Названия сборников для детей композиторов 20 века. "Картотека для детей: Детские композиторы"

03.04.2019

В мире существует огромное количество музыкальных произведений для детей. Их отличительной особенностью являются конкретность сюжета, простота и живое поэтическое содержание.

Конечно, все музыкальные произведения для детей написаны с учетом их возрастных возможностей. Например, в вокальных сочинениях учитывается диапазон и сила голоса, а в инструментальных произведениях уровень технической подготовки.

Детские музыкальные произведения могут быть написаны, к примеру, в жанре песни, пьесы, арии, оперы или симфонии. Самые маленькие любят переработанную в легкую ненавязчивую форму классическую музыку. Дети постарше (возраста детского сада) хорошо воспринимают музыку из мультфильмов или детских кинофильмов. Музыкальные произведения П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Ф. Шопена, В.А. Моцарта популярны среди детей средних классов. В этот период дети очень любят произведения для хорового пения. Большой вклад в этот жанр внесли композиторы советского периода.

Во времена средневековья детская музыка распространялась с помощью бродячих музыкантов. До наших дней дошли детские песни немецких музыкантов «Птички все слетелись к нам», «Фонарик» и другие. Здесь можно провести аналогию с современностью: композитор Г. Гладков, написал всем известный мюзикл «Бременские музыканты», который очень нравится детям. Не обошли вниманием детские музыкальные произведения и классические композиторы Л. Бетховен, И. С. Бах, В. А. . Соната для фортепиано № 11 (Турецкий марш) последнего популярна среди детей всех возрастов, начиная с грудничков и заканчивая подростками. Следует отметить и «Детскую симфонию» Й. Гайдна с её трещотками, свистульками, детскими трубами и барабанами.

В 19 веке большое внимание детским музыкальным произведениям уделяли и русские композиторы. П.И. в частности создал детские фортепианные пьесы для начинающих «Детский альбом», где в небольших произведениях перед детьми возникают разнообразные художественные образы и ставятся различные по исполнению задачи. В 1888 году Н.П. Брянский сочиняет первые детские оперы по басням И.А. Крылова «Музыканты», «Кот, козёл и баран». Оперу «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского – Корсакова конечно, нельзя назвать полностью детским произведением, но все – таки это сказка А. С. Пушкина, которую композитор написал к столетию со дня рождения поэта.

На современном пространстве главенствуют детские музыкальные произведения из мультфильмов и кинофильмов. Начиналось все с песен И. Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта», которые пропитаны романтизмом и отвагой. Б. Чайковский написал музыку к фильму Ролана Быкова «Айболит 66». Композиторы В. Шаинский и М. Зив создали незабываемые музыкальные темы к мультфильму про Чебурашку и его друга крокодила Гену. Огромный вклад в копилку детских музыкальных произведений внесли композиторы А. Рыбников, Г. Гладков, Е. Крылатов, М. Минков, М. Дунаевский и многие другие.

Одну из классных детских песен можно услышать в знаменитом мультике про Антошку! Давайте его смотреть!

Как появилась детская музыка

Внутренний мир ребенка существенно отличается от внутреннего мира взрослого человека. А значит, и музыка, создающаяся для детей, должна не только быть ясной по структуре и несложной в исполнении, но и иметь особый круг образов, близкий и понятный детям. И потому музыка «детских альбомов» самых разных композиторов, как правило, посвящена тому, чем живут дети каждый день своей жизни: играм и забавам, сказкам и страшилкам, реальным людям и вымышленным персонажам. Помимо этого, подобно детской литературе, детская музыка призвана рассказать детям о добре и справедливости, расширять их кругозор, учить их глубоко чувствовать и выражать разные эмоции.

На тот факт, что музыка для детей, должна сочиняться иначе, чем произведения для взрослых, композиторы обратили внимание лишь в середине XIX века. До этого существовал лишь некоторый педагогический репертуар, включавший пьесы для начинающих музыкантов, которые вовсе не обязательно должны были быть детьми. Например, знаменитую «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах», менуэты и полонезы из которой входят сейчас в обязательный репертуар детских музыкальных школ, Иоганн Себастьян Бах составил для своей второй жены, которая была на тот момент вполне взрослой девушкой.

Фактически детская музыка началась с «Альбома для юношества» («Album für die Jugend», 1843) Роберта Шумана (1810–1856). Из двух его тетрадей только первая содержит музыку для детей. Она так и называется - «Для младшего возраста» - и до сих пор пользуется любовью музыкальных педагогов. Пьесы из второй части альбома, «Для старшего возраста», не стали так популярны, потому что были одновременно слишком сложны для детей и слишком просты для юных музыкантов постарше.

«Детский альбом» Чайковского

«Детский альбом» (1878) Петра Чайковского, написанный, как указано на титульном листе, «в подражание Шуману», стал не просто следующей ступенью в развитии детской музыки, но и непревзойденной до сих пор вершиной этого жанра. «Подражание» Шуману выразилось не столько в звучании музыки этого альбома, сколько в самой идее сборника пьес, предназначенных для детей, и в использовании похожих образов: игра в солдатики («Солдатский марш» у Шумана и «Марш деревянных солдатиков» у Чайковского), игрушечная лошадка («Смелый наездник» и «Игра в лошадки»), страшилки («Дед Мороз» и «Баба-яга»), люди из народа («Веселый крестьянин, возвращающийся с работы домой» и «Мужик на гармонике играет»), церковная тема («Хорал» и «В церкви») и многие другие.

Роберт Шуман, «Смелый наездник». Исполняет Виталина Ефремова



Петр Ильич Чайковский, «Игра в лошадки». Исполняет Денис Кириллов


В отличие от «Альбома для юношества» Шумана, «Детский альбом» Чайковского был настоящим циклом, пьесы которого объединены даже некоторым внутренним сюжетом. В «Детском альбоме» описан один день из жизни ребенка из семьи того круга, к которому принадлежал сам Чайковский. Он начинается с молитвы («Утренняя молитва») и заканчивается доносящимся из храма пением («В церкви»). В нем есть и близкие люди («Мама», «Нянина сказка»), и любимые забавы («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»), и мечты и воспоминания («Сладкая грезы», «Песня жаворонка», «Шарманщик поет»). Особое место в «Детском альбоме» занимают внутренние мини-циклы: сюита танцев («Вальс», «Мазурка», «Полька»), сюита песенок и сюжет про куклу.

Играя в игрушки, ребенок отчасти играет во взрослую жизнь. Он уже знает, что люди болеют и даже умирают. В пьесе «Болезнь куклы», пожалуй самой знаменитой из всего альбома, Чайковскому удалось всего в нескольких нотах передать печаль. А следующие за ней «Похороны куклы» перекликаются с «Траурным маршем на смерть героя» из 12-й фортепианной сонаты Людвига ван Бетховена. Пьеса «Новая кукла», завершающая этот мини-цикл, не просто отражает радость ребенка по поводу подаренной игрушки, но и таит в себе философскую идею о круговороте жизни и даже назидание: все бывает, все проходит, радуйся настоящему.

О детях и для детей

Линию «детских альбомов» продолжили «Бирюльки» (1900) Самуила Майкапара, «Детский альбом» (1923) Александра Гречанинова, «Детская музыка» (1935) Сергея Прокофьева и другие. Пьесы из этих сборников идеально отвечают требованиям детской музыки: структурная ясность, несложность для исполнения и «детский» круг образов, - и потому их активно разучивают в музыкальных школах.

Самуил Майкапар, «Пастушок» из цикла «Бирюльки». Исполняет Мария Куницына

Сергей Прокофьев, «Сказочка» из сборника «Детская музыка». Исполняет Тихон Сильвестров


Помимо детской музыки, предназначенной для самостоятельного исполнения детьми, существует еще ряд произведений, написанных для детского слушания, притом что сами дети вряд ли в состоянии исполнить их должным образом. Это сюиты «Детские игры» («Jeux d’enfants», 1871) Жоржа Бизе и «Детский уголок» («Children’s Corner», 1908) Клода Дебюсси, сказки Сергея Прокофьева «Гадкий утенок» (1914) на текст Ханса Кристиана Андерсена и «Петя и волк» (1936), задуманная как детский путеводитель по инструментам симфонического оркестра.

Существует и музыка «взрослым о детях»: фортепианный цикл «Детские сцены» («Kinderszenen», 1838) Роберта Шумана, вокальный цикл «Детская» (1873) Модеста Мусоргского, «Три детские сценки» (1926) Александра Мосолова и другие произведения. В них дети выступают уже не как целевая аудитория, а как один из характерных образов или тем взрослого искусства. Сами дети уже не в состоянии не то что сыграть такую музыку, но и порой даже понять ее смысл.

“Художник – это тот, для кого мир прозрачен, кто обладает взглядом ребенка, но в этом взгляде светится сознание взрослого человека”. (А.Блок)

Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего. Между тем в России много новых и интересных композиторов, именно они - лицо современной России. К сожалению, новые музыкальные произведения практически отсутствуют в нашем пространстве, до музыкальных школ российской глубинки в абсолютном большинстве произведения этих композиторов просто не доходят.

Мы живем с новыми композиторами в одно время, однако не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известны, так как наши дети - юные музыканты должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной музыки и ее создателей. Множество причин делают эту задачу трудновыполнимой. Но самая важная причина, на наш взгляд, заключается в том, что мы мало знаем об авторах современной музыки. Чтобы изменить это положение, вот уже на протяжении пяти лет мы с детьми проводим мероприятия под названием “Новые имена”. Ю.Весняк, Ю. Савалов, Ю.Савельев, В.Коровицын, И. Парфенов - они живут и сочиняют в настоящее время. Эти композиторы и их произведения стали героями тематические ежегодных вечеров, на которых учащиеся готовят информацию и с удовольствием играют пьесы, сочиненные авторами. Можно с уверенностью сказать: успех каждого такого мероприятия - потрясающий. Дети не только с большим удовольствием ищут информацию о композиторах, разучивают современную музыку, но подбирают к произведениям стихи, рисуют музыку, так как они её чувствуют. А выступления на концертах-лекциях для учащихся, преподавателей и родителей с произведениями композитора-героя очередного мероприятия, помогает учащимся в овладении концертным мастерством. Почему эта музыка так нравится детям?.. В музыке современных композиторов раскрывается перед нами мир детства – особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность. “Шествие котят, которые слопали сметану”, “Дюймовочка”, “Гавот Чебурашки и Буратино”, “Бал в замке принца”, “Кот Василий”… Такая музыка не приемлет скуки и зубрежки, дети становятся её подлинными соавторами.

Музыка, написанная этими композиторами, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам и подросткам. Детская публика - это маленький народ, живущий ожиданием чуда. И дети получают его. Опыт прошедших пяти лет показывает, что чем раньше начинается приобщение юных пианистов к сочинениям современных композиторов, тем выше эффективность музыкального обучения, тем шире и глубже постигают исполнители закономерности музыкального искусства в целом. “Исполнение произведений современного композитора требует полноценного музыкального представления о его творческом стиле, ознакомления как минимум с несколькими разнохарактерными произведениями, и только тогда, научившись понимать музыкальный язык конкретного композитора, юный пианист постепенно проникается её образным миром и содержанием”.

Развитие интереса к современной музыке на примере творчества композиторов Ю.Савалова, Ю. Савельева, В. Коровицина.

Уметь определять и анализировать произведения современных композиторов;

Научить детей понимать музыкальный язык конкретного композитора через музыку, поэзию, живопись;

Пробуждать и развивать у детей художественный и музыкальный вкус, изобразительные и музыкальные способности, помочь ощутить себя художником и музыкантом через открытие звуков, формы, цвета;

Развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке и передавать эмоциональную окраску мелодии путем выразительного исполнения пьес;

Стремления к разностороннему развитию личности.

Композитор Юрий Савалов

Ведущий : Савалова Юрия Владимировича к великому сожалению нет в живых. Он был талантливым композитором и аранжировщиком, замечательным педагогом и просто очень хорошим и добрым человеком. Его ученики вспоминают о нем с большой теплотой и считают его самым лучшим учителем. Вот что пишет о композиторе его дочь Екатерина: “Он очень любил своих учеников, гордился их успехами, достижениями. Особенно увлеченно руководил оркестром в детской музыкальной школе. Надеюсь, что произведения, написанные им для учащихся, помогут полюбить сложный, но прекрасный мир музыки”. Юрий Владимирович играл на духовых и клавишных инструментах, руководил хором и школьным оркестром, сочинял музыку для разных инструментов. Мы познакомимся с произведениями для фортепиано

Пьес будет девять. Но будем не только слушать эти произведения, но и попробуем их нарисовать. Выберете наиболее для вас приемлемую пьесу и творите! Соединяйте музыку и краски! Музыкальное настроение пьесы можно передавать и с помощью цветовых пятен, точек, линий и т.д.

Послушайте название пьес: “Колыбельная”, “Мама”, “Вальс”, “Признание”, “Марш”, “Вдохновение”, “Ветер странствий”, “Бал в замке принца”, “Прелюдия”.

Мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие.На нашем пути встретятся прекрасные и удивительные пьесы Юрия Савалова.

Вот видим уютный домик вдалеке. Какой красивый и милый! Давайте заглянем в него. Прислушайтесь: в доме укладывают малыша и для него звучит колыбельная.

“Наступила ночка, спи, моя ты дочка
Спи, моя красотка, лучшая заботка.
Кругленькие щечки и веснушки точки.
Маленькие ушки, ушки - непослушки.
Мы тебя все любим. Нежим и голубим
Вырастешь большая, спи моя родная!
Спят в лесу все звери,
Детки спят в постели.
Спят цветы в горшочке
Затихает ночка. Спи моя дочурка,
Дремлет кошка Мурка
Мы с тобой зевнули,
И, как все, уснули.

Звучит пьеса Ю. Савалова “Колыбельная”.

Кто же может петь такую замечательную колыбельную?. Ну, конечно же - Мама, Мамочка, Матушка.

Всю любовь не выразить словами
Пожеланий всех не перечесть
Мы хотим сказать любимой маме,
Хорошо, что ты на свете есть.
Будь всегда ты с нами дорогая,
Всей душой заботясь и любя.
Просим об одном тебя родная,
Будь здорова, береги себя…

Звучит пьеса Ю. Савалова “Мама”.

А сейчас нам пора войти в сказочный лес. Ах, как красиво в чудесном царстве природы. Человек должен понимать язык цветов, язык зверей, лишь тогда на земле будет вечная красота.

Прекрасный вальс танцуют с ветром дети,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это
Давайте же любить ее всегда.

Ю. Савалов “Вальс”.

Послушаем очень необычную пьесу Юрия Савалова “Признание”. Это может быть признание в любви, или признания себя как человека, как композитора, как маэстро, а может признанием чего-то очень важного в жизни человека.

“Маэстро”

В прекрасном фраке с галунами
Надушенный встал маэстро,
Он рассыпал перед нами
Звуки легкие оркестра.
Как виденья, как гиганты
И метались в гулком зале,
И роняли бриллианты.

Ю. Савалов “Признание”.

Продолжаем путешествие и веселым маршем идем дальше.

Идет – гудет зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые
Подымет пыль цветочную
Как облако: все зелено
И воздух и вода!
Идет-гудет зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум.

Ю. Савалов “Марш”

А что такое вдохновение? Как нарисовать вдохновение? Какие краски взять для вдохновения? “Вдохновение” – так называется следующая пьеса Ю. Савалова.

Послушайте Пастернака:

Во всем мне хочется дойти до самой сути
В работе. В поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины,
До оснований, до корней, до сердцевины.
Все время схватывая нить судеб, событий
Жить, думать, чувствовать, любить
Свершать открытья.

Ю. Савалов “Вдохновенье”.

А что если нам пуститься путешествовать вместе с ветром странствий. Так называется следующая пьеса Ю. Савалова.

Н.Гумилев

Уедем, бросим край докучный
И каменные города
Где вам и холодно и скучно,
И даже страшно иногда.

Ю. Савалов “Ветер странствий”.

Куда же это нас ветер странствий занес? Вы не поверите: на бал в замок принца.

Ю. Савалов “Бал в замке принца”.

Вот и подходит к концу наше с вами путешествие по стране Музыки и Красок. Теперь вы знаете, что музыку можно не только слушать, но и рисовать. Для вас звучит “Прелюдия”Ю. Савалова, а вы заканчиваете свои работы.

Ю. Савалов “Прелюдия”.

Выставка рисунков.

Рассказ учащихся о своих рисунках и музыкальных образах в них.

Ведущая: Ребята, мы сегодня познакомились с творчеством композитора Юрия Савалова!

Играйте его пьесы, рисуйте его музыку, расскажите о ней другим!

Всего доброго!

Примечание: в тексте использованы рисунки учащихся по мотивам прослушанных произведений.

Композитор

Владимир Коровицын

Ведущий: Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году. Выпускник Новгородской ДМШ №1), выпускник Новгородского музыкального училища (по классу баяна), с отличием окончил Ленинградскую консерваторию имени Н.А.Римкского-Корсакова, лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России. В настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже - музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения.Отличительными чертами музыки Владимира Коровицына являются безусловное преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному гармонический язык.

Сегодня нам предоставляется возможность познакомиться с музыкой Владимира Коровицына, будем играть и немного расскажем о его произведениях.

1. Сборник детских песен "Радуйся солнцу".

2. Фортепианный цикл “Музыкальное путешествие по странам Западной Европы”.

3. "Две пьесы для скрипки и фортепиано".

4. "Пьесы для флейты и фортепиано".

5. "Романсы на стихи поэтов "серебряного века".

6. В юбилей Великого Новгорода Санкт-Петербургское издание “Композитор” опубликовало концерт для фортепиано с оркестром. Сочинение новгородского автора является первым сочинением подобного рода, написанным в Великом Новгороде. Оно носит название “Concerto grosso” и имеет на титульном листе посвящение 1150-летию города.

7. Сборник пьес для фортепиано "Детский альбом". Пьесы, представленные в сборнике, являются хорошим пополнением учебного репертуара учеников ДМШ. Сборник содержит не только музыкально-инструктивные пьесы, но и отрывки из фортепианных циклов композитора: "Русская тетрадь", "Джазовая коллекция", "Обаяние ушедших эпох". Программность пьес будит детскую фантазию, стимулируя работу над развитием образа.

Полька “Деревянные башмаки” - написана в характере народного немецкого танца и как бы передает постукивание деревянных башмаков по булыжной мостовой.

Название пьесы “Дюймовочка” говорит сама за себя. Подвижный темп, штрих стаккато передает музыкальный портрет сказочной героини.

“Емеля на печке едет” - задорная мелодия, стилизованная под народную плясовую.

“Вариации мужичок с гармошкой” - русская плясовая песня. Все вариации выдержаны в танцевальном стиле.

Следующая пьеса “Грустная принцесса”. Все девочки в детстве мечтают стать принцессами и поэтому с удовольствием будут играть эту пьесу.

“Девичий хоровод” - очень выразительная мелодия, напевная, широкая.

Есть в сборнике 4 пьесы из цикла “Джазовая коллекция”. Пьесы этого цикла имеют капризный, синкопированный ритмический рисунок и современные гармонии. Три пьесы из этого цикла разучили дети, занимающиеся на синтезаторе. Первая пьеса называется “Кот Василий” . Вторая пьеса называется “Два клоуна” - яркая концертная пьеса. Третья пьеса “Хорошее настроение”.

8. Сборник “Исполнение желаний”. Вот что пишет сам автор об этом сборнике.Пьесы, составившие сборник, предназначены для средних и старших классов ДМШ. Здесь есть и крупная форма (“Баллада”, “Адажио”), и этюды, и дуэты, о дефиците которых в учебной практике я знаю не понаслышке и, конечно, пьесы (“Пять пасторалей”).

Очень хотелось бы надеется, что это мелодически привлекательная, образно яркая, достаточно разнообразная по фактуре музыка найдет своих почитателей и будет востребована в педагогической и концертной практике.

Мы из этого сборника взяли две пьесы: “Поэтическое настроение” и “Адажио” (крупная форма).

Наш концерт подошел к концу. Мы познакомили вас с произведениями композитора Владимира Коровицына.

Думаем, что еще не раз эти и другие пьесы композитора будут звучать со сцены нашей школы. А закончить хочется словами Владимира Коровицына: “Музыкальное образование - это большой труд над самим собой. Поэтому я очень ценю решение тех родителей, кто несмотря ни на что даёт возможность своему ребёнку посещать музыкальную школу. Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придёт. В то же время понимание настоящей музыки может сделать человека по-настоящему счастливым”

Полный текст сценария по творчеству Владимира Коровицына можно посмотреть на сайте www.divdmsh.narod.ru, а презентацию к тематическому вечеру можно посмотреть здесь

Композитор Юрий Савельев

Рязанский композитор Юрий Савельев родился на Дальнем Востоке, в семье военнослужащего, долго жил на Урале, а также в Сибири, Поволжье, на Севере и Юге России. Несмотря на то, что около 30 лет он живёт в Москве, сердце его, как он сам говорит, принадлежит Рязани. Здесь его корни (родители – родом из Рязани), здесь он учился в старших классах средней школы, окончил Рязанский медицинский институт; здесь живут его многочисленные родственники, друзья по школе, институту, соратники по искусству.

Произведения Ю.Савельева неизменно включались для печати в коллективные сборники творческого объединения композиторов и поэтов-песенников Подмосковья. В издательства Москвы и Рязани издано пять сборников композитора. С участием композитора в разное время проходили концерты в Российском Доме композиторов в Москве, в Музыкальной академии им. Гнесиных, в городах Подмосковья.

Вечер в музыкальной школе, посвященный творчеству композитора Ю.Савельева проведен с использованием произведений, включенных в сборник “ На крыльях весны”. Со сценарием вечера можно ознакомиться на сайте www.divdmsh.narod.ru.

Песни и музыка для детей имеет свой характер. При прослушивании детской музыки возникает какое-то ощущение беззаботности и защиты. Даже на лицах взрослых, когда они слышат знакомую мелодию из мультика или передачи их детства, в глазах появляется искорка, на лице возникает улыбка, которая несет тепло и настоящую радость. Именно поэтому кажется, что такие песни и музыку пишут люди, которые внутри смогли сохранить ту детскую невинность и беззаботность.

Написание детской песни – это очень ответственное занятие. Ведь именно под первые куплеты, которые дети танцуют и поют, строится память о беззаботном детстве. Поэтому при написании детских песен уделяется особое внимание образу, который создается нами, взрослыми. В песне необходимо не просто создать красивый текст, но и донести мораль, которая поможет ребенку построить доброе мировоззрение и стать моральным принципом. Соответственно, написать такие шедевры получится только у того человека, который любит детей, знает к ним подход и владеет тонкой психологией.

Каждый родитель старается сделать своего ребенка счастливым. Для этого с самого рождения стараются купить только лучшую одежду, покупать только натуральные продукты и дарить самые лучшие подарки. Детская песня тоже должна быть доброй и светлой, смешной или серьезной. Помимо того, что эта добрая песня станет символом детства, так она еще будет теплым воспоминанием из прошлого.

Детский композитор – это человек, который создает неповторимые шедевры. Такой поэт запоминается на долгие годы, так как он создал в сознании ребенка прекрасный добрый образ какого-либо персонажа. Писать такие воздушные, добрые и просто сказочные тексты может не каждый. Ведь будучи в роли детского композитора необходимо не только хорошо владеть пером и словом, здесь нужно понимать детское мировоззрение. Именно поэтому детский композитор не может написать романы, они навсегда остаются маленькими детьми, живущими в своем мире. Вот это и делает их тексты песен уникальными.

Музыка для детского праздника дарит атмосферу счастья, даже взрослые начинают улыбаться. И, чтобы наполнить и одарить всех присутствующих на празднике таким теплом, подбирается музыка для детского праздника, которая написана для сказок и песен. Ведь детская музыка имеет чистую, легкую и притягательную ауру, которой нет равных. Достаточно поставить веселую и добрую песенку про Фунтика, как все детки с удовольствием начнут танцевать, а взрослые улыбаться и подпевать. Именно такие, правильно подобранные аккорды и слова, дарят детскому празднику настроение хлопушки.

Звуки окружают нас с самого рождения. Можно не думать о них вообще, не обращать внимания — они не всегда беспокоят нас. Но мы привыкли к повседневному городскому шуму настолько, что без него нам чего-то даже не хватает.

♦ Какие звуки можно услышать на улицах большого города?

Конечно же, на городских улицах слышатся шум транспорта, голоса людей.

Звуки, которые мы слышим в природе, совсем другие. Это шум дождя, раскаты грома, шелест листьев, птичье пение, плеск морских волн, журчание ручьев, звон капелей, протяжное завывание ветра.

Для композитора самые обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию.

Послушайте стихотворение.

Композитор

Композитор музыку слышит

В шуме дождя и грома раскатах,

Ноты в тетрадь композитор запишет,

А музыканты исполнят сонату.

Композитор музыку слышит

В шелесте листьев, в плеске прибоя.

Ноты в тетрадь композитор запишет —

Песню споем мы вместе с тобою!

Должно быть, вы уже знаете, что композитором называют человека, который сочиняет музыку.

Композитор — латинское слово, в переводе означающее «сочинитель». Многие композиторы писали и сейчас пишут музыку для детей.

Замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский создал целый цикл произведений для малышей и назвал его «Детским альбомом». Там есть такие музыкальные пьесы для фортепиано, как: «Игра в лошадки», «Мама», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков».

Писательница Т. Абрамян так рассказывает об Иоганне Себастьяне Бахе: «Величайший немецкий композитор... сочинял музыку для обучения своих детей. И, наверное, не подозревал, что его "музыкальными детьми" на все будущие времена станут дети всего мира.

Ведь музыка Баха до сих пор является прекрасной, незаменимой школой для начинающих музыкантов».

Писал музыку для детей и замечательный французский композитор Камиль Сен-Санс. В его знаменитой сюите «Карнавал животных», написанной для оркестра, звучат голоса птиц и зверей.

Песни, марши, оперы и балеты для детей писали и пишут многие современные композиторы.

Помимо многочисленных музыкальных произведений С.С. Прокофьев, например, создал замечательную симфоническую сказку для детей «Петя и волк», а также «Зимний костер» — сюиту для чтецов на слова С. Маршака, хора мальчиков и симфонического оркестра.

Композитор Геннадий Гладков написал музыку к популярному мультфильму «Бременские музыканты», а его однофамилец — Григорий Гладков — к мультфильму «Пластилиновая ворона» и множеству других.

Я думаю, многие из вас знают и любят песни на музыку Владимира Шаинского: «Голубой вагон», «Улыбка», «Песенка крокодила Гены» и Дмитрия Кабалевского «Наш край», «Школьные годы» и многие другие.

♦ Как же композитор записывает созданную им мелодию?

Он делает это с помощью особых значков, называемых нотами. Слово «нота» в переводе с латинского означает «знак».

♦ Как вы думаете, сколько существует нот?

Правильно! Их ровно семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ноты располагаются на пяти нотных линейках — нотном стане. Представьте себе, что композитор сочинил мелодию и записал ее на листе нотной бумаги. Что нужно сделать, чтобы мы эту мелодию могли услышать? Ее можно спеть или исполнить на каком- либо музыкальном инструменте.

♦ Какие вы знаете музыкальные инструменты?

Верно! Скрипка, фортепиано, баян, гитара, балалайка, гусли, арфа, виолончель, флейта... Музыкальных инструментов очень много, но их можно разделить на несколько групп.

Когда древние люди плясали вокруг костра, они задавали ритм танцу, ударяя камнем о камень. Потом люди заменили камни колотушками, трещотками, погремушками из высушенных плодов, внутрь которых помещали мелкие камешки. От этих примитивных инструментов и пошли ударные инструменты — барабан, бубен, треугольник, колокольчики, колокола, ксилофон, тарелки, литавры. Звуки возникают в них при ударе рукой, пальцами, металлической палочкой или специальной колотушкой. Тарелки нужно ударять одна о другую, а бубен встряхивать.

Послушайте стихотворение.

Барабан

Я проснулся утром рано

И собрался на прогулку.

Застучал по барабану

Громко-громко, гулко-гулко:

Там-там, там-там,

Веселей бей в барабан!

Удивился дворник Федя:

— Что ж ты встал в такую рань?

Перебудишь всех соседей,

Лучше ты не барабань.

В те далекие времена, когда люди охотились на диких зверей с луком и стрелами, они заметили, что если слегка прикоснуться пальцами к туго натянутой тетиве лука, она начинает звучать, издавая красивые звуки. Тогда-то и появились первые струнно-щипковые инструменты: кифара, лира, арфа.

Струнно-щипковыми эти инструменты называются потому, что у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.

В Древней Руси музыканты на веселых пирах в княжеских теремах играли на гуслях, балалайках и домрах. Примерно 300 лет назад в Испании появился новый струнный музыкальный инструмент, столь популярный и любимый в наши дни, — гитара. Скрипка, виолончель и контрабас — тоже струнные инструменты, но звук в них извлекается не пальцами, а с помощью смычка. Смычок — длинная трость с натянутым конским волосом. Музыканты держат смычок в правой руке и водят им по струнам.

Послушайте стихотворение.

Скрипка

Смычком коснулся ты струны,

Волшебные напевы.

То грусть, то радость в них звучит

И трогает мне душу,

Я виртуоза-скрипача

Могу весь вечер слушать!

В старину пастухи в деревнях частенько наигрывали на дудочке с несколькими дырочками, сделанной из обыкновенной тростинки. Звук ее был певучим, нежным, напоминающим журчание весеннего ручейка. Этот музыкальный инструмент назывался жалейка. Она напоминает пастуший рожок из бересты, но у рожка трубка расширяется и заканчивается раструбом*, а у жалейки нижний конец трубы вставляется в раструб коровьего рога. На боковых стопках жалейки есть отверстия. Зажимая их пальцами, можно извлекать звуки разной высоты. Жалейку можно услышать даже в оркестре русских народных инструментов.

Послушайте стихотворения.

Пастуший рожок

Сяду на пень посуше,

Коров соберу в кружок,

Выну из сумки пастушьей

Берестяной рожок.

Коровы рожок услышат,

Протяжно откликнутся: «Му-у-у».

Играя то звонче, то тише,

Я стадо в село поведу.

Позднее жалейки стали делать из разных пород деревьев. Так появились флейта, гобой и кларнет.

Словно льдинка, серебристый,

В поднебесье он плывет,

Наполняя небосвод.

Слышат флейту лес и нивы,

Слышит спелый желтый колос.

Шепчет колос: «Как красиво

Слово «кларнет» означает «ясный»,

Он то протяжный, то нежно-певучий,

То очень теплый, сочный и звучный.

Дорогие ребята, наверное, вы все видели морскую раковину. Может быть, такая раковина есть у вас дома. Попробуйте дунуть в ее заостренный конец, и вы услышите долгий протяжный звук. Еще в древности люди знали об этом свойстве морских раковин и делали из них духовые музыкальные инструменты. В них звук извлекается при помощи воздуха. Раньше эти инструменты изготавливали из кожи, слоновой кости, а сейчас делают из меди. Ведь медь — «певучий» металл. К наиболее известным духовым инструментам относятся флейта, гобой, кларнет, труба, валторна, тромбон, саксофон и туба.

А вот об этом музыкальном инструменте мы еще не говорили. Его можно увидеть в детском саду и школе, в концертном зале и театре. У кого-то из вас он есть дома.

♦ Догадались, о каком музыкальном инструменте идет речь?

Конечно же, о пианино! Этот инструмент, пожалуй, самый популярный в мире, он — незаменимый помощник и певца и композитора. Старший «брат» пианино — фортепиано. Название этого музыкального инструмента происходит сразу от двух слов: «форте» значит «громко», а «пиано» — «тихо». Фортепиано — инструмент полифонический: на нем можно и сыграть мелодию, и подобрать аккомпанемент к ней.

Большие концертные залы обычно украшает концертный рояль, напоминающий фортепиано, но массивнее его. И на фортепиано, и на рояле можно играть то тише, то громче, то связывать звуки, то играть отрывистое стаккато.

Послушайте стихотворение.

Дождь-музыкант

Кап, кап, кап — упали капли.

Застучали: тук, тук, тук.

И узнали сразу цапли

Дождика веселый звук.

Дождик заиграл стаккато,

Как по клавишам рояля,

И, сбегая с крыш покатых,

Капли звонко застучали.

Дождь отрывисто и звонко

Падал в травы там и тут.

Словно пальцами ребенка

Он играл в саду этюд!

Певцы и певицы, исполняющие музыкальные произведения, обладают голосами разного тембра и высоты.

Ответьте на вопросы

♦ Как называют человека, который сочиняет музыку?

♦ С помощью чего композитор записывает музыку на листе бумаги?

♦ Сколько всего нот? Назовите их.

♦ Какие вы знаете музыкальные инструменты?

♦ Почему барабан называют ударным инструментом?

♦ С помощью чего барабанщик выбивает барабанную дробь?

♦ Какие инструменты относятся к струнно-щипковым? Почему их так называют?

♦ К каким инструментам относится скрипка? С помощью чего скрипач извлекает звуки, играя на ней?

♦ Какие музыкальные инструменты называют духовыми? Из чего их делали прежде? Из чего их изготовляют сейчас?

♦ Как вы думаете, зачем людям нужна музыка?



Похожие статьи
 
Категории