Основные виды композиций в искусстве. Что такое композиция

10.04.2019

Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.

Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.

Композиция в переводе с латинского означает "составлять, сочинять". Компоновка - составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово "композиция " означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий "композиция " и "компоновка " носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин "композиция " употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании "композиция " - это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке - это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Для общего представления о композиции в изобразительном искусстве необходимо знать следующее. Композиции бывают станковые, декоративные, монументально-декоративные, монументально-скульптурные, театрально-декорационные, объемно-пространственные . Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально-декоративным - мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и др. К театрально-декоративным - эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно-пространственным - архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства - дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др.

Композиция как отдельный специальный предмет не входит в число учебных дисциплин программы курса по рисунку в архитектурных вузах; тем не менее имеет важное значение для представления о композиции вообще, а также для будущей творческой деятельности, требующей решения сложных разнообразных композиционных задач. Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы.

Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.

При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония.

Композиция - это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое . Умение точно и выразительно размещать изображение в пределах формата листа является непременным условием в учебном рисунке. Умение составлять композиции - это тоже искусство. Поэтому для овладения искусством компоновки потребуется развитие композиционного видения, чутья.

Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, т.е. сама природа позаботилась, положила в основу нашего зрения великолепные качества, позволяющие определять прекрасные пропорции. Выразительные композиции - это наличие гармоничности , т.е. такого качества художественных произведений, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз. Гармония обязывает рисующего компоновать изображенные предметы и их части так, чтобы ни одна часть не казалась чужеродной или несоразмерной. Вот что писал о гармонии выдающийся теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти: "Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей (числа, ограничения и размещения) нечто, чем чудесно озаряет весь лик красоты. Ведь назначение и цель гармонии - упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту... И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого нельзя никак достичь без гармонии, ибо без нее распадается внешнее согласие частей". Из слов Альберти понятно, что основа прекрасного - это гармония . Благодаря чутью художниками и архитекторами создаются гармоничные художественные произведения, предметы и вещи.

В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом. К примеру, рассматривать с балкона многочисленные частные строения внизу, сравнивая с ними заинтересовавший вас объект. В данном случае главный объект вашего интереса находится в центре вашего внимания, а окружение служит для определения объекта и его места в этом окружении. Посредством такого зрительного восприятия окружающей среды можно развивать композиционное видение. Подобные упражнения можно проделывать дома, на улице, в транспорте, на работе, словом - везде. Наиболее полезное упражнение для развития композиционного видения: представив какой-либо предмет по памяти или воображению, впишите его в воображаемую рамку (формат листа) или, наоборот, в воображаемую рамку поместите рисунок предмета.

По мере усвоения этих приемов, можно попытаться усложнить задачу по принципу "от простого к сложному", включив в компоновку два и более предметов. Таким образом закладываются и воспитываются основы понимания композиции, необходимые для выполнения более сложных композиционных задач в будущем. Хорошо технически выполненные рисунки с плохой компоновкой заметно теряют свои достоинства, тем самым снижается общее впечатление от работы в целом. Хорошая композиция придает художественному произведению цельность, выразительность и гармонию, что является главным признаком любого художественного произведения. Хорошим советом для студентов может служить выражение Леона Баттиста Альберти: "Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать с картины.

Базовые принципы композиции

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа . Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. И действительно, если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего "Охотники на снегу", П. Гогена "Бонжур, мосье Гоген" и В. Сурикова "Боярыня Морозова" (ил. 1-3) что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта и т. п., целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.

Не случайно в качестве примеров предложено рассмотреть такие разные по живописной манере произведения. Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции.

Правила, приемы и средства композиции

У композиции есть свои законы , складывающиеся в процесс художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сюжетную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения, то есть о закономерностях построения композиции.

Мы рассмотрим в основном те из них, которые касаются процесса создания реалистического произведения. Реалистическое искусство не просто отражает действительность, а олицетворяет восторг художника перед удивительной красотой обычных вещей - эстетическое открытие мира.

Конечно, никакими правилами нельзя заменить отсутствие художественных способностей к творческой одаренности. Талантливые ХУДОЖНИКИ могут интуитивно находить правильные композиционные решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и много трудиться над ее практической реализацией.

Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.

Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции.

Итак, рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции.

Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.

Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в "Трактате о живописи" говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др.

Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.

Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный - на светлом.

Передача ритма, движения

Ритм - универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др.). Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм в жизни и в искусстве - это не одно и то же . В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности .

В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.

Ритм является одной из "волшебных палочек ", с помощью которых можно передать движение на плоскости.

Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине - выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.

Выделение сюжетно-композиционного центра

Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют "смысловым центром" или "зрительным центром" картины.

Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.

Не только в произведениях живописи, но и в графике, скульптуре, декоративном искусстве, архитектуре выделяют композиционный центр. Например, мастера Возрождения предпочитали, чтобы композиционный центр совпадал с центром холста. Размещая главных героев таким образом, художники хотели подчеркнуть их важную роль, значимость для сюжета.

Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения. Этот прием хорошо использовать для передачи движения, динамики событий, быстрого развертывания сюжета, как на картине В. Сурикова "Боярыня Морозова".

Картина Рембрандта "Возвращение блудного сына" - классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Сюжет картины Рембрандта навеян евангельской притчей. На пороге родного дома встретились отец и сын, который вернулся после скитаний по свету.

Живописуя рубище скитальца, Рембрандт показывает пройденный сыном тяжкий путь, словно рассказывая его словами. Можно долго рассматривать эту спину, сочувствуя страданиям заблудшего. Глубина пространства передается последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке.

Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. В этом жесте - вся мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нем наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений.

Передача симметрии и асимметрии

Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.

Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции - статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

Передача равновесия в композиции

В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на Качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то есть найти равновесие в композиции.

В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.

Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.

Практические советы

Художнику для создания эмоциональной и образной композиции необходимо учиться видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.

Увидеть интересный мотив композиции в жизни не так-то просто. Помочь в этом может рамка-видоискатель, которую несложно изготовить самим. Главное, чтобы ее противоположные стороны оставались подвижными, тогда можно будет легко изменять формат, увеличивать или уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Выбор наиболее выразительного сюжета для композиции тоже непростая задача. Один и тот же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то есть создают свою версию содержания. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изображает художник на полотне, а содержание или тема могут быть гораздо шире, то есть по одной теме можно создать произведения с различными сюжетами.

Итак, вы, переполненные жизненными впечатлениями или от прочитанной книги, садитесь рисовать. В вашем сознании начинает складываться образ, и сразу же встает проблема композиции. С чего же начать работу?

Важно, еще до начала изображения, попытаться представить себе, какой будет картина.

Как правило, сначала художник выполняет несколько небольших эскизов, в которых ведет поиск наиболее выразительной композиции. На этом этапе определяется, каким будет формат картины (вытянутым по вертикали, прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали и др.) и ее размер.

Секреты и тайны мастеров

Ф. АНГЕЛЬ

Требуется умение бегло и удачно компоновать. Тот, кто смел в композиции, никогда не будет затруднен сложным построением. Плодотворный ум, если он будет сосредоточен на единой цели, всегда сможет дать тысячи разнообразных выдумок. И если эта легкость сочетается с правдивостью и они идут вместе, как сестры, это придает искусству великолепие, которое говорит знатокам гораздо красноречивее, чем я смогу выразить множеством слов. Это качество требуется художнику для того, чтобы он мог сделать наиболее понятными для любителей и всех прочих, кто видит его картины, истории, которые он изображает.

Д. РЕЙНОЛЬДС

Вы должны помнить, что когда я говорю о целом, я подразумеваю целое не только композиции, но целое в отношении к общему решению колорита, и целое в отношении света и тени, и целое во всем, что только может стать главным предметом художника... Искусство опускать является во всех предметах важнейшей составной частью знания и мудрости.

Э. ДЕЛАКРУА

Первые линии, которыми искусный мастер обозначает свой замысел, уже содержат в себе зерно того, чем будет отличаться это произведение. Рафаэль, Рембрандт, Пуссен - я нарочно называю их, так как именно они отличались силой мысли, - наносят на бумагу несколько линий, и вы чувствуете, что ни одна из них не безразлична. Для понимающего глаза жизнь присутствует во всем, и ничто в развитии темы, по видимости столь еще неясной, не отдалится от задуманного замысла, едва раскрытого и в то же время уже полного. Но есть совершенные таланты, которые не проявляют такой полноты и ясности в минуту этого первого проблеска мысли: для них необходимы живописные средства, чтобы затронуть воображение зрителя. Как общее правило, они многое заимствуют от природы. Модель им необходима, чтобы работать с большей уверенностью. У них другой путь, чтобы достичь совершенства в искусстве.

И действительно, если вы отнимете у Тициана, Мурильо или Ван Дейка изумительное совершенство этого подражания живой природе - отнимете мастерство, заставляющее забывать и искусство, и художника,- то в самом замысле сюжета или в его разработке вы встретите часто лишенный интереса мотив; однако благодаря обаянию колорита и чудесам кисти он таинственным образом поднимается до высот искусства. Необычайная выпуклость, гармония нюансов, воздух и свет - все чудеса иллюзии преображают тему, которая в холодном и оголенном эскизе ничего не говорила нам.

К. Ф. ЮОН

Предметом изучения должны стать как развернутые композиции больших картин, так и отдельные их фрагменты. Типы и виды композиций: одноплановые, двуплановые и многоплановые, научно-перспективные и условно-перспективные и также свободные бесперспективные ее виды дают в каждом случае целый кодекс своеобразных приемов, достигающих своих художественных целей. Элементы декоративные и реалистические, моменты психологические, жесты и мимика, движения и действия, группировки фигур и использование условий светотени составляют основной композиционный материал.

А. А. ДЕЙНЕКА

Одинаковый размер полей и размещение фигуры по центральной оси листа дают гармоническое равновесие рисунку. Но несоразмерно маленькая фигура на большом листе потеряется, а фигура, придвинутая к самому краю листа - едва втиснутая в изобразительное поле или частично выходящая за пределы плоскости,- нарушит равновесие композиции. Таковы элементарные правила размещения изображения в учебном рисунке. Но по соображениям иного порядка вполне допустимо нарисовать маленькую фигуру на фоне грандиозной залы, когда мы хотим показать масштаб изображения. Ту же фигуру, изображаемую на переднем плане, можно частично вынести за край листа, отодвинув архитектурный фон на второй план, например в плакате. Если человека в сильном движении нарисовать в край листа, тем самым подчеркивается динамичность жеста.

Е. А. КИБРИК

Способность к творческой интуиции - проявление одаренности художника. Способность к анализу, то есть логическому рассмотрению своего творчества, необходимо развивать, воспитывать. Идя от содержания к форме и разбирая сделанное интуитивно, художник устанавливает не только взаимоотношения персонажей между собой и средой, формат композиции, но и сам мотив ее и даже средства исполнения. Только сумев проанализировать созданное по интуиции, художник может найти пути и средства к заключительному этапу творчества, ведущему к законченности. Но плодотворен только такой анализ, который способен как бы озарить путь к завершению, вдохновить автора, вызвать тот подъем чувства, который позволяет как бы на одном дыхании привести вещь к концу взволнованно и точно. Схема процесса творчества будет, пожалуй, такая: интуиция - анализ - интуиция. Ибо искусство и начинается, и кончается, да и воспринимается чувством. Объясняется же с помощью анализа.

Компьютерный практикум

Конструирование - разновидность моделирования

ЗАДАЧА 1.13. Создание набора кирпичиков для конструирования

Моделируя паркет и мозаику, вы имели дело с плоскими композициями. А можно ли передать объем, используя для этого не специальную программу, работающую с трехмерной графикой, а простой графический редактор? Ответ очевиден: если это можно сделать на бумаге, то можно и на экране.

Очень распространенной объемной конструкцией является форма кирпичика с отношением сторон 4:2:1. Такую форму имеют строительные блоки, элементы мебельных гарнитуров. Можно попробовать себя в дизайне собственного жилья, не занимаясь передвижением мебели, а двигая кирпичики на экране в трехмерном эскизе комнаты (рисунок 1.16).

Как и любая задача конструирования, эта задача распадается на три:
♦ создание меню готовых форм;
♦ конструирование типа «ч/по будет, если...»;
♦ конструирование типа «как сделать, чтобы...».

Для конструирования из кирпичиков недостаточно нарисовать один из них. В графическом редакторе Paint невозможно свободно вращать фигуры. Поэтому придется составить меню, в котором будут отражены все возможные положения кирпичика. Их всего шесть. На рисунке 1.17 изображено по три положения кирпичика: плашмя, на торце и на ребре.

Если использовать возможности поворотов фрагментов рисунка на 90° и отражения их, то достаточно построить всего три положения.

Защитить его от записи.

ЗАДАЧА 1.14. Конструирование из кирпичиков по общему виду

По общему виду предметов мебели, имеющейся в вашей комнате, построить из кирпичиков их модели (примеры на рисунке 1.18).


ЗАДАЧА 1.15. Моделирование расстановки мебели

Пользуясь созданными моделями мебели, расставить ее в объемном плане комнаты с целью увеличения свободного пространства. При создании комнаты использовать кирпичик, размеры которого пропорциональны 100:50:25 см.

ЗАДАЧА 1.16. Моделирование объемных конструкций из кирпичиков по трем проекциям

Эта и следующая задачи тесно связаны со школьным курсом черчения. Она требует концентрации внимания, пространственного воображения и аккуратности. Предстоит воссоздать вид фигуры по изображениям трех проекций (вида спереди, сверху и слева). 

Создать из кирпичиков объемные конструкции, представленные на рисунке 1.19 (а, б, в) тремя проекциями.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.17. Построение трех проекций по общему виду объекта.

Создать меню проекций кирпичиков. Меню представлено на рисунке 1.20.

Конструировать из элементов созданного меню три вида объемных конструкций (спереди, сверху и слева), изображенных на рисунке 1.18.

1.18. Моделирование из строительного конструктора.

Если экранный кубик или кирпич заменить более сложным набором строительных блоков наподобие того, что изображен на рисунке 1.21, то можно моделировать архитектурное сооружение.

Продумать технологию создания совместимых деталей строительного конструктора. Создать и сохранить меню. Составить объемные композиции с помощью элементов строительного конструктора.

КОМПОЗИЦИЯ - построение. Есть внешняя композиция. Так, повествовательные произведения делятся на главы (в лиро-эпической поэме они могут быть маленькими: “Мцыри” Лермонтова; большие главы романа А.Н. Толстого “Петр Первый” делятся на подглавки), части (“песни” в доромантической и отчасти романтической поэме), тома, “книги”.

Драматические произведения состоят из актов (действий), картин (сцен), явлений. Теоретики эпохи Возрождения пытались сделать нормой пять актов - эту норму закрепили классицисты - и установили, что первому из них соответствует экспозиция, т.е. введение в обстановку изображаемого действия, знакомство с персонажами, второму - развитие интриги, третьему - кульминация (вершина сюжета, самое напряженное место в нем), четвертый подготавливал развязку, происходившую в пятом акте (в переносном смысле “пятый акт” - трагический финал, Печорин пишет в своем журнале: “С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя”). Это уже не внешняя композиция, это компоненты сюжета. Среди них необходимо назвать и завязку - начало конфликта и развития действия (далее идет цепочка эпизодов).

Te же компоненты сюжета усматриваются литературоведами в эпосе - повествовательном роде литературы. Ho и в драме классицистические правила соблюдались не строго. У самих классицистов, например Мольера, были трехактные пьесы. Русские драматурги XIX-XX вв. нередко предпочитали четырехактное строение пьес (“Горе от ума” Грибоедова, “Бесприданница” Островского, “Вишневый сад” Чехова, “На дне” Горького, “Дни Турбиных” Булгакова). Кульминация очень часто совпадает или почти совпадает с развязкой, но бывает и несколько кульминаций, особенно в больших эпических произведениях, а разные сюжетные линии имеют каждая свою развязку. Чехов в позднем творчестве вовсе обходится без развязок, до него не было никакой единой развязки в таком грандиозном произведении, как “Война и мир” Л.Н. Толстого. В драматургии “развязка не всегда совпадает с концовкой. В качестве замыкающего момента вводятся обычно особые речи “под занавес”...” . В литературе кроме них, а также речей персонажей необходимо выделять и зложение, менее “наглядный”, чем повествование, обобщенный рассказ. В исторически ранней прозе изложение нередко перевешивает повествование. К нему еще очень часто прибегают в прозе Стендаль и Пушкин, но вскоре такая манера стала казаться архаичной. В “Войне и мире” Толстого есть и изложение (например, суммарный рассказ о Тарутинском сражении во второй половине главы VI второй части четвертого тома), и рассуждения, однако основа текста романа-эпопеи - “наглядное” повествование. Пушкин широко использовал изложение не только в прозе, но и в стихах, где оно бывает достаточно образным. Первая глава “Евгения Онегина” - это прежде всего изложение обычных повторяющихся, хотя и представленных как бы единичными примерами событий жизни молодого героя в Петербурге. Повествование само по себе весьма вариативно. В сюжете бытие персонажей и события мыслятся непрерывными, но в повествовании, когда текст более или менее объемист, это “дискретные компоненты” , перебиваемые другими событиями с другими персонажами. В воле автора возвращаться к ним чаще или реже, говорить о них подробно или бегло. Это один из признаков различения сюжета и фабулы (см.: Сюжет).

Повторяющийся элемент повествования, описания, лирического излияния, речей персонажей называется мотивом. “Ведущий мотив в одном или во многих произведениях писателя может определяться как лейтмотив” . Повторяются отдельные детали, портретные черты персонажей, пейзажные и прочие описания, какие-то эпизоды. Обрамление сюжета с мотивировкой рассказа (Максима Максимыча, вспоминающего историю Печорина и Бэлы, почтмейстера, решившего, что Чичиков - это капитан Копейкин, шолоховского Андрея Соколова с его необычной и тяжелейшей судьбой) относится к образному миру, семантике текста. Такое обрамление сообщает об одноразовых событиях. Однако обрамление бывает и повествовательным приемом. М. Горький любил украшать начала и финалы своих небольших произведений пейзажем. “Старуху Изергиль” пейзажи обрамляют в целом, обрамлены и включенные в рассказ легенды. Тень и искры, видные в степи, становятся поводом для перехода к обеим легендам. Это элементы общего сюжета. А пейзаж, окружающий повествователя и его старую собеседницу, хоть и изменяющийся, все-таки в художественной реальности один и тот же. Частота обращения к нему - элемент не только сюжета, но и повествования. Нельзя было описывать его бесконечно, автор делает это столько раз, сколько ему нужно для реализации своих художественных целей. Бунин дважды, в зачине и финале “Господина из Сан-Франциско”, говорит про нанятую “влюбленную” пару, танцующую во время рейсов на кораблях. Она нанимается и танцует постоянно, поэтому, воспроизводя, как “на самом деле”, реальность, ее нужно было бы и показывать постоянно. Писателю же достаточно двух раз, чтобы было ясно: имеется в виду не два раза, а очень много.

Еще одним повествовательным приемом является художественное предварение. Таков сон Гринева, который он считает пророческим, о бородатом мужике с топором, желающем благословить его в качестве посажёного отца (по словам матушки) среди окровавленных мертвых тел. Без помощи веселого душегуба Пугачева действительно не состоялось бы счастливое соединение Гринева и Маши. С одной стороны, это элемент сюжета, с другой - способ подготовки читателя к тому, чего он еще не знает и чего не знал сам Гринев, когда видел столь необычный сон, “приоткрытое” будущего, заинтриговывающее читателя. Ведь Гринев -повествователь пока не объяснил, что в этом сне было пророческого: роман еще только на второй главе - “Вожатый”, название “Капитанская дочка” никак не намекает на то, что вожатый окажется Пугачевым и что вообще о нем будет речь. Художественное предварение - это одновременно и недоговаривание, и “недоумолчание”. Оно может подтверждаться только в эмоциональном плане, а в сюжетном быть обманчивым. В “Ледоходе” Горького сообщается о сосновых ветвях, которые торчали в хрупком весеннем льду реки, “обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они поднимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судорогами”. Данное сравнение усиливает напряженность дальнейшего повествования, однако все персонажи перебегают тронувшуюся реку хоть и проваливаясь, но в итоге благополучно.

Ракурс, в котором подаются читателю те или иные элементы образного мира, называют точкой зрения, причем подразумевается не только то, что потенциально можно увидеть (читателю - “зрительно” представить). Разные исследователи выделяют пространственную, временную (или пространственно-временную), прямо- и косвенно-оценочную, фразеологическую, психологическую (в плане субъективности или объективности описания) “точки зрения” . Ими обладают как автор, так и повествователь и по крайней мере некоторые персонажи. Чаще всего читатель произведения “видит мир” вместе с главным, преимущественно положительным, героем, однако возможны разнообразнейшие варианты. До девятой главы “Мертвых душ” действие происходит в тех местах, где находится Чичиков, в девятой и большей части десятой главы Чичикова нет: он, его тайные замыслы лишь становятся предметом обсуждения и догадок дам и чиновников губернского города. Автор как будто знает примерно столько же, сколько те или иные персонажи. В “Солнечном ударе” Бунина, казалось бы, все случившееся дано в восприятии поручика, и автор даже не сообщает его имени (как и имен главных персонажей “Господина из Сан-Франциско” и “Чистого понедельника”), но на самом деле, конечно, автор всеведущ, знает все, что герой делал, думал, чувствовал и говорил, как знал и мысли и ощущения безымянного господина из Сан-Франциско или его дочери. Он выходит за временные рамки сюжета, данного временного кругозора героя (поручика) и навсегда расставшейся с ним после единственной совместной ночи героини: “...оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой”. В “Господине из Сан-Франциско” два абруццких горца остановились у статуи Богоматери в гроте. “Оба обнажили головы - и полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире...” В этой авторской фразе выражены не только оценочная позиция горцев (“смиренно-радостные хвалы” тому-то и такой-то) и отчасти привычная им фразеология (“непорочной заступнице”), но и собственно авторские, не совпадающие с ними оценочная позиция и фразеология: хвалы “наивные”, “в этом злом и прекрасном мире” - слишком изысканный оксюморон (см.: Антитеза) для людей простых, наивных и в данный момент совсем не думающих о зле.

Оценочные “точки зрения” могут иногда совпадать у автора и нескольких, весьма различных и даже вовсе не обязательно близких автору персонажей. Так, у Гоголя недавно живых крестьян весьма положительно, даже с восхищением оценивают продавец Собакевич, покупатель Чичиков, размышляющий над списком своих мертвых душ, и председатель гражданской палаты Иван Григорьевич. На уровне организации повествования их и авторская оценочные точки зрения идентичны, сколь ни различно в целом отношение автора к подобным людям и самому себе.

Оценочная точка зрения чаще всего выражается соответствующей фразеологической, но необязательно. В “Одном дне Ивана Денисовича” А.И. Солженицына повествователь как будто не выходит за пределы кругозора Шухова, лагерь предстает таким, каким его воспринимает он: и в пространстве, и во времени (пока герой работает, время идет очень быстро, вообще “сколь раз Шухов замечал: дни в лагере катятся - не оглянешься. А срок сам - ничуть не идет, не убавляется его вовсе”), и в оценочном плане (отношение к начальству, тем или иным лагерникам), и во фразеологическом (речь в рассказе примерно такова, какой должна быть речь этого бывшего крестьянина, бывшего солдата и зэка с уже немалым опытом). Ho Шухов не повествователь. В тексте звучит и интеллигентская речь Цезаря Марковича, и жилистого старика, спорящего с ним об Эйзенштейне, и командирская речь кавторанга Буйновского, и украинский акцент, и особенности речи зэков из Прибалтики. Все это воспроизвести Шухов не мог бы. Он соображает, что в санчасти “фельдшер” Коля Вдовушкин занимался “левой” работой - “писал ровными-ровными строчками и каждую строчку, отступя от краю, аккуратно одну под одной начинал с большой буквы”. Фразеология шуховская, но “левая” работа бывшего студента литературного факультета - сочинение стихов - остается, как прямо говорит автор, “для Шухова непостижимой”. Когда же кавторанг заявляет, что по декрету советской власти “солнце выше всего в час стоит”, необразованный Иван Денисович изумляется (внешне это оформлено как авторская, а не внутренняя речь персонажа): “Неуж и солнце ихним декретам подчиняется?” Здесь мысль героя подается с легкой иронией, и это, конечно, авторская оценочная точка зрения.

В драматургии такая игра точками зрения невозможна, все поступки и слова воспринимаются читателем (зрителем) объективированно, со стороны. Ho к композиции в смысле организации драматического действия относится, как и в эпическом повествовании, быстрая смена мест, в которых разворачиваются события (в эпосе это смена вообще мгновенная, а в театре нужны смены декораций или некий условный знак), временные “пропуски” между действиями (в “Днях Турбиных” три первых акта охватывают короткое время, четвертый открывается ремаркой “Через два месяца”), иногда уплотнение времени, когда продолжительность сценического действия условно выдается за время несколько более длительное (в той же булгаковской пьесе за ужином во второй картине первого акта весьма быстро напились не только непьющий Лариосик, который даже поспать успел, но и многоопытный Мышлаевский; в “Клопе”

В.В. Маяковского после восклицания парня: “Зоя Березкина застрелилась!” - и еще всего нескольких реплик прибегают уборщик с врачом).

Смена точек зрения, иногда резкая, возможна в лирике, наделенной чертами повествовательности. Особенно показательный пример - “Ночь” Б.Л. Пастернака.

Искусство, ступающее по тонкой грани гармонии, должно быть в рамках чего-то строгого, четко очерченного, незыблемого, что не позволит ему сделать этот легкий шаг от загадочного, прекрасного к некрасивому и косному. Этой сдерживающей единицей является композиция, ее типы, законы, приемы. Именно она делает все произведения искусства такими гармоничными и законченными. В статье мы разберем это понятие, виды композиции, воплощение их в различных областях этой прекрасной сферы.

Что такое композиция?

В самом общем значении слова композиция - это главный организующий элемент абсолютно любой художественной формы. Именно его задача - придать творению цельность и единство, показать мысль художника понятной и законченной, соподчинить все компоненты произведения, сложить их в систему.

Формальная . Второе название - не изобразительная, т.к. она строится из пятен и линий. Данные художественные образы не могут существовать в реальности, не имеют практической и рациональной значимости. Здесь важен не сюжет, смысл, а именно пластические формы, принципы и законы их построения. Эмоции у зрителя здесь вызывает именно художественная форма, цвета, пластика. Абстрактные образы такой композиции возникают из символов, геометрических фигур, упрощенных образов реальных предметов.

Композиция в литературе

Существует две градации видов композиции в литературе. Рассмотрим их подробнее.

Первая классификация следующая:

  • Архитектоника, внешняя композиция . Это то, что выделяется графически: разделение произведения на главы, параграфы и абзацы, наличие пролога и эпилога, различные сноски и комментарии, эпиграфы, отступления автора и проч.
  • Повествование, внутренняя композиция . Здесь уже заостряется внимание на содержании творения: образы и их система, сюжет, строение речевых ситуаций, выделение сильных компонентов текста - лейтмотива, кульминации, развязки, финала.

Следующая градация видов литературных композиций выглядит так:

  • Тематическая . В центре оказываются взаимоотношения главных героев. Дополнительно разделяется на последовательную (плавный переход от одной мысли к другой), основанную на развитии и трансформации образа литературного героя и держащуюся на сопоставлении образов литературных героев.
  • Зеркальная . При прочтении у читателя возникает ощущение, что некоторые образы, эпизоды симметричны.
  • Кольцевая (обрамленная). Произведение начинается и заканчивается одной и той же сценой.
  • Обратная . События в книге развиваются от финальной сцены к ее истокам, причинам.

Виды цветочных композиций

В заключение рассмотрим такой вид искусства, как флористика.

Виды композиций цветов здесь бывают самыми разнообразными:

  • Разновидности аранжировок из срезанных цветов: букеты, композиции в настенных, напольных, настольных, подвесных, высоких, плоских и низких вазах, в специальных подставках, макраме, корзинках, корягах, коре дерева.
  • Букет как композиция разделяется на праздничный и повседневный.
  • Формы букетных композиций: круглые, линейные, односторонние, свободно собранные, массивные, различных размеров (5-50 см).

Композиция - это важная организационная форма в искусстве. Именно она делает любое произведение завершенным, имеющим смысл, достойным эмоций зрителя, читателя. Каждый ее вид, как мы убедились, что в изобразительном искусстве, что в литературе, что во флористике имеет свои уникальные особенности, законы построения произведения художником.

лат. composito – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОМПОЗИЦИЯ

от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Понятие «композиция» близко по значению понятию «структура художественного произведения», но под структурой произведения подразумеваются все его элементы в их взаимосвязи, в т. ч. и относящиеся к содержанию (сюжетные роли персонажей, соотнесенность героев между собой, авторская позиция, система мотивов, изображение движения времени и т. д.). Можно говорить об идейной или мотивной структуре произведения, но не об идейной или мотивной композиции. В лирических произведениях к композиции относятся последовательность строк и строф, принцип рифмовки (композиция рифмы, строфика), звуковые повторы и повторения выражений, строк или строф, контрасты (антитезы) между разными стихами или строфами. В драматургии композиция произведения состоит из последовательности сцен и актов, содержащихся в них реплик и монологов действующих лиц и авторских пояснений (ремарок). В повествовательных жанрах композиция – это изображение событий (сюжет) и внесюжетные элементы: описания обстановки действия (пейзаж – описания природы, интерьер – описание убранства помещения); описания внешности героев (портрет), их внутреннего мира (внутренние монологи, несобственно-прямая речь, обобщенное воспроизведение мыслей и т. д.), отступления от сюжетного повествования, в которых выражены мысли и чувства автора по поводу происходящего (так называемые авторские отступления).

Сюжет, свойственный драматическим и повествовательным жанрам, также обладает собственной композицией. Элементы композиции сюжета: экспозиция (изображение обстановки, в которой зарождается конфликт, представление персонажей); завязка (зарождение конфликта, исходная точка сюжета), развитие действия, кульминация (момент наивысшего обострения конфликта, сюжетный пик) и развязка (исчерпание конфликта, «окончание» сюжета). В некоторых произведениях также есть эпилог (рассказ о последующих судьбах героев). Отдельные элементы композиции сюжета могут повторяться. Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» три кульминационных эпизода (взятие Белогорской крепости, Гринев в ставке Пугачева в Бердской слободе, встреча Маши Мироновой с Екатериной II), а в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» три развязки (ложная развязка – помолвка Хлестакова с дочерью Городничего, вторая развязка – приход почтмейстера с известием о том, кто такой Хлестаков на самом деле, третья развязка – приход жандарма с известием о приезде истинного ревизора).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Лекция 1

Понятие композиции. Визуальное восприятие изображения на плоскости. Средства графического изображения. Средства выражения художественного образа.

Эстетические требования к проектированию можно сформулировать как систему эстетических норм, обеспечивающих создание изделий, выразительных в художественном отношении и оказывающих положительное воздействие на человека. Требования разнообразны (технические, эргономические, социально – экономические, эстетические). Они включают обеспечение рациональной конструкции и формы, максимальной функциональности, образной выразительности объекта, удобства эксплуатации. В процессе проектирования дизайнер реализует эти требования, с помощью средств композиции добиваясь соответствия формы закономерностям композиции, подчиненность всех элементов изделия общему композиционному решению.

Композиция научная дисциплина, которая рассматривает закономерности формообразования, а также специфические приемы и средства, применяемые в процессе работы над художественным образом.

Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием внутреннего пространства.

Композиция (от латинского – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу в целом.

Композиция - «сочинение» - система построения художественного произведения. Приемы и средства композиции известны давно и широко применяются в художественной практике, они изучаются в основном по материалам архитектуры, промышленного проектирования, декоративно прикладного искусства. В процессе работы над композицией художник оперирует движениями образов – элементов. Композиционное равновесие связано с установлением определенных пространственных интервалов между измеряемыми элементами формы, например точками.

Для успешного решения проектных задач специалисту необходимо освоить все основные закономерности композиции и уметь пользоваться ее средствами. Композиция как объект изучения может выступать в трех состояниях:

    как независимо существующая реальность;

    визуально выявленная и зафиксированная воображением гармония;

    как результат сознательной эстетически направленной деятельности. Отсюда и ее определения:

    композиция есть объективное свойство ограниченного множества элементов, организованного на основе общих признаков, отличающих его от других множеств;

    композиция есть субъективное отражение в сознании наблюдателя множества элементов, организованного на основе реальных или воображаемых общих признаков;

композиция как действие есть приведение к гармоническому единству элементов ограниченного множества.

Таким образом, формальные требования к композиции исходят из объективной реальности природного мира и обусловлены психофизическим устройством человека, его органов восприятия, мозга и тем, как отражается в человеческом сознании объективная реальность. Диалектическое развитие, присущее материи, находит свое отражение в продуктах духовной деятельности человека, в частности, в искусстве. Законы диалектики непосредственно проявляются в композиционном построении произведений искусства. Само понятие «композиция» означая связь, сопоставление, уже подразумевает наличие противоположных начал.

Знаменателем вышеприведенных формулировок является их эстетическая направленность, т.е. оценка композиции в любом аспекте осуществляется с точки зрения ее эмоционально-художественного воздействия на зрителя. (Ткачев)

Формирование композиции - процесс, предусматривающий логическую последовательность мышления и очередность ввода композиционных средств. Акцент на достижение художественной гармонии и эмоциональной напряженности выносит на первые позиции обобщенную идею, представляющую генетическое ядро, композиционный код, в котором зашифрованы ассоциативные связи с функциональным и образным аналогом, иерархия средств.

Современные концепции прогрессивных дизайнерских школ утверждают, что на разных этапах обучения учащийся развивает свой профессиональный опыт с помощью разных по своей выразительности графических средств и приемов, которые далеко не всегда применяются на практике, поэтому просто вооружить студента лишь графическими навыками практического проектирования недостаточно. Нельзя забывать и о том, что любое изображение в проектной графике служит не только для сообщения графической информации, но является объектом эстетического восприятия.

Возможно, художественная интуиция удачливого дизайнера и есть основа его монопольного имиджа, однако составляющие секрета профессии достаточно просты, и они давно открыты. Их общее название - композиционное мышление. Как обязательный признак мировоззрения творческой личности, композиционное мышление основано на воспитанном (или даже врожденном) внимании к гармоничным связям вещей и явлений (чувство формы и цвета, тонкий музыкальный слух, вкус), практическая реализация которого заключается в освоении многочисленных составляющих мастерства, «извлекающего» гармонию и делающего ее достоянием людей.

Рецептурное изложение основ творческого процесса, касающегося сферы композиционного мышления, предполагает необходимость изначального выявления наблюдаемых свойств объектов и пространства, изучение тех видов и форм их взаимодействия, которые вызывают впечатление единства или дисгармонии. Обратите внимание на то, что композиционное мышление оперирует не объективным состоянием среды и предметов, а их отображением в нашем сознании, сформированным на основе наблюдения. Когда же дело доходит до практического воплощения результатов композиционного мышления, то объективные итоги работы отображают закономерность преобладания визуального начала в формах регулирования созданного человеком мира. (Ткачев)

Объектом и результатом композиционного мышления в дизайне являются: композиция, элементы, ее составляющие, и организационные формы их сочетаний .

Композиционное мышление, использование законов визуального восприятия помогает:

    овладеть принципами создания композиции, основанными на психологии и физиологии визуального восприятия;

    осознанно выбирать художественно-выразительные средства, заранее предполагая реакцию зрителя, возможность корректировать композицию;

Любое изображение не является точной копией объекта, заимствованного из окружающей действительности. Изображение конструируется с помощью средств изображения - точки, линии, тона и цвета. Изучение уровней художественного языка и средств передачи формы:

Знаковый, восприятие линии, как единицы художественного языка на эмоциональном, подсознательном уровне;

Символический, закрепленное в традициях значение и смысл линий, форм, фигур, основано на сознательном использовании при условии специального знания символики;

Образный, привлечение художественных образов восприятия человека, активизации воображения в процессе визуального восприятия.

При изучении знакового уровня художественного языка формы рассматриваются эмоциональные качества точки, линий, пятна определяющих строение формы. Эмоциональное воздействие тех или иных изображений на человека связно с работой глаза человека. Например, горизонтальная линия воспринимается глазом с минимальным напряжением и потому вызывает ощущение удовлетворения, вертикальная воспринимается с большим напряжением, неправильные и ломаные линии вызывают наибольшее напряжение и болезненные ощущения глаза. При восприятии правильных кривых линий глаз подготавливается к предстоящему изменению, воспринимает более спокойно.

Художественно-композиционные достоинства проектной графики влияют на эффективность восприятия передаваемой информации, на содержательность эмоционального отношения к изображаемому объекту. Из этого следу ет, что в дизайнерской школе необходимо обучать не только черчению и рисунку, но целенаправленно прививать учащемуся культуру рисования и черчения. (Кудряшов) Изучение композиции на начальном этапе заключается в изучении средств, особенностей и закономерностей композиции: теоретические параметры построения композиционных модулей различных культурно – исторических эпох.

Средства изображения Изображение конструируется с помощью средств изображения - точки, линии, тона и цвета.

Понятие средств изображения в проектной Г неразрывно связано с ее содержанием, основой которого является модель проектируемого объекта. Сама природа этого объекта настолько специфична и качественно своеобразна, что ее свойства активно воздействуют на содержание и изобразительную форму ПГ, выделяют ее по ряду признаков из других видов графического искусства. Чем же специфичен архитектурный объект? Его отличают следующие основные свойства:

    Положение в пространстве

    Размер, масштабность,

    Тектоника, стиль

Свойство графического изображения:

    Стиль изображения

    Лаконизм

    условность

ТОЧКА играет заметную роль в промграфике. станковой, книжной, иллюстративной графике и пр. Точка чаще всего является бесконечно малой единицей - частью линии, ряд точек, смыкаясь, воспринимается как линейное образование, составляет фрагмент точечного, линейного рисунка. Соразмерными с точкой изобразительными элементами являются буквы и цифры, реже очень малые по своей величине детали изображения. Именно по этим причинам в палитре средств ПГ чаще фигурируют три важнейшие разновидности - линия, тон и цвет.

Точка . Понятие точки – исходное понятие в арифметике и геометрии. В теоретическом смысле точка не имеет измерения, она безмерна и указывает лишь место объекта. В формальном понятии – точка геометрическая форма, имеющая нулевые размеры(абсурд) – точка отсчета, место положение, в механике точка наделяется массой, в кинематике точка трактуется как шар имеющий, визуальную «протяженность»,(наша земля, вращаясь вокруг солнца – «научная абстракция точки»).

Рассмотрим точку в пределах композиционного пространства. Мы невольно награждаем ее известными материальными характеристиками: формой (шарик), конечностью (протяженность), граничностью (ощущается барьер между телом точки и непосредственно прилегающим к нему пустым пространством).

Точка результат первого столкновения художественного орудия с материальной плоскостью, с бумагой. Материализуясь невидимая геометрическая точка должна приобрести величину, занимающую определенную часть основной плоскости (на уровне ощущений). Она приобретает границы, контуры, чтобы отделить себя от окружающего:

Соотношение точки и основной плоскости по величине и соотношение ее величины с другими формами на этой плоскости.

Необходимо уметь не просто поставить точку, а сделать это на таком уровне, чтобы она обладала необходимым качеством. Под качеством подразумевается отношение размера точки к ее положению на плоскости, контраст между точкой и плоскостью (фоном). Задача сводится к тому чтобы разрушить пассивную целостность пространства плоскости, выявить активное начало, нанеся на белую плоскость черный предмет – точку. Точка может подвергаться формальным графическим превращениям – изменятся по размеру, плотности, насыщенности.

точка. Это тоже форма, без которой в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит

от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов.

Линия. Пятно

Линиям также свойственно выражение образа. Одна линия - это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ, но могут довести его и до абсурда. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы.

В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая весомость.

Линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к образам круга, эллипса и других подобных форм, угловатые ломаные линии напоминают треугольник. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна.

Разберем четыре варианта простейших форм пятна. На самом деле их существует гораздо больше, но все они могут быть отнесены к этим четырем основным.

Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать

утверждающие образы. При определенных условиях - тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более «полет».

Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз - сверхнеустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.

Круг. В этой форме более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными.

Форма «амебы». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм - вот их диапазон.

Прежде чем создавать плоскостные композиции, необходимо познакомиться с закономерностями их восприятия . Так, например, если поставлена задача выбрать плоскость в наиболее гармоничных пропорциях, то в большинстве случаев эта плоскость будет соответствовать пропорциям «золотого сечения» или близким к ним. Это скорее всего связано с тем, что в основе построения человека, природы, Земли, космоса лежат те же пропорции.

Если необходимо точкой обозначить центр плоскости, то она окажется

несколько выше геометрической середины. Все это объясняется объективным ощущением плоскости. Восприятие плоскости у европейцев отличается от ее восприятия японцами и другими представителями восточной культуры, которые при письме располагают строчки вертикально. Мы же прочитываем плоскость слева направо и из верхнего угла в нижний. Поэтому точка, расположенная в верхнем левом углу, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение ее в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя. При решении композиции на плоскости необходимо учитывать и использовать оптические иллюзии восприятия самой плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.

1.Простейшие формы природа всегда «ищет кратчайшие пути и выбирает экономные решения (в результате процесса эволюции, естественного отбора). Этот закон проявляется в строении биологических форм макромира и микромира. Исследование этих форм показало удивительное родство и повторение в них одних и тех же простых форм, которые тех или иных комбинациях повторяются в огромном многообразии сложных форм. Эти простые формы - «кирпичики», из которых строятся сложные формы, немногочисленны. Авторы статьи «Нужна ли жизни форма» Ч. Щемайтис и В. Миронов11 к ним причисляют спираль, шар, многогранник, трубу, дерево и звезду. По нашим наблюдениям они также являются излюбленными формами всех пространственных искусств.

Спираль - одна из форм, распространенных в органичeском мире. Она в высокой степени способна сохранять энергию, хранить информацию. Ее можно сжать, растянуть, - она гибка и компактна. Известно, что форму двойной спирали имеет молекула жизни ДНК. Многие растения и животные имеют в строении тела спиралевидные формы - вьюнок, фасоль, раковина улитки и т.д. Спираль - кривая, представляющая собой самый коротий путь между двумя точками на цилиндрической поверхности (проведите диагональ на прямоугольном листе и сверните его трубкой). Благодаря этой особенности она распространена в биологическом мире шаров, цилиндров, - сосуды, нервы, волокна, оплетающие сферические и цилиндрические поверхности в поисках самого короткого пути неизбежно превращаются в спираль. (Спираль и Sобразную форму мы часто обнаруживаем в композиционных схемах. Хогарт считал извилистую змеевидную линию «линией красоты и грации»).

Шар - самая экономичная форма, у шара самая малая поверхность при самом большом объеме на его оболочку уходит меньше материала, чем

на любую другую. Шар легко приспосабливается к окружающим условиям, так как легко перекатывается, сплющивается, и поэтому широко распространен в органическом мире (икринки, вирусы, простейшие микроорганизмы). Шар, круг, овал - наиболее часто встречавшиеся формы в произведениях искусства, т. к. отражают реальные формы, свойственные природе. Они легко воспринимаются зрительно, так как зрительное поле само имеет форму овала и так как в этих формах наилучшим образом отражается представление о цельности, завершенности, в противоположность, например, формам прямоугольным, которые наоборот, ассоциируются с ограничением, с чемто условным.

Многогранники - пятигранники, шестигранники встречаются в природе в форме сот, в сети кровеносных сосудов. Экономичность этих форм проявляется в их способности заполнять пространство. (Благодаря этому их используют в дизайне в покрытиях поверхностей).

Труба - среди природных форм встречается в качестве транспортного русла - для переброски питательных веществ, крови и других продуктов

жизнедеятельности живого организма, растения. (В искусстве - труба и ее линейное выражение используется как связующее коммуникационное сред ство, и как переход от одной формы к другой).

Дерево - ствол и разветвления его мы наблюдаем в строении кроны и корней дерева, в строении кровеносной системы. (В произведениях искусства, а в особенности, в организации информационных объектов широко распространенная форма).

Звезда - разновидность формы дерева, если на нее смотреть сверху, - лучи, лепестки расходятся от центра, охватывают окружающее пространство, доставляют питание, солнечную энергию центру. Растения и животные организмы звездообразной формы перемещаются благодаря лучам ногам (актиния, морская звезда, осьминог). Форма звезды в искусстве ассоциируется с распространением энергии, силы, идущей от центра, источника энергии. Ноги - лучи в древнем искусстве были символом вечного движения).

Если свести живые органические формы к геометрическим, то получим - шар, конус, цилиндр, многогранники . Интересно, что мысль о том, что в основе жизни лежат простые стереометрические образования, встречается у Платона и у ученых эпохи Возрождения (Лука Пачоли). Они

полагали, что мировым стихиям соответствуют формы: огню - пирамида (тетраэдр); земле - куб, т. е. гексаэдр; воздуху - октаэдр, воде - икосаэдр. Несмотря на то, что никакого научного обоснования эта гипотеза не имеет, она представляет определенный интерес. Она указывает на тенденцию видеть мир конструктивно и цельно, внося логику и разум в стихию.



Похожие статьи
 
Категории