Плавание без руля и ветрил. Эй, кто там, у руля

15.02.2019

Милосердие как качество личности – способность делиться чем-то с другими живыми существами, оказывать им помощь, не требуя благодарности, воздаяния.

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе, бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Оставил её слепому человеку и ушёл. К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому». Улыбнулся и ушёл. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

Милосердно поступил этот человек? Как найти ту меру, по которой безошибочно определяется милосердие? В рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки» есть такой эпизод. Шел 1933-й год. Голодный мальчик заприметил чудом уцелевшую собаку. « Она смотрела и не шевелилась, готовая в любую секунду исчезнуть. Она не верила ни ласковому голосу, ни заискивающим улыбкам, ни хлебу в руке. Сколько я ни упрашивал — не подошла, но и не исчезла. Я знал, что некоторые ссыльные питались собаками, подманивали, убивали, разделывали. Наверное, и моя знакомая попадала к ним в руки. Убить ее они не смогли, зато убили в ней навсегда доверчивость к человеку. Воспитанная голодной улицей, могла ли она вообразить себе такого дурака, который готов дать корм просто так, ничего не требуя взамен… даже благодарности. Да, даже благодарности. Это своего рода плата, а мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить. Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

Если у нас в избытке хлеба, и мы бросили кусок собаке, это не означает милосердие. Милосердие – это когда ты голодный, как собака, но все равно делишься с ней последним куском хлеба. В сведениях 1849 о нравах помещичьих крестьян отмечалось их гостеприимство: «Ни у кого не повернется язык отказать в приюте нуждающемуся страннику или нищему. Лавку в переднем углу и последний кус хлеба крестьянин всегда готов с душевным усердием предоставить нищему. Это свойство крестьян особенно похвально потому, что бедные семейства, до какой бы крайности ни доходили, никогда не решаются нищенствовать, но стараются или взять заимообразно, или пропитываться трудами рук своих, и из этого-то слезового куса они никогда не отказывают страннику-нищему». Милосердие – это и есть слезовый кус.

«Наши сердца слишком часто захлопываются перед мольбами бедняков с таким стуком, что его слышно на небесах», — писал Генри Лонгфелло. Основа милосердия – жертва. Если мы жертвуем тем, что для нас важно, значит, совершаем акт милосердия. Проще всего отдать что-то ненужное, незначимое для нас или откупиться деньгами. Другое дело пожертвовать тем, к чему прикипел душой. В этом истинное милосердие. Например, в детстве родители подарили мне копилку. Я экономил на деньгах для завтраков в буфете и в течение нескольких месяцев бросал монетки в копилку. «Когда она заполнится, — думал я, — куплю аквариум и рыбок». Но все произошло иначе. Я разбил копилку, пошел с младшей сестрой в универмаг и купил ей платье. Я не ждал благодарности, похвал родителей. Просто это было мило моему маленькому сердцу. По-моему это и было милосердие.

Значимым для нас может быть и время. Олигарху проще всего перечислить деньги церкви, благотворительному фонду или детдому. Это только можно приветствовать, как благое дело. Поэтому оно и называется благотворительностью. Но милосердием это назвать нельзя. Для олигарха значимо время. Допустим, он приезжает в детдом и видит расстроенное старенькое пианино, черно- белый телевизор и туалет, в который страшно входить. В следующий раз он привозит белый рояль, плазменный телевизор и бригаду строителей для ремонта помещений. При этом все это делается без пиара, журналистов и телевидения. Дела милосердия нужно творить незаметно, безымянно, без ожидания похвалы, чтобы тот, кому оказывается милость, не мог поблагодарить.

Нельзя сводить милосердие только к материальной сфере. Моральная поддержка, участливое отношение к людям, доброжелательность, забота, любовное отношение к другому человеку — тоже являются проявлениями милосердия. Примером милосердия служит молитва за грешника.

Милосердие – это наивысшее проявление любви к ближнему. Психологи пару лет назад провели эксперимент. Студента Духовной семинарии отправили в другой район города читать проповедь о милосердии. На его пути психологи поместили актера, который в момент, когда мимо проходил испытуемый, падал, начинал стонать и задыхаться от кашля. Этот эксперимент продолжали многократно с разными семинаристами. И только 10% останавливались, чтобы помочь реально страдающему. Результаты эксперимента были обнародованы и вызвали настоящий шок в научном и религиозном мире… Живого отклика на реальную ситуацию не случилось. А милосердие – это и есть отклик на все, что происходит вокруг тебя. Не надо ехать за тридевять земель. Помоги ближнему. Экзюпери говорил: «Если ты не можешь накормить всех голодных кошек во всем мире, накорми только ту, которая пришла к твоему порогу. Этого достаточно». У нас человек может умереть от сердечного приступа в многолюдном месте и все пройдут мимо.

Милосердие – часть любви. Любовь более широкое понятие. В милосердии отсутствует боль, его могут совершать не только благостные люди, но и люди в страсти, в невежестве. Пример невежественного милосердия – дать наркоману дозу, чтобы не мучился от ломки. С позиций невежественного человека он творит добро, но на самом деле совершает зло. Любящий человек откажет наркоману в просьбе. Будет сам терпеть боль, страдать, но не даст яд.

Милосердное отношение к людям предполагает соблюдение правила: «Если у тебя есть возможность проявить милосердие, то подари человеку не рыбу, а удочку». Милосердие должно быть мудрым, основываться не только на чувствах, но и разуме. Что это значит? Всегда нужно просчитывать последствия своего милосердия. Разовая помощь нищему не обеспечит полноценного и ответственного его возвращения в общество. Сегодня мы удовлетворили свою потребность «быть милосердным, а что будет с этим человеком завтра? Может, мы причинили ему зло своими подаяниями? Человек проходит урок. Он стал нищим, потому что как-то нарушил законы жизни. Мы, подавая ему милостыню, тем самым вмешиваемся в действие равновесных сил мироздания. Своими подаяниями мы заявляем миру, что он не справедливо устроен. Мы не согласны с таким устройством. Возникает примерно такая ситуация: учитель объясняет ученику, как исправить допущенные в жизни ошибки и тут в класс вламываемся мы, предлагая ученику конфетку. Он забывает про все ошибки и удирает с урока. Конфетка съедена, а ошибки так и остались не усвоенными. Задача милосердия – обеспечить рост человека, а не потворствовать злу.

Для подтверждения этой истины послушайте притчу: Забралось воровство в дом бедняка. И то, что он своим трудом за всю жизнь заработал, украло. И так там почти ничего не было, так выгребло и последнее. Забросило воровство мешок на плечо и бежать. Но вот напасть: когда через забор перелезало, за гвоздь зацепилось. Ни туда — ни сюда. А по двору уже бедняк с дубиной бежит. Жалко с добром расставаться. Да и, как следует, вора проучить не мешает! И тут, на свое счастье, видит воровство: идет по дороге милосердие. «Эй, помоги!» — принялось кричать воровство, что есть сил. А милосердие мимо идет, словно его и не замечает. «Освободи меня!» — еще громче стало взывать к нему воровство. — А не то мне сейчас, ой, как достанется! А потом еще и в тюрьму посадят!» — «Нет, — говорит милосердие. — Не стану я помогать тебе!» — «Как?! — возмутилось воровство. — Ты же ведь — милосердие!» — «Да, — милосердие. Но я тоже могу послужить злу, если буду действовать неразумно. И поэтому помогу не тебе, а тому бедному человеку, которого ты обокрал и обрек на холодную и голодную смерть». – «Но ведь он же прибьет меня!» — «Не прибьет, — улыбнулось милосердие. — Я попрошу его быть милостивым даже к тебе!» И попросило уже замахнувшегося дубиной бедняка не бить воровство. Что тот и сделал. Потому что многим был обязан милосердию…

Мы можем быть порядочными, но не милосердными людьми, если вся наша порядочность нами и исчерпывается. Милосердие – это всегда то, что мы выносим из своего сердца другому человеку. Иными словами, милосердие – это отношение, сердечный отклик на то, что произошло не в прошлом или в будущем, а здесь и сейчас.

Многие, желая проявить милосердие, бросаются заниматься не своим делом. Хороший инженер-строитель идет в санитары, а прекрасный врач бросает свою клинику и начинает строить школу в деревне. Если человек хочет быть милосердным, лучшее поле деятельности для этого – его любимое дело, талант и призвание. Разумное милосердие не должно зарывать талант в землю, а, наоборот, способствовать реализации потенциала личности.

Милосердие должно быть рассудительным, потому что на нем нечистоплотные люди пытаются обстряпать свои грязные делишки. Всем приходилось сталкиваться с «липовыми» нищими, профессиональными попрошайками и благотворительными фондами, которые манипулируют на милосердии, пытаясь вытянуть из нас деньги. Когда мы считаем не разумным помогать, надо твердо сказать «нет». Вспомните позицию профессора Преображенского в «Собачьем сердце» М. Булгакова: «Хочу предложить вам, - тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, - взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука». - «Нет, не возьму», - кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы. Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налётом.- «Почему же вы отказываетесь?» - «Не хочу». - «Вы не сочувствуете детям Германии?» - «Сочувствую». -«Жалеете по полтиннику?» - «Нет». - «Так почему же?» -«Не хочу»».

Петр Ковалев

Добавить в избранное

Милосердие — это положительное качество характера личности, способность делиться чем-то, с другими живыми существами, оказывать им помощь, не требуя благодарности, не ожидая ничего взамен.

Понятие и проявление Милосердия

Посмотрите на фото, запомните! Это и есть истинное проявление Милосердия. Когда просящий помогает бездомной кошке. Основа Милосердия — это жертва. Если мы жертвуем тем, что для нас Важно и дорого . Простое пожертвование денег — это не милосердие! Только это значит, совершаем истинный акт Милосердия. Милосердие — это когда человек нуждающийся сам, делится с другим от чистого сердца , не ожидая . Пожертвовать тем, к чему прикипел душой, в этом истинное милосердие. Милосердие — это одно из проявлений .

Милосердие может проявляется не только в материальной сфере, это могут быть благочестивые поступки, сопереживание. Моральная поддержка, участливое отношение к людям, любовное отношение к другому человеку – тоже являются проявлениями Милосердия.

В тоже время в Милосердии отсутствует боль, его могут совершать не только Благостные люди, но и люди в Страсти, в Невежестве.
К примеру когда исходя из Милосердия, Вы дадите дозу наркотика, наркоману — Как назвать поступок? Милосердно Вы поступили? Правильный ответ — это Милосердие в ! Это неправильно!

Милосердие это часть большого чувства Любви человека. — это более широкое понятие. Милосердие – это наивысшее проявление любви к ближнему.

Скромность в Милосердии

Скромность для Милосердия к лицу. Милосердие нужно творить незаметно, безымянно, без ожидания похвалы, чтобы тот, кому оказывается , не мог поблагодарить.

Истинное Милосердие и Милостыня

Истинное Милосердное отношение к людям предполагает соблюдение правила — проявляя Милосердие дай человеку Возможность. Это предполагает дать нуждающемуся возможность вернуться в общество.
Нищий проходит уроки равновесных сил Вселенной. Что Вы делаете когда даете милостыню? Вы тем самым потворствуете Злу!!!
Помощь нищему не обеспечит полноценного и ответственного его возвращения в общество. Человек проходит урок. Вы, подавая ему милостыню, заявляете миру, что он не справедливо устроен.

Сегодня удовлетворив потребность такого человека, не сможете обеспечить рост человека. Что будет с этим человеком завтра? Может, мы причинили ему Зло своими подаяниями? Истинное Милосердие это обеспечить рост человека, а не потворствовать Значимым поступком Милосердия для нас может быть и время которое оказываете на .
В современном обществе потребления, ожесточение достигло большого уровня, человек может умереть от сердечного приступа в многолюдном месте и все пройдут мимо. Наши сердца слишком часто захлопываются перед мольбами бедняков.

Милосердие – это и есть отклик на все, что происходит вокруг тебя. Не надо ехать далеко, помоги ближнему.

Ложное Милосердие

Проще всего отдать что-то ненужное, незначимое для нас или откупиться деньгами. Ложное Милосердие это отдать ненужное. Если у нас в избытке хлеба, и мы бросили кусок собаке, это вовсе не означает Милосердие. Милосердие – это когда ты голодный, как собака, но все равно делишься с ней последним куском хлеба! Это очень важный момент!

Богатому человеку, проще всего, откупиться, перечислить деньги церкви, благотворительному фонду или детскому дому. Это не Милосердие! Это можно приветствовать, как благое дело и называется благотворительность.

Милосердие находится в сердце

Милосердие – это отношение, сердечный отклик на то, что происходит здесь и сейчас. Это Благочестивый поступок без требования благодарности, большой или маленький, просто так, ничего не требуя взамен даже благодарного взгляда. Это большое сердце и доброта истинно сильного человека с сильным внутренним Я. Не требуйте благодарность, благодарность своего рода плата, кормить и восхвалять свою совесть.

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Сортировать Название Похожие

Многие люди уже устали от эгоизма и злости, которые царят в мире. Каждый день новости сообщают о новых злодеяниях, и они заставляют испытывать серьезные сомнения по поводу того, что человек способен проявлять доброту и заботиться о ком-то, кроме себя самого. Однако есть истории людей, которые своими поступками являют пример доброты и умения сострадать.

История Белогорцевых

У семейной пары Ольги и Сергея Белогорцевых дома нет будильников. Каждое утро они просыпаются под лай своих питомцев. Ольга спешит готовить им завтрак. А Сергей тем временем наводит порядок во дворе. Четыре года назад они еще и представить не могли, что будут вести такой образ жизни.

А началось все со случая. Друг Сергея задолжал ему денег и решил рассчитаться по-другому - принес ему щенка мастифа по кличке Гретта. Сергей сначала даже не думал о том, чтобы оставлять собаку у себя дома. Он дал объявление о продаже и уже даже нашел покупателей. Накануне сделки вечером Сергей вышел с Греттой погулять. Ничего не подозревая, он уткнулся в телефон, как вдруг внезапно сзади послышался шум. Обернувшись, Сергей увидел, как Гретта повалила на землю какого-то мужчину. Тот, обезумев от страха, сбежал. Сергей увидел на земле молоток: видимо, это был грабитель, которому собака не дала совершить преступление и тем самым спасла жизнь. После этого, конечно, Сергей не стал продавать собаку, ведь она спасла ему жизнь. К сожалению, через некоторое время Гретта скончалась от сердечного приступа.

Почему же семья Сергея и Ольги тоже является примером милосердия из жизни? Дело в том, что в память о собаке они решили на собственные деньги открыть у себя дома приют для четвероногих. Во дворе они построили несколько вольеров. За четыре года они выходили около сотни собак, почти все из которых потом сумели найти новых хозяев. Самых обессиленных животных они лечат прямо дома.

Однако Сергей и Ольга отдают не всех животных - есть и те, которых они решили оставить у себя. К примеру, собака Рада, у которой были перерезаны сухожилия. Характер у нее не очень дружелюбный, поэтому семейная пара, не зная, как она поведет себя в новом доме, решила оставить Раду у себя. Ольга по специальности ветеринар, а Сергей - предприниматель. На содержание оравы питомцев уходит около 20 тысяч рублей в месяц. Сейчас у семьи Белогорцевых - 20 собак. Вылечив и раздав одних, они набирают новых. Они мечтают построить более просторных вольер для своих питомцев. Первый шаг уже сделан - семья приобрела участок земли.

Поступок крановщицы

В 2016 году крановщица из Санкт-Петербурга Тамара Пастухова своим поступком явила еще один пример из жизни на тему милосердия. Она героически спасла жизни троих рабочих на стройке. Рискуя жизнью, она помогла им выбраться из огня. Пожар возник вечером на участке строящейся автострады. Загорелся утеплитель и обшивка железобетонных мостовых опор. Общая площадь пожара составляла около ста метров. Когда начался пожар, женщина услышала крики рабочих - они стали заложниками огня, вспыхнувшего прямо на строительных лесах. На стреле крана была закреплена люлька, и работников спустили на землю. Саму Тамару тоже пришлось вызволять из огня.

Как стать милосердным?

Недостаточно только знать примеры милосердия из жизни. Этому качеству можно научиться. Чтобы стать милосердным, нужно делать добрые дела. Проще всего обрести милосердие можно рядом с теми, кому нужна помощь. К примеру, у кого-то может вызывать сострадание нуждающийся в помощи старик, у другого - сирота. Третьему захочется делать добрые дела для людей в больнице. Милосердие проявляется там, где есть человеческая нужда. Сочинение о милосердии и примерах из жизни может содержать в себе описанные истории. Также можно самостоятельно совершать добрые поступки.

Классный час в 9 классе на тему «Милосердие… Нужно ли оно в наше время?»

(подготовила учитель МБОУ СОШ № 16 г. Невинномысска Ставропольского края Людмила Васильевна Назарова)

    Определение понятия слова «милосердие».

Учитель: У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку.

И кто- то камень положил

В его протянутую руку.

Учитель: О чём просил нищий? Какую помощь он получил? (Камень) Что собой символизирует камень, положенный в протянутую руку нищего? (Равнодушие, жестокость) Назовите качества характера, противоположные равнодушию и жестокости. (Доброта, милосердие)

Давайте попробуем разобраться, от каких слов произошло слово «милосердие»? (Милость – отзывчивость, доброта. – Милосердный человек – человек с добрым сердцем)

2.Как и где проявляется милосердие.

Милосердие и доброта… Самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. А ведь человек рождается и живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – «Земля», Л – «Люди», М – «Мысль», Д – «Добро», Ж – «Живите». Азбука как бы призывала: Люди Земли, Живите, Мыслите и Творите Добро.

Во все времена люди проявляли милосердие к окружающим. В годы Великой Отечественной войны это качество в людях проявилось с особой силой. Как вы думаете, в чём выражалось милосердие? (Молодые медсёстры на своих хрупких плечах, рискуя своей жизнью, выносили с поля боя раненых бойцов.

Солдаты, освобождая селения от фашистских захватчиков, отдавали свои продуктовые пайки голодным женщинам и детям.

Мирные жители, рискуя собственной жизнью и жизнью своей семьи, укрывали в своих домах раненых бойцов от немецких оккупантов.)

3.Нужно ли милосердие в наше время? - Как вы думаете, нужно ли милосердие сегодня? (Дети отвечают)

Ребята, в каких случаях мы можем проявить милосердие и по отношению к кому? Кто нуждается в нашей помощи? (Возможные ответы детей: близкие люди, пожилые, одинокие, малыши, люди, попавшие в трудные ситуации, животные)
Что мы можем сделать для них? Предлагаю создать «Банк добрых дел». Подумайте, какие конкретные дела вы можете предложить. Работая в группах, напишите перечень добрых дел.

1 группа. Помощь в семье.

2 группа. Помощь пожилым, одиноким людям.

3 группа. Помощь младшим (дома, во дворе, в школе, помощь детям-сиротам)

4 группа. Помощь животным.

5 группа. Помощь городу, стране (трагедии, стихийные бедствия).

Чтение ребятами списка добрых дел.

Можем ли мы помочь пострадавшим людям, находясь далеко от них? (Можно собрать посылку с тёплыми вещами, игрушками, написать письмо поддержки)

Каждый год школьники нашего города принимают участие в благотворительных акциях. А что сделали вы? (ответы детей) Уже 8 лет в Невинномысске проводятся городские благотворительные вечера. В прошлом году там прозвучали самые сокровенные мечты детей. И они сбылись! Алёша Любущенко перенёс 2 операции по удалению хрусталиков глаз в Московской клинике. Теперь он будет видеть! Анечка Мищенко с тяжёлой формой ДЦП прошла курс лечения в Медцентре г. Анапы. Она уже пытается ходить, произносит отдельные звуки. Милосердие невинномыссцев спасло жизни свыше десятка детей. А в этом году горожанами было собрано около 2 млн. рублей. И в этом есть частичка и вашей помощи.

Ребята, а вы знаете, кто такие волонтёры? Волонтёры – это добровольцы, которые выполняют полезную для общества работу. Совершая добрые дела, они протягивают руку любви и помощи, пожилым людям, детям, оставшимся без родительского тепла, безнадёжно больным людям. Волонтёры работают бесплатно, на собственном энтузиазме. Как видите, в нашем мире много тех, кому необходима наша помощь, защита и забота, потому что нашем обществе пока ещё существует много жестокости и бессердечия. Я призываю вас вступить в волонтёрское движение, чтобы быть полезными людям.

4. Ролевые игры.

А) Творческое задание «Оазис милосердия»

Представьте, что каждый милосердный поступок превращается в цветущий оазис в пустыне. Нарисуйте такой оазис и расскажите, что должно измениться на земле, чтобы все пустыни превратились в оазисы, и возможно ли это.

Б) Творческое задание «Проект помощи».

Каждая группа должна написать проект деятельности благотворительной организации. Дети должны написать, как будет называться их организация; кому она будет помогать; на каких условиях в ней будут работать люди; кто её будет финансировать; её основные принципы.

5. Релаксация. Упражнение «Частичка сердца для тебя».
- А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство милосердия и доброты?
- В сердце человека.
- У каждого из вас есть «сердечко». В течение полутора минут напишите на нем: что лично вы сделаете, проявляя милосердие. (Учитель проходит с гелиевым шаром в форме Сердца, ребята прикрепляют свои сердечки и говорят, как они проявят доброту и милосердие).

Вот мы и сложили большое сердце доброты из частичек ваших сердец. Хотелось бы, чтобы все наши светлые помыслы реализовались в жизни. Я вижу, что будущее нашей страны в надёжных руках, ваши сердца наполнены добротой, сочувствием, заботой о ближнем.

Ребята, делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.

6. На память хочу подарить вам заповеди милосердия.

1. Никогда не бойся понять или простить!

2.Никогда не бойся просить прощения!

3. Никогда не бойся улыбнуться человеку, протянуть ему руку помощи!

4. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

5. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

6. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

7.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

8. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

9. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

10. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

И я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости?
И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.

Давайте учиться делать людям добро. Давайте замечать тех, кому нужна наша помощь.

Сегодня в Камаловском театре сыграют первую премьеру 111-го сезона - спектакль «Без ветрил» по комедии Карима Тинчурина, которую он написал в 1926 году, посвятив «гибели старого мира». Режиссер Георгий Цхвирава изменил жанр произведения: поставил не комедию, а «воспоминания о будущем». Корреспондент «Вечерней Казани» побывала на пресс-показе нового спектакля.

Это уже вторая работа Георгия Цхвиравы, главного режиссера Омского театра драмы, с камаловской труппой. В 2004 году он поставил здесь музыкальную комедию Авксентия Цагарели «Ханума» - у нее был свой круг почитателей. Но не такой широкий и фанатичный, какой образовался в 2003 году среди зрителей его знаменитого тюзовского спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по пьесе Тома Стоппарда : были люди, которые ходили на «Розенкранца...» пять и более раз. Не стану утверждать, что так же будут поступать зрители его новой постановки «Без ветрил». Но то, что спектакль заставит говорить о себе, - бесспорно.

«Я прочитал пьесу «Без ветрил» Карима Тинчурина, и темы, которые в ней поднимаются, показались мне очень актуальными, - говорил режиссер Цхвирава на пресс-конференции. - Сейчас в мире сложилась очень опасная ситуация. А когда социальная ненависть доведена до предела, надо заглянуть в прошлое. Я убежден: чтобы ответить на вопросы существующие и заглянуть в будущее, надо посмотреть в прошлое».

Прошлое в спектакле Цхвирава поделил на шесть частей: «1910 год», «1916-й», «1917-й», «1919-й», «1922-й» и «1925-й». Каждая начинается с черно-белых кадров кино хроники, которые под характерную для того или иного времени музыку проецируются на главную декорацию спектакля - разрушающуюся стену условного дома со множеством дверей.


На фоне ветхой стены (художник-постановщик Булат Ибрагимов) происходят все события в спектакле: от ссоры с мощными плевками друг в друга, которую еще в мирное, дореволюционное время устраивают склочные девушка-горбунья Рокия (Айгуль Абашева) и красавица Дильбар (Лейсан Файзуллина), до попытки тех, кому неуютно жить при советской власти, спрятаться от представителей ГПУ.

Пугающим стуком в дверь («Это ГПУ!») заканчивается пьеса Карима Тинчурина, но не спектакль Георгия Цхвиравы. Под лязг дверных засовов и шаги невидимых людей на ветхую стену-экран проецируется портрет Карима Тинчурина и годы его жизни: 1887 - 1938. Этот эпизод - один из самых впечатляющих в спектакле, ведь в свое время встречи с представителями ГПУ не избежал и выдающийся драматург. Ему приписали «участие в деятельности националистической организации, ставящей целью свержение советской власти, шпионаж в пользу Японии, вредительство на культурном фронте», а потом расстреляли без суда и следствия. В 1955 году Карима Тинчурина реабилитировали...

Лейтмотивом спектакля «Без ветрил» можно считать строчку из международного пролетарского гимна - «Интернационала»: «Кто был ничем, тот станет всем». Герой нового времени в постановке Цхвиравы - безграмотный нэпман Зайнетдин (Алмаз Сабирзянов) - отвратителен: чавкает и рыгает, с нежностью и любовью относится к доставшейся ему от господ белоснежной ванне на золотых ножках (с маниакальным усердием сдувает с нее пылинки) и совершенно сексистски - к своей жене Дильбар: она у него из «бывших» - дочь купца, прекрасно образованная, но чудовищно в свете революционных событий поглупевшая (именно такой ее играет Лейсан Файзуллина).


Героям минувших дней - разорившимся татарским купцам - в спектакле камаловцев невозможно не сочувствовать. Переход от блистательного благополучия к тотальной неустроенности и нищете (но не упадку духа, и это очень круто) играют Рамиль Вазиев (Нуретдин), Искандер Хайруллин (Мисбах Хаджи)...

Самый интересный персонаж в спектакле Цхвиравы - Батырхан в исполнении Эмиля Талипова - актера очень умного, думающего и тонко чувствующего. Батырхан - человек-хамелеон: в начале спектакля он полон решимости бороться с большевиками, потом вдруг становится «красным начальником» и меняет свое благородное имя на вариант попроще - Батыржан. Под конец спектакля снова заговаривает о том, что следует спасать мусульманский мир от марксистско-ленинской болезни... Понаблюдать за превращениями Батырхана-Талипова - одна из главных причин посмотреть в Камаловском театре спектакль «Без ветрил».

Определив жанр постановки как «воспоминания о будущем», Георгий Цхвирава вряд ли утверждает, что плохо образованные, наглые и глупые всегда обыгрывают умных и рефлексирующих. Он скорее демонстрирует, насколько ужасно, когда так происходит. Пугается этого сам, пугает зрителей. Этот страх объединяет: о нем хочется говорить. О нем нужно говорить.



Похожие статьи
 
Категории