Перед завязкой идет в литературе. Экспозиция, завязка, развитие действия

06.02.2019

Только кончая задуманное сочинение,
мы уясняем себе, с чего нам следовало
его начинать. (с) Блез Паскаль

В классическом варианте выделяют следующие части художественного произведения:
- пролог
- экспозиция
- завязка
- развитие
- кульминация
- эпилог

В данной статье речь пойдет о финале художественного произведения.

1. Соразмерность частей текста
2. Кризис
Решающий выбор
3. Кульминация
4. Действие по нисходящей
Развязка
Завершающий конфликт
5. Эпилог

СОРАЗМЕРНОСТЬ

Опытного автора от начинающего, как правило, отличают по соразмерности частей произведения.
Новичок садится писать влюбленный в свою задумку. Он довольно быстро накидывает начало произведения – интуитивно чувствуя и экспозицию, и завязку, а вот затем начинаются сложности.
Главная причина – автор не продумал все произведение до конца. А начинающий автор зачастую даже и не знает, что это надо продумывать. Он никогда не слышал об элементах композиции и считает, что все пишут, как он – по наитию. Увы.

Самые распространенные огрехи развития действия:

В результате получается головоногий текст, процентов на восемьдесят состоящий из вступления, потом пара абзацев про середину и сакраментальный конец – «в общем, все умерли».

Несоразмерность – типичная ошибка начинающих авторов.
Что делать?
Перепроверять себя и свое творение при помощи арифметики. Разбейте свою вещь на смысловые части и посчитайте знаки – результат вас удивит.

По классической схеме 20% объема отводится на вступление, 50% на основное действие, 10% на кульминацию и 20% на развязку.
Эксперименты со структурой, разумеется, возможны, но всегда ли они бывают оправданы?

– развивать намеченные фабульные нити. Возможно – добавлять новые, второстепенные, но не в ущерб основной идее произведения.

Развивать образы главных героев. Возможно – вводить новых персонажей, но опять же – с учетом основной идеи.

Втянуть читателя в эмоциональные переживания по поводу происходящего.

«Люди читают книги, чтобы сопереживать героям, волноваться за них. Если кто-нибудь просит вас искать в романах скрытый символизм, смутные намеки, рассматривать нюансы различных философских взглядов, гадать над подтекстом, постигать смысл экзистенциального - не слушайте. Это сгубило многих писателей и читателей. Люди читают книги, чтобы испытывать то, что чувствуют персонажи. Люди хотят вместе с ними смеяться, плакать, страдать. Если вы писатель, ваша главная задача - заставить читателя сопереживать» (с) Джеймс Н. Фрей. Как написать гениальный роман.

Середина произведения – это фактически сама история, которую рассказывает автор.
Это может быть нестандартная ситуация из жизни персонажей или, наоборот, стандартная, но с неадекватной реакцией героев.
Фабульные нити переплетаются, дополняют и взаимно украшают друг друга.
Накал страстей растет, конфликт, обозначенный в завязке, достиг точки кипения, проблема, которая встала перед героем в самом начале, должна быть разрешена, или же она погубит его.

Наступает КРИЗИС.

Кризис – это такое положение вещей, при котором неизбежна решительная перемена в ту или другую сторону.

Эркюль Пуаро собирает пассажиров «Восточного экспресса», чтобы рассказать им, кто убил Рэтчетта.
Базаров готовится к решительному объяснению с Одинцовой.
«Водяное общество» в Кисловодске с удовольствием смакует распускаемые Грушницким и его приятелем коварные наветы на княжну Мэри.

И здесь внимание! Описываемый кризис должен соответствовать выбранному жанру. Например, в ЖП история всегда играет роль фона, а точка наивысшего накала возникает, когда персонажи перестают верить в возможность счастья.

Кризис сподвигает главного героя на действия - тот старается избавиться от опасности и/или получить желаемое.

Одновременно кризис – это расцвет читательских чувств по отношению к герою.
Протагонист сталкивается с серьезными проблемами. Читатель примеряет их на себя и ужасается.
Читатель отождествляет себя с Протагонистом и восхищается его поведением.
Читатель понимает мотивы Антагониста, но при этом не разделяет его убеждений и не поддерживает его идеологию.

В течение всего повествования герой постоянно оказывался на развилках =сюжетных поворотах, принимал решения – как поступить дальше?
И вот, наконец, герой дошел до момента основного решения, перед ним - РЕШАЮЩИЙ ВЫБОР.

Герой совершает определенный поступок, приводящий сюжет к кульминации.
Решающий выбор, который вынужден сделать герой, проявляется в виде КУЛЬМИНАЦИОННОГО ПУНКТА.

Например, в дом вламывается грабитель. Решающий выбор хозяина дома – самооборона, а кульминационный пункт – момент, когда хозяин врежет грабителю по башке.

Иногда выбор и кульминационный пункт соединяются между собой, превращаясь как бы в одно действие, в других случаях между ними может пройти довольно много времени.

КУЛЬМИНАЦИЯ есть вершина сюжета, высшая точка конфликта произведения, точка его разрешения, когда читатель понимает - теза или антитеза побеждает.

По Джеймсу Н. Фрею:

Кульминация - это мишень, а сюжет - стрела, летящая к ней.
Кульминация - это противоположный берег, к которому вы строите мост своего произведения.
Кульминация - это финиш марафонского забега.
Кульминация - это завершающий удар в бою, который разворачивается в вашем произведении.
Можно сказать иначе.
Сюжет - это вопросительный знак, кульминация - знак восклицательный.
Сюжет - это голод, кульминация - насыщение.
Сюжет - это бросок шайбы, рука на эфесе, палец на спусковом крючке, кульминация - пуля между глаз.
Кульминация - эта конец, ради которого на свет появилось начало.

В кульминации трус обретает храбрость, любимый человек соглашается сочетаться узами брака, неудачник побеждает, победитель проигрывает, святой грешит, грешники искупают грехи. Именно это и подразумевает определение кульминации как «революционного изменения». Положение вещей меняется кардинально: все переворачивается с ног на голову.

Произведение живет от завязки (конфликта!) до кульминации (конфликта!) - до момента, когда становится ясно: кто - кого.

В трагическом произведении кульминационным моментом чаще всего становится гибель героя.
В драматической жизненной истории героев в момент наивысшего напряжения проводят через сложную ситуацию, после чего напряжение спадает.
В комедии, как правило, кульминация приходится на тот момент, когда открываются все тайны, и герои оказываются в смешном и неловком положении.
В детективе кульминация – тот момент, когда называется имя убийцы (похитителя, грабителя).

В литературно-художественных творениях эпических жанров, значительных по объему, таких как «Анна Каренина» и «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Идиот» и «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М.А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, где, как правило, переплетаются несколько сюжетных линий, возможны не одна, а несколько кульминаций, каждая из которых может играть решающую роль в восприятии текста читателями.

ДЕЙСТВИЕ ПО НИСХОДЯЩЕЙ

Однако кульминация – это еще не конец произведения.
Автору необходимо завершить историю=свернуть действие, показать, как изменилась среда повествования в результате разрешения конфликта.
Желательно, чтобы скорость сворачивания сюжета соответствовала скорости разворачивания. Хотя возможны и варианты – см. Сюжетные схемы здесь
Обычно темп повествования все-таки замедляется.

Наступает РАЗВЯЗКА.

Как правило, определить границы кульминации или развязки невозможно. Кульминация - это конкретный момент, когда читатель понимает, что ключевой конфликт разрешен. А развязка – событие, исчерпывающее конфликт, точка в конце предложения, событие, которое должно все окончательно разъяснить.
Единство кульминации и развязки доказывает основную идею произведения.

ЗАВЕРШАЮЩИЙ КОНФЛИКТ

Происходит после кульминации.
Его модель прямо противоположна конфликту из начала произведения – он не нарастает, а, скорее, угасает. Его функция – создать у читателя впечатление, что сюжет изложен до конца.

«Воспринимайте завершающий конфликт как операцию по очистке захваченной территории от противника, после того как в долгой войне была выиграна решающая битва» (с) Джеймс Н. Фрей

В некоторых произведениях завершающий конфликт отсутствует вовсе. Это происходит потому, что все конфликты разрешаются в момент кульминации.

Финал истории может быть трагическим или счастливым – в зависимости от идейных задач произведения.

Финал может быть открытым – типа, герой прошел через непростые испытания, внутренне изменился, но жизнь продолжается. Это позволит читателю поразмышлять после того, как закончит чтение.Даже если в финале не происходит НИЧЕГО, то и в этом должен быть свой смысл.

Финал обязательно должен нести смысловую нагрузку. Пусть свершится художественная справедливость. Художественная справедливость - это наказание, соответствующее тяжести преступления, или награда, по достоинству оценивающая добродетель.
Злодеи должны получить по заслугам, страдальцы – получить воздаяние. Те, кто заблуждался, должны заплатить за свои ошибки и прозреть, либо же продолжать пребывать в неведении. Каждый из героев изменился, сделал для себя какие-то важные выводы, которые автор и хочет преподнести как основную мысль своего произведения.

ЭПИЛОГ
- заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.

Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему предшествовало, так эпилог знакомит читателя с судьбой действующих лиц, заинтересовавших его в произведении.

От послесловия эпилог отличается тем, что первое может быть размышлением, тогда как эпилог - всегда рассказ.

Эпилоги могут строиться по-разному, опять же, все зависит от целей автора.

Для примера разберем эпилоги Толстого и Тургенева

«Война и мир». В таком глобальном романе непросто зафиксировать финал. Поэтому Толстой структурно делит эпилог на две части, и дает в нем аж три плана – исторический, семейный и философский. Эпилог у Толстого не столько заканчивает рассказ о судьбах героев, сколько предваряет их новые, если можно так выразиться, приключения. Так, участие Пьера в восстании декабристов не подлежит сомнению. Как и его неразрешимый спор с Николаем Ростовым – свидетельство о их будущем разладе. Так что жизнь героев эпилога далека от завершения.

«Дворянское гнездо». Эпилог построен по совсем иному принципу. Спустя восемь лет Лаврецкий посещает усадьбу. Он грустен, но перелом в нем уже свершился, прошлое для него закрыто.

Грустно стало ему на сердце, но не тяжело и не прискорбно: сожалеть ему было о чем, стыдиться нечего. "Играйте, веселитесь, растите, молодые силы, - думал он, и не было горечи в его думах, - жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака; мы хлопотали о том, как бы уцелеть - и сколько из нас не уцелело! - а вам надобно дело делать, работать, и благословение нашего брата, старика, будет с вами. А мне, после сегодняшнего дня, после этих ощущений, остается отдать вам последний поклон - и, хотя с печалью, но без зависти, безо всяких темных чувств, сказать, в виду конца, в виду ожидающего бога: "Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!"
Лаврецкий тихо встал и тихо удалился; его никто не заметил, никто не удерживал; веселые клики сильнее прежнего раздавались в саду за зеленой сплошной стеной высоких лип. Он сел в тарантас и велел кучеру ехать домой и не гнать лошадей.(Тургенев. Дворянское гнездо)

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213101300161
рецензии

Предлагает несколько определений понятия «сюжет». Согласно Ожегову, сюжет в литературе - это порядок и связь событий. Словарь Ушакова предлагает считать им совокупность действий, последовательность и мотивировку развертывания происходящего в произведении.

Взаимосвязь с фабулой

В современной русской критике фабула имеет совсем другое определение. Сюжет в литературе понимают как ход событий, на фоне которого раскрывается противостояние. Фабула же - основной художественный конфликт.

Однако в прошлом существовали и продолжают существовать другие точки зрения на этот вопрос. Русские критики середины XIX века, поддержанные Веселовским и Горьким, считали фабулой композиционную сторону, то есть то, как именно автор сообщает содержание своего произведения. А сюжет в литературе - это, по их мнению, действия и взаимоотношений персонажей.

Данное толкование прямо противоположно таковому в словаре Ушакова, у которого фабула - это содержание событий в их последовательной связи.

Наконец, есть и третья точка зрения. Те, кто придерживается ее, считают, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и при анализе вполне достаточно пользоваться терминами «сюжет», «композиция» и «схема сюжета».

Типы и варианты схем произведения

Современные аналитики выделяют два основных типа сюжета: хроникальный и концентрический. Друг от друга они отличаются характером связей между событиями. Главный фактор, если можно так выразиться, - время. Хроникальный тип воспроизводит естественное его течение. Концентрический - ориентируется больше не на физическое, а на психическое.

Концентрический сюжет в литературе - это детективы, триллеры, социальные и психологические романы, драмы. Хроникальный чаще встречается в мемуарах, сагах, приключенческих произведениях.

Концентрический сюжет и его особенности

В случае с таким типом течения событий прослеживается четкая причинно-следственная связь эпизодов. Развитие сюжета в литературе данного типа идет последовательно и логично. Здесь легко выделить завязку и развязку. Предыдущие действия являются причинами последующих, все события как бы стягиваются в один узел. Писатель исследует один конфликт.

Причем произведение может быть как линейным, так и многолинейным - причинно-следственная связь сохраняется так же четко, более того, любые новые сюжетные линии появляются в результате уже случившихся событий. Все части детектива, триллера или рассказа строятся на ясно выраженном конфликте.

Хроникальный сюжет

Его можно противопоставить концентрическому, хотя на самом деле здесь не противоположность, а совершенно другой принцип построения. Эти виды сюжетов в литературе могут взаимопроникать друг в друга, но чаще всего определяющим является или один, или другой.

Смена событий в произведении, построенном по хроникальному принципу, привязана ко времени. Может отсутствовать ярко выраженная завязка, нет строгой логической причинно-следственной связи (или, по крайней мере, эта связь неочевидна).

Речь в таком произведении может идти о множестве эпизодов, общее у которых только то, что они случаются в хронологической последовательности. Хроникальный сюжет в литературе - это многоконфликтное и многокомпонентное полотно, где противоречия возникают и гаснут, на смену одним приходят другие.

Завязка, кульминация, развязка

В произведениях, сюжет которых основан на конфликте, он является по своей сути схемой, формулой. В ней можно выделить составляющие части. Элементы сюжета в литературе включают экспозицию, завязку, конфликт, нарастающее действие, кризис, кульминацию, нисходящее действие и развязку.

Разумеется, все названные элементы присутствуют далеко не в каждом произведении. Чаще можно встретить несколько из них, например, завязку, конфликт, развитие действия, кризис, кульминацию и развязку. С другой стороны, имеет значение то, как именно анализировать произведение.

Экспозиция в этом плане - наиболее статичная часть. Ее задача - представить некоторых персонажей и обстановку действия.

Завязка описывает одно или несколько событий, которые дают толчок основному действию. Развитие сюжета в литературе идет через конфликт, нарастающее действие, кризис к кульминации. Она же - пик произведения, играющий существенную роль в раскрытии характеров героев и в развертывании конфликта. Развязка добавляет заключительные штрихи к рассказанной истории и к характерам действующих лиц.

В литературе сложилась определенная схема построения сюжета, психологически оправданная с точки зрения влияния на читателя. Каждый описанный элемент имеет свое место и значение.

Если рассказ не вписывается в схему, он кажется вялым, непонятным, нелогичным. Чтобы произведение было интересным, чтобы читатели сопереживали героям и вникали в происходящее с ними, все в нем должно иметь свое место и развиваться согласно этим психологическим законам.

Сюжеты древнерусской литературы

Древняя русская литература, по мнению Д. С. Лихачева, это «литература одной темы и одного сюжета». Мировая история и смысл человеческой жизни - вот основные, глубинные мотивы и темы писателей тех времен.

Сюжеты древнерусской литературы открываются нам в житиях, посланиях, хождениях (описаниях путешествий), летописях. Имена авторов большинства из них неизвестны. По временному интервалу к древнерусской группе относят произведения, написанные в XI-XVII вв.

Многообразие современной литературы

Попытки классифицировать и описать используемые сюжеты предпринимались не раз. В своей книге «Четыре цикла» Хорхе Луис Борхес предположил, что в мировой литературе существует всего четыре их типа:

  • о поиске;
  • о самоубийстве бога;
  • о долгом возвращении;
  • о штурме и обороне укрепленного города.

Кристофер Буккер выделял семь: «из грязи в князи» (или наоборот), приключение, «туда и обратно» (здесь на ум приходит «Хоббит» Толкиена), комедия, трагедия, воскресение и победа над чудовищем. Жорж Польти свел весь опыт мировой литературы к 36 сюжетным коллизиям, а Киплинг выделил 69 их вариантов.

Даже специалистов другого профиля не оставил равнодушными этот вопрос. По мнению Юнга, известного швейцарского психиатра и основоположника аналитической психологии, основные сюжеты литературы архетипичны, и их всего шесть - это тень, анима, анимус, мать, старик и ребенок.

Указатель фольклорной сказки

Больше всего, пожалуй, «выделила» писателям возможностей система Аарне-Томпсона-Утера - она признает существование примерно 2500 вариантов.

Речь, правда, здесь идет о фольклоре. Эта система - каталог, указатель сказочных сюжетов, известных науке на момент составления данного монументального труда.

Для хода событий здесь есть только одно определение. Сюжет в литературе такого плана выглядит следующим образом: «Гонимую падчерицу увозят в лес и бросают там. Баба-яга, или Морозко, или Леший, или 12 месяцев, или Зима испытывают ее и награждают. Родная дочь мачехи также хочет получить подарок, однако не проходит испытания и погибает».

Фактически сам Аарне установил не более тысячи вариантов развития событий в сказке, однако он допускал возможность появления новых и оставил для них место в своей оригинальной классификации. Это был первый вошедший в научный обиход и признанный большинством указатель. Впоследствии ученые многих стран внесли в него свои дополнения.

В 2004 году появилась редакция справочника, в которой описания сказочных типов были обновлены и сделаны более точными. Эта версия указателя содержала 250 новых типов.

Об этих вещах я говорил в своих прошлых статьях довольно подробно. Но вопросы, как ни странно, все остаются. Хорошо, тогда я объясню понятнее.

Завязка – развитие и кульминация – развязка – это четыре составляющих элемента любого сюжета в литературе . Поскольку я имею дело с театром – я расскажу, как эти четыре элемента воплощаются в сценическом пространстве, при интерпретации постановщиком драматургического произведения (драматургии).

Драматургия – это (если говорить упрощенно) – вид прозаической литературы, которая создается по определенным принципам сценического действия , существующим в театре. Любая драматургия построена на диалоге между персонажами, который имеет (или должен иметь) ярко выраженную действенную (целевую) природу.

Ах, да. То здесь, а то там – я встречаю непонимание, что такое проза и какова ее роль в литературе. Многие их путают, многие вообще не понимают, что к чему. Запомните: все, что мы читаем – есть литература. Литература условно подразделяется на два основных вида или направления: поэзия (ритмичное изложение) и проза (неритмичное или вольное (не имеющее четкой ритмовой структуры) изложение мыслей автора). Проза, в свою очередь, имеет множество разновидностей , есть как устная, так и письменная проза. Есть некая «хитренькая» проза, которую многим до сих пор непонятно, куда отнести. Это — драматургия.

Древние мыслители (времен Аристотеля, например) относили драматургию к виду поэзии. Впрочем, «почему» они так делали — совершенно понятно. Ибо драматургия тех времен сильно напоминала стихотворные формы (и редко подавалась в прямой «неритмичной» речи так, как это существует сейчас).

Но – много времени прошло с тех пор. И сейчас – драматическое произведение не имеет (почти) ничего общего с поэзией.

Считается, что любая драматургия имеет письменное воплощение (в виде пьесы) и сценическое (в виде интерпретации режиссера). Это и так, и не так – одновременно. Ибо – будучи сформированной в конкретное произведение, имеющее четыре элемента сюжета, ее и, как следствие, его (произведение) можно и должно называть разновидностью прозы (литературы). Как потом перескажет пьесу режиссер – Бог его знает. Но изначально – драматургическое произведение – есть разновидность прозы. Которая, в свою очередь, является «столпом» (направлением) самой литературы.

Безусловно, драматургия – очень несамостоятельна как разновидность или жанр, ибо «заточена» она — не на описательное, а на действенное восприятие, что так востребовано в театре. Но это никак не отменяет ее литературных «корней».

Да, любая пьеса — это изначально литературное (прозаическое) произведение, которое пишется по законам сценического действия. Явным или неявным.

Надеюсь, я не сильно затуманил Вам мозги. Нет? Это хорошо. Что поделать, без четкого определения подобных правил игры, к сожалению, нет смысла писать ни о чем другом. Ибо – тогда мы просто запутаемся в частностях. И Вы ничего не поймете. И я – буду кидать информацию – как об стенку горох. Оно нам надо? Вряд ли.

Итак, давайте приступим к так мною горячо любимым деталям. Отмечу, что «завязку, развитие, кульминацию и развязку», я буду рассматривать через призму драматургических произведений.

Итак, что такое «завязка»? Это то, с чего началась сама история . Возьмем для примера драматургическое произведение (пьесу) «Чайка» А.П. Чехова.

С чего именно начинается «Чайка»? С того, что Костя Треплев со своей возлюбленной – Ниной Заречной – готовится показать спектакль для своей мамы — изредка приезжающей в имение своего брата Сорина – Аркадиной, где проживает Костя. Важнейшая отправная точка этой истории («завязка») – приезд Аркадиной. И вот почему. Приезжает «прима», «светская львица». И для Кости показ спектакля – повод вернуть (или заслужить) уважение матери.

С непростых отношений Кости с матерью, что получит наглядное подтверждение в сцене со спектаклем, и начинается данная история. Кстати сказать, в ходе спектакля мать ведет себя неуважительно, постоянно комментируя те или иные сюжетные ходы и насмехаясь над их неумелостью.

«Развитие» состоит из нескольких поворотных моментов и событий. Это – процесс созревания основного конфликта пьесы. ПРОЦЕСС. Помните, развитие состоит не из одного момента, это всегда комплекс моментов, который усиливает конфликт . Каков основной конфликт в пьесе «Чайка» — каждый режиссер должен понять сам.

Чехов в смысле определения конфликта его пьес – автор не простой. Точнее, есть некоторые его пьесы, в которых конфликт – многоуровневый. «Чайка» — как раз из таковых. В данной пьесе можно искать конфликт между нуждами и интересами поколений (как творческий, так и – возрастной – «отцов и детей»). Можно – конфликт в области «цены успеха» (до какой грани можно и возможно дойти, чтобы получить успех). Можно даже сформулировать конфликт в области стыка времен (это не возрастной конфликт, это конфликт, скорее, технотронный).

И та «завязка», о которой я писал выше – проистекает от возрастного конфликта отцов и детей. Но если Вы ищите (используете) другой конфликт для отбора постановочных решений – Вам будет полезно определять «завязку, развитие, кульминацию, развязку», исходя из конфликта . Об этом я более подробно расскажу далее.

Какие поворотные моменты и события можно назвать «развитием» в пьесе «Чайка»? Это и фактический разрыв отношений Треплева и Нины Заречной в сцене с мертвой чайкой. И неудавшаяся попытка самоубийства Кости некоторое время спустя (сцена, когда Аркадина бинтует сыну голову). И вызов Костей на дуэль супруга Аркадины – писателя Тригорина, который последний не принимает.

Кульминацией сюжета в случае, если мы определяем конфликт в области «отцов и детей» — отъезд (а фактически – побег) матери с супругом — из поместья ее брата – Сорина . «Не договорились». Поколения не поняли друг друга и решили разойтись, чтобы не допустить чего-то совсем уж плохого.

«Развязка» — смерть Кости Треплева в финале. Молодое поколение проигрывает старшему – в смелости, решимости, воле – во всем. «Развязка» — это то, чем в итоге завершается конфликт .

И напоследок – я расскажу, как лучше формулировать «завязку, развитие, кульминацию и развязку», с учетом выбранного мною конфликта поколений .

В начале нашей истории происходит столкновение поколений. Так и назовем «завязку» — «столкновение». В «развитии» мы наблюдаем борьбу и возможность (попытки) приспособления поколений друг к другу. Назовем его – «противоборство» или перетягивание каната». Кульминация – «не договорились». «Развязка» – оказавшись вне противоборства – молодое поколение разрушает себя (Костя кончает жизнь самоубийством, а Нина – теряется в бесконечных жизненных и профессиональных тяготах). «Гибель».

«Слово о полку Игореве» — один из самых древних и спорных памятников древнерусской литературы. Исследователи выдвигают об авторстве, композиции, литературном роде, интерпретации сюжета, времени написания этого произведения. Все это происходит потому, что «Слово» было написано почти десять веков назад, за это время рукопись подверглась многим испытаниям (пожары, наводнения, войны) и правкам (каждый монах при переписывании добавлял что-то от себя). Нам же остается лишь гадать об истории этого сказания и наслаждаться прочтением. Чтобы понимание текста было наиболее полным, мы кратко расписали его композиционные элементы: что есть что, и где это находится?

  1. Лирическое вступление . «Слово о полку Игореве» начинается лирическим вступлением, в котором автор подчеркивает приоритет достоверности своего произведения. Он обращается к древнему сказителю Бояну, выказывая ему уважение, но отказываясь от его литературного метода.
  2. Экспозицией служит характеристика Игоря. Там же мы найдем причины, побудившие князя вместе со своим братом Всеволодом пойти в поход на половцев. Неизвестный автор подчеркивает, что правитель принял это решение, руководствуясь стремлением к личной славе, а не интересами Руси.
  3. Завязка рассказывает о выступлении войска Игоря. Плохой знаксолнечное затмение – не смутил безрассудного князя, но это событие подсказывает читателям, каков будет исход похода. Несмотря на то, что автор заявляет о приоритете достоверности, исторических сведений, цифр, деталей здесь нет, для сказителя важнее передать идею и атмосферу.
  4. Развитие действия показано в описании сражений русских и половцев. Первое сражение было победоносным, это опьянило воинов. На следующий день было очередное знамение природы – кровавые зори и черные тучи с синими молниями. А к месту битвы спешат ханы Гзак и Кончак.
  5. Кульминация – это вторая битва с половцами, окончившаяся поражением русских. И как фатален этот проигрыш, как важно было бы Игорю смирить свою гордыню и послушать великого князя Святослава, показывает небольшой экскурс в историю. Дед Игоря, Олег Святославич, прозванный Гориславичем, начал усобицы, сделав Русскую землю беззащитной перед лицом врага. Только при Святославе ситуация нормализовалась, но своеволие его сыновей Игоря и Святослава свело все усилия на нет.
  6. Переходом от кульминации к развязке служат вставные эпизоды : сон Святослава и его «золотое слово», а также плач Ярославны. Через сон метафорически показываются переживания князя за родную землю, сыновей. Он наполнен символами: жемчуг, терем без князька на крыше, карканье воронов. «Золотое слово» заключает в себе публицистический пафос, в нем Святослав еще раз подчеркивает безрассудность поступка Игоря, призывает к единству. Плач Ярославны – полная противоположность, он наполнен печалью и любовью, она просит у всех сил природы милости любимому мужу.
  7. Развязка — побег Игоря из плена. Верный человек Овлур достал князю коня, пленник, несмотря на погоню, попадает в родную землю. Он преодолевает все, чтоб оказаться дома. Русская земля приветствует его, он осознал свои ошибки, значит, все можно исправить.
  8. Эпилог — «Слава», которую автор поет русским владыкам. Он хвалит князей – ушедших и современных за то, что они борются против врага, хоть и не всегда успешно. А в чем успех? На этот вопрос ответ очевиден, это лейтмотив «Слова»: сила в единстве.

«Слово о полку Игореве» — древнерусский роман-эпопея, в котором отразились все чаяния русского народа, его быт, чувства. Автор прославляет Родину, болеет за нее душой, хочет сделать ее сильнее и лучше, поэтому кричит о главной проблеме – междоусобице, которая спустя примерно сто лет приведет Русскую землю к татаро-монгольскому игу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Композиция - это сопоставление, соразмещение отдельных частей произведения (пьесы, сценария, спектакля). То есть композиция «отвечает» за построение произведения, принимая в этом процессе непосредственное участие.

Каждому произведению свойствен свой «порядок построения». Он определяется общепринятым, нам известным, условным делением на «основные моменты действия»: завязка (где исходное событие), кульминация (где главное событие), развязка (где происходит окончательное «разрешение» сквозного действия/сюжета).

Композиция устанавливает определенные закономерности связи между отдельными частями произведения - основными моментами действия, эпизодами, сценами и, при необходимости, внутри них. То есть, установление определенной взаимосвязи и взаимозависимости между предыдущим и последующим действиями, событиями - как и чем они влияют друг на друга - это и есть «установление закономерностей связи между отдельными частями произведения», что и должно быть основной «заботой» композиции.

В классическом варианте драматургии выделяют следующие части художественного произведения: пролог, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, эпилог.

Данный список и порядок не являются обязательными. Пролог и эпилог могут не присутствовать в повествовании, а экспозиция может расположиться в любом месте и не обязательно целой частью.

Сюжеты современных произведений часто строятся по облегченной схеме: завязка – развитие действия – кульминация – развязка или по еще более облегченной завязка – действие – кульминация (она же развязка).

Пролог - вступительная (начальная) часть литературно-художественного, произведения, которая предваряет общий смысл, фабульно-сюжетную основу или основные мотивы произведения, или же кратко излагает события, которые предшествуют главному содержанию.

Функция пролога - передать события, подготавливающие основное действие.Однако пролог – это не первый эпизод повествования, насильственно от нее отрезанный.

События пролога не должны дублировать события начального эпизода, но должны порождать интригу именно в сочетании с ним.

Экспозиция - изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей развертывание фабульного действия.

Функции экспозиции:

Определить место и время описываемых событий;

Представить действующих лиц;

Показать обстоятельства, которые явятся предпосылками конфликта.

Завязка - момент, с которого начинается движение сюжета. Завязка – первое столкновение конфликтующих сторон.

Событие может быть глобальным или мелким, или герой в первый момент вообще может не оценить его важность, но по любому, событие меняет жизнь героев. Герои начинают развиваться согласно идее произведения.

Кульминация - вершина сюжета, высшая точка конфликта произведения, точка его разрешения.

Развязка сюжета - исход событий, решение противоречий сюжета.

Эпилог - заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.

Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему предшествовало, так эпилог знакомит с судьбой действующих лиц, заинтересовавших его в произведении.

М.А. Чехов определял композицию спектакля как трехчленное целое. «Начало вы переживете как зерно, из которого развивается растение; конец - как созревший плод, и середину - как процесс превращения зерна в зрелое растение, начала - в конец». Он утверждал, что «в хорошо построенной пьесе (или спектакле) имеются три кульминации, в соответствии с тремя основными частями. Они находятся в том же соотношении друг с другом, как и сами эти части (завязка, развитие, развязка)». Затем каждая из трех основных частей целого может быть подразделена на любое количество более мелких со своими кульминациями, вспомогательными. Кроме того, в других напряженных моментах необходимо расставить акценты, позволяющие режиссеру не отклоняться от основной идеи и одновременно осуществить свой, собственный режиссерский замысел.

Композиция - это главное, что отличает работу одного режиссера от другого. Композиция никогда не должна быть искусственно сочиненной, этакой выдуманной микросхемой. Это - биография пространства, возникающая из актеров, из воздуха, и конкретной сцены, из взаимоотношений вокруг спектакля. Композиция - масса воплощений в реальных обстоятельствах.

Композиция спектакля «Маша и Витя против «Диких гитар»:

Экспозиция: Волшебница начинает рассказывать, «творить» сказку.

Она знакомит зрительный зал с главными героями – Машей, которая верит в сказки и Витей, который в них не верит. У ребят возникает спор, в результате которого Маша решает доказать свою правоту – сказка существует.

Завязка: Маша и Витя узнают о похищении Снегурочки.

Дед Мороз рассказывает ребятам, что Кощей украл Снегурочку и теперь Новый год никогда не наступит. Ученики младших классов решают отправиться в сказочный лес, и во что бы то ни стало, спасти внучку Деда Мороза.

Развитие сюжета: школьники, попав в сказочный лес, встречаются с нечистой силой, справится с которой, им помогает дружба и смелость.

Узнав, что ребята идут выручать Снегурочку, нечистая сила решает их разлучить и поодиночке одолеть. Главная их задача - не дать ребятам найти Царство Кощея. Однако, на помощь Маше и Вите приходят обиженные нечистью лесные жители, которых по пути выручают ученики. В благодарность за свое спасение, «положительные герои» помогают детям найти дорогу к Кощею.

Кульминация: Освобождение Снегурочки из плена.

Маша, попав в Кощеево Царство, идет с главным злодеем на сделку – обменивает «волшебный» рецепт от зубной боли (Кощей давно «мается» зубами) на Снегурочку.

Развязка: Победа над нечистой силой.

Витя, спасая Машу из лап Кощея, вступает с ним в драку, в которой одерживает победу. Баба Яга, Леший, Дикий Кот Матвей и прочая нечисть, пускается в погоню за детьми. На помощь ребятам приходит Волшебница и зрительный зал.

Эпилог: Дети возвращаются в школу, где их ждут Дед Мороз и Снегурочка.

Спектакль завершается общим весельем – пришел Новый год.



Похожие статьи
 
Категории