, что его жестоко обманули. Он видит кроме того и вещий знак в случившемся. Тот, кто испытал в своей жизни все сладости злодейства и порока, не может мечтать о беспечности и покое. Какой, в самом деле, из игрока муж, отец семейства? Однако Арбенин не может отомстить "соблазнителю" так, как следовало бы сделать "гению злодейства": задушить его спящим. Союз с добродетелью изменил что-то в нем.

Госпожа Штраль пытается рассказать правду Арбенину. Наказание Звездича

Баронесса Штраль тем временем испугавшись того, что жизнь князя, которого она любит, находится в опасности, решает открыть истину Арбенину и предотвратить тем самым неизбежную, как считает она, дуэль. Не будем в подробностях описывать ее рассказ, составляя краткое содержание. "Маскарад" Лермонтова можно кратко изложить, не вдаваясь детально в различные сцены. Отметим, что Арбенин, прокручивая варианты отмщения в своей голове, не слышит ее. В отчаянии госпожа Штраль. Но она напрасно волнуется: в планы Евгения не входит поединок. Он намерен отнять у баловня судьбы вовсе не жизнь, а нечто большее: уважение общества и честь. Арбенину вполне удается хитроумное предприятие. Втянув в карточное сражение бесхарактерного князька, он придирается к пустякам и обвиняет его публично в мошенничестве. Сказав, что Звездич подлец и шулер, он дает ему пощечину.

Дальнейшая интрига

Таким образом, провинившийся наказан. Однако продолжается интрига, в которую оказались вовлечены герои "Маскарада" Лермонтова. Теперь очередь за Ниной. Однако девушка ‒ это не безбожный и безнравственный князек. Суеверный, подобно всем игрокам, Арбенин медлит, ожидая, что подскажет своему верному и старинному рабу судьба. Однако судьба крайне коварно обходится с ним. Она запутывает интригу, распутывая ее. После неудавшейся попытки объясниться с мужем подруги, госпожа Штраль, понимая, что ее светская карьера при любом повороте событий погублена безнадежно, решает отправиться в деревенское имение. Женщина разъясняет Звездичу перед отъездом "разгадку" этой "шарады".

Уже переведенный на Кавказ по собственной его просьбе, князь задерживается в Петербурге для того, чтобы вернуть настоящей владелице ее злополучную безделушку и предостеречь Нину ‒ девушку, которая ему симпатична, о том, что ее муж злодей. Однако он не находит лучшего способа поговорить с ней наедине, чем весьма неосторожно подойти к девушке на великосветском балу. Князь не решается говорить начистоту, и Нина его намеков не понимает. Она не догадывается также о том, какое решение в это время созрело в голове Арбенина, наблюдавшего издалека эту сцену: он решает убить свою жену.

Убийство Нины

Страшным событием продолжается краткое содержание. "Маскарад" Лермонтова ‒ пьеса, в которой убийство Нины происходит в третьем действии. Настасья Павловна, разгоряченная танцами и забывшая уже давно о смешном офицере, просит супруга принести ей мороженое. Тот послушно отправляется в буфетную и подсыпает в него яд, а затем подносит блюдечко жене. Яд этот был проверенным и быстродействующим, поэтому в ту же ночь Нина умирает в страшных мучениях.

Евгений сходит с ума

Опишем четвертое действие, его краткое содержание. "Маскарад" Лермонтова завершается весьма эффектно. Друзья и знакомые приходят проститься с Ниной. Арбенин, предоставив слугам визитеров, бродит в мрачном одиночестве по опустевшему дому. Звездич, а также неизвестный господин, предсказавший на маскараде несколько дней назад Арбенину несчастье, находят его в одной из комнат. Предсказавший ‒ его давний знакомый. Евгений Александрович его когда-то обыграл, разорив и пустив по миру. Изведав на личном опыте, на что способен этот персонаж "Маскарада" Лермонтова, неизвестный при Звездиче открыто заявляет, что Арбенина умерла вовсе не своей смертью. Евгений в ужасе, потрясение на некоторое время отнимает у него дар речи. Звездич, воспользовавшись паузой, излагает в подробностях настоящую историю рокового браслета. Он передает Евгению в качестве доказательства письменное свидетельство Баронессы. Евгений сходит с ума. Однако он успевает перед тем как погрузиться навеки в мрак безумия, бросить обвинение Богу в жестокости.

Звездич безутешен

Торжествует неизвестный: он отомщен. Однако Звездич безутешен. При нынешнем состоянии Евгения дуэль невозможна. Это значит, что Звездич, молодой, полный надежд и сил красавец, лишен навеки и чести, и спокойствия. Так заканчивается драма М. Лермонтова "Маскарад" ‒ пьеса, рассказывающая о петербургском обществе 1830-х годов. Сегодня можно посмотреть балет по мотивам этого произведения. Музыка к драме Лермонтова "Маскарад" (вальс) была написана А. Хачатуряном.

Все мы знаем Лермонтова-поэта с его «Пророком», «Мцыри» и «Демоном», однако Лермонтов-драматург знаком не каждому из нас. И очень зря. Его коронный психологизм наиболее полно раскрылся именно в жанре пьесы, которая до сих пор входит в золотую коллекцию театральных репертуаров.

Работа над «Маскарадом» шла в течение 1835-1836 годов. К этому времени молодой и недавно (в 1834 году) закончивший школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лермонтов уже успел близко познакомиться со светской жизнью и в частности с развлечениями в доме Энгельгардта. Тамошние маскарады и послужили основой для развития конфликта в пьесе. Цензоры были поражены резкостью критики, направленной в адрес столь популярного в то время развлечения и места его проведения. Это, а также своеобразие главного героя и неоднозначная и, очевидно, несчастливая развязка сослужили дурную службу произведению. Михаил Юрьевич несколько раз переписывал пьесу, порой внося в нее значительные изменения (в концовку, в систему персонажей; не были постоянными ни количество актов, ни название), но ни одна редакция ни была одобрена. Читатель познакомился с «Маскарадом» только после смерти автора; он был опубликован в 1842 году.

Не была счастливее и сценическая судьба драмы. «Маскарад» несколько раз ставили в разных петербуржских театрах, но нигде он не вошел в постоянный репертуар.

Смысл названия драмы

Маскарад – это обитель вечной праздности и торжества лицемерия, место, где разворачивается основной конфликт пьесы, и происходят все самые значимые события. Блеск и мишура залов, беззаботность и горячность гостей позволяют собравшимся пуститься в свободное плавание по морю безудержного веселья, разгула и кутежа и скрывают бесконечно совершаемые и повторяемые ими пороки. Что важнее, «маскарад» – это положение дел в обществе, состояние души каждого уважаемого члена общины. «И если маскою черты утаены, / То маску с чувств снимают смело» — так говорит о гостях дома Энгельгардта главный герой пьесы. Действительно, собравшиеся настолько привыкли носить на себе определенный образ в повседневной жизни, представать перед знакомыми такими, какими их желают видеть, что единственная возможность для них раскрыть свой истинный облик, дать волю чувствам, рассказать о своих желаниях, мечтах, волнениях – это скрыть себя под маской. Неузнанные они обладают большей смелостью и готовы поведать окружающим то, о чем и подумать не решились бы, не будь они на маскараде.

Тема судьбы и случая

«Мир для меня – колода карт, / Жизнь – банк; рок мечет, я играю / И правила игры я к людям применяю». Такова вся «премудрость земная», по словам Казарина. Карточная игра в свое время прочно закрепилась в русской литературе. Этот мотив не только выполняет роль двигателя сюжета или средства раскрытия характера персонажа, но также воссоздает романтическую модель мироздания. Беспристрастный рок мечет карты испытаний, проверяя ими всех идущих по жизненному пути. Кто-то с головой бросается в эту игру, кто-то умеет вовремя, заняв свою нишу, остановиться и тихо доживает свои дни без приключений. Есть люди, которые плывут по течению и смиряются с любым поворотом судьбы, радуются мелким подношениям с ее стороны или безропотно принимают поражения. Но есть и совсем другой тип человека – герой-игрок. Это тот, кто принимает правила, но отнюдь не собирается подчиняться условиям. С одной стороны, он – борец, с другой, сумасшедший, которого внутренняя страстность заставляет никогда и ни в чем не соглашаться с предначертанной судьбой, он до последнего вздоха будет идти наперекор, даже если заранее обречен. Таким героем в «Маскараде» является Арбенин. Многие персонажи пьесы отмечают, что в нем есть какая-то сила, возможно, демоническая, которая помогает ему в неравной борьбе с неумолимым роком.

Судьба преследует героя. Трудно сказать, мог бы он избежать трагического завершения пути. Безусловно, шанс был дан ему, но обмануть рок практически невозможно. Арбенин стремительно двигался к предначертанному концу.

Случай сыграл со всеми злую шутку. Незначительное происшествие – потеря браслета – повлекло за собой множество роковых последствий. Все замешанные в этой истории люди оказались несчастны, а значит, случайности неслучайны. Они — орудие в руках судьбы, которая с их помощью проверяет героев и карает их за ошибки.

«Зеркальность» системы образов

В реальной жизни людям часто приходится примерять на себя маски, играть роли, выдавать себя за тех, кем они не являются, или просто скрывать некоторые свои качества, которые могут невыгодно сказаться на их положении в определенном обществе. Герои пьесы занимаются этим денно и нощно. Они как будто смотрятся в зеркало, которое сглаживает неровности и угловатости, и пытаются убедить окружающих в том, что тот, кого видят в отражении, и есть настоящая личность. В зазеркалье каждый из них становится тем, кем хотел бы быть, сообразуясь с собственной выгодой. Персонажи в этом мире создают себе нужную маску, срастаются с ней и уже сами верят в то, что это их настоящее лицо. Лишь изредка можно разглядеть их истинный облик. Как ни удивительно, но происходит это, когда лица героев буквально скрыты – на маскараде.

Есть в этом искаженном мире один человек, нежелающий притворяться и лицемерить. Он и не нуждается в этом. Его мало заботит общественное мнение. Природные эгоизм и холодность позволяют ему замкнуться полностью на себе, смотреть свысока на окружающих, но при этом быть и самым честным среди них. Евгений Арбенин не считает себя частью общества, с которым он вынужден сосуществовать. Некогда у него были здесь товарищи, друзья, но их связывал лишь игральный стол. Теперь никто, кроме жены, не вхож в его маленький обособленный мир.

Романтический конфликт

На протяжении произведения Арбенин меняется буквально на глазах. Он предстает перед нами спокойным, остепенившимся человеком. По всему видно, что он несколько притомился забавами света, но пока еще не чужд им. Евгений, кажется, вполне рад встрече со старыми знакомыми и не прочь вспомнить прежние времена, когда он был молодым страстным игроком, искал свое счастье в картах, «не завидовал» товарищам по интересам, «но и не знал участья» к их судьбе. Он охотно отправляется с князем Звездичем на маскарад. В то же время, именно там проявляется отстраненность героя: «Они все чужды мне, и я всем им чужой!» — говорит он о том обществе, в которое попал. Юные годы его прошли, шумные балы больше не прельщают его. Теперь, мирно стоя в стороне, он читает фальшь во всех собравшихся и больше не хочет быть причастным к их образу жизни.

Из душевного равновесия героя выводит весьма прозаичное происшествие: у него появляются подозрения, что жена ему изменяет. Мгновенно из тихого семьянина он превращается в пылкого любовника. Ревность клокочет в нем, толкая героя на необдуманные поступки. Теперь он уже не самоустраняется. Отчасти в произошедшем Евгений винит и общество, которое без труда может «заглотнуть» чистое, безгрешное создание (такое как Нина) и опошлить его, уничтожить в нем все самое хорошее, сделать его подобным себе. От немого осуждения Арбенин переходит к громким нападкам. Сейчас он один против всех. Зная все пороки общества изнутри, он один может сорвать с окружающих маски.

Образ Евгения Арбенина

Именно вышеназванное качество выделяет героя Лермонтова из толпы. Арбенин – обличитель, благодаря определенным событиям это становится его главной функцией. Такому герою суждено пройти через разочарование в обществе или пресыщение светской жизнью. Это влечет за собой проявление таких качеств, как неудовлетворенность действительностью, самовозвышение над окружающими, замкнутость, нелюдимость. Гордец на время застывает в таком состоянии, а затем, как правило, происходит столкновение его с реальностью или обществом. Зарождающийся и развивающийся конфликт сильно действует на персонажа, тот теряет способность держать эмоции и мысли под контролем и начинает бросать направо и налево хотя и обоснованные, но все же жесткие обвинения. Битва эта обречена, ибо не стоит ни малейшего труда социуму сплотиться против инородного элемента, этого разрушителя порядка и спокойствия. Оно уничтожает обличителя или попросту изолирует его от себя.

Многие исследователи отмечают преемственность персонажа Лермонтова по отношению к Чацкому. Подобно герою «Горя от ума» Арбенин, будучи оскорблен жестокостью общества, врывается в привычный ход его жизни, стремясь вывернуть его миропонимание наизнанку – той стороной, в которой он видит истину. Занятый изобличением пороков окружающих, он не замечает, что остается непонятым, осмеянным, отвергнутым. Никто не желает поддержать его правду.

Что же касается пути, по которому герой пришел к финалу своей истории, то тот напоминает жизнь Онегина (неспроста они тезки). Пушкинский Евгений до поры, до времени блистал в обществе, любил светские развлечения, как никто, и вдруг в одночасье все бросил, удалился в деревню, скрылся ото всех. Разница в том, что Арбенин смог найти свое счастье в этом мире, хотя длилось оно не долго. Онегин же так был занят осуждением нравов, поступков, убеждений, что упустил свой шанс и больше уже не смог примириться с действительностью, достичь с ней гармонии.

Образ Нины

Нина. Молодая девушка, милое, чистое, цветущее создание, только вступающее в жизнь. Как такой холодный, скупой на чувства человек, как Арбенин, одержимый лишь одной страстью, мог заполучить ее сердце? Сам он назвал ее ангелом, посланный ему Богом, чтобы построить его счастье. Нина единственная, кто может спасти душу Евгения, но чтобы искупить все его прошлые поступки, совершить этот подвиг, недостаточно только ее чувств, главное, — это его желание измениться. Он любит жену, ему хорошо в семейном уюте, он забывает об игре, буйный нрав его утихает. И все же отказаться от прошлого — еще не значит начать новую жизнь. Герой застывает в новом образе до первого потрясения. Малейшее сомнение рушит новообретенную гармонию, и супруг оказывается не в силах устоять перед натиском былых порывов. Нина – это испытание, которое он силится преодолеть, но не может. Ему не хватает веры.

Прошлое настигает Евгения, он поддается слабости, и дикая страсть застилает ему глаза, не дает увидеть и услышать даже очевидное. Арбенин не может совладать с гневом, ревностью, жаждой снова включится в игру. На этот раз ставки непомерно высоки – судьбы людей на кону. Игрок готовится к финальному раунду, ничто и никто не может удержать его на краю пропасти. Он забывает, что любые деньги можно вернуть, отыграть, заработать, а жизнь человеку возвратить нельзя. Он шагает в бездну, еще не осознавая, что вместо победы над обстоятельствами или ничьей в его схватке с обществом, которое он желает проучить, он стремительно приближается к полному поражению и саморазрушению.

Смысл финала

Не только потеря того, чем он мог дорожить, ждет Арбенина. Судьба уготовила ему страшную кару. Она не пожелала оставить его в неведении о содеянном. В завершающих актах пьесы появляется таинственный Неизвестный, посланный раскрыть все секреты и сорвать пелену, скрывающую правду от преступника. До этого момента разум услужливо мутил сознание главного героя в те минуты, когда должно было происходить разоблачение действующих лиц конфликта или обстоятельств, приведших к его появлению. Евгений не верил словам или не понимал их смысл, а порой даже не слышал того, что ему говорили. Ослепленный ревностью, но стал одержим мыслью о мести и уже был неспособен свернуть с этого пути. Неизвестный разрушил стену обмана и домыслов, возведенную самим ревнивцем, и тот наконец-то увидел полностью всю картину, осознал, что натворил ужасное и непоправимое. Жить с этим дальше было невозможно, разум героя окончательно погрузился во тьму, откуда несчастному уже не было возврата.

Можно ли считать сумасшествие наказанием для героя? Мог ли он спустя годы снова обрести покой и счастье в этом мире? Пожалуй, это было его единственное спасение. Ведь он не остался совершенно глух к голосу совести, он испытал ужасную боль и муку из-за свершенного им. Помутнение рассудка освободило его от груза знания.

Судьба сломила его, но победив, она не лишила его жизни, не дала второй шанс. Арбенин застрял где-то между земным существованием и небесным судом. Было ли это дополнительной карой или возможностью искупить вину и заработать прощение, сказать невозможно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Пьеса “Маскарад”, написанная М.Ю. Лермонтовым в стихотворной форме в 19 веке, актуальна даже в наш 21 век. Поскольку в произведении остро подмечены злободневные проблемы знатной касты общества. Все части драмы пропитаны романтическим духом, но его на самом деле автор явно пересекает с трагедией скверных поступков дворянских людей.

В начале пьесы подробно показана азартная карточная игра. Просто противен обман, которым пользуются игроки, чтобы им достались все ставки. Наигранность общения друг с другом и попытки показать свое воспитание, на самом же деле это только верхний слой, под которым видна одна только театральность общения и выгода. Поэт тщательно старается передать всю муку союза людей, которых только и скрепляет энтузиазм выиграть деньги. В этих событиях читатель впервые видит пришедшего просто понаблюдать за игрой - главного героя Евгения Арбенина. Его изобразил Лермонтов спокойным, стойким, самоуверенным и богатым человеком. Но, когда в далее прочитанном говорится, что в прошлом он был пройдохой, который мошенническими уловками в азартных играх сколотил себе приличное состояние, тут то уже и понятно, что здесь описывается маскарад, только без костюмов, но с живыми масками людей, как говорят, из самого цвета общества.

Далее, самое отвратительное, что разбирает поэтапно автор, это главный бал – маскарад. Все высокое общество вырядилось в неузнаваемые костюмы, и все это для удобства плести интриги и сплетни, а так же поступать мерзко и низко, играя друг с другом в плутовские игры. Так, баронесса Штраль, из за которой произошли все главные козни, в следствие ее поступков под неузнаваемой маской на балу, у Арбенина появляется подозрение измены жены. Князь Звездич, которому помог Евгений, как профессионал карточного обмана в азартных играх, решает поразвлечься на маскараде с женщиной. Из за злополучного браслета, потерянного на балу женой Арбенина Ниной, все путается, и получается настоящая интрига. Из которой просто невозможно выпутаться жене Арбенина. Былой сокартежник Евгения Казарин и князь Звездич только ухудшают ситуацию, ни в чем не разобравшись, а баронесса Штраль, проявив трусость, не помогает Нине опровергнуть обвинение в измене.

Главное и страшное описание – это диалог выяснения измены между Евгением и Ниной. Арбенин до этого случая видел в своей жене свое спасение от лживых игр общества. Она для него была отдушиной, ангельской защитой от его ужасного прошлого. Евгений жил обманом, был гулякой и повесой, и другой жизни вообще не знал. Однако Нина стала для него лучиком божественного света. Значимость ее присутствия в его жизни Арбенин сильно ценил. Хотя какое шаткое оказалось счастье… Настоящая сплетня сгубила их семейные узы. Евгений, до конца не разобравшись в происходящем, полностью обвиняет свою супругу в подлости измены, и агрессивно отворачивается от ее доводов, которым не верит. Арбенин сам не видит, как превращается в такого же безжалостного игрока по жизни, находясь в тумане мщения. Сначала унижает при всех князя Звездича, и подлый персонаж Шприх только этому и содействует. После этого Арбенин решается убить свою возлюбленную ядом. Особое место в пьесе отведено этому ужасному событию. Цинично отравляет Евгений Нину, подмешав яд в мороженое. Все доброе, нежное и чистое в своей жизни он перечеркивает этим поступком. Себя же он оправдывает в своих размышлениях об этом, и считает здесь подходящей только месть. Здесь так же присутствует и таинственный герой пьесы, который через многие года принес в жизнь Арбенина свое мщение. В бурной прошлой азартной жизни Евгений до последней нитки обыграл этого несчастного. Отмщение его заключалось в несвоевременно рассказанной правде о непричастности и невинности Нины и о враждебных обманах, привлекших ее в это болото лжи. Увы, когда вскрылась истина случившейся истории, было уже поздно – возлюбленная Нина умерла. Яд, отравивший ее, убил ни в чем не повинные душу и тело, зато откровенный Лермонтов демонстрирует всех других персонажей с гадкими душонками, пропитанными ядом жизни, разъеденными изнутри, а снаружи прикрытыми лишь масками, которые уже въелись в человеческую суть, и они сами не видят их разрушающего эффекта. Арбенин же стал страдающей стороной, потерпевшей несправедливость общества, ну и а так же злодеем с бесчеловечным воздаянием отмщения.

Лермонтовская проповедь в поэме маскарад заключается в безграничности цепочки злых поступков у бесстыжего и эгоистичного рода человеческого.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель"

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы...

    • "Судьба человека" главные герои

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

      Сочинение "Война и мир" Толстой. Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности - одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются опасения и страх самого поэта быть непонятым. И...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», - гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал ответственности за свой постыдный поступок. И совсем не...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА

      Сочинение по литературе. Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого - природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

      Сочинение по литературе. Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») - это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики - каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у ворот (стихотворение «Сжала руки под темной...



Похожие статьи
 
Категории