Педагогический проект "фольклор как средство повышения интереса дошкольников к русскому народному творчеству". Учебный проект фольклор кладовая мудрости народа

31.01.2019

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проект подготовлен учеником 5 класса «А» МБОУ ООШ № 2 г.Энгельса Бузовчук Кириллом Проект «Детский фольклор и современность" “ ”

2 слайд

Описание слайда:

Мудрость народа передается из поколения в поколение, от взрослых детям. Но мы дети, обладая собственным ощущением, в любые времена, являемся носителями, хранителями и создателями собственной культуры, которая определяется прежде всего наличием своей «картины мира». Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, поддевки, анекдоты знают и передают друг другу дети всей нашей страны. Это общенациональное детское искусство слова – детский фольклор.

3 слайд

Описание слайда:

Объектом моего исследования является, как творчество самих детей, так и непосредственные произведения передающие опыт одного поколения другому, а также жанры наиболее популярные сейчас в детской среде и бывшие популярными во времена детства наших предков.

4 слайд

Описание слайда:

Задачи моего проекта: дать определения понятию фольклор, детский фольклор; провести анкетирование и выяснить, что знают о детском фольклоре и его малых жанрах родители и дети. Выявить наиболее популярные у современных школьников жанры; дать описание и характеристику наиболее популярным жанрам детского фольклора; определить отношение взрослых к современному творчеству своих детей; выявить мнения самих детей о роли детского фольклора в жизни школьника; развивать интерес к детскому фольклору.

5 слайд

Описание слайда:

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

6 слайд

Описание слайда:

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы.

7 слайд

Описание слайда:

Существует также целая наука о фольклоре: фольклористика, которая тесно связана с исторической жизнью народа в разнообразных проявлениях. Конечно, в фольклорных произведениях нет ни точного описания исторических фактов, ни дат, а изображаемые события и персонажи часто даже невозможны в действительности. Историческая ценность фольклора в том, что он является духовной биографией народа, поэтической летописью его многовековой жизни.

8 слайд

Описание слайда:

Основными отличительными чертами фольклора являются: устная форма опора на традиции непосредственный контакт исполнителя и слушателя коллективность

9 слайд

Описание слайда:

Жанры фольклора бывают большие и малые. К большим жанрам относятся – сказки, легенды, былины, притчи исторические песни, народный театр. Малые жанры фольклора - это небольшие по объёму фольклорные произведения Колыбельная песня, пестушка, потешка, пословицы, заклички, считалки, скороговорки, загадки

10 слайд

Описание слайда:

Детский фольклор включает в себя: классический детский фольклор (это «поэзия пестования», т. е. произведения, создававшиеся и исполнявшиеся взрослыми, фольклорные тексты, носители которых дети разного возраста) и дворовый (в том числе и школьный) фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и фразы, вошедшие в детскую традицию.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

АНКЕТА 1. Что такое фольклор? 2.Какие жанры фольклора Вы знаете? 3.Часто ли читаете сказки? Назовите 2-3 сказки. 4. Какие малые жанры фольклора Вам известны? 5. Приведите любой пример колыбельной или считалки. 6.Помните ли Вы колыбельную, которую пела Вам мама? 7.Как вы думаете,нужны ли в современной жизни малые жанры фольклора?(Да или Нет)

13 слайд

Описание слайда:

Результаты анкетирования: 1. Что такое фольклор? -Устное народное творчество, которое передает мудрость народа (14) -Произведение,которые сочинили наши предки (8) -Это музыкальный жанр (2) -Точно не могу ответить (6) 2.Какие жанры фольклора Вы знаете? Сказки,пословицы,поговорки,считалки,заклички,загадки,былины,потешки, колыбельные. (20) 3.Часто ли читаете сказки? Назовите 2-3 сказки. - Часто (17) - Предпочитаю повести и рассказы.(3)

14 слайд

Описание слайда:

4. Какие малые жанры фольклора Вам известны? Загадки, колыбельные, пословицы, поговорки, потешки. (30) 5. Приведите любой пример колыбельной или считалки. Все опрашиваемые справились с заданием анкеты, каждым были при ведены примеры. 6. Помните ли Вы колыбельную, которую пела Вам мама? Да (27) Нет (3) 7. Как вы думаете,нужны ли в современной жизни малые жанры фольклора?(Да или Нет) Да (30)

15 слайд

Описание слайда:

Вывод: 95 % опрошенных знают что такое фольклор, различают малые и большие жанры фольклора. Имеют представления о произведениях детского фольклора и у многих есть любимые творенья устного народного творчества. Необходимо помнить, и знать историю свой родины, историю своих предков. И где, как ни в произведениях народного творчества сполна можно почерпнуть все исторические знания, события. А наша задача продолжать закреплять традиции и передать уже нашим потомкам традиции своего поколения.

16 слайд

Описание слайда:

Колыбельные. Спи, дитя мое, усни! Сладкий сон к себе мани: В няньки я тебе взяла Ветер, солнце и орла. Улетел орел домой; Солнце скрылось под водой; Ветер, после трех ночей, Мчится к матери своей. Ветра спрашивает мать: "Где изволил пропадать? Али звезды воевал? Али волны всё гонял?" "Не гонял я волн морских, Звезд не трогал золотых; Я дитя оберегал, Колыбелочку качал!"

17 слайд

Описание слайда:

Загадки Сам худ, голова с пуд. (молот) Матушкой весной в цветном платьице, мачехой зимой в одном саване. (черёмуха) Чёрные, кривые, от рожденья все немые; станут в ряд, сейчас заговорят

18 слайд

Описание слайда:

Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет.. Чудесный длинный дом, Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином

19 слайд

Описание слайда:

Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребёнка. Это «детский фольклор» предназначен для того, чтобы развлекать и забавлять ребят. Они нередко отражают картинки будничного трудового быта. С орехами, с орехами! Поскакали, поскакали С калачами, с калачами! Вприпрыжку, вприскочку По кочкам, по кочкам - В ямку - бух! Потягунюшки, поростунюшки! Роток – говорунюшки, Руки – хватунюшки, Ноги – ходунюшки.

20 слайд

Описание слайда:

Потешки – песенки и стишки к первым играм ребёнка с пальцами, ручками и ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), Умывая можно сказать: Водичка-водичка, Умой наше личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

21 слайд

Описание слайда:

ЗАКЛИЧКИ И ПРИГОВОРКИ Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге. Дождю. Птицам. Приговорки – словесные обращения к улитке, жучкам и пр. В начале марта дети закликают весну: -Весна красна! На чём пришла? - На сошечке, на бороночке, На овсяном снопочку, На ржаном колосочку. Уж дождь – дождём, Поливай ковшом! Ситом, решатом, Целым ушатом! Радуга – дуга, Не давай дождя, Давай солнышка, Колоколнышка! Когда засуха, а дожди идут мимо или выпадает небольшой дождь, просят у радуги, чтобы она не уносила дождя: Радуга – дуга. Принеси нам дождя.

22 слайд

Описание слайда:

Молчанка – небольшое сихотворное произведение для проведения игры. Один из детей начинает читать текст комического содержания. Обычно во время игры старался рассмешить или задеть участников, чтобы кто-то засмеялся и заговорил. В молчанках очень ваны рифма и ритм. Ну кто не играл в такую молчанку???? Ехали цыгане, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез. Кто слово промолвит, тот ее и съест! Прилетели журавли, и сказали всем: «Замри!» А кто первый отомрет - тот получит шишку в лоб! Не смеяться, не болтать, а солдатиком стоять!

Жанна Стахнюк
Проект «Формирование у детей интереса к фольклору»

ВВЕДЕНИЕ

«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского

возраста, и поэтому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

детской жизнью, который возник, вырос и развился

из исканий высокой радости детской народной массы.

Это детский фольклор ».

Г. С. Виноградов

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

В последнее годы, наряду с поисками современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике , возрождаются лучшие образы педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящих огромные дидактические возможности.

В наше время, когда телеэкраны заполнены иностранными фильмами, дети должны слушать родное русское слово, чтобы с малых лет заполнили русские сказки, потешки, колыбельные, прославляющие отзывчивость, сердечность, бескорыстную помощь тому, кто попал в беду, верность в дружбе и любви. Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность.

Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Обращение к своим корням помогает воспитывать в детях духовность, творческое начало. И их знакомство с народными традициями и обычаями происходит через игры, сказки.

Для педагогического процесса источником духовного наследия является народное творчество - фольклор . Из глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие мир, сохранившие историю племени, передававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды, заговоры, воинские и трудовые песни, пословицы) . Фольклорные богатства : песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это богатства многих и многих прошедших по земле поколений.

Фольклор - словесное искусство народа - народнопоэтическое творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; воздаваемые народом и бытующие в народных массах :

Поэзии - предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос;

Народная музыка - песни, инструментальные наигрыши и пьесы;

Театр - драмы, сатирические пьесы, театр кукол;

Танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное

искусство.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении : от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, музыки.

Мы живем в интересное и сложное время , когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем занимались, как трудились, что передавали своим детям и внукам по наследству.

Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта :

«Формирование у детей интереса к народному фольклору ».

Тип проекта :

Игровой, долгосрочный на 2 учебных года (2012-2014 гг.) .

Участники проекта :

Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Форма представления :

Слайдовая презентация.

ЦЕЛЬ :

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах и поэтапно формировать интерес к детскому фольклору , обогащать словарный запас детей .

ЗАДАЧИ :

Для достижения этой цели были поставлены задачи :

Приблизить детей к культуре наших предков через игровую деятельность, способствовать пониманию красоты т ценности русского фольклора , его самобытность.

Дать конкретные сведения о сезонных предметах, жизни, быте, обрядах, обычаях русского народа;

Воспитать понятие добра и зла, справедливости и жестокости на образах сказок о животных, волшебных сказок, сатирических, бытовых;

Воспитать чувства родного языка на поэзии колыбельных песен, потешек;

-формировать у детей интересов к русскому фольклору , развивать образную речь детей , делать ее богаче;

фольклора

Бережно относиться к своим национальным традициям, песням, обрядам, легендам;

Доставить радость узнавания детского народного фольклора , радость свободного действия и закрепощенности, радость общения детей друг с другом .

ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

Прежде чем знакомить детей с русским народным фольклором , мне пришлось многое узнать, прочесть, изучить заново. На первом этапе мною был накоплен необходимый материал, для дальнейшей работы, и разработан перспективный план на два года, от простого к сложному, выделив первостепенные задачи :

Приблизить детей к культуре наших предков;

Способствовать пониманию красоты и ценности русского фольклора , его самобытность через игровую деятельность;

Научить ребенка пользоваться различными жанрами детского фольклора , чтобы они сопровождали его всю жизнь;

Воспитывать чувство родного языка на поэзии колыбельных песен, пестушек, потешек;

Доставить радость узнавания детского народного фольклора , радость свободного действия и раскрепощенности, радость общения детей друг с другом .

Чтобы успешно справляться со своими задачами, вторим этапом была, проведена работа с семьей : провела анкетирование, родительское собрание, встречи за круглым столом, консультации на фольклорную тему , индивидуальные беседы с родителями других национальностей, развлечения. И после каждой встречи организовывала чаепития с детьми и родителями.

Совместно с родителями оформили в группе уголок русского быта. Интерьер уголка составили подлинные предметы, собрали в отпуске вышивки, наволочки, салфетки т. д. предметы русского быта – использовались, как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским фольклором , а также в различных играх.

Так же фольклор не может обходиться без музыки : он невыразителен, не эмоционален, нет в нем яркости. Поэтому поддерживаю тесный контакт с музыкальным руководителем Л. С. Черепневой. Совместно подбираем музыкальный репертуар : танцы, музыкальные игры, народные песни и хороводы. Музыкальный руководитель лучше чувствует, что ближе детям и доступнее. Вместе вводим детей в мир традиций обычаев русского народы, используя различные жанры детского фольклора . В развлечение «А мы с ложками, да с трещотками» познакомили детей с музыкальными инструментами, которые в старину приносили на праздник и веселили ими народ.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. Подготовительный этап :

Подбор и изучение методической литературы.

Разработка перспективного плана работы по фольклору на 2012-2014 учебные годы.

Проведение родительских собраний, встреч за круглым столом, индивидуальные беседы.

II. Этап обследования детей и родителей :

Задачи :

Выявить уровень знаний детей .

Совместно с родителями собрать предметы русского быта.

Выявить уровень знаний у родителей. Проведение анкетирования.

III. Этап реализация проекта :

Создание фольклорного уголка в группе .

Провести театрализованное представление для детей разных групп «Заюшкина избушка» .

Подбор консультативного материала для родителей и воспитателей.

IV. Заключительный этап :

Подведение итогов и результатов проделанной работы.

Проведение развлечения совместно с детьми и родителями «Праздник русского самовара» .

Проведения открытого мероприятия для учителей «Путешествие по сказкам» .

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Применение малых фольклорных форм в работе со старшими дошкольниками.

Проведения занятий с использованием дидактического материала по детскому фольклору .

Использование дидактического материала и малых фольклорных форм в организации прогулок, бесед, развлечений, играх.

Работа с родителями по ознакомлению с детским народным фольклором .

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

- фольклорный материал давать без принуждения;

Максимальное внимание уделять детям, которым трудно дается фольклорный материал ;

Постоянно поощрять все усилия и эмоции ребенка на потешку, закличку, небылицу;

Поощрять и само стремление ребенка узнать, что-то новое, выучить, рассказать дома;

Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий;

Результаты ребенка сравнивать только с его собственными, а не с результатами других детей .

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :

Развитие творческих способностей детей ;

Обогащение и формирование речи детей ;

- заинтересованность родителей в создании предметно развивающей среды в группе.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

В обучении правильному произношению;

В приобщении детей к русской национальной культуре;

В непосредственно образовательной деятельности;

В беседах;

В наблюдениях

В народных подвижных играх;

В играх на развитие мелкой моторики;

В театрализованной деятельности;

В инсценировках.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ :

Результаты работы показывают, что в ходе знакомства детей с малыми фольклорными формами , через систему разнообразной образовательной деятельности, развлечений, игр, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привели к формированию и развитию образной речи у детей , а также к развитию художественно - коллективных способностей. У детей повысился интерес к русской национальной культуре, у них начал вырабатываться устойчивый интерес к фольклору , дети с удовольствием стали использовать его в своей жизни и деятельности, через заклички, песни, прибаутки, потешки и т. д.

Согласно положительным отзывам от родителей и детей работа , которая проводилась в детском учреждении, проходила на высоком уровне. Такой результат можно увидеть на графике по уровню знаний детей на начало года и конец.

В последующие годы продолжу работу по фольклору . Я считаю, что фольклор даёт положительный заряд детям и зарождает в их душах любовь к народным традициям, любовь к своей Родине.

Народный фольклор оказывает благоприятное воздействие на развитие умственных и творческих способностей, умение обращаться со сверстниками и людьми старшего возраста.

В процессе знакомства детей с детским фольклором обогащаются чувства и речь детей , формируется отношение к окружающему миру, а также происходит всестороннее развитие ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети получают не только удовольствие от использования песен, хороводов, чтения и обыгрывания сказок, потешек, дразнилок, небылиц, но и активно приобщаются к духовной жизни русского народа.

Наши дети, покидая детский сад, твердо знают правила;

Умей говорить языком доброты;

Будь красив делом;

Умей веселиться, но помни : «Дружба и братство - дороже богатства» ;

Люби и цени семью свою; «В семье лад, так не нужен и клад» ;

- цени Отчизну свою : «Дерево крепко корнями, а Отчизна - сыновьями» .

Хочется вспомнить слова Анри Курсаже :

«Фольклор - лекарство человечества. Если бы они принимали, лишь это лекарство…».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перспективный план работы по фольклору (старшая группа) ТАБЛИЦА 1

Сентябрь «Серебряное донце -золотое веретенце» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Октябрь «Самовар, самовар, ложечка…»

Откуда чай пришел. Виды самовара. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Ноябрь «Где тепло-там и добро» .

Предметы русского, оформление русской гостиницы , вышивка, вязание, расписание игрушки (дымка, хохлома) . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Декабрь Фольклорный праздник-зимние посиделки

«Где тепло-там и добро» .

Хозяйка горницы рассказывает детям, что такое посиделки. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Январь Развлечение : «Ой, коляда, коляда» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Февраль Театрализованное представление «Заюшкина избушка» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Март «Здравствуй, веселая масленица» .

Разучивание масленичных песен.

Масленица – кривошейка встретим тебя хорошенько сыром, маслом и блином, и румяным пирогом. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Апрель Викторина по сказкам : «В мире сказок» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Май «У ворот хоровод» . Игра-развлечение. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Перспективный план работы по фольклору (подготовительная группа) ТАБЛИЦА 2

МЕСЯЦ План работы ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО

Сентябрь «Чудо дерево» - выставка вязаных вещей. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Октябрь «Емелина неделя» . Игры, забавы, байки от имени Емели – день уважения русской смекалки, хитроумию, находчивости, поддевки, дразнилки. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Ноябрь «Три лучинки» (с родителями) .

Конкурс «Мамина сказка» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Декабрь Фольклорная игра «Заваленка» . Задача : выявить знание о жанрах детского фольклора . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Январь Вертепные сцены. Добро побеждает зло. Изготовление вертепа. Вертеп – специальный ящик, разделенный на три этажа. Куклы крепятся к стержням, двигаясь по прорезям внутри ящика – домика. Куклы плоскостные. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Февраль Вечерки с родителями. «В старину, бывало, деды…» (делятся педагогическими секретами) . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Март Масленичная неделя.

Понедельник – «Встреча» .

Вторник – «Заигрыш» .

Среда – «Лакомка» .

Четверг – «Широкий четверг» , «Разгуляй четвертак» .

Пятница – «Тещины вечерки» .

Суббота – «Золовкины посиделки» .

Воскресенье – «Прощеный день» , «Целовальник» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Апрель Заучивание поговорок о месяце апреле.

Развлечение :

«Месяц апрель – всему году ключ» .

«Если март с водой, то апрель с травой» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Май Открытое занятие для учителей : «Путешествие по сказкам» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

1. Аникин «Русский фольклор » . Москва,1995.

2. Л. В. Былеева «Русские народные игры» .

3. В. Гнатюк «Колядки и щедровки» .Львов,1990.

4.«Дитячий фольклор » . Киев, 1986.

5. Ю. Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» . Москва, «Просвещение» ,1990.

6. «Зимние песни. Колядки и щедровки» . Минск,1975.

7. М. Забелин «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия» . Москва,1995.

8. Г. Науменко «Чудесный короб» . Москва, Детская литература,1989.

9. И. М. Снегирев «Русские народные праздники и суеверные обряды» .

10. «Игры» , журнал «Народное творчество» ,№9, 1991.

11. И. П. Сахаров «Сказания русского народа» .№8 Б. К. Р.

12. Т. Ю. Камаева. Детские музыкальные праздники. Лайда, 1994.

13. М. Булатов «Тридцать три пирога» игры, считалки, докучные сказки, загадки. Москва,1988.

14. С. И Пушкина «Сценарий народных праздников» . Москва,1998.

15. «Дошкольное воспитание» Журнал,1990, №2 русская народная мудрость; №4 фольклор ; №10 потешки.

16. «Педсовет» .№5,2001;№7.2000.

Данный концерт был проведен 22 марта 2012 года в МБДОУ ДОД ДШИ №4 г. Ангарска в рамках дошкольной филармонии. основная цель концерта - познакомить детей со звучанием народных инструментов, с разновидностями народной песни, показать народный костюм, познакомить с танцевальной народной культурой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОЛЬКЛОРНАЯ ШКАТУЛКА

Дети входят. Рассаживаются в зале. Звучат народные песни и пляски.

Слайд - заставка

Ведущая 1. Здравствуйте, дорогие наши гости! Сегодня мы пригласили вас на необычный концерт. Называется он «Фольклорная шкатулка». Ребята, а вы знаете, что такое фольклор? Ведущая с микрофоном подходит к детям, желающим ответить, выслушивает их мнение. Фольклором называют песни и танцы, которые появились очень давно. В то время еще не было магнитофонов, телевизоров, музыкальных центров, и наши прабабушки и прадедушки очень часто собирались всей деревней или селом, пели и танцевали под звуки народных музыкальных инструментов. Музыка сочинялась не одним человеком - композитором, а всем народом, поэтому такие произведения стали называть народными песнями и танцами, или другим словом - фольклор. Ну а сегодня специально для вас мы откроем шкатулку с музыкальным богатством наших предков - шкатулку с фольклорной музыкой.

Слайд «Открывается шкатулка».

Из шкатулки сей же час

Раздался веселый пляс!

Слайд «Пляска»

Звучит плясовая музыка на балалайке, в зал заходит В.Ф. Чувашов (играет на балалайке), Даша Городниченко в народном костюме. Даша несет в руках поднос с конфетками.

Ой, вы, гости - господа!

Рады видеть вас всегда!

На Руси всегда с почетом всех гостей встречали.

Хлебом, солью, сладким медом тут же угощали.

Разбирайте, детки,

Сладкие конфетки!

Даша проходит по залу, угощает детей конфетками, возвращается к сцене.

Не одна я к вам пришла.

Музыканта привела.

Слайд балалайка

Что за чудо - инструмент?

Дайте, детки, мне ответ?

Дети отвечают.

Балалаечка звучит, и скучать нам не велит.

Обращается с поклоном к Чувашову.

Нам сыграй при всем народе

«Во саду ли, в огороде»!

Даша кладет поднос на столик, поднимается на сцену.

  1. Городниченко Даша. РНП «Во саду ли, в огороде».

Эй, подружки, выходите!

Песню петь мне помогите!

Заиграйте веселей!

Да порадуйте гостей!

Пока все девочки выходят, В.Ф. Чувашов играет плясовой наигрыш.

2. Фольклорный ансамбль «Потешка». РНП «Меня матушка любила».

Все уходят.

Ведущая. Ай да молодцы девчата, повеселили нас. Ну а что же еще приготовила для нас фольклорная шкатулка? Давайте посмотрим.

Слайд «Шкатулка открывается»

Слайд «Домра».

Вот народный инструмент.

Громкий, звонкий, спору нет.

Как он называется?

Кто же догадается?

Дети отвечают.

Молодцы, ребятки!

Справились с загадкой!

Наши бабушки - старушки

Домру очень уважали,

Они пели и плясали.

Давайте встретим дружными аплодисментами нашего юного музыканта Олю Поботаеву. Русская народная песня «Светит месяц»!

Слайд - представление

  1. Оля Поботаева. РНП «Светит месяц» (домра).

Слайд «Шкатулка открывается»

Слайд «Баян»

Ведущая.

Заглянем в шкатулку снова.

Вот народный инструмент.

Как же звать его, скажите,

Дайте правильный ответ.

Дети отвечают.

Что за праздник без баяна?

И не спеть, и не сплясать…

Поздней ночью, утром рано

Он сыграет нам опять.

Вся деревня пляшет рьяно

Коль играют нам баяны.

Слайд - представление

Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку»! для вас играет Жигулев Костя.

3. Жигулев Костя. РНП «Выйду ль я на реченьку» (баян).

Это мы сейчас узнаем.

Слайд «шкатулка открывается»

Слайд «Сказки»

Игра с залом

Наши предки, дорогие ребята, не только складывали песни и танцы, но и сочиняли сказки. А вы знаете народные сказки? Вот это мы сейчас и проверим. Я буду читать народную сказку «Колобок»,

Слайд

и если я скажу неправду, вы топаете ногами и кричите «мы не верим», а если я скажу правду, вы хлопаете в ладоши и кричите «правда, правда». Давайте потренируемся.

Дети тренируются всем залом.

Итак, начинаем!

Слайд

Жили были дед да баба.

Дед старуху попросил:

«Испеки-ка мне покушать, я голодный, нету сил»

Слайд

Баба тесто завела,

Деду чипсов напекла.

Слайд

Как остыл наш колобок,

Почесал румяный бок,

Он с тарелки соскочил,

В лес скорее припустил.

Слайд

Покатился по дорожке,

Повстречал… сороконожку.

Чтобы не измять свой бок,

Взял у нее две пары ног.

Слайд

Может, зайчика он встретил,

Мне скорей ответьте, дети?

Слайд

Съел медведя по пути,

Чтобы не мешал пройти.

Слайд

Закатился в магазин,

Банку сока попросил.

От медведя и от волка

Укатился очень ловко.

Слайд

Кто же съел его, мой друг?

Может, человек - паук?

Слайд

Пообедала им ловко

Рыжая лиса - плутовка.

Молодцы, ребята! Знаете народные сказки!

Слайд - заставка

А знаете - ли вы, что наши предки пели песни не только на праздниках, но и даже во время работы, когда они сеяли зерно, пряли пряжу, ходили на реку за водой. Назывались такие песни трудовые. Сейчас давайте снова поприветствуем Дашу Городниченко, которая исполнит нам русскую народную песню «Дуня по воду ходила».

Слайд - представление

4. Городниченко Даша. РНП «Дуня по воду».

Слайд «Шкатулка открывается».

Слайд «Танец».

Что в шкатулочке осталось?

Это танцы, без сомнения.

Танцевали наши предки

От души и с вдохновеньем.

Наши предки очень любили танцевать. По всей Руси девушки водили хороводы, а мужчины устраивали целые танцевальные соревнования. Самым любимым мужским танцем был трепак.

Это веселый и задорный танец нам сыграет на аккордеоне Горшкова Катя. Давайте поприветствуем ее дружными аплодисментами!

Слайд - представление

5. Горшкова Катя. А. Рубинштейн. Трепак (аккордеон).

И снова для вас звучит народный танец!

Слайд - представление

6. Жигулев Костя, Токарев Дима. Молдавский народный танец (баян, аккордеон).

Слайд - заставка

Дорогие ребята! Сейчас мы снова послушаем один из народных танцев - гопак. Но теперь я предлагаю вам самим попробовать себя в роли музыкантов. Девочки, учащиеся в нашей школе, Лиза и Настя, сыграют нам гопак на рояле, ну а вы будете играть на шумовых музыкальных инструментах. Но любые музыканты всегда внимательно следят за дирижером, и играют только по его указанию. Дирижером буду я. Кто из вас хочет попробовать поиграть на музыкальных инструментах?

Ведущая выбирает из зала желающих детей - 8 человек, выстраивает их на сцене, раздает инструменты.

2 - играют на деревянных ложках;

2 - играют на бубнах;

2 - играют на треугольниках;

2 - играют на маракасах.

7. Яковлева Настя, Солодова Лиза. М. Мусоргский. Гопак (фортепиано).

А сейчас мы с вами посмотрим белорусский народный танец «Лявониха» в исполнении хореографического ансамбля «Радуга». Встречайте дружными аплодисментами!

Слайд - представление

8. Хореографический ансамбль «Радуга». Белорусский народный танец «Лявониха».

Вот и подошел к концу наш концерт! До свидания! До новых встреч!


Фольклор для малышей 2-4 лет

Мини проект «Фольклор для малышей», рассчитан на детей в возрасте 2-4 лет, материал будет интересен воспитателям, родителям.


В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Тип проекта: познавательный,краткосрочный (1 месяц)
Цель проекта: Развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.
Задачи проекта:
1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2. Формирование и обогащение словаря;
3. Развитие художественно-творческих способностей;
4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
1. Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение
2. Подобрать материал и оформить уголок “Русское народное творчество”
3.Оформление участка по мотивам РНС "Колобок"
2 этап – основной
Познакомить детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Познакомить детей с музыкальными инструментами
Познакомить детей с народными играми, танцами
3 этап заключительный

Ожидаемые результаты:
Для детей: Научиться узнавать и рассказывать потешки.
Играть в русские народные игры.
Обыгрывать потешки и русские народные сказки. Получить знания о музыкальных инструментах.
Для родителей: понять и изучить роль фольклора в развитии детей
Для воспитателя: обогащение и расширение знаний о русском народном творчестве, создание памятки для родителей.

1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле. Который называется -"Русское народное творчество".



В уголок ”Русское народное творчество” поместила предметы русского быта: кухонную утварь (самовар, крынки, деревянные ложки и т.д.), разместила куклу в национальном костюме, каравай, который выполнили родители из соленого теста, самовар. В поисках предметов русской старины, участвовали родители моих воспитанников, а также их дедушки и бабушки. Детям было интересно, рассмотреть куклу в национальном костюме,самовар, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, малышам нужно самим всё потрогать, поиграть с ними.
Вместе с родителями оформили участок по мотивам русской народной сказки “Колобок”



2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.


Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Сделала альбом, который назвала Русское народное творчество и поместила туда иллюстрации по этой теме.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Родители воспитанников совместно с детьми нарисовали и разукрасили рисунки к РНС, которые были оформлены мною в общую папку.


Вот несколько рисунков к РНС:
Сказка "Колобок"


Сказка "Теремок"


Сказка "Гуси-лебеди"


Потешки подобрала по таким темам как:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.
- Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.
- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.
Совместно с родителями оформила сборник: "Матрёшкины потешки",все потешки, которые там собраны приносили сами родители.


Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.

Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Паше (Юли) личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».

При причесывании:
«Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса,
Не вырани не волоса…»
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделила колыбельным песням,они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Формируется образ голубей, которых ласково называют гуленьки
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали Катю усыплять.
В группе мы начали использовать такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями во время тихого часа при подготовке детей ко сну.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, трещётки, балалайка,дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Утица», «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.
3 этап заключительный
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Подготовила Дубовец Э.П., воспитатель

Введение Актуальность

Самое главное место в мире для каждого человека - это его дом. Я очень люблю свой дом, такой уютный, теплый и красивый. Больше всего мне нравится комната моей любимой бабушки. В ней можно найти много интересного. Когда мне становится грустно, я вхожу в бабушкину комнату и обязательно нахожу интересное занятие, и скуки как не бывало. Так было и на этот раз. Я решила заглянуть в бабушкин шкаф и первое, что мне попалось, - это музыкальная шкатулка. Открыв ее, я увидела балерину, которая танцевала под музыку. Вроде бы – незатейливая игрушка, но я никак не могла отвести глаз от танцующей куклы. Внезапно открылась дверь и вошла бабушка. Увидев, что я держу в руках шкатулку, она сказала: «О, это не простая шкатулочка. Она волшебная! Я дарю ее тебе» .

«А что в ней такого волшебного?» - спросила я. Но бабушка лишь улыбнулась мне в ответ. Едва она вышла из комнаты, я вновь открыла музыкальную шкатулку. Но там уже не было балерины, а лилась чудесная музыка. Эта музыка действовала, как колыбельная, и я на секунду прикрыла глаза и услышала сказку. Сказки, как драгоценные камни, лежат в ней, с ними можно играть, перебирать и любоваться, сколько захочется. Да, да, хорошей сказкой можно любоваться много раз - она от этого становится только лучше. А еще в шкатулке можно хранить множество разных, очень нужных вещей.

Я считаю, что в каждом доме должна быть шкатулка, не только для хранения ценных вещей и украшений, но и для создания красоты в доме. Поэтому я решила, что буду собирать коллекцию шкатулок, не только созданных в России, но и в других странах.

Цель: познакомиться со шкатулками разных народов и собрать коллекцию

Задачи:

  1. Познакомиться с историей возникновения шкатулки.
  2. Узнать, из чего делают шкатулки.
  3. Узнать, что прячется в шкатулке.
  4. Послушать, о чем рассказывает шкатулка.
  5. Собрать коллекцию шкатулок разных стран.
  6. Подготовить и провести экскурсию для детей детского сада.
  7. Составить рекламу.

Практическая значимость: собранная коллекция шкатулок преобразит и украсит интерьер нашей групповой комнаты, поможет познакомиться с разными странами с их символами, народными костюмами, достопримечательностями, сказками, найдет применение в быту.

Обоснование возникшей проблемы

Шкатулки могут быть предназначены для самых разных целей: их можно использовать для хранения разнообразных мелких предметов и драгоценностей, как украшение интерьера, а главное шкатулки, привезенные из разных стран, могут многое рассказать о своей стране. Мне очень захотелось собрать большую коллекцию шкатулок, которая бы украсила не только интерьер, но и познакомила меня с народами разных стран, с их достопримечательностями и сказками.

История шкатулки

В незапамятные времена для хранения предметов быта человечество изобрело ящики - сундуки, ларцы и шкатулки. В больших сундуках обычно хранили платья, ткани, меха, другие ценные вещи, в отдельные ящики складывали мечи, кинжалы и остальное оружие. А для хранения мелких предметов: различных украшений, драгоценностей, пуговиц, ниток и бусинок - приспособили маленькие ларцы и шкатулки.

Вначале шкатулки были простыми деревянными ящичками с крышкой. Для красоты их украшали рисунками, резьбой, оформляли драгоценными камнями, обивали внутри красивой тканью. Позже шкатулки делали из различных материалов, не только из дерева, но и из камня, металла, керамики. Шкатулки изготавливались вручную, часто по индивидуальному заказу для конкретного человека и для определенной цели. По этой причине такая шкатулка порой могла быть даже дороже, чем то, что в ней находилось. Чтобы уберечь дорогое содержимое от посторонних взглядов и воровства, шкатулки закрывались замками, оснащались потаённым двойным или даже тройным дном. Открыть такой замок с секретом мог только их создатель и сам владелец.

Шкатулка как народный промысел

За многие века шкатулка по своей конструкции почти не изменилась. А вот внешнее оформление поражает своим разнообразием. Мастера могут сделать шкатулку из любого материала, разной формы и размера - от почти сундука до маленькой шкатулочки для одного колечка.

Уникальная коллекция знаменитого ювелирного мастера Фаберже стала символом русской истории, богатства и могущества царской России. Мастер делал пасхальное сувенирное яйцо-шкатулку ежегодно к весне только для членов царской семьи. Каждое «яйцо» было уникальным, имело внутри сюрприз в виде пасхальной курочки и эмалевых портретов членов царской семьи.

В России шкатулки издавна делались из дерева, бересты, камня, чугуна, глины. И до наших дней сохранились художественные промыслы, которые узнаются с первого взгляда: красные и золотые цвета на черном фоне (хохлома) , сине-голубые рисунки на белом фоне (гжель) , росписи на тему сказок и исторических сюжетов (палех) , а также каслинское литье, городецкая роспись. Знаменитые шемогодские мастера Великоустюгского уезда вырезали на бересте орнаменты, называемые «берестяным кружевом» . Этими кружевами из бересты украшались деревянные шкатулки, а также туеса, табакерки, тарелки и другие предметы. Особо ценятся шкатулки из папье-маше. Художники и иконописцы из подмосковного села Федоскино украшали шкатулку, покрытую лаком, миниатюрными копиями картин известных российских и европейских художников.

Виды шкатулок

Даже самые красивые шкатулки служат не только для красоты, они всегда находят практическое применение и сохраняют историю в своих рисунках и украшениях. Современная шкатулка является местом хранения ювелирных изделий. Сувенирные шкатулки рассказывают о каком-то событии или историческом месте, музее или городе. Очень красивы и интересны шкатулки с музыкой и часами. Шкатулки в виде домиков, яиц, фруктов, животных из любого материала имеются практически в любом доме. Например, бонбоньерка (шкатулка для конфет) или раскладная шкатулка для путешествий с мелкими предметами. Во вместительной шкатулке очень удобно хранить предметы для рукоделия. В старину рукоделие почиталось очень высоко, каждая уважающая себя девушка должна была уметь шить, вышивать, вязать, и такая шкатулка считалась очень ценным подарком. Сохранились шкатулки с секретами, в которых разложены инструменты для рукоделия, изготовленные из серебра, золота, инкрустированные драгоценными камнями. Есть шкатулки для делового человека - в них хранятся письменные принадлежности, печати и другие ценные вещи. И даже современный сейф - это практически та же шкатулка с электронным замком, открыть его можно, как и старинную шкатулку, с помощью ключа или кода.

Немного о шкатулках

Свою историю шкатулка берет в глубине веков на загадочном Востоке. С тех пор, как шкатулку придумали, она практически не изменилась. Появились лишь новые современные материалы, и немного изменился процесс изготовления.

Будь это шкатулка из хорошего дерева или из мрамора, моржовой кости или оникса, слоновой кости или какого иного материала, этот ящичек всегда имеет внутри какую-нибудь тайну. Исследователи предполагают, что первые шкатулки служили для украшений. Умельцы из Японии и Китая более 2 тысяч лет назад умели делать коробочки из дерева всевозможных форм и размеров. Их обычно украшали смолой из дерева. Мастера пытались превзойти друг друга в этом искусстве и придумывали новые способы для отделки шкатулок: мелкое выпиливание древесины и способы декорирования изделий тканью или кожей, отделкой кристаллами, моржовой и слоновой костью, а также металлами. Часто украшались ценными металлами или самоцветами.

Очень популярны были шкатулки и на Руси. Похожие изделия в виде шкатулки, ларца или сундучка были в каждом доме. В них хранили сувениры, драгоценности и прочие мелочи.

Русские умельцы изготавливали и более хитрые изделия, чем просто шкатулки. В таких коробочках имелись спрятанные в крышке, днище или боковой стенке невидимые коробочки, которые можно было отворить только нажатием специальной кнопки. Это была уже не шкатулка, а настоящий тайник.

В Швейцарии родилась музыкальная шкатулка. Механизм называется корильон. Это вращающийся цилиндр со специальными выступами, которые нажимают на молоточки, издавая при этом мелодичные звуки. Один мастер из Фландрии додумался, как можно такой механизм уменьшить и поместить в маленькую коробочку, которая бы при открывании наигрывала ту или иную мелодию. В Швейцарии создавали специальные шкатулки для часов.

Обоснование выбора проекта

Прежде, чем приступить к коллекционированию шкатулок я просмотрела много книг и электронных источников, знакомилась с формами и дизайном шкатулок. Они все очень красивые и оригинальные и, невероятно привлекают к себе внимание.

Практическая реализация проекта

  1. Подготовительный этап
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап

I. Подготовительный этап.

Цель:

  • рассмотреть фотографии, картинки и иллюстрации с различными видами шкатулок;
  • получить информацию из энциклопедий и электронных источников об истории шкатулок;
  • узнать, из чего изготавливают шкатулки;
  • привлечь детей группы к совместному коллекционированию.

Результаты I этапа проекта:

  1. Собраны фотографии и иллюстрации с разными видами шкатулок.
  2. Изучен материал об истории шкатулок.
  3. Произошло объединение детей для совместного сбора коллекции шкатулок.

II. Основной этап.

Цель:

  • познакомиться с различными шкатулками, в том числе со шкатулками разных стран;
  • слушать истории и сказки разных стран и народов;
  • коллекционировать шкатулок разных стран;
  • привлечь родителей к совместному сбору коллекции.

Результаты II этапа проекта:

Для этого, каждый из нас, посещая разные города и страны во время путешествий с родителями, обязательно привозил с собой шкатулку, фотографии и открытки. Дети рассказывали всем о той стране, в которой побывали и что интересного там видели. Каждая шкатулка была неповторима, не похожая на другие. Например, малахитовая шкатулка из города Екатеринбурга похожа на сундучок. На ее крышке притаилась хозяйка медной горы. Эта шкатулка знакомит нас с Уральскими горами и рассказывает сказки Бажова. Шкатулка, привезенная из Молдавии, сделана из дерева и украшена молдавскими узорами. Шкатулка из Турции очень похожа на красивую шапочку с узорами, которую носят жители этой страны. Маленькая, с Украины, сделана из дерева и соломки. Кажется, что она нежно обернута украинским вышитым рушником. Испанские шкатулки украшены народными испанскими мотивами с помощью эмали. Чешская - сделана из керамики. На ней видны старинные замки и памятники. На одной из шкатулок, привезенных из Греции, нарисованы веточки с оливами. А на другой глиняной – грек в старинной одежде. Появилась у нас и шкатулка – шарманка, сделанная в России. Много шкатулок дети привезли из разных городов нашей страны. На них написано название города и изображена главная достопримечательность. Так с друзьями и родителями мы собрали большое количество шкатулок, познакомились с историей и достопримечательностями, услышали много интересных рассказов и сказок разных стран и народов.

III. Заключительный этап.

Цель:

  • подготовить экскурсию для детей детского сада;
  • провести презентацию коллекции;
  • разработать рекламу вместе с родителями.

Заключение

Итак, коллекция готова. Я и мои друзья за три года собрали больше пятидесяти шкатулок, изготовленных в России и в других странах.

Любуясь такой замечательной коллекцией, я поняла, как же это интересно узнавать о других странах, истории и достопримечательностях, о народе, который там живет слушать их сказки. Главное верить в себя, в то, что обязательно все получится. Попрощавшись с детским садом, я продолжу собирать шкатулки дома. А эту коллекцию мы с друзьями решили подарить детскому саду, чтобы другие дети могли любоваться ею и познавать мир.

Приложение №1.

А, ну-ка расскажите…
В шкафу на верхней полке
Красивая на вид
Какая-то шкатулка

Среди вещей стоит
А что в ней неизвестно,
Но как, же утерпеть?
Ведь страшно интересно

В шкатулку посмотреть
На кухне табуретка
Высокая взята
Ох, любопытство деток -

Известная черта!
И вот открыта крышка

(простим ей, что без спроса)

Ведь каждая малышка-
Большой мешок вопросов
А, ну-ка расскажите
Все кто хранится тут

Зачем вы здесь лежите
И как вас всех зовут?
В шкафу на верхней полке
Красивая на вид

Какая-то шкатулка
Среди вещей стоит
А что в ней неизвестно,
Но как, же утерпеть?

Ведь страшно интересно
В шкатулку посмотреть
На кухне табуретка
Высокая взята

Ох, любопытство деток -
Известная черта!
И вот открыта крышка
(простим ей, что без спроса)

Ведь каждая малышка-
Большой мешок вопросов
А, ну-ка расскажите
Все кто хранится тут

Зачем вы здесь лежите
И как вас всех зовут?

Шкатулка

Шкатулка - это штукалка
Для всяких разных штук.
Она побольше коробка,
Но меньше, чем сундук.

Шкатулка - это стукалка
Для всяких разных штук.
И если потрясти её,
Услышишь: тук-тук-тук…

Тук-тук-тук,
Так-так-так,
Бум-бум-бум,
Бряк-бряк-бряк.

Наверно, что-то важное
В шкатулочке лежит:
Не зря же прячет бабушка
Шкатулку и ворчит.

А может быть, там гномики
Живут давным-давно.
И рубят гномы-плотники
В шкатулочке окно.

Тук-тук-тук,
Бац-бац-бац,
Тяп-тяп-тяп,
Ляп-ляп-ляп.

А может, эти плотники
Не рубят к нам окно.
А может, эти плотники
Играют в домино.

А вдруг волшебный замок там
И танцы при свечах.
И кавалеры с дамами
Подмётками стучат:

Тук-тук-тук,
Топ-топ-топ,
Бух-бух-бух,
Шлёп-шлёп-шлёп!

А может быть, там целая
Шкатульная страна.
Но в маленькую щель она,
Наверно, не видна.

А может быть, и сами мы
В Шкатулочке сидим
И на большой волшебный мир
Сквозь щёлочку глядим…

Кто прячется в Шкатулочке?
И что за странный стук?
Не знают академики
И доктора наук.

А это сказка добрая
Стучится в гости к нам…
Ты потряси Шкатулочку -
И всё услышишь сам!

Литература

  1. Булацкий С. «Маленькие знатоки» человек и мир, 1650 вопросов и ответов, «Азбукварик ГРУПГ» , 2012.
  2. Бингхен Дж., Чандлер Ф., Кларк Ф. Большая книга знаний /Пер. с англ. Ю.В. Блажко/. - М.: ЗАО «РОСМЕН - ПРЕСС» , 2005. - 208 с.
  3. Большая энциклопедия для дошкольника. Редактор Жилтцова Н. Издательство «ОЛМА – ПРЕСС» , 2003.
  4. Грегори Т. «Темные века» : Пер. с англ. - М.: АО «Слово» , 1994. - 78 с. (Всемирная история в иллюстрациях; Т.3) .
  5. Книжный клуб «Хочу все знать» . Мир вчера и сегодня, «Эгмонт Россия Лтд.» , 2003.
  6. Корчагина И.О. Почему и потому: Энциклопедия для детей дошкольного возраста – М.: ООО «Издательство «РОСМЕН - ПРЕСС» , 2002. – 144 с.
  7. Усачев А. Занимательная география: Стихи. - СПб.: Азбука, Азбука – Аттикус, 2012. -64 с.


Похожие статьи
 
Категории