Отношение к хозяйству коробочки цитаты. Характеристика коробочки из поэмы "мертвые души"

31.03.2019

В поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь, по его словам, стремился изобразить «всю Русь», но с «одного боку». И у него это получилось: он очень точно и правильно сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России того времени.

Центральное место в поэме «Мертвые души» занимает Чичиков Павел Иванович, вокруг которого и разворачиваются все действия произведения. Он приезжает в город N, где знакомится со всеми здешними чиновниками, а после отправляется к ним, чтобы купить мертвые души.

Сначала Чичиков отправляется к Манилову, где с легкостью совершает свою авантюру. Купив души, Павел Иванович едет к Собакевичу, но из – за непогоды случайно попадает к Коробочке.

Коробочка Настасья Петровна – вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Это женщина пожилых лет, главная черта ее характера – мелочная бережливость. Несмотря на то, что Коробочка на редкость туго соображает, она довольно деловита, знает, как торговать, и боится продешевить. В своей жизни Настасья Петровна стремится пополнить свое богатство и извлечь из всего пользу.

Подтверждением всего этого является эпизод с мертвыми душами. Она спокойно торгует мертвыми крестьянами, как продает другие предметы хозяйства. Для нее нет разницы, чем торговать, лишь бы извлечь из этого прибыль. В предложении Чичикова продать мертвые души Коробочку пугает только цена, она боится, что он обманет ее, мало заплатит.

Но у Чичикова есть такая черта характера, как многосторонность: он умеет находить свой особый подход к каждому человеку, в котором заинтересован. Павел Иванович очень легко меняет свои манеры поведения, чтобы выгодно использовать расположения людей, но при этом он никогда не забывает о своих целях. Именно эта черта его характера и помогает ему договориться с Коробочкой о продаже мертвых душ.

Совершив сделку, Чичиков уезжает к следующему «продавцу» мертвых душ.

В поэме « » Гоголю удалось мастерски показать нам жизнь российского государства в середине 19 столетия. Это время в истории характеризовалось кризисом крепостного права, ведь шло время избавления от безграничной власти помещиков над бесправными крестьянами. И в это время помещики старались ухватиться за малейшую возможность, чтобы продлить свое безбедное существование за счет простых людей.

Свое произведение Гоголь выстроил в форме путешествия главного героя – Павла Ивановича Чичикова – от одного помещика к другому. Этот прием позволяет нам с головой окунуться и увидеть жизнь простого русского человека в середине 19 столетия со всеми его тяготами и лишениями.

И так, для осуществления своей гениальной аферы Чичиков отправляется в город NN. Там он знакомится с городскими чиновниками и помещиками, и за короткое время обретает славу порядочного и делового человека. После чего каждый помещик желает видеть главного героя у себя в гостях. И Павел Иванович с удовольствием посещает своих новых знакомых, ведь именно у них он планировал скупать мертвые души.

Первым посещает помещика , где совершает довольно удачную сделку. Возвращаясь от Манилова, кучер Чичикова отвлекся, и их кибитка съехала с дороги. Только к вечеру путникам удается доехать до какого-то селения. Это была деревня помещицы Коробочки.

Настасья Петровна была довольно зажиточной помещицей. Как и многие жаловалась на плохой урожай и торговлю, но в тоже время беспрерывно копила копеечку. Единственным занятием Коробочки была торговля мясом, птицей, медом и пенькой. Предложение Чичикова ее очень заинтересовало, ведь сулило дополнительную прибыль. Настасья Петровна была даже готова откапывать тела умерших крестьян, только чтобы получить прибыль. Конечно, предложение Чичикова было для нее не обычным, и она долго не могла понять - зачем ему мертвые крестьянские души.

В разговоре с Коробочкой Павел Иванович ведет себя свободно, он даже позволяет себе поднять на нее голос. Про Настасью Петровну он думает, как про «твердолобую бабу», ведь она совершенно не понимала его. Но для Коробочки важно не продешевит в новом для себя деле. Она даже отказывается совершать сделку, ведь не знает реальной цены мертвым душам. Чичикову все же удается склонить Коробочку на свою сторону. Правда ему пришлось купить еще мед и пеньку. После этого Чичиков покидает деревню Коробочки.

Гоголь отводит Коробочке особое место в произведении. Она становится символом накопительства и застоя. Это подтверждает и тот факт, что часы в ее комнате давно остановились и над ними клубились мухи. Она копила деньги ради денег. Иной цели в жизни у Коробочки не было.

Но все же, Николай Васильевич верил, что придет время и души таких людей возродятся. В подтверждение этих слов он создает образ птицы-тройки, которая становится символом великой России. Гоголь верил, что когда-то наша страна сможет стать другой.

В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись порядка вещей, которые у всех ежедневно перед глазами… она (поэма) поселила во всех отвращение от моих героев и от их ничтожности…»

Третья глава поэмы посвящена визиту к помещице Коробочке. Автор так описывает Коробочку: «Женщина пожилых лет, в каком‑то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки… а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» Фамилия героини метафорически выражает сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, суеверной. Имя и отчество Коробочки – Настасья Петровна – напоминают сказочную медведицу и указывают на «медвежий угол», где она живет. В хозяйстве Коробочки «индейкам и курам не было числа». По фольклорной традиции птицы, упоминаемые в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки, воробьи), символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость. Вещи в доме Коробочки выражают, с одной стороны, ее наивное представление о пышной красоте, а с другой – ее скопидомство и ограниченный круг домашних развлечений (гадание на картах, штопанье, вышивание и стряпня). Всю жизнь она занимается накопительством и скопидомством; даже угощая Чичикова, выставляет на стол только мучные блюда, так как они дешевле. Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым мечтам, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, – товар. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову: «Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников».



Коробочка знает цену «копейке», поэтому так боится продешевить в сделке с Чичиковым. Все доводы последнего разбиваются о ее «дубиноголовость» и жадность. Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены. Коробочка опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы «как‑нибудь не понести убытку», может быть, эти души в хозяйстве пригодятся. Ведь «товар такой странный, совсем небывалый» (она сначала думает, что Чичиков намерен выкопать мертвых из земли). Коробочка собирается подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мед. Цены на эти продукты она знает.

В образе Коробочки заключен тип омертвевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее отрицательной страстью, – торговая деловитость. Каждый человек для нее – это прежде всего потенциальный покупатель. Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображают ее внутренний мир – аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру. Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне «показывали довольство обитателей».

Коробочка решает продать мертвые души из страха и суеверия, когда Чичиков посулил ей черта и чуть ее не проклял. Сомнения (не продешевила ли она?) вынуждают ее отправиться в город, чтобы узнать настоящую цену на столь странный товар. Едет Настасья Петровна в тарантасе, похожем на арбуз. Это еще один аналог ее образа наряду с комодом, шкатулкой и мешочками, полными денег… Нищая духом и разумом, Коробочка не видит ничего, что лежит за пределами ее имения. Художественные детали (вид имения, дома, интерьеры, вещи и т. д.) говорят о хозяине больше, чем его поступки. Образ Коробочки великолепно символизирует общественный уклад, где придавалось существенное значение соблюдению формы, где живую душу ради впечатления благополучия старались умертвить.

В поэме «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь наряду с гениальной галереей портретов помещиков подробно описывает своего главного героя - Павла Ивановича Чичикова. Подобно Хлестакову, он врывается в жизнь мелкопоместных уездных дворян и раскрывает для нас их сущность. Но принадлежит ли он сам к этой портретной галерее? Каков он сам? Опишем его внешние приметы. Он, разумеется, мошенник. Выше всего на свете Чичиков ставит деньги, и будет им поклоняться, служить, составлению капитала посвятит жизнь. Если бы ему досталось приличное наследство, он, может, и не пускался бы в авантюры, но Чичиков беден и хочет единственно доступным ему путем остроумного обмана добыть то, чего был лишен от рождения. Он прекрасно запомнил завет отца «беречь копейку», ибо все могут предать, только «копейка» поможет и спасет... Попробовав себя в разных сферах добывания легких денег, Чичиков придумал великую аферу с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки. Он хочет заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный залог. Чичиков умен, обаятелен, но его ум и обаяние направлены на то, чтобы одурачивать окружающих. Чичиков общается с такими же мошенниками и плутами, но от этого его поступки не становятся благовиднее; он «мошенник из мошенников», и все его способности и усилия направлены не на благие цели, а на личное обогащение. Он довольно циничен, придумав такую аферу с покупкой мертвых душ. Если нужно, он являет образец милейшего и воспитаннейшего человека, но когда это не требуется, являет свои истинные манеры. Например, заключая сделку с Собакевичем, который сразу разгадал его, Чичиков разговаривает на его языке: - Хорошо, давайте же сюда деньги!

На что ж деньги? У меня вот они в руке! Как только напишете расписку, в ту же минуту их возьмите. - Да извольте, как же мне писать расписку? Прежде нужно видеть деньги. Чичиков выпустил из рук бумажки Собакевичу, который, приблизившись к столу и накрывши их пальцами левой руки, другой написал на лоскутке бумаги, что задаток двадцать пять рублей государственными ассигнациями за проданные ревизские души получен сполна». Ни один из помещиков, с которыми общался Чичиков, не возмущен кощунственным предложением Павла Ивановича. Все они лишь хотят получить свою выгоду, не продешевить, а необычность товара не вызывает у них никаких эмоций, переживаний, душевных сомнений. Разве что Манилова это приводит в замешательство. «Хорошо, что нашелся покупатель и на этот товар», - такова их логика, очень циничная и бесчеловечная. Как относится Гоголь к своему герою? Прежде скажу, что лично мне в конце концов захотелось «поболеть» за Чичикова. Он стоит в одном ряду с такими обаятельными проходимцами, как Хлестаков и Остап Бендер. Но у Гоголя был другой взгляд на героя. По мысли писателя, его герой не может стать победителем. Он обязательно оступится, рано или поздно, это должно случиться. Он оправдывает Чичикова в его монологах, рассказывая, как трудно бедному человеку в мире, где ценится только капитал. Он показал, что и Чичиков может испытывать чувство бескорыстной любви и искренне поклоняться женщине. Он наделил его способностью терзаться душой, испытывать чувство стыда - это не может не вызывать сочувствия в читателе. И Гоголь разоблачает своего героя, показывая его мелочность, жадность до денег. И вместе со всем этим Чичиков отличается своей незаурядностью. Так, когда в городе NN узнают, что Чичиков может быть вне закона, рождается масса предположений, кто он на самом деле. Это очень волнует все высокое собрание у губернатора: кто же этот Чичиков? Строятся самые невероятные предположения: то ли это легендарный разбойник капитан Копейкин, то ли сам Наполеон. Но во втором томе «Мертвых душ», по замыслу писателя, Чичикова должно было ждать перерождение. Все лучшее в нем было достойно второй попытки начать жизнь, и Чичиков должен был воспользоваться ею.

Павел Иванович Чичиков попадает к помещице Коробочке в неурочный час, сбившись с дороги, да еще и вывалявшись в грязи при падении с брички. Лошади, управляемые не совсем трезвым кучером Селифаном, буквально врезаются в забор ее дома.

Образ Коробочки весьма интересен. Настасья Петровна Коробочка дает приют запоздалым путешественникам, так как Чичиков представляется дворянином, что производит благоприятное впечатление на вдову-помещицу. Давайте кратко рассмотрим визит Чичикова к Коробочке и краткую характеристику Коробочки.

Характеристика помещицы Коробочки

Крепкое и аккуратное хозяйство Коробочки находится в уединенном месте, вдали от столбовых дорог, поэтому жизнь в имении выглядит застывшей. Существенными деталями, подчеркивающими застывший мир героини и сам образ Коробочки, являются огромное количество мух и шипящие, словно змеи, настенные часы.

Живущая в глуши помещица радушна, гостеприимна и заботлива. Она, несмотря на два часа ночи, предлагает Чичикову еду, растирание спины после падения, да еще и чесание пяток перед сном, как это раньше делалось покойному барину.

Но Чичиков, у которого от желания спать уже слипаются глаза, будто их медом облили, с благодарностью от всего отказывается.

Заботливость Настасьи Петровны Коробочки проявляется в том, что она дает прислуге задание – вычистить и высушить всю грязную одежду гостя. После этого Чичиков буквально проваливается в огромную пышную перину, а утром просыпается от нашествия мух, одна из которых даже умудряется залезть ему в нос.

Чичиков поражает помещицу своим предложением о продаже мертвых крестьянских душ. Настасья Петровна теряется и не понимает всей выгоды сделанного ей предложения, ведь до этого ей приходилось торговать только медом, мукой, пенькой, птичьими перьями, но никак не мертвыми крепостными.

Чичиков в сердцах мысленно называет ее «крепколобой» и «дубинноголовой».

Еще некоторые детали образа помещицы Коробочки

Образ Коробочки также раскрывается в том, что изрядно поторговавшись, вдова коллежского секретаря в конце концов соглашается на сделку и угощает Чичикова всевозможными яствами: грибами, пирогами, блинами. Блины настолько вкусные, что Павел Иванович съедает их по три сразу.

После такого радушного приема Чичиков садится в свою бричку и уезжает с мыслями о том, что Коробочка – это прирожденный предприниматель, всеми силами старающийся любому и каждому выгодно продать свою продукцию и заработать при этом как можно больше денег. Чтобы потом аккуратно раскладывать их по мешочкам и прятать в комод. Вот каков образ Коробочки.

Чичиков посещал и других помещиков города №, в их число вошли такие персонажи "Мертвых душ", как Ноздрев, Собакевич и Манилов . Ознакомьтесь и с их характеристиками, чтобы составить полное впечатление о

Пожилая помещица, проживающая в окрестностях города N, представляет собой колоритного и узнаваемого персонажа. Жизненные цели вдовы, которая управляет собственным имением, – добыть всевозможными способами как можно больше денег. Поэтому старушка без раздумий продает мертвые души. Единственное, что заботит даму – не продешевила ли она.

История создания

Впервые помещица Коробочка появляется в произведении «Мертвые души» в третьей главе. Старушка не занимает центральное место в произведении, при этом автор вложил в получившийся образ большое количество презрения.

Однако, при негативном отношении к персонажу, Гоголь признавал бытовые таланты помещицы:

«Коллежская регистраторша Коробочка, не читавшая и книг никаких, кроме часослова, да и то еще с грехом пополам, не выучась никаким изящным искусствам, кроме разве гадания на картах, умела, однако ж, наполнить рублевиками сундучки и коробочки».

Поздний анализ «Мертвых душ», где Настасья Коробочка предстает во всем великолепии, сподвиг литераторов выстроить разнообразные теории. К примеру, утверждает, что произведение Гоголя соотносится с творением «Одиссея».


В таком варианте старая помещица представляет собой аналог древнегреческого персонажа Цирцеи. Гречанка отравила мужа и установила в собственных владениях жесткий порядок. Такое же поведение свойственно Настасье Коробочке, которая при всей своей внешней глупости показана настоящей умелой хозяйкой. Впрочем, подтверждений подобных умозаключениям Быкова не найдено.

Впервые изданное в 1842 году, произведение до сих пор не теряет актуальности. По мотивам романа-поэмы регулярно снимаются фильмы, ставятся спектакли и создаются оперы.

«Мертвые души»


Настасья Петровна Коробочка – помещица, которая ведет относительно замкнутый образ жизни. Биография пожилой дамы не наполнена яркими событиями. Настасья Петровна рано вышла замуж за коллежского секретаря и после долгих лет стабильного брака овдовела. Женщина ведет хозяйство, расположенное между усадьбами и .

В произведении Гоголя Настасья Петровна появляется в тот момент, когда Чичиков – главный герой романа – сбивается с пути и вынужден искать место для ночлега. Деятельная Настасья Петровна, несмотря на стабильный доход, обеспокоена собственным финансовым состоянием, поэтому старается продать гостям разнообразные продукты.


Внутреннее состояние женщины отражается и на ее внешности. Суетливая помещица не уделяет внимания и времени гардеробу. При первой встрече с Чичиковым героиня не стремится произвести хорошее впечатление. Не тратит время на одежду Коробочка и после:

«Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано».

Основная деятельность Настасьи Петровны – собственное хозяйство. Несмотря на постоянные жалобы, помещица умело руководит крестьянами. У женщины растут разнообразные овощи и фрукты, двор полон домашних птиц. Жизнь крестьян Коробочки подчинена строгому распорядку. Люди либо работают в поле, либо продают в соседние имения собственноручно произведенный товар: мед, муку, мясо, перья.


Заботливая хозяйка следит за малейшими мелочами. На полях помещицы установлены чучела, отпугивающие ворон, а в сараях спрятаны запасные телеги, чтобы сбор урожая не остановился даже в экстренной ситуации.

Дом Коробочки, как и хозяйство, содержится в строгом порядке. Небольшая усадьба охраняется сворой собак, каждая поломка тут же исправляется. Впрочем, мелочная Коробочка следит как за собственной усадьбой, так и за деревней. В отличие от соседей, помещица заботится об избах крестьян.


При столь правильном и продуманном подходе к ведению хозяйства Настасья Петровна не отличается умственными способностями. Пожилая женщина мелочна, эгоистична и зациклена на мыслях о постоянном обмане со стороны знакомых и незнакомых людей. Подобные черты в характере усложняют общение с помещицей:

«...одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов...»

Любимое занятие женщины, помимо подсчета собственного состояния, – гадание на картах. При этом Коробочка верит в Бога и утверждает, что из-за карт встречала черта.


После первого общения с Чичиковым, старуха переживает о том, не слишком ли она продешевила с продажей мертвых душ. Подобная мысль не оставляет помещицу, и та, забросив собственные дела отправляется в город, чтобы выяснить сколько на самом деле стоит товар.

Расспросы старухи приводят к распространению слухов, которые обрастают новыми невероятными подробностями и доводят ситуацию до абсурда.

Экранизации

В 1960 году на кинопленку перенесли театральную постановку «Мертвые души» 1932 года. Режиссером картины выступил Леонид Трауберг. Воплощали идею Гоголя артисты Московского Художественного академического театра им. . Роль Коробочки досталась актрисе .


Спустя 8 лет, в 1968 году, к классическому сюжету обратился режиссер Александр Белинский. Экранизация вышла в эфир в рамках проекта «Театр на экране». Роль колоритной Коробочки исполнила актриса Клавдия Фадеева.

В 1984 году вышел сериал «Мертвые души», созданный по первому тому одноименного творения Гоголя. Сюжет фильма максимально приближен к первоисточнику. Роль помещицы сыграла актриса .


В 2005 году на телеканале «НТВ» состоялась премьера «Дело о «Мертвых душах». Сериал затрагивает и одноименное творение Гоголя, и несколько других произведений автора. Критики не оценили работу режиссера и высказались отрицательно. Роль Коробочки достала актрисе .

  • В фамилию героини в произведении Гоголя заложено скрытое значение. Исследователи творчества писателя утверждают, что персонаж стал своеобразной ловушкой (или коробочкой, из которой не выбраться) для Чичикова.

Иллюстрация к книге Гоголя "Мертвые души"
  • Главный герой купил у помещицы 18 душ за 15 рублей.
  • В отличие от остальных персонажей, пожилая помещица наизусть помнит имена умерших крестьян.
  • Отсутствие развития героини Гоголь отобразил с помощью мух. Несмотря на чистоту дома, вокруг персонажей постоянно летают насекомые, олицетворяющие застой и отсутствие развития.
  • Возможно, Коробочка страдает серьезным психологическим заболеванием. В хозяйстве помещицы ничего не пропадает, даже шипящие часы и древние неизвестные портреты. В психологи такое явление называют патологическое накопительство.

Цитаты

«Мое такое неопытное вдовье дело! Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да примерюсь к ценам».
«Ей-Богу, товар такой странный, совсем небывалый!»
«На прошлой неделе сгорел у меня кузнец, такой искусный кузнец и слесарное мастерство знал».
«А, так вы покупщик! Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево, а вот ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил».


Похожие статьи
 
Категории