Неизвестная крестьянка в русском костюме. История портрета

11.03.2019

«Искусство портрета» - У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. Реально существующих, либо существовавших в прошлом. Портрет маньеризма. Ф. Буше. (От франц. – Изображать, передавать «черта в черту»). Портрет Возрождения. Обобщение и закрепление знаний. Г.Гольбейн Мл. «Портрет Эразма Роттердамского».

«Портрет в живописи» - Рассматриваем портрет девочки. Душа ребенка… Прекрасное не терпит лжи. В.Тропинин Портрет сына художника. Материал: В.Тропинин «Портрет Арсения- сына художника. А.Мыльников Верочка. И.Архипов Девушка с кувшином. Развивать ощущение взаимосвязи настроений изобразительных и музыкальных образов.

«Фаюмский портрет» - В целом в музеях мира хранятся более 700 «фаюмских портретов». Фаюмский портрет. Раньше египтяне сохраняли своих умерших, помещая мумии в деревянные или оштукатуренные гробы, большей частью оканчивающихся скульптурной портретной маской. Целью древних египтян было создание физического двойника усопшего.

«Портрет Грозного» - Иван Грозный в изображении русских художников. К. Лебедев «Портрет Ивана Грозного». Алёна Дмитриевна и Степан Парамонович. Глава 1. Пир Ивана Грозного. Н.В. Неврев «Опричники». Глава 2. Алёна Дмитриевна говорит мужу о надругательстве Кирибеевича. Добрый молодец Кирибеевич. Прощание Калашникова с близкими перед казнью.

«Портрет автора» - И. Репин Толстой за работой. Я сам, позорный и продажный, С кругами синими у глаз… К. Сомов А. Блок 1907 г. 1849 г. 1851 г. 1856 г. Ермонтов в детстве. Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством автора. Дагерротипные портреты Л. Толстого. А. Моруа. Б.М. Кустодиев Ю.П. Анненков Портрет Е. Замятина Портрет Е. Замятина.

«Портреты Чехова» - Портрет выполнен И.Левитаном. Автопортрет. О.Книппер (1868-1959). А.П.Чехов. Ольга Книппер – жена писателя. И.Левитан (1860-1900). А.Степанов (1858-1923). Портрет, выполненный братом писателя, Николаем Чеховым. Портрет работы И.Э.Браза, хранится в Третьяковской галерее в Москве. Фотопортрет, сделанный С.Линденом.

Всего в теме 14 презентаций

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Образ девушки со двора в поэзии, и в живописи.

Иван Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784

Это первый парадный портрет с крестьянкой в главной роли, поэтому многие склонны считать крестьянку не настоящей, а актрисой, переодетой в сарафан и кокошник. В пользу того, что барышня - действительно крестьянка говорят этнографически точный наряд Московской губернии и бесхитростное отсутствие всякой манерности. К тому же, Аргунов сам происходил из крепостных, поэтому его интерес к крестьянской тематике были особенно острым.

Владимир Боровиковский. Портрет торжковской крестьянки Христиньи. 1795

Христинья выглядит не столько реальной крестьянкой, сколько воплощенной мечтой художника-сентименталиста, последователя Карамзина, утверждавшего, что «и крестьянки любить умеют!» Крестьянка-мечта предстает в национальном костюме, на фоне прозрачно-голубого неба и зеленоватого занавеса. Живописец любуется нежным лицом, красочным нарядом: белой рубашкой, зеленым сарафаном, отороченным золотым позументом, малиновым кокошником.

Алексей Венецианов. Девушка с теленком. 1829

Венецианов не только со стороны любовался очарованием привычной простоты, но и полностью построил свою жизнь на традициях деревенского уклада. Он поменял чиновничью участь на судьбу Академика художеств, живущего своим искусством вдали от столиц, в крохотном именьице Сафонково в Тверской губернии. Там он наладил маленькое, но образцовое хозяйство – по агрономической науке добился регулярных урожаев. Земля кормила семью Венецианова в прямом и буквальном смысле слова. Она же и ее жители питали вдохновение художника. Образ скромной девушки с теленком родился здесь, среди округлых холмов и густых лесов, на берегу тихой речки с почти символическим названием Ворожба.

Филипп Малявин. Изучение алфавита.

Малявин - чистая эмоция. Крестьянин из многодетной семьи, иконописец на Афоне, "мирискуссник" в Париже. Уже став известным живописцем, Филипп Андреевич признавался: «Долгое время я никак не мог решить, быть мне живописцем или резчиком, и это меня очень удручало. Смотрел всегда с ужасом на годы - вот будет мне семь, восемь. До десяти я и представить себе не мог, да это уже старость, мне казалось, люди после десяти лет уже пожилые... Я только одного боялся, как бы мне не потерять времени, и бегал, собирал угли в золе и рисовал везде - на стенках, на колесах, на воротах и даже на золе. Обращался к мужикам, чтобы они мне показали, как нужно рисовать, и с успехом пользовался их советами». Одаренный недюжинным, пытливым умом, он вместе с тем в жизни был совершенным ребенком: его девушки - это восторг, юмор, юношеская провокация и жизнерадостность.

Абрам Архипов. Портрет крестьянки. 1911 г.

Архипов – талантливый крестьянин, ученик Перова и Поленова. В качестве практики каждым летом ежегодно ездил на родину в Рязанскую губернию, где писал этюды, выбирая в качестве моделей своих же односельчан. Поскольку он лично знал и людей, и их жизнь, картины получались живыми, жанровыми, а девушки - искренними и игривыми. Все они – в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами. Портреты написаны темпераментным крупным мазком, отличаются декоративностью, яркой красочной гаммой.
Именно Абрама Архипова можно считать тем, кто после многовекового застоя заново открыл красный цвет в русской живописи, всю его силу и огненную мощь - то ли красного солнышка, то ли страшного пожара... От него идут красные бабы и Малявина и Соловицкого.

Зинаида Серебрякова. Крестьянская девушка. 1910-е гг.

Серебрякова своим художественным развитием в первую очередь обязана дяде Александру Бенуа - брату матери. Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. С их портретами связан и первый успех в творчестве художницы, который пришелся на 1914-1917 гг. Она создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе, очень «женских», аккуратных работ, воспевающих красоту и силу молодых крестьянок.

Владимир Татлин. Крестьянка. 1911

И Малевич, и Кандинский, и Ларионов, и другие представители авангардной молодежи искали новый язык и новые художественные приемы, чтобы рассказать о «духовном в искусстве», включить в живопись свои поиски философии нового времени. Перерабатывая накопленный опыт поколений – от русской иконы и лубка до фольклорного искусства, они изобретали собственные живописные стили. Татлин, например, всегда оставался в генетической связи с древнерусским искусством, иконописью, фресками: с изучения и копирования образцов древнерусского искусства он и начал свои занятия искусством вообще.

Простое русское лицо, луч света в царстве вельмож и героев античности, заполняющих зал №2. Автор этого шедевра знаменитый портретист Иван Петрович Аргунов, талантливый крепостной двух великих вельмож. Проходят века, вельможи уходят в историю, остаются произведения искусства, трогающие душу, хотя их авторы не принадлежали к элите.

Художник Иван Васильевич Аргунов, которому заказывала парадные портреты Екатерина Великая, родился и умер крепостным. Первым его владельцем был князь Алексей Черкасский: канцлер Российской империи, губернатор Сибири, богатейший по числу душ помещик России. Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) - живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. Вскоре Иван Аргунов достиг уровня мастерства своего учителя в тонкости передачи фактуры дорогих тканей богатых одежд вельмож.

В 1743 году единственная дочь князя Черкасского Варвара Алексеевна, наследница крупнейшего состояния в России, была выдана замуж за графа Петра Борисовича Шереметьева, сына знаменитого петровского генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметьева, героя Полтавской битвы, полководца времен Северной войны, первым возведенным в графское достоинство Российского царства. Можно добавить, что молодой граф П.Б. Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И.И. Скоропадского. В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» - крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. П. Б. Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. В противоположность своему отцу, молодой граф Пётр Шереметев не обнаружил способностей ни к военной, ни к гражданской службе. Зато он прославился своей любовью к искусствам и роскошному образу жизни, а также богатством и лучшим театром и оркестром в России. Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века. Многие знаменитые портреты этой галереи принадлежали кисти крепостного Ивана Аргунова, среди них известный парадный посмертный портрет великого генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметьева и его жены Анны Петровны Нарышкиной, портрет самого Петра Борисовича и другие.

В конце 1760-х годов Аргунов был назначен управителем Миллионного дома Шереметевых в Петербурге. Годы проходят, Иван Аргунов становится мэтром, все больше сил уходит на управление усадьбами графа Шереметьева, все меньше времени остается на живопись.С конца 1780-х годов Аргунов практически совсем отошел от художественной деятельности.

И вдруг лебединая песня художника! В 1784 году Иван Петрович Аргунов пишет последний и самый знаменитый из своих портретов. Его модель не Императрица, не вельможная дама, а неизвестная крестьянка. По одной из версий на портрете изображена кормилица, жившая в доме Шереметьевых, по другой - крепостная певица и актриса театра Шереметьевых Анна Изумрудова-Буянова. Как следует из сайта Третьяковской галереи (http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/398): « этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят, именно, о крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза - всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа. Портрет отличается чёткостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов, характерными для классицизма , который явственно проявляется в зрелом творчестве Аргунова».

В 1788 году Аргунов был назначен управителем Московского дома Н.П.Шереметьева и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа. После этого назначения у художника, уже не осталось никакой возможности заниматься творчеством.

" Портрет неизвестной в русском костюме" был очень смелым поступком для старого художника, всю жизнь писавшего парадные заказные портреты высшей знати, но в конце не побоявшегося пойти против моды высшего света. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Fêtes galantes ): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств, индустрии моды и развлечений. А также сохраняющаяся до наших дней галломания, т.е. признание за Францией абсолютного приоритета в области искусств, моды, образования и воспитания личности. При всем при этом, Людовик XIV, известный как Король-Солнце, мылся всего два раза в жизни, и то по совету врачей. Галантные французы XVIII века, их короли и прекрасные маркизы отличались большим количеством опасных связей, незаконнорожденных детей и болезней, связанных с антисанитарией. Может поэтому галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства.

А художник Иван Аргунов в силу своего таланта смог открыть новую тему в русской живописи - крестьянскую тему. Точнее, Иван Аргунов всю жизнь, писавший портреты высшей знати, изобразил свой идеал женщины – чистой душой и телом крестьянки.

Есть такое французское выражение «дорогостоящая простота», в противоположность «дешевому шику». Эта тихая дорогостоящая простота освещает лицо Неизвестной в русском костюме на картине Ивана Аргунова.

Портрет напольного гетмана. 1720‑е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вишняков Иван Яковлевич (1699–1761)

Портрет Сары Элеоноры Фермор

В этом прелестном детском портрете дочери начальника Канцелярии от строений Фермора маленькая девочка, затянутая в корсет декольтированного платья с фижмами, выглядит как взрослая барышня. Нежная и хрупкая, она напоминает фарфоровую статуэтку. Все движения души отражаются в лице девочки – в нем чувствуется милая застенчивость ребенка и большая душевная теплота.

Портрет демонстрирует характерное для живописи Вишнякова сочетание русской средневековой традиции (скованность позы, неумелое написание рук, условность пейзажного задника) с виртуозным, идущим от «нового времени» умением писать полные трепетных чувств лица и превосходно передавать фактуру тканей.

Портрет Сары Элеоноры Фермор. 1749. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Антропов Алексей Петрович (1716–1795)

Портрет Статс-Дамы М. А. Румянцевой

В портрете статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1699–1788), матери будущего полководца П. А. Румянцева-Задунайского, подчеркнута значительность ее социального статуса: полы накидки нарочито раздвинуты, чтобы явить бриллиантовый знак императрицы Елизаветы Петровны. Антропов, по собственному признанию, особенно любил писать лица пожилых людей, в которых он не боялся подчеркнуть признаки прожитой жизни, молодые же лица казались ему невыразительными. Как пишет критик А. Эфрос, Антропов «не смеет, да и не хочет смеяться над этим слоем румян, который обязателен даже на лицах знатных старух, над тяжеловесностью их нарядов и украшений, он даже убежден, что барам так и надо рядиться, но он не испытывает ни холопьего трепета перед знатностью, ни услужливой потребности льстить богатству».

Портрет Статс-Дамы М. А. Румянцевой. 1764. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Аргунов Иван Петрович (1721–1802)

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Эта картина – первое в русском портретном жанре изображение женщины «подлого сословия». Оно предвосхитило литературные образы сентименталистов, открывших в крестьянках способность к высоким чувствам.

В образе неизвестной молодой красавицы много тепла, доброты и внимания художника к модели. Простая крестьянка, вероятно, как и сам художник, крепостная графов Шереметевых, позирует с величавым достоинством. Этот портрет предвосхищает исполненные внутренней красоты и просветленного покоя портреты крепостных крестьян кисти Алексея Венецианова.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784. Государственная Третъяковская галерея, Москва

Рокотов Федор Степанович (1735–1808)

Портрет А. П. Струйской

В образе юной очаровательной помещицы есть что-то хрупкое и незащищенное. Ее трудно вообразить в реальной жизни. Контуры ее лица и волос словно растворены в мерцающем фоне. Из тающего полумрака на нас смотрят большие грустные глаза. Светская улыбка не может скрыть их затаенную печаль. Жемчужная подвеска на платье очертаниями повторяет овал бледного лица, оттеняя ее хрупкую красоту.

Об этом портрете написаны замечательные строки Н. Заболоцкого: «Ты помнишь, как из тьмы былого, / Едва закутана в атлас, / С портрета Рокотова снова / Смотрела Струйская на нас. / Ее глаза – как два тумана, / Полуулыбка, полуплач, / Ее глаза – как два обмана, / Покрытых мглою неудач».

Портрет А. П. Струйской. 1772. Государственная Третъяковская галерея, Москва

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735–1822)

Портрет П. А. Демидова

Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786) – старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, в нарушение традиций большого парадного портрета представлен в домашнем шелковом халате в образе садовника, указывающего на оранжерейные цветы. Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (на столе лежат очень дорогие по тем временам луковицы тюльпанов и раскрытая научная книга). За колоннадой на заднем плане виднеется Московский воспитательный дом, на содержание которого Демидов жертвовал огромные деньги.

Портрет П. А. Демидова. 1773. Государственная Третъяковская галерея, Москва

Щукин Степан Семенович (1762–1828)

Портрет Павла I

Это один из самых необычных парадных портретов русских императоров. Вероятно, его концепция была подсказана и утверждена самим Павлом I. Мы не видим привычных атрибутов репрезентативного портрета – торжественного занавеса или архитектурных декораций заднего плана, императорской короны и скипетра. Одинокая фигура императора в форме полковника Преображенского полка размещена в пустом полутемном пространстве. Треуголка надвинута на лоб, рука с тростью величаво отставлена в сторону, правая нога выдвинута вперед. Павел I демонстрирует важность и величественность, но в его курносом лице читается веселость и открытая доброжелательность – он словно слегка подсмеивается над самим собой. В одиночестве фигуры, в глухом, сгущающемся вокруг нее фоне можно видеть момент исторического предвидения – трагическое одиночество и гибель Павла I.

Портрет Павла I. 1797. Государственная Третъяковская галерея, Москва

Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825)

Екатерина II на прогулке в Царскосельском Парке

Боровиковский писал императрицу за год до ее смерти. Екатерина II изображена без регалий – как обычная помещица в чепце и утреннем капоте, гуляющая по парку с тонконогой белой собачкой. Только обелиск на заднем плане свидетельствует, что перед нами значительная особа. Обелиск – это памятник в честь побед русского флота, установленный посреди Большого пруда в Царском Селе, где любила проводить летние месяцы Екатерина II. Современники писали, что в преклонном возрасте она сохранила прекрасный цвет лица, живые и умные глаза, приятно очерченный рот. Одевалась на прогулки она действительно довольно просто. Есть свидетельство, что художнику позировала одевшаяся в платье императрицы ее любимая прислуга – М. С. Перекусихина.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском Парке. 1794. Государственная Третъяковская галерея, Москва

Портрет М. И. Лопухиной

В этом самом прославленном портрете кисти Боровиковского отчетливо выразился женский идеал эпохи сентиментализма. Художника занимают не черты характера 18-летней Марии Ивановны Лопухиной, а ее соответствие этому идеалу. Мечтательность, томность, меланхоличность во взгляде призваны подчеркнуть утонченность чувств; пейзажный фон напоминает об идеальном «слиянии» с природой, о естественности. Она словно гуляла по парку, оперлась на парапет и замечталась…

Увядший цветок розы символизирует быстро проходящую красоту и молодость. Боровиковский достигает в этом портрете вершин колористического мастерства: нежные, смягченные, словно тающие розово-сиреневые и серебристые тона переливаются, подобно драгоценной жемчужине. Лопухина происходила из древнего графского рода Толстых, ее братом был знаменитый Федор Толстой Американец. В возрасте 22 лет Мария Толстая вышла замуж за пожилого егермейстера двора С. А. Лопухина. Согласно преданию, в браке с ним она «была очень несчастлива» и через два года умерла от чахотки.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

1784. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта картина – первое в русском портретном жанре изображение женщины «подлого сословия». Оно предвосхитило литературные образы сентименталистов, открывших в крестьянках способность к высоким чувствам.

В образе неизвестной молодой красавицы много тепла, доброты и внимания художника к модели. Простая крестьянка, вероятно, как и сам художник, крепостная графов Шереметевых, позирует с величавым достоинством. Этот портрет предвосхищает исполненные внутренней красоты и просветленного покоя портреты крепостных крестьян кисти Алексея Венецианова.

Из книги 100 великих военных тайн автора Курушин Михаил Юрьевич

Из книги Большая книга афоризмов автора

1. На русском языке Аллен. Суждения // Иностранная литература. - М., 1988. - № 11.Амиель А. Из дневника. - СПб., 1901.Афоризмы: По иностранным источникам. - М., 1985.Бабичев Н., Боровский Я. Словарь латинских крылатых слов. - М., 1988.Бабкин А. М., Шендецов В. В. Словарь иноязычных

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

1. На русском языке Петр Абеляр. История моих бедствий. - М., 1994.Афоризмы: По иностранным источникам. - М., 1985.Бальзак О. Физиология брака. - М., 1995.Богословский Н. Заметки на полях шляпы и кое-что еще. - М., 1997.Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. - М., 1998.Вагнер Р. Письма.

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

1. На русском языке Афоризмы: По иностранным источникам. - М., 1985.Афоризмы о религии и вере. - Минск, 2000.Бердяев Н. А. Афоризмы. - Б.м., 1985.Бирс А. «Словарь Сатаны» и рассказы. - М., 1966.Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. (Мысль в слове.) - М., 1998.Буддизм: Четыре благородные

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какую роль играли в старинном русском костюме понёва и кика? Понёва (вид юбки) и кика (вид головного убора) составляли отличительную черту костюма замужней русской женщины. Без них она ни при каких обстоятельствах не могла появляться на людях. Понёву первый раз надевали

Из книги Италия. Сардиния автора Кунявский Л. М.

Из книги Италия. Умбрия автора Кунявский Л. М.

Газеты и журналы на русском языке Некоторые российские журналы и газеты («Коммерсант», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты») продаются в газетных киосках международных аэропортов и ж/д вокзалов крупных

Из книги Химическая проверка и чистка марок автора Навотный Ладислав

ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ Брошюра чешского филателиста Ладислава Новотного является полезным справочным пособием о том, какими физическими и химическими способами привести в хорошее состояние загрязненную, испачканную при пересылке или небрежном

Из книги Энциклопедия татуировок автора Филатова С. В.

Надписи на русском языке «Главное в зоне - вор в законе»«Прощай и люби меня!»«Девственность - роскошь»«Не забуду мать родную»«Они устали ходить под конвоем»«Пусть ненавидят, лишь бы боялись»«Мама, спи и жди меня»«Если ты не знаешь горя - полюби меня!»«Умерщвление - не

Из книги 100 великих военных тайн [с иллюстрациями] автора Курушин Михаил Юрьевич

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

The Man in the White Suit Человек в белом костюме 1951 - Великобритания (85 мин)· Произв. Ealing (Майкл Бэлкон)· Реж. АЛЕКСАНДР МАККЕНДРИК· Сцен. Джон Дайтон, Александр Маккендрик, Роджер Макдугалл по пьесе Роджера Макдугалла· Опер. Даглас Слоукэм· Муз. Бенджамин Фрэнкел· В ролях Алек

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Порядок слов в русском языке Написал про базовое и сразу же наперекор себе подумал, а что, если вот так, начиная еще с предисловия или введения, потихоньку вкраплять понемногу и законы правильной расстановки слов? Если у нас блип-учебник, то почему материал должен быть по

Из книги Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа автора Кашин Сергей Павлович

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

1. На русском языке Аллен. Суждения // Иностранная литература. – М., 1988. – № 11.Амиель А. Из дневника. – СПб., 1901.Афоризмы: По иностранным источникам. – М., 1985.Бабичев Н., Боровский Я. Словарь латинских крылатых слов. – М., 1988.Бабкин А. М., Шендецов В. В. Словарь иноязычных



Похожие статьи
 
Категории