Подготовиться к тесту на тему фольклор. Поговорка – это

12.02.2019

Тест. Фольклор. 5 класс. 1 вариант

1. Фольклор - это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

3
а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.

4
а)гипербола; б) эпитет; в)сравнение; г) метафора, д)антитеза

5.
Что такое пословица?
а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; в) законченное высказывание назидательного содержания.

6.
а) в меткости и образности высказывания;

в) пословица - законченное суждение, поговорка - часть суждения.

7. Что такое сказка:

а) историческая повесть

б) легенда

в) занимательный рассказ с фантастическим содержанием

г) правдивая история

8.

б) бытовые, волшебные, о животных, героические

9.

а) патриотическая идея

б) победа добра над злом

в) высмеивание пороков.

10. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники. Выберите их из списка:

Тест. Фольклор. 5 класс. 2 вариант

1. Фольклор - это:

а) набор произведений на различные темы.

б) устное народное творчество;

в) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

г) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова.

3 . Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?
а) загадка; б) поговорка; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) прибаутка; и) считалка.

4 . Какие литературные приемы лежат в основе загадки?
а)гипербола; б) метафора; в)отрицательное сравнение; г) эпитет, д)антитеза

5.
Что такое пословица?
а) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; б) образное сочетание слов; в) законченное высказывание назидательного содержания.

6. В чем различие пословиц и поговорок?
а) поговорка – это часть суждения, а пословица – законченное суждение;
б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок - сравнение;
в) в меткости и образности высказывания.

7. Что такое сказка:

а) историческая повесть

б) правдивая история

в) легенда

г) занимательный рассказ с фантастическим содержанием

8. Верно укажите основные группы сказок:

а) фантастические, бытовые, о трех братьях.

б) бытовые, героические, волшебные, о животных

в) чудесные, о животных, литературные

9. Ведущая идея волшебной сказки:

а) патриотическая идея

б) победа добра над злом

в) высмеивание пороков.

10. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть вредители. Выберите их из списка:

Конь, заяц, Змей Горыныч, гуси-лебеди, щука, Баба Яга, медведь, Кощей Бессмертный, серый волк.

Описание работы . Данное мероприятие может быть проведено учителями начальной школы в качестве урока внеклассного чтения или приуроченного к изучению раздела «Устное народное творчество».

Цели : прививать интерес к чтению, учить выразительно и внимательно читать, обогащать словарный запас учащихся, развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, приобщить детей к народной культуре; развивать внимание, память, творческие способности, воспитывать любовь к книге, воспитывать художественный вкус, учиться работать в команде, заинтересовать детей в изучении данного материала.

Оборудование : раздаточный материал, выставка книг, рисунков учащихся, образцы дымковской, богородской игрушек; изображение музыкальных инструментов, картинки с изображением русских народных костюмов, русские народные костюмы для исполнения танца, музыкальное сопровождение, наклейки-награды для команд, пазлы, аудио-запись русских народных песен, закличек и т. д.

Условия проведения игры: деление класса на команды, выбор капитанов команд. Побеждает команда, которая собрала больше наклеек- наград.

Предварительная работа : конкурс рисунков, чтение и рассказывание сказок, прослушивание аудио-записей, просмотр мультфильмов, репетиция русского народного танца.

Подготовка грамот и призов для команд.

Команды отвечают по очереди.

Ход игры-викторины:

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались с вами на викторину: «Фольклор - народное искусство». Вспомним, что же такое фольклор. В переводе с английского языка слово «фольклор» означает народная мудрость, народное знание. Фольклор сочетает в себе такие элементы: словесные, музыкальные, театральные. Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Русский танец, русская песня, русская музыка-частичка жизни каждого русского человека. С младенчества вы уже слушали малые жанры фольклора- это ваши первые колыбельные песни(«Баю, бай», «У кота-воркота», « Дрёма»), пестушки, дразнилки, потешки. Какие жанры фольклора вы можете перечислить (ответы детей). Молодцы. А сейчас разделимся на две команды. Придумаем название командам и выберем капитана. Итак, начинаем игру.

1 задание. Начинаем нашу игру с прослушивания русских народных песен. (Включение аудио - записей). Песня является душой русского народа, их пели и поют до сих пор, как говорится « и в горе и в радости». А сейчас назовите какие русские народные песни вы ещё знаете и даже исполняете на уроках музыки. Побеждает та команда, которая назовет больше песен. (« Край ты мой любимый», « Будьте здоровы», « Калина», «Гармонист Тимошка», « Как на тоненький ледок», « Валенки», « Во саду ли в огороде»,» При долине, при лужку»,» Гуси-лебеди», « Завивайся, берёзка»).

2 задание. Найдите виды устного народного творчества. Лишнее вычеркните (раздаточный материал на карточках).

Скороговорки, повести, считалки, прибаутки, басни, заклички, сказки, литературные сказки, пословицы, потешки, пестушки, стихи, рассказы, докучные сказки, загадки, дразнилки, песни, небылицы.

3 задание. Собери пословицы о труде и добре. Детям выдаются карточки следующего содержания.

Кончил дело-

А от труда здоровеет.

Добрый скорее

Что весенний день.

Гуляй смело.

Дело сделает,

Чем человек от лени болеет,

И звери помнят.

Ласковое слово-

Доходит до сердца

А человека труд.

Тот не ест.

Тому без дела не сидится.

Труд, труд, труд-

Вот три вечных сокровища.

Не сиди сложа руки.

Доброе слово.

Землю красит солнце.

Кто не работает.

Кто привык трудиться,

Так не будет и скуки.

4 задание. Собери картинку и скажи, какая русская народная сказка изображена /пазлы/. После сбора картинки беседа по сказкам.

Назови сказку и главных героев

О чем рассказывается в сказке (краткий пересказ по содержанию)

Чему учит данное произведение

Рассматривание выставки рисунков по сказкам.

5 задание . Угадай героя сказки.

Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)

Кому помогала яблонька, печка и речка? (Машеньке)

К кому обращены такие слова: «… вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой?» (Сивка-бурка)

На лазоревом платье - частые звёзды, на голове - месяц ясный, такая красавица - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.(Василиса Прекрасная)

6 задание . Придумай загадки. Русский народ славится остроумием, смекалкой, загадочностью, поэтому большое место в русском фольклоре отводится загадкам. Сейчас вы поупражняетесь в составлении загадок.

7 задание . Народный танец (фольклорный танец) - это проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом для зрителя. Ещё ваши прабабушки и прадедушки водили хороводы, устраивали весёлые народные гулянья. Сейчас проведем конкурс на лучший русский народный танец (по командам; танцуют заранее подготовленные дети в русских народных костюмах с музыкальным сопровождением).

8 задание. Народное искусство всегда понятно и любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева. Каждое изделие несет в себе радость, добро, тепло, фантазию. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна. Вспомните, какие виды народных игрушек вы знаете, и что вы можете о них рассказать (учитывается наиболее содержательный материал) Примеры: дымковская, филимоновская, каргопольская, богородская игрушки.

9 задание. На каких музыкальных инстументах играли ваши прабабушки и прадедушки? Кто знает? В старину на почётном месте были люди, играющие на музыкальных инструментах. Кто больше назовет музыкальных инструментов (Трещотка - издает много шума, использовали в свадебных обрядах якобы это оберегает молодую пару от злых духов; бубенцы, балалайка, свистулька, баян, бубен(применялись у скоморохов), домра, жалейка, гусли, калюка (дудка), ложки, окарина(род свистковой сосудообразной флейты),рожок, свирель).

10 задание . Вопросы для команд (по 4 вопроса).

Герой колыбельных песен, волшебное существо (Дрёма).

Герой колыбельных песен, усыпляющий детей мурлыканием(кот).

Обряд, который осуществлялся над детьми после рождения (крещение).

Устное народное творчество. Народная мудрость (фольклор).

Кроватка, в которой усыпляли малышей. Старинное слово (люлька).

Появление ребёнка на свет. Старинное слово (родины).

Что означало слово « баять» в старину(говорить).

Ведущий: Вот и подошла наша игра к концу. Сегодня вы показали себя настоящими знатоками русского фольклора. Я думаю, что народное искусство и народная мудрость всегда будет в ваших сердцах.

Подведение итогов и награждение команд.

  1. Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повество-вания, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былин-ного героя от героев исторической песни?
  2. Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вы-мышленных происшествиях с историче-скими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, на-родные песни используют обычные для былин приемы: повторы («Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою…»), по-стоянные эпитеты (красное золото), вос-клицания-обращения («Ой вы гой еси…» или «Ах ты гой еси…»).

    Былинный герой-богатырь создан на-родной фантазией. Читатель не пытается связать его облик и судьбу с конкретным историческим лицом. В исторических песнях герои всегда подлинные. Тут воз-можны некоторые вольности и неточнос-ти, но все равно в основе исторической песни лежат события с реальными участ-никами.

  3. Изложите сюжет выбранной вами историче-ской песни. Какое событие стало в ней централь-ным, кульминационным? Как вы это определили?
  4. Песня «Правеж» рассказывает о спра-ведливом суде Ивана Грозного; песня «Петра I узнают в шведском городе» опи-сывает «разведку» царя в столице враж-дебного ему государства.

    Можно пересказать каждую из них, обя-зательно используя приемы, характерные для фольклорного произведения. «Пра-веж» воспроизводит лишь один эпизод, а в песне о Петре I более заниматель-ная для пересказа история: есть завяз-ка — описание сборов для тайной поезд-ки в чужие земли, сами странствия по «Стекольному государству», узнавание царя, успешное его бегство от преследова-телей.

    Все эти этапы нужно передать как мож-но ближе к тексту песни. Кульминация — успешная разведка Петра I: «Не купчинушка по городу гуляет». Здесь использо-ван характерный для фольклора оборот — отрицательное сравнение.

  5. Подготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).
  6. Для выразительного чтения можно под-готовить не всю песню, а один из ее фраг-ментов. Материал с сайта

    Часто для подготовки выразительного чтения используют фрагмент, изображаю-щий бегство Петра I от преследователей.

    Можно начать со слов: «Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь…» — и до кон-ца песни.

    В этом небольшом фрагменте не только рассказ о событиях, но и включенные в этот рассказ обращения: Петра к крестья-нину, к матросам и солдатам на судне и «погони» к царю. Весь эпизод должен чи-таться стремительно, а обращения рассе-кают его на части и при этом только уси-ливают темп повествования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • историческая песня «петра i узнают в шведском городе»
  • найдите эпитеты характеризующие ивана грозного
  • вопросы и ответы по теме фольклор
  • сравните текст одной из исторических песен с былиной.
  • вопросы и ответы на тему фольклор

14. Соедините стрелочками пословицы, близкие по смыслу .

Любишь кататься, люби и саночки возить. Слово не стрела, и

хуже стрелы разит

Слово - не воробей, вылетит -не поймаешь. С милым и рай в

Хоть в лесной избушке жить, Без труда не выловишь

а с любимым быть. рыбку из пруда

15. В волшебных сказках каждый персонаж играет определённую роль. У главного героя есть помощники и вредители. Распределите

их в два столбика.

Конь, Змей Горыныч, Щука, Гуси-лебеди, Печка, Баба-Яга, Кощей

Бессмертный, Царевна-Лягушка

Помощники

Вредители

Оценка:

Ф.И. ______________________________________________

I вариант

    Фольклор- это:

а) литература древних времён;

б) народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы;

г) художественная литература XIV века;

    Какой жанр не относится к фольклору?

а) скороговорка;

б) загадка;

в) пословица;

г) повесть;

    Считалка- это?

а) разновидность детского фольклора;

б) начало в стихотворении;

в) название русской народной сказки;

г) вставной элемент в былине.

4. К фольклорным сказкам относятся?

а) философские;

б) сатирические;

в) волшебные;

г) новогодние.

5. Малый жанр фольклора, в котором предметы и явления воспроизводятся в форме вопроса для отгадывания :

а) былины;

б) поговорки;

в) загадки;

г) сказки.

6. Что такое народная сказка ?

а) остросюжетный рассказ о космических героях;

б) жанр устного народного творчества;

в) историческая повесть;

в) сказочник;

8. Определите жанр фольклора:

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай честный и добрых людей!

а) загадка;

б) стихотворение;

в) считалка;

г) скороговорка.

9. Микула Селянинович – это герой:

а) сказки;

б) легенды;

в) лирической песни;

г) былины.

а) исторические;

б) любовные, семейно – бытовые, ямщицкие, солдатские, удалые;

в) волшебные, фантастические;

г) приключенческие.

11. Что является символом солнца на масленицу?

а) костёр;

г) берёза.

12.Что делали в праздник Ивана Купалы?

а) прыгали через костёр;

б) заплетали берёзу;

в) гадали;

г) пекли блины.

13. Угадай русскую народную сказку и укажи её вид.

Название сказки и вид:____________________________________________

15. Объясните смысл пословиц и поговорок:

Готовь сани летом, а телегу зимой

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

________________________________________________________

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь -

________________________________________________________

Оценка:

Ф.И .______________________________________

Итоговый тест по теме «Фольклор» 5 класс.

II вариант

б) летописец;

    Какой из перечисленных жанров относится к фольклору?

а) повесть;

б) сказка;

в) рассказ;

    Что такое пословица?

а) образное сочетание слов;

б) музыкально-поэтический вид искусства;

в) словосочетание, в котором одно слово зависит от другого;

г) законченное высказывание поучительного характера.

    На какие виды делятся народные сказки?

а) волшебные, социально- бытовые, о животных;

б) приключенческие, биографические, исторические;

в) исторические, космические, художественные;

    В чём различие пословиц и поговорок?

а) в основе пословиц лежит сказка, а в основе поговорок - миф

б) пословица - законченное суждение, поговорка-часть суждения;

в) пословицу нужно отгадывать, а поговорку быстро произносить;

г) иноязычные конструкции.

6. К малым жанрам фольклора относятся (несколько вариантов ответа) :

а) пословицы;

б) сказки;

в) поговорки;

г) загадки;

д) былины.

    Музыкально-поэтический вид фольклорного искусства

б) сказка;

в) считалка;

г) поговорка.

    Определите жанр фольклора :

Сидит дед, во сто шуб одет,

кто его раздевает, тот слёзы проливает.

а) поговорка;

б) считалка;

в) загадка;

д) скороговорка.

    О каких событиях пелось в исторических песнях?

а) о любовных переживаниях;

б) о семейно - бытовых проблемах;

в) о разбойничьих деяниях;

г) о конкретном историческом событии русского народа.

10. Былины - это …

а)эпические песни-сказания о богатырях и общеисторических событиях в Древней Руси;

б) рассказ о животных;

в) сказочная повесть;

г) песни о любви.

    Как называются рождественские песни?

а) колядки;

б) веснянки;

в) частушки;

г) колыбельные.

12. Чем занимались девушки в святки?

а) прыгали через костёр;

б) рисовали;

в) гадали;

г) пекли блины.

13. Угадай русскую народную сказку. Укажите её вид.

Название сказки и вид: _________________________________

14. Соедините стрелочками виды сказок с их определениями :

Волшебные Цель сказки - весело поучительно рассказать

проделках животных.

Бытовые Задача сказки – испытать героя вступившего

в борьбу с волшебными силами.

О животных Цель сказки – рассказать о необычном

происшествии; действие происходит в

обычной обстановке.

Тест по теме «Устное народное творчество» 5 кл к УМК Г.С.Меркина

Часть 1

1.Фольклор - это:

1) Особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова

2)Искусство народа, художественная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы

3) Набор произведений на различные темы

4)Устное народное творчество

2. Из какого языка заимствованно слово «фольклор»?

1)греческого

2) латинского

3)английского

4) тюрского

3. Отметьте произведения малых фольклорных жанров:

1)пестушка 5)пословица 9)баллада

2) потешка 6)легенда 10) скороговорка

3)закличка 7) сказка 11)прибаутка

4) повесть 8)колыбельная песня 12)поэма

4. Соотнесите малый фольклорный жанр с его определением

5. Что такое народная сказка?

1) жанр устного народного творчества

2) историческая повесть

3) «ложь, но в ней намек…»

4) занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях

и приключениях

6. Кто является создателем сказок?

1) летописец

2) писатель-сказочник

4) сказители

7. Назовите жанры народных сказок

8. Соотнесите композиционные части сказки с их примерами

Часть 2

1.Определите к какому малому фольклорному жанру относится следующий текст:

Божья коровка, лети на небко,

Там твои детки кушают конфетки.

Всем по одной, а тебе -ни одной!

2.По приведенному отрывку определите, к какой группе сказок относится данная («Солдат и черт»), назовите еще несколько сказок этой же группы

Стоял солдат на часах, и захотелось ему на родине побывать.

Хоть бы, -говорит,-черт меня туда снес!

А он тут как тут.

Ты, -говорит, -меня звал?

Изволь, -говорит, -давай в обмен душу!

А как же я службу брошу, как с часов сойду?

Да я за тебя постою.

3. С какими злыми силами борются герои волшебных сказок?

4. Какой художественный прием используется в основе следующих словосочетаний: «чисто поле», «живая вода»? Дополните своими примерами.

5. В волшебных сказках часто используется запрет. Вспомните и приведите примеры.

6. Как называются сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования? Приведите примеры сказок.



Похожие статьи
 
Категории