Почему тувинцы такие дикие. Тыва

28.04.2019

Тувинцы – народ в Российской Федерации, составляет основное население республики Тува. Сами себя тувинцы называют «тыва», в некоторых селениях сохранились и более древние названия народности, на пример, «сойоты», «сойоны», «урянхайцы», «танну-тувинцы».

Численность населения

На территории Российской Федерации проживает свыше 206 тысяч тувинцев. В республике Тува проживает около 198 тысяч тувинцев. В других странах процент тувинцев достаточно высок, например, в их свыше 40 тысяч человек, в Китае около 3 тысяч человек.

Тувинцев разделяют на: западных и восточных. Все они говорят на тувинском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: центральный, западный, юго-восточный, северо-восточный. Распространены также русский, в южных районах – монгольский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие Тувинцы – в основном буддисты-ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, шаманизм.

Тувинский народ сложился из различных тюркоязычных племен, пришедших из Центральной Азии. На территории современной Республики Тува они появились примерно в середине середины первого тысячелетия и смешались с кетоязычными, самодийскоязычными и индоевропейскими племенами.
В середине 8 века тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз ( каганат), сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву.

Можно смело утверждать, что язык тувинцев был сформирован в результате смешения языков и диалектов уйгурских племен с языком местных жителей. Потомки уйгуров-завоевателей живут в Западной Туве. Енисейские кыргызы, населявшие , в 9 веке подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов окончательно смешались с местным населением.

В конце тринадцатого, начале четырнадцатого века в Туву переселились несколько племён, которые так же смешивались с местными жителями. В конце первого тысячелетия нашей эры в горно-таёжную восточную часть Тувы – в Саяны (нынешний Тоджинский район), заселённые ранее самодийскими, кетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли тюркоязычные племена туба, родственные уйгурам.

К 19 веку все местные племена, обитатели Восточной Тувы были полностью смешены с тюрками, а «тыва» стал общим самоназванием всех Тувинцев. В конце 18 – начале 19 века, когда Тува находилась под властью маньчжурской династии Цин, завершилось сложение тувинского этноса.

В 1914 Тува была принята Россией под полную защиту. В 1921 была провозглашена Народная Республика Танну-Тува, с 1926 она стала называться Тувинская Народная Республика. В 1944 году республика была включена в Российскую Федерацию как автономная область, а с 1993 – Республика Тува.

Географическое положение селений восточных и западных тувинцев повлияло на род их занятий. К примеру, основу хозяйства западных тувинцев вплоть до середины 20 века составляло скотоводство. Они разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков, а также лошадей и верблюдов. При этом они вели полукочевой образ жизни. В редких случаях западные тувинцы распахали земли и выращивали некоторые зерновые культуры. Но в крупных масштабах земледелие не практиковалось.

Часть мужского населения западных тувинцев занималась также охотничьим промыслом. Существенную роль играло собирательство плодов и корней дикорастущих растений. Были развиты ремёсла (кузнечное, столярное, шорное и другие). К началу 20 века в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов-ювелиров. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие для юрты, коврики и матрацы.

Традиционные занятия восточных тувинцев, кочевавших в горной тайге Восточных Саян: охота и оленеводство. Охота на диких копытных должна была обеспечить мясом и шкурами семью в течение всего года. Охотились так же на пушного зверя, шкуры которого шли на продажу. В конце осени и всю зиму мужчины охотились на марала, косулю, лося, дикого оленя, соболя, белку, лису и так далее.

Важным видом хозяйственных занятий охотников-оленеводов было собирательство (луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг, кедровых орехов и др.). В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож, выделка бересты.

По старому обычаю у тувинцев преобладала малая моногамная семья. Но даже в начале двадцатого века некоторые богатые люди могли нарушить этот обычай и взять в жены несколько девушек из разных родов.
До наших дней сохранялся институт калыма. Свадебный цикл состоял из нескольких этапов:

  • Сговор. Как правило, родители жениха и невесты договаривались между собой о будущем браке своих детей, когда последним было по восемь – десять лет (иногда еще раньше);
  • Сватанье – аналог русского сватовства или запоя;
  • Особый обряд закрепления сватовства;
  • Бракосочетание;
  • Свадебное пиршество.

Существовали специальные свадебные накидки на голову невесты, ряд запретов, связанных с обычаями избегания.

Среди традиционных праздников у тувинцев стоит выделить Новый год, общинные праздники по случаю окончания хозяйственных периодов, свадебный цикл, рождение ребёнка, стрижка волос. Ни одно значительное событие в жизни общины не проходило без спортивных состязаний – национальной борьбы, конских скачек и стрельбы из лука.

Традиционные жилища восточных и западных Тувинцев так же различаются по строению. Например, у западных Тувинцев основным жилищем служила юрта: круглая в плане, имела разборный, легко складываемый решётчатый остов из жердей, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и источником света.
Юрту покрывали войлочными ковриками и так же, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. Дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался открытый очаг. Внутри хижины устанавливали деревянные сундуки, передние стенки которых были богато украшены расписным орнаментом. Юрта делилась на две половины: справа от входа была женская часть, слева от входа – мужская. Пол в юрте был войлочных. Стеганые коврики разбрасывали по всей юрте.

Традиционным жилищем восточных Тувинцев-оленеводов служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне-осеннее время берестяными полстями, а зимой – лосиными или оленьими шкурами, сшитыми между собой. В период перехода к оседлости во вновь создаваемых колхозных посёлках многие восточные Тувинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли специально выделанными кусками коры лиственницы, а также большое распространение получили до начала застройки типовыми домами лёгкие каркасные постройки с четырьмя, пятью или шестью углами. Хозяйственные постройки западных Тувинцев были преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для скота.

Практически всю одежду, включая обувь, тувинцы изготавливали из шкур и кож преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Наплечная одежда была распашной, сшитой по образу туники. Излюбленные цвета ткани – фиолетовый, синий, жёлтый, красный и зелёный.

Зимой тувинцы носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Праздничной зимней одеждой была шуба из шкур молодых ягнят, покрытая цветной тканью, нередко шёлковой. Летняя праздничная одежда состояла из халата, сшитого из цветной ткани (чаще синей или вишнёвой). Полы и ворот обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов.

Один из наиболее распространённых головных уборов мужчин и женщин – овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые завязывались на затылке. Носили просторные войлочные капюшоны с удлинённым выступом, опускавшимся на затылок, также шапки из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, обшитые цветной тканью.

Традиционная обувь тувинцев – кожаные сапоги с загнутым и заострённым мысом, многослойной войлочно-кожаной подошвой. Голенища выкраивали из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Праздничные сапоги украшали аппликациями из разноцветных лоскутов. Другая разновидность традиционной обуви Тувинцев — мягкие сапоги. Они имели мягкую подошву из кожи коровы без загиба мыса и голенища из обработанной кожи домашней козы. Зимой тувинцы носили в сапогах войлочные чулки с вшитыми подошвами.

Одежда восточных Тувинцев несколько отличалась от национального костюма западных тувинцев. Летом излюбленной наплечной одеждой служил «хаш тон», который выкраивали из изношенных оленьих шкур или осенней косульей ровдуги. Он имел прямой покрой, расширявшийся в подоле, прямые рукава с глубокими прямоугольными проймами. Головные уборы капорообразного покроя шили из шкур с голов диких животных. Иногда пользовались головными уборами, сшитыми из утиной кожи и перьев. Поздней осенью и зимой пользовались унтами, которые носили мехом наружу. Оленеводы, находясь на промысле, опоясывали одежду узким ремнём из кожи косули с копытцами на его концах.

Женщины-тувинцы очень трепетно относились к украшениям любого вида. Больше всего ценились перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой серебряные браслеты. Серебряные украшения в виде пластинки, декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями, как правило, вплетали в толстые косы. Причем, косы носили как женщины, так и мужчины. Мужчины брили переднюю часть головы, а оставшиеся волосы заплетали в одну косу.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:
Его весьма рекламировали, и ссылка появлялась даже в сибирских сообществах. Но по прочтении стало ясно, что это взгляд на Туву глазами нациста и колонизатора. Итак, цитаты из этого отчета:
Абакан - "Отличный город. Большинство населения - русские (это важно;-))"
Кызыл - "По периферии... Достаточно хреново смотрится периферия. В целом - после Абакана, который я покинул за 4,5 часа до этого, различия были очень ощутимы. Национальные традиции, вероятно. Ибо - основное население составляют тувинцы (что важно;-))".
В дороге в Тоджу - "Мы ехали на "Урале". Хозяева этой машины, специально переделанной для пассажирских перевозок, очень душевные люди (русские - что важно;-)) - рекомендую пользоваться именно их услугами", "Вот тут хозяева столовой молодцы! Это некая тувинская семья содержит, живут тут-же постоянно. Работают, насколько я понимаю, круглосуточно. Был приятно удивлён",
В заповеднике Азас - "Ну и - по всей технике на базе так... Дизель коренное население также сломало...".
А вот главный пассаж: "В Тыве преобладают тувинцы и русские, причём тувинцев таки больше. И это "две большие разницы"... Друг-друга эти группы населения не любят, и на то есть причины. Очень разная культура, мировоззрение, традиции...
Русские - они везде русские))) Когда общался с русскими в тайге, так возникало ощущение, что нахожусь на Европейском Севере - такое же радушие, бескорыстность, гостеприимство, желание помочь во всём... В городах русские - ну... типичные городские русские))). А вот тувинцы... А ведь вроде буддисты...С самоосознанием народа там всё в порядке))) Создаётся ощущение, что "не тувинцев" местные там просто за людей не держат".
Вот такой отчет, со множеством красивых фотографийи подобных пассажиков, доворачивающих внимание читателя в нужную автору сторону: тувинцы де глупые, неработающие, жестокие, вероломные, ненавидящие русских.

А теперь главный вопрос: а за что тувинцам любить русских? Русские на протяжении ХХ века сделали немало памятных для тувинцев дел. В их числе захват земли и угодий, когда Тува была еще частью Китая, вмешивались в дела независимой Тувы, разрушили крупнейший буддистский храм Устуу-Хурээ, истребили почти всю знать и интеллигенцию, а потом сделали совсем подлую вещь - в ответ на добровольную помощь Тувы в войне, посылку добровольцев и помощи, провели аннексию и уничтожение независимого тувинского государства. После этого тувинцы превратились в бедное и презираемое большинство на своей собственной родине. Теперь вот на тувинцев льется бесконечный поток лжи и клеветы. Ни малейших признаков извинений или каких-то попыток загладить эти преступления.
Тувинцы - это народ, живущий уже более 60 лет де-факто в состоянии оккупации. После всего такого полностью понятно желание тувинца угостить очередного русского колонизатора национальным тувинским блюдом из картечи. Так же делал бы любой другой народ, живущий в подобных условиях.

Однажды я продавала телевизор по объявлению. Одним из потенциальных покупателей был Соян. Он только переехал в Благовещенск с женой и хотел обставить комнату. Молодой человек рассказал, что приехал из республики Тыва учиться и доказывал мне, что «не все тувинцы агрессивные», а наоборот - «добрые и гостеприимные». Телевизор, кстати, тогда он так и не купил, зато стереотип о тувинской агрессии полностью разрушил.

О гостеприимном народе, жизни в юрте и благовещенцах, не различающих азиатов, Соян Алдын-Херел рассказал MOJO.

Кстати, в действующей Конституции республики 2001 года наименования «Республика Тыва» и «Тува» стали равнозначны. Поэтому не удивляйтесь « Тыве» и « тувинцам» в материале.

Зов предков

- Что означает твое необычное имя?
- Это мое второе имя. Я менял его, так как по предсказанию буддийских лам (монахов) предыдущее имя мне не подходило. Родители назвали меня в честь деда, его звали Соян. Соян - это название одного из распространенных родов в Тыве.

- Я читала, что «в душе каждый тувинец - шаман». Что скажешь?
- Может быть, кто-то так и считает, но я с таким высказыванием не согласен. Обобщить тувинцев одним словом невозможно, ведь у каждого свое видение мира. Но, в целом, тувинский народ дружелюбен и гостеприимен. Те, кто побывали в Тыве, уезжают довольные и восторженные.

- Ты веришь в шаманов?
- Тыва - одна из буддийских республик России. В основном все ходят в буддийские храмы на молебны и приглашают в дом монахов для выполнения обрядов. Моя религия, соответственно, буддизм. Я следую своему пути, к шаманам не обращаюсь. Они с помощью особых ритуалов общаются с духами тайги, земли, озер и через них узнают информацию. К шаманам обращаются за тем, чтобы они очистили человека, местность, дом от злых духов, помогли найти вора. Я слышал от старшего поколения, что раньше были сильные шаманы, а сейчас таких остались единицы. Сила шаману передается из поколения в поколение по родственным линиям. Раньше шаманы могли сделать так, чтобы у человека, своровавшего что-либо, вздулся живот до невозможно больших размеров. И этот человек от мучения сам приносил хозяину ворованное имущество.

- Почему ты выбрал именно буддийскую философию?
- Буддизм - религия моих предков. Он дает возможность освободиться от негативных мыслей, эмоций. Если мы будем избавлены от негатива, то наш ум будет спокойнее. Если наш ум будет спокойнее, то мы станем добры, если мы добры, то не будет гнева, ссор, ненависти, войн, вражды в этом мире. Самые прекрасные знания о том, как изменить себя, других, мир я нашел в буддизме. И поэтому следую ему.

Говорят, тувинский народ очень музыкален. Якобы в каждой семье есть человек, умеющий играть на музыкальных инструментах или практикующий горловое пение.
- Тувинский народ очень талантлив, не отрицаю. Кто-то поет, кто-то танцует, кто-то играет на музыкальных инструментах. Если мальчик не силен в искусстве, то, скорее всего, он станет борцом. В Тыве много талантливых исполнителей горлового пения. Они регулярно ездят с гастролями по всему миру. Одним из самых талантливых исполнителей горлового пения был Конгар-оол Борисович Ондар. Он прославил нашу республику во всем мире. К глубокому сожалению, Ондар покинул наш мир 2013 году. Меня природа не одарила талантом петь, танцевать. А бороться я люблю и умею.

Разрушитель стереотипов

В российской армии бытует мнение, что части, где служат тувинцы - одни из самых опасных. Популярен стереотип, что тувинцы носят заточки в берцах и прочие острые предметы.
- Сам служил и прекрасно понимаю о чем идет речь. Расскажу свою историю. Служил я в Москве. По приезду в часть построили нас и спрашивали имеются ли у нас колюще-режущие предметы. У нас и в мыслях не было с собой брать заточки и тому подобное. В одной роте было 13 тувинцев. Ничего, без происшествий отслужили год. Если в части служат тувинцы, то это не обязательно, что часть опасная. Все зависит от воспитания человека. Сам по себе знаю, что в большинстве случаев споры, драки происходят из-за уборки в расположении роты (помыть пол, убраться). Давно надо было пересмотреть этот вопрос. Сделать так, чтобы военнослужащие не делали уборку. Убираться лучше специальным работникам.

Ты знаешь, что в «Гугле» один из первых запросов, когда вводишь «тувинец», - «Почему тувинцы всегда ходят с ножами». Зачем вам ножи?
- Слишком уж преувеличено. Не отрицаю - подобные преступления есть. Они происходят на почве распития спиртных напитков. Из-за таких случаев многие и говорят, что у нас в республике каждый ходит с ножом. Республика славится именитыми спортсменами занимающимся вольной борьбой, дзюдо, сумо, самбо, стрельбой из лука. Я уверен, что мы сумеем победить вышеупомянутый криминал, ведь нам не нужны ножи, а нужны чемпионы!

Еще говорят, что в Тыве лучше после заката солнца из дома не выходить из-за высокого уровня преступности. Это так?
- Да. Преступления как раз происходят после заката - в вечернее время и ночью. Но я гуляю и ничего, жив-здоров. Большую часть преступлений совершают нетрезвые люди, поэтому правительство борется с владельцами точек со спиртными напитками.

- Как в Тыве относятся к русским?
- Я к русским отношусь уважительно. Я считаю отношение к людям не должно основываться на национальности. Мы с детства жили в частном доме, у нас были русские соседи. Очень с ними дружили, играли вместе. Они еще все время огородом занимались. Если урожай хороший, то они угощали нас овощами. Щедрые они были. Мы и сейчас живем в частном доме. Нынешние соседи у нас тоже русские. Они открыли супермаркет и магазин стройматериалов. Все поблизости ходят в этот супермаркет. Есть и те, кто из-за национальности говорит плохие вещи, пытается нанести моральный и физический вред.

В Тыве много состоятельных и влиятельных русских. А численность русских от общего числа населения Тывы около 20 процентов.

- Что отличает тувинский народ от остальных россиян? Традиции, поведение?
- Тувинский народ невозможно представить без горлового пения, национальной борьбы хуреш. У тувинского народа особые праздники. Один из самых больших - это Наадым. Когда он наступает - устраиваются конные скачки, борьба хуреш, стрельба из лука. На этот праздник приезжают со всех уголков Тывы. Новый год мы отмечаем по лунному календарю, этот праздник называется Шагаа. В этот день во всех буддийских храмах проводятся молебны всю ночь. Еще у тувинского народа свои обычаи проведения свадьбы.

Жизнь в движении

- Расскажи про быт современных тувинцев. Юрты еще встречаются в городах?
- В столице Тывы, в Кызыле, занимаются тем же, что и все - учатся, работают, растят детей. А население, проживающее в районах республики и близлежащих территориях Кызыла, занимается скотоводством. Разводят лошадей, овец, коров, верблюдов. У некоторых скотоводов по тысяче голов животных. Скотоводы живут в юртах, так как они кочуют в разные времена года в разные места.

- Твоя семья живет в городе или кочует?
- Мои родители, как и их родители, занимаются скотоводством, и им приходится кочевать. Да, я вместе с родителями кочевал. Когда мне было 5 лет, я уже ездил верхом на лошади. Даже когда в городе в школе учился на каникулах, всегда ездил к своим родителям, меня всегда тянет туда. Кочуют родители по излюбленным местам в пределах Тес-Хемского кожууна на протяжении года. Иногда и два раза кочуют за сезон, так как пастбище становится непригодным для скота. Летом кочуют ближе к водоемам, а в зимнее время - к своим «зимовкам» (кыштаг), там имеются кошары (помещение для скота - прим. ред.). Осенью все косят сено и запасаются на зиму. Сейчас в зимовке у всех построены дома. А раньше даже зимой в юрте проживали.

- А ты жил зимой в юрте?
- Да. Помню, как в детстве с утра просыпаешься и видишь синее небо через дымовое отверстие в юрте. Помню, как мама говорила, что иногда снег выпадал так, что дверь юрты с трудом открывалась. Мои родители все время живут в юрте. Только зимой живут в доме. Юрта быстро разбирается и собирается. У нас частный дом в городе, но родители редко приезжают. Им в городе скучно.

- Планируешь ли ты после учебы вернуться в Тыву или останешься в Благовещенске?
- Мне нравится Благовещенск. Здесь никогда не было негатива в мой адрес, все дружелюбно относятся. Бывает, иду по улице, а навстречу мне детишки кричат: «Нихао». Вроде я не китаец внешне, хотя может чем-то и похож. Сначала было непривычно, а потом я с улыбкой отвечал: «Здравствуйте». Люди смотрели на меня удивленно и уходили. Но здесь я не планирую оставаться после учебы. Буду работать на своей родине. Республика нуждается в молодых специалистах, поэтому я должен вернуться туда.

Самым примечательным и красивым местом в тувинской столице является набережная Енисея. Эту великую реку тувинцы считают праматерью Эне-Сай, в ее честь слагаются стихи, написано несметное количество песен . Но какой условностью на деле оказывается это почитание, демонстрирует отношение даже не гостей, незнакомых с местными традициями и обычаями, а самих жителей Тувы, особенно горожан.

Непредвиденным образом, автокредитование оказало самое большое и негативное воздействие на экологическое состояние Енисея в Кызыле. Став обладателями водительского удостоверения и кредитного авто, желая об этом достижении сообщить всем, и главное, как-то по-жлобски экономя на бензине, не выезжая за город, тувинцы съезжаются пьяными компаниями к небольшой набережной в спальном районе центра города и начинают “Битву динамиков” и эгоизма.

В 15 метрах от буддийского храма Цэцэнлинг. Так отдыхает тувинская молодежь в 4 утра, не давая никакого покоя ни божествам, ни людям.

Никого из них при этом не смущает, что ночные разнузданные крики и пьяные танцы проходят в 15 метрах от буддийского хурээ Цэчэнлинг, находящегося на этом же же пятачке набережной Енисея- Эне-Сая. То, что называется в буддийской традиции ”подношением”, обрело зловещую форму с обратным смыслом. В воды Енисея тувинцы все чаще бросают или даже лихо запускают тару от употребленных напитков, разумеется, не молока. Окурки адресуются тоже “Великой матери реке”, а в ночное время, называемые “священными” воды, публика легко путает со сливным бачком унитаза и справляет туда нужду без всякого стеснения и переживаний.

После установления скульптур Даши Намдакова и реконструкции, набережная обрела статус пьяной парковки всех нетрезвых водителей столицы. Отметиться здесь с включенными во всю мощь динамиками считают своим долгом не только подростки, недавно севшие за руль, но и казалось бы, разумные граждане в возрасте. Где экономно провести день рождения и запустить час ночи фейерверки? На улице Красных партизан или, как говорят у “Пятилетки”, стадиона “5-летия Советской Тувы. С пьяными криками и матами - подношением тувинского народа своей “Матери реке” - Эне-Сай.

Набережная в дневное время

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что уровень шума с 7-00 до 23-00 часов не должен превышать 40 дБ, а в ночное время с 23-00 до 7-00 - 30 дБ, для сравнения: сигнализация автомобиля равна 80-100 дБ. Закон отнес к действиям, нарушающим покой: использование усилителей, установленных в торговых помещениях, автомобилях; фейерверки и использование пиротехнических средств; ремонтные работы в ночное время; громкое пение, крики или свист и тому подобное.

Законом предусмотрено все, кроме небольшого недостатка: он написан для нормальных людей, для работающего гражданского общества и действующего местного самоуправления.

В Туве этот закон мертв. Он неисполним, о чем говорит моя обширная, бесполезная и бессмысленная переписка с мэрией Кызыла и МВД.

в 15 метрах от визжащих граждан находится буддийский храм “Цэцэнлинг”, примыкающий к стадиону.

Здесь слышен уровень шума через закрытое “пластиковое” окно.

Безнаказанные оргии беспокоят лишь жителей окрестных домов, вынужденных жить летом с закрытыми окнами из-за шума и периодически пытающихся пробудить интерес к разрешению проблемы у мэрии и МВД. Ведь пьяные водители противоречат своим появлением не только “Закону о тишине”, но самое опасное - садятся после алкогольно-музыкальных подношений за руль и пытаются не всегда удачно объехать пешеходов и другие автомобили.

На днях, в попытке усовестить группу подобных любителей “выпить у Енисея” и сделать “подношение пьяными танцами” я была подвергнута нападению пьяных женщин. Они рьяно отстаивали свое право орать и пить в 2 часа ночи, называя это “отдыхом” и в нецензурных выражениях отправляли даже полицию, не говоря про меня, получившую телесные повреждения, при попытке снять номера автомобиля и помочь полиции в направлении хотя бы одного дела в суд. Отговорки полиции “нет доказательств для привлечения” привели к тому, что утро я встречала после добычи этих доказательств в отделении полиции, с группой агрессивно настроенных любительниц “отдыха”.

в такой тональности тувинские женщины общаются с представителями правопорядка

Некоторые из них до приезда полиции меня душили.

Эту девушку по имени Буянмаа (Милосердная) от моих волос, вместе с ними, смогла оторвать только полиция

Одна порвала одежду. А третья и четвертая поучали, как следует правильно жить и перестать завидовать их замечательной ночной жизни.

Справлять нужду на чужом крыльце - это нормально, считает вот эта девушка. “ А вот таких “желтых журналистов”, фотографирующих культурно отдыхающих “чырбайтыр этээр эвес ийик бе”, предлагает она подружкам, что в переводе с криминального сленга означает “изувечить”, “избить до полусмерти”.

Самой большой моей ошибкой было то, что я забыла, где живу. И думаю, что если я, человек не отгороженный никакими шорами от жизни: ни кабинетом, ни личной охраной и водителем забыла, каковы соотечественники в нетрезвом виде, то руководство республики, изо дня в день просматривая лишь процеженные “позитивные СМИ” и вовсе не имеет представления о реальном положении дел и состоянии общества, уверенное, что “верной дорогой идем, дорогие товарищи!”.

Я наказана короткой памятью, ведь я все это должна была предвидеть и выкинуть наивную идею, что увидев возмущенную женщину возраста их матерей, пьяные девушки смутятся и извинившись, отъедут. Какие извинения? Они могут убить. Я совершенно забыла про героев своей ночной съемки 2010 года, когда провела несколько ночей в рамках фотопроекта о работе медиков с дежурной с бригадой “Скорой помощи” в Кызыле, обнаружив город, доселе мне незнакомый, зато хорошо известный ночным лицом всем, кто работает в “02” и “03”.

Как и Эне-Сай - женщина мать. Избита дочерью.

Вот описание одной фотографии того времени.

“В 2 ночи "поранила руку женщина". В общежитии на Энергетиков, сданном пару лет назад для погорельцев с Паротурбинной, не узнать подъезда, все уже загажено, отбито, двери нараспашку, бесплатное жилье никто не ценит. Выпившая молодая женщина указывает на кровать: "Она уже умерла". Она - ее мать. Молодая женщина била маму стулом, скалкой и ножом. На глазах у двоих детей. С 9 вечера. Живучую бабушку бригада увозит и вызывает милицию.
Я удивлена, как быстро они распознали, что дочь сама избивала мать. "Поведение наглое, испугалась, что убила и вызвала, к тому же соседи слышали все, решила алиби сделать" - объясняют видавшие-перевидавшие все эти спектакли медики. Женщина стонет и плачет, что дочь пьет и бьет ее, не работает. Дочь - амбалка с накрашенным лицом, мордастая, грудастая, орет на медиков, чтобы с нею на Вы разговаривали. Это - абсолютно тихий и мирный вечер, по словам бригады реанимобиля....”

О жестокости молодых тувинских женщин, родившихся в промежутке после 90-х и вероятно, имеющих врожденный диагноз пивного алкоголизма, имеются свидетельства не только сухой криминальной сводки и судебных решений. По Сети гуляет любительское видео, называемое “разборки пьяных тувинок”. Судя по комментариям, оно шокирует самих тувинцев, особенно мужского пола только тем, что девушки явно не могут поделить парней. И возмущение у зрителей вызывает не поведение, не способы “общения” , а то, что выбраные ими парни - не тувинцы. А все остальное, что там происходит, вероятно, считывается как норма. Это уже ставший привычным фон жизни.

Конечно, я знаю и пожалуй, даже больше и лучше знаю, и знакома с другой Тувой. Умной, мыслящей, красивой, талантливой. Что никак не должно исключать наличие той, с которой мы так или иначе сталкиваемся и считаем за лучшее обойти, промолчать и забыть. Но от этого проблема не исчезнет и не рассосется.

Она постучится к вам однажды ночью, как это случилось со мной или днем. Она ворвется убитым ни за что, по пьяной дури прохожего - сыном или мужем. Задавленным пьяным водителем ребенком, потому что люди постеснялись сделать ему замечание, когда он всю ночь пил, орал у них под окнами и с этой же пеленой на глазах выехал, когда дети шли в школу, прямо на пешеходную зону.

Тува не только поет песни, борется и скачет на конях. Она еще пьет, валяется и вымирает.

Кызыл, центр города, новый “Арбат”. Когда-то здесь были теннистые деревья, а все эти люди имели работу.

прилавок на бывшем “центральном, колхозном рынке”

Я неоднократно бывала на пресс-конференциях Его Святейшества Далай-Ламы XIV в Индии. И одно из важных пожеланий, высказанных Учителем - будьте честными и объективными. “Фасад - он всегда прекрасен, но вы должны видеть и то, что происходит за ним” - говорил он отвечая на наши вопросы о профессии журналиста.

Дхарамсала, Индия.

“... если мы хотим иметь ясную картину, если хотим, чтобы наш взгляд на вещи был более реалистичным, тогда нам нужны средства массовой информации. Их роль невозможно переоценить. Но они должны быть объективными и честными. Я обычно говорю журналистам на западе: вам нужен длинный нос, как хобот у слона. Ищите, «вынюхивайте», это очень важно. Информируйте публику о том, что происходит, каково реальное положение вещей”.

В конечном счете, от того, насколько мы честны перед собой и друг с другом зависит то, в каком обществе мы живем. Что возьмет верх? Это?

Детская площадка в пригороде Кызыла

Вид с набережной Енисея.

Где подлинная Тува - здесь?

Или здесь?

И почему вот этот вид с набережной у одних вызывает желание помолчать и застыть в восхищении пением птиц, шумом ветра и реки, а у других - желание подъехать с грохотом и врубив погромче музыку, выпить водки, демонстрировать шумно свое присутствие и накинуться с кулаками и обещанием ножа на любого, кто выразит несогласие с таким соседством?

Тувинцы - это люди. Очень непохожие на нас, весьма своеобразные.
1.

Дикое племя, веками обираемое всеми пришлыми, от китайцев до русских. Наивные, как дети. Жестокие, как волки, потомки бесстрашных воинов. Ленивые, как мы. Ещё ленивее, чем русские, да. Деревенские ездили в столовую и закупали там варёные макароны целыми котлами, потому что лень варить самим. Не обрабатывают землю, потому что легче проедать пенсии и скудные зарплаты.
Очень много пьют. В пьяном состоянии не контролируют себя и легко могут зарезать. Ножи здесь у каждого второго. Вот этот валялся на улице, сломанный:

2.

Как говорят местные, зайдя на тувинскую свадьбу, никогда не знаешь, вернёшься ли живым. Доля истины в этом есть. Тува действительно занимает первое место в России по убийствам, и никакой Кавказ с ней сравниться не может. Беспричинные, плохо мотивированные, жестокие. Утром убийца, как правило, разводит руками и плохо помнит, что происходило. Гуляя по улицам Кызыла, я всматривался в лица людей и безоговорочно верил печальной статистике.
3.

Очень много людей бомжеватого вида. Когда не поймёшь - ещё в человечьем обличии, или уже хищный зверь, в поисках денег для очередной бутылки. Есть, разумеется, и вполне нормальные, обычные люди, как и везде, но именно в Туве понимаешь, как выглядит жопа России. Не по трещинам на фасадах домов и не по уличным помойкам. По выражению лиц.
4.


5.

Хочется немедленно уехать. Русские так и делали, в 90-х, когда вместе с ростом национального самосознания в руках тувинцев появились дубинки и ножи. Потом пришло отрезвление. Без России у тувинцев в 21-ом веке лишь один путь - в тотальную нищету и забвение. Или поглощение вездесущими китайцами и полная ассимиляция, исчезновение этноса. Китайцы, к слову, уже ведут в Туве активную деятельность, выкапывают редкоземельные металлы.
Единственное, что даёт надежду - продвинутая молодёжь. У неё есть ролики и Фейсбук. Возможно, она не захочет жить в сраном унылом говне, как это делают сейчас их родители.
6.


7.


8.

Кто-то из непременно уедет в цивилизацию, в прекрасный мир, в Абакан или даже Красноярск. Но кто-то останется, и непременно сделает так, чтобы в парке Кызыл-юрского периода появилось электричество и заработала карусель.
9.


10.

Новое поколение тувинцев узнает, что железная дорога - очень длинная и настоящая, а не десятиметровый аттракцион имени заезжего президента. Отличный паренёк по имени Чингиз получит образование, никого не зарежет, станет начальником станции ""Кызыл-Главная"" и не будет брать взяток. Совсем. Неслыханное нынче дело.

А пока у молодёжи своя жизнь в неуютных кызыльских дворах, у взрослых - своя.
11.


12.


13.

Над всеми ними летают огромные степные орлы. Описывают круги над городом, неторопливо и величаво. Так же неторопливо я расскажу о Кызыле, в следующем отрывке тувинских впечатлений.



Похожие статьи
 
Категории